Мoдный низ

Общая характеристика основных теоретических направлений в социальной психологии.

Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии.

Личность изучается в группе, социуме, обществе. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей.

Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др.

Социальная психология изучает социальную психику, или массовидные явления психики. Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок. Изучается социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т. д.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ.

Функционализм (или функциональная психология), главной социально-психологической проблемой которого является проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон,Б. Скиннер и др.). Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда.

Социально-психологические проблема направления – столкновение влечений человека с социальными запретами

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Мас-лоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности.

Когнитивизм делает акцент на процессе познания человеком мира посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.). Проблема когнитивизма – принятие решений человеком.

Интеракционизм (позднее символический интеракцио-низм), основная идея которого заключается в следующем: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Весь набор методов социально-психологического исследования подразделяется на методы исследования и методы воздействия.

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки.

Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).


  • Направления , задачи и методология социальной психологии социальной психологии . Личность изучается в группе, социуме, обществе.


  • Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый... подробнее ». Направления , задачи и методология социальной психологии .


  • Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии .
    2. Социальная психология – ряд отраслей, исследующих психологические аспекты отношений личности и общества.


  • Направления , задачи и методология социальной психологии . Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования


  • Это требовало своего анализа с точки зрения социальной психологии .
    В-четвертых, развитие практических направлений психологи ставит в качестве одной из задач взаимодействие с мировой психологией .


  • влиянию. Основными задачами психологической экономики являются
    В современной науке акцент чаще делается на психологической составляющей экономической деятельности индивидов и социальных групп, и, следовательно, речь идет об экономической психологии .


  • Предмет, задачи и методы экономической психологии . Экономическая психология – это раздел психологии , предметом которого является изучение
    Она позволяет исследовать, как экономические процессы влияют на психологию отдельных индивидов и социальных групп.


  • В психологии управления метод интервью служит для получения информации об особенностях социальных процессов и явлений, при этом по частоте
    ставит своей задачей сбор первичной информации для создания более точной картины и проверки тех или иных гипотез.


  • Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связа. Методы исследования amp; малых групп. Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо.


  • 1) связь науки с общей социально -культурной новой эпохи; 2} тесное взаимодействие науки с общими усл... подробнее ».
    Когнитивная психология является современным направлением в зарубежной психологии .
    Предмет, задачи и метод психологии .

Найдено похожих страниц:10


Место социальной психологии в системе научного знания. Основные теоретические направления в социальной психологии.

Место социальной психологии в системе научного знания.
СП возникла на стыке двух наук - социологии и психологии, поэтому обе родительские науки готовы включить ее в свой состав.
Дискуссия о границах СП:
интрадисциплинарный подход:
" СП - часть психологии
" СП - часть социологии
интердисциплинарный подход:
Предмет СП- психологические особенности людей, связанные с их включенностью в определенные социальные группы, а также характеристики таких групп.
Задачи СП: фиксация признаков и различий отдельных групп, изучение отражения этих признаков в сознании людей.
Отдельно см. о предмете и развитии СП
2. Выделение социальной психологии в самостоятельную дисциплину и первые исторические формы социально - психологических теорий.
Происхождение СП. Корни СП в интересе древних к феноменам массового заражения, табу, обрядам и, вероятно, произошла из философии; возможный родоначальник - Платон, затем этими вопросами интересовался Аристотель, в Новое время - Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель.
Выделение СП в самостоятельную науку. Это происходит в середине 19 века, в период бурного развития наук, в т.ч. общественных, изучающих связи между странами. Различные области знания не могли дать ответа на некоторые междисциплинарные вопросы, отсюда возникает нужда в С?. Она возникает и развивается как психология индивида.
Первые исторические формы СП-теорий:
" психология народов (середина 19 века, Германия; Лацарус, Штейнталь): главная сила истории - народ, выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифох, обычаях, индивидуальное сознание - его продукт; "сверхиндивидуальная душа" подчиняется "сверхиндивидуальной целостности" - народу, нации; задача СП - изучение п-сущность духа народа, законы протекания духовной деятельности народа (теория основана на учении Гегеля о "народном духе", монадологии Лейбница и английском ассоцианизме)
" психология масс (конец 19 века, Франция, Италия; Тард, Лебон, Сигеле): социальное поведение обусловлено подражанием и иррациональными моментами; всякое скопление людей - масса, утрачивающая способность к наблюдению; поведение человека в массе: обезличивание, преобладание чувств над интеллектом, утрата чувства личной ответственности; масса хаотична, и ей нужен вождь (элита)
" теория инстинктов социального поведения (конец 19 века, МакДугал): причина соц. поведения, как и у животных - врожденные инстинкты; желания, стремление к цели - движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение; все, что в сознании, зависит от бессознательного начала; внутреннее выражение инстинктов - эмоции (например, инстинкт борьбы"гнев, страх, инстинкт бегства"чувство самосохранения, инстинкт строительства"чувство созидания, инстинкт воспроизведения"ревность, женская робость); инстинкты - основа всех социальных институтов (семья, торговля, война)
" экспериментальный период развития (начало 20 века, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, см. отдельно)
3. Особенности развития социальной психологии в России (дискуссии о предмете).
Д-подход. СП - изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также п-характеристик самих этих групп.
Дискуссия о предмете:
20-е годы (первый этап дискуссии, начало советской власти, необходимость построение новой СП-проблематики, борьба материалистической и идеалистической психологии; Челпанов - разделение П (эмпирическая, независимая от мировоззрения и марксизма) и СП (марксистская); Артемов - разделение П на П индивида и П коллектива; Корнилов - реактология (коллектив - единая реакция на единый раздражитель, и задача СП - измерение ее скорости, силы и динамизма); Блонский (биологизация науки): социальность - особая деятельность людей, связанная с другими людьми, что подходит и для животных; Бехтерев - механистический подход, коллективная рефлексология: коллектив - нечто целое, личностью управляют социальные инстинкты, анализ соц. связей с помощью аналогий с физическими законами):
СП - учение о социальной детерминации п-процессов;
СП - исследование особого класса явлений, порождаемых совместной деятельностью людей.
Выготский: СП - психология отдельного лица, а не собирательной личности; коллективная П изучает личность в условиях коллективного проявления.
Подход Выготского: главный механизм развития психики - усвоение социально-исторических форм деятельности, которое изменяет не только содержание психической жизни, но и создает новые формы п-процессов, принимающих вид ВПФ.
Конец 50-х- начало 60-х (второй этап дискуссии, растут запросы практики), основные подходы к предмету:
СП - наука о массовидных явлениях психики (классы, большие общности, их традиции, нравы, обычаи, формирование общественного мнения, мода);
СП - наука о личности (черты личности, ее положение в коллективе, типология, межличностные отношения, система общения).
СП - наука, изучающая и массовые п. процессы, и положение личности в группе (Парыгин: СП личности, общностей и общения, соц. отношений и форм духовной деятельности; Мясищев: изменения п деятельности в группе под влиянием взаимодействия участников, особенности групп, п сторона процессов общества), т.е. интегральный что ли подход.
4. Современные представления о предмете социальной психологии (американская и европейская традиции).
Предмет - закономерности изменения поведения человека, связанные с пребыванием его в социуме.
Этапы развития СП на Западе:
" с середины 19 века - становление СП, первые СП-теории (см.2)
" 1908 - "Введение в СП" МакДугала и "СП" Росса, затем превращение СП в экспериментальную науку
" с 50-х годов - "современная СП"
Дискуссия о границах СП:
интрадисциплинарный подход:
" СП - часть психологии
" СП - часть социологии
интердисциплинарный подход:
" СП существует на границе между социологией и психологией
Подходы к СП:
" примат личности (П масс, теория инстинктов соц. поведения)
" примат общества (П народов) ђ м. рассматривать как предмет
СП на Западе складывалась в рамках следующих подходов:
" необихевиоризм: основная проблема и предмет - рационалистические аспекты межличностных отношений; научение как основа репертуара поведения; основная идея - оперантное обусловливание; среда (стимул и подкрепление) формирует поведение; представители - Толмен, Халл, Скиннер, Миллер, Доллард, Бандура, Тибо, Келли.
" когнитивный подход: основные проблемы и предмет - познание, перцепция, аттракция, формирование и изменение аттитюдов; основная идея - образование понятий, мышление, знание; предмет - социальное поведение, которое объясняется через описание познавательных процессов человека; представители - Хайдер, Ньюком, Фестингер, Осгуд, Креч, Крачфилд, Аш.
" психоаналитический подход: основные проблемы - сп-проблемы (групповые процессы) и с?- проблемы и теории на стыке СП с другими общественными дисциплинами (СП и общая СП, СП и соц. философия); эмоциональная сторона межличностных отношений; группа основана на системе либидозных связей; представители - Байон, Беннис, Шутц.
" интеракционизм: основные проблемы и предмет - когнитивный аспект коммуникации, формирование социальных установок (социальная роль, референтная группа), процесс социальной перцепции; интеракция, социальное взаимодействие, символическая коммуникация (система коммуникаций и межличностных отношений); человек - активный участник взаимодействия; представители - Мид; Кун, Дензин, Стросс, Блумер, (символический интеракционизм), Линтон, Шибутани, Тернер, Гоффман, Мейсон, Гросс (ролевые теории), Кун, Мертон, Шериф (теории референтной группы).
5. 6. Методологические проблемы социально-психологического исследования и общая характеристика методов. Специфика социально-психологического эксперимента и его основные типы.
Проблемы: Методологическая проблема косвенных процедур - субъективность механизма интерпретации и реконструкции информации.
Проблемы эксперимента:
I. кач-во инструмента:
1. валидность концептуальная: насколько мы измеряет именно то, что нужно + соответствие действительности наших представлениях о феномене. Экологическая - соответствие условиям жизни, в кот. все и происходит ("Вы хотели бы охотится на львов в Африке?" вопрос в западном тесте, проведенном в СССР в 70-е:)
2. Характеристики инструмента: Валидность (см) Устойчивость - способность давать однозначную информацию независим от условий проведения Точность - чувствительность к изменению феномена.
II. Источник информации Х-ки источника информации = особенности испытуемого: Психологич состояние человека в момент сбора инф-ции; Дефицит времени Взаимодействие с исследователем.
III. Репрезентативность - особенности выборки: насколько полно эта выборка отражает социум.
Классификация:
По характеру задачи: 1. Процедура сбора ниф-ции (описание наличной ситуации) 2. Процедура воздействия (изменение наличной ситуации)
По характеру процедуры: 1. Прямые - направленные на непосредственное получение информации (быстро, дешево, просто) 2. Косвенные - опосредованное получение информации.
Методы: Делятся на качественные и количественные. (глубинное интервью или соц опрос масс)
Зондажные исследования - расследование для формирования гипотезы, тестирование соответствия инструмента объекту. Пилотажные -то же, но тестирование инструмента (если вопрос не дает разброса ответов). Задачи исследования - разведывательные - формирование гипотезы, и средства док-ва гипотез.
1. Наблюдение: дает возможность представления о реальном поведении, но минус - субъективность уже на входе.М.б.использовано как для формирования гипотезы, так и в кач-ве вспомогательного источника док-в.
Субъективность уменьшается при: нескольких наблюдателях или
стандартизации наблюдения.
Включенность увели. субъективность, но делает детальнее исследование.
Скрытое или явное наблюдение (корректность???)
Почему-то через раз получается слово "неблюдение"… :)
2. Опрос: Виды: заочные (письм. анкетирование) и непосредственные, очные.
Все опросники работают с представлениями испытуемых о чем-то. Здесь важно соблюдать требования к вопросам: корректность, однозначность, отсутствие отрицат. форм. Правила: участник д.б. мотивирован, д.б. вводная часть опросника и "интрига" развития проблемы.
3. Эксперимент вообще: НП, и контроль за ними, изменения ЗП, валидности. Наличие контрольной и экспериментальной группы.
Типы: лабораторный и естественный. Цели естественного: констатация, фиксация наличной ситуации. Цели лабораторного: подробное описание феномена. Особенности: л - контролируемый, можно повторить, ест - можно только фиксировать, а потом интерпретировать.
3. Анализ документов - реконструкция особенностей чел-ка по продуктам его д-ти (фу-у!). Используется при анализе исторических документов, т.к. сама личность давно в могиле, и при проверке эффективности документа, если он должен воздействовать (mass media)



Социальная психология возникла на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии. В определенном смысле слова социальная психология выступает как общественная наука, т. е. реальный социальный контекст во многом определяет проблематику ее научных исследований.

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности психических явлений, поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Запросы на социально-психологические исследования поступают из всех сфер общественной жизни: из области промышленного производства, из различных сфер воспитания, области демографической политики, системы массовой информации, спорта, науки, управления, сферы обслуживания и т. д. Становление социальной психологии связано с потребностями в организации и управлении группами людей, занятых выполнением каких-либо совместных функций.

Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания до сих пор не нашел окончательного разрешения. Он связан с проблемой «границ» социальной психологии как науки и здесь можно выделить четыре позиции:

1) социальная психология есть часть психологии, которую интересует социальная проблематика, поэтому она опирается больше на методы социологии;

2) социальная психология есть часть социологии, ее интересуют в основном психологические проблемы поведения личности в группе, и она более ориентирована на традиционные для психологии методы.

Третий и четвертый подходы схожи в понимании социальной психологии как науки «на стыке» психологии и социологии, однако различаются в следующем:

3) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии;

4) она захватывает «ничью землю» – область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин.

Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, и «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Социальная психология - это научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.



Предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению - как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода.

1. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение: изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр.; формирование общественного мнения, такие специфические массовые явления, как мода и пр.; изучение коллективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии.

2. Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «психологии личности» в системе психологического знания: есть ли это раздел общей психологии, эквивалент социальной психологии или вообще самостоятельная область исследований. Подобный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.

Третий подход к вопросу заключается в том, что с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная Б.Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности. Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества.

Также стоит вопрос о понимании соотношения социальной психологии с психологией и социологией. Поэтому относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции:

· социальная психология есть часть социологии;

· социальная психология есть часть психологии;

· социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; она захватывает «ничью землю» - область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.

Все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними.

Попробуем рассмотреть эти «границы» с двух сторон в отдельности. Что касается социологии, то ее современная структура обычно характеризуется при помощи выделения трех уровней: общей социологической теории, специальных социологических теорий, конкретных социологических исследований. Следовательно, в системе теоретического знания имеются два уровня, каждый из которых соприкасается непосредственно с проблемами социальной психологии. На уровне общей теории исследуются, например, проблемы соотношения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости и т.п. Но именно эти же проблемы представляют интерес и для социальной психологии. Следовательно, здесь проходит одна из границ. В области специальных социологических теорий можно найти несколько таких, где очевидны и социально-психологические подходы, например социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социология личности. Пожалуй, именно в этой сфере особенно трудны разграничения, и само понятие «границы» весьма условно. Можно сказать, что по предмету различий часто обнаружить не удается, они прослеживаются лишь при помощи выделения специфических аспектов исследования, специфического угла зрения на ту же самую проблему.

Относительно «границы» между общей психологией и социальной психологией вопрос еще более сложен. Если оставить в стороне первую интерпретацию социальной психологии как учения о социальной детерминации психики человека, ибо в этом смысле вся психология, ориентирующаяся на культурно-историческую традицию, социальна, то специфическая проблематика социальной психологии, естественно, ближе всего к той части общей психологии, которая обозначается как психология личности. В общей психологии исследуется структура потребностей, мотивов личности и т.д. Остается класс специфических задач для социальной психологии. Не говоря уже о тех задачах, которые просто не решаются общей психологией (динамика развития межличностных отношений в группах, сама природа совместной деятельности людей в группах и формы складывающегося общения и взаимодействия), даже относительно личности у социальной психологии есть своя собственная точка зрения: как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах - вот проблема социальной психологии. Она должна не просто ответить на вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, .установки личности, но почему именно такие, а не иные мотивы, потребности, установки сформировались у данной личности, в какой мере все это зависит от группы, в условиях которой эта личность действует и т.д.

Таким образом, сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.

Основными направлениями этого этапа развития науки являются: бихевиоризм16, психоанализ 17, гуманистическая психология18, гештальтпсихология19, когнитивизм20 и символический интеракционизм 21. В целом, в конце XIX – начале XX вв. экспериментальная практика складывалась в рамках традиционной социальной психологии. Начало XX в. и особенно время, наступившее после Первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике.

Контрольные вопросы темы

1. Чем было обусловлено выделение социальной психологии в самостоятельную науку?

2. Какие науки предшествовали развитию социальной психологии?

3. Как Вы считаете, какие проблемы связывают философию и социальную психологию?

4. Какие первые социально-психологические проблемы Вам известны? Кто стоял у основания и в чем суть каждой из них? Каково их значение для дальнейшего развития науки?

5. Расскажите об основных направлениях социальной психологии. Как Вы считаете, закономерно ли возникновение различных направлений и школ в русле социальной психологии? Почему?

Контрольные вопросы раздела

1. Социальная психология - относительно молодая наука. Однако вполне очевидны высокие темпы ее развития в современном мире. Чем это обусловлено?

2. Каково место и какова роль социальной психологии среди гуманитарных наук?

Проверь себя!

1. Дж. Уотсон является основоположником одного из направлений социальной психологии.

а) психоанализ;

б) бихевиоризм;

в) гештальтпсихология.

2. Учение, разработанное З. Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека.

б) когнитивизм;

в) психоанализ.

3. Предметом, какого направления социальной психологии является поведение человека?

а) символический интеракционизм;

б) когнитивизм;

в) бихевиоризм.

4. Всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается.

а) поведение;

б) деятельность;

в) действие.

5. Направление социальной психологии, содержащее в себе систему идей и процедур интерпретаций сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний психологическими методами, базирующимися на теории З. Фрейда.



а) символический интеракционизм;

б) когнитивизм;

в) психоанализ.

6. Центральным тезисом, какого направления социальной психологии является необходимость целостного подхода к анализу сложных психических явлений, согласно которому структурная организация сложных психических образований определяет свойства и функции образующих его частей.

а) когнитивизм;

б) психоанализ.

в) гештальтпсихология.

7. Система методов и процедур психотерапевтического воздействия на человека, основанных на теории гештальтпсихологии.

а) гештальт-терапия;

б) диагностика;

в) наблюдение.

8. Одна из первых форм социально-психологических теорий, предлагавшая «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества.

а) психология народов;

б) психология масс;

в) теория инстинктов социального поведения.

9. Непосредственным создателем психологии народов выступил философ.

а) М. Лацарус;

б) Г. Лебон;

в) В. Макдугалл.

10. Типичная черта поведения человека в массе, которая приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций

а) резкое преобладание роли чувств над интеллектом;

б) обезличивание;

в) вообще утрата интеллекта.

11. Типичная черта поведения человека в массе, которая приводит к отказу от логики.

а) утрата личной ответственности;

б) вообще утрата интеллекта;

в) резкое преобладание роли чувств над интеллектом.

12. История социальной психологии берет свое начало с «социально-психологического мышления», которое было характерно уже периоду.

а) рабовладельческого общества;

б) первобытного общества;

в) капиталистического общества.

13. Зарождение социально-психологических идей первоначально происходило в лоне какой науки?

а) философия;

б) психология;

в) социология.

14. К середине XIX в. были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии, археологии и также в области –

а) криминология;

б) языкознание;

в) психологии.

15. Социология сама выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX века, ее родоначальником считается французский философ-позитивист.

а) В. Макдугалл

б) Г. Лебон

в) О. Конт.

16. Социальная психология выступает как общественная наука, постольку это означает возможность непосредственного принятия ею фундаментальных теоретических положений марксизма относительно

а) природы человека и общества;

б) сущности общественных явлений, природы человека и общества;

в) сущности общественных явлений.


Раздел 2 Социальная психология личности

Возникновению социальной психологии как науки предшествовали длительные наблюдения за поведением людей в обществе. У древнегреческих и древнекитайских философов, мыслителей эпохи Просвещения содержатся многочисленные разрозненные идеи, получившие позднее осмысление в социальной психологии. В трудах Аристотеля, Гераклита, Гиппократа, Демокрита, Платона, Конфуция, Суньцзы, Уцзы и других авторов описывались социально-психологические особенности характеров людей в зависимости от их социального происхождения, предназначения в обществе, а также выявлялись мотивы поведения в группах и т. д. Затем в Средние века и вплоть до середины XIX в. зарубежные и российские ученые (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Токвиль, Н. Я. Данилевский, А. И. Герцен и др.) рассматривали общение и взаимодействие различных социальных общностей. Корни и истоки социально-психологического знания многообразны. Большое значение для оформления социальной психологии в науку имели теории не только социальных философов, но и представителей английского эволюционизма (Ч. Дарвина, Г. Спенсера), а также социологов (О. Конта, Э. Дюркгейма). Свой вклад внесли археологи, этнологи, антропологи (Э. Тейлор, Л. Морган, Л. ЛевиБрюль), правоведы (Ф. Гольцендорф, Л. И. Петражицкий), языковеды (А. А. Потебня) и, разумеется, представители общей психологии и психиатрии.

Таким образом, история социальной психологии гораздо короче ее предыстории.

Исследователи выделяют следующие основные этапы формирования социальной психологии как науки:

  • 1. Формирование социальной психологии как науки с конца XIX в. по 20-е гг. XX в. Описательный этап.
  • 2. Экспериментальное оформление социальной психологии с 20-х гг. до 40-х гг. XX в., появление новых школ.
  • 3. Период с середины 40-х гг. XX в. до настоящего времени, который отмечен решением практических задач и разработкой новых теорий.

Первые теоретические концепции описательного этапа связаны с выходом в Германии «Журнала психологии народов и языкознания». Сотрудники Берлинского университета Г. Штейнталь и М. Лазарус начали издавать его в 1859 г. Авторы журнала заявили о психологии народов, или народной психологии, как о науке. Целью исследований стало открытие законов человеческого духа там, где живет много людей. Опираясь на идеи Г. Гегеля о народном духе и труды, Г. Штейнталь и М. Лазарус понимали народный дух как психическое сходство индивидов и их самосознаний в языке. Дух народа заключен в религии, искусстве, культуре. Индивидуальное сознание - продукт народного духа. Задача теории - познать психологическую сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает его духовная деятельность. Однако заявленная программа исследования мифов, морали, культуры осталась невыполненной.

В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие в работах В. Вундта: сначала в его работе «Лекции о душе человека и животных» (1836), а затем в десятитомном труде «Психология народов» (1900). В. Вундт считал язык народа, мифы и обычаи основополагающими явлениями, которые невозможно объяснить, исходя из особенностей сознания индивида. Эксперимент в психологии возможен, но не пригоден для изучения речи и мышления.

Психология народов у В. Вундта - описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. Исследователя волновала проблема влияния психологии народа на сознание конкретного индивида; следует отмстить, что исследования в этом направлении проводятся по настоящее время и во многом сохраняют описательный характер.

В. Вундт отказался от неопределенного понятия «дух целого», его вариант психологии народов был более реалистичен, им была предложена также программа эмпирических исследований. Психология народов В. Вундта закреплялась как относительная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. В России идея психологии народов развивалась в учении известного философа и лингвиста А. А. Потебни.

Несмотря на различия в подходах М. Лазаруса, Г. Штейнталя, В. Вундта и А. А. Потебни, основания их концепций сходны: психология сталкивается с такими феноменами, которые коренятся не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и для этого нужен особый, специальный раздел науки.

Психология масс представляет собой иную форму социальнопсихологических теорий этого времени. Она давала решение вопроса о взаимоотношениях личности и общества с индивидуалистических позиций. Теория родилась во Франции во второй половине XIX в. В ее основе лежит концепция подражания Г. Тарда, которая была изложена им в работе «Законы подражания». Социальное поведение, по мнению этого автора, объясняется только способностью к подражанию. Эта идея учитывала иррациональные моменты социального поведения, что нс позволяло упрощать социальное поведение. Однако она часто являлась основой и для реакционных взглядов. Социальная жизнь понималась Г. Тар- дом как взаимодействие двух индивидов. Г. Тард изучал межличностные отношения, он обратился к исследованию общественного мнения психологии толпы, изучал механизмы психологического заражения и внушения. Г. Тард обратил внимание на личную инициативу в массе, на подражание массы героям.

Идеи иррациональности и подражания были восприняты основоположниками теории масс С. Сигеле и Г. Лебоном. Итальянский юрист С. Сигеле рассматривал проблемы социальности человека на материале уголовных дел. Французский социолог Г. Лсбон большое внимание уделял взаимодействию масс и элит. В 1895 г. появляется его основной труд «Психология народов и масс». По мнению Г. Лсбона, масса - это скопление людей, главной чертой которых является утрата способности к наблюдению, причем главными чертами поведения человека в массе являются:

  • 1. «Обезьяничанье», которое приводит к господству импульсных инстинктивных реакций.
  • 2. Резкое преобладание чувств над интеллектом. Это ведет к приверженности разным влияниям.
  • 3. Утрата интеллекта, что приводит к отсутствию контроля над страстями [см.: Лсбон, Тард, с. 32].

Масса, по мнению Г. Лсбона, неупорядочена, хаотична, безответственна. Она нуждается в вожде, роль которого часто выполняет элита.

Выводы Г. Лсбона были сделаны на основе наблюдений проявлений массы в ситуации паники. Так в академической теории отразились массовые выступления рабочих того времени. «Эра толпы» характеризовалась потерей человеческой индивидуальности, подчинением инстинктам. Теоретическое значение психологии масс двойственно. Продолжалось осмысление вопроса об отношениях личности и общества, для науки была открыта новая сфера исследований. Индивид имел приоритет над обществом, однако общество отождествлялось с толпой, что делало подход односторонним и необоснованным. Психология народов имела объективистский характер, так как отмечала наличие в культуре сверхиндивидуального характера. Неизбежно должно было появиться субъективистское направление, в качестве которого выступил инстинктивизм. В 1908 г. У. Макдугалл издает «Введение в социальную психологию», в этом же году выходит книга социолога

Э. Росса «Социальная психология». Этот год принято условно считать годом рождения социальной психологии. Условность даты связана с тем, что еще в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал свой труд «Исследования по социальной психологии». Таким образом, концентрация идей достигла оформления в целый ряд систематических руководств по социальной психологии.

Теория инстинктов социального поведения, или психоаналитическое направление в социальной психологии У. Макдугалла, объявляла причиной социального поведения врожденные инстинкты. Свою теорию У. Макдугалл называл «гормической» (от греч. горме , что означает «животный импульс» и переводится на многие языки как «инстинкт»). Стремление к цели отличает человека от животных. Горме реализуется в инстинктах (или «склонностях»). Инстинкты связаны с определенными эмоциями:

  • 1. Инстинктом борьбы (страх, гнев).
  • 2. Инстинктом бегства (чувство самосохранения).
  • 3. Инстинктом воспроизведения рода (ревность, женская робость).
  • 4. Инстинктом приобретения (чувство собственности).
  • 5. Инстинктом строительства (чувство созидания).
  • 6. Стадным инстинктом (чувство принадлежности).
  • 7. Инстинктом и чувством справедливости.

Из инстинктов выводятся все социальные учреждения: семья, торговля, войны.

Книга У. Макдугалла выдержала более двадцати изданий; он выделил психологию групп как раздел социальной психологии, указал на влияние группы на индивида, развил представление о сверхиндивидуальной национальной душе.

К достижениям первого периода можно отнести:

  • 1. Выделение социально-психологических явлений в качестве особых феноменов. Законы социального стали сводить к законам коллективной психики.
  • 2. Формирование первичного понятийного аппарата.
  • 3. Накопление эмпирического материала.
  • 4. Выделение специфических проблем социальной психологии (лидерство, проблемы групп и масс, движущие силы социальных явлений).

Важно также и то, что в первых социально-психологических теориях с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со стороны социологии.

К недостаткам:

  • 1. Методы этого периода умозрительны. Описательные теории не опирались на исследовательскую практику, они были лишь «рассуждениями» по поводу социально-психологических проблем без проверки в эксперименте.
  • 2. Рассмотренные теории принадлежали либо к определенному типу психологического редукционизма (абсолютизация какого- либо одного признака в качестве главного мотива деятельности и поведения людей), либо представляли собой упрощенный анализ поведения массы, толпы и возвышающегося над нею героя.

Требованием времени стало подведение эмпирической и экспериментальной базы под здание социальной психологии.