Лето

Материалы для подготовки к егэ по физике.

Серия «ЕГЭ-2013. ФИПИ - школе» подготовлена разработчиками контрольных измерительных материалов. В сборнике представлены:
22 тематических варианта по всем разделам кодификатора ЕГЭ;
10 обновлённых типовых экзаменационных вариантов для подготовки к экзамену 2013 года;
инструкция по выполнению экзаменационной работы и типовые бланки ответов ЕГЭ;
ответы ко всем заданиям;
критерии оценивания.
Тематические варианты представлены тренировочными и итоговыми вариантами работ, что предоставляет возможность систематической подготовки к ЕГЭ. Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов позволяет учащимся объективно оценить уровень своей подготовки. Учителя могут использовать представленные варианты для организации контроля результатов обучения школьников.

Примеры.
Материальная точка равномерно движется со скоростью v по окружности радиусом r. Если скорость точки будет вдвое больше, то модуль её центростремительного ускорения
1) не изменится
2) уменьшится в 2 раза
3) увеличится в 2 раза
4) увеличится в 4 раза

Систему отсчёта, связанную с Землей, будем считать инерциальной. Система отсчёта, связанная с автомобилем, тоже будет инерциальной, если автомобиль
1) движется равномерно по прямолинейному участку шоссе
2) разгоняется по прямолинейному участку шоссе
3) движется по извилистой дороге с постоянной по модулю скоростью
4) вкатывается на гору с выключенным двигателем

Скорость автомобиля массой 1000 кг, движущегося вдоль оси Оx, изменяется со временем в соответствии с графиком (см. рисунок). Систему отсчёта считать инерциальной. Равнодействующая всех сил, действующих на автомобиль, равна
1) 500 Н
2) 1000 Н
3) 10 000 Н
4) 20 000 Н

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Спецификация тематических тренировочных вариантов 6
Справочные данные 7
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ
РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИКА 9
Вариант 1.1. «Кинематика», «Динамика» 9
Вариант 1.2. «Кинематика», «Динамика» 15
Вариант 1.3. «Законы сохранения в механике» 18
Вариант 1.4. «Законы сохранения в механике» 24
Вариант 1.5. «Статика» 27
Вариант 1.6. «Колебания и волны» 33
Итоговый вариант 1. «Механика» 39
Итоговый вариант 2. «Механика» 47
РАЗДЕЛ 2. МКТ И ТЕРМОДИНАМИКА 55
Вариант 2.1. «Молекулярная физика» 55
Вариант 2.2. «Термодинамика» 61
Вариант 2.3. «МКТ и термодинамика» 68
Вариант 2.4. «МКТ и термодинамика» 71
Итоговый вариант 3. «Механика», «МКТ и термодинамика» 74
Итоговый вариант 4. «Механика», «МКТ и термодинамика» 83
РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА 92
Вариант 3.1. «Электростатика», «Постоянный ток», «Магнитное поле» 92
Вариант 3.2. «Электростатика», «Постоянный ток», «Магнитное поле» 98
Вариант 3.3. «Электромагнитная индукция», «Электромагнитные колебания», «Оптика» 101
Вариант 3.4. «Электромагнитная индукция», Электромагнитные колебания», «Оптика» 108
Итоговый вариант 5. «Механика», «МКТ и термодинамика», «Электродинамика» 111
Итоговый вариант 6. «Механика», «МКТ и термодинамика», «Электродинамика» 121
РАЗДЕЛ 4. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА 130
Вариант 4.1. «Квантовая физика» 130
Вариант 4.2. «Квантовая физика» 137
ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
Инструкция по выполнению работы 140
Вариант 1 143
Вариант 2 151
Вариант 3 158
Вариант 4 165
Вариант 5 172
Вариант 6 180
Вариант 7 187
Вариант 8 194
Вариант 9 201
Вариант 10 209
ОТВЕТЫ К ТЕМАТИЧЕСКИМ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ВАРИАНТАМ 217
ОТВЕТЫ К ТИПОВЫМ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ ВАРИАНТАМ 246.

Дата публикации: 08.02.2014 07:24 UTC

  • ЕГЭ, Физика, Типовые экзаменационные варианты, 30 вариантов, Демидова М.Ю., 2019
  • ЕГЭ-2018, Физика, Рекомендации по оцениванию заданий, Демидова М.Ю., Гиголо А.И., Лебедева И.Ю., 2018
  • ЕГЭ, Физика, 1000 задач с ответами и решениями, Демидова М.Ю., Грибов В.А., Гиголо А.И., 2018
  • ЕГЭ, Физика, Комплекс материалов для подготовки учащихся, Ханнанов Н.К., Орлов В.А., Демидова М.Ю., Никифоров Г.Г., 2018

Следующие учебники и книги:

  • Физика, Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ, Задания высокого уровня сложности (Cl- С6), Монастырский Л.М., Богатин А.С., Игнатова Ю.А., 2012

Введение
Спецификация тематических тренировочных вариантов
Справочные данные
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ
РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИКА
Вариант 1.1. «Кинематика», «Динамика»
Вариант 1.2. «Кинематика», «Динамика»
Вариант 1.3. «Законы сохранения в механике»
Вариант 1.4. «Законы сохранения в механике»
Вариант 1.5. «Статика»
Вариант 1.6. «Колебания и волны»
Итоговый вариант 1. «Механика»
Итоговый вариант 2. «Механика»
РАЗДЕЛ 2. МКТ И ТЕРМОДИНАМИКА
Вариант 2.1. «Молекулярная физика»
Вариант 2.2. «Термодинамика»
Вариант 2.3. «МКТ и термодинамика»
Вариант 2.4. «МКТ и термодинамика»
Итоговый вариант 3. «Механика», «МКТ и термодинамика»
Итоговый вариант 4. «Механика», «МКТ и термодинамика»
РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
Вариант 3.1. «Электростатика», «Постоянный ток», «Магнитное поле»
Вариант 3.2. «Электростатика», «Постоянный ток», «Магнитное поле»
Вариант 3.3. «Электромагнитная индукция», «Электромагнитные колебания», «Оптика»
Вариант 3.4. «Электромагнитная индукция», Электромагнитные колебания», «Оптика»
Итоговый вариант 5. «Механика», «МКТ и термодинамика», «Электродинамика»
Итоговый вариант 6. «Механика», «МКТ и термодинамика», «Электродинамика»
РАЗДЕЛ 4. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
Вариант 4.1. «Квантовая физика»
Вариант 4.2. «Квантовая физика»
ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
Инструкция по выполнению работы
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10
ОТВЕТЫ К ТЕМАТИЧЕСКИМ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ВАРИАНТАМ
ОТВЕТЫ К ТИПОВЫМ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ ВАРИАНТАМ

Введение

Предлагаемый сборник содержит 22 тематических варианта (из них 16 тренировочных и 6 итоговых) и 10 типовых экзаменационных вариантов для систематического повторения учащимися учебного материала по физике в 9-11 классах и подготовки к ЕГЭ.
Справочные данные, которые необходимы для решения всех вариантов, даются в начале сборника.
После выполнения вариантов правильность своих ответов учащийся может проверить, воспользовавшись таблицей ответов в конце книги. Для заданий части 3, требующих развернутого ответа, приводятся подробные решения.
На большом количестве вариантов учащийся получает возможность эффективно повторить учебный материал и самостоятельно подготовиться к экзамену.
Учителям книга будет полезна для организации различных форм подготовки к ЕГЭ, а также контроля знаний на уроках физики.
Назначение и структура тематических тренировочных вариантов
Тематические тренировочные варианты могут быть использованы: во-первых, в процессе обобщающего повторения в конце изучения школьного курса физики; во-вторых, в качестве тематического контроля при изучении физики в 9-11 классах. Спецификация этих вариантов дана в соответствующем разделе сборника. В ней указаны основное содержание тематических тренировочных вариантов, количество заданий, распределение заданий по форме и уровню сложности, максимальный балл и примерное время выполнения.
Тематические варианты предлагаются по всем разделам школьного курса физики: механике, молекулярной физике и термодинамике, электродинамике, квантовой физике. Количество вариантов по каждому разделу пропорционально объему его содержания в школьном курсе физики и в ЕГЭ. Так, по механике предлагается восемь вариантов по разным темам, а по квантовой физике - всего два.
По каждому разделу в сборник включены три различных типа вариантов.
Первый тип вариантов (они расположены в начале раздела) предназначен для диагностики усвоения основного понятийного аппарата. Эти варианты состоят из заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом, включают преимущественно вопросы базового уровня сложности.
Второй тип тематических вариантов предназначен для проверки умения решать задачи по физике по соответствующим темам. Такие варианты содержат: задачи повышенного уровня сложности, представленные в виде заданий с выбором ответа; одну качественную задачу с развернутым ответом; достаточно сложные расчетные задачи с развернутым ответом.
Третий тип - это итоговые варианты. Они замыкают каждый из разделов, соответствуют по структуре контрольным измерительным материалам (КИМ) ЕГЭ по физике. При этом итоговые варианты, завершающие раздел «Механика», состоят только из заданий по механике. Итоговые же варианты следующего раздела «МКТ и термодинамика» включают как задания по МКТ и термодинамике, так и задания по механике и т.д. Такой подход позволяет в конце изучения каждого раздела не только осуществить контроль пройденного материала, но и повторить основные вопросы предыдущих разделов физики.
Назначение и структура типовых экзаменационных вариантов
Типовые экзаменационные варианты и по форме и по содержанию заданий полностью соответствуют Единому государственному экзамену по физике. Каждый такой вариант состоит из трех частей и включает 35 заданий: 25 заданий с выбором одного верного ответа (часть 1, задания А1-А21 и часть 3, задания А22-А25), 4 задания с кратким ответом (часть 2, задания В1-В4) и 6 заданий с развернутым ответом (часть 3, С1-СЗ). Самые простые задания находятся в первой части работы, это задания с выбором ответа, а самые сложные - содержатся в конце варианта, на них необходимо дать подробные ответы.
В первой части работы задания расположены по тематическому признаку: 6 заданий по механике, 4 задания по молекулярной физике и термодинамике, 6 заданий по электродинамике и 3 задания по квантовой физике.
Последние задания первой части (А20 и А21) проверяют методологические умения, а именно: конструировать экспериментальную установку, исходя из формулировки гипотезы опыта; строить графики и рассчитывать по ним значения физических величин; анализировать результаты экспериментальных исследований; делать выводы по результатам эксперимента.
Задания с выбором ответа очень разнообразны по содержанию, но однотипны по форме представления. Все они состоят из текста задания и четырех ответов, которые могут быть представлены в виде словесных утверждений, формул, численных значений физических величин, графиков или схематичных рисунков.
Экзаменационные варианты по физике включают большое количество иллюстративного материала. Это могут быть задания с использованием графиков, где требуется, например, определить коэффициент пропорциональности для линейных функций, «переводить» график функции из одних координат в другие или соотносить символическую запись закона (формулы) с соответствующим графиком. Различные задания с «картинками» включают, например, схемы электрических цепей, оптические схемы, иллюстрации для применения правила левой руки, правила буравчика, правила Ленца и т.п.
Кроме того, в любой из частей работы могут встретиться задания с фотографиями различных экспериментов. Как правило, в этих случаях необходимо уметь узнавать изображенные на фотографии измерительные приборы и оборудование и правильно снимать показания.
Во вторую часть работы включено 4 задания с кратким ответом. В заданиях В1 и В2 необходимо установить характер изменения (увеличится, уменьшится или не изменится) физических величин в различных процессах. На местах ВЗ и В4 стоят задания на установление взаимно однозначного соответствия.
Третья часть работы содержит 10 задач: 4 задачи повышенного уровня сложности (А22-А25), качественную задачу повышенного уровня сложности (С1) и 5 расчетных задач высокого уровня сложности (С2-С6) по всем разделам школьного курса физики.

Система оценивания заданий

Для всех вариантов (и тематических тренировочных, и типовых экзаменационных) использована единая система оценивания заданий, аналогичная КИМ ЕГЭ по физике.
Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл (такие баллы называются первичными).
Задания второй части работы оцениваются в 2 балла. При этом 1 балл ставится, если в ответе (последовательности из трех или двух цифр) допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено более одной ошибки.
За выполнение заданий с развернутым ответом можно получить от 0 до 3 баллов - за каждое задание. В каждом варианте перед заданиями третьей части приведена инструкция, в которой формулируются общие требования к оформлению ответов.

Желаем успехов при подготовке к ЕГЭ и сдаче экзамена!

Вариант 1

1. Правильно ли утверждение, что броуновское движение есть результат столкновения частиц, взвешенных в жидкости?

А) утверждение верно; Б) утверждение не верно; В) не знаю.

2. Относительная молекулярная масса гелия равна 4. Выразите в кг/моль молярную массу гелия.
А) 0,004 кг/моль; Б) 4 кг/моль; В) 4 ∙ 10 -4 кг/моль.

3. Укажите основное уравнение МКТ газов.

А); Б)
; В)
; Г)
.

4. Чему равен абсолютный нуль температуры, выраженный по шкале Цельсия?

А) 273 0 С; Б) -173 0 С; В) -273 0 С.


5. Какому процессу соответствует график, изображенный на рис. 1?

А) изобарному;
Б) изохорному;
В) изотермическому;
Г) адиабатическому.

6. Как изменится давление идеального газа, если при постоянной температуре его объём уменьшиться в 4 раза?

А) увеличится в 4 раза; Б) не изменится; В) уменьшится в 4 раза.

7. Чему равно отношение числа молекул в одном моле кислорода к числу молекул в одном моле азота?

А) ; Б) ; В) ; Г) 1; Д) 2.

8. Найдите, во сколько раз среднеквадратичная скорость молекул водорода больше среднеквадратичной скорости молекул кислорода. Газы находятся при одинаковой температуре.

А) 16; Б) 8; В) 4; Г) 2.


9. На рис. 2 представлен график зависимости давления газа от температуры. В состоянии 1 или в состоянии 2 объём газа больше?
А) в состоянии 1;
Б) в состоянии 2;
В) давление в состоянии 1 и 2 одинаковое;
Г) не знаю.

10. При постоянном давлении р объём газа увеличится на ∆V. Какая физическая величина равна произведению р|∆V| в этом случае?
А) работа, совершаемая газом; Б) работа, совершаемая над газом внешними силами;

В) количество теплоты, полученное газом; Г) внутренняя энергия газа.

11. Над телом совершена работа А внешними силами, и телу передано количество теплоты Q. Чему равно изменение внутренней энергии ∆U тела?
А) ∆U=А; Б) ∆U=Q В) ∆U=А+Q; Г) ∆U=А-Q; Д) ∆U=Q-A.

12. Какая физическая величина вычисляется по формуле
?

А) количество теплоты в идеальном газе; Б) давление идеального газа;
В) внутренняя энергия одноатомного идеального газа;
Г) внутренняя энергия одного моля идеального газа.

13. Какой процесс произошел в идеальном газе, если изменение его внутренней энергии равно количеству подведённой теплоты.

А) изобарный; Б) изотермический; В) изохорный; Г) адиабатный.

14. На рис.3 показан график изопроцесса с идеальным газом. Запишите для него первый закон термодинамики.
А) ∆U=Q+А / ;

15. Чему равно изменение внутренней энергии одного моля идеального одноатомного газа, если Т 1 =Т, а Т 2 =2Т?
А) RТ; Б) 2RТ; В) 3RТ; Г) 1,5RТ.

16. Какую работу совершает газ, расширяясь изобарно при давлении 2 ∙ 10 5 Па от объёма V 1 =0,1 м 3 до объёма V 2 =0,2 м 3 ?
А) 2 ∙ 10 6 Дж; Б) 200 кДж; В) 0,2 ∙ 10 5 Дж.

17. В камере, в результате сгорания топлива выделилась энергия, равная 600 Дж, а холодильник получил энергию, равную 400 Дж. Какую работу совершил двигатель?

А) 1000 Дж; Б) 600 Дж; В) 400 Дж; Г) 200 Дж.

18. Каков максимальный КПД тепловой машины, которая использует нагреватель с температурой 427ºС и холодильник с температурой 27ºС?

А) 40%; Б) 6%; В) 93%; Г) 57%.

19. В цилиндре под поршнем находится воздух, массой 29 кг. Какую работу совершит воздух при изобарном расширении, если температура его увеличилась на 100 К. Массу поршня не учитывать.
А) 831 Дж; Б) 8,31 кДж; В) 0,83 МДж.

20. Газ совершает цикл Карно. Абсолютная температура нагревателя в 3 раза больше абсолютной температуры холодильника. Определите долю теплоты, отдаваемую холодильнику.

А) 1/2; Б) 1/3; В) 1/5; Г) 2/3.

21. С одинаковой высоты на кафельный пол падают три шарика одинаковой массы - медный, стальной и железный. Какой из них нагреется до более высокой температуры. Удельная теплоемкость меди 400
, железа 460
и стали 500
.
А) медный; Б) стальной; В) железный.

22. Газ совершает цикл Карно. 70% полученной теплоты от нагревателя отдаёт холодильнику. Температура нагревателя 430 К. Определите температуру холодильника.
А) 3 К; Б) 301 К; В) 614 К.

А) М.Ломоносов; Б) И. Ньютон; В) О. Штерн; Г) Р.Поль; Д) Р.Броун.

24. Постоянная Авогадро показывает:

А) число молекул в веществе; Б) число молекул в углероде;

В) в одном моле любого вещества содержится разное количество молекул;

Г) в одном моле любого вещества содержится одинаковое количество молекул;

Д) нет ответа.

25. Масса вещества, в количестве одного моля, называется…

А) молекулярная; Б) молярная; В) атомная Г) ядерная; Д) нет ответа.

Ключи правильных ответов вар.1

Вариант 2

1. Какая величина характеризует состояние термодинамического равновесия?
А) давление; Б) давление и температура; В) температура;
Г) давление, объём и температура; Д) давление и объём.

2. Какое выражение, приведенное ниже, соответствует формуле количества вещества?
А) ; Б) ; В) ; Г)
.

3. Какое выражение, привёденное ниже, соответствует формуле уравнения Менделеева-Клапейрона?

А) ; Б)
; В)
; Г.)
.

4. Что определяет произведение ?

А) давление идеального газа; Б) абсолютную температуру идеального газа;
В) внутреннюю энергию идеального газа;
Г) среднюю кинетическую энергию молекулы идеального газа.

5. При реализации какого изопроцесса увеличение абсолютной температуры идеального газа в 2 раза приводит к увеличению объёма тоже в 2 раза?
А) изотермического; Б) изохорного; В) адиабатического; Г) изобарного.

6. Как изменится давление идеального газа при переходе из состояния 1 в состояние 2 (см. Рис.1)?
А) не изменится;
Б) увеличится;
В) уменьшится;
Г) не знаю.

7. Как изменится объём идеального газа при переходе из состояния 1 в состояние 2 (см. Рис. 2)?

А) уменьшится;
Б) увеличится;
В) не изменится.

8. При постоянной температуре 27 0 С и давлении 10 5 Па объём газа 1 м 3 . При какой температуре этот газ будет занимать объём 2 м 3 при том же давлении 10 5 Па?
А) 327ºС; Б) 54ºС; В) 600 К.

9. Какова первоначальная абсолютная температура газа, если при его изохорическом нагревании на 150 К давление возросло в 1,5 раза?
А) 30 К; Б) 150 К; В) 75 К; Г) 300 К.

10. Выберите график зависимости плотности идеального газа от температуры при изохорном процессе (см. рис. 3).

11. В закрытом сосуде находятся воздух и капля воды массой 1 г. Объём сосуда 75 л, давление в нем 12 кПа и температура 290 К. Каким будет давление в сосуде, если капля испарится?
А) давление не изменится; Б) 13,785 кПа; В) 13,107 кПа.

12. Какой процесс произошел в идеальном газе, если изменение его внутренней энергии равно нулю?
А) изобарный; Б) изотермический; В) изохорный; Г) адиабатический.

13. Идеальному газу передаётся количество теплоты таким образом, что в любой момент времени передаваемое количество теплоты Q равно работе А, совершаемой газом. Какой процесс осуществляется?

А) адиабатический; Б) изобарный; В) изохорный; Г) изотермический.

14. Среди приведенных ниже формул найдите ту, по которой вычисляется максимальное значение КПД теплового двигателя.

А) ; Б) ; В) ; Г) .

15. При быстром сжатии газа в цилиндре его температура повысилась. Изменится ли при этом внутренняя энергия газа? Напишите уравнение первого закона термодинамики для этого случая.
А) энергия уменьшилась Q=∆U+А / ; Б) энергия увеличилась ∆U=-А / ;

В) энергия не изменилась Q=А / .

16. Определите внутреннюю энергию двух молей одноатомного (идеального) газа, взятого при температуре 300 К.

А) 2,5 кДж; Б) 2,5 Дж; В) 4,9 Дж; Г) 4,9 кДж; Д) 7,5 кДж.

17. Термодинамической системе передано количество теплоты, равное 2000 Дж, и над ней совершена работа 500 Дж. Определите изменение его внутренней энергии этой системы.

А) 2500 Дж; Б) 1500 Дж; В) ∆U=0.

18. При изобарном нагревании некоторой массы кислорода на ∆Т=160 К совершена работа 8,31 Дж по увеличению его объёма. Определите массу кислорода, если М=3,2 ∙ 10 -2 кг/моль, R=8,31 Дж/(К ∙ моль).
А) 0,2 кг; Б) 2 кг; В) 0,5 кг; Г) 0,2 г.

19. Температура нагревателя идеального теплового двигателя 425 К, а холодильника - 300 К. Двигатель получает от нагревателя 4 ∙ 10 4 Дж теплоты. Рассчитать работу, совершаемую рабочим телом двигателя.
А) 1,2 ∙ 10 4 Дж; Б) 13,7 ∙ 10 4 Дж; В) рассчитать работу нельзя.

20. Идеальный газ из состояния А переходит в состояние В (см. рис. 4) тремя различными путями. В каком случае работа газа была максимальной?

21. Неон, находившийся при нормальных условиях в закрытом сосуде ёмкостью 20 л, охладили на 91 К. Найти изменение внутренней энергии газа и количество отданной им теплоты.

А) 1 МДж; Б) 0,6 кДж; В) 1,5 кДж; Г) 1 кДж.

22. Газ совершает цикл Карно. Температура нагревателя Т 1 =380 К, холодильника Т 2 =280 К. Во сколько раз увеличится коэффициент полезного действия цикла, если температуру нагревателя увеличить на ∆Т=200 К.

А) в 2 раза; Б) в 3 раза; В) в 1,5 раза; Г) в 2,5 раза.

23. Что называют тепловым движением?

А) движение одного тела по поверхности другого; Б) беспорядочное движение молекул;

В) движение тела в горячей воде; Г) броуновское движение; Д) нет ответа.

24. В каких агрегатных состояниях диффузия протекает быстрее?

А) жидкое; Б) твердое; В) газообразное; Г) жидкое и газообразное;

Д) газообразное и твердое.

25. Какова температура по шкале Цельсия, если по шкале Кельвина она равна 273К?

А) 0°; Б) 10°; В) 273°; Г) 3°; Д) 100°.

Ключи правильных ответов вар.2

Номера заданий и правильные ответы

§ 2. Молекулярная физика. Термодинамика

 Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) заключаются в следующем.
 1. Вещества состоят из атомов и молекул.
 2. Атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении.
 3. Атомы и молекулы взаимодействуют между собой с силами притяжения и отталкивания
 Характер движения и взаимодействия молекул может быть разным, в связи с этим принято различать 3 агрегатных состояния вещества: твёрдое, жидкое и газообразное . Наиболее сильно взаимодействие между молекулами в твёрдых телах. В них молекулы расположены в так называемых узлах кристаллической решётки, т.е. в положениях, при которых равны силы притяжения и отталкивания между молекулами. Движение молекул в твёрдых телах сводится к колебательному около этих положений равновесия. В жидкостях ситуация отличается тем, что, поколебавшись около каких-то положений равновесия, молекулы часто их меняют. В газах молекулы далеки друг от друга, поэтому силы взаимодействия между ними очень малы и молекулы движутся поступательно, изредка сталкиваясь между собой и со стенками сосуда, в котором они находятся.
Относительной молекулярной массой M r называют отношение массы m o молекулы к 1/12 массы атома углерода m oc:

Количество вещества в молекулярной физике принято измерять в молях.
Молем ν называется количество вещества, в котором содержится столько же атомов или молекул (структурных единиц), сколько их содержится в 12 г углерода. Это число атомов в 12 г углерода называется числом Авогадро :

Молярная масса M = M r · 10 −3 кг/моль - это масса одного моля вещества. Количество молей в веществе можно рассчитать по формуле

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа:

где m 0 - масса молекулы; n - концентрация молекул; - средняя квадратичная скорость движения молекул.

2.1. Газовые законы

Уравнение состояния идеального газа - уравнение Менделеева-Клапейрона:

Изотермический процесс (закон Бойля-Мариотта):
Для данной массы газа при неизменной температуре произведение давления на его объём есть величина постоянная:

В координатах p − V изотерма - гипербола, а в координатах V − T и p − T - прямые (см. рис. 4)

Изохорный процесс (закон Шарля):
Для данной массы газа при неизменном объёме отношение давления к температуре в градусах Кельвина есть величина постоянная (см. рис. 5).

Изобарный процесс (закон Гей-Люссака):
Для данной массы газа при неизменном давлении отношение объёма газа к температуре в градусах Кельвина есть величина постоянная (см. рис. 6).

Закон Дальтона :
Если в сосуде находится смесь нескольких газов, то давление смеси равно сумме парциальных давлений, т.е. тех давлений, которые каждый газ создавал бы в отсутствии остальных.

2.2. Элементы термодинамики

Внутренняя энергия тела равна сумме кинетических энергий беспорядочного движения всех молекул относительно центра масс тела и потенциальных энергий взаимодействия всех молекул друг с другом.
Внутренняя энергия идеального газа представляет собой сумму кинетических энергий беспорядочного движения его молекул; так как молекулы идеального газа не взаимодействуют друг с другом, то их потенциальная энергия обращается в нуль.
 Для идеального одноатомного газа внутренняя энергия

Количеством теплоты Q называют количественную меру изменения внутренней энергии при теплообмене без совершения работы.
Удельная теплоёмкость - это количество теплоты, которое получает или отдаёт 1 кг вещества при изменении его температуры на 1 К

Работа в термодинамике:
работа при изобарном расширении газа равна произведению давления газа на изменение его объёма:

Закон сохранения энергии в тепловых процессах (первый закон термодинамики):
изменение внутренней энергии системы при переходе её из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе:

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам:
а) изотермический процесс T = const ⇒ ∆T = 0.
В этом случае изменение внутренней энергии идеального газа

Следовательно: Q = A.
Всё переданное газу тепло расходуется на совершение им работы против внешних сил;

б) изохорный процесс V = const ⇒ ∆V = 0.
В этом случае работа газа

Следовательно, ∆U = Q.
Всё переданное газу тепло расходуется на увеличение его внутренней энергии;

в) изобарный процесс p = const ⇒ ∆p = 0.
В этом случае:

Адиабатным называется процесс, происходящий без теплообмена с окружающей средой:

В этом случае A = −∆U , т.е. изменение внутренней энергии газа происходит за счёт совершения работы газа над внешними телами.
 При расширении газ совершает положительную работу. Работа A, совершаемая внешними телами над газом, отличается от работы газа только знаком:

Количество теплоты, необходимое для нагревания тела в твёрдом или жидком состоянии в пределах одного агрегатного состояния, рассчитывается по формуле

где c - удельная теплоёмкость тела, m - масса тела, t 1 - начальная температура, t 2 - конечная температура.
Количество теплоты, необходимое для плавления тела при температуре плавления, рассчитывается по формуле

где λ - удельная теплота плавления, m - масса тела.
Количество теплоты, необходимое для испарения , рассчитывается по формуле

где r - удельная теплота парообразования, m - масса тела.

Для того чтобы превратить часть этой энергии в механическую, чаще всего пользуются тепловыми двигателями. Коэффициентом полезного действия теплового двигателя называют отношение работы A, совершаемой двигателем, к количеству теплоты, полученному от нагревателя:

Французский инженер С. Карно придумал идеальную тепловую машину с идеальным газом в качестве рабочего тела. КПД такой машины

 В воздухе, представляющем из себя смесь газов, наряду с другими газами находятся водяные пары. Их содержание принято характеризовать термином «влажность». Различают абсолютную и относительную влажность.
Абсолютной влажностью называют плотность водяных паров в воздухе - ρ ([ρ] = г/м 3). Можно характеризовать абсолютную влажность парциальным давлением водяных паров - p ([p] = мм. рт. столба; Па).
Относительная влажность (ϕ) - отношение плотности водяного пара, имеющегося в воздухе, к плотности того водяного пара, который должен был бы содержаться в воздухе при этой температуре, чтобы пар был насыщенным. Можно измерять относительную влажность как отношение парциального давления водяного пара (p) к тому парциальному давлению (p 0), которое имеет насыщенный пар при этой температуре:

1) ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ФИЗИКЕ ДЛИТСЯ 235 мин

2) СТРУКТУРА КИМов - 2018 и 2019 по сравнению с 2017г. несколько ИЗМЕНИЛАСЬ: Вариант экзаменационной работы будет состоять из двух частей и включит в себя 32 задания. Часть 1 будет содержать 24 задания с кратким ответом, в том числе задания с самостоятельной записью ответа в виде числа, двух чисел или слова, а также задания на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр. Часть 2 будет содержать 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом (25–27) и 5 заданий (28–32), для которых необходимо привести развернутый ответ. В работу будут включены задания трех уровней сложности. Задания базового уровня включены в часть 1 работы (18 заданий, из которых 13 заданий с записью ответа в виде числа, двух чисел или слова и 5 заданий на соответствие и множественный выбор). Задания повышенного уровня распределены между частями 1 и 2 экзаменационной работы: 5 заданий с кратким ответом в части 1, 3 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом в части 2. Последние четыре задачи части 2 являются заданиями высокого уровня сложности. Часть 1 экзаменационной работы будет включать два блока заданий: первый проверяет освоение понятийного аппарата школьного курса физики, а второй – овладение методологическими умениями. Первый блок включает 21 задание, которые группируются, исходя из тематической принадлежности: 7 заданий по механике, 5 заданий по МКТ и термодинамике, 6 заданий по электродинамике и 3 по квантовой физике.

Новым заданием базового уровня сложности является последнее задание первой части (24 позиция), приуроченное к возвращению курса астрономии в школьную программу. Задание имеет характеристику типа «выбор 2 суждений из 5». Задание 24, как и другие аналогичные задания в экзаменационной работе, оценивается максимально в 2 балла, если верно указаны оба элемента ответа, и в 1 балл, если в одном из элементов допущена ошибка. Порядок записи цифр в ответе значения не имеет. Как правило, задания будут иметь контекстный характер, т.е. часть данных, необходимых для выполнения задания будут приводиться в виде таблицы, схемы или графика.

В соответствии с этим заданием в кодификаторе добавился подраздел «Элементы астрофизики» раздела «Квантовая физика и элементы астрофизики», включающий следующие пункты:

· Солнечная система: планеты земной группы и планеты-гиганты, малые тела Солнечной системы.

· Звёзды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд.

· Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Наша галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

· Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.

подробнее о структуре КИМ-2018 Вы можете узнать, посмотрев вебинар с участием М.Ю. Демидовой https://www.youtube.com/watch?v=JXeB6OzLokU либо в документе, приведенном ниже.