Свой стиль

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью. Личность и общество

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – этонаправленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, "деляческими", интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ееобособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессыличностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) иперсонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженныеуровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.

Каждая личность формирует собственнуюстратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становитсявнутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в еесмыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.

Для социологии важнейшее значение имеет такая характеристика, как «личность», поскольку ее интересует человек не как продукт природы, а как продукт общества. Личность - это выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Другими словами, личность – это типичный представитель большой социальной группы людей, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов, отношений. Личность - это социальная характеристика человека, позволяющая выделить в нем социально-типическое.

Личность как субъект социальных отношений характеризуется известной автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Помимо этого личность характеризуют такие показатели, как самосознание, самоанализ, самооценка и самоконтроль, понимаемый как ответственность за свои поступки. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, основу которой составляют ценностные ориентации: мировоззрение, социальные ценности, идеалы, социальные нормы. Следует отметить, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности. Система ценностей биологически не наследуется: она отсутствует у животных, практически отсутствует у маленьких детей. Ценностные ориентации передаются от родителей, учителей, окружения ребенка и формируются в систему ценностей человека, начиная с детства.

Таким образом, личность – это относительно поздний продукт социального развития человека, это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личностью не рождается, ею становятся в процессе социализации. Особенность человека как представителя биологического рода заключается в том, что в нем от рождения запрограммирована возможность превращения в личность. Однако эта возможность не абсолютна. Изоляция ребенка в силу различных причин в раннем детстве от общества не будет препятствовать его развитию как биологического существа. Однако в социальном плане это будет означать его гибель, поскольку не реализованные в раннем детстве возможности социализации постепенно безвозвратно утрачиваются.

Включение индивида в общество называется социализацией. В процессе социализации индивид приобретает социальную природу, превращаясь из биологического существа в социальное. Т.е. главное содержание социализации – формирование личности, становление социального «Я».



Социализация - это длительный, многоактный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся на протяжении всей жизни индивида. Связано это с тем, что на протяжении его жизни меняется не только он сам, его привычки, вкусы, пристрастия, но и меняется общество. Социализация позволяет индивиду адаптироваться к этим изменениям.

Механизм процесса социализации заключается в постоянном, непрерывном, интенсивном взаимодействии человека с окружающей его социальной средой. В процессе социализации участвуют и взаимодействуют две стороны – объект социализации и субъект социализации.

Объект социализации – это тот, на кого направлен сам процесс, т.е. отдельные люди или группы людей. Субъект социализации – это тот, кто осуществляет этот процесс. В качестве субъекта социализации может выступать отдельная личность, социальная группа, социальный институт или организация, которые называются агентами социализации. Специфика процесса социализации проявляется в том, что один и тот же человек (например, отец) в одной связи (по отношению к детям) выступает как субъект социализации, а в другой (по отношению к социальной группе, в которую он входит) – как объект социализации. Более того, в рамках одного взаимодействия субъект (отец) не только оказывает воздействие на объект социализации (дети), но и сам испытывает обратное воздействие последнего.

Философия науки и техники.

На стыке философии и науки в середине XIX в. возникла особая научная дисциплина – философия науки, представляющая собой рефлексию над наукой, осуществляющая теоретический анализ науки как общественного явления. Современные исследователи дают следующее определение предмета философии науки: «Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте»2.



Философия науки ставит и решает следующие вопросы: В чем заключается сущность науки? В чем сущность рациональности? Каковы критерии научной рациональности? Каковы исторические этапы развития науки? Каковы типы и виды научной рациональности? Каковы модели развития научного знания? Какими методами научного познания должны пользоваться ученые для получения истинного, корректного научного объяснения и т.д.3

В отличие от философии науки, философия техники – одна из новых ветвей философского знания, гносеологический и социальный статус которого еще четко не определен; это одно из значимых проблемных полей современной западной философии, основанное на комплексном, системном анализе техники как социокультурного феномена в историко-цивилизационномконтексте. Если в русско- и немецкоязычной литературе принято употреблять термин «философия техники», то в англоязычной – наиболее массовой и широко доступной литературе – термин «философия технологии» («philosophy of technology», а не «philosophy of technique»). Говоря о «фило-

софии техники» в англоязычном ее понимании, мы должны исходить из нераздельности техники и технологии. В противном случае многие концепции, рассуждения современных западных авторов рискуют остаться понятыми нами неадекватно.

Философия, занимаясь наиболее общими, фундаментальными проблемами, долгое время не испытывала потребности в изучении проблем техники, не только полагая их не заслуживающими внимания, но и считая, что техника сама по себе не является «предметным полем» философии. Хотя некоторые античные и средневековые философы (Аристотель, Альберт Великий) уделяли определенное внимание технике, но рассматривали ее как естествоиспытатели и изобретатели; хотя социальные проблемы, порождаемые техникой, с давних времен становились предметом философской рефлексии (в «Книге о дао и дэ»), но при этом исследовалось само общество, а не техника как самостоятельный феномен.

Исторически сложилось так, что долгое время философия и методология науки ориентировалась на анализ прежде всего естественнонаучного знания, в особенности - физического и математического (о взаимоотношениях физики и философии см. хрестоматию 6.1 и хрестоматию 6.2), поскольку именно оно считалось эталоном строгости и точности. Но в последней трети прошлого века исследовательский интерес стал смещаться в сторону гуманитарных и социальных наук. Проблемы методологии истории, психологии и социологии стали изучаться все более активно. Это позволило во многом преодолеть имевшую место односторонность методологических концепций и, кроме того, дало возможность заново переосмыслить некоторые из фундаментальных проблем науки, например, проблему закономерностей развития научного знания или проблему его достоверности.
Оценивая тенденции развития философии и методологии науки, большинство исследователей отмечают следующие два обстоятельства. Во-первых, эволюцию теоретических концепций от нормативного подхода к процедурам и результатам научных исследований к дескриптивному, описательному, и во-вторых, поворот от логического анализа структуры научного знания к проблемам его исторического развития. Эти тенденции во многом являются взаимосвязанными. Анализ исторического пути развития научного знания показал, что надежды на существование единого универсального научного метода, применимых везде и всегда критериев достоверности получаемых результатов, по всей видимости, не оправданы. В истории науки не существовало единых стандартов научной строгости и точности. В каждую историческую эпоху в различных научных дисциплинах применялись свои правила и приемы исследования, которые могли оказаться более или менее успешными. Это привело к отказу от первоначальной установки логического позитивизма перестроить все здание науки в соответствии с последними достижениями логики, и, поскольку ученые зачастую действовали вопреки предписаниям методологов, оставило за методологией преимущественно описательную и классифицирующую функции по отношению к методам научного познания и его результатам. Такое изменение установки не превратило, однако, предшествующие разработки философов науки в бесполезные инструменты, а только ограничило область их применимости и выявило степень их соответствия исторической практике научных исследований.
Как правило, методологические проблемы науки не являются собственно внутринаучными проблемами - они имеют значительное философское содержание, поскольку их способ постановки, а зачастую и решение зависят от принятых исследователем философских допущений относительно природы мира, познания и специфики научной деятельности.
К числу основных проблем философии и методологии науки обычно относят проблему возникновения научного знания, соотношения и взаимосвязи научных и вненаучных форм познания, проблема строения научного знания и основных функций науки, проблема развития науки.
Естественно, что каждая из этих проблем в свою очередь представляет собой довольно сложный комплекс подпроблем, характеризующийся собственными логическими и идейными связями. Так, проблема структуры научного знания требует выяснения вопросов, какое знание считать эмпирическим, а какое - теоретическим, что такое научный факт и что такое научная гипотеза, что является законом науки, а что является научной теорией, должна ли научная гипотеза основываться на фактах или она должна быть логическим следствием теории и т.д. Определенное решение каждой из этих проблем оказывает влияние на решение остальных, а иногда даже может завести решение других проблем в тупик, как это получается в знаменитой "дилемме теоретика" К.Г. Гемпеля.
Как показала практика исследования, средства современной логики позволяют, во-первых, формулировать эти и другие подобные проблемы вполне однозначным строгим способом, а, во-вторых, являются незаменимым инструментом их анализа. Их единственный недостаток состоит лишь в том, что они не могут быть достаточными средствами для решения всех методологических проблем. Логика оказывается здесь неразрывно связанной с философской теорией науки. К рассмотрению одной из таких проблем, где простого логического решения оказывается недостаточно, мы сейчас и перейдем.

Философия техники как самостоятельная философская дисциплина сформировалась позднее философии науки. Сам термин был введен немецким философом Э. Каппом, опубликовавшим в 1877 году книгу под названием "Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения". На протяжении XX столетия к философским проблемам, связанным с техникой, обращались многие выдающиеся мыслители, включая одного из самых значительных философов прошлого века - М. Хайдеггера. Это предопределило два способа постановки философского вопроса о технике. Первый, имеющий больше сторонников, состоит в представлении техники как специфического феномена человеческой культуры, второй же усматривает в технике, техническом универсальное основание культуры, фундаментальное отношение человека к миру. В первом случае речь идет о философии техники как об одном из направлений философских исследований (наряду с философией науки, философией религии или философией права), во втором случае мы можем говорить о возможном, хотя и до сих пор не развернутом, философском учении (здесь аналогом выступает, например, философия жизни). В дальнейшем мы будем рассматривать философию техники в первом из указанных смыслов.

Особое место в социальной структуре общества занимает человек. Он является основным, первичным элементом этой структуры. Без него нет и не может быть ни социальных связей, ни социальных действий, ни социальных отношений, ни социальных институтов и организаций, ни социальных общностей и групп. Человек одновременно и субъект, и объект всех общественных отношений.

В обыденном сознании чаще всего такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», отождествляются. В социологии же, при всей своей близости и взаимосвязи, они четко разграничиваются. «Человек» - это характеристика, подчеркивающая принадлежность к такой исторически развивающейся общности как человеческий род, человечество. В этом смысле человек - продукт природы, представитель особого биологического рода. Понятие «индивид» характеризует единичного, конкретного представителя этого рода. Уникальность, неповторимость индивида обозначается категорией «индивидуальность».

Для социологии важнейшее значение имеет такая характеристика, как «личность», поскольку ее интересует человек не как продукт природы, а как продукт общества. Личность - это выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Другими словами, личность - это типичный представитель большой социальной группы людей, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов, отношений. Личность - это социальная характеристика человека, позволяющая выделить в нем социально-типическое.

Личность как субъект социальных отношений характеризуется известной автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Помимо этого личность характеризуют такие показатели, как самосознание, самоанализ, самооценка и самоконтроль, понимаемый как ответственность за свои поступки. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, основу которой составляют ценностные ориентации: мировоззрение, социальные ценности, идеалы, социальные нормы. Следует отметить, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности. Система ценностей биологически не наследуется: она отсутствует у животных, практически отсутствует у маленьких детей. Ценностные ориентации передаются от родителей, учителей, окружения ребенка и формируются в систему ценностей человека, начиная с детства.

Таким образом, личность - это относительно поздний продукт социального развития человека, это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личностью не рождается, ею становятся в процессе социализации. Особенность человека как представителя биологического рода заключается в том, что в нем от рождения запрограммирована возможность превращения в личность. Однако эта возможность не абсолютна. Изоляция ребенка в силу различных причин в раннем детстве от общества не будет препятствовать его развитию как биологического существа. Однако в социальном плане это будет означать его гибель, поскольку не реализованные в раннем детстве возможности социализации постепенно безвозвратно утрачиваются.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений предопределяют множество теоретических подходов в понимании и объяснении этого феномена, множество различных моделей и образов человека в современной социологии. Значительное место среди этих подходов и моделей занимает ролевая теория личности. Эта теория описывает социальное поведение личности через такие понятия, как социальный статус и социальная роль, выступающие в качестве поведенческой стороны социального статуса. В ней человек предстает как совокупность социальных ролей.

Социальная роль предполагает совокупность действий, которые должен выполнять человек в соответствии со своим социальным статусом, а именно вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. То есть социальная роль - это динамическая сторона статуса, модель поведения, ориентированная на конкретный статус.

Каждый человек одновременно обладает различными социальными характеристиками, формирующими его совокупный статус. Совокупность ролей, вытекающих из совокупного статуса, называется ролевым набором. Каждая роль из ролевого набора требует определенного поведения. Как и социальные статусы, социальные роли могут закрепляться формально (например, в законе), а могут носить и неформальный характер (например, моральные нормы поведения).

Каждый человек в различной степени отождествляет себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда отождествление с одним из статусов становится настолько сильным, что человек буквально сливается с соответствующей ему ролью, перенося стереотип поведения с одного статуса на другие. Например, учитель, поучающий всех подряд. Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией. Минимальное же слияние с ролью называется дистанцированием от роли.

Обладая большим или меньшим ролевым набором, соответствующим статусному набору, человек не со всеми ролями идентифицирует себя в равной степени. Некоторые роли для человека становятся личностно значимыми. Как правило, это те роли, которые соответствуют главному статусу. Их утрата воспринимается человеком как личностная драма (например, мужчина, кормилец семьи, теряет работу, становится безработным). Большинство же ролей не являются личностно значимыми, их наличие или отсутствие не переживается (например, роль покупателя, пешехода, читателя и т.д.).

Социальная роль, понимаемая как ожидаемое поведение, формируется на основе следующих компонентов: а) описание типа поведения, соответствующего данной роли; б) предписания (требования), связанные с данным поведением; в) оценка выполнения предписанной роли; г) санкция, т.е. социальные последствия того или иного поведения. Следует отметить, что социальные санкции являются одним из главных элементов социального регулирования, поскольку именно они побуждают человека к определенному типу поведения. Если кто-то нарушает требования, предписанные данной социальной роли, то следует негативная оценка и соответствующие социальные санкции. Исполнение социальной роли в соответствии с ожиданиями будет иметь следствием позитивные социальные санкции в виде одобрения, восхищения и т.д.

В целях побуждения индивидов к адекватному исполнению социальной роли в обществе существует целая система социального контроля - от общественного мнения до правоохранительных органов, и соответствующая ей система социальных санкций. Социальные санкции бывают двух видов. Санкции, реализуемые непосредственно социальной группой через её поведение (осуждение, презрение, одобрение и т.д.), называются моральными. Помимо этого, санкции могут быть юридическими, политическими и т.д. Они реализуются конкретными социальными институтами и имеют правовые последствия.

Социальная роль не является чистой моделью поведения. Необходимо выделять ролевое ожидание - поведение, которое ожидают от человека окружающие в соответствии с его социальным статусом, и ролевое исполнение - собственно поведение конкретного индивида. Полного совпадения между ролевым ожиданием и ролевым исполнением не бывает. Требования социальной роли каждым конкретным человеком интерпретируются по-своему, результатом чего является различная картина поведения индивидов, обладающих одинаковым статусом. Связующим звеном между ролевым ожиданием и ролевым исполнением выступает характер человека. Таким образом, социальный статус подчеркивает сходство людей, а социальная роль - их различие.

Существующие границы ролевого поведения достаточно жесткие, поскольку неадекватное исполнение социальных ролей носителями соответствующих социальных статусов может привести к нарушению равновесия общества как социальной системы, но не абсолютные. Пределы, в рамках которых варьируется допустимое поведение, называется статусным диапазоном.

Обладая различными статусными характеристиками, человек во множестве ситуаций должен одновременно исполнять несколько ролей. Как правило, эти роли не противоречат друг другу и их исполнение не создает дискомфорта для человека. Однако в некоторых ситуациях индивид сталкивается с необходимостью удовлетворения требований двух или более несовместимых или трудно совместимых ролей (например, роль матери, хозяйки и роль работницы, сотрудницы). В этом случае возникает ролевой конфликт, создающий стрессовую ситуацию. Для того чтобы преодолеть ролевой конфликт, человек должен сделать выбор между противоречивыми ролями, определить для себя, какая из ролей является более важной.

Включение индивида в общество называется социализацией. В процессе социализации индивид приобретает социальную природу, превращаясь из биологического существа в социальное. Т.е. главное содержание социализации - формирование личности, становление социального «Я».

Понятие «социализация» шире, чем понятия «образование», «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, социально спланированных действий, целью которых является формирование у ребенка определенных навыков, качеств характера. Социализация включает и образование, и воспитание, и, сверх того, совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы. Благодаря социализации человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус, овладевает социальными ролями.

Таким образом, социализация представляет собой процесс усвоения образцов социального поведения, социальных норм и ценностей и освоения социальных ролей. Следует обратить внимание на то, что в ходе этого процесса социальные нормы как предписания, требования, пожелания определенного типа поведения усваиваются, а социальные роли именно осваиваются в результате каких-то практических действий. Так, девочка, играя в куклы, имитирует поведение своей матери, осваивая, тем самым, соответствующую социальную роль.

Социализация - это длительный, многоактный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся на протяжении всей жизни индивида. Связано это с тем, что на протяжении его жизни меняется не только он сам, его привычки, вкусы, пристрастия, но и меняется общество. Социализация позволяет индивиду адаптироваться к этим изменениям.

Механизм процесса социализации заключается в постоянном, непрерывном, интенсивном взаимодействии человека с окружающей его социальной средой. В процессе социализации участвуют и взаимодействуют две стороны - объект социализации и субъект социализации. Объект социализации - это тот, на кого направлен сам процесс, т.е. отдельные люди или группы людей. Субъект социализации - это тот, кто осуществляет этот процесс. В качестве субъекта социализации может выступать отдельная личность, социальная группа, социальный институт или организация, которые называются агентами социализации. Специфика процесса социализации проявляется в том, что один и тот же человек (например, отец) в одной связи (по отношению к детям) выступает как субъект социализации, а в другой (по отношению к социальной группе, в которую он входит) - как объект социализации. Более того, в рамках одного взаимодействия субъект (отец) не только оказывает воздействие на объект социализации (дети), но и сам испытывает обратное воздействие последнего.

Социализация бывает первичной и вторичной. Первичная социализация осуществляется через прямое воздействие на человека его непосредственного окружения: семьи, друзей, родственников и др., выступающих в качестве ее агентов. Вторичная социализация осуществляется через опосредованное воздействие на индивида. Ее агенты - представители государства, руководители предприятий, вузов, средства массовой информации и т.д.

Первичная социализация наиболее интенсивно осуществляется в первой половине жизни, хотя в определенной степени сохраняется и во второй. Вторичная социализация приходится на вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. При этом одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Например, если между учителем и учеником отношения носят доверительный характер, то учитель будет выступать в качестве агента первичной социализации. Если же роль учителя исполняется формально, то он становится агентом вторичной социализации. Следовательно, первичная социализация осуществляется в сфере межличностных отношений, а вторичная социализация - в сфере социальных отношений.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация - в основном область приписываемых статусов, завершающаяся - сфера достигаемых.

На различных этапах жизни человека социализация имеет свои особенности. Поэтому процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Количество и продолжительность стадий социализации в различных обществах неодинаковы. Например, чем дольше длится процесс обучения, тем больше времени уходит на такую стадию социализации, как юность.

Сложность и многообразие социальной жизни проявляются в том, что она включает в себя не только спокойное, стабильное, правильное течение, но и отклонение от него. Это находит свое выражение в отклоняющемся от социальных норм (девиантном) поведении.

Существуют различные объяснения девиации. Так, Ч. Ломброзо считает, что люди предрасположены к определенному типу поведения по своему биологическому складу. Х. Шелдон связывает девиантное поведение с особенностью строения тела, З. Фрейд - с «умственными дефектами», «дегенеративностью», «психопатией». Социологическое объяснение девиации в первую очередь учитывает социальные и культурные факторы. Так, с точки зрения Э. Дюркгейма и Р. Мертона, причина девиации кроется в «социальной дезорганизации» общества, когда культурные ценности, нормы и остальные взаимосвязи ослабевают или противоречат друг другу. Т.е. причиной девиации «является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения».

В марксистской концепции акцент делался на классовых корнях девиации. В соответствии с этой концепцией главной причиной такой, например, девиации, как преступность, является сам уклад общественных отношений, основанных на частной собственности и антагонизме классов. Отсюда делался вывод о том, что социализм, ликвидировав частную собственность, полностью устраняет социальные причины преступности.

Современные исследователи проблемы девиации в целом склоняются к тому, что, поскольку человек является существом биосоциальным, постольку причины девиации следует искать как в социальных факторах, так и в особенностях биологической структуры личности.

В широком смысле девиантное поведение подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие принятым в обществе нормам, причем как положительные (героизм, альтруизм, самопожертвование, высочайшая преданность), так и отрицательные (пьянство, наркомания, предательство, вандализм, хулиганство и др.). Социологические исследования показывают, что на каждую из этих групп приходится 10-15% населения, в то время как 70% составляют те, кто практически не имеет отклонений от нормы.

Следует отметить, что девиация носит относительный характер: то, что для одного человека или группы является отклонением, для другого человека или группы - нормой. Т.е. критерием нормы или отклонения считаются принятые в данном обществе, в социальной группе социальные нормы - исторически сложившиеся правила допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации в соответствии с ценностями определенной культуры.

Серьезные нарушения, подпадающие под категорию противоправного действия (т.е. нарушения общепринятых норм, преступления), называются делинквентным поведением. Они носят абсолютный характер и наказуемы в соответствии с законом.

В социальной жизни может возникнуть и такая ситуация, когда отклоняющееся поведение распространяется на широкие социальные слои, охватывает социальные институты, принятые обществом нормы и ценности. Такое состояние называется социальной аномией и означает полную разрегулированность общества, иными словами, деформацию всех структур общества, в том числе и социальной. Это чаще всего бывает в период глубоких кризисов, радикальных реформ, войн, революций, стихийных бедствий, носящих глобальный характер и т.д. Девиация, приобретающая всеобщий характер, разрушает социальные институты, нормы, ценности и угрожает, тем самым, не только обществу вообще, но и лишает уверенности и защищенности каждого его члена в отдельности.

Ключевые понятия темы: человек, индивид, личность, ролевая теория личности, социальная роль, социальные нормы, социальные санкции, ролевое ожидание, ролевое исполнение, ролевая идентификация, дистанцирование от роли, ролевой конфликт, социализация, агенты социализации, девиантное поведение, делинквентное поведение, социальная аномия.

Ключевые понятия: понятия «человек», «индивид», «личность»; личность как объект и субъект социальных отношений; социализация и индивидуализация личности, этапы социализации; средства и направления воспитания; теории воспитания; социальный статус и социальные роли.

В социально-гуманитарных науках принято различать близкие по значению понятия: «человек», «индивид», «личность». Используя слово «человек », обычно имеют в видубиологический вид – homo sapiens (человек разумный). Термин «индивид » (от лат. individuum: неделимое)применяется для обозначения конкретного представителя этого вида. То есть, индивид – это единица биологического вида. Понятие «личность » определяет положение индивида среди конкретных социальных общностей.

Личность – это социальная характеристика индивида. В социологии понятие личности рассматривается, во-первых , в связи с взаимодействием индивидов с конкретными малыми или большими социальными группами (коллективами, этническими общностями, классами и др.) и, во-вторых , с позиций социальных особенностей индивида, определяемых его интересами, потребностями, ценностными ориентациями.

Личность в системе социальных отношений

Формирование личности возможно лишь в контакте с социальной средой. С одной стороны социальные отношения формируют личность. Здесь она выступает в роли объекта этих отношений. С другой стороны – каждая личность способна, так или иначе, влиять на социальные отношения, видоизменяя их, то есть быть в качестве субъекта этих отношений. Иначе говоря, личность может выступать одновременно и в качестве объекта и в роли субъекта окружающих ее социальных отношений (см. рис. 2).

Социальные отношения Личность (субъект)

Личность (объект) Социальные отношения

Рис. 2. Личность в роли объекта и субъекта социальных отношений.

Можно сказать иначе. Взаимодействия личности с социальной среды наглядно характеризуют две ее формы :

1) адаптация , то есть, пассивное приспособление индивида к окружающей действительности;

2) интеграция – активное взаимодействие личности со средой, когда не только среда влияет на личность, но и личность участвует в ее формировании.

Каждый индивид уникален, не похож на других. Причем не только по внешним, физическим качествам, но и с точки зрения социальных характеристик. Эта уникальность вытекает из тех условий, в которых формировалось социальное «Я» индивида на протяжении всей его жизни, а также персональными качествами, связанными с физическими особенностями, способностями, склонностями, которые в значительной степени детерминированы генетическими факторами.

Социологическая наукаисследует личность не как уникальное, неповторимое явление. Этим занимается педагогика, психология и ряд других наук, ориентированных на решение конкретных проблем поведения индивидов. Социологов интересует личность как социальная общность: личность студента, личность учителя, личность рабочего, то есть типологизированная личность , которая отражает то общее, чем отличаются конкретные социальные группы людей, с точки зрения их личностных характеристик. Например, студенты факультета физического воспитания отличаются от студентов других факультетов по уровню физического развития, склонности к активным формам времяпрепровождения и ряду других показателей.

Процесс усвоения личностью окружающих ее социальных норм и ценностей принято называть социализацией. Здесь личность выступает в роли объекта отношений. Развитие индивидуальных качеств личности как субъекта общественных отношений обозначают в социологии понятием индивидуализация.

Воспитание личности можно определить, во-первых, как сложный и длительный процесс приобщения личности к социальным нормам и ценностям, характерным для того или иного общества в конкретных исторических условиях (социализация ) и, во-вторых, как развитие индивидуальных способностей и возможностей в интересах общества, отдельных социальных групп, самой личности (индивидуализация ).

Доминирование в воспитании элементов социализации над индивидуализацией не желательно. В процессе такого воспитания сформируется конформист, чрезмерно зависимый от окружающих людей, неспособный самостоятельно принимать решения. Если преобладает индивидуализация, будет воспитан индивидуалист, ориентированный на эгоцентризм, пренебрежение к коллективным интересам.

Иначе говоря, основные цели воспитания связаны, с приобщением индивида к социальным нормам и ценностям, то есть к основным составляющим духовной культуры . Э тот процесс должен учитывать также особенности, способности, интересы и потребности индивида. То есть, социализация личности должна оптимально сочетаться с ее индивидуализацией . Только в этом случае может сформироваться гармонично развитая личность.

К основным механизмам целенаправленного развития личности можно отнести наличие ряда условий и факторов, среди которых нередко выделяют так называемые средства воспитания . Их примерный перечень:

1. Семья – ребенок тяготеет к выбору стиля жизни и образа поведения, которые присущи его семье, его родителям.

2. Группы «равных» – включают друзей одного возраста.

3. Школа – кроме формального процесса обучения существует скрытый процесс воспитания: правила школьной жизни, авторитет учителя, его реакции на те или иные действия, влияние особой «школьной среды.

4. Средства массовой коммуникации – газеты, журналы, кино, радио, телевидение, которые влияют на воспитание личности.

5. Трудовые коллективы – важнейший фактор социализации индивида.

6 . Религиозные организации – нередко являются сильным средством духовно-нравственного воздействия на личность.

7. Общественное объединения – создают неповторимую для каждого индивида социальную среду, формирующую его как личность.

Выделяют важнейшие направления воспитания, среди которых:

идейно-политическое – формирование политической культуры;

трудовое – развитие добросовестного отношения к труду;

нравственное – усвоение норм и принципов морали;

эстетическое – расширение потребности в прекрасном;

экологическое – оптимизация отношения человека к природе;

религиозное – приобщение к религиозным ценностям;

физическое – развитие физических возможностей индивида.

Часто выделяют и другие средства и направления воспитания. Но, видимо, говоря о воспитании, следует, прежде всего, иметь в виду приобщение к культуре . Например: к политической культуре, культуре труда, религиозной культуре, физической культуре.

Этапы социализации личности

С оциализация – это приобщение личности к духовным ценностям и нормам поведения, которые сложились в обществе. Личность в процессе своего формирования заимствует правила взаимодействия друг с другом, взгляды, убеждения, ориентации, доминирующие в окружающей его социальной среде. Она должна согласиться с господствующими представлениями о мире, включая образ жизни людей, признать своими способы жизнедеятельности, нравственные идеалы, правила «игры», доминирующие в обществе, или вступить с ним в конфликт.

Весь жизненный путь человека от рождения до смерти разделяется на отдельные периоды (этапы): детство , юность , зрелость , старость . На каждом из них личность усваивает ценности и нормы, сложившиеся в обществе, развивает свои индивидуальные качества, включается в систему социальных связей и взаимодействий.

Процесс социализации личности можно подразделить на два этапа :

1) первичная социализация – проходит в детские и подростковые годы жизни индивида;

2) вторичная социализация – это развитие личности в последующие годы жизни.

На начальномэтапе социализации особенно сильно на становление личности влияет семья , дошкольные и школьные учреждения, а также группы равных – компаний друзей и сверстников.

Именно от того, как распределялись семейные роли, кто глава семьи, насколько дружеские и теплые отношения были в семье, какие способы и методы поощрения или наказания применяются. Если власть в семье безоговорочно принадлежала одному человеку, если решения принимались единолично главой семьи, если пресекались дискуссии, свободное волеизъявление – в таких условиях вырастает либо сторонник диктатуры (если глава семьи был уважаемой личностью), либо, наоборот, активный противник авторитарных отношений (если семейный лидер не пользовался любовью).

На поведение будущего гражданина большое влияние оказывают дошкольные, школьные, другие государственные и общественные учреждения. От того, насколько эффективно и ответственно они осуществляют свои функции, во многом зависит, станет ли индивид полноценным гражданином своего общества или пополнит ряды лиц с девиантным, то есть социально не приемлемым поведением.

Доминирующее направление развития личности зависит также от ориентаций в так называемых «группах равных». Способы распределения власти, групповых ролей в компаниях сверстников, как свидетельствует опыт, может заметно повлиять на формирование субъективных представлений об «идеальной» модели взаимодействия с окружающим миром, а отношения в группах подростков в будущем могут стать прообразом «оптимального» взаимодействия с окружающим миром. При этом, стереотипы, сформированные в детском и подростковом возрасте, часто оказываются долговечными и сохраняются, нередко, на протяжении всей последующей жизни.

Окончание первого этапа социализации не связано с конкретным, одинаковым для всех возрастом. Признаки завершения первичной социализации, то есть превращения ребенка во взрослого человека могут быть, примерно, следующие:

● способность самостоятельно зарабатывать необходимые для полноценной жизни материальные средства;

● умение правильно распоряжаться деньгами, выбор оптимального и полезного для здоровья образа жизни, независимо от родителей;

● самодисциплина и самоконтроль над своим поведением.

Второй этап социализации связан с воздействием на личность сложного комплекса объективных и субъективных факторов, определяющих его социальные ориентации и поведение в юности, зрелости и старости. В эти годы на процесс социализации личности особенно сильно влияют различные социальные институты , включая систему образования, средства массовой информации, трудовые коллективы и других учреждения и организации, с которыми взаимодействует индивид.

С понятием социализации связаны два, рядом стоящие понятия:

ресоциализация – процесс замены уже усвоенных норм и ценностей, на новые, более соответствующие изменившимся условиям;

десоциализация – деградирующие процессы, связанные с изменением, скажем трудовой деятельности на пенсионный статус.

Таким образом, процесс социализации сложный и многогранный. Социализация немыслима без осознания личностью себя не только в роли объекта, но также и субъекта общественных отношений, что предполагает другую сторону «медали» – индивидуализацию, связанную с постоянным фиксированием индивидом своего специфического места в обществе с учетом личных особенностей, ориентации, жизненных планов и процессом постоянного совершенствования.

Социологические теории воспитания

1) имитация – неосмысленное копирование поступков взрослых;

2) игра – осмысленное воспроизведение поведения взрослых;

3) коллективные игры – ребенок начинает учитывать групповые ожидания и считаться с ними.

Дети младшего возраста развиваются, в первую очередь, за счет имитации поведения родителей. Подражание родителям особенно заметно в процессе игры ребенка. Уже к четырем-пяти годам дети умеют играть роли взрослых: водитель автомобиля, врач, продавец магазина. Нередки роли «мамы» или «папы». Ребенок в процессе коллективной игры начинает отличать свое «Я» от «Мы». Под «Я» скрывается индивид с его спонтанными желаниями, игнорирующими потребности окружающих, а «Мы» – это уже «социальное Я», ограниченное интересами других людей.

Известный швейцарский педагог и социолог Жан Пиаже (1896-1980) считал, что в воспитании детей следует выделять четыре основные стадии:

Первая – сенсорно-моторная (чувственно-двигательная) стадия развития ребенка, связана с первыми двумя годами его жизни. До четырех месяцев своей жизни ребенок не выделяет себя из окружающей среды. Он только учится различать предметы и людей через прикосновение. К концу этой стадии дети уже способны осознавать качества и особенности окружающих их людей и предметов.

Вторая – «преддействие », соответствует возрастному периоду от двух до семи лет. На этой стадии дети активно общаются, у них развивается речь, появляется способность использовать слова в символическом значении. Особенностью этого возраста является эгоцентризм, интерпретация окружающих явлений в соответствии с собственными интересами.

Третья – «конкретные действия », проявляется в возрасте от семи до одиннадцати лет как способность к абстрактному мышлению, возможность делать выводы и обобщения.

Четвертая – «формальные действия ». Это стадия развития ребенка в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет. На этом этапе у ребенка появляется способности к построению гипотез, к выбору оптимального решения проблемы из нескольких возможных вариантов поведения. Воспитание на этой стадии неотделимо от образования.

Оригинальные исследования проблем воспитания проводил известный австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основное внимание он сосредотачивал на внутреннем мире человека. Фрейд считал, что даже новорожденный нуждается не только в еде, тепле и т.п., но также и в ласке, в телесных контактах с взрослыми. В основе этой потребности лежат эротические влечения, которые активно проявляются у ребенка особенно в возрасте 3-5 лет. Именно в этот период воспитания детей, считает Фрейд, может сформироваться на уровне подсознательного эротическое влечение к матери, которое обычно сопровождается неприязнью к отцу - так называемый «эдипов комплекс ». В более позднем возрасте ребенок пытается найти объяснения своим чувствам, извлекая из поведения отца и матери факты, подтверждающие правомерность своего неодинакового отношения к родителям. Последствия этого явления могут быть самые неожиданные: нервные срывы, «непослушание», агрессивность, нравственная деградация.

В отечественной и зарубежной педагогике известны и другие теории воспитания. Однако в них, часто, обнаруживаются неверные, с точки зрения социологического анализа, принципы (можно сказать, мифы ), которые когда-то сложились в педагогической науке в качестве основополагающих.

К таким мифам воспитания, можно отнести противопоставление воспитателя и воспитуемого . Процесс воспитания при этом выглядит как набор способов манипулирования поведением воспитуемого. Здесь уместно вспомнить принцип «назад к Сократу». Великий философ не стремился навязывать ученику какие-либо истины. Учитель, по-мнению Сократа, должен быть в роли «повивальной бабки», то есть помогать ученику самому «родить» истину. (Кстати, само понятие «школа» берет свое начало от греческого слова «досуг», или «развлечение»).

Другой «миф» – это попытка найти единый шаблон воспитания , то есть, убеждение в том, что можно составить единую теорию воспитания и прикладывать ее к любому человеку. (Акцент на социализацию в ущерб индивидуализации).

К «мифам воспитания» относят, так называемый, комплексный подход к воспитанию, обеспечивающий «единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания», с помощью которого можно решить все основные воспитательные задачи в «коллективе». Но люди не одинаковы по своей природе. У каждого свои потребности, интересы, ориентиры. Цель воспитания – не только приобщить человека к коллективным нормам и ценностям, но и развить индивидуальные дарования, способности, чтобы он мог их применить с максимальной пользой, как для себя, так и для общества. Можно сказать, насколько эффективно каждый человек реализует свои индивидуальные возможности на благо общества, настолько общество станет богаче. Иной подход ведет к социальному застою, к деградации общества.

Социальный статус и социальные роли личности

Положение личности в обществе, характер ее взаимодействия с окружающей средой часто связывают с понятиями «социальный статус », «социальный престиж » и «социальная роль ».

Социальный статус (от лат. status: состояние дел, положение) – это характеристика положения личности в социальной иерархии. Он фиксирует различия между людьми по их социальному престижу в обществе, определяет место индивида в системе социальных отношений.

Социальный престиж (от франц. prestige: обаяние, очарование) – оценка обществом социальной значимости вещей (их свойств) и людей (их поведения) с точки зрения норм и ценностей, принятых в данном обществе.

В западных странах, например, наиболее престижно быть адвокатом или врачом. В США наиболее высокий статус имеет президент – 90 баллов по 100-балльной шкале. Астронавт оценивается в 80 баллов. Столько же (80) – университетский профессор. Физик оценивается в 78 баллов. Архитектор – 72, биолог, химик – 69, психолог, социолог – 67. Столько же (67) – банкир. Пилот самолета – 66, ветеринар – 61, почтальон – 58, артист – 57, брокер – 56, журналист – 55, библиотекарь – 54, танцор – 45, клерк офиса – 43, полицейский – 40, солдат – 39, повар – 31, водитель такси – 28, рыбак – 28, мальчик в отеле – 14, продавец наркотиков – 6.

Социальный статус личности зависит от объективных факторов (наличия дохода), и субъективных показателей (уровня и качества образования, квалификации, стиля жизни). Статус может быть:

1) наследственный (или предписанный), когда индивид приобретает положение в обществе независимо от его личных усилий (статус миллионера, негра, женщины);

2) приобретенный , достигаемый личностью, благодаря ее выбора, усилий, заслуг.

Классифицируют статусы и по другим критериям. Например:

1) естественный статус – связан с биологическими признаками, скажем, статус мужчины или женщины может быть различным;

2) профессионально-правовой статус– имеет социальные критерии своего измерения, официально оговоренные или неформальные.

Как правило, у человека можно обнаружить несколько статусов: академик, водитель личного автомобиля, грибник-любитель. Но только один, так называемый, интегральный статус определяет его положение в обществе, связанное с профессией, должностью, размером получаемых доходов.

Наличие собственности обычно повышает статус, но не всегда. Титулованные, но бедные дворяне имели более высокий статус, чем богатые торговцы. Быть президентом страны более престижно, чем простым миллионером.

В основе социального статуса может находиться и этническая или партийная принадлежность человека. Партийность (по Веберу) может влиять на положение человека в обществе, независимо от отношения к средствам производства. Политическая партия представляет собой группу людей, имеющих общие интересы и цели, связанные с властью. А власть повышает статус человека.

Многое в оценке статуса личности зависит от конкретных социальных ролей выполняемых каждым индивидом.

Социальная роль (от франц. rôle: социальная функция) – модель поведения, обусловленная положением личности в системе межличностных отношений. Она адекватна комплексу ожиданий, связанных с поведением конкретного лица в социальной группе. Например, роль учителя. Каким должен быть учитель, каким Вы его ожидаете увидеть? Бывают роли студента, жениха, отца, спортсмена. Воспитывая мальчика, мы обучаем его мужским ролям. Человек приобретает новые роли в течение всей своей жизни.

Социальные роли могут быть постоянные ,то есть существовать длительное время(например, роль матери) и временные , выполняемые в течение короткого периода(например, роль гостеприимного хозяина). Однако это деление часто носит условный характер – мать могут лишить родительских прав, а гостеприимство по отношению к близким людям не исключается на протяжении всей жизни.

К социальным ролям могут быть одновременно применены различные оценки их содержания: ролевые ожидания , то есть точка зрения на роль со стороны окружающих людей и ролевое поведение , состоящее из конкретных действий конкретного индивида, с позиций его взглядов и убеждений.

В социологии используют и такое понятие как ролевая напряженность – несовместимость ролевых ожиданий (священник в армии благословляет солдат на убийство). Часто выполняемые роли могут стать несовместимые (скажем, роль студентки, и роль молодой матери). Возникает ролевой конфликт, который находит разрешение, к примеру, через академический отпуск студентки.

Контрольные вопросы и практические задания

1. Назовите отличительные признаки понятий «человек», «индивид», «личность».

2. Личность как объект и субъект социальных отношений.

3. Адаптация и интеграция, как два взаимосвязанных условия формирования личности.

4. Воспитание личности как социальный процесс.

5. Основные средства воспитания.

6. Примерные направления воспитания. Какие цели имеет каждое из направлений?

7. Сравните различные социологические теории воспитания (Джордж Мид, Жан Пиаже, Зигмунд Фрейд).

8. Назовите основные проблемы, возникающие в сфере воспитания школьников (см. гл. 8, п. 8.1).

9. Понятие социализации. Соотношение социализации и индивидуализации личности в процессе воспитания.

10 . Основные этапы социализации личности.

11. Первичная и вторичная социализация. Ресоциализация и десоциализация.

12 . Понятия социального статуса и социального престижа.

13 . Социальные роли. Ролевые ожидания и ролевое поведение.

14. Ролевая напряженность и ролевой конфликт.

15 . Ознакомьтесь с рекомендациями по валеологическому воспитанию подростков.

15.1. Какое значение в процессе социализации имеет гигиеническое воспитание индивида?

15.2. Нужно ли заранее обучать ребенка бесконфликтным отношениям с окружающими?

15.3. Нужно ли и зачем половое воспитание подрастающего поколения? В каком возрасте его лучше начинать и каких формах?

15.4. Для чего необходимо физическое развитие и закаливание детей?

15.5. Какие вредные привычки характерны для молодежи? Значение воспитания против вредных привычек?

Первым социальным условием становления общества является личность. Понятие «личность» в социальных науках - одно из базовых. Несмотря на наличие множества других терминов («человек», «индивид», «индивидуальность»), они не являются взаимозаменяемыми. Их смысловые особенности в социальных науках хорошо различимы.

Человек (Homo sapiens ) - родовое понятие, обозначающее высшую ступень развития живых организмов на Земле. Он прошел длительную эволюцию (антропосоциогенез ), в процессе которой изменился не только его внешний облик, но и потребности, способности, деятельность, сформировались базовые человеческие качества: интеллект, память, эмоции, чувства, воля, без которых духовная жизнь человека была бы невозможна.

По своей природе человек - биосоциальное существо. Это значит, что как живой организм он включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. В процессе длительной эволюции сформировался его мозг, нервная система, обусловившие стремительное развитие интеллекта. Строение руки и гортани способствовало возникновению членораздельной речи и помогало в процессе труда. Длительная зависимость от родителей позволяла освоить необходимый объем социальной информации: нормы общества, навыки деятельности, знания, опыт. Человек имеет передающуюся по наследству биологическую программу, он наделен инстинктами, рефлексами, помогающими ему адаптироваться к окружающей среде. Но жизнь в обществе привела к тому, что его социальная составляющая стала доминировать. Как и все живое, человек вышел из природной среды, но дальше всех оторвался от своей колыбели.

В последние годы генетики опубликовали ряд сенсационных открытий, помогающих пролить свет на происхождение человека. Расшифровав геном человека, ученые поразились его сходству с генами других живых существ: на 90 % он совпадает с генами мыши, а от шимпанзе отличается только на 1 %. Причем утрата нескольких важных генов (из тех, которые есть у шимпанзе) снизила иммунную защиту человека от бактериальных и вирусных инфекций, но одновременно сняла ограничение на развитие мозга.

Современная зоопсихология установила факт наличия у высокоразвитых животных зачатков интеллекта. Установлено, что обезьяны, дельфины могут осуществлять простые умственные операции, решать интеллектуальные задачи, требующие вовлечения механизмов памяти и концентрации внимания. Хотя животные могут пользоваться некоторыми предметами и даже орудиями благодаря в основном механизму подражания, но они не способны создавать новые орудия и средства, позволяющие удовлетворять их потребности. Главное, что отличает самого обычного человека от самого высокоразвитого животного, - способность человека к творчеству.

В отличие от животных, ориентация человека в окружающем мире определяется не инстинктами, а сознательно выбираемыми целями и ценностями. Ребенок наследует запас генетической информации через строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатки. Но его природные задатки развиваются и реализуются только в обществе. Животное просто приспосабливается к окружающему миру либо погибает, человек же способен изменить не только окружающую среду, но и самого себя: Эти характеристики он приобрел в обществе, и социальная «составляющая» в нем преобладает.

Именно она представляет наибольший интерес для социальных наук и обозначается понятием «личность».

Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Человеком рождаются, а личностью становятся. Однако ошибается тот, кто полагает, что личность - это обязательно положительный или выдающийся человек. Такое мнение распространено в обыденной жизни, но с научной точки зрения оно неверно. К новорожденному ребенку термин «личность» еще не применим, хотя в каждом новорожденном ребенке уже заложены некоторые предпосылки личности - природные задатки. Главное условие и решающий механизм становления личности - освоение им мира вещей и социальных отношений, в которых воплощена деятельность предшествующих поколений людей. Личность начинается с момента осознания человеком себя и с началом сознательного соотнесения своих действий с принятыми нормами, а формирование личности продолжается всю жизнь вместе с развитием общества и культуры. Поэтому можно говорить как о выдающейся личности, воплотившей в себе яркие общечеловеческие и индивидуальные характеристики, так и о личности преступника, алкоголика, террориста или бомжа. Препятствием к тому, чтобы быть личностью, для взрослого человека являются только необратимые органические поражения мозга.

Индивид - это отдельный человек, единичный представитель человеческого рода, носитель как биологических, так и социальных качеств. На Земле живет более пяти миллиардов человек, и каждый из них сочетает в себе не только типичные, распространенные в обществе социальные черты, но и уникальные, неповторимые. Все мы различаемся цветом кожи или разрезом глаз, ростом или телосложением, отпечатками пальцев, походкой, а также чертами характера, системой ценностей - своим внутренним миром. Это своеобразие, то, чем мы отличаемся от других людей, называется индивидуальностью.

Каждый человек одновременно является личностью, индивидом и индивидуальностью.

К примеру, Л. Н. Толстой в образе князя Андрея Болконского показал типичные черты русского человека из высшего общества - образованного, обладающего светскими манерами, патриота, дворянина. Эти качества характеризуют его как индивида.

Кроме того, князь Андрей - яркая индивидуальность, что позволяет нам выделить его среди других персонажей и запомнить. Его характер сформировался под воздействием как социальных условий, так и жизненных личных обстоятельств, сопровождавшихся раздумьями, переживаниями, индивидуально вынесенными уроками. Он запомнился нам как человек честный, благородный. Вторжение французов воспринял как личную трагедию, был смел и отважен в борьбе с захватчиками. Пройдя через суровые испытания, не ожесточился, сохранил в сердце добрые человеческие качества - тоску по малой родине, нежные чувства к любимой женщине.

Типичные социальные характеристики и индивидуальные качества героя позволяют нам заключить, что он - зрелая личность с активной социальной позицией.

Таким образом, человек предстает перед нами в единстве природных и социальных, индивидуальных и типичных характеристик.