Обувь

Допризывная подготовка 10. Допризывная подготовка


Учебное пособие для 10-11 (11-12} классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11-летним и 12-летним сроками обучения
Допущено Министерством образования Республики Беларусь

ВВЕДЕНИЕ
Человек проник в тайны внутриядерной энергии, вышел в космическое пространство, клонирует клетки животных. Человеческий разум покорил Землю, но не смог. примирить человечество. Мир еще не научился жить в мире. И в третье тысячелетие люди вошли с грузом диктата и насилия, с локальными и глобальными конфликтами, с наличием армий почти во всех странах мира.
Беларусь - миролюбивое государство. В Конституции нашей страны записано, что, “Республика Беларусь в своей внешней по-
литике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой”. Но одно миролюбие в современной обстановке еще не дает гарантий безопасности. Одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности Республики Беларусь является создание необходимого оборонного потенциала.
В последние годы произошли изменения в теории и практике подготовки и ведения войн. Вооруженная борьба сегодня уже не является единственным и основным средством достижения целей войны. На первый план вышли политические, дипломатические, экономические, информационные и иные формы противоборства. Вероятность и исход войны в настоящее время всё более и более зависят от единства и готовности всего народа встать на защиту Отечества. Всё это придало национальной безопасности страны, защите Отечества действительно всенародный характер.
Трансформировалось и содержание вооруженной борьбы - приоритетными в ней стали неконтактные действия, специальные операции, действия иррегулярных войск, террористические акции. Радикальные изменения в содержании вооруженной борьбы привели к необходимости глубокого реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь. Возникла необходимость в организации стройной системы территориальной обороны страны, актуальной стала допризывная подготовка граждан к военной службе.
Оборона страны отнесена белорусским законодательством к важнейшим функциям государства, является всеобщим делом, а защита Республики Беларусь определена ее Конституцией как обязанность и священный долг граждан республики. Испокон веков вооруженная защита Отечества была уделом мужчин, их долгом и делом чести. В Беларуси установлена воинская обязанность, в соответствии с которой граждане подлежат воинскому учету, готовятся и привлекаются к военной службе либо службе в резерве Вооруженных Сил или в других воинских формированиях республики, состоят в запасе.
Закон Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе” предусматривает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Важным элементом обязательной подготовки является допризывная подготовка, которая проводится в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Целью допризывной подготовки является формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.
В процессе обучения допризывники и призывники должны усвоить конституционные права и обязанности граждан по защите государства, предназначение Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь, порядок прохождения военной службы солдатами и сержантами, основные требования Военной присяги и общевоинских уставов; приобрести практические умения, физическую закалку и психологическую устойчивость, с тем чтобы, будучи призванными на военную службу, успешно овладевать вверенным вооружением и военной техникой.
В учебном пособии изложено содержание всех тем программ по допризывной подготовке для средних школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. Вместе с тем последовательность подачи материала несколько отличается от размещения тем в программах. Такое отступление делает учебное пособие более стройным, логически последовательным и не должно вызывать трудностей при изучении предмета.
В первом разделе учебного пособия содержится теоретический материал по героическому историческому прошлому нашего народа, зарождению, развитию и современному состоянию Вооруженных Сил Республики Беларусь, военному законодательству, конкретизируются вопросы подготовки и прохождения военной службы. Изучение этого материала способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, формирует психологическую готовность к предстоящей военной службе.
Во втором разделе представлен в основном практический компонент допризывной подготовки. Практическая отработка приемов, упражнений и нормативов способствует более осознанному восприятию вопросов первого раздела, а также дает возможность приобрести первоначальные умения, которые помогут молодым солдатам быстрее адаптироваться к военной службе.
Изучение предмета “Допризывная подготовка” в комплексной системе идеологического и военно-патриотического воспитания формирует у юношей готовность к выполнению конституционного долга по защите Родины, укрепляет моральный дух учащихся, способствует повышению их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой активности.
В настоящем издании учтены изменения в военном строительстве, результаты реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь после 2001 года.

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА
Из всех конституционных обязанностей граждан Беларуси лишь одна определена как священная - это защита Республики Беларусь. Чтобы выполнять воинский долг осознанно и достойно, надо знать свою страну, ее прошлое и настоящее, иметь представление об армии, быть морально, психологически и физически готовым к предстоящей военной службе и, если понадобится, к вооруженной защите Отечества - Республики Беларусь.

ГЛАВА I
Страницы мужества и героизма белорусского народа
Живущие обязаны прошлому и в ответе перед будущим. Что мы взяли у наших предков, как воспользовались их наследием, что передадим потомкам?
Не счесть ратных подвигов, совершенных на белорусской земле, не счесть имен героев, самоотверженно защищавших свою Родину.
В настоящей главе вспомним не о битвах, войнах или исторических событиях, а о людях, вставших на защиту родной земли, своего народа, Отечества. Задумаемся, поразмышляем и оценим мужество, отвагу и величие духа наших предков.
§ 1. Защита Отечества нашими предками
Вооруженная борьба восточных славян. История знает немало примеров, когда в истребительных войнах прекращали свое существование целые племена, народы, государства. С древних времен право на жизнь и свое дальнейшее развитие надо было отстаивать, а потому вопросы защиты, вооруженной борьбы приобретали первостепенное значение.
Наши древнейшие предки - восточнославянские племена. Они вели оседлый образ жизни, успешно развивали земледелие, скотоводство, ремесла, а когда нападал враг - мужественно и умело защищались.
В период разложения первобытно-общинного строя и зарождения феодальных отношений у восточных славян участие в военных предприятиях не являлось привилегией для одних и бременем для других. В них участвовали все, кто был к этому способен, а значит, подготовка к военным действиям, приобретение необходимых умений и навыков были делом всех.
Ближайшими соседями восточных славян на юге были кочующие в Причерноморских степях гунны и авары, а затем - хазары, печенеги, половцы. При очередных набегах они грабили, уводили пленных, опустошали восточнославянские земли. Всё это заставляло уделять большое внимание вооруженной защите. Наряду с сельскими поселениями восточные славяне строили большие укрепленные городища, окруженные земляными валами, рвами, частоколом из бревен. Для самообороны и ведения войн они совершенствовали свое вооружение, чему способствовало успешное развитие ремесел.
Восточные славяне и сами совершали походы. Их войска неоднократно достигали стен Константинополя, а византийский автор вынужден был признать, что славяне “научились вести войну лучше, чем римляне”. Летопись упоминает, что в войске киевского князя Олега в 907 году против Византии мужественно сражались полочане и радимичи, за что Полоцк получал дань от побежденных греков.
Но чаще нужно было защищаться, а успех приходил, когда действовали сообща. При очередном набеге половцев в 1168 году Великий князь киевский Мстислав, собрав всех удельных князей, обратился к ним со словами: “Друзья и братья! Оставим междоусобие; воззрим на небо, обнажим меч и, призвав имя Божие, ударим на врагов. Славно, братья, искать чести в поле и следов, проложенных там нашими отцами и дедами”. Половцы были разбиты. В совместных походах против кочевников вместе с киевскими князьями принимали участие со своими дружинами князья полоцкий Давид, гродненский Мстислав, туровский Глеб, пинский Ярослав и другие.
В 1240 году, захватив устье Невы и город Ладогу, шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю. Войско шведа Я. Биргера прошло по Неве и расположилось лагерем у реки Ижоры. Новгородский князь Александр Ярославич с небольшим отрядом и дружиной полочан подошел к шведскому лагерю и в рукопашном бою наголову разгромил противника. Летописец высоко отозвался о белорусском воине Якове Полочанине. По его словам, тот, “наихав на шведский полк с мечом мужествовав много”. После боя князь Александр Невский лично благодарил храброго ратника ьще более сокрушительное поражение было нанесено крестоносцам на Чудском озере в 1242 году.
Невская битва (слева Александр Невский, справа - Н. Биргер, на переднем плане - Яков Полочанин). Древнерусская книжная миниатюра XVI в.
Куликовская битва. Ярким примером объединения против общего врага явилась Куликовская битва (1380), где под руководством Великого князя московского Дмитрия Донского сражались и пришедшие со своими отрядами князь полоцкий и псковский Андрей, его брат князь Дмитрий Ольгердович, князь Дмитрий Боброк, друцкий князь Глеб. Объединенными силами Золотой Орде был нанесен сильнейший удар, в результате которого она неуклонно пошла к упадку.
Сражение началось с поединка между двумя богатырями: русским Александром Пересветом и монгольским Челубеем. Оба погибли в смертельной схватке. Затем сблизились войска, и началась битва. Упорство и ожесточенность Куликовского сражения летописец в знаменитом “Сказании о Мамаевом побоище” описывает так: “На том поле сошлись сильные полки вместе, из них выступили кровавые зори от сияния мечей, точно молнии блещут. И был треск ломающихся копий и удары мечей”.
Белорусы могут гордиться мужеством и отвагой своих предков - воинов, пришедших на Куликово поле, чтобы участвовать в справедливой борьбе за правое дело всех братских восточнославянских народов.
Грюнвальдская битва. Еще одним примером совместной борьбы с врагом является знаменитая Грюнвальдская битва, в которой против Тевтонского ордена крестоносцев плечом к плечу сражались литовские, польские, белорусские и русские герои.
Битва состоялась 15 июля 1410 года у деревни Грюнвальд. Началась она со смелой атаки конницы Витовта. Атака была решительной и мощной, всадники уже громили немецких бомбардиров и приблизились к рыцарям, но были встречены лавиной стрел арбалетчиков и лучников. И тут ринулась в бой закованная в броню стена рыцарской конницы. Выступили и передовые польские полки. Неприятели сошлись в сече.
Стоял неимоверный гул от боевых кличей, криков, ржания коней, лязга оружия. “Нога наступала на ногу, доспехи ударялись о доспехи, и пики направлялись в лица врагов...” Долгое время войска сражались без всякого успеха. Витовт, забыв об усталости и пренебрегая опасностями, появлялся то в одном, то в другом месте сражения, призывал и вел в бой своих воинов.
Мощный удар нанесли немцы по центру, где стояли воины смоленского, оршанского и Мстиславского полков. Русские сражались отчаянно, сдерживая в несколько раз превосходящего их противника. Польский историк XV века Ян Длугош писал: “... русские витязи из смоленской земли, построенные тремя отдельными полками, стойко бились с врагами... Тем заслужили они бессмертную славу”.
Магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгин-ген, почувствовав, что силы противника на исходе, встал во главе своих войск и пошел, как он считал, на разгром врага, но просчитался. Поляки с одной стороны, литовцы - с другой ударили по войску Юнгингена. Сотни пруссов, а за ними и рыцари, побросав знамена и оружие, начали сдаваться в плен.
Не удалось ордену заковать славянство в те кандалы, которые были найдены победителями после битвы в лагере крестоносцев. Мужество и отвага наших предков в их борьбе с немецкими захватчиками при Грюнвальде - золотая страница воинской доблести и славы белорусского народа.
Доблесть и слава белорусских полков. Царское правительство не давало оружия многим народам, для белорусов же никогда никаких ограничений не существовало. Более того, из них формировались целые полки.
Полоцкий полк. Высочайшим достижением военного искусства конца XVIII века было взятие неприступной по тем временам турецкой крепости Измаил. В беспримерном штурме под командованием А. В. Суворова принимали участие воины Белорусского егерского корпуса и Полоцкого пехотного полка. В критический момент штурма, когда неприятель стремился сбросить атакующую колонного полка подполковник Я су некий повел полочан в контратаку. Их решительные действия заставили турок отойти, бросить свои позиции и бежать. Но и полочане понесли потери, пал смертью храбрых их мужественный командир подполковник Ясун-ский. Тогда на его место встал полковой священник Трофим Кубинский. С крестом в руке он увлек за собой солдат, поставленная перед полком задача была выполнена.
Полочане мужественно дрались в Бородинской битве, защищая знаменитую батарею Раевского, в штурме Лейпцига и при взятии Парижа, в осаде Варны и защите Севастополя.
Минский полк, 26 августа 1812 года часть корпуса маршала Жюно и полки князя Ю. Понятов-ского стремились отрезать 1-ю гренадерскую дивизию от основных сил Багратиона. Минский 54-й пехотный полк в составе дивизии, совершив маневр, внезапно контратаковал французов и поляков, рассеял их боевой порядок и отбросил на исходные позиции. О его командире, полковнике
А. Красавине, в наградном листе напечатано: Предводительствовал вверенным ему полком с примерным неустрашием и, находясь под сильным пушечным огнем, действовал отлично и подавал под-командующим свой пример личною храбростью, причем получил сильную в ногу от ядра контузию”. В последующем полк громил и гнал захватчиков в направлении Малоярославца, Смоленска, Логойска, Радошковичей, Олыпан, Гродно.
Лихие белорусские гусары. Среди полков, именовавшихся названиями белорусских городов, наиболее старейшую и богатую на события летопись имел Белорусский 7-й гусарский полк. Только при штурме крепостей Силистрии и Рущук во время войны с Турцией их трофеями стали 82 вражеских знамени и 437 орудий.
Отчаянные рубаки Гродненского гусарского полка под командованием Кульнева вносили смятение и сеяли панику среди французов в 1812 году. 30 июля в бою под Клястицами отряд Кульнева основательно потрепал части маршала Удино, захватив почти весь его обоз и 900 пленных. У деревни Боярщина прямым попаданием французского ядра Кульневу оторвало обе ноги. Смерть наступила почти мгновенно. Яков Петрович Кульнев заслуживает вечной памяти. Даже в Финляндии он оставил о себе самые добрые воспоминания как о воине-рыцаре по отношению к побежденным. Именно таким Кульнев вошел в финскую национальную литературу. В Гродненском гусарском полку он стал полковником, затем генерал-майором, Георгиевским кавалером. Полку было присвоено его имя.


КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ

требования безопасности

при проведении занятий по допризывной подготовке

(полевые сборы)

1. Общие требования

1.1. К занятиям по допризывной подготовке (полевые сборы) допускаются учащиеся, прошедшие полный курс теоретической подготовки, получившие положительные оценки, прошедшие медицинское освидетельствование и не имеющие ограничений к занятиям по физической подготовке.

1.2. Перед началом занятий преподаватель обязан провести обучение учащихся мерам безопасности при выполнении конкретных видов упражнений с регистрацией в журнале учебных занятий.

1.3. Безопасность при проведении стрельб, метании ручных гранат обеспечивается четкой их организацией, знанием и точным соблюдением порядка и правил, установленных на стрельбище или в тире, высокой дисциплинированно­стью всех участников стрельбы.

1.4. При выборе направления стрельбы, метании гранат, необходимо учитывать, что выстрел из винтовки опасен на дистанции до 200 м., при метании гранат до 50 м.

1.5. В целях недопущения несчастных случаев и обеспечения безопасности как стре­ляющих, так и окружающих на стрельбище и в тире запрещается:

Производить стрельбу из неисправного оружия даже по команде «Огонь»;

Брать в руки и заряжать оружие без команды руководителя стрельбы;

Прицеливаться и направлять даже незаряженное оружие в стороны и тыл, в мише­ни, если в направлении их находятся люди или животные, а также в людей или в живот­ных;

Выносить оружие в заряженном состоянии с огневого рубежа;

Оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать его другим лицам без команды руководителя стрельбы;

Находиться на огневом рубеже посторонним от команды «Огонь» до команды «Отбой».

1.6. При следовании самостоятельно в район занятий пересекать проезжую часть до­роги по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия - на перекрестках по линии тро­туаров и обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка переходить дорогу под прямым углом к ее продольной оси на участке, где дорога хорошо просматри­вается в обе стороны, убедившись, что переход безопасен.

2. Требования безопасности перед началом занятий.

2.1. Проверить исправность оружия, макетов гранат и других наглядных пособий и приспособлений.

2.2. Определить и обозначить границы огневого рубежа.

2.3. Выставить, если стрельба ведется на стрельбище, оцепление и назначить наблю­дателей за мишенным полем.

3. Требования безопасности во время проведения стрельбы из малокалиберной винтовки и метании макетов гранат.

3.1. При стрельбе стрелок обязан:

Держать оружие на линии огня дульной частью ствола только в направлении стрельбы под углом 45°-60° независимо от того, заряжено оно или нет;


Оставлять оружие или передавать его другому лицу только с разрешения по ко­манде руководителя стрельбы, при этом предварительно разрядив оружие;

Заряжать оружие только по команде руководителя «Зарядить оружие»;

Доложить руководителю о выполнении команды;

По команде «Огонь» самостоятельно заряжать оружие и вести огонь до окончания выполнения упражнения;

Доложить руководителю об окончании стрельбы, проверить отсутствие пульки в стволе, поставить оружие на предохранитель;

Положить оружие, по команде «Осмотреть мишени» подойти к мишени, опреде­лить количество пробоин (попаданий) и сумму очков.

3.3. Постоянно вести наблюдение за огневой зоной, при появлении в ней человека или животного немедленно прекратить стрельбу (метание гранат) и подать команду «Пре­кратить стрельбу (метание гранат), человек (животное) в зоне огня».

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Способы искусственного дыхания

Искусственное дыхание проводится только в тех случаях, если пострадавший не дышит или дышит редко, судорожно, со всхлипыванием. Существует несколько способов искусственного дыхания:

1) рот в рот - оказывающий помощь производит выдох в легкие через трубку или непосредственно в рот или нос пострадавшего;

2) пострадавшего кладут на спину и подкладывают под нижние края лопаток валик из оде­жды. Оказывающий помощь становится на колени за головой пострадавшего и, взяв его за руки ближе к локтям, поднимает их вверх и заводит за голову до отказа, а через 2-3 с. пе­реводит их в прежнее положение. Ритмичность 16-48 движений в минуту.

4.2. Поддержание кровообращения с помощью наружного массажа сердца

При отсутствии пульса и расширении зрачков пострадавшему одновременно с ис­кусственным дыханием делается непрямой массаж сердца.

Если в оказании помощи участвуют два лица, то один делает искусственное дыха­ние, второй, встав с левой стороны пострадавшего, кладет ладонь одной руки на нижнюю треть груди, вторую руку накладывает на первую. Выполняются ритмичные надавливаю­щие движения основанием ладони на грудную клетку (частота 60-70 р/мин).

Если помощь оказывает один человек, то он массаж сердца и искусственное дыхание делает поочередно 2-3 выдоха и 15-20 ритмичных надавливаний на грудную клетку.

4.3. Порядок оказания первой помощи при ранениях и кровотечениях:

Слабое капиллярное кровотечение останавливается наложением повязок;

При сильных кровотечениях, при венозном и артериальном кровотечениях исполь­зуется жгут, закрутка;

Кровь из шеи останавливают прижатием челюстной артерии, из бедра - бедренной артерии.

Жгут или закрутка накладываются на время не более 2 часов. При внутренних кро­вотечениях к месту травмы прикладывается лед.

4.4. Первая помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок

При переломе, вывихе и т.д. наложить на поврежденную часть тела транспортную шину (доску, палку и т.д.). При этом необходимо исключить из движения не менее 2 суста­вов (выше и ниже места перелома). Место перелома обязательно закрыть мягкой ватой или бинтом.

При глубоком обмороке, остановке дыхания, пострадавшему необходимо сделать искусственное дыхание.

После оказания первой помощи обязательно обратиться к врачу.

4.5. Солнечный и тепловой удар

При солнечном и тепловом ударе пострадавший ощущает жажду, чувствует уста­лость, лицо краснеет, а затем бледнеет, повышается температура, могут появиться судоро­ги, потеря сознания.

Для оказания первой помощи при солнечном или тепловом ударе необходимо пере­нести пострадавшего в прохладное место, снять с него одежду, облить водой, положить холод на голову и грудь, обтереть тело холодной водой. Если отсутствует дыхание - сле­дует начать делать искусственное дыхание.

), перевязочными средствами и так далее, что является одним из главных составляющих мобилизационных возможностей государства .

Организация НВП

В СССР на основе Закона о всеобщей воинской обязанности, во всех средних общеобразовательных школах , в средних специальных учебных заведениях (техникумы) и в профессионально-технических училищах (ПТУ) НВП проводилась без отрыва от учёбы и производства.
НВП в средних общеобразовательных школах как предмет вводился с 9-го класса. Обучению подлежали юноши и девушки допризывного и призывного возраста. Также к сфере НВП относилась деятельность сети ДОСААФ .
По советской традиции преподавателями НВП по возможности набирались из числа офицеров вооружённых сил вышедших по выслуге лет в запас. Официально за ними закрепилось название военный руководитель или в обиходе сокращённое военрук .
В среднем в одну неделю полагалось два урока НВП.
Для полноценного изучения предмета, школы, ПТУ и техникумы обеспечивались соответствующей учебной материальной базой как:

  • учебное оружие (АК , малокалиберные винтовки, пневматические винтовки, муляжи ручных гранат);
  • средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, ОЗК);
  • средства радиационной и химической разведки (дозиметры, газоанализаторы);
  • учебные плакаты и макеты.

Начальной стадией программы НВП было введение, на котором учащимся объяснялись следующие пункты :

  • Определение Вооружённых сил и его задачи.
  • Состав вооружённых сил, его структура и разделение на рода войск.
  • Система воинских званий в вооружённых силах и знаки различия.
  • Порядок прохождения воинской службы.

В Начальную военную подготовку входило изучение следующих дисциплин:

  • Строевая подготовка - учащихся обучали образовывать строй, маршировать строем и вне строя, выполнять строевые приёмы.
  • Огневая подготовка - ознакомление с устройством АК и ручных гранат и их ТТХ , обучение порядку сборки-разборки АК , ознакомление с теорией стрельбы и умению правильного прицеливания. Осуществление практических стрельб в тире.
  • Тактическая подготовка - ознакомление с теорией ведения боя, тактическими приёмами и действиями военнослужащих в бою.
  • Защита от Оружия Массового Поражения (ЗОМП) - ознакомление с индивидуальными средствами защиты и правилами их применения. Изучение средств химической разведки. Ознакомление с поражающими факторами оружия массового поражения. Поверхностное изучение основ Гражданской обороны .
  • Медицинская подготовка - поверхностное изучение оказания медицинской помощи получившим ранения и травмы.
  • Изучение уставов - ознакомление с Общевоинскими уставами ВС СССР .
  • Топографическая подготовка - ориентирование на местности, изучение условных обозначений на топографических картах, движение по азимутам.
  • Инженерная подготовка - изучение способов оборудования и маскировки позиций, устройства укрытий, окопов и траншей, основных типов мин и заграждений.

К окончанию программы НВП , при возможности учеников (только юношей) 10-го класса вывозили на недельные военные сборы в воинскую часть , дислоцированную в данном регионе, где они под руководством кадровых военных знакомились с бытом военнослужащих срочной службы, с организацией караульной и внутренней служб, с образцами вооружения, копали одиночные окопы для стрельбы, занимались строевой подготовкой, элементами огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, изучали средства индивидуальной, радиационной, химической и биологической защиты, осуществляли учебные стрельбы .

НВП по линии ДОСААФ

Кроме обязательной программы НВП преподаваемой в школах, техникумах и училищах, в СССР для юношей изъявивших желание получить дополнительную подготовку перед призывом на военную службу существовала всесоюзная сеть организации ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) представительства которого имелись во всех областных центрах союзных республик.

В системе ДОСААФ имелись военно-технические школы и аэроклубы . Для изъявивших желание юношей и девушек ДОСААФ мог предоставить бесплатное обучение по следующим военно-прикладным дисциплинам:

  • Курсы по вождению грузовых автомобилей;
  • Курсы по вождению гусеничной техники (гусеничные тягачи);
  • Курсы радиотелеграфиста;
  • Обучение прыжкам с парашютом и парашютный спорт ;
  • Обучение управлению спортивными самолётами и самолётный спорт ;
  • Обучение вождению мотоцикла и мотоциклетный спорт ;
  • Моделизм (авиамоделирование , судомоделизм , автомоделирование , ракетомоделизм)
  • и многое другое

Фактически ДОСААФ занимался подготовкой юношей изъявивших желание поступить на обучение в высшие военные училища. ДОСААФ занимался также военно-патриотическим воспитанием молодёжи

Современная ситуация

На данном этапе НВП как программа для общеобразовательных средних школ, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, является обязательной в следующих государствах бывшего СССР :

Несмотря на Законодательство «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 года , которое гласит об обязательном наличии НВП в системе образования, в России так и не было возрождено преподавание НВП в школах, несмотря на неоднократные заявления руководства государства о том, что подобное возможно .

НВП в иных государствах

По объективным причинам правительства некоторых государств вынуждены повышать мобилизационные возможности государства внедрением НВП в общеобразовательную программу, либо содержать полувоенные образовательные учреждения, целенаправленно готовящих кандидатов для контрактной службы в вооружённых силах.

Израиль

В Израиле допризывная подготовка начинается с 13 лет. Осуществляется она в юношеской военизированной организации ГАДНА (аббревиатура с иврита «Молодежные батальоны»). Руководство ГАДНА осуществляется кадровыми офицерами ЦАХАЛ , которые координируют процесс обучения с Министерством просвещения. Каждый год ученики старших классов отправляются на двухнедельные сборы в военных лагерях. На сборах они находятся в подчинении армейских офицеров и сержантов. На время сборов школьники получают обмундирование. С ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке.
По окончании сборов каждый старшеклассник на аттестации получает от экспертов заключение об уровне подготовки и предпочтение по выбору военно-учётной специальности. Также в системе ГАДНА имеется авиационная и военно-морская секции .

Великобритания

В Великобритании допризывная подготовка именуется термином Система вневойсковой подготовки (СВП ). Существует она вне общеобразовательной системы.
СВП представлена добровольными военизированными юношескими организациями школ и колледжей. Также имеются объединенные и армейские кадетские подразделения, кадетский корпус авиационной подготовки и морской кадетский корпус.
В объединенные кадетские подразделения принимаются юноши и девушки в возрасте от 11 до 18 лет. Сперва их зачисляют на один год, после чего этот срок при желании может быть продлен еще на год. В первый год обучения уделяется строевой и огневой подготовке, на втором году - обучение по военно-учётной специальности. В тематику занятий кадетов сухопутных войск могут входить: техническое обслуживание автомобилей и бронетехники, верховая езда, связь, преодоление естественных преград.
Армейские кадетские подразделения в отличие от объединенных кадетских подразделений формируются по регионам (графствам) и готовят молодежь для службы преимущественно в территориальных войсках. Набор в них может производиться как из учащейся так и не учащейся молодёжи. Армейские кадетские подразделения служат основой для формирования кадетских батальонов, в которой и осуществляется начальная военная подготовка молодежи .

  • § 7. Противодействие информационно-психологической агрессии
  • § 9. Законодательство Республики Беларусь по военным вопросам
  • § 10. Международное гуманитарное право в период вооружённых конфликтов
  • § 16. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе
  • § 23. Действия солдата, назначенного наблюдателем или дозорным
  • § 25. История возникновения и развития стрелкового оружия
  • § 28. Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова
  • § 29. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Уход и сбережение
  • § 36. Воинское приветствие, выход из строя и подход к начальнику
  • § 41. Права, обязанности и ответственность военнослужащих
  • § 46. Прохождение срочной военной службы солдатами и сержантами
  • § 53. Психология и поведение человека, попавшего в экстремальную ситуацию
  • § 61. Прикладной физкультурно-спортивный комплекс «Защитник Отечества»
  • Приложение 1. Образцы формы одежды военнослужащих Вооружённых Сил Республики Беларусь
  • Приложение 2. Образцы военной техники иностранных армий
  • Приложение 3. Тактико-технические характеристики образцов вооружения и военной техники иностранных армий
  • Введение

    Человек проник в тайны внутриядерной энергии, вышел в космическое пространство, клонирует клетки животных. Человеческий разум покорил Землю, но не смог примирить человечество. Мир ещё не научился жить в мире. И в третье тысячелетие люди вошли с грузом диктата и насилия, с локальными и глобальными конфликтами, с наличием армий почти во всех странах мира.

    Беларусь — миролюбивое государство. В Конституции нашей страны записано, что «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой». Но одно миролюбие в современной обстановке ещё не даёт гарантий безопасности. Одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности Республики Беларусь является создание необходимого оборонного потенциала.

    В последние годы произошли изменения в теории и практике подготовки и ведения войн. Вооружённая борьба сегодня уже не является единственным и основным средством достижения целей войны. На первый план вышли политические, дипломатические, экономические, информационные, психологические и иные формы противоборства. Вероятность и исход войны в настоящее время всё более и более зависят от единства и готовности всего народа встать на защиту Отечества. Всё это придало национальной безопасности страны действительно всенародный характер.

    Трансформировалось и содержание вооружённой борьбы — приоритетными в ней стали неконтактные действия, специальные операции, действия иррегулярных войск, террористические акции. Радикальные изменения в содержании вооружённой борьбы привели к необходимости глубокого реформирования Вооружённых Сил Республики Беларусь. Возникла необходимость в организации стройной системы территориальной обороны страны, актуальной стала допризывная подготовка граждан к военной службе.

    Оборона страны отнесена белорусским законодательством к важнейшим функциям государства, является всеобщим делом, а защита Республики Беларусь определена её Конституцией как обязанность и священный долг граждан республики. Испокон веков вооружённая защита Отечества была уделом мужчин, их долгом и делом чести. В Беларуси установлена воинская обязанность, в соответствии с которой граждане подлежат воинскому учёту, готовятся и привлекаются к военной службе либо службе в резерве в Вооружённых Силах или других воинских формированиях республики, состоят в запасе.

    Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» предусматривает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Важным элементом обязательной подготовки является допризывная подготовка, которая проводится в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

    Целью допризывной подготовки является формирование у юношей морально-психологической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.

    В процессе обучения допризывники и призывники должны усвоить конституционные права и обязанности граждан по защите государства, предназначение Вооружённых Сил и других воинских формирований Республики Беларусь, порядок прохождения военной службы солдатами и сержантами, основные требования Военной присяги и общевоинских уставов; приобрести практические умения и психологическую устойчивость, с тем чтобы, будучи призванными на военную службу, успешно овладевать вверенным вооружением и военной техникой.

    В учебнике изложено содержание всех тем программы по допризывной подготовке для учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. Вместе с тем последовательность подачи материала несколько отличается от размещения тем в программе. Такое отступление делает учебник более стройным, логически последовательным и не должно вызывать трудностей при изучении предмета.

    В первой части учебника «Защита Отечества» содержится теоретический материал по героическому историческому прошлому нашего народа, зарождению, развитию и современному состоянию Вооружённых Сил Республики Беларусь, военному законодательству, конкретизируются вопросы подготовки и прохождения военной службы. Изучение этого материала способствует воспитанию у юношей гражданственности и патриотизма, формирует психологическую готовность к предстоящей военной службе.

    Во второй части учебника «Основы военного дела» представлен в основном практический компонент допризывной подготовки. Практическая отработка приёмов, упражнений и нормативов способствует более осознанному восприятию вопросов первой части, а также даёт возможность приобрести первоначальные умения, которые помогут молодым солдатам быстрее адаптироваться к военной службе.

    Изучение предмета «Допризывная подготовка» в комплексной системе идеологического и военно-патриотического воспитания формирует у юношей готовность к выполнению конституционного долга по защите Родины, укрепляет моральный дух учащихся, способствует повышению их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой активности.

    В настоящем издании учтены изменения в военном строительстве и военном законодательстве Республики Беларусь после 2006 года. Содержание главы 2 «Защита Республики Беларусь» основано на положениях Концепции национальной безопасности Республики Беларусь 2010 года. В учебнике использован иллюстрационный материал, предложенный государственным учреждением «Военно-информационное агентство Вооружённых Сил Республики Беларусь «Ваяр» и сотрудником Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь С. Н. Гамолко.

    Допризывная подготовка: учебник для 10-11-х кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В. Б. Варламов. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. - 328 с. : ил.

    Сложившееся сегодня международная обстановка ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. Особенно остро эта проблема видна при анализе гражданско-патриотических убеждений и ценностей молодого поколения. Исследования поведения детей показывают, что размытость патриотических ценностей ведет к тенденции нарастания потенциала экстремизма, антиобщественных проявлений, росту преступности, насилия и жестокости.

    Программа « Допризывная подготовка» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе.

    Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства.

    Всё это делает программу значимой и актуальной.

    Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в части вопросов патриотического воспитания, а именно с Конституцией Российской Федерации, с требованиями законов РФ «Об образовании», «Об обороне», «О статусе военнослужащего», «О военной обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ». Поддерживает идею целевой программы «Патриотическое воспитание детей и молодёжи». Концепции

    федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года

    (с изменениями в соответствие с распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1742-р)

    При составлении данной программы были использованы методики обучения по программам подготовки мотострелковых подразделений, методы и приёмы, описанные в учебной литературе (по педагогике, возрастной физиологии, психологии и др.).

    Цель программы - способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других силовых структурах РФ.

    Обучающие:

    Дать подросткам основные теоретические знания по разделам: «Военная история», «Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ», «Огневая (стрелковая) подготовка», «Военная топография», «Рукопашный бой» и др.

    Привить практические навыки в избранной области деятельности в условиях максимально приближенных к реальным;

    Развивать физические способности подростков;

    Содействовать сохранению и укреплению здоровья подростков;

    Способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, морально-нравственных, волевых качеств обучающихся;

    Развивать активность и самостоятельность, коммуникативные способности воспитанников;

    Создать условия необходимые для более быстрой адаптации к армейской среде;

    Ориентировать участников объединения на выбор профессии, связанной с защитой Отечества;

    Развивающие:

    Развить физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость);

    Развить коммуникативные и лидерские качества обучающихся;

    Совершенствовать военно-патриотическое воспитания и повысить мотивации к военной службе

    Дать начальные знаний в области обороны и обучения по основам военной службы

    Воспитательные:

    Воспитать уважение к Отечеству, чувство любви к Родине, бережное отношение к героическому прошлому нашего народа;

    Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

    Условия реализации

    Программа разработана для подростков 14-17 лет. Принимаются все желающие. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Допускается дополнительный набор учащихся на второй и третий годы обучения по результатам собеседования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ

    « ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА»

    Возраст обучающихся -14-17 лет.

    Продолжительность обучения -3 года.

    Санкт-Петербург

    2015

    Пояснительная записка

    Образовательная программа «Допризывная подготовка» имеет военно-патриотическую направленность.

    Уровень освоения – общекультурный.

    Актуальность программы

    Сложившееся сегодня международная обстановка ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. Особенно остро эта проблема видна при анализе гражданско-патриотических убеждений и ценностей молодого поколения. Исследования поведения детей показывают, что размытость патриотических ценностей ведет к тенденции нарастания потенциала экстремизма, антиобщественных проявлений, росту преступности, насилия и жестокости.

    Программа « Допризывная подготовка» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе.

    Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства.

    Всё это делает программу значимой и актуальной.

    Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в части вопросов патриотического воспитания, а именно с Конституцией Российской Федерации, с требованиями законов РФ «Об образовании», «Об обороне», «О статусе военнослужащего», «О военной обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ». Поддерживает идею целевой программы «Патриотическое воспитание детей и молодёжи»; концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года

    (с изменениями в соответствие с распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1742-р); государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

    При составлении данной программы были использованы методики обучения по программам подготовки мотострелковых подразделений, методы и приёмы, описанные в учебной литературе (по педагогике, возрастной физиологии, психологии и др.). Цель программы:

    Цель программы - способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других силовых структурах РФ.

    Задачи

    Обучающие:

    Дать подросткам основные теоретические знания по разделам: «Военная история», «Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ», «Огневая (стрелковая) подготовка», «Военная топография», «Рукопашный бой» и др.

    Развить практические навыки в избранной области деятельности в условиях максимально приближенных к реальным;

    Развивать физические способности подростков;

    Содействовать сохранению и укреплению здоровья подростков;

    Способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, морально-нравственных, волевых качеств обучающихся;

    Развивать активность и самостоятельность, коммуникативные способности воспитанников;

    Создать условия необходимые для более быстрой адаптации к армейской среде;

    Ориентировать участников объединения на выбор профессии, связанной с защитой Отечества;

    Развивающие:

    Развить физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость);

    Развить коммуникативные и лидерские качества обучающихся;

    Совершенствовать военно-патриотическое воспитания и повысить мотивации к военной службе

    Дать начальные знаний в области обороны и обучения по основам военной службы

    Воспитательные:

    Воспитать уважение к Отечеству, чувство любви к Родине, бережное отношение к героическому прошлому нашего народа;

    Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

    Условия реализации

    Программа разработана для подростков 14-17 лет. Принимаются все желающие. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Допускается дополнительный набор учащихся на второй и третий годы обучения по результатам собеседования

    Сроки реализации

    Сроки реализации

    Срок обучения по программе-3 года.

    Продолжительность образовательного процесса –792 часа.

    1 год обучения-216 часов

    2 год обучения-288 часов

    3 год обучения-288 часов.

    Режим занятий

    1 год обучения: 216 часов, 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа;

    2 год обучения: 288 часов, 2 раза в неделю по 3 часа и один раз 2 часа или 4 раза по 2 часа;

    3 год обучения: 288 часов, 2 раза в неделю по 3 часа и один раз 2 часа или 4 раза по 2 часа;

    Продолжительность одного академического часа-45 минут, между часами предусмотрен перерыв на отдых 15 минут.

    Наполняемость учебной группы по годам обучения

    1 год-15 человек

    2 год-12 человек

    3 год-10 человек.

    Формы занятий

    Лекции, беседы, ролевые игры, дискуссии, практические занятия, спарринг – занятия, соревнования, экскурсии, посещение музеев, выезды в воинские части, учебно-тренировочные сборы, участие в конференциях.

    Ожидаемый результат

    Ожидаемый результат

    К концу первого года обучения обучающиеся:

    Познакомятся с составом Вооруженных Сил Российской Федерации,;

    Получат представления по основным положениям Общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации;

    Получат знания по пожарной безопасности, доврачебной помощи, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях;

    Получат знания и навыки по туристской подготовке, организации походов;

    Научатся приемам стрельбы из стрелкового оружия, выполнению строевых приемов;

    Познакомятся с военной историей и развитием армии от Древней Руси до современной России;

    Получат первоначальные знания об армиях вероятного противника;

    Разовьют коммуникативные навыки;

    Разовьют выносливость;

    К концу второго года обучения обучающиеся:

    Познакомятся с организацией подразделений Сухопутных войск и ВМФ ВС РФ;

    Узнают об особенностях ориентирования на местности основы топографии;;

    Овладеют навыками применения огнетушителей, транспортировки пострадавших, оказания доврачебной помощи при обморожениях, действий при сигналах Гражданской обороны;

    Разовьют навыки взаимодействия в группе, эмоционально-волевой регуляции;

    Познакомятся с основами теории стрельбы;

    Познакомятся с основами выживания на незнакомой местности порядком оборудования укрытий и инженерных сооружений;

    Приобретут навыки сбора, обобщения информации, анализе полученной информации. ;

    Приобщатся к здоровому образу жизни;

    Примут участие в соревнованиях ДЮОСИ «Зарница»

    К концу третьего года обучения обучающиеся:

    Познакомятся с частями и подразделениями ВС РФ их составом и основным вооружением

    Познакомятся с основными военно-учетными специальностями ВС РФ;

    Овладеют навыками, доврачебной помощи при несчастных случаях;

    Овладеют навыками поведения при техногенных, природных и социогенных катастрофах и порядком действий в условиях радиационного, химического и бактериологического заражения;

    Овладеют навыками рукопашного боя, сборки-разборки автомата АК-74, строевыми приемами;

    Овладеют навыками передвижения в строю, приобретут навыки одиночной строевой подготовки,

    Познакомятся с тактикой действия мотострелковых подразделений в обороне и наступлении

    Познакомятся с организацией поискового движения в Ленинградской области;

    Познакомятся с историей военных действий в годы ВОВ;

    Примут участие в добровольческой деятельности, вахтах памяти, деятельности поисковых отрядов, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

    Разовьют коммуникативные и лидерские качества;

    Разовьют физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость);

    Получат знания и навыки способствующие воспитанию уважения к Отечеству, чувства любви к малой и большой Родине, бережного отношения к героическому прошлому нашего народа;

    Получат знания и навыки способствующие формированию здорового образа жизни;

    Примут участие в соревнованиях по допризывной военной подготовке.

    Формы и способы проверки ожидаемого результата

    Наблюдения педагога, опрос устный и письменный, анализ продуктов деятельности, тестирование на выявление уровня знаний, сдача нормативов, участие в соревнованиях.

    Формы подведения итогов реализации образовательной программы

    Программа предполагает входную, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

    Входной контроль осуществляется в сентябре месяце и направлен на диагностику начального уровня знаний у обучающихся.

    Промежуточный контроль осуществляется в январе и позволяет выявлять уровень освоения разделов и тем образовательной программы по итогам тестирования, и итоговым результатам участия в этапах ДЮОСИ «Зарница».

    Итоговый контроль осуществляется в мае и направлен на выявление уровня освоения программы за год.

    Способы фиксации результата образовательной программы.

    Портфолио обучающегося, которое включает в себя: результаты тестирования и анкетирования, творческие и исследовательские работы, подборку материалов по темам образовательной программы, выполненную обучающимся самостоятельно, результаты участия в соревнованиях, походах, экспедициях,

    Календарный учебно-тематический план

    «ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА »

    1 год обучения

    месяц

    РАЗДЕЛЫ

    Всего

    Теоретические занятия

    Практические занятия

    сентябрь

    НАБОР ДЕТЕЙ

    октябрь

    ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

    ноябрь

    ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

    ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

    декабрь

    ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

    ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ.

    январь

    февраль

    ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.

    март

    ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

    ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

    апрель

    ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

    СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

    май

    СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

    Итого

    (пн.ср. пт.)

    2 год обучения

    месяц

    РАЗДЕЛЫ

    Всего

    Теоретические занятия

    Практические занятия

    Сентябрь

    ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

    ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

    октябрь

    ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

    ноябрь

    декабрь

    ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

    ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

    январь

    ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ

    ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

    ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.

    февраль

    ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.

    ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

    март

    ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

    ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

    апрель

    ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

    СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

    май

    СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

    ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

    октябрь

    ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

    ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

    ноябрь

    ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА..

    декабрь

    ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

    ОБЩЕСТВЕННО ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА.

    ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

    Январь

    ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ

    ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

    ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

    февраль

    ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА..

    март

    ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА

    ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

    апрель

    ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

    май

    СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

    Итого