Теплые вещи

Международная правосубъектность народов и наций, борющихся за независимость. Нации и народы, борющиеся за независимость Нации и народы борющиеся за свое освобождение

Нации и народы, борющиеся за свою независимость, также могут быть сторонами в международном договоре. Они заключают договоры с государствами чаще всего по вопросам образования самостоятельного независимого государства: о политической поддержке нации в ее борьбе за освобождение от колониальной зависимости, об экономической помощи, об урегулировании вопросов, связанных с предоставлением независимости Игнатенко Г.В. Международное право. - М. 2002 стр.268.

Широкий размах борьбы народов за свою независимость особенно после окончания второй мировой войны привел к образованию десятков новых независимых национальных государств - субъектов международного права. Однако еще в ходе сражения за свою государственную независимость борющиеся нации создают свои национальные политические органы, которые и воплощают их суверенную волю. В зависимости от характера борьбы (немирного или мирного) эти органы могут быть различными: фронт национального освобождения, освободительная армия, комитеты сопротивления, временное революционное правительство (в том числе и в эмиграции), политические партии, избранное населением территориальное законодательное собрание и т. д. Но во всяком случае нация как субъект международного права должна иметь свою национальную политическую организацию.

Договорная правоспособность борющихся за независимость наций составляет часть их международной правосубъектности. Каждая нация, являющаяся субъектом международного права, обладает правоспособностью заключать международные договоры. Договорная практика подтверждает это. Так, например, Женевские соглашения 1954 года о прекращении военных действий в Индокитае подписали наряду с представителями главнокомандующих вооруженными силами Французского Союза и Народной Армии Демократической Республики Вьетнам представители движений сопротивления Лаоса и Камбоджи. Широкие Договорные связи имела алжирская нация в период вооруженной борьбы за независимость, которая еще до образования Алжирской Республики имела не только свои вооруженные силы, : но и свое правительство. Примером международных договоров с участием наций могут быть Каирские соглашения о нормализации положения в Иордании от 27 сентября и 13 октября 1970 г. Первое было многосторонним и подписано председателем ЦК Организации освобождения Палестины и главами девяти арабских государств и правительств. Оно предусматривало прекращение конфликтующими сторонами всех военных операций, вывод иорданских войск из Аммана, а также отвод из иорданской столицы сил палестинского движения сопротивления. Второе соглашение было двусторонним и подписано королем Иордании и председателем ЦК Организации освобождения Палестины во исполнение упомянутого многостороннего соглашения. От имени арабского народа Палестины ООП было подписано много других международных договоров Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы М. 2000 стр.87.

Следует подчеркнуть, что нация может вступать в договорные международные отношения независимо от той или иной формы колониального режима и от признания другим государством, в том числе метрополией. Договорная правоспособность нации возникает одновременно с ее международной правосубъектностью.

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец XIX -- начало XX вв. Особенно динамичное развитие он приобрёл после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окончательно завершило своё юридическое оформление в качестве основного принципа международного права. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкретизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в Декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН».

В современном международном праве имеются нормы, подтверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борющиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения -- не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектности наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию.

Следует отметить, что согласно международному праву борющиеся нации признаются субъектами международного права в лице органов национального освобождения. Борющиеся нации становятся участниками международно-правовых отношений после создания на определённых территориях властных структур, способных выступать от имени населяющего эту территорию населения в межгосударственных отношениях. Как свидетельствует практика, такими органами обычно являются: национальный фронт; политические партии, выражающие интересы большинства нации; национально-освободительная армия; временное революционное правительство и другие органы сопротивления, созданные в ходе освободительной войны; представительное законодательное собрание, избранное референдумом, и образованный им исполнительный орган. Органы национального освобождения получают право вступать в отношения с другими государствами и международными организациями, участвовать в работе международных конференций, пользоваться защитой норм международного права.

Органами национального освобождения были Фронт национального освобождения Алжира, Народное движение за освобождение Анголы, Народная организация Юго-Западной Африки организация африканского единства, Организация освобождения I (Палестины, Народная лига Восточного Пакистана, выражавшая независимость бенгальского народа и провозгласившая Народную Республику Бангладеш.

В качестве субъекта международного права нации и народы, борющиеся за своё самоопределение, в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями, подписывать международные договоры, направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференций. Они пользуются защитой норм международного права.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектностью в собственном значении этого слова могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций -- нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с международным правом.

Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной направленности она свою задачу выполнила.

В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идёт о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. В нынешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами международного права и, в частности, с принципом уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Иными словами, нужно говорить уже не о праве всех наций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей свою государственность, развиваться без вмешательства извне.

Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующем эту территорию, другими государствами и нациями, международными организациями. Участвуя в конкретных международных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.

Различают права, которыми уже обладает нация (они вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание которыми она борется (вытекают из государственного суверенитета).

Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявление; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права; право на участие в международных организациях и конференциях; право участвовать в создании норм международного права и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.

Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания её субъектом международного права со стороны других государств; права борющейся нации охраняются международным правом; нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей её суверенитета.

В отечественной доктрине признание народов и наций в качестве субъектов международного права традиционно определялось как явно выраженный или молчаливый акт суверенного государства, констатирующий выход на международную арену нового суверенного образования или правительства, направленный на установление между признающей и признаваемой сторонами отношений в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Считается, что признание современным международным правом за народами права на самоопределение, суверенитет, участие в международных отношениях неизбежно ведёт к признанию народа как основного носителя суверенитета, первоначальным субъектом международного права. Такая точка зрения основана на принципах международного права, фиксирующих правосубъектность наций в процессе борьбы за освобождение, которые ставят борющуюся нацию под защиту международного права. Основные права нации в области международных отношений включают право на:

  • · волеизъявление народа, борющегося за независимость;
  • · признание правосубъектности их органов;
  • · международно-правовую защиту и получение помощи от государств и международных организаций;
  • · участие в деятельности международных организаций и межправительственных конференций;
  • · участие в создании норм международного права;
  • · самостоятельное исполнение действующих международно-правовых норм.

В последние годы в российской науке международного права появились и другие точки зрения по поводу правосубъектности народов и наций. Предлагается включать в число субъектов международного права только государства и межгосударственные организации на том основании, что правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства, не является общепризнанной. По мнению отдельных российских учёных, народы, которые могут реализовать один из принципов международного права - право на самоопределение, следует относить к «специальным субъектам международного права». Представляется, что подобные суждения противоречат принципу самоопределения народов и наций, борющихся за независимость, который является общепризнанным в современном международном праве и должен уважаться всем мировым сообществом.

Говоря о национальном суверенитете, можно определить, что это представляет собой полновластие нации, её политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего, способность политически самоопределяться вплоть до отделения образования самостоятельного государства.

Полновластие нации проявляется в реальной возможности самостоятельно и суверенно решать вопросы, относящиеся к её национальной свободе, государственно-правовой организации, взаимоотношениями с другими нациями и народностями. Каждая нация вправе определять свою судьбу, решать вопрос национально-государственной организации, она вправе войти в состав того или иного государства и объединиться с другими нациями в тех или иных формах государственного союза, выйти из данного государства и образовать своё самостоятельное национальное государство. Каждая нация вправе сохранять и свободно развивать свой язык, обычаи, традиции, соответствующие национальные учреждения.

Суверенитет нации имеет своей предпосылкой национальные потребности, интересы и цели, вытекающие из объективных условий её существования и являющиеся важнейшим стимулятором развития нации, её борьбы за своё освобождение. В качестве национальных могут выдвигаться интересы, выразителем которых выступает ведущий класс данной нации, а также интересы общенациональные в полном смысле слова.

Национальный суверенитет означает право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путём добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили своё право на самоопределение - путём объединения в союзные государства и путём федерации на базе автономии или конфедерации, государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путём обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путём охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.

Следовательно, государство, тем более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти. Таким образом, национальный суверенитет следует понимать как демократический принцип, в соответствии с которым каждая нация обладает правом на свободу, на самостоятельное и независимое развитие, что должны уважать все другие нации и государства.

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтвержда­ет и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на ϲʙᴏбодный выбор и развитие ϲʙᴏего социально-политического статуса.

Принцип самоопределения народов будет одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец XIX - начало XX вв.
Стоит отметить, что особенно динамичное развитие он при­обрел после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окон­чательно завершило ϲʙᴏе юридическое оформление в качестве основ­ного принципа международного права. Декларация о предоставле­нии независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкре­тизировала и развила содержание ϶ᴛᴏго принципа. В наибольшей степени полно его содержание было сформулировано в Декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится: «Все народы имеют право ϲʙᴏбодно определять без вмешательства извне ϲʙᴏй политичес­кий статус и осуществлять ϲʙᴏе экономическое, социальное и куль­турное развитие, и каждое государство обязано уважать ϶ᴛᴏ право в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с положениями Устава ООН».

Отметим тот факт - что в современном международном праве имеются нормы, под­тверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борю­щиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры при­нуждения в отношении тех сил, кᴏᴛᴏᴩые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения - не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектнос­ти наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, кᴏᴛᴏᴩая имеет ϲʙᴏю политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции.

Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму орга­низации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектнос-тью в собственном значении ϶ᴛᴏго слова могут обладать (и обладают) не все, а исключительно ограниченное число наций - нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с меж­дународным правом.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. При этом право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с коло­ниализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной на­правленности она ϲʙᴏю задачу выполнила.

Сегодня особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже ϲʙᴏбодно определившей ϲʙᴏй политический статус. В ны­нешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами между­народного права и, в частности, с принципом уважения государствен­ного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других госу­дарств. Иными словами, нужно говорить уже не о праве всех (!) наций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей ϲʙᴏю государственность, развиваться без вмешательства извне.

Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующем эту территорию, другими государствами и нация­ми, международными организациями. Участвуя в конкретных между­народных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.

Различают права, кᴏᴛᴏᴩыми уже обладает нация (они вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание кᴏᴛᴏᴩыми она борется (вытекают из государственного суверенитета)

Правосубъектность борющейся нации содержит в себе комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявле­ние; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права; право на участие в между­народных организациях и конференциях; право участвовать в созда­нии норм международного права и самостоятельно выполнять при­нятые на себя международные обязательства.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств; права борющейся нации охра­няются международным правом; нация от ϲʙᴏего имени вправе при­менять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

Правосубъектность наций, борющихся как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли .

Категории «народ» и «нация» рассматриваются как тождественные понятия. Однако между ними существуют принципиальные различия. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризуемая такими признаками как: единство территории; общность социальной и экономической жизни; общность культуры и быта. Народ - это разнообразные формы общностей людей, включающие в себя как национальное, так и этническое единство. Являясь первичными субъектами международного права, все нации и народы имеют неотъемлемое право на полную, абсолютную свободу, осуществление своего государственного суверенитета, целостность и неприкосновенность национальной территории.

Когда говорят о международной правосубъектности наций и народов, имеют в виду прежде всего те из них, которые находятся в колониальной зависимости и лишены собственной национальной государственности. Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после того, когда они создают какой-либо координирующий борьбу орган (например, таковым является Организация освобождения Палестины), который до создания независимого государства выступает от их имени.

В настоящее время зависимыми являются примерно 15 территорий: Американское Самоа, Бермуды, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, Гуам, Новая Каледония, остров Святой Елены, подопечные территории тихоокеанских островов, Западная Сахара и др.

Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уставе ООН (п. 2 ст. 1). Сама Организация на основе этого принципа преследует цель развивать дружественные отношения между нациями . В порядке имплементации данного принципа ООН создала под своим руководством международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нес индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями. Согласно ст. 76 Устава ООН одной из основных задач системы опеки является способствование политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.

В дальнейшем принцип равноправия и самоопределения народов был развит и конкретизирован в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, единогласно принятой Генеральной Ассамблеей ООН на XV сессии 14 декабря 1960 г . В преамбуле Декларации справедливо отмечается, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе взаимной выгоды международного экономического сотрудничества и норм международного права. Декларация провозглашает следующие принципы и обязательные условия предоставления независимости колониальным странам и пародам:


1) подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире;

2) все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие;

3) недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для задержки достижения независимости;

4) любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость; целостность их национальных территорий должна уважаться;

Нормативный характер этого единогласно принятого документа четко выражен в п. 7, содержащем прямое указание на обязанность государств «строго и добросовестно соблюдать положения... настоящей Декларации»

Данный принцип конкретизирован также в Декларации о принципах международного права 1970 г., во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактах о правах человека 1966 г., Заключительном акте Совещания в Хельсинки 1975 г. и во многих других источниках международного права.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. призывает государства уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права . Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Следует отметить, что Заключительный акт особо подчеркивает важность исключения любой формы нарушения принципа равноправия и самоопределения народов.

Согласно ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. все народы имеют право на самоопределение . В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все народы могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Все государства - участники пакта, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с Уставом ООН поощрять осуществление права на самоуправление и уважать это право.

Юридической основой права наций на самоопределение является присущий им национальный суверенитет, означающий реализацию каждой нацией своего права на самостоятельное и независимое существование как в политическом смысле, так и с точки зрения свободного и всестороннего развития всех иных сфер общественной жизни. Национальный суверенитет неприкосновенен и неотчуждаем. В силу этого международная правосубъектность наций и народов не зависит от волеизъявления других участников международных отношений.

В качестве субъекта международного права нации и народы, борющиеся за свое самоопределение, в лине своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями, подписывать международные договоры (например, Организация освобождения Палестины подписала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.), направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференций Они пользуются защитой норм международного права, имеют свои дипломатические представительства на территории государств.

Признание международной правосубъектности наций и народов непосредственно связано принятием Устава ООН, закрепившего в качестве основополагающего принципа - право нации и народа на самоопределение. В дальнейшем этот принцип был развит в документах, принятых Генеральной Ассамблеей ООН: Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. и Декларации о принципах международного права 1970 г., закрепивших персонификацию наций и народов в качестве субъектов международного права. Термины «народ» и «нация» в международных актах рассматривались как идентичные.

Успешное развитие антиколониальной борьбы в 60-е годы ХХ века привело к всеобщему признанию международной правосубъектности наций и народов, вставших на путь самоопределения. Распространилась практика заключения международных договоров между суверенными государствами и органами национального освобождения, которые, кроме того, получили статус наблюдателей в международных межправительственных организациях, а их представители - право на участие в работе международных конференций.

Нормы международного права и практика международных отношений определили объем правоспособности борющейся нации, который включает в себя комплекс следующих основных (субъектно-видовых) прав:

Право на самостоятельное волеизъявление;

Право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права;

Право на участие в работе международных организаций и конференций;

Право на участие в создании международно-правовых норм и самостоятельно выполнять взятые на себя обязательства

Право применять принудительные меры против нарушителей национального суверенитета.

Эти права, составляющие основу международной правоспособности народа, имеют специфику, отличающую ее от универсальной правоспособности суверенных государств. Народ (нация), борющаяся за независимость, может участвовать в международных отношениях лишь по вопросам, касающихся реализации права на самоопределение. Наиболее выпукло это положение проявляется в практике международных организаций системы ООН. Устав ООН и уставы других организаций системы ООН в качестве полноправного члена организации признает только суверенное государство. Национальные образования в системе ООН имеют специальный статус – ассоциированных членов или наблюдателей.

Доктринальное толкование международной правосубъектности наций и народов развивалось достаточно противоречиво и неоднозначно. Основной проблемой научной полемики был вопрос определения объема международной правоспособности нации (народа) .

Наиболее последовательно наличие международной правосубъектности наций и народов отстаивалось в советской международно-правовой доктрине , исходившей из идеи национального суверенитета , в силу обладания которым нация (народ) является основным (первичным) субъектом международного права, наделенным универсальной правоспособностью . Под нацией (народом) понималось не просто население, проживающее на определенной территории, а организационно оформленная культурно-историческая общность, осознающая свое единство. Советские ученые полагали, что всякий народ (нация) потенциальный субъект международного права, но участником реальных международно-правовых отношений он становится с момента начала борьбы за свое политическое самоопределение.

В западной международно-правовой доктрине международная правосубъектность наций и народов была однозначно признана только в результате успешного развития антиколониального движения. Однако универсальный объем правоспособности этого субъекта международного права западными учеными никогда не признавался. Обобщенно суть данной доктрины можно выразить следующим образом: нация, имеющая политическую организацию и самостоятельно осуществляющая квазигосударственные функции, имеет право участвовать в международных отношениях, но обладает ограниченным объемом правоспособности, включающей правомочия специфического характера (право на деколонизацию, право на социальное, экономическое и политическое самоопределение, право национальных меньшинств требовать защиты и защищать свои права).

В последнее десятилетиеподходы к определению правосубъектности наций (народов), борющихся за независимость, изменились ив отечественной (современной) международно-правовой доктрине . Российские исследователи также признали, что нация (народ) имеет специфическую правоспособность, ограниченную рамками права на самоопределение. Кроме того, сегодня, когда абсолютное большинство бывших колониальных народов добилось независимости, право нации на самоопределение стало рассматриваться в другом аспекте, как право на развитие нации, уже свободно определившей свой политический статус.Большинство отечественных исследователей ныне полагает, что принцип права народа на самоопределение необходимо согласовывать с другими принципами международного права, особенно, если речь идет о самоопределении отдельных наций в рамках многонационального суверенного государства. Такое самоопределение вовсе не предполагает обязательности отделения и создания нового государства. Оно подразумевает повышение уровня самостоятельности, но без угрозы территориальной целостности государства и правам человека. Такая позиция нашла закрепление в постановлении Конституционного суда РФ от 13 марта 1992 г., в котором говорится, что «не отрицая право народа на самоопределение, осуществляемое посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека».