Юбки

Техника медитативного сосредоточения — практикум. Медитация сосредоточения

Это называется концентрацией внимания. Концентрация внимания связана с волей и с центром в межбровье (аджной). Концентрация внимания - это "длительное фокусирование", или "длительная сосредоточенность". Многие учебники по йоге акцентируют внимание на длительном фокусировании, или сосредоточении. Если вы используете только концентрацию внимания, вы не достигнете просветления. Почему? Потому что если вы не в состоянии услышать в момент сосредоточения громкий голос зовущего вас друга, как вы услышите тихий шепот вашей высшей души? Если вы не в состоянии услышать голос человека, находящегося рядом с вами, то, как вы услышите "звук тишины"? Как вы услышите "внутрений ОМ"?

Когда женщина называет мужчину чувствительным, это не означает, что этот мужчина — плакса. Это означает, что мужчина осознает потребности и чувства женщины и старается вести себя таким образом, чтобы сделать женщину счастливой. С вами случалось такое, что вы испытывали раздражение по отношению к вашему супругу, в то время как ваш супруг об этом даже и не подозревал — до тех пор, пока вы не давали выхода своим чувствам? Это говорит об отсутствии чуткости с его стороны. Это относится как к мужчинам, так и к женщинам. И те, и другие могут быть невнимательны к чувствам и потребностям своей "половины".

Чуткость, или чувствительность, связана с сердечной чакрой. Чтобы достичь положительных результатов в духовной практике, недостаточно использовать только длительное сосредоточение или концентрацию внимания. Необходимо также практиковать длительную чуткость или осознанность. Понятие длительной осознанности практически отсутствует в западной культуре. Поэтому не имеется точного слова для обозначения этого состояния. В Индии для обозначения состояния продолжительной осознанности употребляется слово дхьяна (Dhyana).

Но даже в Индии истинное значение этого слова остается неясным для большинства людей, занимающихся духовными практиками и медитацией. Слово и понятие "дхьяна" из Индии распространилось в Китай, где оно стало звучать по-китайски как чань (Chan). Монахи Шаолиньского монастыря в Южном Китае распространили чань в Японию, и на японском языке оно стало известно как дзэн (Zen). Дхьяна, чань и дзэн означают "длительную осознанность". Так как в европейских языках не существует подходящего слова для обозначения понятия "длительная осознанность", использовано слово "медитация" в этом значении.

Концентрация и Медитация

Привычка к медитации и концентрации является очень ценным качеством для вас на вашем духовном пути. Медитация придает большое количество силы, мира, новой энергии и жизнедеятельности. Если медитирующий часто раздражается, это говорит о том, что он не добился хорошей, непрерывной медитации. Что-то не совсем ладно с его Садханой и созерцанием.

Вы должны будете медитировать со спокойным умом. Только тогда вы быстро достигнете Самадхи. Если вы научитесь контролировать Индрии и искорените желания, то ваш ум станет спокойным. Острая жажда освобождения и мысли о Боге разрушат все желания. Тот, кто обладает спокойным умом, является царем всех царей. Состояние, в котором пребывает тот, чей ум спокоен, невозможно описать. При концентрации и медитации вы должны будете тренировать свой ум различными способами. Только тогда грубый ум превратится в утонченный (Сукшма). Всё, о чем вы размышляете в молчании в период медитации, должно быть проявлено в повседневной жизни, где вы должны также сохранять равновесие и гармонию. Только тогда вы насладитесь реальными плодами медитации и концентрации.

А. Процесс медитации.

Держите голову, шею и позвоночник на одной прямой линии; подчинив и направив к сердцу ощущения и ум, мудрый проплывает на плоту Брахмана (ОМ) через все страшные течения мира. Подчиняя ощущения (Праны), искореняя желания, спокойно и без напряжения дышать через ноздри, мудрый, старательно ухаживает за умом наподобие кучера, в тележке которого запряжены норовистые лошади.

Когда в теле йога, состоящем из Земли, Воды, Света и Эфира, проявляются пять вышеописанных качеств, отличающих концентрацию внимания, то для него не существует больше болезней, старости, боли, так как в его теле горит огонь концентрации. Когда тело становится легким и здоровым, ум лишается желаний, тело сияет и излучает приятный запах, голос становится приятным и выделений становится немного, говорят, что достигнута первая ступень концентрации внимания.

Б. Общие Наметки.

Подобно тому, как сахар и соль впитывают воду, ваш ум должен будет впитать мысли о Боге, Божественной славе, Божественного присутствия и возвышенными, пробуждающими душу духовными мыслями. Только тогда вы навсегда установитесь в Божественном сознании.

Пять вещей необходимы, если вы хотите практиковать настоящую медитацию и быстро достигнуть Самадхи или самореализации. Это Моуна; легкая диета, или диета состоящая из молока фруктов; уединения на живописном лоне природы; личный контакт с Учителем и прохладное место.

Вы сможете погрузиться в глубокую медитацию только в том случае, если будет вести моральную жизнь. Затем вы сможете попытаться приобрести такое качество ума, как различение, и другие. Вы можете упражнять ум сначала в концентрации и, затем, посвятить себя медитации. Чем больше вы будете вести моральную жизнь и медитировать, тем больше у вас будет шансов достигнуть Нирвикальпа Самадхи, которое освободит вас от круга рождений и смертей и даст вам вечное Блаженство и бессмертие.

Что представляет собой изображение Господа Кришны, держащего флейту в руках? Что за философский символ представляет из себя флейта? Флейта - это символ ОМ. Он говорит: «Искорени свой эгоизм. Я буду играть на твоей флейте (теле). Пусть твоя воля станет единой с Моей. Найди убежище в ОМ. Ты сольешься с моим существом. Слушай внутреннюю, волнующую музыку в глубине себя и оставайся в вечном мире!»

Самадхи можно достигнуть практикой концентрации и медитации при наличии легкой диеты. Медитируйте по два-три часа. Если вы устанете, отдохните полчаса. Выпейте чашку молока и снова приступайте к медитации. Повторяйте процесс медитации снова и снова. Вечером вы можете прогуляться по веранде. Не позволяйте уму заниматься какими-либо мирскими делами даже несколько минут. Точно также, как студент, изучая математику и геометрию, которые вначале очень неинтересны, создает себе интерес, думая о тех преимуществах, которые он будет иметь, сдав экзамены, и вас следует создать интерес к медитации мыслями о бесчисленных благах, даруемых ею при постоянной практике, а именно: бессмертие, высочайший мир и бесконечное блаженство. Если вы не предрасположены к работе и хотите заниматься только медитацией, вы можете вести жизнь полного отшельника, питаясь только молоком и фруктами. Вы достигнете большого духовного прогресса. Если же есть склонность к работе, а медитативное настроение исчезает, то приступайте к работе снова. Таким образом, постоянной практикой следует обуздывать ум.

Бросьте кусок железного прута в печь. Он станет красным как огонь. Выньте его из печи, и он потеряет свой красный цвет. Если вы хотите, чтобы он всегда был красным, вы и должны всегда держать его в огне. Таким образом, если вы хотите, чтобы ваш ум горел огнем Брахмической мудрости, то вы должны всегда держать его в контакте с Брахмическим огнем знания посредством постоянной и интенсивной медитации. Вы должны поддерживать непрерывное течение Брахмического сознания. Тогда вы достигнете Сахаджи Авастхи (естественного состояния).

Если вы можете медитировать в продолжение получаса, вы сможете в результате благотворного воздействия этой медитации целую неделю заниматься повседневными делами в битве жизни, сохраняя мир и духовную силу. Так как вам приходится сталкиваться в повседневной жизни с различными, имеющими свои особенностями умами, то вам следует запастись силой и миром при помощи медитации. Тогда вы не будете беспокоиться и волноваться.

Если вы только начинаете заниматься медитацией, то прежде чем приступить к ее исполнению, всякий раз повторяйте Слоки или Стотры (духовные гимны) в продолжение десяти минут. Это поднимает ум на более высокую плоскость и отвлекает его от мирских объектов. Затем прекратите и этот процесс мышления и направьте ум на одну идею энергичным и неослабным усилием. После этого наступит Ништа.

В. Образы.

Прежде, чем начать медитировать, вы должны создать умственный образ Бога или Брахмана (конкретный или абстрактный). Когда вы взираете с открытыми глазами на конкретную фигуру Господа Кришны и медитируете, то это - конкретная медитация. Когда же вы размышляете об образе Господа Кришны с закрытыми глазами, хотя это тоже конкретная медитация, но он уже носит уже в какой-то степени абстрактный характер. А размышление над бесконечным астральным светом, будет еще более абстрактной медитацией. Первых два типа медитации принадлежат к Сагуна-медитации, а последняя к Ниргуна-медитации в начальной стадии имеется абстрактный образ для настройки ума, который через некоторое время исчезает, и медитирующий сливается с объектом медитации. Медитация исходит от ума.

Г. Практическое руководство.

Приступив к медитации, отметьте то время, на которое вам удалось изгнать все мирские мысли. Очень внимательно наблюдайте за умом. Если, к примеру, это время составляет 20 минут, то постарайтесь увеличить его до 30-40 и более минут. Снова и снова заполняйте ум мыслями о Боге. Когда ум станет устойчивым в медитации, глаза также станут устойчивыми. Йог, ум которого спокоен, обладает твердым, устойчивым взглядом. Он совершенно не моргает. Глаза могут стать красными или чисто белыми.

Всякое действие, внешнее или внутреннее, может быть совершено только тогда, когда ум связан с соответствующими органами тела. Мысль - это реальное действие. Если вы овладеет контролем над умом посредством постоянной практики, если вы научитесь управлять вашими эмоциями и настроениями, то вы не совершите глупых и неправильных действий. Медитация и концетрация очень поможет вам контролировать различные эмоции и импульсы.

Размышляйте и концентрируйте свой ум на необъятных небесных пространствах. Это тоже один из видов Ниргуна-медитации. Этот метода помогает исключить из ума конечные формы. Ум начнет постепенно растворяться в океане мира, так как он лишается своего содержания, т. е. различных форм. Он начнет становиться все утонченнее и утонченнее.

Некоторые предпочитают медитировать с открытыми глазами, другие с закрытыми, тогда как третьи с полузакрытыми глазами. Если вы будете медитировать с закрытыми глазами, то пыль и всякие посторонние частицы не будут попадать в глаза. Некоторых беспокоят разные вспышки и толчки и поэтому они предпочитают медитировать с открытыми глазами. Некоторые не могут медитировать с закрытыми глазами потому, что через сравнительно короткий промежуток времени впадают в сон. У новичков, медитирующих с открытыми глазами, ум начинает блуждать по объектам. Прислушиваясь к голосу разума, выберите для себя наиболее подходящий способ. Преодолевайте также и другие препятствия посредством подходящих и разумных методов.

Вы должны регулярно заниматься медитацией, что очень важно в этом деле. Если вы будет соблюдать это правило, то сможете быстро достигнуть большого успеха. Если вы даже не будете первое время ощущать заметных результатов в практике медитации, то продолжайте упорно упражняться.

Будьте искренни, чисты, терпеливы и упорны и через некоторое время вы добьетесь успеха. В этом нет никакого сомнения. Ни в коем случае не прекращайте упражняться даже на один день. Снова и снова заполняйте ум Саттвическими Божественными мыслями. Новые борозды будут проложены в вашем мозгу. Подобно тому, как граммофонная игла вырезает небольшую бороздку на пластинке, Саттвические мысли проложат новые здоровые борозды в уме и мозгу. Будут образованы новые Самскары.

Прана - это внешняя оболочка ума. Вибрация утонченной психической Праны создает мысль. Посредством Пранайямы вы можете улучшить свою медитацию, сделав ум более устойчивым. Если вы храните лимонный или Тамаридовый сок в золотой чашке, то он не портится. Если же вы поместите его в медный сосуд, то он моментально испортится и станет ядовитым. Таким же образом, если в чистом уме того, кто постоянно практикует медитацию, возникнут Вишайя Вритти (мысли связанные с чувственными объектами), но они не загрязнят его и не вызовут в нем Викару (страстное возбуждение). Если же эти Вритти возникают в нечистом уме, то они вызывают возбуждение.

Д. Телесное здоровье.

Асана (поза) укрепляет тело. Бандха и Мудра делают тело крепким. Пранайяма делает тело легким. Палимуддхи влияет на Самьябастху ума. Приобретя эти качества, следует устремить ум к Брахману. Только тогда можно добиться устойчивой медитации и насладиться счастьем.

В четыре часа практикуйте Сархасану в продолжение пяти минут. Затем отдохните пять минут и приступайте к медитации, которая будет легко достижима. Но прежде чем приступить к медитации, выполните 20 кумбхак. Пранайяма изгонит Тендру и Аласью (сонливость и лень) и сделает ум устойчивым.

Неделю питайтесь только молоком и фруктами, от чего качество медитации повысится в значительной степени. Такая диета сделает тело легким, а ум Саттвическим. Примите за правило, вечером ничего не есть, кроме пол-литра молока. Качество медитации станет хорошим, и вы легко сможет преодолеть сонливость. Тяжелая пища, принятая вечером, вызывает сонливость.

Е. Поза для медитации.

Те, кто медитирует по 4-5 часов зараз, могут сначала медитировать в Падма и Ваджра или Сиддха и Ваджра Асанах. Иногда кровь скопляется в ногах и немного беспокоит. Через два часа следует изменить Асану, например после Падма или Сиддха асан принять Ваджрасану или просто выпрямить ноги, облокотитесь на стену или на подушку. Держите позвоночник прямо. Это наиболее удобная Асана. Поставьте два стула рядом, сядьте на один, а на другой положите ноги - это другой вариант.

Вот совет для начинающих. Сядьте в Падмасану (в комнате, предназначенной для упражнений), закройте глаза и медитируйте о лучезарности солнца, великолепии лунного света, о величественности звездного неба, о красоте небесных пространств.

Ж. Предварительные упражнения.

Начинайте тренировать ум различными способами, практикуя концентрацию внимания. Сосредоточивайтесь на Анахата звуках - звука идущих из сердца, заткнув уши. Сосредоточивайтесь на дыхании, повторяя Сохам. Сосредоточивайтесь на любом конкретном образе. Сосредоточивайтесь на голубом небе, не всепроникающем солнечном свете. Сосредоточивайтесь на различных Чакрах тела, на абстрактных идеях - Сатьям, Джанаям, Анантам, Экан, Нитьям и т. д. (Истина, Мудрость, Бесконечность, Единая Вечная Сущность) и, в конце концов, остановитесь на одной из них.

При медитации не напрягайте глаза. Не напрягайте мозг. Не боритесь и не сражайтесь с умом. Расслабьтесь. Дайте Божественным мыслям спокойно течь в уме. Упорно думайте о Лакшье (объекте медитации). Не прогоняйте силой вторгающиеся мысли. Наполняйте ум утонченными мыслями. Когда ум наполнен возвышенными Саттвическими мыслями, нежелательные мысли исчезнут сами собой. Если при медитации вы испытываете значительное напряжение, то на несколько дней сократите время медитации. Пусть медитация всегда будет легкой. Когда вы добьетесь этого, вы снова можете увеличить время.

Придерживайтесь здравого смысла в вашей Садхане, я всегда напоминаю об этом.

Когда и где медитировать

Практикуйте медитацию в Брахма-Мухурту. Это самое лучшее время. Всегда выбирайте днем и ночью наиболее подходящее время для медитации, т. е. когда ваш ум ясен и маловероятно, что что-либо вас побеспокоит. Вы можете упражняться пред сном. Ум спокоен в это время. Хорошая медитация может иметь место в воскресенье, так как это выходной день и ум свободен. Воспользуйтесь этим и проведите сильную медитацию.

Медитация и концентрация внимания будут очень хорошими, если вы будете питаться только молоком и фруктами, или будете поститься. Всегда поступайте, как подсказывает здравый смысл, и старайтесь извлечь максимальную пользу. Медитируйте ночью. Если вы не имеете достаточно времени, то проводите медитацию два раза в сутки. Если днем не окажется свободного времени, то практикуйте медитацию ночью минут 10-15. Ночью вам не будут сниться дурные сны. Божественные мысли будут наполнять ум также и во время сна, так как ум получил хорошую зарядку.

Ученик, медитирующий в уединении, находясь в городе, в комнате, расположенной на верхних этажах здания, может чувствовать себя также спокойно, как и в лесу. Правда, здесь нет благоприятных духовных вибраций, которые играют существенную роль в эволюции ума, создавая Экаграту. Во всех священных местах такие духовные вибрации Риши наполняют эфирное пространство, и ученик извлекает огромную пользу от них. В таких местах Вайрагья, Саттвическая Бхава и медитативное настроение приходят сами собой, без усилия и борьбы.

Некоторые люди, выходя из поезда на станции Ришикеш, при виде Гималаев восклицали: «Что это такое, сын, отец? Это же сон, иллюзия, всё это Майя». Таково влияние вибраций на умы людей. Только мудрецы и йоги могут сразу распознать природу вибраций в местах, удобных для медитации.

Вам дан ключ от многих загадок жизни. Этот ключ - медитация. Медитируйте регулярно утром между 4 и 7 часами, и вы достигнете вечного блаженства и бессмертия. Берега Ганга или Нармады, живописные Гималаи, прелестные цветущие сады, священные храмы поднимают ум на более высокую плоскость в концентрации и медитации. Пользуйтесь их услугами.

Для концентрации внимания ума наиболее подходящим является место с прохладным климатом и возвышенными духовными вибрациями. Ранним утром ваш ум наиболее чист и спокоен. В это время ощущается духовное влияние и мистическая тишина. Все святые и йоги практикуют медитацию в эти часы и посылают всему миру свои духовные вибрации. Вы извлечете огромную пользу, если в это время начнете свои молитвы, Джапу или медитацию. Вам не нужно будет напрягаться, и медитативное настроение придет само собой.

Вспомогательные средства для медитации.

Мула-Бандха в медитации. Когда вы сидите в асане для исполнения Джапы, то сожмите мышцы ануса. В Хатха-Йоге это называется Мула-Бандха. Это способствует концентрации внимания. Это упражнение удерживает Ананавийю от движения вниз.

Кумбхак в медитации. Задержите дыхание столько, сколько вы можете без напряжения. Это - Кумбхак. Это в значительной степени способствует концентрации внимания, делая ум устойчивым. Вы будете чувствовать интенсивное духовное блаженство.

Диета Йога. Соблюдайте Митхахару, т. е. Саттвическую диету. Желудок, переполненный рисом и овощами, бобовыми и хлебом является причиной помех и сонливости в Садхане. Обжора или сексуалист, тупица или лентяй не могут практиковать медитацию. Молочная диета делает тело легким, она позволит вам часами находиться в одной асане с легкостью и удобством. Если вы почувствуете слабость, то можете день или два питаться рисом и молоком, или ячменем или молоком. Те же, кто работает или служит где-нибудь, или читает лекции перед публикой, или занимается другого рода духовной деятельностью, пропагандируя знания, нуждается в плотной, питательной пище.

Вы можете часто встретить в Гите такие слова: «Ананья Чета», что значит: «отсутствие мыслей о чем-либо другом». Макчита, Нитья, Якта, Экаграш Манах и Сарва Бхава. Эти слова обозначают, что вы должны весь свой ум целиком и полностью посвятить Богу. Только тогда вы добьетесь самореализации. Божественного Сознания можно достичь только тогда, когда ни один луч ума не отклоняется в сторону.

Пребывайте в Молчании. Познайте себя. Познайте То. Растворите ум в Том. Истина совершенно чиста и проста.

Асана (поза) укрепляет тело. Бандха и Мудра делают его сильным. Пранаяма делает тело легким. Нади Судхи делает ум устойчивым. Приобретя эти качества, вы должны будете направить ум на Брахмана. Только тогда медитации будет устойчивой и принесет вам счастье.

Берега Ганга или Нармады, живописные Гималаи с великолепными цветущими садами, священными храмами, являются местами, которые способствуют эволюции ума в концентрации и медитации. Пользуйтесь их услугами. Прохладное место, наличие духовных вибраций, уединение - это необходимые условия для концентрации ума. Подобно тому, как соль растворяется в воде, Саттвический ум, находясь в тишине, растворяется в Брахмане (его субстрате) во время медитации.

Если вы только начинаете заниматься медитацией, то приступая к ней, повторяйте Слоки или Стотры (возвышенные гимны) в течение десяти минут. Это вызовет эволюцию ума и вам нетрудно будет отвлечь его от мирских объектов. После этого многократным и энергичным усилием направьте ум на одну идею. Тогда последует Ништа.

Усилием воли удерживается на объекте концентрации , часто может происходить частичное, или полное отвлечение на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации.
Первое время для большинства людей концентрация кажется чем-то почти невозможным для выполнения, т.к. отвлечение на мысли, в силу глубоко укоренившейся привычки, происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем мы занимаемся и какими бы важными мысли нам ни казались, нужно дать себе установку, что все эти мысли я буду думать после практики, а сейчас – только практика.

Первые месяцы у большинства людей, как правило, ещё нет заметных результатов. Вы как бы сталкиваетесь с нежеланием ума подчиняться Вашей воле. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация – это и очень сложно, и очень просто. Это сложно для ума, но это достаточно легко, когда Ваше сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.

Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на завтра даже не вспомнить об этом. Ум не устойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени. Поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в Вашей индивидуальности, отвечает разум.

Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, Вы привыкаете все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, но Ваша задача сделать его подвластным, суметь обучиться направлять Ваш потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации , приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Так же дело обстоит и с силой кундалини, которая пробуждается зачастую внезапно для самого практика, когда его внимание однонаправлено.

По мере продвижения в практике концентрация будет плавно переходить в медитацию . Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация , т.к. этот процесс, чаще всего постепенный. Медитация отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда Ваш разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации начинается естественное спонтанное созерцание объекта, все происходит легко, без всяких стараний.

Человек, освобожденный от мыслей на время медитации , пребывает в естественном состоянии своего сознания. Подобное переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженством, легкостью и свободой. В йоге это первый уровень самадхи – савикальпа самадхи. По мере успокоения ума, нарастает блаженство и восторг.
Не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время ещё будет рефлексировать, и мысли будут становиться все менее связными. Не важно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это не важно, все это Вы должны оставить как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью. Если Вы обучились не реагировать на мысли, Ваше сознание поднимается до сферы интуитивного разума.

Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации будут лишь мешать. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности, осознанности. Не стоит пытаться её сохранять, нужно просто позволить ей происходить как чему-то естественному. Ведь Ваше внимание всегда с Вами, поэтому Вам просто необходимо перестать прилагать усилия, не засыпая, позволить вашему вниманию интуитивно, самопроизвольно изливаться на объект восприятия.

Когда начинаются старания, или усилия - бдительность теряется, т.к. включается эго, деятельный субъект и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями (вритти). При подобных усилиях Вы соскальзываете с тонкой, интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием на более грубую - сферу мысли.

По сути, состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является чистым «Я» (Атман, Пуруша), без каких-либо характеристик. Можно условно его охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.

Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта медитации не остается больше ничего, сознание полностью сливается с объектом, проникается им. Во время такого самадхи существует лишь этот объект, погруженный в чистое «Я».

Следующим шагом будет отвлечение внимания даже от этого объекта. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта. Когда сознание будет подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит сам собой, как переход в абсолютно естественное идеальное состояние чистого бытия, вне всяких объектов. Подобное состояние называют нирвикальпа самадхи.

Здесь многое зависит также и от объекта медитации, которым может быть что угодно: любое ощущение, внешний объект или мысль. Очень популярны медитации на дыхание, на внутренний звук и свет, на чакры, мантровые техники и др. По моему мнению, все же лучшая медитация – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии .

*****Чтобы перейти на 2 часть Концентрации*****

необходимо научиться расслаблять все наше существование и перестать пытаться делать что-либо, т.к. внимание вещь спонтанная и естественная. Этот процесс очень индивидуальный и даже интимный. Почти невозможно описывать подробно все этапы, т.к. их могут быть сотни и у каждого свои, но в общих чертах происходит следующее.

Сначала мы расслабляем тело, оставляя слегка напряженными лишь те части, которые нужны нам для поддержания необходимой для медитации позы. В первое время почти невозможно отличить мысль о том, что Вы наблюдаете от самого наблюдения. Если кажется, что Вы медитируете , это значит, что, скорей всего, Вы лишь думаете об этом. Медитация – является исключительно интуитивным процессом, как спонтанный танец, за пределами мыслей. Вы можете думать о бегущих облаках, но им не нужны для передвижения ни какие ментальные усилия. Чтобы поднять руку, вам не требуются мысли. Ошо во время одной из своих лекций приводил пример с сороконожкой, которая однажды, вдруг, задумалась о том, каким же образом она перемещает все свои ножки. И когда она об этом подумала – споткнулась.

Одной из самых эффективных медитаций – является медитация на мысли возникающие в спектре нашего осознания. По мере практики наблюдения мыслей, Вы станете различать разные аспекты, или грани мыслей. Станет ясно, что мысль – это не только то самое, живое, моя личность, эго и т.п., а это ещё и энергия, причем объективно живой её не назовешь - это определенный вид напряжения на общем фоне сознания. Когда напряжение будет распознано, начинается период расслабления.

Вы отпускаете все концепции «себя», все, что связывали с собой, не засыпая, а находясь в непрерывном извечно естественном внимании. Станет ясно, что мысль это даже своего рода некоторое усилие, просто мы привыкли его совершать и по началу расслабление кажется чем-то не естественным. Но это лишь очередная мысль. Мы расслабляем мозг, голову, отпускаем все импульсы, возникающие на периферии.

В это время уже постепенно появляется различение того, что вокруг нас всегда кружат сотни мыслей в этом ментальном поле восприятия, и мы на самом деле являемся проводниками этих субстанций. Наш разум бессознательно цеплял их оттуда. По мере расслабления Вы все больше проникаете в бессознательное, наделяя его светом своего внимания, упорядочивая и расширяя сознание. Расширение сознания характеризуется переживанием легкости, свободы, счастья, Вы как бы расплываетесь в пространстве, и Ваше я уже не тот сжатый пучок мыслей.

По мере продвижения в практике медитации , выражение мыслей во внутренний монолог, станет казаться чем-то грубым. Мысли начинают ощущаться ещё в форме импульсов, и сразу происходит узнавание изначального вкуса мысли. Ещё не впустив мысль в себя, Вы уже различаете, является ли эта мысль негативной, или гармоничной, стоит ли этой мысли уделять внимание, подпитав её, дать ей ход, или не стоит.

Считаю, что это лучший способ прекратить индульгирование, самопотакание, нытье, избавив мозг от груза хаоса бесполезной информации, затрачивающей наше внимание и энергию. Другие повседневные методы, зачастую связаны с подавлением, или проигрыванием роли отрешенного человека, но редко дают реальную свободу от негативных переживаний.

Как уже упоминалось можно медитировать без объекта , просто расслабляя сознание, оставаясь бдительным, настраиваясь сразу на незапятнанный аспект существования как таковой, что является прямым способом распознавания своей сущности. Но это практика продвинутых, и в большинстве случаев объект полезен и необходим, хотя бы как точка отсчета, или как указатель, чтобы не сбиться с пути. Например, когда не совсем ясно, что происходит в сознании, Вы просто помните: «я созерцаю этот объект», будь то, кончик носа, дыхание, звук, мантры или др.

По мере продвижения и прогресса расслабления мыследеятельности, внимание становится все более расфиксированным. Отцепившись от таких острых частностей как мысли и утончившись, мы ощущаем внимание, как некое вибрирующее бытие подобное пространству. Это ещё не конечная цель, т.к. все ещё имеется некая энергия, которую мы ощущаем, и которая фиксирует нас в определенной плоскости, хоть и более широкой, чем частные мысли.

В медитации, по мере снятия напряжения, происходит выход всех, накопившихся стрессов (кармы). Утончается различительная способность разума. Появляется возможность работать с тончайшими причинами того, что с нами происходит.

Начинать практику медитации можно с двадцати минут два раза в день, постепенно увеличивая до часа и более. В свободные дни можно устраивать себе ритриты, когда медитация проходит по 5-8 часов в день. Подобный ритрит может длиться от одного дня до нескольких лет, в зависимости от условий практики. Ритрит является наиболее мощным средством реализации просветления.

Медитацию, по возможности, необходимо дополнять подходящей Вам практикой физических упражнений. Одна из статей сайта посвящена удивительному, с точки зрения эффективности и простоты комплексу упражнений Сурья Намаскар .

Если медитация не получается и Вы ощущаете что-то вроде попыток концентрации, можно пробовать давать себе различные установки (санкальпы).

1.) Я держусь объекта медитации, во что бы то ни стало, не отвлекаясь.
2.) Сейчас нет ни одной важной мысли, все это я буду думать позже, а сейчас только практика.
3.) Все происходит само собой, я ничего не делаю, выбор происходит автоматически, я свободен от выбора.
4.) Объект медитации уже и так здесь и сейчас, ни какие старания не помогут его воспринять. Нужно лишь расслабиться.
5.) Я отпускаю мысли «как есть», пусть будут любые мысли, я не обращаю на них внимания.
6.) Как я могу не управлять своим собственным умом. Если я не управляем чем-либо, быть может, это не мое?
7.) Я всегда был здесь, всегда было то, что есть прямо сейчас и больше ничего не нужно - не к чему стремиться.

Все же, почти невозможно объективно словами описать эти тонкие процессы, и стоит, практикуясь каждый день, привыкать сознательно к интуитивному осознанию, которое у большинства людей в наше время дремлет.

Медитация. Первая и последняя свобода Раджниш Бхагван Шри

МЕДИТАЦИЯ - ЭТО НЕ КОНЦЕНТРАЦИЯ

Медитационные техники могут быть неверными. Например: любая медитационная техника, погружающая вас в глубокую сосредоточенность, - неверна. Вы будете становиться все более и более замкнутым, вместо того чтобы становиться открытым. Если вы будете сужать свое сознание, на чем-то концентрировать его, если будете изгонять бытие и становиться целенаправленным, это будет вызывать в вас все большее и большее напряжение (tension). Отсюда и слово «внимание» (attension), которое означает «в напряжении» (at-tension). Концентрация, сам звук этого слова, вызывает в вас ощущение напряженности.

У сосредоточенности есть свои положительные стороны, но это - не медитация. В научной работе - при научных исследованиях, в лаборатории - вам требуется сосредоточенность. Вы должны сосредоточиться на одной проблеме и исключить все остальное - настолько сильно, чтобы буквально забыть весь мир. Ваш мир - это только та проблема, на которой вы сосредоточились. Вот почему ученые становятся рассеянными. Слишком сосредоточенные люди обычно становятся рассеянными, потому что им неизвестно, как оставаться открытыми для всего мира.

Послушайте один анекдот.

Я принес лягушку, - сказал профессор зоологии, весело улыбаясь своим студентам, - ее только что поймали в пруду; сначала мы изучим ее внешнее строение, а затем препарируем.

Он осторожно развернул принесенный с собою сверток, внутри которого оказался бутерброд с ветчиной. Добряк-профессор с изумлением уставился на бутерброд.

Странно! - сказал он. - Но я точно помню, что съел свой завтрак.

Такое часто случается с учеными. Они слишком целенаправленны, и от этого их ум сужается. У узкого ума есть, разумеется, свои преимущества: он становится более проницательным, он подобен острой игле; он бьет точно в нужную точку, но оставляет без внимания огромную окружающую его жизнь.

Человек, подобный Будде, не есть человек концентрации, это - человек осознавания. Он не старается сузить свое сознание; наоборот, он опрокидывает все барьеры, чтобы полностью открыться существованию. Понаблюдайте… существование одновременно. Вот я говорю здесь, и одновременно слышится шум уличного движения. Поезд, птицы, ветер в деревьях - в этот момент все существование сливается в один поток. Вы слушаете меня, я говорю вам, а в это время происходит миллион различных событий - необычайное богатство.

Сосредоточенность делает вас целенаправленным, но за очень высокую цену: отбрасывается девяносто девять процентов жизни. Если вы решаете какую-то математическую задачу, вы не станете слушать, как поют птицы, - они будут отвлекать вас. Детские игры поблизости, лай собак на улице будут отвлекать вас. Ради сосредоточенности люди пытаются бежать от жизни - уходят в Гималаи, скрываются в пещерах, остаются в одиночестве, - чтобы сосредоточиться на Боге. Но Бог - это не объект, Бог - это целостность бытия в данный момент. Бог - это целостность. Вот почему наука не сможет познать Бога. Метод науки - концентрация, и именно из-за этого наука никогда не сможет познать Бога

Так что же делать? Повторение мантр, занятие трансцендентальной медитацией не поможет. Благодаря объективному подходу, благодаря научному уму, трансцендентальная медитация приобрела огромное значение в Америке - это единственная медитация, над которой можно работать научно. Она как раз и есть концентрация, а не медитация, поэтому она понятна научному уму. В университетах, в научных лабораториях, в психологических исследованиях в области трансцендентальной медитации проводится большая работа, и все потому, что она не есть медитация. Она - это концентрация, метод концентрации. Трансцендентальная медитация относится к той же категории, что и научная концентрация; между ними имеется прямая связь. Но с медитацией она не имеет ничего общего.

Медитация настолько беспредельна, настолько несказанно безгранична, что никакое научное изучение ее невозможно. Лишь в том случае, когда человек становится самим состраданием, можно судить о его достижениях. Альфа-излучения большой пользы не принесут, потому что они принадлежат уму, а медитация уму не принадлежит, она - это нечто запредельное.

Позвольте, я перечислю несколько основных моментов. Первое: медитация это не концентрация, а расслабление - человек внутренне расслабляется (relaxes into oneself). Чем больше вы расслабляетесь, тем больше ощущаете себя открытым, уязвимым, не таким жестким. Вы становитесь более гибким, и внезапно в вас начинает проникать бытие. Вы больше не похожи на скалу, в вас появляются отверстия.

Расслабиться - значит впасть в такое состояние, в котором вы ничего не делаете, потому что если вы будете что-либо делать, напряжение не прекратится. Состояние не-делания - это когда вы просто расслабляетесь и наслаждаетесь возникающим при этом чувством. Внутренне расслабьтесь, закройте глаза и слушайте все то, что происходит вокруг вас. Не нужно ни в чем видеть помеху. В тот момент, когда вы воспринимаете что-либо как помеху, вы отрицаете Бога.

Вот Бог пришел к вам в виде птицы - не отрицайте его. Он постучался в вашу дверь в облике птицы. Вот он пришел в виде лающей собаки, или плачущего ребенка, или хохочущего сумасшедшего. Не отрицайте, не отвергайте - принимайте, ибо, если вы отрицаете, вы напрягаетесь. Любое отрицание порождает напряжение - принимайте. Если вы хотите расслабиться - принимайте. Принимайте все, что происходит вокруг, пусть все становится органическим целым. Неважно, знаете вы об этом или нет, - все взаимосвязано. Птицы, деревья, небо, солнце, земля, вы, я - все связано друг с другом, все образует органическое единство.

Если исчезнет солнце, исчезнут деревья; если исчезнут деревья, исчезнут птицы; если исчезнут птицы и деревья, то вы не сможете быть здесь, исчезнете и вы. Это и есть экология. Все тесно взаимосвязано друг с другом.

Ничего не отрицайте, поскольку, когда вы отрицаете, вы отрицаете что-то в самих себе. Если вы отрицаете этих щебечущих птиц, тогда что-то отрицается и в вас.

Когда вы расслабляетесь, вы принимаете; принятие бытия - это единственный способ расслабиться. Если вам мешают незначительные вещи, значит, вам мешает ваша позиция. Сидите молча, слушайте все, что происходит вокруг вас, и расслабляйтесь. Принимайте, расслабляйтесь - и вдруг вы почувствуете, как внутри вас поднимается огромная энергия. Когда я говорю: «Наблюдайте» - не пытайтесь наблюдать; иначе вы вновь окажетесь напряженным и начнете концентрироваться. Просто расслабьтесь, оставайтесь расслабленным, ненапряженным и смотрите… а что еще можно делать? Вы здесь, ничего не нужно делать, никакой борьбы, никакого конфликта. Вы просто наблюдаете. Запомните: просто наблюдаете.

Из книги Медитация. Первая и последняя свобода автора Раджниш Бхагван Шри

МЕДИТАЦИЯ - ЭТО НЕ КОНЦЕНТРАЦИЯ Медитационные техники могут быть неверными. Например: любая медитационная техника, погружающая вас в глубокую сосредоточенность, - неверна. Вы будете становиться все более и более замкнутым, вместо того чтобы становиться открытым. Если

Из книги Оранжевая книга - (Техники) автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Астральное Каратэ: Принципы и практика автора Аверьянов Валерий

Глава 3 Концентрация и медитация. Расслабление тела - свободный поток энергии. Ощущение сансы и управление ею Огромную роль в АК играют упражнения на концентрацию и медитацию. Эти и подобные виды упражнений можно встретить во всех религиозных и магических практиках. Они

автора Махарши Рамана

Из книги Будь тем, кто ты есть! автора Махарши Рамана

Глава 10. Медитация и концентрация Настойчивое утверждение Шри Раманы, что сознавание «я» - мысли есть обязательная предпосылка Само–реализации, вело его к выводу, что все духовные практики, не имеющие этого характерного признака, являются косвенными и

Из книги Путь к свободе. Взгляд в себя автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Концентрация и медитация Раз уж мы в предыдущей главе заговорили о медитации, давайте более подробно коснемся этого вопроса. Многие люди, прочитав мою вторую книгу и попробовав помедитировать несколько раз, приходят ко мне и говорят, что у них ничего не получилось. Это

Из книги Быстрые результаты. 10-дневная программа повышения личной эффективности автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Концентрация Но давайте теперь поговорим еще немного о технике. Очень трудно провести различие между концентрацией и медитацией, но тем не менее некоторые точки мы все-таки обозначим. Концентрацией можно назвать процесс, когда вы выбираете какой-нибудь предмет внутри

Из книги Йога и здоровье автора Автор неизвестен

Из книги Йога 7x7. Суперкурс для начинающих автора Левшинов Андрей Алексеевич

Концентрация на чакрах Хатха-йог фиксирует свое сознание на сушумна-нади, находящейся внутри позвоночника, и на определенном центре -муладхаре, манипуре или аджне. Некоторые йоги игнорируют нижние чакры и концентрируются только на аджне. Они считают, что, управляя

Из книги 5 минут йоги не вставая с кровати. Для каждой женщины в любом возрасте автора Брахмачари Свами

Из книги Семь навыков эффективных родителей: Семейный тайм-менеджмент, или Как успевать все. Книга-тренинг автора Хайнц Мария

Из книги 30 шагов к богатству автора Правдина Наталия Борисовна

Из книги Медитации на каждый день. Раскрытие внутренних способностей автора Доля Роман Васильевич

Из книги Семь стратегий богатства и счастья автора Рон Джим

Медитация «Концентрация на предмете» Понимая, что все мы спим и видим символическую картину отраженной действительности, адепты йоги предложили концентрировать внимание на предмете, детально описывая его форму, параметры, характерные качества и т. д.Положите перед

Из книги Маленькая книжка для получения больших денег автора Правдина Наталья Борисовна

Из книги автора

Упражнение «Концентрация» С помощью этого упражнения вы научитесь быть внимательными к тому, что происходит вокруг вас, раскроете свои интуитивные способности, которые помогут вам всегда делать правильный выбор.1. Выберите две точки для концентрации. Первую – прямо

Медитация очень сильная практика, которая дает множество положительных эффектов. Основные положительные эффекты – быстрое восстановление психики после стрессов, восстановление физических сил, мощный рост воли, осознания, повышение эффективности работы, особенно интеллектуальной. Усиление энергетики человека, развитие интуиции, самоконтроля, памяти и различных экстрасенсорных способностей – также закономерный результат практики концентрации.

Самый легкий путь понять, что такое медитация – практика, Вы можете для этого использовать эффективную технику, имя которой концентрация .

Концентрация дает возможность войти в состояние медитации довольно быстро, причем требуется минимум объяснений. Через некоторое время концентрация автоматически переходит в медитацию, именно поэтому начинать упражнения по медитации легче всего с практики концентрации.

Концентрация представляет собой полное сосредоточение сознания на каком либо объекте. Другие объекты при этом как бы отодвигаются на задний план и получают минимум внимания.

Объекты концентрации могут быть самыми различными:

  • Точка на стене;
  • Символ;
  • Небольшой предмет;
  • Стихия (вода, земля, огонь, воздух);
  • Энергетический центр в теле человека или какой-либо его орган;
  • Звук;
  • Свет;
  • Дыхание;
  • Событие;
  • Человек;
  • Ситуация;
  • Абстрактное понятие.

Выбор объекта концентрации напрямую влияет на то, какой результат от практики Вы получите. Я имею в виду, что при разных объектах медитации получат развитие различные специфические способности. Но общим для всех объектов будет значительное повышение эффективности любого вида деятельности, проще говоря, КПД человека. По моему глубокому убеждению, концентрация еще и кратчайший путь развития экстрасенсорных способностей.

Техника концентрации

Одно из самых простых и эффективных упражнений по концентрации – работа с точкой на стене. Возьмите большой белый лист бумаги и нарисуйте посередине черный круг размером около 5мм. Круг полностью закрасьте. Этот лист должен находиться от Вас на расстоянии 0,5-1 метр, а точка должна быть примерно на уровне глаз или чуть ниже. Самый идеальный вариант – тихое спокойное место. Предупредите заранее свою семью, чтобы Вас не беспокоили во время занятий и отключите телефон.

Поза должна быть удобной и устойчивой, но позвоночник обязательно должен быть ровным. Лучше всего использовать для этого асану йоги ваджрасану, но если Вы не можете в ней просидеть долго или поза для Вас некомфортна можно сесть на стул или в кресло. При этом желательно не перекрещивать ноги и опираясь на спинку держать позвоночник ровным.

Время занятий поначалу – около 10 минут. Не спешите увеличивать его, это может остановить Вас почти в самом начале, т.к. может появиться стойкое отвращение к занятиям.

Смотрите не точку на стене, не моргая и не отвлекаясь на посторонние мысли и объекты. Всего через 10-20 секунд внимание будет усиленно отвлекаться на самые неуместные предметы и события. Взгляд начнет блуждать. Мысли будут постоянно Вам мешать, а их поведение будет похоже на стаю взбесившихся крыс. 🙂 Просто все время возвращайте свое внимание к точке на стене.

Старайтесь не моргать во время выполнения упражнения, а через какое-то время это становится все труднее. Глаза начинает «резать», но это, тем не менее, абсолютно не страшно для здоровья. Через некоторое время после выполнения упражнения и минимального отдыха (обычно не более 5-7 минут) неприятные ощущения полностью проходят без всяких последствий.

Иногда будет казаться что стена “плывет” перед глазами, взгляд будет затуманиваться, могут быть небольшие световые эффекты. Это не глюки, не шиза и Вас не посетила белка, с Вашей «крышей» – полный порядок.:) Не стоит этого пугаться, так бывает у всех. Просто у каждого немного по-своему.

Эффект от практики концентрации появляется постепенно, но уже через 2 недели Ваши способности к концентрации возрастут очень значительно, Вы просто не сможете этого не заметить. Первым же серьезным результатом можно считать факт, что изменения заметили окружающие люди, которые Вас достаточно хорошо знают.

Любая работа будет выполняться намного быстрее и качественнее, а усилий потребуется на ее выполнение гораздо меньше. Это открывает перед Вами и возможности для более быстрого профессионального роста. Вас будут больше ценить, как специалиста, а значит, Вы сможете претендовать и на соответствующий рост оплаты своего труда. Может это и чересчур прагматично, но это реальный факт.

И все же самый важный результат, который Вы сможете получить, практикуя концентрацию – это рост осознания и более высокий уровень контроля своей собственной жизни, рост и развитие воли и интеллектуальных способностей.


Похожие посты

  • (136)





Поставить ссылку на эту страницу

Эзотерик
Спасибо тебе большое за этот пост… будут еще какие-нибудь практики по набору энергии?

Будут обязательно, просто времени на все реально не хватает. Скоро выложу.

Эзотерик, а можно использовать эту методику по изменению себя, например хочу стать более уверенной и сильной личностью, просто этот образ и все? Это все, что требуется?

Можно, это отлично работает. Просто выберите себе нужный образ и концентрируйтесь на нем регулярно и как можно чаще, и Вы будете постепенно меняться.

По моему, не самый лучший вид медитации…
бороться с резью в глазах НЕ РЕАЛЬНО, лучше их закрыть:)

Поверьте, результаты того стоят! 🙂 Эта техника одна из самых эффективных.

Эзотерик, очень хочется научиться этому приему, но все попытки на корню рубят слезливость.. Да, да, после минуты наблюдения за точкой неморгающим взглядом на смену рези в глазах приходят поочередно струйки слез, а затем картинка становится слишком размытой и наблюдать невозможно. Что-то со мной не так?

2 Константин

Не пугайтесь, это естественная реакция организма. У меня все точно так же. Я обычно в это время просто прекращаю концентрироваться.

Если получается совсем мало по времени за один подход, можно делать несколько с паузой в 5-10 минут на восстановление.

С каждым днем время концентрации постепенно увеличивается, тело потихоньку адаптируется.

И еще, обратите внимание, есь и другие способы развития способности концентрации, можно параллельно практиковать и другие техники, но между ними желательно делать паузу, например час.

Упражнения не особо увлекательные, поэтому без отдыха может наступить апатия и нежелание продолжать тренировки. Нагрузку надо наращивать очень постепенно.

Как и обещала, мои дилетантские вопросы.

Чем отличается релаксация от медитации? Поясню с чем связан мой вопрос. Когда-то в детстве я совершенно случайно оказалась на практическом уроке по релаксации. Это было очень давно, я могу не совсем верно всё припомнить, но свои ощущения я никогда не забуду. Это было именно попыткой отключиться. Нас концентрировали на словах вдох выдох, то есть все пытались думать только о дыхании, полностью отрешаясь от всех остальных мыслей. Всё происходило с закрытыми глазами.

2 Елена Ковалёва

Чем отличается релаксация от медитации?

Релаксация — это расслабление, максимальное снятие мышечного напряжения. Медитация — это состояние отключения потока мыслей при одновременном сохранении ясного сознания.

Упражнения по контролю за дыханием, которые Вы раньше делали имели целью преключить Ваше внимание на один единственный обьект — дыхание. Т.е. Вы учились концентрироваться на одном обьекте, в данном случае — дыхании.

Обьект может быть какой угодно, просто для разных людей могут в большей степени подходить разные обьекты. Кому то проще одно, кому то другое. Но по большому счету обьект не имеет значения. Важно то, что в итоге развивается одна и та же способность к концентрации.

На определенном этапе концентрации человек автоматически попадает в состояние медитации. Мысли отключаются. Это и есть медитация.

В этом состоянии человек становится как бы единым целым с обьектом концентрации. Это ПРЯМОЙ путь к познанию обьекта, считыванию ЛЮБОЙ информации о нем. Другими словами это называют экстрасенсорным восприятием.

Концентрация и медитация, при регулярной практике, приводят к развитию экстрасенсорных способностей. Дополнительные эффекты медитации и концентрации — общее оздоровление, связанное со снятием мышечных зажимов и психологических проблем, а также более высокая устойчивость психики.

По поводу открытых глаз. Однозначно не смогу долго не моргать. Постоянное напряжение сказывается. Это с практикой приходит? Может, есть иная методика с закрытыми глазами?

С практикой Вы сможете не моргать гораздо дольше. Только обратите внимание! Глаза не должны напрягаться! Если есть сильное покраснение белков глаз, значит надо уменьшить нагрузку! Не надо спешить, с каждым разом порог отодвигается дальше.

Есть и другие методики… В том числе и с закрытыми глазами. Обьект концентрации может быть звуком, дыханием, энергетическим центром. Имхо, оптимально — третий глаз.

Самое классное, что после написание поста о том, что я стал агрессивный, я стал жутко спокойный 🙂

Пребываю в очень гармоничном состоянии, и даже то, что раньше меня бесило, не очень раздражает 🙂

Видимо я тогда был просто под впечатлением от Ваших слов 🙂 И стал психом 🙂 А теперь все прошло.

А вообще, чтоб уравновешивать энергии, я начал практиковать Нади-Шодхану — попеременное дыхание через левую и правую ноздрю, чтоб Ида и Пингала находились в гармонии.

А мне эта техника концентрации очень напоминает состояние, когда «засматриваешься», ну сидишь не мигая, смотришь в одну точку, пока кто нибудь перед носом махать не начнёт. Интересно, это разные состояния, или нет?

У меня, помнится, лет в 15-16 постоянно такие заскоки были, когда одна дома находилась, просто застревала в какой нибудь нелепой позе, на полпути и с места сдвинуться не могла.

А ещё я сама себе предсказывала разные интересующие меня события, концентрировалась на них, и получала ответ, будет это или нет. Было удобно, потому, что телефонов не было, и общаться и стыковаться было сложнее.

А мне эта техника концентрации очень напоминает состояние, когда “засматриваешься”, ну сидишь не мигая, смотришь в одну точку, пока кто нибудь перед носом махать не начнёт. Интересно, это разные состояния, или нет?

Это разные состояния. Состояние, описанное Вами, самопроизвольно «включается» после того, как уже больше не можешь концентрироваться.

Это как автоматический предохранительный клапан. Тональ «устает» и «освобождает узурпируемые им ресурсы».

а еще похоже на освобождение кэша или оперативки в компьютере. Как только ресурс свободен, его автоматически может использовать другой программный процесс, стоящий в очереди за ресурсом машины. 🙂

В этот самый момент происходит остановка внутреннего диалога — это одна из дверей в магию…

Если этому состоянию предшествовала серьезная концентрация на чем-либо, возможно получение информации об объекте концентрации «альтернативным» путем — ясновидение, прямое знание, проблески интуиции. По крайней мере, у меня это так.

Написать комментарий!

Итак, вы узнали, что медитация приносит много пользы, и что популярность медитации во всем мире стремительно растёт. Вы ищете информацию в интернете, изучаете полки книжных магазинов, и понимаете, что есть множество разных способов и десятки техник медитации. Вы задаетесь вопросом какая техника медитации лучше для начинающих. Эта статья поможет вам сориентироваться в море различных практик медитации.

Эта статья не навязывает вам «лучшую» технику медитации, нет лучшей техники, и я пишу не для того, чтобы вызывать споры.

3 основных вида медитации

Обычно медитацию делят на два вида по способу работы с вниманием. Концентрация на объекте и осознанное наблюдение (потоковое сознание без фокусировки на одном объекте). Я бы хотел добавить ещё один вид: расслабленное присутствие.

1. Медитация с сосредоточением внимания

Эта техника медитации подразумевает концентрацию внимания на одном объекте во время всего сеанса. Объектом сосредоточения может быть дыхание, мантра, визуальный образ, часть тела, внешний объект и т.д.

По мере развития мастерства, растёт способность практикующего непрерывно удерживать внимание на одном объекте и уменьшается влияние отвлекающих факторов. Развивается глубина и устойчивость внимания.

В качестве примера таких техник медитации можно привести: буддийскую медитацию самата, дзадзен, любящую медитацию доброты, медитацию на чакрах, медитацию на кундалини, некоторые формы цигун, пранаямы и многие другие.

2. Медитация осознанного наблюдения

В этой технике медитации вместо того, чтобы удерживать внимание на одном объекте, мы держим его открытым для всех аспектов текущего опыта без суждения и привязанностей.

Все восприятие, будь то внутренние ощущения, такие как мысли, чувства, воспоминания, или внешние ощущения, вкус, запах, звуки, осознается и принимается как есть.

Это процесс наблюдения текущего опыта, не цепляясь за отдельные объекты, мысли и так далее.

Примерами такой медитации будет Випассана, медитация осознанности или некоторые виды даосской медитации.

3. Расслабленное присутствие

Это состояние сознания, когда внимание не сосредоточено ни на чем, а просто отдыхает — пустое, спокойное и устойчивое. Сознание направлено само на себя и пребывает в ощущении «я есть». Большинство цитат о медитации говорят об этом состоянии.

На самом деле такое состояние сознания и есть истинная цель всех видов медитации, а не сама техника. Все техники медитации, как сосредоточенные, так и потоковые — просто инструмент для тренировки ума, чтобы открыть для себя это безмолвное присутствие. В конце концов, все объекты медитации и сам процесс остаются позади, и остается только «я» практикующего, как чистое присутствие.

Некоторые техники медитации сразу берут за основу это состояние. Такие как «Я есть» медитация Махариши, дзогчен, махамудра, некоторые даосские практики и упражнения раджа-йоги. Для этих техник нужна эффективная предварительная подготовка и тренировка ума.

Итак переходим к описанию различных техник медитации.

Не забудьте скачать мою книгу

Буддийская медитация дзен или дзадзен

Дзадзен означает сидячий дзен или сидячая медитация на японском языке. Дзадзен происходит из китайской традиции дзен буддизма, который в свою очередь восходит к индийскому монаху Бодхидхарме (6 век до нашей эры).

Техника дзадзен

Дзадзен, как правило, практикуется сидя на полу, на коврике или подушке для медитации со скрещёнными ногами. Можно сидеть в лотосе, полулотосе или просто на стуле с прямой спиной.

Самый важный аспект — это прямая спина от таза до шеи. Рот держите закрытым, а взгляд направьте вниз, на точку на полу в двух метрах от вас.

Что касается тренировки ума, здесь, как я писал уже выше, есть два варианта.

1) Сосредоточение. Наблюдайте за своим дыханием. Сосредоточьте все своё внимание на движении дыхания через нос. Если считать дыхания, концентрировать внимание будет проще. Считайте каждый выдох начиная с 10 в обратную сторону: 9,8,7 и тд. Когда дойдёте до 1, начните снова с 10. Если вы отвлеклись и сбились со счёта, мягко верните внимание на дыхание, и начните снова с 10.

2) Сикантадза или Безмолвное сидение. В этой форме медитации практикующий не использует конкретный объект медитации. Просто сидите, наблюдая за всем, что проходит через сознание в настоящий момент. Будьте максимально бдительны и осознанны.

Подходит ли вам техника медитации дзадзен?

Дзен — очень трезвый и рациональный стиль медитации. Этой практикой занимается множество людей, и найти сообщество по интересам достаточно легко. Кроме того есть много информации в интернете. Дзен тесно связан с буддизмом. Найти занятия по дзен медитации можно в буддийских храмах и центрах. Будьте готовы, что медитация дзен часто сочетается с другими элементами буддизма, такими как обряды, пение мантр, чтение буддийских текстов. Но есть и люди, такие как я, которые практикуют дзен без привязки к религии. Кто-то считает, что обряды и тексты значительно помогают в медитации, создают нужный душевный настрой. Это дело вкуса.

Техника медитации Випассана

Випассана — в последнее время очень популярная техника медитации во всем мире. Это также традиционная буддийская техника, и по сути сочетает в себе две предыдущие практики.

Как практиковать

Существует некоторая противоречивая информация о том, как практиковать Випассану.

В целом большинство учителей разделяют практику на два этапа: концентрация на дыхании и осознанное наблюдение. Все также как в дзадзен.

Первые несколько дней практикуется сосредоточение на дыхании для укрепления ума и внимания. Затем практика переходит к осознаванию телесных ощущений и психических явлений в текущем моменте, не цепляясь и не задерживая внимание ни на чем.

Здесь я слегка опишу технику випассаны для начинающих. Для подробного изучения обратитесь к опытным учителям вживую.

В идеале нужно сидеть на подушке на полу скрестив ноги и выпрямив спину. В качестве альтернативы можно сидеть на стуле, но не опираясь спиной.

На первом этапе происходит развитие концентрации внимания посредством практики самадхи. Это обычно делается через осознание дыхания.

Сосредоточьте все своё внимание, момент за моментом, на дыхательных движениях живота. Внимательно наблюдайте как живот поднимается и опускается. Также можно наблюдать за движением воздуха в ноздрях в качестве альтернативы.

Когда вы фокусируетесь на дыхании, вы заметите, что в вашем сознании также присутствуют и другие объекты: звуки, телесные ощущения, эмоции. Просто отмечайте про себя наличие этих объектов и возвращайте внимание на дыхание. Дыхание для вас это центр фокусировки, а все остальное присутствует как «фоновый шум».

Объект, который является центром практики, например, движения живота называется «основным объектом». И «второстепенный объект» — это все, что также попадает в область вашего восприятия через пять органов чувств или через ум.

Если второстепенный объект привлекает ваше внимание и оттягивает его, вы должны сосредоточить на нем внимание на секунду или две, и обозначить его одним простым словом. Например, «мысль», «звук», «желание», «воспоминание», «планирование». Эту практику часто называют «отмечающей».

Умственная заметка идентифицирует обьект в целом, а не подробно. Например, когда вы слышите звук, отметьте его как «звук», а не «мотоцикл», «собака» или «лай собаки». Если возникает боль, отметьте ее как «боль», а не как «боль в спине». Затем верните внимание на первичный медитационный объект. Когда вы чувствуете аромат, отмечайте его, как «запах», не нужно его идентифицировать.

Таким образом, в Випассане сначала развивается сила концентрации, которая затем используется для наблюдения за мыслями и телесными ощущениями.

Человек наблюдает за объектами осознания без привязанности, позволяя мыслям и ощущениям возникать и исчезать свободно.

Ментальная маркировка (описанная выше) используется как способ предотвратить увлечение мыслями.

В результате такой практики развивается понимание того, что наблюдаемые явления пронизаны тремя «признаками существования»: непостоянство (анника), неудовлетворенность (дукха) и пустота самости (анната).

Как итог развивается невозмутимость, умиротворение и внутренняя свобода.

Подходит ли Вам випассана?

Випассана — отличная медитация, которая поможет вам осознать себя в теле и понять как работают процессы вашего ума. Это очень популярная техника медитации. Вы легко можете найти учителя, единомышленников, книги и обучающие курсы от 3 до 10 дней. Курсы випассаны всегда проводятся бесплатно. Никаких сект, формальностей и религиозных обрядов випассана не предусматривает.

Если вы новичок в медитации, випассана — это хороший способ для начала.

Метта Медитация (Медитация любящей доброты)

Метта – это слово с языка пали переводится как доброта, доброжелательность. На русский можно перевести название этой практики как «сочувствующая медитация».

Как практиковать

Практикующий садится в позу для медитации с закрытыми глазами и вызывает в своем уме и сердце чувство любви, доброты и сострадания. Начните с развития любящей доброты по отношению к себе. Затем постепенно перейдите к близким людям, а затем и ко всем существам.

— сам практикующий

близкий человек

— «нейтральный» человек

— человек с которым трудные отношения

— все люди

— вся Вселенная

Чувство, которое нужно развивать – это желание счастья и благополучия для всех. Представляйте человека, его страдания и вызывайте в себе безграничное сердечное чувство по отношению к нему. Отправляйте ему любовь, желайте счастья и мира. Может, конечно, ваши визуализации и не изменят ничего в жизни этого человека, но чем больше вы будете практиковать эту медитацию, тем больше радости вы будете испытывать. В этом и заключается секрет счастья.

Подходит ли вам эта медитация?

Вы иногда слишком строго и серьезно относитесь к себе или окружающим людям? Или чувствуете, что вам нужно наладить отношения с людьми? Медитация любящей доброты поможет в этом. У вас не получится чувствовать любовь и депрессию одновременно.

Медитация на мантре Ом

Мантра это сочетание звуков без смысла, которое повторяется в уме для тренировки внимания. Это не аффирмация для внушения, а именно красивое бессмысленное слово или фраза.

Некоторые учителя медитации говорят, что выбор правильной мантры очень важен из-за «вибрации» звука. Типа нельзя взять любую понравившеюся мантру, а нужно получить ее у Учителя. Другие говорят, что сама мантра это всего лишь инструмент для сосредоточения ума и выбранное слово совершенно не имеет значения. Мне ближе второе мнение.

Как практиковать

Как и большинство видов медитации, эта техника практикуется сидя с прямой спиной и с закрытыми глазами.

Практикующий повторяет в уме мантру, молча, снова и снова концентрируя на ней сознание.

Иногда эта практика сочетается с осознанием дыхания.

Когда вы повторяете мантру, она создает умственную вибрацию, которая позволяет уму ощущать более глубокие уровни сознания. Когда вы медитируете, мантра становится все более абстрактной и нечеткой, пока вы не войдете в поле чистого сознания из которого возникла вибрация.

Повторение мантры помогает отключиться от внутреннего диалога, наполняющего разум, чтобы проскользнуть в безмолвный промежуток между мыслями.

Вот некоторые из самых известных мантр из индуистских и буддийских традиций:

— ом намах шивая

— ом мане падме хум

Вы можете практиковать в течение заранее определенного периода времени или сделать определенное количество «повторений» — традиционно 108 или 1008. В последнем случае для подсчета обычно используются четки.

По мере углубления практики вы можете обнаружить, что мантра продолжает крутиться «сама по себе», как фоновый шум в уме. Или мантра может даже исчезнуть, и вы остаетесь в состоянии глубокого внутреннего покоя.

Подходит ли вам техника медитации на звуке ОМ?

Многие начинающие медитировать считают, что легче сосредоточиться на мантре, чем на дыхании. Поскольку мантра — это слово, а мысли обычно воспринимаются как слова. Это особенно полезно, когда ум одержим множеством беспорядочных мыслей, так как медитация на мантре требует постоянного внимания.



Техники йогической медитации

В традиции йоги преподается много видов медитации. Сейчас я расскажу о некоторых из них.

Слово йога переводится как «связь» или «союз». Традиция йоги очень древняя, ей больше 5 тысяч лет. Высшей целью йоги считается духовное просветление и самопознание.

Техника йогической медитации

Наиболее распространенной и универсальной техникой медитации в йоге считается «медитация третьего глаза». Другие популярные методики – сосредоточение на чакрах, повторение мантры, визуализация света или размышление.

Медитация на третьем глазе – фокусировка внимания на Аджна чакре или третьем глазе, который находится в точке между бровями. Внимание постоянно направляется на эту точку для достижения безмолвия ума. Со временем мгновения тишины между мыслями становятся все шире и глубже. Иногда медитация сопровождается физическим взглядом с закрытыми глазами в эту точку.

Медитация на чакрах – практикующий сосредотачивается на одном из энергетических центров тела, которые в йоге называются чакрами. В дополнение кконцентрации внимания используется повторение мантры и визуализация цвета или образа чакры. Чаще всего в йоге практикуют медитацию на сердечной чакре, аджна чакре или сахасрара чакре.

Тратака или концентрация взгляда на точке. Техника этой медитации состоит в фиксировании взгляда на одной точке. Это может быть специально нарисованная на белом листе точка, кончик пламени свечи или специальное медитативное изображение – янтра. Сначала нужно научиться конентрироваться на внешнем объекте с открытыми глазами. Более сложный уровень – концентрироваться на воображаемом объекте с закрытыми глазами.

Звуковая медитация – концентрация внимания на звуке. Начинающие практики медитируют на внешнем звуке. Это может быть звук флейты или поющей чаши. Со временем практика развивается до сосредоточения на внутренних звуках разума. И совершенством считается медитация на звуке Вселенной (паранада), который представляет собой звук без вибрации и проявляется как «ОМ».

Тантра – на Западе часто ошибочно ассоциируется с сексуальными практиками. На самом деле, тантра – это очень глубокое духовное учение с богатой традицией и множеством созерцательных практик в арсенале. Текст Виджняна Бхайрава Тантра содержит 108 техник медитации, большинство из которых предназначено для продвинутых практиков. Вот несколько примеров медитаций из этого текста:

— Когда один объект воспринимается, остальные становятся пустыми. Сосредоточьте внимание на этой пустоте

— Сосредоточьтесь на пространстве, которое присутствует между двумя мыслями

— Пребывайте в реальности, которая существует между болью и удовольствием

— Слушайте звук Анахаты (сердечной чакры)

— Слушайте звук музыкального инструмента, когда он исчезает

— Созерцайте Вселенную или свое тело, как наполненное блаженством

— Сосредоточьтесь на идее, что Вселенной не существует

— Сосредоточьтесь на идее, что одно и то же сознание присутствует во всех телах

Подходит ли вам йогическая медитация?

Среди большого разнообразия йогических созерцательных практик вы обязательно найдете подходящую вам. Вероятно, самый простой способ — это «медитация третьего глаза». Это простая техника с быстрыми результатами. Для других методов вам, вероятно, потребуется дополнительная инструкция, будь то учитель или хорошая книга.

Заключение

Как видите, техник медитации очень много. Какие-то подойдут для начинающих, другие пригодятся, когда вы наберетесь опыта. Я рекомендую найти учителя и наставника для обучения медитации. Это может иметь большое значение в вашем духовном путешествии.

Не забудьте скачать мою книгу

Там я показываю вам самый быстрый и безопасный путь с нуля научиться медитировать и переносить состояние осознанности в повседневную жизнь.

До скорого!

Ваш Ринат Зинатуллин