Блузки и рубашки

Особенности военно-профессиональной деятельности. Служебно-боевая деятельность Реальные боевые действия

Военная служба является видом человеческой деятельности, обладающим не только высокой социальной значимостью, но выходящим за пределы обыденного, связанным с особыми условиями. Вооруженная защита Отечества во все времена считалась почетной обязанностью и долгом каждого гражданина. При этом армия всегда рассматривалась как частица общества, поэтому в ней находят отражение все те социально-экономические и политические процессы, которые происходят в обществе, а также все закономерности международной обстановки.

Конец XX - начало XXI в. характеризуются возникновением целого ряда очагов военной напряженности, которые связаны не с проблемами во взаимоотношениях между государствами, а с усилением международного терроризма. Поэтому и в новом XXI в. существует необходимость вооруженной защиты страны, а следовательно, военно-профессиональная деятельность сохраняет свою высокую социальную значимость. Каковы же особенности этой деятельности?

Военно-профессиональная деятельность - это деятельность по защите Отечества. В ней можно выделить многочисленные компоненты. В первую очередь это два следующих основных вида: деятельность в боевых условиях (боевая деятельность) и деятельность в обычных (мирных) условиях. Рассмотрим данные виды деятельности более подробно.

Боевая деятельность - это активность военнослужащих по достижению целей вооруженной борьбы. Следует отметить, что боевая деятельность весьма специфична по своим целям и задачам, условиям, средствам, трудностям, психологическому содержанию. Она имеет свои психологические закономерности, определенную внутреннюю структуру, цели, мотивы, способы, через которые на ее течение оказывают влияние ряд факторов: военно-политический, военно-технический, идеологический и психологический, вид оружия, руководство коллективом, проводимая в бою воспитательная работа, боевая и психологическая подготовка личного состава.

На психологическое содержание и структуру боевой деятельности накладывает отпечаток то, что в бою решаются сложные задачи, связанные с опасностью для жизни, уничтожением ценностей, огромными разрушениями, потерями в людях и технике, различного рода лишениями и неудобствами. Ведение боя сопряжено с повышением моральной и юридической ответственности за точное исполнение обязанностей, требует крайнего психического и физического напряжения всех сил военнослужащих.

Как было сказано выше, любая человеческая деятельность имеет свои мотивы. Боевая деятельность не является исключением. Если говорить о мотивах начала боевых действий на уровне государства, то основной причиной здесь практически всегда является возникновение реальной угрозы целостности и безопасности страны. В свою очередь, ведение боевых действий предполагает проявление определенной активности со стороны конкретных людей (военнослужащих). Вместе с тем деятельность людей в боевых условиях (боевая деятельность военнослужащих) имеет свои побудительные мотивы, к числу которых относятся: потребности, чувства, желания, стремления, интересы, идеалы, убеждения и т. д.

Бесспорно, важнейшей потребностью в бою является стремление человека выжить. Это нормальная, генетически обусловленная потребность в самосохранении. Однако у разных людей она может проявляться по-разному и может иметь различные последствия - как для конкретного человека, так и для его социального окружения. Например, один человек активно и целенаправленно овладевает боевой техникой и современными приемами ведения боя, поскольку понимает, что в бою больше шансов выжить у того, кто лучше подготовлен. В то же время другой человек в боевой обстановке стремится избегать опасных ситуаций, старается укрыться за спинами своих товарищей, т. е. проявляет трусость [ 36].

В то же время следует задуматься над следующим вопросом: если потребность в самосохранении является биологически целесообразной, очень сильной и вполне разумной, то почему история человечества знает тысячи примеров самопожертвования, что заставляет людей жертвовать собой во имя спасения других? Дело в том, что человек, являясь социальным существом, обладает не только биологическими, но и социальными потребностями, которые в структуре иерархии потребностей, как вы уже знаете, занимают более высокое положение. Следовательно, боевая деятельность людей обусловливается не столько биологическими, сколько социальными потребностями.

Важнейшим социальным мотивом боевой деятельности военнослужащих является защита своей Родины, своей семьи, своих близких. Именно этот мотив побуждал тысячи людей в годы Великой Отечественной войны жертвовать собой во имя общей победы. Данный мотив по своему характеру социален: он не возникает у человека с момента рождения, а формируется в процессе его воспитания и социального развития, проявляется в различных поступках, отражается в мировоззрении и убеждениях. Поэтому обязанность каждого военнослужащий сверхсрочной службыа состоит в воспитании у своих подчиненных патриотических чувств, в формировании у них готовности 1 выступить на защиту Родины.

Как известно, любая деятельность преследует определенные цели. Посредством боевой деятельности военнослужащие добиваются достижения ближайших и более отдаленных целей. Ближайшая цель боевой деятельности может заключаться в точном исполнении своих обязанностей, связанных с задачей, поставленной перед отделением, расчетом, экипажем, взводом. Отдаленная цель боевой деятельности - разгром врага, достижение полной победы над ним.

Достижение целей в бою протекает в специфических условиях, отражающих характер войны в целом, - в опасной, полной неожиданностей и сильных воздействий обстановке. Поэтому боевая деятельность - это сложная форма целенаправленного взаимодействия между военнослужащими и боевой обстановкой. Добиваясь осуществления целей в бою, военнослужащим необходимо считаться с боевой обстановкой, учитывать ее вероятные изменения, преодолевать отрицательные влияния, максимально и творчески использовать оружие, знания, навыки, умения, боевые качества. Выполняя свои обязанности, военнослужащий вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение.

Следует отметить, что в любой деятельности изменение условий обусловливает «запуск» адаптационных механизмов, которые обеспечивают приспособление к изменившимся условиям деятельности. Боевой деятельности тоже свойственны свои адаптационные механизмы, но в то же время полной адаптации к условиям боя никогда не наступает, поскольку человек не в состоянии привыкнуть к постоянной угрозе его жизни. Рано или поздно в боевых условиях должен произойти срыв адаптации, причем у одних людей это происходит очень рано, а у других значительно позднее. Данное обстоятельство связано не только с условиями, в которых оказался индивид, но и с его личностными особенностями. Поэтому в процессе боевой подготовки командиры всех степеней обязаны формировать у подчиненных те личностные качества, которые обусловливают успешность деятельности в экстремальной обстановке. К их числу прежде всего следует отнести эмоционально-волевую устойчивость, толерантность (устойчивость) к стрессу, морально-нравственную нормативность и др.

Характер современного боя и новое оружие усложнили боевую деятельность, предъявляют повышенные требования к моральной и психологической готовности личного состава частей и подразделений при достижении целей вооруженной борьбы. Поэтому особенно актуальным является выявление психологических условий эффективности и надежности боевой деятельности военнослужащих. Для военной теории и практики важно знать, как влияет война, бой на психику людей, как управлять их поведением в условиях боевой деятельности, предупреждать и преодолевать неуверенность, страх и побуждать к умелым и самоотверженным действиям. Изучение боевой деятельности помогает понять сущность и условия психологической устойчивости и готовности воинов к боевым действиям, пути создания психологических моделей современных боевых действий.

Другой вид военно-профессиональной деятельности - это деятельность в обычных, мирных условиях. На первый взгляд она вряд ли существенно отличается от той деятельности, которой человек занимался до призыва в ряды Вооруженных сил или поступления на военную службу по контракту. Но такое мнение ошибочно. Молодой человек, призванный для прохождения действительной военной службы, поступивший в военно-учебное заведение или изъявивший желание служить по контракту, прежде всего, вынужден отказаться от привычных стереотипов поведения. Это связано с особенностями прохождения военной службы. Например, осуществление принципа единоначалия предполагает осознанное подчинение своей воли, желаний воле другого человека - командира, что в социально-психологическом плане сопровождается ограничением степени личной свободы и активности выбора. Необходимость ограничения степени личной свободы обусловлена и строгой регламентацией военной службы (сюда можно отнести обязательность выполнения распорядка дня и т. п.).

Другой особенностью деятельности военнослужащих является постоянная готовность выполнить свое профессиональное предназначение в любое время и в любых условиях, в том числе и при непосредственном риске для жизни, что само по себе вызывает определенное психологическое напряжение. По сути, военно-профессиональная деятельность в мирное время - это деятельность, связанная с подготовкой к участию в боевых действиях. Она предполагает изучение боевой техники, овладение приемами ведения современного боя, формирование готовности применить полученные знания в бою.

Также следует отметить, что психологическое напряжение обусловлено и отрывом молодого человека от привычного социального окружения (семьи, друзей и т. п.), адаптацией к новому коллективу, ограничением жизненных перспектив, некоторой «информационной блокадой». Следует подчеркнуть, что с призывом на военную службу у молодого человека происходит изменение режима дня и системы питания, увеличиваются физические нагрузки, что в целом обусловливает перестройку энергетических и обменных процессов.

Следовательно, с призывом на военную службу или поступлением на нее по контракту человек оказывается в совершенно новых, отличных от предыдущей жизни условиях. Психологические исследования позволили выявить основные особенности военно-профессиональной деятельности в мирное время. В процессе данных исследований примерно тысяче военнослужащих срочной службы, прослуживших не менее 6 месяцев, было предложено указать 10 основных, по их мнению, отличий военной службы от предшествующей деятельности. Полученные результаты были подвергнуты всестороннему анализу, результаты которого представлены в Табл.1.

Классификация специфических факторов военной службы

В зависимости от характера, предъявляемых ими требований и уровня

Воздействия на субъект деятельности

Как следует из данной таблицы, существует целый перечень факторов, оказывающих специфическое воздействие на военнослужащих. При этом данное воздействие в зависимости от особенностей того или иного фактора может осуществляться на одном из трех уровней: биологическом, психическом и деятельностном. Проведенные исследования позволяют говорить о том, что военно-профессиональная деятельность существенно отличается от других видов социальной деятельности. Данные отличия обусловливают необходимость адаптации человека к новым условиям при поступлении его на военную службу.

В структуре современных Вооруженных сил военнослужащий сверхсрочной службы является основной фигурой. Уровень профессиональной подготовки военнослужащего сверхсрочной службы в значительной степени определяет возможность решать сложные и разноплановые задачи по защите Отечества. Поэтому все наиболее развитые страны мира всегда проявляли и проявляют заботу о повышении качества профессиональной подготовки военнослужащих сверхсрочной службы.

Профессиональная деятельность современных военнослужащий сверхсрочной службы весьма разнообразна. С одной стороны, это обусловлено сложной структурой Вооруженных сил, наличием различных воинских специальностей, с другой - с развитием человеческого общества происходит усложнение самой воинской службы. Сегодня военнослужащему уже недостаточно иметь хорошее физическое развитие, он еще должен обладать и определенными знаниями, без которых невозможно грамотно эксплуатировать военную технику, а, следовательно, одержать победу в современной войне. В военно-профессиональной деятельности военнослужащего сверхсрочной службы можно выделить несколько основных направлений: управление деятельностью воинского коллектива; воспитание и обучение личного состава подразделения (части); постоянное совершенствование своих профессиональных навыков и знаний. [ 19 ]

Вообще, деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов-действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель .

Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью являясь выражением нужды субъекта в чем либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности - ее уподобление свойствам независимо существующим от нее объектов. В этой подчиненности объекту, уподоблением ему заключается детерминированность деятельности внешним миром. В процессе этого уподобления происходит " нащупывание" потребностью своего предмета, ее опредмечивание, превращение в конкретный мотив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом, возникающим в поисковой ситуации [ 30 ].

Содержание деятельности не определяется лишь предметным содержанием потребности, удовлетворяемой этой деятельности. Человек учитывает ситуацию, наличие субъективных и объективных возможностей, наличие цели отсутствие противоположных потребностей, действующих в одном направлении с основной потребностью. И лишь затем он на основании мотива, который имеет для субъекта данное поведение и переживается как субъективное основание решения действовать так, а не иначе, субъект оправдывает, санкционирует данное поведение. Мотив заменяет одно поведение другим, менее приемлемое более приемлемым и этим путем создает возможность определенной деятельности.

Однако анализ многих видов трудовой деятельности показал, что наиболее значимым фактором регуляции поведения является эмоциональная устойчивость. Мотивация может даже превышать оптимальный для действия уровень, но поведение осуществляется неэффективно вследствие дезорганизующей роли эмоционального состояния. Оказалось, что мало владеть приемами самопобуждения, надо еще уметь регулировать свои состояния. Были выявлены зависимость эмоциональной устойчивости от морально-волевых качеств человека, умения произвольно тормозить нежелательные эмоциональные реакции; - связь с общей тренированностью человекав произвольной саморегуляции различных процессов [ 15 ]

Особенно ясна эта тенденция сдвига интереса с мотивационной регуляции к регуляции эмоциональной проявилась в деятельности людей военных специальностей, т. к. военная служба - это специфический вид деятельности, отличающийся высокой слаженностью. напряженностью, огромным разнообразием форм. Содержание воинской деятельности определяется сущностью войны как продолжения политики другими средствами, средствами вооруженной борьбы. Эта борьба - бой или боевая деятельность - и выступает наиболее концентрированным выражением, самой интенсивной воинской деятельности. Вместе с тем она интегрирует в себе многие другие виды деятельности: политечеекую, правовую, нравственную, педагогическую, хозяйственную и т. д..

Более частичным понятием по отношению к воинской деятельности является понятие " военно-профессиональная деятельность" отражающее процесс все более глубокого и полного разделения воинского труда, усложнения его содержания, повышения требований к личностным и специальным качествам военнослужащего. Субъектом воинской деятельности в целом является весь личный состав армии и флота.

Рассматривая воинскую деятельность как процесс выполнения военнослужащими задач воинской службы, изучения боевой техники, несения боевого дежурства, ведение боевых действий против врага и т.д. В ней выделяются следующие компоненты: осознание воином поставленной перед ним задачи; оформлением мотивов и выработку планов предстоящих действий; применение средств и приемов деятельности (оружия и боевой техники); регулирование действий в соответствии с задачей; оценку и сличение полученных результатов с тем, что требовалось или предлагалось сделать [ 11 ].

Для большинства современных психологических разработок характерно выделение ведущей роли мотивационных аспектов в психологической структуре деятельности. И это не случайно непосредственное обращение к мотивационно-личностному анализу деятельности является одним из ведущих требований системного подхода. В настоящее время резкое повышение технической оснащенности и информационной насыщенности воинского труда ведет к ряду психологически значимых изменений в его содержании: увеличению скорости обработки информации, принятия решения и производства исполнительных действий; возрастанию удельного веса в системах управления непосредственно ненаблюдаемых процессов, отсутствия во многих случаях прямого контакта с противником, дистанционному управлению средствами вооруженной борьбы, возрастанию значимости для исхода боя каждого отдельного решения и практического действия; необходимости длительное время находиться в высокой степени готовности к уничтожению противника способного неожиданно, в считанные секунды появиться в зоне боевого действия и др. Все это, не снижая требований к готовности человека переносить большие физические нагрузки, по-новому ставит вопрос о позновательно-теоритических возможностях военнослужащего - устойчивости его внимания, скорости и точности восприятия, быстроты и гибкости мышления, самостоятельности, готовности принять решение в условиях жесткого лимита времени, психологической устойчивости, решительности .

Воинская деятельность сегодня носит выраженный коллективный характер. Использование современных технических систем не только предполагает распределение функций между членами расчета, экипажа иметь коллективисткую внутренную направленность. Как отмечал советский психолог Горбов Ф., " В некоторых случаях даже беспорное личное качество, определенное в индивидуальном плане... имеет лишь относительную готовность для определения того вклада, который будет сделан данным лицом в период совместной групповой деятельности." .

Современное оружие, способы его применения вызывают необходимость объединять значительные массы людей и техники в различные комплексы и сложные системы. Элементы этих систем находятся в сложной взаимосвязи на больших пространствах. Роль каждого элемента (расчет, экипаж, отдельный человек) небывало возросла. Нередко от одного человека зависит успех всей системы. Но и роль отдельного человека высоко оценивается лишь в том случае, если безошибочно действовал весь комплекс [ 22 ]

Таким образом, как и во все времена, воинская деятельность сегодня характеризуется постоянной опасностью; она связана с риском для жизни т.к. военнослужащие являются первым объектом поражения со стороны противника. Все средства массового поражения направлены, прежде всего, против живой силы. Большую опасность для военнослужащих таят в себе вооружение и боевая техника самих Вооруженных Сил. Степень этой опасности в решающей степени зависит от уровня профессиональной пригодности и подготовленности солдат к выполнению должностных обязанностей, а также требует от них мужества, смелости, самообладания, выдержки, способности преодолеть страх, готовности к самопожертвованию и других волевых качеств личности.

Понятие воинской деятельности уходит еще в древние века, с появлением организованных групп хорошо вооруженных людей для контроля и защиты интересов тех или иных государственных систем.

Воинская деятельность существовала на протяжении всего периода с момента появления государственности, она играла и играет важную роль в существовании любого государства. В настоящее время в нашей стране заметно повысилось и продолжает повышаться положительное отношение российского общества к Вооруженным Силам. Для того, что бы глубоко и всесторонне изучить мотивационно-смысловую сферу любой деятельности, в нашем случае воинской, необходимо уточнить суть и содержание базовых понятий.

Рассматривая активность людей в Вооруженных Силах необходимо отметить, что воинская деятельность занимает важное место в иерархии деятельности военнослужащих, что обуславливает ее особая социальная значимость. В Вооруженных Силах просматривается два отличительных вида деятельности, такие как воинская и боевая. Подразумевая воинскую деятельность в мирное время, а боевую деятельность в военное время.

Под воинской деятельностью Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации подразумеваются все действия военнослужащих проходящих непосредственно в мирное время. Сюда можно отнести боевые учения, боевоеслаживание, парко-хозяйственную деятельность, учебную деятельность по изучению техники и оружия находящегося на вооружении. Все действия, происходящие до или после боевой деятельности можно отнести к воинской деятельности.

Служебно-боевая деятельность согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечивает высокий уровень готовности военных к немедленному выполнению поставленных перед ним задач связанных с исполнением воинской деятельности в боевых условиях. Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы .

Рассмотрим такие термины Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации как боевое дежурство, караульная служба, внутренняя служба. Боевое дежурство (боевая служба) является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений видов Вооруженных Сил и родов войск. В состав дежурных сил и средств, входят боевые расчеты, экипажи кораблей и летательных аппаратов, дежурные смены пунктов управления, сил и средств боевого обеспечения и обслуживания. Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ, с вооружением, боевой и другой техники, боеприпасов, взрывчатых веществ, другого имущества военных и государственных объектов, а так же для охраны арестованных и осужденных, содержащихся на губе (гауптвахте) и в дисциплинарном батальоне. Для несения караульной службы снаряжаются караулы.Внутренняя служба, вид службы в воинских частях и на кораблях для поддержания внутреннего порядка, обеспечения нормальных условий жизни, быта и учёбы военнослужащих, наблюдения за строгим выполнением каждым военнослужащим общих воинских и должностных обязанностей, организации и обеспечения порядка и охраны в расположении воинской части (на корабле) .

Федеральный закон комментирует профессиональную деятельность современных военнослужащих сверхсрочной службы весьма разнообразной. С одной стороны, это обусловлено сложной структурой Вооруженных сил, наличием различных воинских специальностей, с другой - с развитием человеческого общества происходит усложнение самой воинской службы. Сегодня военнослужащему уже недостаточно иметь хорошее физическое развитие, он еще должен обладать и определенными знаниями, без которых невозможно грамотно эксплуатировать военную технику, а, следовательно, одержать победу в современной войне. Выделяя в военно-профессиональной деятельности военнослужащего сверхсрочной службы несколько основных направлений: управление деятельностью воинского коллектива; воспитание и обучение личного состава подразделения (части); постоянное совершенствование своих профессиональных навыков и знаний .

А.Н. Леонтьев определяет деятельность как «осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью или специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающей действительности и самого себя.По его словамдеятельность субъекта – внешняя и внутренняя – опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понятно, удержано и воспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его деятельности и к самому себе – к его состояниям и свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии».

В настоящее время имеетсянемало разных систематизаций форм деятельности человека, туда входят материальная (практическая), духовная, производственная, социальная и другие виды деятельности.В первую очередь отметим разделение на духовную и практическую деятельность. Практическая деятельность направлена на изменение реальных предметов природы и общества. К изменениям природы относят материально производственную деятельность, к изменению общества социально-преобразовательную деятельность. Духовная часть направлена на изменение сознания людей. К духовной части можно отнести познавательную деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме), ценностно-ориентированную деятельность (положительное или отрицательное отношение к миру, явлениям), прогностическую деятельность (планирование и предвидение будущих изменений. Так же необходимо отметить среди многообразия человеческой деятельности созидательную и разрушительную деятельность. В созидательную деятельность можно отнести – города, поселения, культурные наследия в искусстве и не только, все то, что создает человек в своей жизнедеятельности для своего и общего блага. Разрушительная деятельность включает в себя в первую очередь войны – это погибшие люди, разрушенные дома, сожжённые деревни и села, множество искалеченных судеб. Но так же разрушительной может быть и деятельность людей находящихся на соответствующих должностях, имеющих определенную власть над людьми, использование своих полномочий власти не по назначению.

Д.С. Еремин в своей работе определяет воинскую деятельность как «сложное социальное явление, частью общественной жизни, представляющую собой материальную, чувственно-предметную и целесообразную деятельность людей в области военного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность. Содержание и формы воинской деятельности постоянно изменяются и развиваются. В процессе исторического анализа ее проявлений выделяют военный опыт прошлого и современную воинскую деятельность. Воинская деятельность осуществляется в форме вооруженной борьбы, боевого дежурства, боевой и морально-психологической подготовки войск, управленческой деятельности штабов и других органов военного управления, подготовки военных кадров, военно-научной деятельности и др».

Все виды и формы воинской деятельности всегда были и будут взаимосвязаны, так как дополняют и обуславливают друг друга при выполнении поставленных задач. Сюда можно отнести взаимодействие разных структур при разрешении вопросов государственной важности как при охране особо важных объектов, так и при поиске преступников, и сохранения безопасности жизнедеятельности граждан РФ.

Деятельность субъекта, как отмечал А.В. Петровский,«всегда связана с некоторой потребностью являясь выражением нужды субъекта в чем либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности - ее уподобление свойствам независимо существующим от нее объектов. В этой подчиненности объекту, уподоблением ему заключается детерминированность деятельности внешним миром. В процессе этого уподобления происходит "нащупывание" потребностью своего предмета, ее опредмечивание, превращение в конкретный мотив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом, возникающим в поисковой ситуации» .

Как выделяет Д.С. Еремин«воинская деятельность имеет социальное, человеческое и культурное значение. Она представляет собой "предметную ценность" как объект ценностного отношения, оценивается в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания воинской деятельности, закрепляются в общественном сознании и культуре (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами жизнедеятельности общества. В ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний о воинской деятельности, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей».

Е.Ф. Банковский представляет основу деятельности не только предметным содержанием, но и потребностямичеловека. Он учитывает «наличие субъективных и объективных возможностей, наличие цели отсутствие противоположных потребностей, действующих в одном направлении с основной потребностью. И только после этого он на основании мотива, который имеет для субъекта данное поведение и переживается как субъективное основание решения действовать так, а не иначе, субъект оправдывает, санкционирует данное поведение. Мотив заменяет одно поведение другим, менее приемлемое более приемлемым и этим путем создает возможность определенной деятельности».

Любое исторически определённое конкретное общество способно характеризоваться особым набором и иерархией ценностей воинской деятельности, концепция каковых выступает в качестве наиболее высокого уровня социального регулирования. В ней закреплены те аспекты социального признания воинской деятельности (данным обществом и социальной группой), на базе которых развертываются более определенные и специальные концепции нормативного контроля, соответствующие социальные учреждения и сами целенаправленные действия людей. Усваивание концепции ценностей воинской деятельности отдельной личностью, считается одним из условий ее социализации и поддержания законного порядка в обществе.

По словам Е.Ф. Банковского,«анализ многих видов трудовой деятельности показал, что наиболее значимым фактором регуляции поведения является эмоциональная устойчивость. Мотивация может даже превышать оптимальный для действия уровень, но поведение осуществляется неэффективно вследствие дезорганизующей роли эмоционального состояния. Оказывается, мало владеть приемами самопобуждения, надо еще уметь регулировать свои состояния. Были выявлены зависимость эмоциональной устойчивости от морально-волевых качеств человека, умения произвольно тормозить нежелательные эмоциональные реакции; - связь с общей тренированностью человека в произвольной саморегуляции различных процессов» .

А.Д. Лизичев в своей работе утверждает, что «для большинства современных психологических разработок характерно выделение ведущей роли мотивационных аспектов в психологической структуре деятельности. И это не случайно непосредственное обращение к мотивационно-личностному анализу деятельности является одним из ведущих требований системного подхода. В настоящее время резкое повышение технической оснащенности и информационной насыщенности воинского труда ведет к ряду психологически значимых изменений в его содержании: увеличению скорости обработки информации, принятия решения и производства исполнительных действий; возрастанию удельного веса в системах управления непосредственно ненаблюдаемых процессов, отсутствия во многих случаях прямого контакта с противником, дистанционному управлению средствами вооруженной борьбы, возрастанию значимости для исхода боя каждого отдельного решения и практического действия; необходимости длительное время находиться в высокой степени готовности к уничтожению противника способного неожиданно, в считанные секунды появиться в зоне боевого действия и др.Все это, не снижая требований к готовности человека переносить большие физические нагрузки, по-новому ставит вопрос о позновательно-теоритических возможностях военнослужащего - устойчивости его внимания, скорости и точности восприятия, быстроты и гибкости мышления, самостоятельности, готовности принять решение в условиях жесткого лимита времени, психологической устойчивости, решительности» .

Как отмечал советский психолог Горбов Ф.: «В некоторых случаях даже бесспорное личное качество, определенное в индивидуальном плане... имеет лишь относительную готовность для определения того вклада, который будет сделан данным лицом в период совместной групповой деятельности» .

В то же время А.Д. Лизичев в своей работе комментирует современное оружие, «способы его применения вызывают необходимость объединять значительные массы людей и техники в различные комплексы и сложные системы. Элементы этих систем находятся в сложной взаимосвязи на больших пространствах. Роль каждого элемента (расчет, экипаж, отдельный человек) небывало возросла. Нередко от одного человека зависит успех всей системы. Но и роль отдельного человека высоко оценивается лишь в том случае, если безошибочно действовал весь комплекс» .

Деятельность военного изначально подразумевает постоянный риск для жизни, т.к. военнослужащий первый встречает противника при защите рубежей Родины. Особую опасность для военнослужащего представляет вооружение и боевая техника противника, так своих Вооруженных сил. Для того чтобы уменьшить степень опасности, необходимо качественно подготовить и обучить военнослужащих профессиональному владению и управлению вооружением и техникой. Морально подготовить для выполнения поставленных задач, развивать способности к самопожертвованию, преодолению страха в бою и другие волевые качества воина.

Рассматривая значимость профессии в жизни молодежи, А.В. Петровский полагает, что «это важнейший канал социальной мобильности, источник материального благополучия и обретения престижа в обществе. В настоящее время существует большой разрыв между уровнем притязаний определенной части молодых людей и реальным уровнем их возможностей. Уровень притязаний человек устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями, таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов или неудач. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я») проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений» .

В.И. Слободчиков утверждал, что «ожидания и оценки молодых людей на рынке труда часто не соответствуют требованиям, которые предъявляют работодатели к своим потенциальным работникам - дисциплинированность, ответственность, способность и желание хорошо работать, умение адаптироваться применительно к конкретным условиям работы, а отсюда и безработица среди молодых людей в 1,5 раза выше чем в среднем по стране» . Что дает нам возможность делать соответствующие выводы необходимости работы с молодым составом, над их психологической составляющей и мотивационной сферой деятельности.

Цель урока: Познакомить учащихся с основными видами воинской деятельности; сформировать у них убеждение в том, что вся воинская деятельность имеет целью подготовку каждого военнослужащего, подразделения и части к ведению реальных боевых действий.

Время: 45 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 11 класс, Общевоинские уставы ВС РФ

ХОД УРОКА

I . Вступительная часть

Организационный момент

Контроль знаний учащихся:

— Что определяет Строевой устав?

— На каких военнослужащих распространяется действие Строевого устава ВС РФ?

— Что такое строй и каково его предназначение?

— Какие существуют обязанности для командиров и военнослужащих перед построением и в строю?

— Что такое воинская дисциплина?

— На чем основывается воинская дисциплина?

— Когда и кем был утвержден Строевой устав ВС РФ?

— Из каких глав и частей состоит Строевой устав ВС РФ?

Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала: § 49, стр. 224-229

Основные виды воинской деятельности и их особенности.

Деятельность военнослужащего в первую очередь обусловлена его принадлежностью к ВС РФ. Каждый военнослужащий является членом того большого коллектива людей, который объединен под понятием «Вооруженные Силы», а, следовательно вся его деятельность должна быть направлена на обеспечение тех функций и задач, ради которых они создаются.

ФЗ РФ «Об обороне» — ВС предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами РФ.

Действуя в рамках, определенных предназначением ВС России, военнослужащий должен быть готов к исполнению своих обязанностей, которые могут включать:

— участие в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, в условиях вооруженных конфликтов;

— исполнение должностных обязанностей в повседневной жизни;

— несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда;

— участие в учениях или походах кораблей;

— выполнение приказа, отданного командиром или начальником.

Все виды воинской деятельности военнослужащего должны прежде всего способствовать поддержанию высокого уровня боевой готовности и боеспособности подразделения, в котором он проходит военную службу.

Исходя из этого, в воинской деятельности можно выделить три основных ее элемента: учебно-боевую подготовку, служебно-боевую деятельность и реальные боевые действия.

Учебно-боевая подготовка.

Учебно-боевая подготовка – система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач, определенных предназначением ВС.

Учебно-боевая подготовка в первую очередь направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений. (Боеспособность – это возможность войск вести боевые действия и выполнять боевые задачи в соответствии с их предназначением; боеспособность зависит от укомплектованности, боевой выучки и морально-боевых качеств личного состава частей и подразделений).

Учебно-боевая подготовка предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень личного состава частей и подразделений. Она осуществляется непрерывно как в мирное так и в военное время.

В ходе учебно-боевой подготовки проводятся занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, во время которых военнослужащие изучают воинские уставы, оружие, военную технику, приемы действий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач.

Учебно-боевая подготовка имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и организуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идет подготовка воинских подразделений к совместным действиям.

Учебно-боевая подготовка – это в основном практическая подготовка, направленная на овладение личным составом вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою для обеспечения превосходства над противником.

Таким образом, основную часть учебно-боевой подготовки составляют упражнения, которые включают в себя многократное повторение действий, направленное на отработку действий с вооружением и военной техникой и умелое использование их ТТХ в бою.

Воинская деятельность – это в основном деятельность в коллективе (расчете, экипаже, отделении). Следовательно, тренировки проводятся как индивидуально, так и в составе отделения для отработки боевой слаженности.

Высшей формой обучения в частях и подразделениях являются учения, на которых отрабатываются способы использования вооружения и военной техники в бою, боевое слаживание подразделений и обеспечение боевых действий. Учения проводятся в любую погоду, на реальной местности, со штатным оружием и техникой, в обстановке, приближенной к боевой.

В целях поддержания в постоянной боевой готовности вооружения и военной техники в частях запланированы ПХД и дни регламентных работ, во время которых проводятся осмотры и обслуживание вооружения и военной техники, а также работы по благоустройству парков, военных городков.

Содержание учебно-боевой подготовки определяется учебными планами и программами. Один из основных принципов организации учебно-боевой подготовки – учить войска тому, что необходимо на войне. Поэтому выполнение задач учебно-боевой подготовки требует от каждого военнослужащего высокого уровня духовных и физических качеств, а овладение всеми элементами воинской деятельности – психической устойчивости и физической выносливости.

Служебно-боевая деятельность.

Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время – способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач.

Служебно-боевая деятельность направлена прежде всего на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, т. е. способности войск в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки.

Служебно-боевая деятельность включает в себя: боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.

Боевое дежурство – это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий.

Боевое дежурство – выполнение боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др.

Подготовка личного состава к несению боевого дежурства проводится в составе подразделений, боевых расчетов, дежурных смен перед каждым заступлением на боевое дежурство.

На боевое дежурство не назначаются военнослужащие: не принявшие военной присяги, не усвоившие программу учебно-боевой подготовки, совершившие проступки, по которым ведется расследование, и больных.

Для обеспечения необходимой степени боевой готовности на личный состав дежурных смен накладывается ряд ограничений и запретов в их поведении.

Так, например, личному составу дежурной смены при несении боевого дежурства запрещается передавать исполнение своих обязанностей по несению боевого дежурства; отвлекаться на мероприятия не связанные с исполнением обязанностей по несению боевого дежурства; самовольно оставлять боевой пост; проводить на вооружении и военной технике работы, снижающие их установленную готовность.

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами.

Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава высокой бдительности, точного соблюдения и исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы. Виновные в нарушении требований караульной службы несут дисциплинарную или уголовную ответственность.

Для несения караульной службы назначаются караулы. Караул – это вооруженное подразделение, назначенное для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов.

В состав караула входят: начальник караула, помощник начальника караула, разводящие, караульные по числу постов и смен и другие лица. Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые.

Караульные назначаются, как правило, из числа солдат (матросов), приведенных к Военной присяге, усвоившие соответствующие программы учебно-боевой подготовки и готовых по своим морально-психологическим качествам нести караульную службу.

Внутренняя служба – это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях. Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы ВС РФ и предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих ее постоянную боевую готовность, безопасность воинской службы..

Учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность военнослужащих, подразделений и частей в совокупности обеспечивают в любое время года, в любое время суток, в любых условиях быть готовыми к выполнению своего долга по защите Отечества.

Вся воинская деятельность имеет целью подготовить каждого военнослужащего, подразделение и части к ведению реальных боевых действий.

Реальные боевые действия.

Реальные боевые действия – это вид воинской деятельности, ради которого создаются ВС и осуществляется их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность.

Реальные боевые действия есть воинская деятельность, осуществляемая непосредственно в условиях боя и направленная на поражение противника.

Основными чертами современного боя являются:

— маневренность, динамичность, быстрые и резкие изменения обстановки;

— неравномерность его развития по фронту и в глубину;

— повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава.

Современный бой требует от каждого военнослужащего стойкости, инициативы, дисциплинированности.

Наиболее сильное воздействие на человека в бою оказывает опасность, которая воспринимается как угроза жизни. Поэтому особое место в ходе боя играет способность человека управлять своими чувствами, эмоциями и состоянием, способность контролировать свое поведение и деятельность.

Вооруженное противоборство требует от человека не только высоких физических качеств, но и духовных и моральных.

История войн знает немало примеров, когда исход боя решало не превосходство в живой силе и технике, а именно морально психологическая готовность личного состава до конца выполнить свой воинский долг (см. Доп. материалы).

Каждый военнослужащий в процессе воинской деятельности должен постоянно стремиться вырабатывать в себе такие качества, как беззаветная преданность своему народу, Родине, уверенность в разгроме врага, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию, войсковой товарищество, взаимовыручка в бою. Все названные качества приобретаются в процессе военной службы при исполнении всех видов воинской деятельности.

Общие виды и основные элементы воинской деятельности.

Особенности в воинской деятельности зависят от вида или рода войск. Для того чтобы лучше определить вид или род войск для прохождения военной службы, где полно пригодиться приобретенный жизненный опыт, определенные склонности и предпочтения к виду деятельности, необходимо иметь четкие представления о структуре современной армии (изучали в 10 классе) и от воинской должности. В ВС в соответствии с психологической классификацией, установленной «Руководством по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ», воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учетом однородности требований к индивидуально-психологическим качествам специалистов на семь основных классов сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения, технологические и прочие воинские должности. Исполнение обязанностей военнослужащим – это специфическая область деятельности человека, которая широка и многогранна и требует от молодого человека перед поступлением на военную службу осмысленного и взвешенного подхода к оценке своих возможностей и организации своей подготовки к военной службе с учетом требований к духовным качествам, к уровню образования и физическим качествам.

Выводы:

  1. Посредством воинской деятельности осуществляется вооруженная защита РФ, обеспечиваются благоприятные внешние условии социально-экономического развития общества.
  2. Воинская деятельность подразделяется на учебно-боевую подготовку, служебно-боевую деятельность и реальные боевые действия.
  3. Учебно-боевую подготовку, служебно-боевую деятельность военнослужащих, подразделений и частей в совокупности обеспечивают необходимый уровень боеспособности войск и степень их боеготовности, т.е. способность в любое время года и суток. В любых условиях быть готовыми к выполнению своего долга по защите Отечества.
  4. Каждый военнослужащий в процессе воинской деятельности должен постоянно стремиться вырабатывать в себе такие качества, как беззаветная преданность своему народу, Родине, уверенность в разгроме врага, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию, войсковое товарищество, взаимовыручка в бою.

III . Закрепление материала:

— Чем обусловлена деятельность военнослужащего?

— Что включает в себя воинская деятельность?

— Каково предназначение учебно-боевой подготовки?

IV . Итог урока

V . Домашнее задание: 49, стр. 224-229. Задание: самостоятельно прочитать § 50, стр. 230-223.

Служебно-боевая деятельность внутренних войск представляет собой непрерывные, активные, согласованные и взаимосвязанные по целям, задачам, месту и време­ни войсковую, административно-хозяйственную и иные виды деятельности окру­гов, соединений к воинских частей, осуществляемые самостоятельно или совме­стно с органами внутренних дел Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в целях успешного вы­полнения возложенных задач.

Войсковая деятельность представляет собой совокупность различных форм применения войск и способов войсковых действий, а также мероприятий разведы­вательного характера, применяемых внутренними войсками при выполнении возложенных на них задач. Она основывается на использовании личного состава, вооружения и техники, других средств, находящихся на вооружении внутренних войск, и включает: боевую службу, действия при чрезвычайных обстоятельствах (чрезвычайных ситуациях), участие в специальных операциях, боевые действия в военное время.

Боевая служба - исполнение обязанностей военной службы военнослужащи­ми внутренних войск в составе караула, гарнизона, заставы, войскового, наряда, а также в составе воинских частей (подразделений) при выполнении возложен­ных задач.

Боевая служба подразделяется на патрульно-постовую, службу по обеспече­нию общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, кара­ульную, розыскную, режимно-комендантскую и режимно-карантинную.

Караул - вооруженное подразделение или часть его, назначенное для выполнения боевой задачи по охране и обороне объекта (участка периметра ЗАТО, специаль­ного груза).

Часовой - вооруженный караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста.

Пост - все порученное для охраны и обороны часовому, а также место или учас­ток местности, на котором он выполняет свои обязанности.

Застава - штатное подразделение, предназначенное для непосредственного выполнения служебно-боевой задачи по охране участка контролируемой зоны и контрольно-пропускных пунктов закрытого административно-территориального образования или искусственного сооружения на коммуникации (некоторых других объектов). При выполнении задач по обеспечению режима чрезвычайного поло­жения заставой называется войсковой наряд, назначаемый для воспрещения проникновения посторонних лиц и несанкционированного проезда транспорта в охраняемый район. В этих условиях застава усиливается бронетехникой (БТР, БМП), ЗУ-23-2, СПГ-9, АГС-17, РПГ-7, автомашинами и подвижными (пере­носными) средствами связи, служебными собаками, выделяется для несения служ­бы от воинской части приказом командира воинской части на срок до 7 суток. На­чальником заставы назначается офицер штатного подразделения.

Застава может выполнять следующие задачи:

Не допускать нахождения вооруженных граждан в зоне безопасности, прини­мать меры к их задержанию и разоружению, вплоть до уничтожения при ока­зании вооруженного сопротивления;

Обеспечивать безопасность проведения полевых сельскохозяйственных ра­бот в зоне безопасности и вблизи нее при наличии у граждан пропусков и заявок по установленной форме, подписанных комендантом и главой адми­нистрации данного района (населенного пункта);

Вести наблюдение и разведку на подступах к заставе, населенным пунктам, объектам, расположенным в зоне ответственности;

Не допускать прорыва вооруженных формирований через зону безопасности в зоне своей ответственности в тесном взаимодействии с соседними подраз­делениями;

Осуществлять при необходимости проверку у граждан документов, а по имею­щимся данным о наличии у них оружия производить их личный досмотр и досмотр транспортных средств.

Оборудование места расположения заставы зависит от различных условий местности. Основу расположения заставы составляет опорный пункт; с учетом того, что застава должна быть готова к ведению круговой обороны, в месте ее располо­жения оборудуются как основные, так и запасные огневые позиции. В зависимо­сти от местности заставе определяется зона ответственности в пределах 2-3 км в целях недопущения прорыва вооруженных формирований через зону безопасно­сти к населенным пунктам (объектам). В этих же пределах на местности могут заранее отрываться окопы (позиции), которые личный состав занимает согласно боевому расчету. Основное внимание уделяется организации системы огня. Для каждой позиции оформляется карточка огня в соответствии с требованиями Боево­го устава Сухопутных войск.

От заставы могут назначаться неподвижные и подвижные посты на огневых позициях по границам опорного пункта, наблюдательные посты, патрули и маневренные группы.

Гарнизон - подразделение, временно назначаемое для охраны и обороны объекта (участка периметра объекта) и выполнения других задач в установленные стар­шим командиром сроки без ежесуточной смены другим подразделением.

Способы войсковых действий. В зависимости от сложившейся обстановки, поставленной задачи внутренние войска применяют следующие способы войсковых действий: поиск; блокирование; преследование; окружение; оцепление; рассредоточение (вытеснение); патрулирование; охрану; конвоирование; сопровож­дение; наблюдение; демонстративные действия; прикрытие; сдерживание; дебло­кирование; захват; досмотр.

В военное время, а также при участии в проведении мероприятий по ликвидации незаконных вооруженных формирований в случае оказания ими вооруженного сопротивления, отражении нападения на охраняемые объекты внутренние войс­ка могут вести боевые действия.

Поиск - действия воинских частей (подразделений) по обнаружению и задер­жанию преступников в местах их вероятного нахождения.

Блокирование - действия подразделений (частей) по изоляции района (объекта) нахождения незаконного вооруженного формирования (преступников, противника) в целях воспрещения выхода из него, обеспечения их поиска и задержания.

Окружение - действия соединений (воинских частей, подразделений) по изоля­ции обнаруженного незаконного вооруженного формирования (преступников, про­тивника) в целях их задержания или ликвидации.

Оцепление - действия соединений (воинских частей) по изоляции района (объек­та) массовых беспорядков в населенном пункте, района чрезвычайной ситуации и при обеспечении общественной безопасности при проведении массовых меропри­ятии в целях воспрещения несанкционированного входа (выхода) граждан в этот район (на объект).

Рассредоточение (вытеснение) - действия соединений (воинских частей) по рассечению скопления участников массовых беспорядков на отдельные группы в целях обеспечения изъятия организаторов и восстановления порядка.

Патрулирование - способ выполнения задачи часовым, войсковым нарядом на местности (участке контролируемой или запретной зоны), маршруте (районе) с целью охраны общественного порядка, наблюдения за объектами, рубежами, направлениями и участками.

Сопровождение - способ войсковых действий, применяемый для охраны и обороны важных грузов при перевозках, эвакуируемого населения (беженцев) и в других случаях от пункта приема до пункта назначения и обратно. Поезда (авто­поезда), следующие через карантинные районы, также сопровождаются войско­выми нарядами соединений (воинских частей).

Сдерживание как способ войсковых действий применяется соединениями (воинскими частями) при недостатке сил и средств или когда другие способы действий нецелесообразны или невыгодны.

Деблокирование - способ войсковых действий с целью освобождения от блоки­рования охраняемых объектов, военных городков, частей (подразделений), войсковых нарядов.

Преследование - неотступное движение подразделений (войсковых нарядов), военнослужащих за скрывающимися преступниками (нарушителями, противником) с целью их задержания.

Захват - действия подразделений по штурму места нахождения вооруженных правонарушителей, их задержанию, а при активном сопротивлении - ликвида­ции.

Прикрытие - действия подразделений по обеспечению выполнения задачи груп­пой захвата (изъятия), поддержке ее огнем, специальными средствами.

Досмотр - действия подразделений по проверке объектов, транспортных средств в целях обнаружения разыскиваемых преступников, изъятия незаконно храня­щихся (перевозимых) оружия, боеприпасов, взрывчатых, наркотических веществ и других запрещенных в гражданском обороте предметов и веществ.

Патрульно-постовая служба - боевая служба войсковых нарядов, наряжаемых от специальных моторизованных воинских частей (воинских частей оперативно­го назначения), осуществляемая совместно с органами внутренних дел в целях ох­раны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью на улицах, объектах транспорта, в иных общественных мес­тах городов и населенных пунктов.

Служба по обеспечению общественной безопасности при проведении массовых ме­роприятий - боевая служба специальных моторизованных соединений и воинских частей, соединений и воинских частей оперативного назначения, осуществляе­мая совместно с органами внутренних дел в целях охраны общественного поряд­ка и обеспечения общественной безопасности в районе (месте) проведения мас­сового мероприятия.

Караульная служба - боевая служба караулов, гарнизонов и застав, наряжае­мых от воинских частей и подразделений по охране важных государственных объектов и специальных грузов, мест проведения специальных работ, сооружений на коммуникациях, складов и военных баз окружных управлений материально-тех­нического и военного снабжения МВД России, осуществляемая в целях обеспе­чения сохранности объектов и их материальных средств, пресечения нападе­ния на объект, проникновения нарушителей и запрещенных предметов на объект (с объекта).

Режимно-комендантская служба - боевая служба воинских частей, подразделе­ний и войсковых нарядов по обеспечению режима чрезвычайного положения, охране общественного порядка и общественной безопасности, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации в местностях, где введе­но чрезвычайное положение.

Режимно-карантинная служба - боевая служба воинских частей, подразделе­ний и войсковых нарядов по обеспечению изоляционно-ограничительных мероп­риятий, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в районе чрезвычайной ситуации, осуществляемая для ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий.

ВОЙСКОВЫЕ НАРЯДЫ

Войсковой наряд - это подразделение (группа военнослужащих), назначенное для несения боевой службы по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, режима чрезвычайного положения, для действий при чрезвычайных обстоятельствах (чрезвычайных ситуациях) и в специальных операци­ях, а также по охране специального груза на отдельных видах транспорта.

При выполнении задач по охране общественного порядка назначаются следу­ющие виды войсковых нарядов: патруль, пост охраны порядка, войсковая цепочка и наряд на КПП.

При выполнении задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, при чрезвычайных обстоятельствах, при ликвидации последствий чрезвычайных ситу­аций, других чрезвычайных обстоятельств и в специальных операциях, кроме вышеуказанных войсковых нарядов, от соединений (воинских частей) назначаются: поисковые и розыскные группы; засады; дозоры; наблюдательные посты; контрольно-пропускные пункты (в том числе и подвижные); маневренные группы; заслоны; розыскные посты и другие войсковые наряды.

Численность, вооружение и оснащение войсковых нарядов в каждом отдельном случае устанавливаются командиром воинской части (соединения) и дополнительно согласовываются со старшим оперативным начальником при несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

В состав войскового наряда назначаются: начальник войскового наряда, помощник начальника войскового наряда (при численности более трех человек) и необходимое число военнослужащих.

Все начальники караулов и штатные начальники войсковых нарядов проходят подготовку на сборах, сдают зачеты и отдаются приказом по воинской части.

Охрана объектов может осуществляться следующими способами: выставлением часовых, оперативным дежурством караула или смешанным.

Способ охраны - это порядок применения сил и средств караулов (гарнизонов, застав) и войсковых нарядов и тактика их действий при выполнении задач по охране и обороне объекта.

Охрану постов часовые осуществляют способом патрулирования в запретных или контролируемых зонах, а также периодического наблюдения с постовых (наблю­дательных) вышек (площадок) или других мест несения боевой службы. Некоторые посты могут охраняться неподвижными часовыми способом наблюдения с постовых (наблюдательных) вышек (площадок).

При организации охраны объекта часовому в зависимости от вида охраняемого объекта, степени оборудования его ИТСО, характера местности и других условий назначается для охраны и обороны участок местности протяженностью: при наблю­дении с постовых (наблюдательных) вышек (площадок) или других мест несения боевой службы - до 400 м (в лесу - до 250 м, на воде - до 300 м); способом патрули­рования - до 500 м ночью и 1000 м днем. Протяженность поста для часовых, воору­женных пистолетами, не должна превышать 250 м.

Войсковые наряды от специальных моторизованных воинских частей выпол­няют задачи патрульно-постовой службы как самостоятельно, так и совместно с сотрудниками органов внутренних дел, а от воинских частей оперативного назна­чения и военных образовательных учреждении - только совместно с сотрудниками органов внутренних дел.

Задачами патрульно-постовой службы являются: обеспечение личной безопас­ности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопас­ности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правона­рушений; участие в задержании лиц, их совершающих.

Для выполнения задач патрульно-постовой службы назначаются войсковые наряды:

патруль - предназначен для выполнения возложенных на него обязанностей на маршруте патрулирования. Он состоит из 2 и более военнослужащих (начальник патруля и патрульные). Маршрутом патруля называется установленный путь следо­вания с прилегающей территорией в пределах видимости и слышимости. Протяжен­ность маршрута патруля, как правило, составляет: для пеших патрулей - 1-1,5км;

для патруля на автомобиле - 6-8 км. В зависимости от условий несения службы и обстановки протяженность маршрута может быть увеличена или уменьшена;

пост охраны порядка - предназначен для выполнения возложенных на него обязанностей путем непрерывного наблюдения за определенным участком терри­тории (объектом) в радиусе не более 300 м. Он состоит из 2 и более военнослужащих.

Более 2 патрулей (постов охраны порядка) объединяются в патрульную группу под единым руководством. Основу патрульной группы составляет патруль на автомо­биле. Начальником патрульной группы назначается прапорщик или сержант.

Для несения патрульно-постовой службы в органы внутренних дел выделяется подразделение не менее взвода.

Руководство войсковыми нарядами от воинской части осуществляет дежурный ho войсковым нарядам;

войсковая цепочка - войсковой наряд, предназначенный для оцепления района (участка местности) с целью воспрещения неорганизованного прохода в него граждан, а также создания направляющих коридоров для движения граждан и разграничи­тельных прямоугольников (квадратов) в местах размещения участников массовых мероприятий. Войсковые цепочки могут быть: усиленные - с интервалом между военнослужащими менее 1 м; нормальные - с интервалом 1-2 м и редкие - с интервалом более 2 м; однорядные и многорядные. Численность войсковой цепочки может быть от отделения до роты.

Для усиления войсковых цепочек используются транспортные средства, пере­носные заграждения, канаты и другие средства;

КПП - войсковой наряд, предназначенный для выполнения задачи по оказанию помощи сотрудникам органов внутренних дел в обеспечении пропускного режима или ограничении движения транспортных средств и пешеходов. В его состав назнача­ется двое и более военнослужащих; при необходимости КПП усиливается автобронетехникой.

Как правило, КПП совмещается с постом ГАИ. Во всех случаях в состав КПП включаются работники милиции с транспортными средствами.

Из состава наряда на КПП создаются группы проверки документов и досмотра транспортных средств (из сотрудников органов внутренних дел), прикрытия (из военнослужащих внутренних войск), резерва (из военнослужащих внутренних войск) и группа преследования из работников ГАИ, усиленная военнослужащими внутренних войск.

Продолжительность службы на КПП для одного подразделения может составлять от 1 до 3 суток. Личный состав вооружается закрепленным табельным оружием с боеприпасами, специальными средствами индивидуальной защиты и активной обороны (бронежилеты, шлемы, наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества), электрофонами, средствами наблюдения (биноклями, приборами ночного видения), устройствами для принудительной остановки транспорта.

Автотранспортные и железнодорожные КПП оборудуются досмотровыми площад­ками. Их количество на автотранспортных КПП устанавливается из расчета: одна площадка (проезд) для пропуска 20 единиц транспорта в час. На автотранспортных и железнодорожных КПП выставляются часовые и назначаются досмотровые группы.

Рис. 4.1. Схема организации службы и инженерно-технического оборудования КПП:

1 - караульное помещение; 2 - кухня; 3 - туалет; 4 - осветительная эл. станция; 5 - окоп для БТР; 6 - постовой гриб; 7 - шлагбаум жесткий; 8 - изделие «ЕЖ»; 9 - ж/б блоки; 10 - дорожные знаки; 11 - прожектор ПАС; 12 - площадка для задержанных автомобилей и граждан; 13 - окоп; 14 - блокпост; 15 - проволочная спираль; 16 - ход сообщения; 17 - сигнальные мины.

Инженерно-техническое обеспечение КПП включает в себя:

1) инженерные заграждения на подступах к КПП, которые предназначены для обнаружения нарушителей и задержания их продвижения. Неразрывные: прово­лочные сети на высоких и низких кольях, проволочные спирали, рогатки, ежи, колючая проволока и лента внаброс, спирали АКЛ, малозаметные препятствия. Взрывные: специальные мины СМ и комбинированные;

2) ограждения КПП и площадка для задержанных граждан и транспорта выпол­няются в виде проволочных заборов с предупредительными знаками из сетки «рабица» и других подручных материалов.

3) стационарные противотранспортные заграждения устраиваются в виде надолбов, барьеров из железобетонных конструкций, камня, гибких и жестких шлагбаумов;

4) переносные противотранспортные заграждения устанавливаются в виде «ежей», изделий «ЕЖ-м», «Диана», пакетов МЗП внаброс;

5) из технических средств охраны используются приборы обнаружения типа «АЛ МАЗ» и «ТРЕПАН Г»;

6) караульное помещение (место для отдыха, обогрева и приема пищи) создается из вагончика ВС-12 м. В нем же оборудуется надежное место для хранения оружия.

Место для развертывания КПП выбирается на таких участках дороги, по которым движение невозможно или затруднено (на мосту, переезде, виадуке, на перекрестке дорог и т. д.)

Комендантский пост в составе отделения, взвода назначается для поддержания режимных мероприятий, общественного порядка, пресечения противоправных действий на период комендантского часа и осложнения обстановки в населенном пункте.

В состав комендантского поста входят: группа остановки и досмотра транс­портных средств; группа прикрытия; группа патрулирования; резерв, а также груп­па охраны, которая в свою очередь разделяется на: пост по охране мест отдыха лич­ного состава; пост по охране боевой техники и пост по охране задержанных правонарушителей. Вооружение и экипировка личного состава комендантского поста - закрепленное табельное оружие, бронежилет 5 класса зашиты, шлем стальной армейский, карабин специальный КС-23, спецсредство «Черемуха-10», фонарь, бинокль, переносные радиостанции, изделие БР, ранцевым газо­генератором «ОБЛАКО».

Рис. 4.2. Схема инженерно-технического оборудования постоянного

комендантского поста (вариант):

1 - оборонительные сооружения; 2 - противотаранные заграждения; 3 - заграждения из колючей проволоки или ленты; 4 - резервная электростанция; 5 - караульное помещение; прожекторная установка; 7 - переносные дорожные знаки типа "STOP", ограничение скорости, прочие опасности; 8 - шлагбаумы; 9 - устройства для принудительной остановки.

Тактика действий комендантского поста основывается на выставлении его в период действия комендантского часа в районах крупных узлов дорог, важных объектов, площадей, аэропортов и других мест массового скопления граждан. При оставлении комендантского поста на период прекращения комендантского часа личный состав выполняет задачу в качестве поста охраны порядка; организуется усиление мест отдыха личного состава, оружия и боевой техники.

При организации службы этого вида войскового наряда нужно учитывать, что комендантский пост может нести службу не более 12 часов.

Поисковая группа - войсковой наряд, высылаемый для разведки, поиска, пресле­дования и задержания правонарушителей. Численность группы зависит от характера поставленной задачи и может быть от отделения до взвода. Начальником группы, как правило, назначается офицер или прапорщик подразделения, от которого назначен войсковой наряд.

Заслон - войсковой наряд численностью до взвода, предназначенный для пере­крытия вероятных направлений движения разыскиваемых, блокирования районов проведения операций. От заслона могут выделяться наблюдательные посты, секреты, дозоры.

Розыскная группа - войсковой наряд в составе двух-пяти военнослужащих, предназначенный для розыска и задержания преступниковпо местам родственных и иных связей, а также в пассажирском транспорте.

Розыскной пост - войсковой наряд в составе двух и более военнослужащих, предназначенный для задержания разыскиваемых лиц в местахих возможного появления или на путях вероятного движения.

Засада - войсковой наряд в составе трех и более вооруженных военнослужащих, скрытно расположенный в точно определенном месте для захвата преступников по заранее полученным достоверным данным.

Дозор - войсковой наряд в составе двух и более вооруженных военнослужащих, высылаемых по определенному маршруту для разведки, осмотра местности в целях обнаружения правонарушителей. В состав дозора может назначаться кинолог с розыскной собакой.

Наблюдательный пост - войсковой наряд в составе двух и более военнослужащих, предназначенный для наблюдения за определенными участками местности, населен­ными пунктами, отдельными строениями и т. д. Наблюдательные посты могут высылаться непосредственно от подразделений и других войсковых нарядов.

Маневренная группа - войсковой наряд (от отделения до батальона), предназна­ченный для несения совместно с сотрудниками органов внутренних дел боевой службы по контролю за обстановкой, предупреждения (пресечения) противоправных действий в закрепленном районе (на участке, маршруте), а также для оказания помощи войсковым нарядам.

В маневренную группу назначаются наиболее боеспособные подразделения, усиленные бронетехникой, специальными средствами и средствами обеспечения служебно-боевой деятельности. Боевой порядок группы зависит от характера выполняемой задачи и может состоять из наблюдательных постов, патрульных групп (патрулей), дозоров, постов охраны порядка, засады, группы прикрытия, группы захвата и других войсковых нарядов.

Маневренная группа несет службу в определенном ей районе (участке) или на маршруте.

ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

И ВОЙСКОВЫХ НАРЯДОВ

Группа блокирования назначается для изоляции района возможного нахождения противника и недопущения его ухода из района поиска. Она состоит из нарядов, перекрывающих наиболее вероятные направления движения противника из района операции.

Рубеж блокирования должен отвечать следующим требованиям:

Проходить по тактически выгодной местности, иметь удобные подходы (подъезды) для быстрого занятия его подразделениями;

Обеспечивать хороший обзор и обстрел перед фронтом и на флангах подраз­делений, скрытность расположения личного состава и огневых средств и их взаимодействие;

Позволять быстро маневрировать силами и средствами при изменении обста­новки;

Благоприятствовать управлению и связи.

При определении рубежа блокирования учитываются:

Время нарушения запретной или режимной зоны (обнаружения противника);

Время, прошедшее с момента нарушения (обнаружения);

Вероятное местонахождение противника к моменту принятиярешения,скорость и вероятное направление его движения;

Время, необходимое для выхода подразделений на рубежи организации службына нем.

Рубеж блокирования должен быть занят подразделениями и войсковыми нарядами раньше, чем на него могут выйти нарушители (диверсанты).

Состав группы блокирования, величина участков для подразделений зависят от численности, вооружения и характера действий противника, размера района блокирования, наличия сил и средств, условий местности и видимости.

Плотность блокирования не должна быть равномерной, она зависит от важности направления, условий местности и времени суток. Днем плотность блокирования может быть:

На закрытой местности - один наряд (2-3 чел.) на 25-75 метров;

На открытой - один наряд (2-3 чел.) до 150 метров.

Возможности подразделений по блокированию района

Ночью (в условиях ограниченной видимости) этинормы уменьшаются в несколько раз.

Зимой на рубеже блокирования прокладываются 1-2 контрольные линии с целью обнаружения следов противника, прошедшего через рубеж блокирования.

Боевой порядок группы блокирования состоит из боевых порядков подразде­лений, развернутых на рубеже блокирования, огневых средств и резерва.

Отделение на рубеже блокирования выполняет боевую службу заслоном и обычно располагается тремя-четырьмя группами, нарядами (посты наблюдения, дозоры, секреты).

В воинской деятельности условно можно выделить три основных элемента: учебно–боевую подготовку, служебно–боевую деятельность и реальные боевые действия.

Учебно–боевая подготовка – это система мероприятий по обучению и воспитанию военнослужащих, боевому слажива–нию частей и подразделений для подготовки их к ведению совместных боевых действий или выполнению других задач. Эта подготовка прежде всего направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений, т. е. их возможностей успешно вести боевые действия и выполнять боевые задачи.

Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время и включает в себя занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, в ходе которых военнослужащие изучают воинские уставы, оружие и военную технику, приемы действий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач.

Она носит явно выраженную коллективную направленность и организуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идет подготовка воинских подразделений к совместным действиям.

Высшей формой учебно–боевой подготовки являются учения, на которых отрабатываются способы использования вооружения и военной техники в бою, производится боевое сла–живание подразделений и частей. Учения проводятся в любую погоду, на реальной местности, со штатным оружием и техникой, в обстановке, максимально приближенной к боевой.

Служебно–боевая деятельность предназначена для обеспечения высокого уровня боевой готовности подразделений и частей – их способности в любых условиях начать военные действия в установленные сроки. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в боевые действия, а в военное время – способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач.

Служебно–боевая деятельность включает в себя боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.

Боевое дежурство является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений и находящимися в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др. Подготовка военнослужащих к несению боевого дежурства проводится в составе подразделений, боевых расчетов, дежурных смен перед каждым заступлением на это дежурство.

На боевое дежурство не назначают военнослужащих, не принявших Военную присягу, не усвоивших программы учебно–боевой подготовки, больных, а также совершивших проступки, по которым ведется расследование.

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами.

Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от военнослужащих высокой бдительности, точного исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы. Виновные в нарушении требований караульной службы привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Для несения караульной службы назначаются караулы – вооруженные подразделения, назначенные для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов. В состав каждого караула входят начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие. Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые.

Внутренняя служба организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и предназначена для поддержания в воинских частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность.

Реальные боевые действия – это вид воинской деятельности, для обеспечения которого осуществляется учебно–боевая подготовка и служебно–боевая деятельность войск. Эта деятельность осуществляется непосредственно в условиях боя и направлена на то, чтобы в любое время года и суток, в любых условиях и обстановке войска могли нанести поражение любому противнику.