Мoдный низ

Что лучше - налог с продаж или НДС? В ожидании повышения налогов (Шестакова Е.). Налоги с продажи товаров и услуг в россии Налог с продаж представляет собой

Налог с продаж относится к региональным налогам. Он устанав­ливается НК РФ, вводится в действие в соответствии с ним закона­ми субъектов РФ и обязателен к уплате на всей территории соответ­ствующего субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта РФ определяется ставка налога, порядок и сроки его уплаты, форма отчетности.

Наюгошаптьщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, если они реализуют товары, работы, услуги на территории того субъекта Российской Федерации, в котором уста­новлен данный налог.

Объектом налогообложения являются операции по реализации физическим лицам товаров, работ, услуг на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации признаются объ­ектом налогообложения в том случае, если реализация осуществля­ется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или

кредитных банковских карт. Часть операций не подлежит налого­обложению, п частности реализация:

Хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

Детской одежды и обуви;

Лекарств, протезно-ортопедических изделий;

Жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем насе­лению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;

Зданий, сооружений, земельных участков и других объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг,

Путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровитель­ные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых инвалидам;

Товаров, работ, услуг, связанных с учебным, учебно-произ­водственным, научным или воспитательным процессом и произво­димых образовательными учреждениями;

Учебной и научной книжной продукции;

Услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

Услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользо­вания муниципального образования (за исключением такси), а так­же услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении мор­ским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

Другие операции.

Налоговая база определяется как стоимость реализованных това­ров, работ, услуг, исчисленная исходя из применяемых цен (тари­фов) с учетом НДС и акцизов без включения в нее налога. Налого­вый период устанавливается как календарный месяц.

Наюговая ставка устанавливается законами субъектов РФ в раз­мере не выше 5%. Не допускается установление дифференцирован­ных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдель­ных видов товаров, работ, услуг в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ, услуг.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара, работы, услуги, предъявляемую к оплате покупателю.

Налог уплачивается по месту осуществления операций по реа­лизации товаров, работ, услуг, подлежащих налогообложению.

Датой осуществления операций по реализации товаров, работ, услуг, признаваемых объектом налогообложения, считается день поступления средств за реализованные товары, работы, услуги на счета в банках, или день поступления выручки в кассу, или день передачи товаров, работ, услуг покупателю.

Организация, осуществляющая операции по реализации товаров, работ, услуг через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивает налог на терри­тории того субъекта Российской Федерации, в котором осуществля­ются операции по реализации, исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров, работ, услуг.

Налог с продаж - англ. Sales Tax , является одним из типов налога на потребление, который взимается непосредственно в торговой точке при покупке определенных товаров и услуг. Размер налога с продаж обычно устанавливается как процент от налогооблагаемой цены при продаже. Некоторые товары и услуги могут быть освобождены от этого налога, потому что законы о налоге с продаж обычно содержат список исключений. Законы, регулирующие порядок администрирования налога, могут требовать, чтобы налог с продаж был включен в цену, либо добавлялся к цене непосредственно в торговой точке.

В большинстве стран налогов с продаж взимается продавцом с покупателя, а продавец перечисляет полученную сумму правительственной налоговой службе. Налог с продаж обычно взимается пи продаже товаров, но во многих случаях он также взимается и при продаже услуг.

Налог с продаж взимается только при продаже товаров или услуг их конечному потребителю. Чтобы достигнуть этого, покупатель, который не является конечным потребителем обычно обязан предоставлять продавцу «сертификат перепродажи» (англ. Resale Certificate ), который подтверждает, что покупатель приобретает товар с целью его перепродажи. В этом случае налог будет взиматься с каждой позиции, которая не обеспечена таким сертификатом.

В современном мире наблюдается тенденция к переходу от обычного налога с продаж на более универсальный налог на добавленную стоимость (англ. Value Added Tax, VAT ). Налог на добавленную стоимость обеспечивают приблизительно 20% налоговых поступлений во всем мире, и используется более чем в 140 странах. Однако США являются одной из немногих стран, которые сохранили обычный налог с продаж.

Налоговые системы, в которых применяется налог с продаж, часто способствуют экономическому росту, росту сбережений и инвестиций. Экономисты Организации экономического сотрудничества и развития (англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD ) изучили влияние различных типов налогов на экономический рост развитых стран в пределах OECD и выяснили, что налоги с продаж являются одним из наименее вредных налогов для экономического роста.

Некоторые экономисты полагают, что налог с продаж является устаревшим в современном мире, поскольку является большим налоговым бременем для лиц с низкими доходами, чем лиц с высокими доходами. Однако этот негативный эффект налога с продаж мог быть предотвращен, например, освобождением от его уплаты с некоторых товаров первой необходимости, таких как еда, одежда и лекарства.

Пока все попытки увеличить доходность региональных бюджетов за счёт этого налога, не имели успеха.

Общие сведения

В 2015 году, учтя все ошибки и недостатки предыдущих законов, этот налог снова вводится в обращение.

Будет ли это прямой или косвенный налог, будет ясно только после принятия .

Определение

Налог с продаж это налог, который взимается в пользу государства с физических и юридических лиц при продаже работ, товаров или услуг.

Как уже было сказано, это будет региональный налог, и от властей субъектов будет зависеть – вводить его снова или нет.

Функции налога

Как и других налогов, у налога с продаж есть свои функции:

Характерные особенности

Налог с продаж – это бремя, которое ложится на покупателей. Он взимается в момент покупки товара потребителем в пользу продавца, который, впоследствии уплачивает его в местный бюджет.

Это местный налог, и взимается он в пользу субъектов федерации. Где этот налог установлен.

История этого налога «уходит корнями» в древность. Упоминание о нём можно встретить в манускриптах от древних египтян.

Особенностью этого налога является то, что он взимается непосредственно в торговой точке. Покупатель уплачивает за товар цену, уже с учётом этого налога.

Этот налог вводят уже третий раз. В первый раз его ввели в конце 90-ого года начале 1991. Введением этого налога государство хотело увеличить приток денежных средств в местные бюджеты.

Эффект от этого был минимальным, и скоро от этого налога отказались, заменив его НДС. Второй раз его ввели в 1998 году. Он взимался только с розничных продаж.

И хотя законотворцы учли все недочёты первого введения, второе «дыхание» у этого налога так и не открылось. Это привело к дефициту федерального бюджета, и он снова отменён с 2004 года.

Теперь – третье шествие. На осенней сессии будет рассмотрен проект закона о введении этого налога с 2015 года. Вероятность его принятия – почти 100%, по мнению финансовых экспертов.

Кто будет платить

Когда введут налог с продаж, платить его будут юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют торговлю товарами, работами и услугами на территории РФ.

Для физических лиц такой налог не предусмотрен. С продажи личных вещей, а также с продажи комнаты или другой недвижимости, физическое лицо уплачивает подоходный налог.

Однако на местные власти возложена обязанность по разработке пакета льгот, которые будут применяться по этому налогу. На федеральном уровне налог с продаж будет регулироваться гл. 30.1 НК РФ.

Будет налог с продаж или нет

Минфин ещё весной текущего, 2014 года, разработал план законопроекта, который бы ввёл в НК РФ новую главу – «Налог с продаж». План законопроекта был одобрен, и его рассмотрение ожидается на осенней сессии ГосДумой.

По мнению финансовых экспертов, вероятность принятия этих поправок равна 100%.

Минусом этого нововведения является то, что будет иметь место двойное налогообложение продаваемой продукции – НДС и налог с продаж.

И хотя введение налога с продаж не затрагивает равновесия потребителя, продавцы товара в некоторых регионах ощутят на себе это нововведение.

Сначала наши законотворцы «слизали» у США налог на добавленную стоимость. Он у нас прижился, и его исправно платят.

Теперь же покупатель будет покупать товар ещё и с учётом налога с продаж, который также «слизан» с запада. Однако в США отменили НДС, и у них действует только налог с продаж.

Когда отменили

Налог с продаж отменили в 2004 году, когда возник сильный дефицит федерального бюджета. Необходимы были средства для привлечения дополнительных денежных средств.

Низкая эффективность этого налога в то время объяснялась тем, что этот налог действовал не во всех регионах. Он был введён в городах федерального значения – в Москве и Санкт-Петербурге, и ещё в нескольких областях.

Отменил этот налог Конституционный суд, который вынес определение о том, что уплата этого налога ИП нарушает их конституционные права.

Следовательно, физическое лицо обязано подать и уплатить 13% от той суммы, которая является ценой продажи ценных бумаг.

Однако и к реализации ценных бумаг можно применить положения НК РФ об имущественном вычете. Уменьшить сумму дохода от продажи ценных бумаг можно на величину расходов, связанных с их приобретением.

Не смотря на то, что собственник акций владеет ими более 3-ёх лет, он не может применить к ним имущественный вычет в полную стоимость проданных акций.

Такое было возможно только по операциям, совершённым до января 2007 года. Юридические же лица включают доходы от продажи акций в доходы, которые учитывают при налогообложении прибыли.

Налог при продаже бизнеса

Продать свой бизнес можно несколькими способами:

  • продать долю в уставном капитале;
  • или же продать бизнес, как имущественный комплекс.

Первым способом пользуются, если предприятие принадлежит нескольким собственникам.

В любом случае, у продавца возникает доход, который подлежит налогообложению. Он имеет право на получение имущественного вычета.

Если собственник владел долей капитала более 3-ёх лет, то он имеет право на получение вычета в полную сумму продажи доли. Если же менее 3-ёх лет – то только 125 тысяч рублей.

Если у собственника есть документы, подтверждающие расходы на покупку бизнеса, то он может уменьшить сумму дохода на сумму расходов, то есть стоимость продаж освобождается от исчисления налога на 100%.

Это относится и к юридическим и к физическим лицам. Главное, иметь на руках документы, которые подтвердят все расходы.

Если бизнес продаётся как имущественный комплекс, то необходимо заключить . В этом случае, продаётся не только бизнес, но и долги предприятия.

Если собственник бизнеса – физическое лицо, то суммы продажи нужно уплатить 13% государству. Налоговой базой в этом случае будет доход от продажи, уменьшенный на расходы по становлению бизнеса.

Если же собственник юридическое лицо, то доходы от продажи включают в налогооблагаемую прибыль, а расходы на становление бизнеса – в расходы, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Часто задаваемые вопросы

В связи с введение в налоговый оборот налога с продаж, у будущих плательщиков возникает множество вопросов.

Должны ли платить налог с продаж субъекты малого предпринимательства?

Согласно новому законопроекту, который вступает в силу с января будущего, 2015 года, субъекты малого предпринимательства не будут уплачивать этот налог в 2015 года. Для них эта эпопея начнётся с января 2016 года.

Как быть при УСН?

В законопроекте указано, что предприятия, которые применяют специальные режимы налогообложения, на 2015 год полностью освобождаются от уплаты налога с продаж.

К спецрежимникам относятся юридические лица, применяющие УСН. ЕНВД, ЕСХН и ИП на патенте. Скорее всего, по мнению наших депутатов.

С 2016 года и их обяжут уплачивать этот налог. Но пока введение таких поправок только предполагается.

При безналичной форме оплаты

Введение налога с продаж будет касаться не только наличных расчётов, но и безнала. Этот налог будет включён в конечную стоимость товара, которую и уплачивает покупатель.

А каким способом – наличным или безналичным – это не важно! Впоследствии этот налог продавец перечислит в местный бюджет.

Что приготовлено для ИП в 2015 году

Если ИП относится к субъекту малого предпринимательства, то в 2015 году они не будут уплачивать налог с продаж. Для них предусмотрено введение этого налога с начала 2016 года.

Если ИП применяет один из льготных режимов налогообложения, то он пока тоже не будет уплачивать этот налог.

В противном случае, если ИП на общем режиме и не является малым предприятием, то он должен будет исчислять и уплачивать налог с 01 января 2015 года.

Налог с продаж и НДС: в чем разница

Необходим знать, чем отличается от НДС будущий налог с продаж. Оба это косвенных налога, которые взимаются с покупателя, а уплачивают их продавцы товара.

Однако разница всё-таки есть. НДС взимается в федеральный бюджет, а налог с продаж – только в местные.

Налог с продаж взимается на стадии розничной торговли, где риск уклонения от его уплаты достаточно велик.

В связи с этим расходы на администрирование этого налога достаточно велики.

Налог с продаж будет приносить эффективность, если его ставки будут превышать 10%. Ставки ниже этой отметки приведут к дефициту местных бюджетов.

Но выше 10 в нашей стране – это НДС. Применять 2 налога с такими высокими ставками не предоставляется возможным.

Многие страны отказались налога с продаж в пользу НДС. Ни в одной стране мира не действуют эти два налога одновременно. В нашей стране это произойдёт впервые.

Видео: суть дела — «Налог с продаж»

Налог с продаж для нашей страны не новинка. Но его введение ни разу не приносило результатов.

И, хотя законотворцы утверждают, что они доработали тот закон, который был выпущен в 1998 году, эксперты в области налогов и финансов предвидят скорую отменную этого налога.

Кром того, увеличивается налоговое бремя на субъектов экономической деятельности. Действие двух налогов – НДС и налога с продаж – достаточно ощутимо для предпринимателей.

Очень часто близкие люди вместо составления завещания передают своё недвижимое имущество в дар выбранным наследникам. СодержаниеЧто нужно знать Сумма налога при продаже квартиры, полученной по дарению Часто задаваемые вопросы: Такая процедура позволяет избежать судебных тяжб и семейных споров после смерти владельца...

Чтобы не попасть в поле зрения Налоговой инспекции за нарушение налогового законодательства, необходимо хорошо знать законы. СодержаниеЧто нужно знать Как рассчитать налог с продажи квартиры в 2020 году? Возникающие нюансы Что нужно знать С какой суммы выплачивается налог, а также сколько он составляет в процентном...

Как же быть, если владелец является нерезидентом России. СодержаниеОбщие сведения: Чем является налог с продажи квартиры для нерезидентов: Часто задаваемые вопросы: Что необходимо знать данной категории продавцов недвижимого имущества. Общие сведения: Владельцы жилой недвижимости располагают информацией о том, что если...

Вы продали или только ищите покупателя на свое авто в этом году? Тогда вам будет полезна информация о налогооблагаемых доходах. СодержаниеЧто нужно знать? Сумма налога с продажи автомобиля в собственности менее 3 лет При отсутствии подтверждающих документов Предоставление отчетности в 2020 году В каких случаях вы обязуетесь...

При продаже доход от реализованного имущества подлежит обложению налогом на общих основаниях. СодержаниеОбщие сведения: Ситуативные примеры Часто задаваемые вопросы: Общие сведения: В порядке наследования переходят только квартиры, которыми наследодатель владел на правах собственности. Неприватизированные квартиры...

Чтобы справиться с возникающими нюансами необходимо более детально разобраться с основными моментами, которые нужно знать каждому налогоплательщику. СодержаниеКак это бывает Налог с продажи квартиры в долевой собственности более 3 лет Возникающие вопросы в 2020 году: К их числу относятся текущие налоговые ставки, грядущие...

При каких обстоятельствах нужно уплачивать какие-либо налоги после продажи квартиры? СодержаниеОбщие сведения Определение налога Особенности Подоходный налог с продажи квартиры менее 3 лет в 2020 году Общие сведения Налог с продаж будет введён в налоговый оборот с 2020 года. Физические лица не будут являться его...

Ю.И. Анина

Cогласно Федеральному закону от 21.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" перечень налогов республик в составе Российской Федерации и налогов краев, областей, автономной области, автономных округов дополнен новым видом налога - налогом с продаж.

Налог с продаж уплачивается как юридическими лицами (в том числе иностранными), так и их филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями, самостоятельно реализующими товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Таким образом, учитывая, что исключений из числа налогоплательщиков применительно к видам их деятельности не сделано, торговые организации и их филиалы должны уплачивать налог с продаж в общеустановленном порядке.

С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) филиалы и другие обособленные подразделения организаций не являются налогоплательщиками.

Одновременно частью второй ст. 19 НК РФ установлено, что в порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

Соответственно, после введения в действие части первой НК РФ филиалы и другие обособленные подразделения организаций, не являясь плательщиками налога с продаж, выполняют обязанности этих организаций по его уплате.

Что касается малых предприятий торговли, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то для них в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” уплата единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период, заменяет уплату совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Поэтому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не будут являться плательщиками налога с продаж.

Кроме того, со дня введения в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” единого налога на территориях субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, за исключением тех, что предусмотрены в ст. 1 вышеназванного Закона.

Объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

Постановлением Госкомстата России от 19.08.98 N 89 “Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий” определено, что оптовая и розничная торговля классифицируются применительно к определениям, данным в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденном постановлением Госстандарта России от 06.08.93 N 17.

К оптовой торговле относится перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим или другим профессиональным пользователям.

К розничной торговле относится перепродажа (продажа без видоизменения) новых или бывших в употреблении товаров для личного потребления и домашнего использования.

Если торгующие организации кроме товаров, приобретенных для перепродажи, реализуют продукцию собственного производства (например, воздушную кукурузу, кулинарные изделия и т.д.), такие продажи также являются объектом обложения налогом с продаж.

Наличные расчеты используются в торговых организациях в основном при реализации товаров населению. Поэтому наибольший объем продаж, облагаемых этим налогом, приходится на розничную торговлю.

Однако в пределах лимитов, установленных указанием Банка России от 07.10.98 N 375-У “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами”, наличные расчеты могут применяться и во взаиморасчетах между юридическими лицами. Предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу определен в следующих размерах:

Между юридическими лицами - в сумме 10 тысяч рублей;

для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье - в сумме 15 тысяч рублей;

Для предприятий и организаций торговли Главного управления исполнения наказаний МВД России (ГУИН МВД России) при закупке товаров у юридических лиц - в сумме 15 тысяч рублей.

В целях начисления налога с продаж к продаже за наличный расчет приравниваются также продажи с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, расчетных чеков банков, перечислений со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

Таким образом, целесообразно отметить, что фактор наличного расчета учитывать для начисления налога с продаж при реализации товаров в розницу не следует. Торговая организация обязана начислить этот налог вне зависимости от формы расчетов с физическим лицом.

Поэтому в объект обложения налогом с продаж будет включаться стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету, стоимость проданных по подписке печатных изданий, стоимость товаров, проданных в кредит, стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования.

Кроме того, налогом с продаж облагаются и отдельные поставки юридическим лицам с использованием безналичной формы расчетов (посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков).

При осуществлении юридическим лицом оплаты за приобретенные товары ценными бумагами (в том числе векселями) оснований для начисления налога с продаж не имеется.

Применительно к основной деятельности торговых организаций объектом обложения налогом с продаж является стоимость перечисленных в Законе товаров не первой необходимости, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. К видам товаров, стоимость которых является объектом обложения этим налогом, согласно Закону относятся подакцизные товары, дорогостоящая мебель, радиотехника, одежда, деликатесные продукты, автомобили, меха, ювелирные изделия, видеопродукция, компакт-диски.

Кроме того, указанный перечень товаров по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации может дополняться.

Не является объектом обложения налогом с продаж стоимость хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания; детской одежды и обуви; лекарств, протезно-ортопедических изделий и т.д.

С целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения перечень товаров первой необходимости, стоимость которых не является объектом обложения налогом с продаж, может быть расширен законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Если в процессе хозяйственной деятельности у торговой организации возникнет необходимость продажи недвижимости (здания, сооружения, земельного участка) или ценных бумаг, то при осуществлении таких операций налог с продаж не взимается.

Определение облагаемого налогом оборота производится на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), включая НДС и акцизы для подакцизных товаров, и оплачивается как и косвенные налоги конечным потребителем.

Однако исчисление налога с продаж отличается, в частности, от исчисления НДС прежде всего отсутствием зачетного механизма по товарам, приобретенным с налогом с продаж и использованным на производственные нужды.

Письмом МНС России от 31.12.98 N ВГ-6-01/930 разъяснено, что в соответствии с требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку (см. также “Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н; Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/98), утвержденное приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н).

Таким образом, суммы налога с продаж, уплаченные при приобретении имущества, включаются в его стоимость и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) или издержки производства и обращения в случае, если использование этого имущества связано с процессом производства и реализации.

Пример 1.

Оптовый склад для ремонта холодильных установок приобрел у снабженческо-сбытовой организации датчики температуры на сумму 504 руб. (в том числе НДС - 80 руб., налог с продаж - 24 руб.). В отчетном периоде организацией было приобретено товаров на сумму 120 тыс. руб. и полностью реализовано на сумму 180 тыс. руб. по безналичному расчету. Прочие издержки обращения составили 2 тыс. руб. (учетная политика в целях налогообложения - по оплате).

Д-т 41 К-т 60 - 100 000 руб. - оприходованы товары, приобретенные для перепродажи;

Д-т 10 К-т 60 - 424 руб. - оприходованы поступившие запасные части (с учетом налога с продаж, уплаченного при их приобретении);

Д-т 19 К-т 60 - 20 000 руб. - учтен НДС по товарам, приобретенным для перепродажи;

Д-т 19 К-т 60 - 80 руб. - учтен НДС по поступившим запасным частям;

Д-т 60 К-т 50 - 504 руб. - оплачены приобретенные запасные части;

Д-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, К-т 19 - 80 руб. - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС по запасным частям;

Д-т 60 К-т 51 - 120 000 руб. - оплачены товары, приобретенные для перепродажи;

Д-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, К-т 19 - 20 000 руб. - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС по товарам, приобретенным для перепродажи;

Д-т 44 К-т 10 - 424 руб. - отнесена на издержки обращения стоимость запасных частей (с учетом налога с продаж, уплаченного при их приобретении);

Д-т 46 К-т 41 - 100 000 руб. - списана стоимость реализованных товаров, приобретенных для перепродажи;

Д-т 46 К-т 44 - 2424 руб. - списаны издержки обращения отчетного периода;

Д-т 62 К-т 46 - 180 720 руб. - выписаны расчетные документы покупателю на реализуемые товары;

Д-т 46 К-т 76, субсчет “Расчеты по НДС”, - 30 120 руб. - начислен НДС с оборотов по реализации товаров;

Д-т 51 К-т 62 - 180 720 руб. - получена оплата от покупателя за реализованные товары;

Д-т 76 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 30 120 руб. - начислена в бюджет сумма НДС.

В аналогичном порядке учитывается и налог с продаж, уплаченный торговыми (заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми, розничными и др.) предприятиями по товарам, приобретенным ими в целях дальнейшей реализации, стоимость которых отражается на счете 41 “Товары”.

При реализации товаров, облагаемых налогом с продаж, как оптом, так и в розницу сумма, определенная налогоплательщиком по ставке, установленной местным органом власти (не более 5 % от облагаемого оборота), включается в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику), и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” и кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

На сумму налога с продаж, подлежащую перечислению в бюджет, производится запись по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом” по отдельному субсчету.

Пример 2.

Снабженческо-сбытовая организация приобрела у индивидуального предпринимателя туши говядины на сумму 21 000 руб. (налог с продаж - 1 000 руб.), а затем реализовала их магазину за наличный расчет. Продажная цена без учета НДС и налога с продаж составила 30 000 руб.

В целях упрощения примера предполагается, что организация не понесла затрат по заготовлению мяса.

Д-т 41 К-т 60 - 21 000 руб. - оприходованы приобретенные товары;

Д-т 60 К-т 50 - 21 000 руб. - оплачены приобретенные товары;

Д-т 46 К-т 41 - 21 000 руб. - списана стоимость реализуемых товаров.

При выписке расчетных документов покупателю (магазину) должны быть в установленном порядке определены НДС и налог с продаж, предъявляемые покупателю.

В рассматриваемом примере сумма НДС составит 6000 руб. (30 000 * 20 %), сумма налога с продаж - 1800 руб. [(30 000 руб. + 6 000 руб.) * 5 %];

Д-т 62 К-т 46 - 37 800 руб. - выписаны расчетные документы покупателю на реализуемые товары;

Д-т 50 К-т 62 - 37 800 руб. - получена оплата от покупателя за реализованные товары;

Д-т 46 К-т 76, субсчет “Расчеты по НДС”, - 6000 руб. - начислен НДС;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”, - 1 800 руб. - начислен налог с продаж;

Д-т 76 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 6000 руб. - начислена в бюджет сумма НДС с оборотов по реализации товаров.

Нередко встречаются ситуации, когда приобретаемый товар оплачивается покупателем одновременно как наличными деньгами, так и перечислением средств с расчетного счета.

В этом случае следует иметь в виду, что налог с продаж применяется только по товарам, оплаченным наличными денежными средствами. Поэтому при заключении договоров с покупателями следует предусматривать, что в случае расчетов за товары наличными деньгами (в установленных предельных размерах расчетов по одному платежу) сумма, причитающаяся к оплате по выставленному счету-фактуре при безналичных расчетах, увеличивается на сумму налога с продаж.

Пример 3.

Лесоторговая база реализовала предприятию пиломатериалы на сумму 32 820 руб. Оплата поступила частично по безналичному расчету в сумме 24 000 руб., частично наличными деньгами в кассу предприятия в сумме 8820 руб. Покупная стоимость пиломатериалов составила 18 000 руб. (НДС - 3000 руб.)

Д-т 41 К-т 60 - 15 000 руб. - оприходованы приобретенные товары;

Д-т 19 К-т 60 - 3000 руб. - отражена сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная поставщиками;

Д-т 60 К-т 51 - 18 000 руб. - оплачены приобретенные товары;

Д-т 68 К-т 19 - 3000 руб. - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС по приобретенным товарам;

Д-т 46 К-т 41 - 15 000 руб. - списана стоимость реализуемых товаров;

Д-т 62 К-т 46 - 32 820 руб. - выписаны расчетные документы покупателям;

Д-т 46 К-т 76, субсчет “Расчеты по НДС”, - 5400 руб. - начислен НДС по реализуемым товарам;

Д-т 50 К-т 62 - 8820 руб. - получена оплата от покупателя за реализованные товары наличными деньгами;

Д-т 51 К-т 62 - 24 000 руб. - получена оплата от покупателя за реализованные товары путем безналичного перечисления;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”, - 420 руб. - начислен налог с продаж;

Д-т 76 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 5400 руб. - начислена в бюджет сумма НДС с оборотов по реализации товаров.

В случае неполучения от покупателей суммы налога с продаж, причитающейся по реализованным за наличный расчет товарам, расчеты с бюджетом по налогу с продаж должны производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и отражаться по дебету счета 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)” и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Налог с продаж”.

Розничным торговым организациям следует обратить внимание на то, что методы определения объектов обложения налогом с продаж и НДС для них принципиально отличаются. В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” при реализации товаров в розницу оборот, облагаемый НДС, определяется в виде разницы между ценами реализации и ценами, по которым производятся расчеты с поставщиками, в то время как налог с продаж исчисляется со всей стоимости реализуемых товаров (включая НДС и акцизы).

Кроме того, исходя из особенностей учета в розничных торговых организациях в целях определения налога с продаж, подлежащего отнесению на расчеты с бюджетом, необходимо применять расчетную ставку, позволяющую извлечь сумму налога с продаж, учтенную в цене реализации товара.

Расчетная ставка налога с продаж применительно к прямой ставке, установленной в размере 5 %, определяется в следующем порядке:

Стоимость товара, предъявляемая покупателю, определяется по формуле 100 % + 5 % (условно) = 105 %, где 100% - свободная рыночная (розничная) цена товара, 5 % (условно) - ставка налога с продаж;

Расчетная ставка, определенная как доля налога с продаж в выручке от реализации товаров, в этом случае составит 4,76 % .

Одной из проблем, не урегулированных налоговым законодательством, является правомерность исключения налога с продаж из оборота, облагаемого НДС при реализации товаров в режиме розничной торговли.

Как уже отмечалось, оборотом, облагаемым НДС, в указанном случае является выручка от реализации товаров за вычетом стоимости товаров, уплаченной поставщикам при их приобретении. Какие-либо вычеты из налогооблагаемой базы, определенной в таком порядке, не предусмотрены.

Однако если придерживаться мнения, что налог с продаж не исключается при начислении НДС, создается ситуация, когда объектом обложения НДС становится не только разница между ценами реализации и ценами приобретения товаров, но и налог с продаж, взимаемый с покупателей сверх продажной цены, что не предусмотрено вышеназванным порядком.

Рассмотрим порядок исчисления налога с продаж организациями розничной торговли на примере организации, ведущей учет товаров по продажным ценам.

Пример 4.

Продовольственный магазин реализовал товары, облагаемые налогом с продаж, на сумму 110 000 руб. Покупная стоимость реализованного товара составила 88 000 руб. (с учетом НДС).

В целях упрощения примера принято, что все реализуемые товары облагаются НДС по ставке 10 %.

Д-т 41 К-т 60 - 88 000 руб. - оприходованы приобретенные товары;

Д-т 41 К-т 42 - 22 000 руб. (88 000 руб. x 25 %) - отражена торговая наценка по оприходованным товарам;

Д-т 60 К-т 51 - 88 000 руб. - оплачены приобретенные товары;

Д-т 50 К-т 46 - 110 000 руб. - отражена выручка от реализации товаров;

Д-т 46 К-т 41 - 110 000 руб. - списана стоимость реализованного товара;

Д-т 46 К-т 42 - 22 000 руб. (красным) - сторнирована сумма торговой наценки;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”, - 5238 руб. (110 000 руб. * 5 % - начислен налог с продаж;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 1523,7 руб. [(22 000 руб. - 5238 руб.) * 9,09 %] - начислен НДС с суммы торговой наценки.

Движение товаров, реализуемых в розницу с налогом с продаж, учет которых ведется по покупным ценам, отражается идентичными записями (без использования счета 42 “Торговая наценка).

В целях определения объекта обложения по налогу с продаж к розничным поставкам, облагаемым этим налогом, приравнивается также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

Поэтому оплата труда работников торговой организации (включая выдачу премий, вознаграждений) товарами, приобретенными для перепродажи либо собственного производства, бартерные поставки товаров по договорам с физическими лицами, а также натуральная оплата оказанных ими услуг должны включаться в оборот, облагаемый налогом с продаж.

В бухгалтерском учете организации стоимость натуральных продуктов (готовой продукции, товаров), выдаваемых в счет погашения числящейся задолженности организации по заработной плате работникам, отражается по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

Сумма налога с продаж, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по расчетной ставке исходя из суммы погашаемой задолженности по оплате труда. Указанная сумма налога списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”.

Пример 5.

Магазин в счет погашения задолженности по заработной плате отпустил своим сотрудникам бытовую технику на сумму 42 000 руб. Покупная стоимость отпущенных товаров составила 30 000 руб.

Д-т 20 К-т 70 - 42 000 руб. - начислена заработная плата сотрудникам;

Д-т 70 К-т 46 - 42 000 руб. - отражена выплата заработной платы сотрудникам;

Д-т 46 К-т 41 - 30 000 руб. - отражена стоимость товара, реализуемого в счет погашения задолженности по заработной плате;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”, - 2000 руб. (42 000 руб. * 5 % - начислен налог с продаж;

Д-т 46 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС”, - 1667 руб. [(12 000 руб. - 2000 руб.) * 16,67 %] - начислен НДС с суммы торговой наценки.

Отдельно следует рассмотреть вопрос применения налога с продаж при реализации товаров за наличный расчет по договорам комиссии.

Если согласно условиям договора комиссии реализация товаров покупателям производится комиссионером, участвующим в расчетах, налог с продаж должен взиматься с покупателей комиссионером и уплачиваться им в бюджет в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого действует данный налог и осуществляется продажа товара. При этом налог взимается комиссионером с покупателей исходя из полной цены продажи товара, включающей комиссионное вознаграждение. Комитенту при получении выручки от комиссионера как наличными, так и безналичными денежными средствами налог с продаж уплачивать не следует.

В бухгалтерском учете комиссионера операции по начислению налога с продаж отражаются в следующем порядке.

Сумма, подлежащая оплате за товары покупателями с учетом налога с продаж, отражается комиссионером по кредиту счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” в корреспонденции со счетом 50 “Касса”. Начисление налога с продаж отражается по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и дебету счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. Сумма налога с продаж, подлежащая взносу в бюджет комиссионером, списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу с продаж”. Сумма налога с продаж, подлежащая перечислению в бюджет, отражается по дебету счета 68 “Расчеты с бюджетом” в корреспонденции с кредитом счета 51 “Расчетный счет”.

Пример 6.

Снабженческо-сбытовая организация, являющаяся комиссионером с участием в расчетах, реализовала за наличный расчет аптеке парфюмерно-косметические товары. Продажная цена без налога с продаж составляет 300 000 руб. Учетная политика в целях налогообложения - по отгрузке.

Д-т 004 - 240 000 руб. - получены товары от комитента;

Д-т 19 К-т 76 - 40 000 руб. - на сумму НДС, предъявленного комитентом;

Д-т 62 К-т 76 - 318 000 руб. - выписаны расчетные документы покупателю за реализуемые товары;

Д-т 50 К-т 62 - 318 000 руб. - получена оплата от покупателя;

К-т 004 - 240 000 руб. - списана стоимость реализуемых товаров;

Д-т 76 К-т 68 - 18 000 руб. - отражен налог с продаж;

Д-т 76 К-т 68, субсчет “Расчеты по НДС, - 40 000 руб. - начислен НДС со стоимости реализуемых товаров;

Д-т 76 К-т 46 - 60 000 руб. - отражена сумма комиссионного вознаграждения, причитающаяся комиссионеру (с учетом НДС);

Д-т 46 К-т 68 - 10 000 руб. - начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения;

Д-т 76 К-т 51 - 240 000 руб. - выручка от реализации товаров перечислена комитенту;

Д-т 68 К-т 19 - 40 000 руб. - отнесен на расчеты с бюджетом НДС по товарам, переданным на комиссию.

В случае если согласно условиям договора комиссии комиссионер не участвует в расчетах за товар и реализация товаров покупателям производится комитентом, налог с продаж должен взиматься с покупателей комитентом и уплачиваться им в бюджет. При этом налог взимается комитентом с покупателей исходя из полной цены продажи товара, включающей комиссионное вознаграждение комиссионера. При получении комиссионером вознаграждения от комитента как наличными, так и безналичными денежными средствами, налог с продаж не уплачивается. Сумма налога с продаж, начисленная в этом случае комитентом, отражается по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”, субсчет “Налог с продаж”, и дебету счета 50 “Касса”. Сумма налога с продаж, подлежащая взносу в бюджет комитентом, списывается с дебета счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”. Сумма налога с продаж, перечисленная в бюджет, отражается по дебету счета 68 “Расчеты с бюджетом” в корреспонденции с кредитом счета 51 “Расчетный счет”.

В заключение следует отметить, что с момента принятия решения местным органом власти о введении на территории субъекта Российской Федерации налога с продаж по всем товарам, подпадающим под налогообложение, в том числе по товарам, оприходованным в учете до его введения, начисление и уплата данного налога производится в общеустановленном порядке.

Если торговая организация в одном отчетном периоде реализует товар, как облагаемый, так и не облагаемый налогом с продаж, в целях исполнения налоговых обязательств ей следует вести раздельный учет по реализации таких товаров с отражением их стоимости на соответствующих субсчетах счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

Порядок ведения раздельного учета в соответствии с приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98" должен оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) и утверждаться руководителем организации.

Принципиальное решение о предоставлении российским регионам вводить налог с продаж (НСП) в размере до 3% принято на совещании у главы государства в среду, сообщил «Интерфаксу» источник в финансово-экономическом блоке правительства. Минэкономразвития и Минфин возражали против введения налога с продаж, предлагая альтернативу - повысить с 2015 года НДС на 2 п. п. - до 20%. В поддержку этого решения выступал, в частности, помощник президента Андрей Белоусов . Президент поддержал налог с продаж, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и чиновник финансово-экономического блока правительства.

Между тем, только вчера вице-премьер Дмитрий Козак уверял, что в России нет политического решения о введении новых налогов и, скорее всего, они вводиться не будут. По его словам, все федеральные органы власти и органы власти субъектов хотели бы получить больше денег на финансирование тех или иных мероприятий, однако они должны принимать решения исходя из возможностей экономики страны, чтобы не дестимулировать дальнейшее экономическое развитие.

У Минфина много аргументов против НСП. Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко недавно озвучила два главных. Во-первых, налог с продаж менее выгоден бюджету: по оценкам чиновников, в следующие три года он принесет 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд рублей соответственно, а увеличение НДС на 2 п. п. - около 500 млрд рублей только в 2015 году. Во-вторых, Минфин ожидает проблем с собираемостью этого налога. НСП вводился в начале 90-х и в 2000-х, и тогда его собираемость была очень низкой - порядка 30%. Правда, сейчас показатель может быть выше, поскольку доля крупных магазинов и сетей в товарообороте увеличилась до 22%, но не превысит 50%, подсчитали в Центре макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка. По расчетам аналитиков, введение налога с продаж на уровне 3% может дать бюджету максимум 350 млрд рублей (при допущении о 50%), минимум - 150 млрд (если уплачивать налог в полном объеме будут только крупные торговые сети). Доходы же от повышения НДС (по двум ставкам - с 10% до 12% и с 18% до 20%) составят 375 млрд рублей, при этом собираемость налога оценивается правительством на уровне 94%, замечают эксперты ЦМИ.

Преимущество НСП в том, что он зачисляется в региональный бюджет, так как на спасение регионов и направлено повышение налогов (из-за выполнения президентских указов и падения поступлений по налогу на прибыль у них сильно растут дефициты). Однако большие масштабы уклонения от уплаты НСП не позволят решить проблему региональных бюджетов, уверены эксперты ЦМИ Сбербанка. Выиграют те регионы, у которых высокие показатели по доле розничного товарооборота, генерируемого розничными сетями. По прогнозам, Санкт-Петербург (доля - 53%), Ленинградская область (41%), Московская область (33%), а также Алтай и Камчатский край - во всех регионах по итогам 2013 года был профицит бюджета. А в проблемных Северо-Кавказском федеральном округе и Якутии этот показатель ниже 10%. Налог поможет лишь Алтайскому краю, Адыгее и Татарстану: у них относительно высокий показатель, и есть дефицит бюджета. Но дефицит невелик, и эффект от повышения НДС был бы для их бюджетов таким же.

В «Опоре России» считают, что введение налога с продаж чревато каскадным налогообложением: поскольку выявить «конечного потребителя» невозможно, комплектующие, облагаемые НСП, будут облагаться повторно в составе изделия, изготовленного из этих комплектующих. Кроме того, малому бизнесу, применяющему налоговые спецрежимы, придется вести учет выручки и использовать контрольно-кассовую технику, а это дополнительные расходы. Таким образом, указанные величины будут собраны с налогоплательщиков, в большей степени с розничной торговли. «Говорить о точных цифрах не представляется возможным, поскольку налог с продаж может быть на разных циклах производства, а также переложен на конечного потребителя », - указывал президент «Опоры» Александр Бречалов в письмах вице-премьеру Игорю Шувалову и помощнику президента Андрею Белоусову. Эффект для бюджетной системы от введения нового налога сомнительный подтверждает руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Иван Ефременков . «Основной розничный оборот в силу объективных причин происходит в трех субъектах Федерации - Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Это означает, что и большая часть налога будет взиматься в указанных регионах. Таким образом, введение налога с продаж не приведет к справедливому распределению дополнительных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации », - комментирует он.

Напомним: налог с продаж - не единственная налоговая идея властей: наряду с ним готовится повышение отчислений в ФОМС (уплата текущего взноса в 5,1% со всего фонда оплаты труда, а не до определенного порога). А после президентских выборов 2018 года возможно повышение на 2 п. п. НДС и НДФЛ до 15% и 20% соответственно. Если все эти инициативы будут реализованы, налоговая нагрузка в России вырастет на 1,7% ВВП, по условиям 2013 года она составила бы 37,5%, подсчитал Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики. Кроме того,власти РФ обсуждали в качестве альтернативы повышению налоговой нагрузки вопрос о расходовании средств Резервного фонда. Минфин выступает категорически против - такой механизм поможет ненадолго, и непопулярные решения в налоговой политике все равно придется принимать, заявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Член комитета по налогам «Опоры России» Михаил Орлов уверен, что бизнес будет категорически против повышения налогов в любом виде и отреагирует поднятием цен и увольнениями. «Вместе с тем надо понимать, что расходование Резервного фонда на текущие задачи дает лишь временную передышку. Если возникла острая необходимость в решении сиюминутных проблем, можно прибегнуть к резервам. Но они имеют свойство заканчиваться, поэтому в перспективе надо рассматривать в качестве источника пополнения бюджета только налоги, - пояснил он «Эксперт Online». – По-хорошему, надо провести аудит расходных обязательств бюджета и найти способы их сокращения ».

Рост налоговой нагрузки от введения налога с продаж оценивается экспертами ЦМИ в 0,26% ВВП, от повышения НДС - 0,58%. Однако общий эффект для экономики будет более болезненным при введении налога с продаж, предупреждают. При повышении НДС на 2 п. п. скачок цен не превысил бы 1,7%, при введении налога с продаж - максимум на 2,1%. Налог отразится в первую очередь на потребителях - производители просто повысят цены, уверен исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов . «При огромных оборотах рентабельность бизнеса торговых сетей невысока – порядка 5-7%, так что им ничего не останется, как переложить дополнительную нагрузку на плечи потребителей, - пояснил он «Эксперт Online». – А для пополнения региональных бюджетов, надо активней выявлять сектора экономики, работающие в тени ».

Скачок цен приведет к падению розничных продаж. В сценарии с повышением НДС на 0,8% это привело бы к вычету 0,3-0,4 п. п. из роста ВВП, а при введении налога с продаж на 1% вычет из роста ВВП - 0,5 п. п., оценивают эксперты ЦМИ. Если бы налог был введен в этом году, это привело бы к обнулению экономического роста. Заместитель заведующего кафедрой корпоративного управления ВШКУ РАНХиГС Людмила Дуканич замечает, что не всегда попытки пополнить бюджет за счет увеличения налогового бремени увенчиваются успехом. «Конечно, это положительно скажется на региональных бюджетах, которые получат возможность собирать НСП. Но это бремя падет на тот же объект, что и НДС, что не приветствуется в теории налогообложения, и в мировой практике сочетание этих налогов встречается очень редко. Понятно, что бизнес переложит этот гнет на плечи потребителей, а поскольку доходы населения в последнее время почти не растут, это негативно скажется на экономике », - пояснила она «Эксперт Online».

Справка

Налог с продаж впервые появился в последние годы существования СССР в 1991 году и был отменен в России в 1992-м. В 1998 году он был введен снова - как региональный налог с максимальной ставкой в 5%. С 2004 года он был отменен по решению Конституционного суда (в том числе из-за сложностей при определении объекта налогообложения). Введение налога с продаж обсуждали в декабре 2012 года премьер Дмитрий Медведев, его первый зам Игорь Шувалов и тогдашний министр экономразвития, а ныне помощник президента Андрей Белоусов. Последний говорил, что в некоторых регионах можно взимать и НДС, и налог с продаж.