Цели урока:
Дидактический аспект: сформировать знания о причинах, влияющих на чередование природных зон в Евразии на репродуктивном и частично-поисковом уровнях.
Развивающий аспект: развивать умение сравнивать через с равнение расположения природных зон в Евразии и Северной Америке по 40-й параллели.
Воспитательный аспект: воспитывать коммуникативные способности через работу в группах.
Методы обучения: словесный, фронтальный, графических упражнений; по характеру познавательной деятельности – объяснительно–иллюстративный, репродуктивный, частично– поисковый.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта географических поясов и природных зон мира; план проведения практической работы; карточки – инструкции; лист – схема для отчёта по практической работе для каждого обучающегося; макеты условных знаков для обозначения природных зон при демонстрации на доске; атласы для 7 класса.
ПЛАН УРОКА
№ п/п | Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Организационный момент |
Приветствует обучающихся, предлагает школьникам занять своё место в группе, проверить готовность к работе в группе. | Приветствует учителя. Рассаживаются по творческим группам (8-9 человек), проверяют готовность к уроку. |
Затраченное время – 1?. |
|
Целеполагание и мотивация |
Поясняет, что в ходе
работы необходимо ответить на вопросы,
записанные на доске:
природные зоны Евразии на 40-й параллели отсутствуют на этой же широте в Северной Америке и наоборот? 2. В чём вы видите главные причины различия в расположении природных зон на данных материках? |
Определяют для себя объём работы, прогнозируют возможный результат своей деятельности. | Затраченное время – |
|
Актуализация знаний | Задаёт вопросы, помогающие
включиться в работу: 1. В чём заключаются особенности географического положения Евразии? 2. Какие факторы влияют на формирование природной зоны? |
Отвечают на вопросы учителя. | Затраченное время – 2?. | |
Ход урока | 1. Организует
самостоятельную работу. 2. Выдаёт пакеты с заданиями для групп (смотри приложение № 1). 3. Напоминает, что школьники имеют право обратиться к учителю с вопросами по содержанию работы или по её организации. Уточняет время самостоятельной работы 7 – 10 минут. 4. Через отведённое на самостоятельную работу время учащимися предлагается отчитаться о работе в группах, оформляя на доске результаты своей работы, используя макеты условных знаков и магниты. 5. Уточняет время для отчёта каждой группы – не более 5 минут. |
1. Получают задание на
группу.
2. Читают задание, формулируют цель своей работы: выписать и сравнить природные зоны Евразии и Северной Америки. 3. Задают учителю вопросы уточняющего характера, выполняют работу в группах, оформляя её на листах – схемах практической работы (смотри приложение №2) и готовят отчёты. 4. Формируют группу для отчёта и защищают проделанную работу у доски. 5. Заполняют ЛОС на рабочих листах (для учащихся других групп) по образцу на доске. |
Затраченное время – 7-10?.
Затраченное время – 12-15?. |
|
Заключение урока | 1. Возвращает учащихся к
началу урока, когда были поставлены вопросы ко
всему уроку.
2. Просит записать ответ на вопрос, заданный в начале урока: “В чём вы видите главные причины различия в расположении природных зон на данных материках?” |
Предлагают свои варианты
ответов и записывают их в листах – отчётах: 1.В Евразии на широте 40?с.ш. нет природных зон смешанных и широколиственных лесов и зоны тайги. В Северной Америке нет природной зоны переменно – влажных муссонных лесов. 2. Сравнив чередование природных зон вдоль 40 –ой параллели можем сказать, что на размещение природных зон в Евразии и Северной Америке наиболее влияет постоянный ветер - западный перенос, в Евразии дополнительно на востоке – муссон. В Евразии больше зона пустынь в центре материка из – за большой протяжённости с запада на восток, с уменьшением влияния Атлантического океана; на востоке материка под влиянием Муссонного типа климата формируется переменно – влажные леса. |
Затраченное время – 8?. | |
Домашнее задание | Задаёт задание на дом: § 73 учебник Крыловой О.В. “Материки и океаны”, нанести на контурную карту Евразии границы природных зон Евразии. | Записывают в дневнике домашнее задание, задают вопросы по нему. | Затраченное время – 2?. | |
Итог урока | Подводит итог урока, комментирует оценки за урок, благодарит за работу. | Затраченное время – 2?. |
Природная зона: полярные пустыни
Территория: Крайний Север Евразии
Климатический пояс: арктический
Почва: покрыта ледниками
Растения: почти нет, изредка мхи и лишайники, болотная осока
Животные: белые медведи, лемминги, летом птичьи базары, редко белый песец, арктическая рыба, тюлени и моржи.
Природная зона: тундра и лесотундра
Территория: Крайний Север Евразии
Климатический пояс: субАрктика
Почва: вечная мерзлота
Растения: осока, прочие травы, мхи, кустарники. К югу карликовые деревья, например, арктическая береза.
Животные: много рыбы, полярная крячка, белая сова, северный олень, лемминг, песец, тюлень, морж, северные куропатки, волки.
Природная зона: тайга (хвойные леса)
Территория: север Европы, Дальний Восток, Сибирь
Климатический пояс: умеренный
Почва: вечная мерзлота
Растения: ели, сосны, кедры, лиственница, пихта
Животные: бурый медведь, волк, заяц-русак, кабарга олень, лось, соболь, выдра, бобр, белка горностай, косуля, крот, курица, множество птиц (кедровка, клест, синица) и так далее. Много пушных зверей.
Природная зона: умеренные смешанные леса (в том числе муссонные)
Территория: Среднеевропейская равнина, участки на Дальнем Востоке, Западная Сибирь, север Европы.
Климатический пояс: умеренный
Почва: лесная бурая и подзолистая
Растения: ель, сосна, пихта, клен, дуб, ясень, ива, болотная осока, береза, яблоня, вяз, липа
Животные: бурый медведь, волк, заяц-русак, лиса, белка, дикий кабан, пятнистый олень, косуля, разнообразные птицы (соловей, глухарь, фазан, трясогузка, грач, сокол, иволга, жаворонок, чибис, тетерев, воробей, ворона, сорока, куропатка, перепел и другие)
Природная зона: степи и лесостепи
Территория: южная часть Восточно-Европейской (Русской) равнины, Монголия, Южное Приуралье, Казахстан, Китай
Климатический пояс: умеренный
Почва: чернозем (самая плодородная)
Растения: ковыль, сон-трава, камыш степной, типчак, полынь, овес, овсец, дикие яблони, ивы, липы и тополя группами, и так далее
Животные: степной волк, заяц-русак, степной орел, дрофа, ястреб, байбаки, суслики, лунь степной, сова, сайгаки, сайги, тушканчики.
Природная зона: полупустыни и пустыни
Территория: Каракум, Гоби, Регистан, Кызылкум, Аравийская пустыня, Такла-Макан и другие пустыни в Юго-западной Азии и Центральной Азии
Климатический пояс: засушливый
Почва: сухая песчаная, глинистая или каменистая. Часто засолена
Растения: редкие - верблюжья колючка, тамариск, акация колючая, саксаул, полынь, карагач, хлопок, солянка. Деревья только на оазисах.
Животные: кобра ядовитая и прочие змеи, тушканчик, жираф, песчаные мыши, сайгак, сайга, байбак, суслик, ящерицы
Природная зона: области высотной поясности (горы)
Территория: Гималаи, Памир, Тян-Шань, Альпы, Карпаты, Кавказ, Крымские горы, Апеннины, Пиренеи, Саяны, Урал, Сихотэ-Алинь
Климатический пояс: любой из перечисленных в данной таблице
Почва: каменистая горная
Растения: от безлесных каменистых пустынь на самом верху горных цепей, где растут только отдельные мхи и лишайники, растительность увеличивается по мере возвращения к подножию гор. После пустынь следуют травянистые альпийские луга, затем возможен лесной пояс либо пустынно-степной.
Животные: в зависимости от горной системы - горный баран, муфлон, горный козел, дикая свинья, овцебык, гималайский черный медведь, антилопа, як, кабарга, серна, дикая коза, снежный барс (ирбис), дикая лощадь На хребте Сихотэ-Алинь на Дальнем Востоке России - утка-мандаринка, уссурийский тигр, леопард (большие кошачьи находятся под угрозой вымирания)
Природная зона: субтропические, тропические влажные (в том числе муссонные) леса
Территория: Дальний Восток, Средиземноморье, Индия, Юго-Восточная Азия, Китай
Климатический пояс: тропики и субтропики
Почва: чернозем, желтозем, краснозем
Растения: мандарины, апельсины, лимоны, пальмы, саговники, кипарис, бегонии, прочие высокие
травы, орхидеи, лианы
Животные: на Дальнем Востоке – уссурийский тигр, утка-мандаринка, леопард. В целом волки, обезьяны, слоны, орлы, попугаи, тукан, хамелеон, множество разнообразных бабочек, мыши летучие
Природная зона: влажные экваториальные леса (джунгли)
Территория: юг Индии, Юго-Восточная Азия
Климатический пояс: субэкваториальный и экваториальный
Почва: краснозем
Растения: мангровые заросли, различные пальмы, плауны, кокосы, папайя, лианы, банан, орхидеи, влажные мхи
Животные: бенгальский тигр, крокодил, варан, слоны, обезьяны, носорог, бегемот, белки, летяги, попугаи, летучая рыба, термиты, множество разнообразных ящериц, насекомых и бабочек.
Практическая работа «Сравнение природных зон по 40 градусу с.ш. в Евразии и Северной Америке».
Цели:
1. Закрепить и проверить знание закона широтной зональности и действия азональных факторов.
2. Закрепить умение работать по климатическим картам и картам природных зон, сравнивая показатели разных материков.
Оборудование.
Атласы.
Ход работы.
/Учащимся необходимо заполнить пробелы в предложениях. На «5» ответы должны быть примерно такими, как приведено ниже./
1. По 40 градусу с.ш. в С.А. сменяют друг друга ПЗ: …. жестколист вечнозел лесов, п/п и пустынь, л/с и степей, смеш и шир лесов, а в Евразии – … жестколист вечнозел лесов, л/с и степей, п/п и пустынь, л/с и степей, перемен влажных лесов.
2. Большую площадь в С.А. занимают ПЗ: … л/с и степей, смешан и шир лесов, а в Евразии - … п/п и пустынь, так как … С.А. имеет меньшую протяжённость с зап на вост и в центре материка не так сухо, как в центре Евразии; в центр Евразии ветры с океанов доносят очень мало влаги, а в таких условиях может быть лишь зона пустынь.
3. Меньшую площадь в С.А. занимает зона … п/п и пустынь, так как … лишь в горах Кордильерах, где влага с океана задерживается ими, очень сухо и другие ПЗ сформироваться там не могут, а в Евразии меньшую площадь занимают … л/с и степи, так как … для формирования этой зоны на данной широте влаги либо мало, либо (на востоке) очень много и там растут перемен влажн леса.
4. На этой широте и в С.А., и в Евразии расположена не одна зона, как это должно быть по закону … широтной зональности, а несколько зон, так как этот закон нарушен … влиянием рельефа (Кордильеры в С.А., Кавказ, Тянь-Шань и др горы в Евразии), протяжённостью материка с зап на вост (особенно Евразии), влиянием океанов (особенно Тихого в Евразии, так как с него приходят летом муссоны, приносят осадки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа по химии в 7 классе по теме «Очистка загрязненной поваренной соли»Тип урока - применение знаний на практике.В ходе выполнения практической работы учащиеся учатся выделя...
Ресурс содержит конспект занятия и презентацию по теме "Дифференциация С-Ш в словах и слогах" проведенного во 2 классе коррекционной школы VIII вида. Решает задачи: учить детей различать звуки с-ш...
Публикация содержит план-конспект логопедического группового занятия по теме "Употребление относительных прилагательных в роли качественных" и приложений, где помещён практический материал (карт...
Урок географии в 7 классе. Тема: "Природные зоны Африки. Пустыни"
Урок по теме "Природные зоны Африки. Пустыни", разработан с использованием модульной технологии. Урок проводится с использованием ИКТ и показом фрагментов фильма ВВС "Дикая Африка"....
Практическая работа №1. «Сравнение природных зон по 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка»
Цель: определить черты сходства и отличия в расположении природных зон по 40-й параллели материков Евразия и Северная Америка
Задачи:
Обучающие: закрепить понятие «природные зоны», разнообразие природных зон по 40параллели материков Евразия и Северная Америка и факторы, влияющие на их географическое положение
Развивающие : продолжить формирование познавательной активности учащихся, развития умение сравнивать полученные данные и делать соответствующие выводы
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, внимательность при работе с картами
1.Актуализация знаний:
Дайте определение понятию «природная зона». Как чаще всего они расположены? Что такое «широтная зональность»? Каковы главные причины ее возникновения? В чем проявляется закон «высотной поясности»? Почему на материке Евразия природные зоны располагаются не только с севера на юг, но и с запада на восток?
2.Работа по атласу и демонстрационной карте «Природные зоны мира»
Покажите на карте 40-ю параллель северного полушария. Какие материки она пересекает? Назовите и покажите природные зоны, расположенные на этой параллели на материке Северная Америка? Покажите и назовите природные зоны, расположенные на 40-й параллели на материке Евразия? Что интересного заметили в расположении природных зон на этих материках? Какие природные зоны повторяются на двух материках? Почему? В чем отличие?
3. Выполнение практической части:
1заполните таблицу, пользуясь атласом:
2.Запишите вывод, указав причины, влияющие на различие природных зон двух материков по 40-й параллели.
4. Планируемый результат выполнения работы учащимися:
Учащиесязаполняют таблицу. Затем пишут вывод с указанием факторов. влияющих на различия в расположении природных зон по 40- параллели.
Описание практической работы
на материках Евразия и Северная Америка»
Согласно составленной рабочей программыпрактическая работа «Сравнение природных зон по 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка» проводится на уроке при изучении темы «Природные зоны Евразии».
Цель урока: формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии.
Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи междуразличными компонентами природы и объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни, делать самостоятельные выводы.
Определить, какая природная зона действительно может называться «легкими планеты» и почему
Оборудование: Физическая карта мира, карта « Природные зоны», атласы, учебник географии 7 класс.
Способы познавательной деятельности учащихся: сравнительный, анализ, обобщение.
В ходе выполнения практической работы учитель проводит актуализацию знаний, где закрепляет понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».
Расширяет знания учащихся по теме «Природные зоны», устанавливая причинно-следственные связи расположения природных зон на материке.
На следующем этапе педагог объясняет этапы выполнения практической работы, обращая внимание на использование детьми различных источников дополнительной информации: тематические атласы, справочники.
Затем учащиеся переходят к выполнению практической части, заполняя предложенную учителем таблицу, и записывают выводы.
При проведении всех описанных этапов работы учащиеся без затруднений ее выполняют. Эта практическая работа нравится учащимся тем. что проводя сравнение по карте, сразу видны отличия в расположении природных зон. Предложенная учителем таблица заполняется быстро и без ошибок. В выводе отражается умение семиклассников проводить анализ и синтез полученных результатов.
Анализ
практической работы
«Сравнение природных зон по 40-й параллели
на материках Евразия и Северная Америка».
Описание практической работы
«Сравнение природных зон по 40-й параллели
на материках Евразия и Северная Америка»
Согласно составленной рабочей программы практическая работа «Сравнение природных зон по 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка» проводится на уроке при изучении темы «Природные зоны Евразии».
Цель урока: формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии.
Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы и объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни, делать самостоятельные выводы.
Определить, какая природная зона действительно может называться «легкими планеты» и почему
Оборудование: Физическая карта мира, карта « Природные зоны», атласы, учебник географии 7 класс.
Способы познавательной деятельности учащихся: сравнительный, анализ, обобщение.
В ходе выполнения практической работы учитель проводит актуализацию знаний, где закрепляет понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».
Расширяет знания учащихся по теме «Природные зоны», устанавливая причинно-следственные связи расположения природных зон на материке.
На следующем этапе педагог объясняет этапы выполнения практической работы, обращая внимание на использование детьми различных источников дополнительной информации: тематические атласы, справочники.
Затем учащиеся переходят к выполнению практической части, заполняя предложенную учителем таблицу, и записывают выводы.
При проведении всех описанных этапов работы учащиеся без затруднений ее выполняют. Эта практическая работа нравится учащимся тем. что проводя сравнение по карте, сразу видны отличия в расположении природных зон. Предложенная учителем таблица заполняется быстро и без ошибок. В выводе отражается умение семиклассников проводить анализ и синтез полученных результатов.
Практическая работа «Сравнение природных зон по 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка»
Цель: определить черты сходства и отличия в расположении природных зон по 40-й параллели материков Евразия и Северная Америка
Задачи:
Обучающие: закрепить понятие «природные зоны», разнообразие природных зон по 40 параллели материков Евразия и Северная Америка и факторы, влияющие на их географическое положение
Развивающие : продолжить формирование познавательной активности учащихся, развития умение сравнивать полученные данные и делать соответствующие выводы
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, внимательность при работе с картами
1.Актуализация знаний:
Дайте определение понятию «природная зона». Как чаще всего они расположены? Что такое «широтная зональность»? Каковы главные причины ее возникновения? В чем проявляется закон «высотной поясности»? Почему на материке Евразия природные зоны располагаются не только с севера на юг, но и с запада на восток?
2.Работа по атласу и демонстрационной карте «Природные зоны мира»
Покажите на карте 40-ю параллель северного полушария. Какие материки она пересекает? Назовите и покажите природные зоны, расположенные на этой параллели на материке Северная Америка? Покажите и назовите природные зоны, расположенные на 40-й параллели на материке Евразия? Что интересного заметили в расположении природных зон на этих материках? Какие природные зоны повторяются на двух материках? Почему? В чем отличие?
3. Выполнение практической части:
1 заполните таблицу, пользуясь атласом:
2.Запишите вывод, указав причины, влияющие на различие природных зон двух материков по 40-й параллели.
4. Планируемый результат выполнения работы учащимися:
Учащиеся заполняют таблицу. Затем пишут вывод с указанием факторов. влияющих на различия в расположении природных зон по 40- параллели.