Платья

Портрет ярослава мудрого описание. Происхождение и брак

1. Объясните, почему после смерти князя Владимира, укрепившего русское государство, начались усобицы.

В летописи вся вина за усобицу возлагается на Святополка. Но такие усобицы были после смерти не только Владимира, и отца его Святослава, но и многих потомков Владимира. Это значит, что сама система позволяла подобным усобицам возникнуть, подталкивала наследников великого князя к борьбе. И действительно, под властью каждого из них был свой удел, который давал ресурсы для борьбы, и главное, у каждого из них была собственная дружина, которая была предана лишь своему господину, ведь именно от него она получала все богатства и милости.

2. Какую политику проводил Ярослав Мудрый в отношении соседних народов и государств? Что было результатом этой политики? При ответе используйте текст параграфа и карту на с. 41.

Некоторые более слабые народы Ярослав подчинял, таким образом расширяя территорию государства. Он активно строил города, таким образом закреплял свою власть над покорёнными землями, а также выстраивал линию защиты против народов, кочевавших в Причерноморских степях (печенегов). Другие народы Ярослав не завоёвывал, но подчинял своему влиянию – так его ставленниками были два подряд короля Норвегии (Харальд III Суровый и Магнус I Благородный). Наконец, Ярослав укреплял международный авторитет Древнерусского государства в целом даже среди дальних народов, например, с помощью браков своих детей: его сыновья женились на принцессах из Священной Римской империи, Польши, Византии, дочери были выданы замуж в Норвегию, Англию, Францию и Венгрию.

3. Расскажите о создании первого русского свода законов - Правды Русской.

До этого преступления судили по так называемому обычному праву, то есть обычаям, которые передавались устно из поколения в поколение. В таком случае были возможны разные толкования законов. Развитие учёности позволило записать законы. Это начали делать именно при Ярославе Мудром, создав так называемую Краткую Правду. Позднее, уже при наследниках Ярослава свод законов был существенно расширен до Пространной Правды. Некоторые историки предполагают, что составленная при Ярославе Краткая Правда предназначалась только для дружины князя, а по Пространной Правде судили уже всех его подданных.

4. Назовите основные преступления и формы наказания за них, записанные в Правде Русской.

Русская Правда карала убийство, членовредительство, воровство, разбой, разные поджоги и др. Обычной формой наказание была выплата штрафа (виры), которую платил преступник, а если он скрывался – то жители той местности, где было совершено преступление. Последняя мера сегодня кажется несправедливой, но благодаря ней сами эти жители были заинтересованы в поиске и задержании преступника.

5. Как в Правде Русской было отражено неравенство положения различных групп населения?

В Русской Правде виры, например, за убийство были различными в зависимости от того, какое положение человек занимал в обществе. Это было справедливо в условиях того времени. Платили виру родственникам – эта была как бы компенсация того, что убитый мог бы заработать для семьи. Чем выше было положение человека, тем большим доходом он обладал, тем больший доход теряла его родня в случае его убийства. Так и выражалось социальное неравенство в Русской Правде.

6. Охарактеризуйте вклад Ярослава Мудрого в развитие древнерусской культуры. Какое значение имело основание им храма Святой Софии в Киеве?

Ярослав Мудрый добивался не просто расцвета русской культуры, он стремился даже превзойти Византию. Софийский собор в Киеве был построен в подражанию Софийскому собору в Константинополе – главному храму Визнатии (а в подражание Софийскому собору в Киеве появились храмы с таким же названием в Полоцке и Новгороде). При Ярославе в принципе расцветает каменное строительство, создание книг, причём не только переводных, появляются и собственно русские сочинения (например, «Сказание о Борисе и Глебе»).

7*. Составьте исторический портрет Ярослава Мудрого (используйте памятку по составлению исторического портрета на с. 52).

Ярослав Владимирович Мудрый получил первое княжество (Новгородское) в 1010 году, великим Киевским князем стал в 1016 году, хотя из-за усобиц объединил под своей властью всё наследство отца только в 1036 году, умер же в 1054 году. Он был умным и рассудительным, даже хитрым. Ярослава можно назвать талантливым государственным деятелем – он знал потребности государства, у него получалось решать возникавшие проблемы. Известна реконструкция его внешности, которую Михаил Михайлович Герсимов выполнил по найденному черепу: на нас смотрит старик с широким носом, выдающимися скулами и глубоко посаженными глазами. Кроме борьбы за наследство отца он прославился укреплением государства, расширением его границ, укреплением его международного авторитета, как среди ближайших соседей, так и среди далёких народов. При Ярославе расцвела культура – одним из самых значительных проявлений этого стало строительство Софийского собора в Киеве. Именно при Ярославе известен первый митрополит киевский русского происхождения – Иларион. Также Ярослав прославился как законодатель: именно при нём был создан первый вариант Русской Правды.

В истории Ярослав остался именно как Мудрый – правитель мощного и единого Древнерусского государства, которого боялись враги и уважали друзья. Образ Ярослава особенно выигрывает на фоне постоянно боровшихся друг с другом его наследников.


Ярослав Мудрый 1019-1054

Ярослав при своем правлении получил на Руси большую славу и любовь; за его ум и начитанность ему дали прозвище Мудрый.

Началось образование наследственных земельных образований вотчин.Посадил своих сыновей в крупные города в качестве наследников. Ввел на Руси первый свод законов *Русская Правда* .

1037 г. Простроил храм Св. Софии в Киеве. Укрепил связи с Византией с помощью династических браков. Основал город Юрьев, Ярославль. Вводит грамотность на Руси.Поддерживает книгопечатание.Сам читает и создает свою библиотеку, за что и получает прозвище Мудрый.

1038 борьба с печенегами.1043 Война с Византией, 1046 заключение мира. При Ярославе Русь становится мировой державой с ее политикой считаются все соседи.

Я считаю что Ярослав Мудрый принес неоценимый вклад в культуру Древней Руси. Показал мощь пред соседями.

Обновлено: 2014-10-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

В его правление Русь вышла на те рубежи, в которых сплотился единый древнерусский народ

Историческая память чтит личность Ярослава Мудрого. Не случайно, уже в наши дни два независимых государства поместили образ правителя на своих денежных знаках. Украина на скромной двухгривенной купюре, а Россия – на представительной тысячерублевой. В иных политических реалиях древнерусский князь XI столетия мог быть представлен на платежных знаках едва ли не десятка стран, причем не только "бывших братских". С правлением Ярослава Мудрого, сына князя Владимира Крестителя, связано представление о "золотом веке" державы Рюриковичей. Личность же самого Ярослава воспринимается как идеал русского князя.

Дорога к власти

Не стоит, однако, забывать, что Ярослав не сразу стал "Мудрым", а Русь в начале его правления вовсе не была тем могущественным европейским государством, покровительства которого искали многие монархи. В начале своего княжения он получил Русь раздробленную и ослабленную. Долгие годы пришлось ему собирать и устраивать великое государство.

Его отец, князь Владимир был несколько раз женат и от этих браков имел двенадцать сыновей. В конце правления Владимира все они в качестве отцовских посадников были направлены в главные города Руси. Ярослав получил в управление сначала Ростов, а затем, после смерти нескольких старших братьев, Новгород. Там, вдали от Киева, молодой князь, почувствовал себя достаточно самостоятельным и решил отказать отцу в ежегодной дани. Владимир собрался в поход на непокорного сына, но военным приготовлениям помешала смерть князя-Крестителя. В 1015 году престол в Киеве занял старший из его наследников Святополк.

#comm#С этого момента между всеми братьями Владимировичами разгорелась кровавая усобица.#/comm#

Они, будучи рождёнными от разных матерей, не желали признавать права Святополка на старшинство в роде. Вскоре в этом противостоянии погибли Борис Ростовский, Глеб Муромский и Святослав Древлянский. Летописец обвиняет во всех этих убийствах Святополка, называя его "Окаянным". А Борис и Глеб в качестве страдальцев и мучеников вскоре были канонизированы церковью и стали первыми русскими святыми.

Однако повествование о тех событиях, вошедшее в летопись, создавалось уже значительно позднее – при сыновьях Ярослава; поэтому не исключено, что летописец стремился путем максимальных обвинений в адрес Святополка снять часть подозрений с Ярослава. Тем не менее, сегодня в науке существует гипотеза о непричастности Святополка к убийству Бориса и Глеба. Во всяком случае, именно Ярослав сумел наилучшим образом воспользоваться сложившейся после жестокого убийства ситуацией и обернуть расклад политических сил в свою сторону.

#comm#К 1017 году из двенадцати сыновей Владимира в живых осталось лишь четверо: старший Святополк, Ярослав, Мстислав Тмутараканский и Судислав Псковский.#/comm#

Было ясно, что мирное сосуществование братьев невозможно, и борьба между ними будет идти до тех пор, пока один не сосредоточит в своих руках всю власть. С 1017 по 1019 год с переменным успехом шла борьба между Ярославом и Святополком за Киев. В столкновения между братьями были вовлечены отряды варягов, поляков и печенегов. Наконец, Ярославу не без помощи хитрости удалось победить брата. Святополк бежал в Польшу, где через какое-то время умер.

После своего утверждения в Киеве Ярославу пришлось выяснять отношения с Мстиславом. В 1023 году тмутороканский князь напал на Ярослава и победил его, но Киев захватывать не стал. Мстислав не хотел владычества над всей Русью. Он видел себя единоличным правителем юго-восточных земель. Поэтому братья договорились о разделе Руси: земли по правому берегу Днепра оставались у Ярослава, а левобережные территории отходили Мстиславу. Лишь в 1035 году после смерти Мстислава Ярослав Владимирович вновь включил их в свои владения. Незавидной оказалась и судьба последнего, выжившего в этой усобице сына Владимира – Судислава. По приказу Ярослава он был брошен в тюрьму, из которой был освобожден лишь после смерти брата своими племянниками, да и то лишь для того, чтобы постричься в монахи.

Единовластный правитель

Так Ярослав Мудрый стал единовластным правителем на Руси. Посвятив значительную часть своей жизни борьбе с собственными братьями, Ярослав спешил сделать все, что в его силах, для обустройства русской земли. Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет среди других стран. Там где Петр I, не считаясь с потом и кровью своих подданных, рубил узенькое окошко в Европу, во времена Ярослава Мудрого была широко открытая дверь.

Положение той или иной страны в эпоху средневековья определялось династическими связями. Чем могущественнее было государство, чем большим авторитетом пользовался его глава, тем больше было иностранных правителей, желающих породниться с ним. Короли почти всех западных государств почитали за честь стать родственниками Ярослава Владимировича.

Сам Ярослав женился на Ингигерде – Ирине, дочери норвежского короля Олафа. Казимир, король Польский, женился на сестре Ярослава Марии. Этот союз утвердил за Русью червенские города. Норвежский принц, впоследствии король Гарольд Смелый, основатель города Осло, был женат на дочери Ярослава, Елизавете. Король Франции Генрих I женился на дочери Ярослава, Анне, которая после смерти своего мужа стала регентшей при малолетнем сыне Филиппе I. Франция, еще бедная и слабая, могла тогда гордиться союзом с Русью. Анастасия Ярославна вышла замуж за короля Венгрии Андрея I. Один из сыновей Ярослава, Всеволод, женился на византийской царевне из семьи Мономаха; старший сын Всеволода от этого брака Владимир был назван в честь деда – Мономахом.

Внутри страны деятельность Ярослава Мудрого ознаменовалась общим подъемом, укреплением экономических и культурных связей между ее отдельными частями, расцветом "стольного града" Киева. Великий князь упорядочил правовые обычаи Руси и ее церковное устройство.

#comm#При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный "Русской правдой".#/comm#

"Устав Ярослава", или древнейшая "Русская правда", была дана Новгороду в 1016 году, как сборник правовых норм общественной жизни. Позднее "Русская правда" расширялась и дополнялась новыми статьями, но именно "Правда Ярослава" XI века положила начало этому процессу и явилась первым русским письменным законом.

В своей церковной политике Ярослав ориентировался на Константинопольскую патриархию. Именно при Ярославе Киевская митрополия окончательно вошла в орбиту влияния константинопольской церкви и стала одной из 72 епархий, подчинявшихся патриарху Константинопольскому. Правда, при этом князь стремился отстоять самостоятельность русской церкви. Так, после целого ряда неудачных назначений в русскую епархию (обычно из Византии присылались митрополиты-греки, не знавшие славянского языка, чуждые местным традициям) по настоянию Ярослава, главой русской церкви был избран русский по происхождению священник, талантливый публицист и образованнейший человек своего времени Иларион.

Большим успехом князя стал разгром осадивших Киев печенегов, в 1036 году. В том году он пошел в Новгород, чтобы посадить там на княжение своего старшего сына Владимира. На Северо-Западе Руси его и застигла весть о том, что печенеги осадили Киев. Ярослав спешно собрал войско из варягов и новгородских словен. С этой ратью князь пришел к Киеву. Битва была жестокая, так что Ярослав лишь с большим трудом одолел печенегов к вечеру.

#comm#После поражения под Киевом печенеги больше не нападали на русские земли и вскоре были вытеснены из южно-русских степей другими тюркскими кочевыми племенами – половцами.#/comm#

На месте своей победы Ярослав заложил храм святой Софии, а неподалеку – монастыри святого Георгия и святой Ирины – в честь своего и своей жены небесных покровителей. В 1036-1037 годах по его приказу были построены мощные крепостные укрепления ("город Ярослава"), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Прообразами всех этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира.

Успешно отбиваясь от натиска с юго-востока, Русь продолжала наступление на запад: Ярослав несколько раз вторгался на земли ятвягов и ляхов. А в 1030 году князь основал на западном берегу Чудского озера город Юрьев (назван так по второму, христианскому имени Ярослава – Юрий; ныне это город Тарту), долго служивший опорным пунктом Руси в этих землях. Для защиты Киева с юга Ярослав велел рубить по реке Рось новые крепости – Юрьев, Торческ, Корсунь, Треполь и другие. На далеком северо-востоке, в местах, где еще сильно было язычество, был заложен город Ярославль.

Плоды просвещения

Ярослав понимал значение христианского просвещения. Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил число книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле при Ярославе собирали детей и обучали их грамоте. Показательно, что сын Ярослава Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в русской столице имелись и возможности, и необходимость в овладении иностранными языками.

Время князей Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, достигшей своей экономической и политической мощи. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты.

Скончался Ярослав 19 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде. Похоронили его в Киеве, в Софийском соборе. Один из обучившихся грамоте подданных князя, процарапал на стене храма надпись: "В лето 6562 (1054 год) месяца февраля 20-го успение царя нашего…". В год смерти Ярослава Мудрого состоялось событие огромной важности. После длительного противостояния Рима и Константинополя произошел окончательный раскол христианской церкви на римско-католическую (западную) и греко-православную (восточную). Римский Папа нашел поддержку в Западной Европе – у Германии, Франции, испанских королевств, Генуи, а Царьградский патриарх – у Болгарии и Сербии. Русь, введенная Ярославом в орбиту Константинопольской церкви, также стала оплотом православия.

#comm#Через несколько столетий, с падением Византии, именно Россия подняла приспущенный стяг православия, превратившись в новую империю.#/comm#

Именно созидательными делами Ярослав заслужил свое место в истории. Он не относился к числу завоевателей, но в его княжение русская земля расширилась за счет присоединения северных и восточных земель (ныне Пермская, Архангельская и Вологодская области). Каменный пояс (Уральские горы) стал восточной границей Руси. Русь приобрела те рубежи, в рамках которых и сплотился единый древнерусский народ, столь бесцеремонно разделенный Литвой и татарами после XIII века. Именно Ярослав завершил собирание той самой "Всея Руси", за возвращение которой столетия спустя вели борьбу московские государи, а завершили уже русские императоры. Ирония судьбы проявилась в том, что князь Ярослав Мудрый стал последним царем того народа, разделившиеся потомки которого помещают портрет исторического правителя на своих отнюдь не полновесных деньгах.

Специально для Столетия

12Следующая ⇒

Ярослав Мудрый

Годы правления:1019-1054

Из биографии.

расцвета.

В свод законов

Много книг переведено в его правление с греческого языка на русский, создавалась библиотека. Ярослав собирал книги, приглашал переводчиков, сам много читал, имел огромную библиотеку. Считал книги

«Завещание

Прожил долгую жизнь – 76 лет, служа Руси. При Ярославе Мудром Руси принадлежала территория от Балтийского моря до Чёрного. Это была огромная и сильная страна.

12Следующая ⇒

Похожая информация:

  1. Бизнес-портрет предприятия
  2. Борьба Альфонсо Х Мудрого за престол Священной Римской Империи. Историографический аспект
  3. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990. — С. 29.; Його ж: Етногенез и биосфера Земли. — М., 2005. 1 страница
  4. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990. — С. 29.; Його ж: Етногенез и биосфера Земли. — М., 2005. 2 страница
  5. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990. — С. 29.; Його ж: Етногенез и биосфера Земли. — М., 2005. 4 страница

Поиск на сайте:

Годы правления:1019-1054

Из биографии.

Исторический портрет Ярослава составить достаточно просто, так как в летописях о нём много сведений, ведь это была яркая личность, при которой Русь достигла своего расцвета.

К власти пришёл в результате борьбы за престол со своим братом Мстиславом Тмутараканским, с которым вынужден делить власть до 1036 года(год смерти брата).

Яркая личность: волевой, сильный, решительный, благоразумный, преданный православной вере, храбрый, сочувствующий малоимущим.

Вёл скромный образ жизни. Часто Ярослав Мудрого называют идеальным князем. Даже его облик изображён на современной тысячерублёвой купюре.

В летописях не сохранилось описания его внешности, но отмечается, что он был хромоногий- то ли с детства, то ли в результате увечья, полученного в походах.

Положил начало законодательству Руси.

В свод законов «Русская правда» Ярослава Мудрого входили наказания за кражи, убийства, даже различные оскорбления, а также правила ведения суда. Очень важно то, что он отменил смертную казнь! По данному закону можно определить, что в стране начался процесс деления на сословия, появились признаки социального неравенства. Это хорошо видно по системе штрафов, по которой за одно и то же преступление, но в отношении разных в социальном положении лиц, наказание было различным: за убийство огнищанина- вира составляла 80 гривен, а за холопа - 5.

Впервые митрополитом при нём становится русский человек - Илларион, то есть Я.Мудрый начинает политику независимости от византийской церкви.

Исторический портрет Ярослава Мудрого просто необходимо добавить такой деятельностью князя, как строительство городов, а также укрепление Киев каменной стеной, строительством главных ворот - Золотых.

Киев становится одним из красивых городов Руси.

Софийский собор до сих пор поражает своей красотой: он отделан мрамором, мозаикой, украшен фресками.

Много внимания князь уделял развитию образования: строились первые школы, в которых давалось начальное образование.

Много книг переведено в его правление с греческого языка на русский, создавалась библиотека. Ярослав собирал книги, приглашал переводчиков, сам много читал, имел огромную библиотеку. Считал книги «реками,способными напоить мудростью».

При нём создана первая библиотека в Софийском соборе.

Уделял большое внимание воспитанию, в том числе своих детей. Написал «Завещание» детям. В нём он призывал сыновей любить друг друга, не враждовать, так как усобицы - гибель для всех, призывал к миру и согласию.

При нём значительно повысился международный авторитет Руси, в том числе и благодаря династическим бракам.

Его жена - шведская принцесса, а дочери были замужем за королями Венгрии, Франции, Норвегии.

Вёл активную внешняя политику. Это защита Руси от набегов печенегов, которым был дан сокрушительный удар, походы в Прибалтику, Польшу, Литву, Византию

Прожил долгую жизнь – 76 лет, служа Руси. При Ярославе Мудром Руси принадлежала территория от Балтийского моря до Чёрного.

Это была огромная и сильная страна.

Похоронен в Софийском соборе в Киеве.

Исторической портрет Ярослава Мудрого: направления деятельности

1.

Внутренняяя политика Ярослава Мудрого

  • Укрепление княжеской власти
  • Окончательное утверждение христианства: строились церкви, монастыри - в их числе Киево-Печерский, Софийский собор в Киеве и Новгороде; церковь вышла из подчинения Константинополя, назначен первый русский митрополит - Илларион.
  • Создание системы законодательства: свод законов « Русская правда»- в нём была ограничена кровная месть (разрешена только для близких родственников), введена вира - система штрафов.
  • Борьба с сепаратизмом, то есть отделением: ввёл новый порядок передачи власти – старшему в роде, то есть лествичную систему.
  • Развитие письменности и образования: создавались начальные школы при монастырях, библиотека, при Ярославе переводятся и переписываются многие книги с греческого.
  • Уделял большое внимание воспитанию детей.

    Написал знаменитое «Завещание» детям.

2. Внешняя политика Ярослава Мудрого

  • Борьба с кочевниками- печенегами, при нём прекратились их набеги в 1036г. Софийский собор и Золотые ворота в Киеве были заложены в честь этой победы.
  • Укрепление связей с западными государствами. Династические браки детей. Сам женат на дочери короляя Швеции- Ингегерде (в крещении Ирине).
  • Расширение границ Руси.

    1030 г. - поход на Новгород, подчинение эстов. Основал город Юрьев.

Итоги деятельности Ярослава Мудрого:

  • Способствовал расцвету Руси.
  • Усилил княжескую власть.
  • Окончательно утвердил христианство, начал процесс отделения церкви от власти византийского патриарха.
  • Положил начало письменного законодательства государства
  • Способствовал развитию образования и просвещения
  • Значительно укрепил международный авторитет Руси.

Ярослав Мудрый с книгой в руках изображён на памятнике «Тысячелетие Руси» в Новгороде, открытом в 1862 году.

Этот факт - отражение уважения потомков к этому правителю Киевской Руси.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ С 6 исторический портрет.В 2015 г. - задание № 40.

Хронология жизни и деятельности Ярослава Мудрого

1015 Создание «Правды» Ярослава -1 ч.

«Русской правды»

1021 Первые святые на Руси -Борис и Глеб, братья Я.Мудрого, убитые Святополком Окаянным. Канонизированы церковью.
1024 Разгром варягов у Лиственя
1026 Раздел Киевского княжества между Ярославом и Мстиславом Удалым (Тмутараканским)
1030 Поход на чудь (на этих землях в 1036 основан г. Юрьев)
1036 Разгром ПЕЧЕНЕГОВ под Киевом
1036 Создание киевской метрополии, во главе - ФЕОПЕМТ(грек)
1036 Смерть Мстислава.

Ярослав-правитель всей Руси

1037 Начало строительства Софийского собора в Киеве (до 1041)
1043 «Слово о законе и благодати» Иллариона
1045 Начало строительства Софийского собора в Новгороде (до 1050)
1051 Илларион - ПЕРВЫЙ русский митрополит в Киеве.
1054 «Завещание» Ярослава
Сер.11в Появление ПЕРВЫХ монастырей - Киево-Печерский (монах Нестор) - 1051

Правительство Ленинградской области

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Реферат по предмету История России на тему

Княгиня Ольга. Исторический портрет

Выполнила: студентка I курса дневного отделения факультета истории и социальных наук

Проверил: кандидат исторических наук

Санкт-Петербург

Введение 3

2. Происхождение и брак 4

3. Месть древлянам 5-6

4. Правление 7

5. Поездка в Царьград и крещение Ольги 8-9

6. Смерть и причисление к лику святых 10-11

7. Заключение 12-14

8. Список используемых источников и литературы 15

Введение

Нет женщины в русской истории более невероятной, чем первая правительница наша княгиня Ольга.

Облик ее до нас не дошел, и свое представление о ней мы можем составить лишь по свидетельствам о делах ее и по описаниям, сохранившимся в древнерусских рукописях.

Какова же она, княгиня Ольга, и из каких рукописных источников можно почерпнуть эти сведения?

В данной работе я попытаюсь подробно описать княгиню Ольгу, используя различные источники, но в основном опираясь на данные «Повести временных лет».

Главной задачей моей работы является в полной мере освятить весь вопрос.

Так же я подробно опишу правление великой княгини, ее происхождение, брак, крещение и последующие смерть и причисление к лику святых.

Происхождение и брак

«Повесть временных лет» сообщает нам, что Ольга родом из Пскова. Житие великой княгини говорит о том, что «Святая великая княгиня Олга родися въ плесковской странѣ, въ веси зовомыя Выбуто.

Отца имѣаше невѣрна сущи, такожъ и матерь некрещену отъ языка Варяжска; и отъ рода не княжска, ни отъ велможъ, но отъ простыхъ бяше человѣкъ.

О имени жъ отца и матере писаніе нигдѣжъ изъяви. Образомъ бяше святая тиха и кротка и любима ко всѣмъ и мудра зѣло».1 Ее варяжское происхождение подтверждается ее именем, которое на древнескандинавском звучит как Хельга.

Существуют и другие версии ее происхождения, например, болгарская версия.

Согласно этой версии в своем сообщении Новый Владимир Летописец перевел название Плесков не как Псков, а как Плиска – болгарская столица того времени.

Также существует версия, что Ольга якобы была Вещего Олега. Об этом нам повествует Типографская летопись, относящаяся к концу XV века.

«Когда Игорь вырос…и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу»2 .

В браке родился единственный сын Святослав, ставший в последующем князем.

1 Исторія Русской Церкви. Макарія, Архіепископа Харьковскаго. Томъ I. – Спб: Типографія Юлія Андр. Бокрама, 1868. - С. 276-278

2 Полное собрание Русских летописей. – М., 1962, Т.1 Повесть временных лет – С.

Месть древлянам

Ольга начала свое правление с того, что наказала убийц своего мужа Игоря. Возможно, летописец Нестор сообщает не совсем правдоподобные факты о мести, хитрости и мудрости Ольги, но они вошли в нашу историю.

Древляне, гордясь убийством Игоря как победой, и презирая малолетнего Святослава, задумали властвовать над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал женился на Ольге.

Двадцать знаменитых древлянских послов в ладье приплыи к Киеву. Ольга с лаской приняла их. На следующий день, велев вырыть глубокую могилу, она заживо похоронила всех древлянских послов вместе с ладьей.

Затем Ольга направила к Малу своего гонца, чтобы он прислал к ней более знаменитых мужей. Древляне так и сделали. По старому обычаю для гостей истопили баню, а затем их всех там заперли и сожгли.

Ольга сообщила о своей готовности прибыть к древлянам, чтобы совершить брак с Малом.

Правительница подошла к городу Искоростень, где погиб Игорь, оросила слезами его могилу и совершила тризну. После этого у древлян началось веселое пиршество.

Удалившись, Ольга подала знак своим воинам, и пять тысяч древлян полегли у могилы Игоря.

В 946 г. Ольга, вернувшись в Киев, собрала многочисленное войско и выступила против своих врагов, наказанных хитростью, но пока еще не силой. Маленький Святослав начал сражение. Копье, брошенное в неприятеля слабой детской рукой, упало к ногам его коня, но полководцы Асмуд и Свенельд ободрили воинов примером юного героя с восклицанием: «Друзья! Станем за князя!».

И они устремились в битву.

Древляне бежали с поля и укрылись в городах, главным из которых был Искоростень. Тут Ольга прибегла к новой выдумке. Древляне предложили ей выкуп: мед и кожи зверей. Но правительница Киева была «великодушной». Она попросила у жителей Искоростеня вместо выкупа с каждого двора по три воробья и голубя. Горожане с радостью исполнили просьбу Ольги и ждали ухода киевлян.

Но вдруг вечером весь город вспыхнул, начались массовые пожары. Оказывается, хитрая Ольга велела привязать зажженный трут с корой к ногам птиц и пустить их на волю. Птицы возвратились в свои гнезда с огнем.

Устрашенные жители хотели спастись бегством, но все они попали в руки воинов Ольги. Некоторых старейшин она осудила на смерть, других забрала в рабство, остальные должны были платить дань.

Ольга с сыном Святославом объехала всю древлянскую землю, облагая народ данью в пользу казны.

Но жители самого Искоростеня третью часть дани платили лично Ольге, в ее собственный удел, в Вышгород, основанный, возможно, Олегом и данный Ольге как невесте или супруге князя. Этот город находился в семи верстах от Киева, на высоком берегу Днепра.3

3 Пашков Б.Г.

«Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг.»/Б.Г. Пашков — изд-во ЦентрКом, Москва, 1997 – С.31-32

Правление

Хотя историки не выделяют правление Ольги особо, но своими мудрыми делами она заслужила большой похвалы, т.к. достойно представляла Русь во всех внешних сношениях и умело правила страной.

Вероятно, с помощью боярина Асмуда – воспитателя Святослава(сына Ольги и Игоря), и Свенельда – воеводы, Ольга смогла овладеть кормилом государства.

В год 947 Ольга поехала в Северную Русь, оставив Святослава в Киеве.

Княгиня посетила Новгородские земли. Она разделила Русь на несколько волостей, сделала, без сомнения, все необходимое для государственного блага и оставила знаки своей попечительной мудрости. Через 150 лет народ с признательностью вспоминал об этом благодетельном путешествии Ольги, и во времена Нестора горожане Пскова хранили ее сани, как драгоценную вещь. Вероятно, что княгиня, рожденная в Пскове, даровала жителям этого города привелегии.

А вот в соседнем городе, Изборске, облагаемом налогом, жизнь как-то угасла, и он потерял былую славу. Утвердив внутренний порядок, Ольга возвратилась в Киев, к сыну Святославу. Там она несколько лет жила в мире и спокойствии.4

Утвердив внутренний порядок Государства, Ольга возвратилась к юному Святославу, в Киев, и жила там несколько лет в мирном спокойствии, наслаждаясь любовию своего признательного сына и не менее признательного народа.

— Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются дела ее государственного правления; но здесь начинается эпоха славы ее в нашей Церковной Истории.5

Уверенный в мудрости матери, Святослав и в зрелом возрасте оставлял ей внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами.

4 Пашков Б.Г. там же – С.34

5 Карамзин Н.М.

«История государства Российского»,Т.1,гл.7/Н.М. Карамзин – М: ООО издательство АСТ,2003 – С.653

Поездка в Царьград и крещение Ольги

В 948г. вручила главное правление своему сыну, а сама начала приготовляться к отъезду в Грецию под видом государственных дел, но в самом деле намерение ее было совсем другое: ибо она довольно познала святость и истину христианской веры, желая просветить себя там святым крещением.

И в 955г. Отправилась туда водой на суднах с немалой двора своего свитой и другими знаменитыми вельможами. По прибытии в Царьград принята была со славой и почестями.6

Подивился царь Константин ее разуму и предложил ей царствовать в Царьграде. Ольга ответила: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести сам – иначе не крещусь»7

По изъявлении же усердия к святой вере через тамошнего патриарха Фотия с духовным его наставлением была подготовлена во всем нужном до закона и обрядов веры христианской познании.

Введена в православную греческого исповедания христианскую веру патриархом Фотием со многим духовенством и в присутствии самого императора Константина VI Багрянородного.8

При крещении Ольгу нарекли Еленой. В это время ей было более 60 лет.9

После крещения сказал ей царь: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью?

А у христиан не разрешается это – сам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары.

Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа…Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь».10

Ольга, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну заблуждение язычества; но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям.

Напрасно сия добродетельная мать говорила о счастии быть

6,8 Волковский Н.Л. «Пантеон российских государей»/Н.Л.Волковский — изд-во Полигон, Санкт-Петербург, 2003 – С. 32-35

7,10 Полное собрание Русских летописей. там же – С. 41

9 Пашков Б.Г. там же – С.34

Христианином, о мире, коим наслаждалась душа ее с того времени, как она познала

Бога истинного. Святослав ответствовал ей: "Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?" Напрасно Ольга представляла ему, что его пример склонил бы весь народ к Христианству.

Юноша был непоколебим в своем мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к Христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая, не преставая любить его нежно, должна была наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа Российского и сына.11

Исторический портрет Ярослава Мудрого

12Следующая ⇒

Ярослав Мудрый

Годы правления:1019-1054

Из биографии.

Исторический портрет Ярослава составить достаточно просто, так как в летописях о нём много сведений, ведь это была яркая личность, при которой Русь достигла своего расцвета.

К власти пришёл в результате борьбы за престол со своим братом Мстиславом Тмутараканским, с которым вынужден делить власть до 1036 года(год смерти брата).

Яркая личность: волевой, сильный, решительный, благоразумный, преданный православной вере, храбрый, сочувствующий малоимущим.

Вёл скромный образ жизни. Часто Ярослав Мудрого называют идеальным князем. Даже его облик изображён на современной тысячерублёвой купюре.

В летописях не сохранилось описания его внешности, но отмечается, что он был хромоногий- то ли с детства, то ли в результате увечья, полученного в походах.

Положил начало законодательству Руси.

В свод законов «Русская правда» Ярослава Мудрого входили наказания за кражи, убийства, даже различные оскорбления, а также правила ведения суда.

Очень важно то, что он отменил смертную казнь! По данному закону можно определить, что в стране начался процесс деления на сословия, появились признаки социального неравенства.

Это хорошо видно по системе штрафов, по которой за одно и то же преступление, но в отношении разных в социальном положении лиц, наказание было различным: за убийство огнищанина- вира составляла 80 гривен, а за холопа - 5.

Впервые митрополитом при нём становится русский человек - Илларион, то есть Я.Мудрый начинает политику независимости от византийской церкви. Илларион – был замечательным оратором, автором « Слова о законе и благодати», в котором он писал о равенстве народов и прославлял родную Русскую землю.

Исторический портрет Ярослава Мудрого просто необходимо добавить такой деятельностью князя, как строительство городов, а также укрепление Киев каменной стеной, строительством главных ворот - Золотых.

Киев становится одним из красивых городов Руси.

Софийский собор до сих пор поражает своей красотой: он отделан мрамором, мозаикой, украшен фресками.

Много внимания князь уделял развитию образования: строились первые школы, в которых давалось начальное образование.

Много книг переведено в его правление с греческого языка на русский, создавалась библиотека.

Ярослав собирал книги, приглашал переводчиков, сам много читал, имел огромную библиотеку. Считал книги «реками, способными напоить мудростью» . При нём создана первая библиотека в Софийском соборе.

Уделял большое внимание воспитанию, в том числе своих детей. Написал«Завещание » детям. В нём он призывал сыновей любить друг друга, не враждовать, так как усобицы - гибель для всех, призывал к миру и согласию.

При нём значительно повысился международный авторитет Руси, в том числе и благодаря династическим бракам.

Его жена - шведская принцесса, а дочери были замужем за королями Венгрии, Франции, Норвегии.

Вёл активную внешняя политику. Это защита Руси от набегов печенегов, которым был дан сокрушительный удар, походы в Прибалтику, Польшу, Литву, Византию

Прожил долгую жизнь – 76 лет, служа Руси.

При Ярославе Мудром Руси принадлежала территория от Балтийского моря до Чёрного. Это была огромная и сильная страна.

Похоронен в Софийском соборе в Киеве.

Исторической портрет Ярослава Мудрого: направления деятельности

12Следующая ⇒

Похожая информация:

  1. Бизнес-портрет предприятия
  2. Борьба Альфонсо Х Мудрого за престол Священной Римской Империи.

    Историографический аспект

  3. В ходе исследования применялись системный подход к изучению обращения коммерческой тайны, конкретно-исторический, сравнительно-правовой и социологические методы.
  4. Внутренняяя политика Ярослава Мудрого
  5. Воспитание ребенка как культурно-исторический феномен
  6. Выступают Борисова Ярослава и Понамарева Анастасия
  7. Глава 5 СУБЛИЧНОСТЬ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
  8. Государственный исторический музей.
  9. Гумилев Л.Н.

    География этноса в исторический период. — Л., 1990. — С. 29.; Його ж: Етногенез и биосфера Земли. — М., 2005. 1 страница

  10. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990. — С. 29.; Його ж: Етногенез и биосфера Земли.

    — М., 2005. 2 страница

  11. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990. — С. 29.; Його ж: Етногенез и биосфера Земли. — М., 2005. 3 страница
  12. Гумилев Л.Н.

    География этноса в исторический период. — Л., 1990. — С. 29.; Його ж: Етногенез и биосфера Земли. — М., 2005. 4 страница

Поиск на сайте:

Портрет на фоне эпохи.

Князь Игорь.

Для написания исторического портрета я избрала Игоря Рюриковича, Великого князя Киевской Руси, согласно «Повести временных лет» являющегося сыном приглашенного на царствование варяжского конунга Рюрика.

Его деятельность пришлась на I п. X века, когда Русь продолжала утверждаться на мировой арене как государство с единым центром вокруг Киева, стараясь помимо всего прочего удержать порядок, оставшийся «в наследство» после смерти Олега Вещего.

С именем князя Игоря, несмотря на то, что многие историки обвиняют его в склонности к такому пороку, как лень, связано достаточно событий, поддержавших Русь в ее развитии, хоть и не все его замыслы оказались удачными.

К примеру, к одним из подобных деяний относятся походы в 913-914 годах на западных берег Каспия, когда, приструнив отделившихся от древнерусского государства после смерти Олега древлян, Игорь снова обложил непокорных данью, причем пуще той, которая была во время властвования князя Вещего. Помимо этого, приблизительно в 915 году Игорь заключает мирный договор с пришедшими на землю русскую с воинственными намерениями печенегами, однако тот оказывается недолгим, и с 920 года Игорь вступает с печенегами в схватку, защищая формирующееся государство.

Помимо вышесказанного, в 941 году Игорь Рюрикович предпринимает поход на Византию, однако все проходит не так гладко, как у его регента: вся боевая мощь, приведенная князем, оказывается уничтожена византийцами с помощью легендарного «греческого огня».

Игорю не остается ничего, как заключить с Византией договор, однако уже на менее выгодных условиях, чем ранее, а в недалеком будущем от этой даты, в 944 году, совершив еще один поход на Константинополь Русь окончательно теряет все данные ей Византийской империей торговые привилегии, что ощутимо усложняет жизнь русским купцам, а, следовательно, и не положительно влияет на экономику страны.

Однако, как ни парадоксально, именно эти походы делают из Игоря диковинку историографии, так как он становится первым князем, известным синхронно по византийским и западным источникам. По возвращению из походов на Кавказ и Прикаспий, Игорь вместе с дружиной отправляется в полюдье с целью собрать положенный государству в его лице дым и в 945 оказывается убит древлянами во время их восстания, вызванного желанием князя собрать с них дань повторно.

Что касается оценок деятельности князя Игоря Рюриковича, то большинство из них носят скорее несколько пренебрежительный, чем активно отрицательный или положительный характер.

Тем не менее, несмотря на все неудачи князя, нельзя ни в коем случае отрицать его вклад в продолжение дела Олега – поддержание процесса объединения восточнославянских племен вокруг Киева.

Киевская Русь. История впортретах

Рюрик I (862-879 г.)

Великий князь Новгородский в 862-879 г.
Первый русский князь из варяжского племени «Русь». Пришел на славянскую землю с братьями. Княжил в Новгороде. Отправил родственника Олега в Киев.

Нет портрета.

Олег Рюрикович «Вещий Олег» (?-912 г.)

Князь Новгородский в 879-882 г., Великий князь Киевский в 879-912 г.
Завладел Смоленском и Киевом.

Провозгласил Киев столицей. Завоевал древлян, северян, радимичей. Воевал с Византией. Заключил договор с греками.

Игорь I Рюрикович «Игорь древний» (?-945 г.)

Князь Новгородский в 912 г., Великий князь Киевский в 912-945 г.
Ходил на Византию. Заключил договор с греками. Обложил древлян тяжёлой данью, за что был казнён.

Ольга (?-969 г.)

Княгиня Киевская в 945-957 г.
Отомстила древлянам за мужа.

Установила правильные дани. Приняла христианскую веру.

Святослав I Игоревич (942-972 г.)

Великий князь Киевский в 966-972 г.
Вёл успешные войны с хазарами, болгарами, ясами, косогами, вятичами и печенегами.

Разделил земли между сыновьями: Ярополком, Олегом и Владимиром.

Нет портрета.

Ярополк Святославич (955-978 г.), другой источник (961-980 г.)

Великий князь Киевский в 972-978 г.
Захватил земли братьев Олега и Владимира, но затем потерпел поражение от Владимира в Киеве.

Владимир I Святославич «Владимир Красно Солнышко» (960-1015 г.)

Святой равноапостольный.
Князь Новгородский в 969-977 г., Великий князь Киевский в 980-1015 г.
В первую половину жизни был жесток.

Вёл войны, давал пиры, имел несколько жён. Принёс в жертву языческим богам двух христиан. Потом принял сам христианскую веру и крестил Русь.

Нет портрета.

Святополк «Окаянный» (~979-1019 г.)

Князь Туровский в 988-1015 г., Великий князь Киевский в 1015-1016 г., 1018-1019 г.
Захватил киевский стол по смерти Владимира. Начал междоусобные войны с братом Ярославом.

Ярослав I Владимирович «Ярослав Мудрый» (978-1054 г.)

Князь Ростовский в 987-1010 г., князь Новгородский в 1010-1036 г., Великий князь Киевский в 1015-1018 г., 1019-1054 г.
После войны с братом стал единоличным правителем Руси.

Издал законы «Русская правда». Разделом земли между сыновьями заложил основу дробления Руси.

Нет портрета.

Изяслав I Ярославич (?-1078 г.)

Князь Туровский в 1052 г., князь Новгородский в 1052-1054 г., Великий князь Киевский в 1054-1068 г., 1069-1073г., 1077-1078 г.
Междоусобные войны. Появление и набеги на Русь половцев.

Нет портрета.

Святослав II Ярославич (1027-1076 г.)

Князь Владимиро-Волынский в 1054 г., князь Черниговский в 1054-1073 г.
Великий князь Киевский в 1073-1076 г.

Всеволод I Ярославич (1030-1093 г.)

Князь Переславля в 1054-1073 г., князь Черниговский 1073-1078 г., Великий князь Киевский в 1078-1093 г.
Междоусобья и набеги половцев.

Отдал Чернигов сыну Владимиру.

Нет портрета.

Святополк II Изяславич (1050-1113 г.)

Князь Полоцкий в 1069-1071 г., князь Новгородский в 1078-1088 г., князь Туровский в 1088-1093 г.,
Великий князь Киевский в 1093-1113 г.
Смуты и междоусобия. Совет князей в Любече и Витичеве о порядке раздела земель.

Владимир II Всеволодович «Владимир Мономах» (1053-1125 г.)

Князь Ростовский в 1066-1073 г., князь Смоленский в 1073-1078 г., князь Черниговский в 1078-1094 г., князь Переславля в 1094-1113 г., Великий князь Киевский в 1113-1125 г.
Прекратил смуты.

Сторожил и охранял Русь. Строил города. Водворил суд и порядок. При нём на Руси установилась тишина. Разделил Русь между детьми и внуком.

Мстислав I Владимирович «Мстислав Великий» (1076-1132 г.)

Князь Новгородский в 1088-1093 г.

и 1095-1117 г., князь Ростовский в1093-1095 г., князь Переславля в 1117-1125 г., Великий князь Киевский в1125-1132 г.
Поддерживал порядок на Руси.

Завладел половецким княжеством. Отдал его сыну Изяславу, изгнав половцев в Грецию.

Ярополк II Владимирович (1082-1139 г.)

Князь Переславля в 1132-1139 г., Великий князь Киевский в 1132-1139 г.
Междоусобия и раздоры между Мономаховичами и Ольговичами.

Возвращение половцев.

Всеволод II Ольгович (1094-1146 г.)

Князь Черниговский в 1127-1139 г., Великий князь Киевский в 1139-1146 г.
Захватил Киев после смерти Ярополка II.

Игорь II Ольгович (?-1147 г.)

Великий князь Киевский в 1146 г.

Изяслав II Мстиславич (~1097-1154 г.)

Князь Полоцкий 1129-1132 г., князь Переславля в 1132 г.

и 1142-1146 г., князь Туровский в 1132-1134 г., князь Владимиро-Волынский в 1135-1141 г. и в1149-1151 г., Великий князь Киевский в 1146-1149 г., в 1150 г.

и в1151-1154г.
Потомок дома Мономаховичей. Захватил Киев, нарушив право старшинства своего дяди Юрия Долгорукого.

Нет портрета.

Вячеслав I Владимирович (1083-1154 г.)

Князь Туровский в 1125-1132 г., 1134-1142 г., 1142-1146 г., князь Переславля в 1132-1134 г. и в 1142 г.
Великий князь Киевский в 1139 г., и в 1150-1154 г.

Юрий I Владимирович «Юрий Долгорукий» (~1090-1157 г.)

Великий князь Киевский в 1154-1157 г.
Утвердил и укрепил Суздальское княжество.

Основал Москву, Юрьев, Звенигород. Боролся с Изяславом за Киев.

Нет портрета.

Мстислав II Изяславович (?-1169 г.)

Великий князь Киевский в 1157-1169 г.

Андрей Юрьевич Боголюбский (?-1174 г.)

Великий князь Киевский, а позднее Владимирский в 1169-1174 г.
Помогал своему отцу Юрию Долгорукому в борьбе за Киев.

Сместив Мстислава II, перенёс столицу во Владимир, превратив Киевское княжество в удел. Строил города и храмы. Перенёс из Киева икону, писанную Евангелистом Лукой. Икона под именем Владимирской иконы Божьей Матери стала святыней Суздальской земли.

Правил единодержавно.

Слайд 2

Начальные годы

Ярослав был сыном великого Киевского князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Еще в юности, в 987 году, отцом он был назначен Ростовским князем, а в 1010 году после смерти Вышеслава, старшего сына Владимира Святославича, Ярослав становится Новгородским князем.

Слайд 3

Становление на престол

После смерти князя Владимира началась борьба между братьями за киевский престол. Сначала Киев захватил Святополк, убив братьев, князя ростовского Бориса, смоленского Глеба и древлянского Святослава. Победив Святополка, Ярославу пришлось вести борьбу с братом Мстиславом, тмутараканским князем. В этой борьбе победил Мстислав, но в 1036 году он умер, тогда вся Русская земля соединилась в руках Ярослава.

Слайд 4

Жена князя

Ярослав Владимирович Мудрый был женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде. В древнерусских летописях упоминается два имени жены Ярослава, Ирина и Анна. Видимо, Ингигерда получила имя Ирина при крещении, а имя Анна она приняла при постриге в монахини.

Слайд 5

Княгиня стала матерью большой и замечательной семьи: у нее было семеро сыновей и пятеро дочерей. Все они получили отличное образование (включая знание нескольких языков) и являли пример нравственности и православного благочестия. Об этом можно судить по упомянутой выше «Похвале святому князю Владимиру» митрополита Илариона (около 1040 года), где, между прочим, сказано: «...посмотри на внуков и правнуков твоих, как содержат они благоверие, тобой переданное, как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются Его имени!»

Слайд 6

Семья

В Киевском Софийском соборе была огромная фресковая композиция, изображавшая семью Ярослава и Ирины. Однако центральная западная часть композиции с изображением супругов, их старшего сына и дочери давно уже разрушилась.

К счастью, еще до ее утраты гетман Януш Радзивилл приказал тщательно срисовать все фрески, чтобы они не пропали для истории Руси.

Слайд 7

Правление

В годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) Киевская Русь достигла своего расцвета и стала

одним из сильнейших государств в Европе. Для укрепления своих владений Ярослав Мудрый построил несколько новых городов, Киев был обведен каменной стеной, а главные городские ворота названы «Золотыми».

Слайд 8

Внешняя политика

Внешняя политика Ярослава Мудрого была достойна сильного монарха, направлена на укрепление международного авторитета Руси. Он совершил несколько удачных военных походов против финских народов, Литовского княжества, Польши. В 1036 году Ярослав одержал окончательную победу над печенегами, самую долгожданную для отечества. А на месте сражения построил церковь святой Софии.

Слайд 9

Во время правления князя Ярослава состоялось последнее столкновение Руси с Византией, в результате чего был подписан мирный договор, подкрепленный династическим браком. Его сын Всеволод женился на греческой принцессе Анне.

Династические браки способствовали укреплению мира и дружбы между государствами. Князь Ярослав Мудрый имел трех дочерей и шесть сыновей. Старшая дочь Елизавета была супругой норвежского принца Гаральда. Вторая дочь Ярослава Мудрого Анна сочеталась браком с французским королем Генрихом I. Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андрея I. Трое сыновей Ярослава Мудрого, Святослав, Вячеслав и Игорь, были женаты на немецких принцессах.

Слайд 10

Внутренняя политика

Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение грамотности населения. Для этого он построил училище, где обучали мальчиков церковному делу. Ярослав заботился о просвещении, потому поручал монахам переводить и переписывать греческие книги.

Слайд 11

Сподвижник строительства храмов

Деятельность Ярослава Мудрого была очень продуктивной. Он построил множество храмов, церквей, монастырей. Во главе церковной организации был избран первый митрополит Иларион, русский по происхождению. С постройкой храмов появляются зодчество и живопись, переняты из Греции церковные напевы. Киевская Русь при Ярославе Мудром заметно преобразилась.

Для укрепления влияния церкви была возобновлена церковная десятина, введенная ранее князем Владимиром, т.е. десятая часть установленного князьями размера дани отдавалась на нужды церкви.

Слайд 12

«Великий книжник»

Княжение Ярослава Мудрого оставило свой след в истории России еще одним великим делом – изданием «Русской правды», первого сборника законов. Кроме того при нем появился свод церковных законов «Номоканон», или в переводе «Кормчая книга»

При Ярославе переписывались и переводились с греческого языка на русский многие книги. Он собрал обширную библиотеку, размещенную в построенной в это же время церкви Святой Софии.

Слайд 13

Смерть князя

Ярослав Мудрый скончался на руках любимого сына Всеволода, который и стал новым великим киевским князем.

Его тело было заключено в мраморную гробницу, установленную в Софийском соборе. По найденным в ней останкам в 1939 году удалось воссоздать облик князя. Надпись на стене гробнице упоминает его как «цесаря», то есть царя. Этого титула в те времена удостаивались далеко не все правители.

Слайд 14

Почему Ярослава назвали “Мудрым”?

Он получил прозвище Мудрый за любовь к книгам, церкви, за свои богоугодные деяния, Ярослав не приобретал оружием новые земли, но возвратил утраченное в междоусобицах, много сделал для укрепления русского государства.

Но Ярослава прозвали Мудрым только в 60-е годы 19 века. В те времена его называли «Хромцом», т.к. Ярослав хромал. В ту эпоху считалось, что физический недостаток являлся признаком особой силы и ума. Хром – значит мудр. И возможно «Мудрый» - это отголосок прозвища «Хромец», а его деяния только утвердили это.

Посмотреть все слайды