Брюки

Шамов, Алафузов, Апанаевы: как казанские меценаты тратили на город миллионы.

ЯКОВ ФИЛИППОВИЧ ШАМОВ


Жил некогда в Казани в бывшей посадской ее части Филипп Шамов, средней руки торговец старообрядческой веры. И был у него сын Яшка, шустрый такой малый, ума вострого и схватывающий все на лету, рожденный в 1833 году.
Прошло время, и отдан был Яшка Шамов в учение к именитым казанским купцам-старообрядцам Фоминым, чтобы начать постигать "купецкие" науки, в коих Фомины были весьма сведущи. Братья Фомины, которых было трое, жили на улице, что именуется ныне Столбова, в двух домах под единым порядковым номером один. Дома эти стоят и сегодня за бензозаправочной станцией на ул.Кирова. Одна-ко немногие знают, что некогда на месте этой заправки и прилегающего к ней скве-ра находился знаменитый в городе Сенной базар, воспетый даже в стихах велико-го Тукая. Дома братьев Фоминых выходили фасадом прямо на торговую площадь базара, и теория наук купеческих подкреплялась здесь для Яшки Шамова торго-вой практикой. Вскоре произведен был Яшка одним из братьев Фоминых в приказчики, стал именоваться Яковом Филипповичем и сделался ухажером дочери хозяина, Аграфены Христофоровны.
Свадьбу сыграли пышно, с купеческим размахом, и за свадебным столом дали братья бойкому приказчику свое "добро" на открытие собственного "дела", обещая помочь советом и средствами.
Дела у Якова Филипповича сразу пошли в гору, и скоро стал он арендатором самой большой в городе мельницы на Казанке в пять этажей, может быть, той самой, в которой сто лет назад укрывался какое-то время казачий царь Емелька Пугачев, совершив побег из гостино-дворского каземата. Вскоре деятельный и удачливый купец становится одним из крупнейших хлеботорговцев Казани и всего Поволжья и, как говаривали в те времена, "миллионщиком", ибо только одна его огромная мельница на Казанке имела более чем полумиллионный оборот.
Имела мельница и еще одну функцию. В периоды особо недоброжелательного отношения властей к старообрядческой ветви религии устраивал Яков Шамов в ней тайную молельню, куда стекались старообрядцы со всего города. Однажды на таком вот сходе и был избран Я.Шамов главой казанской старообрядческой общины. Эта "должность" помогла ему стать председателем правления Казанского купеческого банка, ибо среди русских купцов и промышленников того времени старообрядцев в городе было немало.
Время от времени захаживал Шамов к тестю, которого давно обошел и по капиталам, и по весу в городе, - отдать дань уважения и поблагодарить за науку. Он даже поселился совсем близко от Фоминых - через улицу, на бывшей Фуксовской, что зовется сегодня улицей Камала.
Дом Шамова под номером два и доныне стоит в самом ее начале, и за его толстыми стенами течет совсем иная жизнь, нежели сто лет назад. Тогда Яков Филиппович жил только в левой части корпуса дома, а вся правая его половина была определена под склады. За воротами и домом был мощеный двор с одним-единственным деревцем, ибо и двор и дом являлись для Шамова, собственно, торговым предприятием. По всему периметру двора стояли кирпичные кладовые за железными дверями под тяжелыми запорами. И сегодня, если заглянуть во двор дома со стороны улицы Правобулачной, можно увидеть остатки этих кладовых, сложенные из красного кирпича.
А уж какие бездонные подвалы имели шамовские кладовые! Каждый день, исключая, конечно, первопрестольные праздники, тянулись в этот двор, выстраиваясь в очередь, целые обозы телег с кулями, мешками и бочками, ожидая, когда дойдет их очередь для разгрузки. К каждой телеге подходил весь из себя гордый востроглазый приказчик с усиками и в до блеска начищенных сапогах; послюнявив карандаш, что-то записывал в тетрадь и только после этого давал команду на выгрузку. И скатывались в глубокие подвалы кладовых и складов бочки, грохоча по деревянным настилам; пропадали в разверстых пастях ангаров кули с мукой и мешки с зерном, - весь механизм работал четко и слаженно. Тут же по выгрузке-загрузке приказчик - по нынешним временам даже с трудом верится - сразу рассчитывал возчиков и рабочих, и стороны расходились, весьма довольные друг другом.
Я.Шамов, как, собственно, и многие казанские первостатейные купцы, вкладывал часть своих доходов в недвижимость и имел в центральной части Казани еще два дома, стоявших один возле другого на Вознесенской улице. Дома эти целы, носят оба единый порядковый номер и имеют адрес Островского, 25. Построены они в стиле классической эклектики и составляют вместе с каменными проездными воротами единый комплекс богатой городской усадьбы - здесь Яков Филиппович отдыхал, будучи уже в возрасте, от дел праведных.
Однако купец Я.Ф.Шамов был известен в Казани не только как крупный богатей-хлеботорговец и глава старообрядческой общины, но и как крупнейший меценат и благотворитель. Он жертвовал немалые суммы на нужды города, участвовал во многих благотворительных подписках, и последним подарком городу перед тем, как найти вечное пристанище на Арском кладбище, явилось возведение на его средства трехэтажной, да еще на цокольном этаже, прекрасной и современнейшей по тем временам больницы, построенной, если смотреть на нее сверху, в форме начальной буквы его фамилии на так называемой Третьей горе, от подножия которой берет начало современная улица Калинина. Злые языки говорили, что больница эта есть дань властям и Богу, ибо в русскояпонскую войну попутал 72-летнего старика бес и
он сознательно поставил армии бросовую муку, отчего начались у фронтовиков разные желудочные болести. И не будь этой больницы - быть Шамову на склоне лет тюремным сидельцем...
Так оно было или иначе - судить не будем. Известно одно - умер Яков Филиппович в 1908 году почетным гражданином города и в звании купца первой гильдии, а строительство больницы довела до завершения его жена Аграфена Христофоровна. Больница была торжественно открыта весной 1910 года и получила имя "Шамовская". С тех пор больница пережила чуть ли не десяток кампаний по переименованию всего и вся, однако сохранила в обиходе свое название и теперь уже вряд ли будет именоваться в народе как-то иначе. А это значит, что имя купца Якова Филипповича Шамова не будет забыто.
Знаете, а ведь именно так и приходит бессмертие...

YAKOV PHILIPPOVICH SHAMOV

Once there lived in Kazan, in its tradepart, old-believer Philipp Shamov, a merchant of medium quality. He had a son, who was born in 1833. Soon Philipp Shamov gave his son in marriage to the daughter of a rich Kazan merchant Fomin.
With help of his fatherin-law Yakov began his own business. Soon he rented a big five-storeyed mill on the river Kazanka. An active and lucky businessman became one of the biggest merchants in Kazan.
That mill had one more function. When Old-Belief was persecuted, there was a clandestine chapel. The old-believers from all over the town used to meet there. Once on such a meeting Yakov was chosen the head of Kazan Old-Belief-Commune. This fact helped him to become the head of Kazan merchants" bank, because many Russian merchants and manufactures were old-believers.
From time to time Yakov visited his fatherin-law, whom he had surpassed in capitals and influence in the town, to pay his homage and to thank him. He bought a house near the Fomins in Fuxovskaya street (today Kamalov street).
The Shamovs" house under number two is placed in the beginning of the street. Today another life passes beyond its walls. At that time Yakov Philippovich lived only in ,the left wing of the building. There was a warehouse in the right part. Beyond the gate and behind the house there was a cobbled yard with the only tree in it. The house and the yard were a working place for Yakov Shamov. All along the yard perimeter there were placed red brick storerooms, which can be seen till today in Pravobulachnaya street.
Yakov Shamov, like other serious merchants, invested in immovable property and owned two buildings in the central part of Kazan, in Voskresenskaya street (today Ostrovsky street, 25). They were built in classical eclecticism style. Together with the stone gate they presented a pattern of a rich townestate.
But Yakov Philippovich Shamov was known in Kazan not only as a rich cornmerchant and the head of Old-Belief-Commune but also as a philanthropist and patron of the arts. He made donations to the town, took part in numerous charitable actions. His last gift, before his death, was a beautiful three-storeyed hospital, built in form of the first letter of his surname. The hospital was situated on the so-called Tretya Gora, from the foot of which the present Kalinin street begins. It was rumoured though that the modern, for that time, hospital was a tribute to God and authorities, because during the Russian-Japanese War the seventy-two-year merchant had deliberately supplied the Russian army with spoiled flour. Because of that gastric diseases began to worry soldiers. And but for the hospital, Shamov would be a prisoner in his declining years.
It"s difficult to say whether it was true or not. But one thing is certain: Yakov Philippovich Shamov made a valuable contribution to the town and died in 1908, as an honorary citizen of Kazan and topguild merchant. His wife, Agraphena Khristophorovna, finished hospital building, which was solemnly opened in 1910 and named "Shamovskaya". Since then the hospital endured several campaigns of renaming but kept in use its former name. Now it would hardly be called differently. And it means that the name of Yakov Philipppovich Shamov will never be forgotten.

Материалы длянашего сайта мы находим порой совершенно неожиданнно, например, ...на высоте 10000 метров...

В этом году авиакомпания "Татарские авиалинии" начала выпуск бортового журнала для авиапассажиров "Крылья Татарстана". В первом номере журнала много интересных материалов, рассказывающих о жизни столицы Татарстана Казани и о людях, которые оставили яркий след в истории города. В рубрике "Дело" опубликован очерк "Яков и Аграфена Шамовы: ради Любви и Славы Божией", посвященный казанскому староверу-поморцу, купцу, благотворителю и храмоздателю Якову Филипповичу Шамову и его жене Аграфене Хрисанфовне.

С любовью написанный очерк читают пассажиры внутренних и международных линий (полеты авиакомпания "Татарские авиалинии" совершает по всему миру). Автор очерка в журнале не назван, но искренне хочется поблагодарить его за добрый и интересный материал. Предлагаем нашим читателям статью из журнала, любезно предоставленного нашему сайту экипажем самолета "Татарские авиалинии".

Яков и Аграфена Шамовы: ради Любви и Славы Божией

Если спросить сегодня горожан, имена каких современных казанских благотворителей они могли бы назвать, они затруднятся с ответом, напряжённо вспоминая современных благотворителей, или наивно и искренне расскажут «про Шамовскую больницу»... В чём же феномен, загадка, тайна величайшей благотворительности торгово-промышленных людей ушедших времён: династий Морозовых, Третьяковых, Мамонтовых, Рахмановых, Свешниковых, Солдатенковых, Рябушинских, Хлудовых, казанских благотворителей Шамова, Ложкина, Юнусова и многих других? Интервью у них уже не возьмёшь... И наш рассказ - только попытка это понять.

Родился будущий знатный казанский купец и благотворитель Яков Шамов в 1833 году в семье вятского мещанина Филиппа Шамова. Семья была работящая и строго соблюдавшая старообрядческую веру. В это время по России, особенно в поволжских, прикамских и вятских селениях бытовала поговорка «Казань-городок - Москвы уголок». Так что Казань, как и Москва, была вожделенным городом для тех крестьян и мещан, которые хотели вырваться из своих маленьких селений и жить и добиваться успеха в большом городе. Из таких мещан и крестьян вскоре выросли, практически, все крупнейшие ди-настии купцов и промышленников Российской империи. Поэтому в переезде семьи Шамовых в Казань, в общем-то, не было ничего удивительного.

К началу 19 в. Казань представляла собой большой европейско-азиатский город и важнейший центр внутренней и внешней торговли Российской империи. В Казани находилась и крепкая община старообрядцев, в том числе старообрядцев-поморцев (беспоповцев): именно в эту общину и входила семья Шамовых. Приезжая в Казань, Шамовы знали, что могут рассчитывать на поддержку братьев по вере, истово хранящих её. Иначе и быть не могло: российские староверы всегда вся-чески поддерживали друг друга. Так что Якова Шамова радушно приняла и поддержала знаменитая казанская семья купцов-старообрядцев Фоминых. Основу экономики края составляла торговля хлебом. Поэтому Яков про крупных казанских хлеботорговцев Фоминых знал и ранее.

Хрисанф Фёдорович Фомин поставил Якова продавцом в лавку в своей торговой усадьбе, и тот стал усердно работать и шаг за шагом познавать, что к чему в купеческом деле. Так что жизнь и работа у Якова проходили на Сенной пло-щади, где с раннего утра начинали скрипеть телеги, слышался топот копыт и ржание лошадей, раздавались крики извозчиков: « Побереги-и-ись!»...

Бывали и праздники. Но гулять так, как гуляли некоторыеегознакомые молодые торговцы и приказчики, он не мог. Поэтому и с друзьями не всегда ладились отношения. Яков водки не пил, так как вера запрещала. Никто из старообрядцев водки не пил и табака не курил. Когда на ярмарке в Нижнем Новгороде, или ещё где Яков заходил в трактир, то среди посетителей всегда был кто-нибудь из старообрядцев. Он их сразу примечал, как и они его. Братья по вере пили не водку, а чай, обязательно носили бороды, кому какую Бог послал, и когда по обычаю крестились, то отворачивались к стене, чтобы никто не углядел, что они крестятся сугубо, то есть 2-мя пальцами, а не 3-мя, как установила Никоновская церковная реформа. Поэтому дружил Яков, в основном, с такими же старообрядцами, как и сам. Да и дружба та была поставлена на общем деле. Заводились связи, заключались сделки напоставкуисопровождениетовара. И всегда он был уверен, что его не подведут, как и сам он никогда никого не подводил. Он знал: честное слово купца, тем паче, купца-старообрядца, было вернее верного, крепче кремня крепкого.

В 1859 году, когда энергичному и жизнерадостному Якову было 26 лет, дом Фоминых, пострадавший ранее от пожара, перестроили, расширили площадь под каменные торговые лавки, надстроили 2-й деревянный этаж и обходную галерею: дела шли более чем успеш-но, и Яков играл здесь не последнюю роль. Он уже работал приказчиком, помогая купцам Фоминым в их крупном хлебном бизнесе. Занят Яков был, как и сами купцы Фомины, с утра до ночи: работал много, честно и «с выдумкой»: всегда что-нибудь присоветует знаменитому казанскому хлеботорговцу. Тот хмыкнет в усы, качнёт бородатой головой и подумает: «А Яшка-то - молодец. Толковый может получиться хозяин. Глядишь, и меня самого обойдёт...».

В то время Яков и не замечал скром-ную глазастую 14-летнюю девочку - старшую дочку благодетеля Хрисанфа Фомина Агашу... Да и сам он был тогда для многих просто Яша. Хотя Яков давно знал дочку Хрисанфа Фёдоровича, помнил, что совсем недавно дарил ей глиняные свистульки в виде расписных птичек, барашков и тульские печатные пряники на Пасху. Как, впрочем, не забывал он позабавить и других ребятишек Фоминых. Но будто впервые он увидел Агашу в последние дни апреля, в те удивительные дни, когда просветляются и голубеют небеса, а неуёмное солнце прорывается через нежное бледно-зелёное кружево молодых листочков, и радостно-тре-вожно кричат белокрылые чайки... Именно тогда в молельном доме Агаша в сбившем-ся белом платочке трогательным тонень-ким голоском выводила «Аллилу-у-уйя». И почему-то сердце у него сжалось и ему стало жалко её...

Когда в праздничные дни собиралась вся огромная семья Фоминых, приглашали и Якова, который за долгие годы совместной жизни и работы стал «своим». Да и Хрисанф Фёдорович делал на Якова кой-какой расчёт и всячески помогал ему достичь собственных успехов в хлеботорговле. Вскоре Яков арендовал вместе с купцом Оконишниковым, тоже старовером, крупнейшую в городе мельницу на реке Казанке и со временем, потихоньку-полегоньку с Божьей помощью стал делать почти полу-миллионные обороты. На Божьи праздники, особенно на Пасху, да и не только, Яков раздавал орехи и пряники всем соседским детям. Разносила подарки и Агаша...

С этой весны каждая встреча с дочкой хозяина казалась ему особенной...

Верующий Яков вместе с семьями купцов Фоминых и многих других казанских старообрядцев постоянно ходил в молель-ный дом, построенный на средства купцов. Старообрядческая вера была порицаема. Так что на молитву Яков пробирался тайно. Там читали старинные православные книги,клализемныепоклоны,учились вере и пению: не по нотам, а по крюкам, как было в исконные времена. А в разговорах о жизни и о Боге, которые часто вели с Яковом старообрядцы, проходила одна важная мысль, которую Яков понял сразу: чем лучше и больше он будет работать, чем успешнее будетвпредпринимательстве, тем самым больше угодит Богу и спасёт свою вечную душу. Также, Яков Шамов по-нимал, что трудиться, не покладая сил и рук, он будет и ради Агаши... Яков знал, чтобы взять в жёны Агашеньку, он должен крепко «встать на ноги». Ведь негоже было старшей дочери самого Хрисанфа Фомина идти за приказчика...

Вскоре толковый и работящий Яков смог начать «своё дело» и получил дол-гожданное звание купца 3-й гильдии. Но и тогда он не стал ровней капиталу рода Фоминых. Агаша страдала, ей казалось, что молодость и красота её увядают, но за-муж ни за кого, кроме Якова, пойти не по-желала. Поженились Яков и Агаша только в 1873 году, когда Агаше исполнилось 28, а Якову было уже 40 лет. Яков «встал на ноги», да так крепко, что слава его купече-ская вскоре разнеслась далеко за пределы Казани. К тому времени Яков давно уже не был простым приказчиком, а имел своё поставленное дело и был уважаемым и по-читаемым в Казани купцом 2-й (!) гильдии - крупным хлеботорговцем Яковом Филипповичем Шамовым. Да и Агашу все величали не иначе как Аграфеной Хрисан-фовной. Детей им Бог не дал, поэтому Яков и Агаша, как своих, любили племянников и племянниц, да и всех других детей привечали, никогда не забывали о сиротах. Даже когда Агафью Хрисанфовну иные отроки из прислуги обворовывали, обманывали, она никогда не наказывала их и, казалось, даже не сердилась.

Купец 2-й, а вскоре, и 1-й гильдии Яков Филиппович Шамов начинает играть важную роль в экономической и нравственной жизни города. Уже через 5 лет после женитьбы на Агаше он становится Гласным Казанской Городской Думы. А все его общественные должности, в том числе направленные на дело благотворительности, трудно и перечислить. Это и СтарейшинаКазанского биржевого комитета, Председатель Сове-та Казанского купеческого банка, Глава Казанского общества взаимного кредита, член Правления Казанского общества призрения и образования глухонемых детей, попечитель Алексан-дровской больницы и бес-платной школы рисования при Казанском отделении Императорского русского технического общества, глава Казанской общины старообрядцев, в которую, кстати, входили все ведущие купцы-староверы Казани, и др. Получал Яков Филиппович и благодарности и награды от правительства за усердное и верное слу-жение Отечеству.

Много трудился Яков Шамов, рядом с ним всегда была его верная Агаша, с радостью делал много богоугодных дел. Вот и добротная старообрядческая молельная на узкой Варлаамовской улице в Татарской слободе (ныне - ул. Межлаука) и че-рез 100 лет будет называться Шамовской, так как построена была тоже на деньги Якова Филипповича. Аграфена Хрисанфовна была помощницей и соратницей мужа. Да и сама лично, по мере сил и возможностей, помогала всем нуждающимся. Кроме того, она всегда помогала сиротам и вносила пожертвования Обществу русских женщин.

А известная всем казанцам Шамовская больница, построенная на средства благодетельной семьи Шамовых, стала одним из последних даров любимому городу и людям...

17 января 1908 года на заседании Казанской Городской Думы было принято заявление купца Якова Филипповича Шамова с просьбой выделить место для благотворительного строитель-ства нового здания городской больницы. В этом же году началось и строительство. Больницу на 3-й горе в Осокинской роще, где издавна селились казанские старообрядцы, построили достаточно быстро. Рабочие еженедельно исправно получали оплату за свой труд, поэтому и работали с душой: знали, что больница - подарок богатого купца городу. 3-этажное здание из высококачественного тёмно-красного кирпича, рассчитанное на 75 коек, с мощным цокольным этажом, было выстроено встиле «модерн» по проекту талантливого и модного в Казани архитектора Константина Савиновича Олешкевича.

Свободный капитал Яков Филиппович вкладывал в недвижимость. В 1908 году попроекту того же Константина Олешкевича были построены и два рядом стоящих прекрасныхжилых дома семьи Шамовых на Вознесенской улице (ныне - ул. Островского). А пожить-то в новом доме не пришлось...

И в последние его земные дни всегда рядом была Агаша, его милая, преданная, добрая, умница, друг и помощница Агаша. Он много и напряжённо работал, всю жизнь... Он старался трудиться и жить ради Славы Божией, как завещали отцы и деды. И ещё он старался ради любви к своей Агаше. Любви всей его жизни...

Перед смертью почти миллион рублей Яков Филиппович завещал на благотво-рительные цели: Казанскому старообрядческому обществу Поморского согласия, Обществу призрения и образования глухонемых детей, Комитету общества попечения о бедных и больных детях Казани, Александровской больнице, попечителем которой являлся и при жизни, а так же лю-дям, которые были рядом и верой и прав-дой служили ему.

Верная супруга и соратница Аграфена Хрисанфовна достроила больницу, укомплектовала её и обустроила территорию и все подъезды к ней...

И вновь была весна... Пронзительно светлым и ясным днём 25 апреля 1910 года состоялось торжественное открытие Казанской городской больницы имени Якова Филипповича и Аграфены Хрисанфовны Шамовых. Больница была выстроена и полностью оборудована по самым современным стандартам, включая рентгеновский кабинет, по последнему слову науки укомплектованные терапевтическое, хирургическое, гинекологическое, глазное, ушное отделения, лаборатории, аптеку, а так же котельную, банное отделение, прачечную и др.

И хотя после революции 1917 года больница официально была переименована в 1-ю городскую, а затем получала разные другие наименования, она так и оставалась в народной памяти (остаётся и по сей день) Шамовской: как действующий памятник купцу Якову Филипповичу и его супруге Аграфене Хрисанфовне Шамовым. Даже когда у Аграфены Хрисанфовны отняли всю собственность, не посмотрев на её заслуги и заслуги супруга Якова Филипповича перед городом, она не сето-вала: ведь в её жизни, как и в сердце, царила Любовь - к Богу, миру, людям, мужу...

Литию на могиле Я.Ф.Шамова совершает духовный наставник казанских федосеевцев о.Александр Хрычев

Чтящие память Якова Филипповича староверы-поморцы вскоре поставили рядом с местом его захоронения в старообрядческой части Арского кладбища (в конце 1-й аллеи) часовню для отпеваний.

А Казанская Городская Дума, в благодарность за подаренную городу больницу, установи-ла на могиле Якова Шамова роскошный склеп. Сами же старообрядцы хоронят своих собратьев так же скромно, как и живут в миру.

Фото из журнала "Крылья Татарстана", 2008, № 1 и газеты "Старообрядецъ", 2008, № 43

Мало кто из казанцев не знает Шамовскую больницу, что в Вахитовском районе. Однако далеко не всем, кто там лечился или просто бывал, известны подробности о жизни человека, по имени которого уже 94 года зовут это здание.

Ученица 11-го класса школы №84 Советского района Рузана Танасева не была исключением, в чем честно сознается в своей исследовательской работе.

Представляем вниманию читателей ее доклад, который на всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество-2002» занял призовое место. Он посвящен жизни и благотворительной деятельности Якова Шамова, почетного гражданина Казани, крупного казанского купца-хлеботорговца, на средства которого была построена эта больница. «Актуальность и новизна данного исследования не вызывает сомнения, – подчеркнул в своей рецензии старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, член правления Историко-Родословного общества в Москве Б.Н.Морозов. – Изучение благотворительной деятельности дореволюционных предпринимателей, многие десятилетия замалчивавшейся, в настоящее время привлекает особое внимание историков».

Рузана использовала в своей работе практически все публикации о купце Я. Шамове. Их было, впрочем, не так много. Она ссылается на газетные материалы Л.Девятых и Г.Милашевского, на статью Л.Свердловой «Яков Филиппович Шамов» в книге «Купечество Казани. Дела и люди» (Казань, 1998). Однако, как указывает московский рецензент, ее работа носит вполне самостоятельный характер. Это тот случай, когда история помогает понять день сегодняшний.

Научным руководителем Рузаны была ее учитель истории Ольга Александровна Миннулина.

В 2005 году нашему прекрасному городу исполняется 1000 лет. Десять веков – десять столетий. Прекрасен наш город и своей историей, и великолепными памятниками, и замечательными людьми. Об одном из них – Якове Филипповиче Шамове – я хочу написать.

В истории государства, как и в истории людей, есть удивительное свойство цикличности, которое позволяет через определенное время возвращаться на какое-то историческое место, к определенным историческим событиям. В 1953 году моя бабушка сломала ногу, прямо на работе. И ее положили в Шамовскую больницу. А эту больницу еще в 1908 году строил ее дед. Он тогда жил в селе Чебокса и работал на кузнице. Делал мой прапрадед удивительные расписные ограды для этой самой больницы. Об этом рассказывала бабушке ее мама.

С 1968 года периодически, каждую осень и весну, там лежала моя мама: ее лечили от ревматизма. А совсем недавно, после окончания медицинского университета, поступила на работу в Шамовскую больницу моя тетя – Эльза. Так я впервые вместе с ней оказалась в этой больнице. Меня заинтересовало ее название – Шамовская. Оказалось, у больницы есть своя история...

Яков Филиппович Шамов, миллионер, старообрядец, крупнейший хлебный торговец в Казани, может быть, в Поволжье – так отрекомендовал Шамова автор статьи «Купеческая Казань» В.Хвостов. Эта характеристика, данная современником, хотя и отражает реальность, но далека от полноты. Я.Ф.Шамов оставил след в истории города и как активный общественный деятель, и как крупный благотворитель. Его последнее детище – больница – и сегодня служит казанцам. Несмотря на многие десятилетия забвения российского купеческого сословия, она сохранила свое прежнее название – Шамовская. Ее называют так даже тогда, когда больница получила новое официальное название.

Год его рождения в разных источниках указывается разный: 1833, 1838 и 1839. На саркофаге, под которым он похоронен на Арском кладбище написано, что он родился 26 октября, умер 30 ноября в 1908 году на 73-м году жизни. Значит, год его рождения - 1825.

Далеко не сразу пришло к Якову Филипповичу богатство, а с ним и слава удачливого коммерсанта. Он, в отличие от многих других купцов, не получил в наследство денег, связей, даже самого небольшого дела. Родом из мещан города Орла Вятской губернии, он выбивался в люди сам, упорным трудом, год за годом скапливая капитал, чтобы открыть свое дело.

Выбор Казани местом жительства не был для него случайным. Для купечества Вятской губернии наш город служил важным пунктом коммерческой деятельности. В казанский порт везли товар по рекам Белой и Каме, их притокам. Это были лес, пиломатериалы, железо, зерно, мука. Ими и торговал Хрисанф Фомин, к которому Шамов поступил в услужение. Возможно, он знал своего будущего хозяина еще до приезда в Казань.

Хрисанф Федорович был членом большой семьи, сильной своей сплоченностью и связями, насчитывавшей не одно поколение купцов. Приказчиками у его родственников начинали видные казанские купцы И.С.Гребенщиков и В.В.Богданов. С Фомиными породнились известные купцы и промышленники Оконишниковы, Сапиковы, Шашабрины, Плотниковы, Пьяновы, Хворовы, Романовы, Савиновы, Губины, Тарасовы-Родионовы, Грачевы. Сблизиться с такой семьей, а тем более войти в нее – значило обрести неземную поддержку в мире торговли.

Но была еще одна причина, которая привела Якова Филипповича в Казань, в торговый дом Фоминых. В этом городе издавна существовала и, несмотря на все преследования, действовала община старообрядцев-беспоповцев. Шамов был старообрядцем, как и Фомины. К ним, единоверцам, тянулся он, рассчитывая на поддержку, – и не ошибся.

Прослужив более 10-ти лет приказчиком, Шамов выходит в купцы третьей гильдии, а 19 ноября 1871 года в возрасте 33 лет подает прошение с просьбой считать его со следующего года купцом второй гильдии. В 1873 году он женится на дочери бывшего хозяина Аграфене 28 лет.

Имя жены Шамова вызвало вопрос. Сомнения возникли при знакомстве с книгой «У милосердия древние корни (Благотворительность и милосердие в Казани XVIII - нач. XX вв.). Сборник документов и материалов» (Казань, изд-во «Гасыр», 2002). На странице 194 опубликованы фрагменты стенограммы заседания Казанской городской думы, на котором рассматривалось заявление Агрипины Хрисанфовны Шамовой об открытии вновь построенной больницы (7 апреля 1910 года). В частности, в своей заявлении доверительница покойного указывает, что отдает городу не просто здание, но и необходимое оборудование, медицинские инструменты. Она просит Думу отблагодарить тех, кто выполнял волю ее мужа: ее главное доверенное лицо И.И. Строкин, его помощник Н.П. Груздков, доктору медицины К.А. Грачеву, которого она предлагала поставить во главе больницы.

А на соседней странице - заявление Аграфены Шамовой казанскому городскому голове С.А. Бекетову о передаче 10 тысяч рублей на ремонт Казанской ремесленной больницы. Как оказалось, эти имена - синонимы.

Бросается в глаза соседство двух важнейших событий в жизни Якова Филипповича. Вероятно, будущий тесть не пожелал отдать старшую дочь за купца третьей гильдии, поставив условием, чтобы Шамов вошел в дело по второй гильдии. Возможно, он даже помог ему. Вместе с приданым Шамову подарили доступ на торговый «Олимп», но он очень быстро доказал: связи связями, и талант талантом.

Самостоятельное дело Яков Филиппович начинал как купец-розничник: торговал мукой и крупой в лавке на Хлебном базаре. В 1870 году он выплатил в городскую казну налог с торговли в размере 18 рублей 55 копеек, что говорит о небольшом торговом обороте.

Главной фигурой в хлебной торговле тогда был оптовик, как правило, добившийся хлебного откупа у правительства на поставку зерна, муки и крупы на нужды армии. В начале XX века в Казани действовали четыре крупные торговые фирмы, занятые не только закупкой и реализацией зерна, но и производством муки и ее продажей: Оконишниковы, Фомины, Сусловы. Четвертым стал Шамов, связанный с Оконишниковыми и Фомиными родственными узами. Они имели в собственности мельницы или арендовали их. Яков Филиппович с конца 70-х годов, вначале с купцом И.О.Оконишниковым, а затем один, арендовал городскую мельницу в устье Казанки. В начале 80-х годов на ней трудилось 120 человек, годовой оборот составлял 488 тысяч рублей.

Супруги Шамовы жили на Вознесенской улице (ныне ул. Островского), где у них были два кирпичных дома, составлявшие единый комплекс городской усадьбы с каменными проездными воротами. Детей у них не было. О порядках, царивших в доме, можно судить по такому случаю.

Дома Шамова на улице Островского сохранились

Дом вела Аграфена Хрисанфовна. В 1894 году она взяла в услужение «для всякой грязной работы» четырнадцатилетнего мальчика. В его обязанности входила и уборка дома. Он быстро подметил, что деньги у Шамовых «разбросаны в разных местах». Соблазн оказался велик, и подросток в конце концов решился взять пачку ассигнаций, в которой оказалось 100 рублей. Выждав некоторое время, он отвез деньги в деревню, заверив отца, что это подарок от Шамовых «на бедность». Отец прислал благодетелям благодарственное письмо – и кража раскрылась.

Но в доме ничего не изменилось. Аграфена Хрисанфовна даже не поговорила с мальчиком, лишь укоризненно покачала головой. Испугавшись увольнения, слуга решил обеспечить себя средствами новыми кражами, и вскоре у него скопилось 30 тысяч. Пойманный хозяйкой за руку, он большую часть украденного вернул, но утаил 2,5 тысячи. По дороге домой подростка ограбили в ночлежке, и он сообщил о пропаже в полицию. Там заподозрили неладное, обратились к Якову Филипповичу... Наказание по суду смягчили, благодаря ходатайству Шамова.

Шамов, как и многие казанские купцы, вкладывал часть своих доходов в недвижимость и имел в центральной части Казани несколько домов, в том числе два дома на Вознесенской улице (ныне улица Островского). Сам он жил сначала на улице Камала, а последние годы – в одном из домов на Вознесенской. У него была своя речная флотилия: пароход и 9 барж.

Яков Филиппович за свою жизнь исполнял много различных общественных поручений. С 1879 года он был гласным городской Думы. Избирался председателем правления Казанского купеческого банка, Казанского общества взаимного кредита, с 1886 года - старейшина Купеческой торговой биржи. Член учетных комитетов Казанского городского общественного банка (с1879), Казанского отделения Государственного банка (с 1888). С 1879 года он был гласным Казанской городской Думы.

У него было много общественных обязанностей. Член правления и казначей Казанского общества призрения и образования глухонемых детей (с 1887), член Попечительского совета Казанского коммерческого училища, попечитель бесплатной школы рисования при Казанском отделении Императорского русского технического общества, с 1887 года попечитель Александровской городской больницы, с 1898 года – председатель Попечительского совета.

Но самое большое милосердное дело Шамова – строительство больницы, на возведение которой купец ассигновал 100 тысяч рублей, но в итоге средств было затрачено гораздо больше.

Шамовская больница

История ее появления излагается со слов Александра Васильевича Репина. Рассказ записан М.Куницыным и хранится в фондах Национального музея Татарстана. Отметим, документов, подтверждающих или опровергающих версию А.В.Репина, разыскать не удалось. Не исключено, что это всего лишь легенда.

Следы былого в сегодняшней Казани. Арка к Щамовской больнице

Итак, Яков Шамов во время русско-японской войны 1904-1905 годов по подряду поставлял муку для действующей армии на Дальний Восток. Одна из партий была закуплена по дешевке, и в ней оказалась залежалая мука. Вскоре у солдат появились желудочные заболевания. Началось расследование, и Шамова признали виновным. Дело на доследование передали в Казань, купцу угрожала тюрьма. И тогда он «после некоторого раздумия» предложил местным властям свой вариант действий. «Вот, вы меня посадите в тюрьму, – говорил он, – я буду сидеть и есть казенный хлеб. Какой и кому от этого толк? Вот если бы я выстроил для города больницу вместо сидки в тюрьме, то толк бы был. Как вы относитесь к моему предложению?» Начальство поразмыслило – и согласилось с ним.

Город выделил место для больницы, там, где просил Шамов – в Осокинской роще со стороны улицы Третья гора. От подножия холма, на котором стоит Шамовская больница, берет начало современная улица Калинина. Шамов взял на себя обязательство построить за свои деньги деревянный флигель для заразных больных.

Руководил строительством автор проекта архитектор К.С.Олешкевич. Совместно с А.В.Репиным, чей рассказ приведен выше, он подготовил техническую документацию. В 1908 году приступили к строительным работам. Каждую субботу управляющий Шамова Иван Петрович Строкин приезжал на стройку и расплачивался с рабочими, «поэтому рабочие старались и добросовестно выполняли свое дело». Город получил здание на высоком цокольном этаже с декоративным оформлением фасадов в стиле «модерн» (потому у больницы статус памятника архитектуры). Как указывают справочники, это образец гражданской архитектуры особого назначения. Если смотреть на больницу сверху, то корпуса напоминают начальную букву фамилии благодетеля – Ш .

Как и просил Шамов, в новое здание была переведена Александровская больница.

Сам Яков Филиппович конца стройки не увидел – за год до открытия больницы он умер. Дело закончила его жена Аграфена Хрисанфовна: при ней провели отделочные работы, возвели морг, устроили подъезды и поставили ворота. Больницу открыли 25 апреля 1910 года. «Приему в нее подлежали жители Казани (мещане, пожарные и городовые)», 20 мест выделили для крестьян Казанского уезда. Город знал, что больница построена на средства Я.Ф. и А.Х.Шамовых. Финансировалась она из бюджета города и вечно испытывала нужду в средствах. Лечение было платное: за месяц брали 8 рублей, если пациент лежал менее месяца, за сутки начисляли по 30 копеек. Часть мест содержали купцы.

После Октябрьской революции все движимое и недвижимое имущество Шамовых было национализировано. Она отдала все, что у нее было, и жила у бывшего приказчика, забытая всеми, кто еще так недавно униженно кланялся ей. Погребли ее в 1927 году неподалеку от мужа, в семейном захоронении людей, с которыми она прожила последние годы своей жизни. На кресте скромная табличка с одной фамилией – ШАМОВА.

Благотворительность, благотворительный... Как часто в последнее время мы слышим эти слова. Произносятся они по делу и без дела, в любом контексте и вне такового вообще. А ведь за ними стоит, по определению Владимира Даля, главное – готовность делать добро, помогать бедным. Соответствовать же этим требованиям мог и может далеко не каждый. Давайте, как это принято сегодня, бросим ретроспективный взгляд на проблему и с помощью местной периодической печати второй половины XIX и начала XX века проследим ее развитие.

И.Гаврилов, составитель Казанского календаря на 1869 год, с сожалением указывал, что «...благотворительность у нас так редка, и большинство богатых купцов до такой степени скаредно скупы и бесчувственны к бедствиям ближнего, что не хватает терпения, чтобы не сказать эту горькую правду».

Шли годы, и к началу XX века отношение к благотворительности заметно изменилось. Быть причастным к богоугодному делу стало честью для многих видных граждан Казани. К тому времени в городе было уже 16 богаделен и других благотворительных учреждений. Среди них особо стоит выделить Дом презрения неимущих, престарелых и увечных граждан, а также Детский приют и школу Общества пособия бедным мусульманам, попечителем которой был потомственный почетный гражданин города Валей Закирович Анапеев. И это не считая еще 33 различных благотворительных обществ, одно перечисление которых заняло бы значительную часть газетной полосы.

На страницах казанских газет того времени довольно часто можно встретить подобные объявления и обращения:

«Добрые люди, нас просят обратить Ваше внимание на чрезвычайно бедственное положение мамы отставного коллежского секретаря Е.И.Самойлова. Муж тяжело болен, а на руках 2 детишек. Помогите, кто чем может. Адрес ее: Суконная слобода, дом Шелковниковой. Пожертвования принимаются и в редакции газеты «Казанский телеграф».

«Казанским обществом трезвости в первые три дня Рождества Христова в чайно-столовой Общества трезвости на Булаке будут выдавать бесплатные обеды всем бедным».

«Казанское общество русских женщин приносит искреннюю глубочайшую благодарность достоуважаемой Аграфене Хрисанфовне – госпоже Шамовой за щедрое пожертвование в пользу означенного общества 100 рублей».

Следует заметить, что фамилия Шамовых достаточно часто появлялась на страницах местных газет. И вот почему. Напомним, купец I гильдии, член городской Думы и Биржевого комитета Яков Филиппович Шамов в 1908 году, незадолго до своей смерти, пожертвовал городу на строительство новой больницы 200 тысяч рублей. Весной того же года он приступил к осуществлению своего желания. За летние месяцы возвели грандиозное здание в одном из лучших городских мест (в советское время городская клиническая больница № 1, ул. Калинина, 5). Но закончить строительство Шамов не успел. 30 ноября 1908 года в 9 часов утра он скончался.

«Остается пожелать, – писал в то время неизвестный нам казанский репортер, – чтобы супруга Якова Филипповича, его главная душеприказчица – Аграфена Хрисанфовна (?), увековечила вполне и безраздельно имя Шамовых и сама приняла участие в расходах на достройку здания».

Работа была завершена через полтора года. 25 апреля 1910 года на торжественное открытие больницы собрался весь цвет казанского общества, включая многочисленных врачей и строителей. Присутствовавшие здесь губернатор, городской глава, командующий войсками Казанского военного округа, члены городской управы скрепили своими подписями памятный акт на открытие новой больницы. Этот редкий по ценности документ бережно хранится в фондах Национального музея РТ. Память о необыкновенном даре жива и поныне.

Немало разговоров и толков в городе вызвало опубликование в печати завещания Я.Шамова. Оно беспрецедентно по своей сути. Впрочем, судите сами. На нужды благотворительных учреждений Казани покойный оставил следующие суммы денег:

Обществу презрения и образования глухонемых детей – 5 тысяч рублей;

Комитету общества попечения о бедных и больных детях Казани – 6 тысяч рублей;

Александровской больнице – 10 тысяч рублей.

И так далее. Практически все благотворительные заведения города получили щедрые дары. Общая сумма, ушедшая на благотворительные нужды, составила 95 500 рублей. Не забыл Яков Филиппович и своих служащих. Например, господину Почивалову завещал 5 тысяч рублей, господам Жестянникову Афанасьеву – по 3 тысячи рублей, остальным – от 150 до 500 рублей каждому. Не забыл родных и близких.

Сегодня в такое трудно поверить. Слишком практичны и рациональны мы стали. Но факт остается фактом. А благодарная память потомков еще не раз обратится к их именам.

На страницах истории города Казани много славных имен и среди них имя Шамова живет более ста лет. Считаю, что благодарные потомки будут помнить его имя и в будущем.

Готовя реферат, я посетила Национальную библиотеку РТ и Научную библиотеку им. Лобачевского, где хранится множество книг о славных людях нашего города. Пока есть такие книги, пока есть у них читатели, пока есть творения великих людей наподобие Шамовской больницу – будет жить и история, которая связывает прошлое, настоящее и будущее.

Я благодарна, что выпала мне возможность узнать и написать о человеке, который оставил такой добрый след на земле.

Рузана ТАНАСЕВА

«Казанские истории», № 2-3, 2004 год

Источники информации:

Свердлова Л.М. Яков Филиппович Шамов. В книге «Купечество Казани: дела и люди». Казань, 1998.

Девятых Л.И. Яков Филиппович Шамов. В книге «Из истории казанского купечества». Казань, 2002.

/jdoc:include type="modules" name="position-6" />

Дом Шамова находится в центральной части Казани, на ул. Островского. Это два двухэтажных дома, стоящих отдельно. Они образуют комплекс городской усадьбы. Между ними расположены каменные проездные ворота. С уличного фасада располагается парадный вход. Дома построены из красного кирпича в классическом стиле с налетом эклектичности. Единственным украшением дома служат кованые решетки.

Двор и дом были для Шамова большой деловой конторой. По периметру во дворе были построены из красного кирпича кладовые с тяжелыми железными дверями. В кладовых были глубокие подвалы.

Владел городской усадьбой казанский купец Яков Филиппович Шамов (1833 – 1908) - потомственный почетный гражданин Казани, крупнейший хлеботорговец в Казани и во всем Поволжье, старообрядец. Будучи богатым человеком, Я. Ф. Шамов тратил немало денег на благотворительность. Он финансировал школу рисования, Александровскую городскую больницу. Большие деньги он вложил в строительство новой больницы, которая была открыта в 1910 году. Первую Клиническую больницу Казани до сих пор в народе называют Шамовской. Сам купец не дожил до дня открытия больницы. Открывала больницу его жена – Аграфена Хрисанфовна Шамова.

Родился Я. Ф. Шамов в семье старообрядческого торговца среднего уровня Филиппа Шамова. Когда Яков подрос, его отдали на обучение к известным в Казани купцам старообрядцам Фоминым. Они были опытны и сведущи в «купеческих науках». Практику Яков проходил в лавках купцов на Сенном базаре. Юноша оказался способным, вскоре его произвели в приказчики. Стали называть Яковом Филипповичем, и он стал женихом дочери хозяина Аграфены Хрисанфовны. После свадьбы братья Фомины помогли Якову Филипповичу открыть собственное дело. Удача во всем сопутствовала ему, вскоре он стал одним из крупнейших хлеботорговцев. Долгие годы он возглавлял городскую общину старообрядцев. Шамов был также председателем правления Казанского купеческого банка.

В наше время в доме Шамова располагается Дом Дружбы народов.

Здание Шамовской больницы продано за 59 миллионов рублей. В Казани подписан договор купли-продажи с компанией из Малайзии. Инвестиции в реконструкцию составят около 20 миллионов евро. Пятизвездочная гостиница откроется через два года!
Кстати, трехэтажное строение, гордость казанцев, внесено в список объектов культурного наследия.
Шамовская больница - одна из старейших больниц города, построенная специально для простых горожан членом правления Казанского общества призрения, председателем совета Купеческого банка Казани Шамовым Яковом Филипповичем в 1910 году.
И это в 2012 году, в то время, когда больным людям, нуждающимся в стационарном лечении, не хватает коек в городских больницах.
Практически все опрашиваемые за то, чтобы Шамовская больница осталась после капитального ремонта, как есть - городской лечебницей!
Вот только одно мнение директора музея КГМУ Альфии Тутаевой: «Там должно быть только медицинское учреждение. Здание прекрасно сохранилось за 100 лет. И можно тут лечить людей… В больнице все предусмотрено для лечения: лаборатории, операционные, палаты…»
Яков Филиппович Шамов (1833 - 1908), миллионер, старообрядец, крупнейший хлебный торговец в Казани и Поволжье. Я.Ф. Шамов оставил хороший след как активный общественный деятель, как крупный благотворитель. Его последнее детище - больница и сегодня служит казанцам. Ее любовно называют не иначе, как «Шамовская». Мещанин Яков Шамов с Вятки приехал в Казань и поступил в услужение к хлеботорговцу Христиану Федоровичу Фомину на Сенном базаре (теперь улица Кирова), а через 10 лет сам получает чин купца сначала третьей, а затем в 1871 году в возрасте 33 лет - второй гильдии. Яков Шамов женился на дочери бывшего хозяина Аграфене - 28 лет. (В Казани в начале 80-х годов действовали хлебные купцы Оконишниковы, Фомины, Сусловы и Шамов.) Яков Филиппович арендовал большую городскую мельницу в пять этажей на Казанке под Кремлем с годовым доходом 488 тысяч рублей. Жили они в двух домах на ул. Вознесенской (ныне ул. Островского, 25). Был он главой старообрядческой общины. Детей у них не было. Якова Филипповича избирали старейшиной биржевого комитета, гласным городской Думы, председателем совета купеческого банка, членом правления Казанского общества призрения и общества образования глухонемых детей, членом попечительского совета Императорского русского технического общества. Яков Шамов вкладывал часть своих доходов в недвижимость и имел в центральной части Казани два дома и огромные склады, бездонные подвалы (Шамовские кладовые). Вместе с тем он был известен как крупный меценат и благотворитель. На строительство больницы купец I гильдии Я.Ф. Шамов затратил личных сбережений - 200 тысяч рублей. Город выделил место для больницы, там, где просил Шамов - в Осокиной роще со стороны улицы Третья гора. От подножья холма, на котором стоит трехэтажная (на цокольном этаже прекрасная) Шамовская больница, берет начало современная улица Калинина. Руководил строительством сам автор проекта - архитектор К.С. Олешкович. Работу начали в 1908 году. Контролировал стройку управляющий Шамова Иван Петрович Строкин. Город получил трехэтажное здание на высоком цокольном этаже, здание с декоративным оформлением фасадов в стиле «модерн». Если смотреть на больницу сверху, то корпуса напоминают начальную букву фамилии благодетеля - «III». Сам Яков Филиппович конца стройки не увидел - за год до открытия больницы, 30 ноября 1908 г. в 9 часов утра он умер. Дело закончила его жена Аграфена (Агриппина) Хрисанфовна, его главная душеприказчица. Она сама делала расходы на достройку здания.
Больницу открыли 25 апреля 1910 года. На торжественное открытие собрался весь цвет города, включая многочисленных врачей и строителей. Тут были казанский губернатор, городской голова, гласный городской думы и члены городской управы. Они скрепили своими подписями акт на открытие новой больницы (документы хранятся в фондах Национального музея РТ).
я больница уже сто лет служит городу и горожанам. Прах Якова Филипповича Шамова покоится в фамильном склепе на АПриему в нее подлежали мещане, пожарные, городовые. 20 мест выделили и для крестьян Казанского уезда. Лечение было частично платным. За месяц брали 8 руб., или 30 коп. в сутки. Яков Филиппович Шамов завещал на нужды благотворительных учреждений большие суммы - 95500 рублей.
После революции все имущество Шамовых национализировали. Аграфене оставили одну комнату на чердаке собственного дома на Вознесенской улице.
Злые языки говорили, что эта больница - дань властям. (В том числе из рассказов Александра Васильевича Реина, записанных М. Куницыным. Документ хранится в фондах Н.М.Т.) Семидесятидвухлетний Я. Шамов во время русско-японской войны 1904 - 05 гг. по подряду поставлял муку для армии. Одна из партий якобы оказалась залежалой, и у солдат появились желудочные заболевания. Шамова признали виновным, ему грозила тюрьма. И он предложил в качестве альтернативы - откупную. Вместо тюрьмы ему - больница для города. Идея была претворена в жизнь. Легенда это или истина - остается загадкой. Шамовскарском кладбище Казани. А имя купца Якова Филипповича Шамова, запечатленное в камне - больнице «Шамовской», не будет забыто.

Борис МИЛИЦЫН.