Брюки

Невидимые нити в лесу. Невидимые нити в осеннем лесу

Занятие по теме «Невидимые нити в осеннем лесу» классифицируется в учебном плане, как урок получения новых знаний. Конспект должен включать цели и задачи, предполагаемые результаты работы, сценарий подачи учебного материала, индивидуальные и групповые задания для учеников и итоги.

Целью урока является сформировать познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные и рефлексивные универсальные познавательные действия.

Задачи:

  • сформировать у учащихся навык работы с новой информацией;
  • сформировать представления о существовании взаимодействий представителей живого мира между собой;
  • научить детей правильно высказывать свои мысли;
  • привить навык групповой работы;
  • сформировать начальную форму рефлексии;
  • сформировать у учеников творческие способности с помощью разработки моделей взаимоотношений живых организмов.

Планируемый результат:

  • появление у учеников навыка систематизировать материал: выбирать главное, формировать логические связи и делать выводы;
  • формирование у детей представлений о том, как человек взаимодействует с природой;
  • появления навыка решения задач в группе;

развитие навыков решения задач в нестандартных условиях, используя творческие способности.

Технологическая карта урока

Шаг Действия преподавателя Действия учеников УУД, которые должны быть сформированы
Мотивирующий Выясняет интерес учащихся к предмету урока Дают ответ на заданный вопрос о заинтересованности. навык формирования личного мнения и высказывания
Актуализирующий Проверяет, как выполнено задание, данное на дом
  • Дают ответ на вопрос.
  • Зачитывают часть текста из книги.
  • Проходят тестирование
формулирование личного мнения

Самоопределяющий

В процессе беседы с учащимися призывает учеников принять тему занятия, его цель и учебные задачи Дают ответы на вопросы, составляют прогноз своей деятельности на занятии, участвуют в формулировке цели, задач и темы занятия
  • формулирование своего высказывания
  • навык определять цель, план и составлять прогноз
Основная часть работы на занятии А) Проводит организацию парной работы и опыта Изучают плоды дуба, обсуждают увиденное навык выискивания новых данных, выделения главного

Коммуникативные:

умение работать в группе и формировать свои высказывания

Б) Организует проведение эксперимент, призывает учащихся самостоятельно выявить, как живые организмы взаимодействуют в природных условиях На основе результатов эксперимента узнают о существовании взаимодействия организмов и делают выводы о том, что природу необходимо сохранять Коммуникативные:

умение формулировать свои мысли

Познавательные:

умение выстраивать логические связи, выявлять закономерности и обоснованно рассуждать

В) Дает учащимся знания, позволяющие выявлять взаимосвязи организмов в природе с помощью схем Получают навык работы со схематичными изображениями Познавательные:

выявление закономерностей, формирование логических связей и умение выделять главное

Г) Дает детям задание самостоятельно сформировать схематическое изображение в тетради
  • Формируют схемы, раскрывающие взаимодействия организмов.
  • Устно объясняют принцип построения созданных цепей
Коммуникативные:

умение формулировать устный ответ

Регулятивные:

навык создания нового продукта с помощью своих креативных способностей – формирование своей схемы, определяющей взаимодействия организмов

умение давать реакцию на трудные ситуации и отсутствие страха перед возможностью совершить ошибку

Д) Дает задание самостоятельно изучить параграф учебника, где нужно определить взаимоотношения в природе Читают раздел, выделяют для себя основную информацию навык выделения новых знаний и выделения основной мысли,

выявление логических связей,

формулирование мыслей, складывающихся в логическую цепочку

Коммуникативные:

умение строить устный ответ и формулировать мысли

Е) Включает мультфильм для просмотра на занятии и организует опрос для обсуждения идей сюжета Учащиеся смотрят фильм, и дают ответы на вопросы учителя навык поиска и дифференциации информации

умение строить высказывания

Рефлексия Призывает учащихся дать оценку своему состоянию на занятии Дают оценку своей работе на занятии Ориентация нравственности и этики
Итоговый Задает вопросы, выясняющие совпали у учащихся прогнозы с полученными результатами работы Проговаривают и проводят анализ результатов, которые были получены в ходе урока Регулятивные:

контроль полученных результатов своих действий

Сценарий урока

Невидимые нити в осеннем лесу – это тема урока для учащихся 2 класса , изучив которую дети должны понять, что все живые организмы в природе взаимосвязаны между собой. А также со средой, в которой они обитают. Для этого в течение занятия учитель должен пройти несколько обязательных этапов, включенных в учебный план, согласно требованиям Министерства образования.

Мотивация к учебной деятельности

Известный философ Вольтер еще в 18 веке, отметил, что книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека.

Ребята, вы готовы открыть эту книгу и раскрыть новую для вас природную тайну?

Актуализация знаний

Во время прошлого занятия мы раскрыли загадки осеннего леса. Что нового мы узнали о том, как живут звери в лесу осенью?

Расскажите о том, как животные готовятся зимовать

Как пресмыкающиеся животные готовятся к зиме ?

Дети должны ответить: данные животные у нас начинают готовиться к спячке в середине октября. Это происходит из-за понижения температуры, поэтому в теплых странах этого может не происходить. Зимуют они, обычно, в норах, пещерах или зарывают под землю. Впадают в спячку по одному, небольшими группами по 2-3 особи или образуют большие скопления.

На зиму пресмыкающиеся запасают питательные вещества.

Почему некоторые животные линяют осенью?

Ученики должны ответить: это происходит из-за сезонных изменений в природе. Животные утепляются на зиму. Новый мех, который у них вырастает более длинный и теплый. Линька начинается с наступлением первых холодов. Также на этот процесс влияет продолжительность светового дня.

шерсть начинает выпадать, как только сокращается время, когда на улице светло.

Кто делает запасы на зиму?

Примерный ответ учащихся: многие животные делают запасы на зиму. Это необходимо, чтобы не погибнуть зимой от голода, так как найти корм под большим слоем снега трудно. Например, белки, мыши, барсуки запасаются на зимний период орешками, грибами и другими плодами осеннего леса.

А медведи перед впадением в спячку запасают подкожный жир, который, постепенно расщепляясь, не дает им погибнуть.

Кто впадает в спячку на всю зиму?

Животные впадают в спячку, чтобы пережить долгую зиму. В таком состоянии им требуется меньше пищи, чтобы поддерживать жизнь. К таким животным относятся: медведи, ежи, суслики, сурки и другие.

А сейчас я проверю с помощью теста, знаете ли вы, как звери готовятся зимовать. Подготовьте лист бумаги и ручку и отмечайте с каждым пунктом верный ответ.

Самоопределение к деятельности

А все ли секреты природы мы раскрыли? Или в осеннем лесу еще остались тайны, которые нам сегодня только предстоит узнать? Что скрывают от нас растения и животные? Что вы думаете? (дети называют тему урока ).

Какие задачи сегодня перед нами стоят? (ученики пытаются сформулировать задачи занятия).

Работа по теме урока

В осеннем лесу скрывается много секретов, и сейчас мы узнаем, какие невидимые нити соединяют его обитателей. Для этого придется провести маленький опыт.

Опыт с желудем. Работа осуществляется в парах. На каждой парте лежит по 1 дубовому листику.

Что вы увидели у себя на партах? (дубовый лист). Посмотрите под него. Что вы обнаружили? (желудь). Что это? (плод дуба). Внимательно ознакомьтесь, можете заглянуть внутрь. Там находится одно семечко большого размера. Оно содержит запасные питательные вещества, 40% из них занимает крахмал, 5% — жир. Также внутри есть белки и углеводы.

В хороших условиях это семя может прорасти и дать начало новому растению. Что вырастет из этого семени? (дуб).

Интересный факт! Из плодов дуба можно приготовить кофе. А еще желуди питаются за счет дуба, а сами являются кормом для некоторых видов животных. Кто любит плоды дуба? (мыши, белки и т.д.). Как эти животные оказывают помощь дубам? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести эксперимент.

Эксперимент. Учитель играет роль дуба, ученики – в роли полезных животных.


Невидимые нити в осеннем лесу — тема, обучающая детей видеть взаимосвязи в живой природе

Ребята, кто сидит на 1 варианте, возьмите плоды дуба и подойдите ко мне. Когда весна наступает, многие желуди прорастают. Из них формирует большое количество новых деревьев. Не будет ли нам тесно. Но, животные могут нам помочь в этом. Ребята первого ряды, вы будете мышатами – унесите свои плоды в норку, чтобы питаться ими зимой.

Второй ряд – белки – унесите часть желудей в дупло на дереве. А остальные будут сойками и спрячут семена в лесной подстилке подо мхом. Теперь вы видите, что почти все желуди унесли звери, чтобы прожить зиму. Но они не успеют все съесть, часть запасов останется и даст жизнь новым растениям.

А сейчас скажите, как животные помогают дубам? (распространяют семена и предотвращают перенаселение леса).

Работа с изображением схемы .

Проведенный эксперимент хорошо иллюстрирует схема, показанная на доске. Однако почему на ней изображены двойные стрелки? Двойные стрелки обозначают взаимовыгодное сотрудничество. Дуб своими семенами помогает животным не погибнуть зимой без еды, а те, в свою очередь, помогают неподвижному дубу распространить свои плоды по всему лесу.

Самостоятельная письменная работа в своей тетради.

Ученикам необходимо вклеить в тетрадь заранее приготовленные изображения животных, точно повторив схему на доске и подписать виды животных.

Самостоятельная работа с учебником.

Невидимые нити в осеннем лесу сплетают всех его обитателей. Дуб является только примером. Другие организмы образуют целую паутину. Сейчас нам предстоит это выяснить.

Учитель раздает задание по рядам: 1 читает первый абзац в параграфе и затем рассказывает, как связаны между собой растения и животные, 2 ряду достается 2 абзац и отношения между птицами и растениями. А 3 ряд должен просмотреть весь текст и выделить из него главную мысль, которая отражает тему занятия.

Пример выполнения задания на тему взаимосвязи в живой природе:

Через несколько минут преподаватель проводит короткий опрос.

Просмотр мультипликационного фильма.

После просмотра мультика учитель задает несколько вопросов, о том, что дети поняли из него и что нового они узнали? Как человек связан с окружающей природой? И как люди должны к ней относиться?

Рефлексия

Была ли вам интересна информация, которая звучала сегодня на уроке? Дайте оценку своей деятельности на занятии.

Итог урока

Невидимые нити в осеннем лесу – это очень тонкий мир взаимоотношений организмов, которые не увидеть невооруженным взглядом. Удалось ли нам сделать это сегодня во время урока? Что вы для себя сегодня запомнили? Влияет ли человек на окружающий его мир и нужно ли его беречь?

Сейчас мы запишем домашнее задание.

Будет 3 варианта, каждый может выбрать себе работу самостоятельно:

  • Подготовить письменный рассказ об одном из героев сегодняшнего урока.
  • Письменно в тетради выполнить 3 задание.
  • Сделать устный пересказ параграфа из учебника.

Презентация

Невидимые нити в осеннем лесу - это тема, которая раскрывает взаимоотношения животных между собой и окружающей средой. И она будет лучше раскрыта, если будет сопровождаться показом изображений. Они представлены на слайдах презентации.

Описание слайдов

На 1 слайде показан ответ на первый вопрос в этапе актуализации знаний. На нем располагается 4 картинки. Под буквой «А» скрывается схематичное изображение зимовки змей. Они спускаются не несколько десятков сантиметров под землю и сплетаются в клубок.

Под буквой «Г» — модель, изображающая змеиную спячку. Под буквой «Б» изображена картинка, где показано, как зимуют лягушки. Они по одной закапываются под землю и впадают в анабиоз, состояние в котором замедляются все внутренние процессы. Фото под «В» показывает, как впадают в спячку ящерицы.

Они парами или по несколько штук образуют углубления в земле и так дожидаются весну.

На 2 слайде изображены некоторые животные, которые сменяю на зиму мех. Это нужно для того, чтобы не замерзнуть зимой, новая «шкурка» состоит из более длинной и плотной шерсти.

  • А – волк;
  • Б – лиса;
  • В – белка;
  • Г – заяц.

На 3 слайде изображены примеры животных, которые делают запасы на зиму в том или ином виде. Под цифрой «1» располагается фото бурундука, ниже, следуя за стрелочкой можно увидеть нору бурундука с его зимними запасами орехов и других плодов.

Под цифрой «2» находится медведь, а ниже фото его спячки. Можно отметить, что спящий медведь значительно крупней, потому что он накопил на зиму жира, чтобы питаться им. На 4 слайде находятся картинки с изображением животных, которые впадают в спячку на всю зиму и просыпаются только весной, когда световой день становится длиннее, а на улице теплее.

  • А – барсук;
  • Б – суслик;
  • В – еж;
  • Г – сурок.

На слайдах с 5 по 6 располагаются вопросы теста, на которые учащиеся должны будут дать ответы. Затем сдать листочки учителю.

Тест

Невидимые нити в осеннем лесу одна из тем школьной программы, по которой предусмотрена проверка знаний в тестовой форме.

1 вариант

  1. Необходимо отметить виды животных, которые не запасают корм на период зимних холодов.
  1. Отметьте , какое общее сезонное преобразование происходит в осенний период у зайцев, песцов и белок?
  2. Напишите
  3. Угадайте , какое животное описано.

2 вариант

  1. Необходимо установить соответствие между названием животного и способом подготовки к зимовке.
  1. Необходимо отметить животных, которые запасают корм на период зимних холодов.
Медведи Лисы Ежи Мыши Сойки
  1. Напишите, какие из этих животных меняет шкурку за зиму.
Медведи Ужи Ежи Зайцы Лисицы
  1. Напишите несколько (1-3) животных, которые делают запасы корма на зимний период года.
  2. Угадайте , какое животное описано.

Зиму данное животное проводит во сне, свисая головой вниз. При этом оно закутывается в свои крылья.

Провести урок для учащихся начальной школы непросто. Они еще не усидчивы и не могут сосредоточить свое внимание на длительно время. Поэтому важно заинтересовать их. Сделать занятие увлекательным и одновременно познавательным. Тема «Невидимые нити в осеннем лесу» хорошо подходит для того, чтобы сделать обучение интерактивным и провести его в игровой форме.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о Невидимых нитях в осеннем лесу — теме для начальных классов

Пример урока на тему Невидимые нити в осеннем лесу:

Вспомним

  1. Как связаны между собой неживая и живая природа?
  2. Знаете ли вы примеры связей между растениями и животными? между растениями и грибами? между грибами и животными?
  3. Как связаны между собой природа и человек?

Невидимыми нитями мы будем называть связи в окружающем мире. На их поиски отправимся в осенний лес.

Подойдём к дубу. У него мощный ствол, толстые ветви, тёмная шершавая кора. Под дубом на земле лежат его плоды - жёлуди. Внутри каждого жёлудя - крупное семя. Весной из них начнут расти новые деревца.

Но не все жёлуди сохранятся до весны. Часть их осенью и зимой съедят животные - белка, лесная мышь, сойка. Для этих животных дуб - кормилец!

Думаешь, животные только поедают жёлуди и ничем не помогают дубу? Нет, они помогают дубу расселяться. Особенно хорошо это делает сойка.

Осенью сойка прячет жёлуди про запас в мох, под корни деревьев. Унесёт подальше и запрячет поглубже. Зимой сойка съедает не все припрятанные жёлуди. Многие из них она не находит. Весной эти жёлуди дадут начало молодым дубкам. Вот и получается, что сойка расселяет дуб.

Белки и лесные мыши тоже разносят жёлуди.

Как видишь, животным трудно было бы обойтись без дуба-кормилыда, а дубу туго бы пришлось без животных-помощников.

Наша прогулка в осенний лес убеждает: в огромном мире нет ничего лишнего, ненужного. Не может мир обойтись даже без маленькой мышки...

  • Рассмотри рисунок и схемы. Что показывают стрелки на схемах? Почему стрелки двойные? Сравни первую и вторую схемы. Чем они различаются?
  • Расскажи по любой схеме о связях между дубом и животными.

Узнаем подробнее

Нужны друг другу

Рядом с дубом растёт орешник, знакомый нам кустарник. Его плоды - орехи, созревая, падают на землю. Прекрасное угощение для белок и лесных мышей! А те не остаются в долгу: разносят орехи по лесу, помогают орешнику заселять новые места.

На лесной опушке растёт рябина. Невысокое дерево, но какое заметное! Издалека оно привлекает взгляд ярко-красными плодами, собранными в грозди. Внутри каждого плода несколько семян. Эти красивые плоды - любимый корм многих птиц, особенно дроздов-рябинников. На богатое угощение они слетаются шумными, весёлыми стайками. Эти птицы даже название получили по имени своего дерева-кормильца.

Дрозды для рябины - желанные гости. Ведь они разносят повсюду её семена. Происходит это так: мякоть съеденных птицами плодов переваривается, а твёрдые семена остаются целыми и невредимыми. Вместе с помётом они попадают на землю.

Эти примеры показывают, что растения, звери и птицы очень нужны друг другу.

Обсудим

    В книге «Великан на поляне» прочитаем рассказ «Большой старый дуб». Согласны ли вы с тем, что это рассказ о живой и неразрывной связи природы и человека? Чему он может вас научить?

Подумаем!

    Приведи свой пример связей в осеннем лесу.

Проверим себя

  1. Что мы называем невидимыми нитями?
  2. Какие невидимые нити можно обнаружить в осеннем лесу?

Сделаем вывод

Невидимыми нитями мы назвали связи в окружающем мире. Примером могут служить связи между дубом и животными в осеннем лесу.

    Все обитатели осеннего леса имеют взаимозависимые отношения: насекомые, грибы, растения даже разрушаясь, выполняют, как минимум, три функции:

    • превращаются в удобрения
    • становятся пищей
    • служат жилищем или материалом для строительства и утепления жилищ.

    Когда какое-то звено цепи разрушается, последствия могут быть катастрофическими. Например, применение пестицидов может погубить растения летом, тогда к осени остальным животным будет нечего есть, негде зимовать, им придется мигрировать, искать более безопасные и более сытые места обитания. Не все животные смогут дойти или долететь, многие просто погибнут.

    Под невидимыми нитями подразумевается взаимосвязь в природе. Например, осенью на дубе жлуди растут. Созревая они падают на землю, а весной из них начинают расти молодые деревья. Но не из всех, потому что желудями питаются животные и птицы, например белка, сойка и т.д. Для них плоды дуба - еда. Сойка переносит желуди и прячет их в разных местах, потом часть из них съедает, а часть остается из которой тоже растут молодые дубки весной. Таким образом дуб помогает птицам и животным кормя их желудями, а животные помогают расселяться дубу. Невидимые нити могут быть между живой и не живой природой.

    Невидимые нити - это связи, которые встречаются в мире повсеместно, но и в лесу в том числе. Если говорить именно об осеннем лесе, то не секрет, что именно в это время самое урожайное, деревья приносят плоды, животные и птицы этими плодами питаются.

    То, что многие птицы улетают в более теплые края - это тоже результат определенных изменений в природе: меньше пропитания, короче день, температура воздуха, воды и земли ниже.

    Невидимыми нитями называют связи между всеми объектами природы. Без невидимых связей природа не может существовать, иначе погибнет вс. А примером невидимых связей в осеннем лесу может послужить такая картина, когда созревают грибы, ягоды и орехи, а птицы и животные их поедают и делают припасы на зиму, чтобы выжить. Или человек тоже собирает все эти дары природы, ходит в осенний лес, дышит чистым свежим воздухом.

    Невидимые нити- это нити, соединяющие всех обитателей леса. Чаще всего, это обычные пищевые цепочки. Ведь понятно, что все растения и животные в лесу в конце концов служат пищей друг для друга, чтобы опять-же, поддерживать существование этого самого леса.

    Невидимые нити в осеннем лесу.

    Дождик - грибы.

    Елка - белка.

    Заяц - лиса.

    Дуб - кабан, который питается желудями.

    Рябина - дрозды, которые кормятся ягодами рябины.

    рябина - свиристель, птица, которая также ест ягоды рябины.

    Представитель одного вида дает пищу другому виду. Растения кормят птиц и животных, дерево дает укрытие животным и птицам, служит им защитой от хищников и человека.

    Солнце - комары. Пока греет солнышко, в лесу полно комаров. Как только солнце спрячется, исчезнут комары.

    Самый видимый пример осенних невидимых нитей солнце - рябина.

    Семенами ели питаются животные, не будь ели, животные могли бы погибнуть зимой от холода.

    Невидимые нити присутсвуют повсеместно, стоит только получше приглядеться и вдуматься. А вот осенний лес может стать ярчайшим тому примером.

    Вот тому наглядный пример нитей в осеннем лесу:

    А вот ещ одна явная невидимая нить осеннего леса:

    Невидимые нити связывают между собой все объекты живой (например животные, растения, грибы, бактерии, микроорганизмы) и неживой (например вода, солнце, луна, камни, воздух) природы.

    Примеры невидимых нитей разбирают, что бы понять взаимосвязь объектов в природе. Например какую пользу приносят растения животным или солнце растениям, для чего нужны все объекты, какую пользу или вред они приносят друг другу.

    Пример невидимых нитей: растения-животные.

    Взаимосвязь: растения для животных пища, укрытие, а животные разносят семена растений, уничтожают вредителей.

    В осеннем лесу есть такой пример невидимых нитей взаимодействия живой и неживой природы: солнце ниже, значит короче день и прохладнее - животных и насекомых становится меньше так как становится меньше корма, некоторые животные заготавливают корм на зиму, другие впадают в спячку.

    Невидимыми нитями называют такие связи, которые существуют в природе. Их можно наблюдать повсюду. Эти связи могут быть как между животными, так и между растениями, между животными и растениями, между человеком и животными.

    Вот пример связи живой и неживой природы: солнце, воздух оказывают влияние на жизнь животных:

    растения могут служить для животных пищей, домом, укрытием от врагов. Животные, в свою очередь, опыляют растения, спасают их от вредителей, распространяют семена.

    Вот примеры невидимых нитей в осеннем лесу:

    Берза - заяц,

    солнце - рябина,

    Рябина - белка,

    солнце - деревья (начинают падать листья).

    Невидимые нити существуют везде, это связи, которыми соединены все объекты и живой и неживой природы. Солнце связано с ростом растений и поведением зверей, также как и вода и земля и даже ветер. Ягоды и грибы связаны с животными, которые их поедают или запасают на зиму, листопад связан невидимыми нитями с поведением насекомых, птиц и началом зимнего сна у деревьев. Даже человек связан этими нитями с остальной природой, ведь он также ходит в лес за грибами и ягодами, или просто дышит осенним воздухом и любуется буйством красок осеннего леса. Например осенний дуб связан нитями с различными грызунами, птицами и даже крупными животными, которые питаются его желудями или которые живут в его дуплах, ветвях и корнях.

    А вот схематичное представление некоторых невидимых нитей:

Осенью на дубе созревают плоды - жёлуди. Внутри каждого жёлудя находится одно-единственное крупное семя. Созревшие жёлуди опадают на землю. Весной из них начинают расти новые деревца.

Но не все жёлуди сохраняются до весны. Часть их осенью и зимой съедят разные лесные животные. Для них дуб - кормилец!

Думаешь, животные только поедают жёлуди и ничем не помогают дубу? Нет, некоторые из них помогают дубу расселяться. Особенно хорошо это делает сойка.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Тема урока: «Невидимые нити в осеннем лесу».

Взаимодействие между организмами, входящими в состав природного сообщества;

Характер и последствия вмешательства человека в природное равновесие;

Познакомить с простейшими способами ориентирования;

Воспитание любви к природе, к бережному отношению.

ОБОРУДОВАНИЕ: компас, картинка дуба, плоды дуба, корзинка с грибами, картины с изображением осени, слайды мультимедиа.

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

1) Фронтальный опрос.

а) – На какие три группы можно разделить все растения?

– Назовите отличительные черты дерева. Куста. Травы.

– На какие 2 группы можно разделить деревья?

(таблица «Лесные этажи»)

б) Назовите группы животных.

Назовите отличительные черты каждой группы животных.

в) «Собери лукошко грибов» (игра)

Царь грибов на толстой ножке

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он … Белый.

Под сосною на опушки

Преют рыжие макушки,

В мох душистый две косички

Прячут хитрые … Лисички.

Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята

Под сосной растут … Маслята.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали заметных,
Собирай, не мешкай,

Это … Сыроежки.

Возле леса на опушке

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый … Мухомор.

Назовите, какие вы знаете съедобные грибы.

Несъедобные грибы.

(таблицы съедобных и не съедобных грибов)

3. Инсценировка произведения Н.Сладкова

“Муравей и Сороконожка”.

Вот напугал, Муравей! Да ты что- с неба свалился, что ли?

С неба, с неба… С рябиновой ветки я свалился!

А что же ты там делал?

Делал, делал… Коров пас!

А что еще?

Что, что… Доил коров!

А что еще?

Молочко сладкое пил!

А еще что?

Вот пристала! Ну задремал немножечко, да и скатился с листа! Тебе что, у тебя сорок ног, а у меня всего шесть: на двух стою, двумя тлю-коровку держу, двумя молочко тлиное собираю.

О чем вы узнали?

4. Изучение нового материала

1) Работа с учебником (с.55,рис.1)

а)- Кто еще собирает тлиное молочко?

(тлиное молочко - сладкая жидкость)

Какую пользу приносит?

Какую пользу приносит?

Какие невидимые нити связывают их воедино? (пищевые)

2) Экологический прогноз.

Вы уже знаете, что такое прогноз погоды.

(Это научная предположение о будущем состоянии погоды.)

Но прогноз может быть и экологическим.

Рассказ “Лес” (стр.54-55).

“Не бывает леса без деревьев ”. Но что бы лес рос хорошо, ему нужны кустарники.

Эта история о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу.

Главный лесничий рассуждал так. Лес-это деревья, все остальное- лишнее. И по его приказу вырубали кустарники. Чисто и просторно стало в лесу…

Прошел год, второй, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Что же тут случилось? Отчего деревья сохнут?» А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье.

Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых стало слишком много, одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубил бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых.

3) Вывод (стр. 55).

Невидимыми нитями мы назвали связи, которые есть в природе повсюду. Связаны между собой неживая и живая природы, растения и животные, различные животные. Да и человек тысячами нитей связан с окружающей его природой.

4) Стихотворение «Про всех на свете»:

Все на свете,

На свете нужны!

И мошки на свете нужны,

Чем Слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых,

И даже без хищников –

Злых и свирепых.

Нежны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд!

Плохие дела

У Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы всё таки очень

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой покажется!

Все на свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

5) Введение в тему «Невидимые нити в осеннем лесу»

а) Стихотворение А.С. Пушкина.

Уж небо осенью дышало,

Уже реже солнышко блистало,

Короче становился день,
Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажилась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван

Тянулся к югу! Приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уже у двора.

б) Беседа о дубе (картинка)

И высок я, и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок. Дуб

Осенью на дубе созревают плоды-желуди. Внутри каждого желудя находится одно-единственное крупное семя. Созревшие желуди опадают на землю. Весной из них начинают расти новые деревца.

Но не все желуди сохраняются до весны. Часть их осенью и зимой съедают разные лесные животные. Для этих животных дуб – кормилец!

Думаешь, животные только поедают желуди и ничем не помогают дубу? Нет, некоторые из них помогают дубу расселиться. Особенно хорошо это делает сойка.

Осенью сойка прячет желуди про запас в мох, под корни деревьев. Прячет она их почти всегда далеко от дубов. Зимой сойка съедает припрятанные желуди. Но не все. Многие из них она не находит. Весной эти желуди дадут начало молодым дубкам. Вот и получается, что сойка расселяет дуб.

Белка и лесные мышки тоже расселяют желуди.

в) Связь дуба и животных

Работа с учебником (стр. 59).

г) Как животные помогают растениям.

Работа с учебником (стр. 60-61).

IV. ОБЖ.
Простейшие способы ориентирования. Представьте себя, что вы с друзьями пошли в лес и вдруг заблудились. Ваши действия?

Если вы заблудились в лесу, первое и основное правило безопасности: ни в коем случае не подавайтесь панике!

1. Не стоит сразу бежать, куда глаза глядят.

2. Присядьте, успокойтесь и внимательно прислушайтесь, не доносятся ли откуда-нибудь звуки: шум машин и поездов; гудки теплоходов с реки, лай собак, крики домашних животных, птиц и другие звуки, говорящих в близости людей.

3. Уловив звук, повернитесь к нему лицом и идите в этом направлении. Если звук будет приближаться, значит, вы идете правильно.

4. Если у вас есть компас, то перед тем, как зайти в лес, необходимо определить по компасу стороны света, чтобы точно знать, в каком направлении вам надо будет возвращаться.

Если нет компаса, то стороны света можно определить по солнцу.

Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.

Поэтому, если утром стать лицом к солнцу, север будет по левую руку, а юг по правую.

Заходя в лес, запомните, в какой глаз вам светит солнце. А при возвращении оно должно светить в другой глаз.

Многие растения являются компасами.

Мхи и лишайники любят тень, поэтому растут преимущественно на северной стороне стволов деревьев.

Кора у деревьев обычно темнее и грубее с северной стороны. Особенно это заметно у березы, осины и сосны.

В сухую, жаркую погоду ели и сосны больше смолы выделяют с южной стороны.

Муравьи устраивают свои жилища обычно с южной стороны ближайших деревьев, пней и кустов. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная.

1. Никогда не забывайте о своих товарищах. В лесу нужно держаться вместе и не терять друг друга из виду.

2. Если вы заблудились, а на пути у вас река или большой ручей, идите вниз по течению. Путь вниз по течению, как правило, ведет к жилью.

В любом случае, перед тем, как действовать, следует сначала осмотреться и правильно определить обстановку.

А чтобы не случилось с вами беды подобного рода, помните: в лес ходить одному без взрослых нельзя.

VI. Итог урока.

Фронтальная беседа.

Что мы сажаем, спасая леса?

Мачты и реи – держать паруса,
Рубку и палубу, ребра и киль –

Странствовать по морю

В бурю и штиль.

Что мы сажаем, спасая леса?
Легкие крылья – лететь в небеса.

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, спасая леса?

Чащу, где бродит барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Что мы сажаем, спасая леса?

Лист, на который ложится роса,

Свежесть лесную, и влагу и тень –

Вот что сажаем в сегодняшний день.

VII. Домашнее задание.

Учебник (стр. 54-61).