Мoдный низ

Является ли человек частью природы. Занятие по экологическому развитию


В данном высказывании автор поднимает проблему отношения человека к природе. Этими словами Хмелинская хотела сказать, что человек-существо обладающее высшим разумом-дитя природы, которое в то же время является главным истребителем живого мира.

Человек-биосоциологическое существо. С одной стороны он принадлежит к классу млекопитающим, имеет кровеносную, дыхательную, опорно-двигательную и другие системы. А с другой стороны человеку свойственно социальная сущность, т.е. он обладает разумом, способен нести ответственность за свои поступки и т.д. Но как же он противостоит природе? С каждым годом он наносит непоправимый урон окружающему миру. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем человечества.

В качестве примера можно привести Чернобыльскую катастрофу.

Вспомните, какие ужасающие последствия повлек за собой взрыв атомной электро-станции. Сколько животных, растений подверглось мутациям, погибло. Все, что находилось в близости от эпицентра взрыва стало радиоактивным. А для распада радиоактивных ядер должны пройти многие десятилетия и даже столетия. А ведь это все рук человека!

Другой пример-вымирание животных по вине человека. Так, несколько лет назад на Земле обитала квага, которую истребили охотники ради шкуры и мяса. Таких же примеров на сегодняшний день насчитывается очень много. Человек осознанно уничтожает природу.

Таким образом, я считаю справедливым высказывание С. Хмелинской.

В итоге, проанализировав предложенную нам цитату этого, без малейшего преувеличения великого человека, я хочу сказать, что его фраза безусловно несет в себя глубокий смысл, ведь было бы глупо предположить. что такой человек как автор данного афоризма стал бы бросать слова на ветер. Надеюсь, что я правильно вычленил идею, которую хотел до нас донести автор.

Обновлено: 2018-03-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе» (М. Малерб)

Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

Многие философы задавались вопросом: можно ли, изучая «природу» человека - устройство органов его восприятия, характер психических процессов и т. п.,- понять структуру и границы человеческого познания. Или, может быть, не существует такой «природы», и в человеке всё - от восприятия до высших форм мышления - формируется исторически, в социально-культурном процессе. Не в них ли тогда следует искать предельные условия и доминанты познания? Как совместить факт неизбежной конечности человеческого существования, его культурно-исторической конкретности с идеалом объективности познания, с требованием, чтобы получаемое знание было истинным, то есть отражало не структуры и особенности сознания и деятельности человека, а объективное положение дел в самом мире? Как научно-теоретическое познание связано с теми видами мышления, на которые он опирается в практической жизни и в которых человеку дан мир его наличного бытия?

С другой стороны, уже в последние десятилетия - в эпоху научно- технической революции - в теме «Познание и человек» выявились и неведомые ранее проблемы, связанные с социально-гуманистическими аспектами научного прогресса, с непосредственным влиянием последнего на судьбу человечества. Открытие атомной физики, исследования в области генетики, глобальное вмешательство человека в биосферу, сделавшее вероятным её необратимое изменение, - эти и многие другие результаты современной науки и техники уже не могут оцениваться однозначно положительно лишь в силу их научного происхождения.

(В. Филатов)

Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Показать ответ

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1. Определение структуры и границы человеческого познания.

2. Источник предельных условий и доминант познания.

3. Проблема влияния научно-технической революции на судьбу человечества.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например:

познание есть процесс приобретения знаний;

2) два предложения с информацией о познании, например:

- «Потребность в познании - одна из базовых потребностей человека»;

- «Источниками и способами познания являются человеческие чувства, разум и интуиция».

Могут быть составлены другие предложения.

Какие две группы проблем познания природы человека указаны в тексте?

Показать ответ

Должны быть указаны следующие проблемы:

1) сложность совмещения факта неизбежной конечности человеческого существования, его культурно-исторической конкретности с идеалом объективности познания;

2) связь научно-теоретического познания с «практическими» видами мышления.

Показать ответ

В ответе могут быть приведены следующие проявления взаимной связи научно-теоретического мышления и практической деятельности человека:

1) каждый человек в процессе практической деятельности использует результаты научных достижений, воплотившихся в массе современных вещей;

2) научные представления определяют сознание, поведение и мировоззрение многих людей;

3) материально-производственная деятельность способствует познанию природы, развитию наук.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.

Наталья Дюжикова
Занятие по экологическому развитию

Задачи :

Расширять и обобщать представления детей о растительном и природном мире, обогатить знание о мире открытий и изобретений.

Сформировать у ребят уверенность о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы) .

Учить опытным путем получать растительные краски и окрашивать белую хлопчатобумажную ткань.

Развивать умение использовать речь - доказательство, наблюдательность, устойчивое внимание.

Воспитывать у детей бережное отношение ко всему, что их окружает, стремление заботиться о природе.

Материалы к занятию : природоохранные знаки; картинки с изображением объектов природы и «не природы» ; модели взаимосвязей человека и природы; таблица-цепочка с карточками-изображениями «Чем этот предмет был раньше» ; х/б ткань; цветные вещи; х/б белые лоскутки; картинка с изображением хлопка; ёмкости с натуральными красителями; терка; марля; прищепки; влажные салфетки; доски для пластилина; овощи : морковь, лук; сухая крапива.

Ход занятия .

Есть на земле огромный дом Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли Зовется этот дом.

Ребята, а как вы думаете, что такое природа?

Солнце, воздух, вода, растения, животные,. человек.

Конечно, вы правы и человек является частью Природы, а какой, «живой» или «неживой» ?

Человек - это часть живой природы.

Докажите.

Человек, как и другие живые существа рождается, растет, развивается , питается, двигается, умирает - значит, он часть живой природы.

Хорошо, но хочу сказать, что Человек - существо мыслящее, разумное, поэтому он многому учился у природы и придумывал такие вещи, которые похожи «на природу» , а природа для человека стала первым учителем.

Дидактическая игра «Природа-учитель» .

Посмотрите, на мольберте картинки живой природы (птицы, стрекозы, одуванчик, колокольчик, рыба, ёж) . Как вы думаете, какие изобретения сделал человек, глядя на них? Найдите картинку и объясните сходство.

Дети : Глядя на летающих птиц, человеку всегда хотелось летать, и он придумал чудо-птицу - самолет. (Объясняет сходство) .

Вертолет похож на стрекозу (крылья у стрекозы сверху, а у вертолета пропеллер сверху, хвост вытянут и у стрекозы, и у вертолета.).

А это что за растение?

Одуванчик.

Если подуть на такой пушистый цветок, что получится?

Полетят пушинки, как парашутики.

Как хорошо, когда человек наблюдательный и внимательный. Что вы можете сказать об этом цветке и изобретении человека?

Глядя на колокольчик, человек придумал музыкальный колокольчик, который звонит в церквях.

А наблюдая за рыбами, что придумал человек?

Рыба - подводная лодка. Сходство.

Расскажите о последней картинке.

Наблюдая за ежом, его иголками, человек придумал иглу.

Вот как это интересно! И таких примеров много, когда мы видим, что именно Природа является первым мудрым учителем для человека.

А сейчас давайте порассуждаем о том, как жизнь древнего и современного человека зависела и сейчас зависит от природы, а помогут вам модели. (Выставить модели) .

1. Древний человек ходил на охоту, чтобы питаться и шить одежду из шкур животных.

2. В древности люди ловили рыбу для еды и сейчас ходят на рыбалку.

3. Раньше древний человек собирал травы, ягоды для питания, лечения и сейчас ходят в лес за ягодами и лекарственными травами.

4. В прошлом древние люди жили в пещерах, строили шалаши из веток, а сейчас строят многоэтажные кирпичные дома, коттеджи из бревен деревьев.

5. Древний человек искал воду для питья, водоемы, чтобы помыться, а сейчас берут воду из крана, колодцев.

Итак,-еделайте вывод, как человек раньше и сейчас связан с природой.

И раньше и сейчас жизнь человека связана с природой и зависит от природы.

Да, без природы человек обречен на гибель, поскольку без воздуха, воды, почвы, животных, растений, а все это природа, человек не сможет жить!

- А сейчас давайте отдохнем : физкультурная минутка.

К речке быстро мы спустились Наклонились и умылись : раз, два, три, четыре.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Вместе - раз, это брасс,

Одной рукой - это кроль.

Все как один плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой,

Посмотрели на солнышко,

Помахали ему рукой,

Посушились, улыбнулись И отправились домой.

Садитесь, поиграем в игру «Составь цепочку» , заполните пустые звенья карточками-изображениями и объясните, чем этот предмет был раньше.

1. дети : столовые приборы - изготовляют из стали, сталь получают из руды, а руду добывают из земли.

2. Сок яблочный готовят из яблок, яблоки - на дереве, дерево - на земле.

3. Книгу составляют из бумаги, бумагу делают из дерева, а деревья растут на земле.

4. Платье шьют из ткани, ткань получают из хлопка, хлопок растет на земле.

Молодцы, цепочки составлены, и что же мы видим : все, чем пользуется человек, он получает от природы.

И обратите внимание, все цепочки ведут в одно большое звено под названием «Земля» .

А как в природе говорят о земле ласково, с любовью?

Земелюшка, земля-матушка, земля-кормилица.

И на нашей земле-матушке растут разные интересные растения : вот одно из них, назовите.

Это хлопок.

Что вы знаете о хлопке, расскажите.

Хлопок растет на юге нашей страны, в теплых краях. Растет кустиком, на веточках растут коробочки, внутри которых есть семена, покрытые мелким белым пухом. Мы видим этот пушок, он похож на вату. Этот пух используют для изготовления материи.

Посмотрите, эта ткань (показ) сделана из хлопка. Как она называется? (Хлопчатобумажная ткань) . Мы видим, что пушок хлопка белый, и наша ткань х/б тоже белая. Из такой ткани шьют белоснежные скатерти, салфетки, постельное белье. А вот эти вещи (показ, сшитые из х/б ткани яркие и разноцветные. Как вы думаете, почему?

Эту ткань покрасили.

Чем можно покрасить ткани? (ответы детей) . Хочу вам сказать, что современные краски изготавливают из нефти и минералов, а это тоже дары природы. А давным- давно люди стали окрашивать ткани, пользуясь растительными красками. Вот в этих емкостях растительные краски разных цветов, а на подносе растения, из которых они получены. Догадайтесь, из какого растения какой цвет получился.

Темно-красный - из свеклы, оранжевый - из моркови, коричневый - из шелухи лука, зеленый - из крапивы.

Правильно, вы не ошиблись. А как получить из твердых овощей жидкую краску? С помощью терочки можно потереть и свеклу, и морковь, а затем через марлю выжать сок. Вот и готова краска. Чтобы получить коричневую краску, снимают с луковицы шелуху, заливают кипятком, некоторое время ее кипятят, затем процеживают и краска готова. Так же заливают сухую крапиву, кипятят ее, процеживают и получают зеленую краску.

А сейчас я предлагаю вам окрасить лоскутки белой х/б ткани в любой из этих цветов, но сначала посмотрите, как это нужно сделать.

Опыт : зацепляю лоскуток белой ткани прищепкой, опускаю в емкость с растительной краской, держу в ней, чтобы лучше окрасился, затем аккуратно поднимаю ткань, даю стечь краске. Кладу ее на доску, отцепляю прищепку, расправляю окрашенную ткань палочками и оставляю ее для высыхания.

Кто может рассказать о процессе окрашивания ткани? (Рассказ ребенка) .

А теперь подходите к столам и принимайтесь за работу. (Звучит музыка) . Посмотрите, какая красота! Белая ткань стала цветной, и такое превращение стало возможным тоже благодаря растениям, природе.

Так давайте же будем беречь и любить природу, ведь человек - ее часть и наша жизнь во многом зависит от природы.

Ребята, а что значит беречь и любить природу? Расскажите, пользуясь вот этими природоохранными знаками.

1 .Беречь и любить природу - значит не бросать мусор, не засорять природу.

2. Не мыть машины возле реки, около леса, не загрязнять природу.

3. Сажать молодые деревья, цветы.

А я тоже хочу внести новый экологический знак (показ) посмотрите, как он выглядит : наша планета «Земля» в руках человека. Это означает, что каждый из нас должен беречь и любить нашу Землю, а значит и ее природу, потому что

Под одною голубою Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой И просторный, и большой.

Так давайте жить на свете Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи Или добрые друзья!

Человек -это часть природы или ее хозяин?

    Кто такой президент? Президент — это глава государства, так же как и царь или царица, — это тот, кто управляет народом. Как вы думаете он является частью народа? Вот я думаю, что да. По крайней мере в современном мире. Сами президенты так же голосуют, как простые граждане, платят налоги и живут, как обычный народ по законам страны. Каких-то особых законов для президента не предусмотрено, как для человека, может быть только связанные с его должностью оговорки. Так же и тут. Человек безусловно главенствует над природой. Почему? Как говориться — знание чего-либо дают возможностью этим управлять. Хоть мы и не все знаем о природе, но многое точно нам известно. Люди научились использовать энергию и продлять жизнь, научились делать операции и влиять на свою человеческую природу и не только. Даже то же электричество — это умение использовать природную силу. Может людям еще далеко до того, как они полностью рационально научились управлять ресурсами, но и президентов нет, которые бы так сразу выводили страну из кризиса и совершали такой огромный прорыв. Все постепенно. Поэтому на вопрос можно ответить так: человек хозяин природы, который является ее частью.

    Думаю, что человек — и часть природы. И одновременно е хозяин. Не в смысле творец или создатель. А в смысле — мудрый управитель, который просто обязан разумно заботиться о том, что в руках человечества. Та же экология, флора, фауна. Над всем этим человек может и должен властвовать и руководить. За это природа будет служить человечеству!

    Я считаю, что человек является частью природы. Так как, был бы он хозяином, то не страдал бы от всяких там катаклизмов, от укусов мошек, пауков, змей и т.д.

    Не то, и не другое. Человек — это творение Бога, как и земля, на которой есть природа.

    Человек пользуется природой, правда не в согласии с волей Бога. Но будет время, когда он будет господствовать над живностью, и правильно пользоваться е ресурсами.

    Человек не может быть хозяином природы. Человек должен жить в гармонии с природой, когда он начинает что то менять в естественном течении природы или бездумно и варварски пользоваться природными ресурсами то получает большие стихийные бедствия и катастрофы, от которых погибает много людей. Природа создана не человеком и не человеку е менять, человек может быть не хозяином природы а только другом, иначе человечество обречено. И та модель экономики общества потребления при которой надо вс больше и больше потреблять природных ресурсов, иначе будет всемирный кризис и войны, может погубить хозяина природы.

    Безусловно человек является частью природы.Он также зависим от нее как и другие живые существа.Конечно он всегда пытался ее обуздать.Но у него пока ничего не получилось.Судите сами-приведу пример:землетрясения происходят бесконтрольно и человек не может их регулировать.И таких примеров очень много — вся природа независима и не поддается человеку.Конечно он частично оказывает влияние на природу но не более.

    Скорее всего, человек — это эксперимент природы. Ведь если бы человек изначально был частью природы и существовал с момента зарождения земли, то он бы достиг уже такого уровня, что все соседние планеты были бы заселены людьми. Но к сожалению, человек это неудавшийся эксперимент природы, от которого природа вскоре избавится, т.к. человек ее не ценит, а наоборот, только разрушает.

    Но это только мое личное мнение. Для предмета Окружающий мир, думаю, ответить можно, что человек часть природы, ведь какой же он хозяин, если страдает от различных катаклизм (землетрясения, наводнения и т.п.) и сделать ничего не может, что бы их предотвратить.

Наряду с другими западными учеными основатель психоанализа Зигмунд Фрейд поощрял агрессию против природы. Постепенно люди как биологический вид достигли биологического доминирования среди других видов по всей земле. Принесло ли это нам счастье?

Мы оказались в мировоззрении, которое отделяет людей от естественного контекста. Доминирующая западная культура и наука долго спорили о завоевании природы. Зигмунд Фрейд утверждал, что прогресс цивилизации требует «атаки на природу, заставляя ее подчиняться человеческой воле под руководством науки». «Природа» здесь означала и «человеческую природу» — дикие импульсы, которые, как он предполагал, были врожденными, и естественный мир. Природу нужно было контролировать и даже побеждать. Другие отметили западную одержимость завоеванием и контролем (например, Merchant, 2003; Turner, 1994).

Легко поверить, что насилие, происходящее в естественном мире, происходит «вне», и что мы, цивилизованные люди, все равно в безопасности. Но, как указывает Дэвид У. Киднер, «Насилие, которое индустриализм делает с природой, другими словами, — это не просто вопрос насилия, которое раздельно налагает на природу направлено на природу, это прежде всего насилие, которое отделяет эти две природы в первую очередь, разрушая резонанс между психическим и материальным миром, составляющим культурную сферу».

Индустриальная культура подчеркивает интеллект над всеми другими видами знания. Как отмечает Дэвид У. Киднер: «Бесплотный интеллект неадекватен как отправная точка для теории окружающей среды: как бы ни были умны наши теории, они существуют в пространстве, которое уже отделено от естественного порядка, а «природа», на которую они ссылаются, слишком часто является культурным артефактом. Они теоретизируют, не обращая внимания на естественный порядок, существование которого они не замечают».

Опасность здесь заключается в том, что «понимание» становится рационализацией текущей практики и заменой альтернативы изменениям, поскольку это понимание предполагает раскол между собой и миром. Он скрывает, а не освещает, как экологические проблемы являются немыми выражениями несовместимости между системами социальной фантазии, в которых мы живем, и теми характеристиками природного мира, о которых мы не только не осознаем, но не знаем, что мы не знаем … Формы, принятые нашими собственными размышлениями, сами по себе частично определяются веками совместной эволюции с промышленными и доиндустриальными структурами».

Индустриальная культура переконфигурировала наш ум от нашей типичной человеческой природы. Западное образование – тоже часть этой системы.

«Целостность и интеграция — это не только качества, которые мы приписываем нечеловеческому характеру: они также являются качествами, которые предписывают наше место в естественном порядке, подразумевая реконфигурацию собственного тела» (Дэвид У. Киднер, 2001).

Индивидуализм, сформированный в раннем возрасте у ребенка, преследует жизнь человека в промышленно развитом обществе. Чувство разъединения пронизывает наш повседневный опыт. И мы думаем, что индивидуализм пронизывает и естественный мир.