Мoдный низ

Устройство и перспективы развития современных донных мин. Самые грозные отечественные морские мины Морские боеприпасы

Отечественные разработки морского минного оружия вошли в историю мировых войн. В арсенал наших войск входили мины, аналогов которым прежде в мире не было. Мы собрали факты о самых грозных образцах разного времени.

"Сахарная" угроза

Одной из самых грозных мин предвоенного времени, созданных в нашей стране, считается M-26, имеющая заряд в 250 килограммов. Якорную мину с ударно-механическим взрывателем разработали в 1920 году. Ее прототип образца 1912 года имел массу взрывчатого вещества в два с половиной раза меньшую. Из-за увеличения заряда была изменена форма корпуса мины - с шаровой на сфероцилиндрическую.

Большим плюсом новой разработки было то, что на тележечном якоре мина располагалась горизонтально: это облегчило ее постановку. Правда, небольшая длина минрепа (троса для крепления мины к якорю и удержания ее на определенном расстоянии от поверхности воды) ограничила применение этого оружия в Черном и Японском морях.

Мина образца 1926 года стала самой массовой из всех применяемых советским военно-морским флотом в годы Великой отечественной войны. К началу боевых действий наша страна имела почти 27 тысяч таких устройств.

Еще одной прорывной предвоенной разработкой отечественных оружейников стала большая корабельная гальваноударная мина КБ, которую использовали, в том числе, и как противолодочное оружие. Впервые в мире на ней применили предохранительные чугунные колпаки, которые автоматически сбрасывались в воде. Они закрывали гальваноударные элементы (минные рожки). Любопытно, что колпаки были зафиксированы на корпусе при помощи чеки и стальной стропки с сахарным предохранителем. Перед установкой мины чеку удаляли, а после, уже на месте, распускалась и стропка - благодаря таянию сахара. Оружие становилось боевым.

В 1941 году мины КБ оснастили клапаном потопления, который позволял устройству, в случае отрыва от якоря, самозатопляться. Это обеспечивало безопасность отечественных кораблей, которые находились в непосредственной близости от оборонительных заграждений. В начале войны это была самая совершенная для своего времени контактная корабельная мина. Флотские арсеналы имели почти восемь тысяч таких образцов.

В общей сложности во время войны на морских коммуникациях было выставлено более 700 тысяч различных мин. Они уничтожили 20 процентов от всех кораблей и судов воюющих стран.

Революционный прорыв

В послевоенные годы отечественные разработчики продолжили борьбу за первенство. В 1957 году они создали первую в мире самодвижущуюся подводную ракету - реактивно-всплывающую мину КРМ, которая стала базой для создания принципиально нового класса оружия - РМ-1, РМ-2 и ПРМ.

В качестве отделителя в мине КРМ использовалась пассивно-активная акустическая система: она обнаруживала и классифицировала цель, давала команду на отделение боевой части и запуск реактивного двигателя. Вес взрывчатого вещества составлял 300 килограммов. Устройство можно было устанавливать на глубину до ста метров; оно не вытраливалось акустическими контактными, в том числе, придонными тралами. Запуск производился с надводных кораблей - эсминцев и крейсеров.

В 1957 году началась разработка новой реактивно-всплывающей мины для постановки ее как с кораблей, так и с самолетов, а потому руководство страны решило не производить большое количество мин КРМ. Ее создателей представили к Государственной премии СССР. Это устройство произвело настоящую революцию: конструкция мины КРМ кардинально повлияла на дальнейшее развитие отечественного морского минного оружия и разработку образцов баллистических и крылатых ракет с подводным стартом и траекторией.

Без аналогов

В 60-е годы в Союзе началось создание принципиально новых минных комплексов - атакующих мин-ракет и мин-торпед. Спустя примерно десять лет на вооружение в военно-морской флот приняли противолодочные мины-ракеты ПМР-1 и ПМР-2, которые не имели зарубежных аналогов.

Еще одним прорывом стала противолодочная мина-торпеда ПМТ-1. Она имела двухканальную систему обнаружения и классификации цели, стартовала в горизонтальном положении из герметичного контейнера боевой части (противолодочной электрической торпеды), использовалась на глубине до 600 метров. Разработка и испытания нового оружия шли в течение девяти лет: на вооружение ВМФ новую мину-торпеду приняли в 1972 году. Коллективу разработчиков была присуждена Государственная премия СССР. Создатели стали в буквальном смысле первопроходцами: впервые в отечественном миностроении они применили модульный принцип исполнения, использовали электрическую связь узлов и элементов аппаратуры. Это решило проблему защиты взрывоопасных цепей от токов высокой частоты.

Заделы, полученные в ходе разработки и испытаний мины ПМТ-1, послужили толчком к созданию новых, более совершенных образцов. Так, в 1981 году оружейники завершили работу над первой отечественной универсальной по носителям противолодочной миной-торпедой. Она лишь немного уступала в некоторых тактико-технических характеристиках подобному американскому устройству "Captor", превосходя его в глубинах постановки. Таким образом, по мнению отечественных специалистов, как минимум до середины 70-х годов на вооружении военно-морских сил ведущих мировых держав подобных мин не было.

Универсальная донная мина УДМ-2, принятая на вооружение в 1978 году, была предназначена для поражения кораблей и подводных лодок всех классов. Универсальность этого оружия проявлялась во всем: его постановка производилась как с кораблей, так и с самолетов (военных и транспортных), причем, в последнем случае без парашютной системы. Если мина попадала на мелководье или сушу, она самоликвидировалась. Вес заряда УДМ-2 составлял 1350 килограммов.

Плавающие мины

До сих пор шла речь о таких минах, которые точно «знают» свое место под водой, свой боевой пост и неподвижны на этом посту. Но существуют и такие мины, которые перемещаются, плавают или под водой или на поверхности моря. Применение этих мин имеет свой боевой смысл. Они не имеют минрепов, значит их нельзя тралить обычными тралами. Никогда нельзя точно знать, где и откуда появятся такие мины; это обнаруживается в последний момент, когда мина уже взорвалась или показалась совсем недалеко. Наконец, такие мины, пущенные по течению, доверенные морским волнам, могут «встретить» и поразить неприятельские корабли на пути далеко от места постановки. Если противнику известно, что в таком-то районе поставлены плавающие мины, это стесняет передвижения его кораблей, заставляет принимать заранее особые меры предосторожности, замедляет темпы его операций.

Как устроена плавающая мина?

Всякое тело плавает на поверхности моря, если вес вытесненного им объема воды больше веса самого тела. О таком теле говорят, что оно обладает положительной пловучестью. Если бы вес объема вытесненной воды был меньше, тело пошло бы ко дну, его пловучесть была бы отрицательная. И наконец, если вес тела равен весу вытесненного им объема воды, оно будет занимать «безразличное» положение на любом уровне моря. Это значит, что оно само по себе будет держаться на любом уровне моря и не будет ни подниматься кверху, ни опускаться книзу, а только перемещаться на одном и том же уровне по течению. В таких случаях говорят, что тело обладает нулевой пловучестью.

Мина с нулевой пловучестью должна была бы держаться на той глубине, на которую ее при сбрасывании погрузили. Но такое рассуждение правильно только в теории. На. самом деле в море степень пловучести мины будет изменяться.

Ведь состав воды в море в разных местах, на разных глубинах неодинаковый. В одном месте в ней больше солей, вода плотнее, а в другом - в ней меньше солей, ее плотность меньше. Температура воды тоже влияет на ее плотность. А температура воды меняется и в различные времена года и в различные часы суток и на различных глубинах. Поэтому плотность морской воды, а с ней и степень пловучести мины изменчивы. Более плотная вода будет вытеснять мину кверху, а в менее плотной - мина будет итти ко дну. Надо было найти выход из такого положения, и минеры нашли этот выход. Они так устроили плавающие мины, что их пловучесть только приближается к нулевой, она нулевая только для воды в каком-то определенном месте. Внутри мины находится источник энергии - аккумулятор или батарея, или резервуар со сжатым воздухом. От такого источника энергии работает моторчик, вращающий гребной винт мины.

Плавающая мина с винтом

1 - винт; 2 - часовой механизм; 3 - камера для батареи; 4 - ударник

Мина плавает под водой до течению на определенной глубине, но вот она попала в более плотную воду и ее потянуло кверху. Тогда от изменения глубины начинает работать вездесущий в минах гидростат и включает мотор. Винт мины вращается в определенную сторону и тянет ее обратно на тот же уровень, на котором она плавала раньше. А что было бы, если бы мина не удержалась на этом уровне и пошла бы книзу? Тогда тот же гидростат заставил бы мотор вращать винт в другую сторону и поднять мину на заданную при установке глубину.

Конечно, даже в очень большой плавающей мине нельзя поместить такой источник энергии, чтобы ее запаса хватило на много времени. Поэтому плавающая мина «охотится» за своим противником - неприятельскими кораблями - только несколько дней. Эти несколько дней она и находится «в водах, где с ней могут столкнуться неприятельские корабли. Если же плавающая мина могла бы очень долго держаться на заданном уровне, она в конце концов заплыла бы и в такие районы моря и в такое время когда на нее могли бы попасть свои корабли.

Поэтому плавающая мина не только не может, но и не должна долго служить. Минеры снабжают ее особым устройством, оборудованным часовым механизмом. Как только пройдет срок, на который заведен часовой механизм, это устройство топит мину.

Так устроены специальные плавающие мины. Но и любая якорная мина может неожиданно сделаться плавающей. Ее минреп может оборваться, перетереться в воде, ржавчина разъест металл, и мина всплывет на поверхность, где будет нестись по течению. Очень часто, особенно во вторую мировую войну, воюющие страны намеренно набрасывали на вероятных путях неприятельских кораблей поверхностно-плавающие мины. Они представляют большую опасность, особенно в условиях плохой видимости.

Якорная мина, поневоле превратившаяся в плавающую, может выдать место, где поставлено заграждение, может сделаться опасной и для своих кораблей. Чтобы этого не случилось, к мине пристраивают механизм, который топит ее, как только она всплывает на поверхность. Может все же случиться, что механизм не сработает и сорвавшаяся мина будет долго качаться на волнах, превратится в серьезную опасность для любого столкнувшегося с ней корабля.

Если же якорную мину намеренно превратили в плавающую, то и в этом случае ей не позволяют долго оставаться опасной, ее также снабжают механизмом, который топит мину по истечении, определенного срока.

Немцы на реках нашей страны пытались применить и плавающие мины, пуская их вниз по течению рек на плотиках. К передней части плотика в деревянном ящике помещен заряд взрывчатого вещества весом в 25 килограммов. Взрыватель устроен таким образом, что заряд взрывается при столкновении плотика с каким-нибудь препятствием.

Другая «плавающая речная мина обычно имеет форму цилиндра. Внутри цилиндра - зарядная камера, наполненная 20 килограммами взрывчатки. Мина плавает под водой на глубине в четверть метра. Из центра цилиндра кверху поднимается стержень. На верхнем конце стержня как раз у самой поверхности воды - поплавок с усами, торчащими во все стороны. Усы соединены с ударным взрывателем. Из поплавка на поверхность воды выпущен длинный маскировочный стебель, ивовый или бамбуковый.

Речные мины тщательно маскируются под плывущие по реке предметы: бревна, бочки, ящики, солому, тростник, кусты травы.

Из книги Секретные автомобили Советской Армии автора Кочнев Евгений Дмитриевич

ПЛАВАЮЩИЕ ШАССИ БРЯНСКОГО АВТОЗАВОДА О существовании Брянского автомобильного завода в СССР знали немногие: его легальной продукцией являлись тяжелые промышленные гусеничные тракторы Т-140 и Т-180, затем – трубоукладчики Д-804, в целом не получившие особо широкого

Из книги Удар под водой автора Перля Зигмунд Наумович

Магнитные мины Перед новым, 1940 г. на английском корабле «Верной» в торжественной обстановке король Георг VI вручал награды пяти офицерам и матросам.Адмирал, который представлял награжденных королю, сказал в своей речи: «Ваше величество! Вы имеете честь вручать награды

Из книги Бронетранспортеры и бронемашины России автора Газенко Владимир Николаевич

Мины, которые «слышат» (акустические мины) Еще до того, как германские самолеты вылетели со своих аэродромов в оккупированной Греции для высадки десантов на острове Крит, фашистские воздушные миноносцы часто «навещали» этот район Средиземного моря и сбрасывали мины на

Из книги Боевые корабли автора Перля Зигмунд Наумович

«Зрячие» мины Все мины, и якорные и донные, обыкновенные контактные и неконтактные (магнитные, акустические), - все они «слепы» и не разбирают, какой корабль проходит над ними. Свой ли корабль или неприятельский коснется взрывателя мины, ее антенны или пройдет вблизи

Из книги Подземная гроза автора Орлов Владимир

Как «обманывают» донные мины Корабли-тральщики хорошо справляются с якорными минами. Но они бессильны против донных мин, магнитных, акустических и магнитно-акустических. Ведь эти мины не имеют минрепов, их не за что захватить и вытащить или подсечь. Они лежат на дне и там

Из книги Бронетанковая техника Японии 1939 - 1945 автора Федосеев Семён Леонидович

Плавающие бронеавтомобили БАД-2 Плавающий бронеавтомобиль БАД-2Опытный образец, разработанный и построенный в 1932 году на Ижорском заводе под руководством главного конструктора Н.Я. Обухова на базе шасси трехосного грузового автомобиля «Форд-Тимкен». Это была первая в

Из книги автора

Первые «Плавающие крепости» Это были узкие и длинные корабли с низкими бортами, длиной в 30-40 метров, и шириной всего в 4-6 метров. Водоизмещение 1* триер было всего 80-100 тонн.Нос боевого корабля удлинялся, и па уровне воды или под водой выступал вперед тяжелый, железный или

Из книги автора

Глава VI Плавающие аэродромы Сражение через сотни километров Почти на середине морского пути из Японии в Америку раскинулись Гавайские острова. Они тянутся гигантской цепью с запада на восток. Длина цепи больше 2500 километров. На ее восточном конце, на острове Гонолулу,

Из книги автора

Первые плавающие аэродромы Еще до 1914 года в некоторых флотах начали проводить интересные опыты, главным образом с крейсерами.Эти опыты проводились секретно, поэтому выделенный для них крейсер уходил в такие районы моря или океана, которые мало посещались судами и в то же

Из книги автора

Какие бывают мины Мы уже знаем о мине, которая устанавливается на якоре, она так и называется: «якорная». Существуют мины, которые прячутся на дне моря, на небольшой глубине. Эти мины называются донными. Наконец, бывают и «плавающие» мины; их ставят на вероятном пути

Из книги автора

МИНЫ И КОНТРМИНЫ После того, как люди придумали порох, ожесточилась подземно-минная война.В 1552 году царь Иван Грозный осадил город Казань.Русские войска овладели речкой Казан-кой, отрезав татар от воды.От перебежчика царь узнал, что татары ходят за водой в подземелье к

Из книги автора

МИНЫ-ЛОВУШКИ Любят фашисты устраивать ловушки.Лежат посреди дороги карманные часы. Нагнешься, возьмешь их в руки - взрыв.Позабыт у стены отличный велосипед. Откатишь его - взрыв.Брошены у обочины пистолет-автомат, коробка консервов. Подберешь их с земли - опять

Из книги автора

ПЛАВАЮЩИЕ ТАНКИ И БРОНЕМАШИНЫ ОПЫТНЫЕ ПЛАВАЮЩИЕ ТАНКИ Ещё в конце 20-х годов в Японии были построены опытные плавающие бронемашины с экипажем из двух человек и смешанным колёсно-гусеничным ходом. В 1934–1935 годах предпринимались попытки сделать плавающими лёгкие танки

Из книги автора

ОПЫТНЫЕ ПЛАВАЮЩИЕ ТАНКИ Ещё в конце 20-х годов в Японии были построены опытные плавающие бронемашины с экипажем из двух человек и смешанным колёсно-гусеничным ходом. В 1934–1935 годах предпринимались попытки сделать плавающими лёгкие танки «2592» «А-и-го» за счёт изменения

Из книги автора

ПЛАВАЮЩИЕ ТАНКИ «ТИП 3» И «ТИП 5» На базе «Чи-хе» в 1943 году был разработан плавающий танк «Тип 3» («Ка-чи») с 47-мм пушкой и двумя пулемётами. Форма понтонов и кожуха над командирским куполом - те же, что и у «Ка-ми». Выхлопные трубы двигателя подняты к крыше корпуса. Всего было

На суше мины так и не вышли из категории вспомогательного, второстепенного оружия тактического значения даже в период своего максимального расцвета, который пришелся на Вторую мировую войну. На море ситуация совершенно иная. Едва появившись на флоте, мины потеснили артиллерию и вскоре стали оружием стратегического значения, нередко отодвигающим другие виды морского оружия на вторые роли.

Отчего же на море мины приобрели такое огромное значение? Дело в стоимости и значимости каждого судна. Количество боевых кораблей в любом флоте ограничено, и потеря даже одного может резко изменить оперативную обстановку в пользу противника. Военный корабль имеет большую огневую мощь, значительный по численности экипаж и может выполнять весьма серьезные задачи. Например, потопление англичанами в Средиземном море всего одного танкера лишило танки Роммеля способности двигаться, что сыграло большую роль в исходе сражения за Северную Африку. Поэтому взрыв одной мины под судном играет в ходе войны куда большую роль, чем на земле взрывы сотен мин под танками.


«Рогатая смерть» и другие

В представлении многих людей морская мина — это большой рогатый черный шар, закрепленный на якорном тросе под водой или плавающий по волнам. Если проплывающий корабль заденет один из «рогов», произойдет взрыв и очередная жертва отправится в гости к Нептуну. Это самые распространенные мины — якорные гальваноударные. Их можно устанавливать при больших глубинах, и стоять они могут десятилетиями. Правда, у них есть и существенный недостаток: их довольно просто отыскивать и уничтожать — тралить. Суденышко (тральщик) с небольшой осадкой тащит за собой трал, который, натыкаясь на трос мины, перебивает его, и мина всплывает, после чего ее расстреливают из пушки.

Огромное значение этих морских орудий побудило конструкторов к разработке целого ряда мин иных конструкций — которые трудно обнаружить и еще труднее обезвредить или уничтожить. Один из самых интересных видов такого оружия — морские донные неконтактные мины.


Такая мина лежит на дне, так что обычным тралом ее не обнаружить и не зацепить. Чтобы мина сработала, совершенно не нужно ее задевать — она реагирует на изменение магнитного поля Земли проплывающим над миной кораблем, на шум винтов, на гул работающих машин, на перепад давления воды. Единственный способ борьбы с такими минами — использование устройств (тралов), имитирующих настоящий корабль и провоцирующих взрыв. Но сделать это очень непросто, тем более что взрыватели подобных мин устроены так, что зачастую способны отличать корабли от тралов.

В 1920—1930-х и в период Второй мировой такие мины наибольшее развитие получили в Германии, которая потеряла весь свой флот по Версальскому договору. Создание нового флота — это задача, требующая многих десятилетий и огромнейших затрат, а Гитлер собирался завоевать весь мир молниеносно. Поэтому нехватку кораблей компенсировали минами. Таким способом можно было резко ограничить мобильность вражеского флота: сбрасываемыми с самолетов минами запирали корабли в гаванях, не подпускали к своим портам чужие корабли, срывали плавание в определенных районах и по определенным направлениям. По замыслу немцев, лишив Англию морского подвоза, можно было создать в этой стране голод и разруху и тем самым сделать Черчилля сговорчивее.


Отсроченный удар

Одной из самых интересных донных неконтактных мин стала разработанная в Германии и активно применявшаяся в период Второй мировой войны немецкой авиацией мина LMB — Luftwaffe Mine B (мины, устанавливаемые с кораблей, идентичны авиационным, но не имеют устройств, обеспечивающих доставку по воздуху и сброс с больших высот и на больших скоростях). Мина LMB была самой массовой из всех немецких морских донных неконтактных мин, устанавливаемых с самолетов. Она оказалась настолько удачной, что и немецкий военный флот принял ее на вооружение и устанавливал с кораблей. Флотский вариант мины обозначался LMB/S.

Немецкие специалисты начали разработку LMB в 1928 году, и к 1934 году она была готова к применению, хотя германские ВВС приняли ее на вооружение лишь в 1938 году. Внешне напоминающая авиабомбу без хвостового оперения, она подвешивалась к самолету, после сбрасывания над ней раскрывался парашют, который обеспечивал мине скорость снижения 5−7 м/с, чтобы предотвратить сильный удар о воду: корпус мины изготавливался из тонкого алюминия (поздние серии и вовсе из прессованного водостойкого картона), а взрывной механизм представлял собой сложную электросхему с батарейным питанием.


Как только мина отделялась от самолета, начинал работать часовой механизм вспомогательного взрывателя LH-ZUS Z (34), который через семь секунд приводил этот взрыватель в боевое положение. Через 19 секунд после касания поверхности воды или земли, если к этому моменту мина не оказывалась на глубине более 4,57 м, взрыватель инициировал взрыв. Таким способом мина защищалась от излишне любопытных деминеров противника. Но если мина достигала указанной глубины, специальный гидростатический механизм стопорил часы и блокировал работу взрывателя.

На глубине 5,18 м другой гидростат запускал часы (UES, Uhrwerkseinschalter), которые начинали отсчет времени до приведения мины в боевое положение. Эти часы заблаговременно (при подготовке мины) можно было установить на время от 30 минут до 6 часов (с точностью до 15 минут) либо от 12 часов до 6 суток (с точностью до 6 часов). Таким образом основное взрывное устройство приводилось в боевое положение не сразу, а по истечении предустановленного времени, до этого мина была совершенно безопасна. Дополнительно в механизм этих часов мог быть встроен гидростатический механизм неизвлекаемости (LiS, Lihtsicherung), который взрывал мину при попытке извлечь ее из воды. После того как часы отрабатывали установленное время, они замыкали контакты, и начинался процесс приведения мины в боевое положение.


На рисунке показана мина LMB, оснащенная взрывным устройством AT-1. Кожух парашютного отсека сдвинут, чтобы показать хвостовую часть мины. Блестящие пластины в хвостовой части мины — это не хвостовое оперение, а труба резонаторов низкочастотного акустического контура. Между ними рым для парашюта. На верхней части корпуса Т-образный бугель для подвески мины к самолету.

Магнитная смерть

Самое интересное в минах LMB — это неконтактное взрывное устройство, срабатывающее при появлении в зоне чувствительности вражеского корабля. Самым первым стало устройство фирмы Hartmann und Braun SVK, получившее обозначение М1 (оно же E-Bik, SE-Bik). Оно реагировало на искажение магнитного поля Земли на удалении до 35 м от мины.

Сам по себе принцип реагирования М1 довольно прост. В качестве замыкателя электроцепи используется обычный компас. Один провод соединяется с магнитной стрелкой, второй крепится, скажем, к отметке «Восток». Стоит поднести к компасу стальной предмет, как стрелка отклонится от положения «Север» и замкнет цепь.

Разумеется, технически магнитное взрывное устройство устроено сложнее. Прежде всего, после подачи питания оно начинает настраиваться на то магнитное поле Земли, которое имеется в данном месте в это время. При этом учитываются все магнитные предметы (например, стоящий рядом корабль), которые находятся поблизости. Этот процесс занимает до 20 минут.


Когда вблизи мины появится вражеский корабль, взрывное устройство отреагирует на искажение магнитного поля, и… мина не взорвется. Она мирно пропустит корабль. Это работает прибор кратности (ZK, Zahl Kontakt). Он просто повернет смертельный контакт на один шаг. А таких шагов в приборе кратности взрывного устройства М1 может быть от 1 до 12 — мина пропустит заданное количество кораблей, а под очередным взорвется. Это делается для того, чтобы затруднить работу вражеских кораблей-тральщиков. Ведь сделать магнитный трал совсем нетрудно: достаточно простейшего электромагнита на плотике, буксируемом за деревянным катером. Но вот сколько раз придется протягивать трал по подозрительному фарватеру, неизвестно. А время-то идет! Боевые корабли лишены возможности действовать в данной акватории. Мина еще не взорвалась, но свою главную задачу по срыву действий кораблей противника уже выполняет.

Иногда в мину вместо прибора кратности встраивалось часовое устройство Pausenuhr (PU), которое в течение 15 дней периодически включало и выключало взрывное устройство по заданной программе, — например, 3 часа включено, 21 час выключено или 6 часов включено, 18 часов выключено и т. д. Так что тральщикам только и оставалось выжидать предельное время работы UES (6 суток) и PU (15 суток) и лишь потом начинать траление. Месяц вражеские корабли не могли плавать там, где им нужно.


Бить на звук

И все же магнитное взрывное устройство М1 уже в 1940 году перестало удовлетворять немцев. Англичане в отчаянной борьбе за освобождение входов в свои порты использовали все новые магнитные тральные средства — от простейших до устанавливаемых на низколетящих самолетах. Они сумели найти и обезвредить несколько мин LMB, разобрались в устройстве и научились обманывать этот взрыватель. В ответ на это в мае 1940-го немецкие минеры пустили в дело новый взрыватель фирмы Dr. Hell SVK — A1, реагирующий на шум винтов корабля. Причем не просто на шум — устройство срабатывало, если этот шум имел частоту около 200 Гц и нарастал вдвое в течение 3,5 с. Именно такой шум создает быстроходный военный корабль достаточно большого водоизмещения. На мелкие суда взрыватель не реагировал. Кроме перечисленных выше устройств (UES, ZK, PU) новый взрыватель оснастили устройством самоуничтожения для защиты от вскрытия (Geheimhaltereinrichtung, GE).

Но англичане нашли остроумный ответ. Они стали устанавливать на легкие понтоны винты, которые вращались от набегающего потока воды и имитировали шум боевого корабля. Понтон на длинном буксире тащил быстроходный катер, на винты которого мина не реагировала. Вскоре английские инженеры придумали способ еще лучше: они начали ставить такие винты в носовой части самих кораблей. Конечно, это снижало скорость корабля, но мины взрывались не под кораблем, а перед ним.


Крейсер типа «Киров» Водоизмещение: 8 600 т // Длина: 1.91 м // Ширина: 18 м // Скорость хода: 35 узлов // Вооружение: 9 180-мм орудий | 8 100-мм орудий | 10 37-мм орудий | 12 пулеметов крупнокалиберных | 2 трехтрубных торпедных аппаратов | 170 мин.

Тогда немцы скомбинировали магнитный взрыватель М1 и акустический А1, получив новую модель МА1. Этот взрыватель требовал для своего срабатывания кроме искажения магнитного поля еще и шума винтов. К этому шагу конструкторов подтолкнул и тот факт, что А1 расходовал слишком много электроэнергии, так что батарей хватало всего на срок от 2 до 14 дней. В MA1 акустический контур в дежурном положении был отключен от электропитания. На вражеский корабль сначала реагировал магнитный контур, который включал в работу акустический датчик. Последний и замыкал взрывную цепь. Время боевой работы мины, оснащенной МА1, стало значительно больше, чем оснащенной А1.

Но немецкие конструкторы на этом не остановились. В 1942 году фирмами Elac SVK и Eumig было разработано взрывное устройство АТ1. Этот взрыватель имел два акустических контура. Первый не отличался от контура А1, а вот второй реагировал лишь на звуки низкой частоты (25 Гц), идущие строго сверху. То есть для срабатывания мины одного лишь шума винтов было недостаточно, резонаторы взрывателя должны были уловить характерный гул работы двигателей корабля. В мины LMB эти взрыватели начали устанавливать в 1943 году.


В своем стремлении обмануть тральщики союзников немцы в 1942 году модернизировали магнитно-акустический взрыватель. Новый образец получил название МА2. Новинка кроме шума винтов корабля учитывала и шум винтов тральщика или имитаторов. Если она засекала шум винтов, исходящий одновременно из двух точек, то взрывная цепь блокировалась.

Водяной столб

В это же время, в 1942 году, фирма Hasag SVK разработала весьма интересный взрыватель, получивший обозначение DM1. Кроме обычного магнитного контура этот взрыватель оснащался датчиком, реагировавшим на снижение давления воды (достаточно было всего 15−25 мм водяного столба). Дело в том, что при движении по мелководью (до глубин 30−35 м) винты большого корабля «подсасывают» воду снизу и отбрасывают ее назад. Давление в промежутке между днищем корабля и морским дном немного понижается, на это как раз и отзывается гидродинамический датчик. Таким образом, мина не реагировала на проходящие мелкие катера, а вот под эсминцем или более крупным кораблем взрывалась.


Но к этому времени перед союзниками вопрос прорывания минной блокады Британских островов уже не стоял. Немцам нужно было много мин, чтобы защищать свои воды от кораблей союзников. В дальних походах легкие тральщики союзников не могли сопровождать боевые корабли. Поэтому инженеры резко упростили конструкцию АТ1, создав модель AT2. Никакими дополнительными устройствами типа приборов кратности (ZK), устройств неизвлекаемости (LiS), устройств защиты от вскрытия (GE) и прочими AT2 уже не оснащался.

В самом конце войны немецкие фирмы предложили для мин LMB взрыватели АМТ1, имевшие три контура (магнитный, акустический и низкочастотный). Но война неотвратимо шла к концу, заводы подвергались мощным авианалетам союзников и организовать промышленное производство АМТ1 уже не удалось.

Вторая мировая война предопределила дальнейшие пути развития донных мин. Основными носителями донных мин становятся авиация и подводные лодки. т.к. из-за сильного развития систем береговой обороны и обороны прибрежных коммуникаций надводные корабли стали легкими целями и не могли обеспечить скрытные постановки в операционной зоне противника.

Поражающая способность минного оружия определяется избирательностью, выбором момента нанесения удара и мощностью. Избирательность мины зависит от степени совершенства ее НВ. определяемой числом каналов, дающих информацию о цели, а также их чувствительностью и помехозащищенностью.

В донных минах применяются НВ следующих типов: магнитный, работающий по статическому (амплитудному) или динамическому (градиентному) принципу; акустический (пассивный низко либо среднечастотный ненаправленного действия), магнитоакустический и гидродинамический.

В логических устройствах первых послевоенных мин использовались только особенности топологии физических полей цепи, а в дальнейшем - законы изменения этих полей. В современных образцах применяются процессорные устройства, позволяющие не только сопоставлять полученную информацию с заданной программой (что особенно важно с точки зрения противотральной защиты), но и выбирать оптимальные моменты срабатывания НВ.

Радиус поражения донной мины определяется массой заряда ВВ, тротиловым эквивалентом ВВ. отстоянием мины от цели и характером грунта.

Большинство современных донных мин начинено ВВ с тротиловым эквивалентом (Т.Э. - отношение мощности взрыва заряда ВВ в мине к мощности взрыва равного по массе тротила) 1,4. ..1.7. При прочих равных условиях радиус поражения донной мины в 1,4. ..2 раза больше, чем якорной.

Противотральная стойкость мины определяется возможностью, ее уничтожения неконтактными тралами и взрывными средствами, а также обнаружением искателем мины.

В современных донных минах используются Э вида противотральной защиты: внешняя (входная) в виде приборов срочности, кратности, системы телеуправления (на некоторых образцах); схемная, созданная с учетом законов изменения ФПК (амплитудных, фазовых, градиентных) в пространстве и во времени; признаковая, фиксирующая различия в сигналах, излучаемых кораблем и неконтактными тралами.

Работы по совершенствованию перечисленных видов защиты мин ведутся постоянно. В настоящее время дальность телеуправления донными минами ни глубинах до 50 м составляет 12... 15 миль(24.. .30 км).

Для обеспечения противотральной стойкости мин большое значение имеет также сохранение в тайне их технических характеристик. Возможность заниматься скрытной разработкой и испытаниями этого вида оружия ввиду относительно малых размеров дает ему явное преимущество перед другими боевыми средствами.

Устойчивость донных мин при воздействии на них взрывных средств, а также возможность их использования авиацией, зависят от ударостойкости определяемой, прежде всего прочностью приборной части, которая с переходом на твердотельную элементную базу заметно возросла. Если у мин периода второй мировой войны она составляла 26. ..32 кг/см 2 , у первых послевоенных образцов -28.. .32 кг/см 2 , то у современных мин прочность корпуса доведена до 70.. .90 кг/см 2 , что значительно повышает их живучесть при воздействии взрывных средств.

С целью защиты мин от поисковых средств производятся работы по двум направлениям: создание корпусов из неметаллических материалов с повышенной звукопоглощающей способностью и имеющих нетрадиционные формы.

Корпуса большинства современных мин изготавливаются из алюминиевых сплавов, что снижает вероятность обнаружения магнитометрами. Однако подобные мины сравнительно легко обнаруживаются гидроакустическими станциями миноискания, а также оптической и электронной аппаратурой. Проводились работы по разработке дешевых корпусов из стеклопластика, это позволило снизишь заметность мин при их обнаружении и классификации по типу отражаемого сигнала. Однако использование принципа наблюдения гидроакустической тени должного эффекта не дает.

Корпуса большинства современных донных мин цилиндрической формы и, как правило, приспособлены для подвески на летательные аппараты и постановки через торпедные аппараты подводных лодок. У авиационных мин есть отсек для размещения парашюта, смягчающего удар при приводнении, у беспарашютных - стабилизатор, обтекатель и противоударное устройство аппаратуры взрывателя. Носовая часть обычно имеет срез, что обеспечивает разворот их в горизонтальное положение после входа в воду и резко уменьшает глубину места постановки.

Важное значение для современных мин имеет также продолжительность работы источников питания и стабильность функционирования приемных устройств. С середины 80-х гг. в качестве источников питания в минах стали использовать литиевые трионилхпоридные батареи, удельная энергия которых почти к? порядок выи», чем у химических источников тока периода второй мировой войны (до 700 Вт-ч/кг вместо 70... 80).

В настоящее время наиболее длительной и устойчивой является работа магнитных приемников, наименее - гидродинамических. Большинство мин имеют срок службы от 1 до 2 лет и рассчитаны на хранение в течение 20... 30 лет (с проверкой каждые 5...6 пет).

Стоимость любого образца военной техники складывается из затрат на его разработку, изготовление и эксплуатацию. Расходы ни изготовление снижаются за счёт крупносерийных заказов. Стоимость эксплуатации выставленной мины практически равна нулю, а хранение на складах требует минимальных затрат.

Одним из путей снижения стоимости изготовления и эксплуатации боевых средств является использование модульной конструкции. Все новые и модернизированные мины имеют таковую, в том числе заменяемый блок НВ - основного элемента, определяющего эффективность.

Использование модульной конструкции позволяет применять для донных авиационных мин стандартные авиабомбы, в которых часть ВВ заменяется аппаратурой НВ.

Наибольший интерес из иностранных мин - бомб представляет мина МК-65 семейства "Квикстрайк". В ее НВ есть блок распознавания целей (с микропроцессорным устройством). Мина имеет устройство дистанционного управления, усиленный заряд ВВ (430 кг с тротиловым эквивалентом 1.7) и стеклопластиковый корпус.

Первые отечественные серийные авиационные донные мины, оснащенные неконтактными взрывателями (малые АМД-500 и большие АМД-1000), появились на вооружении ВМФ в 1942 г. При этом позже они были признаны одними из лучших среди мин аналогичного боевого назначения, которыми располагали другие флоты мира. К концу же войны появились их улучшенные образцы, полнившие в отличие от своих предшественниц - мин первой модификации (АМД-1 -500 и АМД-2-500)- шифры АМД-2-500 и АМД-2-1000.

Общим для всех четырех образцов мин было их боевое предназначение: как для поражения надводных кораблей и судов, так и для борьбы с подводными лодками. Постановку таких мин могла осуществлять не только авиация, используя для их подвески штатные крепления самолетов (малые мины АМЛ были сконструированы в массогабаритах серийных авиабомб типа ФАБ-500. а большие - в габаритах ФАБ-1500). Надо подчеркнуть, что данные мины (кроме АМД-1500) были приспособлены к постановке с надводных кораблей, а обе модификации больших мин и к постановке с ПЛ, т.к. они имели штатный для лодочных ТА диаметр 533 мм. Малые мины создавались в корпусе 450 мм. Главным же отличием между минами АМД-1 и АМД-2 Было оснащение первых одноканальным двух импульсным НВ индукционного типа, а вторых двухканальный НВ акустико-индукционного типа.

Использование все указанных образцов мин с авиационных постелей предусматривало конструктивные возможности для их оснащения парашютной системой стабилизации (ПСС), которая применялась при сбрасывании мин с самолетов и отсоединялась при падении их в воду. И хотя последующие, послевоенные образцы авиационных мин, проектировались как с ПСС. так и "беспарашютными" (с так называемой жесткой системой стабилизации и торможения - ЖСТ), они вобрали в себя много технических решений, реализованных в наших первых авиационных морских минах "семейств" АМД-1 и АМД-2.

Первой советской морской миной, принятой на вооружение после окончания войны (1951), стала авиационная донная мина. АМД-4, развивающая данные "семейства" больших и малых мин АМД-2 в целях повышения их боевых и эксплуатационных качеств. В ней впервые применили ВВ более мощного состава марки ТАГ-5; в целом АМД-4 повторяла конструктивные решения, присущие ее предшественницам.

В 1955 г. на вооружение ВМФ поступила модернизированная мина АМД-2М. Это был качественно новый образец неконтактной донной мины, к тому же явившейся основой для создания принципиальноновой системы дистанционного телеуправления (СТМ), которая позже вошла в боевую комплектацию донной мины КМД-2-1000 и первой отечественной авиационной реактивно-всплывающей мины РМ-1.

При создании первых телеуправляемых мин советские специалисты проделали огромную работу, которая завершилась принятием на вооружение донной неконтактной мины ТУМ (1954). И хотя она, как и большие мины АМД-1 и АМД-2 была разработана в штатных массогаборитах авиабомбы ФАБ-1500. На вооружение был принят лишь её корабельный вариант.

Параллельно шло создание качественно новых образцов минного оружия с более высокими боевыми и эксплуатационными свойствами. Разрабатывались их более совершенные конструкции, применялись различные типы систем обнаружения цели, неконтактной аппаратуры подрыва, увеличилась глубина постановки и т.п. В том же 1954 г. на флот поступила первая послевоенная авиационная индукционно-гидродинамическя мина ИГДМ, а спустя четыре года малая – ИГМД-500. В 1957 г. ВМФ получил на вооружение большую донную мину того же класса "Серпей", а, начиная с 1961 г. - универсальные донные мины "семейства" УДМ большую мину УДМ (1961) и малую мину УДМ-500 (1965),несколько позже появились их модификации - мины УДМ-М и УДМ-500-М, а также второго технического поколения в этом "семействе "" мине УДМ-2 (1979).

Все упомянутые ранее мины, а также ряд других их модификаций кроме авиации могут применять и надводные сипы. При этом по габариту и зарядам мины можно разделить на сверхбольшие (УДМ-2), большие (ИГДМ, "Серпей", УДМ, УДМ-М) и малые (ИГДМ-500.УДМ-500). По системе стабилизации в воздуху они подразделялись на парашютные (с ПСС) - ИГДМ, ИГДМ-500,"Серпей",УДМ-500 и беспарашютные (с ЖСТ) - УДМ, УДМ-М, УДМ-М.

Парашютные мины, например ИГДМ-500 и "Серпей", оснащались двухступенчатой ПСС. состоявшей из двух парашютов - стабилизирующего и тормозного. Первый парашют вытягивался при отделении мины от самолета и обеспечивал стабилизацию мины на траектории снижения до определенной высоты (для ИГДМ 500... 750 м, для мины "Серпей"-1500 м), после чего вступал я действие второй парашют, гасивший скорость снижения мины во избежание повреждений ее аппаратуры НВ в момент приводнения. При вхождении в воду оба парашюта отрывались, мина шла на грунт, а парашюты тонули.

Мины приходили в боевое положение после отработки установленных на них предохранительных устройств. В частности, мина ИГДМ была снабжена прибором уничтожения авиационных мин (ПУАМ), который взрывал ее при падении на сушу или на грунт при глубине менее 4 - 6 м. Кроме того, она имела приборы срочности и кратности, а также долгосрочный часовой механизм-ликвидатор. Мина "Серпей" были снабжены дополнительным индукционным каналом, который обеспечивал их подрыв под кораблем, а также противотральным устройством и защитным каналом для предохранения мины от вытраливания при комбинированном воздействии различных неконтактных тралов, одиночных и многократных взрывах глубинных бомб и подрывных зарядов,

Особое внимание при рассмотрении вопроса устройства и перспектив развития современных донных мин надо обратить на создание так называемых самодвижущихся (самотранспортирующихся) мин.

Идея создания самодвижущихся мин родилась в 70-х гг. По мнению специалистов-разработчиков, наличие в арсенале флота подобного оружия позволяет создать минную угрозу для противника даже в тех районах, которые отличаются сильной противолодочной обороной. Первая отечественная мина такого типа МДС (морская донная самодвижущаяся) создавалась на основе одной в серийных торпед. Конструктивно мина включала в себя боевое зарядное отделение (БЗО), приборный отсек и носитель (собственно торпеду). Мина была неконтактной: опасная зона взрывателя определялась его чувствительностью к воздействию ФПК и составляла порядка 50 м Взрывчатое вещество размещалось в БЗО, функциональные и предохранительные приборы - в приборном отсеке наряду с источниками питания, а также неконтактной аппаратурой взрывателя. Подрыв мины осуществлялся после того, как цели (НК или ПЛ) подходили на расстояние, при достижении которого интенсивность создаваемых ими ФПК была достаточной для активирования неконтактной аппаратуры МДС. Созданная на основе такой мины самодвижущаяся морская донная мина (СМДМ) представляет собой комбинацию донной мины с дальноходной кислородной самонаводящейся торпедой 53-65K. Торпеда 53-65K имеет следующие ТТХ: калибр 533 м, длину корпуса 8000 мм, общую массу 2070 кг, массу ВВ 300 кг, скорость хода до 45 уз. дальность хода до 19000 м.

Мина СМДМ в качества обычной донной мины функционирует уже после того, как будучи выпущенной из торпедного аппарата ПЛ, пройдёт по заданной программной траектории и ляжет на грунт. Программная траектория движения осуществляется с помощью стандартных приборов системы автономного управления движением торпеды. В соответствии с этим вариантом к модулю силовой установки торпеды-носителя присоединяется меньший модуль БЗО для размещения ВВ и отсек для трехканального НВ (акустико-индукционно-гидродинамического) с функциональными приборами и источниками питания.

Важным достоинством мин "семейства" МДС-СМДМ специалисты считают возможность постановки активных минных заграждений с ПЛ, находящихся вне досягаемости противолодочных средств противника, чем достигается скрытность минных постановок.

В США к разработке подобных мин также приступили в 70 - 80-х гг. Было ^изготовлено и испытано несколько опытных партий такого оружия. Но трудности, возникшие при обеспечении телеуправления и надёжности работы НВ, а также чрезмерно большая стоимость стали причиной того, что разработка мины дважды приостанавливалась. Только в 1982 г., после получения положительных результатов в создании новых НВ, было пришло решение о производстве такой мины, которая получила название МК 67.

В начале 90-х гг. в США на инициативной основе был разработан оригинальный проект морской самозарывающейся мины "Хантер",боевой частью которой является самонаводящаяся торпеда. Эта мина имеет следующие особенности:

Отличается высокой противотральной стойкостью, поскольку после сбрасывания с корабля или летательного аппарата она погружается на дно, зарывается в грунт на заданное углубление и в этом положении мажет находиться более двух лет, ведя наблюдение за целями в пассивном режиме;

Обладает информационно-логическими, так называемыми "интеллектуальными" возможностями в связи с тем, что система управления, установленная на мине, включает ЭВМ, обеспечивающую анализ, классификацию, распознание принадлежности и типа цели,сбор и выдачу информации о целях, проходящих через район постановим, получение с пунктов управления запросов, выдачу ответов и выполнение команд на пуск торпеды:

Может осуществлять поиск цели благодаря использованию в качестве f>4 самонаводящейся торпеды.

Для заглубления в грунт мина оснащена работающей от аккумуляторной батареи крылаткой с бандажом, которая размывает грунт и откачивает пульпу вверх черва "кольцевой канал корпусе мины, выполненной из немагнитных материалов, что практически исключает возможность ее обнаружения.

Боевой частью (длина 3,6 м, диаметр 53 см) служит легкая торпеда типа МК-46, или "Стингрей". Мина оснащена средствами противодействия тралению, активными и пассивными датчиками, средствами связи. После постановки и заглубления в грунт из нее выдвигается зонд с датчиками наблюдения и антенной связи. Мина приводится в боевое положение по команде с берега. Для передачи ей данных по радиогидроакустическому каналу разработана четырехсигнатурная система кодирования, обеспечивающая высокую степень достоверности информации. Радиус действия мины составляет около 1000 м. После обнаружения цепи и выработки команды на ее поражение торпеда выстреливается из контейнера и наводится на цель с помощью собственной ССН.

Мировые СМИ уже несколько недель обсуждают вопрос, в состоянии ли Иран заблокировать Персидский залив и вызвать глобальный нефтяной кризис. Командование американского флота уверяет общественность, что не допустит подобного развития событий. Военные обозреватели всех стран подсчитывают количественное и качественное соотношение кораблей и самолетов вероятных противников. При этом почти ничего не говорится о минном оружии, а ведь именно оно может стать персидской козырной картой.

ПЕРСПЕКТИВЫ МИНИРОВАНИЯ ОРМУЗСКОГО ПРОЛИВА

Ну, а действительно, какова перспектива применения минного оружия в Персидском заливе? Начнем с того, что представляет из себя этот залив. Его длина 926 км (по другим сведениям 1000 км), ширина 180-320 км, средняя глубина менее 50 м, максимальная – 102 м.

Весь северо-восточный берег залива, то есть около 1180 км – персидский. Он гористый, обрывистый, что облегчает оборону и размещение ракетных и артиллерийских батарей. Самым уязвимым местом является Ормузский пролив . Длина пролива 195 км. Пролив сравнительно мелководный – предельная глубина 229 м, а на фарватере глубина до 27,5 м.

В настоящее время движение судов в Ормузском проливе осуществляется по двум транспортным коридорам шириной в 2,5 км каждый . Танкеры, идущие в залив, идут по коридору ближе к иранскому берегу, а встречные, из залива – по другому коридору. Между коридорами находится буферная зона шириной в 5 км. Эта зона создана, чтобы исключить столкновение встречных судов. Как видим, Персидский залив в целом и Ормузский пролив в частности – идеальный полигон для применения всех типов морских мин.

В ходе ирано-иракской войны 1980–1988 годов обе стороны, начиная с 1984 года, атаковали нейтральные танкеры, следовавшие в Персидский залив. Всего в ходе «танкерной войны» было атаковано 340 судов. Большинство из них подверглись нападению катеров и авиации, а в некоторых случаях были обстреляны береговыми ракетными или артиллерийскими установками.

Минные постановки велись крайне ограниченно. Минами было повреждено два судна в 1984 году, восемь – в 1987-м и два – в 1988-м. Замечу, что ограничение использования мин было связано не с техническими, а с политическими причинами, поскольку обе стороны утверждали, что атакуют лишь суда, заходящие в порты противника. Понятно, что мины осуществлять подобную селекцию пока не в состоянии.

16 мая 1987 года на подходе к Кувейту подорвался советский танкер «Маршал Чуйков». Танкер получил пробоину в подводной части площадью около 40 кв. м. Благодаря хорошему состоянию водонепроницаемых переборок судно не погибло.

14 апреля 1988 года в 65 милях к востоку от Бахрейна на старой якорной мине образца 1908 года подорвался американский фрегат УРО «Самуэл Робертс» водоизмещением 4100 тонн. В ходе пятичасовой борьбы за живучесть экипажу удалось оставить корабль на плаву. Ремонт фрегата обошелся американским налогоплательщикам в 135 млн. долл.

Сейчас мало кто сомневается, что в случае широкомасштабного нападения на Иран его ВМС начнут неограниченную минную войну во всем Персидском заливе, включая, разумеется, и Ормузский пролив .

ГРОЗНОЕ ОРУЖИЕ ИРАНСКИХ МОРЯКОВ

Какими образцами минного оружия обладают ВМС Ирана? Не уверен, что его перечень есть в Пентагоне. Мины, в отличие от кораблей, танков и самолетов, прятать легче, в том числе и при доставке из третьих стран. Есть основания полагать, что Иран располагает большинством образцов послевоенных мин. Он мог закупить их как в СССР, так и в новообразованных республиках. Вспомним, как Иран получил ракеты «Шквал» с завода «Дастан» в Кыргызстане. Кроме того, Иран мог получить мины через Ливию, Сирию и ряд других стран.

Что же представляют из себя современные мины? Одной из наиболее совершенных классических мин, созданных в НИИ-400 (с 1991 года – «Гидроприбор») стала УДМ-2 (универсальная донная мина), принятая на вооружение в 1978 году. Она предназначена для борьбы с кораблями всех классов и подводными лодками. Постановка мин может производиться с кораблей, а также с военных и транспортных самолетов. При этом постановка с самолета производится без парашютной системы, что обеспечивает большую скрытность и возможность постановки мины с малых высот. В случае попадания на сушу или мелководье мина самоликвидируется.

Мина УДМ-2 снабжена трехканальным неконтактным взрывателем с акустическим и гидродинамическим каналами и имеет приборы кратности и срочности. Длина мины 3055/2900 мм (авиационный/корабельный вариант), калибр 630 мм. Вес 1500/1470 кг. Вес заряда 1350 кг. Минимальная глубина места постановки 15/8 м, а максимальная – 60/300 м. Срок боевой службы один год, как, впрочем, и у остальных отечественных мин.

В 1955 году на вооружение была принята авиационная плавающая мина АПМ . Мина спроектирована в НИИ-400 под руководством Ф.М. Милякова. Она представляла собой гальваноударную мину, автоматически удерживающуюся на заданном углублении пневматическим прибором плавания. Мина имела двухступенчатую парашютную систему, состоявшую из стабилизирующего и основного парашютов.

Мина АПМ обеспечивала поражение надводного корабля при ударе его корпуса по одному из четырех гальваноударных взрывателей мины, расположенных в ее верхней части. Прибор плавания, работавший на сжатом воздухе, обеспечивал удержание мины на заданном углублении с точностью 1 м. Запас сжатого воздуха обеспечивал срок боевой службы мины до 10 суток. Мина предназначалась для применения в районах с глубинами более 15 м. Минимальная скорость корабля, обеспечивавшая надежное срабатывание гальваноударного взрывателя – 0,5 узла.

Более совершенная плавающая мина МНП-2 была создана в 1979 году в СКБ машиностроительного завода им. Куйбышева в Казахстане под руководством Ю.Д. Монакова. МНП расшифровывается как мина нулевой плавучести. Прилагательное «плавучая» исчезло из названия, так как плавучие мины были запрещены международным соглашением.

МНП-2 предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок в гаванях или стоящих на якоре вблизи берега, а также для разрушения различного рода гидротехнических сооружений. Носителями мины являются самодвижущиеся подводные средства особого назначения, управляемые боевыми пловцами. Сами «средства» доставляются в район боевого применения сверхмалыми или обычными подводными лодками.

Длина мины 3760 мм, калибр 528 мм. Вес 680 кг. Вес тротила 300 кг. Диапазон глубин плавания от 6 до 60 м. Время нахождения под водой в боевом положении – до 1 года.

Еще в 1951 году вышло постановление Совета Министров СССР № 4482, по которому в план работ НИИ-400 с 1952 года включалась разработка реактивно-всплывающей мины «Камбала». По решению руководства в институт направили группу офицеров-конструкторов НИИ-3 ВМФ, возглавляемую Б.К.Ляминым. В ходе работ по этой теме Ляминым была создана первая в мире придонная реактивно-всплывающая мина, получившая название КРМ . Она была принята на вооружение ВМФ постановлением Совмина № 152-83 от 13 января 1957 года.

В качестве отделителя в мине КРМ использована пассивно-активная акустическая система, которая обнаруживала и классифицировала цель, давала команду на отделение боевой части и запуск реактивного двигателя, доставлявшего боевую часть с боевого зарядного отделения к поверхности воды в районе нахождения надводной цели.

Габариты мины КРМ составляли: длина 3,4 м, ширина 0,9 м, высота 1,1 м. Мина ставилась с надводных кораблей. Вес мины 1300 кг. Вес взрывчатого вещества (ТГАГ-5) 300 кг. Мина могла устанавливаться на глубину до 100 м. Ширина зоны реагирования взрывателя 20 м.

Однако ширина зоны реагирования КРМ была признана руководством ВМФ недостаточной. В дальнейшем на базе мины КРМ была создана якорная реактивно-всплывающая авиационная малопарашютная мина РМ-1 . На вооружение она была принята в 1960 году и стала первой универсальной по целям миной-ракетой, обеспечивающей поражение как надводных кораблей, так и погруженных подводных лодок.

В 1963 году была принята на вооружение придонная якорная реактивная всплывающая мина ПМ-2 . Мина создана в НИИ-400. Диаметр ее 533 мм, длина 3,9 м, вес 900 кг, вес взрывчатого вещества 200 кг. Глубина постановки мины 40 – 300 м. Взрыватель активный акустический. Мина ставилась из торпедных аппаратов подводных лодок.

Противолодочная мина-ракета ПМР-1 стала первой отечественной широкополостной самоприцеливающейся миной-ракетой. Первоначально она предназначалась для поражения подводных лодок в подводном положении, но могла поражать и надводные цели. ПМР-1 была создана в 1970 году в НИИ-400 под руководством Л.П. Матвеева.

Постановка мины производится из торпедных аппаратов подводных лодок или сбрасыванием за корму с палуб надводных кораблей. ПМР-1 представляет собой якорную мину, состоящую из соединенных между собой реактивно-зарядного и приборно-механического отделений, а также якоря.

Реактивно-зарядное отделение представляет собой твердотопливную ракету, в головной части которой размещаются заряд взрывчатого вещества и электронная аппаратура боевого канала. В приборно-механическом отделении размещены система управления, источник питания, механизмы наклона мины и установки ее на заданное углубление, барабан с тросом и другое.

После сброса мина под действием отрицательной плавучести погружается, и при достижении глубины 60 м запускается временной прибор. После отработки заданного времени сбрасывается кожух, соединяющий оба отделения, затем отдается якорь, и начинается сматывание минрепа. Через установленное время мина приводится в боевое положение.

При входе подводной лодки противника в опасную зону мины включается система пеленгации, работающая по принципу гидролокации. Электронная акустическая аппаратура определяет направление на лодку и включает систему прицеливания. Гидравлический механизм наклона наводит реактивно-зарядное отделение на цель, а затем выдает команды на запуск реактивного двигателя. Взрыв заряда производится с помощью неконтактного или контактного взрывателя.

Высокая скорость движения ракеты и малое время движения – от 3 до 5 с – исключают возможность использования противолодочных средств противодействия или маневра уклонения.

Полная длина мины ПМР-1 7800 мм, диаметр 534 мм, вес 1,7 т, вес заряда 200 кг. Глубина постановки мины от 200 до 1200 м. Срок службы 1 год.
В конце 1960-х годов в НИИ-400 было создано несколько модификаций мины ПМР-1: МПР-2, ПМР-2М, ПМР-2МУ.

Из американских мин наиболее интересна самозарывающаяся мина «Хантер» . Она может ставиться с самолетов, надводных кораблей и подводных лодок. После постановки на дно мина зарывается в него с помощью специальных устройств, а снаружи остается только антенна. Мина может находиться в «усыпленном» состоянии до двух лет. Но в любой момент может быть активизирована специальным сигналом.

Корпус мины «Хантер» сделан из пластика. После активизации двухканальный взрыватель обнаруживает вражеский корабль и выпускает по нему самонаводящуюся торпеду Mk-46 или «Стигрей».

Замечу, что проектирование и массовое производство упрощенной модели «Хантера», пусть даже без самонаводящейся торпеды, по силам любой стране, тем более Ирану. Ну, а дно большей части Персидского залива илистое, что облегчает зарывание торпед. Визуально ее невозможно обнаружить ни водолазу, ни специальному беспилотному аппарату – искателю мин.

Постановку любых типов вышеупомянутых мин могут вести иранские самолеты, вертолеты, различные катера и суда. При взаимодействии минного оружия с артиллерией и ракетами береговых установок и кораблей, а также авиацией Иран имеет все шансы полностью блокировать судоходство в Персидском заливе . Технически это вполне достижимо, необходима лишь политическая воля.