Теплые вещи

Где родился в м шукшин. Достопримечательности и известные места села сростки

На родину Шукшина стоит приехать хотя бы ради того, чтобы попробовать сросткинских пирожков. Это самый настоящий народный бренд, если так можно говорить о пирожках.
СХЕМА ПРОЕЗДА В СРОСТКИ>>>

Село Сростки — родина Василия Шукшина

На мой субъективный взгляд, наиболее вкусные почему-то те, что с луком и яйцом. Попробовав один раз сростинские пирожки, потом всю жизнь будешь сравнивать их со всеми прочими.

СХЕМА ПРОЕЗДА К ПАМЯТНИКУ ШУКШИНУ В Сростках самой заметной достопримечательностью является памятник Шукшину – он возвышается на горе Пикет. Василий Макарович любил сидеть и смотреть на панораму окрестностей, в такой позе его и изобразил скульптор.

СХЕМА ПРОЕЗДА К ХРАМУ в СЕЛЕ СРОСТКИ На народные деньги построен храм в центре села – на мой, опять же, субъективный взгляд, это самая красивая церковь в Алтайском крае. Храм построено в византийском стиле (сразу вспомните Собор Василия Блаженного на Красной площади).

Сростки являются мемориальным селом: можно посетить дом, в котором жил Шукшин, дом его матери.

Уникальные документы, личные вещи Василия Макаровича можно увидеть в Сростинском музее. Для хранения многих экспонатов построено фондохранилище.

Но главный интерес представляют люди, односельчане. О них писал Шукшин в книгах. Даже сегодня, по прошествии многих лет, кажется, характер людей не поменялся. Добрые, гостеприимные, общительные. Если повезет, то вы встретите шукшинских чудиков.

В Сростках я познакомился с первой женой Шукшина. Ее зовут Мария Шумская. Как она утверждает, Василий Макарович буквально сбежал от нее, чтобы писать книги, работать в кино… И только потом он встретил Лидию Федосееву.

Сростинцы любят рассказывать истории о том, как Василий Макарович приезжал погостить в родное село. Вместе со всеми деревенскими участвовал в застольях. Конечно же, много работал…

Главным событием в жизни Сросток является ежегодный Шукшинский фестиваль. Количество гостей данного праздника переваливало и за 20 тысяч! Фестиваль этот тоже народный, проводился и в советское время, и сейчас интерес к нему не ослабевает. Гости едут со всех регионов России, из стран СНГ. Интерес простых отдыхающих более чем понятен: здесь они могут увидеть настоящих звезд кино и телевидения.

Даже официальная делегация французов приезжала в 2009 году, когда отмечали 80-летие со дня рождения Шукшина. В общем, и они читали, и им тоже понравилось то, как Василий Макарович написал о своих земляках.

Василий Шукшин появился на свет в деревне Сростки, Бийского района Алтайского края. Выходец из простой семьи крестьян-единоличников или «середняков», Василий рано потерял отца: в эпоху коллективизации и репрессий 30-х годов Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян. Все заботы о семье взяла на себя мама. Выйдя замуж второй раз, она продолжила воспитание детей вместе с новым супругом. В будущем Василий Шукшин будет с теплотой вспоминать своего отчима как человека большой доброты.

Окончив семилетку в родной деревне, Василий Шукшин переезжает в соседний Бийск, чтобы продолжить обучение в автомобильном техникуме. Проучившись там два с половиной года, но так и не получив диплома, будущий великий режиссёр вынужден бросить обучение, вернуться домой и начать работать, чтобы иметь возможность содержать семью.

Недолго проработав в колхозе родной деревни, Василий снова меняет род деятельности и устраивается слесарем. С начала работы в 1946-м и до момента своего призыва в Военно-Морской флот в 1949-м молодой слесарь Шукшин успевает объездить множество городов и предприятий.

Именно во время армейской службы в составе Черноморского флота Василий Шукшин впервые заинтересовался литературным творчеством. В часы досуга он пишет свои первые рассказы и читает их сослуживцам. Но отслужить до конца ему так и не пришлось - впервые сказались симптомы язвенной болезни желудка. Приступ был настолько тяжёлым, что медицинская комиссия признала его негодным для дальнейшей службы в тот же день.


По возвращению домой Василий Шукшин сдал экстерном выпускные экзамены средней школы и приступил к работе в качестве учителя русского языка. Позднее он был приглашён на должность директора школы трудовой молодёжи в своей родной деревне Сростки. Однако, по воспоминаниям самого Шукшина, он был учителем «неважнецким». Преподавание не прельщало его в качестве дела всей жизни. Будущий режиссёр чувствовал огромное желание покорить столицу.


В 1955-м году Василий Шукшин едет в Москву поступать на сценарный факультет ВГИКа. Чтобы дать ему возможность добраться до столицы и использовать свой шанс, мама продала корову и все деньги отдала сыну. Впоследствии выдающийся кинорежиссёр вспоминал, что из-за фактурной внешности, а также из-за неоднозначного впечатления, которое он произвёл на приёмную комиссию, Шукшину предложили поступать на актёрский. Но судьба сложилась иначе, и Василий Шукшин выбрал для себя режиссёрский факультет.

На этот же период приходится писательский дебют - по совету своего наставника Михаила Ильича Ромма Шукшин рассылает свои литературные произведения в столичные издательства. Здесь первой удачей стала публикация журналом "Смена" его рассказа «Двое на телеге».

Фильмы

В то же время начинаются съёмки в кино. Первая работа Шукшина была эпизодической. В картине «Тихий Дон» ему досталась совсем небольшая роль матроса. Но это послужило хорошим началом актёрской карьеры, подтолкнуло к росту, и уже следующая роль Шукшина в фильме «Два Фёдора» была главной.

Дальнейшие предложения не заставили себя долго ждать, и вскоре Шукшин-актёр был гораздо успешнее Шукшина-режиссёра. Однако основным призванием мастер чувствовал нечто большее. Его привлекала идея самостоятельного создания полноценной сюжетной линии, тщательной проработки каждого персонажа и последующего воплощения всего на экране.


Первая самостоятельная работа «Из Лебяжьего сообщают» реализовала все амбиции автора - Василий Шукшин выступил здесь как сценарист, режиссёр и актёр. Да, эта картина осталась без должного внимания критики, посчитавшей её несколько скучной, но фундамент собственных масштабных проектов был заложен.

Следующий его полнометражный фильм «Живёт такой парень» был снят по мотивам ранее опубликованных рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». На главную роль был приглашён однокурсник Василия по ВГИКу . Эта работа получила масштабный успех. Шукшина заметила публика и критики. В этот период полностью сложилась его творческая манера.


Герои, которых изображал в своих работах Шукшин, являются простыми тружениками с непростыми характерами, попадающими в трудные ситуации. Тема простого человека очень близка режиссёру, побывавшему и колхозником, и рабочим, глубоко чувствующим тех людей, о жизни которых он пишет. Шукшин-актёр, по отзывам критики, обладал способностью смотреть на мир глазами своего героя, глубоко вживаясь во все сложности его характера. Режиссёрский стиль Шукшина запомнился зрителям некоторой внешней простодушностью и сдержанной повествовательной манерой.

В 1974 году на экраны вышел знаменитейший фильм Шукшина «Калина красная», последняя авторская работа. Картина получила престижные награды и положительные отзывы критиков. История вышедшего из заключения и пытающегося начать жизнь заново Егора Прокудина буквально потрясла публику. Ранее в Союзе не снимали подобных историй, а после премьеры зрители плакали и долго аплодировали. Фильм получил множество призов различных кинофестивалей.


Василий Шукшин в фильме "Калина красная"

Отдавая себя целиком съёмочному процессу, режиссёр не щадил здоровье, и участившиеся серьезные приступы язвенной болезни никак не влияли на рабочий график.

Многим замыслам режиссёра так и не сужено было сбыться: не дождалась разрешения на съёмку двухсерийная картина, посвящённая жизни Степана Разина и крестьянскому восстанию. Василий Шукшин был очень увлечён этой темой - конспектировал первоисточники, изучал обычаи эпохи, прорабатывал сценарий и план съёмок. Ради этой идеи он даже отказывался участвовать в других фильмах, сделав основную ставку именно на «Степана Разина». На тот момент руководство государственного комитета кинематографии сочло большой исторический фильм несвоевременным и очень затратным, дав понять, что съёмки откладываются на неопределённый срок. Вместо этого ему поручили картину «Печки-лавочки» (1972).


Василий Шукшин в фильме "Печки-лавочки"

Изначально режиссер планировал вновь пригласить на главную роль Леонида Куравлева, однако тот отказался и предложил Шукшину сыграть самому. Он так и сделал, и фильм получил признание у критиков, которые писали и говорили, что роль Ивана Расторгуева была сыграна филигранно.

Следующий фильм, в котором Шукшин был исполнителем главной роли, стал для него последним. Василий Шукшин скоропостижно скончался во время завершающей стадии съёмок всеми любимого фильма «Они сражались за родину».

Литература

Параллельно Василий Шукшин успешно сочетает кинематографическую работу с литературной. Его книга «Сельские жители» была выпущена в 1963 году издательством «Молодая гвардия». Всего в творческом наследии Шукшина насчитывается два полноценных романа, при этом основная проблематика творчества полностью раскрыта в многочисленных рассказах и повестях, послуживших основой для последующих кинематографических замыслов.


Книги Шукшина вошли в золотой фонд советской литературы. Особняком стоит единственная сказка Шукшина «До третьих петухов». В этом произведении писатель в очередной раз рассуждает о русском крестьянстве, о загадке «русского человека».

Личная жизнь

Первой и единственной официальной женой режиссёра была Мария Ивановна Шумская, с которой Василий познакомился ещё в юности. К сожалению, их жизненные пути разошлись в день свадьбы из-за отказа Марии Ивановны ехать с Василием покорять Москву. Молодую жену пугала неустроенность будущей столичной жизни. Оставив Марию в родной деревне, Шукшин уехал в Москву сам и через несколько лет вернулся, чтобы попросить развод, так как он полюбил другую.


На тот момент он уже долгое время жил с Викторией Сафроновой, дочерью писателя Анатолия Сафронова. Но Мария так и не дала мужу развод, до конца жизни оставаясь его единственной официальной женой. Чтобы выйти из этого положения, Василий Шукшин даже вынужден был «потерять» паспорт. В 1965 году у Анастасии Софроновой родилась от него дочь Катерина Шукшина.


В 1964 году Шукшин женился на актрисе Лидии Александровой, исполнившей роль в фильме «Живёт такой парень». Их брак продлился недолго. По воспоминаниям Александровой, причиной этому послужили любовные связи великого режиссёра и злоупотребление алкоголем. Так, известно, что Шукшин признавался в любви Нонне Мардюковой, однако Нонна Борисовна позже рассказывала, что до серьезных отношений у них так и не дошло.


На съёмках картины «Какое оно, море» Василий Шукшин знакомится с актрисой . Долгое время он не может отдать предпочтение одной женщине и поддерживает отношения с двумя сразу. Лидия Федосеева родила ему двух дочерей - Марию и Ольгу, оставаясь рядом с мужем до самых последних дней его жизни. Позже дочери Шукшина стали известными актрисами, а вела популярную программу «Жди меня».

Смерть

Тайна смерти Шукшина так и осталась неразгаданной до конца. Во время съемок последнего фильма с его участием «Они сражались за родину» у Шукшина наблюдалось очередное обострение язвенной болезни. Временами приступы были серьезными, по свидетельству очевидцев, он ходил бледный, как смерть. По расхожей версии, несмотря на то, что после рождения детей Василий Шукшин завязал с алкоголем, именно пагубное пристрастие его и убило.


Однако существует и другая версия, по которой Шукшина могли отравить. Никто в итоге так и не рассказал правды, но супруга Лидия Федосеева-Шукшина вспоминала, что муж чувствовал опасность и предполагал, что с ним может что-то случиться.

Однажды великий режиссер проронил, что Шукшина могли отравить, ведь накануне съемок актер обследовался в Кремлевской больнице, и никаких серьезных патологий выявлено не было. По слухам, в каюту теплохода, где нашли тело Шукшина, могли пустить «инфарктный» газ, который не оставляет следов воздействия. А официальной версией смерти как раз был признан сердечный приступ.


Шукшин Василий Макарович был похоронен 7 октября 1974 года на Новодевичьем кладбище столицы. На похороны пришло огромное количество людей, и все оставляли на могиле веточку красной калины. специально написал песню: «Памяти Василия Шукшина». По воспоминаниям его жены, Шукшин считал, что люди стали больше ненавидеть друг друга, поэтому своим творчеством он пытался заставить людей вспомнить о добре.

Фильмография

  • Тихий Дон
  • Два Фёдора
  • Из Лебяжьего сообщают
  • Когда деревья были большими
  • Какое оно, море?
  • Если хочешь быть счастливым
  • Прошу слова
  • Они сражались за Родину
  • Живёт такой парень
  • Ваш сын и брат
  • Странные люди
  • Печки-лавочки
  • Калина красная

Библиография

  • Земляки
  • Любавины
  • Там, вдали
  • Живет такой парень
  • Характеры

Имя: Василий Шукшин (Vasiliy Shukshin)

Возраст: 45 лет

Место рождения: Сростки

Место смерти: Клетская, Волгоградская область

Деятельность: Кинорежиссер, актер, писатель, артист

Семейное положение: был женат на Лидия Федосеева-Шукшина

биография

Василий Шукшин – простой русский мужик, но очень талантливый, впрочем, как и все русские люди. Он не только писал литературные произведения, но и сам готовил по ним сценарии для фильмов, потом сам их снимал, играя зачастую главные роли. Всё у него получалось легко, непринуждённо. Мало кто знает, как надрывалась душа, как болело сердце.

Детство, семья писателя

Алтайский край, простая деревня Сростки помнит крестьянскую семью Шукшиных, которые привыкли зарабатывать на хлеб своим собственным трудом. Середняками и единоличниками называли таких хозяев. Василий рос без отца, так как в тридцатых годах главу семьи арестовали и расстреляли. Мать заменила отца, а когда второй раз вышла замуж, отчим помогал воспитывать Васю, как родного.


В деревне была семилетка, чтобы учиться дальше, из Сросток нужно было уезжать. Василий уезжает на обучение в Бийский автомобильный техникум. Денег семье не хватало, через два года Шукшин бросает учёбу и возвращается домой. В родной деревне Василию предложили место слесаря в колхозе. Настоящая биография творца начинается только сейчас.


Во время службы на Черноморском флоте, Шукшин много пишет. Рождаются рассказы, первыми слушателями которых были сослуживцы. Но армия закончилась для Шукшина рано, врачи поставили диагноз язвы желудка. Врачи, не желая брать ответственность на себя, комиссовали Василия из рядов Советской Армии.


На Родине Василий сдал экзамены за курс средней школы, стал работать учителем словесности, но это был способ прокормиться, особого удовольствия учительская стезя ему не доставляла.

Василий Шукшин - фильмы, рассказы

Биография сделала резкий поворот в сторону. Семья отдаёт последние деньги сыну, и Шукшин едет покорять столицу. Во ВГИКе он поступает на факультет режиссуры. Попутно писатель Шукшин предлагает московским издательством свои рассказы. Жизнь становится насыщенной, начинается работа в кино. В «Тихом Доне» он играет роль эпизодическую. Это стало удачным дебютом, в следующем фильме Василий играл уже главную роль.

Актёру Шукшину стало поступать много предложений. Как режисссёра его ещё не знали, а он ждал именно этого. Он сделал это в фильме «Из Лебяжьего сообщают», малозаметная картина, но значимая, так как послужила началом нового витка творческой биографии. «Живёт такой парень» стал признанием таланта Василия Макаровича.


Писал Шукшин о простых людях, которые пытаются достойно выйти из трудных ситуаций, приготовленных для них судьбой. «Калина красная» приковала внимание зрителей на долгие годы, нехитрая история заставляет сопереживать и сочувствовать. В картине есть всё: юмор, драматизм жизненных судеб, философский аспект, размышление над смыслом жизни.

Посмотрев историю Егора Прокудина, зрители не могли сдержать слёз. Но поклонникам творчества Шукшина впору было плакать о самом писателе. Василий Макарович работал на износ, участились приступы язвы.

Задумав новый фильм о Степане Разина, он усиленно собирает исторический материал. В этот период создаётся картина «Пески-лавочки», она получает хорошие отзывы кинокритиков. Начались съёмки военной эпопеи «Они сражались за Родину». Шукшину не суждено было посмотреть отснятый фильм, они почти сняли всё, но актёр скончался на итоговой части съёмок.


Ни на секунду нельзя сомневаться, что кино заполонило всю сущность актёра и режиссёра. Шукшин продолжает писать и издавать романы, повести, рассказы. И в каждом произведении автора капля по капле раскрывается загадочная русская душа.

Личная жизнь

Первой женой Шукшина стала любовь его юности Мария Шумская, но она отказалась сопровождать мужа в столицу. Он вернулся через несколько лет за разводом, которого так и не получил. Василий встретил другую женщину, но это не послужило поводом дать Шукшину развод. На многие ухищрения идёт писатель, он женится на Лидии Александровой, знакомится с Лидией Федосеевой. Невероятное обаяние писателя и актёрское мастерство обольщать делали Шукшина притягательным для многих женщин. Но только Лидия Федосеева-Шукшина всегда была рядом с мужем.


Их обе дочери связали свою жизнь с театром и кино, выбрав профессию актрисы. Мария Шукшина признаётся, что отец её многому научил. Почему актёр скоропостижно скончался во время съёмок от сердечного приступа, остаётся загадкой. Накануне Василий Макарович тщательно обследовался по поводу своей хронической язвенной болезни. Никаких отклонений от нормы врачи не заметили, хотя приступы боли участились.

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в с. Сростки Бийского р-на Алтайского края в крестьянской семье.

Отец в 1933 был арестован органами ОГПУ, в 1956 посмертно реабилитирован. Отчим погиб на фронте в 1942 . Мать, по словам С. Залыгина, «оставалась человеком небольшой грамоты, но душа ее была развита и сильна сама по себе, от природы и от своего народа. Она была чуткой к слову, к песне, к картине, к любому искусству, и не только чуткой, но и способной к нему. Это было вполне очевидно, это были те необыкновенные, ни в коем более не повторимые задатки, которые она передала своему сыну».

Мальчик рано пристрастился к чтению и нелегкому крестьянскому труду. Подростком работал в колхозе. Имеются сведения, что с 1944 по 1947 Шукшин учился в Бийском автомобильном техникуме. Позже в автобиографии писал, что «работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком». С 1949 по 1952 служил на флоте, где, по его словам, в то время витал «душок некоторого пижонства», и ему приходилось «помалкивать о своей деревне». Досрочно демобилизовавшись из-за болезни (язва желудка), он возвращается в Сростки, где работает в 1953-1954 директором вечерней школы, преподает литературу и русский язык. Сдав экстерном экзамены за среднюю школу, в 1954 поступает на режиссерский факультет ВГИКа в Москве, который оканчивает в 1961 . В институте Шукшин начинает писать рассказы.

Процесс собирания творческих сил продолжался у Шукшина до начала 60-х , несмотря на то, что уже в 1958 на страницах журнала «Смена» (№ 15) появился первый рассказ писателя «Двое в телеге», а с 1957 Шукшин снимался во многих фильмах.

Подлинный литературный дебют Шукшина состоялся в журнале «Октябрь», где были опубликованы в 1961 (№ 3) рассказы «Правда», «Светлая душа», «Степкина любовь» и рассказ «Экзамен» (1962 . № 1). В 1963 выходит первый сборник Шукшина «Сельские жители». Критика доброжелательно встретила эту книгу, сразу зачислив ее автора в разряд писателей-«деревенщиков».

Рассказы «Ленька», «Экзамен», «Правда» и др. отмечены некоторой литературностью, заданностью, морализаторством; в них ярко выражено фабульное начало, финалом которого является своеобразный жизненный урок, назидание. Однако есть в сборнике и другие рассказы, в которых уже ощущается неповторимый шукшинский жизненный опыт, своеобразие творческой манеры, художественная самостоятельность («Далекие зимние вечера», «Племянник главбуха», «Сельские жители», «Одни»). Они написаны в свободной манере, лишенной жесткой структурной однозначности, автор предоставляет герою полную возможность размышлять о конкретных событиях в общем течении жизни. Весьма важным в его повествовании является не только то, о чем говорят персонажи, но и то, о чем они молчат. А молчат они о вещах, естественных для деревенских жителей, - чувстве долга и морального запрета, составляющих основу народной нравственности. Появление сборника «Сельские жители» и фильма «Живет такой парень» (1964 ), в основу сценария которого были положены рассказы «Классный водитель» и «Гринька Малюгин», завершает ранний период творчества Шукшина.

В 1965 появляется в печати первый роман писателя «Любавины». В центре романа история «кулацкой семьи», члены которой с остервенением и жестокостью борются за свое существование. Роман создан в традициях монументальной сибирской хроники, столь популярной в литературе того времени, в рамках принятого взгляда на классовые сражения в деревне. В архиве Шукшина нашли вторую книгу романа, которую опубликовали лишь в 1987 . Критика отмечала умение писателя воссоздавать сложные характеры, историческую обстановку, «социально-классовую диалектику», хотя раздавались и ехидные замечания о том, что в романе «все кряжистые, звероватые и все кругом закуржавело».

В 1966 Шукшин опубликовал повесть «Там, вдали…» о неразделенной любви молодого рабочего парня к испорченной городской полукультурной женщине. В творчестве Шукшина образ современницы почти всегда существует в жестком, ироническом освещении. Современная жизнь, тяга к эмансипации существенным образом изменили женский характер, разбудив в ее душе злобность, мстительность, раздражение и меркантильность (позицию Шукшина разделял и В. Белов). И только мать остается жизненной опорой мужчине, она будит его совесть, спасает в самых крайних жизненных обстоятельствах («Материнское сердце»).

Конец 60-х - начало 70-х отмечены взлетом творческой активности Шукшина, результатом которой явились блистательные рассказы, которые раскрыли мощное и оригинальное дарование их автора. В обиход критики вошли такие понятия, как «шукшинский мир», «шукшинский герой», «шукшинская жизнь». Их появление было связно прежде всего с тем, что на первый план у Шукшина выдвинулись необычные персонажи, выламывающиеся из предписанных норм поведения. Сам автор называл из «странными людьми», «чудиками», «шизями», «бесконвойными». Однако у одних героев «стихийный выверт» был наивно-добродушен и выражался в стремлении разрисовать цветочками коляску или дать жене смешную телеграмму («Чудик»), купить на зарплату неведомо зачем микроскоп («Микроскоп») и т. д. Нетривиальное поведение других оказывалось опасным, ущемляющим права и достоинство окружающих людей («Сураз», «Срезал», «Билетик на второй сеанс», «Штрихи к портрету» и др.). Особую разновидность шукшинских героев составляют персонажи, «забуксовавшие» на какой-то одной мысли: Моня Квасов, помешанный на создании «вечного двигателя» («Упорный»), Роман Звягин, который не в состоянии освободиться от изумления, что «птица-тройка» везет проходимца Чичикова («Забуксовал»), Николай Князев, одержимый идеей «целесообразного государства» («Штрихи к портрету»), Бронька Пупков, повторяющий сотню раз выдуманную историю о покушении на фюрера («Миль пардон, мадам!») и т. д.

Однако феномен Шукшина и до настоящего времени остается непроясненным. Как точно подметил С. Залыгин, «Шукшин один из самых загадочных писателей. Ибо каким образом он достигает своей сверхзадачи - постижения души человеческой, - порой совершенно необъяснимо… Говорит Шукшин по большей части об очень простых вещах, а часто и смешных, но действует на наше сознание серьезно». Шукшин обращал внимание на те подвижные черты национальной психологии, о которых мало говорила литература. Они могли проявляться на разных нравственных полюсах, то с отрицательным, а то с положительным знаком. Отстаивая свое право на выбор судьбы, шукшинский герой метался в противоречиях, крайностях, пытаясь преодолеть разрыв между воображением, мечтой, придуманной жизнью и реальностью. Именно этот разрыв, зазор, промежуток, вызывающий «болезнь души», и выходил на первый план.

Рассказы о «чудиках» не исчерпывали всего многообразия шукшинских характеров. Можно выделить в его поэме автобиографический цикл - «Далекие зимние вечера», «Из детских лет Ивана Попова», «Дядя Ермолай», «Рыжий» и др., сатирический цикл - «Змеиный яд», «Обида», «Кляуза», «Мой зять украл машину дров!» и др., цикл рассказов о вдохновенных лгунах - «Генерал Малафейкин», «Версия», «Беседы при ясной луне» и др., цикл рассказов о смерти - «Как помирал старик», «Охота жить», «Горе», «Осенью» и др. Эти и другие рассказы были объединены в сборники «Земляки» (1970 ), «Характеры» (1973 ), «Беседы при ясной луне» (1974 ).

В 1968 появляется сценарий фильма Шукшина о Степане Разине, а в 1971 роман «Я пришел дать вам волю». Образ Степана Разина, тревоживший воображение Шукшина с самых первых шагов в литературе, являлся идеалом «могучего заступника крестьянства», поборником справедливости и хранителем воли. Сам Шукшин отмечал в его характере силу, неуемность и жалость к слабым, полагая, что именно эти свойства определили величину и значимость этой исторической фигуры. В романе почти отсутствовали «исторические предметы» времени, декоративные элементы.

В 1973 появляется в печати киноповесть «Калина красная», а в 1974 выходит на экраны фильм с тем же названием, который принес Шукшину - его автору, режиссеру и исполнителю главной роли - всенародное признание. История Егора Прокудина, крестьянского сына, ставшего вором и захотевшего после тюрьмы покончить со своим воровским прошлым, рассказана по-шукшински просто, образно, с тонким сочетанием юмора и горечи. В характере Егора совместились многие особенности персонажей Шукшина из его рассказов: и наивность, и склонность к балагурству, шутовству, и скрытность, и слабость, и достоинство. Поэтому образ обрел укрупненный масштаб, значительность и многогранность. Впервые в творчестве Шукшина воровская профессия рассматривалась как измена родовому, крестьянскому долгу, земле, родной матери. Финал повести содержал явный оттенок морализаторства: герой наказан за эту измену дружками из воровской шайки. В последние годы жизни в творчестве Шукшина усиливается сатирическое начало, большое значение приобретают условные формы обобщения, изменяется масштаб оценки современности.

Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912-1933), был арестован и расстрелян во время коллективизации, реабилитирован посмертно в 1956 году. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова; во втором браке - Куксина) (1909 - 17 января 1979), взяла на себя все заботы о семье. Сестра - Наталья Макаровна Шукшина (16 ноября 1931 - 10 июля 2005). После ареста отца и до получения паспорта Шукшин именовался по материнской фамилии Василием Поповым.

В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не закончил. Вместо этого в 1945 году пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в 1946 году покинул родное село. В 1947-1949 годах Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях треста «Союзпроммеханизация»: на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире. В армию Шукшина призывали служить из поселка Бутово Московской области.

В 1949 году Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1953 году был уволен в запас с флота из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в село Сростки.

В родном селе Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сростинской средней школе № 32. Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сростинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был даже директором этой школы.

В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову. Сначала Шукшин подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году (мастерская М. И. Ромма). Во время учёбы во ВГИКе по совету Ромма Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».

Член КПСС с 1955 года.

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. А. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде - изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.

Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. М. Хуциева «Два Фёдора». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли. Актёрская карьера складывалась вполне удачно, Шукшин не испытывал недостатка в предложениях от ведущих режиссёров.

1973-1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене ЛАБДТ режиссёром Г. А. Товстоноговым готовилась постановка пьесы «Энергичные люди». В 1974 году Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме С. Ф. Бондарчука. Но Василия Шукшина уже давно мучили приступы язвы желудка, которые преследовали его ещё с молодости, когда он страдал из-за пристрастия к алкоголю. Последние годы жизни после рождения дочерей он не притрагивался к спиртному, но болезнь прогрессировала. Ещё на съёмках «Калины красной» он с трудом приходил в себя после тяжёлых приступов

2 октября 1974 года Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай». Мёртвым его обнаружил его близкий друг Георгий Бурков.

Похоронен в понедельник, 7 октября, в Москве на Новодевичьем кладбище. Прощание прошло в Центральном доме кино, с прощальным словом выступили Ф. Т. Ермаш, С. А. Герасимов, С. И. Ростоцкий, В. В. Санаев, Г. В. Александров, Ю. В. Бондарев.

Василий Шукшин Личная жизнь

Первая официальная супруга Шукшина - его односельчанка, школьная учительница Мария Ивановна Шумская. Они познакомились в юности и расписались летом 1955 года, когда Василий Шукшин, студент ВГИКа, приехал на первые каникулы из Москвы. «Сказать, что Василий с самого начала не относился к этому браку всерьёз, что сознательно обманул и бросил деревенскую жену, было бы несправедливо, - говорит подруга семьи Шукшиных Анастасия Пряхина. - После регистрации Вася пришёл домой из ЗАГСа один, без Марии. Рванул на себе рубаху и давай восклицать: „Вот это женитьба! Ну и женился!“». Оказалось, что молодые поссорились у дверей ЗАГСа. Мария отказалась ехать с Василием в Москву - её пугала неопределённость и неустроенность будущей московской жизни, она решила остаться со своими родителями и ждать мужа в Сростках. В 1957 году Шукшин из Москвы написал домой письмо о том, что просит развод у Марии, так как полюбил другую женщину. Официального развода с М. Шумской так и не было. Она не дала согласия на развод, даже несмотря на то, что об этом просила мать Шукшина. Шукшину удалось «нейтрализовать» этот брак, только потеряв паспорт.

В 1963 году он вступил в брак с Викторией Софроновой, дочерью писателя Анатолия Софронова.

В 1965 году у Виктории Софроновой родилась дочь от Шукшина - Катерина Шукшина.

С 1964 по 1967 год В. М. Шукшин состоял в браке с актрисой Лидией Александровой (более известна как Лидия Чащина, по фамилии её второго мужа; исполнительница роли в фильме «Живёт такой парень»). Брак, по её утверждению, распался из-за многочисленных любовных связей Шукшина и его пристрастия к алкоголю.

В 1964 году на съёмках фильма «Какое оно, море?» Василий Шукшин познакомился с 26-летней актрисой . Шукшин продолжительное время не мог решить, с какой из женщин жить, и поддерживал отношения с обеими. В конце концов, он остался с Федосеевой. В этом браке у него родились две дочери:

Актриса (1967).
Ольга Шукшина, актриса (1968).