Брюки

Написал царское село. Город Пушкин (Царское Село)

Екатерининский дворец. "Царское село".


Царское село. Одни, услышав такое словосочетание, вспомнят русских царей - именно здесь была летняя императорская резиденция, другие свяжут эту географическую точку с именем Александра Пушкина - в Царскосельском лицее прошли годы его учёбы и здесь юный лицеист проявил себя как подающий надежды поэт. Для большинства же это место - просто замечательный уголок для отдыха, где Вас встретят восхитительные образцы прекрасной классической архитектуры в обрамлении роскошных парков.

Царское село: историческая справка

Бывшие шведские земли под названием Саари Мойс или Сарская Мыза, что значит «возвышенное место», по итогам блестяще начатой Петром I и успешно законченной Северной войны в 1702 году отошли к России. В 1703 году царь Пётр заложил в облюбованном им месте новую столицу - Санкт-Петербург, который впоследствии являлся самым красивым русским городом. Стали обустраиваться и земли к югу от столицы. Вскоре её окружило настоящее ожерелье из прекрасных дворцово-парковых ансамблей. Без преувеличения можно сказать, что Царское село - одно из главных его украшений.

Годом основания Царского села считают 1710. Именно в тот год Сарская Мыза была подарена Петром I его супруге, Екатерине Алексеевне. На следующий же год царь объявил её истинной Государыней Екатериной I, а принадлежащие ей загородные владения под Петербургом - летней императорской резиденцией.

Вскоре началось активное строительство и благоустройство местности. К 1716 году Сарская мыза приобрела свой новый величественный облик. Центральное сооружение резиденции, Большой дворец, заложили в 1717 году. Руководил строительством немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн. Несмотря на громкое название дворец был небольшим и довольно скромным. Примерно с этого времени Сарскую мызу стали звать Сарским селом, а впоследствии — Царским селом. Близкое не только по созвучию, но и по сути название закрепилось за летней резиденцией российских монархов и дошло до наших дней. Однако сам населенный пункт Царское село, получивший статус города в 1808 году, при Советской власти был переименован в город Пушкин (10 февраля 1937 года, в день 100-летней памяти гибели А.С. Пушкина). Сегодня «Царским селом» называют музей-заповедник.

В настоящее время площадь музея-заповедника составляет более 300 гектаров. Понятно, что такую огромную территорию обойти и досконально осмотреть за один день невозможно. Поэтому большинство посетителей предпочитают для дневного осмотра выбрать одну или несколько его частей. Познакомимся ближе с каждой из них.

Достопримечательности музея-заповедника «Царское село»

Екатерининский парк занимает южную часть музея-заповедника, раскинувшись на 107 га. Он начинается сразу за Большим Екатерининским дворцом.

Екатерининский дворец и парк с высоты птичьего полета.

Одна из частей парка, так называемый Старый или Голландский сад, заставит восхищаться тех, кто предпочитает парковое устройство в регулярном, или французском стиле. Он закладывался и развивался главным образом с 1719 по 1722 год под руководством садовых мастеров из Голландии Яна Роозена и Иоганна Фохта. Всё делалось согласно существующей в то время моде: выверенные чёткие линии, помпезность и роскошь.

Екатерининский парк. «Царское село».

Эрмитажная кухня. «Царское село».

Вторая часть Екатерининского парка, который именуют Новым или Английским, найдёт поклонников среди почитателей традиций пейзажного паркового искусства. По периметру участок почти весь окружён каналами, а зрительной границей Нового и Старого парков служит Большой пруд и Камеронова галерея. Эта часть парка сочетает в себе прелесть живой природы и великолепие рукотворных строений.

Большой Екатерининский дворец сама императрица называла «Каменные палаты». Он занимает центральное место в музее-заповеднике и является наиболее посещаемой достопримечательностью. Ведущую роль в постройке дворца играл архитектор Растрелли. Образ дворца создаётся на световых контрастах, характеризующих стиль барокко. Лазурный цвет фасада удачно гармонирует с позолоченными элементами внешнего декора.

Екатерининский дворец. «Царское село».

Большой зал Екатерининского дворца. «Царское село».

Великолепие дворца в наибольшей степени ощущается в Большом, или Тронном зале. Не могут не очаровать Парадная анфилада, Синий и Серебряный кабинеты, гостиная, Китайский зал, парадный кабинет и опочивальня. Неизменной популярностью у туристов пользуется Янтарная комната.

Екатерининский дворец. Янтарная комната.

Её подарил царю Петру прусский король. Уникальная комната была утеряна в годы Второй мировой войны. Многолетние поиски шедевра были безуспешны. По сохранившимся эскизам и рисункам комната была восстановлена в 2003 году - к 300-летию Санкт-Петербурга.

Павильон «Эрмитаж» представляет собой восьмиугольное здание, занимающее центральную часть в Голландском парке. Здание выполнено в таком же стиле, что и Большой Екатерининский дворец: лазурный фасад, белоснежные колонны, скульптуры, позолота.

Павильон «Эрмитаж». «Царское село».

Павильон в своё время был любимым местом царицы для приёма гостей, устройства пиров и бесчисленных празднеств. Оригинален и восхитителен его интерьер. В огромном зале имеется множество высоких окон, а по стенам - большое количество зеркал. Благодаря этому воздух просто струится от обилия света. И ещё одна «изюминка» павильона: столы в зале после пиршества могли опускаться, тем самым освобождая пространство для танцев.

Павильон «Грот» располагается на западном краю Голландского парка, на берегу Большого пруда: в те времена было модно устраивать подобные сооружения в парках с водоёмами.

Павильон «Грот».

Бело-голубые тона фасада и лепные украшения на нём сразу настраивают на то, что строение посвящено морской стихии. Сохранились сведения, что для украшения интерьера Грота использовали более 200 тысяч крупных раковин и не менее 300 кг мелких. Стены и окна украшены изображениями дельфинов, тритонов, кувшинами с льющейся водой и, конечно же, ликом сурового Нептуна.

Павильон «Грот» с высоты птичьего полета.

Императрица Екатерина II любила проводить здесь утренние часы умиротворяющего уединения. Не случайно этот павильон также называют Утренним залом.

Камеронова галерея находится рядом с Екатерининским дворцом, на границе между регулярным и ландшафтным парком. Она возвышается над пространством в прямом и в переносном смысле, ведь Екатерина II задумывала его в качестве места для задумчивых прогулок и философских бесед. Чтобы наилучшим образом выполнить её желание, из Рима пригласили популярного в то время архитектора Чарльза Камерона. В результате получилась галерея, внешний облик которой служит символом двойственного характер бытия: мощный и тяжёлый на вид первый этаж, а над ним - второй, прозрачный и почти воздушный, стилизованный под античные образцы.

Камеронова галерея. «Царское село».

Вид с Камероновой галереи. «Царское село».

К галерее ведёт высокая лестница, перед которой посетителей встречают массивные скульптурные изображения Геракла и Флоры. В самом же здании на философские размышления настраивают бюсты известных мыслителей разных времён: Сенеки и Сократа, Платона и Эпикура, Софокла и Цезаря, Александра Македонского и Марка Аврелия, английского дипломата Чарльза Фокса и австрийского императора Иосифа II, а также нашего соотечественника Михаила Ломоносова.

Агатовые комнаты - наиболее примечательная часть павильона «Холодная баня», который располагается почти перед Камероновой галереей.

Павильон «Холодная баня».

В отделке павильона было использовано множество ценных пород: мрамора, яшмы, агата, кварцита. Кроме этого интерьер комнат декорирован многочисленными изящными статуями и бюстами из бронзы или мрамора.

Павильон «Холодная баня». Агатовые комнаты.

За дубовыми дверями Агатовых комнат скрываются входы в библиотеку, переднюю (которую царица называла «Кабинетец») и Большой зал, соседствующий с двумя кабинетами.

Адмиралтейство расположено на юго-восточном берегу Большого пруда и представляет собой комплекс из трёх зданий, построенных в псевдоготическом голландском стиле: стены с неоштукатуренной кирпичной кладкой, стрельчатой формы окна, зубцы на башнях. Основное предназначение этого комплекса - хранение лодок из так называемой «царскосельской флотилии», созданной в подражание «потешным полкам» Петра I.

Адмиралтейство.

На лодках в погожие дни устраивались гуляния по пруду. Постепенно «флотилия» разрасталась. В ней появились суда из разных стран, подаренные гостями: каик - от турецкого султана, сампан - из Китая, гондола - из Венеции, индейская пирога, алеутская байдарка и многое другое.

Царскосельский лицей построен так, что является как бы продолжением Большого Екатерининского дворца. Однако, он разительно отличается от него по архитектуре: строгие линии классицизма будто подчёркивают серьёзное назначение этого здания. Лицей был основан Александром I для обучения детей дворянского сословия. Царь надеялся, что учебное заведение продолжит традиции его прародителя - древнегреческой школы, посвящённой Апполону Ликейскому, которую создал сам Аристотель. И надежды царя оправдались - выпускники Царскосельского лицея известны всему миру. Среди них бессмертный Александр Пушкин, поэты А.А.Дельвиг и Л.А.Мей, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин и Р.Я.Кочетов, декабристы И.И.Пущин и В.К. Кюхельбекер, философ Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» Я. К. Грот.

Александровсий парк представляет собой вторую, северную часть музея-заповедника «Царское село». Его площадь около 200 га. Он примыкает к Большому Екатерининскому дворцу с другой стороны. Во дворец можно зайти из парка через Китайский мостик, перекинутый через обводной канал.

Малый Китайский мост в Александровском парке. «Царское село».

Разбивка парка началось в 40-х годах XVIII века. Первым делом перед фасадом основали четыре квадратных площадки, которые окружили Крестовым (обводным) каналом. В центре квадратов обустроили: пруд «Озерки», Китайский театр, гору «Парнас» и куртину «Грибок». В настоящее время всё это является центром парадной части парка - Нового (регулярного) сада. На юго-западе от неё располагается Китайская деревня и теплицы, с другой стороны - Александровский дворец. Перейдя обводной канал по Драконову мосту мы попадём в огромную и роскошную часть Александровского парка - Пейзажный сад.

Александровский дворец выглядит не так помпезно, как его сосед - Екатерининский, так как создан он был не для торжеств и приёмов, а в основном для повседневного проживания. Он состоит из длинного двухэтажного здания с двумя флигелями. Тем не менее его утончённая красота позволяет признать Александровский дворец одним из лучших произведений эпохи классицизма: через весь фасад тянется величавая сквозная двухрядная колоннада, а в центре здания располагается анфилада из парадных зал. С обратной стороны дворца над неприметным входом возвышается сферическая полуротонда, а по бокам от него - довольно скромные статуи «Игры в свайку» и «Юноши, играющего в бабки».

Александровский дворец. «Царское село».

Жилые комнаты, которые служили семейным гнездом последнего русского императора Николая II, располагаются в Восточном флигеле. Взору посетителей открыты Угловая и Кленовая гостиная, Сиреневый кабинет и спальня. В комнатах сохранились некоторые личные вещи царя и его жены, цесаревича и великих княгинь: одежда, игрушки, бланк с расписанием занятий и т.д.

Детский домик - это миниатюрный павильон, расположенный на небольшом островке в центре Детского пруда на северо-западной части Александровского парка. Построен был этот павильон для игр детей царя Николая I в 1830 году. Рядом с домиком приютилась небольшая кухня. Также вблизи стоят два мраморных бюста: Карла Мердера - воспитателя Александра I и поэта Василия Жуковского, который так же оказал значительное влияние на воспитание наследника престола. С XIX века неподалёку от домика устроили кладбище любимых домашних собак императора.

Китайский театр был установлен в угоду тогдашней моде на всё китайское, что отчётливо видно и по другим сооружениям Александровского парка. Он был открыт в 1779 году и первыми поставленными представлениями в нём были оперы «Дмитрий Артаксеркс» и «Идол китайский». Театр строили под руководством итальянского зодчего Антонио Ринальди и русского архитектора Ильи Неелова. Хотя здание в основном имело европейский внешний вид, верхнюю часть его украшал карниз с причудливыми рисунками и загнутая вверх крыша в китайском стиле.

В 1941 году здание театра серьезно пострадало во время обстрела и в настоящее время почти полностью разрушено.

Китайская деревня также строилась по приказу Екатерины Великой в подражание европейской моде на, как тогда выражались, «китайщину». В основе плана деревни была копия пагоды из Королевского ботанического сада Великобритании Кью-Гарденс, 18 домиков и стилизованные ворота. Часть запланированного осуществить не удалось. В XIX веке домики Китайской деревни служили меблированными апартаментами для гостей.

Китайская деревня.

Вход в каждый из них украшал миниатюрный садик. Восхитительно запланированный архитектурный комплекс имел тяжелую судьбу. Сначала случилась неудачная перестройка в XIX веке, затем произошло частичное разрушение во время Второй мировой войны, в 60-е годы здесь было коммунальное жильё, а в 90-е - турбаза. Только в конце XX века после ремонта, осуществлённого датской фирмой, комплекс приобрёл свой оригинальный фешенебельный вид.

Павильон «Белая башня» находится на северо-восточной границе Пейзажного сада, недалеко от Фасадного пруда. Здание строили на месте разрушенного Зверинца. Внешний облик башни, её интерьер, находящиеся поблизости руины и скульптурные композиции отсылают нас во времена средневекового рыцарства. В башне 6 этажей и она является самым высоким зданием в музее-заповеднике «Царское село». С высоты 37,8 метра можно хорошо рассмотреть и окружающий пейзаж, и остальные достопримечательности музейного комплекса. Смотровая площадка «Белой башни» принимает посетителей с мая по сентябрь.

«Царское село». Александровский парк. Павильон «Белая башня».

Павильон «Арсенал» расположен в самом центре Александровского парка. Образцом, на основе которого он строился, было английское поместье Шрубс-Хилл. В то время император Николай I увлекался средневековой историей Европы, поэтому в «Арсенал» (так назвал его сам император) свозили оттуда витражи, старинное оружие, рыцарские доспехи.

Павильон «Арсенал».

Постепенно здание превратилось в настоящий музей. В наши дни начаты работы по реставрации павильона с целью перенести сюда соответствующую экспозицию из «Эрмитажа».

Грот-родник - изящное сооружение недалеко от павильона «Арсенал». Он тоже построен в стиле, характерном для средневекового зодчества: полусферический навес прикрывает собой бьющий из-под земли чистейший родник, который даёт начало ручейку, текущему в Ламские пруды. Ещё в царские времена вода в роднике была освящена. Над сооружением грота работал архитектор Сильвио Данини.

Павильон «Шапель» (от французского «капелла») находится на самой окраине Александровского парка и представляет собой здание, построенное в готическом стиле: две башни, одна из которых частично разрушена, соединяются между собой несколькими внушительными арками. На башне, согласно протестантской традиции, установлены часы, а её заострённую крышу украшает флюгер в форме петуха - символе отречения апостола Петра.

Ратная палата располагается на самой границе с Александровским парком, недалеко от Белой башни. Заложено здание было в мае 1913 года в присутствии царя Николая II. Первоначальным назначением палаты было устройство в ней музея истории русского войска. В неё уже начали свозить оружие, документы, трофеи и картины соответствующей тематики. Но после начала военных действий с Германией было принято решение посвятить экспозицию именно этой войне. Ратная палата выполняет своё предназначение до сих пор, являясь Музеем Первой мировой войны и в настоящее время.

Ратная палата. «Царское село».

В музее-заповеднике «Царское село» для посетителей регулярно организуют экскурсии: пешие и паромные, на электромобилях и на конных экипажах. Есть возможность воспользоваться аудиогидом. В павильонах сменяют друг друга различные тематические выставки. В них же устраивают концерты мастера виолончели, скрипки, гитары, фортепиано, вокала. Начиная с 1995 года на базе музея-заповедника проводят ежегодные научные конференции, посвящённые российской культуре и истории. При желании в Екатерининском дворце можно организовать незабываемую брачную церемонию.

Федоровский собор. «Царское село».

Екатерининский собор. «Царское село».

Много внимания уделяется здесь развитию детей. В музее-заповеднике работает конный комплекс, действует несколько постоянных многофункциональных центров: на базе Екатерининского дворца, павильонов «Холодная баня» и «Белая башня». При участии этих центров систематически организуются различные познавательные и развлекательные программы для детей, в том числе праздники и дни рождения.

Интерактивный тур по музею-заповеднику

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Фасад Екатерининского дворца со стороны Александровского парка.

2. Фасад Екатерининского дворца со стороны Екатерининского парка.

4. Первая антикамера Екатерининского дворца.

5. Арабесковый зал Екатерининского дворца.

6. Павильон «Эрмитаж» в Екатерининском парке.

8. Павильон «Турецкая баня».

Как добраться до музея-заповедника «Царское село»

До музея-заповедника «Царское село» добраться из Санкт-Петербурга можно примерно за 30 минут (расстояние около 25км). От станций метро «Купчино» и «Московская» ходят маршрутные автобусы. Однако в разгар туристического сезона, когда на дорогах и на выезде из города возможны пробки, лучше воспользоваться ж/д транспортом: от Витебского вокзала Санкт-Петербурга (метро «Пушкинская») на электричке доехать до станции «Царское село — город Пушкин».

Музейный комплекс расположен практически в центре города, расстояние до него от железнодорожной станции составляет около 2,5 км. От станции непосредственно к музею-заповеднику ходят автобусы и маршрутные такси (дорога занимает около 10 минут).

Публикации раздела Архитектура

Село высочайшего статуса

Ц арское Село, Детское Село, Пушкин. Маленький городок с двумя грандиозными дворцами, тенистыми парками и богатой историей. Императорский дом Романовых превратил летнюю резиденцию в окрестностях Санкт-Петербурга в город, где величие архитектуры сочетается с передовыми технологиями, а лицеист Пушкин - воспел его в своих стихах. Вспомним историю села высочайшего статуса вместе с Натальей Летниковой.

Музей-заповедник «Царское Село»

Музей-заповедник «Царское Село»

1. Ижорская земля Великого Новгорода и усадьба шведского магната . Трофей Северной войны - освобожденная от шведов Саарская мыза стала Царским Селом. 24 июня 1710 года Петр I подарил его Марте Скавронской - будущей Екатерине Алексеевне, и вскоре был построен первый дворец , «каменные палаты о 16 светлицах». На протяжении двух веков Царское Село было летней парадной императорской резиденцией.

2. Первый город Европы, полностью освещенный электричеством . В 1887 году в Царском Селе заработала городская электростанция. Почти на десятилетие раньше, чем в Петербурге. 120 электрических фонарей осветили улицы города, семь фонарей установили у Екатерининского и десять у Александровского дворца. На перекрестке Малой и Церковной улиц до сих пор сохранился уникальный пятиярусный торшер - проект архитектора Сильвио Данини, в виде канделябра с шестигранными фонарями.

3. Первые гонки моторов в России. В октябре 1898 года «ударили автопробегом» на Волхонском шоссе между станциями Александровская и Стрельна. В Царском Селе при Императорском гараже была открыта в России Императорская школа шоферов, а цесаревич Алексей был самый юный автолюбитель в России. В 10 лет он получил в подарок маленькую машину «пежо», на которой ездил в парке и по коридорам Александровского дворца.

Пятиярусный торшер - проект архитектора Сильвио Данини

Музей-заповедник «Царское Село»

Императорская школа шоферов

4. Первая российская пассажирская железная дорогая . Соединила в 1836 году Царское Село и Витебский вокзал Санкт-Петербурга. Машинистом стал строитель первых железных дорог в Чехии и Австрии инженер Герстнер, а в числе первых пассажиров - Николай I . Спустя год Царскосельскую ветку продлили до Павловска, где по случаю открыли Павловский музыкальный... вокзал, в котором выступал Иоганн Штраус.

5. Картинная галерея венценосных особ. Портретный зал Екатерининского дворца, декорированный по проекту Растрелли, стал одной из первых картинных галерей в стране. Парадные портреты императриц и великих княгинь работы русских, французских и итальянских живописцев. Да и сама золоченая анфилада залов, из которых выходили императрицы в Большой Тронный зал, по воспоминаниям Бенуа , словно большая рама для царствующих особ.

6. «Отечество нам Царское Село». Императорский Царскосельский лицей . Альма-матер Дельвига, Горчакова, Пущина, Кюхельбекера, Вольховского. Но самый знаменитый выпускник - Александр Пушкин . Лицейский период поэта насчитывает свыше 120 стихотворений. Как учились и жили лицеисты пушкинского выпуска? Об этом сегодня рассказывает музей и дортуар номер 14, в котором начинающий тогда поэт писал свои строки.

Витебский вокзал в Санкт-Петербурге

Портретный зал Екатерининского дворца

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

7. Загадка Янтарной комнаты. Подарок прусского императора Фридриха Вильгельма I Петру Великому по случаю заключения союза. Из Петербурга в Царское Село детали кабинета из золота Балтийского моря несли вручную. В годы Великой Отечественной войны немцы отправили уникальное творение в Кёнигсберг, где его следы затерялись. К 300 летию Санкт-Петербурга Янтарная комната была воссоздана, но лишь частично.

8. Памятники Царского Села и война. Полуразрушенные дворцы и чудом уцелевшие статуи. В годы Великой Отечественной войны сотрудники музея пытались уберечь памятники от вандалов. Памятник Пушкину и бронзовую фигуру фонтана «Девушка с кувшином» удалось сохранить, закопав в землю. А вот Чесменскую колонну, установленную в память о военных победах, немецкие захватчики пытались сбросить в пруд танками. Не вышло. Пострадали лишь барельефы с пьедестала.

9. Всемирное наследие ЮНЕСКО. Дворцовые ансамбли Царского Села и город Пушкин находятся под охраной

Царское село — это музей-заповедник, расположенный недалеко от Санкт-Петербурга в городе Пушкин. Царское село является одной из трех самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга, не считая самой северной столицы. Другие две достопримечательности конечно Эрмитаж и Петергоф. В наше короткое знакомство с Петербургом, кроме всего прочего мы посетили две из них. И сегодня расскажем о Царском селе, музее с богатой и сложной историей.

Как добраться до Царского села

Самый простой, удобный и быстрый способ доехать до Царского села это маршрутное такси. Для этого нужно доехать на метро до станции Московская. Здесь между Московской площадью и Домом Советов находится стоянка пригородных автобусов и маршруток. Если вам трудно будет сориентироваться просто спросите остановку пригородных автобусов или Дом Советов. С этой остановки до Царского Села идут маршрутки № 287, 342, 545 . Детально посмотреть схему движения маршруток с остановками можно воспользовавшись приложением . Есть еще вариант электричкой с Витебского вокзала, но в Пушкине все равно придется пересесть на маршрутку. Мы уехали в Царское село от станции метро Московская и уже через 30 минут были на месте.

Приехав в Пушкин только после обеда и проанализировав очередь во дворец, мы решили ограничиться прогулкой по парку. Стоит оговориться, что билет в парк, за которым тоже нужно выстоять очередь, не является входным билетом во дворец, куда нужно стоять дополнительно уже после входа на территорию парка. На территории парка есть несколько павильонов, а во дворце несколько выставок. С ценами на посещение музейных экспозиций можно ознакомится на официальном сайте музея-заповедника Царское село.

Рядом с кассами есть арка. Этой аркой Церковный флигель соединен с Императорским Царскосельским Лицеем, в котором с 1811 по 1817 обучался и окончил его в числе первого набора Александр Сергеевич Пушкин.

Большой Екатерининский дворец в Царском селе

Екатерининский дворец назван так в честь императрицы Екатерины I, по приказу которой здание и было заложено в 1717 году. Поместье Саарская мыза стало подарком Петра I своей супруге, ныне это Царское село. Дворец был загородной резиденцией трех Российских императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждая из императриц внесла что-то свое в облик Большого Екатерининского дворца. Нынешний вид дворца дело рук знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, бюст которого установлен с северной стороны дворца.

По приказу Елизаветы Петровны Растрелли перестроил и существенно увеличил Екатерининский дворец. Так в 1756 году на суд ошеломленных гостей предстал 325-ти метровый дворец с позолоченным фасадом. После смерти предшественницы, Дворец с парком перешел во владения Екатерины Великой, которая до конца своего правления вносила коррективы во внешний облик парка и дворца, но существенно во дворце уже ничего не менялось.

Здание дворца сильно пострадало во время фашистской оккупации в ходе Великой Отечественной войны. Кроме обгоревшего здания, дворец лишился главной своей реликвии — Янтарной комнаты, которая была вывезена из России. Сейчас в Большом Екатерининском дворце открыта для посещения Янтарная комната, скрупулезно воссозданная реставраторами. А сам дворец входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.





Екатерининский парк в Царском селе

В Екатерининский парк, как и в Екатерининский дворец можно попасть только через один вход, хоть их и предусмотрено больше. Находится он на улице Садовая, недалеко от остановки маршруток, они подвозят к самому входу, от него и забирают. Екатерининский парк баснословно богат. По парку можно гулять не один день и все равно трудно будет уйти отсюда повидав все его достопримечательности. На территории более чем в 100 гектаров кроме самого дворца расположилось множество павильонов, мостов и памятников сооруженных в разное время и в разных архитектурных стилях.

Камеронова галерея

Знакомство с павильонами парка можно начать недалеко от Большого дворца, с южного флигеля. Южный флигель дворца или как его правильно называть Зубовский — назван так в честь последнего фаворита Екатерины II, Платона Зубова, для которого он и был возведен. Здесь же находится Холодная баня и Камеронова галерея. Все три павильона соединяет пандус с ликами римских императоров.



Камеронова галерея называется так в честь архитектора Камерона, который и построил этот павильон. Верхний ярус украшен бюстами кумиров Екатерины Великой, а сам павильон предназначался для философских прогулок и бесед.



Отсюда открываются красивые виды всего парка и Фрейлинского садика.



Приверженность Камерона к античному искусству видна невооруженным взглядом.







Зеркальные пруды и Верхняя ванна

Напротив Большого Екатерининского дворца расположен регулярный парк, одно из главных мест в котором занимают два Зеркальных пруда. На северной стороне дальнего от Камероновой галереи пруда расположена Верхняя ванна.



Как можно понять из названия, данное здание служило парильней для членов императорской семьи. В настоящее время вход в этот павильон бесплатный, в нем представлена экспозиция посвященная кинематографическому искусству, а точнее всем российским фильмам снятым на территории Царского села. В одной из комнат в качестве экспонатов представлена аппаратура со съемочной площадки «Анны Карениной».

Недалеко от Верхней ванны, находится павильон Нижняя ванна, сюда вход уже платный.

Испортить прогулку может только дождливая питерская погода, в остальном по уютным тропинкам, тенистым аллеям и симметрично выстриженным лужайкам очень приятно гулять и легко забыть о времени.





Павильон Грот, Царское село

Регулярный парк условно можно разделить на Старый сад и Эрмитажную рощу. Старый сад включает в себя два Зеркальных пруда, Верхнюю и Нижнюю ванны и павильон Грот.

Грот, построенный самим Растрелли был декорирован в соответствии со своим названием. Покровители морей, дельфины и раковины создают настроение моря. Внутреннее убранство Грота много раз менялось, так со стен исчез туф, еще больше придававший похожесть помещения с гротом. Множество скульптур и картин из Грота в настоящее время находятся в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Павильон Эрмитаж, Царское село

Старый сад отделен от Эрмитажной рощи Рыбным каналом, через который переброшены несколько каменных мостков. Мостики очень красочно вписываются в созданный ландшафт.

Эрмитажная роща названа так в честь главного здания в этой части парка. Павильон Эрмитаж также является главной достопримечательностью всего регулярного парка.

Эрмитаж один из классических образцов русского барокко. Что характерно, проект был разработан Земцовым, а Растрелли только исполнил его, дополнив некоторыми деталями, такими как колонны. Внутренняя отделка тоже характерна для архитектурного стиля барокко, в чем с легкостью можно убедиться купив билет в павильон Эрмитаж. Заплатив чуть больше и придя к определенному времени вам проведут экскурсию по внутренним залам Эрмитажа с демонстрацией механизма подъемного стола. Подъемный механизм позволял трапезничавшим царствующим особам получать сменные блюда не видя прислугу. Механизм опускал стол в кухню, расположенную на первом этаже и уже накрытый стол поднимался в трапезный зал.

Нижние пруды и их достопримечательности

Северо-восточная граница парка условно ограничена нижними прудами. За последним третьим установлены символичные ворота.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» сооружены в 1817 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Текст, выгравированный на воротах принадлежит руке Александра I.

Неподалеку установлена чугунная беседка, где можно отдохнуть от суеты регулярного парка. Надо отметить, что в эту часть парка почти никто не доходит.

Мост-каскад разграничивает Второй Нижний пруд и Третий Нижний пруд.

Такой же мост-каскад разграничивает Первый и Второй Нижние пруды. Рядом с этим мостом-каскадом установлена Морейская колонна, являющаяся памятником победе России в русско-турецкой войне.

Так двигаясь от Третьего пруда к Первому мы дошли до Большого озера, на берегу которого, да и на самом озере расположилось много достопримечательностей. Первое что мы увидели это Кроличий остров, рядом расположен паром, который доставляет всех желающих на Большой остров. У парома есть график движения и стоимость. А на Большом острове расположен концертный зал «На острову» и Чесменская (Орловская) колонна, произведения знаменитого архитектора Антонио Ринальди. Возведена она в честь морских побед графа Орлова.









Адмиралтейство и Турецкая баня

Здесь на берегу Большого озера уже в конце XVIII века было построено три кирпичных здания, под единым названием Адмиралтейство. Эти здания выстроены уже не в стиле русского барокко, а ближе к готике.


На противоположном от павильона Грот берегу Большого озера, расположена Турецкая баня. Павильон задуманный Александром I воплотил в жизнь архитектор Монигетти. Турецкая баня была построена в память о русско-турецкой войне. Во время Великой Отечественной Войны павильон был разрушен, и позднее восстановлен. Вход в павильон Турецкая баня платный.

Пейзажный парк, Царское село

За Большим озером начинается Пейзажный парк. Множество каналов, через которые проложены мостики, тропинки, холмы и деревья делают прогулку незабываемой. Находясь здесь можно легко потерять ощущение реальности и провалиться в настоящую сказку.









Гуляя по Пейзажному парку мы пересекли Рамповую аллею, которая ведет к Камероновой галерее. А по дороге мы увидим Гранитную террасу. Хочется признаться, что все названия и местоположения павильонов и аллей мы подсмотрели в бесплатной карте, которую выдают в кассах вместе с билетом в парк, поэтому вы не останетесь без спасательного ориентира.

С Гранитной террасы, украшенной точными копиями античных статуй, открывается вид на Адмиралтейство.





А если смотреть с террасы по прямой, то мы увидим тот самый Концертный зал на Большом острове, перед ним скульптуру «Нервы, цезаря римского», и еще ближе к нам статуя «Венера с Амуром».



В юго-западной части парка расположены Верхние пруды, которые стали основным элементом ландшафтного решения этой части парка.



В самых недрах островов, опоясанных прудом расположился Павильон Кухня-руина.



Рядом павильон Концертный зал.

Уже совсем на границе с Александровским садом расположилась Скрипучая (Китайская) беседка, задуманная архитектором Растрелли и воплощенная Нееловым.

Отсюда уже можно двигаться в сторону выхода из парка, то есть в сторону Большого Екатерининского дворца. По пути нам встретился еще один павильон Вечерний зал. Одно из самых поздних сооружений Екатерининского парка, построенное уже в XIX веке.

Уже почти рядом с Зубовским флигелем, к которому мы вышли, находится красочная Пергола (Трельяжная беседка), излюбленное место для фотосессий молодоженов.

Перлога является условной границей так называемого Собственного сада. Его нетрудно распознать по мраморному фонтану и скульптуре «Нимфа».

С территории Екатерининского парка мы вышли не через парадный вход, а через Треугольную площадь, мимо Золотых ворот Екатерининского дворца. С этой стороны дворец мы показали в самом начале статьи. Кстати вход на внутреннюю территорию дворца разрешен только в составе экскурсионной группы по пропускам.

Напротив Золотых ворот в Екатерининский дворец находится вход в Александровский сад. Мы же обогнув дворцовые постройки снова оказываемся на Садовой улице, рядом с аркой. Рядом с лицеем находится первая каменная церковь в Пушкине.

Царское село — отзыв

Есть несколько советов для всех, кто решил посетить Царское село в Санкт-Петербурге. Если ваша поездка совпала с туристическим сезоном, а это май-сентябрь, то будьте готовы к огромному количеству народа. Как уже было сказано выше, Царское село одна из самых посещаемых достопримечательностей северной столицы. Посетители здесь самые разные и не только наши соотечественники, но и много иностранцев, причем делегации из Китая весьма многочисленны. Поэтому если у вас есть желание погулять не Только по Екатерининскому парку, но и посетить сам Екатерининский дворец, вам следует приехать сюда рано утром и захватить с собой бутерброды, потому что стояние в очереди и прогулка по парку могут растянуться на весь день.

Что же касается лично нас, дорога из Санкт-Петербурга совершенно не утомительна. Утомляет только большое количество людей. Но и здесь не все так плохо, большие скопления только у самого Екатерининского дворца (очередь во дворец) и на Камероновой галерее. Остальной парк почти пуст, поэтому по нему будет комфортно гулять даже в самый час пик и в самый сезон. Что же касается входа во дворец, если вы все-таки намереваетесь попасть внутрь, будьте готовы выстоять 2-3 часовую очередь. Но на этом неудобства не закончатся. Из-за большого потока туристов вам не дадут свободно прохаживаться по залам дворца. Экскурсия очень лимитирована по времени, а Янтарную комнату вы посмотрите почти не останавливаясь. Так что если вы все же хотите увидеть легендарную Янтарную комнату, запаситесь терпением.

Описание

25 километров отделяют Санкт-Петербург от Царского Села – парадной летней резиденции российской царствовавшей династии.
Наименование местности в окрестностях будущей резиденции на языке финно-угорских племен, занимавших эту территорию с 4-5 тысячелетия до нашей эры, звучало как "Saar» что и на современном ижорском языке означает «остров». Возможен вариант «Sar» - осока. В российских документах начала 16 века употреблялось название «Сариц», а в период шведского завоевания 1609 - 1702 небольшое поместье именовалось как Sarishoff (шведский) или Saari mois (финский). Со времени завоевания этих земель в Северной войне употреблялось наименование Сарская мыза или Сарское село, которое к 1880 года трансформировалось в Царское Село.
Первым упоминанием о владении поместья царской семьей является письмо А.Д.Меншикова Копорскому коменданту Л.Думашеву от 24.06.1710 г. о повелении Петра I «отдать Катерине Алексеевне в копорском уезде Сарскую и Славянскую мызы с принадлежащими к ним деревнями, со крестьяны и со всеми угодьи».


А.Г. Овсов Портрет Екатерины I. Середина 1720-х г.г.


Сарская мыза занимала площадь в 167 десятин, из них на усадьбу приходилось 2 десятины, на пахотные земли – 62 и на сенокос – 103. К 1716 году царское поместье состояло уже из 6 мыз, территория которых принудительно заселялась русскими крестьянами, а с 1717 началось строительство первых небольших двухэтажных «каменных палат» и посадка парка. С созданием загородной царской резиденции появилась слобода дворцовых служителей, храм Успения Богородицы и мыза приобрела статус села Сарского.
Царственные владельцы резиденции по разному относились к ее развитию и совершенствованию. Наиболее масштабные работы были произведены при Елизавете I и Екатерине II. В 19-20 веках проводилось лишь совершенствование интерьеров дворцов и строительство отдельных парковых сооружений.


Артемьев П. А.; Внуков Е.Т.; Челнаков Н.
Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций. 1761.


В 1727 году Сарское село унаследовала дочь Екатерины I, Елизавета Петровна, будущая императрица. Взойдя на престол, она несколько раз перестраивала дворец, пока в 1752 года не поручила его реконструкцию и расширение обер-архитектору императорского двора Бартоломео Франческо Растрелли.


И. АРГУНОВ. Портрет императрицы Елизаветы Петровны.


В течении четырех лет было создано 325-метровое здание, вид которого стал олицетворением русского барокко. На северной стороне дворца возвышалась пятиглавая Дворцовая церковь, парадный вход южной стороны украшал объемный купол со шпилем. На золоченые орнаменты, купола и внутренние украшения пошло более 100 килограммов листового золота. Основной лазоревый цвет дворцовых стен перемежался белыми колоннами, фигурами атлантов, кариатид и иными лепными формами. Особенность внутренней архитектуры было ранее не применявшееся в России анфиладное расположение парадных залов и комнат на всю длину дворца.


Е. Е. Лансере Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905 г.


Старый сад, основанный еще при Петре I, бал значительно расширен, в нем появились павильоны «Эрмитаж», «Грот» и каменная Катальная гора.
В период правления Екатерины II, бывшее Сарское село стали называть Царским. Влияние императрицы на его облик состояло из двух этапов – «китайский период» (1762-1773) и «античный» до 1796 г.
Параллельно с постройкой и оформлением «Китайского» дворца в Ораниенбауме, «мир восточных грез» воплощался и Царском селе.
Парадным въездом на территорию резиденции императрицы стала арка высотою в 7 метров, открывавшая собою туннель в искусственной насыпи «Большой Китайский каприз» , на вершине которой стояла беседка в «китайском» стиле.


В.П. Лангер. Большой каприз. Ок. 1820 г.


За туннелем открывался вид на Китайский городок, Китайскую деревню, Китайскую оперу, шесть китайских мостов и павильонов. Предполагалось, что эта экзотика удивит и ошеломит приезжающего, подготовив его к приближению вершине власти, где переставали действовать обыденные правила. Лишь значительно позже выявилось, что с Китайской деревней получилась несуразица. Дворцовый архитектор Антонио Ринальди, проектировал городок, основываясь на французской гравюре, изображавшей парковую постройку в окрестностях Пекина. Это сооружение возвели как вид европейского города в понимании китайских царедворцев.
После «китайских грез» императрице захотелось «выстроить… греко-римскую рапсодию в моём Царскосельском саду». Разработанные мэтрами Французской Академии художеств проекты античных домов императрица не одобрила, однако замечание академика Клериссо о том, что римских термах (общественных банях) существовали наиболее возвышенные формы духа античности ей понравилось. Из Лондона немедленно был приглашен известный своими обширными исследованиями древнеримских бань Чарльз Камерон.
Построенное им у южной оконечности Екатерининского дворца двухэтажное здание представляло собою собирательный образ греко-римских терм. На первом этаже, облицованным камнем «под старину» находились залы и комнаты для водных процедур по античному образцу, а на светлом и легком втором – шесть помещений для отдыха и развлечений. В ходе строительства архитектору пришлось заново разработать убранство второго этажа, так как императрица в соответствии с новой волной европейской архитектурной моды пожелала отделать два зала цветным полированным камнем – уральской и алтайской яшмой. Камнерезам пришлось довести до зеркального блеска около 200 квадратных метров стенных панелей, наличников и карнизов. Эти помещения, названные Агатовыми комнатами, стали рабочими кабинетами Екатерины II, в них она занималась государственными делами и литературным творчеством.


Л. Премацци. Вид на Камеронову галерею и Агатовые комнаты. 1859 г.


Чарльзу Камерону удалось осуществить еще одно масштабное пожелание императрицы – создать античную галерею для прогулок и возвышенных бесед. Нижний этаж из грубого камня послужил основанием для 44 колонн белоснежного второго яруса. Его центральный зал, благодаря увеличенным оконным проемам, кажется совершенно прозрачным. В 1880-1790 годах на галерее были установлены бронзовые копии бюстов великих мыслителей древности, исторических и мифологических героев, которые заменялись в соответствии с политическими настроениями царицы.


Ж.Б. де ла Траверс. Царское Село. Лестница Камероновой галереи. 1786г.


Увлечения античной архитектурой соединялись с увековечиванием побед российской армии в турецких войнах. Екатерина II писала: "Когда война сия продолжится, то Царскосельский мой сад будет походить на игрушечку, после каждого славного воинского деяния воздвигается в нём приличный памятник. Битва при Кагуле... возродила в нём обелиск с надписью... морское сражение при Чесме произвело в великом пруде Ростральную колонну, взятие Крыма и высадка войск в Морее ознаменованы равным образом на других местах... Ещё приказала я построить в лесочке храм Памяти, где все события в оную войну бывшие представлены на медальонах".


В.Л. Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царском Селе.


За Ростральной колонной был построен собор Святой Софии, напоминавший константинопольский, что означало падение в будущем турецкого государства и создание Греческой империи как преемницы Византийской.
В 1796 году было завершено строительство Нового Царскосельского дворца, впоследствии Александровского. По желанию императрицы дворец по проекту итальянского архитектора Джакомо Кварнеги создавался для ее любимого внука, великого князя Александра Павловича, однако наибольшим его почитателем стал последний российский император Николай II.

Поедем в Царское Село!

Свободны, ветрены и пьяны,

Там улыбаются уланы,

Вскочив на крепкое седло…

Казармы, парки и дворцы.

О.Мандельштам.

1.Введение

Царскому Селу, его дворцам и паркам посвящены десятки, если не сотни работ. О Царском Селе написано много и в разных жанрах.

Более двух веков Царское Село являлось резиденцией российских монархов, одним из самых привлекательных пригородов Санкт-Петербурга. Это, несомненно, " крупнейший бриллиант в ожерелье" городов-спутников Северной Пальмиры. Возникший как парадная резиденция русских императоров, ансамбль дворцов и парков Царского Села складывался и развивался при участии выдающихся зодчих на протяжении более полутора веков.

История Царского Села изучена по периодам правления членов Семьи династии Романовых. Особое внимание было уделено периодам правления Екатерины I, Елизаветы, Екатерины II, Александра I, Николая II.

Во времена царствования этих Монархов наблюдалось наиболее бурное развитие, как Царской резиденции, так и самого города Царское Село.

Целью данного реферата является попытка описать историю Царского Села с момента становления и до сегодняшних дней.

2. Рождение и развитие Царского Села (1710-1796).

История этого места уходит в глубь веков, ко времени переписи новгородских земель, отмеченных в "Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины" 1501 года. На картах, составленных для Царя Бориса Годунова, поместье имеет название Сарица. Документальные шведские карты называют поместье

"Sarishoff ", то есть Сарицкий господский дом, местечко, или как говорили новгородцы, " мыза « с господским домом. Финны, одно время проживавшие здесь, употребляли название Saari- mois - возвышенное место. Позднее название трансформировалось сначала в Сарицкую и Сарскую мызу, затем в Саарское и Сарское село и наконец стало Царским Селом. Это название как нельзя лучше подходило для будущей Императорской резиденции. Одно время (в 1724 году) село называлось Благовещенским по имени церкви, заложенной в присутствии Петра I на месте нынешней Знаменской церкви, но это название не прижилось, и до 1917 года оно именовалось Царским Селом.

В 1702 году через Сарицхофф, в направлении Дудергофскоого погоста, бежали отступавшие шведы, преследуемые русскими войсками под предводительством Б.П. Шереметьева и П.М. Апраксина, освободившими край от 100-летнего владычества иноземцев. Первое упоминание о местности, в которой возникло Царское Село, относится к августу 1702 года. Во время наступательных действий на Ижорской земле Петр I писал командовавшему здесь П. Апраксину, чтобы не жег селения, которые "самим же нам строить придется ". Апраксин в ответ сообщил: " …теперь накрепко запретил жечь от Сарской мызы к Канцам ".

С 1703 года Сарская мыза стала принадлежать генерал-губернатору освобожденного края А.Д. Меньшикову, который с 1708 года с помощью Конторы конюшенных дел начал вести здесь планомерное хозяйство, заселяя усадьбу и окрестные земли артелями плотников и " пашенными крестьянами, зажиточными, добрыми и хозяйственными ". А.Д. Меньшиков владел усадьбой до 1710 год

24 июня 1710 года Петр I подарил Сарскую мызу вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. Этот день и является официальной датой основания Царского Села. С этого времени Сарскую мызу включили в разряд дворцовых земель и начали застраивать.

Так же, как Петр смог увидеть в топких болотах будущий Санкт-Петербург, так и Екатерине на месте скромного поместья представилась пышная резиденция.

В данном случае "быть по сему" произнесла супруга Императора. Это был поступок в духе Петра и подстать самым величественным его замыслам.

Первый дворец "каменные палаты о 16 светлицах", был построен в 1724 году И. Браунштейном и Ф. Ферстера по повелению Екатерины Алексеевны на месте уцелевшей от военных действий усадьбы первого хозяина поместья.

Это небольшое двухэтажное здание с характерной для начала ХYIII века симметричной планировкой и высокой мансардной кровлей не отличалось пышностью отделки: лишь рустовка на углах и скромные белые наличники оживляли выкрашенные суриком фасады. Внутри " палат" было несколько парадных комнат, отделанных полированным алебастром, или обитых кожей с золотым тиснением, или затянутых шелковыми обоями. " Верхний парадный зал " украшали камины, наборный паркет, зеркала, гобелены и картины.

В этот же период, благодаря строительству плотины на ручье Вангазя, образовалось озеро и два канала: Большой, являвшийся границей сада и получивший в дальнейшем название Рыбного, и малый - на месте современных Нижних каскадных прудов, то есть было начато устройство водной системы будущего ансамбля.

Одновременно со строительством дворца расширялся и благоустраивался сад, заложенный еще в самом начале XYIII века на небольшой площади в восточной стороне усадьбы. Автором первоначальной планировки Царскосельского сада принято считать садового мастера Яна Розена, а его осуществлением руководил опытный мастер Иоган Фохт. Прежняя композиция сада была полностью переделана, за исключением Рыбного канала и Большого озера, которому придали регулярную форму шестигранника.

Участок сада около дворца, представлявший пологий склон, был превращен в пять уступов, соединенных деревянными и каменными лестницами, и получил название Верхнего сада. Уступы располагались параллельно фасаду дворца. Середину второго уступа заняли цветники, ограниченные по сторонам боскетами.

В середине третьего уступа находились так называемые огибные дороги, то есть деревянные каркасы, к которым привязывались ветви деревьев, посаженных рядом. По мере роста деревьев образовывались зеленые коридоры или галереи, в местах пересечения которых устраивались деревянные беседки. По сторонам огибных дорог также, как и на втором уступе, были размещены боскеты.

Четвертый, самый широкий уступ, был отведен двум одинаковым прямоугольным водоемам, какое-то время служившим садками для рыбы. По пятому узкому уступу проходила широкая дорожка.

Далее располагалась плоская территория, получившая название Нижнего сада. Он имел трехлучевую планировку аллей, пространство между которыми было занято плодовыми деревьями и ягодными кустами. Скульптуры в саду еще не было.

За Рыбным каналом была посажена роща из берез, получившая название Дикой рощи, вошедшая в состав сада площадью 30 гектар. Известно, что до середины XYIII века убранство сада было чрезвычайно скромным., Царское Село не входило в число перворазрядных царских резиденций.

С западной стороны дворца на площади в одну квадратную версту был устроен Зверинец- место для царской охоты. В огороженный участок леса специально загонялись лоси, зайцы и другие животные. Такого типа зверинцы существовали при многих загородных усадьбах того времени.

Расширение Сарской мызы повлекло за собой увеличение количества дворцовых служащих. Рядом с резиденцией начала создаваться слобода. Постройки, располагавшиеся в непосредственной близости к императорскому дворцу, образовали сначала Садовую, а в последствии Служительную (ныне Среднюю) и Малую улицы.

Скромный дворец того времени, с разбитым возле него садом, не имел еще значения парадной царской резиденции и являлся загородным поместьем Екатерины I.

Резкие изменения в облике Царского Села произошли в середине XYIII века.

В 1728 году имение перешло к цесаревне Елизавете Петровне. Восшествие на престол Елизаветы, дочери Петра I, вызвало подъем национального самосознания в России, скинувшей мрачное иго бироновщины. В искусстве и особенно в архитектуре утвердился приподнято-торжественный и монументальный стиль русского барокко, как нельзя лучше соответствовавший идее возвеличивания могущества государства, и прежде всего абсолютной власти.

Вершиной развития стиля России стал царскосельский ансамбль. Здесь, как и во многих других архитектурных комплексах в Петербурге и его окрестностях, начались работы по коренному переустройству с целью расширения и художественного обогащения. Ярким отражением этих общих веяний явилась строительная деятельность на территории Царского Села: одни замыслы сменяют другие - еще не достроенные здания переделываются, чтобы достигнуть еще большей монументальности и роскоши. * Дом этот был шесть раз разрушен до основания и вновь отстроен, прежде чем доведен до состояния, в котором находится теперь *, - писала впоследствии Екатерина II , унаследовавшая после смерти Елизаветы вместе с короной и царско-сельскую резиденцию.

Множество выдающихся архитекторов и художников, знаменитых резчиков по камню и дереву, самых лучших кузнецов и камнетесов трудились здесь над созданием дворцов и парков.

В 1743 году архитектором М. Земцовым разрабатывается широкая программа реконструкции Царскосельского дворцово-паркового ансамбля. После смерти М.Г. Земцова 28 сентября 1743 года работы по сооружению дворца полностью перешли к А.Квасову - ученику ведущего архитектора.

Однако занятость архитектора на строительных объектах, значительно удаленных от Петербурга, заставила передать работы в Царском Селе П.А. Трезини, а затем С.И. Чевакинскому, который внес существенное дополнение в композиционное построение.

От проекта императорской резиденции, разработанного Квасовым, в натуре ничего не сохранилось, однако деревянная модель Царскосельского дворца осталась. В ней он использует свою излюбленную композицию, неоднократно повторенную в его постройках, - пышный центральный ризалит, соединенный протяженными более низкими галереями с двумя боковыми.

К 1748 году основные работы были закончены.

С конца 1748 года строительство царско-сельской резиденции возглавил обер-архитектор двора Бартоломео Франческо Растрелли. Крупнейший русский зодчий придал Царскосельскому дворцу тот парадный окончательный вид, который снискал ему мировую известность.