Нижнее белье

Стрельниковой а н полное имя. Знаменитая дыхательная гимнастика стрельниковой

Она была любимой певицей Хрущева и Брежнева. Ее величали королевой народной песни, хиты «Подари мне платок», «Когда б имел златые горы», «Кудрявая рябина» звучали на каждом застолье. Голос этой певицы украсил фильмы «Война и мир», «Калина красная». Сейчас Александра Стрельченко не выходит из дома, народная артистка России осталась один на один с тяжелым недугом. Она уже много лет не дает интервью, и двери ее дома закрыты для всех: «Хочу, чтобы меня запомнили красивой».

Но сегодня знаменитая народница впервые поведала всю правду о высоких покровителях из Кремля, главных конкурентках (Зыкиной и Воронец), страшной аварии, которая сделала ее немощной, и показала уникальный фотоархив.

К интервью готовилась два месяца

Старая многоэтажка в центре Москвы, просторная квартира. В роскошной гостиной нас встретила сама королева русской песни. 77-летняя женщина стоит, корчась от боли и крепко держась за палку. Александре Стрельченко каждый шаг стоит огромных усилий. К этому интервью она готовилась два месяца: и морально, и физически.

– Тема личной жизни для меня всегда была закрыта.

Но только не сегодня. К нашей встрече Александра Ильинична подготовила коробки с фотографиями. Звезда бережно хранит память о былой славе. За чашкой чая ее увлек мир ностальгии.

– Вот посмотрите: это я с режиссером Борисом Бруновым на фестивале в Вене, а это с актером Толей Елизаровым, а вот поклонник Паша, а вот я с моими любимыми студентами. Ой, а это совсем молодая – юбочка такая короткая, ужас... Ну я раньше была очень даже ничего.

Александра Стрельченко /

В гостиной народной артистки России стоит рояль, на котором она раньше любила играть, на стене висит огромный портрет. Своей красотой певица сразила наповал легендарного художника Шилова. Маэстро принялся выводить черты ее лица на холсте. Свое произведение он отдал музе, о том знакомстве Стрельченко вспоминает с улыбкой. Детские фотографии заставляют взгрустнуть. Великая Отечественная война забрала двух самых родных людей. В первый год войны на фронте погиб отец. В 1945 году, не выдержав мук, остановилось сердце матери. Остались сиротами трое маленьких детей: Валя, Саша и Толик. Старшенькую Валю забрала к себе тетка, мол, в хозяйстве сгодится, а для малышей места не нашлось. Так Александра Стрельченко восьмилетней девочкой попала в детдом.

Выгнали из хора за профнепригодность

После окончания школы поступила на заочный в Ленинградский пединститут им. Герцена на факультет дошкольной педагогики. Устроилась воспитателем в детский сад. Уже тогда Саша понимала, что ей нужно совсем не это, она хотела солировать на большой сцене. Пришла на концерт Воронежского народного хора и так была поражена их выступлением, что стала умолять: «Возьмите меня к себе». Прослушали и приняли. Счастье Стрельченко продлилось всего несколько лет.

Александра Ильинична впала в депрессию. Ведь она, детдомовская девчонка, спала и видела себя певицей и вот, едва оказавшись на сцене, осталась не у дел. Спустя два года снова решает уйти из детсада. На этот раз ее взяли в гастрольную группу Липецкой филармонии.

– Мы ездили с концертами по разным городам, порой спали на мешках в местных дворцах культуры. Но я так любила свою профессию, что мне эти неудобства даже нравились.

Лидия Русланова заплакала

В 1961 году в провинциальную филармонию пришло известие о том, что в Москве открывается Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства. Юные таланты со всех уголков СССР приглашались для прослушивания. Александра Стрельченко решила во что бы то ни стало поступить!

– Приехала покорять столичных педагогов. Равнялась на Лидию Русланову и пела все песни из ее репертуара.

Стрельченко понравилась московским знатокам эстрадного искусства, и ее взяли на курс к известной камерной певице Ирме Яунзем. Педагоги, видя дикое увлечение творчеством Руслановой, решили показать юное дарование самой Лидии Андреевне. Самая известная советская певица приняла студентку Стрельченко у себя в московской квартире. С момента их первой встречи, в 1962 году, прошло 52 года, а Александра Ильинична все помнит, точно это было вчера.

– У меня все тряслось, когда я ее увидела. Лидия Андреевна была такая важная, статная, ну прям как с обложки... Она попросила меня что-нибудь спеть, ее песни исполнять постеснялась и затянула народное, уже не помню что. У Руслановой дома было очень много хрусталя, и, когда я запела, он зазвенел, а певица заплакала... Она подошла ко мне и сказала: «Будешь петь! Только тебе надо репертуар подобрать». Выскочила из квартиры Руслановой, окрыленная полученным благословением от моего кумира, на которого всю жизнь равнялась.

Позже они встретятся уже как две певицы на большой сцене, Лидия Андреевна узнает ее, улыбнется и уйдет...

Зыкина отбирала песни

Александра Стрельченко дебютировала на сцене в середине 60-х. Она исполнила «Подари мне платок», «Когда б имел златые горы», «Летела бела утка», «Едет, едет Новый год». Эти песни мгновенно стали всенародно любимыми, без них не обходилось ни одно застолье.

Однако в то время в СССР уже были две главные народницы.

Ольга Воронец, которая покорила весь мир «Калинкой» и композициями «Зачем вы, девочки, красивых любите», «А где мне взять такую песню». И Людмила Зыкина, которая впервые попала на большую сцену задолго до Стрельченко и Воронец – в 1947 году на Всероссийском конкурсе молодых исполнителей. Ну а песни Зыкиной – «Течет река Волга», «А любовь все живет» – знали во всем СССР. И Зыкина, и Воронец вовсе не хотели третью конкурентку.

– Бывало такое, что меня пригласят на радиостанцию «Юность», я запишу там песню, ее первое время крутят, но если она приглянется Зыкиной, мою запись удаляли и песня звучала исключительно в ее исполнении. У Люды был большой пиетет к власти, она была лично знакома со Сталиным, входила во все кабинеты Кремля. Если она приезжала в любой регион на гастроли, ее встречали с почестями первые лица на «Волге», накрывали столы... А я никогда не гналась за расположением начальства, не выпивала с ними, берегла свою энергию для зрителей. Ни с Зыкиной, ни с Воронец мы никогда не дружили, но часто встречались на концертах. Однажды я спела на юбилейном вечере «Калинку», мне тут же позвонила Оля и попросила больше никогда не петь эту песню. Я пошла навстречу.

Если бы родила, пришлось бы уйти со сцены

Однако авторитет Стрельченко в верхах СССР был ничуть не меньше, чем у ее конкуренток. Первым мужем Александры Ильиничны был ни много ни мало генерал-майор, начальник 9-го управления Кремля (КГБ) Владимир Чекалов.

– Первая жена Володи погибла, остались трое детей. Я любила его сильно, хоть мы и разные были, к примеру, он совершенно не любил народные песни. Прожили счастливо два года. Володя погиб на службе, точных причин не знаю – все скрывалось. Долго горевала, ушла с головой в работу – это и спасло.

Второй раз Стрельченко вышла замуж, уже будучи всесоюзной звездой. Брак с барабанщиком Владимиром Морозовым, с которым однажды свела судьба на гастролях, был скорее по расчету...

– Ну, какие-то чувства вначале были, потом жили только из-за того, что так было удобно. Он стал моим директором, вел все гастрольные дела. Скажу так: брак был партнерским.

Заветное «мама» Стрельченко так никогда и не услышала. Эта тема для нее очень болезненна.

– От первого мужа не могла иметь детей, а от второго – не хотелось, человек несерьезный был. Да и потом, я всю жизнь посвятила творчеству. Если бы родила, пришлось бы уходить со сцены. Помогать некому, родителей у меня нет. Теперь я понимаю: карьера – не главное, вот были бы дети, не так бы одиночество чувствовалось... Ну что сейчас себя травить? Уже поздно.

– Но ведь говорят: все, что Бог ни делает, к лучшему.

– Мне очень хочется так думать...

Каждый шаг – адская боль

– Чувствую себя неважно. Давление скачет, но это еще ничего: сама справляюсь. Таблетку выпью, и ладно. Другое волнует: я почти не хожу, каждый шаг – адская боль. У меня сильное искривление позвоночника, и последнее время стал болеть тазобедренный сустав.

Во-первых, я 50 лет стояла на сцене, а это нагрузка на спину какая... Во-вторых, со вторым мужем Володей лет 20 назад попали в аварию. Ехали на машине на дачу, я на ходу пристегивалась, он отвлекся на меня и врезался в столб. От сильного удара потеряла сознание. Вот теперь последствия на спине сказываются. Ко мне приходит врач из поликлиники, назначает лекарства, а я их пить не могу, желудок потом болит, ничего не ем. Вот решила, раз официальная медицина не помогает, пойду к Дикулю, говорят, он с помощью специальных физических упражнений лечит. Я все равно не теряю надежду, может, еще смогу вернуться на сцену!

Справка

Стрельченко Александра Ильинична родилась 2 февраля 1937 года в Днепропетровской области. Отец погиб на фронте, мать умерла в конце войны. Воспитывалась в детском доме. После окончания средней школы поступила в Ленинградский педагогический институт им. Герцена на факультет дошкольной педагогики (заочно), работала воспитателем в детском саду.

С 1959 по 1962 год работала в Липецкой филармонии. С 1963-го проходила годичную стажировку во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства в Москве, где занималась в классе Ирмы Петровны Яунзем.

С 1976 по 1980 год училась в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.

С 1964 года являлась солисткой Москонцерта и художественным руководителем мастерской народного творчества в концертном объединении «Эстрада».

В 1968 году получила золотую медаль и первую премию на Международном конкурсе в Софии во время IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

В 1984 году стала народной артисткой РСФСР.

С 2002 года – профессор Московского государственного университета культуры и искусств, возглавляет кафедру сольного народного пения.

Призы и награды

В 2010 году была награждена орденом Почета.

Фото: Николай Симаков/ИТАР-ТАСС, личный архив Александры Стрельченко, Денис Зинченко

Доброго времени суток, дорогой читатель!

В этой статье Вы узнаете о биогафии Александры Николаевны Стрельниковой.

Александра Николаевна Стрельникова родилась в 1912 году. Отец – Николай Дмитриевич, мать – Александра Северовна, сестры — Нина и Татьяна. Отец – Николай Дмитриевич Стрельников был очень красивым мужчиной, когда он женился на Александре Северовне, ему было 37 лет, а ей 17 лет.

Лето 1919 года застало семью Стрельниковых во Владивостоке, куда их занесло революционной бурей. Сюда же перебралась сестра Александры Северовны Лидия с мужем, скрываясь от красного террора. Последний раз главу семьи Николая Дмитриевича, его семья видела на станции Зима. Больше его никто не видел и никаких сведений о нем в семью не поступало. По воспоминаниям младшей сестры Нины, их отец много играл с дочерьми и катал их на плечах. Также из воспоминаний младшей сестры Нины, мама писала: «Шура несчастлива в браке, разошлась». Сама Александра Николаевна ничего о себе не любила рассказывать.

С 1920 года Александра с матерью и двумя сестрами жила во Владивостоке у старшей сестры своей матери – Лидии. Через некоторое время Лидия Северовна с мужем, забрав младшую сестру Нину, уехали в Харбин.

Александра Стрельникова стала оперной певицей. Она пела в труппе Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а Александра Северовна Стрельникова – ее мать, работала в Новосибирской филармонии педагогом-вокалистом.

Еще в довоенные годы А.С. Стрельникова применяла отдельные упражнения из своей будущей уникальной системы дыхания. В 1941 году Александра Северовна Стрельникова обращалась в Народный комиссариат здравоохранения и предлагала рассмотреть ее изобретение под названием «Метод лечения астмы дыхательной гимнастикой». Техсовет Наркоздрава СССР рассмотрел и зарегистрировал 29 апреля 1941 года за № 4268 и направил на заключение, написав письмо о том, что результаты будут сообщены. Но началась война, и стало не до этого. И все было отложено на неопределенное время.

После войны А.Н. Стрельникова вернулась в Новосибирск и взялась за руководство художественной самодеятельностью, разъезжая по Новосибирской области с агитбригадой. В 1953 году вернулась в Москву и привезла с собой трех своих учеников. Один из ее учеников поступил в Институт имени Гнесиных, а двое других поступили в Московскую консерваторию. После приезда матери в Москву, Александра начинает работать педагогом-вокалистом в Центральном доме культуры железнодорожников, а Александра Северовна — ее мать – в Московской государственной эстраде. Жили они в этот период в Сокольниках в старом одноэтажном доме. Мать и дочь Стрельниковы общались со столичным кругом певцов. Дыхательная гимнастика творила чудеса, она улучшала красоту тембра, расширяла диапазон голоса тем, для кого это было профессией, и «делала» голос тем, кто очень хотел петь, но не имел особых природных данных.

Уже в это время у Александры Николаевны Стрельниковой было больное сердце, она страдала приступами удушья. Светила московской медицины того времени не могли ей помочь. Болезнь прогрессировала. Однажды Александра Николаевна почувствовала боль в груди и приступ удушья такой, что думала, не доживет до утра. Мать открыла все окна настежь, но ничего не помогало. До ближайшего телефона-автомата был целый квартал, но мать боялась оставить дочь в таком состоянии. Алексанра Николаевна стала дышать, по четыре раза с перерывом (используя принцип своей гимнастики) и тут она поняла, что она доживет до утра. Именно в эту страшную для них обеих ночь они поняли, что создали гимнастику не только возвращающую певцам и актерам голос, но и что-то гораздо большее, что поможет вернуть людям здоровье. Она разработала собственную систему дыхания. Спустя какое-то время она скажет о своем изобретении так:

28 сентября 1973 года Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы впервые зарегистрировал авторское право преподавательницы пения на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», установив его приоритет от 14 марта 1972 года (авторское свидетельство № 411865).

Впервые сведения о необычной дыхательной гимнастике напечатал журнал «Изобретатель и рационализатор» (№ 7 за 1975 год), где была фотография Андрея Миронова, выполнявшего упражнения, а уже в № 8 за 1976 год был опубликован комплекс упражнений Стрельниковой. Также в 1975 году сановный журнал «Советский союз», издававшийся еще в нескольких странах на западе, выпустил небольшую заметку о Стрельниковой, и ее уникальной дыхательной методике. Минздрав СССР воспринимал эту методику, скажем так, в штыки.

Исследования по эффективности гимнастики Александры Стрельниковой проводились в Клинико-диагностическом центре детской городской поликлиники № 69, в Центральной поликлинике № 1 МВД России, в Центральном НИИ туберкулеза РАМН и в 9-ой гарнизонной поликлинике Министерства обороны РФ.

Сказать о том, что путь к признанию методики был трудным, это значит не сказать ничего. Много чего пришлось преодолеть Александре Николаевне, но благодаря ее сильному характеру и служению людям эта методика получила признание и ее сейчас успешно развивает и также несет людям здоровье ее ученик и последователь Михаил Николаевич Щетинин.

В свои годы, а ей было 77 лет, Александра Николаевна Стрельникова была абсолютно здоровым человеком, она была прекрасной пловчихой и в день гибели, она возвращалась после плавания в реке, в которой она плавала, пока река не покрывалась льдом. Собравшись после плавания, она переходила дорогу, как вдруг два пьяных парня на мотоцикле на большой скорости сбили ее и, потеряв управление, врезались в столб и погибли сами. Три нелепые смерти одновременно.

Погибла в сентябре 1989 года в результате дорожно-транспортного происшествия.

Ученик Алекандры Николаевны Стрельниковой – Михаил Николаевич Щетинин посвятил своей учительнице книгу «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», которую он написал, собрав весь накопленный опыт по этой методике. В ней очень подробно изложено, какие упражнения, в каком количестве и как, надо делать при различных заболеваниях. Теперь каждый может воспользоваться этой методикой для восстановления своего здоровья и нужно для этого всего на всего один квадратный метр площади и открытая форточка.

Биография А.Н. Стрельниковой в википедии очень скупа, при составлении использована книга «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» ученика и последователя в деле всей ее жизни М. Н. Щетинина. Кликнув « «, вы пройдёте на страницу, на которой есть видео, как делать эту гимнастику.

Пользуйтесь методикой, она на самом деле чудодейственна!

С уважением, Столбунец Лидия

Александра Николаевна Стрельникова (1912-1989) - автор дыхательной гимнастики.

Биография

Родилась в 1912 году.

Мать - Александра Северовна (преподаватель пения в Московском оперно-драматическом театра им. Станиславского), отец - Николай Дмитриевич, в семье было три сестры - Александра, Нина и Татьяна. В молодости Александра вышла замуж, но брак быстро распался.

С 1920 года с двумя сёстрами и матерью жила во Владивостоке у старшей сестры своей матери - Лидии. Затем Лидия Северовна с одной из сестер уехали в Харбин.

Александра Николаевна Стрельникова стала оперной певицей. Перед войной она пела в труппе Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а её мать работала в Новосибирской филармонии педагогом-вокалистом. Ещё в довоенные годы А. С. Стрельникова применяла отдельные упражнения своей будущей уникальной системы дыхания.

После войны Стрельникова вернулась в Новосибирск и стала руководить художественной самодеятельностью, разъезжая с агитбригадой по Новосибирской области. Вернулась в Москву в 1953 году и привезла трёх своих учеников. Двое из них поступили в Московскую консерваторию, третий - в Гнесинское училище. Когда к Александре приехала её мать, она стала работать педагогом-вокалистом в Центральном доме культуры железнодорожников, а мать - в Московской государственной эстраде. Жили в Сокольниках.

У Александры Стрельниковой в это время уже было больное сердце. Спасая себя от приступов удушья, вместе с мамой разработала собственную систему дыхания. Позже она так говорила о своём изобретении:

28 сентября 1973 года Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы впервые зарегистрировал авторское право преподавательницы пения на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», установив его приоритет от 14 марта 1972 года (авторское свидетельство № 411865).

Первым в СССР рассказал о необычной дыхательной гимнастике журнал «Изобретатель и рационализатор» (№ 7 за 1975 год), а в № 8 за 1976 год был опубликован комплекс упражнений Стрельниковой.

Исследования эффективности гимнастики Стрельниковой проводились в Центральной поликлинике № 1 МВД России, в 9-й гарнизонной поликлинике Министерства обороны РФ, в Клинико-диагностическом центре детской городской поликлиники № 69 и Центральном НИИ туберкулёза.

Погибла в сентябре 1989 года в результате ДТП.

Фильмография

  • «Эта парадоксальная гимнастика…» - сюжет в выпуске киножурнала «Советский спорт» № 10, 1986 г, Центральная студия документальных фильмов.

Михаил Николаевич Щетинин

Щетинин Михаил Дыхательная гимнастиика Стрельниковой

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дыхательная гимнастика Стрельниковой, уникальный оздоровительный метод, созданный несколько десятилетий назад и уже вылечивший не одну тысячу больных людей, наконец становится доступен каждому, кто захочет его освоить и применить. Потому что книга, которую мы предлагаем вашему вниманию, - настоящий самоучитель, где впервые подробно описано все, что необходимо знать для самостоятельных занятий по методу Стрельниковой.

К сожалению, эту книгу не смогла, не успела написать сама Александра Николаевна. Ближе всех в последние годы ее жизни к ней был Михаил Щетинин - вначале пациент, которого она вылечила от хронического ринита, бронхита и аллергии, затем ученик, ассистент и творческий наследник. К нему и обратилась редакция с предложением подробно описать методику А.Н. Стрельниковой, чтобы познакомить с ней наших читателей практически из первых рук и оградить их от недобросовестных популяризаторов И самодеятельных целителей. Однако Михаил Николаевич пошел дальше: он не только щедро поделился всем накопленным опытом применения метода Стрельниковой на практике, но буквально по крупицам собрал сведения о непростой судьбе Александры Николаевны, о ее семье, об истории создания дыхательной гимнастики. И мы надеемся, что вы по достоинству оцените его труд.

Итак, вы держите в руках книгу, которая, уверены, поможет вам и вашим близким укрепить свое здоровье. Но не спешите приступать к занятиям, вначале внимательно прочтите книгу до конца. Затем еще раз изучите главу вторую "Приступаем к занятиям" и соответствующий вашему недугу раздел из главы третьей "Если вы уже заболели..." или главу четвертую "Постановка голоса", если вы страдаете профессиональным заболеванием, связанным с потерей голоса, либо просто хотите иметь красивый звучный голос. И лишь после этой подготовки приступайте к тренировкам.

А нам остается лишь пожелать вам успеха в освоении дыхательной гимнастики Стрельниковой и крепкого здоровья.

Алла КАСАТКИНА, редактор книги

Посвящается моей учительнице

Александре Николаевне Стрельниковой

В детстве я перенес тяжелую травму носа, и в течение многих лет мой нос практически не дышал-. Три операции не дали желаемого результата. В НИИ уха, горла и носа при Боткинской больнице предлагали четвертую: долбить задние отделы носовой перегородки (поскольку она была сильно искривлена). Уже был назначен день операции, но... внутренний голос мне подсказал: "Не ходи, не делай - не поможет!"

И так как в моей жизни было несколько случаев, которые "материально" объяснить невозможно, то я не пошел на четвертую операцию. Но только несколько лет спустя я понял, что не нужно было делать и три предыдущие. Уже став медиком, я узнал, что слизистая оболочка носа является обширной зоной расположения рецепторов, которые обеспечивают рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.

Итак, отказавшись от операции, нельзя было сидеть сложа руки. Диагноз "бронхит с астматическими компонентами" уже начал заявлять о себе в полную силу: появились приступы удушья по ночам, становившиеся все более частыми и продолжительными. И я начал искать средство, которое сделало бы меня здоровым. Я стал активно заниматься традиционной дыхательной гимнастикой, рекомендуемой в лечебных целях при бронхитах и бронхиальной астме. Но проходил месяц за месяцем, а носовое дыхание не восстанавливалось (от точечного массажа гайморовых пазух и втягивания поочередно каждой ноздрей соленой воды слизь вырабатывалась ускоренными темпами, и мне приходилось менять несколько носовых платков в день). Помимо того, что не мог дышать носом, говорил я практически шепотом: на одной голосовой связке образовался певческий узелок величиной в сухую горошину, а другая связка и вовсе была парализована.

В таком состоянии, задыхающимся и безголосым, я попал в клинику Большого театра, где работают лучшие специалисты по болезням голосового аппарата. Меня принялись усердно лечить. Но ни физиотерапевтические процедуры, ни многократные вливания на голосовые связки гидрокортизона голос мой не улучшили. И вот однажды, пролечив меня уже более трех месяцев, врач не выдержала и, когда медсестра вышла Из кабинета, быстрым доверительным шепотом сказала: "Молодой человек, вы так добросовестно выполняете мои указания, что мне, право, неловко за то, что я не могу вам ничем помочь...

Вот телефон очень известного педагога по постановке голоса. Ее фамилия Стрельникова, постарайтесь к ней попасть. Уж если она вам не поможет, тогда не поможет никто!"

Так я очутился в маленькой квартирке на улице Тухачевского и познакомился с Александрой Николаевной Стрельниковой.

Через месяц регулярных занятий дыхательной гимнастикой по ее методике нос у меня наконец-то задышал и одышка прекратилась. Надо сказать, что Александра Николаевна с первых же уроков стала предъявлять мне очень жесткие требования, добиваясь идеального выполнения упражнений в мельчайших деталях. И она сделала невозможное. Мало того, что с помощью дыхательной гимнастики полностью восстановилось носовое дыхание, но был поставлен голос - певческий голос! Я тогда учился на режиссерском факультете Института культуры. Голос был моей профессией.

Так уж получилось, исцелившись сам, я стал помогать в работе Александре Николаевне. И, как оказалось, успешно. Желание помочь больным людям, таким же, каким еще совсем недавно был я, заставило меня отойти от режиссуры.

Александра Николаевна сразу сделала на меня "ставку" как на своего ученика. С тех пор прошло двадцать лет. За эти годы через мои руки прошли тысячи людей с самыми различными заболеваниями. Большинству из них удавалось помочь. Ведь эффективность нашей дыхательной гимнастики поистине чудодейственна. И я рад, что теперь благодаря этой книге метод Стрельниковой может освоить каждый, кто верит в его целебную силу. Хочу только предупредить: чтобы занятия приносили пользу, необходимо точно следовать описанию упражнений, особое внимание сосредоточив на сочетании дыхания и движений. Будьте терпеливы, старательны, и дыхательная гимнастика Стрельниковой обязательно подарит вам здоровье.

Глава первая КАК ЭТО БЫЛО

В свои 77 лет Александра Николаевна Стрельникова была абсолютно здоровой женщиной. Она не знала, что такое остеохондроз, гипертония, сердечная слабость. Впрочем, что такое сильнейшая сердечная боль, она знала. Ведь первый сердечный приступ, который Стрельникова остановила своей гимнастикой, был ее собственный...

НАЧАЛО

О своей юности Александра Николаевна никогда никому не рассказывала. Избегала затрагивать эту тему, как будто чего-то боялась. И даже я, ее единственный ученик и ассистент, почти ничего не знал о первой половине ее жизни. Так... отдельные эпизоды из детства и юности, проведенных на Дальнем Востоке.

И вот через шесть лет после трагической гибели моей наставницы меня разыскала в Москве женщина, передавшая весточку от Нины Николаевны Стрельниковой, родной сестры Александры Николаевны, - третьей из сестер Стрельниковых, о существовании которой я и не подозревал. В очень преклонном возрасте живет она сейчас в Австралии, практически обездвижена, больна тяжелой неизлечимой болезнью. Более 60 лет Нина Николаевна пыталась разыскать свою мать и сестер. Уже после гибели Александры Николаевны прочитала о дыхательной гимнастике Стрельниковой в одной из российских газет, где, к счастью, был указан мой адрес и даже телефон.

Единственная оставшаяся в живых из троих сестер, Нина Николаевна написала мне о том, о чем так и не успела рассказать Александра Николаевна.

Их отец, Николай Дмитриевич Стрельников, был красивым мужчиной, старше своей жены - Александры Северовны. Ей было 17, а ему - 37, когда они познакомились на уроках пения у Давыдова... Мама, как пишет Нина Николаевна, удрала с уроков из школы, и они явились к родителям, уже обвенчавшись.

Лето 1919 года застало Александру Северовну и трех ее дочерей, Александру, Нину и Татьяну, во Владивостоке, куда их занесло революционной бурей. Сюда перебралась, спасаясь от красного террора и сестра Александры Северовны Лидия с мужем. А главу семьи, Николая Дмитриевича, девочки видели в последний раз на станции Зима. О дальнейшей его судьбе Нина Николаевна не могла мне больше ничего сообщить. В ее памяти только осталось, что отец много играл с дочерьми, любил сажать их себе на плечи...

В 1924 году Лидия Северовна с мужем уехали в Харбин, забрав с собой Нину - очень слабенькую девочку, чтобы помочь Александре Северовне содержать семью. С тех пор Нина Николаевна больше не видела мать и сестер.

"А ведь я когда-то собиралась переплыть Амур!" - сказала мне однажды Александра Николаевна (она всю жизнь была прекрасной пловчихой, а в юности - даже чемпионкой Новосибирска).

Теперь, спустя несколько лет после ее гибели, я узнал, по...

Александра Николаевна Стрельникова

Кадр из фильма «Эта парадоксальная гимнастика…» (1986).
Основная информация
Дата рождения
Место рождения
Дата смерти сентябрь
Место смерти
Страна
Профессии , ,
strelnikova.ru
Произведения этого автора

Алекса́ндра Никола́евна Стре́льникова (1912—1989) — оперная певица, педагог. Наряду со своей матерью Александрой Северовной Стрельниковой является соавтором комплекса дыхательной гимнастики, известного как «дыхательная гимнастика Стрельниковой» .

Семья

Отец — Николай Дмитриевич Стрельников, в последний раз его видели в 1919 году. Мать — Александра Северовна, преподаватель пения в Московском оперно-драматическом театре им. Станиславского, потом работала педагогом-вокалистом в . Также было две сестры — Нина и Татьяна. В молодости Александра вышла замуж, но брак быстро распался.

Биография

Родилась в 1912 году. С 1920 года жила с сёстрами и матерью во у тёти (старшей сестры своей матери) Лидии. Затем Лидия Северовна переехала с одной из племянниц в .

Александра Николаевна Стрельникова стала оперной певицей. Перед она пела в труппе . Ещё в довоенные годы Александра Николаевна применяла отдельные упражнения своей будущей системы дыхания.

После войны Стрельникова переехала в и стала руководить художественной самодеятельностью, разъезжая с агитбригадой по . Вернулась в Москву в 1953 году и привезла трёх своих учеников. Двое из них поступили в , третий — в . Когда к Александре переехала её мать, она стала работать педагогом-вокалистом в , а мать — в Московской государственной эстраде. Жили в Сокольниках.

У Александры Стрельниковой в это время уже было больное сердце. Спасая себя от приступов удушья, вместе с мамой разработала собственную систему дыхания. Позже она так говорила о своём изобретении:

Погибла в сентябре 1989 года в результате .

Дыхательная гимнастика

Авторское свидетельство с приоритетом от 14 марта 1972 года получила в конце концов её дочь Александра Николаевна. Изобретение называлось «Способом лечения болезней, связанных с потерей голоса » . Первым о дыхательной гимнастике рассказал в 1975 году журнал « », поместивший фотографии , выполняющего упражнения . Спустя год там же был опубликован весь комплекс упражнений .