Стильный верх

Природные зоны материка евразия. Природные зоны евразии Сравнение природных зон по 40 й параллели

Цели урока:

Дидактический аспект: сформировать знания о причинах, влияющих на чередование природных зон в Евразии на репродуктивном и частично-поисковом уровнях.

Развивающий аспект: развивать умение сравнивать через с равнение расположения природных зон в Евразии и Северной Америке по 40-й параллели.

Воспитательный аспект: воспитывать коммуникативные способности через работу в группах.

Методы обучения: словесный, фронтальный, графических упражнений; по характеру познавательной деятельности – объяснительно–иллюстративный, репродуктивный, частично– поисковый.

Оборудование: физическая карта полушарий, карта географических поясов и природных зон мира; план проведения практической работы; карточки – инструкции; лист – схема для отчёта по практической работе для каждого обучающегося; макеты условных знаков для обозначения природных зон при демонстрации на доске; атласы для 7 класса.

ПЛАН УРОКА

№ п/п Структура урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Примечание

Организационный момент

Приветствует обучающихся, предлагает школьникам занять своё место в группе, проверить готовность к работе в группе. Приветствует учителя.

Рассаживаются по творческим группам (8-9 человек), проверяют готовность к уроку.

Затраченное время – 1?.

Целеполагание и мотивация

Поясняет, что в ходе работы необходимо ответить на вопросы, записанные на доске:

природные зоны Евразии на 40-й параллели отсутствуют на этой же широте в Северной Америке и наоборот?

2. В чём вы видите главные причины различия в расположении природных зон на данных материках?

Определяют для себя объём работы, прогнозируют возможный результат своей деятельности.

Затраченное время –

Актуализация знаний Задаёт вопросы, помогающие включиться в работу:

1. В чём заключаются особенности географического положения Евразии?

2. Какие факторы влияют на формирование природной зоны?

Отвечают на вопросы учителя. Затраченное время – 2?.
Ход урока 1. Организует самостоятельную работу.

2. Выдаёт пакеты с заданиями для групп (смотри приложение № 1).

3. Напоминает, что школьники имеют право обратиться к учителю с вопросами по содержанию работы или по её организации.

Уточняет время самостоятельной работы 7 – 10 минут.

4. Через отведённое на самостоятельную работу время учащимися предлагается отчитаться о работе в группах, оформляя на доске результаты своей работы, используя макеты условных знаков и магниты.

5. Уточняет время для отчёта каждой группы – не более 5 минут.

1. Получают задание на группу.

2. Читают задание, формулируют цель своей работы: выписать и сравнить природные зоны Евразии и Северной Америки.

3. Задают учителю вопросы уточняющего характера, выполняют работу в группах, оформляя её на листах – схемах практической работы (смотри приложение №2) и готовят отчёты.

4. Формируют группу для отчёта и защищают проделанную работу у доски.

5. Заполняют ЛОС на рабочих листах (для учащихся других групп) по образцу на доске.

Затраченное время – 7-10?.

Затраченное время – 12-15?.

Заключение урока 1. Возвращает учащихся к началу урока, когда были поставлены вопросы ко всему уроку.

2. Просит записать ответ на вопрос, заданный в начале урока: “В чём вы видите главные причины различия в расположении природных зон на данных материках?”

Предлагают свои варианты ответов и записывают их в листах – отчётах:

1.В Евразии на широте 40?с.ш. нет природных зон смешанных и широколиственных лесов и зоны тайги. В Северной Америке нет природной зоны переменно – влажных муссонных лесов.

2. Сравнив чередование природных зон вдоль 40 –ой параллели можем сказать, что на размещение природных зон в Евразии и Северной Америке наиболее влияет постоянный ветер - западный перенос, в Евразии дополнительно на востоке – муссон.

В Евразии больше зона пустынь в центре материка из – за большой протяжённости с запада на восток, с уменьшением влияния Атлантического океана; на востоке материка под влиянием Муссонного типа климата формируется переменно – влажные леса.

Затраченное время – 8?.
Домашнее задание Задаёт задание на дом: § 73 учебник Крыловой О.В. “Материки и океаны”, нанести на контурную карту Евразии границы природных зон Евразии. Записывают в дневнике домашнее задание, задают вопросы по нему. Затраченное время – 2?.
Итог урока Подводит итог урока, комментирует оценки за урок, благодарит за работу. Затраченное время – 2?.

Природная зона: полярные пустыни

Территория: Крайний Север Евразии

Климатический пояс: арктический

Почва: покрыта ледниками

Растения: почти нет, изредка мхи и лишайники, болотная осока

Животные: белые медведи, лемминги, летом птичьи базары, редко белый песец, арктическая рыба, тюлени и моржи.

Природная зона: тундра и лесотундра

Территория: Крайний Север Евразии

Климатический пояс: субАрктика

Почва: вечная мерзлота

Растения: осока, прочие травы, мхи, кустарники. К югу карликовые деревья, например, арктическая береза.

Животные: много рыбы, полярная крячка, белая сова, северный олень, лемминг, песец, тюлень, морж, северные куропатки, волки.

Природная зона: тайга (хвойные леса)

Территория: север Европы, Дальний Восток, Сибирь

Климатический пояс: умеренный

Почва: вечная мерзлота

Растения: ели, сосны, кедры, лиственница, пихта

Животные: бурый медведь, волк, заяц-русак, кабарга олень, лось, соболь, выдра, бобр, белка горностай, косуля, крот, курица, множество птиц (кедровка, клест, синица) и так далее. Много пушных зверей.

Природная зона: умеренные смешанные леса (в том числе муссонные)

Территория: Среднеевропейская равнина, участки на Дальнем Востоке, Западная Сибирь, север Европы.

Климатический пояс: умеренный

Почва: лесная бурая и подзолистая

Растения: ель, сосна, пихта, клен, дуб, ясень, ива, болотная осока, береза, яблоня, вяз, липа

Животные: бурый медведь, волк, заяц-русак, лиса, белка, дикий кабан, пятнистый олень, косуля, разнообразные птицы (соловей, глухарь, фазан, трясогузка, грач, сокол, иволга, жаворонок, чибис, тетерев, воробей, ворона, сорока, куропатка, перепел и другие)

Природная зона: степи и лесостепи

Территория: южная часть Восточно-Европейской (Русской) равнины, Монголия, Южное Приуралье, Казахстан, Китай

Климатический пояс: умеренный

Почва: чернозем (самая плодородная)

Растения: ковыль, сон-трава, камыш степной, типчак, полынь, овес, овсец, дикие яблони, ивы, липы и тополя группами, и так далее

Животные: степной волк, заяц-русак, степной орел, дрофа, ястреб, байбаки, суслики, лунь степной, сова, сайгаки, сайги, тушканчики.

Природная зона: полупустыни и пустыни

Территория: Каракум, Гоби, Регистан, Кызылкум, Аравийская пустыня, Такла-Макан и другие пустыни в Юго-западной Азии и Центральной Азии

Климатический пояс: засушливый

Почва: сухая песчаная, глинистая или каменистая. Часто засолена

Растения: редкие - верблюжья колючка, тамариск, акация колючая, саксаул, полынь, карагач, хлопок, солянка. Деревья только на оазисах.

Животные: кобра ядовитая и прочие змеи, тушканчик, жираф, песчаные мыши, сайгак, сайга, байбак, суслик, ящерицы

Природная зона: области высотной поясности (горы)

Территория: Гималаи, Памир, Тян-Шань, Альпы, Карпаты, Кавказ, Крымские горы, Апеннины, Пиренеи, Саяны, Урал, Сихотэ-Алинь

Климатический пояс: любой из перечисленных в данной таблице

Почва: каменистая горная

Растения: от безлесных каменистых пустынь на самом верху горных цепей, где растут только отдельные мхи и лишайники, растительность увеличивается по мере возвращения к подножию гор. После пустынь следуют травянистые альпийские луга, затем возможен лесной пояс либо пустынно-степной.

Животные: в зависимости от горной системы - горный баран, муфлон, горный козел, дикая свинья, овцебык, гималайский черный медведь, антилопа, як, кабарга, серна, дикая коза, снежный барс (ирбис), дикая лощадь На хребте Сихотэ-Алинь на Дальнем Востоке России - утка-мандаринка, уссурийский тигр, леопард (большие кошачьи находятся под угрозой вымирания)

Природная зона: субтропические, тропические влажные (в том числе муссонные) леса

Территория: Дальний Восток, Средиземноморье, Индия, Юго-Восточная Азия, Китай

Климатический пояс: тропики и субтропики

Почва: чернозем, желтозем, краснозем

Растения: мандарины, апельсины, лимоны, пальмы, саговники, кипарис, бегонии, прочие высокие

травы, орхидеи, лианы

Животные: на Дальнем Востоке – уссурийский тигр, утка-мандаринка, леопард. В целом волки, обезьяны, слоны, орлы, попугаи, тукан, хамелеон, множество разнообразных бабочек, мыши летучие

Природная зона: влажные экваториальные леса (джунгли)

Территория: юг Индии, Юго-Восточная Азия

Климатический пояс: субэкваториальный и экваториальный

Почва: краснозем

Растения: мангровые заросли, различные пальмы, плауны, кокосы, папайя, лианы, банан, орхидеи, влажные мхи

Животные: бенгальский тигр, крокодил, варан, слоны, обезьяны, носорог, бегемот, белки, летяги, попугаи, летучая рыба, термиты, множество разнообразных ящериц, насекомых и бабочек.

Практическая работа «Сравнение природных зон по 40 градусу с.ш. в Евразии и Северной Америке».

Цели:

1. Закрепить и проверить знание закона широтной зональности и действия азональных факторов.

2. Закрепить умение работать по климатическим картам и картам природных зон, сравнивая показатели разных материков.

Оборудование.

Атласы.

Ход работы.

/Учащимся необходимо заполнить пробелы в предложениях. На «5» ответы должны быть примерно такими, как приведено ниже./

1. По 40 градусу с.ш. в С.А. сменяют друг друга ПЗ: …. жестколист вечнозел лесов, п/п и пустынь, л/с и степей, смеш и шир лесов, а в Евразии – … жестколист вечнозел лесов, л/с и степей, п/п и пустынь, л/с и степей, перемен влажных лесов.

2. Большую площадь в С.А. занимают ПЗ: … л/с и степей, смешан и шир лесов, а в Евразии - … п/п и пустынь, так как … С.А. имеет меньшую протяжённость с зап на вост и в центре материка не так сухо, как в центре Евразии; в центр Евразии ветры с океанов доносят очень мало влаги, а в таких условиях может быть лишь зона пустынь.

3. Меньшую площадь в С.А. занимает зона … п/п и пустынь, так как … лишь в горах Кордильерах, где влага с океана задерживается ими, очень сухо и другие ПЗ сформироваться там не могут, а в Евразии меньшую площадь занимают … л/с и степи, так как … для формирования этой зоны на данной широте влаги либо мало, либо (на востоке) очень много и там растут перемен влажн леса.

4. На этой широте и в С.А., и в Евразии расположена не одна зона, как это должно быть по закону … широтной зональности, а несколько зон, так как этот закон нарушен … влиянием рельефа (Кордильеры в С.А., Кавказ, Тянь-Шань и др горы в Евразии), протяжённостью материка с зап на вост (особенно Евразии), влиянием океанов (особенно Тихого в Евразии, так как с него приходят летом муссоны, приносят осадки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по химии в 7 классе по теме «Очистка загрязненной поваренной соли»Тип урока - применение знаний на практике.В ходе выполнения практической работы учащиеся учатся выделя...

Ресурс содержит конспект занятия и презентацию по теме "Дифференциация С-Ш в словах и слогах" проведенного во 2 классе коррекционной школы VIII вида. Решает задачи: учить детей различать звуки с-ш...

Публикация содержит план-конспект логопедического группового занятия по теме "Употребление относительных прилагательных в роли качественных" и приложений, где помещён практический материал (карт...

Урок географии в 7 классе. Тема: "Природные зоны Африки. Пустыни"

Урок по теме "Природные зоны Африки. Пустыни", разработан с использованием модульной технологии. Урок проводится с использованием ИКТ и показом фрагментов фильма ВВС "Дикая Африка"....

Практическая работа №1. «Сравнение природных зон по 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка»

Цель: определить черты сходства и отличия в расположении природных зон по 40-й параллели материков Евразия и Северная Америка

Задачи:

Обучающие: закрепить понятие «природные зоны», разнообразие природных зон по 40параллели материков Евразия и Северная Америка и факторы, влияющие на их географическое положение

Развивающие : продолжить формирование познавательной активности учащихся, развития умение сравнивать полученные данные и делать соответствующие выводы

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, внимательность при работе с картами

1.Актуализация знаний:

Дайте определение понятию «природная зона». Как чаще всего они расположены? Что такое «широтная зональность»? Каковы главные причины ее возникновения? В чем проявляется закон «высотной поясности»? Почему на материке Евразия природные зоны располагаются не только с севера на юг, но и с запада на восток?

2.Работа по атласу и демонстрационной карте «Природные зоны мира»

Покажите на карте 40-ю параллель северного полушария. Какие материки она пересекает? Назовите и покажите природные зоны, расположенные на этой параллели на материке Северная Америка? Покажите и назовите природные зоны, расположенные на 40-й параллели на материке Евразия? Что интересного заметили в расположении природных зон на этих материках? Какие природные зоны повторяются на двух материках? Почему? В чем отличие?

3. Выполнение практической части:

1заполните таблицу, пользуясь атласом:

2.Запишите вывод, указав причины, влияющие на различие природных зон двух материков по 40-й параллели.

4. Планируемый результат выполнения работы учащимися:

Учащиесязаполняют таблицу. Затем пишут вывод с указанием факторов. влияющих на различия в расположении природных зон по 40- параллели.

Описание практической работы

на материках Евразия и Северная Америка»

Согласно составленной рабочей программыпрактическая работа «Сравнение природных зон по 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка» проводится на уроке при изучении темы «Природные зоны Евразии».

Цель урока: формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии.

Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи междуразличными компонентами природы и объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни, делать самостоятельные выводы.

Определить, какая природная зона действительно может называться «легкими планеты» и почему

Оборудование: Физическая карта мира, карта « Природные зоны», атласы, учебник географии 7 класс.

Способы познавательной деятельности учащихся: сравнительный, анализ, обобщение.

В ходе выполнения практической работы учитель проводит актуализацию знаний, где закрепляет понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».

Расширяет знания учащихся по теме «Природные зоны», устанавливая причинно-следственные связи расположения природных зон на материке.

На следующем этапе педагог объясняет этапы выполнения практической работы, обращая внимание на использование детьми различных источников дополнительной информации: тематические атласы, справочники.

Затем учащиеся переходят к выполнению практической части, заполняя предложенную учителем таблицу, и записывают выводы.

При проведении всех описанных этапов работы учащиеся без затруднений ее выполняют. Эта практическая работа нравится учащимся тем. что проводя сравнение по карте, сразу видны отличия в расположении природных зон. Предложенная учителем таблица заполняется быстро и без ошибок. В выводе отражается умение семиклассников проводить анализ и синтез полученных результатов.

Анализ

практической работы

«Сравнение природных зон по 40-й параллели

на материках Евразия и Северная Америка».

Описание практической работы

«Сравнение природных зон по 40-й параллели

на материках Евразия и Северная Америка»

Согласно составленной рабочей программы практическая работа «Сравнение природных зон по 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка» проводится на уроке при изучении темы «Природные зоны Евразии».

Цель урока: формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии.

Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы и объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни, делать самостоятельные выводы.

Определить, какая природная зона действительно может называться «легкими планеты» и почему

Оборудование: Физическая карта мира, карта « Природные зоны», атласы, учебник географии 7 класс.

Способы познавательной деятельности учащихся: сравнительный, анализ, обобщение.

В ходе выполнения практической работы учитель проводит актуализацию знаний, где закрепляет понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».

Расширяет знания учащихся по теме «Природные зоны», устанавливая причинно-следственные связи расположения природных зон на материке.

На следующем этапе педагог объясняет этапы выполнения практической работы, обращая внимание на использование детьми различных источников дополнительной информации: тематические атласы, справочники.

Затем учащиеся переходят к выполнению практической части, заполняя предложенную учителем таблицу, и записывают выводы.

При проведении всех описанных этапов работы учащиеся без затруднений ее выполняют. Эта практическая работа нравится учащимся тем. что проводя сравнение по карте, сразу видны отличия в расположении природных зон. Предложенная учителем таблица заполняется быстро и без ошибок. В выводе отражается умение семиклассников проводить анализ и синтез полученных результатов.

Практическая работа «Сравнение природных зон по 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка»

Цель: определить черты сходства и отличия в расположении природных зон по 40-й параллели материков Евразия и Северная Америка

Задачи:

Обучающие: закрепить понятие «природные зоны», разнообразие природных зон по 40 параллели материков Евразия и Северная Америка и факторы, влияющие на их географическое положение

Развивающие : продолжить формирование познавательной активности учащихся, развития умение сравнивать полученные данные и делать соответствующие выводы

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, внимательность при работе с картами

1.Актуализация знаний:

Дайте определение понятию «природная зона». Как чаще всего они расположены? Что такое «широтная зональность»? Каковы главные причины ее возникновения? В чем проявляется закон «высотной поясности»? Почему на материке Евразия природные зоны располагаются не только с севера на юг, но и с запада на восток?

2.Работа по атласу и демонстрационной карте «Природные зоны мира»

Покажите на карте 40-ю параллель северного полушария. Какие материки она пересекает? Назовите и покажите природные зоны, расположенные на этой параллели на материке Северная Америка? Покажите и назовите природные зоны, расположенные на 40-й параллели на материке Евразия? Что интересного заметили в расположении природных зон на этих материках? Какие природные зоны повторяются на двух материках? Почему? В чем отличие?

3. Выполнение практической части:

1 заполните таблицу, пользуясь атласом:

2.Запишите вывод, указав причины, влияющие на различие природных зон двух материков по 40-й параллели.

4. Планируемый результат выполнения работы учащимися:

Учащиеся заполняют таблицу. Затем пишут вывод с указанием факторов. влияющих на различия в расположении природных зон по 40- параллели.