Свой стиль

Вторая мировая война международное право. Партизанская война и международное право

Образование в 1945 году Организации Объединенных Наций положило начало современному международному праву. Хотя четкие границы между этапами развития международного права провести невозможно, поскольку образование норм международного права может быть охарактеризовано как постоянный процесс создания новых норм, изменения действующих и прекращения устаревших норм международного права, современное международное право существенным образом отличается от предыдущего. Прежде всего следует отметить, что современное международное право в значительной степени развивается под влиянием Организации Объединенных Наций.

Поскольку главной задачей международного сообщества является обеспечение международного мира и безопасности, основным средством для осуществления этой задачи выступает ООН. Несмотря на то что вооруженные конфликты так и не исчезли с лица земли, заслуги ООН в области поддержания мира значительны.

Современное международное право отличается по ряду признаков от классического.

Субъектами международного права признаются все государства, а не только цивилизованные, как это предусматривалось классическим международным правом. Современное международное право признало также, что его субъектами являются межгосударственные организации, хотя их правосубъектность является производной, вторичной и отличается существенным образом от правосубъектности государств.

Право государств на войну запрещено. Государства могут обращаться только к мирным средствам разрешения международных споров.

Если основным источником предыдущих международно-правовых систем являлись обычаи, то в современный период возросла роль международных договоров.

Осуществлена кодификация многих отраслей международного права, например дипломатического и консульского права, права международных договоров, международного морского права и др.

Ученые многих стран внесли вклад в развитие международно-правовой науки. В Советском Союзе ей уделялось значительное внимание. В послевоенный период появилась большая плеяда ученых, которые занимались различными проблемами международного права. Это М.М. Аваков, И.П. Блищенко, Р.Л. Бобров, B.C. Верещетин, Г.П. Задорожный, Г.В. Игнатенко, Ф.И. Кожевников, А.Л. Колодкин, И.И. Лукашук, А.А. Моджорян, СВ. Молодцов, Г.И. Морозов, В.К. Собакин, Г.Б. Старушенко, Г.И. Тункин, Н.А. Ушаков, Д.И. Фельдман, В.М. Шуршалов и многие другие. Их труды сыграли значительную роль в становлении отечественной науки международного права и оказали влияние на развитие международного права Международное право: учеб. для вузов /. отв. ред. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. - 4е изд.; перераб. и доп. М.: Норма, 2008. с. - 61..



Кодификация - это официальная систематизация дей­ствующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью соз­дания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации:

а) приведение действующего меж­дународного права в соответствие с потребностями данного пе­риода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сфе­ры (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права.

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, ре­комендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регу­лирования. Кодификация - один из способов совершенствова­ния международного права, обеспечения его эффективности.

Особое значение имеет кодификация для повышения эф­фективности обычных норм международного права посредст­вом их преобразования в договорные нормы.

Интересным при­мером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. , в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на мо­мент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обыч­ные нормы, разработаны новые положения, посвященные ра­нее не урегулированным вопросам, - режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.



Кодификация норм международного права всегда осуще­ствляется на официальном уровне - либо государствами по­средством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения про­грессивного развития международного права и его кодифика­ции (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специаль­но создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одоб­ряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются между­народные конференции. В рамках ООН были подготовлены та­кие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сно­шениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой кото­рых является договор как явно выраженное соглашение (Же­невские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морско­му праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах ме­ждународного права... 1970 г.).

47.Международное гуманитарное право: понятие, источники (Гаагские конвенции о законах и обычаях войны, Женевские конвенции о защите жертв войны). Принципы

Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов – это система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в целях ограничения в процессе вооруженной борьбы применения жестоких методов и средств ее ведения, обеспечения защиты жертв войны, а также устанавливающих ответственность за их нарушение.

Основными источниками международного гуманитарного права являются следующие международно-правовые акты:

Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года;

Ряд конвенций и Декларация о воспрещении применять пули, разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле, подписанные в Гааге в 1899 году;

Конвенция об освобождении в военное время госпитальных судов от портовых сборов, подписанная в Гааге 21 декабря 1904 года;

Гаагские конвенции об открытии военных действий, о законах и обычаях сухопутной войны, о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий, об обращении торговых судов в суда военные, о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин, о бомбардировании морскими силами во время войны, о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской и сухопутной войны, декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров и другие 1907 года;

Декларация о праве морской войны, принятая в Лондоне 26 февраля 1909 года (хотя эта декларация и не была ратифицирована подписавшими ее государствами, она сохраняет свое значение, поскольку формулирует ряд общепризнанных принципов);

Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 года;

Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время, приложенные к протоколу, подписанному в Лондоне 6 ноября 1936 года;

Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года (об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны) и Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 года, первый касается защиты от международных вооруженных конфликтов, второй относится к положению воюющих в немеждународных вооруженных конфликтах;

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Пакт Рериха) от 14 мая 1954 года:

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года;

Конвенция о запрещении или ограничении конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, и четыре протокола к ней 1980 года и др. Названные международно-правовые акты составляют в основном так называемые правила ведения войны.

Принципы:

1. Принцип гуманизации вооружённых конфликтов

2. Ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны

3. Международно-правовая защита жертв войны

4. Охрана гражданских объектов и культурных ценностей

5. Защита нейтральных государств

48.Характеристика принципа неприменения силы и угрозы силой. Право государств на самооборону.

Принцип не применения силы или угрозы силой .

Принцип не применения силы или угрозы силой появился в МП в период между двумя мировыми войнами, сначала как принцип запрещения агрессивной войны. Этот принцип заменил ранее существовавшее в МП право государства на войну (jus ad bellum), в соответствии с которым каждое государство могло прибегнуть к войне против другого государства в случае любого спора между ними.

Качественно новым этапом в развитии рассматриваемого принципа стало принятие Устава ООН, который не ограничился запрещением агрессивной войны, а провозгласил в п.4 ст.2 "Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций".

В уставе ООН нормативное содержание этого принципа, как и других принципов МП, не развернуто. Это было сделано в первую очередь в резолюции Генеральной Ассоциации ООН:

Декларация о принципах МП (1970 г.)

Определение агрессии (1974 г.)

Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (1987 г.)

А также вклад в дальнейшее развитие принципа внес Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) (раздел касающийся претворения в жизнь согласованных принципов).

Проанализировав эти документы, можно сделать вывод, что запрещаются:

1. любые действия, представляющие собой угрозу силой или ранее косвенное применение силы против другого государства;

2. применению силы или угрозы силой с целью нарушения существенных международных границ международных границ другого государства или для разрешения международных споров и вопросов, для нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемещения;

3. Репрессиями с применением вооруженной силы; (repressaliae -удерживать, останавливать), в МП - принудительные меры, применяемые одним государством в ответ на неправомерные действия другого государства. К этим запрещенным действиям относятся, т.н. "мирная блокада",т.е. блокирование портов другого государства, осуществляемое вооруженными силами в мирное время;

4. Организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наёмничество;

5. Организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствование организационной деятельности в пределах собственных территорий, направленные на совершение таких актов, в т.числе когда упомянутые акты связаны с другой силой или ее применением;

6. Военная оккупация территории государства, являющаяся результатом применения силы в нарушении Устава ООН;

7. Приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или его применения;

8. Насильственные действия лишающие народа права на самоопределение, свободу и незыблемость.

Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст.51) и по решения Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст.39 и 42).

Кроме того, принцип не применения силы не распространяются на события, происходящие внутри государства, поскольку МП не регулирует внутригосударственные отношения.

Составной частью принципа не применения силы или угрозы силой является запрещение пропаганды войны, которое можно рассматривать и в качестве самостоятельной нормы. В соответствии с Декларациями 1970 и 1977 года, государства обязаны не допускать проведения своими органами пропаганды войны и принять меры к тому, чтобы на их территории не велась пропаганда войны частными лицами, организациями, общественно-политическими движениями и т.д.

Самооборона - это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения, институт самообороны в международном праве схож с институтом необходимой обороны в национальном законодательстве. В международном праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии .

Необходимая оборона представляет собой отражение актов применения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принудительные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т.д.). Подобные действия носят эпизодический, "разовый" характер и не преследуют цели развязывания войны.

Самооборона от агрессии - это отражение актов агрессии посредством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязательствами государств по международному праву и, прежде всего, по Уставу ООН. При этом ответные меры могут применяться с предельной степенью интенсивности; между потерпевшим государством и агрессором возникает состояние войны. Целями этого вида санкций является отражение вооруженного нападения, восстановление международного мира и обеспечение международной безопасности, обеспечение привлечения правонарушителя к ответственности.

Действия государств по самообороне ни в коей мере нельзя противопоставлять принудительным мерам, осуществляемым по решению Совета Безопасности ООН. Ст.51 Устава ООН устанавливает, что Устав не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. При этом меры по Уставу ООН не отменяют и не заменяют действий по самообороне.

49.Характеристика принципа всеобщего уважения прав человека и свобод человека. Понятие и значение международных стандартов (универсальных, региональных) по правам человека

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Вторая мировая война опрокинула основы международного режима, сложившегося после первой мировой войны, и ряд норм и институтов международного права, закреплявших этот режим. Вместе с тем изменились важнейшие социально-политические факторы, влияющие на развитие международного права.

Прежде всего оказалась сломленной военная, экономическая и политическая мощь трёх крупных агрессивных государств (Германии, Италии и Японии), являвшихся до войны великими державами и, следовательно, имевших немалый удельный вес в международных отношениях.

Во-вторых, необычайно увеличилось международное значение Советского Союза, который сыграл решающую роль в победе над агрессивными государствами и вокруг которого объединились прогрессивные и демократические силы всего мира. Международное значение Советского Союза покоится не только на его военной, экономической и политической мощи, но и на его моральном авторитете, сильно выросшем за годы войны. "Весь мир, - писал И. В. Сталин в первомайском приказе 1946 года, - имел возможность убедиться не только в могуществе Советского государства, но и в справедливом характере его политики, основанной на признании равноправия всех народов, на уважении их свободы и независимости".

В-третьих, после разгрома гитлеровской Германии и её союзников в Европе появились демократические государства нового типа, закладывающие основы для перехода к социализму и связанные тесной дружбой с Советским Союзом: Польша, Чехословакия, Болгария и др. Они тоже составляют немаловажный фактор в укреплении мирных и демократических тенденций в международной политике.

В-четвёртых, следует отметить резко усилившийся в результате войны подъём национально-освободительного движения народов ряда колониальных и полуколониальных стран и, прежде всего, Китая.

Все указанные изменения означают ослабление сил империализма и реакции, укрепление сил социализма и демократии и, следовательно, влияют на развитие М. п. в прогрессивном и демократическом направлении. Однако наряду с ними существуют и другие факторы, действующие в обратном направлении. Прежде всего, это - реакционные правительства и правящие круги крупных капиталистических государств, в первую очередь США и Англии, которые проводят в международной политике чисто империалистические тенденции. Они старались проводить их даже во время войны, но не были способны изменить освободительный и антифашистский характер войны, обусловленный участием в ней Советского Союза. После войны различия в целях войны и в послевоенных планах стали всё больше углубляться, и сформировались две противоположные политические линии: политика СССР и стран народной демократии, направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, и политика США и Англии, направленная на усиление империализма и удушение демократии. Империалистическая политика США и Англии, получившая столь яркое выражение в фултоновской речи Черчилля, в так называемой "доктрине Трумэна" и "плане Маршалла", наглядно проявляется в призывах к мировой гегемонии США и к походу против СССР и стран новой демократии, в организации всякого рода империалистических блоков, скрывающих под маской "обороны" далеко идущие агрессивные цели, как, например, так называемый "Западный союз", Атлантический пакт, в экспансии, в экономическом порабощении и грубом попрании независимости многих государств и вмешательстве во внутреннюю жизнь народов, в усилиях оттеснить Советский Союз от участия в международных делах и в пропаганде новой мировой войны. К этому нужно добавить сохранение очагов фашистской агрессии, существующих в масштабе целых государств, как, напр., Испания или Греция, или в виде отдельных неликвидированных фашистских групп и организаций, как, напр., в западных зонах Германии, в Италии, в Японии. Не может быть никаких сомнений, что эти очаги продолжают существовать лишь благодаря тому, что они находят питательную почву в поддержке со стороны империалистической реакции в США и в Англии.

Итак, в послевоенный период определилась новая расстановка основных политических сил, действующих на мировой арене. Образовалось два лагеря: лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей главной целью укрепление мира и демократии и ликвидацию остатков фашизма, борьбу за социализм, и лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей главной целью установление мирового господства американского империализма и разгром демократии. Борьба между этими двумя противоположными лагерями составляет содержание современной международной жизни и определяет развитие современного международного права. Государства империалистического лагеря, стараясь сохранить наиболее реакционные институты международного права, создают также новые реакционные институты, предназначенные закрепить мировое господство империалистических держав, прикрывая его лжедемократической и лжепацифистской фразеологией. Типичными примерами могут служить такие соглашения о военной и экономической "помощи", заключённые на основе так называемой "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла", как "Западный союз" и Северо-атлантический пакт. С другой стороны, государства демократического лагеря применяют наиболее прогрессивные институты прежнего международного права, значительно углубляя их демократическое содержание, и наряду с этим создают новые последовательно демократические институты международного права, получившие, напр., весьма яркое воплощение в договорах о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве и в экономических и культурных соглашениях, заключённых Советским Союзом с государствами народной демократии и этими последними между собой. Две противоположные тенденции в международной политике и в развитии международного права резко сталкиваются между собой в организации Объединённых наций, в связанных с ней международных учреждениях и вообще когда речь идёт о применении на практике всех тех международных актов, которые были совместно приняты союзными державами во время и по окончании второй мировой войны.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

С 1795 г. начались захватнические войны Франции. Эти войны и стремление Франции к гегемонизму и покорению других государств разрушили Вестфальскую систему равновесия. Франция в течение 15-летнего периода непрерывных войн отказалась от тех прогрессивных международно-правовых идей, которые были выдвинуты во время Французской революции и которым Франция пыталась следовать в своей внешней политике.

В результате победы Англии, России, других коалиционных сил над Францией произошли изменения не только на политической карте Европы. Государства-победители стремились также создать новый международный порядок, который был бы основан на принципе равновесия, а также на принципе легитимизма. Последний означал обеспечение сохранения территориальных приобретений, а также внутреннего правопорядка от революционных потрясений.

XIX век характеризуется и тем, что многие международные вопросы стали решаться на международных конгрессах (конференциях), в которых принимали участие заинтересованные государства. Начало этой практике положил Венский конгресс 1814- 1815 гг., созванный в связи с разгромом Наполеона I. В нем принимали участие почти все европейские государства (за исключением ТУрции). Акты Венского конгресса 1815 г. сыграли значительную роль в развитии международного права. Этими актами признавалась свобода судоходства по европейским рекам, постоянный нейтралитет Швейцарии и единообразие в рангах различных дипломатических представителей. Особое значение имела Декларация держав об уничтожении торга неграми.

На этом конгрессе был создан Священный союз в составе России, Пруссии и Австрии. Присоединение к этому союзу Великобритании и Франции расширили его состав. Этот союз, в сущности, присвоил себе функции на основе принципа легитимности выступать гарантом территориальной стабильности в Европе, а также сохранения внутреннего правопорядка от революционных посягательств. Уже в 1821 г. во имя принципа легитимности войска Австрии вторглись в Неаполь и Сардинию, а войска Франции - в Испанию в 1823 г. в целях защиты королевской власти. Однако впоследствии, например, в связи с революционными выступлениями в Венгрии в 1848 г. ряд государств (в частности, Англия) выступают за признание принципа невмешательства.

Идеи французской революции в области прав человека, несомненно, оказали влияние на освобождение народов от иноземного господства. Так, борьба греческого народа за освобождение от турецкого владычества была поддержана европейскими государствами, в частности Россией. А в 1830 г. Греция была признана в качестве независимого государства. В 1831 г. признается отделение Бельгии от Голландии и образование бельгийского государства. Во второй половине XIX в. возникли такие национальные государства, как Болгария, Сербия, Черногория, Румыния.

Правовое положение иностранцев становится более обеспеченным, поскольку многие государства предоставляют им в некоторых отношениях такие же права, что и собственным гражданам. Возникает институт предоставления права убежища политическим мигрантам.

Колонизация территорий в Африке и связанные с ней спорные вопросы о принадлежности той или иной территории вызвали необходимость созыва в 1884 г. в Берлине конгресса. На этом конгрессе было решено, что право открытия «ничейной» территории не является достаточным правовым основанием для оккупации территории. Оккупация должна быть эффективной, т.е. государство должно осуществлять в отношении этой территории акты власти. Кроме того, об акте оккупации государство должно сообщить другим государствам (нотифицировать).

На этом конгрессе также была признана свобода судоходства по реке Конго.

В международном праве признавались такие способы территориальных изменений либо территориальных приобретений, как цессия в разнообразных формах и плебисцит. Так, в 1867 г. Россия уступила США Аляску, в 1863 г. Великобритания уступила Греции Ионические острова. В практике государств стало признаваться, что осуществляется уступка территории, но не населения. Поэтому населению уступаемой территории предоставляется право оптации гражданства.

Плебисциты проводились в 1858 г. в Румынии, в 1860 г. в Ницце и Савойе.

Международное морское право получает дальнейшее развитие. Государства не ставят под сомнение существование таких институтов международного морского права, как открытое море, территориальные воды, права государств в отношении этих пространств. Кроме того, появляется настоятельная потребность в регулировании отдельных видов пользования морскими пространствами. В частности, заключаются двусторонние и многосторонние договоры относительно рыболовства, добычи отдельных видов животных, например морских котиков, тюленей и др. В практике государств появляются притязания на исторические заливы и прилежащие зоны.

XIX век характеризуется и тем, что развитие экономики и связанный с ним научно-технический прогресс вызвал к жизни новые формы межгосударственного сотрудничества. Такими формами явились международные организации, которые назывались международными административными союзами. Были образованы Международный союз для измерения земли (1864 г.), Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международный комитет мер и весов (1875 г.), Международный союз для охраны промышленной собственности (1886 г.), Международный противоневольнический союз (1890 г.), Международный союз для публикации таможенных тарифов (1890 г.), Международный союз железнодорожных товарных сообщений (1890 г.).

Большое распространение получили договоры, число которых значительно увеличилось, их роль в регулировании международных отношений возрастала. Заключались не только мирные договоры или договоры, связанные с территориальными изменениями, но и договоры о торговле, мореплавании, по консульским вопросам, о взаимной судебной помощи, о выдаче (экстрадиции) преступников, о рыболовстве, по вопросам связи и транспорта и др.

Заключаются многосторонние договоры, например, по борьбе с пиратством, торговлей женщинами, распространением порнографических изданий и др.

Дм разрешения международных споров государства часто прибегали к международному арбитражу. Известны арбитражные решения споров: между Великобританией и США в 1870 г. по делу крейсера «Алабама»; между Англией и США в 1893 г. о промысле морских котиков в Беринговом море; в 1897 г. между Венесуэлой и Великобританией по спору о Британской Гвиане и др.

Для регламентации способов и средств ведения войны созываются международные конгрессы (конференции). Цель этих конференций - кодификация законов и обычаев войны. Так, в 1856 г. в Париже принимается Декларация о праве морской войны, которая, в сущности, подтверждает положения Декларации о вооруженном нейтралитете 1780 г., дополняя их новым положением о запрете каперства. В 1868 г. в Санкт-Петербурге заключается Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Особое значение имели созванные по инициативе России в 1899 и 1907 гг. Первая и Вторая Гаагские конференции мира. На этих конференциях были приняты акты, относящиеся ктаким вопросам, как законы и обычаи сухопутной войны, законы и обычаи мо?осойвойны, порядок открытия военных действий, запрещение использовать снаряды с удушающими газами, а также легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль, мирное разрешение международных споров, учреждение Постоянной палаты третейского суда, правила нейтралитета во время сухопутной и морской войны.

В 1909 г была принята Лондонская декларация о праве морской войны, которая кодифицировала обычаи морской войны.. касающиеся блокады и военной контрабанды. Нормы декларации соблюдались в Первой мировой войне и, отчасти, во Второй мировой войне.

Таким образом, происходило формирование классического международного права преимущественно как права европейских государств. Его субъектами признавались лишь так называемые цивилизованные государства (народы). В XVIII в. и особенно в XIX в. европейские государства заключали договоры с Турцией, Китаем, Японией, Сиамом и другими государствами. Однако эти последние государства не признавались субъектами классичес кого международного права, оно оставалось европейским по кругу участников. Только в 1856 г. Турция была признана равноправным участником «Европейского концерта». Признаком классического международного права было также то, что субъектами международного права были лишь государства. Другим его отличительным признаком являлось признание права на войну. Война считалась неотъемлемым правом государств, правомерным средством разрешения международных споров.

В XIX в. наука международного права окончательно сложилась. В науке продолжали существовать два основных направления - естественно-правовое и позитивно-правовое. В результате развития международно-правовой практики государств все большее распространение получало именно позитивное направление. Во многих странах появляются курсы международного права: в Великобритании - Р. Филлимора, Т. Твисса, У. Холла и др.; во Франции - Ж. Рейневаля, П. Прадье-Фодере и др.; в США - Г. Уитона, Дж. Кента, Т. Улси и др.; в Германии - Й. Клюбера, А. Гефтера, Ф. Гольцендорфа, Ф. Листа и др.; в Италии - П. Фиоре и др.; в Швейцарии - И. Блюнчли и т.д.

Разрабатывались и конкретные международно-правовые вопросы. Так, П. Манчини (Италия) в своей работе определил нацию как естественное общество людей, которые вследствие общей территории, происхождения, нравов и языка объединены общей культурой и общественным сознанием. Это определение оказывает до сих пор влияние на разработку понятия народов, национальных меньшинств и т.п.

Большое внимание вопросам международного права уделялось в России. Появляются общие курсы и учебники по международному праву, а также работы, посвященные отдельным его вопросам. Расцвет российской науки международного права падает на вторую половину XIX столетия. Появляется целая плеяда выдающихся юристов-международников. Среди них М. Н. Капустин, В. А. Неза- битовский, Л. А. Камаровский, И. И. Ивановский, Ф. Ф. Мартенс, М. А. Таубе, О. О. Эйхельман, В. Э. Грабарь, П. Е. Казанский, В. А. Овчинников и многие другие.

Еще по теме 2.5. Международное право в период с 1815 г. до окончания Первой мировой войны:

  1. Глава 1. Международные отношения после окончания первой мировой войны
  2. 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В США ОТ ПЕРВОЙ ДО ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  3. Дубровская Е.Ю. Материалы финляндских архивов по истории российской армии и флота периода Первой мировой войны
  4. I. Международное валютное частное право после Второй мировой войны
  5. 19.1 От начала Первой мировой войны до переписи населения 1926 года
  6. 1. ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА ВИЛЬСОНА
  7. § 2. Социальное законодательство после первой мировой войны
  8. 1. Возникновение и причины первой мировой войны. Крах II Интернационала
  9. § 1. Социальное законодательство до конца первой мировой войны
  10. Л.А. Булгакова Невенчанные солдатки: борьба за признание гражданских браков в годы Первой мировой войны

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -

Первая половина XX столетия связана с рядом событий и факторов, оказавших влияние на развитие и содержание международного права.

После окончания Первой Мировой войны государства-победители - страны Антанты - на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы (Версальский мирный договор 1919 года и связанные с ним договоры). Этими договорами было оформлено создание ряда новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, ограничивались вооружения побежденных сторон, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, устанавливался для ряда западных стран принцип "открытых дверей" ("равных возможностей") в Китае.

Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация - Лига Наций. В ее Статут, вступивший в силу в январе 1920 года поставили агрессию вне закона. В Статуте было закреплено обязательство уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги.

Статут (устав) Лиги Наций являлся составной частью Версальского мирного договора. Хотя Статут Лиги Наций и исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости и чести, он не запрещал ведения войны.

На состояние международного права оказала существенное влияние Октябрьская революция 1917 г., прежде всего Декрет о мире, запрещающий агрессивную войну. Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, заключенный в 1928 г. (Пакт Бриана-Келлога) призывал осуществляться только мирными средствами. Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор 1928 г. не давали понятия агрессии и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения.

Развязавшие вторую мировую войну фашистская Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Вопросы поддержания международного мира явились предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г) и Крымской (1945 г.) конференциях руководителей трех союзных держав. В ходе конференций было признано, не должна быть похожей на Лигу Наций, в нее могут входить все суверенные государства, как большие, так и малые, организация должна быть наделена механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности, олицетворять согласованные действия ее членов. На конференциях обсуждался комплекс вопросов об ответственности Германии за нанесенный ею ущерб в ходе войны и об ответственности нацистских военных преступников.

Днем рождения Организации Объединенных Наций считается 24 октября 1945 года. Ее Устав и деятельность, несмотря на периоды конфронтации в ее стенах, свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Принципиально новым положением явилось закрепление в Уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих механизм санкций в отношении государства, допустившего подобные действия. Согласно п. 4 ст. 2 Устава все члены ООН взяли обязательство воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН. В Уставе ООН предусмотрены механизмы, позволяющие воздействовать на агрессора.

Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве под влиянием введения в него нормы о праве народов (наций) на самоопределение. В Уставе ООН зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций, о развитии дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность.

Нормы Устава ООН, характеризующие принцип сотрудничества государств, послужили отправной точкой в принятии многочисленных международных актов, как по специальным вопросам сотрудничества государств, так и по вопросам сотрудничества в сфере прав человека.

Особой формой сотрудничества явилось развитие мер доверия между государствами. Обеспечение прав человека становится одним из главных критериев оценки деятельности государств. Возникли новые отрасли, например, право международной безопасности, международное космическое право, право окружающей среды и др.

На международных конференциях путем заключения многосторонних международных соглашений были, в частности, кодифицированы нормы правопреемства государств в отношении международных договоров; нормы, касающиеся защиты мирного гражданского населения во время войны, защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта; нормы дипломатического и морского права. В связи с кодификацией международно-правовых норм и внедрением в практику международных отношений принципа сотрудничества государств центральное место среди источников международного права стал занимать международный договор.

Вторая мировая война и международное право представляют собой два тесно связанных между собой аспекта взаимоотношений между государствами в середине ХХ века , претерпевших по результатам этой войны принципиальные изменения.

Наиболее важными и общепризнанные нормами поведения государств как субъектов международных договоров являются принципы международного права . Как императивные положения, они не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.

Первым в списке из десяти основных принципов международного права является принцип неприменения силы и угрозы силой.

Силовое взаимодействие между государствами в форме вооружённого противоборства с использованием вооружённых сил является войной. С точки зрения профессиональных военных война есть такой вооружённый конфликт, результат которого заранее непредсказуем. Этим война отличается от аннексии, интервенции, подавления вооружённого мятежа и тому подобного.

Политические договоры, заключённые между странами теряют своё значение, если один из партнёров перестаёт существовать или же вследствие войны все договорённости между воюющими сторонами стали недействительными

Нейтралитет прекращается и тогда, когда до этого нейтральное государство вступает в войну с уже воюющим государством, поскольку ранее нейтральное государство в этом случае не может продолжаться считаться таковым. В данном случае наблюдается грубое нарушение Международного права. Поскольку если нейтральность фактически и в законодательном смысле уже вступила в силу, подчиняющееся Международному праву государство не может отказаться от нейтральности. Исключением является случай, когда такой отказ не связан с обстоятельствами, имеющими отношение к причинам войны

Международное военное право до Мировой войны

Третья Женевская конвенция, открытая к подписанию в 1929 году, устанавливает, что законы и обычаи войны обязательны не только для граждан стран, которые ее ратифицировали, но и для всех лиц независимо от их гражданства. Таким образом, граждане любой страны несут ответственность за совершённые ими военные преступления независимо от того, подписало, или нет эту конвенцию страна, гражданами которой они являются.

Вторая мировая война

По мнению большинства интересующихся историей началась 1 сентября года нападением Германии на Польшу через неделю после подписания Пакта Молотова-Риббентропа и секретного к нему приложения о разделе сфер влияния между Германией и Советской Россией.Поводом к войне послужила организованная немцами провокация в Гляйвице. При этом Гитлер в первое время тщательно избегал применения термина "война", говоря лишь о "полицейской операции"

В соответствие с достигнутой договорённостью утром 17 сентября того же года Красная Армия перешла советско-польскую границу. Как объяснил в своём выступлении по радио советский Народный комиссар по иностранным делам Вячеслав Молотов это было сделано для того, чтобы "взять под защиту жизни и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии ", как об этом сказано в статье в советском официозе - газете "Известия" от 1. сентября 1939 года.

При этом Молотов ссылался на то, что польское государство перестало существовать и потому бывшие договорённости (под которыми подразумевался и Советско-польский договор) потеряли силу.Хотя правительство Польши покинуло страну лишь вечером этого дня, а вооружённые силы продолжали организованную борьбу ещё долгое время. В Англии было организовано Польское правительство в эмиграции Владислава Сикорского , а ушедшие на запад войсковые соединения (Армия Крайова) под командованием генерала Владислава Андерса и флота продолжали войну с Германией до её окончания.

По мнению историка Случа Советами были нарушены приведённые выше положения Международного права, которые в редакции на немецком языке записаны так:

1) Ein Staat besteht im Sinne des Völkerrechtes auch darin fort, wenn er »vorübergehend nicht die Zentralgewalt besitzt, denn er wirdnicht allein durch seine Zentralregierung, sondern durch alle seine Organe repräsentiert....Selbst die Besetzung, seines gesamten Terrritoriums durch den Gegner (>debellation<) setzt der Existenz desbesiegten Staates kein Ende.... Deswegen bleibt der Staat dasselbe Subjekt des Völkerrechtes, solange das Volk dieses Staates nicht end gültig durch den jeweils anderen Staat vernichtet bzw. zwischeneinigen Staaten aufgeteilt wird. 2) Politische Verträge verlieren zwischen den Staaten ihre Gültigkeit indem Fall, wenn eine der Vertragsparteien aufgehört hat zu existieren« oder wenn der Ausbruch eines Krieges alle politischen Verträge zwischen den kriegführenden Parteien aufhebt. 3) Die Neutralität endet u.a. in dem Fall, wenn ein bislang neutralerStaat in den Krieg gegen einen kriegführenden Staat eintritt, da esfür den jeweiligen neutralen Staat nicht mehr angemessen ist, neutral zu bleiben. In solchen Fällen handelt es sich um eine grobeVerletzung des Völkerrechtes, denn wenn die Neutralität faktisch und rechtlich bereits in Kraft getreten ist, darf ein neutraler Staat, dem als Mitglied des Völkerbundes Verpflichtungen auferlegt sind, diese nicht wieder ablegen, mit Ausnahme jener Fälle, da es aus Gründen geschieht, die nicht mit den Ursachen des betreffenden Krieges verbunden sind. (Текст отсканирован по

Послевоенные изменения

Опыт войны и анализ её причин побудил международное сообщество к совершенствованию Международного права, что нашло своё отражение в возобновлении деятельности международной организации по типу Лиги Наций (1919 год) в облике Организации Объединённых Наций (ООН, решение о создании подписано 26 июня 1945 года).

Вторая Мировая война прослужила поводом для внесения в Международное право существенных изменений, выразившихся в формулировке и реализации совершенно новых видов преступлений, а именно Преступления против мира и Преступления против человечности. Это было попыткой решить проблему войн юридическим путём.

Важнейшим событием в этом направлении стали решения Нюрнбергского военнонго трибунала (1946 год), впервые в практике судопроизводства использовавшего вновь введённые определения военных преступлений. При этом союзники, от имени которых выступал трибунал, в проблему установления вины, выразившейся в отступлении от существовавших положений военного права, добавили определением того, на чьей стороне выступал обвиняемый. Таким образом Международный трибунал превратился в оккупационный орган, решения которого опирались на факт безоговорочной капитуляции Германии.

Специфика проведённого в Нюрнберге процесса состояла и в том, что существовавшее до сего времени фундаментальное для обеспечения объективного и справедливого суда положение о том, что закон не имеет обратной силы, было расширено не в пользу обвиняемых. Вина которых была определена в связи с нарушением| норм законодательства, которые им заведомо не были известны.

Важным шагом в совершенствовании правовой атмосферы современного общества стало принятие третьей сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря года резолюции, содержанием которой является Всеобщая декларация прав человека Впервые в мировой истории появился признанный всеми подписантами общемировой документ, являеющийся сводом и определением прав, которыми обладают все люди. Этот документ носит рекомендательный характер и потому формально не является составной частью Международного права.Таким образом единой нормативной системы прав и обязанностей, в равной степени обязательных как для государств, так и их граждан до сих пор не создано.

Это даёт возможность правительствам некоторых стран игнорировать обвинения в нарушении прав человека, расценивая их, как вмешательство во внутренние дела своего государства. А существующие нормы Международного военного права, многие из которых сформулированы нечётко или вообще письменно не зафиксированы,настолько отличаются, что до сих пор по их поводу нет единой точки зрения.