Аксессуары

"Неэффективные управленцы просто не смогут руководить регионами": Интервью Главного федерального инспектора по Новгородской области Олега Онищенко ИА REGNUM. Есть обращение, которое Вас более всего «зацепило»

11:58 — REGNUM

Олег Григорьевич, продолжающиеся в нашей стране реформы органов государственной власти затронули и институт полномочных представителей президента РФ. Расскажите, пожалуйста, как изменились функции Главного федерального инспектора, какие задачи он выполняет ?

Основной задачей Главного федерального инспектора является организация на территории субъекта РФ работы по реализации территориальными органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых президентом РФ, а также решений федеральных органов государственной власти. Кроме того, Главный федеральный инспектор отвечает и за обеспечение реализации на территории субъекта кадровой политики президента РФ. Также наша служба постоянно предоставляет необходимую информацию для обеспечения деятельности полномочного представителя, а также для подготовки регулярных докладов президенту РФ об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, о политическом, социальном и экономическом положении в субъекте РФ.

Сегодня в центре общественного внимания находятся инициативы президента РФ по укреплению вертикали власти. Растут опасения, что укрепление вертикали приведет к "выключению" общества из политической жизни ...

Многие представители администрации президента РФ уже давали по этому поводу разъяснения. Нужно признать, что реформа управления государством идет по стране, хоть и с определенными огрехами. В целом проводимые реформы направлены на повешение эффективности деятельности всех государственных структур и для более эффективного управления государством. Что касается Новгородской области, то здесь, как и в других регионах, проходит процесс образования территориальных органов новых правительственных структур. Происходит назначение руководителей. Отмечу, что не все из ныне действующих руководителей останутся на своих местах. Причем при переназначении будет учитываться, прежде всего, эффективность работы той или иной структуры для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения области.

В этой связи, по моему мнению, целесообразно осуществлять общественный контроль над деятельностью как федеральных, так и областных государственных структур. Это обеспечивает определенную прозрачность в их действиях. Именно по этому я, как Главный федеральный инспектор, уделяю особое внимание работе с населением. В Великом Новгороде постоянно работают общественные приемные в центре "Диалог" и ДК "Акрон", а каждый четвертый понедельник месяца я веду прием граждан по личным вопросам здесь, в здании администрации области.

Много говорится последнее время об "укрупнении регионов". Этот процесс объединения субъектов Российской Федерации также призван решать задачи по более эффективному управлению государством ?

Президентом России на экономическом направлении ставится задача создать на базе нашего государства территориально-промышленный комплекс, который был бы управляемым и взаимосвязанным. Сегодня территория России делится на регионы, в основном, по национальной принадлежности. Можно отметить, что такой принцип административно-территориального деления не оказывает положительного влияния на развитие экономических и социальных процессов в нашей стране. Поэтому процесс объединения регионов в территориально-промышленные комплексы закономерен. Например, совсем недавно губернатор Красноярского края Александр Хлопонин инициировал работу по укрупнению края за счет близлежащих автономных округов. Вполне логично, ведь эти субъекты РФ традиционно имеют тесные экономические взаимоотношения. Думаю, этот пример подтверждает, что объединение регионов происходит не на плановой основе, а в связи с экономической целесообразностью. Регионы с недостаточно развитой экономикой и дальше будут объединяться с более сильными.

Еще одна популярная тема для обсуждения - назначение губернаторов. Какова, на ваш взгляд, цель этой реформы ?

Оговорюсь, что назначение губернаторов, как и укрупнение регионов, не носит экстренного характера. Те из них, кто избран и эффективно осуществляет свои полномочия, без сомнения будут работать до конца срока. К неэффективным же руководителям в рамках имеющихся норм законодательства будут предприняты определенные меры. С учетом монетизации льгот неэффективные управленцы просто не смогут руководить регионами. Ведь регионы, руководимые такими губернаторами, как правило, получают значительную помощь из центра. Система межбюджетных отношений просто вынудит такого руководителя уйти со своего поста. В противном случае его отставку инициирует народ, проживающий на территории региона.

Олег Григорьевич, вы сравнительно недавно вступили в должность Главного федерального инспектора. Какие основные проблемы приходится вам решать в ходе своей деятельности ?

С моей точки зрения характерной для Новгородской области является недостаточность взаимодействия отдельных федеральных структур при реализации конкретных задач. Зачастую наблюдается параллелизм в работе разных структур, чрезмерная бюрократия. В отдельных госструктурах забывают, что они выполняют свою работу для жителей области, а не для отчета в Москву. Например, большое количество жалоб поступает на работу органов юстиции и службы судебных приставов. Не убавляет проблем и проходящая на территории области реорганизация большей части структур федерального подчинения. Ведь с этим связано сокращение их штатной численности. Постоянно поступают от населения жалобы на социальные проблемы, недостаточно эффективную работу ЖКХ. Эти и другие вопросы удается разрешать с помощью администрации Новгородской области, с которой налажено эффективное взаимодействие.

Главный федеральный инспектор в Новгородской области Олег ОНИЩЕНКО о ситуации в ЖКХ и некоторых итогах работы приемной Президента РФ в регионе Более трети всех обращений в приемную Президента РФ в Новгородской области касаются сферы ЖКХ. Эта тема и стала главной в разговоре с главным федеральным инспектором в Новгородской области Олегом Григорьевичем ОНИЩЕНКО.

Главный федеральный инспектор в Новгородской области Олег ОНИЩЕНКО о ситуации в ЖКХ и некоторых итогах работы приемной Президента РФ в регионе

Более трети всех обращений в приемную Президента РФ в Новгородской области касаются сферы ЖКХ. Эта тема и стала главной в разговоре с главным федеральным инспектором в Новгородской области Олегом Григорьевичем ОНИЩЕНКО.

Олег Григорьевич, проблемами ЖКХ сегодня занимаются все – Росфиннадзор, прокуратура, Вы как главный федеральный инспектор и руководитель приемной Президента РФ в Новгородской области. Положение в этой сфере таково, что без «ручного управления» и жесткого, «президентского» контроля уже не обойтись?

Обойтись. Организация тепло-, водо-, газоснабжения и обеспечение прочими коммунальными услугами - это полномочия органов местного самоуправления. И если бы они добросовестно выполняли свои обязанности, эффективно организуя управление жилищно-коммунальным комплексом, и не на словах, а на деле заботясь о благе людей, такого шквала жалоб от населения не было бы. Включить или не включить дом в программу капремонта, признать или не признать дом аварийным – это вопросы не Президента, а муниципалитетов. Люди обращаются в приемную Президента потому, что действия или ответы чиновников их не удовлетворили, и все круги инстанций уже пройдены.

- Есть обращение, которое Вас более всего «зацепило»?

Все цепляют. За ними - отчаяние людей, их разрушающаяся вера во власть. А виной тому - действия конкретных чиновников.

Может быть, проблемы отрасли действительно объясняются тем, что многие годы в жилищно-коммунальное хозяйство не вкладывалось достаточных средств?

Это привычная отговорка некоторых функционеров отрасли и местных чиновников. Фонд содействия реформированию ЖКХ, напомню, существует с 2007 года, и через эту госкорпорацию наша область за эти годы получила более 1 млрд. рублей. Изменилась к лучшему ситуация? Кардинально - нет. В некоторых случаях становится даже хуже. В жилищно-коммунальном хозяйстве идет колоссальное разворовывание средств, мы должны признать это. Как средств собственников жилья, так и бюджетных средств, поступающих в рамках федеральных целевых программ по капитальному ремонту многоквартирных домов, переселения из ветхого и аварийного жилья, модернизации отрасли и т.п. Скажите, вот у вас какие возникают вопросы при взгляде на осыпающиеся после недавнего «капремонта» фасады домов в центре Великого Новгорода? Наверно, как у любого здравомыслящего человека - кто составлял смету, кто осуществлял надзор, чьи подписи стоят под актом приемки, сколько денег украдено. Вот на эти и подобные вопросы, которые задают жители области, и ищут ответы прокуратура, Росфиннадзор и другие контрольные органы. И находят. Проверки показывают, что нарушения законодательства в коммунальном комплексе области носят системный характер. Причем, нарушения закона при расходовании средств допускается практически на всех этапах их использования – размещение заказов, проведение строительных работ, их приемка и оплата, контроль за целевым использованием. Реализация этих материалов – дело не быстрое. Но все они, несомненно, будут доведены до завершения. Я хотел бы подчеркнуть: хищения в сфере ЖКХ - это обветшание жилья, а, значит, как следствие - вопросы безопасности людей.

Слушаю тех, кто приходит к Вам на прием, и складывается впечатление, что наши управляющие компании совершенно неуправляемы, никому не подчинены.

Вторая причина массовых нарушений закона при расходовании средств в этой сфере именно в этом - нет жесткой привязанности ответственности управляющих компаний за свою деятельность перед собственниками жилья, нет спроса с подрядных организаций. Все это дает раздолье для нечистоплотных людей. На личном приеме, который я проводил в Приемной Президента в январе, из 32 заявителей десять пришли с заявлениями, касающимися ЖКХ. Одному из заявителей, например, управляющая компания посчитала, что за месяц он один потребил 48 кубометров воды! Это не одного - трех слонов помыть можно. В другом доме управляющая компания оценила каждый выход мастера на дом в 8 тысяч рублей, включив такие расценки в расходы на управление. С такими фактами и такими «управленцами» в ЖКХ нужно строго разбираться и привлекать к ответственности. Управляющая компания – это всего лишь обслуживающая организация, которую мы нанимаем для эффективного управления своим домом. Так давайте спрашивать с них по закону. За то, насколько разумно и эффективно они распоряжаются нашими деньгами, кого они приглашают в подрядчики и почему. В собственном доме мы же перед тем, как заплатить деньги, не раз и не два проверим, насколько хорошо выполнена работа. И не будем приглашать для ремонта крыши сантехника или швею. Так почему управляющим компаниям позволяем делать с нашими деньгами и домами все, что угодно?

Довольно часто люди, которые обращаются к Вам, указывают на то, что недобросовестная работа управляющих компаний и ТСЖ имеет, скажем так, поддержку чиновников муниципальной власти, курирующих эту сферу.

Я убежден, многие правонарушения в сфере ЖКХ стали возможны потому, что чиновники, отвечающие за коммунальное хозяйство, сами участвуют в преступных схемах. Или через ближайших родственников. Давайте посмотрим, каким образом были сформированы нынешние управляющие компании, кто является учредителями многих из них? Напомню, осенью минувшего года Президент Российской Федерации обратил внимание на недопустимость в сфере ЖКХ схем, позволяющих местным властям превращать эту отрасль в семейный бизнес. Надо ломать подобные схемы. В том числе и у нас в регионе.

Любой чиновник, казалось бы, должен понимать: вместе с этими осыпающимися фасадами и протекающими крышами обваливается, образно говоря, и доверие людей к нему как представителю власти и к власти в целом. Выходит, не нужно чиновнику доверие людей? Его чиновничья судьба от этого не зависит.

Это кажущаяся независимость. У любого чиновника есть должностная инструкция, есть закон о государственной службе. И самое главное, помните: любой чиновник - всего лишь наемный работник, а его работодатель - население того муниципального образования, в органах власти которого служит этот чиновник. Мы должны почаще напоминать об этом - и чиновнику, и самим себе.

В октябре 2011 года по поручению полпреда Президента РФ в СЗФО во всех субъектах федерального округа, в том числе и в Новгородской области, созданы и начали деятельность рабочие группы под руководством главных федеральных инспекторов по пресечению правонарушений в сфере ЖКХ. Какова их задача?

Координировать деятельность всех федеральных структур по профилактике и пресечению подобных нарушений. На одном из заседаний рабочей группы мы, в частности, говорили о депутате теперь уже областной думы, руководителе одной строительной компании с великоновгородскими амбициями, который на 16 многоквартирных домах областного центра «наработал» так, что их собственники обивают пороги судов, пытаясь привлечь его к ответственности за такой «капремонт». Мне сложно определить, чем руководствовались избиратели, отдавая за него свои голоса на прошедших выборах. И в целом, что касается деятельности новгородских депутатов - из 26 ремонтов, осуществленных ими как подрядчиками, 18 некачественные. Это, к слову, тоже о доверии - избирателей. Мы (я имею в виду все федеральные структуры, работающие на территории области) немало сделали за минувший год по выявлению и пресечению правонарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В сфере ЖКХ выявлены хищения на сумму более чем 19 млн. рублей. Но работы впереди еще много.

Вопросы жителей, в частности, Великого Новгорода вызывает непрозрачность самой процедуры включения домов в программы – как программу капремонта, так и в программу переселения из ветхого и аварийного жилья.

Таких вопросов в приемную Президента поступает много. Действительно, сложно понять, почему, например, дом, признанный еще двадцать назад нуждающимся в капитальном ремонте с расселением и не видевший за эти годы никаких ремонтов, сегодня не попадает ни в какие федеральные программы. Недавно, например, я вместе со специалистами Ростехнадзора, жилищной инспекции осматривал три дома в областном центре - на Предтеченской улице, Козьмодемьянской и Большой Московской. Их жильцы обратились в приемную Президента с одинаковыми недоуменными вопросами: почему их дома, несмотря на неудовлетворительное состояние, не попадают ни в какие программы? Действительно: почему? Представители Ростехнадзора, например, уже дали заключение, что вся электрика этих домов нуждается в замене. Чиновники ссылаются на баллы, степень участия собственников жилья в софинансировании работ. Я, как строитель по профессии, убежден: первостепенный критерий - возраст дома, степень его изношенности. Повторю еще раз: это вопросы безопасности людей.

Многие собственники жилья доходят до суда – и сталкиваются с тем, что судебные решения не исполняются, в том числе и муниципалитетом. Люди растеряны: что делать дальше? Задаются вопросом: стоило ли обращаться в суд, если результата все равно нет.

Ответ однозначен: обращаться. Добиться судебного решения – значит, запустить правовой механизм решения проблемы. В ином случае можно долго обивать пороги кабинетов. Мы же хотим, чтобы все было по закону? А законный путь - такой. Напомню, за неисполнение судебных решений предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной.

- Олег Григорьевич, количество обращений в приемную Президента растет. Плохо это или хорошо, на Ваш взгляд?

С одной стороны, плохо, потому что показывает, насколько неэффективны меры, принимаемые органами местного самоуправления. А, с другой стороны, хорошо, ибо показывает уровень доверия населения к президентской власти, а это важный показатель. У людей существует вера, что при обращении к Президенту вопрос будет решен. Эта вера не сама по себе появляется. По линии администрации Президента вопросы решаются эффективно в силу того, что есть мощный административный ресурс.

- Что радует Вас по итогам первого года с небольшим работы приемной?

То, что удается помочь людям. Справили давно ожидаемое новоселье семьи военнослужащих из Кречевиц, получил жилье юноша-сирота, переехала из старого дома в новую квартиру женщина с двумя детьми, газифицировали улицу в Валдае - все это сделано по обращениям новгородцев в приемную Президента. Хорошо решаются вопросы, связанные с обеспечением жильем ветеранов. Подключаются все, начиная с органов МСУ, региональные, федеральные структуры – и проблемы решаются в считанные дни. При особенностях работы нашей бюрократии это хороший показатель. Достаточно хорошо решаются вопросы, касающиеся жилья для военнослужащих, реакция Минобороны на обращения из приемной Президента более энергичная, чем на обращения, поступающие по другим каналам. В целом работа приемных как прямого канала связи населения области с Президентом, со структурами администрации Президента повысила эффективность реагирования всех структур органов власти на обращения граждан. Это, несомненно, радует. И, самое главное, - позволяет людям, новгородцам обозначать те болевые точки региона, которые раньше довести до сведения власти было крайне сложно. И сдвинуть проблему с мертвой точки. Кроме того, я хотел бы отметить гражданское взросление нашего общества – вот что приятно.

- Взросление общества? Что Вы имеете в виду?

В приемную обращаются люди со злободневными, острыми вопросами, с критикой муниципальной, региональной власти, причем не анонимно, а называя свою фамилию. Значит, люди предполагают, что реакцией будет устранение недостатков, но никак не реагирование по отношению к самому обратившемуся. Такая гражданская позиция формируется в людях при одном условии - когда они чувствуют, что они живут в свободном гражданском обществе, где могут обсуждать любые проблемы и отстаивать свою точку зрения. С людьми надо разговаривать человеческим языком. Если в бюджете не хватает средств, так и напиши, сообщи, когда будет возможность выделить деньги на тот же капремонт. И я думаю, любой гражданин поймет и потерпит, а если в обещанный срок взятые обязательства будут выполнены, отметит: власть ответственна. Больше всего людей раздражает, когда берут обязательства и не выполняют. Последние годы работы и администрации Президента, и Правительства как раз характерны тем, что если что-то задекларировали, внесли в бюджет, то это в обязательном порядке реализуется. Пообещали квартиры военным и ветеранам войны, бесплатные лекарства – они выдаются. Со сложностями, но реализуется. Стоят такие программы достаточно дорого и тем более ценны.

Расспрашивала Людмила СОКОЛОВА

» Все новости Please enable JavaScript to view the

Отпускным жарким августом в Новгородской области произошла региональная антикриминальная революция. Кризис власти, так долго назревавший, разрешился.

Как часто бывает после сражения, о своем вкладе в победу сейчас пытаются заявить многие – и определенные политические силы, которым нужны бонусы в преддверии декабрьских выборов в Госдуму, и доморощенные политики и политтехнологи.

О том, кто был действительным движителем процесса, о причинах и итогах «новгородского кризиса» говорит главный федеральный инспектор в Новгородской области Олег Онищенко.

– Олег Григорьевич, для вас как главного федерального инспектора положение дел в области – расстановка политических сил, степень влияния криминалитета на власть, коррумпированность власти и правоохранительных органов – не были тайной. Почему же таким долгим оказался путь региона к оздоровлению? Убийственно долгим, в самом зловещем смысле этого слова.

– Полпредство Президента в СЗФО на протяжении последних трех лет не раз предлагало руководству области принять меры по декриминализации региона. Губернатор и его замы с этим соглашались, называли конкретные даты, когда ситуация будет изменена, – и ничего не менялось.

Чаша терпения переполнилась в мае текущего года. После неоднократно невыполненных руководством области обязательств полномочный представитель Президента в Северо-Западном федеральном округе взял управление процессом в свои руки. Проведенное полпредом в Санкт-Петербурге совещание сыграло основополагающую роль в консолидации усилий всех правоохранительных органов CЗФО и представителей центрального аппарата прокуратуры, ФСБ, МВД в наведении порядка в области. Это позволило в короткие сроки, основываясь на оперативных материалах, имеющихся в региональном управлении ФСБ, приступить к решению проблем, не решавшихся долгие годы.

– У многих участников того совещания, говорят, вытянулись лица: такой шокирующей, несмотря на имеющуюся в полпредстве информацию, была картина, которую вы обрисовали, настолько она не соответствовала сложившемуся образу Новгородской области как политически стабильного, развивающегося региона.

– Складывающаяся в последние годы обстановка в области, действительно, разительно отличалась от того образа благополучного региона, который был сформирован. И от политической, социально-экономической ситуации в других регионах Северо-Запада – в худшую сторону.

Значительное влияние организованного преступного сообщества на экономические и политические процессы, активное продвижение ставленников ОПС во власть, сращивание с чиновничеством и представителями правоохранительных органов – вот реалии того, что мы имели.

– Но до определенного времени Михаилу Прусаку удавалось «договариваться» с представителями организованного преступного сообщества. Когда процесс вышел из-под контроля теперь уже экс-губернатора Прусака?

– С 2004 года, когда началась активная конвертация экономической власти ФПГ в политическое влияние, когда финансово-промышленная группа стала продвигать своих ставленников на руководящие должности в представительную и исполнительную власть.

Лидеры ФПГ реально противостояли решениям губернатора области, имели возможность влиять на исход выборов в местные органы власти. Такая ситуация была недопустима.

– После июльского совещания, которое Илья Клебанов провел в Великом Новгороде, отставка Михаила Прусака, похоже, была предопределенной?

– Михаилу Михайловичу, как я уже сказал, не раз давался шанс исправить ситуацию. Он не смог или не захотел этого сделать.

Когда стало ясно, что администрация так ничего и не предпринимает по оздоровлению обстановки, отстранилась от процесса декриминализации региона, в то время, как весь правоохранительный блок уже включился в борьбу с организованной преступностью, полпред убедил губернатора области покинуть свой пост.

– Отдельные политические силы сейчас перетягивают одеяло на себя, пытаясь представить смену власти в регионе исключительно как собственную заслугу.

– Могу совершенно определенно сказать: ни одна политическая партия, общественная организация за все эти годы, когда в области ярко прослеживались признаки застоя в экономике и криминализации власти, не выступила с конструктивной критикой происходящих процессов. О причастности к смене власти в регионе, к идущим процессам декриминализации сейчас заявляют силы, как раз плотно укомплектованные представителями этого преступного сообщества.

Все инициативы в оздоровлении новгородского общества, подчеркну еще раз, принадлежат Администрации Президента Российской Федерации и аппарату полпреда в СЗФО.

– Новгородцев волнует, сможет ли новый губернатор Сергей Митин довести до конца процесс очищения властных структур от коррумпированных чиновников, процесс оздоровления общества.

– Я уверен: сможет. Уже первые шаги Сергея Герасимовича говорят, что это принципиальный и жесткий человек, ценящий выше всего профессионализм и порядочность.

На сегодня те, кто был связан с криминалом, в администрации области не работают. Но не надо всех чиновников, с кем не заключены контракты, считать коррупционерами – некоторые ушли по другим причинам.

Двое из пяти лидеров новгородского преступного сообщества уже задержаны. В настоящее время, по имеющейся информации, началась распродажа активов, принадлежащих ФПГ.