Лето

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

МБОУ «Новотроицкая СОШ»

Тема:

«Грибы и их влияние на организм человека»

с. Новотроицк, 2015г

Введение

Сбор грибов является одним из популярных хобби для многих жителей Новосибирской области. Благодаря тому, что на территории села Новотроицк Колыванского района находится множество лесных массивов, многие люди, не только жители Новотроицка, но и «гости» из Новосибирска и Колывани собирают в окрестностях нашего села грибы для последующей сушки или консервирования.

Цель моей работы:

Изучить видовой состав шляпочных грибов, которые собирают в окрестностях села Новотроицк, места их наиболее вероятного нахождения, пользу и безопасность использования в пищу человека.

Задачи:

Изучить информацию в СМИ и научной литературе по теме исследования;

Изучить виды шляпочных грибов произрастающих на территории села Новотроицк;

Провести социологический опрос жителей села Новотроицк;

Выяснить какие шляпочные грибы наиболее часто собирают жители села Новотроицк

Проанализировать полученный в исследовании материал и сделать выводы;

Выпустить буклет «Опасно! Ядовитые грибы!» (Приложение № 1)

Объект исследования:

В качестве объекта исследования была выбрана территория смешанного леса вокруг села Новотроицк.

Предмет исследования:

В качестве предмета исследования были выбраны виды шляпочных грибов произрастающих на территории исследования.

Методы и приёмы исследования:

Изучение научной литературы;

Наблюдение;

Анкетирование;

Статистическая обработка результатов.

Научная новизна .

Впервые получен материал о видах шляпочных грибов используемых жителями села Новотроицк в пищу.

Сроки исследования: июнь – октябрь 2015г

Гипотеза: 1) чтобы год был урожайным на грибы необходимы определённые погодные условия;

2) не все любители собирать грибы хорошо разбираются в их видах;

3) шляпочные грибы не только вкусные, но и полезные.

В окрестностях нашего села очень много мест, где можно найти разнообразные виды грибов.

Грибы - какой это удивительный, уникальный и притом многообразный мир! Мы хорошо знаем шляпочные грибы. Но грибы - это и плесень, и дрожжи, и необычные наросты на деревьях, а про некоторые уж точно не подумаешь, что это… грибы! Но меня интересуют шляпочные грибы. Я родился в семье, где очень любят собирать грибы, причём, если мы с мамой находим их случайно, то папа всегда идёт целенаправленно и по каким-то ему одному виданым законам, собирает всегда в разы больше, чем мы.

Большинство людей не рассказывают другим о наиболее «урожайных» местах, где можно найти много грибов, но о том, что в окрестностях нашего села богатые грибные места и об этом знают очень многие, свидетельствует наплыв грибников.

Актуальность моей темы заключается именно в том, что начала сезона «тихой охоты», как называют грибники сбор грибов, ждут практически все и цель этой «охоты», как показало моё исследование, разнообразна. Кроме того, при сборе и приготовлении грибов необходимо соблюдать особую осторожность, неопытный грибник может перепутать съедобные и условно-съедобные грибы, при употреблении в пищу которых можно получить серьезные отравления.

Теоретическая часть

Есть предположение, что грибы появились 900 миллионов лет назад, а примерно 300 миллионов лет назад уже существовали все основные группы современных грибов.

Ученые долго пытались понять, что такое гриб - растение или животное? Ведь он обладает признаками и тех, и других. Так, подобно растениям, грибы размножаются и расселяются спорами, ведут прикрепленный образ жизни, то есть растут на одном месте. Но у них отсутствует фотосинтез, и питаются они органическими веществами, а ДНК грибов и животных, как показали молекулярно-генетические исследования, максимально близки друг к другу. Поэтому относительно недавно грибы выделили в самостоятельное царство природы. Оно громадно: более 100 тысяч видов уже описано учеными, но предполагают, что это не более 5% от числа существующих видов грибов!

И все-таки, что же такое гриб? Сам гриб, а точнее, грибница, или мицелий (от греческого mykes , «гриб»), находится в основном под землей и представляет собой плотное переплетение тончайших нитей - гиф (от греческого hyphe , «ткань», «паутина»). Это цепочка расположенных друг за другом кле-

ток. Гифы ветвятся, разрастаются и образуют грибницу. Если рассмотреть под микроскопом плодовое тело гриба, то видно, что это не нечто отдельное, а все те же гифы, только плотнее переплетенные.

Грибница (мицелий) может охватывать площадь в несколько километров. Но даже это условно, так как сложно определить, где она кончается. Кроме этого, собирая грибы мы встречаем ни один какой-то вид, тогда возникает вопрос: где кончается одна грибница и начинается другая?.. Наверное, нет или почти нет мест на земле, которые не были бы опутаны грибницей.

Итак, гриб - это своего рода сеть, паутина, пронизывающая верхний почвенный слой и иногда выходящая на поверхность.

Виды шляпочных грибов в окрестностях Новотроицка и их характеристика

Белый гриб (он же боровик) - съедобный, трубчатый гриб, который принадлежит к роду Боровик. На внешность его существенно влияют условия окружающей среды, но, несмотря на это, белый гриб всегда выглядит красавцем-великаном на фоне других своих сородичей.

Наиболее распространенный обитатель еловых и пихтовых лесов имеет бурую с красноватым или каштановым оттенком гладкую сухую шляпку, длинную ножку, расширенную к низу.

Близость берез делает шляпку боровика светлой, почти белой, а благодаря соседству с соснами шляпка его крупная, тёмная с фиолетовым оттенком и буровато-красной мякотью под кожицей.

Боровик также может иметь шляпку ярко-жёлтого, пурпурного, оранжево-красного, светло-бурого цветов.

Фотографии сделаны мною

Боровику нравятся взрослые и старые леса с обилием мха и лишайников, но он прекрасно себя чувствует также и на песчаных, супесчаных, суглинистых почвах. Тёплые туманные ночи и непродолжительные проливные дожди, особенно во второй половине августа - идеальные погодные условия, когда белые радуют огромным количеством. Боровик встречается с июня по сентябрь. В этом году в наших лесах белый гриб был в августе.

Почему же данные грибы называются белыми? Достоверного ответа на этот вопрос не существует. Самая распространенная версия состоит в том, что белый гриб сохраняет свой цвет белым во время переработки, большинство других грибов, как правило, темнеют или буреют.

В летнюю пору жизненный цикл белого гриба продолжается 6–9 дней, а уже в сентябре увеличивается с 9 до 15 дней, но за это время он достигает внушительных размеров по сравнению с другими грибами, которые созревают приблизительно 3–5 дней.

Несмотря на свои большие формы и широкое распространение, боровик очень искусно скрывается от глаз, поэтому его поиски требуют терпения и настойчивости. Лучшие экземпляры для сбора должны иметь диаметр шляпки приблизительно 4 см.

Описание способов хранения свежих грибов сводится к тому, что боровики обработать необходимо сразу, иначе уже по истечении 10 часов они потеряют свои полезные свойства.

Белый гриб варят, жарят, маринуют, замораживают, сушат, в итальянской кухне используют даже сырыми для приготовления салатов. Он прекрасно сочетается с картофелем.

Свежий боровик варится около 40 минут, сухой предварительно необходимо замачивать на несколько часов в холодной воде, а потом варить до полного оседания. Мороженый варят 30 минут с момента закипания.

Термическая обработка ведет к разрушению всех полезных свойств. Поэтому особую лекарственную ценность имеют сушеные боровики, так как они не темнеют и приобретают грибной аромат. Они хрустят и в таком виде, без дополнительных обработок.

Сушеные белые грибы следует хранить в бумажных мешочках, в провариваемом помещении и при фиксированном умеренном температурном режиме. Срок годности - 1 год.

Регулярное употребление сушеных белых укрепляет иммунную систему, полезно для глаз, волос, ногтей, способствует профилактике малокровия, атеросклероза, превосходно стимулирует пищеварение, положительно влияет на сердце.

Чайная ложка порошка белых в день считается хорошей профилактикой раковых заболеваний.

Белые грибы обладают природными антибиотиками, которые хорошо себя зарекомендовали при лечении туберкулеза. Кашица из свежих боровиков способствует быстрому заживлению ран.

На боровик очень похож ядовитый желчный гриб, который имеет следующие главные отличия: трубчатый слой грязно-розовый, мякоть горчит, а на ножке красуется темно-сетчатый узор.

Желчный гриб (горчак) . Предпочитает хорошо прогретую песчаную или суглинистую почву, обильно удобренную хвойным опадом, поэтому чаще встречается на достаточно освещенных полянах или опушках хвойных лесов. Желчный гриб имеет такую же выпуклую шляпку коричневатого или буроватого цвета и цилиндрическую, утолщенную в основании ножку с сетчатым рисунком, однако

его мелкопористый трубчатый слой окрашен в нехарактерный для белого гриба розовый или грязно-белый оттенок. Розовый (к сожалению, часто слабо заметный) цвет приобретает на срезе или изломе и белая мякоть горчака. Но главным отличием, о котором красноречиво говорит название этого гриба, является его очень горький вкус, отпугивающий даже обитателей леса.

Подберезовик - является ближайшим родственником белого, однако отличие состоит в том, что мякоть его при разрезе и сушке чернеет.

В молодом возрасте он очень похож на белый гриб. Отличить его можно по ножке, которая имеет мелкие серые или черные чешуйки. Подберезовики очень быстро растут - до 4 см в сутки, но так же быстро и стареют. Полное созревание наступает на 6-й день, а уже на следующий они начинают стареть, становятся дряблыми, в них появляется много червей - личинок грибных мух. Поэтому крупные подберезовики, как правило, червивые.

Существуют разновидности подберезовиков, отличающиеся внешними признаками и местом произрастания. Самым распространенным и ценным является подберезовик обыкновенный , который растет в сухих березовых лесах , на опушках и полянах, возле дорог, троп, канав. Искать его надо не под самым деревом, а чуть поодаль.

Подберезовики можно встретить в лесу с начала лета и до поздней осени.

Шляпка у подберезовика достигает диаметра 15 см. Вначале она выпуклая, затем подушковидная, серого или серо-бурого цвета, иногда черная, белая или пятнистая. Трубчатый слой беловатый, по мере роста приобретает грязно-серо-буроватую окраску, поры очень мелкие. Ножка длиной до 15 см, толщиной до 3 см, книзу часто утолщенная, белая, с продолговатыми белыми, серыми, бурыми или черными чешуйками. Мякоть белая или чуть розовая, без особого запаха и вкуса.

В зависимости от места произрастания внешний вид подберезовиков меняется. В сырых местах, на опушках и лесных полянах подберезовики имеют серую шляпку, высокие тонкие беловатые ножки. Там же можно встретить подберезовики с оливковыми шляпками. В сухих березовых рощицах попадается гриб с более плотной мякотью, с черно-бурой шляпкой на толстой чешуйчатой ножке. В сырых березняках, там, где растет мох, можно встретить подберезовик болотный. Он имеет зеленовато-белую шляпку, тонкую длинную ножку и рыхлую мякоть. Поскольку такие грибы растут в сырых местах, они очень водянистые и быстро портятся.

Мякоть подберезовиков очень быстро становится рыхлой, поэтому лучше брать молодые подберезовики и готовить их вместе с , так как сами они не обладают выраженным вкусом. Подберезовики можно жарить, тушить мариновать. При тепловой обработке и сушке грибы сильно темнеют. Старые грибы брать не следует , так как они мягкие, дряблые, во время дождей, как губка, впитывают влагу, быстро загнивают и разлагаются.

Все виды подберезовиков влаголюбивы, поэтому влажным и теплым летом урожай их особенно велик.

Фотографии сделаны мной.

Подберезовик содержит: 35%белка, 4%жира, 14% сахара и 25% клетчатки. В 100 г продукта: аскорбиновая кислота 61,54 мг, тиамин 0,71 мг, никотиновая кислота 179 мг, почти столько же, сколько в дрожжах и , 31 мг , витамины групп В ( , ), витамины и . Подберезовик содержит такие макро и микроэлементы как , .

Исследования многих лет показали, что белки содержащиеся в подберезовике являются полноценными, т.е. содержат все незаменимые аминокислоты. В основном присутствуют такие аминокислоты как лейцин, тирозин, аргинин и глутамин. Содержание их колеблется от 14-37 % общей суммы кислот. Они хороши тем, что не требуют затрат пищеварительных соков на свое расщепление и легко всасываются в кишечнике.

Подберезовик благодаря высокому содержанию белка и пищевых волокон, действует на организм как пылесос. В народной медицине подберезовик часто используют для лечения почек.

Подосиновик – гриб, который относится к семейству болетовых и является съедобным. Существует несколько разновидностей такой культуры, причём все они могут потребляться в пищу. Однако среднестатистический человек вряд ли сможет отличить их друг от друга, так как они имеют весьма схожий внешний вид, а также состав. Подосиновик имеет круглую шляпку, которая может достичь пятнадцати сантиметров в диаметре. Она покрыта тонкой кожицей красно-оранжевой окраски. Мякоть данного гриба отличается мясистостью и плотностью, имеет светлую окраску. После того, как подосиновик созреет, он становится более мягким. Мякоть в ножке такой культуры имеет волокнистую структуру. Сырой гриб не обладает никаким ярко выраженным ароматом либо вкусом.

Подосиновики могут произрастать в смешанных либо лиственных лесах, где встречаются тополь, осина, а также ива, чуть реже их можно найти около берез. В местах, где много осин, такой гриб растет группами, его можно найти даже около лесных дорожек в траве.

Подосиновик считается наиболее быстрорастущим, а также достаточно популярным и известным съедобным грибом. Такой гриб является довольно заметным и его легко отличить от других благодаря яркой окраски, а также отсутствию аналогов среди ядовитых собратьев. Стоит учесть, что крупные, а также перезрелые подосиновики не стоит потреблять в пищу, ведь они очень быстро загнивают, провоцируя различные кишечные расстройства.

Чем же ценен подосиновик? По своим вкусовым качествам такая разновидность грибов вполне сравнима с известными и знаменитыми белыми грибами. Кроме того подосиновики имеют богатый состав, благодаря которому они не только питательные, но и высокополезные.

Так этот гриб содержит значительное количество белка, в нем есть также жиры и углеводы. Его мякоть насыщает наш организм пищевыми волокнами, разными жирными кислотами, как насыщенного, так и ненасыщенного типа. Кроме того подосиновик является неплохим источником золы, моно и дисахаридов. В его составе присутствует значительное количество витаминов группы В, а именно ниацина, бибофлавина, а также тиамина. Кроме всего прочего такой гриб имеет разнообразный минеральный состав, в нем есть железо, кальций, фосфор, а также калий и натрий. Специалисты утверждают, что по содержанию витаминов В этот продукт сравним с зерновыми культурами, а количество витамина РР в них такое же, как и в дрожжах и печени. При этом такие грибы являются замечательным источником белка, в них его больше, чем во всех овощах и даже, чем в мясе. Однако стоит отметить, что такой белок усваивается несколько хуже, чем мясной. Подосиновик является источником ряда ценных аминокислот, определенное количество которых считаются незаменимыми. Наш организм усваивает их примерно на семьдесят-восемьдесят процентов. Также грибы содержат много полезных жиров, благодаря чему бульон на их основе практически равен по своей калорийности мясному.

Подосиновики пойдут на пользу тем, кто страдает от разных воспалительных недугов, а также от малокровия. Они помогут ускорить выздоровление и оптимизируют состав крови. Также такие продукты эффективно ускоряют процессы затягивания ран и стимулируют восстановительные процессы в организме после перенесенных болезней, особенно инфекционного характера.

Стоит отметить, что подосиновики довольно сложно усваиваются человеческим организмом. В особенности тяжело приходится при этом почкам, а также печени. Именно поэтому, если вас беспокоят эти органы, стоит несколько ограничить потребление подосиновиков. Кроме этого, необходимо не забывать, что собирать стоит исключительно молодые грибы такого типа. Старые, а также червивые подосиновики могут спровоцировать отравление.

Фотографии сделаны мною.

Шляпка лисички может достигать в диаметре 3-14 см: желтая или оранжевая, неправильной формы. Может быть как вогнутой, так и выпуклой, воронковидной или распростертой.

Ножка (высота 3-10 см): сплошная и толстая, обычно срастается со шляпкой и имеет сходный с ней цвет. Расширяется снизу вверх.

Мякоть: белая, плотная и очень мясистая, может быть и волокнистой. Немного краснеет при надавливании. Вкус у свежесрезанного гриба слегка кисловатый, а аромат напоминает запах сушеных фруктов.

В лесу лисички растут с середины июня и до начала октября. Эти грибы можно найти практически во всех типах естественных зеленых насаждений, но чаще всего рядом с березой, елью и сосной. Она может «зарываться» в мох или опавшие листья. Особенность обыкновенных лисичек - их массовое появление после сильных дождей с грозами.

Двойники: ядовитые лисичка ложная и омфалот маслиновый. Ложную легко отличить по месту произрастания: этот гриб никогда не растет на почве, только на гниющей древесине или лесной подстилке. А омфалот, смертельно ядовитый гриб, распространен исключительно в субтропическом поясе, т.е. в наших местах не существует,

к тому же его можно найти только на древесной трухе.

Ложная лисичка имеет ярко-оранжевую окраску, ее шляпка более правильной круглой формы, без ажурных вырезов, ножка – высокая и сухая.

Важно! Не собирайте лисички рядом с промышленными предприятиями, так как этот гриб может накапливать радиоактивный нуклид цезий-137.

Свойства грибов лисичек и их состав: По вкусовым качествам лисички занимают одно из первых мест среди грибов. Кроме того, они используются для лечения некоторых заболеваний, в том числе – гепатита С (траметонолиновая кислота, которая содержится в лисичках, уничтожает вирусы гепатита). А витаминоподобное вещество эргостерол, также содержащееся в этих грибах, способствует оздоровлению печени.

Стоит отметить, что хиноманноза, являющаяся полисахаридом, разрушается при высокой температуре (выше 60 градусов) и воздействии соли, поэтому целебную настойку следует готовить из сушеных или свежих грибов. Для приготовления настойки засыпьте 2 столовые ложки измельченных свежих лисичек (или 3 чайные ложки порошка из сухих) в стеклянную банку, залейте 150 мл водки, настаивайте в холодильнике 2 недели, периодически перемешивая содержимое. Принимают эту настойку от гельминтов, при инфекционных и воспалительных заболеваниях, гепатите по 1 чайной ложке перед сном. Курс лечения – 1-4 месяца.

Вред от лисичек вы получите в том случае, если сорвете ложные грибы или грибы, которые были собраны вблизи крупных трасс или промышленных предприятий, т.к. они обладают свойством накапливать вредные вещества.

Маслята трудно спутать с другими, даже родственными грибами. Дело в том, что название этих даров леса говорит само за себя: все разновидности маслят имеют очень слизистую кожицу, как будто покрытую растительным маслом. Шляпка масленка обыкновенного (Suillus luteus) (диаметр 4-16 см): от коричнево-шоколадной до серо-оливковой или желто-бурой. У молодого гриба имеет форму полушария, которая затем меняется на практически распростертую.

Края иногда приподняты. Слизистая кожица легко отделяется от мякоти. Ножка (высота 4-12 см) обычно более светлая, чем шляпка, часто с грязно-желтым оттенком. Сплошная и волокнистая, имеет форму цилиндра и белое пленчатое кольцо. Трубчатый слой : поры мелкие и округлые, светло-желтые или беловатые. Мякоть грибов маслята сочная, от буроватой у основания до светло-желтой в верхней части и коричневатой под самой шляпкой.

Обыкновенные маслята часто повреждаются червями и другими вредителями. Количество непригодных к употреблению грибов в одной местности может достигать 80 %.

Где можно найти: на песчаной почве всех типов лесов, особенно рядом с соснами и березами. Нередко можно встретить на открытых для света вырубках или лугах.

Употребление в пищу: практически в любом виде при условии удаления кожицы со шляпки. По содержанию белков обыкновенные маслята опережают белые грибы. Людям, склонным к аллергическим реакциям, следует употреблять маслята с большой осторожностью, так как эти грибы могут быть сильнейшим аллергеном.

Применение в народной медицине (данные не подтверждены и не прошли клинических исследований!): в виде отвара для лечения подагры.

Обычные съедобные волнушки , как и их белая разновидность, имеют очень оригинальный узор на шляпке в виде расходящихся во все стороны волн. Как и многие другие пластинчатые, на Западе эти грибы в пищу не употребляются, зато на Руси пользуются чрезвычайной популярностью. В наших местах гриб этот встречается довольно часто.

Место произрастания этого гриба непременно в лесах на песчаной и кремнистой почве, чаще же всего под березами Шляпка у них шириною не более как от 1,5 до 10 см, сначала выпуклая, а потом вогнутая, но всегда с завороченными внутрь краями. Вся шляпка этого гриба, а по преимуществу ее окраины, покрыты густыми волосками, свисающими с концов, в виде довольно длинных косм, что придает грибу весьма красивый вид. Впрочем, к старости эти космы становятся едва заметными. И того описание волнушки становится похожим на все другие пластинники. Во вкусе съедобные грибы

Внешний вид ложной волнушки

волнушки заслуживают различного одобрения. Одни находят его не довольно замечательным, другим он нравится. В сыром состоянии он очень едок, но в вареном виде теряет эту едкость, хотя его природная острота все-таки несколько сохраняется. Что же касается до горечи, весьма ощутимой в сыром грибе, то она почти совсем пропадает от варки. Запах как сырого, так и вареного гриба приятный, земляной.

Груздь – необычайно вкусный деликатес, который любят практически все люди. Собирание этих грибов является популярным хобби многих, ведь это так называемая «тихая охота». К тому же груздь является одним из самых распространенных, известных еще со времен Киевской Руси видом грибов. Он имеет шляпку, похожую на воронку, с немного закругленными краями, и может быть до 20 см в диаметре, оставаясь плотным и крепким при этом. В груздях не только содержится огромное количество различных витаминов и полезных аминокислот, но и белка в них больше, чем в говядине . Причем белок, содержащийся в них, организмом усваивается очень хорошо. Кроме него грузди богаты тиамином, аскорбиновой кислотой и рибофлавином. Являются они еще и единственным продуктом неживотного происхождения, содержащим витамин D. Еще одним достоинством груздей является то, что они не приводят к повышению уровня глюкозы. Грузди способны оказывать антибактериальный эффект, поэтому их рекомендуется потреблять в сезон эпидемий. Эти замечательные грибы укрепляют слизистые бронхов и легких, не дают размножаться палочкам Коха. Именно поэтому перечные грузди, польза которых признана даже официальной фармацевтикой, используют для изготовления препаратов от туберкулеза.

Еще одним ценным свойством наделяют грузди, содержащиеся в них биологически активные вещества, способные предупреждать образование в почках солей мочевой кислоты. Благодаря этому такие грибочки можно использовать в лечении почечнокаменной болезни. Для выведения камней знатоки народной медицины рекомендуют потреблять грузди немного поджаренными. Стоит включать их в рацион и при ишемии, в этом случае рекомендуется съедать по сто граммов грибов в день.

Отдельно стоит отметить пользу засоленных груздей. После прохождения процесса брожения, они обретают высокую ферментную активность, противосклеротические и противовоспалительные свойства. Благодаря этому такие грузди улучшают деятельность ЖКТ и очищают сосуды. Потреблять их рекомендуется в среднем по 250 грамм трижды в неделю.

Белок, содержащийся в груздях, не дает нарастать мышечной массе, зато ими можно быстро насытиться, получив при этом все важные микроэлементы и витамины. Диетологи советуют употреблять их во время диеты, так как грузди обладают мочегонными свойством и способны выводить токсины .

Встретить грузди можно как в лиственных, так и в смешанных лесах. Если вы еще не знаете, где собирать грузди, загляните в березовые и смешанные с березовыми деревьями леса. Чаще всего там можно встретить груздь настоящий. Также такие грибочки растут в сосново-березовых лесах. Повстречать их можно также и в осиннике.

Грузди предпочитают черноземную, с гниющими листьями, влажную почву. На песчаной же почве вы их вряд ли сможете найти, поскольку она не держит влагу. Искать грузди стоит в тени деревьев, особенно под березами, около пней и на полянках с невысокой травой. Но учтите, такие грибы хорошо «маскируются». Поэтому при их поисках всегда обращайте внимание на холмики, образованные опавшей листвой. Чтобы постоянно не наклонятся для проверки каждого подозрительного места, стоит найти прочную веточку и ею откидывать приподнятые листья.

Фотографии, сделанные с помощью цифровой фотокамеры Canon .

Приложение № 3

Анкета

    Вы любите собирать грибы? А) Да Б) Нет

    Какие грибы Вы собираете? ________________________________ __________________________________________________________

    Вы умеете отличать настоящие грибы от «ложных», ядовитых? ____

__________________________________________________________

    Для чего Вы собираете грибы? _______________________________

Приложение № 2

Способы переработки грибов

Материал собрал: Дернов Миша, 8 класс

Руководитель: Дернова Анна Михайловна

с. Новотроицк, 2015г

Сушка грибов

Одним из простейших методов переработки грибов является сушка. Сушить можно все съедобные грибы. Однако грузди, лисички и сыроежки в процессе сушки темнеют и качество их снижается. Белый гриб, подберёзовики, подосиновики, маслята и другие дают продукт более высокого качества.

Сушить надо свежесобранные грибы. Перед сушкой грибы сортируют, тщательно моют и очищают. Сушат каждый вид грибов отдельно.

Не все пригодные для сушки грибы моют, т.к. шляпки впитывают в себя при этом воду и сохнут плохо, а некоторые, особенно старые, грибы от этого темнеют. Поэтому их только насухо вытирают чистым влажным полотенцем, отделяют шляпки от ножек.

Крупные грибы разрезают на несколько частей, у маслят удаляют кожицу со шляпок. Подготовленные грибы сушат на воздухе или в сушилках. Ножки сушат отдельно, нарезая на поперечные дольки размером 3 – 4 см. Начальная температура не должна превышать 40 – 45 0 С. По мере подсыхания грибов температуру можно увеличить до 70 0 С. В начале сушки грибы должны вянуть, если они слезятся, значит, температура слишком высока. Такие грибы не будут иметь вкуса и аромата. Сушка считается законченной, если грибы становятся ломкими.

Хранят сухие грибы в сухих фанерных ящиках, полиэтиленовых мешках. Правильно высушенные грибы можно хранить долго. Сушёные грибы по своим качествам не уступают свежим. У некоторых грибов качество после сушки улучшается.

Сушеные грибы готовым продуктом не считаются, однако из них можно приготовить калорийные блюда, а также солить, мариновать и консервировать. Сушёные грибы перед употреблением обязательно надо мыть.

Соление грибов

Существует два способа соления грибов – сухой, или холодный, т горячий.

Холодный способ. Свежесобранные молодые здоровые мелких, средних и крупных размеров грибы сортируют по наименованиям и размерам. Солят каждый сорт и размер в отдельности. При сортировке удаляют испорченные, червивые, старые, ломаные и повреждённые грибы, а также листья, траву, мох, различных насекомых. Обрезают корешки, вырезают испорченные, размякшие места. У маслят очищают кожицу шляпки. Мелкие грибы солят целыми, у крупных отделяют шляпки от ножек и разрезают в зависимости от размеров на 2, 4, 6 кусочков.

Подготовленные грибы укладывают в тару послойно (5-7см высотой), обязательно шляпками вверх. Каждый слой пересыпают поваренной солью из расчёта на 1кг грибов 40-45 г соли. По вкусу можно добавить зелень (петрушка, мята, укроп).

Поверх грибов кладут деревянный круг, при этом круг должен быть меньших размеров, чем тара, входить свободно в неё и укрывать грибы. Крышку накрывают чистой полотняной салфеткой, а сверху салфетки кладут груз. В течение нескольких дней дают грибам осесть, затем добавляют новый слой грибов, пересыпают солью, закрывают, кладут груз и так повторяют несколько раз, пока тара не наполнится. Плотно уложенные грибы накрывают крышкой, заливают раствором соли (40 – 45 г на 1л воды) так, чтобы грибы полностью были покрыты, а выносят в прохладное место, погреб, подвал. По мере появления плесени в период хранения салфетку и круг моют и вновь накрывают. Через 2 - 3 недели грибы готовы к употреблению в пищу.

Горячий способ. Для засолки грибов горячим способом их подготавливают аналогично холодному способу. Подготовленные грибы бланшируют в кипящем растворе (2-процентный солевой раствор): шляпки – 3 – 5 мин, ножки – 5 – 7 мин. После бланширования раствор сцеживают, грибы укладывают в подготовленную тару, пересыпают солью, сверху кладут деревянный круг и груз и через 1 – 2 дня выносят в погреб или другое прохладное помещение. Когда грибы осядут, добавляют новую партию грибов, как описано в холодном способе. Прибавляют 5-% раствор соли (50г соли растворяют в 1л воды) и в прохладном помещении дают просолиться. Через 2 – 3 недели грибы готовы к употреблению.

Маринование грибов

Маринуют каждый сорт грибов в отдельности. Пригодны для маринования следующие грибы: белые, маслята, подберёзовики, опята, лисички и другие. Грибы сортируют по наименованиям и размерам, удаляют непригодные. Промывают в проточной холодной воде до полного удаления загрязнений. Обрезают ножки, оставляя 1-3см со шляпкой. Вторично моют, затем укладывают в эмалированную посуду, прибавляют на 1 кг грибов 1 чайную ложку уксусной кислоты и по вкусу – душистый перец, лавровый лист, гвоздику и корицу. Грибы считаются готовыми, как только они осядут на дно, а маринад станет прозрачным, после этого варку прекращают. Кастрюлю с варёными грибами немедленно охлаждают в проточной воде, чтобы грибы не переварились. Готовые холодные грибы и отвар сливают в подготовленную тару и хранят в прохладном помещении.

Консервирование грибов

В домашних условиях можно консервировать грибы свежие, солёные или маринованные. Предварительные процессы подготовки аналогичны описанным выше (при солении). Для консервирования пригодны белые грибы, подосиновики, подберёзовики, маслята, опята, лисички. Консервируют каждое наименование отдельно (по возможности шляпки и ножки отдельно), мелкие грибы – целыми, средние и крупные – разрезанными на кусочки. После подготовки грибов готовят раствор соли (на 1кг грибов 40 – 45 г соли и 200г воды), прибавляют 2-3г лимонной кислоты, чтобы предотвратить потемнение. Кастрюлю ставят на умеренный огонь. Когда вода закипит, опускают грибы и варят несколько минут, периодически помешивая и снимая пену. Затем по вкусу прибавляют пряности – лавровый лист, душистый перец, гвоздику, корицу (примерно на 1кг грибов – 2 – 3 лавровых листа, по 1 – 2 шт. горького, чёрного и душистого перца и гвоздики, корицу на кончике ножа) и продолжают варить до готовности. Варка считается законченной, если грибы осядут на дно кастрюли, а рассол станет прозрачным. За 1-2 мин до окончания варки добавляют в кастрюлю на 1кг грибов 1 чайную ложку 70% уксусной кислоты, предварительно разведённой в отваре. Затем снимают кастрюлю с огня и в горячем виде рассол с грибами разливают в подготовленную стеклотару. Соотношение продуктов: грибы – 60 – 65%, жидкость – 40 – 35%. Жидкость или отвар с большим содержанием взвешанных частиц перед разливом фильтруют через двойную марлю. Так как в процессе варки грибы выделяют сок, то жидкости может оказаться больше, чем нужно для заливки.

Наполненные банки накрывают крышка ми и стерилизуют при 100 0 С: банки вместимостью 0,5 л – 40 мин, 1л – 50 мин. После стерилизации банки немедленно укупоривают и ставят крышками вниз до полного охлаждения.

Уксусную кислоту, т.к. она при нагревании улетучивается, добавляют в кастрюлю за 1 мин до окончания варки.

Грибная икра

Свежие здоровые молодые съедобные грибы (белые, опята или другие) сортируют, удаляют посторонние примеси, листочки, веточки, тщательно моют в холодной проточной воде.

Готовые грибы складывают в эмалированную кастрюлю, добавляют на 5кг грибов 0,8 л воды и 200 – 225г поваренной соли, ставят на огонь и варят на умеренном огне примерно 25 – 30 мин. Во время варки несколько раз деревянной ложкой перемешивают, снимают пену. Как только грибы осядут на дно и рассол станет прозрачным (признак готовности грибов), шумовкой достают грибы и горячими пропускают через мясорубку.

Лук очищают, моют, режут на кружочки и жарят на сковороде до золотисто-желтого цвета. Пропускают через мясорубку и прибавляют к грибам. Туда же добавляют растительное масло, 6% уксус и мелко рубленую зелень укропа, петрушки и кинзы. Всю массу перемешивают и плотно укладывают в чистые пропаренные банки. Накрывают крышками и стерилизуют при 100 0 С: банки вместимостью 0,5л – 40мин. Грибная икра подаётся в холодном виде как закуска.

На 1 банку 0,5л:

Грибы подготовленные – 250г

Лук жареный – 175г

Масло растительное – 70г

Уксус 6% - 15г

Соль – по вкусу, без учёта соли, использованной при варке грибов.

Примечание Моя мама готовит икру немного по-другому: перекрученные грибы она тушит под крышкой на сковороде с рафинированным растительным маслом, при этом добавляет, крученные на мясорубке лук и морковь (по вкусу), за 1мин до готовности можно добавить чеснок, пропущенный через чесночницу (по вкусу). Готовую икру раскладывает в стерилизованные банки и после полного остывания, хранит в холодильнике. У этой икры один недостаток, она не для долгого хранения, но для нашей семьи, это не страшно. Икра мамина «исчезает на глазах».

Замораживание грибов

При первичной обработке сразу отобрать грибы для замораживания. Грибы не должны иметь млечного сока, должны быть крепкими, без изъянов. Их следует тщательно очистить, протереть влажной чистой тряпочкой, разрезать на части, учитывая их назначение в дальнейшем приготовлении блюд.

Подготовленные грибы уложить в лотки или полиэтиленовые пакеты и поместить в морозильную камеру холодильника. Брать по мере надобности и замороженными закладывать в кастрюлю или сковороду.

Можно предварительно грибы отварить в подсолённой воде до готовности, откинуть на дуршлаг, разложить в полиэтиленовые пакеты и заморозить. Из таких замороженных варёных грибов зимой очень удобно делать начинку для блинчиков или готовить икру, пропустив их через мясорубку.

Литература:

    Библиотечка газеты «Наша кухня»: «САМОБРАНКА». Выпуск № 3 (11). – Смоленск, 2004

    Журнал «Домашняя библиотека» Домашние заготовки. - Новосибирск: «РИФ плюс-книга», 2003

Меркулова Светлана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Начальная общеобразовательная школа "Радуга"
Населённый пункт: Тульская область посёлок Чернь
Наименование материала: конспект урока
Тема: Тема: В. Берестов "Хитрые грибы". Сравнение художественного и научно – популярного текстов.
Дата публикации: 30.01.2017
Раздел: начальное образование

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа «Радуга» Открытый урок по чтению 2 класс « Школа России » Тема: В. Берестов « Хитрые грибы ». Сравнение художественного и научно – популярного текстов. Подготовила: учитель начальных классов Меркулова Светлана Валерьевна, первая квалификационная категория 1
Чернь, 2016г.
Тема:
В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)
Цель:
- познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.
Задачи:
- учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное; - отрабатывать навыки выразительного чтения; - расширить знания о грибах; - учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой; - формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст; - развивать память, речь, внимание; - воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Познавательные УУД:
- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников; - умение ориентироваться в учебнике; - умение находить вопросы в тексте; - умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других; - умение правильно оформлять свои мысли; - умение грамотно строить речевые высказывания; - умение работать в паре;
Регулятивные УУД:
-умение прогнозировать работу; -умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Личностные УУД:
- умение высказывать своё отношение к событиям и героям; -умение выражать эмоции.
Оборудование:
магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, картины на тему осени. Муляжи грибов, иллюстрации грибов, корзина, «карточки – грибочки» со стихотворениями, таблички со словами «съедобные, несъедобные», карточки с текстом игры для самопроверки. Аудиозапись стихотворения, смайлики для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.
Ход урока

Организационный момент
2
- Прозвенел звонок весёлый, Он позвал ребят всех в класс. Скажем дружно: «Здравствуй, школа! Урок чтения у нас! - Проверьте свою посадку.
II.

Проверка домашнего задания
-Произведения какого раздела учебника мы читаем? (Люблю природу русскую. Осень). - Какие произведения мы читали? - Некоторые ребята попробовали себя в роли поэтов и сейчас прочитают нам свои стихотворения (2-3 человека)
III.

Речевая разминка
-Сейчас мы ещё раз попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения недостающими словами.
Слайд 1.
Жёлтое солнце на землю глядит. Жёлтый подсолнух за солнцем …. . Жёлтые груши на ветках …. . Жёлтые листья с деревьев … . (следит, висят, летят) - Какие мы должны вставить слова? (такие, чтобы получилась рифма)
Слайд 2.
- Прочитаем медленно (хором) - 1 ряд читает тихо - 2 ряд читает с увеличением громкости - 3 ряд читает с ускорением - Кто запомнил стихотворение? Прочитайте наизусть.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Один листочек упал с дерева ко мне. - А на нём вопрос: «О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения? (листопад) - Чем ещё хороша осень? (созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов) - А тут ещё загадка для нас: И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. (Грибы) (Открывается «грибная поляна») - Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах) - Как вы считаете, чему будем учиться сегодня на уроке чтения? (Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы).
V. Изучение нового материала
Работа с текстом «Грибы», с.77 - Скажите, а грибы - это растение или нет? - Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике. 1) - Откройте учебник на странице 77 и прочитайте текст про себя. 2) Беседа – Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос? (Грибы – это не растения и не животные.) 3
– Так что же такое грибы? (Это особое царство природы, которое так и называется грибы.) 3) Повторное чтение текста вслух (по цепочке) - Прочитаем текст ещё раз по цепочке. Читайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы. – О каких грибах говорится в этом тексте? (В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.) - Как называется гриб, выросший на стволе дерева? (Трутовик) - Сколько на свете насчитывается видов грибов? (Около ста) – Дети, а кто является автором этого текста? (Автора нет, написано, что текст взят из энциклопедии). – Кто знает, что такое энциклопедия? - Где мы можем найти ответ на наш вопрос? 4) Работа с толковым словарём в группе. – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ– это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний». 5) Рассказ учителя – Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах. - Какие бывают энциклопедии? Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие. Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», «Техника», «Живой мир» и другие. (Учитель показывает названные издания). - В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?
Слайд 3.
- Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель) - Попробуйте сейчас быстро найти в нём материал о каком-то из грибов
.
5) Самостоятельная работа с атласом – определителем. (Выступают 2 – 3 человека)
VI.Физкультминутка
Гриша шёл, шёл, шёл белый гриб нашёл. Раз грибок, два грибок, три грибок. Гимнастика для глаз -Какой орган нашего организма помогает нам найти грибы в лесу? - Немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Ведь глаза – это очень важный орган в нашем организме. С помощью глаз мы видим яркое солнышко, голубое небо, буквы в наших учебных книгах, грибы на лесной полянке, а значит, глаза играют очень большую роль в жизни человека и их надо беречь: 1) Вращение – вращайте глазами сначала 10 раз по часовой стрелке, а потом против часовой стрелки; 2) Вертикали-горизонтали – не поворачивая головы, интенсивно двигайте глазами: 4
вверх-вниз (10 раз); вправо-влево (10 раз);
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа над произведением В. Берестова «Хитрые грибы». 1)Подготовка к восприятию. - Кто из вас любит собирать грибы? - А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.) Грибы надо аккуратно срезать, не вырывать мох вокруг гриба, чтобы не повредить грибницу. - Как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники) –А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, отправившимся в лес за грибами.
Слайд 4.
- Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства. 2) Первичное восприятие текста (аудиозапись) - Понравилось ли вам стихотворение? - Много ли грибов нашёл автор? - Как называют таких грибников? (Горе-грибник). - Прочитаем трудные слова по слогам. 3) Словарная работа.
Слайд 5.
4) Чтение учащимися про себя. 5) Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением. - Какое настроение вызвало оно у вас? Почему? - Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.
-
Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Как он их ласково называет? (Грибочки) - Чем же автор перепугал грибы? - Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной? - Почему же он не нашёл ни одного гриба? 6) Работа над выразительностью. - Какие предложения встретились в стихотворении? (Повествовательные, восклицательное, вопросительное) - Поработайте в парах над выразительным чтением восклицательного и вопросительного предложений. Прочитайте первое четверостишие. -О чём здесь рассказывает автор? С какой интонацией надо читать? (С радостью) Прочитайте второе четверостишие. - О чём здесь автор рассказывает? С какой интонацией надо читать? (Недоумённо) Прочитайте третье четверостишие. -О чём здесь автор рассказывает? С какой интонацией надо читать? (С сожалением, грустно) -Прочитайте выразительно, передавая настроение. 2. Сравнение художественного текста и научного. – Сравните два текста, которые мы сегодня изучали. - Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт? – Можно сказать, что у них есть что-то общее? 5
(Да, у них одна тема – грибы.) – А чем они отличаются? (Одно произведение – стихотворение. Другое – проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)
Слайд 6.
– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи? (Когда мы слушали стихи, то чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли их. Когда мы слушали научную статью, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)
Слайд 7.
3. Чтение стихотворений о грибах.
Слайд 8.
- Из леса к нам пришёл ёжик. Он принес на своей спинке для нас грибы, но грибы не простые, а волшебные. На каждом грибочке написано стихотворение. Прочитавший его, может срезать грибок в лесу.  Нас не зря зовут лисички, Мы лукавые сестрички, Старой жёлтою листвой Мы укрылись с головой.  Белый гриб боровичок Притаился и молчок! В темноте угрюмой Потихоньку думал: Вот попробуй-ка найди, Походи да погляди. Не найдешь, не найдешь Так ни с чем и уйдешь.  Вот пень, вот опята Мама, папа и ребята. И в траве один опенок Эй, заблудится ребенок.  От летнего солнца у шляпки моей Загнулась наружу кромка полей. От жарких лучей оранжевым стал За это меня кто-то рыжим назвал. (Рыжик)  Шапочка атласная Красная, красная. Белые горошины Поверху брошены. А на ножке белый бант Это что еще за франт? Как на праздник нарядился, На полянку выкатился. Знаем, знаем Ты хорош да пригож, 6
Да в лукошко не гож.  Ах, какие мы заметные, Грибники для нас гроза! Шляпки наши разноцветные Всем бросаются в глаза, Как увидят нас не мешкая, Собирают всех подряд, Называют сыроежками, А сырыми не едят.  В белой шляпке Красная дама. Смотрит свысока – Ручки в бока, Богата и важна, Да никому не нужна. (Поганка) - На какие две группы можно разделить грибы? - Распределите грибы в нужную группу. - А знаете ли вы, почему мухомор получил такое название? Настоем этого гриба раньше морили мух. - А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? Нет, он служит лекарством для животных. - Почему грибы называются сыроежками? Они любят сырые места, сухости не переносят.
VIII. Итог урока.
- Кто из писателей поделился с вами впечатлениями о сборе грибов? - Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке? - Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания? - Поиграем в игру «Согласен – не согласен»  Грибы – это растения. НЕТ  Грибы – это царство живой природы. ДА  Грибов на свете 1 миллион. НЕТ  Есть грибы, которые растут на стволе деревьев. ДА  Плесень, покрывающая корочку хлеба – это гриб. ДА  Грибы бывают только съедобные. НЕТ  Грибы в лесу нужно вырывать с корнем. НЕТ  В лесу можно собирать грибы все подряд. НЕТ - Самопроверка.
Слайд 9.
- Оцените свою работу.
Слайд 10.

IX.Домашнее задание
Прочитать выразительно стихотворение на с.76. Подобрать загадки о грибах. По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные грибы.
X.Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке. (Выбирают и кладут в корзину грибок определённого цвета: зелёный - у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, был активен; 7
жёлтый - я не совсем понял материал, иногда испытывал трудности, читал не очень хорошо; красный - у меня ничего не получилось, было трудно.) - Наши грибочки помещены в корзинку, посмотрим, какой урожай грибов мы набрали. - Я бы тоже оценила вашу работу высоко (показывает смайлик), молодцы. Особенно активно работали: … .
Слайд 11.
- Урок окончен. Спасибо за работу. 8

Магомедова Сабрина и Иванова Снежанна

В этой работе исследуются плесневые грибы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Емельяновская средняя общеобразовательная школа имени М. В. Захарова»

Исследовательская работа

«Загадочные грибы»»

Работу выполнили:

Учащиеся 2 класса

Иванова Снежана,

Магомедова Сабрина.

Руководитель:

Учитель начальных классов Широня О.В.

Емельяново

2014

Введение 2

Глава 1. Теоретическая часть

Работа с энциклопедическими словарями, справочниками,

Интернет – ресурсами.

  1. Что такое плесневые грибы. Строение, условия жизни. 4

1.2. Значение плесневых грибов для человека. 5

Глава 2. Практическая часть

Опыт № 1 7

Опыт № 2 7

Опыт № 3 8

Заключение 9

Литература 10

Введение.

Тема нашей исследовательской работы называется «Загадочные грибы».

Говоря о грибах, мы чаще всего имеем в виду шляпочные грибы, которые растут в лесу. Грибы – самые многочисленные живые организмы на Земле. При слове "гриб", сразу представляется корзина съедобных грибов: подберёзовиков, боровиков, разноцветных сыроежек, подосиновиков, рыжиков и лисичек.

Но оказывается, для того, чтобы увидеть грибы, необязательно отправляться в лес. Эти грибы окружают нас повсюду, они являются важной частью существования нашей планеты. Учёные насчитывают около 100 тысяч видов.

Актуальность

На уроках окружающего мира мы познакомились с этими необычными, на первый взгляд непохожими на грибы, организмами. Это плесневые грибки. Они распространены практически всюду. Человеку плесень приносит как пользу, так и вред. На уроке мы рассмотрели конкретный случай возникновения плесневого гриба- мукора на примере белого хлеба. Нам стало интересно, а растут ли грибы на других продуктах питания, какие условия необходимы и как избежать появление плесени.

Цель исследования:

Выяснить, при каких условиях растут плесневые грибы на разных продуктах питания.

Опыт 1. Выращивание плесневых грибов в темноте и тепле.

Цель : выяснить, вырастут ли плесневые грибы в тёплом, влажном и плохо освещённом месте..

Оборудование : кусочек хлеба, кусочек сыра, долька томата, сметана, 4 ёмкости с крышками.

Ход работы .

1.Для выяснения роста плесени, мы взяли чашечки приблизительно с одинаковым количеством влажного песка, в первую чашечку положили кусочек хлеба, во вторую кусочек сыра смоченного водой, в третью влажную дольку томата, в четвёртую сметану.

2. Все чашки закрыли.

3. Поставили в темное и тёплое место.

Вывод . На 5 день плесень появилась на хлебе и сыре. Обильнее всего выросла на хлебе. На сметане и сметане едва проявляется. На 10 день плесень появилась на всех продуктах питания.

Опыт №2. Выращивание плесневых грибов в холодильнике.

Цель : выяснить, растут ли грибы в холоде (температура +2С).

Оборудование: кусочек хлеба, кусочек сыра, долька томата, сметана.

Ход работы .

1.Мы взяли четыре чашки, положили такие же продукты.

2. Все чашки закрыли и поставили в холодильник.

Вывод: После проверки на пятый день плесень ещё не появилась. На 10 день плесень едва проявилась на сыре. На остальных продуктах она не появилась.

Опыт №3. Выращивание плесневых грибов на окошке.

Цель : выяснить, вырастут ли грибы на освещённой и хорошо проветриваемой территории.

Ход работы .

Мы взяли эти же продукты и поставили на окно, где хорошая освещённость и проветриваемость. Продукты оставили открытыми.

Вывод. Плесневые грибы выросли только на томате. Остальные продукты высохли, так как на них попадал солнечный свет, они проветривались.

Таким образом, у нас получилось: 4 чашки стояли в кухонном шкафу, 4 чашки стояли в холодильнике и 4 чашки стояли на окне.

Заключение.

Формы представления результатов: презентация и демонстрация результатов опыта.

Свою работу мы представили вашему вниманию в виде презентации. В эту презентацию мы поместили фотографии проведённых опытов, результаты всей исследовательской работы. С этой работой мы выступили на классных часах, на уроке окружающего мира.

Проведя работу по изучению плесневых грибов, мы пришли к выводу: плесневые грибы растут практически на всех продуктах питания. Обязательным условием являются тепло, влажность и темнота. Быстрее и обильнее всего плесневые грибы выросли в шкафу, менее обильно на окне.

В холодильнике плесневые грибы за 10 дней не выросли. Это значит, чтобы продукты оставались свежими дольше, их надо хранить в сухом и холодном месте.

Таким образом мы можем сказать, что гипотеза наша подтвердилась: плесневые грибы растут на разных продуктах при определённых условиях. Этими условиями являются высокая влажность, тепло и плохая освещённость. Чтобы избежать появления плесени, продукты нужно держать в холодильнике.

Работу представили: Иванова Снежана и Магомедова Сабрина.

Цель деятельности педагога : познакомить учащихся со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, создать условия для формирования умения выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:
- учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- расширить знания о грибах;
- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;
- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;
- развивать память, речь, внимание;
- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:
- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;
- умение ориентироваться в учебнике;
- умение находить вопросы в тексте;
- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение правильно оформлять свои мысли;
- умение грамотно строить речевые высказывания;
- умение работать в паре, в группе;

Регулятивные УУД:
- умение прогнозировать работу;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:
- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;
- умение выражать эмоции.

Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, иллюстрации грибов, осенние листья, литературный сундучок, карточки со словами, синквейн, загадки, аудиозапись стихотворения, музыка для физкультминутки, знаки для самооценки, смайлик, энциклопедии, толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент

Дорогие ребята, мне очень хочется, чтобы у нас получился хороший урок! Чтобы вы сегодня порадовали меня и себя хорошей работой и получили новые знания.

Прозвенел звонок весёлый, Он позвал ребят всех в класс. Скажем дружно: «Здравствуй, осень! Урок чтения у нас!»

Сегодня, 14 октября, наша Православная церковь отмечает праздник ПокроваПресвятой Богородицы. Покров - один из самых почитаемых в народе осенних праздников. 14 октября прощались с осенью и встречали зиму. Говорили: «На Покров до обеда - осень, а после обеда – зима» . - В работе нам поможет речевая разминка .

II. Речевая разминка.

Вставь пропущенные в стихотворении слова, научись читать выразительно. Попробуй выучить его за 1 минуту. Слова для справок есть, их нужно расположить так, чтобы получилась рифма и смысл. Жёлтое солнце на землю … . Жёлтый подсолнух за солнцем …. . Жёлтые груши на ветках …. . Жёлтые листья с деревьев … . (глядит, следит, висят, летят) - Прочитаем медленно, тихо. - Прочитаем с вопросительной интонацией. - Прочитаем громко, радостно, с восклицательной интонацией. - Кто запомнил стихотворение? (Работа в паре).

I II. Проверка домашнего задания.

1. - Произведения какого раздела учебника мы читаем? (Люблю природу русскую. Осень).

Какие произведения этого раздела вам захотелось выучить? Авторы? (перечисляют)

Да, всех этих поэтов можно назвать волшебниками. Они, тонко чувствуют красоту природы, силой своего воображения создают живые картины золотой осени. А мы – читатели, будем оживлять эти картины. Итак, открываем нашу поэтическую страничку .

Послушаем стихотворения Ф.Тютчева “Есть в осени первоначальной”, К.Бальмонта “Поспевает брусника”, А.Плещеева “Осень наступила”, А. Фета “Ласточки пропали”. Вывод: - Какой темой объединены все эти стихи? (Все стихи об осени .)

2. - А теперь давайте послушаем ваши произведения об осени. У вас было домашнее задание: придумать свой рассказ или сочинить маленькое стихотворение на тему “Осень”.

Время поработать Литературному сундучку , прочитайте своё произведение и положите в наш сундучок частичку своего творчества.

Первый ученик. – Я сочинил рассказ “Осень”.

Наступила золотая осень. Подарила она деревьям разноцветные нарядные листочки. Красуются деревья в желтых сарафанчиках, в оранжевых юбочках и красных платьицах. Когда подует ветер, листочки медленно кружатся и застилают землю разноцветным ковром. Мне очень нравится это время года!

Второй ученик. – Я написала стихотворение “Осень золотая”.

Листик за листиком падает вниз, на землю ложится красиво.
Природа умеет нам сделать сюрприз, хотя иногда и дождливо.
Багряный ковёр всю землю укрыл, и птицы от нас улетают.
Прохладный ветер листву закружил и зиму к нам подгоняет.

Третий ученик. Моё стихотворение называется «Золотые осени монеты»

Золотые осени монеты собирать никто не торопился.
Под колёса дождевой кареты каждый лист невольно, но ложился…

Молодцы. Очень хорошо подготовили домашнее задание: выразительно читали стихи, сами придумали рассказы и написали стихотворения. Вы все получаете отметку “5”!

IV. Музыкальная пауза.

А теперь превратимся в осенние листочки и немного отдохнем. Один учащийся под плавную музыку – вальс читает стихотворение С.Есенина “Закружилась листва золотая”. Остальные дети с листочками в руках выполняют танцевальные движения.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

V. Работа над новым материалом.

1. Вводное слово учителя. Загадка.

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)

Где растут грибы? - Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.

Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полезного нам дает?

2. Проблемный вопрос «Что такое грибы?»

Нам сегодня предстоит многое узнать о грибах. Помогут нам в этом разноцветные грибочки – сигналы. Зелёный – да, я согласен с утверждением. Красный – нет, не согласен или сомневаюсь.

Игра «Согласны ли вы, что..?»

Грибы – это растения. - Это животные.

Существует особое царство живой природы.

Грибов на свете около 1 млн. - Плесень – это гриб.

Грибы растут на деревьях.

Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся.

(На доске представлена схема.)

ГРИБЫ

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ……?......

3. Работа с научной статьей.

Для ответа на этот вопрос откройте учебник чтения на с.77 и прочитайте текст “Грибы”.

1) Первичное самостоятельное восприятие текста.

Что интересного вы узнали из текста о грибах? (Грибы – это не растения и не животные.) - Так что же такое грибы? (Это особое царство природы - грибы.)

2) Повторное чтение текста вслух. «Чтение за лидером»

3) Беседа после чтения.

- Сколько видов грибов существует? - О каких грибах говорится в этом тексте? - Какие съедобные грибы вам известны? Несъедобные? (Примеры)

Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и Подберёзовики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и разноцветные Сыроежки, и блестящие Маслята, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками, и на высокую даму в белой шляпке, которая смотрит свысока, да никому не нужна. Это Бледная Поганка.

Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний (в переводе с франц.). Это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

Какие бывают энциклопедии?

  • Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.
  • Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир», «Энциклопедия юного натуралиста», «Энциклопедия юного астронома». (Учитель показывает названные издания).

В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.

4. Работа по карточкам (жужжащее чтение).

А сейчас каждый из вас отправится на «тихую охоту», так еще называют сбор грибов. Возьмите из конверта карточку и прочитайте текст “Как надо собирать грибы

1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.

2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!

С какими правилами сбора грибов вы познакомились? (Ответы детей.)

В тексте вам встретилось новое слово грибница, что обозначает это слово?

Сейчас нам подробно об этом расскажут наши научные консультанты.

5. Знакомство с дополнительными сообщениями.

1) Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые ты видишь в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.

2) Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.

3) А еще грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

Что же такое грибница? (Грибница – это подземная часть гриба)

Как помогают грибы лесным жителям? (Некоторыми ядовитыми для человека грибами лечатся животные .)

Какие бывают грибы по размеру?

Грибы – это растения или животные? (Это особое царство живой природы - «Грибы»)

6. Составление синквейна «Грибы» (работа в группах).

2) Съедобные и несъедобные.

3) Растут, красуются, прячутся.

4) Это часть живой природы.

5) Царство.

VI . Физкультминутка.

Меж еловых мягких лап дождик тихо кап, кап, кап! Где сучок давно засох, появился мох, мох, мох! Где листок к листку прилип, появился гриб, гриб, гриб! - Кто нашел его, друзья? - Это я, это я, это я, это все мои друзья!

VII . Продолжение работы по теме урока. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы»

1. Подготовка к восприятию. - А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, отправившимся в лес за грибами. (Портрет) Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства.

1. - Прочтите название стихотворения В.Берестова, почему поэт называет грибы «хитрыми»?

2. Первичное восприятие текста (аудиозапись).

3. Беседа.

Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы «хитрыми»?

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

4. Чтение стихотворение про себя.Подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.

5. Чтение вслух.

6. Словарная работа.

  • Лукошко - небольшая корзинка для грибов из прутьев.
  • Кочка - бугорок на сырой или заболоченной земле.

7. Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

Найдите в тексте восклицательное предложение.

Прочтите вопросительное предложение. Какое слово надо выделить голосом? (где же )

Прочтите выразительно это стихотворение.

8. Сравнение художественного текста и научного.

Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.

- Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?

Можно сказать, что у них есть что-то общее? (Тема – грибы .)

А чем они отличаются? (Одно произведение – стихотворение, а другое – проза, научная статья. Стихотворение написал - поэт, а статью – ученый.)

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи? (Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы. Когда слушали научную статью о грибах, то просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

Вывод: Статья «Грибы» - это научный текст, написанный ученым. Стихотворение « Хитрые грибы » - художественный текст, написанный поэтом. На доске выставляются таблички: В. Берестов «Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии) стихотворение (есть рифма) проза художественное произведение научный текст поэт учёный чувства, настроение факты, события, научные сведения

IX. Домашнее задание

X. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Чему был посвящён наш урок? Что же такое грибы? (Особое царство живой природы)

Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке я узнал….
  • Я похвалил бы себя за….
  • После урока мне захотелось….

- Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

Выберите грибок определённого цвета: зелёный - у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, был активен; красный - у меня не всё получилось, нужно быть активнее, было трудно.

Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим, какой урожай грибов набрали.

Я тоже оценила вашу работу высоко (показываю смайлик, выставляю оценки).

Урок окончен. Спасибо за работу. Молодцы!

КЛАСС: 2

ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

УМК: «ШКОЛА РОССИИ»

УЧИТЕЛЬ: КАЛЬНИЦКАЯ Л.А.

Тема: В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Цель:

Познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:

Учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

Отрабатывать навыки выразительного чтения;

Расширить знания о грибах;

Учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

Формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

Развивать память, речь, внимание;

Воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

Умение ориентироваться в учебнике;

Умение находить вопросы в тексте;

Умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать других;

Умение правильно оформлять свои мысли;

Умение грамотно строить речевые высказывания;

Умение работать в паре;

Регулятивные УУД:

- умение прогнозировать работу;

Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

Умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

Умение выражать эмоции.

Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д.Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.

Ход урока

I.Организационный момент

Прозвенел звонок сейчас,

Он позвал ребят всех в класс.

Урок чтения у нас!

Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость и хорошее настроение.

Речевая разминка

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Лена искала весь день.

II.Актуализация знаний. Постановка целей урока

Проверка дом. задания

Произведения какого раздела учебника мы читаем?(Люблю природу русскую.Осень).

Что объединяет все произведения, которые мы читали?

Ребята, когда я готовилась к уроку, то мне встретилась загадка, которую, принесла на урок, она поможет вам определить о чем пойдет речь на уроке:

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах)

III. Выявление места и причины затруднения

Итак, мы сегодня говорим о грибах.

Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

1. Подготовка к восприятию.

Кто из вас любит собирать грибы?

(Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства)

А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, отправившимся в лес за грибами.

Прочтите название произведения В. Берестова, которое мы будем читать. (вывесить название стихотворения)

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении, почему автор называет грибы « хитрыми »?

2 .Первичное восприятие текста (аудиозапись)

6. Словарная работа

Лукошко - небольшая корзинка для грибов из прутьев

Подберите синоним к этому слову

Кочка - бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)

(словами выставляются на слайде)

3.Беседа.

Как называются такие произведения? (стихи) вывесить карточку

Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы « хитрыми »?

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Как называются тексты в которых передается настроение, чувства от автора читателю ? (художественный текст - вывесить карточку)

4.Чтение стихотворение про себя.

(Учитель подходит к слабым детям при чтении)

7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

8. Работа над выразительным чтением стихотворения .

Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)

Прочтите вопросительное предложение.

Прочтите выразительно это предложение.

5. Чтение вслух

Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать

Что мы должны передать при чтении? (чувства, настроения) карточка на доску

Вывод:

Как вы думаете грибы – это растение или нет? (дети высказывают предположения)

Игра «Верите ли вы, что..?» (слайд 4)

В конце урока мы вернёмся к этой таблице.

IV.Открытие детьми нового знания

а) Работа с текстом «Грибы», с.77 (вывесить карточку с названием текста)

Чтобы разрешить ваш спор, сейчас мы поработаем с текстом на с.77

1) Первичное чтение,(с.77)

(читают подготовленные ученики)

2) Работа по плану:

Предлагаю поработать в паре, хорошо исследовать текст, прочитать его и приготовиться отвечать по плану. (план на столе)

План:

  1. Сколько грибов существует на свете?

Как называется человек, который пишет научные тексты?(вывесить карточку –ученый )

Кто знает, что такое энциклопедия?

Энциклопедия – это научное справочное издание, которое простыми, доступными словами отвечает на все ваши вопросы.

Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах . (карточка - сведения, информация, факты)

Поэтому этот текст называется – научный текст (карточка на доску)

Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения либо о животных, либо о растениях

(Учитель показывает названные издания).

В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)

Как найти быстро информацию о грибах?

VI.Физкультминутка

Притворяшки

Дружно встаньте, детвора,

Отдохнуть пришла пора!

Притворитесь-ка совой –

Повертите головой.

Притворитесь тучками –

Потрясите ручками.

Притворитесь свинками

И потритесь спинками.

V. Первичное закрепление

в) Сравнение художественного текста и научного.

Сравните два текста, которые мы сегодня изучали. 1 текст –научный, а 2 текст можно назвать научным?

Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?

Можно сказать, что у них есть что-то общее?

(Да, у них одна тема – грибы.)

А чем они отличаются?

(Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)

Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

(Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.

Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.

А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.

Вывод: Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым.

Стихотворение « Хитрые грибы »-художественный текст, написанный поэтом.

На доске выставляются таблички:

В. Берестов«Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии)

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение

IX.Домашнее задание

По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные грибы.

Найти информацию в энциклопедии или Интернете о грибах

X.Рефлексия. Подведение итогов урока

Чему был посвящён наш урок?

Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал….

Я похвалил бы себя за….

Сегодня я сумел….

Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. О каких грибах говорится в тексте?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

УЧЁНЫЙ

НАУЧНЫЙ ТЕКСТ

ПОЭТ ТЕКСТ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ