Свитера

Имидж и цвет. Дачаева М.Д

Четыре компонента имиджа. К. Шенфельд

По мнению одного из таких специалистов К. Шенфелъда , имидж организации состоит из четырех компонентов:

  • имидж товара насколько качественные и необходимые товары производит организация;
  • имидж управленческий и финансовый – насколько эффективно она управляет;
  • имидж общественный – насколько организация активна как член общества;
  • имидж организации как работодателя – хорошо ли она платит, как обращается со служащими и т.д.

Управленческий имидж. П. Стоукс

Существуют и другие подходы к вопросам формирования имиджа, в частности, управленческий. Он был предложен П. Стоуксом (Stokes) , президентом фирмы по вопросам управления. По его мнению, имидж организации должен строиться на таких трех основаниях:

  • организация должна подаваться как некая "личность", т.е. необходимо как можно лучше показывать деятельность организации людям. Важны ее внешние признаки – современность помещений, оборудования, стиль общения внутри самой организации и т.д.;
  • организации нужно иметь свою "репутацию", чем она уже известна. Необходимо распространять новую информацию об организации и учитывать, что люди уже знают о ней, а потому неизбежно будут возникать вопросы;
  • организации нужно показать свой "характер " (сущность), т.е. чем на самом деле является ее деятельность.

Хотя П. Стоукс предупреждает, что рекламу организация должна создавать не сама, лучше, если о ней будет рассказывать "третья сторона". Однако П. Стоукс считает: планируя и претворяя в жизнь программу создания имиджа организации, следует постоянно помнить, что рекламирование всех трех перечисленных элементов должно осуществляться одновременно, с максимальным учетом сопутствующих обстоятельств.

Фрагментарные имиджи корпорации. Шесть признаков имиджа по Д. Бурстину

Исследователи уже давно утверждают, что создание "псевдособытий", постоянная организация PR-акций гранс-

формировали жизнь человека, привычный порядок вещей. Для спонтанных событий был необходим герой, а для организованных – знаменитость. "Герой, – пишет Д. Бурстин (Boorstin D.) , – был известен своими делами, знаменитость – своим имиджем или фирменным знаком. Герой создавал себя сам, знаменитость создается средствами массовой коммуникации" . Герой олицетворял некий возвышенный идеал, знаменитость используют, чтобы создать имидж, который выполняет исключительно прагматические функции, служит повседневным целям: выборам президента, продаже автомобилей, корпораций, сигарет и т.д. А если имидж "поизносился" и уже не работает, его можно выбросить, заменить другим.

Во-первых, имидж должен быть синтетическим , планироваться, чтобы производить определенное впечатление с помощью фирменного знака, торговой марки и сорта товара.

Во-вторых, "образ организации" должен быть правдоподобным, достоверным . Имидж должен идентифицироваться с конкретной организацией или лицом. Чтобы быть живым и заслужить большую популярность, чем сам оригинал, он должен отвечать требованиям здравого смысла. Наилучший путь к правдоподобности – сдержанные высказывания, некоторые преуменьшения, замалчивания.

В-третьих, он должен быть пассивным . Поскольку имидж в определенной мере отвечает действительности, то создающий его (в данном случае организация) стремится скорее уподобиться имиджу, нежели делать имидж своим подобием. Основные усилия в деле создания имиджа прилагаются не организацией, а экспертами и служащими, в обязанности которых входит его сохранение. И если имидж уже сформировался, он становится настолько важной реальностью, что она обусловливает поведение организации. Поначалу имидж является подобием организации, а потом организация становится подобием имиджа.

В-четвертых, образ должен быть ярким и конкретным . Он лучше срабатывает, если апеллирует к чувствам, быстро воспринимается, когда сосредоточивается на определенных чертах и ярко высвечивает один или несколько характерных признаков организации.

В-пятых, образ организации должен быть упрощенным . Чтобы избежать нежелательных эффектов, он должен быть

проще, чем объект, который он представляет. Наиболее эффективен имидж простой и быстро запоминающийся.

В-шестых, несмотря на конкретность, образ должен быть до некоторой степени неопределенным и витать где-то между чувствами и рассудком, между ожиданиями и реальностью. Он должен устоять перед непредвиденным развитием событий, изменениями во вкусах, соответствовать желаниям людей.

Из всех приведенных характеристик имиджа вытекает, что имидж должен обрести собственное существование, стать отдельной ценностью и использоваться при всяком удобном случае.

В отечественной литературе существуют различные интерпретации понятия образ. Так, по мнению Д. А. Леонтьева, понятие "образ" не тождественно понятию "имидж": "Как известно, слово “имидж” является английским эквивалентом русского слова “образ”. Имиджем я называю впечатление, которое конструируется целенаправленно и сознательно, а образом – то, которое формируется спонтанно. Образ можно конструировать специально, и тогда он становится имиджем... Образ есть всегда, образ всегда можно диагносцировать и описать – точно и разносторонне... Имидж – это навевание совершенно конкретных ассоциаций и намеков". С этой точки зрения у любого политического деятеля, независимо есть у него консультанты по имиджу или нет, всегда есть некий образ, который транслируется в массовое сознание, если этот политик ведет публичную деятельность, выступает перед избирателями, публикует свои политические заявления и программы и пр. Поэтому образ – отражение личности лидера, партии, государства, организации, товара и пр. в массовом и индивидуальном сознании граждан , а имидж – это специально создаваемый, преднамеренно формируемый устойчивый социально-психологический, эмоционально-окрашенный образ, способствующий становлению определенного мнения, представления в отношении кого-либо или чего-либо для достижения определенных целей .

Имидж государственной власти возникает в процессе взаимодействия самой государственной власти и граждан страны, представляет собой результат восприятия государственной власти общественным сознанием и массовой психикой

Пост про цвета и типы имиджа, давно обещанный.

Но сначала про типы имиджа напоминаю и рассказываю.

Четыре архетипа есть, которые описал Аристотель.

Эти архетипы связаны с первичным восприятием других субъектов.

При столкновении человека с другим объектом, особенно незнакомым, происходит мгновенное ощупывание и оценка, как амеба ощупывает встречный предмет ложноножками.

В первую очередь на бессознательном уровне этот встречный-поперечный оценивается вот по этому шаблону 1)насколько он встречный (наступающий его поток или обратный - горячий или холодный), 2)насколько он поперечный (жесткие или мягкие границы).

Четыре типа явлений бытия Аристотель выделил, которые он связывал со стихиями.

По его системе можно описать четыре базовых (базовых - это значит первичных, изначальных, на бессознательном уровне воспринимаемых) типа имиджа.

Холодный-жесткий - Земля (ДМС, ДЖД) - это детские доминантные типы, мужской и женский.

Холодный-мягкий - Вода (СМС, СЖД) - это детские сабмиссивные типы, мужской и женский.

Горячий-жесткий - Огонь (ДМО, ДЖМ) - это взрослые доминантные типы, мужской и женский.

Горячий-мягкий - Воздух (СМО, СЖМ) - это взрослые сабмиссивные типы, мужской и женский.

Почему хороший имидж почти всегда связан с попаданием в тип?

Облик не распадается на части, он воспринимается как целостный, а все целостное создает ощущение важного, субъектного (обладающего личной силой и волей), значительного.

Человек с плохим имиджем при восприятии интерпретируется как набор предметов. Как на картинах плохих абстракционистов субъект может восприниматься как раздробленный фон, а не живая фигура. Не видны его границы, не понятно его наполнение, поскольку противоречиво, и внимание наблюдателя, быстро устав от бессмыслицы визуальных стимулов, переводится на другой объект.

Именно такое ощущение складывается от плохого имиджа, от него хочется отвести взгляд, его образ не хочется держать в голове, его хочется посторониться. Он отталкивает. Либо он выглядит невидимкой, так как сливается с фоном.

То есть попадание в архетип важно для восприятия целостности и живости субъекта.

Если вы видели обсуждении постов про имидж в этом блоге, вы обращали внимание на примеры, как по-разному воспринимается один и тот же человек в подходящем и неподходящем имидже. Подходящий делает его черты лица красивыми (любование - реакция на гармонию, залипание внимания, удовольствие от созерцания, красота - "обещание счастья"), а неподходящий - наоборот.

Некоторые люди связывают букву Д в этой типологии с Ян в типологии имиджа Кибби, а С - с Инь.

Но это неверно. Мужская часть круга стихий (Огонь, Воздух) связана скорее с горячими типами, родительскими (это не про гендер, а про активность-пассивность). К Д относится Земля, а это женская стихия, холодная. К С относится Воздух, а это мужская стихия, горячая. То есть Д в системе круга Аристотеля не Ян, запомните это, пожалуйста. Типология Кибби опирается на анализ андрогинности, это другой взгляд на имидж, не смешивайте с аристотелевским кругом, иначе совсем запутаетесь. Это все равно что анализировать соленое-сладкое по характеристикам высокого-низкого.

Что касается нашего круга.

В описании стихий уже содержится описание подходящего имиджа. Первая буква описывает форму, последняя наполнение.

Например, вы ДМС (по чертам лица). Значит ваша прическа и силуэт должны иметь жесткие линии (Д, доминантный тип), а фактура тканей и украшений должны быть холодными (С, сыновий, детский тип). Первая буква - форма, последняя - наполнение. Средняя - ваш пол. М или Ж.

То же самое касается цветовой гаммы (цвета волос, одежды, аксессуаров, а так же макияжа для женщин).

ДМС и ДЖД - холодные контрастные цвета.

СМС и СЖД - холодные пастельные цвета.

ДМО и ДЖМ - теплые контрастные цвета.

СМО и СЖМ - теплые пастельные цвета.

Очень часто, определив свой, люди не могут подобрать цвета, поскольку им кажется, что цвета, подходящие их типу не идут им.

Как правило это связано с тем, что с типом спорит цвет волос. Реже цвет кожи (но на цвет кожи визуально влияет цвет волос и одежды).

Например СЖД с теплым цветом волос (желто-рыжие или каштановые) действительно будут выглядеть в холодных пастельных тонах одежды как "бледные моли". Но если это настоящая СЖД (нежная девушка с изящными чертами) в яркой и темной одежде она будет выглядеть вульгарно, грубо. То есть проще сделать цвет волос более холодным, особенно если теплый цвет волос - это окрашивание, а не природный оттенок (как чаще всего и бывает). Многие СЖМ жалуются, что теплые пастельные тона им не идут, но если у таких СЖМ черный цвет волос, сложно представить, что такие тона им подойдут. Стоит поменять цвет волос, особенно если это не природный цвет.

То есть вот это вот "мне не идут цвета моего типа" чаще всего связано с тем, что в имидже уже есть разногласия и цвета спорят с этими разногласиями, а не с чертами лица.

Правильные цвета (соответствующие типу) делают черты лица благородными, даже одухотворенными.

Почему СЖД, например, не идут черные цвета, волос и одежды?

Представьте себе, что вы оформитель сада и вам нужно красиво подать ручей (СЖД - стихия воды). В воде отражается голубое небо, на дне ручья холодный песок, вокруг светло-зеленая травка. Попробуйте оформить такой ручей черным чугуном или красным кирпичом, и вы получите канализацию, а не искристый живой поток. Вода - слишком нежная и прозрачная стихия, чтобы украшать ее чем-то грубым, жестким и ярким. Вы забьете этим преимущества стихии, подавите их. Поэтому СЖД в ярком и жестком имидже выглядит как серая слабая мышь, а в прозрачном и тонком видны все нюансы ее природной красоты.

А на ДМСе, наоборот, все прозрачные и нежные цвета исчезают, он остается как будто голым по контрасту со слишком тонким имиджем. Представьте настоящего ДМС (агрессивного по чертам, даже хищного) в тонкой рубашке светло-голубых оттенков с перламутровыми пуговицами. Чем контрастнее и жестче черты, тем контрастней нужны цвета одежды и тяжелей, жестче ткани. И наоборот, чем мягче черты, тем диффузней нужны оттенки и мягче ткани (и прически). ДМСам и ДЖД идут темные цвета, а не светлые. Такие цвета делают их черты аристократичными, а светлые и пастельные наоборот их простят, некрасиво обнажают их Д.

Представьте себе Анну Ахматову, например, в светло-золотых кудрях ангела. Похожа на транссексуалку, не правда ли? А теперь Мерилин Монро представьте с геометрическим черным карэ. Она похожа на продавщицу сигарет на рынке?

ДМО совершают ошибку, когда наряжаются в светло-бежевые костюмы или белую обувь. Даже белое золото иногда выглядит на них простым металлом, потому что все холодное (детское) на выраженных родительских типах смотрится дешевле, чем стоит.

Если вы родительский тип, но выбираете цвета и особенно фасоны детского типа, вы будете смотреться как прислуга. В этом есть идейный смысл. Если вы повзрослели, но все еще выглядите инфантильно, значит вы внизу социальной иерархии. Именно поэтому СЖМ и особенно ДЖМ в коротких платьях выглядят как горничные или дешевые проститутки. Не лучше выглядят ДМО в ярких шортах выше колен (не на пляже, а в городе) или футболках с детскими рисунками. Кажется, что такие папаши мечтают о пони-плей (эротическая игра в лошадку, где лошадки - они).

Одна неверная деталь в имидже, конечно, не наносит такого урона, но и она может разбивать целостный образ на части. Да, великолепное обаяние покрывает любые ошибки в имидже, но давайте я напомню, как формируется обаяние?

Обаяние ваше формируется из симпатии людей, из одобрительных взглядов, посредством обратной связи. Как уверенность в своем профессионализме опирается на результаты работы, так и обаяние (уверенность в том, что вы симпатичны - открытый поток в ресурсе имиджа) опирается на высокую оценку вашего образа. Вы нравитесь, вами любуются, к вам прилипают взгляды и в этих взглядах не недоумение, а очарованность.

Закрыться от оценки людей можно с помощью короны, но сталкиваясь с реальностью корона все время падает, а созданная в иллюзиях картина разбивается, после чего ее опять надо склеивать кое-как. Так потока не получить. Реальная же симпатия людей имеет реальную силу. Когда ваша фигура в поле вырастает, она становится такой сильной, что вы начинаете светиться. Свет идет из ваших глаз, светится ваша кожа, завораживают (притягивают внимание) ваши жесты и речь. Вот это и есть - обаяние. Если вы видели по-настоящему обаятельных людей, вы можете знать, что сильное обаяние не абстрактно, оно проявляется на физическом уровне. Многие замечают, что обаяние идет изнутри, но думают, будто можно просто взять и "себя настроить". Такие "настройки" - это выращивание короны, если нет никакой обратной связи с миром. Глупо думать, будто можно внушить себе, что ты великолепен и потом просто взять внушить это людям (для которых твоя значимость ноль, то есть от внушения твоего они полностью закрыты). Нет, чем больше корона, тем тяжелей она падает и больше разрушений приносит при падении.

Поэтому начинать надо с постепенной отладки имиджа. В реальности, а не в иллюзиях. Сначала надо избавиться от явных ошибок, противоречий и недостатков в облике. Постараться создать гармоничный образ. Научиться получать симпатию и вкладывать ее в развитие имиджа. И когда оборот энергии в этом ресурсе наконец встанет на рельсы, начнет формироваться то самое, что будет подсвечивать ваш образ изнутри. Это нечто, главное - не физического свойства, но получить это можно только физическим путем, через предметную деятельность, работу со своим телом и гардеробом.

А простым самовнушением такие вещи не делаются. Самогипноз как цыганский гипноз - самообман, и вы становитесь жертвами своего же мошенничества.

Обсудим цвета в имидже?

Покажите фотографии правильных и неправильных сочетаний (тип + цвет).

В рекламе первое обращение к имиджу относится к 1963 г. и связано с именем Дэвида Огилви. В условиях насыщения рынка товарами и четко обозначившейся проблемы сбыта он обосновал "теорию имиджа". Основной идеей теории стало то, что для успешной реализации необходимым является не только информирование о специфических качествах товара, сколько снабжение его привлекательным для целевой аудитории статусом. Удачно разработанный имидж способствует узнаванию товара и служит аргументом в пользу его приобретения. огилви реклама имидж

Формирование имиджа начинается с выявления сложившихся у аудитории представлений об объекте, определения предпочтений, ожиданий и требований аудитории к претендующему на положительный имидж объекту. Когда вся необходимая информация собрана, можно переходить к конструированию и разработке стратегии формирования имиджа. Далее, действуя по намеченной стратегии, осуществляется перевод сконструированной модели в реальные сообщения (визуальные, вербальные, событийные и др.). Сконструированный образ, конечно же, требует контроля, измерения реакции па пего потребителя, чтобы в случае необходимости можно было что-то скорректировать. Правильно сконструированный имидж - наиболее эффективный способ работы с массовым сознанием, отражает ключевые позиции, способен вызывать автоматические реакции у потребителя.

В современных условиях рекламопроизводителями накоплен значительный опыт в области создания позитивного имиджа. Достаточно высокой популярностью пользуется имидж с идеей уникальности товара, способностью удовлетворять ту или иную потребность, избавлять от проблем, рождать мечты.

Формирование имиджа организации в сознании целевой группы осуществляется в процессе коммуникации, в рамках которой транслируется информация имиджевого характера (вербальные, визуальные, аудиовизуальные имиджевые сообщения). Основные темы сообщений - название организации, ее миссия и девиз, фирменный лозунг (слоган), логотип, постоянный коммуникант (лицо фирмы), корпоративный герой (пример - ковбой Мальборо (Marlboro)), фирменный гимн, корпоративная легенда и др.

Совокупность сообщений образует символ организации. Транслируемые имиджевые сообщения информируют целевые группы и общественное мнение в целом о сущности организации, о том, как организация интерпретирует свою роль и предназначение, какими путями их реализует, каковы ее ценности и нормы деятельности, что организация предлагает и что гарантирует потребителю. Имиджевые сообщения помогают идентифицировать данную организацию и выделить ее из ряда других.

Особенно широкое распространение в рекламной практике находит тип имиджа, эксплуатирующий человеческое стремление к социальной самоидентификации. Такой имидж превращает вещь в представлении потребителя в знак принадлежности к определенной социальной группе и тем самым подталкивает к совершению покупки для подтверждения собственного социального статуса. Формируемый рекламой имидж, как правило, имеет только поверхностную связь с идеей производства и конкретным назначением предмета. Его позитивность чаще зиждется на второстепенных признаках. Своей вариабельностью они предоставляют рекламопроизводителям более широкие возможности для создания символически нагруженной идентификации товара и, как следствие, придания ему эффекта дополнительной психологической ценности в глазах потребителей.

В рамках имидж-теории особо подчеркивается, что свойства и характеристики продукта, о которых сообщается в рекламе, не обязательно должны быть реальными. Образ, символ должны рождать ассоциации, позволяющие потребителю за счет приобретения товара решить некую психологическую проблему или причислить к себя к некой группе. Например, считается, что дорогие часы подчеркивают успешность их обладателя, красивая машина делает человека более значительным и т.д. Конечно же, в данном случае речь идет не о реальности, а сконструированном в голове потребителя мифе. Но на практике эта теория неплохо работает.

Живя в обществе, мы заинтересованы в том, чтобы произвести благоприятное впечатление на окружающих. Но не у каждого это получается, и тогда можно услышать совет: «Вам нужно поменять имидж». Имидж – что это? И откуда он такой неправильный взялся, если его надо менять? И каким образом это можно сделать? Давайте разберемся, что скрывается за этим модным словечком.

Само это понятие в переводе с английского означает «образ». По сути дела, имидж и есть устойчивый образ человека, который складывается у других людей при с ним. Любой образ – результат или, как говорят психологи, перцепции, но социальные объекты (люди, группы, сообщества) отличаются от остальных вещей и явлений, растений и животных, поэтому у формирования образа человека есть свои особенности.

Как складывается образ другого человека

Вступая в контакт с другими людьми, мы получаем разнообразную информацию о них с помощью всех органов чувств:

  • Прежде всего, конечно, работает зрение, с его помощью человек вообще получает 80 % всей информации об окружающем мире. При контакте мы в первую очередь оцениваем внешний вид человека, недаром говорят, что встречают по одежке. Не меньшую роль играет выражение лица и мимические движения вообще. Например, улыбка очень быстро настраивает человека на позитивное восприятие партнера, а недовольно нахмуренные брови вызывают желание прервать контакт.
  • С помощью слуха мы получаем не только важную информацию в виде речевых сообщений, но и оцениваем настроение и отношение собеседника по тембру голоса, скорости речи, интонации. Нередко бывает, что неприятный тембр, например, слишком высокий, визгливый, может создать негативное впечатление о человеке.
  • Тактильные ощущения тоже могут быть важны. Вообще, прикосновения в процессе общения свойственны людям, которые достаточно знакомы и хорошо друг к другу относятся. Но в контакте с малознакомым человеком они тоже информативны. Например, об отношении человека может говорить покровительственное похлопывание по плечу, а пожимая руку собеседнику, мы чувствуем уверенность или неуверенность рукопожатия, ощущаем гладкую или шершавую, сухую или влажную кожу.
  • Даже запахи имеют значение для формирования образа человека, в психологии их относят к ольфакторным средствам общения. Например, мужчина после физических нагрузок в тренажерном зале пахнет потом. А для женщины это может быть знаком брутальности и сексуальной привлекательности ее партнера.

Информация органов чувств обрабатывается мозгом, анализируется, соотносится с общепринятыми нормами, стереотипами, нашим личным опытом и знаниями и на выходе получается довольно полное представление о человеке – этакий многомерный и многослойный образ. Но это еще не совсем имидж.

Две стороны имиджа и реальное «Я»

Имидж – это не только то, как мы воспринимаем своего партнера по общению, какой образ возникает у нас в голове. В отличие от просто социально-перцептивного образа, он наряду с объективной, воспринимаемой стороной имеет еще и субъективную – передаваемую.

Все мы в той или иной степени осознанно стремимся создать о себе определенное впечатление у окружающих. И иногда подходим к этому очень ответственно: тщательно выбираем стиль одежды, продумываем манеру речи, следим за жестикуляцией и мимикой, в разговоре стараемся избегать одних тем и делать акцент на другие. Кто не хочет казаться хоть чуть-чуть умнее, красивее, успешнее, чем есть на самом деле?

Для чего это нужно? Цели могут быть разные: от завоевания расположения противоположного пола до успеха в бизнесе. Но, так или иначе, большинство людей работают над имиджем и транслируют свой образ окружающим. И вот здесь возникает главная проблема.

Принимаемый и передаваемый образ могут не совпадать, и люди видят нас совсем не такими, какими бы нам хотелось. Например, я хочу, чтобы меня воспринимали активной, деловой и жесткой бизнес-леди, а во мне видят просто скандальную и суетящуюся женщину, которая может развалить любое дело. Почему?

Конечно, встречаются невнимательные люди, недоброжелательно настроенные завистники, но дело не в этом, главная причина несовпадения передаваемого и воспринимаемого образа совсем в другом.

Кроме этих двух сторон, двух вариантов образа, есть еще и – комплекс черт, особенностей и – то, что действительно свойственно человеку. Мы все хотим казаться лучше, но чем в большей степени не совпадают передаваемый образ и реальное «Я», тем больше расхождений на уровне восприятия. Трус, как бы он ни старался, не будет восприниматься смелым, в лучшем случае наглым, а 50-летняя женщина, которая старается выглядеть на 25, скорее всего, будет казаться смешной. И в том абстрактном примере меня не воспринимают крутой бизнес-леди, потому что на самом деле я маленькая серенькая мышка, которой хочется забиться в свою норку и не высовываться оттуда.

Работая над своим имиджем, нужно стремиться к тому, чтобы он не противоречил реальным качествам личности и не слишком расходился с тем опытом, знаниями и способностями, которые у нас есть. Вам не нравятся эти качества и способности? Вы хотели бы казаться лучше? Тогда начинайте менять свой имидж с внутренних преобразований.

Уровни восприятия имиджа

Второе отличие имиджа от просто образа – устойчивость. Люди вообще объекты изменчивые, поэтому обычные перцептивные образы ситуативны, подвижны, они мгновенно возникают и постоянно меняются в зависимости от движений человека, изменения выражения лица, позы, тембра голоса, жестикуляции и т. д. Но имидж составляют только устойчивые характеристики индивида, те, что делают его уникальной, неповторимой личностью. В психологии выделяют 3 группы таких характеристик в зависимости от уровня восприятия человека:

  • Биологический уровень – это возраст, пол, состояние здоровья, особенности протекания нервных процессов, физические данные и т. д.
  • Психологический – , черты , особенности эмоциональной сферы, интересы, вкусы, и т. д.
  • Социальный уровень включает в себя информацию о человеке, которая распространяется другими людьми: слухи, сплетни, установки и т. д.

Конечно, устойчивость имиджа относительная, он может меняться, в том числе совершенно осознанно. Кроме этого, со временем складывается определенное отношение к человеку, под влиянием которого происходит коррекция образа. Например, молодой человек с множеством татуировок и пирсингом может быть отличным профессионалом, хоть первоначально таким не воспринимался.

Как создать привлекательный имидж

Имидж – это образ, он тем и отличается от репутации, что ее зарабатывают, а имидж создают. И создание имиджа непростое дело, так как нужно учитывать восприятие на всех трех уровнях. Если низкий уровень интеллекта можно скрыть или на какое-то время замаскировать, черты характера «подредактировать» и распустить соответствующие слухи, то как быть, например, с полом, ростом или телосложением.

Нужно также учитывать особенности восприятия, опыт и сферу интересов тех людей, на которых мы хотим произвести впечатление. Принимая во внимание все сложности формирования имиджа, известные или, как говорят, медийные личности (политики, актеры, крупные бизнесмены) имеют своих специалистов по имиджу – профессиональных имиджмейкеров. Но те и то ошибаются. Так, в 90-х годах Б. Ельцин, не иначе как по совету таких специалистов начал улыбаться. Лучше бы он этого не делал. На лице, мышцы которого не привыкли к подобному мимическому движению, улыбка напоминала кривую гримасу.

У обычного человека имиджмейкеров нет, и ему стоит сначала разобраться, что нас делает привлекательнее в глазах других людей.

Человек существует и общается в самых разных социальных группах, соответственно, и его успех будет зависеть от разных комплексов качеств. Для привлекательного имиджа в группе друзей, увлекающихся спортом, нужны одни качества, а для продвижения собственной строительной фирмы – совсем другие. Но все же есть общие параметры, по которым мы оцениваем людей, и общие для всех факторы привлекательности.

Красота

Сколько бы нам ни говорили, что главное в человеке – деловые качества, порядочность и ум, а не физическая привлекательность, все равно внешние данные играют очень важную роль. Красивого человека мы неосознанно наделяем лучшими особенностями и стараемся игнорировать его недостатки. Красивым людям мы доверяем больше, с ними мы стремимся взаимодействовать, находиться рядом, словно уверены, что и нам перепадет «кусочек» этой данной свыше красоты. Кстати, такая же реакция и на проявление здоровья, которое считается важным условием внешней привлекательности. Здоровые люди нам нравятся больше, чем больные.

Но что делать, если человек не обладает выдающимися внешними данными? Их отсутствие может компенсировать правильно выбранная одежда, макияж, признаки внутренней силы, и физического здоровья, а также открытость и доброжелательность в общении. Искренняя улыбка делает красивее любого человека. И вообще, есть очень правильная женская поговорка, которую приписывают основательнице сети косметических магазинов Элене Рубинштейн: «Нет некрасивых женщин, есть только ленивые».

Сходство

Исследования психологов показали, что мы больше доверяем людям, чем-то похожим на нас. Причем речь идет не только о внешнем сходстве, но и о родстве интересов или отсутствии разницы в возрасте. Стоит нам понять, что собеседник увлекается тем же, чем и мы, как его привлекательность мгновенно возрастает, так же как и интерес к нему.

В разновозрастных группах люди, близкие по возрасту, общаются чаще и интуитивно с настороженностью относятся и к более старшим, и к молодежи. Повышает привлекательность принадлежность к одной социальной группе, молодежному сообществу, фан-клубу.

Интересно, что на привлекательность оказывает влияние и даже близость происхождения, мест, где провели детство и юность. Люди родом из одной местности, а тем более окончившие один ВУЗ или школу, быстрее проникаются симпатией друг к другу.

Эффект ореола (гало-эффект)

Для того чтобы узнать личные качества человека во всей полноте, требуется много времени. Но часто случается так, что в глаза бросается какая-то яркая и привлекательная черта: физическая красота, эрудированность, уверенность в себе, красноречие. И эта черта создает своеобразный гало-эффект, окрашивая восприятие индивида в целом. Именно по ней мы оцениваем партнера.

Эффект ореола срабатывает и в том случае, когда какой-то фактор не связан непосредственно с индивидом, а как бы сопутствует ему. Так, военная форма создает ореол мужественности, эпатажная прическа – легкомыслия. А если незнакомого человека представляет уважаемая нами личность, то уважение создает ауру и вокруг этого человека.

Инфантильная внешность

Казалось бы, мы больше должны доверять взрослым людям, но одним из факторов привлекательности является детская внешность. Такие черты, как большие глаза и выпуклый рот, маленький носик, припухлые губы и хрупкое телосложение, создают образ, вызывающий ассоциацию с ребенком. И к этому человеку мы начинаем испытывать неосознанное доверие, симпатию и желание помочь. Как показали исследования, люди, внешне чем-то похожие на детей, воспринимаются как неопасные, беззащитные, искренние и приятные.

Эта особенность восприятия имеет очень древнюю природу и присуща даже животным, которые часто оберегают и опекают не только собственных, но и чужих детенышей.

Желая добиться успеха и произвести правильное впечатление на окружающих людей, нужно серьезно подойти к проблеме создания или изменения имиджа. Несколько советов помогут вам справиться с этой непростой задачей.

  • Продумайте образ, который вы хотите создать у окружающих. Четко выделите, а лучше запишите черты личности, которые вы желали бы продемонстрировать.
  • Обратите внимание на то, чтобы желаемый образ максимально соответствовал реальному «Я». Если какие-то черты характера или способности у вас отсутствуют, подумайте, как их можно развить или компенсировать какими-то другими свойствами личности.
  • Начинайте создание имиджа с внутренней перестройки, с работы над собой. Так, демонстрировать свой профессионализм или эрудицию при их отсутствии не только сложно, но и непродуктивно – партнеры вас быстро раскусят.
  • Тщательно продумайте свой внешний вид, речь, жестикуляцию и мимику – они должны соответствовать выбранному образу. Полублатной сленг гопника в устах молодого человека, демонстрирующего имидж яппи, звучит по меньшей мере странно.
  • Постарайтесь, чтобы ваше поведение выглядело естественным и непринужденным. А это сделать будет непросто, так как придется постоянно контролировать соответствие своего образа выбранному имиджу.

Несмотря на все сложности создания своего имиджа «с нуля», изменить его еще сложнее. Как уже говорилось, это устойчивый образ, и существует он не только как комплекс внешних форм поведения, но и в голове знающих вас людей. И этот образ создает сильную установку на восприятие вас в определенном ракурсе.

То есть при попытке поменять имидж окружающие все равно будут видеть привычного им человека и не обращать внимания на новое в нем. Или что еще хуже, высказывать свое неприятие: «Чего это ты сегодня как вырядилась?!», «Ишь, ты, как заговорил! Нечего умничать, это тебе не идет».

Поэтому смена имиджа должна проходить постепенно, чтобы люди привыкли к вашему новому образу. Гораздо проще решить эту задачу при переезде в другой город, при поступлении в другое учебное заведение или при смене места работы.

Если вы серьезно отнеслись к созданию своего имиджа, то при должном упорстве и терпении вас ждет успех, возможно, и не сразу.

ИМИДЖ - стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имидж относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определённый товар, организацию, профессию и т.д. В основе имиджа лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняющаяся чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т.п. Имидж формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей.

Имидж (Грицанов, 1998)

ИМИДЖ (англ. image - образ) - целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и / или индивидуальном сознании. И. возникает и корректируется в результате восприятия и сопутствующего профильтровывания поступающей из внешней среды информации о данном объекте сквозь сеть действующих стереотипов. В качестве обладателя И. может выступать любой объект окружающей действительности. И. социально обусловлен и выполняет ряд важных функций, что выражается в следующем: 1) И. обнаруживает свое существование только в условиях общества; 2) субъектом И. выступает человек как продукт общества - человек социальный; 3) общие характеристики И. того или иного объекта (его валентность, сила, определенность) зависят не только от самого объекта, но и от особенностей конкретного общества, в котором этот И. формируется, - от его ценностей, норм, традиций, установок и т.п...