Мoдный низ

Какой второе название у самолета ju 87. В лаптях и с бомбой: Опасная «штука"! Механизм выхода из пикирования

1 сентября 1939 г. в 4 часа 34 минуты обер-лейтенант Бруно Дилли из 3-го отряда 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков нажал кнопку бомбосбрасывателя, и первые бомбы упали на польском берегу Вислы. Началась вторая мировая война.

В январе 1935 г. в Германии были определены основные требования к пикирующему боевому самолету (Штурцкампфлюгцойг — отсюда впоследствии и пошло название Юнкерса Ju 87 — ‘Штука’) и объявлен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие фирмы Арадо, Блом Фосс, Хейнкель и Юнкерс.

Несмотря на наличие столь сильных конкурентов, фирма Юнкерс оказалась ближе всех к цели. Ее ведущий конструктор Герман Польман еще в 1933 г. начал разрабатывать такой самолет, получивший обозначение Ju 87. И когда министерство авиации опубликовало требования к новому пикировщику, они идеально подошли под уже практически готовую машину. Она совершила первый полет уже в сентябре 1935 г.

В своем самолете Польман сумел совместить такие качества, как хорошую управляемость, отличный обзор и достаточную прочность конструкции, что было крайне необходимо пикировщику, совершающему маневры с большой перегрузкой. Не желая ослаблять крыло вырезами под ниши уборки шасси (характерно для новейших самолетов того периода), он выполнил стойки неубирающнмися, а для уменьшения аэродинамического сопротивления заключил их в обтекатели Чтобы уменьшить высоту стоек шасси, применили крыло с изломом в виде “обратной чайки”. Оно придало “штуке” весьма характерный внешний вид. Хорошей маневренности и управляемости способствовали щелевые элероны и закрылки типа Юнкерс и двухкилевое оперение. Правда, в одном из испытательных полетов на пикирование оперение не выдержало нагрузок и разрушилось. При этом летчик- испытатель и стрелок погибли. На последующих машинах оперение переделали в однокилевое.

Отличительной особенностью самолета Ju 87 стала его возможность пикировать отвесно к земле. Чтобы “штука” не разгонялась и не выходила за ограничения по скорости, были установлены воздушные тормоза в виде двух подкрыльевых отклоняемых пластин. Довольно интересно была решена проблема сброса бомб. Чтобы бомба (размещенная под фюзеляжем) не зацепила воздушный винт, она отводилась на безопасное расстояние специальным устройством рамного типа, имевшим простую и надежную конструкцию.

Единственное, что вызывало озабоченность конструкторов, это недостаточно мощный двигатель. Первый прототип летал с английским Роллс-Ройсом мощностью всего 525 л. Ju 87 V-2 и V-3 уже оснащались немецкими 610-сильными двигателями Jumo 210А. Первые серийные самолеты Ju 87А, выпущенные в начале 1937 г., оборудовали моторами Jumo 210D мощностью 690 л. с. Но мощность двигателя продолжала оставаться недостаточной для боевого самолёта. “Штука” с невероятным трудом поднимала даже 500 кг бомбу. При этом стрелку приходилось оставаться на земле. Нормальная же бомбовая нагрузка, как правило, не превышала 250 кг. Лишь после установки новейшего двигателя Jumo 211А мощностью 1100 л. с, сомнений в эффективности нового пикировщика больше не возникало.

Однако война против Англии и Франции выявила серьезный недостаток Ju 87 — его уязвимость от истребителей противника. Уже в боях под Дюнкерком, когда англичане временно захватили превосходство в воздухе, Юнкерсы, не имевшие броневой защиты и хорошего оборонительного вооружения, понесли ощутимые потери.

Еще более серьезные потери немецкие пикировщики понесли в ходе “Воздушной битвы за Англию”. В немалой степени этому способствовали английские “спитфайры” и “харрикейны”, гораздо более эффективные, чем польские истребители.

К лету 1941 г. большое количество Ju 87 было переброшено к границам Советского Союза

Начало войны против СССР для немцев пошло по привычному сценарию: удары по аэродромам, завоевание полного господства в воздухе и безнаказанные действия Ju 87 по сухопутным войскам и тыловым объектам. Тяжелые потери от точных ударов немецких пикировщиков понес и наш морской флот. Сталинградская битва была последним успешным эпизодом боевого применения Ju-87, Люфтваффе всё ещё господствовало в воздухе и Штуки продолжали наносить точные бомбовые удары по советским войскам.

Однако сражение на Курской дуге стало для юнкерсов последним. Тихоходные “штук” с успехом сбивались нашими истребителями, несмотря на прикрытие “мессершмиттов”


Однако именно к началу битвы на Курской дуге в Люфтваффе появилась ещё одна модификация Штуки - противотанковый Ju-87G,. вооружённый парой массивных, длинноствольных ВК3.7см.

Длинноствольное зенитное орудие с начальной скоростью подкалиберного снаряда более 1000 м/ с, пробивало бортовую броню не только американских и английских танков, но и "тридцатьчетверок". Контейнеры для пушек весом более 400 кг были легкосъемными и могли быть заменены на бомбодержателями. Крыльевые пулеметы и бомбовое вооружение отсутствовали. Бронирование самолета было ослаблено. В отличие от стандартного Ju87D-3 на противотанковом "юнкерсе" отсутствовало бронирование стрелка, бензобаков в центроплане и радиатора. Толщина задней бронеспинки летчика была увеличена до 20 мм. В остальном бронирование машины осталось без изменений. Штурмовик получил обозначение Ju 87G-1 . Новый Ju 87 тоже заслужил немало прозвищ: “Пушечная птичка” (Kanonenvogel) или “Штука с длинными палками” (Stuka mit den Langen Stangen). Всего было построено 308 самолётов.


На испытаниях Ju87G-1 показал себя медлительным и очень неповоротливым, что в сочетании с уменьшенным бронированием и слабым оборонительным вооружением делало машину идеальной мишенью для истребителей. Максимальная скорость самолета снизилась на 30-40 км/ч. Ju87G-1 уже не пикировал (хотя на проходивших испытания опытных машинах имелись тормозные щитки), атака целей производилась с планирования под углами не более 10-12гр. Кроме этого, по показаниям пленных немецких летчиков ввод в планирование был затруднительным. Затруднительным было и прицеливание вследствие плохой путевой устойчивости самолета, обусловленной аэродинамическим влиянием пушечных установок, большими разнесенными массами (вес одной пушки с лафетом, без учета веса магазина и снарядов, 473 кг).
Пушки ВК 3.7 имели довольно невысокую скорострельность и низкую надежность автоматики. По немецким данным пушка имела скорострельность до 70 выстрелов в минуту. Однако по данным НИИ ВВС КА боевая скорострельность пушки ограничивалась в среднем одним выстрелом в две секунды. Низкая же практическая скорострельность самих пушек приводила и к весьма ограниченному числу выстрелов (не более двух) в одной атаке. Положение усугублялось еще и сильной отдачей пушек при стрельбе в воздухе и спецификой размещения их на машине. Вследствие этих причин штурмовик испытывал сильный пикирующий момент и возникала раскачка самолета в продольной плоскости при стрельбе в воздухе. Удерживание линии визирования на цели во время стрельбы по наземным целям и ввод поправок в прицеливание был практически невыполнимой задачей. Поэтому прицельным мог быть только первый выстрел.

В то же время подкалиберный снаряд к ВК 3.7, имея при стрельбе в воздухе начальную скорость около 1170 м/ с (по данным НИИ ВВС КА), с дистанции до 400 м мог пробить советскую танковую броню толщиной до 52 мм при угле встречи 0гр. Бронебойный снаряд из боекомплекта к этой пушке таким результатом похвастаться не мог - с 400 м при угле встречи 0гр снаряд пробивал только 40-мм броню и "тридцатьчетверки" всех типов не поражались при атаках с любого направления... Казалось бы, Ju87G-1 - эффективное средство поражения советских "тридцатьчетверок". В действительности же все оказалось несколько иначе. Анализ схемы бронирования советского среднего танка Т-34-76 и возможностей немецкой пушки ВК 3.7 показывает, что при углах планирования Ju87G-1 около 5-10гр, подкалиберный снаряд к пушке мог пробить 52 мм броню башни "тридцатьчетверки" только при стрельбе с дистанции не более 180 м, а бортовую 40-мм броню - не более 400 м. Однако время ведения эффективной стрельбы составляло 1,3 сек и 4,4 сек соответственно (минимально допустимая высота для маневра на выводе 15-20 м, дистанция прекращения огня около 90 м). То есть "эффективным" при поражении башни мог быть лишь один снаряд, а при поражении борта - максимум два снаряда. Но попасть в уязвимые части танка, учитывая их малые площади, хотя бы и одним выстрелом, не так просто, как кажется. В то же время одного-двух попаданий с пробитием брони, как известно, не достаточно для надежного выведения танка из строя.

Поражение танка Т-34-85, имевшего усиленное бронирование, при атаке с боку (борт - 45 мм, башня - 75 мм) не обеспечивалось при любых дистанциях стрельбы. При атаке сзади поражение Т-34-85 было возможным только в случае попадания снаряда в заднюю часть башни (толщина брони 52 мм) с дистанций до 400 м. Верхняя бронеплита корпуса и бронекрыша башни советских "тридцатьчетверок" всех типов поражалась подкалиберным снарядом к пушке ВК 3.7 при стрельбе с 300 м только при углах пикирования не менее 30гр..(P-O) интересно отметить, что эффективность огня 37мм пушек Ил-2, по танкам типа Pz- 2, Pz-3 и 38t, после результатов испытаний в НИИВВС была близка к показателям вооружения Ju-87G. Возможно, само решение разместить тяжёлые и относительно мощные пушки на крыльях было ошибочным.

То есть успешное применение пушечного Ju87G на поле боя было возможным лишь в руках высококлассного пилота и только в условиях слабого зенитного и истребительного противодействия.

По результатам "работы" противотанковых авиагрупп был сделан вывод, что при условии низкой эффективности одиночных бронированных "хеншелей" какой-либо реальный эффект на поле боя можно получить только в случае массированного применения этих штурмовиков на узких участках фронта на танкоопасных направления. Было решено создать специальную противотанковую авиагруппу FuPz на Hs129B, а в составе каждой эскадры пикировщиков - формировать отдельные противотанковые эскадрильи на Ju87G.

По немецким данным, на начальной фазе Курского сражения немецким противотанковым "хеншелям" и "юнкерсам" удалось достичь серьезных успехов.

Так, один из наиболее известных летчиков люфтваффе командир StG2 гауптман Рудель уже в первый день сражения, 5 июля, заявил об уничтожении 12 советских танков. Причем 4 танка, по его словам, были уничтожены в первом боевом вылете. Всего же немецкие пилоты заявили об уничтожении в этот день 64 танков Красной Армии. 7 июля 1943 г. пилоты StG77, StG2 и Sch.G1 доложили об уничтожении 44 танков, 20 орудий и около 50 автомашин. В течение 8 июля пилоты этих же эскадр и противотанковой группы FuPz уничтожили и повредили 88 танков, 5 артиллерийских и 3 зенитных орудий, 2 установки гвардейских минометов БМ-13 и около 40 автомашин. Причем более 80 единиц советской бронетехники из этого числа было уничтожено и повреждено Hs129B из состава FuPz. Отметим, что заявления немецких пилотов об уничтожении большого количества советских танков, как, впрочем, и других наземных целей, обычно не подтверждались ничем, кроме их собственных слов. На большинстве самолетов кинофотопулеметы отсутствовали, а если и были, то фиксировали не столько результат действия, сколько попадания снарядов в танк. Как и следовало ожидать, реальные потери советских танкистов от бомб и огня немецкой авиации в действительности оказались значительно скромнее, чем это отражается в докладах немецких пилотов.

Так, по данным штаба советской 1-й танковой армии Воронежского фронта, против которой действовали противотанковые эскадрильи "хеншелей" из FuPz, боевые безвозвратные потери в танках Т-34 от воздействия авиации в целом в период с 5 по 20 июля 1943 г. составили всего 7 машин, или 1,6% всех потерь "тридцатьчетверок". Кроме этого, от огня и бомб люфтваффе армия потеряла около 30 легких танков Т-60 и Т-70. Боевые потери танковых соединений и частей Центрального фронта от бомбоштурмовых ударов немецкой авиации за июль-август 1943 г. составили 187 выведенных из строя танков и САУ всех типов, или 6,3% всех потерь. Исходя из имеющейся статистики распределения боевых потерь, можно предположить, что из этого числа примерно 70 танков составили безвозвратные потери.(P-O) D в данном случае следует признать более вероятным потери признанные советской стороной - состояние войсковой ПВО было явно неудовлетворительным, в некоторых танковых бригадах насчитывалось по несколько зенитных установок ДШК, вместо положенных по штату 4 батарей по 4 пулемёта. Командирам частей было даже выгодно немного завышать количество техники потерянной от авиаударов противника, рассчитывая на получение новых боевых машин.

В дальнейшем Hs129B и Ju87G-1 продолжали "массово громить" советские танки и САУ и нести при этом значительные и вполне реальные потери. Так, эскадрильи FuPz за 11 дней боев безвозвратно потеряли 30% своего первоначального состава.

После завершения Курской битвы советское командование предприняло наступление в направлении р. Днепр. Пытаясь сдержать советское танковое наступление, немецкое командование проводило мощные контратаки крупными силами танков и мотопехоты при поддержке авиации, но все безуспешно. В вермахте началась танковая паника, напоминавшая состояние некоторых частей Красной Армии в 1941 г. В ночь на 21 сентября 1943 г. передовые части 3-й гвардейской танковой армии Воронежского фронта, а позже и часть сил 40-й и 47-й армий, сходу форсировали Днепр и закрепились на захваченных плацдармах в районе Великого Букрина. Успехом завершились крупные бои на участке Степного фронта при форсировании Днепра частями 7-й гвардейской армии в районах Днепровокаменки и Домоткани, а также 37-й армией в районе юго-восточнее Кременчуга.

Мощнейший оборонительный рубеж вермахта оказался под угрозой прорыва. Стремясь сбросить красноармейцев в Днепр, немецкое командование бросило в бой почти всю наличную авиацию. На поле боя, помимо "хеншелей", "восемьдесят седьмых" и ударных "фоккеров", отмечалась "работа" с низких высот и с бреющего полета двухмоторных бомбардировщиков Ju88 и He111, которые обстреливали и бомбили боевые порядки советских частей. Почти как ВВС КА в первые месяцы войны, но в условиях более благоприятных для боевого применения, так как переправившиеся советские части поначалу не имели сильного зенитного и истребительного прикрытия. С усилением советской ПВО на плацдарме от подобных действий немцам пришлось вскоре отказаться, но потери штурмовых авиагрупп продолжали расти и к концу года достигли угрожающих размеров... Проанализировав опыт боевого применения авиации непосредственной поддержки войск в летних боях, генеральный штаб люфтваффе в сентябре 1943 г. сделал вывод о необходимости централизации управления боевыми силами авиации поля боя. С этой целью было решено создать инспекцию штурмовой авиации, которой подчинить все группы пикирующих бомбардировщиков, группы непосредственной поддержки войск, группы скоростных бомбардировщиков, а также все отдельные противотанковые эскадрильи. 9 сентября командующим штурмовой авиацией был назначен оберст-лейтенант Э.Купфер.

Противотанковая эскадрилья 10.(Pz)/SG3 весной 1944 г. воевала в районе Тирасполя, затем в Крыму и Румынии и4 июля 1944 г перелетела в Вильнюс.К осени 1944 г. в люфтваффе сохранилась только одна группа Руделя III/SG2, еще летавшая днем на Ju-87D и G вместе с двумя другими противотанковыми эскадрильями. В конце войны их использовали, в основном, в качестве "пластыря" для затыкания "пробоин" от танковых прорывов союзников.


Пикирующий бомбардировщик Ju 87 ю-87 Юнкерс ШТУКАС.

Конкурирующий Heinkel 118 был быстрее, более маневренный и более современный, но единственный прототип был разрушен во время конкурентных испытаний, оставшийся Ju-87 и был объявлен в качестве победителя конкурса. Ju-87 штукас, ему то и суждено, стать одним из самых узнаваемых символов II мировой войны.

Пикирующий бомбардировщик Ju 87 ю-87 Юнкерс ШТУКАС, для более детального показа приведено фото модели Ju 87

Большинство военных самолетов обладает элегантной обтекаемостью, совершенно противоречащей их смертельному предназначению. Не таков «Юнкерс» Ju-87 «Sturzkampffugzeug» (пикирующий бомбардировщик) возможно, самый безобразный военный самолет. В России из-за не убирающихся шасси получивший прозвище «лаптёжник», иногда - «лапотник» или «певун». Слово «Штукас» вошло в мировой лексикон в мае 1940 г. Появление его угловатого силуэта в небе сеяло страх среди солдат и беженцев, двигавшихся через Францию. Получая приказ атаковать узловые точки дорог, особенно мосты, создавать помехи передвижению сухопутных войск союзников. Пикирующий бомбардировщик «Ju 87 или как нам проще ю-87» зачастую находили свои цели среди спасавшеюся мирного населения. С сиренами («Иерихонскими трубами») действующим от набегающего потока и прикрепленным к основным стойкам шасси. ставшими одним из символов Второй мировой.

Пикирующий бомбардировщик Ju 87 в одном из воздушных налетов

Сеявшими страх, бомбардировщики атаковали с хирургической точностью, а затем возвращались, чтобы открыть ураганный огонь из пулеметов. «Штукас » предназначались для доставки тяжелой бомбы на короткую дистанцию и сброса ее с большой точностью; все другие конструкторские соображения были подчинены этой задаче. Большинство экипажей обычных бомбардировщиков тех дней были очень довольны, если им удавалось по­пасть в 100 м от цели, в то время когда Пикирующий бомбардировщик Ju 87 ю-87 Юнкерс ШТУКАС с умелым пилотом мог поразить цель с точностью в 10 м.

Видно оборонительный пулемет стрелка

Здесь "Боевое применение Ju 87 Ю-87 Юнкерс "

Согласно положениям Версальского договора, Германия не могла иметь военно-воздушные силы, но после прихода к власти Гитлер объявил, что не намерен более придерживаться этих ограничений. Junkers «Юнкерс» Ju-87 «Sturzkampffugzeug» (пикирующий бомбардировщик ) «Штукас» сконструировал Г. Польманн (Pohlmann). Первый прототип, по иронии судьбы оснащенный английским двигателем «Kestrel» фирмы «Роллс-Ройс», взлетел в 1935 г. Фирма «Юнкерс» создавала цельнометаллические штурмовики-монопланы с конца Первой мировой войны. (В марте 1919 г. будущий командир 6-го флота люфтваффе Роберт Риттер фон Грейм выполнил первую авиационную противотанковую вылазку над Соммом.) Ju-87 строился с учетом этого практического опыта, но Польманн придал самолету новое качество: бомбардировщик мог вертикально пикировать на свою цель. Это свойство давало очень высокую точность, какую невозможно было достичь при горизонтальном бомбометании, по скольку горизонтальные атаки не давали точности, достаточной для попадания в движущийся объект.
., небольшое количество Ju-87 А было послано в Испанию, где Германия поддержала Франко. Многие офицеры люфтваффе «в штыки» встретили самолет, критикуя за тихоходность и громоздкость, считая его легкой добычей для истребителей противника. Однако премьеру в Испании посчитали превосходной.

Предполетная подготовка junkers ju 87 к боевому вылету Польша

ПИКИРУЮЩИЙ БОМБАРДИРОВЩИК Ju 87 ю-87 Юнкерс ШТУКАС получил одобрение Эрнста Удета, аса-истребителя Первой мировой войны и мастера высшего пилотажа, впоследствии начальника технического управления люфтваффе. Он настаивал, чтобы все будущие бомбардировщики имели возможность пикировать. Как же он был неправ. Принятое решение поставило крест на некоторых многообещающих разработках, например бомбардировщика «Хейнкель» Не-177.
На момент вторжения в Польшу у немцев было более 300 бомбардировщиков. В 1940 г. во Франции и Голландии Ju-87 просто ошеломили мир. Армии располагали большим количеством людей и танков, чем вооруженные силы Германим, но люфтваффе завоевали превосходство в воздухе. Когда танковые дивизии вышли из лесов Арденна, дорогу им преградила 9-я французская армия. Ее части удерживали линию Маас, их тяжелые орудия были направлены на пристрелянные точки пересечений дорог. Французскую артиллерию заставили замолчать именно 120 бомбардировщиков JU-87 «ШТУКАС», и вермахт с боем прошел через них. Самолеты «Штукас» были похожи на летающую артиллерию, но с большим радиусом действия и маневренностью. Они разбивали дивизии союзников за линией фронта, разбивали тяжелые французские танки еще на железнодорожных платформах. Во время Первой мировой войны было невозможным пробиться через Западный фронт до 1918 г., главным образом потому, что обороняющиеся всегда могли быстро получить подкрепление, чтобы запечатать брешь быстрее, чем атакующие могли продвинуться вперед через наземный прорыв. Бомбардировщик изменил ход событий, теперь армия Германии могла находиться в движении, но союзники не могли больше реагировать достаточно быстро, потому что темпы передвижения их дивизий замедлялись до ползания, под повторяющимися атаками с воздуха.

Пикирующий бомбардировщик Ju 87 ю-87 Юнкерс

Пикирующий бомбардировщик Ju 87 полагался на немецкое превосходство в воздухе. А если его нет то..... Одна эскадрилья была уничтожена пятеркой 20-мм пушек, французские истребители с легкостью догоняли и лишали маневра бомбардировщики. Оборонительное вооружение Ju-87 состояло из двух закрепленных, стреляющих вперед 7,9-мм пулеметов и одного или двух подвижных пулеметов на турелях в задней кабине. Этого было недостаточно, чтобы защищаться от истребителей. Даже более защищенные бомбардировщики фирмы Boeing названные «Летающими крепостями», именно B-17 использовались на Европейском театре боевых действий, так вот потери составили более 4500 самолетов, то есть каждый третий бомбардировщик B-17 был уничтожен.

Большинство бомбардировщиков давало своим пилотам ощущение вертикального пикирования, но только «Штука» пикировала точно, как по отвесу, под углом 90° к поверхности земли. Разметка на правом боку фонаря, нанесенная от 0 до 90°, позволяла пилоту правильно оценить угол.

Из режима горизонтального полета на скорости 410 км/ч бомбардировщик разгонялся до 540 км/ч с потерей около 1370 м высоты при пикировании. Максимальная разрешенная скорость самолета составляла 600 км/ч.

Разгонялся бомбардировщик постепенно, скорость ограничивалась неубирающимися стойками шасси, создававшим дополнительное сопротивление и работавшим подобно воздушным тормозам. Менее угловатые пикирующие бомбардировщики, такие как «Даунтлес» фирмы «Дуглас», разгонялись как ракета при пикировании с полной бомбовой нагрузкой.

Такая особенность Юнкерс «Штука» давала ей возможность сбрасывать тяжелые бомбы с огромной точностью, недоступной другим самолетам той войны.

Сирены

Самолет Юнкерс «Штука» издавал зловещий вой при пикировании самолета на цель благодаря «Иерихонским трубам» — сиренам , действующим от набегающего потока и прикрепленным к основным стойкам шасси.

Механизм пикирования самолета Юнкерс 87

При пикировании пилот держал свой взгляд на шкале контактного высотомера. У высотомера был индикатор, загоравшийся на высоте начала безопасного автоматического выхода из пикирования. Бомбардировщик выходил в горизонтальный полет с шестикратной перегрузкой, опускаясь еще на 450 м за время выхода из пикирования.

Ручка управления самолетом имела механизм безопасности, ограничивающий ее отклонение 5° от нейтрального положения, не давая возможности пилоту вывести самолет на еще большие перегрузки во время выхода из пикирования.

Этот механизм мог быть отключен в аварийных случаях, сильный рывок рычага управления выводил самолет из пикирования. Минимальная разрешенная высота для входа в пикирование для бомбовой атаки была 800 м. Высота нижней кромки облаков могла вынудить самолет Ju-87 совершать атаку с режима горизонтального полета самолета.

Техника бомбометания с пикирования

Операции перед пикированием:

1. Установка закрылков

в крейсерское положение

2. Установка триммеров рулей высоты в крейсерское положение

3. Установка руля направления в крейсерское положение

4. Шаг винта установлен в крейсерское положение

5. Контактный высотомер включен

6. В контактном высотомере выставлена высота снижения

7. Загрузочный механизм включен

8. Дроссель открыт

9. Охлаждающие щитки крыты

10. Воздушные тормоза открыты

Воздушные тормоза выпущены

Эти устройства автоматически направляли самолет в пикирование. Красные ярлычки, высовывающиеся из верхней поверхности крыла, служили визуальным индикатором для пилота, в это же время задействовалась автоматическая система перевода самолета в пикирование. Рука пилота наводила самолет на цель с помощью простого прицела типа пулеметного. Максимальная скорость пикирования была около 600 км/ч.

Отцепка бомб

Индикаторная лампочка на контактном высотомере загоралось при приближении точки бомбометания — обычно на минимальной высоте 450 м. Нажатие круглой гашетки на ручке управление приводило к отцепке снаряжения и началу работы автоматического механизма вывода самолета из пикирования.

Механизм выхода из пикирования

Автоматически выдерживал перегрузку в 6 джи, возвращая поверхности триммеров рулей высоты в нормальное положение. Механизм мог быть пересилен летчиком в аварийной ситуации. Как только капот самолета выходил в горизонт, аэродинамические тормоза втягивались, дроссели открывались, и винт устанавливался на набор высоты.

Бомбовая нагрузка самолета

К близким целям «Штукас» могла нести грозную бомбовую нагрузку, достигавшую 1800 кг. Это боевая нагрузка сравнима с той, которую брали на борт двухмоторные самолеты времен Второй мировой войны, и немного меньшая, чем у американского стратегического четырехмоторного бомбардировщика, бомбившего Германию.

Опыт боевого применения Ju-87 в России показал, что поражение танка тяжелой бомбой практически невозможно, даже для «Штукас». На Восточном фронте стандартным противотанковым оружием был комплект из 4-кг бомб SD-4-YH1 с кумулятивным зарядом. Семьдесят восемь таких бомб размешались в 500-кг кассете.

Такой заряд мог поразить тонкую верхнюю броню любого танка союзников - даже массивного танка ИС-2, использованного Красной Армией в 1945 году.

Менее сложная, но чреватая опасностями для экипажей самолетов - одна из последних моделей JU-87G-1. Представленная в 1943 году, эта модификация оснащалась парой 37-мм пушек, снаряды которых пробивали верхнюю броню танков, но возросшие при этом вес и аэродинамическое сопротивление снизили эффективность этой последней версии «Штука».

9430 м Размеры Длина: 10,8 м Высота: 3,9 м Размах крыла: 13,8 м Площадь крыла: 31,90 м² Масса Пустой: 2273 кг Снаряжённый: 3324 кг Силовая установка Двигатели: Junkers Jumo 210D Тяга (мощность): 720 Вооружение Стрелково-пушечное вооружение: 1х7.92 мм MG 17, 1х7.92 мм MG 15 (оборонительный) Кол-во точек подвески: 1 Масса подвесных элементов: 250 кг

Юнкерс Ю-87 (нем. название «штука », рус. прозвище "лаптёжник ") (нем. Stu rzka mpfflugzeug - пикирующий боевой самолёт) - одномоторный двухместный (пилот и задний стрелок) пикирующий бомбардировщик и штурмовик времён Второй мировой войны . Конструктор машины - Герман Польман (Hermann Pohlmann) . Первый полёт - в 1935 году, боевое применение - в 1936 году в составе легиона Кондор в Испании. Наиболее известным пилотом Ю-87 был Ганс Ульрих Рудель , получивший самые высокие награды среди пилотов люфтваффе . Несмотря на низкую скорость и посредственную аэродинамику (стойки шасси были неубирающиеся), был одним из самых эффективных видов оружия люфтваффе благодаря способности к бомбометанию с пикирования. Ю-87 - один из самых известных символов блицкрига . У советских лётчиков имел прозвища «лаптёжник» (за обтекатели шасси) и «певун» (за включавшуюся на пикировании для психологического эффекта сирену).

Описание

Конструкция «Штуки» содержала несколько инновационных идей, например автоматические воздушные тормоза под обоими крыльями для обеспечения вывода самолета из пикирования , даже если пилот потеряет сознание от перегрузок, и сирены , называемой «Трубы Иерихона», которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха , и производила вой во время пикирования, оказывая психологическое воздействие на врага.

На Ju 87 была одержана первая воздушная победа стран оси во время Второй мировой войны - 1 сентября 1939 года пилот люфтваффе лейтенант Ф.Нюберт сбил польский истребитель PZL P.11c пилотируемый капитаном Мечиславом Медвецким.

Несмотря на прочность, точность и высокую эффективность «Штука» обладала низкой скоростью и недостаточной манёвренностью . Слабое оборонительное вооружение делали её легкой целью для вражеских истребителей . Во время Битвы за Британию немцы узнали, что превосходство в воздухе должно быть достигнуто прежде чем могут быть использованы штурмующие самолёты. После Битвы за Британию Ju 87 мало использовались в западной Европе, но оставались достаточно эффективны на юге, где истребители союзников имели плохое снабжение, особенно в Битве за Крит и Мальту .

Хорошим примером большой уязвимости Ju 87 для вражеских истребителей будет то, что 5 декабря 1941 года над Ливией австралийский ас Клайв Колдуэл (Clive Caldwell) сбил пять Ju 87 в течение нескольких минут на своем P-40 «Tomahawk» .

А самый результативный бой всех времен провел 6 июня 1943 года Александр Константинович Горовец (ст.лейт. 88ИАП). Атакуя большую группу немецких пикировщиков, он на Ла-5 сбил девять Ju 87 и заставил остальных отступить, сбросив бомбы мимо цели. Когда его атаковали четыре FW 190 , у него уже закончились боеприпасы, и герой погиб. Данные подтверждены наземными войсками.

В больших количествах «Штуки» применялись на восточном фронте, но с ростом мощи советских ВВС , подразделения, оснащённые этим самолётом, стали нести тяжёлые потери на финальных стадиях войны.

Процедура пикирования

Находясь на 4600 метрах, пилот отыскивает цель бомбометания через наблюдательное окно в полу кабины. После выпуска воздушных тормозов и сбавления газа он переворачивал самолет на 180 градусов и переходит в пикирование под углом 60-90 градусов. Для контроля угла пикирования относительно горизонта на остеклении фонаря кабины была нанесена градусная сетка.

Когда самолёт приближался к земле, загоралась лампочка на контактном альтиметре , обычно, на высоте 450 метров. Пилот сбрасывал бомбы нажатием кнопки на ручке управления, тут же включался механизм автоматического выхода из пикирования. Захват, находившийся под фюзеляжем , отводил бомбу от плоскости вращения воздушного винта и самолёт начинал выравниваться с перегрузкой до 6 g.

Когда нос «Штуки» оказывался выше горизонта воздушные тормоза убирались, дроссель открывался и шаг винта устанавливался на набор высоты. Пилот брал управление и возвращался к нормальному полёту. Оставшиеся бомбы под крыльями могли быть использованы на другие цели.

Ju 87G - истребитель танков

В варианте G Ju 87 получил новую жизнь как охотник за танками (Kanonenvogel ). Начал применяться в начале года на восточном фронте. Вооружён двумя 37 мм пушками BK 37 установленными в гондолах под крыльями. Питание осуществлялось из шестизарядных магазинов снарядами с вольфрамовыми сердечниками. Возможность полёта с невысокой скоростью, стабильное положение в воздухе и возможность атаковать бронированную цель с наименее защищённой стороны способствовали успеху при атаке танков. Именно на Ju 87G летал известный немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель , который по данным люфтваффе уничтожил с июля 1943 по май 1945 свыше 500 советских танков.

Модификации

Производство

Вариант Юнкерс WFG Всего Производство
A 192 70 262 Июль 1937 - сентябрь 1938
B-1 311 386 697 Сентябрь 1938 - май 1940
B-2 56 169 225 Февраль 1940 - октябрь 1940
R-1 105 105 Январь 1940 - май 1940
R-2 616 616 Июнь 1940 - июль 1941
R-4 несколько Май 1941 - октябрь 1941
D-1 592 592 Август 1941 - июль 1942
D-3 1559 1559 Май 1942 - ноябрь 1943
D-5 1488 1488 Май 1943 - сентябрь 1944
G-2 208 208 Декабрь 1943 - июль 1944
Всего 559 5193 5752

ТТХ

Ju 87A Ju 87B Ju 87D Ju 87G
Производился 1936-1938 1938-1941 1941-1944 1941-1944
Класс пикирующий бомбардировщик пикирующий бомбардировщик пикирующий бомбардировщик штурмовик
Длина 10,8 м 11,1 м 11,1 м 11,1 м
Размах крыльев 13,8 м 13,8 м 13,8 м 13,8 м
Высота 3,9 м 3,9 м 3,9 м 3,9 м
Площадь крыла 31,90 м² 31,90 м² 31,90 м² 31,90 м²
Вес пустого 2273 кг 2760 кг 2810 кг 3600 кг
Максимальный вес 3324 кг 4400 кг 5720 кг 5100 кг
Двигатель Junkers Jumo 210D Junkers Jumo 211Da Junkers Jumo 211J Junkers Jumo 211J
Максимальная мощность 720 л.с. 1200 л.с. 1410 л.с. 1410 л.с.
Максимальная мощность 530 кВт 883 кВт 1037 кВт 1037 кВт
Максимальная скорость 310 км/ч 383 км/ч 408 км/ч 375 км/ч
Скорость пикирования 550 км/ч 600 км/ч 600 км/ч
Дальность 800 км 600 км 1165 км 1000 км
Потолок 9430 м 8100 м 9000 м 7500 м
Скороподъемность 3000 м за 8.8 мин 3000 м за 14 мин 3000 м за 13.6 мин
Курсовое вооружение 1x×7.92 мм MG 17 2x7.92 мм MG 17 2x7.92 мм MG 17
или 2x20 мм MG 151
2x7.92 мм MG 17
и 2x37 мм BK 37
Оборонительное вооружение 1x7.92 мм MG 15 1x7.92 мм MG 15 1x7.92 мм MG 81Z
(спареный MG 81)
1x7.92 мм MG 81Z
(спареный MG 81)
500 кг (без стрелка) 1000 кг (без стрелка) 1800 кг (без стрелка) нет
1x250 кг (под фюзеляж) 1x250/500 кг (под фюзеляж)
+ 4x50 кг (под крылья)
1x500 кг (под фюзеляж)
+ 4x50 кг (под крылья)
или 1x1000 кг(под фюзеляж)
нет

Состоял на вооружении

Фото- и кинохроника

  • Кинохроника: Юнкерс 87 серия D-3

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Юнкерс Ю 87" в других словарях:

    Юнкерс Ю 52 Назначение: бомбардировщик, транспортный самолёт. Первый полёт: 1931 Принят на вооружение … Википедия

    Назначение: бомбардировщик, транспортный самолёт. Первый полёт: 1931 Принят на вооружение … Википедия

    Флюгцойг унд моторенверке А. Г. (Junkers Flugzeug und Motorenwerke A. G.), одна из старейших в ФРГ самолетостроительных компаний. Основана конструктором Гуго Юнкерсом, учредившим в Дессау предприятия газовой аппаратуры (1895), экспериментальных … Советская историческая энциклопедия

Появление« Штуки» в воздухе ввергало в панику людей на земле. А вот советские истребители, завидев этот пикировщик, радовались — легкая добыча!

Сергей Иванов


Противотанковая модификация «Штуки» Ju-87G вместо бомб был вооружен контейнерами с 37-мм пушками. При необходимости их можно было легко заменить на бомбодержатели

Профессор Хуго Юнкерс — исследователь, изобретатель и организатор фирмы Junkers. Его интересы простирались не только на самолеты, но и, например, на водонагревательные котлы


В авиации Юнкерс был неутомимым пропагандистом цельнометаллических конструкций


После прихода нацистов к власти Юнкерс впал в немилость, был отстранен от дел и в 1935 г. умер. Ju-87 создавался под руководством конструктора Германа Польмана


Помимо 1000- или 500-кг бомбы под фюзеляжем наиболее совершенные модификации Ju-87 могли бы нести бомбы под крыльями — две по 250 кг или четыре по 50 кг

1939-й год. У СССР с Германией краткий период дружбы — настороженной, но официально декларируемой. Советские специалисты приезжают в Германию, где им показывают достижения инженеров Рейха во всех областях — танкостроении, артиллерии, авиации… Интересные образцы немецкой техники можно закупать для изучения и, возможно, копирования. Не обходилось без скандалов. Так, наши танковые конструкторы обиделись, посчитав, что по‑настоящему современные танки от них скрывают. А на самом деле то, что они посчитали устаревшими моделями, и было последним словом немецкой танковой промышленности — ничего подобного Т-34 и КВ у Гитлера не имелось.

У авиационной делегации аналогичные сомнения тоже были. Но, побывав на авиационных заводах, они убедились, что Вилли Мессершмитт и другие авиаконструкторы показали им самую новую технику. Соответственно, и урожай купленных за валюту «трофеев» был богат. В руки наших испытателей попали буквально все имевшиеся у немцев самолеты — истребители, бомбардировщики, разведчики. Причем не только серийные, но и, например, экспериментальный истребитель «Хейнкель-110». Не обошли вниманием и три разных учебно-тренировочных самолета, а также специальный рекордный мессершмитт. Наиболее интересные с точки зрения советских специалистов машины заказывались в пяти экземплярах, менее интересные — в двух или трех. Были закуплены также моторы и пропеллеры, системы впрыска топлива и свечи зажигания, авиационные прицелы, авиабомбы и электрооборудование…

Лишь на один аэроплан советская делегация не захотела тратить деньги. Хотя немцы уверяли, что пикирующий бомбардировщик Ju-87 вовсю выпускается, наши конструкторы посчитали его курьезным пережитком уходящей эпохи авиации. Зачем изучать вчерашний день? «Юнкерс» с его черепашьей скоростью, неубирающимися шасси, чудовищной аэродинамикой и уродливым внешним видом единодушно отвергли. Кто мог тогда знать, что у этого неказистого самолетика впереди весьма насыщенная боевая биография! В том числе и в советском небе…

Ju-87, он же «Штука» (Stuka, сокращение от немецкого Sturzkampfflugzeug — пикирующий бомбардировщик) стал самым спорным и парадоксальным бомбардировщиком Второй мировой войны. Плохим оружием нельзя хорошо воевать — закон, подтверждавшийся много раз. А вот «Юнкерс» при всей своей очевидной технической отсталости был фантастически эффективным оружием…

Чем полезно пике?

Впоследствии входивший в состав той самой делегации советский авиаконструктор Яковлев в своих мемуарах назовет снисходительное отношение к Ju-87 большой ошибкой. Правда, при этом он сошлется на неких «горе-тактиков» — именно они, дескать, не захотели покупать «Юнкерс». Может быть, это просто попытка переложить вину на кого-то другого? Наверняка ведь и сам Яковлев, и его коллеги-конструкторы констатировали, что «Штука» — мягко говоря, не последнее слово авиационной техники. Однако упоминание о «горе-тактиках» у Яковлева не случайно. Это отголосок предвоенных споров по поводу того, как все-таки самолеты должны атаковать наземные цели — бомбометанием в горизонтальном полете, сбросом бомб в крутом пике или штурмовым ударом с пологого пикирования. Советские авиационные специалисты-тактики бомбардировку с пикирования не признавали, а вот их германские коллеги, наоборот, видели в ней отличный способ повышения эффективности ударных самолетов — потому-то и появился на свет Ju-87. В позиции специалистов Люфтваффе был серьезный резон. Судите сами! Допустим, самолет сбрасывает бомбу в горизонтальном полете. Летчик ведет его строго по прямой с постоянной скоростью — а штурман-бомбардир, глядя в прицел, пытается поймать оптимальный момент для сброса бомб. Но ведь идущий на постоянной высоте, с постоянной скоростью и по прямой самолет — просто идеальная мишень для зенитной артиллерии! А противозенитный маневр не проведешь — любое отклонение самолета от боевого курса чревато промахом. Попасть в компактные, малоразмерные цели практически невозможно — слишком велика непредсказуемость поведения свободно летящих к земле бомб.

А теперь представьте, что бомбардировщик с высоты нескольких километров пикирует, падает прямо на цель. Пилот может прицеливаться сам, а попасть в такой самолет из зенитной пушки можно разве что случайно, да и время нахождения на боевом курсе существенно меньше (спикировал, сбросил бомбу — и свободен!). Отделившаяся от пикировщика бомба имеет вектор скорости, практически совпадающий с вектором движения идущего на цель самолета. И попадет она куда надо с гораздо большей вероятностью, чем несущаяся к земле по параболе бомба, сброшенная из люков «горизонтального» бомбардировщика.

Потому-то в предвоенной Германии уделяли повышенное внимание созданию работоспособной конструкции штурмовика. Сначала это был биплан Хеншель-123, а потом — Ju-87, выигравший у конкурентов специальный конкурс рейхсминистерства авиации. Скептицизм советской делегации имел под собой основания — самолет родился в 1934 году и к 1939-му смотрелся архаичным. Главное, что отличало его от более современных конструкций, — неубирающиеся шасси, от которых повсеместно отказывались. Организовать уборку шасси было несложно, а улучшение летных характеристик она давала существенное. Создатели «Штуки», однако, предпочли убрать колеса своего детища в обтекатели-«штаны», к тому же для прочности снабженные подкосами.

Интересно, что на первом опытном образце самолета, которому впоследствии предстояло бомбить Великобританию, стоял двигатель… Rolls-Royce. В дальнейшем на самолет ставились моторы разработки немецких конструкторов, все более и более мощные. Экипаж состоял из двух человек — пилота и стрелка, защищавшего заднюю полусферу. Внешний облик «Штуки» вышел довольно жутким, но не лишенным грубоватого «боевого» шарма. Рубленые формы, крыло типа «обратная чайка», характерная «борода» радиатора под мотором и пресловутые неубирающиеся шасси — спутать «Штуку» с каким-то другим самолетом было невозможно. Пикируя на цель, юнкерс напоминал хищную птицу, которая, выставив вперед лапы, падала на добычу. На лапы были похожи «штаны» обтекателей шасси, которые, впрочем, вскоре после запуска «Штуки» в серию переделали, заменив на каплеобразные «лапти». Именно из-за них на Восточном фронте машина получит прозвище «лаптежник» — так с некоторым оттенком презрительности ее будут называть советские летчики.

Определяющей характеристикой Ju-87 была прочность, которую обеспечивала цельнометаллическая конструкция. Ведь в момент выхода из пике перегрузка может достигать пяти и более g — и такую проверку на прочность планер самолета должен был выдерживать в каждом боевом вылете! С другой стороны, в кабине самолета сидел пилот, который при такой перегрузке должен был управлять «Штукой». И не просто выводить ее из пикирования, а совершать множество самых разнообразных операций. Дело в том, что пикирование — экстремальный режим полета, и характеристики самолета в нем должны меняться. К примеру, при резком возрастании скорости нужно во избежание переохлаждения закрыть шторки радиатора. А когда на выходе из пике мотор работает на пределе своих возможностей, шторки надо как можно быстрее открыть — иначе двигатель перегреется. Далее, на выходе из пикирования, надо переключать шаг винта. Нужно также менять положение триммеров, воздействующих на рули высоты и берущих на себя часть усилий летчика… Ну и, само собой, пилоту надо работать ручкой, педалями и сектором газа! В общем, нужно произвести массу совершенно обязательных действий, невзирая на перегрузку, вражеский огонь и стремительно приближающуюся землю.

Штурмовать или пикировать?

Стало быть, пилот пикировщика должен быть высококвалифицированным специалистом своего дела. Может быть, потому и не нравился этот тип самолета советским «горе-тактикам». Они были отнюдь не дураками — скорее реалистами. Подготовку летных кадров в СССР осуществляли, ориентируясь на количество, а не на качество. А плохо подготовленный пилот пикировщика имеет слишком много шансов воткнуться в землю — причем даже в мирное время, на самой обычной тренировке. В СССР считали, что будущее за штурмовиком — самолетом, который атакует с пологого пикирования и поражает наземные цели в основном своими пушками и пулеметами. Ил-2, продукт этого направления тактической мысли, был лучшим самолетом в своем классе (о нем мы писали в №3 за 2004 год). Но, например, точно сбросить с него бомбу было проблематично. В момент сброса бомб летчик не видел цели — ее закрывал длинный капот самолета. Прицеливаться он мог лишь приблизительно, по нанесенным на капоте рискам.

А реактивные снаряды, пушки и пулеметы были эффективны лишь против автомобилей и пехоты — но не против танков. До появления специальных противотанковых авиабомб, поражавших большую площадь, боевая эффективность штурмовиков оставляла желать лучшего.

В Германии пилотов готовили очень тщательно. В программу подготовки входило даже пикирование под углом 90 градусов, то есть отвесно к земле! Научившись выполнять такой прием, летчик легко пикировал на цель в боевых условиях, когда угол атаки составлял порой 70−80 градусов. С другой стороны, создатели «Штуки» сделали все, чтобы облегчить работу пилота. Самолет был оснащен полуавтоматическими устройствами ввода и вывода из пикирования — они выполняли за пилота все второстепенные функции, давая ему возможность сосредоточиться на управлении самолетом.

Да, по сравнению с Ил-2 «Штука» была практически не бронирована — но это ей было и не нужно! В пролетающий над головами штурмовик с земли стреляло все, что имело ствол — от зенитных пушек до парабеллумов. Иное дело — устрашающий пикировщик, который сваливается с большой высоты, быстро увеличивается в размерах, направляясь, кажется, прямо на тебя… На стойках шасси у «Штук» стоят крыльчатки, которые вращают воздушные сирены, и пикирующий самолет издает леденящий душу вой. Вот от него отделяются бомбы и с жутким свистом (для пущего психологического воздействия на них закреплены специальные свистки!) несутся к земле… Будет ли в такой ситуации солдат хладнокровно стрелять в «Штуку» из своей винтовки или бросится куда глаза глядят в поисках укрытия? Ответ очевиден. Кроме того, лобовая проекция пикировщика слишком мала, чтобы в него можно было попасть с земли в момент атаки.

Слава и закат «лаптежника»

Уже во время захвата Польши эффективные атаки «Штук» создали самолету отменную репутацию, а во время блицкрига во Франции она только улучшилась. Другой пикирующий юнкерс, двухмоторный Ju-88, чаще использовался в глубине обороны противника, причем нередко как горизонтальный бомбардировщик. Ju-87, обладавший меньшим радиусом действия, нацеливался на объекты вблизи линии фронта — и атаковал цели на виду у своих войск, вызывая их бурное одобрение. В отличие от любых других типов ударных самолетов пикировщик мог поразить точечную цель — танк, паровоз, мост, здание, огневую точку. Идеальной целью для пикирующих бомбардировщиков были корабли — не зря такое внимание развитию этого класса самолетов уделяли США и Япония, соперничавшие на Тихом океане. Авианосный вариант «Штуки» тоже был сделан, но свой единственный авианосец «Граф Цеппелин» гитлеровцы хоть и спустили на воду, но так и не смогли достроить. Впрочем, пилоты «лаптежников» действовали против английского флота и с береговых баз — причем довольно успешно. Досталось и нашим кораблям…

Как свидетельствует лучший пилот «Штуки» Ганс-Ульрих Рудель, именно ему удалось 1000-килограммовой бомбой потопить советский линейный корабль «Марат». На самом деле нельзя однозначно приписать успех именно Руделю — основанием для этого служат как раз его собственные воспоминания «про войну и про бомбежку, про большой линкор ‘Марат"". Чья именно бомба попала в погреб с боезапасом и вызвала детонацию, установить, конечно, невозможно. Но факт остается фактом — после атаки Руделя и его сослуживцев на «Штуках» «Марат» разломился пополам и пошел ко дну…

Парадоксальным образом аэродинамическое несовершенство «лаптежника» помогало летчикам. Неубирающиеся шасси и воздушные тормоза делали скорость пикирования относительно небольшой. Летчик имел возможность контролировать поведение самолета в пикировании — и при необходимости доворачивал на цель, если она уходила из прицела. А вот у пилотов советского пикировщика Пе-2 такой возможности не было — он обладал более совершенной аэродинамикой и поэтому, несмотря на тормозные решетки, «камнем» падал вниз.

Пикирование на Ju-87 было настолько комфортным, что летчики определяли высоту выхода из пике визуально, исходя из размеров наземных объектов. Из-за этого случались и курьезы… В Англии до сих пор сохранилась ветка узкоколейки, по которой курсирует состав — паровоз и вагоны там очень похожи на обычные, только маленькие. Об этом, естественно, не знал пилот атаковавшей поезд «Штуки», маленький паровоз в прицеле ввел его в заблуждение. Из пике он начал выходить слишком поздно — и врезался в землю! Получилось, что паровоз сбил самолет… Впрочем, для более осмотрительных пилотов Ju-87 была установлена система, звуковым сигналом извещавшая летчика о достижении высоты, на которой надо начать выход из пикирования.

Поражать цели Ju-87 мог отменно. Но «Штука» оказалась «самолетом чистого неба» — могла действовать только там, где Люфтваффе имели преимущество в воздухе. Сбить Ju-87 было проще простого — потому-то советские истребители считали «лаптежник» второсортным самолетом.

В момент выхода из пикирования (да и не только) самолет был беззащитен. В отличие от остальных немецких бомбардировщиков «Штука» не имела нижней огневой точки. На Ил-2 ее тоже не было, однако штурмовики летали над самой землей и подобраться к ним снизу было практически невозможно. А Ju-87 атаковал с высоты…

Первые серьезные потери «Штуки» понесли в «битве за Англию» — британские Спитфайры и Харрикейны значительно сократили их количество. Геринг был вынужден изъять вооруженные «Штуками» части из состава атаковавших Великобританию сил. На Восточном фронте «лаптежники» были хороши ровно до тех пор, пока советская авиация не оправилась от потерь первых месяцев войны.

«Тяжеловооруженные юнкерсы держали крейсерскую скорость — около трехсот километров в час. Внезапно свалившись на них со стороны солнца, мы нажали на гашетки пулеметов. В перекрестье моего прицела — лидер первой группы юнкерсов. Короткая очередь, еще одна… Бомбовоз, будто перерезанный надвое, рухнул вдалеке от гремячьевской переправы. Мой ведомый Виктор Александрюк поджег замыкающий самолет. Из второй группы горящей головешкой вывалился третий пикировщик. Так вам, пираты!» Так описывает атаку на «лаптежников» Герой Советского Союза Иван Вишняков — но подобного рода эпизоды можно найти практически в каждой книге воспоминаний советского летчика-истребителя. Из 59 самолетов, сбитых Александром Покрышкиным, 23 Ju-87, при том, что наш знаменитый ас брал на себя самую трудную боевую работу — предпочитал сражаться с истребителями.

Для немецких же истребителей-рекордсменов, гнавшихся за увеличением личных боевых счетов, сопровождение бомбардировщиков было непрестижной боевой задачей. Наиболее подготовленные кадры пикировщиков были выбиты, а новички не могли действовать эффективно. Попытка переделать Ju-87 в противотанковый штурмовик, вооружив его 37-мм пушками, оказалась неудачной. Летчики калибра Руделя могли прицеливаться не просто в танк, а в его уязвимые места, например в двигатель. Но таких асов было все меньше — и в 1944 году «Штуку» сняли с производства. Части пикировщиков перевооружали истребителями FW-190, под которые подвешивались бомбы.

А ведь пикирующие бомбардировщики, появившиеся еще в годы Первой мировой, как раз и были истребителями с бомбами! Всё вернулось на круги своя…