Свой стиль

Экология чувашии классный час на экологическую тему. Классный час на тему "экология"

Конспект классного часа по экологии для 7 класса «Природа не прощает ошибок»

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Классный час посвящен законам экологии. Никакой предварительной подготовки сценарий не требует: в нем использован простой сценарный ход: учитель организовывает и направляет общение детей, расставляя необходимые нравственные акценты.

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление : написать на доске:

Эпиграф;

Четыре закона экологии.

1. Все связано со всем.

2. Все должно куда-то деваться.

3. Ничто не дается даром.

4. Природа знает лучше.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

III. Интерактивная беседа.

IV. Информационный блок «Законы экологии».

V. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».

VI. Работа в группах «Обращение от имени природы».

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Тема нашего классного часа - «Природа не прощает ошибок».

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.

II. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

Классный руководитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту "нечисть"!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами.

III. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

В природе все находится в равновесии, все связано.

Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Классный руководитель. Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи? Примерные ответы детей:

Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.

В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии.

IV. Информационный блок «Законы экологии»

Классный руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает ее законы. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске. (Читает.)

Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на ваших примерах.

Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

V. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?»

Классный руководитель. Сейчас мы проведем рейд по улицам нашего города и увидим, соблюдают ли его жители экологические законы. А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязненные ядовитыми веществами. Чем это грозит водоему и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в ее организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек получит пищевое отравление.

Нарушены первый и второй экологические законы.

Нужно подвергнуть промышленные отходы очистке.

Примерные ответы детей:

Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей, заводов. Ее обязательно нужно уничтожать.

Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

Классный руководитель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного бытового мусора, а произвел его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учеными. Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т. д., превращая все это в чрезвычайно ценное органическое удобрение - биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а еще он неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 °С. Живет этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей:

Это, наоборот, строгое соблюдение законов экологии.

Тут соблюдается второй закон: «Все должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсичные отходы, а дает пищу червяку и становится ценным удобрением.

А еще и четвертый закон соблюдается: «Природа знает лучше». Червяк - существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Классный руководитель. Мы выехали за город, в дачный поселок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для речки и леса это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадет!

Нарушается четвертый закон природы: «Природа знает лучше». Раз тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и быть.

Для экологического равновесия в этом месте очень нужны и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

VI. Работа в группах «Обращение от имени природы»

Классный руководитель. Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

А если бы природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к ученым.

Четвертая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

(Звучит музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.)

(К доске выходят представители групп, читают обращения.)

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко. (Читает.)

О чем говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

Нужно беречь природу.

Нельзя убивать зверей.

Нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т. п.

Это все плохое, черное, дикое, что есть в человеке.

Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и показал там комаров.

Я еще недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

До культуры еще далеко, но понятно, что делать.

Знать законы и соблюдать их легко, самое трудное - быть добрым.

Конспект классного часа для 9-10 класса

Классный час для старшеклассников. Планета «Зелёных»

Классный час, посвященный «зеленому» движение

Иногда кажется, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.

Ж.-Б. Ламарк Лучше быть активным, чем радиоактивным!

Лозунг зеленых

Форма ток-шоу позволяет организовать обсуждение по широкому кругу экологических проблем: экология и бизнес, экология и закон, экология и общественная активность. Роли распределяются следующим образом: ведущий и «гости» (эколог, офицер экологической милиции и бизнесмен).

Ведущий ток-шоу дает слово одному из «гостей» студии, после чего предлагает другим «гостям» прокомментировать услышанное и затем привлекает к обсуждению участников ток-шоу - всех остальных детей. В роли ведущего может выступить классный руководитель, но лучше привлечь к этому детей. Можно, чтобы каждую часть ток- шоу вели разные ученики.

Цели : расширить представления детей об экологическом движении; способствовать формированию экологической сознательности, повышению экологической культуры; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как общественная активность, экологическая сознательность, бережливость, скромность; побуждать детей к бережному, экономному расходованию ресурсов, к участию в природоохранных акциях и мероприятиях.

Форма проведения : ток-шоу.

Подготовительная работа : распределить роли среди детей (ведущий, эколог, милиционер, бизнесмен).

Оформление:

Выставить фотографии природы, городские, промышленные пейзажи;

На доске записать афоризмы (эпиграфы к классному часу).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Ток-шоу «Планета «зеленых». Часть первая. «Зеленое» движение.

- «Зеленые» активисты.

- «Зеленый» бизнес.

- «Зеленая» милиция.

Часть вторая. Достижения «зеленого движения». Часть третья. «Зеленое» будущее России.

III. Заключительное слово.

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Экология, окружающая среда, природа... Когда мы видим их современное состояние, на память приходят слова известного французского ученого: «Иногда кажется, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». К сожалению, с этим приходится согласиться. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый день от загрязнения окружающей среды в мире погибает около 8000 человек. По этой же причине в беднейших районах мира примерно каждый пятый ребенок не доживает до 5 лет. Причиной каждой третьей смерти ребенка на Земле является загрязнение воды.

Площадь лесов на планете за XX столетие уменьшилась на 1/3. После 2000 года на планете ежегодно исчезает около 60 тысяч биологических видов. Сегодня для всех стало очевидным, что природа нуждается в нашей помощи. И эта помощь уже приходит. Кто, как и почему помогает природе? Об этом мы узнаем в ходе ток-шоу, которое мы назвали «Планета "зеленых"». Передаю слово ведущему [имя, фамилия).

II. Ток-шоу «Планета "зеленых"»

Часть первая. «Зеленое» движение

Ведущий 1. Здравствуйте, сегодня мы будем говорить о тех, кто помогает природе, кто хочет сделать нашу планету чище. Все наши гости - представители «зеленых». Знакомьтесь:

Член детской экологической организации «Зеленая планета» {имя, фамилия);

- «зеленый» милиционер - офицер экологической милиции [имя, фамилия);

- «зеленый» предприниматель (имя, фамилия).

В 70-х годах XX века появилась книга известных американских ученых, которую они назвали «Пределы роста». Авторы доказали, что при нынешних темпах развития и потребления уже через 100 лет на Земле будут достигнуты пределы роста. Дальнейшее развитие станет невозможным. В качестве спасения ученые предложили вообще отказаться от роста производства и потребления - т. е. установить «нулевой» рост. Эти идеи подхватили люди, неравнодушные к судьбе планеты. Их стали называть «зелеными». Как они помогают природе? Слово - экологу.

«Зеленые» активисты

Эколог. Движение «зеленых» появилось в 60-х годах XX века, когда начался бурный рост производства и потребления. В погоне за прибылью компании истребляли природу. Результатом этой гонки стало опасное для жизни людей загрязнение воды, воздуха, почвы. Развитие атомной энергетики и создание ядерного оружия вызвали новый всплеск «зеленого» движения. В начале 70-х годов возникла международная экологическая организация - «Гринпис» («Зеленый мир»). Сначала ее активисты организовывали демонстрации против ядерного оружия, но постепенно в сферу их внимания стали попадать и другие экологические проблемы. Сейчас представители «Гринпис» действуют во всех уголках планеты. Они организовывают акции протеста, чтобы привлечь внимание общества и властей к проблемам охраны окружающей среды. По примеру «Гринпис» во многих странах мира возникли общественные экологические организации, фонды, программы, которые образовали мощное «зеленое» движение. Появились такие общественные организации и в России. Есть у нас даже детское экологическое движение «Зеленая планета». Но кроме общественных организаций во многих странах были созданы и «зеленые» партии. Они стараются влиять на власть, добиваться принятия законов, охраняющих природу. Многие «зеленые» на своем примере показывают, что такое «нулевой» рост потребления: они подолгу носят одежду и обувь, экономно расходуют воду, электричество, не пользуются автомобилем, не гонятся за новинками бытовой техники, продолжая пользоваться старыми приборами.

Ведущий. Хотелось бы услышать мнение наших гостей о деятельности активистов «зеленого» движения.

Милиционер. «Зеленые» - это первые помощники экологической милиции. Ведь нельзя же поставить возле каждого заводика, рынка и стройплощадки по милиционеру. Тут и приходят на помощь активисты-экологи. Они звонят, сообщают обо всех нарушениях, просвещают людей.

Предприниматель. Предпринимателям эти активисты много крови попортили: то обвинят в загрязнении природы, то экологические налоги придумают, то заставят перед милицией отчитываться. Но, в общем, польза от них есть.

Ведущий. А что думают о деятельности «зеленых» участники нашего ток-шоу? Нужны ли общественные экологические организации? Хотели бы вы сами стать членами движения «зеленых»? Готовы ли установить для себя «нулевой» рост потребления? (Ответы детей.)

Ведущий. Как вы можете прокомментировать эти выступления?

Примерный комментарий:

Эколог. Это типичные высказывания людей с низкой экологической культурой. Они пока не могут понять, что ресурсы на Земле иссякают. Когда поймут, придется отказываться не только от лишнего, но и от необходимого. Когда люди испытывают жажду и голод, им нет дела до моды, их не манят новинки бытовой техники. Они начинают понимать, какая это драгоценность - хлеб и вода. Надеюсь, наши участники станут больше читать, интересоваться проблемами экологии, и их экологическая сознательность вырастет.

«Зеленый» бизнес

Ведущий. В ухудшении экологической обстановки на планете обвиняют предпринимателей. Экология и бизнес - совместимы ли эти понятия? Слово - предпринимателю.

Предприниматель. Бизнес и экология совсем не мешают друг другу. Наоборот, сейчас все больше предпринимателей зарабатывают на экологии: продажа чистой питьевой воды из скважин, производство экологически чистых продуктов питания, экологический туризм. Кроме того, сейчас очень выгодно стало заниматься переработкой мусора, очисткой промышленных отходов, вторичной переработкой ресурсов.

Ведущий. Что скажут наши гости? Может ли бизнес не вредить природе?

Эколог. Каждый бизнесмен стремится к росту доходов, для этого наращивает выпуск продукции, а значит, расходует больше ресурсов. Ни один бизнесмен не согласится на «нулевой» рост, когда нужно будет отказаться от роста производства. Поэтому считаю, что бизнес наносит вред окружающей среде.

Милиционер. Защита окружающей среды - это лишние затраты, поэтому бизнесмены стараются или скрыть экологические нарушения, или откупиться взятками.

Ведущий. Послушаем участников ток-шоу. Как вы думаете, бизнес и охрана окружающей среды совместимы?

Примерные ответы детей:

Они совместимы, когда бизнес делают на экологии, на охране окружающей среды.

Когда у нас закрылись заводы, экологическая обстановка улучшилась. В городах появились птицы: сороки, сойки, снегири и даже дятлы. Больше стало и белок. Вывод: меньше бизнеса - лучше природе.

Большие заводы могут выделить деньги на охрану окружающей среды: на очистку, переработку отходов, а маленькие стараются просто скрыть нарушения. Значит, об охране природы может заботиться только крупный бизнес.

Чтобы улучшить экологическую обстановку, нужно жить, как в первобытном обществе, когда никакого бизнеса не было, зато планета была экологически чистой.

Ведущий. Как прокомментирует эти высказывания уважаемый предприниматель?

Примерный комментарий:

Предприниматель. Среди предпринимателей тоже есть люди с низкой экологической культурой. Они не знают экологических законов, не понимают, что в природе все взаимосвязано. И если ты сегодня бездумно потребляешь ресурсы, завтра тебе придется свернуть производство именно из-за нехватки этих ресурсов.

«Зеленая» милиция

Ведущий. Во многих странах сейчас приняты законы по охране окружающей среды. Созданы министерства, которые занимаются экологией. В России это Министерство природных ресурсов и Министерство по чрезвычайным ситуациям. Во многих российских городах появились экологи в погонах, или «зеленые» милиционеры. Кто это такие и чем они занимаются? Слово - офицеру экологической милиции.

Милиционер. Экологическая милиция борется с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды. Милиционеры ходят на проверки, выписывают протоколы и заводят дела.

Основные правонарушения, с которыми приходится сталкиваться экологам в погонах, - это повреждение и уничтожение зеленых насаждений, нарушения, связанные с вывозом отходов, с загрязнением воды, почвы, атмосферы. Дежурство ведется круглосуточно. Работает телефон «горячей линии», по которому любой житель может сообщить о нарушении его экологических прав. Виновных наказывают штрафами. Но к особо злостным нарушителям применяются более жесткие меры - вплоть до тюремного заключения.

Ведущий. Слушаем мнения наших гостей о деятельности экологической милиции.

Эколог. Это очень хорошая служба. Жаль только, что зеленых милиционеров у нас пока очень мало.

Предприниматель. Как предприниматель, я не очень люблю экологическую милицию - это дополнительные штрафы и налоги. Но как гражданин я понимаю, что экологи в погонах защищают мои права на чистую окружающую среду.

Ведущий. Как относятся к экологической милиции участники ток-шоу? Может быть, кто-то уже подумывает о профессии «зеленого» милиционера?

Примерные ответы детей:

Никогда не приходилось видеть на улице экологов в погонах. Значит, их пока еще очень мало.

Их очень мало, они вряд ли как-то влияют на экологическую обстановку.

От экологической милиции очень мало зависит, тем более что она есть только в крупных городах, а природу загрязняют по всей территории России.

Это очень хорошая, благородная профессия. Хотелось бы узнать, как ее получить.

Экологический милиционер должен быть юристом и экологом. А таких специалистов пока еще очень мало.

Ведущий. Слово для комментария - экологу в погонах.

Милиционер. Эти высказывания меня не удивили, к «зеленой» милиции люди очень доброжелательно относятся. А чтобы стать «зеленым» милиционером, нужно действительно быть и экологом, и юристом.

Часть вторая. Достижения «зеленого движения»

Ведущий. Переходим ко второй части нашего ток-шоу. «Зеленое» движение и его достижения. Конкретные дела, интересные факты. Как можно жить в гармонии с природой? Каждого из наших гостей мы попросили привести свои примеры. Слово - экологу.

Эколог. В Арабских Эмиратах в 2015 г. построят самый чистый город мира. Это будет первый город на планете без вредных выбросов, мусора и без автомобилей. Гелиостанция будет вырабатывать электричество и опреснять морскую воду. А поливать зеленые насаждения будут очищенными техническими и канализационными водами.

Могу привести и такие примеры, как международный запрет на использование многокилометровых дрейфующих сетей в рыболовстве, запрет на промысел китов, 50-летний мораторий на разработку минеральных ресурсов в Антарктиде и программу «Миллиард деревьев» по восстановлению лесов Австралии. Все это - результат деятельности «зеленых».

Предприниматель. Сейчас появился новый экологический бизнес - спортинг. Это экологическая охота. Специальная машинка выпускает в воздух пластмассовую мишень. Полет мишени копирует движение определенного вида дичи - бег зайца или полет птицы, например, голубя, чирка, фазана. Стрелок должен попасть в нее из двуствольной винтовки. В России зарегистрировано 4 миллиона единиц охотничьего оружия. Представляете, сколько зверей и птиц уничтожат эти охотнички? А спортинг дает возможность поохотиться без ущерба для природы. Еще один интересный факт. В Англии каждой семье выдают по два контейнера - синий и красный. Красный контейнер для макулатуры, а синий для пластмассы, стекла и упаковки от различных напитков. Все это идет в переработку. Остальной мусор британцы складывают в черные пакеты. Эти пакеты сбрасывают в котлованы, вырытые за городом. Когда котлован заполняется, его бетонируют и сверлят отверстия. Через эти отверстия выходит газ, образующийся при гниении отходов. Этот газ по трубам собирают и отправляют на переработку, после чего он становится источником энергии для 10 тысяч домов. И бизнесу хорошо, и природа не в обиде!

Милиционер. Нашей «зеленой» милиции тоже удалось чего-то добиться. Меньше стало диких елочных базаров, сократились поставки первых весенних цветов. Тысячи уголовных дел возбуждено по экологическим преступлениям, возмещен ущерб на сотни миллионов рублей.

Ведущий. Хотелось бы послушать наших участников. Что они сделали для охраны природы?

(Дети рассказывают о своем вкладе в охрану природы.)

Часть третья. «Зеленое» будущее России

Ведущий. Заключительная часть ток-шоу называется «"Зеленое" будущее России». Даю по одной минуте нашим гостям для прогноза.

Эколог. Все россияне станут экологически сознательными и культурными, станут меньше потреблять, будут экономить ресурсы.

Милиционер. Будут законопослушными, обо всех случаях нанесения ущерба природе станут сообщать в экологическую милицию.

Предприниматель. Все отходы будут перерабатываться, еда, жилье станут экологически чистыми.

Ведущий. А теперь прогнозы от наших участников.

Примерные ответы детей:

Государство будет выделять достаточно денег на защиту природы.

Автомобили будут использовать солнечную энергию.

Исчезнут мусорные свалки, мусор жители будут перерабатывать в электроэнергию прямо в квартирах.

Ученые придумают новый вид топлива и прекратят добычу нефти.

В каждом доме будет установка по очистке воды и воздуха.

Большинство жителей оставят города. Все захотят жить в деревне.

Появятся экологические деревни, в которых можно вести натуральное хозяйство.

Чистая вода будет на все золота, люди будут ходить в противогазах.

Полезные ископаемые будут добывать на мусорных свалках, т. к. недра иссякнут.

Еда, которая продается в магазинах, станет опасной для здоровья людей, и все станут дачниками.

Ведущий. Что мы можем сделать, чтобы наша планета стала чистой и зеленой? (Экономить, прекратить гонку за новыми вещами, стать членами партии «зеленых», поддержать экологическое движение, участвовать в демонстрациях протеста, повышать свой образовательный уровень, расширять кругозор и т. п.)

Ведущий. На этой оптимистической ноте я хочу закончить обсуждение и подвести итоги нашего ток-шоу. Планета «зеленых» сегодня - это не только политики, милиционеры, экологи и активисты зеленого движения. Это и все мы, и именно от каждого из нас зависит, на какой планете придется жить нам и нашим потомкам. Хочется верить, что это будет чистая, зеленая планета. А пока нужно быть активными и не забывать лозунг «зеленых» «Лучше быть активным, чем радиоактивным».

III. Заключительное слово

Классный руководитель. Приближается время, когда планета не сможет обеспечить всех ее жителей чистым воздухом, водой, почвой. Жизнь на Земле станет невозможной. Но у нас еще есть шанс сохранить эту жизнь. Мы должны научиться беречь богатства планеты. Научиться быть экологически сознательными. Может быть, именно «зеленая идея» сможет объединить всех нас и стать общенациональной идеей России в третьем тысячелетии.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Чье выступление вам больше всего запомнилось? Какие факты вас удивили? (Ответы детей.)

Литература

Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М.: Прогресс, 1994.

Классный час в 5 б классе «Экологическое путешествие»

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Цель:

v показать значимость природы в нашей жизни;

v привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;

v способствовать оздоровлению и физической активизации детей;

v приобщить к соблюдению ЗОЖ.

Задачи:

v способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива ;

v повысить уровень экологической культуры;

v воспитывать бережное отношение к природе;

v развивать познавательный интерес ребят;

v развивать интерес к спорту и ЗОЖ.

Ход игры:

Все учащиеся делятся на команды. При входе в кабинет каждый ученик выбирает квадрат любого из предложенных 4 цветов. В зависимости от выбранного цвета ученик садится за стол, на котором расположен квадрат «его» цвета. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде.

1 конкурс “Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия:

1. Международный День Земли (22 апреля)

3. Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)

5. Всемирный День Воды (Водных ресурсов). (22 марта)

6. Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)

7. Всемирный день окружающей среды (5 июня)

9. Всемирный День защиты животных (4 октября).

10. День заповедников и национальных парков-11 января

11. Всемирный День охраны здоровья-7 апреля

14. Всемирный День домашних животных 30 ноября

2 конкурс викторина «Кто как разговаривает» (задания распечатаны и лежат на столах каждой команды)

Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

медведь…

кулдыкает

воробей…

чирикает

глухарь…

журавль…

курлычет

жужжит, гудит

кузнечик…

стрекочет

пищит, крыльями


– голубь… (воркует);

– глухарь… (токует);

– утка… (крякает);

– филин… (ухает);

– гусь… (гогочет);

– журавль… (курлычет);

– воробей… (чирикает);

– ворона… (каркает);

– индюк… (кулдыкает);

– лиса… (лает);

– медведь… (ревет);

– коза… (блеет);

– конь… (ржет);

– свинья… (хрюкает);

– олень… (хоркает);

– слон… (трубит);

– комар… (пищит, крыльями);

– кузнечик… (стрекочет);

– шмель… (жужжит, гудит);

– пчела… (жужжит, гудит);

3 конкурс «Зоотеатр».
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:
Улетающие на юг журавли
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте

4 конкурс. Нарисовать экологические знаки

Вы все знаете, что поведение на дорогах регулируются знаками дорожного движения. Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. Давайте познакомимся с ними. Объясните мне, что означают следующие знаки.

А теперь каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат.

Не рви цветы. Нельзя разорять муравейники. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

Небольшой перерыв (игра)

Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

5 конкурс “Разгадай кроссворд”

компоненты.

2. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране?

3.Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.

4.Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.

5.Назовите большую болотную птицу с длинными ногами и длинной шеей, символ надежды и удачи птицу?

6.Какое дерево считается священным на Руси, символ России?

7. Какое дерево считается священным в Чувашии?
8.Какая рыба переносит самые лютые морозы и вымётывает икру в декабре?

9.Назовите зверька, уничтожающего насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящего большую пользу сельскому хозяйству ?

10. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?

11. Какие птицы изображены на гербе Новочебоксарска?

6 Тур “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.

Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Срубили кусты - прощай птицы.

Увидел скворца - весна у крыльца.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.

Рощи да леса - родного края краса.
Судьба природы - судьба Родины.

7 конкурс «Устами младенца».

Зачитываются детские высказывания об отходах. Задача команд - попытаться понять, что имели ввиду дети.

1. У меня очень много игрушек сделано из нее.

· Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать.

· Предметы из нее мало весят.

· При поджигании плохо пахнет и много черного дыма

· Сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса).

2. Ее изобрели китайцы.

    У нас ее получают из дерева. Она легко горит. Из нее получается очень много мусора. На ней обычно рисуют и пишут.

3. Его делают из песка.

    Чаще всего оно прозрачное. Когда падает, оно разбивается. Если его нагреть, оно становится тягучим. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

4 Это то, без чего уже не может прожить человек.

· Этим мы пользуемся каждый день.

· Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

· Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

· С помощью этого все становится чище.

(СМС, стиральный порошок).

Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

Подведение итогов. Награждение победителей.

Классный час по экологии на тему:

«Земля - наш общий дом. Вредные отходы».

Цели:

- учить бережному отношению и любви к родной природе;

Способствовать формированию нравственного аспекта защиты экологии.

Задачи:

Повторить экологические правила поведения людей в природе;

Развивать речь, внимание, наблюдательность,

Воспитать сознательное и бережное отношение к природе.

Методы обучения: Словесные, наглядные, проблемные.

Оборудование: Конверт с письмом, листы и фломастеры на 4 человека.

  1. I . Введение в тему классного часа
  2. II . Мотивация (Учащиеся читают стихи, держа в руках глобус).

Самая прекрасная, родная,

Разноцветная, веселая, живая,

Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы не жили, на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья,

Мы, Земля, с тобой одна семья.

III . Ход классного часа.

- Учитель. Ребята! Я сегодня получила очень странное письмо. Я не скажу -

от кого оно, а просто вам его прочитаю, и вы мне сами скажете, кто его писал. После прочтения мы с вами решим, что делать и как помочь автору письма.

< Здравствуйте, дорогие ребята! Обращаюсь к вам. Потому что больше не могу терпеть то, что происходит со мной. Человек - это самое развитое существо в мире.Ему подвластны все мои ресурсы,но он в последнее время перестал задумываться,что он сам часть меня.И поэтому он творит со мной непоправимые вещи:безжалостно вырубает мои леса,убивает животных, чистой воды в моих водоемах почти не осталось, из-за этого стало мало рыбы, в воздухе появились и все больше увеличиваются озоновые дыры. Идет глобальное потепление климата на планете Земля. Уважаемые дети, я понимаю, что многое зависит не от вас, но и вы часто рвете цветы, ломаете ветки, прямо себе под ноги бросает мусор. Все это тоже загрязняет меня и постепенно уничтожает. Помните, что брошенная вами газета будет год,а то и два года размокать и смешиваться с землей. С консервной банкой это произойдет через несколько десятков лет. Стеклянная бутылка будет меня обезображивать веками.

Очень прошу вас остановиться и задуматься! Мы с вами одно целое и должны беречь друг друга. Надеюсь на ваше понимание.

Ваша …(Природа).

Беседа по теме:

Учитель. Да, ребята, очень тревожное письмо мы получили.

Вы сразу догадались, от кого нам пришло письмо. А что вас натолкнуло на отгадку?

О чём, из прочитанного, вам было известно? (Детские ответы)

Что вас поразило? (Детские ответы)

О чем Природа умолчала в письме, а вы сами об этом знаете? На что она могла бы еще пожаловаться? (Детские ответы)

Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы?

(Больше заботиться об экологии планеты, запретить использование технологий,нарушающих природное равновесие,больше сажать растений следить за чистотой в городе и на природе и т. д.)

Игра «Если вдруг…»

Учитель. Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть

со мной в игру «Если вдруг…».

Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы можете продолжить её.

Например: если люди уничтожат все цветы на Земле...погибнут многие насекомые …не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.

Продолжите теперь вы:

1) Вырубят все леса на земле …

2)Если все заводы по переработке мусора закроются…

Да, ребята,из нашей игры мы видим,что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого. Значит не зря природа бьет тревогу и,обращаясь к нам просит вас о разумном с ней обращении.

  1. IV . Практическая работа.

Учитель: Для безопасности людей придуманы дорожные знаки. А мы попробуем составить свои экологические знаки, в которых бы отражалась охрана природных богатств и правила нахождения в природе человека. Придумайте и нарисуйте к картинкам предупреждающие или запрещающие знаки, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений.

На работу вам выделяется 5-7 минут. По окончании работы каждая группа ознакомит

Со своим решением весь класс. В классе по итогам мы оформим выставку получившихся знаков.

Конкурс 3. "Устами младенца, или «Не спешите выбрасывать своё будущее (отходы)"

Учитель: В каждом задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов.

Задание первое:
1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать.
2. Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.
3. У меня много игрушек сделано из нее.
4. Предметы, сделанные из нее, весят мало.
5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается.
(Пластмасса.)
Задание второе:
1. Его делают из песка.
2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
3. Чаще всего оно прозрачное.
4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.
5. Когда падает, оно разбивается
(Стекло.)
Задание третье:
1. У нас это получают из древесины.
2. Это легко горит.
3. Это изобрели китайцы.
4. Из этого получается много мусора.
5. На этом обычно рисуют или пишут.
(Бумага.)

  1. V . Творческая мастерская.

Сегодня попробуем сделать нашу планету чище и прекраснее, превращая многочисленные отходы жизнедеятельности человека в массу полезных и нужных вещей (показать указкой на гору отходов и на выставку поделок).

В каждом доме всегда можно найти ненужные вещи, которые почему-то не выбрасываются, а ждут своего часа. Какие вещи вы можете назвать? (ответы детей)

Если природный материал, перегнивая, дает плодородный слой почве, на котором потом растут цветы, деревья, грибы, то изделия из пластмассы, и из полиэтилена, пластмассовые бутылки, пробки: не перегнивают в почве, и поэтому их нельзя закапывать или выбрасывать на землю так как они засоряют природу. Их нельзя сжигать, так как они при сжигании выделяют ядовитые вещества в воздух, которым мы дышим, следовательно, вредят нашему здоровью. Поэтому, такие материалы называют бросовыми. А ведь с каждым годом его становится все больше и поэтому ученые, экологи ищут пути вторичной переработки бросового материала. Строят специальные заводы, но их еще очень мало. И пока ученые решают эту проблему, творческие люди, народные умельцы мастерят из них различные сувениры, поделки, нужные в быту вещи. Мы с вами сегодня превратимся в таких умельцев, и будем творить чудеса в мастерской.

  1. IV . Выставка работ из бросовых материалов.
  1. V . Выступление учащихся. Подведение итогов.

Глобус (в руках)

Я обнял глобус - шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус - шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»

Вот и подошёл к концу классный час.

  1. VI . Рефлексия

Давайте напишем ответ на письмо, которое получили от природы.

Берегите свою планету и родную землю! Судьба планеты зависит от каждого из нас каждого. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с ее биосферой - величайшее чудо, она у нас одна. Дорогие ребята! Территория нашей школы очень маленькая, но все начинается с малого. Давайте все вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем городе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.