Брюки

Здоровье детей и школа: как сохранить и укрепить здоровье школьника. Успехи современного естествознания

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а непросто отсутствие болезней или физическихдефектов.
(Всемирная организация здравоохранения)

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Здоровьесберегающая деятельность в нашей школе осуществляется в соответствии с планом по оздоровлению и формированию здорового образа жизни, критериями СанПиНа, нормами утомляемости, нормами учебного плана, принципами здорового образа жизни и включает в себя следующие пункты:

Соблюдение гигиенических требований
Соблюдение качества питьевой воды и питания учащихся
Физическая активность школьников в период их пребывания в школе
Организация образовательного процесса по принципам здоровьесбережения
Создание благоприятного психологического климата в школе
Создание благоприятного экологического климата на территории школы
Снижение заболеваемости школьников и педагогов
Грамотность школьников и педагогов по вопросам здоровья
Внеклассная и внеурочная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Здоровьесберегающая среда

В рекреации второго этажа расположен прекрасный зелёный уголок, созданный руками учителей, учеников и их родителей. Начинали с малого - с нескольких растений. Постепенно уголок разрастается, ребята ухаживают за растениями. Зелёный уголок является излюбленным местом отдыха учащихся нашей школы.

Рекреации в школе используются для реализации двигательного режима, коридоры украшены тематическими стендами, детскими рисунками, растениями.

Музыкальные звонки оказывают позитивное воздействие на нервную систему ребёнка.

Для обеспечения питьевого режима в классных комнатах установлены кулеры для экологически чистой бутилированной воды.

Деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания

В школе имеются медицинский, процедурный кабинеты. Медицинская служба решает следующие задачи:

Контроль за нормами и требованиями школьной гигиены;
ранняя диагностика и профилактика заболеваний;
диспансеризация учащихся в районной поликлинике;
доврачебная помощь;
пропаганда здорового образа жизни;
проведение профилактических прививок.

Медицинский, процедурный кабинеты оснащены необходимым инвентарём и лекарственными средствами.

В школе постоянно действует санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим - регулярно проводятся влажные уборки, генеральные уборки, соблюдается режим проветривания.

Сотрудники медицинского кабинета систематически проводят беседы с детьми и родителями о необходимости прививок, соблюдении мер гигиены, закаливания: для родителей - «О пользе прививок», «Об аллергии у детей»; для учащихся - «О личной гигиене», «О правильном и рациональном питании», «О санитарно-эпидемиологическом режиме».

Ежегодно проводятся диспансеризация в поликлинике № 44. Диспансеризация проводится согласно графику и по возрастам: 2 класс - 8 лет; 4 класс - 10 лет; 6 класс - 12 лет; 9, 10, 11 класс. В случае необходимости отдельные учащиеся школы направляются на консультации к специалистам. По результатам полученного заключения проводится разъяснительная работа с учащимися и их родителями, контролируется выполнение рекомендаций специалистов.
Для каждого ребёнка создан Паспорт здоровья.

Организация рационального питания

Сотрудниками школы разработана и реализуется программа производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации школьного питания.

Энергетическая ценность и сбалансированность рациона питания в соответствии с возрастными особенностями развития рассчитывается технологом ГУП ОКШП СВАО и утверждается главным врачом. Питание в школе двухразовое (завтрак, обед); оно полноценное и сбалансированное. Основное требование к содержанию питания - соотношения белков, жиров и углеводов, что соответствует энергозатратам детей и нормам СанПиН.

Осуществляется постоянный медицинский контроль за соблюдением личной гигиены и современном прохождении медосмотров сотрудниками пищеблока. Строго соблюдается питьевой режим.

Разнообразие в питание вносит работа школьного буфета с широким ассортиментом соков, выпечки.

В школе реализуется программа «Чистая вода», соблюдается питьевой режим, используется адаптированная для детского питания вода. Кулеры расположены в классных комнатах школы, в спортивном зале, столовой.

Физическое воспитание и двигательная активность

помогают формировать у учащихся здоровый образ жизни, устойчивый интерес и тягу к физическому самоусовершенствованию. Успехи зависят от правильного сочетания различных форм занятий, средств и методов. Улучшение физического здоровья возможно посредством цикла мероприятий физкультурно - оздоровительного, общеукрепляющего, спортивного характера. Всё это способствует повышению функционального состояния мышечной системы, формированию здоровой осанки, увеличению резервов сердечно - сосудистой системы, органов дыхания и закалённости организма.

Физическое воспитание и двигательная активность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах. Центральное место занимает урок физической культуры; в него включаются разнообразные упражнения, оказывающие разносторонне коррекционное воздействие на организм детей, широко используются строевые, общеразвивающие, коррекционные упражнения, разновидности бега и прыжков. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни проводится на каждом уроке в виде бесед.

В школе созданы условия для удовлетворения потребности детей в движении, организованы физкультурно - оздоровительные мероприятия:

1. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

проводится перед началом учебных занятий, в 8.20. Это одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Она заряжает ребёнка энергией и бодростью на предстоящий день. Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья.

2. ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КРУЖОК

бальные танцы;

3. ДНИ ЗДОРОВЬЯ

в их подготовке и организации активное участие принимают ученики, родители и педагоги.

4. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ.

5. СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

внутри школы проводятся по графику.Большое внимание в школе уделяется мониторингу здоровьесберегающей деятельности - комплексному системному изучению состояния здоровья школьников, и в частности, ведётся работа по мониторингу физической подготовленности обучающихся. Программа мониторинга позволяет отслеживать динамику уровня физической подготовленности каждого ученика, учебной группы. Предложенные технологии позволяют также объективно и регулярно оценивать здоровьесберегающую направленность учебной дисциплины физическая культура и её динамику изменений, на основе которой обеспечивается дифференцированный подход в обучении.

Психолого-педагогические факторы в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства

Отсутствие учебных перегрузок:

Основные объекты внимания администрации и учителей школы в аспекте здоровьесбережения - учебная нагрузка учащихся (предотвращение перегрузок), создание условий для получения учащимися достаточной физической и двигательной нагрузки, грамотное использование ТСО, содействие рациональной организации режима для школьников.

Показатели рациональной организации учебного процесса в ГОУ СОШ N 297:
объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий в соответствии с возрастом учащихся;
нормирование нагрузки от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, подвижные игры на переменах, прогулки, уроки физической культуры; спортивные занятия (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Отсутствие психологических перегрузок, обеспечение психологической безопасности

Психологические перегрузки у ряда детей могут быть связаны с особенностями индивидуального развития. Для того, чтобы предупредить подобные ситуации, в нашей школе проводится психологическая диагностика по выявлению данных групп учащихся для последующей педагогической коррекции учебного процесса.
Формирование эмоционально благополучной среды в урочной и внеклассной деятельности поддерживает спокойные отношения между учащимися и педагогами.
Физкультминутки на уроках
Урок в первом классе длится 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью детского внимания.

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе

Деятельность педагогического коллектива школы на протяжении ряда лет ориентирована на изучение, разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий.
В результате многолетней работы педагогического коллектива ГОУ СОШ N 297 по здоровьесбережению, выработан ряд гигиенических показателей, характеризующих урок:
оптимальные гигиенические условия в классе;
средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
разнообразие видов, форм и методов преподавания;
наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы творческого самовыражения учащихся;
место и длительность применения технических средств обучения;
физкультурные минутки и оздоровительные паузы;
наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
психологический климат на уроке;
темп и особенности окончания уроков.

Дополнительное образование

Физкультурно - оздоровительное направление
Все программы данного направления позволяют решать задачи физического воспитания, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное - воспитывают личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.

Художественно – эстетическое направление
Учебные программы направлены на развитие нравственных и эстетических качеств личности, творческих способностей.

Научно – техническое направление
Цели и задачи проектной деятельности - осуществлять межпредметные связи в процессе обучения; расширять знания детей по темам окружающего мира, истории, москвоведения; развивать пространственное воображение детей, мелкую моторику кистей рук; воспитывать трудолюбие, старательность, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Всемирный День здоровья

Ежегодно в апреле в нашей школе проводится «Месячник здоровья». Традиционно он начинается с «Всемирного Дня здоровья» - общешкольной зарядки и хорошего настроения. В программу включены классные часы, беседы, выпуск стенгазет, спортивные игры, работа с Паспортом здоровья, конкурсом рисунков. А заканчивается «Веселыми стартами», победами, грамотами и призами!

Забота о здоровье школьника от 7 до 12 лет. О распространенных проблемах в этом возрасте. Профилактика переутомлений в школе.

Школьная пора — серьёзный этап в жизни ребёнка. Юный школьник получает новые знания, активно посещает кружки и секции, расширяет свой кругозор. Но вместе с тем познавательный период несёт и ряд неприятностей. По данным соцразвития, именно в этот период начинают формироваться хронические недуги. Почему такое происходит?

Причины:

  • Переутомление

На домашнее задание у школьников уходит как минимум два часа. Прибавьте к этому многочисленные кружки и секции. Вот и получается, что ребенок лишен возможности нормально отдыхать, бывать на свежем воздухе.

Это ведет к хронической усталости, плохой успеваемости, близорукости, астигматизму вследствие нагрузки на глаза.

Профилактика

Составьте чёткий режим дня, как бы ни был загружен ребёнок после школы, в течение часа он должен поесть и отдохнуть (погулять на улице, поиграть с домашними питомцами, порисовать). Не стоит записывать кроху во всевозможные кружки и секции. Конечно, вначале ребёнок будет хвататься за всё, он ещё не понимает, насколько тяжело совмещать. Однако это чревато синдромом выгорания и отсутствием желания заниматься вообще. Выберите 1-2 секции, которые ребёнку больше всего по нраву. Пусть он втянется в учебный процесс.

  • Тесный контакт

Школа — общественное место с большим количеством детей. Ограничить или минимизировать контакт детей друг с другом невозможно, да и не нужно, ведь дети учатся общаться и осознанно выбирать себе друзей по интересам. К тому же с началом школьной поры дети приносят не только дневник с оценками, но и частые респираторные заболевания.

Профилактика

Чтобы сохранить здоровье принимайте профилактические меры. Утром предлагайте отвар шиповника с мёдом, морсы с малиной и клюквой, смазывайте ноздри оксолиновой мазью. Положите школьнику в рюкзак антибактериальные салфетки, чтобы он мог вытереть руки. По приходу из школы приучайте мыть руки с мылом и промывать нос соляным раствором. С наступлением холодов давайте ученику больше овощей и фруктов. Следите, чтобы ребёнок гулял на свежем воздухе хотя бы час в день, не кутайте его. И не водите в школу с симптомом недомогания. Ребёнок должен лечиться и восстанавливать силы, а не заражать других детей.

  • Гиподинамия

После школы многие дети вместо того, чтобы идти гулять, просиживают время в Интернете или перед телевизором. Плюс свою негативную роль играют неправильное сидение за партой в школе и за письменным столом дома.

Ребёнок рискует набрать лишний вес. Эта проблема бич современной школы. У ребёнка могут появиться такие дуги, как сколиоз, лордоз, асимметрия лопаток

Профилактика

Домашнее задание ребёнок должен выполнять только за столом. Дабы не сформировалась неправильная осанка. Следите, чтобы ребёнок не сутулился при ходьбе, не опускал голову и не выпячивал живот вперёд. Такие правила должны прочно войти в привычку школьника. Учитывайте, что наряду с пассивными секциями (рисование, пение) ребёнку нужно посещать активные, которые развивают физику. На перемене малыш не должен оставаться за партой, обязательно нужно размяться: попрыгать, побегать, сделать лёгкую гимнастику. А дома ограничьте время просмотра телевизора и занятий у компьютера до часа в день. Стресс — провокатор болезни.

Нередко дети, даже сами не осознавая, испытывают в школе переживания и волнения. Ребёнок постоянно торопится: ждёт окончания уроков, выходных, каникул. Из-за эмоционального перенапряжения снижается иммунитет, начинают «цепляться» респираторные заболевания.

Совет: помогайте выполнять домашнее задание, объясняйте, направляйте, проверяйте. Приучите кроху ложиться и вставать в одно и то же время, рюкзак и школьную форму готовьте вечером. Приходите в школу раньше, чтобы не бежать в класс. Такие нехитрые рекомендации сведут на нет лишние волнения и суету.

  • Быстрая еда

Многие дети утром отказываются завтракать. Ближе к обеду они успевают проголодаться, но идут не в столовую, а в буфет — любимое место всех школьников. Там покупают то, что захочется, ведь рядом нет родителей. Зачастую это отнюдь не полезная еда: чипсы, батончики, сухарики, хотдоги, бургеры.

Такая еда провоцирует воспаление в ЖКТ (гастрит), ведёт к увеличению веса.

Профилактика

Дети с интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, обязательно должны хорошо завтракать. Это важно и для полноценной работы мозга, и для здоровья желудочно-кишечного тракта. Овсянка, гречка с молоком, омлет — всё это послужит хорошим началом школьного дня. Чтобы ребёнок не тянулся к буфету, давайте с собой полезный перекус (йогурт, банан, яблоко). И, конечно, школьник должен получать горячее блюдо либо в школьной столовой, либо дома, если учится в первую смену.

Также ваш семилетка должен знать, что быстрая еда вредна. Не надо сюсюкать, говорите с ребёнком честно, можете показать ему в Интернете научно-популярный фильм о вреде бургеров, чипсов, газировки, акцентируйте его внимание на важных моментах. В конце скажите, что вы доверяете ему, считаете взрослым и смышлёным. Это поможет привить малышу навыки здорового питания.

1 Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

В научной литературе содержится множество определений здоровья, среди которых наиболее распространенными являются следующие: 1) состояние полного физического, психического и социального благополучия; 2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность; 3) целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью» . У них наблюдаются функциональные нарушения, не достигшие порога болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма, повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноза хронического заболевания врачи им не выставили. Однако отсутствие медицинского диагноза еще не является свидетельством здоровья.

Согласно материалам, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% российских школьников. Между тем врачи-педиатры, учителя и воспитатели, сталкиваясь с проблемами детского здоровья, не всегда действуют профессионально, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием.

Следует отметить, что рост патологи у школьников наиболее характерен для последнего десятилетия. Так, распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно - сосудистой системы среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительной системы - с 6,6% до 12,5%, позвоночника - с 4,3% до 15,7%, верхних дыхательных путей - с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных нарушений - с 2,4% до 7,3% . При этом особо следует отметить рост патологии среди учащихся школ нового типа - гимназий, лицеев, колледжей.

Неблагополучие здоровья школьников России детерминировано множеством факторов, в том числе влиянием процесса обучения и его интенсификацией.

О негативном влиянии процесса обучения на здоровье ребенка говорили еще педагоги и ученые середины ХIХ в. В результате наблюдений врачи отмечали распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения и назвали школьными болезнями (термин Р.Вирхова, 1870).

Изучение причин школьных болезней позволил специалистам ХХ в. заключить, что они связаны с организацией обучения. Наблюдения показывают, что к недостаткам организации обучения, помимо перегрузки учебными занятиями, следует отнести: слабую освещенность классных помещений, спертый воздух в них, неправильную форму и величину школьных столов, плохое качество классных досок, некачественные наглядные пособия и пр. Среди причин неблагоприятного влияния процесса обучения на здоровье учащихся в современных условиях следует указать санэпиднеблагополучие в некоторых регионах, переуплотненность школ (30% из них функционируют в 2-3 смены), отсутствие хорошо оборудованных спортзалов, низкое качество питьевой воды в образовательных учреждениях, плохая организация питания школьников. Все это, несомненно, приводит к ухудшению состояния их здоровья.

И все же главным фактором неблагополучия здоровья учащихся следует признать интенсификацию обучения. Сегодня в учебный процесс активно внедряется компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Напряженная зрительная работа, применение дисплеев низкого качества способствуют развитию миопии со скоростью 1 Д в год. При работе с видеомонитором утомление возникает раньше и более выражено у детей с нарушениями в состоянии здоровья (близорукость, заболевания нервной системы и т.д.).

Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. К примеру, дети младшего школьного возраста еще увлечены игрой, а их перегружают понятиями, терминами, правилами, иностранными языками. В старших классах большинство городских школьников вынуждены дополнительно заниматься на подготовительных курсах при вузах или с репетиторами. Из года в год возрастают требования на вступительных экзаменах в вузы, которые все более не соответствуют школьным программам.

Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников - общая стрессогенная система организации образовательного процесса и множественность предметов, проводимых большим числом учителей. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. По этой причине резко ухудшаются показатели их нервно-психического и психологического здоровья. Кроме того, неэффективно реализуемая система физического воспитания в школе приводит к снижению двигательной активности детей и подростков, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, обретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и других недугов.

О том, что школьное образование в России в последнее десятилетие оказывает на здоровье учащихся неблагоприятное влияние свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12-15%), с числом здоровых выпускников (около 5%). Как отмечает Н.К.Смирнов , с 1 по 8 классы количество здоровых детей снижается в 4 раза; число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%; число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями - в 3 раза, с заболеваниями крови - в 2,5 раза, с нервными болезнями - в 2 раза.

Эту тенденцию подтверждает и увеличение числа курящих, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики подростков. Хотя перечисленные тенденции обусловлены не только влиянием школы, ее роль в этом процессе не следует преуменьшать.

Несомненного внимания со стороны специалистов всех профилей требует неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся в школах нового типа. Распространенная здесь повышенная учебная нагрузка не проходит бесследно. До 50% учащихся гимназий оканчивают учебный день с признаками выраженного переутомления (для обычных школ этот показатель снижается до 20-30%). По свидетельству некоторых источников , к концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает нередко 90%. Повышенная невротизация встречается у 80% учащихся школ нового типа, а функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся V-IХ классов и у 20% старшеклассников.

Высокие нагрузки на детей обнаруживаются при так называемом развивающем обучении. Они негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышают уровень их утомляемости и невротизации. То же можно сказать и о введенном в последние годы профильном обучении. Например, по нашим данным 97% подростков, начавших обучение в классах медико-биологического профиля, уже имели те или иные отклонения в состоянии здоровья, при этом у 54% выявлены хронические заболевания, а у 43% - патологические отклонения функционального характера. Нарушения осанки обнаружены у 84% школьников, снижение остроты зрения - у 35,5%, нарушения функций сердечно-сосудистой системы - у 81%, из них 32% - вегетососудистые расстройства. Патологические явления среди детей инновационных учебных заведений также превышает аналогичные показатели учащихся обычных школ. Анализ индекса пропусков занятий свидетельствует, что учащиеся новых типов школ стремятся даже за счет собственного здоровья посещать занятия, не желая отставать от сверстников.

По данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, соответствующих региональных организаций фактическая учебная нагрузка в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением предметов составляет в начальной школе в среднем 6,2 - 6,7 часов в день; в основной школе - 7,2 - 8,3 часа в день; в полной средней школе - 8,6 - 9,2 часа в день. С учетом домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной, 10 - 12 - в основной и 13 - 15 часов в полной средней школе. Совершенно очевидно, что увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низка сопротивляемость болезням.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей и, что особенно огорчает, педагогов. У последних это проявляется не только в неумении правильно организовать свой образ жизни, сделать его здоровым, но и в незнании психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс без ущерба для здоровья учащихся.

Неутешителен и прогноз состояния здоровья детей на ближайшие годы. Так, ухудшение питания будет способствовать учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, половом развитии, что замедлит общефизическое развитие детей, а также повышению распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, - учащению острых и хронических заболеваний.

В связи с неблагоприятной эколого - гигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста различных заболеваний, особенно аллергических. В связи с усилением стрессогенных воздействий возможно ухудшение нервно - психического здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массы тела.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 - 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, школа - государственный институт, выполняющий поставленные государством и обществом задачи, в числе которых, наряду с предоставлением детям качественных образовательных услуг, стоит задача сохранения здоровья граждан России, и в первую очередь - детского населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье.- М., 1990.
  2. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года.- М., 2003.
  3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.- М., 2001.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М., 2005.
  5. Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях области.- Ярославль, 1998.

Библиографическая ссылка

Петрова Н.Ф., Горовая В.И. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 11. – С. 73-75;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9541 (дата обращения: 22.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

По пять-шесть часов почти неподвижно сидеть за партой. Перед этим носить на плечах десятикилограммовые рюкзаки. На переменах перекусывать булочками и шоколадками. «Мел» и поговорили с детскими врачами об основных проблемах, с которыми сталкиваются школьники, и главное - о том, как их избежать.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Сутулость, сколиоз и слишком прямая спина (да, это тоже проблема)

Больше половины школьников во всём мире страдают от функциональных изменений позвоночника. Всё не так страшно: функциональные изменения можно исправить, а вот необратимых не так много - всего 8%. Правда, отличить одни от других и помочь ребёнку может только специалист. Обычно это сутулость, гиперкифоз («круглая спина»), гиперлордоз (чрезмерный изгиб в пояснице) и, наоборот, «прямая спина» (когда позвоночник недостаточно гнётся). Со всеми этими проблемами справиться можно. К необратимым изменениям относится идиопатический сколиоз , внешне он выглядит как асимметрия плеч.

В чём причина

Тяжёлые рюкзаки и неудобные парты, за которыми приходится сидеть часами. Ещё современные дети почти не делают зарядку и много времени проводят с гаджетами. Из-за этого у большинства слабо развиты мышцы спины и пресса, и даже небольшие нагрузки приводят к искривлению позвоночника.

Как распознать

Ребёнок жалуется на боли в спине, иногда на боли в плече или руке (особенно если вместо ранца носит сумку на одном плече). Могут появиться головные боли. Ребёнку сложно держать спину прямой, а ещё он вечно чувствует себя уставшим.

  • Правильно подберите ранец. Пустой ранец не должен быть тяжелее 700 граммов, а при полной загрузке его вес не должен превышать 10-15% от веса ребёнка . Спинка - с твёрдым внутренним каркасом, лямки - широкие и мягкие, регулируемые по длине. Ранец нужно носить обязательно на обеих лямках, при этом спинка должна плотно прилегать к спине ребёнка. Порядок вещей в сумке тоже важен. Научите школьника правильно укладывать вещи в рюкзак, чтобы правильно распределять вес.
  • Поставьте мебель, которая подходит ребёнку по высоте. Для дома лучше выбрать «растущие» стол и стул и со временем регулировать их высоту. Угол наклона столешницы должен быть 15 градусов. Это позволяет держать голову прямо и разгружает шейный отдел позвоночника.
  • Поставьте хороший монитор. Дети много времени проводят за компьютером, в том числе по учёбе. За ноутбуком ребёнок сидит сгорбившись (кто-то даже пользуется им, лёжа в кровати), а у многих старых мониторов не получается регулировать уровень наклона. Монитор HP 24fw можно наклонить на пять градусов вперёд и на 25 - назад. Так в него удобно будет смотреть и детям, и взрослым.
  • Укрепляйте мышечный корсет ребёнка. В этом помогут спорт и подвижные игры на свежем воздухе. При долгой работе устраивайте перерывы. Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не подсовывая ногу под себя. И не забывайте о ежедневной зарядке. О правильных упражнениях расскажут педагоги в дошкольных учреждениях, преподаватели физкультуры и педиатры.

Школьная близорукость (да, такая бывает)

Ещё одна проблема у школьников - близорукость. Ей страдает почти каждый третий школьник, с каждым годом количество детей растёт. Выделяют даже так называемую школьную близорукость - ту, которая развивается из-за интенсивной нагрузки на глаза в годы обучения. Проблемы начинаются примерно в 4-5 классе.

В чём причина

Полностью причины возникновения близорукости не изучены, но известно, что развивается заболевание при напряжении зрения на близком расстоянии: чтении, письме, работе с ноутбуками, компьютерами, а теперь ещё и гаджетами.

Наибольшую нагрузку глаза испытывают при работе с маленькими экранами: то есть при чтении с телефона или планшета напряжение выше, чем при работе за компьютером. Ещё одна опасность гаджетов в том, что при чтении с них постоянно меняется расстояние, на котором ребёнок держит устройство от глаз. Это вызывает перенапряжение - именно поэтому не рекомендуется читать в транспорте или лёжа.

Как распознать

Часто дети молчат о том, что им плохо видно то, что написано на доске. В результате их считают невнимательными, а проблема со зрением усугубляется. Когда зрение начинает падать, ребёнок может щуриться и испытывать головные боли.

Что делать, чтобы этого избежать

  • Откажитесь от маленьких экранов. Выбирайте ребёнку телефон с максимально большим экраном, ограничивайте время пользования гаджетами. Монитор компьютера тоже должен быть большим и с хорошим разрешением. Не обязательно покупать что-то дорогое. Постарайтесь выбрать модель с оптимальным соотношением цены и качества - и она прослужит вам не один год. Например, HP 24fw с экраном 24 дюйма и Full HD. А ещё ребёнок скажет вам спасибо за большой монитор, когда вновь сядет за компьютерные игры после длинного учебного дня. Всё-таки на ноутбуке игры выглядят не так эффектно.

Мониторы HP 24fw

  • Следите за наклоном книги и монитора. При чтении книгу ребёнку можно ставить на подставку и читать за столом. Нельзя читать лёжа, в транспорте. При работе за компьютером взгляд должен быть направлен чуть вниз.
  • Гуляйте и смотрите вдаль. Детям нужно регулярно гулять на свежем воздухе: когда ребёнок смотрит вдаль, его глаза отдыхают. При работе дома или в школе каждые 20 минут нужно прерываться на 20-30 секунд и смотреть, например, в окно.
  • Регулируйте яркость монитора. Чем меньше подсветка, тем лучше для глаз. Но не стоит делать экран совсем тёмным: ребёнок не должен напрягаться при чтении. У HP 24fw есть режим Low Blue Light, который снижает нагрузку на глаза.
  • Используйте мониторы с антибликовым покрытием . Оно рассеивает солнечный свет и не искажает цвета. Поэтому, даже если вы поставите монитор возле окна, ребёнку не придётся вглядываться в экран.

Ожирение и гастрит

Именно в школьном возрасте у детей начинаются проблемы с питанием. Вместо полноценных обедов - фастфуд, шоколадки и газировки. Это может привести к детскому ожирению и развитию болезней желудочно-кишечного тракта: например, хронический гастрит и синдром раздражённого кишечника. Ещё это повышает риск развития сахарного диабета второго типа, проблем с сердцем и сосудами и апноэ (остановки дыхания до двух-трёх минут) во время сна. К тому же ожирение, приобретённое в подростковом возрасте, в четырёх случаях из пяти остаётся с человеком на всю жизнь . Помимо таких серьёзных проблем со здоровьем, фастфуд ещё и плохо сказывается на успеваемости. В нём не хватает микроэлементов, влияющих на когнитивное развитие, например, железа. Высокое же содержание жиров и сахара приводит к ухудшению памяти.

В чём причина

В школе родители уже не могут полностью контролировать рацион ребёнка. Кроме того, у детей появляются карманные деньги, которые они тратят на сладости, выпечку и фастфуд. А ещё школьники перестают завтракать.

Как распознать

Боли в желудке, изжога, отрыжка, чувство тяжести после еды, расстройства дефекации.

Что делать, чтобы этого избежать

  • Готовьте перекусы в школу. Если ребёнок плохо ест школьную еду или она плохого качества, давайте ему с собой любимые блюда для перекусов.
  • Ограничьте доступ к вредной пище. Не держите дома сладости и напитки с сахаром. И тем более, не ешьте фастфуд при ребёнке. Банально, но вы - главный пример.
  • Больше двигайтесь. Гуляйте на свежем воздухе и делайте зарядку.
  • Контролируйте вес ребёнка. Вовремя обратитесь к врачу, если ребёнок поправился или, наоборот, похудел.
  • Обратитесь к психологу. Если вы понимаете, что никак не можете повлиять на ребёнка, тогда стоит обратиться за помощью к специалисту. В случаях нарушения пищевого поведения у подростков помогут только специалисты.

Благодарим за помощь в подготовке материала офтальмолога Елену Сироту, детского ортопеда Валерию Крошкину и педиатра Ольгу Евсейчик.

Иллюстрации: Shutterstock (Nobelus, kondratya). Фото: Shutterstock (Karlova Irina, Africa Studio, Olexandr Panchenko, Imcsike)