Блузки и рубашки

Донные мины: самое опасное морское оружие. Германская авиационная донная мина LMB (Luftmine B (LMB)) Морские мины второй мировой

Отечественные разработки морского минного оружия вошли в историю мировых войн. В арсенал наших войск входили мины, аналогов которым прежде в мире не было. Мы собрали факты о самых грозных образцах разного времени.

"Сахарная" угроза

Одной из самых грозных мин предвоенного времени, созданных в нашей стране, считается M-26, имеющая заряд в 250 килограммов. Якорную мину с ударно-механическим взрывателем разработали в 1920 году. Ее прототип образца 1912 года имел массу взрывчатого вещества в два с половиной раза меньшую. Из-за увеличения заряда была изменена форма корпуса мины - с шаровой на сфероцилиндрическую.

Большим плюсом новой разработки было то, что на тележечном якоре мина располагалась горизонтально: это облегчило ее постановку. Правда, небольшая длина минрепа (троса для крепления мины к якорю и удержания ее на определенном расстоянии от поверхности воды) ограничила применение этого оружия в Черном и Японском морях.

Мина образца 1926 года стала самой массовой из всех применяемых советским военно-морским флотом в годы Великой отечественной войны. К началу боевых действий наша страна имела почти 27 тысяч таких устройств.

Еще одной прорывной предвоенной разработкой отечественных оружейников стала большая корабельная гальваноударная мина КБ, которую использовали, в том числе, и как противолодочное оружие. Впервые в мире на ней применили предохранительные чугунные колпаки, которые автоматически сбрасывались в воде. Они закрывали гальваноударные элементы (минные рожки). Любопытно, что колпаки были зафиксированы на корпусе при помощи чеки и стальной стропки с сахарным предохранителем. Перед установкой мины чеку удаляли, а после, уже на месте, распускалась и стропка - благодаря таянию сахара. Оружие становилось боевым.

В 1941 году мины КБ оснастили клапаном потопления, который позволял устройству, в случае отрыва от якоря, самозатопляться. Это обеспечивало безопасность отечественных кораблей, которые находились в непосредственной близости от оборонительных заграждений. В начале войны это была самая совершенная для своего времени контактная корабельная мина. Флотские арсеналы имели почти восемь тысяч таких образцов.

В общей сложности во время войны на морских коммуникациях было выставлено более 700 тысяч различных мин. Они уничтожили 20 процентов от всех кораблей и судов воюющих стран.

Революционный прорыв

В послевоенные годы отечественные разработчики продолжили борьбу за первенство. В 1957 году они создали первую в мире самодвижущуюся подводную ракету - реактивно-всплывающую мину КРМ, которая стала базой для создания принципиально нового класса оружия - РМ-1, РМ-2 и ПРМ.

В качестве отделителя в мине КРМ использовалась пассивно-активная акустическая система: она обнаруживала и классифицировала цель, давала команду на отделение боевой части и запуск реактивного двигателя. Вес взрывчатого вещества составлял 300 килограммов. Устройство можно было устанавливать на глубину до ста метров; оно не вытраливалось акустическими контактными, в том числе, придонными тралами. Запуск производился с надводных кораблей - эсминцев и крейсеров.

В 1957 году началась разработка новой реактивно-всплывающей мины для постановки ее как с кораблей, так и с самолетов, а потому руководство страны решило не производить большое количество мин КРМ. Ее создателей представили к Государственной премии СССР. Это устройство произвело настоящую революцию: конструкция мины КРМ кардинально повлияла на дальнейшее развитие отечественного морского минного оружия и разработку образцов баллистических и крылатых ракет с подводным стартом и траекторией.

Без аналогов

В 60-е годы в Союзе началось создание принципиально новых минных комплексов - атакующих мин-ракет и мин-торпед. Спустя примерно десять лет на вооружение в военно-морской флот приняли противолодочные мины-ракеты ПМР-1 и ПМР-2, которые не имели зарубежных аналогов.

Еще одним прорывом стала противолодочная мина-торпеда ПМТ-1. Она имела двухканальную систему обнаружения и классификации цели, стартовала в горизонтальном положении из герметичного контейнера боевой части (противолодочной электрической торпеды), использовалась на глубине до 600 метров. Разработка и испытания нового оружия шли в течение девяти лет: на вооружение ВМФ новую мину-торпеду приняли в 1972 году. Коллективу разработчиков была присуждена Государственная премия СССР. Создатели стали в буквальном смысле первопроходцами: впервые в отечественном миностроении они применили модульный принцип исполнения, использовали электрическую связь узлов и элементов аппаратуры. Это решило проблему защиты взрывоопасных цепей от токов высокой частоты.

Заделы, полученные в ходе разработки и испытаний мины ПМТ-1, послужили толчком к созданию новых, более совершенных образцов. Так, в 1981 году оружейники завершили работу над первой отечественной универсальной по носителям противолодочной миной-торпедой. Она лишь немного уступала в некоторых тактико-технических характеристиках подобному американскому устройству "Captor", превосходя его в глубинах постановки. Таким образом, по мнению отечественных специалистов, как минимум до середины 70-х годов на вооружении военно-морских сил ведущих мировых держав подобных мин не было.

Универсальная донная мина УДМ-2, принятая на вооружение в 1978 году, была предназначена для поражения кораблей и подводных лодок всех классов. Универсальность этого оружия проявлялась во всем: его постановка производилась как с кораблей, так и с самолетов (военных и транспортных), причем, в последнем случае без парашютной системы. Если мина попадала на мелководье или сушу, она самоликвидировалась. Вес заряда УДМ-2 составлял 1350 килограммов.

Парогазовая торпеда «G-7a» использовалась эсминцами и подводными лодками. Она выпускалась в трех модификациях: «T-I» (с 1938 г. прямоходная), «T-I Fat-I» (с 1942 г. г. с прибором маневрирования) и «T-I Lut-I/II» (с 1944 г. с модернизированным прибором маневрирования и наведения). Торпеда приводилась в движение собственным двигателем и удерживала заданный курс следования с помощью системы автономного наведения. Серводвигатели реагировали на команды гироскопа и датчика глубины, удерживая торпеду на запрограммированных режимах. Она имела стальной корпус, два винта, вращавшихся в противофазе. Контактный детонатор становился в боевое положение на удалении от лодки не менее 30 м. Так как, торпеда имела пузырьковый след, ее чаще использовали в ночное время. ТТХ торпеды: калибр – 533 мм; длина 7186 мм; масса – 1538 кг; масса ВВ – 280 кг; дальность хода – 5500/7500/12500 м; скорость – 30/40/44 узла.

Торпеда состояла на вооружении подводных лодок. Она выпускалась в пяти модификациях: «T-II» (с 1939 г. прямоходная), «T-III» (с 1942 г. прямоходная), «T-III-Fat» (с 1943 г. с прибором маневрирования), «T-IIIa Fat-II» (с 1943 г. с прибором маневрирования и наведения), «T-IIIa Lut-I/II» (с 1944 г. с модернизированным прибором маневрирования и наведения). Торпеда имела контактный взрыватель, два гребных винта. Всего было выпущено около 7 тысяч торпед. ТТХ торпеды: калибр – 533 мм; длина – 7186 мм; масса – 1603-1760 кг; масса – ВВ – 280 кг; масса аккумуляторной батареи – 665 кг; скорость – 24-30 узлов; дальность хода – 3000/5000/5700/7500 м; мощность двигателя – 100 л.с.

Самонаводящаяся акустическая (на шум корабля) торпеда «T-IV Falke» была принята на вооружение в 1943 г. Она имела биротативный (без редуктора) электродвигатель, два гребных двухлопастных винта, горизонтальные и вертикальные рули управления, работала от батареи свинцово-кислотных аккумуляторов. Пройдя после пуска 400 метров, включалась аппаратура самонаведения и два гидрофоны расположенные в плоской носовой части прослушивали акустические шумы судов, идущих в конвое. Из-за невысокой скорости она использовалась для уничтожения торговых судов движущихся со скоростью до 13 узлов. Всего было выпущено 560 торпед. ТТХ торпеды «T-IV»: калибр — 533 мм; длина — 7186 м; масса – 1937 кг; масса ВВ – 274 кг; скорость – 20 узлов; дальность хода — 7000 м; дальность пуска – 2-3 км; напряжение батареи — 104 В, ток — 700 А; время работы двигателя – 17 м. К концу года торпеда была модернизирована и выпускалась в 1944 г. под обозначением «Т-V Zaunkonig». Она применялась для поражения эскортных кораблей, охраняющих конвои и двигающихся со скоростью 10-18 узлов. У торпеды был существенный недостаток — она могла принять за цель и саму лодку. Хотя прибор самонаведения включался после прохождения 400 м, стандартной практикой после пуска торпеды являлось немедленное погружение подводной лодки на глубину не менее 60 м. Всего было выпущено 80 торпед. ТТХ торпеды «Т-V»: калибр — 533 мм; длина — 7200 м; масса – 1600 кг; масса ВВ – 274 кг; скорость – 24,5 узла; напряжение батареи — 106 В, ток — 720 А; мощность – 75 — 56 кВт.

Управляемый человеком транспортер для скрытной доставки и пуска торпед был принят на вооружение в 1944 г. Фактически «Marder» являлся миниподлодкой и без торпеды мог пройти до 50 миль. Конструкция представляла собой две 533-мм торпеды — удлиненную торпеду-носитель и подвешенную под ней на бугелях стандартную боевую. Носитель имел защищенную колпаком кабину водителя в головной части. В носовой части транспортной торпеды была установлена 30-литровую балластная ёмкость. Для пуска торпеды необходимо было всплыть, сориентировать на цель носовую часть аппарата через визирное устройство. Всего было выпущено 300 единиц. ТТХ торпеды: надводное водоизмещение – 3,5 т; длина – 8,3 м; ширина – 0,5 м; осадка – 1,3 м; скорость надводная – 4,2 узла, скорость подводная – 3,3 узла; глубина погружения – 10 м; дальность хода – 35 миль; мощность электродвигателя – 12 л.с. (8,8 кВт); экипаж — 1 человек.

Серия авиационных торпед типа «Lufttorpedo» выпускалась в 10 основных модификациях. Они различались размерами, массой системами наведения и типами взрывателей. Все они, кроме LT.350, имели парагазовые двигатели мощностью 140-170 л.с., которые развивали скорость 24-43 узла и могли поразить цель на дистанции 2,8-7,5 км. Сброс производился на скорости до 340 км/ч в беспарашютном виде. В 1942 г. под маркой «LT.350» на вооружение была принята итальянскую 500 мм парашютная электрическая циркулирующая торпеда, предназначенная для поражения судов на рейдах и якорных стоянках. Торпеда имела возможность пройти до 15000 м со скоростью от 13,5 до 3,9 узлов. Торпеда LT.1500 оснащалась ракетным двигателем. ТТХ торпед изложены в таблице.

ТТХ и вид торпеды Длина (мм) Диаметр (мм) Масса (кг) Масса ВВ (кг)
LT.F-5/ LT-5a 4 960 450 685 200
F5B/LT I 5 150 450 750 200
F5В* 5 155 450 812 200
F5W 5 200 450 860 170
F5W* 5 460 450 869-905 200
LT.F-5u 5 160 450 752 200
LT.F-5i 5 250 450 885 175
LT.350 2 600 500 350 120
LT.850 5 275 450 935 150
LT.1500 7 050 533 1520 682

Торпеда выпускалась с 1943 г. фирмой «Blohm und Voss». Она представляла собой планер с укрепленной на нем торпедой «LT-950-C». Носителем торпеды ялялся самлет «He.111». При приближении торпеды на расстояние 10 метров к поверхности воды срабатывал датчик, дававший команду к отделению планера при помощи небольших взрывпакетов. После погружения торпеда следовала под водой к выбранной цели. Всего было выпущено 270 торпед. ТТХ торпеды: длина – 5150 мм; диаметр – 450 мм; масса – 970 кг;масса ВВ – 200 кг; высота сброса – 2500 м, макисальная дальность применения – 9000 м.

Серия авиационных торпед типа «Bombentorpedo» выпускалась с 1943 г. и состояла из семи модификаций: ВТ-200, ВТ-400, ВТ-700А, ВТ-700В, ВТ-1000, ВТ-1400 и ВТ-1850 .ТТХ торпед изложено в таблице.

ТТХ и вид торпеды Длина (мм) Диаметр (мм) Масса (кг) Масса ВВ (кг)
ВТ-200 2 395 300 220 100
ВТ-400 2 946 378 435 200
ВТ-700А 3 500 426 780 330
ВТ-700В 3 358 456 755 320
ВТ-1000 4 240 480 1 180 710
ВТ-1400 4 560 620 1 510 920
ВТ-1850 4 690 620 1 923 1 050

Германия выпускала четыре вида магнитных мин типа RM: RMA (выпускалась с 1939 г., масса 800 кг), RMB (выпускалась с 1939 г., масса заряда 460 кг.), RMD (выпускалась с 1944 г, упрощенной конструкции, масса заряда 460 кг.), RMH (выпускалась с 1944 г., с деревянным корпусом, масса 770 кг.).

Мина с алюминиевым корпусом была принята на вооружение в 1942 г. Она оснащалась макнитоакустическим взрывателем. Она могла устанавливаться только с надводных кораблей. ТТХ мины: длина – 2150 мм, диаметр – 1333 мм; масса – 1600 кг; масса ВВ – 350 кг; глубина установки – 400-600 м.

В серия торпедомин типа ТМ входили следующие мины: ТМА (выпускалась с 1935 г., длина – 3380 мм, диаметр 533 мм, масса ВВ – 215 кг), ТМВ (выпускалась с 1939 г., длина – 2300 мм, диаметр — 533 мм; масса – 740 кг; масса ВВ – 420-580 кг.), TMB/S (выпускалась с 1940 г., масса ВВ – 420-560 кг.), ТМС (выпускалась с 1940 г.. длина – 3390 мм; диаметр – 533 мм; масса – 1896 кг; масса ВВ – 860-930 кг.). Особенностью этих мин, являлась возмоность их выставления через торпедные аппараты подводных лодок. Как правило, в торпедном аппарате, в зависимости от размеров, размещалось две-три мины. Мины выставлялись на глубине от 22 до 270 м. Они оснащались магнитными или акустическими взрывателями.

Авиационные морские мины серии ВМ (Bombenminen) выпускались в пяти модификациях: «BM 1000-I», «BM 1000-II», «BM 1000-H», «BM 1000-M» и «Wasserballoon».Они были построены по принцыпу фугасной авиабомбы. В основном, все серии ВМ мины имели одинаковое устройство за исключением незначительных отличий типа размеров узлов, размера бугеля подвески, размеров лючков. В минах использовались три основных типа взрывных устройствах: магнитные (реагируют на искажение магнитного поля Земли в данной точке, создаваемое проходящим кораблем), акустические (реагируют на шум винтов корабля), гидродинамические (реагируют на незначительное снижение давления воды). Мины могли снаряжаться одним из трех основных устройств или в комбинации с другими. Мины комплектовались и бомбовым взрывателем, предназначенного для включения главного взрывателя в случае штатной ситуации, а при падении на землю – взорвать мину. ТТХ мины: длина – 1626 мм; диаметр – 661 мм; масса – 871 кг; масса ВВ – 680 кг; высота сбрасывания – 100-2000 м без прашюта, с паршютом – до 7000 м; скорость сбрасывания – до 460 км/ч. ТТХ мины «Wasserballoon»: длина – 1011 мм; диаметр – 381 мм; масса ВВ – 40 кг.

Серия якорных, контактных мин типа «ЕМ» состояла из модификаций: «ЕМА» (выпускалась с 1930 г., длина – 1600 мм; ширина – 800 мм; масса ВВ – 150 кг; глубина постановки – 100-150 м); «EMB» (выпускалась с 1930 г. масса ВВ – 220 кг; глубина постановки – 100 — 150 м); «ЕМС» (выпускалась с 1938 г., диаметр – 1120 мм; масса ВВ – 300 кг; глубина постановки – 100 — 500 м), «EMC m KA» (выпускалаь с 1939 г., масса ВВ – 250 — 285 кг; глубина постановки – 200-400 м); «EMC m AN Z» (выпускалась с 1939 г., масса ВВ – 285 — 300 кг., глубина постановки – 200 — 350 м), «EMD» (выпускалась с 1938 г., масса ВВ – 150 кг., глубина постановки – 100 — 200 м), «EMF» (выпускалась с 1939 г., масса ВВ – 350 кг., глубина постановки – 200 — 500 м).

Морские, авиационные парашютгые мины серии LM (Luftmine) являлись наиболее распространенными донными минами неконтактного действия. Они были представлены четырьмя типами: LMA (выпускалась с 1939 г., масса – 550 кг; масса ВВ – 300 кг), LMB, LMC и LMF (выпускалась с 1943 г., масса – 1050 кг; масса ВВ – 290 кг). Мины LMA и LMB являлись донными минами, т.е. после сбрасывания ложились на дно. Мины LMC, LMD и LMF были якорными минами, т.е. на дно ложился только якорь мины, а сама мина располагалась на определенной глубине. Мины имели цилиндрическую форму с полусферическим носом. Они оснащались магнитным, акустическим или магнитно-акустическим взрывателем. Мины сбрасывались с самолетов «He-115» и «He-111». Они также могли применяться против наземных целей, для чего оснащались взрывателем с часовым механизмом. При ознащении мин гидродинамическим взрывателем, они могли использоваться в качестве глубинных бомб. Мина LMB была принята на вооружение в 1938 г. и существовала в четырех основных вариантах — LMB-I, LMB-II, LMB-III и LMB-IV. Мины LMB-I, LMB-II, LMB-III внешне между собой были практически неразличимы и очень похожи на мину LMA, отличаясь от нее большей длиной и весом заряда. Внешне мина представляла собой алюминиевый цилиндр с закругленной носовой частью и открытой хвостовой частью. Конструктивно состояла из трех отсеков. Первый — отсек основного заряда, в котором размещался заряд ВВ, бомбовый взрыватель, часы взрывного устройства, гидростатическое устройство самоликвидации, устройство необезвреживаемости. Снаружи отсек имел бугель для подвески к самолету и технологические лючки. Второй — отсек взрывного устройства, в котором размещалось взрывное устройство, с прибором кратности, таймерным самоликвидатором и нейтрализатором, устройство необезвреживаемости и устройство защиты от вскрытия. Третий — парашютный отсек, в котором размещался уложенный парашют. ТТХ мины: диаметр – 660 мм; длина – 2988 мм; масса – 986 кг; масса заряда – 690 кг; тип ВВ – гексонит; глубины применения – от 7 до 35 м; дистанция обнаружения цели – от 5 до 35 м; прибор кратности — от 0 до 15 кораблей; самоликвидаторы — при подъеме мины на глубину менее 5 м, по установленному времени.

Подготовлен этот материал. Не дали Вы нам, Баке, провести вечер вторника бездельничая, попивая кофе и просматривая сериалы. После нашего общения в facebook, посвященного морским минам, занырнули мы в океан мировой информации и подготовили к выходу этот материал. Так, что как говорится “special for you” и спасибо, что затянули нас вчера в интереснейший мир подводной войны!

Итак поехали..

На суше мины так и не вышли из категории вспомогательного, второстепенного оружия тактического значения даже в период своего максимального расцвета, который пришелся на Вторую мировую войну. На море ситуация совершенно иная. Едва появившись на флоте, мины потеснили артиллерию и вскоре стали оружием стратегического значения, нередко отодвигающим другие виды морского оружия на вторые роли.

Отчего же на море мины приобрели такое огромное значение? Дело в стоимости и значимости каждого судна. Количество боевых кораблей в любом флоте ограничено, и потеря даже одного может резко изменить оперативную обстановку в пользу противника. Военный корабль имеет большую огневую мощь, значительный по численности экипаж и может выполнять весьма серьезные задачи. Например, потопление англичанами в Средиземном море всего одного танкера лишило танки Роммеля способности двигаться, что сыграло большую роль в исходе сражения за Северную Африку. Поэтому взрыв одной мины под судном играет в ходе войны куда большую роль, чем на земле взрывы сотен мин под танками.

«Рогатая смерть» и другие

В представлении многих людей морская мина - это большой рогатый черный шар, закрепленный на якорном тросе под водой или плавающий по волнам. Если проплывающий корабль заденет один из «рогов», произойдет взрыв и очередная жертва отправится в гости к Нептуну. Это самые распространенные мины - якорные гальваноударные. Их можно устанавливать при больших глубинах, и стоять они могут десятилетиями. Правда, у них есть и существенный недостаток: их довольно просто отыскивать и уничтожать - тралить. Суденышко (тральщик) с небольшой осадкой тащит за собой трал, который, натыкаясь на трос мины, перебивает его, и мина всплывает, после чего ее расстреливают из пушки.

Огромное значение этих морских орудий побудило конструкторов к разработке целого ряда мин иных конструкций - которые трудно обнаружить и еще труднее обезвредить или уничтожить. Один из самых интересных видов такого оружия - морские донные неконтактные мины.

Такая мина лежит на дне, так что обычным тралом ее не обнаружить и не зацепить. Чтобы мина сработала, совершенно не нужно ее задевать - она реагирует на изменение магнитного поля Земли проплывающим над миной кораблем, на шум винтов, на гул работающих машин, на перепад давления воды. Единственный способ борьбы с такими минами - использование устройств (тралов), имитирующих настоящий корабль и провоцирующих взрыв. Но сделать это очень непросто, тем более что взрыватели подобных мин устроены так, что зачастую способны отличать корабли от тралов.

В 1920-1930-х и в период Второй мировой такие мины наибольшее развитие получили в Германии, которая потеряла весь свой флот по Версальскому договору. Создание нового флота - это задача, требующая многих десятилетий и огромнейших затрат, а Гитлер собирался завоевать весь мир молниеносно. Поэтому нехватку кораблей компенсировали минами. Таким способом можно было резко ограничить мобильность вражеского флота: сбрасываемыми с самолетов минами запирали корабли в гаванях, не подпускали к своим портам чужие корабли, срывали плавание в определенных районах и по определенным направлениям. По замыслу немцев, лишив Англию морского подвоза, можно было создать в этой стране голод и разруху и тем самым сделать Черчилля сговорчивее.

Отсроченный удар

Одной из самых интересных донных неконтактных мин стала разработанная в Германии и активно применявшаяся в период Второй мировой войны немецкой авиацией мина LMB - Luftwaffe Mine B (мины, устанавливаемые с кораблей, идентичны авиационным, но не имеют устройств, обеспечивающих доставку по воздуху и сброс с больших высот и на больших скоростях). Мина LMB была самой массовой из всех немецких морских донных неконтактных мин, устанавливаемых с самолетов. Она оказалась настолько удачной, что и немецкий военный флот принял ее на вооружение и устанавливал с кораблей. Флотский вариант мины обозначался LMB/S.

Немецкие специалисты начали разработку LMB в 1928 году, и к 1934 году она была готова к применению, хотя германские ВВС приняли ее на вооружение лишь в 1938 году. Внешне напоминающая авиабомбу без хвостового оперения, она подвешивалась к самолету, после сбрасывания над ней раскрывался парашют, который обеспечивал мине скорость снижения 5−7 м/с, чтобы предотвратить сильный удар о воду: корпус мины изготавливался из тонкого алюминия (поздние серии и вовсе из прессованного водостойкого картона), а взрывной механизм представлял собой сложную электросхему с батарейным питанием.

Как только мина отделялась от самолета, начинал работать часовой механизм вспомогательного взрывателя LH-ZUS Z (34), который через семь секунд приводил этот взрыватель в боевое положение. Через 19 секунд после касания поверхности воды или земли, если к этому моменту мина не оказывалась на глубине более 4,57 м, взрыватель инициировал взрыв. Таким способом мина защищалась от излишне любопытных деминеров противника. Но если мина достигала указанной глубины, специальный гидростатический механизм стопорил часы и блокировал работу взрывателя.

На глубине 5,18 м другой гидростат запускал часы (UES, Uhrwerkseinschalter), которые начинали отсчет времени до приведения мины в боевое положение. Эти часы заблаговременно (при подготовке мины) можно было установить на время от 30 минут до 6 часов (с точностью до 15 минут) либо от 12 часов до 6 суток (с точностью до 6 часов). Таким образом основное взрывное устройство приводилось в боевое положение не сразу, а по истечении предустановленного времени, до этого мина была совершенно безопасна. Дополнительно в механизм этих часов мог быть встроен гидростатический механизм неизвлекаемости (LiS, Lihtsicherung), который взрывал мину при попытке извлечь ее из воды. После того как часы отрабатывали установленное время, они замыкали контакты, и начинался процесс приведения мины в боевое положение.

От Редакции #7арлан

Небольшая информация про LBM. Уже наше время, прошедший 2017 год. Так сказать “эхо войны”..

Ю.Г. Веремеев- ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС (1988г.). Автор книг “Внимание, мины!” и “Мины вчера, сегодня, завтра” и нескольких книг по истории Второй Мировой войны с немецкой миной LMB. Военный музей в Кобленце (Германия). Левее мины LMB стоит мина LMA. Июнь 2012г.

В Севастопольской бухте обнаружена донная мина Великой Отечественной войны, сообщает пресс-служба Черноморского флота . Ее нашли водолазы в 320 метрах от берега на глубине 17 метров. Военные считают, что это немецкий авиационный боеприпас LBM, или Luftwaffe mine B. Вероятно, один из тех, которые сбросили самолеты Вермахта в 1941 году, чтобы заблокировать советским кораблям выход из бухты.

Обезвредить мину сложно. Во-первых, она очень мощная – весит почти тонну и содержит около 700 килограммов взрывчатки. Если ликвидировать ее на месте, то она способна повредить подводные газопроводы, гидротехнические сооружения и даже объекты Черноморского флота. Во-вторых, как пишет агентство “Интерфакс-АВН” , боеприпас может иметь разные взрыватели: магнитный, реагирующий на металл, акустический, он детонирует просто от шума корабельных винтов, а иногда и специальный механизм, который активирует мину, если извлечь ее из воды. Одним словом, даже приближаться к LBM опасно.

Поэтому военные решили отбуксировать мину в открытое море и там уже уничтожить. В этой операции будут приняли участие подводные роботы, чтобы снизить риск для людей.

Магнитная смерть

Самое интересное в минах LMB - это неконтактное взрывное устройство, срабатывающее при появлении в зоне чувствительности вражеского корабля. Самым первым стало устройство фирмы Hartmann und Braun SVK, получившее обозначение М1 (оно же E-Bik, SE-Bik). Оно реагировало на искажение магнитного поля Земли на удалении до 35 м от мины.

Сам по себе принцип реагирования М1 довольно прост. В качестве замыкателя электроцепи используется обычный компас. Один провод соединяется с магнитной стрелкой, второй крепится, скажем, к отметке «Восток». Стоит поднести к компасу стальной предмет, как стрелка отклонится от положения «Север» и замкнет цепь.

Разумеется, технически магнитное взрывное устройство устроено сложнее. Прежде всего, после подачи питания оно начинает настраиваться на то магнитное поле Земли, которое имеется в данном месте в это время. При этом учитываются все магнитные предметы (например, стоящий рядом корабль), которые находятся поблизости. Этот процесс занимает до 20 минут.

Когда вблизи мины появится вражеский корабль, взрывное устройство отреагирует на искажение магнитного поля, и… мина не взорвется. Она мирно пропустит корабль. Это работает прибор кратности (ZK, Zahl Kontakt). Он просто повернет смертельный контакт на один шаг. А таких шагов в приборе кратности взрывного устройства М1 может быть от 1 до 12 - мина пропустит заданное количество кораблей, а под очередным взорвется. Это делается для того, чтобы затруднить работу вражеских кораблей-тральщиков. Ведь сделать магнитный трал совсем нетрудно: достаточно простейшего электромагнита на плотике, буксируемом за деревянным катером. Но вот сколько раз придется протягивать трал по подозрительному фарватеру, неизвестно. А время-то идет! Боевые корабли лишены возможности действовать в данной акватории. Мина еще не взорвалась, но свою главную задачу по срыву действий кораблей противника уже выполняет.

Иногда в мину вместо прибора кратности встраивалось часовое устройство Pausenuhr (PU), которое в течение 15 дней периодически включало и выключало взрывное устройство по заданной программе, - например, 3 часа включено, 21 час выключено или 6 часов включено, 18 часов выключено и т. д. Так что тральщикам только и оставалось выжидать предельное время работы UES (6 суток) и PU (15 суток) и лишь потом начинать траление. Месяц вражеские корабли не могли плавать там, где им нужно.

Бить на звук

И все же магнитное взрывное устройство М1 уже в 1940 году перестало удовлетворять немцев. Англичане в отчаянной борьбе за освобождение входов в свои порты использовали все новые магнитные тральные средства - от простейших до устанавливаемых на низколетящих самолетах. Они сумели найти и обезвредить несколько мин LMB, разобрались в устройстве и научились обманывать этот взрыватель. В ответ на это в мае 1940-го немецкие минеры пустили в дело новый взрыватель фирмы Dr. Hell SVK - A1, реагирующий на шум винтов корабля. Причем не просто на шум - устройство срабатывало, если этот шум имел частоту около 200 Гц и нарастал вдвое в течение 3,5 с. Именно такой шум создает быстроходный военный корабль достаточно большого водоизмещения. На мелкие суда взрыватель не реагировал. Кроме перечисленных выше устройств (UES, ZK, PU) новый взрыватель оснастили устройством самоуничтожения для защиты от вскрытия (Geheimhaltereinrichtung, GE).

Но англичане нашли остроумный ответ. Они стали устанавливать на легкие понтоны винты, которые вращались от набегающего потока воды и имитировали шум боевого корабля. Понтон на длинном буксире тащил быстроходный катер, на винты которого мина не реагировала. Вскоре английские инженеры придумали способ еще лучше: они начали ставить такие винты в носовой части самих кораблей. Конечно, это снижало скорость корабля, но мины взрывались не под кораблем, а перед ним.

Тогда немцы скомбинировали магнитный взрыватель М1 и акустический А1, получив новую модель МА1. Этот взрыватель требовал для своего срабатывания кроме искажения магнитного поля еще и шума винтов. К этому шагу конструкторов подтолкнул и тот факт, что А1 расходовал слишком много электроэнергии, так что батарей хватало всего на срок от 2 до 14 дней. В MA1 акустический контур в дежурном положении был отключен от электропитания. На вражеский корабль сначала реагировал магнитный контур, который включал в работу акустический датчик. Последний и замыкал взрывную цепь. Время боевой работы мины, оснащенной МА1, стало значительно больше, чем оснащенной А1.

Но немецкие конструкторы на этом не остановились. В 1942 году фирмами Elac SVK и Eumig было разработано взрывное устройство АТ1. Этот взрыватель имел два акустических контура. Первый не отличался от контура А1, а вот второй реагировал лишь на звуки низкой частоты (25 Гц), идущие строго сверху. То есть для срабатывания мины одного лишь шума винтов было недостаточно, резонаторы взрывателя должны были уловить характерный гул работы двигателей корабля. В мины LMB эти взрыватели начали устанавливать в 1943 году.

В своем стремлении обмануть тральщики союзников немцы в 1942 году модернизировали магнитно-акустический взрыватель. Новый образец получил название МА2. Новинка кроме шума винтов корабля учитывала и шум винтов тральщика или имитаторов. Если она засекала шум винтов, исходящий одновременно из двух точек, то взрывная цепь блокировалась.

Водяной столб

В это же время, в 1942 году, фирма Hasag SVK разработала весьма интересный взрыватель, получивший обозначение DM1. Кроме обычного магнитного контура этот взрыватель оснащался датчиком, реагировавшим на снижение давления воды (достаточно было всего 15−25 мм водяного столба). Дело в том, что при движении по мелководью (до глубин 30−35 м) винты большого корабля «подсасывают» воду снизу и отбрасывают ее назад. Давление в промежутке между днищем корабля и морским дном немного понижается, на это как раз и отзывается гидродинамический датчик. Таким образом, мина не реагировала на проходящие мелкие катера, а вот под эсминцем или более крупным кораблем взрывалась.

Но к этому времени перед союзниками вопрос прорывания минной блокады Британских островов уже не стоял. Немцам нужно было много мин, чтобы защищать свои воды от кораблей союзников. В дальних походах легкие тральщики союзников не могли сопровождать боевые корабли. Поэтому инженеры резко упростили конструкцию АТ1, создав модель AT2. Никакими дополнительными устройствами типа приборов кратности (ZK), устройств неизвлекаемости (LiS), устройств защиты от вскрытия (GE) и прочими AT2 уже не оснащался.

В самом конце войны немецкие фирмы предложили для мин LMB взрыватели АМТ1, имевшие три контура (магнитный, акустический и низкочастотный). Но война неотвратимо шла к концу, заводы подвергались мощным авианалетам союзников и организовать промышленное производство АМТ1 уже не удалось.

Мины морские

боевое средство (вид морских боеприпасов) для поражения кораблей противника и затруднения их действий. Основные свойства М. м.: постоянная и длительная боевая готовность, внезапность боевого воздействия, сложность обезвреживания мин. М. м. могут устанавливаться в водах противника и у своего побережья (см. Минные заграждения). М. м. представляет собой заряд взрывчатого вещества, заключённый в водонепроницаемом корпусе, в котором помещены также приборы и устройства, вызывающие взрыв мины и обеспечивающие безопасность обращения с ней.

Первую, правда неудачную, попытку применения плавучей мины предприняли русcкие инженеры в русско-турецкой войне 1768-1774. В 1807 в России военным инженером И. И. Фитцумом была сконструирована М. м., подрываемая с берега по огнепроводному шлангу. В 1812 русский учёный П. Л. Шиллинг осуществил проект мины, взрываемой с берега с помощью электрического тока. В 40-50-х гг. академик Б. С. Якоби изобрёл гальваноударную мину, которая устанавливалась под поверхностью воды на тросе с якорем. Эти мины впервые были применены во время Крымской войны 1853-56. После войны русские изобретатели А. П. Давыдов и др. создали ударные мины с механическим взрывателем. Адмирал С. О. Макаров, изобретатель Н. Н. Азаров и др. разработали механизмы автоматической установки мин на заданное углубление и усовершенствовали способы постановки мин с надводных кораблей. М. м. получили широкое применение в 1-й мировой войне 1914-18. Во 2-й мировой войне 1939-45 появились неконтактные мины (главным образом магнитные, акустические и магнитно-акустические). В конструкции неконтактных мин были введены приборы срочности и кратности, новые противотральные устройства. Для постановки мин в водах противника широко использовались самолёты.

М. м. в зависимости от их носителей делятся на корабельные (сбрасываются с палубы кораблей), лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные (сбрасываются с самолёта). По положению после постановки М. м. делятся на якорные, донные и плавающие (с помощью приборов удерживаются на заданном расстоянии от поверхности воды); по типу взрывателей - на контактные (взрываются при соприкосновении с кораблём), неконтактные (взрываются при прохождении корабля на определённом расстоянии от мины) и инженерные (подрываются с берегового командного пункта). Контактные мины (рис. 1 , 2 , 3 ) бывают гальваноударные, ударно-механические и антенные. Взрыватель контактных мин имеет гальванический элемент, ток которого (во время соприкосновения корабля с миной) замыкает при помощи реле внутри мины электрическую цепь запала, что вызывает взрыв заряда мины. Неконтактные якорные и донные мины (рис. 4 ) снабжаются высокочувствительными взрывателями, реагирующими на физические поля корабля при прохождении им вблизи мин (изменяющееся магнитное поле, звуковые колебания и др.). В зависимости от природы поля, на которое реагируют неконтактные мины, различают магнитные, индукционные, акустические, гидродинамические или комбинированные мины. Схема неконтактного взрывателя включает элемент, воспринимающий изменения внешнего поля, связанные с прохождением корабля, усилительный тракт и исполнительное устройство (цепь запала). Инженерные мины делятся на управляемые по проводам и по радио. Для затруднения борьбы с неконтактными минами (траления мин) в схему взрывателей включаются приборы срочности, задерживающие приведение мины в боевое положение на любой требуемый период, приборы кратности, обеспечивающие взрыв мины только после заданного числа воздействий на взрыватель, и приборы-ловушки, вызывающие взрыв мины при попытке её разоружения.

Лит.: Белошицкий В. П., Багинский Ю. М., Оружие подводного удара, М., 1960; Скороход Ю. В., Хохлов П. М., Корабли противоминной обороны, М., 1967.

С. Д. Могильный.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Мины морские" в других словарях:

    Боевое средство (морские боеприпасы) для поражения кораблей противника. Делятся на корабельные, лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные; на якорные, донные и плавающие … Большой Энциклопедический словарь

    Боевое средство (морские боеприпасы) для поражения кораблей противника. Делятся на корабельные, лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные; на якорные, донные и плавающие. * * * МИНЫ МОРСКИЕ МИНЫ МОРСКИЕ,… … Энциклопедический словарь

    Мины морские - МИ́НЫ МОРСКИ́Е. Устанавливались в воде для поражения надвод. кораблей, подводных лодок (ПЛ) и судов противника, а также затруднения их плавания. Имели водонепроницаемый корпус, в котором помещался заряд ВВ, взрыватель и устройство, обеспечивающие … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Морские (озёрные, речные) и сухопутные мины специальной конструкции для постановки с летательных аппаратов минных заграждений в акватории и на суше. М., устанавливаемые в акватории, предназначены для поражения судов и подводных лодок; бывают… … Энциклопедия техники

    Тренировка по обезвреживанию учебной морской мины в американском флоте Морские мины боеприпасы, скрытно установленные в воде и предназначенные для поражения подводных лодок, кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания.… … Википедия

    Морские мины - один из видов оружия военно морских сил, предназначенный для поражения кораблей, а также для ограничения их действий. М. м. представляет собой заряд бризантного взрывчатого вещества, заключенный в водонепроницаемом корпусе, в котором помещены… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    мины - Рис. 1. Схема авиационной беспарашютной донной неконтактной мины. мины авиационные — морские (озёрные, речные) и сухопутные мины специальной конструкции для постановки с летательных аппаратов минных заграждений в акватории и на суше. М.,… … Энциклопедия «Авиация»

Морские боеприпасы включали в себя такое оружие: торпеды, морские мины и глубинные бомбы. Отличительной чертой этих боеприпасов есть среда их применения, т.е. поражение целей на воде или под водой. Как и большинство других боеприпасов, морские подразделяются на основные (для поражения целей), специальные (для освещения, задымления и т.д.) и вспомогательные (учебные, холостые, для специальных испытаний).

Торпеда — самодвижущееся подводное оружие, состоящее из цилиндрического обтекаемого корпуса с оперением и гребными винтами. В боевой части торпеды заключён заряд взрывчатого вещества, детонатор, топливо, двигатель и приборы управления. Наиболее распространённый калибр торпед (диаметр корпуса в наиболее широкой его части) - 533 мм, известны образцы от 254 до 660 мм. Средняя длина - около 7 м, масса - около 2 т, заряд взрывчатого вещества - 200-400 кг. Состоят на вооружении надводных (торпедных катеров, сторожевиков, эсминцев и пр.) и подводных лодок и самолётов-торпедоносцев.

Торпеды классифицировались следующим образом:

— по виду двигателя: парогазовые (жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель); пороховые (газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину); электрические.

— по способу наведения: неуправляемые; прямоидущие (с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом); маневрирующие по заданной программе (циркулирующие); самонаводящиеся пассивные (по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе).

— по назначению: противокорабельные; универсальные; противолодочные.

Первые образцы торпед (торпеды Уайтхеда) были применены англичанами в 1877 г. А уже во время Первой мировой войны парогазовые торпеды использовались воюющими сторонами не только в условиях акватории моря, но также и на реках. Калибр и габариты торпед по мере своего развития имели тенденцию к неуклонному росту. В годы первой мировой войны стандартными были торпеды калибра 450 мм и 533 мм. Уже в 1924 г. во Франции была создана 550-мм парогазовая торпеда «1924V», ставшая первенцем нового поколения этого вида вооружения. Еще дальше пошли англичане и японцы, спроектировав для крупных кораблей 609-мм кислородные торпеды. Из них наиболее известна японская типа «93». Было разработано несколько моделей этой торпеды, причем на модификации «93» модель 2 массу заряда в ущерб дальности и скорости хода увеличили до 780 кг.

Основная «боевая» характеристика торпеды — заряд взрывчатых веществ — обычно не только увеличивалась количественно, но и совершенствовалась качественно. Уже в 1908 г. вместо пироксилина начал распространяться более мощный тротил (тринитротолуол, ТНТ). В 1943 г. в США специально для торпед было создано новое ВВ «торпекс», вдвое сильнее тротила. Аналогичные работы проводились и в СССР. В целом только за годы второй мировой войны мощность торпедного оружия по тротиловому коэффициенту увеличилась в два раза.

Одним из недостатков парогазовых торпед являлось наличие на поверхности воды следа (пузырьков отработанного газа), демаскирующего торпеду и создающего атакованному кораблю возможность для уклонения от неё и определения местонахождения атакующих. Для устранения этого предполагалось оснастить торпеду электромотором. Однако до начала Второй мировой войны это удалось лишь Германии. В 1939 г на вооружение Кригсмарине была принята электрическая торпеда «G7e». В 1942 г. ее скопировала Великобритания, но смогла наладить производство лишь после окончания войны. В 1943 г. электрическая торпеда «ЭТ-80» была принята на вооружение и в СССР. При этом до конца войны было использовано лишь 16 торпед.

Для обеспечения взрыва торпеды под днищем корабля, что в 2-3 раза наносило больше повреждений, нежели взрыв у его борта, Германией, СССР и США были разработаны магнитные взрыватели вместо контактных. Наибольшей эффективности достигли немецкие взрыватели «TZ-2», которые были приняты на вооружение во второй половине войны.

В период войны Германией были разработаны приборы маневрирования и наведения торпед. Так торпеды оснащенные системой «FaT» в период поиска цели могли двигаться «змейкой» поперек курса движения корабля, что значительно увеличивало шансы на поражение цели. Наиболее часто они применялись навстречу преследующему эскортному кораблю. Торпеды с прибором «LuT», производимые с весны 1944 г., позволяли атаковать корабль противника с любой позиции. Такие торпеды могли не только двигаться змейкой, но и разворачиваться для продолжения поиска цели. В ходе войны немецкие подводники выпустили около 70 торпед, оснащенных «LuT».

В 1943 г. в Германии была создана торпеда «T-IV» с акустическим самонаведением (АСН). Головка самонаведения торпеды, состоящая из двух разнесенных гидрофонов, захватывала цель в секторе 30°. Дальность захвата зависела от уровня шума корабля-цели; обычно она составляла 300-450 м. Торпеда создавалась в основном для подводных лодок, но в ходе войны поступала и на вооружение торпедных катеров. В 1944 г. выпущена модификация «T-V», а затем «T-Va» для «шнелльботов» с дальностью хода 8000 м при скорости 23 узла. Вместе с тем эффективность акустических торпед оказалась низкой. Чрезмерно сложная система наведения (а она включала 11 ламп, 26 реле, 1760 контактов) была крайне ненадежной — из 640 торпед выпущенных за годы войны, в цель попали только 58. Процент попаданий обычными торпедами в германском флоте был в три раза выше.

Однако, самой мощной, самой быстрой и наибольшей дальностью хода обладали японские кислородные торпеды. Ни союзники, ни противники не смогли достигнуть даже близких результатов.

Поскольку торпед, оснащенных вышеописанными приборами маневрирования и наведения, в других странах не было, а в Германии было только 50 подводных лодок, способных их запускать, для пуска торпед применялось сочетание специальных маневров корабля или самолета для поражения цели. Их совокупность определялась понятием торпедная атака.

Торпедная атака может осуществляться: с подводной лодки по подводным лодкам, надводным кораблям и судам противника; надводными кораблями по надводным и подводным целям, а также береговыми торпедными установками. Элементами торпедной атаки являются: оценка позиции относительно обнаруженного противника, выявление главной цели и её охранения, определение возможности и способа торпедной атаки, сближение с целью и определение элементов её движения, выбор и занятие позиции для стрельбы, стрельба торпедами. Завершением торпедной атаки является торпедная стрельба. Она заключается в следующем: производится вычисление данных стрельбы, далее они вводятся в торпеду; выполняющий торпедную стрельбу корабль занимает расчётную позицию и производит залп.

Торпедные стрельбы бывают боевыми и практическими (учебными). По способу выполнения они делятся на залповые, прицельные, одиночной торпедой, по площади, последовательными выстрелами.

Залповая стрельба состоит из одновременного выпуска из торпедных аппаратов двух и более торпед для обеспечения повышенной вероятности попадания в цель.

Прицельную стрельбу производят при наличии точного знания элементов движения цели и дистанции до неё. Она может выполняться одиночными выстрелами торпед или залповой стрельбой.

При торпедной стрельбе по площади торпедами перекрывается вероятная площадь нахождения цели. Этот вид стрельбы применяется для перекрытия ошибок в определении элементов движения цели и дистанции. Различают стрельбу сектором и с параллельным ходом торпед. Торпедная стрельба по площади производится залпом или с временными интервалами.

Под торпедной стрельбой последовательными выстрелами подразумевают стрельбу, при которой торпеды выстреливаются последовательно одна за другой через заданные интервалы времени для перекрытия ошибок в определении элементов движения цели и дистанции до неё.

При стрельбе по неподвижной цели торпеда выстреливается в направлении на цель, при стрельбе по движущейся цели — под углом к направлению на цель в сторону её движения (с упреждением). Угол упреждения определяется с учётом курсового угла цели, скорости движения и пути корабля и торпеды до их встречи в упреждённой точке. Дистанцию стрельбы ограничивает предельная дальность хода торпеды.

Во Второй мировой войне подводными лодками, авиацией и надводными кораблями было использовано около 40 тыс. торпед. В СССР из 17,9 тысяч торпед было использовано 4,9 тысяч, которыми потопили или повредили 1004 корабля. Из 70 тысяч выпущенных торпед в Германии, подводные лодки израсходовали около 10 тыс. торпед. Подводные лодки США использовал 14,7 тыс. торпед, а торпедоносная авиация 4,9 тыс. Около 33% из выпущенных торпед попали в цель. Из всех потопленных кораблей и судов в период Второй мировой войны — 67% приходится на торпеды.

Морские мины — боеприпасы, скрытно установленные в воде и предназначенные для поражения подводных лодок, кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания. Основные свойства морской мины: постоянная и длительная боевая готовность, внезапность боевого воздействия, сложность обезвреживания мин. Мины могли устанавливаться в водах противника и у своего побережья. Морская мина представляет собой заряд взрывчатого вещества, заключённый в водонепроницаемом корпусе, в котором помещены также приборы и устройства, вызывающие взрыв мины и обеспечивающие безопасность обращения с ней.

Первое успешное применение морской мины состоялось в 1855 года на Балтике во время Крымской войны. На гальваноударных минах, выставленных русскими минёрами в Финском заливе, подорвались корабли англо-французской эскадры. Эти мины устанавливалась под поверхностью воды на тросе с якорем. Позже стали применяться ударные мины с механическими взрывателями. Морские мины широко применялись во время русско-японской войны. В Первую мировую было установлено 310 тыс. морских мин, от которых затонуло около 400 кораблей, в том числе 9 линкоров. Во Второй мировой войне появились неконтактные мины (главным образом магнитные, акустические и магнитно-акустические). В конструкции неконтактных мин были введены приборы срочности и кратности, новые противотральные устройства.

Морские мины устанавливались, как надводными кораблями (минными заградителями), так и с подводных лодок (через торпедные аппараты, из специальных внутренних отсеков/контейнеров, из внешних прицепных контейнеров), или сбрасывались авиацией (как правило, в воды в противника). Противодесантные мины могли устанавливаться с берега на небольшой глубине.

Морские мины подразделялись по типу установки, по принципу действия взрывателя, по кратности, по управляемости, по избирательности; по типу носителя,

По типу установки выделяют:

— якорные — корпус, обладающий положительной плавучестью, удерживается на заданной глубине под водой на якоре с помощью минрепа;

— донные — устанавливаются на дне моря;

— плавающие — дрейфующие по течению, удерживаясь под водой на заданной глубине;

— всплывающие — установленные на якорь, а при срабатывании отдающие его и всплывающие вертикально: свободно или при помощи двигателя;

— самонаводящиеся — электрические торпеды, удерживаемые под водой якорем или лежащие на дне.

По принципу действия взрывателя различают:

— контактные — взрывающиеся при непосредственном соприкосновении с корпусом корабля;

— гальваноударные — срабатывают при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку, в котором находится стеклянная ампула с электролитом гальванического элемента;

— антенные — срабатывают при соприкосновении корпуса корабля с металлической тросовой антенной (применяются, как правило, для поражения подводных лодок);

— неконтактные — срабатывающие при прохождении корабля на определённом расстоянии от воздействия его магнитного поля, или акустического воздействия и др. В том числе неконтактные подразделяются на: магнитные (реагируют на магнитные поля цели), акустические (реагируют на акустические поля), гидродинамические (реагируют на динамическое изменение гидравлического давления от хода цели), индукционные (реагируют на изменение напряженности магнитного поля корабля (взрыватель срабатывает только под кораблем, имеющим ход), комбинированные (сочетающие взрыватели разных типов). Для затруднения борьбы с неконтактными минами в схему взрывателей включались приборы срочности, задерживающие приведение мины в боевое положение на любой требуемый период, приборы кратности, обеспечивающие взрыв мины только после заданного числа воздействий на взрыватель, и приборы-ловушки, вызывающие взрыв мины при попытке её разоружения.

По кратности мины бывают: некратные (срабатывают при первом обнаружении цели), кратные (срабатывают после заданного числа обнаружений).

По управляемости различают: неуправляемые и управляемые с берега по проводам или с проходящего корабля (как правило, акустически).

По избирательности мины подразделялись: обычные (поражают любые обнаруженные цели) и избирательные (способны распознавать и поражать цели заданных характеристик).

В зависимости от их носителей мины делятся на корабельные (сбрасываются с палубы кораблей), лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные (сбрасываются с самолёта).

При постановке морских мин существовали специальные способы их установки. Так под минной банкой подразумевался элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных кучно. Определяется координатами (точкой) постановки. Типичны 2-х, 3-х и 4-минные банки. Банки большего размера применяются редко. Характерна для постановки подводными лодками, или надводным кораблями. Минная линия — элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных линейно. Определяется координатами (точкой) начала и направлением. Характерна для постановки подводными лодками, или надводным кораблями. Минная полоса — элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных случайным образом с движущегося носителя. В отличие от минных банок и линий, характеризуется не координатами, а шириной и направлением. Характерна для постановки самолётами, где предсказать точку падения мины невозможно. Сочетание минных банок, минных линий, минных полос и отдельных мин создает минное поле в районе.

Морские мины во время Второй мировой войны являлись одним из наиболее эффективных видов оружия. Стоимость производства и установки мины составляли от 0,5 до 10 процентов стоимости ее обезвреживания или удаления. Мины могли использоваться и как наступательное (минирование фарватеров противника), и как оборонительное оружие (минирование своих фарватеров и установка противодесантное минирование). Использовались они и как психологическое оружие – сам факт наличия мин в районе судоходства уже наносил урон противнику, заставляя обходить район или проводить долговременные дорогостоящее разминирование.

В период Второй мировой войны было установлено более 600 тыс. мин. Из них Великобританией во вражеских водах авиацией было сброшено – 48 тысяч, а 20 тысяч – уснановлено с корабей и подводных лодок. 170 тысяч мин Британией было установлено для защиты своих вод. Авиацией Японии было сброшено 25 тысяч мин в чужих водах. США из установленных 49 тысяч мин, только у берегов Японии сбросили 12 тысяч авиационных мин. Германия в Балтийском море выставила 28,1 тысяч мин, СССР и Финляндия – по 11,8 тысяч мин., Швеция – 4,5 тысячи. В годы войны Италия выпустила 54,5 тыс. мин.

Наиболее плотно в период войны был заминирован Финский залив, в котором противоборствующие стороны установили более 60 тыс. мин. На их обезвреживание понадобилось почти 4 года.

Глубинная бомба — один из видов оружия ВМФ, предназначенный для борьбы с погруженными подводными лодками. Она представляла собой снаряд с сильным взрывчатым веществом, заключённым в металлический корпус цилиндрической, сфероцилиндрической, каплеобразной или др. формы. Взрыв глубинной бомбы разрушает корпус подводной лодки и приводит к её уничтожению или повреждению. Взрыв вызывается взрывателем, который может срабатывать: при ударе бомбы о корпус подводной лодки; на заданной глубине; при прохождении бомбы на расстоянии от подводной лодки, не превышающем радиуса действия неконтактного взрывателя. Устойчивое положение глубинной бомбе сфероцилиндрической и каплеобразной формы при движении на траектории придаётся хвостовым оперением - стабилизатором. Глубинные бомбы подразделялись на авиационные и корабельные; последние применяются пуском реактивных глубинных бомб с пусковых установок, выстреливанием из одноствольных или многоствольных бомбомётов и сбрасыванием с кормовых бомбосбрасывателей.

Первый образец глубинной бомбы был создан в 1914 году и после испытаний поступил на вооружение британского военно-морского флота. Глубинные бомбы нашли широкое применение в Первой мировой войне и оставались важнейшим видом противолодочного вооружения во Второй.

Принцип действия глубинной бомбы основан на практической несжимаемости воды. Взрыв бомбы разрушает или повреждает корпус подводной лодки на глубине. При этом энергия взрыва, моментально возрастая до максимума в центре, переносится к цели окружающими водными массами, через них деструктивно воздействуя на атакуемый военный объект. По причине высокой плотности среды, взрывная волна на своем пути не теряет существенно исходную мощность, но с увеличением расстояния до цели энергия распределяется на большую площадь, и соответственно, радиус поражения ограничен. Глубинные бомбы отличаются своей низкой точностью — для уничтожения подводной лодки иногда требовалось около сотни бомб.