На вопрос назовите 3 функции политической партии в современном обществе и раскройте их на конкретных примерах заданный автором Поросль
лучший ответ это Функции, отражающие связующую роль партий и государства: 1)Аккумулирование и агрегирование политических интересов граждан (т. е. их интересов, связанных с властью) . Партии призваны отражать интересы крупных общественных групп. 2)Из функции агрегирования интересов напрямую вытекает функция идеологическая. Под политической идеологией понимается социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. 3)функция политической ориентации общества. 4)Представительство политических интересов. 5)Приобретение и формирование власти (собственно политическая функция) . Т. е. представители политических партий осуществляют политическое управление. 6)Политическая организация граждан. Сюда же относится организация действий, на которые реагирует власть (митинги, демонстрации т. д.) . Партии придают определенную форму недовольству людей, направляют его на конкретные социально-политические действия. 7)Политическая социализация. Политическая социализация - это процесс политического становления личности, вхождения человека в политику, его подготовки и включения его во властные отношения. Т. е. она включает два аспекта: формирование политического мировоззрения (политических ориентаций, приверженности определенным стереотипам) , приобретение навыков политического участия. 8)Интеграция общества. Партии пытаются сплотить население для борьбы с конкурентами. 9)Легитимация власти. Легитимность власти - законность власти в глазах народа. Т. е. это понятие не связано с реальным соответствием законодательству.
Вторая группа функций - собственно политические функции партий. 1. Выявление соотношения сил в обществе из соотношения позиций партий. 2. Разработка и принятие политических решений. Осуществление политического курса общества. Этим занимаются партийные фракции в Парламенте, представители партий в Правительстве. В парламентских республиках и конституционных монархиях Правительство формируется из представителей победившей партии. (К примеру, в Японии и Великобритании все члены Правительства обязаны быть депутатами Парламента 3. Кадровая функция. Внутри партий существует своя иерархия, структура, принципы отбора на руководящие должности, формы партийного обучения, система рекрутирования партийной элиты. Партии же осуществляют селекцию кандидатов на должности в представительных органах. 4. Контроль за исполнением государственных программ. В первую очередь, осуществляется через парламентскую фракцию. 5. Координация и согласование действий с другими участниками политического процесса (партии, блоки)
Внутрипартийные функции: 1. Обеспечение единства и согласия в партийных рядах. 2 Расширение состава партии (особенно важное место занимает в деятельности массовых партий) . 3. Совершенствование партийной структуры. 4. Укрепление финансовой базы политической партии.
5. Развитие отношений с другими политическими партиями внутри и вне государства.
Ответ от 22 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: назовите 3 функции политической партии в современном обществе и раскройте их на конкретных примерах
Ответ от Невропатолог
[активный]
1. Выявление соотношения сил в обществе из соотношения позиций партий.
2. Разработка и принятие политических решений. Осуществление политического курса общества. Этим занимаются партийные фракции в Парламенте, представители партий в Правительстве. В парламентских республиках и конституционных монархиях Правительство формируется из представителей победившей партии. (К примеру, в Японии и Великобритании все члены Правительства обязаны быть депутатами Парламента) .
3. Кадровая функция. Внутри партий существует своя иерархия, структура, принципы отбора на руководящие должности, формы партийного обучения, система рекрутирования партийной элиты. Партии же осуществляют селекцию кандидатов на должности в представительных органах.
4. Контроль за исполнением государственных программ. В первую очередь, осуществляется через парламентскую фракцию.
5. Координация и согласование действий с другими участниками политического процесса (партии, блоки)
6. Корректировка политического курса на основе механизма обратной связи (т. е. реакция на изменения в обществе)
7. Защита политической системы от общества (недовольство последнего направляется на партии или персоны, а не на саму государственную машину)
Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:
Представительство социальных интересов;
Выработка программных установок, политической линии партии;
Формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;
Участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;
Подготовка и выдвижение кадров.
В рамках указанных функций возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.
Важное место в деятельности партии занимает представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация.
Как указывалось выше, генетически образование партий обусловлено дифференциацией общества на классы и другие социальные образования, имеющие различные интересы. XIX – начало XX вв. – это время резкого размежевания социально-классовых позиций. Это не значит, что партийная система общества является точной копией социально-классовой структуры общества. Всегда оказывалось, что есть различные варианты классовой политики: социал-демократическая и коммунистическая – у рабочего класса, либеральная и консервативная – у буржуазии. Формирование национальных и религиозных партий, выходящих за классовые рамки, говорит о многомерности социальной структуры общества, о наличии различных слоев, претендующих на активное участие в политической жизни в качестве ее субъектов.
Последние десятилетия принесли значительные перемены в содержании функции представительства. Западные политологи считают, что на смену классовым партиям с середины XX в. стали приходить так называемые "общенародные партии", или "партии для всех". Такая партия стремится избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, а предстает как выразитель общего интереса. Для того, чтобы добиться успеха, прежде всего на выборах, партия должна сегодня учитывать интересы целого блока сил. Партии стремятся к завоеванию большинства голосов и в соответствии с этим строят свою стратегию и тактику, стремясь к согласованию различных интересов. Облик партии формирует сейчас не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики.
Данная концепция отражает объективные перемены в жизни общества, однако термин "партия для всех", как нам представляется, нельзя понимать буквально: ни одна партия, поскольку она представляет один из возможных вариантов политики, не может удовлетворять всех. Несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они, прежде всего, ориентируются, так и с точки зрения их общей идейно-политической ориентации.
Интересы различных социальных групп агрегируются, выражаются в процессе выработки политической программы и осуществления политического курса партии. С этим связана следующая функция партии – выработка программных установок , социально-экономической и политической стратегии. Партия, как правило, имеет долговременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Даже если партия не опирается на какую-либо строго выраженную идеологическую систему, определенная идеологическая приверженность проявляется в ее конкретной деятельности и защищаемых ею ценностях.
Выделяют прагматический и идеологический стили деятельности партии. Прагматические партии ориентированы на практическую целесообразность действий, на поиск любых возможностей для достижения конкретных целей. Партии прагматического типа избегают принятия догматизированных, претендующих на строгую научность и истину в последней инстанции программ. В качестве программы такой партии зачастую выступает предвыборная платформа. Прагматические партии не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам. Идеологические ограничения не играют для них существенной роли, и ими порой жертвуют при заключении различного рода соглашений, образовании коалиций и др.
Идеологические (или мировоззренческие, доктринальные)партии опираются на строго определенную идеологическую доктрину. Для них характерно отстаивание соответствующих идеалов и принципов, стремление смоделировать общество с определенными идеологическими установками и претворить их в жизнь.
Признание членами партии ее программных установок – необходимое условие прочности внутрипартийных связей. Не исключается, однако, существование в партии различных политических фракций и борьба между ними. Идейно-программные различия имеют свои пределы, и нарушение их может привести к организационному расколу и возникновению новых партий. В то же время некоторые партии (коммунистические, например) запрещают фракционную борьбу как несовместимую с уставными целями и задачами. Опыт свидетельствует, что запрещение фракционной борьбы неэффективно и ведет к идейно-политическому закостенению партии.
Партии стремятся не только к развитию и обновлению различных политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Этому служат публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, в печати, на митингах и собраниях. Партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии общественным мнением.
Идеологическая функция политической партии предполагает также политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание членов общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической жизни и в конечном итоге способствует их политической социализации.
Функция осуществления власти политической партией включает в себя:
Участие в подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и управления;
Парламентскую деятельность партии, ее работу в партийных фракциях парламента и местных органов власти;
Участие в процессе подготовки и принятия государственными органами политических решений;
Политическое рекрутирование и др.
В современном демократическом обществе политические партии в борьбе за власть отвергают насильственные методы и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества партий. В конкурентной борьбе успеха добивается партия, политический курс которой импонирует большинству избирателей. Поэтому одной из главных задач партии является обеспечение поддержки со стороны избирателей, создание и расширение своего электората .
В результате изменений в социальной структуре общества, образовательном уровне населения, воздействия средств массовой информации партии теряют стабильное влияние на избирателей. Происходит "эрозия поддержки партий", как это определяют американские социологи У.Кротт и Г.Джекобсон. Многие избиратели меняют свою партийную приверженность от выборов к выборам, или поддерживают кандидатов разных партий на выборах различного уровня в зависимости от того, как последние обещают решить те или иные проблемы.
Партии, завоевавшие депутатские мандаты, формируют парламентские фракции или партийные группы. Фракции вносят на рассмотрение парламента различные предложения, готовя законопроекты, выступают с запросами правительству, участвуют в составлении повестки дня, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парламентских фракций от разных партий формируются руководящие и рабочие органы парламента (комиссии, комитеты, бюро и т.п.).
В странах Запада действует принцип автономии партийных фракций в парламентах и муниципалитетах, в соответствии с которым фракции непосредственно не подчиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные программы и установки, сообразуясь с конкретными условиями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие определенной внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и даже санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фракции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать соответствующим образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосования"). Наряду с официальным принуждением и другими мерами, наиболее действенными оказываются перспективы не попасть в число партийных кандидатов на следующих выборах.
Осуществление власти правящей партией выражается не только в инициирующей и консультативной роли в парламенте, но и в формировании и подчинении исполнительных органов. Политические партии участвуют в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.
Правящая партия посредством своей парламентской фракции, через своих представителей в государственном аппарате участвует в принятии политических решений, соответствующих интересам представляемых ею общественных групп. Партийные органы и форумы определяют цели и задачи партии таким образом, чтобы их конкретная реализация в виде законопроектов и иных государственных актов оставалась прерогативой самих парламентариев, а также административных органов, хозяйственного аппарата и др. Общая практика в условиях демократии такова, что партии не вторгаются непосредственно в государственную систему. Правящие партии стремятся избегать прямой увязки своей политики с действиями правительства, местных исполнительных органов, подчас дистанцируются от них с тем, чтобы снять с себя ответственность за те или иные непопулярные меры. Таким образом, партия и ее органы как бы "отчуждены" от государства и влияют на него лишь опосредованно. В результате партийные органы и организации сохраняют сугубо общественный характер и выполняют свои функции на негосударственной основе.
Политическая партия выступает как посредник между государством и гражданским обществом. Партии обеспечивают связь масс с государственными структурами, институализацию политического участия граждан и замену стихийных форм общественно-политической активности населения организованными, подверженными контролю формами. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии развивают как прямые, так и обратные связи народа и государства.
Эта посредническая роль партий наиболее полно проявляется в демократическом обществе. В странах с тоталитарным и авторитарным режимами роль правящих партий выходит далеко за рамки такого посредничества. Ввиду отсутствия реальных конкурентов в борьбе за власть складывается политическая монополия правящей партии, которая узурпирует властно-политические функции. Правящая партия становится над государством, устанавливает контроль над ним, а посредством него и над гражданским обществом. Выход партии за рамки своего функционального предназначения, попытка подменить собой государственные органы разрушает общественно-политическую природу партии. Такая организация перестает быть политической партией в собственном смысле слова, а сохраняет лишь внешние признаки таковой.
Функции политических партий в современном обществе
Какую же роль играют партии в современном обществе? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть функции партий, т.е. те виды деятельности партий, которые необходимы обществу как системе для нормального функционирования и развития.
Первой функцией партий является участие в избирательных кампаниях. Значимость этой функции определяется самой логикой возникновения современных политических партий как своеобразных «электоральных машин». Даже в тоталитарных обществах, где отсутствуют свободные выборы, правящая партия возглавляет электоральный процесс, выдвигает кандидатов, ведет агитацию и пропаганду.
Второй функцией политических партий является разработка идеологических концепций, программ, привнесение в массовое сознание политических ценностей. Приверженность партии определенной системе политических ценностей, с одной стороны, составляет ее сущностную характеристику, а с другой - является важным направлением ее деятельности. Стремясь к расширению своего влияния, партия активно пропагандирует систему ценностей, составляющую ядро ее идейно-политической платформы. Для этого используются различные коммуникационные каналы: от непосредственного общения на встречах, собраниях, митингах до тиражирования заявлений и деклараций через средства массовой информации, печатные издания. Значение этой функции партии для общества определяется особым местом ценностных ориентации в мотивационной структуре личности. Разрабатывая и пропагандируя идеологические концепции, партия способствует объединению людей вокруг определенных целей.
Идеологическая функция партии нередко приходит в противоречие с ее электоральной функцией. Приверженность определенным идеологическим принципам не позволяет партии ориентироваться на широкие слои избирателей и требует от нее либо изменения принципов, либо отказа от шансов провести своих кандидатов в парламент.
Доминирование электоральной функции над идеологической приводит к появлению партий «catch-all» («хватай всех»), которые отличаются прагматичностью своей позиции, ориентацией на сиюминутные интересы населения. В странах, где такие партии становятся основными субъектами политической жизни, происходит размывание идеологических различий между ними.
Третьей функцией политических партий можно назвать артикуляцию и агрегацию интересов различных социальных групп. В отличие от групп интересов партии не просто формулируют, артикулируют интересы отдельных групп, но стремятся к их агрегации, т.е. к обобщению, выделению приоритетов, созданию комплексных программ, учитывающих и связывающих между собой устремления разных слоев общества. Функция агрегации интересов позволяет партии опираться в своей деятельности на достаточно широкую социальную базу, что становится особенно важным при участии партии в государственном управлении, требующем определенной степени согласия масс по ключевым проблемам развития страны. Функция агрегации позволяет упорядочить выдвигаемые различными группами требования, выделить приоритеты, сгладить противоречия, минимизировать возможные конфликты притязаний.
Четвертая функция политических партий - формирование и рекрутирование политической элиты и политических лидеров. С разложением сословного общества принадлежность к политической элите перестала обусловливаться знатным происхождением. В современном обществе каждый человек получает шанс подняться на вершину политической иерархии. Однако исполнение функций государственного и политического управления всегда требует от человека определенных навыков и умений, и партии берут на себя задачу их формирования у желающих заниматься политической деятельностью. Вступая в партию, человек демонстрирует желание активно участвовать в политической жизни, продвигаясь по ступеням партийной иерархии, он овладевает навыками организаторской, пропагандистской работы, умением отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, знакомится с перипетиями политической борьбы. Практически все современные политики в той или иной форме прошли школу партийной работы.
Пятая функция политических партий - мобилизующая, она заключается в способности партий организовывать массы для решения определенных задач в обществе. Обладая организационной структурой, возможностями пропагандистского воздействия, партии оказывают значительное воздействие на большие социальные группы. В зависимости от места в политической системе они способны организовать митинги и шествия в поддержку власти или акции протеста и кампании гражданского неповиновения. Стремясь к привлечению на свою сторону новых сторонников, партии борются с политической апатией, свойственной некоторым слоям населения.
Перечисленные функции позволяют достаточно четко определить место партий в обществе. Партии являются своеобразным связующим звеном между государственными структурами и населением.
С одной стороны, они аккумулируют интересы различных социальных групп, транслируют требования масс в государственные структуры, стремятся реализоватьих при вхождении своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти.
С другой стороны, партии оказывают непосредственное воздействие на население путем распространения идеологических концепций, политических ценностей, взглядов, убеждений и предпочтений. Они могут организовать массы на достижение определенной цели. Чем больше партия интегрирована в государственные структуры, тем больше вероятность того, что она будет вносить в массовое сознание те идеи, в которых заинтересована существующая система государственной власти. Таким образом, в лице партий государство получает дополнительные рычаги воздействия на население.
Благодаря партиям в современных обществах складывается особый механизм взаимодействия государства и населения, вносящий в это взаимодействие определенность, упорядоченность. Эта упорядоченность достигается за счет того, что, во-первых, государству противостоит не аморфная и непредсказуемая масса, а организованные по принципу партийных предпочтений с четко выраженными требованиями граждане. И, во-вторых, обладая возможностями влияния на массы, партии могут обеспечить лояльное отношение населения к различным управленческим решениям государственных органов.
Однако такая стабильность отношений может достигаться лишь в том случае, если партии будут выполнять перечисленные выше функции, не выходя за рамки сложившегося в обществе нормативного порядка, за рамки закона.
ЛЕКЦИЯ № 7
Тема: Политические партии и партийные системы.
Цель: раскрыть понятие, происхождение, функции политических партий. Дать классификацию политических партий. Проанализировать типы партийных систем. Охарактеризовать процес формирования многопартийности в Украине.
Тип занятия: лекция.
План
1. Понятие, происхождение, классификация и функции политических партий.
2. Партийные системы и их типология.
3. Формирование многопартийности в Украине.
1. Понятие, происхождение, классификация и функции политических партий.
В жизни современного общества одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Партии выступают как весьма существенный, а иногда и решающий элемент политической системы общества. Они являются выразителями интересов и целей тех или иных классов и социальных групп. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти либо оказывают на него определенное влияние. Существенной стороной их деятельности является идеологическое воздействие на население, формирование политического сознания. Политическая партия - это основанное на идеологических и политических ценностях добровольное объединение людей, представляющее определенные общественные классы, социальные группы и слои, стремящиеся к реализации общих интересов и целей путем завоевания политической власти либо участия в ней.
Власть – конечная цель любой партии, инструмент реализации интересов тех общественных групп или классов, которые являются ее социальной базой. Какие бы задачи ни ставила перед собой партия - построение коммунизма или спасение окружающей среды, - она добивается с их помощью власти, формирования собственного правительства или включения в коалиционное правительство своих представителей. Являясь правящей, партия всю государственную мощь стремится использовать в интересах тех социально-классовых сил, которые она представляет. Этим партия отличается, например, от общественных организаций и движений, лоббистских формирований, которые также активно участвуют в политической жизни, но не ставят целью завоевание и использование политической власти. Таким образом, принципиальная разница между партиями и общественными движениями состоит в том, что партии борются за участие в осуществлении государственной власти, а движения не претендуют на непосредственное участие в ней и не берут на себя связанных с этим обязанностей. Кроме того, политические партии по сравнению с общественными движениями являются более высокой и устойчивой организационной формой.
К основным признакам политических партий относят:
Активное участие в политической борьбе;
Наличие членства;
Определенную социальную базу;
Наличие политической программы и устава;
Общность интересов и близость идеологических взглядов объединившихся в партию людей;
Наличие одного или нескольких лидеров.
Первые представления о партиях связаны с именами таких великих мыслителей и политических деятелей, как Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Э. Берк и др. Проблема политических партий заняла существенное место в трудах известных ученых начала XX ст.: М. Вебера, М.Острогорского, Р.Михельса, Г. Моска.
Когда же возникли политические партии?
Сведения о первых партийных образованиях относятся к Древней Греции. Так, Аристотель говорит о партиях долины, горы, имея в виду, конечно, не партии в современном смысле слова, а политические союзы. То были сравнительно немногочисленные и узкие по своему составу союзы или группировки, которые не отличались устойчивостью и не были прочно организационно оформлены. Такого рода образования существовали и в средние века.
Политические партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй половине XIXв., а затем и в других частях света. Непосредственное влияние на их рождение оказали введение всеобщего избирательного права, появление парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления государственной власти. Первоначально в капиталистическом обществе политические партии создавались в основном различными группами буржуазии, а также ее противниками из числа феодально-аристократических слоев. Впоследствии стали возникать массовые партии, отстаивающие интересы наемных работников. В демократическом обществе партии являются самым важным звеном, связующим народ, парламент и правительство. Именно через партии государственные органы могут обратиться к массам за поддержкой, а массы в свою очередь - влиять на работу парламента и правительства, на процесс их формирования.
В истории становления партий М. Вебер выделяет три этапа: аристократическая группировка, политический клуб, массовая партия . Такое подразделение партий в политологии общепризнанно. Однако заметим, что все стадии развития по этой классической схеме прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консервативная (тори). В своем большинстве формирование партий шло разными путями. Первая массовая политическая партия была основана в Англии в 1861г. Она называлась "Либеральное товарищество регистрации выборов". Одной из первых политических организаций пролетариата был также "Союз коммунистов", созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1847г. в Лондоне. Его программой стал написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом "Манифест Коммунистической партии", вышедший в свет в 1848г. Девизом "Союза коммунистов" был лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Важным этапом на пути становления партий рабочего класса явилось создание в 1864г. Международного товарищества рабочих - I Интернационала.
Классификация (типология) политических партий.
Здесь многое зависит от тех критериев, которые берутся в основу типологизации: характер, цели, задачи, условия деятельности, классовые интересы и т.д.
Если, например, за основу классификации партий берется характер, задачи их деятельности (направленность), то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам: революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях; реформистские, выступающие за умеренные изменения в разных сферах жизни общества, не посягающие на основы строя; консервативные, стоящие на позициях сохранения, стоящие на позициях сохранения основных черт современной жизни; реакционные, ставящие перед собой задачи восстановления старых структур.
Существуют марксистский анализ партий и партийная классификация. Определяющая роль в них отводится классовому характеру критериев, согласно которому выделяют буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские партии.
В зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяют на правящие и оппозиционные. Правящие партии имеют большинство мест в парламенте, образуют правительство, отличаются большим консерватизмом. Они стремятся сохранить существующее положение вещей, не допустить резких и стремительных перемен. Оппозиционные партии , напротив, динамичны. Они, как правило, подвергают критике существующее правительство и выступают за реформы.
Политические партии можно также разделить на партии мировоззренческие и партии интересов . В первом случае речь идет об установлении определенного общественного порядка. Они, как правило, отчетливо представляют себе ту или иную модель общественного устройства и стремятся реализовать ее на практике. Примером партии такого рода можно считать партию большевиков, стремившуюся к разрушению "старого мира" и возведению на его руинах принципиально нового общества.
Главной целью партии интересов можно считать отстаивание позиций той или иной социальной группы. Делом ее чести является завоевание "места под солнцем" для тех слоев общества, на базе которых она создана. Это позволяет в свою очередь разделить партии интересов на рабочие, крестьянские, партии интеллигенции и т.д. Подобных партий становится в последние годы все меньше. Это связано с тем, что люди постепенно приходят к осознанию своих общих интересов, независимо от их социальной принадлежности.
Часто партии размещают по шкале политического спектра справа налево: правые, центристские, левые . В современной политике "левыми" принято считать партии, которые выступают за реализацию коммунистических, социалистических, социал-демократических идеалов, передачу средств производства в общественную собственность, твердые социальные гарантии. "Правые" партиитрадиционно отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систему. Промежуточное место между "левыми" и "правыми" занимают партии "центра".
По условиям деятельности партии могут подразделяться на легальные , полулегальные и нелегальные . Первые - официально разрешены, зарегистрированы и действуют в рамках закона, вторые - не зарегистрированы, но и не запрещены, наконец, третьи - запрещены государством и действуют нетрадиционными методами, нередко вступающими в противоречие с конституционными нормами. К числу последних относятся, как правило, те партии, которые выступают с лозунгами насильственного изменения существующего строя.
Функции политических партий
Во-первых, определение цели развития. Разрабатывая свои программы, партии стремятся обосновать направление стратегии развития общества и конечную цель;
Во-вторых, выражение и объединение общественных интересов. Выражать интересы могут и отдельные группы граждан, однако лишь партии сводят их воедино и в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов;
В-третьих, мобилизация и социализация граждан. Партии призваны усилить политическую активность граждан и создать основу долгосрочной политической деятельности;
В-четвертых, в условиях демократической политической системы формирование правящей элиты и состава правительства (последнее имеет решающее значение, без этой функции невозможна эффективная деятельность любой партии);
В-пятых, проведение избирательных кампаний. Партии призваны выступать главными организаторами и действующими лицами, не отдавая это дело на откуп властным структурам, бюрократическому аппарату (чиновничеству);
В-шестых, осуществление контроля над властью. Это значит не давать возможности одному лицу или группе лиц узурпировать власть. Демократия не связывает будущее с одним лицом, она есть выражение воли большинства, ее реализация через это большинство.
Основным способом осуществления названных функций является предвыборная борьба, выдвижение партией своих кандидатов в законодательные органы, в правительство. Скажем, с началом предвыборной борьбы каждая партия развертывает агитационно-пропагандистскую кампанию, в ходе которой стремится наиболее привлекательно представить свои программные цели и задачи, своих кандидатов, завоевать на свою сторону как можно больше избирателей. При этом используются различные формы и методы работы: устная и печатная пропаганда и агитация, телевидение, радио и др. Выборы - самая активная фаза деятельности.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26
Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:
Представительство социальных интересов;
Выработка программных установок, политической линии партии;
Формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;
Участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;
Подготовка и выдвижение кадров.
В рамках указанных функций возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.
Важное место в деятельности партии занимает представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация.
Интересы различных социальных групп агрегируются, выражаются в процессе выработки политической программы и осуществления политического курса партии. С этим связана следующая функция партии – выработка программных установок , социально-экономической и политической стратегии. Партия, как правило, имеет долговременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Даже если партия не опирается на какую-либо строго выраженную идеологическую систему, определенная идеологическая приверженность проявляется в ее конкретной деятельности и защищаемых ею ценностях.
Партии стремятся не только к развитию и обновлению различных политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Этому служат публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, в печати, на митингах и собраниях. Партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии общественным мнением. Идеологическая функция политической партии предполагает также политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание членов общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической жизни и в конечном итоге способствует их политической социализации.
Функция осуществления власти политической партией включает в себя:
Участие в подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и управления;
Парламентскую деятельность партии, ее работу в партийных фракциях парламента и местных органов власти;
Участие в процессе подготовки и принятия государственными органами политических решений;
Политическое рекрутирование и др.
Осуществление власти правящей партией выражается не только в инициирующей и консультативной роли в парламенте, но и в формировании и подчинении исполнительных органов. Политические партии участвуют в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.
Политическая партия выступает как посредник между государством и гражданским обществом. Партии обеспечивают связь масс с государственными структурами, институализацию политического участия граждан и замену стихийных форм общественно-политической активности населения организованными, подверженными контролю формами. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии развивают как прямые, так и обратные связи народа и государства.
Эта посредническая роль партий наиболее полно проявляется в демократическом обществе. В странах с тоталитарным и авторитарным режимами роль правящих партий выходит далеко за рамки такого посредничества. Ввиду отсутствия реальных конкурентов в борьбе за власть складывается политическая монополия правящей партии, которая узурпирует властно-политические функции. Правящая партия становится над государством, устанавливает контроль над ним, а посредством него и над гражданским обществом. Выход партии за рамки своего функционального предназначения, попытка подменить собой государственные органы разрушает общественно-политическую природу партии. Такая организация перестает быть политической партией в собственном смысле слова, а сохраняет лишь внешние признаки таковой.