Свой стиль

Максим ликсутов личная жизнь. Бизнес в Эстонии

Максим Станиславович Ликсутов — заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Эстонский и российский предприниматель, входил в список Forbes как один из богатейших людей России.

Ранние годы и образование

Из биографии Ликсутова в Википедии известно, что родители Максима в молодости переехали работать на судостроительный завод в Эстонию из Тульской области. С 1998 года Максим Ликсутов живёт в Москве, с тех же пор является налоговым резидентом Российской Федерации. В Москве обосновалась и семья: родители и жена с детьми. Сестра Ликсутова живёт в Таллине.

Со школьных лет Максим Ликсутов увлекался спортом. Он неоднократно становился чемпионом Эстонии по скоростным видам подводного плавания (1988, 1989, 1990). Ликсутов побеждал также на Первенстве Скандинавских стран (1990). В 1991 году Максим стал победителем Первенства СССР по подводному ориентированию, а в 1993 году в составе команды пловцов установил рекорд, попавший в Книгу Гиннеса, проплыв 100 км в бассейне.

Высшее образование Максим Ликсутов получил довольно поздно, в 28 лет. В 2007 году Ликсутов окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова по специальности «Финансы и кредит». Вскоре Максим Ликсутов решил дополнить экономическое образование юридическим, и в 2012 году окончил Международный юридический институт по специальности «Менеджмент организации».

Как говорится в его биографиях, Максим Ликсутов свободно говорит на английском, эстонском и шведском языках.

Карьера Максима Ликсутова в бизнесе

В биографии Максима Ликсутова на сайте РИА «Новости» сообщается , что с 1999 года он работал на руководящих должностях в российских транспортных компаниях. В карьере Ликстова были посты главы представительства АО «ВорлдВайд Инвест АС», президента МТК «ЮниТранс», руководителя компании «Иристон-сервис».

С 2001 по 2011 годы Максим Ликсутов был председателем совета директоров ООО «ТрансГрупп». В 2003—2011 годах Ликсутов являлся членом совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг». С 2009 по 2010 годы занимал должность генерального директора ООО «Аэроэкспресс». Максим Ликсутов был также членом совета директоров этой компании и владел 25% её акций.

«Супруга заместителя мэра российской столицы, главы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максима Ликсутова названа самой богатой женщиной Эстонии… Значительную роль в столь высокой оценке состояния 33-летней Ликсутовой сыграло то, что в июне она вместо мужа стала собственником 50% акций Transgroup Invest. Этот холдинг зарегистрирован в Эстонии и занимается транспортно-экспедиторским бизнесом. Его активы составляют свыше € 200 млн. Также во владение супруги Максима Ликсутова перешло девять объектов недвижимости в Таллине и 242.650 акций компании Tallinna Vesi, принадлежавшие ранее ее мужу».

Максим Ликсутов подал иск на оппозиционера Алексея Навального после его обвинений в том, что несмотря на государственный пост и в нарушение закона он продолжает получать дивиденды от владения акциями иностранной компании Intellectico Holdings Limited. Ликсутов в свою очередь заявил, что документы на выход из кипрской фирмы подписал еще в 2010 году, до поступления на госслужбу.

«Уже не впервые на ресурсах Алексея Навального озвучиваются необоснованные обвинения в мой адрес. Я хотел бы прекратить это раз и навсегда, поэтому подал в суд исковое заявление», — цитировали Ликсутова в новостях.

На одном из заседаний президиума Совета при мэре Москвы по противодействию коррупции была рассмотрена информация Навального. Президиум пришел к выводу , что Ликсутов не нарушает требований к госслужащим и не владеет акциями кипрской компании.

Люблинский суд Москвы частично удовлетворил иск заместителя столичного мэра по вопросам транспорта Максима Ликсутова к оппозиционеру Алексею Навальному. Суд признал сведения, распространенные в блоге Навального, порочащими честь и достоинство Ликсутова и постановил взыскать с оппозиционера 600 тысяч 200 рублей. Слушания проходили в закрытом режиме.

В 2013 году Максим Ликсутов выдвинул идею фотографировать в общественном транспорте безбилетников и вывешивать их фото на «доске позора» сайта Департамента транспорта, а также квалифицировать использование пассажирами чужой социальной карты для прохода через турникеты как уголовное преступление — мошенничество. Идеи вызвали негативную реакцию у юристов и экспертов, Ликсутова обвинили в пренебрежительном отношении к правам человека и незаконном разглашении персональных данных.

В 2015 году в карьере Максима Ликсутова возник новый скандал. Агентство гражданской журналистики «Ридус» тогда сообщило , «что практически всю транспортную политику Москвы обслуживает эстонская компания «Нау! Инновейшнз», которой, как выяснилось, ни к чему участвовать в конкурсах, чтобы выигрывать один за одним тендеры дептранса… Согласно имеющейся в Сети информации , совладельцем эстонской «Нау! Инновэйшнз», которая является материнской структурой по отношению к одноименной российской компании, значится крупный эстонский производитель компьютерного софта Helmes. В списке аффилированных лиц Московской кольцевой железной дороги присутствует как сам Максим Ликсутов, так и ООО «Хелмес Девелопмент Компани Лтд», зарегистрированная на Британских Виргинских островах, причем с пометкой «принадлежит к той группе лиц, к которой принадлежит ОАО «МКЖД»».

Борьба Ликсутова с пробками

Конечно, столичные пробки усложняют жизнь московских автомобилистов. Как утверждает Википедия, одной из главных причин приглашения Максима Ликсутова в правительство Москвы была борьба с пробками на городских автомагистралях, где долгое время столичным властям не удавалось достигнуть успехов. По оценке Ликсутова, дорожная сеть Москвы для полноценного движения без пробок одновременно может вместить до 500 тыс. автомобилей, включая общественный транспорт.

Деятельность Ликсутова обернулась расширением зоны платной парковки, что вызвало много критики в его адрес. В 2015 году в новостях сообщалось, что в приемную администрации президента РФ поступила жалоба от 21 тысячи москвичей на расширение платной парковки, которая с 10 октября затронула 95 улиц города. Позже власти заявили , что платная парковка до конца года может появиться вблизи станций метро и пригородных железнодорожных станций.

В 2016 году Максим Ликсутов в ходе IV Международного экспертного совета по транспорту отметил, что стоимость тарифов на парковку необходимо менять в целях регулирования свободных мест на парковках города.

Столичные власти регулярно рапортуют об улучшении обстановки на дорогах, как правило, связывая это с масштабным вводом платной парковки. Однако исследование, проведенное порталом «Яндекс», показало, что ситуация с пробками в Москве практически не меняется . В ноябре 2015 года депутаты и общественники создали коалицию для борьбы с платной парковкой.

В Москве даже стали рассматривать проект вертолетного такси. Вопрос о запуске в столице России службы вертолётного такси обсуждается в министерстве транспорта России и в правительстве Москвы, писали РИА «Новости».

По данным агентства, которое ссылается на главу столичного департамента транспорта, вице-мэра Максима Ликсутова, для реализации данного проекта необходимо внести изменения в федеральное законодательство.

По его словам, говорить о том, что над Москвой завтра полетят вертолётные такси, пока рано. «Но мы заинтересованы в том, чтобы вертолёт был», — заявил чиновник.

В марте 2018 года глава столичного Департамента транспорта Максим Ликсутов, заявил, что у Москвы нет задачи расширить зону платной парковки. По его словам, улицы на которых необходимо ввести оплату определяют муниципальные депутаты и сами жители. Кроме этого, чиновник рассказал о возможности введения бесплатной парковки по субботам.

Решение проблемы пробок пока нельзя занести в актив Максиму Ликсутову, несмотря на выделяемые серьезные суммы. Москва все равно стоит в пробках, и автомобилисты яростно критикуют именно Ликсутова — Максим в этом плане, наверное, возглавляет ТОП чиновников столицы.

В рамках реализации идей мэра Сергея Собянина о неэффективности троллейбусов, департамент Ликсутова начал сокращать крупнейшую в мире сеть московского троллейбуса. В 2014 году было объявлено об уменьшении ежегодных закупок троллейбусов с заменой подвижного состава на автобусы, с 2015 года в Москве начали сокращать троллейбусные маршруты.

Доходы Максима Ликсутова

В рейтинге богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes за 2013 год вице-мэр Москвы Максим Ликсутов занял 157-е место с капиталом в 650 млн долларов США. В рейтинги 2014 и 2015 годов Ликсутов уже не входил.

В 2018 году заммэра, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов задекларировал самые большие доходы среди столичных чиновников за прошедший год — более 219 млн рублей. Таким образом, его доходы по сравнению с 2016 годом (6,8 млн руб.) выросли в 32 раза.

Сведения о доходах членов городского правительства за 2017 год опубликованы на официальном сайте столичной мэрии. Как сообщала пресс-служба столичного департамента транспорта, доход получен от продажи квартиры и автомобиля. Сейчас в собственности заммэра столицы находятся три земельных участка, жилой дом, два нежилых помещения, два легковых автомобиля и три мотоцикла.

Личная жизнь Максима Ликсутова

Максим Ликсутов был женат на Татьяне Ликсутовой (род. 1979), у них два сына. Татьяна известна в Эстонии как хозяйка ресторана итальянской кухни Gianni и популярная модель. В январе 2014 года было официально объявлено, что Татьяна и Максим Ликсутовы развелись в июне 2013 года. Ликсутову публично адресовались упреки в том, будто его развод был фиктивным и являлся способом укрыть бизнес-активы, однако вице-мэр опровергал это. В новый брак Ликсутов пока не вступил.

Самый завидный столичный жених тратит все свои силы на причинение транспортного блага москвичам вопреки их желаниям и протестам.

Российских политиков и управленцев можно разделить на несколько пересекающихся между собой множеств. Например: облагородившиеся бандиты из 1990-х; выходцы из КГБ/ФСБ и его/ее «дочерних компаний»; уроженцы Ленинграда; явные и тайно сочувствующие гайдаровцы; бывшие бонзы КПСС; профессиональные энергетики; отставные спортсмены и артисты; талантливые прилипалы; говорящие куклы и, наконец, дети или иные родственники всех перечисленных.

Эстонский след

Очень мало чиновников, которые не подходили бы ни под одно из этих определений. И самый известный из них – вице-мэр Москвы, глава столичного транспортного комплекса, но при этом человек без комплексов Максим Станиславович Ликсутов . Кажется, он всерьез поставил перед собой задачу сделать для города не меньше, чем Тохтамыш или хотя бы Девлет-Гирей.

Ликсутов родился летом 1976 года в крохотном эстонском городке Локса, на балтийском берегу. По национальности он русский, его родители – туляки, переехавшие в Эстонскую ССР работать на заводе. Видимо, от смешения культур и получил Максим Станиславович свою ускользающую внешность: перед нами то статный улыбчивый блондин с открытым взглядом, то упорный туляк себе на уме.

Говорят, Ликсутову пришлось испытать на себе все ужасы эстонского апартеида – его, чемпиона СССР по подводному ориентированию (источники тут расходятся – не то чемпион, не то призер, не то среди взрослых, не то «по юношам», не то в личных соревнованиях, не то в командных), не взяли в национальную сборную, да и в местные вузы путь Максиму был закрыт из-за незнания языка. Пришлось ехать в Россию, в Калининградский институт рыбной промышленности.

Полноценное эстонское гражданство Ликсутов получил только в 29 лет «за вклад в развитие местной экономики» – об этом ниже. По иронии судьбы к тому моменту он больше десяти лет учился и работал в России. Налоговым резидентом нашей страны уроженец Эстонии является с 1998 года.

Начальник по жизни

Кстати, налоги он платил неплохие – как сообщают официальные варианты биографии, «с 1999 года (герою 23 года – Ред. ) работал на руководящих должностях в российских транспортных компаниях», «С 2001 года (с 25 лет – Ред. ) являлся председателем совета директоров ООО "ТрансГрупп"». То есть пришел такой юный чужак и с ходу растолкал всех местных, которые, напомним, в конце 1990-х особой сентиментальностью не отличались. Как это могло произойти?

С транспортом Максим был связан с детства, ведь его родителями были не простые работяги, потянувшиеся на условный запад в поисках лучшей жизни, а элита – Станислав Ликсутов работал главным инженером на крупном судостроительном заводе. Именно протекция папы, судя по всему, помогла Максиму сделать первые шаги в бизнесе – наладить определенные связи между российскими и прибалтийскими предпринимателями.

Подробно описывать бизнес-деятельность будущего вице-мэра здесь нет возможности – будем надеяться, Ликсутов еще дождется своего Драйзера или, скажем, Ильфа с Петровым . А лично для него главное, что он дождался знакомства с Рустамом Аксененко . Этот молодой человек, в отличие от Максима Станиславовича, не обладал особыми талантами, зато родился в очень подходящей семье. Его отец Николай Аксененко был в ту пору главой Министерства путей сообщения, входил в пятерку самых влиятельных людей России и всерьез рассматривался как человек, способный подхватить скипетр из слабеющих рук Бориса Ельцина .

Аксененко-младший и ввел Ликсутова в высшие круги российских транспортников – так сказать, поставил его на правильные рельсы. Их сотрудничество внутри России и за ее пределами было настолько плодотворным, что в 2005 году они одновременно получили эстонское гражданство за особые заслуги перед родиной Максима Станиславовича. Для Рустама это было очень кстати: его попавший в опалу отец умирал от рака в Германии, и российские следователи могли в любой момент заинтересоваться делами его сына.

А вот Ликсутов сумел вовремя войти в окружение нового транспортного бонзы, нового потенциального преемника тех лет – великого и ужасного Владимира Якунина .

Любитель экспрессов

Из множества коммерческих проектов Ликсутова-бизнесмена следует остановиться на «Аэроэкспрессе». Он стоял у истоков этой интересной компании, был ее генеральным директором и только напрямую владел четвертью акций. Став московским чиновником, Максим Станиславович вроде бы избавился от всех активов, которые могли вызвать конфликт интересов, но получилось не слишком удачно: активы исчезли, конфликт остался.

«Аэроэкспресс» как был, так и остался фактическим монополистом в деле надежных скоростных перевозок в аэропорты Москвы. Причем именно Максим Ликсутов, с его-то любовью к пассажирскому транспорту, на своем посту не сделал ровно ничего для того, чтобы у москвичей появилась удобная дешевая альтернатива. Так и не появилось общедоступной железнодорожной ветки во Внуково и Шереметьево, почти нет возможности дешево добраться в Домодедово (13 обычных электричек за 132 руб. в рабдень против 38 аэрокспрессов за 500 руб.!), намертво стоит в пробках Ленинградское шоссе, по которому идут автобусы из Шереметьево. Идет разработка трассы «Аэроэкспресса» в аэропорт Жуковский, при этом горе-градостроители почему-то настаивают на самом дорогом из шести имеющихся вариантов – от платформы Быково . Мы сознательно смешиваем здесь сферы полномочий столичных властей и РЖД, потому что хорошо помним про их прочную спайку, освященную ненавистью к команде прошлого мэра, Юрия Лужкова .

А чтобы у вас не осталось сомнений в монопольном положении «Аэроэкспресса», напомним, что с начала 2014 года цены на него выросли практически на 50% (500 руб. против 340 при покупке в кассе) – куда как сильнее всех тарифов, на которые ссылаются руководители этой лавочки.

Если Максим Ликсутов не аффилирован с «Аэроэкспрессом», а работает на благо москвичей, почему у них не появилось нормального пути в московские же аэропорты? Загадка…

16 миллионов и 80 тысяч

О деятельности Ликсутова на посту главы московского транспорта также можно говорить бесконечно, и мы не раз пытались вкатить свой камень на эту гору; можем напомнить, например, Даже в столичном правительстве не забывает он про малую родину: балтийский след несложно разглядеть во всей карьере Ликсутова, вплоть до выбора некоей фантастической «НАУ Инновейшнс» родом из Эстонии для обустройства платных парковок в московских дворах. Парковок, правда, не появилось, но контракты, надеемся, оплачены успешно. Вообще, заключение невыполнимых контрактов и их оплата стали фирменными чертами департамента транспорта при Ликсутове. Впоследствии подконтрольное мэрии ГКУ АМПП поймали на проведении тендеров на охрану парковок по адресам, где их отродясь не было. Главконтроль вмешался! Нашел нарушения! И 18 октября 2017 года АМПП был оштрафован аж на 80 тысяч рублей. Посадок и увольнений не было. Сумма ущерба – многие десятки миллионов рублей. Но АМПП все нипочем – это ГКУ вместо того, чтобы объясниться с москвичами, закупает эвакуаторы для еще более эффективной борьбы с их автомобилями.

Так работает департамент транспорта московской мэрии. Так делают дела люди Максима Ликсутова. По многим их тендерам можно писать статьи размером с эту – и сразу пересылать в компетентные органы.

Копеечка от Навального

Личные дела Максима Ликсутова также хороши. Много шума наделал его крайне сомнительный развод с эстонской красавицей Татьяной (топ-моделью и по совместительству держательницей крупного бизнеса, которым раньше занимался Ликсутов), зато вице-мэра теперь можно смело назвать одним из самых завидных холостяков столицы. Владимир Путин все-таки ощутимо старше, а Сергей Собянин мало того что тоже не отличается молодостью, так еще, судя по всему, целиком находится под влиянием своего энергичного зама.

Еще одна интересная черта Ликсутова – его удивительная для российской власти публичность, его принесенные с Запада манеры этакого рубахи-менеджера. Он не уклоняется от интервью, отвечает на самые острые вопросы, не боится показываться на публике почти без охраны. Правда, когда дошло до личных денег Максима Станиславовича, выдержка ему изменила: иск чиновника к оппозиционеру Алексею Навальному по просьбе Ликсутова проходил в закрытом режиме – и облегчил карман красноречивого политика на 600 тысяч рублей. Ликсутов на самом деле умеет делать деньги из ничего. Добавим, что и Навальному с его специалистами не удалось накопать действительно серьезного компромата на оппонента: да, все его связи с бывшими компаниями налицо, заинтересованность видна, но ни одного доказательства – нет.

И все-таки тревожно за Ликсутова. По слишком тонкому льду он ходит в своем европейском костюмчике. У столичных автомобилистов на него вырос огромный железный клык за все фокусы с платными парковками, повышенными штрафами, эвакуаторным беспределом.

А если клык вырос, он обязательно куда-нибудь вонзится – закон драматургии. Вся наша мэрия – театр, и Ликсутов в нем – лучший актер второго плана. И, вполне возможно, самый богатый.

Ликсутов Максим Станиславович - заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. В прошлом эстонский и российский предприниматель. В рейтинге богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes за 2013 год вице-мэр Москвы Ликсутов занял 157-е место с капиталом в 650 млн долларов США. В рейтинги 2014 и 2015 годов не входил.

Биография

Ликсутов Максим Станиславович , 19.06.1976 года рождения, уроженец г. Локса Харьюского района Эстонской ССР. До 2011 год имел гражданство Эстонской республики.

Родственники. Мать: Ликсутова Нина Владимировна, 07.06.1947 года рождения, пенсионерка. В настоящее время постоянно проживает в Москве. По некоторым сведениям, на нее записана вся недвижимость Ликсутова.

Жена (бывшая): Ликсутова Марта Валериановна, 13.03.1974 года рождения, ранее была представителем компании Transgroup Invest в Москве.

Жена (бывшая): Ликсутова Татьяна, 18.09.1979 года рождения, бывшая топ-модель. Обладая состоянием более 100 миллионов евро, является богатейшей женщиной Эстонии и входит в число двадцати самых богатых людей страны.

Награды. Орден Дружбы (5 апреля 2017 года) - за большой вклад в реализацию проекта реконструкции и развития Московского центрального кольца.

Состояние. В 2011 году журнал Forbes оценил состояние Ликсутова в 500 млн долларов, в 2013 году - уже в 650 млн долларов. Ликсутов занимал 189-ю позицию в рейтинге «Богатейшие бизнесмены России-2011». Ближайшими деловыми партнёрами Ликсутова Forbes и российская деловая пресса называла миллиардеров Сергея Глинку , занимавшегося в Эстонии угольным транзитом, владельца УГМК Искандара Махмудова , предпринимателей-совладельцев «Аэроэкспресса» Андрея Бокарева и Михаила Хромова . Пресса Эстонии именует Максима «известным транзитным миллионером». Согласно декларации о доходах, за 2012 год Ликсутов, все 12 месяцев работая в Правительстве Москвы, заработал 270 млн руб, имеет три земельных участка и жилой дом площадью 2130 кв.м. в России, жилой дом и земельный участок в Италии, две квартиры и шесть земельных участков в Эстонии; четыре автомобиля класса «люкс», в том числе два суперкара Lamborghini Diablo и Dodge Viper, а также пять мотоциклов. Всего в семье Ликсутова 8 автомобилей в разных странах, куда чиновник приезжает по делам и на отдых. Среди совместной собственности Ликсутова и его жены дорога в Эстонии площадью 4201 кв.м..

Увлечения. Ликсутов увлекается подводным плаванием. В возрасте 15 лет стал мастером спорта по скоростным видам подводного плавания, трижды становился чемпионом Эстонии по этому виду спорта (1988, 1989, 1990), побеждал на Первенстве Скандинавских стран (1990). В 1991 стал победителем Первенства СССР по подводному ориентированию. В 1993 в составе команды пловцов установил рекорд, попавший в Книгу Гиннесса, проплыв 100 км в бассейне. На должности главы департамента транспорта особое внимание уделяет велосипедной инфраструктуре.

Образование

В 2007 г. окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова по специальности «финансы и кредит» и Международный юридический институт по специальности «менеджмент организации».

Трудовая деятельность

  • Проживая в Эстонии, Ликсутов наладил бизнес по очистке и перевалке кузбасского угля в порту Таллина. Занимался также сбытом угля как в Эстонии, так и за ее пределами.
  • Несмотря на то, что с 1998 года фактически постоянно проживал в Москве, в 2005 году получил гражданство Эстонии «за вклад в развитие местной экономики» (в 2011 году отказался от гражданства).
  • С 1999 года занимал руководящие должности в российских транспортных компаниях, таких как ОАО «Первая Грузовая Компания» и ОАО «ТрансКонтейнер».
  • С 2001 по 2011 год был председателем совета директоров ООО «ТрансГрупп», а с 2003 по 2011 год – членом совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг».
  • С 2009 по 2010 год занимал должность генерального директора ООО «Аэроэкспресс» и владел 25% акций этой компании.
  • В апреле 2011 году был назначен на пост советника мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожной транспортной инфраструктуры. В декабре того же года стал руководителем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
  • С 25 сентября 2012 года одновременно является заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Связи/Партнеры

Аксененко Рустам Николаевич , 29.07.1974 года рождения, предприниматель, сын бывшего министра путей сообщения РФ Николая Аксененко. В настоящее время возглавляет одну из дочерних структур «Стройтрансгаза» и постоянно проживает в Швейцарии. Благодаря знакомству с Аксененко бизнес Ликсутова и его компаньонов серьезно продвинулся. В настоящее время продолжают поддерживать контакты.

Глинка Сергей Михайлович , 31.05.1966 года рождения, предприниматель, член совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг». Бывший сосед Ликсутова, знает его с детства. В 1990-е годы вместе занимались транзитом угля из Кузбасса через Эстонию, причем Ликсутов начинал как помощник Глинки. До сих пор сохраняют теплые отношения. Ликсутов чтит Глинку как своего учителя и старшего товарища.

Махмудов Искандар Кахрамонович , 05.12.1963 года рождения, предприниматель, основатель и президент Уральской горно-металлургической компании. Основной бенефициар ЗАО «Трансмашхолдинг». Ликсутов считается его человеком. На своем посту Ликсутов лоббирует, в том числе, интересы Махмудова.

Собянин Сергей Семенович , 21.06.1958 года рождения, мэр Москвы. По договоренности с лоббистскими группировками (Махмудова, Когана) продвинул Ликсутова на пост вице-мэра. В настоящее время Собянин доверяет Ликсутову и его доверие к нему не поколебала даже недавняя катастрофа в метрополитене с многочисленными человеческими жертвами.

К информации

Деловая карьера Ликсутова началась в 1996 году, когда он сошелся со своим соседом по дому Сергеем Глинкой , который был на десять лет старше Максима и делал «очень серьезные дела», да такие серьезные, что мог с завидной частотой менять машины престижных марок и посещать самые дорогие рестораны Таллина. Наиболее серьезным из его дел была очистка и перевалка кузбасского угля в таллинском порту.

Вначале Ликсутов был «на подхвате» у Глинки. Максим Станиславович отличался исполнительностью и умением договариваться с деловыми партнерами. Вскоре ему удалось не только наладить контакты с «нужными людьми» в порту, но и достать нужное оборудование, а также организовать работу с предпринимателями по сбыту угля как внутри Эстонии, так и на экспорт. Дела у Глинки резко пошли в гору, его угольный терминал процветал. Но настоящий успех к Глинке и Ликсутову пришел тогда, когда они сделали своим деловым партнером Рустама Аксененко , сына Николая Аксененко , министра путей сообщения РФ, который тогда всерьез рассматривался в качестве возможного преемника Бориса Ельцина .

Первым их совместным проектом с Аксененко была компания по реализации грузов, владельцы которых не смогли заплатить МПС РФ за их доставку в Таллинский порт. В ноябре 1999 года Максим Станиславович возглавил экспедиторскую фирму «Юнитранс», которой МПС предоставляла большие скидки на железнодорожные тарифы по перевозке грузов. В 2000 году оборот компании превысил 280 миллионов долларов.

Сколотив отменный капитал, Ликсутов перебрался в Москву, где стал членом совета директоров таких серьезных структур, как ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «ТрансКонтейнер». А в 2001 году он возглавил совет директоров ООО «ТрансГрупп», железнодорожного оператора с собственным парком из нескольких десятков вагонов. На тот момент эта компания была чуть ли не единственной в России, которая могла себе позволить иметь такое количество подвижного состава.

В 2003 году бизнес независимых от МПС операторов получил дополнительную возможность для маневра, поскольку железнодорожники ввели т.н. вагонную составляющую. Она заключалась в том, что владельцы вагонов получали 15% скидки от действующего тарифа и в этих рамках изменяли цены за перевозку. К 2005 году среди клиентов «ТрансГрупп были «Русский алюминий», «Евразхолдинг», «Сибур». Так, за несколько лет небольшая экспедиторская фирма превратилась в гигантскую транспортную компанию, обладающую парком в 10 тысяч вагонов и выручкой почти миллиард долларов в год. «ТрансГрупп» вошла в пятерку крупнейших железнодорожных операторов России с объемом перевозок в 30 миллионов тонн в год.

В начале 2000-х годов совладельцы «Трансгрупп» начали скупку российских заводов, производящих локомотивы, вагоны и поезда метро. Так появилась одна из крупнейших машиностроительных групп в РФ – ЗАО «Трансмашхолдинг», объединяющая более 10 предприятий. Максим Станиславович в период с 2003 по 2011 год был членом его совета директоров.

Бенфециарами «ТрансГрупп» являлись три человека: Ликсутов, Глинка и Искандар Махмудов . При этом двое последних определяли стратегию развития бизнеса, а Максим Станиславович отвечал за оперативное управление. Фактически он мало чего решал, зато умел красиво говорить и пускать пыль в глаза журналистам. Поэтому вскоре Ликсутов стал «лицом компании».

В апреле 2007 года власти Эстонии демонтировали памятник павшим советским воинам (т.н. Бронзовый солдат) в центре Таллина, перенеся его на Военное кладбище. Данный шаг спровоцировал крупные беспорядки русскоязычного населения эстонской столицы. Максим Станиславович, который всегда старался подальше держаться от политики, неожиданно выступил резко против переноса памятника, за что подвергся резкой критике в Эстонии. В результате Ликсутов обиделся и объявил о том, что переводит весь свой бизнес из Таллина в Москву.

На самом деле Максим Станиславович лукавил. На тот момент его основной бизнес уже был в России. К примеру, ООО «ТрансГрупп – Финансы и инвестиции» была зарегистрирована в Москве. Что касается эстонской компании Transgroup Invest, то ей принадлежали лишь простаивающий угольный терминал в таллинском порту и ресторан итальянской кухни «Gianni» в центре Таллина. Все бизнес-проекты Ликсутов также давно уже осуществлял в России.

Раз уж зашла речь о бизнес-проектах Максима Станиславовича, то хочется поговорить о них поподробнее. Ликсутов всегда хотел сделать в России нечто «западное», такое «как в Европе». После некоторых раздумий он остановился на электропоездах повышенной комфортности. Первая такая электричка, между Москвой и Калугой, была запущена «ТрансГрупп» совместно с РЖД в 2004 году. Но истинным ликсутовским детищем стала не она, а «Аэроэкспресс».

Компания «Аэроэкспресс» была создана в 2005 году, когда фирменные электрички начали ходить от Савеловского вокзала до станции Лобня. Затем, после того как была выстроена ветка от Лобни до аэропорта Шереметьево, а в самом аэропорту – современный пассажирский железнодорожный терминал, электрички были пущены с Белорусского вокзала. Таким образом, путь до Шереметьево составил всего полчаса. Идея вышла весьма удачной, и вскоре подобные электрички начала ходить от Павелецкого вокзала до Домодедово и от Киевского вокзала до Внуково. Максим Станиславович был генеральным директором ООО «Аэроэкспресс», ему принадлежали 25% акций компании.

В марте 2011 года на аэроэкспрессе от Шереметьево до Белорусского вокзала прокатился в компании президента РЖД Владимира Якунина и мэра Москвы Сергея Собянина тогдашний глава Правительства РФ Владимир Путин , который всю дорогу слушал рассказ Ликсутова о преимуществе скоростной электрички над автомобилем. Владимиру Владимировичу очень понравилась поездка. Кроме того, ему приглянулся расторопный молодой человек с лучистым взглядом, поэтому будущее Максима Станиславовича было предрешено. Спустя месяц после этой судьбоносной поездки Ликсутов стал советником мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Несмотря на то, что Максим Станиславович отказался буквально в день своего назначения на должность от всех своих долей в бизнесе, он продолжал генерировать идеи, способные принести прибыль. Так, он решил заняться запуском пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги. По мысли Ликсутова, на базе слабо загруженной грузовой железной дороги должна быть открыта скоростная пассажирская линия, интегрированная с транспортными системами города. Этот проект понравился даже скептически настроенному к идеям «собянинских выдвиженцев» эксперту из НИИ транспорта Михаилу Блинкину , который назвал его «реализацией общеевропейского тренда на интеграцию железных дорог с метро и трамваем».

Денег на эту «интеграцию» не пожалели, выделив на нее почти полтриллиона рублей в рамках программы «Развитие транспортной системы города Москвы на 2012–2016 годы», что составило пятую часть всего ее бюджета. Летом 2011 года был создан оператор проекта, совместная компания правительства Москвы и РЖД «Московская кольцевая железная дорога» (МКЖД) с уставным капиталом 5 млрд рублей.

Разработкой проекта организации пассажирского движения по железнодорожному кольцу занялась компания «Интегрированные транспортные системы», принадлежащая на 75% бывшему топ-менеджеру ЗАО «Трансмашхолдинг» Михаилу Онофрийчуку. Саму же МКЖД возглавил бывший «Трансмашхолдинга» Михаил Хромов . Ну а «Трансмашхолдинг», само собой, выиграл тендер на закупки электропоездов для Малого кольца. Разумеется, эти назначения состоялись не без участия Максима Станиславовича.

Кстати, тот самый опекаемый Ликсутовым «Трансмашхолдинг» стал основным производителем подвижного состава для московского метро. Метрополитену на закупки вагонов еще в 2011 году было выделено более 40 миллиардов рублей, которые, разумеется, не без помощи Максима Станиславовича были освоены «правильными людьми». Сами же ликсутовские вагоны производства «Трансмашхолдинга» пассажиры с самого начала ругали за то, что они крайне неудобны. Ну а теперь выяснилось, что они к тому же и смертельно опасны.

В декабре 2011 года Ликсутов пошел на повышение, став руководителем департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Первым делом Максим Станиславович отказался от эстонского гражданства, которое он получил в 2005 году «за вклад в развитие местной экономики», а затем принялся за реализацию своих задумок, возникших у него еще в бытность советником мэра.

Так, Ликсутов остановил реализацию программы обустройства выделенных полос для общественного транспорта в Москве, которую в 2011 году начал вице-мэр по вопросам транспорта Николай Лямов . Максим Станиславович объявил, что такие полосы будут действовать только в будни, и вообще новых «выделенок» и экспрессных автобусных маршрутов по ним не планируется. В апреле 2012 года он объявил о введении с 1 января нового 2013 года платы за парковку в центре Москвы в пределах Бульварного кольца.

Своей энергией и «креативностью» Ликсутов выигрышно выделялся на фоне своего шефа Лямова, который даже внешне был похож на типичных «крепких хозяйственников» позднесоветского разлива, да к тому же злоупотреблявшего спиртным. В сентябре 2012 года Собянин освободил Лямова от должности вице-мэра, назначив на его места Максима Станиславовича. При этом Ликсутов сохранил за собой пост руководителя департамента.

За те почти два года, что Максим Станиславович руководит транспортом и дорожной инфраструктурой Москвы, в его голове возникло много разных идей, иногда даже и неплохих. Только вот с их реализацией было гораздо хуже.

В частности, ему не удалось ни обеспечить порядок в зоне платной парковки, которая расширилась до пределов Садового кольца, ни «восстановить престиж» московского трамвая, с выделенными полосами тоже оказалось не все гладко. Собянинская «метростроительная гонка», инициатором которой во многом был Ликсутов, привела к ряду сбоев работы метрополитена и аварий, апогеем которых явилась июльская катастрофа 2014 года на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар». Сроки сдачи МКЖД, несмотря на запредельное финансирование, фактически оказались сорванными.

К другим грандиозным ликсутовским провалам следует отнести проекты создания сети велопроката и велодорожек, а также улучшения пешеходной инфраструктуры. При этом Максим Станиславович немотивированно ополчился на троллейбусы и с упорством маньяка отстаивает сохранение турникетов в наземном транспорте. Несмотря на дифирамбы, которые поют Ликсутову «прикормленные» блоггеры, такие как Илья Варламов («Zyalt»), в деятельности Максима Станиславовича имеются лишь мелкие достижения на малозначительных направлениях. Программу же по развитию транспортной системы Москвы смело можно считать проваленной.

Будучи вице-мэром, Ликсутов также оказался в центре скандала, в результате которого он даже был вынужден развестись с женой, правда, как говорят злые языки, фиктивно. Его супруга Татьяна, бывшая топ-модель и владелица ресторана итальянской кухни «Gianni», обладая состоянием более 100 миллионов евро, считалась самой богатой женщиной Эстонии. Максима Станиславовича обвиняли в том, что его жена является лишь прикрытием бизнеса мужа, который он ведет, будучи госслужащим. В результате, в июне 2013 года Татьяна переоформила себе в собственность 50% акций холдинга Transgroup Invest, зарегистрированного в Эстонии и специализирующегося на транспортно-экспедиторском бизнесе, сумма активов которого превышает 200 млн. евро, а также девять объектов недвижимости в Таллине и 242 650 акций компании Tallinna Vesi. Но Ликсутову этого показалось мало, и в январе 2014 года он официально заявил, что с июня 2013 года находится в состоянии развода с Татьяной.

Не успев остыть от одного скандала, Максим Станиславович оказался в эпицентре нового. Так, Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального заподозрил его в том, что он является акционером офшорной кипрской компании Intellectico holdings limited. Сам Ликсутов заверял, что документы на выход из этой компании были подписаны им еще в 2010 году, то есть до поступления на госслужбу. Однако дотошные сторонники Навального выяснили, что Максим Станиславович владел акциями по состоянию на 6 мая 2014 года, а сама Intellectico holdings limited была акционером ЗАО «Трансмашхолдинг». В ответ Ликсутов заявил, что вышел из состава акционеров Intellectico holdings limited еще в декабре 2012 года. В свою очередь Совет при мэре Москвы по противодействию коррупции не нашел в деятельности Максима Станиславовича фактов нарушения законодательства РФ. Ликсутов же подал на Навального и ФБК в суд, требуя с них 3.5 миллиона рублей.

Максим Станиславович Ликсутов является представителем «эффективных менеджеров» нового поколения. Он умеет хорошо одеваться, красиво говорит, почти не пьет и не сквернословит. Он действительно напоминает европейца, а не типичного российского чиновника, высмеянного еще Салтыковым-Щедриным. Но все же «европейскость» Ликсутова наносная, поверхностная. Внутри он представляет собой такого же вороватого и некомпетентного чинушу, уверенного в своей безнаказанности, каких, к сожалению, обретается великой множество в руководящем звене государственных структур РФ.

Как представляется, после недавней катастрофы в московском метро Максим Станиславович все же сохранит свое кресло. Слишком уж он самоуверенно себя ведет, слишком многие «солидные люди» хотят, чтобы он продолжал свою деятельность на этом посту. Главным виновником несчастья будет назначен, скорее всего, начальник метрополитена Иван Беседин

Вице-мэр Москвы, руководитель столичного департамента транспорта

Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры с сентября 2012 года, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы с декабря 2011 года. До этого, с мая 2011 года - советник по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэра Москвы. Ранее работал в различных транспортных компаниях: в 2001-2011 годах возглавлял совет директоров компании "ТрансГрупп АС", в 2009-2010 годах был генеральным директором компании "Аэроэкспресс", в 2000-2001 годах занимал пост президента компании "Юнитранс".

Максим Станиславович Ликсутов родился 19 июня 1976 года в городе Локса Эстонской ССР , , , , .

В 15 лет Ликсутов стал мастером спорта по скоростным видам подводного плавания. Он трижды был чемпионом Эстонии по этому виду спорта (в 1988, 1989, 1990 годах), в составе команды был победителем первенства СССР по подводному ориентированию (1991) и первенства Скандинавских стран (1990). Также указывалось, что в 1993 году команда, в которой был Ликсутов, установила рекорд, проплыв 100 километров в бассейне, и он попал в книгу Гиннеса , .

В СМИ Ликсутова называли выпускником Калининградского государственного технического университета (до 1994 года - Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства (КТИРПиХ) ), где он получил диплом по специальности "бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности" , .

По информации русской версии журнала Forbes, Ликсутов начал бизнес "еще совсем молодой", в начале 1990-х. Тогда его сосед по дому и приятель Сергей Глинка, который был старше Ликсутова на 10 лет, налаживал поставки угля в Эстонию с Кузбасских шахт. Глинка предложил Ликсутову заняться очисткой и перевалкой угля в порту Таллина, и тот "сумел договориться в порту с людьми, … нашел оборудование, наладил все процессы". Сначала партнеры организовывали сбыт угля в Эстонии, а затем занялись и его экспортом . Портал Slon.ru также сообщал, что "первый капитал" Глинка с Ликсутовым "заработали на транзите российского сырья через эстонские порты". По информации издания, для ведения своей деятельности в 1990-х годах в Эстонии партнеры учредили компанию WorldWide Invest .

Русский Forbes сообщал, что в дальнейшем Ликсутов и Глинка стали партнерами с Рустамом Аксененко, сыном министра путей сообщения (в 1997-2002 годах с небольшим перерывом ) Николая Аксененко. По сведениям издания, в Эстонии они вместе учредили компанию по реализации грузов, "владельцы которых не смогли заплатить МПС за их доставку в Таллинский порт" (название компании не приводилось) . Между тем в 1996 году некий Максим Ликсутов упоминался в СМИ как директор АО Bupetec .

С 1999 года Ликсутов входил в число руководителей ряда российских транспортных компаний . Так, в этом году бизнесмен стал гендиректором основанного в конце 1998 года ООО "Иристон сервис" , - компании, занимавшейся международными грузовыми перевозками железнодорожным транспортом . Его предшественник на этом посту Сергей Тугаринов перешел на работу в Министерство путей сообщения (по состоянию на март 2012 года, занимал пост директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ) ) , , . Осенью того же года Ликсутов вместе с Глинкой упоминались в числе членов совета директоров компании "Трансуголь", не имеющих ее акций , .

В 2000 году "Иристон сервис" был переименован в "Юнитранс", а Ликсутов стал президентом этой мультимодульной транспортной компании. Сообщалось, что в тот период она каждый месяц перевозила около 100 тысяч тонн грузов, а в 2001 году - уже около 3 миллионов тонн , , , , , . По версии СМИ, своим успехом компания, которую возглавлял Ликсутов, была обязана связям ее руководителя в Министерстве путей сообщения и близостью к Рустаму Аксененко , , .

В октябре 2001 года Ликсутов покинул "Юнитранс" , , , . В том же году Николаю Аксененко Генпрокуратура в предъявила обвинения в превышении должностных полномочий, а также присвоении и растрате в крупном размере. Объясняя уход Ликсутова из компании газета "Ведомости" в то время писала, что его отстранили от работы, потому что деятельность компании в бытность ее "Иристон сервисом" вызывала "пристальное внимание налоговой полиции из-за предоставляемых МПС скидок с тарифа", и руководство "Юнитранса" решило попытаться избежать "неприятных ассоциаций". Против Ликсутова никаких обвинений не выдвигалось , , а Аксененко в 2002 году был освобожден от занимаемой должности, в 2003 году обвинительное заключение по его уголовному делу было утверждено и отправлено в суд, однако до суда экс-министр не дожил, скончавшись в 2005 году , .

Осенью 2001 года Ликустов перешел в "малоизвестную" на тот момент компанию ООО "ТрансГрупп АС", которая была образована летом того же года его "бывшими коллегами" по компании "Трансуголь". В названии новой компании, образованной партнерами, СМИ видели намек на ее "эстонское происхождение" (по-эстонски Aktsiaselts, AS - акционерное общество с ограниченной ответственностью ) , . В числе совладельцев компании, помимо Ликсутова, значились Глинка и бизнесмен Искандер Махмудов , , , . Русский Forbes указывал на то, что Махмудов со своим младшим партнером Андреем Бокаревым, взявшие под свой контроль "Кузбассразрезуголь", с Ликсутовым и Глинкой стали сотрудничать, не ломая "налаженный канал сбыта" угля через Эстонию. В "ТрансГрупп" Ликсутов занял пост члена совета директоров компании , ; впоследствии упоминался как председатель совета директоров "ТрансГрупп АС" (2003-2011) . По информации русского Forbes, стратегию развития бизнеса" в компании "определяли Махмудов и Глинка, а Ликсутов "отвечал за оперативное управление", так как "лучше всех подходил на роль публичного человека" . "ТрансГрупп" занималась грузовыми железнодорожными перевозками, причем, в отличие от своих конкурентов, у нее был собственный вагонный парк (в 2002 году в него входило всего "несколько десятков" вагонов). В 2004 году компания транспортировала в месяц около 3,7 миллионов тонн грузов , , , . В 2004 году "ТрансГрупп" в партнерстве с Московской железной дорогой запустила электричку Москва-Калуга, ставшую первой частной электричкой в России .

С 2002 года Ликсутов занимал пост главы представительства компании WorldWide Invest, позже переименованной в АО "ТрансГрупп Инвест А.С." , . При этом WorldWide Invest в 2003 году принадлежала половина акций компании "ТрансГрупп", в то время, как остальная часть находилась под контролем компаний, аффилированных с "Кузбассразрезуглем" .

В прессе сообщалось, что с начала 2000-х годов совладельцы "ТрансГрупп" начали скупку заводов, которые производили локомотивы, вагоны и поезда метро. Постепенно предприниматели начали объединять предприятия, что привело к созданию в 2002 году ЗАО "Трансмашхолдинг". Основным заказчиком холдинга стало ОАО "РЖД" (источники русского Forbes указывали на "особые отношения" "Трансгрупп" и с этой компанией) , , . В 2003 году Ликсутов вошел в совет директоров "Трансмашхолдинга" , ; в том же году сообщалось, что "ТрансГрупп" принадлежит 50 процентов "Трансмашхолдинга" . В 2007 году блокирующий пакет "Трансмашхолдинга" был продан РЖД , . В том же 2003 году Ликсутов стал председателем правления АО Coal Terminal AS - компании, которая занималась строительством угольного терминала в Таллине и, по информации СМИ, была связана с "Кузбассразрезуглем" , , .

В 2005-2008 годах (по другой информации – согласно данным отчета "Трансмашхолдинга" за 4 квартал 2011 года – в 2005-2011 годах ) Ликсутов занимал должность генерального директора компании ООО "ТрансГрупп – Финансы и инвестиции" , , .

Сообщалось, что в 2005 году Ликсутов получил гражданство Эстонии "за вклад в развитие местной экономики" , , , . В том же году, как отмечалось в некоторых биографиях Ликсутова, бизнесмен окончил Академию военных наук , (Академия военных наук - общественная организация военных ученых, создание которой "как самостоятельного военно-научного творческого объединения" было закреплено указом президента РФ в 1994 году , - прим. ред.).

Весной 2007 года, на фоне охлаждения российско-эстонских отношений, Ликсутов заявил, что "не доволен" действиями эстонских политиков, чья деятельность "приводит в последнее время к множеству проблем". В связи с этим он объявил, что собирается перевести "головную контору" "ТрансГрупп Инвест" за границу , . В то же время русский Forbes отмечал, что к 2007 году в Эстонии у Ликсутова остался "лишь простаивающий терминал да небольшой ресторан в Таллине" .

В 2007 году совладельцы "ТрансГрупп" создали вместе с РЖД компанию "РейлТрансАвто", специализировавшуюся на перевозке автомобилей по железной дороге (госкомпании принадлежал 51 процент ее акций) , . В "РейлТрансАвто" Ликсутов занял пост заместителя председателя совета директоров , , .

Сообщалось, что в том же 2007 году Ликсутов окончил Российскую экономическую академию имени Плеханова (с 2010 года - Российский экономический университет имени Плеханова ) по специальности "финансовый менеджмент" (в то же время, некоторые СМИ, в том числе сайт правительства Москвы, ошибочно указывали на то, что он окончил это учебное заведение в 1996 году , ) , , , .

В январе 2009 года Ликсутов занял должность генерального директора ООО "Аэроэкспресс", занимавшегося перевозками пассажиров между московскими вокзалами и близлежащими аэропортами (контрольный пакет акций компании в 2006 году был выкуплен "ТрансГрупп" через подконтрольную компанию "Дельта-Транс-Инвест" ; в 2010 году доля "Дельта-Транс-Инвест" составила 25 процентов ). Ликсутов занимал эту должность до февраля 2010 года, кроме того, он входил в состав совета директоров компании , . Помимо вышеназванных, в 2000-х годах Ликсутов также являлся членом советов директоров ряда компаний, в том числе ООО "ТМХ Вагоностроение", ОАО "ТВЗ", ООО "УГМК-Транс", ООО "Усть-Лужский бункеровочный комплекс", ОАО "Первая Грузовая Компания" и ОАО "ТрансКонтейнер" , , , .

В мае 2011 года Ликсутов был назначен советником по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэра города Москвы Сергея Собянина , . В декабре того же года СМИ сообщили о назначении Ликсутова руководителем департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы , . Его предшественник на этом посту Николай Лямов , ранее совмещавший посты руководителя департамента транспорта и заместителя мэра по вопросам транспорта, сохранил за собой вторую должность , . Сообщалось, что кадровые перестановки в столичном правительстве были вызваны "расширением функциональных обязанностей" департамента . Собянин назвал Ликсутова "эффективным менеджером", утверждая, что ему как градоначальнику "все равно, богат он или беден" .

По сведениям СМИ, основной задачей Ликсутова на новом посту должно было стать введение к 2014 году в эксплуатацию Московской кольцевой железной дороги (МКЖД), интегрированной с метро, трамваями и другими транспортными системами в городе. Эта мера должна была внести значительный вклад в решение транспортной проблемы Москвы. Между тем в руководстве компании МКЖД с лета 2011 года стали появляться бывшие топ-менеджеры "Трансмашхолдинга": как отмечали в прессе, именно этот холдинг имел самые высокие шансы на то, чтобы выиграть тендер на поставку вагонов для МКЖД. Все это позволяло некоторым экспертам говорить о "совпадении интересов" - многочисленных пересечениях "бизнеса "Трансгрупп" с программами Москвы и РЖД" по развитию транспортной системы столицы , , .

Находясь на посту главы столичного департамента, Ликсутов остановил реализацию программы обустройства выделенных полос для общественного транспорта в Москве, начатую в 2011 году его предшественниками. Если еще осенью 2011 года Николай Лямов обещал, что к 2014 году в столице появится 300 километров выделенных полос , в марте 2012 года Ликсутов, несмотря на критику со стороны ГИБДД , объявил, что такие полосы будут действовать только в будни , а в следующем месяце сообщил журналистам, что новых "выделенок" и экспрессных автобусных маршрутов по ним не планируется (всего к весне протяженность выделенных полос для общественного транспорта в Москве достигла 93 километров ) . Целью своей работы на посту ДТиРДТИ Ликсутов заявил создание "максимально комфортных условий не только для пассажиров общественного транспорта, но и для личных машин" . При этом еще одной инициативой Ликустова стало то, что его подчиненные с апреля 2012 года минимум два раза в неделю обязаны были добираться до работы на общественном транспорте .

В апреле 2012 года Ликсутов объявил о вводе платы за парковку в центре Москвы. Планировалось, что с января 2013 года в пределах Бульварного кольца столицы можно будет припарковаться только за деньги, а за неправильную парковку будет выписываться штраф , .

25 сентября 2012 года Ликсутов, сохранив за собой пост главы департамента, был назначен также заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры вместо Николая Лямова , .

В 2012 году Ликсутов окончил негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Международный юридический институт" по специальности "менеджмент организации" , .

В прессе публиковались сведения об активах Ликсутова на момент назначения: сообщалось, что он владеет 25 процентами акций "ТрансГрупп", 25 процентами акций "Аэроэкспресса", а также долями в "РейлТрансАвто" и "Трансмашхолдинге" , , , . Ликсутов обещал отказаться от своего бизнеса "в пользу других акционеров" , . В мае 2012 года стало известно, что Ликсутов продал свою долю в "Трансмашхолдинге" своим бывшим партнерам Махмудову, Бокареву, а также некоторым другим менеджерам . В связи с назначением Ликсутова в СМИ также обсуждался вопрос о его эстонском гражданстве, потому что по российским законам чиновник высокого ранга не имеет права быть гражданином другой страны . В мэрии в декабре 2011 года заявляли, что у Ликсутова уже нет двойного гражданства , однако позже стало известно, что он лишился эстонского гражданства по решению правительства Эстонии только в феврале 2012 года , .

Русский Forbes в 2011 году оценивал состояние Ликсутова в 500 миллионов долларов, поставив его на 189 строчку в своем рейтинге богатейших бизнесменов России , .

Известно, что Ликсутов женат, у него двое сыновей , , . Сам чиновник о себе сообщал, что живет за городом и до работы добирается на электричке .

Использованные материалы

Заммэра Москвы по вопросам транспорта Лямов отправлен в отставку. - РИА Новости , 25.09.2012

Заммэра Москвы по вопросам транспорта Николай Лямов отправлен в отставку. - Kommersant.ru , 25.09.2012

Бэла Ляув, Мария Рожкова . Транспортник без транспорта. - Ведомости , 17.05.2012. - № 89 (3103)

Александра Гавычева . За парковку в центре столицы начнут брать. - Известия , 11.04.2012

Автомобилистов Москвы ждут платная парковка и мобильные "подсказки". - РИА Новости , 11.04.2012

Дмитрий Семенов . Чиновников пересадят на общественный транспорт. - Вечерняя Москва , 08.04.2012

"Билет – это узкое место". - Газета.Ru , 04.04.2012

Елизавета Титаренко . Ликсутов: В 2014 году для москвичей заработает Кольцевая железная дорога. - РБК Daily , 28.03.2012

Конфликты интересов: Разбираем кейсы. - Блог Сергея Алексашенко (saleksashenko.livejournal.com) , 26.03.2012

СМИ: Выделенные полосы вернут москвичам на выходные. - ИА Росбалт , 22.03.2012

Игорь Попов, Игорь Терентьев . Почему на борьбу с пробками 
Собянин призвал миллиардера Ликсутова. - Русский Forbes , 15.03.2012

Дмитрий Семенов . Глава Департамента транспорта Максим Ликсутов: До работы добираюсь на электричке. - Вечерняя Москва , 21.02.2012

ГИБДД против идеи разрешить автомобилистам в Москве ездить по выделенным полосам. - Московские новости , 17.02.2012

Николай Адашкевич . Глава департамента транспорта Москвы лишился эстонского гражданства. - РИА Новости , 16.02.2012

Ежеквартальный отчет за 4 квартал 2011 года. - Закрытое акционерное общество "Трансмашхолдинг" , 14.02.2012

Ликсутов Максим Станиславович

Максим Ликсутов - руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы . Ранее - советник Мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, бизнесмен.

Биография

М.С. Ликсутов увлекается подводным плаванием. В возрасте 15 лет стал мастером спорта по скоростным видам подводного плавания, трижды становился чемпионом Эстонии по этому виду спорта (1988, 1989, 1990 гг.), побеждал на Первенстве Скандинавских стран (1990 год).

В 1991 году стал победителем Первенства СССР по подводному ориентированию.

В 1993 году в составе команды пловцов установил рекорд, попавший в Книгу Гиннеса, проплыв 100 км в бассейне.

В 2007 г. окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова по специальности «Финансовый менеджмент», в 2012 году окончил Международный юридический институт по специальности «Менеджмент организации».

Ноябрь 1999 г. - октябрь 2001 г. - президент МТК "ЮниТранс".

1999 г. - генеральный директор компании "Иристон-Сервис".

2001 г. - председатель совета директоров "ТрансГрупп АС ".

2002 г. - глава представительства "ВорлдВайд Инвест АС".

2005: Принятие гражданства Эстонии

2005 г. - 2008 г. - генеральный директор "ТрансГрупп АС ".

В 2005 году Максим Ликсутов получил гражданство Эстонии "За вклад в развитие местной экономики" .

январь 2009 г. - февраль 2010 г. - генеральный директор «Аэроэкспресс ».

С февраля 2010 г. - член совета директоров ООО "Аэроэкспресс", председатель Совета директоров ООО "ТрансГрупп АС" .

2011

Назначение главой департамента транспорта Москвы

29.04.2011 г. - 06.12.2011 г. - советник мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Продажа долей в бизнесе

Сообщалось, что с приходом на службу в Правительство Москвы М.С. Ликсутов продал принадлежащие ему доли в бизнесе.

Основные проекты Максима Ликсутова до перехода на госслужбу были сосредоточены в следующих сферах:

  • транспорт, транспортные услуги и связь (Аэроэкспресс , "ТрансГрупп АС", "Дельта-Транс-Инвест"),
  • перевозки (ОАО "РейлТрансАвто"),
  • транспортное машиностроение ("Трансмашхолдинг ", "Брянский машиностроительный завод ").

Ходатайство о лишении гражданства Эстонии

В декабре 2011 г. Максим Ликсутов подал ходатайство о лишении его эстонского гражданства, так как законы России не позволяют чиновникам высокого ранга быть гражданами других государств .

Оценка состояния Forbes - $500 млн