Мoдa

Образ Евгения Онегина презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему. Образ евгения онегина Презентация женские образы в евгении онегине

Слайд 2

Жизнь Онегина.

Евгений Онегин – центральное действующее лицо одноименного романа А.С. Пушкина. Вокруг этого образа строится сюжет произведения, о судьбе Онегина автор рассказывает на протяжении восьми глав. Евгений – современник Пушкина, его «добрый приятель», и многие критики отождествляют автора и его героя. Но сам поэт постоянно проводит границу: Всегда рад заметить разность Между Онегиным и мной С первых страниц романа читатели узнают о том, как воспитывался пушкинский герой, чем интересовался, какие привычки имел. Воспитание Евгения, по моде того времени, было доверено гувернерам-французам. Эти люди в отечестве своем служили парикмахерами, булочниками, портными, поэтому вряд ли могли дать русским «недорослям» достойное образование. Поэтому, рассказывая о воспитании Онегина, Пушкин иронизирует: …француз убогий, Чтоб не измучилось дитя, Учил всему его шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил. Мы видим, что герой получил очень поверхностное образование, он мог лишь «коснуться до всего слегка», но для высшего света того времени этого было вполне достаточно. Онегин осуществил в своем имении прогрессивное социально-экономическое преобразование: “Ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил”, но на этом все его участие в жизни крестьян и закончилось.

Слайд 3

Слайд 4

В первой главе Пушкин подробно описывает один день из жизни героя. Онегин ведет типичный для светской молодежи образ жизни: посещает театр, рестораны, балы. ”. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи: чем бы он ни занимался, ему постоянно сопутствует состояние разочарованности, неудовлетворенности, “душевной пустоты”. Его “мечтательная преданность, не подражательная странность и резкий охлажденный ум”, внутреннее благородство, самокритичность, порядочность не позволяли ему безмятежно предаваться праздности, вести расточительный образ жизни, и “свободный, в цвете лучших лет, среди блистательных побед, среди вседневных наслаждений” Онегин испытывает чувство горечи, скуки, презрения к “свету пустому”:Но счастлив ли он? Мы видим, что нет: в театре ему скучно, балет Онегина не интересует, потому он зевает. Друзья и женщины, окружающие его в Петербурге, надоели: До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера… Пытаясь реализовать себя в жизни, Онегин пробует писать, но «ничего не вышло из пера его», чтение тоже не приносит удовольствия герою: «читал, читал, а все без толку». И тогда, чтобы отвлечься от однообразия светской жизни, Евгений отправляется в деревню: Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубравы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле…

Слайд 5

Слайд 6

Дружба

В провинции Онегин знакомится с образованным, романтичным молодым поэтом Ленским, который верил в прогрессивное преобразование общества, “верил, что друзья готовы за честь его приять оковы... Что их бессмертная семья неотразимыми лучами когда-нибудь нас озарит и мир блаженством одарит”. Энтузиазм, восторженность, мечтательность, “пылкий разговор” юного поэта вызывал снисходительную улыбку разочарованного жизнью, не питающего никаких иллюзий, не имеющего идеалов, не верящего “мира совершенству” Онегина. Но ум, образованность, неприятие окружающего мира расчетливости и без духовности сблизили героев. Владимир Ленский – полная противоположность Онегину, он поклонник идеалистической философии Канта, поэт, романтик. Образ Ленского необходим Пушкину для того, чтобы показать, насколько далеки эти герои друг от друга: Меж ними все рождало споры, И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло… Романтизм Ленского кажется Онегину смешным, нелепой фантазией. Владимир оторван от реальной действительности, он совсем не знает жизни, витает в облаках. Онегин, хотя холоден и расчетлив, живет разумом, а не сердцем. И Евгений, и сам Пушкин иронизируют и смеются над чудаком Ленским. Однако Владимир будто бы восполняет в душе Евгения то, чего ему не хватает. И поэтому герои дружат.

Слайд 7

Пушкин вводит в роман и женские образы. Особое место в развитии сюжета занимает любовь Онегина и Татьяны. Ольгу, ее сестру, Евгений считает пустой кокеткой, ветреницей, и выбирает Татьяну. Эта героиня выросла в деревне наедине с природой, и поэтому умеет тонко чувствовать, сопереживать. Однако Онегин отвергает любовь милой деревенской дворяночки лишь потому, что считает себя не созданным для семейной жизни, боится потерять свободу. И в то же время он не хочет быть обузой для Татьяны, сделать ее несчастной: Супружество нам будет мукой. Такой поступок можно считать благородным. Онегин не может изменить себя, свои привычки, а Татьяна для него – слишком чистый и невинный человек, поэтому ему страшно связать себя с ней «узами Гименея». Онегин не может противостоять обычаям общества, в котором он вырос

Слайд 8

Слайд 9

Убийство друга.

В то время мужчины защищали свою честь на дуэлях. По трагической случайности он убивает своего друга, Владимира Ленского. Но я считаю, что в душе Онегин сожалеет об этом поступке. Он подавлен, отвергнут светом. Чтобы избавиться от страданий, герой уезжает в Петербург.Вывод:

Трагедия Онегина в том, что его жизнь, его судьба «испорчена светом». Он пытается найти применение своим силам, быть полезным обществу. Но именно духовная пустота окружающего мира делает героя эгоистичным, безвольным. Он сам от этого страдает и мучается, но не может измениться, стать другим. Онегин способен чувствовать, страдать, но от окружающих его внутренний мир будто бы отгорожен толстой стеной, и поэтому его воспринимают как холодного, расчетливого эгоиста. Образ Онегина открывает галерею портретов «лишних людей» в русской литературе. Вслед за ним появятся лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов… Судьба этих героев также «испорчена светом», воспитанием, и они страдают от того, что не могут найти себе применение, быть полезными обществу. Но это не только их личная трагедия, это и трагедия общества, в котором они существуют.

Посмотреть все слайды

«Это та жизнь, которая должна быть, но нету» (П.Вайль,А.Генис)

Урок-размышление «Женские образы романа А.Пушкина «Евгений Онегин»)

Примечание: Этот урок рассчитан на 10 класс (2 часа), но при хорошей подготовке учащихся его можно провести и в 9 классе.

1. Групповая работа (Выступления групп по результатам подготовки)

Проблемный вопрос

Предполагаемый ответ (главное!)

НЯНЯ – «смиренная печаль» (гл.3)

Зачем обращается к ней Татьяна?

Помогло ли это обращение?

Почему не помогло?

Зачем нужен в романе этот образ?

Чтобы получить рецепт, как поступить с Евгением.

Няня не знала любви!

Это в какой-то степени судьба Татьяны – «смиренная печаль».

ОЛЬГА – гл. 2, 5, 6

(пусть основное определение подберут сами ученики)

Чьими глазами мы видим эту героиню?

Почему именно его глазами?

Что она собой представляет?

Изменила ли Ольга Ленскому?

Что роднит ее с Татьяной?

Зачем нужен этот образ в романе?

Ленского

Он молод, неопытен, влюблен, и его точка зрения на Ольгу очень отличается от точки зрения автора.

Обычная деревенская барышня. Красивая, веселая, но такую можно найти в любом романе.

Нет! Да, легкомысленна. Но не винить же ее за это! Удивляется, что Владимир уехал. Не умеет глубоко чувствовать, поэтому жертва Ленского ей не нужна.

Обычная судьба – замужество.

Так, как ее видит Ленский, Татьяна видит Онегина – под влиянием книг.

В первую очередь, чтобы оттенить сложность характера Татьяны.

ТАТЬЯНА

(определения подбирают сами учащиеся)

Охарактеризуйте Татьяну во 2-5 главах.

Как меняется на протяжении романа?

Какова Татьяна в 7 главе?

Разлюбила?

- «Он москвич в гарольдовом плаще» - Татьяна права?

Почему Татьяна выходит замуж? Неволили?

Поняла ли Татьяна Онегина в конце?

Почему же она «милый идеал»? Какая черта, линия воспитания всё же главная?

Какой пейзаж чаще всего сопутствует Татьяне? Почему?

Внутренние противоречия6 подлинные чувства и чувствительность (от романов – «заменяли всё). Мечтательность, одиночество. Воображает себя героиней книг.

Не только внешне. Изменяется социальный статус, облик: величественная, холодная светская дама, княгиня в конце романа. Молчалива. Но в душе – та же («прежняя Таня!»)

Переворот. Поняла, что обманулась. Он не тот, за кого принимала («Уж не пародия ли он?»)

Нет. Но освободилась от книжных иллюзий. Поняла настоящего Онегина.

Нет. Книга – не жизнь. Нельзя отождествлять книжного героя и реального человека.

Никто ее не неволил. Это ее выбор . Долг, которому она сама подчиняется. Так воспитана.

Видит только корысть, интригу. Попала под влияние света. Не может поверить ему: он ее уже один раз отверг.

- «Русская душою». Фамилия Ларина – от русского «Лар» - домашние божества. Уют, домашность, семейная преемственность. («Привычка свыше нам дана, замена счастию она»).

Зима. Холод: любила, не понимая, почему

Снег,холод – это готовность терпеть, страдать, нести свой крест и не роптать. Привычка жить в суровом климате

Примечание. Чтобы вовлечь в работу остальных учащихся, можно в промежутках между выступлениями учащихся третьей группы предложить несколько небольших самостоятельных работ. Например:

Составить опорную схему (форму выбирают сами учащиеся): «Что повлияло на мировоззрение и жизнь Татьяны?» (1. Патриархальная семья, мать. 2. Русская деревня. 3. Няня. 4. Французские романы. 5. Светское общество Москвы. 6. Муж-генерал.)

Составить сравнительную таблицу «Влияние чтения книг на Татьяну и Онегина» (Татьяна: французские романы 18 века- благородные герои, любовь, долг, честь (эпоха Просвещения, Ричардсон, Руссо). Онегин: новинки европейской литературы: герои –романтики, одинокие, холодные, разочарованные, эгоистичные, творящие зло, преступления (Байрон, Шатобриан)).

2. Размышляя над прочитанным и услышанным…

- Почему же не состоялась любовь Онегина и Татьяны? Почему «счастье было так возможно, близко», но не пришло? Правы ли критики (см. название урока)? (Татьяна нравится в конце романа Онегину. Увидел все ее человеческие достоинства. Но слушал не сердце, а рассудок: «резкий, охлажденный ум», не способен глубоко чувствовать. Не верит в любовь, для него это – «наука страсти нежной»: это в начале романа, потом – разум побежден («чуть с ума не своротил/ или не сделался поэтом»). Гармонии опять нет! Есть только чувства. А еще – он сильно опоздал!

Ассоциативная работа: написать в тетради одним словом ответ на вопрос «Что такое любовь?» (Мои ученики очень хорошо знают этот вид работы и любят его. После написания, собираем слова вместе и обязательно находим самое главное: любовь – это проверка человека на истинные ценности, это испытание, это ТРУД, а Онегину «труд упорный был тошен»!).

С кем из героев романа сближена Татьяна? Почему? (С автором. Он тоже меняется, растет духовно на протяжении романа. За это и любит автор свою героиню)

Почему Белинский сказал, что Татьяна – «гениальная натура»? Что же в ней гениального? (Исключительная способность к духовному развитию и самосовершенствованию. Органическая связь с миром природы, семьи, народа),

Сопоставительный анализ. Сравнить высказывания о Татьяне. В.Белинский: «…колоссальное исключение в пошлом мире,…способна порвать с предрассудками». Ф. Достоевский: «…олицетворение русского соборно-православного духа, идеальное сочетание нравственной силы и христианского смирения, который Россия может предъявить всему миру».

Кого вспоминает Татьяна в конце романа в своей отповеди Онегину? Почему? (Могилу няни. Это самое дорогое. Это спасение души от отчаяния. Это незыблемо, свято. Это опора в жизни!)

А есть ли все это у Онегина? (Нет! Он любит даже не Татьяну, а свои фантазии. Не щадит ее: пишет, ездит, домогается встреч. А муж? А сплетни?!?)

Слова И.Гончарова: «В литературе, как и в жизни, можно встретить два противоположных женских типа. Один из них – характер положительный, это пушкинская Ольга, другой – характер идеальный – это его же Татьяна».

Предлагаю ребятам поразмышлять над этими удивительными словами: почему понятия «положительный» и «идеальный» характеризуются Гончаровым как противоположные? (Можно предложить эту работу в виде сочинения-миниатюры как задание на дом. Один из ответов, которые мне предложили мои ребята, особенно понравившийся мне: положительность – это такой, как многие, пассивность, остановка в росте, а идеальный – это рост самосознания, способность к духовному росту, это то, на что способны далеко не все)

Примечание: если в 9 классе не предлагалась учащимся работа М.Цветаевой, можно провести работу и с интереснейшим ее выводом по поводу того, за кого нужно выходить замуж и почему.

учитель высшей категории,

Заслуженный учитель РФ

Cлайд 1

Выполнила: ученица 10 класса Керденская Елена. МОУ «СОШ с. Липовка» Руководитель: Чумакова Т.Н. ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА.

Cлайд 2

ЖИЗНЬ ОНЕГИНА. Евгений Онегин – центральное действующее лицо одноименного романа А.С. Пушкина. Вокруг этого образа строится сюжет произведения, о судьбе Онегина автор рассказывает на протяжении восьми глав. Евгений – современник Пушкина, его «добрый приятель», и многие критики отождествляют автора и его героя. Но сам поэт постоянно проводит границу: Всегда рад заметить разность Между Онегиным и мной С первых страниц романа читатели узнают о том, как воспитывался пушкинский герой, чем интересовался, какие привычки имел. Воспитание Евгения, по моде того времени, было доверено гувернерам-французам. Эти люди в отечестве своем служили парикмахерами, булочниками, портными, поэтому вряд ли могли дать русским «недорослям» достойное образование. Поэтому, рассказывая о воспитании Онегина, Пушкин иронизирует: …француз убогий, Чтоб не измучилось дитя, Учил всему его шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил. Мы видим, что герой получил очень поверхностное образование, он мог лишь «коснуться до всего слегка», но для высшего света того времени этого было вполне достаточно. Онегин осуществил в своем имении прогрессивное социально-экономическое преобразование: “Ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил”, но на этом все его участие в жизни крестьян и закончилось.

Cлайд 3

Cлайд 4

В первой главе Пушкин подробно описывает один день из жизни героя. Онегин ведет типичный для светской молодежи образ жизни: посещает театр, рестораны, балы. ”. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи: чем бы он ни занимался, ему постоянно сопутствует состояние разочарованности, неудовлетворенности, “душевной пустоты”. Его “мечтательная преданность, не подражательная странность и резкий охлажденный ум”, внутреннее благородство, самокритичность, порядочность не позволяли ему безмятежно предаваться праздности, вести расточительный образ жизни, и “свободный, в цвете лучших лет, среди блистательных побед, среди вседневных наслаждений” Онегин испытывает чувство горечи, скуки, презрения к “свету пустому”: Но счастлив ли он? Мы видим, что нет: в театре ему скучно, балет Онегина не интересует, потому он зевает. Друзья и женщины, окружающие его в Петербурге, надоели: До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера… Пытаясь реализовать себя в жизни, Онегин пробует писать, но «ничего не вышло из пера его», чтение тоже не приносит удовольствия герою: «читал, читал, а все без толку». И тогда, чтобы отвлечься от однообразия светской жизни, Евгений отправляется в деревню: Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубравы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле…

Cлайд 5

Cлайд 6

ДРУЖБА В провинции Онегин знакомится с образованным, романтичным молодым поэтом Ленским, который верил в прогрессивное преобразование общества, “верил, что друзья готовы за честь его приять оковы... Что их бессмертная семья неотразимыми лучами когда-нибудь нас озарит и мир блаженством одарит”. Энтузиазм, восторженность, мечтательность, “пылкий разговор” юного поэта вызывал снисходительную улыбку разочарованного жизнью, не питающего никаких иллюзий, не имеющего идеалов, не верящего “мира совершенству” Онегина. Но ум, образованность, неприятие окружающего мира расчетливости и без духовности сблизили героев. Владимир Ленский – полная противоположность Онегину, он поклонник идеалистической философии Канта, поэт, романтик. Образ Ленского необходим Пушкину для того, чтобы показать, насколько далеки эти герои друг от друга: Меж ними все рождало споры, И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло… Романтизм Ленского кажется Онегину смешным, нелепой фантазией. Владимир оторван от реальной действительности, он совсем не знает жизни, витает в облаках. Онегин, хотя холоден и расчетлив, живет разумом, а не сердцем. И Евгений, и сам Пушкин иронизируют и смеются над чудаком Ленским. Однако Владимир будто бы восполняет в душе Евгения то, чего ему не хватает. И поэтому герои дружат.

Cлайд 7

Пушкин вводит в роман и женские образы. Особое место в развитии сюжета занимает любовь Онегина и Татьяны. Ольгу, ее сестру, Евгений считает пустой кокеткой, ветреницей, и выбирает Татьяну. Эта героиня выросла в деревне наедине с природой, и поэтому умеет тонко чувствовать, сопереживать. Однако Онегин отвергает любовь милой деревенской дворяночки лишь потому, что считает себя не созданным для семейной жизни, боится потерять свободу. И в то же время он не хочет быть обузой для Татьяны, сделать ее несчастной: Супружество нам будет мукой. Такой поступок можно считать благородным. Онегин не может изменить себя, свои привычки, а Татьяна для него – слишком чистый и невинный человек, поэтому ему страшно связать себя с ней «узами Гименея». Онегин не может противостоять обычаям общества, в котором он вырос

Cлайд 8

Cлайд 9

УБИЙСТВО ДРУГА. В то время мужчины защищали свою честь на дуэлях. По трагической случайности он убивает своего друга, Владимира Ленского. Но я считаю, что в душе Онегин сожалеет об этом поступке. Он подавлен, отвергнут светом. Чтобы избавиться от страданий, герой уезжает в Петербург.

Cлайд 10

Cлайд 11

Но спустя несколько лет Евгений вновь появляется в Петербурге. Это уже не тот человек, которого мы встречаем в начале романа. Жизненные испытания изменили характер героя, он осознает собственные ошибки и пытается их исправить. Через годы Онегин понимает, что он действительно любит Татьяну, но теперь уже она отвергает его. Из провинциальной дворяночки Татьяна превратилась в важную замужнюю даму. И хотя в душе она осталась прежней, семейный долг для нее выше любви, она прислушивается к голосу разума. На этом сюжетное повествование романа завершено, Онегин остается наедине с самим собой.

Cлайд 12

ВЫВОД: Трагедия Онегина в том, что его жизнь, его судьба «испорчена светом». Он пытается найти применение своим силам, быть полезным обществу. Но именно духовная пустота окружающего мира делает героя эгоистичным, безвольным. Он сам от этого страдает и мучается, но не может измениться, стать другим. Онегин способен чувствовать, страдать, но от окружающих его внутренний мир будто бы отгорожен толстой стеной, и поэтому его воспринимают как холодного, расчетливого эгоиста. Образ Онегина открывает галерею портретов «лишних людей» в русской литературе. Вслед за ним появятся лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов… Судьба этих героев также «испорчена светом», воспитанием, и они страдают от того, что не могут найти себе применение, быть полезными обществу. Но это не только их личная трагедия, это и трагедия общества, в котором они существуют.

«Уроки по Пушкину Евгений Онегин» - Подведение итога урока. Урок-пролог к изучению романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин». Композиция романа. Анна Ахматова. Вступительное слово учителя. Роман «Евгений Онегин». Геройный мир романа. План урока. А.С.Пушкин.

«О Евгении Онегине» - Онегин не ищет спокойной семейной жизни. С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа. А.С.Пушкин - ЕвгенийОнегин (Первое издание). Татьяна Ларина - прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Ольга Ларина - обобщённый образ типичной героини популярного романа. Создавался более 7 лет: с мая 1823 года по сентябрь 1830 г.

«Пушкин Евгений Онегин» - А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Роман в стихах. Не то... не то, избави боже! Очерки. Пушкин издавал роман главами, по мере написания. В каком произведении А.С. Пушкина мы уже встречались с симметричным построением сюжета? И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё неясно различал. Онегин, Татьяна и Автор – центральные в образной системе произведения.

«Евгений Онегин игра» - Александром I, 19 октября 1811 г. Евгений Онегин Владимир Ленский Татьяна Ларина Ольга Ларина. Как назвал роман «Евгений Онегин» русский критик В.Г.Белинский? Царскосельский Лицей. Здесь Пушкин очень плодотворно поработал. Если ответ неправильный, то право хода переходит к другой команде. О ком идет речь?

«Урок по Евгению Онегину» - Владимир Ленский. Евгений Онегин. Тема урока: «Система образов романа «Евгений Онегин». Татьяна. Боже мой! Я думал: вольность и покой Замена счастью. Как я ошибся! как наказан! -. Задание: Дать оценку наиболее понравившемуся Вам герою из романа «Евгений Онегин». Работа с опорной схемой. Александр Сергеевич Пушкин.

«Евгений Онегин письмо» - Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: счастье и покой Замена счастью. Глава 2. Письмо Татьяны к Онегину. А.С.Пушкин. Зачем вы посетили нас? А мы… ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно. Бледность – постоянный эпитет Татьяны: «бледный цвет», «бледные красы».

Всего в теме 14 презентаций