Юбки

Самолет ю 87 штука технические характеристики. «Штука» в работе — бомбы и сирены

Junkers

В 1942 году командование "Люфтваффе" осознало недостаточную эффективность стандартных бомб против постоянно усиливающейся танковои брони. И если в начале войны эффективность обычных бомб была вполне приемлемой, то к началу 1943 года против возрастающего количества средних танков Т-34 они оказались практически бесполезны. Необходимо было прямое попадание бомбы в танк. Но пикировать на каждый отдельный танк с 250-кг бомбой не представлялось возможным. И бомб не хватит, и попасть трудно. Требовалось противопоставить возникшей угрозе какое-то новое более совершенное оружие. Было предложено использовать в этом качестве модернизированную зенитную 37-мм пушку Flak 18. Переделка орудия свелась к смене дульного тормоза, сокращению длины ствола и изменению механизмов отката и затвора. Всю эту конструкцию поместили в обтекаемый контейнер. Так на свет появилась авиационная пушка ВК 3,7 sm. Боекомплект орудия составлял 12 снарядов (как правило, бронебойных) в узких коробчатых магазинах.

Это противотанковое оружие получили только две модификации «Штуки» - Ju 87G-1, переделанные из D-3 (всего выпущено около 100 экземпляров) и Ju 87G-2, созданной на базе D-5 (174 машины). На некоторых «Густавах» сохранили обычное наступательное вооружение, которое использовалось для пристрелки.

Новую версию в декабре 1942 года испытали на полигоне в Рехлине и... остались довольны. Никто особо не озаботился ответом на вопрос, как пилоту «Густава» воевать на машине, под крылом которой торчат громоздкие «железяки», каждая из которых весила более 300 кг. Новый штурмовик имел настолько низкую скорость, что едва обгонял старенький самолет-разведчик Hs 126 презрительно именуемый в Красной армии - «костыль», новый Ju 87 тоже заслужил немало прозвищ: «Пушечная птичка» (Kanonenvogel) или «Штука с длинными палками» (Stuka mil den Langen Stangen).

Характеристики Ju-87
Ju-87H-1 Ju-87R-2
Экипаж, чел. 2 2 2
Геометрия
Длина самолета, м 11,50 11,50 11,10
Высота, м 3,88 3,88 4,01
Размах крыла, м 15,00 15,00 13,80
Площадь крыла, м² 33.68 33.68 31.90
195 156,1 177,2
Массы, кг
Вес пустого 3930 2750
Взлетный вес 5960 5000 4350
Силовая установка
Мотор Jumo 210J-1 Jumo 211J-1 Jumo 211Da
Мощность, л.с./kW 1420/1044 1420/1044 1200/883
Лётные данные
Максимальная скорость км/ч 380 380 410
на высоте, м 4090 4090 4100
Время набора высоты мин 12 13.4 19
м 4000 3000 5000
Практический потолок, м 8000 8000 7285
Дальность полета, max км 790 1160 1535
Вооружение
Число пулеметов 3 3 3
500

Появление« Штуки» в воздухе ввергало в панику людей на земле. А вот советские истребители, завидев этот пикировщик, радовались — легкая добыча!

Сергей Иванов


Противотанковая модификация «Штуки» Ju-87G вместо бомб был вооружен контейнерами с 37-мм пушками. При необходимости их можно было легко заменить на бомбодержатели

Профессор Хуго Юнкерс — исследователь, изобретатель и организатор фирмы Junkers. Его интересы простирались не только на самолеты, но и, например, на водонагревательные котлы


В авиации Юнкерс был неутомимым пропагандистом цельнометаллических конструкций


После прихода нацистов к власти Юнкерс впал в немилость, был отстранен от дел и в 1935 г. умер. Ju-87 создавался под руководством конструктора Германа Польмана


Помимо 1000- или 500-кг бомбы под фюзеляжем наиболее совершенные модификации Ju-87 могли бы нести бомбы под крыльями — две по 250 кг или четыре по 50 кг

1939-й год. У СССР с Германией краткий период дружбы — настороженной, но официально декларируемой. Советские специалисты приезжают в Германию, где им показывают достижения инженеров Рейха во всех областях — танкостроении, артиллерии, авиации… Интересные образцы немецкой техники можно закупать для изучения и, возможно, копирования. Не обходилось без скандалов. Так, наши танковые конструкторы обиделись, посчитав, что по‑настоящему современные танки от них скрывают. А на самом деле то, что они посчитали устаревшими моделями, и было последним словом немецкой танковой промышленности — ничего подобного Т-34 и КВ у Гитлера не имелось.

У авиационной делегации аналогичные сомнения тоже были. Но, побывав на авиационных заводах, они убедились, что Вилли Мессершмитт и другие авиаконструкторы показали им самую новую технику. Соответственно, и урожай купленных за валюту «трофеев» был богат. В руки наших испытателей попали буквально все имевшиеся у немцев самолеты — истребители, бомбардировщики, разведчики. Причем не только серийные, но и, например, экспериментальный истребитель «Хейнкель-110». Не обошли вниманием и три разных учебно-тренировочных самолета, а также специальный рекордный мессершмитт. Наиболее интересные с точки зрения советских специалистов машины заказывались в пяти экземплярах, менее интересные — в двух или трех. Были закуплены также моторы и пропеллеры, системы впрыска топлива и свечи зажигания, авиационные прицелы, авиабомбы и электрооборудование…

Лишь на один аэроплан советская делегация не захотела тратить деньги. Хотя немцы уверяли, что пикирующий бомбардировщик Ju-87 вовсю выпускается, наши конструкторы посчитали его курьезным пережитком уходящей эпохи авиации. Зачем изучать вчерашний день? «Юнкерс» с его черепашьей скоростью, неубирающимися шасси, чудовищной аэродинамикой и уродливым внешним видом единодушно отвергли. Кто мог тогда знать, что у этого неказистого самолетика впереди весьма насыщенная боевая биография! В том числе и в советском небе…

Ju-87, он же «Штука» (Stuka, сокращение от немецкого Sturzkampfflugzeug — пикирующий бомбардировщик) стал самым спорным и парадоксальным бомбардировщиком Второй мировой войны. Плохим оружием нельзя хорошо воевать — закон, подтверждавшийся много раз. А вот «Юнкерс» при всей своей очевидной технической отсталости был фантастически эффективным оружием…

Чем полезно пике?

Впоследствии входивший в состав той самой делегации советский авиаконструктор Яковлев в своих мемуарах назовет снисходительное отношение к Ju-87 большой ошибкой. Правда, при этом он сошлется на неких «горе-тактиков» — именно они, дескать, не захотели покупать «Юнкерс». Может быть, это просто попытка переложить вину на кого-то другого? Наверняка ведь и сам Яковлев, и его коллеги-конструкторы констатировали, что «Штука» — мягко говоря, не последнее слово авиационной техники. Однако упоминание о «горе-тактиках» у Яковлева не случайно. Это отголосок предвоенных споров по поводу того, как все-таки самолеты должны атаковать наземные цели — бомбометанием в горизонтальном полете, сбросом бомб в крутом пике или штурмовым ударом с пологого пикирования. Советские авиационные специалисты-тактики бомбардировку с пикирования не признавали, а вот их германские коллеги, наоборот, видели в ней отличный способ повышения эффективности ударных самолетов — потому-то и появился на свет Ju-87. В позиции специалистов Люфтваффе был серьезный резон. Судите сами! Допустим, самолет сбрасывает бомбу в горизонтальном полете. Летчик ведет его строго по прямой с постоянной скоростью — а штурман-бомбардир, глядя в прицел, пытается поймать оптимальный момент для сброса бомб. Но ведь идущий на постоянной высоте, с постоянной скоростью и по прямой самолет — просто идеальная мишень для зенитной артиллерии! А противозенитный маневр не проведешь — любое отклонение самолета от боевого курса чревато промахом. Попасть в компактные, малоразмерные цели практически невозможно — слишком велика непредсказуемость поведения свободно летящих к земле бомб.

А теперь представьте, что бомбардировщик с высоты нескольких километров пикирует, падает прямо на цель. Пилот может прицеливаться сам, а попасть в такой самолет из зенитной пушки можно разве что случайно, да и время нахождения на боевом курсе существенно меньше (спикировал, сбросил бомбу — и свободен!). Отделившаяся от пикировщика бомба имеет вектор скорости, практически совпадающий с вектором движения идущего на цель самолета. И попадет она куда надо с гораздо большей вероятностью, чем несущаяся к земле по параболе бомба, сброшенная из люков «горизонтального» бомбардировщика.

Потому-то в предвоенной Германии уделяли повышенное внимание созданию работоспособной конструкции штурмовика. Сначала это был биплан Хеншель-123, а потом — Ju-87, выигравший у конкурентов специальный конкурс рейхсминистерства авиации. Скептицизм советской делегации имел под собой основания — самолет родился в 1934 году и к 1939-му смотрелся архаичным. Главное, что отличало его от более современных конструкций, — неубирающиеся шасси, от которых повсеместно отказывались. Организовать уборку шасси было несложно, а улучшение летных характеристик она давала существенное. Создатели «Штуки», однако, предпочли убрать колеса своего детища в обтекатели-«штаны», к тому же для прочности снабженные подкосами.

Интересно, что на первом опытном образце самолета, которому впоследствии предстояло бомбить Великобританию, стоял двигатель… Rolls-Royce. В дальнейшем на самолет ставились моторы разработки немецких конструкторов, все более и более мощные. Экипаж состоял из двух человек — пилота и стрелка, защищавшего заднюю полусферу. Внешний облик «Штуки» вышел довольно жутким, но не лишенным грубоватого «боевого» шарма. Рубленые формы, крыло типа «обратная чайка», характерная «борода» радиатора под мотором и пресловутые неубирающиеся шасси — спутать «Штуку» с каким-то другим самолетом было невозможно. Пикируя на цель, юнкерс напоминал хищную птицу, которая, выставив вперед лапы, падала на добычу. На лапы были похожи «штаны» обтекателей шасси, которые, впрочем, вскоре после запуска «Штуки» в серию переделали, заменив на каплеобразные «лапти». Именно из-за них на Восточном фронте машина получит прозвище «лаптежник» — так с некоторым оттенком презрительности ее будут называть советские летчики.

Определяющей характеристикой Ju-87 была прочность, которую обеспечивала цельнометаллическая конструкция. Ведь в момент выхода из пике перегрузка может достигать пяти и более g — и такую проверку на прочность планер самолета должен был выдерживать в каждом боевом вылете! С другой стороны, в кабине самолета сидел пилот, который при такой перегрузке должен был управлять «Штукой». И не просто выводить ее из пикирования, а совершать множество самых разнообразных операций. Дело в том, что пикирование — экстремальный режим полета, и характеристики самолета в нем должны меняться. К примеру, при резком возрастании скорости нужно во избежание переохлаждения закрыть шторки радиатора. А когда на выходе из пике мотор работает на пределе своих возможностей, шторки надо как можно быстрее открыть — иначе двигатель перегреется. Далее, на выходе из пикирования, надо переключать шаг винта. Нужно также менять положение триммеров, воздействующих на рули высоты и берущих на себя часть усилий летчика… Ну и, само собой, пилоту надо работать ручкой, педалями и сектором газа! В общем, нужно произвести массу совершенно обязательных действий, невзирая на перегрузку, вражеский огонь и стремительно приближающуюся землю.

Штурмовать или пикировать?

Стало быть, пилот пикировщика должен быть высококвалифицированным специалистом своего дела. Может быть, потому и не нравился этот тип самолета советским «горе-тактикам». Они были отнюдь не дураками — скорее реалистами. Подготовку летных кадров в СССР осуществляли, ориентируясь на количество, а не на качество. А плохо подготовленный пилот пикировщика имеет слишком много шансов воткнуться в землю — причем даже в мирное время, на самой обычной тренировке. В СССР считали, что будущее за штурмовиком — самолетом, который атакует с пологого пикирования и поражает наземные цели в основном своими пушками и пулеметами. Ил-2, продукт этого направления тактической мысли, был лучшим самолетом в своем классе (о нем мы писали в №3 за 2004 год). Но, например, точно сбросить с него бомбу было проблематично. В момент сброса бомб летчик не видел цели — ее закрывал длинный капот самолета. Прицеливаться он мог лишь приблизительно, по нанесенным на капоте рискам.

А реактивные снаряды, пушки и пулеметы были эффективны лишь против автомобилей и пехоты — но не против танков. До появления специальных противотанковых авиабомб, поражавших большую площадь, боевая эффективность штурмовиков оставляла желать лучшего.

В Германии пилотов готовили очень тщательно. В программу подготовки входило даже пикирование под углом 90 градусов, то есть отвесно к земле! Научившись выполнять такой прием, летчик легко пикировал на цель в боевых условиях, когда угол атаки составлял порой 70−80 градусов. С другой стороны, создатели «Штуки» сделали все, чтобы облегчить работу пилота. Самолет был оснащен полуавтоматическими устройствами ввода и вывода из пикирования — они выполняли за пилота все второстепенные функции, давая ему возможность сосредоточиться на управлении самолетом.

Да, по сравнению с Ил-2 «Штука» была практически не бронирована — но это ей было и не нужно! В пролетающий над головами штурмовик с земли стреляло все, что имело ствол — от зенитных пушек до парабеллумов. Иное дело — устрашающий пикировщик, который сваливается с большой высоты, быстро увеличивается в размерах, направляясь, кажется, прямо на тебя… На стойках шасси у «Штук» стоят крыльчатки, которые вращают воздушные сирены, и пикирующий самолет издает леденящий душу вой. Вот от него отделяются бомбы и с жутким свистом (для пущего психологического воздействия на них закреплены специальные свистки!) несутся к земле… Будет ли в такой ситуации солдат хладнокровно стрелять в «Штуку» из своей винтовки или бросится куда глаза глядят в поисках укрытия? Ответ очевиден. Кроме того, лобовая проекция пикировщика слишком мала, чтобы в него можно было попасть с земли в момент атаки.

Слава и закат «лаптежника»

Уже во время захвата Польши эффективные атаки «Штук» создали самолету отменную репутацию, а во время блицкрига во Франции она только улучшилась. Другой пикирующий юнкерс, двухмоторный Ju-88, чаще использовался в глубине обороны противника, причем нередко как горизонтальный бомбардировщик. Ju-87, обладавший меньшим радиусом действия, нацеливался на объекты вблизи линии фронта — и атаковал цели на виду у своих войск, вызывая их бурное одобрение. В отличие от любых других типов ударных самолетов пикировщик мог поразить точечную цель — танк, паровоз, мост, здание, огневую точку. Идеальной целью для пикирующих бомбардировщиков были корабли — не зря такое внимание развитию этого класса самолетов уделяли США и Япония, соперничавшие на Тихом океане. Авианосный вариант «Штуки» тоже был сделан, но свой единственный авианосец «Граф Цеппелин» гитлеровцы хоть и спустили на воду, но так и не смогли достроить. Впрочем, пилоты «лаптежников» действовали против английского флота и с береговых баз — причем довольно успешно. Досталось и нашим кораблям…

Как свидетельствует лучший пилот «Штуки» Ганс-Ульрих Рудель, именно ему удалось 1000-килограммовой бомбой потопить советский линейный корабль «Марат». На самом деле нельзя однозначно приписать успех именно Руделю — основанием для этого служат как раз его собственные воспоминания «про войну и про бомбежку, про большой линкор ‘Марат"". Чья именно бомба попала в погреб с боезапасом и вызвала детонацию, установить, конечно, невозможно. Но факт остается фактом — после атаки Руделя и его сослуживцев на «Штуках» «Марат» разломился пополам и пошел ко дну…

Парадоксальным образом аэродинамическое несовершенство «лаптежника» помогало летчикам. Неубирающиеся шасси и воздушные тормоза делали скорость пикирования относительно небольшой. Летчик имел возможность контролировать поведение самолета в пикировании — и при необходимости доворачивал на цель, если она уходила из прицела. А вот у пилотов советского пикировщика Пе-2 такой возможности не было — он обладал более совершенной аэродинамикой и поэтому, несмотря на тормозные решетки, «камнем» падал вниз.

Пикирование на Ju-87 было настолько комфортным, что летчики определяли высоту выхода из пике визуально, исходя из размеров наземных объектов. Из-за этого случались и курьезы… В Англии до сих пор сохранилась ветка узкоколейки, по которой курсирует состав — паровоз и вагоны там очень похожи на обычные, только маленькие. Об этом, естественно, не знал пилот атаковавшей поезд «Штуки», маленький паровоз в прицеле ввел его в заблуждение. Из пике он начал выходить слишком поздно — и врезался в землю! Получилось, что паровоз сбил самолет… Впрочем, для более осмотрительных пилотов Ju-87 была установлена система, звуковым сигналом извещавшая летчика о достижении высоты, на которой надо начать выход из пикирования.

Поражать цели Ju-87 мог отменно. Но «Штука» оказалась «самолетом чистого неба» — могла действовать только там, где Люфтваффе имели преимущество в воздухе. Сбить Ju-87 было проще простого — потому-то советские истребители считали «лаптежник» второсортным самолетом.

В момент выхода из пикирования (да и не только) самолет был беззащитен. В отличие от остальных немецких бомбардировщиков «Штука» не имела нижней огневой точки. На Ил-2 ее тоже не было, однако штурмовики летали над самой землей и подобраться к ним снизу было практически невозможно. А Ju-87 атаковал с высоты…

Первые серьезные потери «Штуки» понесли в «битве за Англию» — британские Спитфайры и Харрикейны значительно сократили их количество. Геринг был вынужден изъять вооруженные «Штуками» части из состава атаковавших Великобританию сил. На Восточном фронте «лаптежники» были хороши ровно до тех пор, пока советская авиация не оправилась от потерь первых месяцев войны.

«Тяжеловооруженные юнкерсы держали крейсерскую скорость — около трехсот километров в час. Внезапно свалившись на них со стороны солнца, мы нажали на гашетки пулеметов. В перекрестье моего прицела — лидер первой группы юнкерсов. Короткая очередь, еще одна… Бомбовоз, будто перерезанный надвое, рухнул вдалеке от гремячьевской переправы. Мой ведомый Виктор Александрюк поджег замыкающий самолет. Из второй группы горящей головешкой вывалился третий пикировщик. Так вам, пираты!» Так описывает атаку на «лаптежников» Герой Советского Союза Иван Вишняков — но подобного рода эпизоды можно найти практически в каждой книге воспоминаний советского летчика-истребителя. Из 59 самолетов, сбитых Александром Покрышкиным, 23 Ju-87, при том, что наш знаменитый ас брал на себя самую трудную боевую работу — предпочитал сражаться с истребителями.

Для немецких же истребителей-рекордсменов, гнавшихся за увеличением личных боевых счетов, сопровождение бомбардировщиков было непрестижной боевой задачей. Наиболее подготовленные кадры пикировщиков были выбиты, а новички не могли действовать эффективно. Попытка переделать Ju-87 в противотанковый штурмовик, вооружив его 37-мм пушками, оказалась неудачной. Летчики калибра Руделя могли прицеливаться не просто в танк, а в его уязвимые места, например в двигатель. Но таких асов было все меньше — и в 1944 году «Штуку» сняли с производства. Части пикировщиков перевооружали истребителями FW-190, под которые подвешивались бомбы.

А ведь пикирующие бомбардировщики, появившиеся еще в годы Первой мировой, как раз и были истребителями с бомбами! Всё вернулось на круги своя…

пДОПЧТЕНЕООП У ОПЧЩН ЧБТЙБОФПН ВТПОЙТПЧБООПЗП "ИЕОЫЕМС" Ч ЙУРЩФБФЕМШОЩК ГЕОФТ Ч тЕИМЙОЕ РПУФХРЙМЙ Й ФТЙ Ju87D-3, ЗМБЧОПК ПУПВЕООПУФША ЛПФПТЩИ СЧМСМБУШ ХУФБОПЧЛБ РПД ЛТЩМПН ДЧХИ 37-НН РХЫЕЛ Flak 18. чНЕУФЕ У НБЗБЪЙОБНЙ ОБ 12 УОБТСДПЧ ПОЙ ЛТЕРЙМЙУШ РПД ЛТЩМПН УТБЪХ ЪБ УФПКЛБНЙ ЫБУУЙ. ч ЛПОФЕКОЕТОПН ЧБТЙБОФЕ РХЫЛБ Flak 18 ПВПЪОБЮБМБУШ ЛБЛ чл 3,7 (Bord Kannone 3,7 УН). дМЙООПУФЧПМШОПЕ ЪЕОЙФОПЕ ПТХДЙЕ У ОБЮБМШОПК УЛПТПУФША РПДЛБМЙВЕТОПЗП УОБТСДБ ВПМЕЕ 1000 Н/ У РТПВЙЧБМП ВПТФПЧХА ВТПОА ОЕ ФПМШЛП БНЕТЙЛБОУЛЙИ Й БОЗМЙКУЛЙИ ФБОЛПЧ, ОП Й "ФТЙДГБФШЮЕФЧЕТПЛ". лПОФЕКОЕТЩ ДМС РХЫЕЛ ЧЕУПН ВПМЕЕ 300 ЛЗ ВЩМЙ МЕЗЛПУЯЕНОЩНЙ Й ЧЪБЙНПЪБНЕОСЕНЩНЙ У ПВЩЮОЩНЙ ВПНВПДЕТЦБФЕМСНЙ. лТЩМШЕЧЩЕ РХМЕНЕФЩ Й ВПНВПЧПЕ ЧППТХЦЕОЙЕ ПФУХФУФЧПЧБМЙ. вТПОЙТПЧБОЙЕ УБНПМЕФБ ВЩМП ПУМБВМЕОП. ч ПФМЙЮЙЕ ПФ УФБОДБТФОПЗП Ju87D-3 ОБ РТПФЙЧПФБОЛПЧПН "АОЛЕТУЕ" ПФУХФУФЧПЧБМП ВТПОЙТПЧБОЙЕ УФТЕМЛБ, ГЕОФТПРМБООЩИ ВЕОЪПВБЛПЧ Й ЧПДПТБДЙБФПТБ. фПМЭЙОБ ЪБДОЕК ВТПОЕУРЙОЛЙ МЕФЮЙЛБ ВЩМБ ХЧЕМЙЮЕОБ ДП 20 НН. ч ПУФБМШОПН ВТПОЙТПЧБОЙЕ НБЫЙОЩ ПУФБМПУШ ВЕЪ ЙЪНЕОЕОЙК. ыФХТНПЧЙЛ РПМХЮЙМ ПВПЪОБЮЕОЙЕ Ju87G-1 .

оБ ЙУРЩФБОЙСИ Ju87G-1 РПЛБЪБМ УЕВС НЕДМЙФЕМШОЩН Й ПЮЕОШ ОЕРПЧПТПФМЙЧЩН, ЮФП Ч УПЮЕФБОЙЙ У ХНЕОШЫЕООЩН ВТПОЙТПЧБОЙЕН Й УМБВЩН ПВПТПОЙФЕМШОЩН ЧППТХЦЕОЙЕН ДЕМБМП НБЫЙОХ ЙДЕБМШОПК НЙЫЕОША ДМС ЙУФТЕВЙФЕМЕК. нБЛУЙНБМШОБС УЛПТПУФШ УБНПМЕФБ УОЙЪЙМБУШ ОБ 30-40 ЛН/Ю. Ju87G-1 ХЦЕ ОЕ РЙЛЙТПЧБМ (ИПФС ОБ РТПИПДЙЧЫЙИ ЙУРЩФБОЙС ПРЩФОЩИ НБЫЙОБИ ЙНЕМЙУШ ФПТНПЪОЩЕ ЭЙФЛЙ), БФБЛБ ГЕМЕК РТПЙЪЧПДЙМБУШ У РМБОЙТПЧБОЙС РПД ХЗМБНЙ ОЕ ВПМЕЕ 10-12°. лТПНЕ ЬФПЗП, РП РПЛБЪБОЙСН РМЕООЩИ ОЕНЕГЛЙИ МЕФЮЙЛПЧ ЧЧПД Ч РМБОЙТПЧБОЙЕ ВЩМ ЪБФТХДОЙФЕМШОЩН. ъБФТХДОЙФЕМШОЩН ВЩМП Й РТЙГЕМЙЧБОЙЕ ЧУМЕДУФЧЙЕ РМПИПК РХФЕЧПК ХУФПКЮЙЧПУФЙ УБНПМЕФБ, ПВХУМПЧМЕООПК БЬТПДЙОБНЙЮЕУЛЙН ЧМЙСОЙЕН РХЫЕЮОЩИ ХУФБОПЧПЛ, ВПМШЫЙНЙ ТБЪОЕУЕООЩНЙ НБУУБНЙ (ЧЕУ ПДОПК РХЫЛЙ У МБЖЕФПН, ВЕЪ ХЮЕФБ ЧЕУБ НБЗБЪЙОБ Й УОБТСДПЧ, 473 ЛЗ) Й ЧПЪТПУЫЙН РПМЕФОЩН ЧЕУПН.

рХЫЛЙ чл 3.7 ЙНЕМЙ ДПЧПМШОП ОЕЧЩУПЛХА УЛПТПУФТЕМШОПУФШ Й ОЙЪЛХА ОБДЕЦОПУФШ БЧФПНБФЙЛЙ. рП ОЕНЕГЛЙН ДБООЩН РХЫЛБ ЙНЕМБ УЛПТПУФТЕМШОПУФШ ДП 70 ЧЩУФТЕМПЧ Ч НЙОХФХ. пДОБЛП РП ДБООЩН ойй ччу лб ЧУМЕДУФЧЙЕ ОЕДПЧЕДЕООПУФЙ БЧФПНБФЙЛЙ РХЫЛЙ ЕЕ ВПЕЧБС УЛПТПУФТЕМШОПУФШ ПЗТБОЙЮЙЧБМБУШ Ч УТЕДОЕН ПДОЙН ЧЩУФТЕМПН Ч ДЧЕ УЕЛХОДЩ. оЙЪЛБС ЦЕ РТБЛФЙЮЕУЛБС УЛПТПУФТЕМШОПУФШ УБНЙИ РХЫЕЛ РТЙЧПДЙМБ Й Л ЧЕУШНБ ПЗТБОЙЮЕООПНХ ЮЙУМХ ЧЩУФТЕМПЧ (ОЕ ВПМЕЕ ДЧХИ) Ч ПДОПК БФБЛЕ. рПМПЦЕОЙЕ ХУХЗХВМСМПУШ ЕЭЕ Й УЙМШОПК ПФДБЮЕК РХЫЕЛ РТЙ УФТЕМШВЕ Ч ЧПЪДХИЕ Й УРЕГЙЖЙЛПК ТБЪНЕЭЕОЙС ЙИ ОБ НБЫЙОЕ. чУМЕДУФЧЙЕ ЬФЙИ РТЙЮЙО ЫФХТНПЧЙЛ ЙУРЩФЩЧБМ УЙМШОЩК РЙЛЙТХАЭЙК НПНЕОФ Й ЧПЪОЙЛБМБ ТБУЛБЮЛБ УБНПМЕФБ Ч РТПДПМШОПК РМПУЛПУФЙ РТЙ УФТЕМШВЕ Ч ЧПЪДХИЕ. хДЕТЦЙЧБОЙЕ МЙОЙЙ ЧЙЪЙТПЧБОЙС ОБ ГЕМЙ ЧП ЧТЕНС УФТЕМШВЩ РП ОБЪЕНОЩН ГЕМСН Й ЧЧПД РПРТБЧПЛ Ч РТЙГЕМЙЧБОЙЕ ВЩМП ПЮЕОШ УМПЦОПК ЪБДБЮЕК Й РТБЛФЙЮЕУЛЙ ОЕЧЩРПМОЙНПК. рПЬФПНХ РТЙГЕМШОЩН НПЗ ВЩФШ ФПМШЛП РЕТЧЩК ЧЩУФТЕМ.

ч ФП ЦЕ ЧТЕНС РПДЛБМЙВЕТОЩК УОБТСД Л чл 3.7, ЙНЕС РТЙ УФТЕМШВЕ Ч ЧПЪДХИЕ ОБЮБМШОХА УЛПТПУФШ ПЛПМП 1170 Н/ У (РП ДБООЩН ойй ччу лб), У ДЙУФБОГЙЙ ДП 400 Н НПЗ РТПВЙФШ УПЧЕФУЛХА ФБОЛПЧХА ВТПОА ФПМЭЙОПК ДП 52 НН РТЙ ХЗМЕ ЧУФТЕЮЙ 0°. вТПОЕВПКОЩК УОБТСД ЙЪ ВПЕЛПНРМЕЛФБ Л ЬФПК РХЫЛЕ ФБЛЙН ТЕЪХМШФБФПН РПИЧБУФБФШУС ОЕ НПЗ - У 400 Н РТЙ ХЗМЕ ЧУФТЕЮЙ 0° УОБТСД РТПВЙЧБМ ФПМШЛП 40-НН ВТПОА Й "ФТЙДГБФШЮЕФЧЕТЛЙ" ЧУЕИ ФЙРПЧ ОЕ РПТБЦБМЙУШ РТЙ БФБЛБИ У МАВПЗП ОБРТБЧМЕОЙС... лБЪБМПУШ ВЩ, Ju87G-1 - ЬЖЖЕЛФЙЧОПЕ УТЕДУФЧП РПТБЦЕОЙС УПЧЕФУЛЙИ "ФТЙДГБФШЮЕФЧЕТПЛ". ч ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ ЦЕ ЧУЕ ПЛБЪБМПУШ ОЕУЛПМШЛП ЙОБЮЕ. бОБМЙЪ УИЕНЩ ВТПОЙТПЧБОЙС УПЧЕФУЛПЗП УТЕДОЕЗП ФБОЛБ ф-34-76 Й ЧПЪНПЦОПУФЕК ОЕНЕГЛПК РХЫЛЙ чл 3.7 РПЛБЪЩЧБЕФ, ЮФП РТЙ ХЗМБИ РМБОЙТПЧБОЙС Ju87G-1 ПЛПМП 5-10° РПДЛБМЙВЕТОЩК УОБТСД Л РХЫЛЕ НПЗ РТПВЙФШ 52 НН ВТПОА ВБЫОЙ "ФТЙДГБФШЮЕФЧЕТЛЙ" ФПМШЛП РТЙ УФТЕМШВЕ У ДЙУФБОГЙЙ ОЕ ВПМЕЕ 180 Н, Б ВПТФПЧХА 40-НН ВТПОА - ОЕ ВПМЕЕ 400 Н. пДОБЛП ЧТЕНС ЧЕДЕОЙС ЬЖЖЕЛФЙЧОПК УФТЕМШВЩ УПУФБЧМСМП 1,3 УЕЛ Й 4,4 УЕЛ УППФЧЕФУФЧЕООП (НЙОЙНБМШОП ДПРХУФЙНБС ЧЩУПФБ ДМС НБОЕЧТБ ОБ ЧЩЧПДЕ 15-20 Н, ДЙУФБОГЙС РТЕЛТБЭЕОЙС ПЗОС ПЛПМП 90 Н). фП ЕУФШ "ЬЖЖЕЛФЙЧОЩН" РТЙ РПТБЦЕОЙЙ ВБЫОЙ НПЗ ВЩФШ МЙЫШ ПДЙО УОБТСД, Б РТЙ РПТБЦЕОЙЙ ВПТФБ - НБЛУЙНХН ДЧБ УОБТСДБ. оП РПРБУФШ Ч ХСЪЧЙНЩЕ ЮБУФЙ ФБОЛБ, ХЮЙФЩЧБС ЙИ НБМЩЕ РМПЭБДЙ, ИПФС ВЩ Й ПДОЙН ЧЩУФТЕМПН, ОЕ ФБЛ РТПУФП, ЛБЛ ЛБЦЕФУС. ч ФП ЦЕ ЧТЕНС ПДОПЗП-ДЧХИ РПРБДБОЙК У РТПВЙФЙЕН ВТПОЙ, ЛБЛ ЙЪЧЕУФОП, ОЕ ДПУФБФПЮОП ДМС ОБДЕЦОПЗП ЧЩЧЕДЕОЙС ФБОЛБ ЙЪ УФТПС.

рПТБЦЕОЙЕ ФБОЛБ ф-34-85, ЙНЕЧЫЕЗП ХУЙМЕООПЕ ВТПОЙТПЧБОЙЕ, РТЙ БФБЛЕ У ВПЛХ (ВПТФ - 45 НН, ВБЫОС - 75 НН) ОЕ ПВЕУРЕЮЙЧБМПУШ РТЙ МАВЩИ ДЙУФБОГЙСИ УФТЕМШВЩ. рТЙ БФБЛЕ УЪБДЙ РПТБЦЕОЙЕ ф-34-85 ВЩМП ЧПЪНПЦОЩН ФПМШЛП Ч УМХЮБЕ РПРБДБОЙС УОБТСДБ Ч ЪБДОАА ЮБУФШ ВБЫОЙ (ФПМЭЙОБ ВТПОЙ 52 НН) У ДЙУФБОГЙК ДП 400 Н. оБДНПФПТОБС ВТПОС Й ВТПОС ЛТЩЫЙ ВБЫОЙ УПЧЕФУЛЙИ "ФТЙДГБФШЮЕФЧЕТПЛ" ЧУЕИ ФЙРПЧ РПТБЦБМБУШ РПДЛБМЙВЕТОЩН УОБТСДПН Л РХЫЛЕ чл 3.7 РТЙ УФТЕМШВЕ У 300 Н ФПМШЛП РТЙ ХЗМБИ РЙЛЙТПЧБОЙС ОЕ НЕОЕЕ 30°. рТЙ ХЗМБИ РМБОЙТПЧБОЙС ДП 10° УФТЕМШВБ У МАВЩИ ДЙУФБОГЙК ДБЧБМБ УРМПЫОЩЕ ТЙЛПЫЕФЩ. пГЕОЛЙ РПЛБЪЩЧБАФ, ЮФП Ч ТЕБМШОЩИ ВПЕЧЩИ ХУМПЧЙСИ ЧЕТПСФОПУФШ РПТБЦЕОЙС УТЕДОЕЗП УПЧЕФУЛПЗП ФБОЛБ ф-34 Ч ПДОПН ЪБИПДЕ РТЙ УФТЕМШВЕ РПДЛБМЙВЕТОЩНЙ УОБТСДБНЙ ЙЪ РХЫЕЛ чл 3.7 (БФБЛБ УВПЛХ, ХЗПМ РМБОЙТПЧБОЙС 5-10°, ДЙУФБОГЙС ПФЛТЩФЙС ПЗОС 300-400 Н) РТЙ УБНПН МХЮЫЕН "ТБУЛМБДЕ" ОЕ НПЗМБ РТЕЧЩУЙФШ 0,02-0,03. ьФП ПЪОБЮБЕФ, ЮФП ДМС ЗБТБОФЙТПЧБООПЗП РПТБЦЕОЙС УПЧЕФУЛПК "ФТЙДГБФШЮЕФЧЕТЛЙ" ОБ РПМЕ ВПС ФТЕВПЧБМУС ОБТСД УЙМ Ч РПМУПФОЙ Ju87G...

фП ЕУФШ ХУРЕЫОПЕ РТЙНЕОЕОЙЕ РХЫЕЮОПЗП Ju87G ОБ РПМЕ ВПС ВЩМП ЧПЪНПЦОЩН МЙЫШ Ч ТХЛБИ ЧЩУПЛПЛМБУУОПЗП РЙМПФБ Й ФПМШЛП Ч ХУМПЧЙСИ УМБВПЗП ЪЕОЙФОПЗП Й ЙУФТЕВЙФЕМШОПЗП РТПФЙЧПДЕКУФЧЙС. оЕУНПФТС ОБ ГЕМЩК "ВХЛЕФ" ОЕДПУФБФЛПЧ Ju87G-1, ЙУРЩФБОЙС ВЩМЙ РТЙЪОБОЩ ХУРЕЫОЩНЙ, Й ВЩМ УДЕМБО ЧЩЧПД П ГЕМЕУППВТБЪОПУФЙ ЕЗП ВПЕЧПЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙС. рПУМЕ ЪБЧЕТЫЕОЙС ЙУРЩФБОЙК У РХЫЕЮОЩИ "АОЛЕТУПЧ" УОСМЙ ВПНВПДЕТЦБФЕМЙ Й УЖПТНЙТПЧБМЙ УРЕГЙБМШОХА РТПФЙЧПФБОЛПЧХА ЗТХРРХ "Panzerversuchs-kommando" ЧП ЗМБЧЕ У ЗБХРФНБОПН ыФЕРРПН ДМС РТПЧЕДЕОЙС ЧПКУЛПЧЩИ ЙУРЩФБОЙК ОБ ЖТПОФЕ. ч ЖЕЧТБМЕ 1943 З. Ч иПТФЙГЕ Ч УПУФБЧЕ 4-ЗП чж ВЩМБ УЖПТНЙТПЧБОБ УРЕГЙБМШОБС РТПФЙЧПФБОЛПЧБС ЗТХРРБ "Weiss" РПД ЛПНБОДПЧБОЙЕН ПВЕТУФ-МЕКФЕОБОФБ чЕКУУБ, ОБ ЧППТХЦЕОЙЙ ЛПФПТПК УФПСМЙ ФПМШЛП Hs129B.

ч БРТЕМЕ-НБЕ ЗТХРРБ "Weiss" Й "Panzerversuchskommando" РТЙОСМЙ ХЮБУФЙЕ Ч ВПСИ ОБ лХВБОЙ, ЗДЕ РТБЛФЙЮЕУЛЙ РТПЧЕТСМЙУШ ПФТБВПФБООЩЕ ОБ РПМЙЗПОЕ ФБЛФЙЮЕУЛЙЕ РТЙЕНЩ ВПТШВЩ У УПЧЕФУЛЙНЙ ФБОЛБНЙ Й УРПУПВЩ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ФЕУОПЗП ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙС У ОБЪЕНОЩНЙ ЧПКУЛБНЙ. рП ТЕЪХМШФБФБН "ТБВПФЩ" РТПФЙЧПФБОЛПЧЩИ БЧЙБЗТХРР ВЩМ УДЕМБО ЧЩЧПД, ЮФП РТЙ ХУМПЧЙЙ ОЙЪЛПК ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ ПДЙОПЮОЩИ ВТПОЙТПЧБООЩИ "ИЕОЫЕМЕК" ЛБЛПК-МЙВП ТЕБМШОЩК ЬЖЖЕЛФ ОБ РПМЕ ВПС НПЦОП РПМХЮЙФШ ФПМШЛП Ч УМХЮБЕ НБУУЙТПЧБООПЗП РТЙНЕОЕОЙС ЬФЙИ ЫФХТНПЧЙЛПЧ ОБ ХЪЛЙИ ХЮБУФЛБИ ЖТПОФБ ОБ ФБОЛППРБУОЩИ ОБРТБЧМЕОЙС. вЩМП ТЕЫЕОП УПЪДБФШ УРЕГЙБМШОХА РТПФЙЧПФБОЛПЧХА БЧЙБЗТХРРХ FuPz ОБ Hs129B, Б Ч УПУФБЧЕ ЛБЦДПК ЬУЛБДТЩ РЙЛЙТПЧЭЙЛПЧ - ЖПТНЙТПЧБФШ ПФДЕМШОЩЕ РТПФЙЧПФБОЛПЧЩЕ ЬУЛБДТЙМШЙ ОБ Ju87G. рТЙ ЬФПН Ч FuPz ЧЛМАЮБМЙУШ ЧУЕ ЙНЕАЭЙЕУС Ч ОБМЙЮЙЕ РТПФЙЧПФБОЛПЧЩЕ ЬУЛБДТЙМШЙ ЙЪ 1-К Й 2-К ЬУЛБДТ ОЕРПУТЕДУФЧЕООПК РПДДЕТЦЛЙ ЧПКУЛ.

рЕТЕПВПТХДПЧБОЙЕ УЕТЙКОЩИ Ju87D-3 Ч ЧБТЙБОФ G-1 РТПЙЪЧПДЙМПУШ Ч УФТПЕЧЩИ ЮБУФСИ Й ЧЩРПМОСМПУШ ФБЛЙН ПВТБЪПН, ЮФПВЩ ПУФБЧБМБУШ ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЕТОХФШ НБЫЙОБН ЙИ РЕТЧПОБЮБМШОЩК ПВМЙЛ. оБ ЧУЕИ НБЫЙОБИ ФПТНПЪОЩЕ ЭЙФЛЙ ПФУХФУФЧПЧБМЙ, ОП ЛТПОЫФЕКОЩ ЙИ ЛТЕРМЕОЙС ПУФБЧБМЙУШ. чУЕЗП РПДПВОЩН ПВТБЪПН ВЩМП РЕТЕДЕМБОП ПЛПМП 100 НБЫЙО. лТПНЕ G-1, ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ОБ УЕТЙКОЩИ БЧЙБЪБЧПДБИ Ч 1943-44 ЗЗ. ЧЩРХУЛБМБУШ РТПФЙЧПФБОЛПЧБС НПДЙЖЙЛБГЙС Ju87G-2, ФБЛЦЕ У ДЧХНС РХЫЛБНЙ чл 3.7. вБЪПЧПК НБЫЙОПК ДМС ОЙИ РПУМХЦЙМ ЧБТЙБОФ Ju87D-5, РПЬФПНХ Ju87G-2 ПФМЙЮБМУС ПФ НПДЙЖЙЛБГЙЙ G-1 ХЧЕМЙЮЕООЩН ТБЪНБИПН ЛТЩМБ. фПТНПЪОЩЕ ЭЙФЛЙ Й ЛТПОЫФЕКОЩ ЙИ ЛТЕРМЕОЙС ПФУХФУФЧПЧБМЙ ОБ ЧУЕИ НБЫЙОБИ. юБУФШ НБЫЙО Ч ЧБТЙБОФЕ G-2 УПИТБОЙМБ 20-НН ЛТЩМШЕЧЩЕ РХЫЛЙ MG151/20, ОБ ДТХЗЙИ - РХЫЛЙ УОЙНБМЙУШ. пУОПЧОЩН ОБЪОБЮЕОЙЕН РХЫЕЛ ВЩМБ РТЙУФТЕМЛБ РЕТЕД ПФЛТЩФЙЕН ПЗОС ЙЪ чл 3.7. чУЕЗП ВЩМП ЧЩРХЭЕОП 208 УБНПМЕФПЧ ЬФПЗП ФЙРБ.

ч РТЕДДЧЕТЙЙ ЛТХРОЩИ ФБОЛПЧЩИ ВПЕЧ Ч ТБКПОЕ лХТУЛПЗП ЧЩУФХРБ FuPz ВЩМБ РЕТЕВТПЫЕОБ ОБ БЬТПДТПН нЙЛПСОПЧЛБ Ч 20 ЛН УЕЧЕТП-ЪБРБДОЕЕ иБТШЛПЧБ. оБЛБОХОЕ ОЕНЕГЛПЗП ОБУФХРМЕОЙС Ч ЮЕФЩТЕИ ЬУЛБДТЙМШСИ РТПФЙЧПФБОЛПЧПК ЗТХРРЩ ЙНЕМПУШ 60 ВПЕУРПУПВОЩИ Hs129B-1 Й ч-2. ч ОБЮБМЕ ЙАМС 43-ЗП У ГЕМША ПВЕУРЕЮЕОЙС ЬЖЖЕЛФЙЧОПК БЧЙБГЙПООПК РПДДЕТЦЛЙ ЧПКУЛ Ч ПРЕТБГЙЙ "гЙФБДЕМШ" ВЩМП УЖПТНЙТПЧБОП УРЕГЙБМШОПЕ "вПЕЧПЕ УПЕДЙОЕОЙЕ лХРЖЕТ", Ч УПУФБЧ ЛПФПТПЗП ЧПЫМЙ I./StG3, II./StG77 Й ЗТХРРБ ЙУФТЕВЙФЕМЕК-ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПЧ III./JG3. лТПНЕ ФПЗП, Л ВПСН РПД лХТУЛПН РТЙЧМЕЛБМЙУШ StG1, III./StG3, StG2, I. Й III./StG77 Й Sch.G1. рТПФЙЧПФБОЛПЧЩЕ Ju87G-1 УПУФПСМЙ ОБ ЧППТХЦЕОЙЙ ЧУЕЗП ДЧХИ ЬУЛБДТЙМЙК - 10.(Pz)/StG2 Й 10.(Pz)/StG1. рП ОЕНЕГЛЙН ДБООЩН, ОБ ОБЮБМШОПК ЖБЪЕ УТБЦЕОЙС ОЕНЕГЛЙН РТПФЙЧПФБОЛПЧЩН "ИЕОЫЕМСН" Й "АОЛЕТУБН" ХДБМПУШ ДПУФЙЮШ УЕТШЕЪОЩИ ХУРЕИПЧ.

фБЛ, ПДЙО ЙЪ ОБЙВПМЕЕ ЙЪЧЕУФОЩИ МЕФЮЙЛПЧ МАЖФЧБЖЖЕ ЛПНБОДЙТ 10.(Pz)./ StG2 ЗБХРФНБО тХДЕМШ ХЦЕ Ч РЕТЧЩК ДЕОШ УТБЦЕОЙС, 5 ЙАМС, ЪБСЧЙМ ПВ ХОЙЮФПЦЕОЙЙ 12 УПЧЕФУЛЙИ ФБОЛПЧ. рТЙЮЕН 4 ФБОЛБ, РП ЕЗП УМПЧБН, ВЩМЙ ХОЙЮФПЦЕОЩ Ч РЕТЧПН ВПЕЧПН ЧЩМЕФЕ. чУЕЗП ЦЕ ОЕНЕГЛЙЕ РЙМПФЩ ЪБСЧЙМЙ ПВ ХОЙЮФПЦЕОЙЙ Ч ЬФПФ ДЕОШ 64 ФБОЛПЧ лТБУОПК бТНЙЙ. 7 ЙАМС 1943 З. РЙМПФЩ StG77, StG2 Й Sch.G1 ДПМПЦЙМЙ ПВ ХОЙЮФПЦЕОЙЙ 44 ФБОЛПЧ, 20 ПТХДЙК Й ПЛПМП 50 БЧФПНБЫЙО. ч ФЕЮЕОЙЕ 8 ЙАМС РЙМПФЩ ЬФЙИ ЦЕ ЬУЛБДТ Й РТПФЙЧПФБОЛПЧПК ЗТХРРЩ FuPz ХОЙЮФПЦЙМЙ Й РПЧТЕДЙМЙ 88 ФБОЛПЧ, 5 БТФЙММЕТЙКУЛЙИ Й 3 ЪЕОЙФОЩИ ПТХДЙК, 2 ХУФБОПЧЛЙ ЗЧБТДЕКУЛЙИ НЙОПНЕФПЧ вн-13 Й ПЛПМП 40 БЧФПНБЫЙО. рТЙЮЕН ВПМЕЕ 80 ЕДЙОЙГ УПЧЕФУЛПК ВТПОЕФЕИОЙЛЙ ЙЪ ЬФПЗП ЮЙУМБ ВЩМП ХОЙЮФПЦЕОП Й РПЧТЕЦДЕОП Hs129B ЙЪ УПУФБЧБ FuPz. пФНЕФЙН, ЮФП ЪБСЧМЕОЙС ОЕНЕГЛЙИ РЙМПФПЧ ПВ ХОЙЮФПЦЕОЙЙ ВПМШЫПЗП ЛПМЙЮЕУФЧБ УПЧЕФУЛЙИ ФБОЛПЧ, ЛБЛ, ЧРТПЮЕН, Й ДТХЗЙИ ОБЪЕНОЩИ ГЕМЕК, ПВЩЮОП ОЕ РПДФЧЕТЦДБМЙУШ ОЙЮЕН, ЛТПНЕ ЙИ УПВУФЧЕООЩИ УМПЧ. оБ ВПМШЫЙОУФЧЕ УБНПМЕФПЧ ЛЙОПЖПФПРХМЕНЕФЩ ПФУХФУФЧПЧБМЙ, Б ЕУМЙ Й ВЩМЙ, ФП ЖЙЛУЙТПЧБМЙ ОЕ УФПМШЛП ТЕЪХМШФБФ ДЕКУФЧЙС, УЛПМШЛП РПРБДБОЙС УОБТСДПЧ Ч ФБОЛ. лБЛ Й УМЕДПЧБМП ПЦЙДБФШ, ТЕБМШОЩЕ РПФЕТЙ УПЧЕФУЛЙИ ФБОЛЙУФПЧ ПФ ВПНВ Й БТФПЗОС ОЕНЕГЛПК БЧЙБГЙЙ Ч ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ ПЛБЪБМЙУШ ЪОБЮЙФЕМШОП УЛТПНОЕЕ, ЮЕН ЬФП ПФТБЦБЕФУС Ч ДПЛМБДБИ ОЕНЕГЛЙИ РЙМПФПЧ.

фБЛ, РП ДБООЩН ЫФБВБ УПЧЕФУЛПК 1-К ФБОЛПЧПК БТНЙЙ чПТПОЕЦУЛПЗП ЖТПОФБ, РТПФЙЧ ЛПФПТПК ДЕКУФЧПЧБМЙ РТПФЙЧПФБОЛПЧЩЕ ЬУЛБДТЙМШЙ "ИЕОЫЕМЕК" ЙЪ FuPz, ВПЕЧЩЕ ВЕЪЧПЪЧТБФОЩЕ РПФЕТЙ Ч ФБОЛБИ ф-34 ПФ ЧПЪДЕКУФЧЙС БЧЙБГЙЙ Ч ГЕМПН Ч РЕТЙПД У 5 РП 20 ЙАМС 1943 З. УПУФБЧЙМЙ ЧУЕЗП 7 НБЫЙО, ЙМЙ 1,6% ЧУЕИ РПФЕТШ "ФТЙДГБФШЮЕФЧЕТПЛ". лТПНЕ ЬФПЗП, ПФ БТФПЗОС Й ВПНВ МАЖФЧБЖЖЕ БТНЙС РПФЕТСМБ ПЛПМП 30 МЕЗЛЙИ ФБОЛПЧ ф-60 Й ф-70. вПЕЧЩЕ РПФЕТЙ ФБОЛПЧЩИ УПЕДЙОЕОЙК Й ЮБУФЕК гЕОФТБМШОПЗП ЖТПОФБ ПФ ВПНВПЫФХТНПЧЩИ ХДБТПЧ ОЕНЕГЛПК БЧЙБГЙЙ ЪБ ЙАМШ-БЧЗХУФ 1943 З. УПУФБЧЙМЙ 187 ЧЩЧЕДЕООЩИ ЙЪ УФТПС ФБОЛПЧ Й убх ЧУЕИ ФЙРПЧ, ЙМЙ 6,3% ЧУЕИ РПФЕТШ. йУИПДС ЙЪ ЙНЕАЭЕКУС УФБФЙУФЙЛЙ ТБУРТЕДЕМЕОЙС ВПЕЧЩИ РПФЕТШ, НПЦОП РТЕДРПМПЦЙФШ, ЮФП ЙЪ ЬФПЗП ЮЙУМБ РТЙНЕТОП 70 ФБОЛПЧ УПУФБЧЙМЙ ВЕЪЧПЪЧТБФОЩЕ РПФЕТЙ. ч ДБМШОЕКЫЕН Hs129B Й Ju87G-1 РТПДПМЦБМЙ "ЗТПНЙФШ" УПЧЕФУЛЙЕ ФБОЛЙ Й убх Й ОЕУФЙ РТЙ ЬФПН ЪОБЮЙФЕМШОЩЕ РПФЕТЙ. фБЛ, ЬУЛБДТЙМШЙ FuPz ЪБ 11 ДОЕК ВПЕЧ ВЕЪЧПЪЧТБФОП РПФЕТСМЙ 30% УЧПЕЗП РЕТЧПОБЮБМШОПЗП УПУФБЧБ. л УЕТЕДЙОЕ БЧЗХУФБ Ч УПУФБЧЕ ЗТХРРЩ ОБУЮЙФЩЧБМПУШ ПЛПМП ДЧХИ ДЕУСФЛПЧ "ИЕОЫЕМЕК".

рПМПЦЕОЙЕ ДЕМ Ч ЬУЛБДТБИ РЙЛЙТПЧЭЙЛПЧ ОБЗМСДОП ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ РТЙЪОБОЙЕ ЛПНБОДЙТБ StG2 ПВЕТУФ-МЕКФЕОБОФБ ь.лХРЖЕТБ, ЛПФПТЩК РЙУБМ: "Ju-87 ВПМШЫЕ ОЕМШЪС ЙУРПМШЪПЧБФШ ОЙ ОБ ПДОПН ЖТПОФЕ, ДБЦЕ ОБ чПУФПЛЕ. оБРТЙНЕТ, НПС ЬУЛБДТБ ЪБ ЧПУЕНШ НЕУСГЕЧ РПФЕТСМБ 89 ЬЛЙРБЦЕК. ч РЕТЕУЮЕФЕ ОБ ЗПД ЬФП УППФЧЕФУФЧХЕФ. 100-РТПГЕОФОПНХ ПВОПЧМЕОЙА МЕФОПЗП УПУФБЧБ. еУМЙ ФБЛ ВХДЕФ РТПДПМЦБФШУС ЕЭЕ ЗПД, ТЕЪХМШФБФПН ВХДЕФ РПМОЩК ЛПОЕГ ЫФХТНПЧЩИ ЮБУФЕК... х НЕОС ЕУФШ ЬУЛБДТЙМШЙ У ПДОЙН УБНПМЕФПН ОБ ЧППТХЦЕОЙЙ. ...нЩ ДПМЦОЩ ЛБЛ НПЦОП УЛПТЕЕ, С ВЩ УЛБЪБМ ОЕНЕДМЕООП, ОБЮБФШ РЕТЕЧППТХЦБФШ ЮБУФЙ У Ju87 ОБ Fw190. уЙФХБГЙА У МЙЮОЩН УПУФБЧПН ЫФХТНПЧЩИ ЮБУФЕК НПЦОП ПРТЕДЕМЙФШ ЛБЛ "РПУМЕДОЙК РБТБД". у 5 ЙАМС 1943 З. С РПФЕТСМ ДЧХИ ЛПНБОДЙТПЧ ЬУЛБДТ, ЫЕУФШ ЛПНБОДЙТПЧ ЬУЛБДТЙМЙК Й ДЧХИ БДЯАФБОФПЧ ЗТХРР, ЛБЦДЩК ЙЪ ЛПФПТЩИ УПЧЕТЫЙМ ВПМЕЕ 600 ВПЕЧЩИ ЧЩМЕФПЧ. фБЛПК ПРЩФ ХЦЕ ОЕ ЪБНЕОЙФШ... нЩ ОЕ НПЦЕН РПЪЧПМЙФШ УЕВЕ ФЕТСФШ ФЕИ ОЕНОПЗЙИ, ЛФП ПУФБМУС..."

рЩФБСУШ УДЕТЦБФШ УПЧЕФУЛПЕ ФБОЛПЧПЕ ОБУФХРМЕОЙЕ, ОЕНЕГЛПЕ ЛПНБОДПЧБОЙЕ РТПЧПДЙМП НПЭОЩЕ ЛПОФТБФБЛЙ ЛТХРОЩНЙ УЙМБНЙ ФБОЛПЧ Й НПФПРЕИПФЩ РТЙ РПДДЕТЦЛЕ БЧЙБГЙЙ, ОП ЧУЕ ВЕЪХУРЕЫОП. ч ЧЕТНБИФЕ ОБЮБМБУШ ФБОЛПЧБС РБОЙЛБ, ОБРПНЙОБЧЫБС УПУФПСОЙЕ ОЕЛПФПТЩИ ЮБУФЕК лТБУОПК бТНЙЙ Ч 1941 З. ч ОПЮШ ОБ 21 УЕОФСВТС 1943 З. РЕТЕДПЧЩЕ ЮБУФЙ 3-К ЗЧБТДЕКУЛПК ФБОЛПЧПК БТНЙЙ чПТПОЕЦУЛПЗП ЖТПОФБ, Б РПЪЦЕ Й ЮБУФШ УЙМ 40-К Й 47-К БТНЙК, УИПДХ ЖПТУЙТПЧБМЙ дОЕРТ Й ЪБЛТЕРЙМЙУШ ОБ ЪБИЧБЮЕООЩИ РМБГДБТНБИ Ч ТБКПОЕ чЕМЙЛПЗП вХЛТЙОБ. хУРЕИПН ЪБЧЕТЫЙМЙУШ ЛТХРОЩЕ ВПЙ ОБ ХЮБУФЛЕ уФЕРОПЗП ЖТПОФБ РТЙ ЖПТУЙТПЧБОЙЙ дОЕРТБ ЮБУФСНЙ 7-К ЗЧБТДЕКУЛПК БТНЙЙ Ч ТБКПОБИ дОЕРТПЧПЛБНЕОЛЙ Й дПНПФЛБОЙ, Б ФБЛЦЕ 37-К БТНЙЕК Ч ТБКПОЕ АЗП-ЧПУФПЮОЕЕ лТЕНЕОЮХЗБ.

нПЭОЕКЫЙК ПВПТПОЙФЕМШОЩК ТХВЕЦ ЧЕТНБИФБ ПЛБЪБМУС РПД ХЗТПЪПК РТПТЩЧБ. уФТЕНСУШ УВТПУЙФШ ЛТБУОПБТНЕКГЕЧ Ч дОЕРТ, ОЕНЕГЛПЕ ЛПНБОДПЧБОЙЕ ВТПУЙМП Ч ВПК РПЮФЙ ЧУА ОБМЙЮОХА БЧЙБГЙА. оБ РПМЕ ВПС, РПНЙНП "ИЕОЫЕМЕК", "ЧПУЕНШДЕУСФ УЕДШНЩИ" Й ХДБТОЩИ "ЖПЛЛЕТПЧ", ПФНЕЮБМБУШ "ТБВПФБ" У ОЙЪЛЙИ ЧЩУПФ Й У ВТЕАЭЕЗП РПМЕФБ ДЧХИНПФПТОЩИ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПЧ Ju88 Й He111, ЛПФПТЩЕ ПВУФТЕМЙЧБМЙ Й ВПНВЙМЙ ВПЕЧЩЕ РПТСДЛЙ УПЧЕФУЛЙИ ЮБУФЕК. рПЮФЙ ЛБЛ ччу лб Ч РЕТЧЩЕ НЕУСГЩ ЧПКОЩ, ОП Ч ХУМПЧЙСИ ВПМЕЕ ВМБЗПРТЙСФОЩИ ДМС ВПЕЧПЗП РТЙНЕОЕОЙС, ФБЛ ЛБЛ РЕТЕРТБЧЙЧЫЙЕУС УПЧЕФУЛЙЕ ЮБУФЙ РПОБЮБМХ ОЕ ЙНЕМЙ УЙМШОПЗП ЪЕОЙФОПЗП Й ЙУФТЕВЙФЕМШОПЗП РТЙЛТЩФЙС. у ХУЙМЕОЙЕН УПЧЕФУЛПК рчп ПФ РПДПВОЩИ ДЕКУФЧЙК ОЕНГБН РТЙЫМПУШ ЧУЛПТЕ ПФЛБЪБФШУС, ОП РПФЕТЙ ЫФХТНПЧЩИ БЧЙБЗТХРР РТПДПМЦБМЙ ТБУФЙ Й Л ЛПОГХ ЗПДБ ДПУФЙЗМЙ ХЗТПЦБАЭЙИ ТБЪНЕТПЧ... рТПБОБМЙЪЙТПЧБЧ ПРЩФ ВПЕЧПЗП РТЙНЕОЕОЙС БЧЙБГЙЙ ОЕРПУТЕДУФЧЕООПК РПДДЕТЦЛЙ ЧПКУЛ Ч МЕФОЙИ ВПСИ, ЗЕОЕТБМШОЩК ЫФБВ МАЖФЧБЖЖЕ Ч УЕОФСВТЕ 1943 З. УДЕМБМ ЧЩЧПД П ОЕПВИПДЙНПУФЙ ГЕОФТБМЙЪБГЙЙ ХРТБЧМЕОЙС ВПЕЧЩНЙ УЙМБНЙ БЧЙБГЙЙ РПМС ВПС. у ЬФПК ГЕМША ВЩМП ТЕЫЕОП УПЪДБФШ ЙОУРЕЛГЙА ЫФХТНПЧПК БЧЙБГЙЙ, ЛПФПТПК РПДЮЙОЙФШ ЧУЕ ЗТХРРЩ РЙЛЙТХАЭЙИ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПЧ, ЗТХРРЩ ОЕРПУТЕДУФЧЕООПК РПДДЕТЦЛЙ ЧПКУЛ, ЗТХРРЩ УЛПТПУФОЩИ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПЧ, Б ФБЛЦЕ ЧУЕ ПФДЕМШОЩЕ РТПФЙЧПФБОЛПЧЩЕ ЬУЛБДТЙМШЙ. 9 УЕОФСВТС ЛПНБОДХАЭЙН ЫФХТНПЧПК БЧЙБГЙЕК ВЩМ ОБЪОБЮЕО ПВЕТУФ-МЕКФЕОБОФ ь.лХРЖЕТ.

уПЗМБУОП ТБУРПТСЦЕОЙС ЛПНБОДХАЭЕЗП ЫФХТНПЧПК БЧЙБГЙЕК № 11125/43 ПФ 5 ПЛФСВТС 1943 З. ЧУЕ ЬУЛБДТЩ РЙЛЙТПЧЭЙЛПЧ StG1, StG2, StG3 Й StG77 ВЩМЙ РЕТЕЙНЕОПЧБОЩ, УППФЧЕФУФЧЕООП, Ч SG1, SG2, SG3 Й SG77, Б I./StG5 - Ч I./SG5. 1-С Й 2-С ЬУЛБДТЩ ОЕРПУТЕДУФЧЕООПК РПДДЕТЦЛЙ ЧПКУЛ Sch.G1 Й Sch.G2, Б ФБЛЦЕ 10-С ЬУЛБДТБ УЛПТПУФОЩИ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПЧ SKG10 ТБУЖПТНЙТПЧБМЙУШ, Й ОБ ЙИ ПУОПЧЕ ЖПТНЙТПЧБМЙУШ ДЧЕ ОПЧЩЕ ЫФХТНПЧЩЕ ЬУЛБДТЩ SG4 Й SG10. чУЕ ПФДЕМШОЩЕ РТПФЙЧПФБОЛПЧЩЕ ЬУЛБДТЙМШЙ ОБ Hs129B ВЩМЙ УЧЕДЕОЩ Ч ПДОХ 4-А РТПФЙЧПФБОЛПЧХА ЗТХРРХ 9-К ЫФХТНПЧПК ЬУЛБДТЩ - IV.(Pz.)/SG9. йЪ УПУФБЧБ SG2 ВЩМБ ЧЩЧЕДЕОБ Й ЪБФЕН ТБУЖПТНЙТПЧБОБ 2-С ЗТХРРБ, ЛПФПТБС РПОЕУМБ РЕТЕД ЬФЙН ВПМШЫЙЕ РПФЕТЙ. оБ ЕЕ ПУОПЧЕ ВЩМЙ УЖПТНЙТПЧБОЩ РТПФЙЧПФБОЛПЧЩЕ ЬУЛБДТЙМШЙ 10.(Pz)/ SG3 Й 10.(Pz)/SG77, ЧППТХЦЕООЩЕ Ju87G.

рПУМЕДОЕК ЧЕТУЙЕК УБНПМЕФБ УФБМ Ju87G-2. нПДЙЖЙЛБГЙА G-2 ЧЩРХУЛБМЙ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ОБ ЪБЧПДЕ Ч мЕНЧЕТДЕТЕ (174 НБЫЙОЩ ЙЪ 208 РПУФТПЕООЩИ). еУМЙ ОБ G-1 ЕЭЕ ПУФБЧБМЙУШ ЛТПОЫФЕКОЩ ФПТНПЪОЩИ ЭЙФЛПЧ, ФП ОБ G-2 ЙИ ХЦЕ ОЕ ВЩМП.

л ПУЕОЙ 1944 З. Ч МАЖФЧБЖЖЕ УПИТБОЙМБУШ ФПМШЛП ПДОБ ЗТХРРБ тХДЕМС III/SG2, ЕЭЕ МЕФБЧЫБС ДОЕН ОБ Ju-87D Й G ЧНЕУФЕ У ДЧХНС РТПФЙЧПФБОЛПЧЩНЙ ЬУЛБДТЙМШСНЙ 10.(Pz)/SG2 Й 10.(Pz)/SG77. ч ЛПОГЕ ЧПКОЩ ЙИ ЙУРПМШЪПЧБМЙ, Ч ПУОПЧОПН, Ч ЛБЮЕУФЧЕ "РМБУФЩТС" ДМС ЪБФЩЛБОЙС "РТПВПЙО" ПФ ФБОЛПЧЩИ РТПТЩЧПЧ УПАЪОЙЛПЧ.


мфи:
нПДЙЖЙЛБГЙС Ju-87g-2
тБЪНБИ ЛТЩМБ, Н 14.98
дМЙОБ, Н 11.50
чЩУПФБ, Н 3.88
рМПЭБДШ ЛТЩМБ, Н2 33.68
нБУУБ, ЛЗ
РХУФПЗП УБНПМЕФБ 3930
ОПТНБМШОБС ЧЪМЕФОБС 5960
фЙР ДЧЙЗБФЕМС 1 рд Junkers Jumo-211J-1
нПЭОПУФШ, М.У. 1 И 1420
нБЛУЙНБМШОБС УЛПТПУФШ, ЛН/Ю 396
лТЕКУЕТУЛБС УЛПТПУФШ, ЛН/Ю 326
рТБЛФЙЮЕУЛБС ДБМШОПУФШ, ЛН 1530
рТБЛФЙЮЕУЛЙК РПФПМПЛ, Н 7360
ьЛЙРБЦ 2
чППТХЦЕОЙЕ: ДЧЕ 37-НН РХЫЛЙ BK 3,7 Й ДЧБ 7.9-НН РХМЕНЕФБ нG-15
дПР. ЙОЖПТНБГЙС:

юЕТФЕЦ "Junkers Ju.87 Stuka "
юЕТФЕЦ "Junkers Ju.87D/G"
юЕТФЕЦ " Junkers Ju.87G"
уФБФШС "Ju.87 ОБ чПУФПЮОПН ЖТПОФЕ"
жПФПЗТБЖЙЙ:


Ju.87g-1

Ju.87g-1

Ju.87g-1

Ju.87g-1

рТЕДРПМЕФОБС РПДЗПФПЧЛБ Ju.87g-1

37-НН РХЫЛБ BK 3,7

рЕТЕЪБТСДЛБ РХЫЛБ BK 3,7

рТЙВПТОБС ДПУЛБ РЙМПФБ Ju.87g-1

уИЕНЩ :

Ju-87 – немецкий пикирующий бомбардировщик времен Второй Мировой войны. Он стал одним из символов германской военной машины и успехов немецких войск в 1939-1942 годах, отчасти по причине своего узнаваемого и уникального внешнего вида, отчасти благодаря высокой боевой эффективности. Пикирующий бомбардировщик звучит как «Sturzkampfflugzeug» на немецком языке, как укороченный вариант этого слова в немецких войсках прижилось слово «Stukas», ну а в советских – просто «Штука». Отчего же «Штуки» стали символами немецкого «Блицкрига»?

Junkers Ju-87 фото

Разработка самолета началась в 1934 году, в рамках общего развития немецкой военной машины и Люфтваффе (немецкие ВВС) в частности. На тот момент, конкурентами «Штуки» выступали машины от Arado, Heinkel и Blohm & Voss, однако в конкурсе на военный заказ победила именно машина компании Junkers. Новый самолет должен был выполнять задачи по непосредственной поддержке наземных войск. Кстати именно с этой целью несколькими годами позже в СССР началась разработка Ил-2 , однако, несмотря на схожие задачи, эти два самолета имеют различные методы их решения.

Как уже указывалось выше, Ju-87 является пикирующим бомбардировщиком, т.е. цели свои поражает он из пикирования, даже вернее сказать из отвесного пикирования (от 60 до 90 градусов относительно горизонта), этому и подчинена вся конструкция самолета, именно благодаря этому он и стал таким узнаваемым. Почему именно из пикирования? Такой способ бомбометания обеспечивает наивысшую точность, которой уже становится достаточно для поражения одиночных целей, при бомбардировке с горизонтального полета это было недостижимо на то время.

Junkers Ju-87 фото


Такой вид атаки имеет свои преимущества и недостатки, по сравнению с атакой в горизонтальном полете на минимальной высоте, либо «пологого» пикирования (до 45 градусов относительно горизонта). А именно: более высокая точность, меньшее время нахождения под огнем зенитной артиллерии. Однако, при таком виде атаки, повторные атаки не могут быть выполнены из отвесного пикирования, по причине отсутствия необходимой высоты, соответственно довольно часто после первого сброса «Штуки» просто уходили домой, оставляя свои наземные войска.

Junkers Ju-87 схема

Полет в отвесном пикировании и последующий успешный выход из него до столкновения с землей выставляет особые требования к конструкции самолета. Прежде всего, необходимо мощное аэродинамическое торможение, ведь сила гравитации моментально разгонит самолет массой в 5 тонн до критических значений. По этой причине «Штука» имеет довольно скверную аэродинамику, неубирающиеся шасси (за что самолет был прозван еще «лаптежником») и отклоняемый аэродинамический тормоз под обоими крыльями.

Junkers Ju-87 модификации и характеристики

Ju 87A Ju 87B Ju 87D Ju 87G
Производился 1936-1938 1938-1941 1941-1944 1941-1944
Класс пикирующий бомбардировщик пикирующий бомбардировщик пикирующий бомбардировщик штурмовик
Длина 10,8 м 11,1 м 11,1 м 11,1 м
Размах крыла 13,8 м 13,8 м 13,8 м 13,8 м
Высота 3,9 м 3,9 м 3,9 м 3,9 м
Площадь крыла 31,90 м² 31,90 м² 31,90 м² 31,90 м²
Вес пустого 2273 кг 2760 кг 2810 кг 3600 кг
Максимальный вес 3324 кг 4400 кг 5720 кг 5100 кг
Двигатель Junkers Jumo 210D Junkers Jumo 211Da Junkers Jumo 211J Junkers Jumo 211J
Максимальная мощность 720 л.с. 1200 л.с. 1410 л.с. 1410 л.с.
Максимальная мощность 530 кВт 883 кВт 1037 кВт 1037 кВт
Максимальная скорость 310 км/ч 383 км/ч 408 км/ч 375 км/ч
Максимально допустимая скорость 550 км/ч 600 км/ч 600 км/ч
Дальность 800 км 600 км 1165 км 1000 км
Потолок 9430 м 8100 м 9000 м 7500 м
Скороподъемность 3000 м за 8.8 мин 3000 м за 14 мин 3000 м за 13.6 мин
Курсовое вооружение 1x×7,92 мм MG 17 2×7,92 мм MG 17 2×7,92 мм MG 17
или 2×20 мм MG 151
2×7,92 мм MG 17
и 2×37 мм BK 37
Оборонительное вооружение 1×7,92 мм MG 15 1×7,92 мм MG 15 1×7,92 мм MG 81Z
(спареный MG 81)
1×7,92 мм MG 81Z
(спареный MG 81)
500 кг (без стрелка) 1000 кг (без стрелка) 1800 кг (без стрелка) нет
1×250 кг (под фюзеляж) 1×250/500 кг (под фюзеляж)
+ 4×50 кг (под крылом)
1×500 кг (под фюзеляж)
+ 4×50 кг (под крылом)
или 1×1000 кг(под фюзеляж)
нет

Всего этого вполне хватало, чтобы на протяжении всего пикирования скорость самолета не превышала 400-500 км/ч, притом, что горизонтальная скорость этого же самолета составляла 300-350 км/ч. Это давало достаточно времени на прицеливание, приводило к большей точности. Далее, требуется высокая прочность планера, ведь на самолет воздействуют большие перегрузки во время выхода из пикирования. С целью повышения прочности крыльев, они имеют форму перевернутое «крыло чайки». Также успех самолета был обусловлен большим количеством нововведений, к примеру, автоматом вывода из пикирования, сиреной для подавления боевого духа солдат противника во время пикирования и т.д.

Среди всех боевых немецких самолетов периода второй мировой войны, пожалуй, самым примечательным стал немецкий пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju 87. Он во всех странах мира до сих пор ассоциируется со словом «агрессия». Самолет сыскал себе печальную известность в Испании и Польше, во Франции и на Балканах, в Англии и Советском Союзе, стал символом страха, горя и разрушения.

История создания этого самолета относится к 1933 г. Тогда Германия закупила в США два пикирующих бомбардировщика «Хэллдайвер» (1928 г. выпуска), которые Удет эффектно продемонстрировал Герингу.

В январе 1935 г. в Германии были определены основные требования к пикирующему боевому самолету (Штурцкампфлюгцойг - отсюда впоследствии и пошло второе название Юнкерса Ju 87 - «Штука») и объявлен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие фирмы Арадо, Блом Фосс, Хейнкель и Юнкерс. Несмотря на наличие столь сильных конкурентов, именно фирма Юнкерс оказалась ближе всех к цели.

Ее ведущий конструктор Герман Польман еще в 1933 г. начал разрабатывать такой самолет, получивший обозначение Ju 87. И когда министерство авиации опубликовало требования к новому пикировщику, они идеально подошли под уже практически готовую машину. Она совершила первый полет уже в сентябре 1935 г.

В своем самолете Польман сумел совместить такие качества, как хорошую управляемость, отличный обзор и достаточную прочность конструкции, что было крайне необходимо пикировщику, совершающему маневры с большой перегрузкой. Не желая ослаблять крыло вырезами под ниши уборки шасси (характерно для новейших самолетов того периода), он выполнил стойки неубирающнмися, а для уменьшения аэродинамического сопротивления заключил их в большие обтекатели - «планы». Чтобы уменьшить высоту стоек шасси, применили крыло с изломом в виде «обратной чайки». Оно придало «штуке» весьма характерный внешний вид. Хорошей маневренности и управляемости способствовали щелевые элероны и закрылки типа Юнкерс и двухкилевое оперение. Правда, в одном из испытательных полетов на пикирование оперение не выдержало нагрузок и разрушилось. При этом летчик- испытатель и стрелок погибли. На последующих машинах оперение переделали в однокилевое. Отличительной особенностью самолета Ju 87 стала его возможность пикировать отвесно к земле.


Чтобы «штука» не разгонялась и не выходила за ограничения по скорости, были установлены воздушные тормоза в виде двух подкрыльевых отклоняемых пластин. Довольно интересно была решена проблема сброса бомб. Чтобы бомба (размещенная под фюзеляжем) не зацепила воздушный винт, она отводилась на безопасное расстояние специальным устройством рамного типа, имевшим простую и надежную конструкцию. Единственное, что вызывало озабоченность конструкторов, это недостаточно мощный двигатель. Первый прототип летал с английским Роллс-Ройсом «Кестрел» V мощностью всего 525 л. с. Ju 87 V-2 и V-3 оснащались уже немецкими 610-сильными двигателями Jumo 210А. Первые серийные самолеты Ju 87А, выпущенные в начале 1937 г., оборудовали моторами Jumo 210D мощностью 690 л. с. Но и этого было мало. «Штука» с невероятным трудом поднимала даже 500 кг бомбу. При этом стрелку приходилось оставаться на земле. Нормальная же бомбовая нагрузка, как правило, не превышала 250 кг. В декабре 1937 г. Ju 87A направили в Испанию в помощь генералу Франко.
Свой первый бой «штуки» провели 7 января 1938 г. и вскоре заслужили хорошую репутацию у летного состава и признание наземных войск за высокую точность бомбометания с пикирования (опытный летчик попадал бомбой в круг радиусом 15 м). Здесь, в Испании, немцам удалось в боевой обстановке «обкатать» большое число летчиков бомбардировочной авиации. Их группы прибывали из Германии, постоянно меняли друг друга. Но самое главное - развеялись все опасения скептиков из руководства люфтваффе. Когда же в распоряжении конструкторов появился новейший двигатель Jumo 211А мощностью 1100 л. с, сомнений в эффективности нового пикировщика больше не возникало.
Самолет, получивший обозначение Ju 87В, качественно превосходил своего предшественника. Бомбовая нагрузка в 500 кг стала нормальной. Размещать ее можно было не только под фюзеляжем, но и на четырех подкрыльевых бомбодержателях (4 бомбы калибра 50 кг). Усилилось и стрелковое вооружение. Вместо одного крыльевого пулемета MG17 (7,92 мм) установили два. Увеличилась скорость полета и скороподъемность. Правда, дальность несколько сократилась из-за «прожорливости» более мощного мотора. К лету 1938 г. производство самолета Ju 87 модификации А прекратили. Все силы бросили на производство новой машины. К двум заводам, выпускавшим до этого Ju 87, подключили еще один. После определенного успеха, выпавшего на долю Ju 87 в Испании, заказ на «штуку» был увеличен с 396 до 964 экземпляров. Перед началом второй мировой войны летом 1939 г. на вооружении 9 авиагрупп находилось 348 Ju87. 300 были полностью боеготовы. Все самолеты уже только модификации В-1. Более старые Ju 87A передали в учебные подразделения.

«Восемьдесят седьмые» действовали в тылу противника, уничтожая коммуникации и военные объекты. Но вскоре, в результате полной безнаказанности, «штуки» начали «охотиться» даже за второстепенными целями, используя свои крыльевые пулеметы. 8 сентября они были привлечены к выполнению стратегической задачи - около 140 Ju 87 совершили массированный налет на Варшаву. Интересно, что первую воздушную победу во второй мировой войне также одержал экипаж Ju 87. Стрелок Франк Нойберт сбил из турельного пулемета польский истребитель PZL Р.11.С. Польская авиация в первые же дни войны была полностью подавлена, и Ju 87 действовали довольно нагло. Их потери оказались незначительными - 30 машин. Из них только 11 были сбиты истребителями.


После Польши немцы стали готовиться и к большой войне на Западе. Это, естественно, не могло не отразиться и на программе усовершенствования пикирующих бомбардировщиков. Ведь если в Польше Ju 87 могли наносить удары по любому району, то их дальности для действия против Англии и Франции уже не хватало. Пришлось создавать новый вариант самолета Ju 87R-1, оснащенный двумя 300-литровыми подвесными топливными баками, что увеличило дальность полета с 800 до 1400 км (правда, бомбы под крыло уже не вешались). Летом 1940 г. на вооружение начал поступать самолет с более мощным 1200-сильным двигателем Jumo 211 Da, получившим обозначение Ju 87B-2.

Ему соответствовал и дальний пикировщик R-2. Однако война против Англии и Франции выявила серьезный недостаток Ju 87 - его уязвимость от истребителей противника. Уже в боях под Дюнкерком, когда англичане временно захватили превосходство в воздухе, Юнкерсы, не имевшие броневой защиты и хорошего оборонительного вооружения, понесли ощутимые потери. В немалой степени этому способствовали английские «спитфайры» и «харрикейны», вооруженные восемью пулеметами каждый, и которые были гораздо более эффективны, чем польские истребители, с двумя-четырьмя пулеметами.

Еще более серьезные потери немецкие пикировщики понесли в ходе битвы за Англию. Уже через 6 дней после начала этой воздушной операции командование люфтваффе решило прекратить использование Ju 87 на данном направлении. В противном случае это могло бы привести к полному истреблению всех соединений немецких пикировщиков. «Штуки» были переброшены на Балканы, в Италию и Северную Африку. Здесь, в условиях слабого противодействия вражеской авиации они вновь доказали свою высокую эффективность, в том числе и при ударах по кораблям противника. К лету 1941 г. большое количество Ju 87 было переброшено к границам Советского Союза.

В основном это были Ju 87B-2, так как практически все самолеты модификации В-1 к этому времени передали в учебные группы. Начало войны против СССР для немцев пошло по привычному сценарию: удары по аэродромам, завоевание полного господства в воздухе и безнаказанные действия Ju 87 по сухопутным войскам и тыловым объектам. Тяжелые потери от точных ударов немецких пикировщиков понес и наш морской флот. Однако военная кампания на Востоке мало напоминала немцам Польшу и Францию.


Советские истребители даже в одиночку дрались яростно и умело. Немецкие самолеты, и в первую очередь Ju 87, стали нести значительные потери. Не помогло и появление на фронте новой модификации «штуки» (Ju 87D), оснащенной 1400-сильным двигателем и имеющей лучшую живучесть за счет дополнительного бронирования. Первые Ju 87D-1 появились на фронте в январе 1942 года под Ленинградом. Затем они приняли активное участие в ходе немецкого наступления под Сталинградом, где выполнили тысячи вылетов, практически полностью уничтожив город. В это время у немцев появились два новых варианта самолета - буксировщик планеров Ju 87D-2 и штурмовик D-3 с усиленным бронированием.

К летнему наступлению 1943 г. под Курском немцы подготовили усовершенствованные самолеты Ju 87D-5 с крылом увеличенного размаха и крыльевыми 20-мм пушками, а также истребитель танков Ju 87G, под крылом которого подвешивались две 37-мм пушки. При этом Ju 87G не производились серийно, а переоборудовались из Ju 87D-3 и D-5, получая при этом обозначение G-1 и G-2 соответственно. Однако сражение на Курской дуге стало для юнкерсов последним. Тихоходные «штуки» с успехом сбивались нашими истребителями, несмотря на прикрытие «мессершмиттов». (Не лишним будет вспомнить и воздушный бой, в котором младший лейтенант А. Горовец сбил девять Ju 87). С той поры Ju 87 использовались как тренировочные, а оставшиеся в войсках оснастили пламегасителями и перевели в подразделения ночных бомбардировщиков. К осени 1944 г. к дневным вылетам привлекались только штурмовики Ju 87G. Пикирующие бомбардировщики были заменены усовершенствованными самолетами FW 190F и G. В это время прекратилось и серийное производство самолета. Всего было построено 5709 машин.

Комментарии

1

: 23.02.2017 17:56

Цитирую читатель

Примерно так- во многих странах считалось что борьба с дотами- не дело авиации, главная сила ВВС- в массах тяжелых и средних бомбардировщиках, хотя у тех же американцев был опыт успешного применения бомбометания с пикирования в локальных войнах. Косность мышления - характерная черта отнюдь не только наших генералов



: 23.02.2017 16:49

Цитирую майор

Вот!Вот как они это "просекли"?!Конечно,я силён "задним умом":/),но уничтожение переправ иль ДОТов-это на виду...Или вытекает из тактики?Мол.есть у нас супер-пупер пушка-она к х...ам всё снесёт и разбомбит,артиллерия "рулит"...



: 23.02.2017 16:28

Цитирую читатель

Наверно немцы первые "просекли тему" и успели воплотить "в металле" до начала войны. Остальные поняли все выгоды немного позже, но не стали распылять усилия на разработку принципиально новых самолетов, ограничившись переделками



: 23.02.2017 15:52

Цитирую майор

Да,именно армейский.Что флотские "просекли тему"-это понятно,своя специфика.А вот армейцы..И "вроде надо",и тут же "а зачем"....Спасибо за А-31,не знал.Почитал.Мне показалось,какой то он "безликий" чтоль....



: 23.02.2017 14:20

Цитирую читатель

А валти А-31 Венджес, чем не подходит? Да и тот же "донтлес" чем плох, или японские пикировщики? Или Вас именно армейские(без морских) интересуют?



: 23.02.2017 10:47

Майор,ещё раз с Праздником!:))Ваше мнение-почему только немцы сделали армейский "чистый" пикировщик?У остальных-либо "переклассификация",типа нашего ПЕ-2,либо "переделки" из палубников-французский LN-40,иль американский А-24 из знаменитого SBD"Донтлесс"...