Свой стиль

Снежный человек — легендарное человекообразное существо. Снежный человек йети - интересные факты о снежном человеке Снежный человек как его называют

Немало секретов хранят просторы нашей необъятной планеты. Загадочные существа, скрывающиеся от мира людей, всегда вызывали неподдельный интерес у ученых и исследователей-энтузиастов. Одной их таких тайн стал снежный человек.

Йети, бигфут, энжей, сасквоч – это все его имена. Считается, что он принадлежит к классу млекопитающих, отряду приматов, роду человек.

Разумеется, его существование не доказано учеными, тем не менее, со слов очевидцев и многих исследователей на сегодняшний день мы имеем полное описание этого существа.

Как выглядит легендарный криптид

Наиболее популярный образ снежного человека

Его телосложение плотное и мускулистое с густым волосяным покровом по всей поверхности тела, за исключением ладоней и ступней, которые, по словам людей, встречавших йети, остаются абсолютно голыми.

Цвет шерсти может быть разным в зависимости от места обитания – белый, черный, седой, рыжий.

Лица всегда темные, а волосы на голове длиннее, чем на всем остальном теле. По некоторым сведениям, борода и усы отсутствуют совсем, либо они очень короткие и редкие.

Череп имеет заостренную форму и массивную нижнюю челюсть.

Рост этих существ варьируется от 1,5 до 3 метров. Иные свидетели утверждали, что встречали и более высоких особей.

Особенностями тела снежного человека также являются длинные руки и укороченные бедра.

Местообитание йети – вопрос неоднозначный, поскольку люди утверждают, что видели его в Америке, Азии и даже в России. Предположительно, их можно встретить на Урале, Кавказе и на Чукотке.

Эти загадочные существа живут вдали от цивилизации, старательно скрываясь от людского внимания. Гнезда могут располагаться на деревьях или в пещерах.

Но как бы тщательно снежные люди не пытались укрываться, находились местные жители, которые утверждали, что видели их.

Первые очевидцы

Первыми, кому довелось увидеть загадочное существо вживую, были китайские крестьяне. По имеющимся сведениям, встреча была не единичной, а насчитывала порядка сотни случаев.

После таких заявлений, несколько стран, в число которых входили Америка и Великобритания, отправили экспедицию на поиски следов.

Благодаря сотрудничеству двух выдающихся ученых, Ричарда Гринуэлла и Джина Пуарье, было найдено подтверждение существования йети.

Находкой были волосы, которые, как предполагалось, могли принадлежать только ему. Однако, позднее, в 1960 году Эдмунд Хиллари получил возможность исследовать скальп еще раз.

Его вывод был однозначным: «находка» изготовлена из шерсти антилопы.

Как и следовало ожидать, многие ученые не согласились с такой версией, находя все новые и новые подтверждения раннее выдвинутой теории.

Скальп снежного человека

Кроме найденного волосяного покрова, принадлежность которого до сих пор остается спорным вопросом, иных документально зафиксированных доказательств не существует.

За исключением бесчисленных фотографий, следов ног и рассказов очевидцев.

Фотографии зачастую очень плохого качества, поэтому они не позволяют достоверно определить настоящие это кадры или поддельные.

Следы ног, которые, конечно, похожи на человеческие, но шире и длиннее, ученые причисляют к следам известных зверей, обитающих в зоне находки.

И даже рассказы очевидцев, которые, по их словам, встретили снежного человека, не позволяют доподлинно установить факт их существования.

Снежный человек на видео

Однако в 1967 году двое мужчин смогли снять снежного человека на видео.

Ими были Р. Паттерсон и Б. Гимлин из Северной Калифорнии. Будучи пастухами, однажды осенью на берегу реки они заметили существо, которое, поняв, что его обнаружили, тут же пустилось в бега.

Схватив камеру, Роджер Паттерсон пустился догонять необычное создание, которое было принято за йети.

Фильм вызвал неподдельный интерес у ученых, которые долгие годы пытались доказать или опровергнуть существование мифического существа.

Bob Gimlin и Roger Patterson

Ряд особенностей доказывал, что фильм не был подделкой.

Размеры туловища и необычная походка указывали на то, что это был не человек.

На видео было отмечено четкое изображение корпуса и конечностей существа, что исключало создание специального костюма для съемок фильма.

Некоторые особенности строения тела позволили ученым сделать выводы о схожести особи с видеокадров с доисторическим предком человека — неандертальцем (прим. последние неандертальцы жили около 40 тыс. лет назад ), но весьма крупных размеров: рост достигал 2,5 метров, а вес – 200 кг.

После многочисленных исследований фильм был признан подлинным.

В 2002 году после смерти Рэя Уолесса, который инициировал эту съемку, его родственники и знакомые сообщили, что фильм полностью был инсценирован: человек в специально сшитом костюме изображал американского йети, а необычные следы были оставлены искусственными формами.

Но доказательств того, что фильм фальшивый, ими не было предоставлено. Позднее специалисты проводили эксперимент, в котором подготовленный человек пытался повторить снятые кадры в костюме.

Они пришли к выводу, что в то время, когда снимался фильм, невозможно было выполнить такую качественную постановку.

Были и другие встречи с необычным существом, в большинстве случаев в Америке. Например, в Северной Каролине, Техасе и около штата Миссури, но доказательств этих встреч, кроме устных рассказов людей, к сожалению, не существует.

Женщина по имени Зана из Абхазии

Интересным и необычным подтверждением существования этих особей стала женщина по имени Зана, проживавшая в Абхазии в 19 столетии.

Раиса Хвитовна, внучка Заны — дочка Хвита и русской женщины по имени Мария

Описание ее внешности схоже с имеющимися описаниями бигфута: рыжая шерсть, которая покрывала ее темную шкуру, а волосы на голове были длиннее, чем на всем теле.

Членораздельной речью она не владела, а издавала только выкрики и отдельные звуки.

Лицо было крупным, скулы выступали, а челюсть сильно выдавалась вперед, что придавало ей свирепый вид.

Зана смогла интегрироваться в человеческое общество и даже родила несколько детей от местных мужчин.

Позднее ученые провели исследования генетического материала потомков Заны.

По некоторым данным, их происхождение берет начало в Западной Африке.

Полученные результаты экспертизы свидетельствует о возможности существования популяции в Абхазии во времена жизни Заны, а значит, не исключается и в других регионах.

Макото Небука раскрывает тайну

Одним из энтузиастов, который хотел доказать существование йети, был японский альпинист Макото Небука.

Он охотился за снежным человеком 12 лет, исследуя Гималаи.

После стольких лет преследования, он пришел к неутешительному выводу: легендарным человекообразным существом оказался всего лишь бурый гималайский медведь.

Книга с его исследованиями описывает некоторые интересные факты. Оказывается, слово «йети» есть не что иное, как искаженное слово «мети», что означает «медведь» на местном диалекте.

Тибетские кланы считали медведя сверхъестественным созданием, которое обладало могуществом. Возможно, эти понятия совместились, а миф о снежном человеке распространился повсеместно.

Исследования разных стран

Многие ученые по всему миру проводили многочисленные исследования. СССР не стал исключением.

В комиссии по изучению снежного человека работали геологи, антропологи и ботаники. В результате их работы была выдвинута теория, которая гласит о том, что снежный человек – это деградировавшая ветвь неандертальцев.

Однако затем работа комиссии была прекращена, и только некоторые энтузиасты продолжали работу над исследованиями.

Генетические исследования имеющихся образцов отрицают существование йети. Профессор Оксфордского Университета, проведя анализ волос, доказал, что они принадлежали полярному медведю, который существовал несколько тысяч лет назад.

Кадр из фильма, снятого в Северной Калифорнии 20.10.1967

В настоящее время дискуссии не утихают.

Вопрос о существовании еще одной загадки природы остается открытым, и общество криптозолоогов до сих пор пытается найти доказательства.

Все имеющиеся факты на сегодняшний день не дают стопроцентной уверенности в реальности этого существа, хотя некоторым людям очень хочется в это верить.

Очевидно, что только фильм, снятый в Северной Калифорнии, может считаться доказательством существования изучаемого объекта.

Некоторые люди склоны верить, что снежный человек имеет инопланетное происхождение.

Поэтому его так трудно обнаружить, а все генетические и антропологические анализы приводят ученых к неверным результатам.

Кто-то уверен, что наука замалчивает факт их существования и обнародует ложные исследования, ведь имеется столько очевидцев.

Но вопросы с каждым днем только множатся, а ответы находятся крайне редко. И хотя многие верят в существование снежного человека, наука до сих пор отрицает этот факт.

Описание

В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным телосложением , заострённой формой черепа , более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью , относительно короткими бёдрами , с густым волосяным покровом по всему телу - чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах , лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Очень быстр. Он может обогнать лошадь, причём на двух ногах, а в воде - моторную лодку. Всеядный, но предпочитает растительную пищу, очень любит яблоки. Очевидцы описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии . Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов . Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Происхождение названия

Снежным человеком его назвали благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест . Они обнаружили пропажу пищевых запасов, затем услышали душераздирающий крик, и на одном из заснеженных склонов появилась цепочка следов, похожих на человеческие. Жильцы пояснили, что это Йети, ужасный снежный человек, и категорически отказались разбивать лагерь в этом месте. С тех пор европейцы и называют это существо снежным человеком.

Существование

Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

…о снежном человеке он сказал: «Очень хочется верить, но нет оснований». Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался, и в результате изучения обнаружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. Это: и есть формула научного подхода: «хочется верить», но раз «нет оснований», то надо от этой веры отказаться.
Академик А. Б. Мигдал От догадки до истины.

Отношение профессионального биолога к вопросу о возможности существования «снежного человека» проиллюстрировал палеонтолог Кирилл Еськов в популярной статье :

Мне, по крайней мере, неизвестны законы природы, налагавшие бы прямой запрет на существование в горах Центральной Азии реликтового гоминоида - «обезьяночеловека», или просто крупной человекообразной обезьяны. С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. Ясно, что любые сообщения о североамериканских «бигфутах» можно со спокойной совестью выкидывать не читая (ибо своих видов приматов на том континенте нет и никогда не было, а чтобы пройти туда из Азии через приполярную Берингию, как это сделали люди, надо хотя бы обладать огнём), но вот в Гималаях или на Памире - почему бы и нет? Есть даже вполне правдоподобные кандидаты на эту роль, например, мегантроп - очень крупная (около двух метров ростом) ископаемая обезьяна из Южной Азии, обладавшая рядом «человеческих» черт, которые сближают её с африканскими австралопитеками, прямыми предками гоминид […]
Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? - ответ: «Да». Верю ли я в его существование? - ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное личном опыте: […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) - выводы делайте сами…

- «Криптуха, сэр!», статья. Кирилл Еськов, Компьютерра, 13.03.07, №10 (678): стр. 36-39.

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры . Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека . Однако в 2002 году , после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны .

Однако, следует заметить, что фильм Паттерсона вызвал неподдельный интерес исследователей телеканала National Geographic Channel. В рубрике «Реальность или фантастика» (эфир в декабре 2010 года), была сделана попытка изучить и исследовать фильм Паттерсона с точки зрения возможности его фальсификации. В качестве экспертов были привлечены опытные гримёры, высокий актёр, имитирующий походку, специалисты по спецэффектам и учёные. Оценивался внешний вид существа в фильме, его шерсть, прилегающая к мускулам, пропорции конечностей, динамика движения, учитывалось расстояние съемки и т. д. В итоге, по единодушному мнению привлечённых экспертов, даже на современном уровне развития медиа-индустрии и видеоэффектов, не говоря уже об уровне 1967 года, практически невозможно добиться такой степени реалистичности сюжета о снежном человеке.

С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «официальной науки» в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств. Вот характерный текст такого рода:

На самом деле те, кто говорит «нет оснований», просто не хотят даже ознакомиться с тем, что «нарыто» исследователями-энтузиастами. «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Я приведу только два. Когда канадец Рене Дахинден в конце 1971 года привёз нам копию фильма, снятого Паттерсоном в 1967 году, я лично подошёл однажды к тогдашнему директору Института антропологии МГУ В. П. Якимову и предложил показать фильм ему и сотрудникам института, он буквально выставил вперёд руки, как бы отшатываясь от предложенияи сказал; «Нет! Не надо!» Но это не мешало ему заявлять, что нет оснований…
А когда на международном симпозиуме, на котором он (Якимов) председательствовал, профессор Астанин вышел на трибуну, чтобы представить присутствующим материалы анатомического исследования кисти йети из монастыря Пангбоче (Тибет), Якимов не дал ему говорить и согнал с трибуны в нарушение демократических традиций подобных форумов - под протестующие возгласы участников… В итоге некоторые из них покинули заседание симпозиума.
И недавний пример: когда я приехал из США после пятинедельного там «расследования» событий на ферме Картеров осенью 2004 г., где по словам хозяйки обитал клан бигфутов, и предложил выступить и рассказать о результатах в отделе антропологии Института этнологии РАН, его зав. С. Васильев уклонился под предлогом занятости другими вопросами.
В то же время, когда поднялся шум в прессе о существовании «снежного человека» в горах Шории (юг Кемеровской обл.), то тот же Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Увы, мы не располагаем данными о существовании человекоподобных, где бы то ни было в мире»…
Игорь Бурцев, канд. ист. наук, Директор Международного центра гоминология, Москва.

Большое внимание теме снежного человека уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев .

Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке»

Члены комиссии Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев и другие энтузиасты продолжали активно заниматься поисками снежного человека или его следов .

Общество криптозоологов

Упоминания в истории и литературе

Абстрактный рисунок снежного человека.

Известны многочисленные изображения существ, подобных снежному человеку (на предметах искусства Древней Греции , Рима , Древней Армении , Карфагена и этрусков и средневековой Европы) и упоминания, в том числе в Библии (в русском переводе косматый ), Рамаяне (ракшасы ), в поэме Низами Гянджеви «Искандер-наме», фольклоре разных народов (фавн , сатир и силен в Древней Греции , йети на Тибете , в Непале и Бутане , гулей-бани в Азербайджане , чучунны, чучунаа в Якутии , алмас в Монголии , ежэнь (野人 ), маожэнь (毛人 ) и жэньсюн (人熊 ) в Китае , киик-адам и албасты в Казахстане , леший , шиш и шишига у русских , див в Персии (и Древней Руси), чугайстер на Украине , дев и албасты на Памире , шурале и ярымтык у казанских татар и башкир , арсури у чувашей , пицен у сибирских татар , абнауаю в Абхазии , сасквоч в Канаде , тэрык , гиркычавыльин , мирыгды , килтаня , арынк , арыса , рэккем , джулии на Чукотке , бататут , седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве , какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.). В фольклоре предстают в виде сатиров , бесов , чертей , леших , водяных , русалок и т. п.

Противники версии существования снежного человека, к которым можно отнести большинство профессиональных биологов и антропологов , указывают на отсутствие однозначных подтверждений (живых особей или их останков, качественных фотографий и видеозаписей) и возможность произвольного толкования имеющихся свидетельств. Часты ссылки на известный биологический факт: длительное существование популяции требует минимальной численности порядка сотен особей, жизнедеятельность которых, по мнению критиков, просто не может быть незаметной и не оставляющей многочисленных следов. Выдвигаемые объяснения свидетельств в целом сводятся к следующему набору версий:

Ссылки

См. также

Примечания

  1. К. Еськов. «Криптуха, сэр!»
  2. Фильм Паттерсона
  3. Б. Ф. Поршнев Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах Винити, Москва, 1963
  4. Советский «снежный человек». Журнал «Итоги»
  5. Жанна-Мария Кофман
  6. см. например, «Популярный биологический словарь», 1991, Изд. АН СССР под редакцией членом-корреспондента А. В. Яблокова
  7. В. Б. Сапунов, доктор биол. наук Снежный человек в двух измерениях, или альтернатива ноосферы
  8. Ж. Кофман У истоков новой науки (К 40-летию выхода в свет монографии профессора Б. Ф. Поршнева «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах» ВИНИТИ 412 с 1963) журнал «Медиана» № 6 2004
  9. КАЗАХСТАНСКАЯ ХРОНИКА «П» Год 1988
  10. Трахтенгерц М. С. Область обитания приматов вида аламас журнал «Естественные и технические науки» ISSN 1684-2626, 2003, № 2, стр.71-76
  11. Dmitri Bayanov, Igor Bourtsev In The Footsteps of the Russian Snowman 240 pages «Pyramid Publications» 1996 ISBN 5-900229-18-1 ISBN 978-5-900229-18-8 (англ.)
  12. Б. А. Шуринов Парадокс XX века «Международные отношения» 315стр. 1990 ISBN 5-7133-0408-6
  13. Российский биолог считает сасквачей и прочих йети одичавшими олигофренами .
  14. Бейко В. Б., Березина М. Ф., Богатырёва Е. Л. и др. Большая энциклопедия животного мира: Науч.-поп. издание для детей. - М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 303 с. УДК 087.5, ББК 28.6, стр. 285.

Снежный человек — миф или реальность? Миллиарды людей на Земле хотят получить ответ на этот вопрос

Вас интересует тема снежный человек фото или снежный человек видео фильм ? Эта статья как раз об этом! Снежный человек или, как его еще называют, , бигфут , гоминоид , сасквоч – это человекообразное существо, которое, как считают, можно встретить в высокогорных и лесных районах всего мира. Бытует мнение, что это млекопитающее, которое относится к отряду приматов и к роду человек, сохранившееся со времен предков человека. Шведский естествоиспытатель, создатель единой системы классификации животного и растительного мира Карл Линней определил его как Homo troglodytes или, другими словами, человек пещерный.

Описательные характеристики снежного человека

Точное описание снежного человека отсутствует. Одни говорят, что это громадные четырехметровые животные, которые отличаются подвижностью. Другие, наоборот, говорят, что рост его не превышает 1,5 метра, он пассивен и при ходьбе сильно размахивает руками.

Все исследователи снежного человека склоняются к выводу, что йети — существо доброе, если его не сердить

По неподтвержденным данным йети отличается от современного человека заостренной формой черепа, более плотным телосложением, малой длиной шеи, более длинными руками, короткими бедрами и массивной нижней челюстью. Все его тело покрыто волосяным покровом рыжего серого или черного цвета. Волосы на голове длиннее, чем на теле, а борода и усы очень короткие. Он имеет неприятный сильный запах. Помимо всего прочего, он отлично лазает по деревьям.

Есть мнение, что место обитания снежного человека – снежная кромка, которая отделяет лесные массивы от ледников. При этом лесные популяции снежных людей на ветках деревьев строят гнезда, а горные живут в пещерах. Питаются они лишайниками и грызунами, причем, перед употреблением в пищу пойманных животных разделывают. Это может свидетельствовать о тесном родстве с человеком. В случае голода йети приближаются к людям, и ведут себя, таким образом, неосторожно. По словам сельских жителей, в случае опасности человекообразный дикарь издает лающий громкий звук. А вот китайские крестьяне рассказывают о том, что снежные люди плетут простые корзины, а также изготавливают топоры, лопаты и другие элементарные орудия труда.

Описания дают основания предполагать, что йети является реликтовым гоминоидом, который обитает в семейных парах. Однако, возможно за этих существ принимают некоторых людей с чрезмерно развитым неестественным волосяным покровом.

Ранние упоминания о снежном человеке

Самое первое историческое доказательство существования снежного человека связано с именем Плутарха. Он рассказывал о том, как солдаты Суллы поймали сатира, который по описанию соответствует внешности йети.

В своем рассказе «Ужас» Ги де Мопассан описывает встречу писателя Ивана Тургенева со снежным человеком женского пола. Также имеются документальные свидетельства, что в XIX веке в Абхазии находилась женщина по имени Зана, которая являлась прототипом йети. У нее были своеобразные повадки, однако это не мешало ей благополучно рожать детей от людей, которые в свою очередь отличались могучей силой и крепким здоровьем.

На Западе в 1832 году появились сообщения о странном существе, обитающем в Гималаях. Ходтсон Б.Г., английский путешественник и исследователь с целью изучения этого загадочного существа поселился в высокогорном районе. Позднее Ходтсон Б.Г. в своих работах рассказывал о высоком человекоподобном существе, которое непальцы прозвали демоном. Оно было покрыто длинной густой шерстью, от животного отличалось отсутствием хвоста и прямым хождением. О первых упоминаниях про йети Ходтсону поведали местные жители. С их слов, впервые о снежных людях было упомянуто в четвертом веке до нашей эры.

Через полстолетия, дикарями заинтересовался британец Лоуренс Уодделл. На высоте 6 000 метров в Сиккиме он нашел следы. После их анализа и разговора с местными жителями Лоуренс Уодделл сделал заключение, что за человекоподобных дикарей принимают желтых медведей-хищников, которые очень часто нападают на яков.

Рост интереса к бигфутам наблюдался в 20-30-е годы ХХ века, когда один репортер назвал волосатого дикаря «страшным снежным человеком». В средствах массовой информации также сообщалось, что несколько снежных людей были пойманы и заключены в тюрьму, после чего расстреляны как басмачи. В 1941 году полковник медслужбы Советской армии Карапетян В.С. произвел осмотр снежного человека, пойманного в Дагестане. Вскоре после этого загадочное существо было расстреляно.

Теории и фильм о снежном человеке

На сегодня ученые не обладают достаточными данными, чтобы сделать официальное подтверждение действительности одной из теорий. Однако ученые озвучивают довольно смелые гипотезы о возникновении йети, которые имеют право на существования. Их мнения опираются на исследование волос и отпечатков следов, на сделанных фотографиях, аудиозаписях, фотороботах странного существа, а также видеозаписях, которые имеют не самое лучшее качество.

Долгое время короткометражный фильм, который сняли Боб Гимлин и Роджер Паттерсон в 1967 году в Северной Калифорнии, был наиболее убедительным свидетельством существования йети. По словам авторов, на пленку им удалось заснять самку бигфута.

Происходило это осенью, когда Боб и Роджер вдоль покрытого густым лесом ущелья ехали на лошадях в надежде встретить йети, следы которого неоднократно были замечены в этих местах. В один момент лошади чего-то испугались и стали на дыбы, после чего Паттерсон заметил некое крупное существо, которое на корточках сидело на берегу ручья у воды. Взглянув на ковбоев, это загадочное существо встало и пошло прочь в сторону крутого склона ущелья. Роджер не растерялся и, достав видеокамеру, побежал к ручью за существом. Он бежал за дикарем, снимая его в спину. Однако он сообразил, что необходимо зафиксировать камеру и проследить за движущимся существом, после чего встал на колено. Неожиданно существо повернулось и начало идти на камеру, но потом, свернув несколько влево, уходило от ручья. Роджер попытался кинуться за ним, однако, благодаря своей быстрой ходьбе и крупным размерам, загадочное существо быстро скрылось, а пленка на видеокамере кончилась.

Фильм Гимлина-Паттерсона сразу же был отвергнут специалистами важнейшего научного центра США – Смитсоновского института – как подделка. Американские специалисты заявили, что такого гибрида с волосатой грудью, головой гориллы и человеческими ногами в природе просто не может быть. В конце 1971 года фильм привезли в Москву и показали ряду научных учреждений. Специалисты Центрального НИИ протезостроения и протезирования положительно его оценили и очень заинтересовались им. После детального изучения фильма заключение в письменной форме сделал профессор Академии физической культуры Д.Д.Донской, который отметил, что походка существа на пленке совершенно не типична для человека. Он расценил ее как природное движение, в которой не было признаков искусственности, и которое характерно для различных преднамеренных имитаций.

Известный скульптор Никита Лавинский также без сомнений считал фильм Гимлина-Паттерсона подлинным. По кадрам этого фильма он даже создал скульптурные портреты самки снежного человека.

Участниками семинара по вопросам гоминологии Александрой Бурцевой, Дмитрием Баяновым и Игорем Бурцевым было предпринято самое углубленное изучение этого фильма. Бурцев сделал фотографическое воспроизведение со всевозможными экспозициями кадров из фильма. Благодаря этой работе, было доказано, что голова существа на пленке была не гориллы, как утверждали американцы, и не обычного человека, а палеоантропа. Также видно, что волосяной покров – это вовсе не специальный костюм, поскольку сквозь него отчетливо видно мускулатуру спины, ног и рук. Отличием йети от человека также является удлиненные верхние конечности, отсутствие видимой шеи, посадка головы и удлиненный бочкоподобный торс.

Аргументами, на которых основывается фильм Паттерсона, являются:

  • Голеностопный сустав загадочного существа, снятый на пленку, имеет исключительную гибкость, которая недостижима для человека. Стопа в тыльном направлении обладает большей гибкостью, по сравнению с человеком. Дмитрий Баянов первым обратил на это внимание. Позже этот факт подтвердил и описал в своих публикациях Джефф Мелдрам, американский антрополог.
  • Пятка йети выпирает намного больше пятки человека, что соответствует строению стопы неандертальцев.
  • Тогдашний завкафедрой биохимики Академии физической культуры Дмитрий Донской, который детально исследовал фильм, сделал вывод, что походка странного существа на пленке совершенно не присуща Ноmо Sарiеns, которую, к тому же, невозможно воссоздать.
  • В фильме отчетливо видны мышцы на конечностях и корпусе, что в свою очередь исключает предположения о костюме. Вся анатомия отличает это загадочное существо от человека.
  • Сопоставление частоты колебания рук со скоростью, на которой снимался фильм, доказывало о довольно высоком росте волосатого существа, примерно 2 метра 20 сантиметров, а если учесть комплекцию, то и большом весе – более 200 килограммов.

На основании этих соображений фильм Паттерсона был признан подлинным. Об этом на научных публикациях сообщили в США и СССР. Однако если фильм признан подлинным, следовательно, и признано существование живых реликтовых гоминидов, которые считаются вымершими десятки тысяч лет назад. На это антропологи пойти пока не могут. Отсюда и бесконечное количество опровержений подлинности отличного киносвидетельства.

Помимо всего прочего, уфолог Шуринов Б.А. в противовес распространенным мнениям утверждает о том, что снежный человек имеет инопланетное происхождение. Другие же исследователи загадок йети настаивают на том, что происхождение связано с межвидовой гибридизацией на антропоидах, таким образом, выдвигая теорию о том, что снежный человек произошел в результате скрещивания в ГУЛАГе обезьяны с человеком.

Снежный человек фото реальное. Семья йети — бигфутов в Теннеси (США)

Реальное фото замерзшего йети

В декабре 1968 года два известнейших криптозоолога, Бернар Эйвельманс (Франция) и Айвен Сандерсон (США) обследовали замерзший труп волосатого гоминоида, найденный на Кавказе. Результаты обследования были опубликованы в научном сборнике криптозоологов. Эйвельманс идентифицировал замерзшего йети как «современного неандертальца».

В это же время активные поиски снежного человека велись и в бывшем СССР. Самые существенные результаты дали исследования Марии-Жанны Кофман на Северном Кавказе, Александры Бурцевой на Чукотке и Камчатке. Очень плодотворно завершились научные экспедиции в Таджикистане и на Памиро-Алтае под руководством Игоря Тацла и Игоря Бурцева. На Ловозере (Мурманская область) и в Западной Сибири успешно вела поиски Майя Быкова. Владимир Пушкарев много времени посвятил поискам йети в Коми и Якутии.

К сожалению, последняя экспедиция Владимира Пушкарева закончилась трагически: он из-за нехватки средств на полноценную экспедицию в одиночку в сентябре 1978 года отправился в Ханты-Мансийский округ на поиски бигфута и пропал без вести.

Дженис Картер дружила с семьей йети (бигфутов) много десятилетий!

В последние годы возрождается интерес к йети, появились новые регионы распространения современных неандертальцев. В 2002 году Дженис Картер, владелица фермы в штате Теннеси, рассказала в телевизионном интервью, что недалеко от ее фермы уже более пятидесяти лет живет целое семейство бигфутов. По ее словам, в 2002 году отцу «снежного» семейства было около 60 лет, а первое их знакомство состоялось, когда Дженис была семилетней девочкой. Дженис Картер встречала бигфута и его семейства многократно за свою жизнь. Этот рисунок сделан с ее слов и наглядно показывает пропорции йети и его миролюбие.

Недавно российские гоминологи (исследователи йети) нашли информацию, что в 1997 году во Франции в маленьком городке Бурганеф демонстрировалось замороженное тело снежного человека, якобы найденное в Тибете и доставленное из Китая контрабандой. В этой истории много нестыковок. Владелец рефрижератора, в котором перевозился труп йети, бесследно исчез. Исчез и сам фургон со своим сенсационным содержимым. Фотографии тела показали Дженис Картер, которая подтвердила, что не исключает, что это не фальсификация, а реальное тело бигфута.

Снежный человек видео. Спекуляции и фальсификации на тему йети

В 1958 году Рэй Уоллес, житель американского городка Сан-Диего, запустил в печать сенсацию о бигфуте, который является родственником йети, живущего в горах Калифорнии. Все началось с того, что в августе 1958 года сотрудник строительной фирмы Уоллеса пришел на работу и увидел вокруг бульдозера огромные следы, которые были похожи на человеческие. Местная пресса назвала таинственное существо бигфутом, и Америка, таким образом, получила собственный вид снежного человека.

В 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, его семья решила раскрыть секрет. Ступни для нанесения следов на почву длиной в 40 сантиметров были вырезаны по просьбе Рэя из досок, после чего он с братом надели эти лапы на ноги и прошлись вокруг бульдозера.

Этот розыгрыш его так увлек на многие годы, что он не мог остановиться и периодически радовал средства массовой информации и общества любителей загадочного то записью, на которой он издает звуки, то фотографиями с размытыми чудовищами. Но самым интересным оказалось то, что родственники умершего Уоллеса заявили о фальсификации фильма, который сняли Паттерсон и Гимлин. Многие эксперты предполагали, что кадры подлинные. Однако, по словам родственников и знакомых данная киносъемка являлась постановочным эпизодом, в котором снялась супруга Уоллеса, одетая в специально пошитый костюм обезьяны. Это заявление стало основательным ударом по энтузиастам, которые пытаются отыскать человекоподобное загадочное существо.

Но еще в 1969 году Джон Грин с целью определения подлинности фильма проконсультировался у специалистов киностудии Диснея, которые создавали для актеров костюмы обезьян. Они сказали, что на снятом существе живая кожа, а не костюм.

Хочется отметить, что наблюдениям гоминоида посвящены сотни томов научной литературы. Но конкретного ответа на вопрос о его возникновении и существовании до сих пор нет. Наоборот, чем дольше длятся исследования и поиски, тем острее поднимаются вопросы. Почему не получается поймать снежного человека? Могут ли выжить мелкие популяции этих существ в не связанных между собой районах? И еще много вопросов, ответов на которые пока нет…

Предлагаю Вашему вниманию отличный фильм о йети с хорошим видео-качеством, посвященный всем аспектам этой интереснейшей темы, много лет будоражащей умы людей по всему свету.

, «Рамаяне» («ракшасы»), фольклоре разных народов (фавн, сатир и силен в Древней Греции, йети на Тибете и в Непале, бьябан-гули в Азербайджане, чучунны, чучунаа в Якутии, алмас в Монголии, иерен, маорен и ен-хсунг в Китае, киикадам и албасты в Казахстане, леший, шиш и шишига у русских, див в Персии (и Древней Руси), дев и албасты на Памире, шурале и ярымтык у казанских татар и башкир, арсури у чувашей, пицен у сибирских татар, сасквоч в Канаде, тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии на Чукотке, бататут, седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве, какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.).

Плутарх писал, что имел место случай поимки сатира солдатами римского полководца Суллы. Диодор Сицилийский утверждал, что тирану Дионисию были присланы несколько сатиров. Эти странные существа были изображены на вазах Древней Греции, Рима и Карфагена.

На серебряном кувшине этрусков, находящемся в Римском музее доисторической эпохи, изображена сценка, когда вооруженные охотники на лошадях преследуют громадного человека-обезьяну. А в псалтыре королевы Марии, относящемся к XIV веку, изображено нападение стаи псов на покрытого шерстью человека.

Очевидцы снежного человека

В начале XV века турки захватили в плен европейца по имени Ганс Шильтенбергер и отослали его ко двору Тамерлана, который передал пленника в свиту монгольского князя Едигея. Шильтенбергер все-таки сумел в 1472 году вернуться в Европу и издал о своих приключениях книгу, в которой, помимо прочего, упомянул и диких людей:

Высоко в горах обитает дикое племя, не имеющее ничего общего со всеми остальными людьми. Шкура этих существ покрыта шерстью, которой нет лишь на их ладонях и лицах. Они скачут по горам, как дикие звери, питаются листвой, травой и всем, что удается отыскать. Местный правитель преподнес Едигею в дар двух лесных людей – мужчину и женщину, захваченных в дремучих зарослях.

Индейцы северо-запада США и Западной Канады верят в существование диких людей. В 1792 году испанский ботаник и естествоиспытатель Хосе Мариано Мосиньо писал:

Не знаю, что и сказать о Матлоксе, жителе гористой местности, приводящем всех в неописуемый ужас. По описаниям, это настоящий монстр: тело его покрыто жесткой черной щетиной, голова напоминает человеческую, но гораздо больших размеров, клыки мощнее и острее медвежьих, руки неимоверной длины, а на пальцах рук и ног – длинные искривленные когти.

Тургенев и президент США лично сталкивались со снежным человеком

Наш соотечественник, великий писатель Иван Тургенев, охотясь в Полесье, лично сталкивался с снежным человеком. Он рассказал об этом Флоберу и Мопассану, и последний описал это в своих мемуарах.



«Будучи еще молодым, он (Тургенев) как-то охотился в русском лесу. Он бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки. Она струилась под сенью деревьев, вся заросшая травой, глубокая, холодная, чистая. Охотника охватило непреодолимое желание окунуться в эту прозрачную воду.

Раздевшись, он бросился в нее. Он был высокого роста, силен, крепок и хорошо плавал. Он спокойно отдался на волю течения, которое тихо его уносило. Травы и корни задевали его тело, и легкое прикосновение стеблей было приятно.

Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Он быстро обернулся и увидел странное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое – два каких-то мешка, очевидно груди, – болтались спереди. Длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной.

Тургенев почувствовал дикий, леденящий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног.

Наконец, молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех ног бросился бежать по лесу, бросив одежду и ружье. Странное существо последовало за ним. Оно бежало так же быстро и по-прежнему повизгивало.

Обессиленный беглец – ноги у него подкашивались от ужаса – уже готов был свалиться, когда прибежал вооруженный кнутом мальчик, пасший стадо коз. Он стал хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек, издавая крики боли. Вскоре это существо, похожее на самку гориллы, исчезло в зарослях ».

Как выяснилось, пастушок уже и раньше встречал это существо. Он рассказал барину, что это всего лишь местная юродивая, давно ушедшая жить в лес и совершенно там одичавшая. Тургенев, впрочем, замечал, что от одичания не вырастает шерсть по всему телу.



Встречался с снежным человеком и президент США Теодор Рузвельт. Он включил эту историю, художественно обработав, в свою книгу «Охотник на диких зверей». Действие рассказа происходит в Свекловичных горах, между штатами Айдахо и Монтана. Оттуда, кстати, до сих пор поступают свидетельства о встречах с снежными людьми.

В первой половине XIX века траппер (то есть охотник, ставящий капканы) Бауман и его товарищ исследовали дикое ущелье. Их лагерь постоянно разоряло какое-то громадное существо, передвигавшееся причем на двух, а не на четырех ногах. Нападения происходили либо ночью, либо днем в отсутствие охотников, и потому толком рассмотреть существо не удавалось. Однажды товарищ остался в лагере, и Бауман, вернувшись, нашел его растерзанным. Следы, окружавшие тело, были идентичны человеческим, но выглядели гораздо больше.

Дети снежного человека

Весьма любопытная встреча с бигфутом в 1924 году ожидала лесоруба Альберта Остмана. Он ночевал в спальном мешке в лесу под Ванкувером. Снежный человек схватил его, прямо в мешке положил себе на плечо и понес. Шел он часа три и принес Остмана в пещеру, где, кроме похитившего его йети, еще оказались его жена и двое детей.



Есть лесоруба не стали, а приняли вполне гостеприимно: предложили поесть еловых побегов, которыми снежные люди питались. Остман отказался и неделю продержался на консервах из своего рюкзака, который снежный человек предусмотрительно захватил с собой.

Но вскоре Остман понял, в чем причина такого гостеприимства: его готовили в мужья уже подросшей дочери главы семейства. Представив брачную ночь, Остман решил рискнуть и подсыпал в еду гостеприимным хозяевам нюхательного табака.

Пока те полоскали рты, он со всех ног рванул из пещеры. Многие годы он никому не рассказывал о своем приключении и на вопросы, где пропадал целую неделю, просто отмалчивался. Но когда пошли разговоры про снежных людей, язык у старика развязался.

Женщина йети

Документально подтверждено, что в XIX веке в Абхазии в селе Тхина жила у людей женщина Зана, похожая на снежного человека и имевшая от людей нескольких детей, впоследствии нормально интегрировавшихся в человеческое общество. Вот как описывали ее очевидцы:

Рыжеватая шерсть покрывала ее серовато-черную шкуру, причем волосы на голове были длиннее, чем на всем теле. Она издавала нечленораздельные выкрики, но обучиться речи так и не смогла. Ее крупное лицо с выступающими скулами, сильно выдающейся челюстью, мощными надбровными дугами и крупными белыми зубами отличалось свирепым выражением.

В 1964 году Борис Поршнев, автор книги о реликтовом гоминиде, встречался с некоторыми внучками Заны. По его описанию, кожа этих внучек – звали их Чаликва и Тая – была темной, негроидного типа, жевательные мышцы – сильно развитыми, а челюсти – чрезвычайно мощными.

Поршневу даже удалось расспросить жителей деревни, которые, будучи детьми, в 1880-х годах присутствовали на похоронах Заны.

Русский зоолог К. А. Сатунин, который в 1899 году видел самку реликтового гоминида в Талышских горах на юге Кавказа, обращает внимание на то, что «движения существа были совершенно человеческими».

Снежный человек в плену

В 20-е годы XX века в Средней Азии были пойманы несколько йети , заключены в тюрьму и после безуспешных допросов расстреляны как басмачи.

Известен рассказ надзирателя этой тюрьмы. Он наблюдал за двумя бигфутами , находящимися в камере. Один был молодой, здоровый, сильный, он никак не мог смириться с несвободой и все время бушевал. Другой, старый, сидел спокойно. Они ничего не ели, кроме сырого мяса. Когда кто-то из командиров увидел, что надзиратель кормит этих заключенных только сырым мясом, он его пристыдил:

– Нельзя же так, все-таки люди…

По сведениям людей, участвовавших в борьбе с басмачами, там еще оставалось около 50 подобных субъектов, которые вследствие своего «одичания» опасности для населения Средней Азии и революции не представляли, а вылавливать их было очень трудно.



Известно свидетельство подполковника медицинской службы Советской Армии B. C. Карапетяна, который в 1941 году произвел осмотр живого снежного человека, пойманного в Дагестане. Он описывал свою встречу с йети так:

«Вместе с двумя представителями местных властей я вошел в сарай… До сих пор я вижу, словно наяву, возникшее передо мною существо мужского пола, полностью обнаженное, босое.

Вне всякого сомнения, это был человек, с полностью человеческим телом, несмотря на то что его грудь, спину и плечи покрывала косматая шерсть темно-коричневого цвета длиной 2–3 сантиметра, очень похожая на медвежью.

Ниже груди шерсть эта была реже и мягче, а на ладонях и подошвах ее не было вообще. На запястьях с огрубевшей кожей росли лишь редкие волосы, но пышная шевелюра головы, очень грубая на ощупь, спускалась до плеч и частично прикрывала лоб.

Хотя все лицо покрывала редкая растительность, борода и усы отсутствовали. Вокруг рта также росли редкие, короткие волосы.

Человек стоял совершенно прямо, опустив руки по швам. Рост его был чуть выше среднего – порядка 180 см, тем не менее, он словно возвышался надо мной, стоя с выпяченной могучей грудью. Да и вообще он был гораздо крупнее любого местного жителя. Глаза его не выражали абсолютно ничего: пустые и безразличные, это были глаза животного. Да, по сути, он и был животным, не более того ».

К сожалению, при отступлении нашей армии гоминид был расстрелян.

Снежный человек в Гималаях

Но больше всего прославились снежные люди из Гималаев, реликтовых гоминидов там называют поместному «йети».

Впервые об этих необычных обитателях гор стало известно из записок английских офицеров и чиновников, служивших в Индии. Автором первого упоминания считается Б. Ходжсон, с 1820 по 1843 год полномочный представитель Великобритании при дворе короля Непала. Он довольно подробно описывал, как во время его путешествия по Северному Непалу носильщики пришли в ужас, увидев волосатое бесхвостое существо, похожее на человека.



Несколько буддистских монастырей утверждают, что у них хранятся останки йети, в том числе скальпы. Западные исследователи давно заинтересовались этими реликвиями, и в 1960 году Эдмунд Хиллари сумел получить скальп из монастыря Хумджунг для научной экспертизы.

Примерно в это же время были исследованы реликвии и еще из нескольких тибетских монастырей. В частности, мумифицированная рука снежного человека. Результаты экспертизы многие ставили под сомнение, и находились сторонники версий как подделки, так и непонятного артефакта .

Снежные люди, скрывались в памирских пещерах

Генерал-майор Советской Армии М. С. Топильский вспоминал, как в 1925 году он преследовал со своей частью снежных людей, скрывавшихся в памирских пещерах. Один из пленных рассказал, что в одной из пещер на него и его товарищей напали несколько существ, похожих на человекообразных обезьян. Топильский обследовал пещеру, где и обнаружил труп загадочного существа. В своем докладе он писал:

«На первый взгляд мне показалось, что это действительно человекообразная обезьяна: шерсть покрывала тело с головы до ног. Однако я отлично знаю, что человекообразные обезьяны на Памире не водятся.

Присмотревшись, я увидел, что труп напоминает человеческий. Мы подергали шерсть, подозревая, что это маскировка, но она оказалась натуральной и принадлежала существу.

Тогда мы измерили тело, несколько раз перевернув его на живот и снова на спину, а наш врач тщательно его обследовал, после чего стало очевидным, что и человеческим труп не был.

Тело принадлежало существу мужского пола, ростом примерно 165–170 см, судя по проседи в нескольких местах, – среднего или даже преклонного возраста… Лицо его было темного цвета, без усов и бороды. На висках имелись залысины, а затылок покрывали густые, спутанные волосы.

Мертвец лежал с открытыми глазами, оскалив зубы. Глаза были темного цвета, а зубы – большими и ровными, по форме напоминающими человеческие. Лоб низкий, с мощными надбровными дугами. Сильно выступающие скулы делали лицо существа монголоидным. Нос плоский, с глубоко вогнутой переносицей. Уши без волос, остроконечные, а мочки более длинные, чем у человека. Нижняя челюсть чрезвычайно массивна. Существо обладало мощной грудной клеткой и хорошо развитой мускулатурой ».

Снежный человек в России

Было множество встреч со снежным человеком и на территории России . Самая примечательная, пожалуй, произошла в 1989 году в Саратовской области. Сторожи колхозного сада, услышав подозрительный шум в ветвях, поймали кушающее яблоки некое человекообразное существо, по всем признакам похожее на пресловутого йети.



Впрочем, это выяснилось, когда незнакомец был уже связан: до этого сторожа думали, что это просто воришка. Когда же они убедились, что незнакомец не понимает человеческого языка, да и вообще не слишком похож на человека, они погрузили его в багажник «Жигулей» и вызвали милицию, прессу и власти. Но йети сумел развязаться, открыл багажник и убежал. Когда через несколько часов все вызванные прибыли в колхозный сад, сторожа оказались в весьма неловком положении.

Снежного человека сняли на видео

Собственно, свидетельств о встречах разной близости со снежным человеком сотни. Гораздо интереснее свидетельства материальные. Два исследователя сумели снять в 1967 году снежного человека на кинокамеру. Эти 46 секунд стали настоящей сенсацией в мире науки. Профессор Д. Д. Донской, заведующий кафедрой биомеханики Центрального института физкультуры, комментирует этот короткий фильм так:

«После многократного рассмотрения походки двуногого существа и детального изучения поз на фотоотпечатках с кинопленки остается впечатление о хорошо автоматизированной, высокосовершенной системе движений. Все частные движения объединены в единое целое, в хорошо отлаженную систему. Движения слаженные, повторяются одинаково от шага к шагу, что можно объяснить лишь устойчивым взаимодействием всех групп мышц.

Наконец, можно отметить такой признак, не поддающийся точному описанию, как выразительность движений… Это характерно для глубоко автоматических движений при их высоком совершенстве…

Все это вместе взятое позволяет оценивать походку существа как естественную, без заметных признаков искусственности, характерных для разного рода преднамеренных имитаций. Рассматриваемая походка существа для человека совершенно нетипична ».

Английский биомеханик доктор Д. Грив, весьма скептически относившийся к реликтовым гоминидам, писал:

«Возможность подделки исключается ».

После смерти одного из авторов фильма, Паттерсона, его фильм был объявлен подделкой, но никаких доказательств не было представлено. Стоит признать, что пресловутая желтая пресса в погоне за сенсациями часто не только выдумывает их, но любит и разоблачать прошлые, как мнимые, так и действительные. Не признавать этот фильм документальным пока никаких поводов нет.

Несмотря на множество свидетельств (порою от людей, заслуживающих абсолютного доверия), абсолютное большинство научного мира отказывается признавать существование снежного человека. Причинами служит то, что до сих пор якобы не обнаружены кости диких людей, не говоря уже о самом живом диком человеке.

Между тем ряд экспертиз (о некоторых мы говорили выше) позволял прийти к выводу, что представленные останки не могут принадлежать кому-либо признанному наукой. В чем же дело? Или опять мы сталкиваемся с прокрустовым ложем современной науки?

Снежный человек (йети, сасквоч, бигфут, энжей, авдошка, алмаст англ. bigfoot) — легендарное человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли. Его существование утверждается многими энтузиастами, но на текущий момент не подтверждено. Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней с доисторических времен.

Кадр из видеозаписи Роджера Паттерсона.

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры. Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека. Однако в 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка — постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны.

Снежным человеком его назвали благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест. Они обнаружили пропажу пищевых запасов, затем услышали душераздирающий крик, и на одном из заснеженных склонов появилась цепочка следов, похожих на человеческие. Жильцы пояснили, что это Йети, ужасный снежный человек, и категорически отказались разбивать лагерь в этом месте. С тех пор европейцы и называют это существо снежным человеком.

В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами, с густым волосяным покровом по всему телу — чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывалиь предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Очень быстр. Он может обогнать лошадь, причём на двух ногах, а в воде — моторную лодку. Всеядный, но предпочитает растительную пищу, очень любит яблоки. Очевидцы описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

…о снежном человеке он сказал: «Очень хочется верить, но нет оснований». Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался, и в результате изучения обнаружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. Это: и есть формула научного подхода: «хочется верить», но раз «нет оснований», то надо от этой веры отказаться.

Академик А. Б. Мигдал От догадки до истины.

Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

СССР был единственной страной в мире, где проблема поиска йети рассматривалась на самом высоком государственном уровне. Интерес к снежному человеку проявила и Академия наук СССР. 31 января 1957 года в Москве состоялось заседание президиума АН. В повестке дня значился единственный пункт: "О «снежном человеке». В 1958 году была создана Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке». В её составе были известные ученые — геолог, член-корреспондент С. В. Обручев, приматолог и антрополог М. Ф. Нестурх, ботаник К. В. Станюкович, физик и альпинист, Нобелевский лауреат, академик И. Е. Тамм. Наиболее активными членами комиссии были врач Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев. Рабочая гипотеза, которой руководствовалась комиссия, сводилась к тому, что снежный человек — это доживший до наших дней примат из деградировавшей ветви неандертальцев. Работа комиссии вскоре была свёрнута, но результаты её работы не были аннулированы последующими исследованиями АН СССР и РАН. Гипотеза, из которой исходила комиссия, в дальнейшем излагалась в официальных справочных пособиях Академии Н. Ф. Реймерсом и другими авторами.

Члены комиссии Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев и другие энтузиасты продолжали активно заниматься поисками снежного человека или его следов.

В 1987 году усилиями Ж.-М. И. Кофман и других энтузиастов поисков снежного человека было учреждено Российское объединение криптозоологов, или Общество криптозоологов. Общество имело официальный статус при Министерстве культуры СССР и получило большую помощь от газеты «Комсомольская правда», которая финансировала покупки приборов ночного видения, средства связи, фотоаппаратуру, медикаменты для обездвиживания и обеспечивала поддержку представителей власти на местах. Общество продолжает свою работу, выходят публикации его членов.

Известны многочисленные изображения существ, подобных снежному человеку (на предметах искусства Древней Греции, Рима, Древней Армении, Карфагена и этрусков и средневековой Европы) и упоминания, фольклоре разных народов (фавн, сатири силен в Древней Греции, йети на Тибете, в Непале и Бутане, гулей-бани в Азербайджане, чучунны, чучунаа в Якутии, алмас в Монголии, ежэнь, маожэнь и жэньсюн в Китае, киик-адам и албасты в Казахстане, леший, шиш и шишига у русских, див в Персии (и Древней Руси), чугайстер на Украине, дев и албасты на Памире, шурале и ярымтык у казанских татар и башкир, арсури у чувашей, пицен у сибирских татар, абнауаю в Абхазии, сасквоч в Канаде, тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии на Чукотке, бататут, седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве, какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.).

В фольклоре предстают в виде сатиров, бесов, чертей, леших, водяных, русалок и т. п.

Русский зоолог К. А. Сатунин утверждал, что в 1899 году видел самку бьябан-гули в Талышских горах. В 1921 году о существовании йети сообщил Говард-Бери, известный альпинист, возглавлявший экспедицию на Эверест. В 20-е годы XX века в Средней Азии якобы были пойманы несколько йети, заключены в зиндан и после безуспешных допросов и пыток расстреляны как басмачи.Подполковник медицинской службы Советской Армии B. C. Карапетян в 1941 году якобы произвел непосредственный осмотр живого дикого человека, пойманного в Дагестане, животное было вскоре расстреляно и съедено. Свидетельств этого случая не сохранилось, так как вскоре Карапетян и его подельники были расстреляны как шпионы. Всего в XX веке зафиксировано несколько сот сообщений о наблюдении снежного человека.

За поимку снежного человека губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обещает 1 000 000 рублей.

Среди тех, кто верит в существование снежного человека, наиболее популярны версии, по которым он является потомком тех или иных гоминид, обладавших большим ростом или коренастым телосложением. Среди кандидатов:

гигантопитек — вероятный родственник орангутанов;

мегантроп — крупная антропоидная обезьяна плейстоцена;
неандерталец — вид Homo, обладавший коренастым телосложением и дольше всего задержавшийся в горных районах Европы.

Фрагмент из советского комедийного художественного фильма "Человек ниоткуда" снятый режиссёром Эльдаром Рязановым в 1961 году на киностудии "Мосфильм".