Блузки и рубашки

Тест в формате егэ правление петра 1. Социальное недовольство

В XVII - начале XVIII в. в России складывается абсолютная монархия (самодержавие), формирование которой завершилось в годы правления Петра I.
Для абсолютной монархии характерно:
 - наличие сильного, разветвлённого бюрократического аппарата;
 - наличие сильной постоянной (регулярной) армии;
 - ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений.
 Идёт процесс постоянного увеличения числа органов государственного управления и расширения их функций. Изменяются принципы продвижения по службе: на смену местничеству, отменённому в 1682 г. царем Фёдором Алексеевичем, в 1722 г. приходит Табель о рангах, согласно которой занимаемая человеком должность не зависит от его происхождения.
 Регулярные полки нового и иноземного строя из «охочих» вольных людей, казаков и иностранцев, созданные Михаилом Фёдоровичем в ходе военной реформы 1630-х гг. и Алексеем Михайловичем в 1650-е гг., из-за нехватки средств на их содержание просуществовали недолго. Создание регулярной армии произошло в годы правления Петра I, который ввёл рекрутские наборы.
 Последний земский собор прошёл в 1653 г. ПозднZее для решения наиболее важных государственных вопросов созывались комиссии выборных в основном от придворных чинов и духовенства, но при Петре I эта практика была прекращена: ликвидируются оставшиеся сословные государственные органы - Боярская дума и приказы.
Особенности русского абсолютизма:
 - в Западной Европе абсолютная монархия складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (прежде всего крепостного права), утверждение абсолютизма в России сопровождалось усилением крепостных порядков;
 - социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с вольными, имперскими городами, в России самодержавная власть опиралась почти исключительно на служилое сословие - крепостническое дворянство.

Реформы Петра I

Военная реформа:
 - в 1696 г. создан военный морской флот;
 - в 1699 г. распущены стрелецкие полки и проведён первый рекрутский набор;
 - рекрутские наборы стали государственной повинностью в 1705 г.;
 - создаются специальные учебные заведения для подготовки офицерских кадров (школа математических и навигатских наук, артиллерийская, инженерная медицинская школы);
 - в 1716 г. введены новые воинские уставы;
 - проводится перевооружение армии.
Реформы в сфере финансов и денежного обращения:
 - в 1700 г. уменьшен вес серебряной монеты;
 - в 1701 г. введена в обращение медная монета;
 - к 1711 г. создана новая денежная система, включающая медную, серебряную и золотую монету;
 - увеличение числа налогов;
 - введение новой системы налогообложения - сначала подворной, затем в 1718–1724 гг. подушной подати.
Церковная реформа:
 - в 1700 г. после смерти патриарха Адриана царь запретил проводить выборы нового патриарха;
 - в 1701 г. возрождён монастырский приказ, занимавшийся сбором налогов с части монастырских земель;
 - в 1721 г. патриаршество было упразднено, царь объявлен главой Русской Православной Церкви, для управления церковными делами на правах коллегии был создан Священный Синод.
Административная реформа:
 - в 1699 г. в Москве создаётся Ратуша, в ведении которой находилось управление городскими купцами и ремесленниками, в 1721 г. заменена Главным магистратом;
 - в 1708–1710 гг. страна разделена на 18 губерний, провинции (около 50) и уезды.
Реформа органов государственного управления:
 - с 1700 г. прекратились назначения в Боярскую думу, что привело к сокращению её состава;
 - в 1711 г. ликвидирована Боярская дума, создан Сенат;
 - в 1718–1721 гг. вместо приказов создаются коллегии и Главный магистрат;
 - в 1721 г. Россия провозглашена империей;
 - изменена система престолонаследия - по указу 1722 г. император имел право сам назначать себе преемника из числа представителей правящей династии.
Социальные реформы:
дворянство
 - введён майорат по указу 1714 г. о единонаследии, окончательное правовое слияние вотчин и поместий;
 - в 1722 г. введена Табель о рангах, в которой принцип происхождения заменён принципом выслуги;
горожане (жители посадов)
 - жители города разделены по профессиональному признаку на цеха и гильдии;
крестьянство
 - создано новое сословие - государственные крестьяне;
 - массовое использование крестьян на государственных работах;
 - появились новые категории крестьян, работавших на промышленных предприятиях - приписные и посессионные, предприниматели получили право покупать деревни и крепостных к фабрикам;
 - в 1722 г. крестьянам запрещено торговать в городах;
 - в 1723 г. ограничен переход крестьян в городские посады.

Экономическое развитие в первой четверти XVIII в.

Россия переживает бурный экономический рост. Значительно увеличивается число мануфактур - если в начале царствования Петра I их было около 20, то к концу его царствования около 180–200. Прорения государственных нужд. Что обусловливало как помощь в виде передачи государственных (казённых) заводов в частные руки, финансовых субсидий, например, на строительство предприятия, и государственных заказов, обеспечивавших гарантированный сбыт произведённой продукции, так и жёсткий контроль над ними со стороны государства. За «умаление» заводов нерадением на владельцев мог быть наложен штраф в 1000 руб. Неудачливых фабрикантов правительство просто «отрешало» от фабрик.
 На мануфактурах использовался в основном труд крепостных - приписных и посессионных крестьян.
 Появляются новые отрасли промышленности - судостроение, стеклоделие, производство бумаги и др.
 Создаются новые промышленные районы - Урал и Петербург.
 В сельском хозяйстве расширяется выращивание технических культур - лён, конопля и др.
 Развивается торговля. В 1721 г. принят Торговый устав, установивший новые таможенные тарифы. Улучшаются пути сообщения, строятся первые каналы. Вышневолоцкий канал позволил доставлять товары из Поволжья в Петербург. Был прорыт обводной канал вокруг бурного Ладожского озера. Начато строительство Волго-Донского канала, прерванное после смерти Петра I и возобновлённое только в середине XX в.
 В экономической сфере Петр I проводил политику меркантилизма и протекционизма.

Внешняя политика

Южное направление:
 - борьба за выход к Чёрному морю, Азовские походы 1695–1696 гг.;
 - Прутский поход 1710–1711 гг.;
 - Персидский поход 1722–1723 гг.
Восточное направление:
 - продолжение освоения Сибири и Дальнего Востока;
 - экспедиция князя А. Бековича-Черкасского в 1716–1717 гг. в Среднюю Азию для поиска торгового пути в Индию, гибель его отряда в Хиве;
 - попытки установления торговых отношений с Китаем - неудачные переговоры посольства капитана Л. Измайлова в Пекин в 1720–1721 г.
Западное направление:
 - расширение контактов с европейскими странами, заграничные поездки Петра I (Великое посольство 1697–1698 гг. и др.);
 - установление династических связей с германскими государствами;
 - борьба за выход к Балтийскому морю - Северная война 1700–1721 гг.

Основные события Северной войны:

ноябрь 1699 г. Создание Северного союза России, Саксонии и Дании против Швеции
9 августа 1700 г. Объявление Россией войны Швеции
ноябрь 1700 г. Поражение русской армии под Нарвой
октябрь 1702 г. Взятие русской армией крепости Нотебург (Орешек)
1703 г. Взятие русскими войсками крепости Ниеншанц в устье Невы, основание Санкт-Петербурга
1704 г. Взятие русскими войсками крепостей Нарва и Тарту
октябрь 1706 г. Подписание польским королём Августом II сепаратного мира со Швецией
июнь 1708 г. Вторжение армии Карла XII в Россию
3 июля 1708 г. Поражение русской армии под Головчином
28 сентября 1708 г. Разгром шведского корпуса Левенгаупта у дер. Лесной
27 июня 1709 Полтавская битва
1712 г. Начало военной кампании союзников (России, Дании, Саксонии, Пруссии) против шведов в Померании
27 июля 1714 г. Победа русского флота у мыса Гангут
1718–1719 гг. Аландский конгресс России и Швеции об условиях заключения мира, прекращение переговоров после смерти Карла XII
28 июня 1720 г. Победа русского флота у острова Гренгам
30 августа 1721 г. Заключение Ништадтского мира

Развитие культуры при Петре I.

В годы правления Петра I расширяются культурные контакты с европейскими странами. Продолжает развиваться процесс обмирщения культуры.
Основные события в сфере культуры при Петре I:
 - введение нового календаря и нового летоисчисления с 1 января 1700 г.;
 - появление светской школы и военных училищ,
 - учреждение первого в России высшего учебного заведения Славяно-греко-латинской академии;
 - отправка дворянских детей на учёбу за границу;
 - приглашение европейских специалистов и учёных в Россию,
 - создание Академии Наук в 1725 г.;
 - введение нового гражданского шрифта в 1708 г.;
 - увеличение числа типографий и количества издаваемых книг,
 - выход первой в России газеты «Ведомости» в 1703 г.;
 - создание первой публичной библиотеки в 1714 г.;
 - создание первого в России музея - Кунсткамеры - в 1719 г.;
 - изменения в бытовой культуре - стрижка бород и ношение одежды европейских образцов;
 - проведение ассамблей.

Петр 1 сочинение по истории ЕГЭ

1682 – 1725 гг – период правления в России царя и императора Петра I Великого.

Петр Первый был объявлен царем в 1682 году и являлся соправителем своего сводного брата Ивана V, однако в результате стрелецкого бунта фактически вместо братьев в стране правила царевна Софья. Реальную власть Петр получил в 1689 году после свержения Софьи и ее заключения в монастырь.

Внутренняя политика

Приоритетом внутренней политики Петра было превращение России в европейскую державу с развитой экономикой, мануфактурами и современным аппаратом управления. Одним из главных соратников Петра был его друг Александр Меншиков, который, несмотря на многочисленные обвинения в злоупотреблениях и коррупции, сыграл значительную роль в проведении реформ и военных успехах Петра.

К началу правления Петра в России было всего несколько мануфактур, а к концу его царствования существовало уже 233 предприятия, в том числе более 90 крупных мануфактур, построенных в течение его царствования. Петр также развивал науку и культуру, пытаясь привить дворянам европейскую культуру, развивая каменное строительство и открывая школы и академии для подготовки офицеров, инженеров и других специалистов для государственных нужд.

Внешняя политика

Петр на протяжении всего правления вел агрессивную внешнюю политику, направленную на получение выхода к Черному или Балтийскому морю. Выход России к морю и создание современного морского флота были необходимы для развития торговли со странами запада. Для реализации этих целей Россия при Петре начинала войны с Османской империей и Швецией.

Не добившись успеха на юге, Петр Первый заключил союз с Польшей, Саксонией и Данией и объявил войну Шведскому королю Карлу XII. Эта война, названная Северной (1700-1721) закончилась победой союзников, и по ее итогу Россия получила территории Прибалтики и Ингерманландии, где Петром в 1703 году была основана новая столица России – Санкт-Петербург.

Петр I во время Северной войны

Итоги правления Петра I

Личность Петра 1 считается, пожалуй, одной из самых противоречивых в российской истории. В исторической литературе можно встретить полярные оценки его деятельности современниками и историками, одни называли его “антихристом” и разрушителем русских традиций, в то время как другие считали его творцом современной России, вошедшей в круг великих держав и получившей шанс догнать в развитии передовые европейские державы.

Эпоха Петра I

1695 – поход на Азов

1696 г. – поход на Азов. Азов перешел к России. Построена крепость Таганрог на берегу Азовского моря.

1697-1698 – Великое посольство - поездка Петра в Европу (Пруссия, Австрия, Голландия, Англия и др.)

Цель: поиск союзников в войне против Турции (за выход в Черное море). Союзники не были найдены. Заключены договоры с Данией, Саксонией, Речью Посполитой. Подготовка к войне со Швецией.

1700 – договор с Турцией

Август 1700-начало войны со Швецией

1700-1721 - Северная война

1702 – взятие русскими Мариенбурга и Нотебурга

1703 – основание Птербурга

1704 – русские заняли Дерпт и Нарву

1710 – русские заняли Ригу, Ревель, Выборг

1710-1713 – русско-турецкая война

1711 – Прутский поход Петра, заключили Прутский мир: Азов переходил к Турции, Таганрог разрушали, Карла XII пропускали на родину

1713 – русские перенесли военные действия в Финляндию (территория Швеции)

1714 – победа русского флота у мыса Гангут

1718 – Аландский конгресс (переговоры о мире, но Карл XII погиб), конгресс прерван, Швеция продолжила войну

1720 – победа русских у острова Гангут

Август 1721 – Ништадтский мир: Россия получила выход в Балтийское море, территории Ингрии, Эстляндии, Лифляндии, часть Карелии с Выборгом

Россия провозглашена империей

1722 – Персидский поход

1723 – Петербургский мир с Персией: к России отходили Дагестан, Ширван, города Баку и Дербент, т.е. Россия овладела юго-западным и южным побережьем Каспийского моря

1711 – учрежден Правительствующий сенат (во главе генерал – прокурор)

1718-1720 – вместо приказов учреждены коллегии

1720 г – принят генеральный регламент, который устанавливал единый порядок деятельности и структуру коллегий, определял функции чиновников, отпуск, вознаграждение.

1721 – учрежден Синод (во главе – обер – прокурор, подчинялся генерал – прокурору), церковь подчинена светской власти, патриарх не выбирается с 1700 г. после смерти Адриана

Губернская реформа (реформа местного управления, или административная реформа)

1708-1710 – страна разделена на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская)

Губернии делились на провинции (всего было 50, провинции - на дистрикты)

Во главе губернии стоял генерал – губернатор, который назначался царем

Городская реформа

Учреждены выборные городские магистраты (ведали административными, хозяйственными вопросами города)

В качестве коллегии учрежден Главный магистрат (ведал всеми городами)

Городские жители были разделены на две категории: регулярные граждане (могли участвовать в выборах) и нерегулярные граждане

Введение рекрутских наборов (повинности) : от крестьян и посадских людей (от 100 человек – 1 рекрут). Служили пожизненно на профессиональной основе, вводилось полное государственное обеспечение, обучение в армии

1699 – первый рекрутский набор

1705 – официальное учреждение рекрутчины

1716 – Устав воинский (большое значение придавалось морально – нравственной подготовке солдат)

Создание военно-морского флота, Морской устав, открытие Морской академии

Военные учебные заведения:
1701 – Школа математических и навигацких наук, Артиллерийская школа

1707 - Медицинская школа

1712 - Инженерная школа

Ключевский: «Петр делал историю, но не понимал ее… Чтобы защитить Отечество от врагов, он опустошил его больше всякого врага. После Петра государство стало сильнее, а народ беднее».

Петр создал регулярное государство

Складывается абсолютизм

Экономические преобразования

Социальная сфера

Социальное недовольство. Народные восстания

Увеличение мануфактур и заводов

Появление верфей

Строительство военных предприятий

1709 – Берг-привилегия

1724 – таможенный тариф

Политика меркантелизма

Политика протекционизма

1718-1724 – перепись населения (ревизия, ревизские души, ревизские сказки)

1724 – введение подушной подати

Всего – около 80 видов налогов

Дворянство

1714 – Указ о единонаследии (введен принцип майората, т.е. наследство переходило старшему сыну; вотчина и поместье стали иметь одинаковый статус)

1722 – табель о рангах: вводилась обязательная служба для дворян (статская или военная). Было учреждено 14 чинов (рангов). Продвижение по службе зависело не от знатности и происхождения, а от личных качеств.

Крестьянство

Государственные крестьяне – крестьяне Севера и Сибири, народы, уплачивающие ясак

Частновладельческие (крепостные) крестьяне – принадлежали помещикам, кроме государственных повинностей, платили оброк и несли барщину в пользу феодала

1703 – приписные крестьяне – государственные крестьяне, жившие в районах строительства новых заводов, приписывались к заводам в счет уплаты государственных налогов. (несколько месяцев в году должны были отработать на заводе).

Посессионные крестьяне (владельческие) – крестьяне, приобретаемые владельцем для работы на заводе (т.е. прикреплялись к заводу, в последующем не могли продаваться отдельно от завода). 1721 – Указ о покупке к заводам деревень

1724 – введение подушной подати (74 копейки с души мужского пола). Холопы тоже платили подушную подать, т.е. холопы приравнивались к крепостным

Гродские жители

1721 – Указ об организации ремесленников в цехи

Регулярные и нерегулярные граждане

1682 – стрелецкий бунт

1689 – стрелецкий бунт

1698 – стрелецкое восстание в Москве

1698 – бунт крестьян в Воронеже

1705-1706 – стрелецкий бунт в Астрахани

1707 – восстание в Башкирии

1707 – 1708 – восстание под руководством Кондратия Булавина

Современники

Царевна Софья

Иван V

Голицын В.В.

Август II

АвгустIII

Карл XII

Станислав Лещинский

Иван Мазепа

Толстой П.А.

Ромодановский Ф.Ю.

Меншиков А.

Апраксин Ф.М.

Головкин Г.И.

Ягужинский П.И.

Шереметев Б.П.

Феофан Прокопович

Кондратий Булавин

Марта Скавронская (Екатерина)

Евдокия Лопухина

Годы правления:1682- 1725

Из биографии

  • Пётр I – один из самых выдающихся государственных деятелей России.
  • Уже с детства интересовался военным делом. Создал «потешные войска» в Преображенском, где жил с матерью. Эти войска станут основой будущего Преображенского полка. Увлекался судостроением, огнестрельным делом. Много времени проводил в немецкой слободе, где жили мастера этого дела.
  • Пётр I любил свою страну, мечтал, чтобы она стала самой мощной державой, и все силы прикладывал к достижению цели. Он хотел изменить и страну, и людей, и ему во многом удалось это сделать. Россия стала одной из цивилизованных стран мира, мощным государством — империей, а он сам — императором.
  • Пётр I был противоречивой личностью. Энергия, богатство натуры, трудолюбие, активность, пытливость ума сочетались в нём с жестокостью, порой с грубостью, с праздностью. Несмотря на различные точки зрения на деятельность Петра I, нельзя не отдать ему должное как великому реформатору, преобразившему Россию.
  • В течение жизни он изучил много ремёсел, считал, что труд должен быть обязательной потребностью любого человека, независимо от положения и чина. Он мог решать важнейшие государственные дела и в то же время заниматься обычными повседневными делами. Больше таких правителей Россия не знала.
  • Пётр I обладал поистине энциклопедическим знаниями: овладел многими ремёслами и науками, был полководцем, законотворцем, дипломатом, историком, географом. Он мог легко разговаривать как с королями западных стран и их министрами, так и с простыми мастеровыми, со всеми находя общий язык. Легко говорил на немецком и голландском языках.
  • Для деятельности Петра I характерен взгляд далеко в будущее. Он стремился совершать не сиюминутные преобразования, а те, которые надолго будут способствовать расцвету России. Так многие его нововведения действовали десятилетия и более: государственные учреждения, созданные им, просуществовали весь 18 век, рекрутские наборы – до 1864 года, а Сенат, Синод, прокуратура — до 1917 года.
  • Пётр I ценил талантливых, трудолюбивых людей. Он не смотрел на различия — сословные, религиозные, национальные. Человек труда, радеющего за Россию, он превозносил и всячески поощрял таких людей.
  • Сколько талантливых деятелей страны вышло из низов при Петре I !

Исторический портрет Петра I Великого

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
Усиление царской власти. Дальнейшая централизация власти. Контроль царя за всеми сферами жизни.1721- царь стал называться императором, что значительно повысило его роль в стране.1722-Указ о престолонаследии: император сам назначал наследника, исходя из интересов государства.
Совершенствование системы государственного и местного управления. 1.Реформы центрального управления : вместо Боярской думы сначала создана Ближняя канцелярия, а затем в 1711 создан Правительствующий Сенат ;вместо 44 приказов- 11 (затем 14) коллегий в 1717-1721;1720- Генеральный регламент, документ, закреплявший принципы коллегиальности и определявший функции коллегий.2.Реформы местного управления : создание Ратуши в Москве и земских изб в городах в 1699-1700; административная реформа 1708-1710, по ней страна разделена на 8 губерний, во главе — губернатор.3.С 1719-трёхзвенная система местной власти: уезд-провинция- губерния.(1 провинция = 5 дистриктам,с нем. районам, так с 1719 назывались уезды, с 1727- возвращено название уездов).1714-появление фискалов — чиновников, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и лиц в финансовой и судебной деятельности.1718-учреждена Тайная канцелярия (политический сыск).1720- создан Главный магистрат, главное учреждение над магистратами других городов (это органы самоуправления в городах)
Формирование бюрократического аппарата, способного решить поставленные задачи. 1714- Указ « О единонаследии», по которому имение предавалось в наследство старшему сыну. Остальные должны служить стране.1722- Табель о рангах, позволяющий поддерживать талантливых людей из разных сословий. По нему 8 ранг давал право на потомственное дворянство.Появление коллегий, административное деление страны значительно увеличило бюрократический аппарат.
Ухудшение положения крестьян. Насильственная работа на предприятиях (приписные и посессионные крестьяне).1724- запрет крестьянам уходить на заработки без разрешения помещиков.Вводилась паспортная система.Крестьяне без паспорта не имели права удаляться далее 30 вёрст, а получить их не было возможности, так как выдавали паспорта порой за 100 км.Итогом стали многочисленные выступления народа, наиболее значительные: Астраханское восстание в 1705-1706 и восстание под предводительством К.Булавина в 1708-1709 г.
Проведение церковной реформы. 1721- создание Синода, руководящего церковью. Ликвидация патриаршества, во главе Синода — светский человек, обер-прокурор.
Укрепление обороноспособности и военной мощи страны, проведение военной реформы. 1696- создание военно-морского флота.1705- создание регулярной армии .Введение рекрутских наборов. Пожизненная служба крестьян-рекрутов.1725- сознание одновременно нерегулярной армии.Появление многих учебных заведений, готовящих офицеров армии (1701-первая артиллерийская школа в Москве, 1712- в Петербурге, 1698-первое мореходное училище в Азове. 1701- в Москве школа навигационных и математических наук, где готовили кадры для армии, и др).Для дворян служба становилась пожизненной.1716- «Устав воинский», о порядках в армии. Особенно морально – нравственных качествах солдат и офицеров.1718-1722-« Устав морской» и « Регламент адмиралтейский».1707- в Москве появился первый военный госпиталь.
Совершенствование финансовой системы. Накопление золотого запаса страны.1704- денежная реформа. Уменьшение содержания драгоценных металлов в монетах. Появились медные деньги.1711-денежная реформа, чеканка золотых, серебряных и медных монет.1718-1724-перпись населения, введение нового вида налога- подушной подати.
Дальнейшее развитие промышленности Создавались новые промышленные центры, новые отрасли(судостроение, стеклоделие, производство бумаги).1699-первый на Урале железоделательный завод Виниуса.
Создавались государственные металлургические заводы на Урале-1723-1725-казённые медеплавильные заводы.1700-начало разработок Нерчинских рудников,1716-железоделательный завод Демидовых в Тагиле.1723-1725-казённые медеплавильные заводы на УралеПоощрялось частное предпринимательство.1719- указ о передаче убыточных государственных предприятий в частные руки.
Поддержка отечественной торговли. Проводилась политика меркантилизма и протекционизма ,1703-в Санкт-Петербурге появилась первая биржа купцов.1721- торговый устав1724- первый протекционистский таможенный тариф.Строились каналы и пути сообщения, позволяющие активно вести торговлю.
Начинается формироваться государственная политика в области образования, способствующая его дальнейшему развитию. Формировалась система профессионального образования.Однако в учебные заведения, где обучались будущие офицеры, могли поступать только дети дворян.Обучение для дворян стало обязательным. Без диплома об образовании священники не могли дать право заключать брак.Усиление светских начал в образовании.1696- Указ о посылке за границу дворянских детей для учёбы.
Поддержка научных открытий, создание условий для научной деятельности в России. Подготовлено открытие Академии наук России. Однако Пётр не успел сделать этого, открыта Академия в год смерти императора – в 1725 году – Екатериной 1.1699-открытие сподвижником Петра 1 П. Брюсом навигацкой школы- там изучалась астрономия.1702- на Сухаревской башне оборудована первая в России обсерватория1700- составлена Брюсом первая в России карта звёздного неба.А с 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.1703- выпуск « Арифметики» Л.Магницкого, эту книгу М.Ломоносов назовёт « вратами учёности».1712-1725- А.Мартов первым в мире изобрёл и построил токарный станок.1724- первая русская подводная лодка(механик Никонов)С 1722- начался сбор материалов по истории России.
Дальнейшее открытие месторождений полезных ископаемых и их переработка 1700- создана горноразведочная служба, цель которой — поиск полезных ископаемых.1703- на Урале крестьянином Шиловым было открыто меднорудное месторождение.1714-в Петрозаводске были открыты минеральные воды мастером Рябовым.На юге России месторождение каменного угля в начале 20-хг. открыл рудознатец Григорий Капустин. Тогда же бурый уголь найден в Подмосковье.
Дальнейшее развитие культуры. Насильственное насаждение образа жизни по западному образцу.1700-переход на новое летосчисление.1708- введение гражданского, более облегчённого шрифта.1719- создание первого музея- Кунсткамеры.1702- выходит первая печатная периодическая газета « Ведомости».1702- начало массового приобщения к театру(открыт в Москве общедоступный театр)1714- открыта первая публичная библиотека.1717- появился свод правил поведения за столом и других общественных местах – « Юности честное зерцало».1718- начали организовываться ассамблеи- светские балы, встречи, приобщение дворян к европейскому образу жизни высшего света, впервые приглашались женщины.Новаторство в архитектуре: впервые Санкт-Петербург строится по плану, появились дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.

Расцвет живописи, особенно портретной (А.Матвеев, И.Никитин)

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Южное направление.Цель: добиться выхода к Чёрному морю, присоединить территории. 1695-первый Азовский поход , неудачный, так как не было флота.1696-второй Азовский поход . Удачный. За зиму был создан флот. Взят Азов, построена крепость Таганрог.1697-1698- Великое посольство в Европу с целью найти союзников для борьбы против Турции. Не решило задач. В состав посольства входило 250 человек, среди них Лефорт, Головин, Возницын; Пётр I под именем урядника Петра Михайлова.1699-Карловицкий конгресс, подписан мир с Турцией на два года.1700-Константинопольскиое перемирие на 30 лет.1710-1713- русско-турецкая война . Турция требует возвращения Азова.1711-Прутский поход. Русская армия окружена турками на реке Прут, около Ясс. Ясское перемирие , по которому Россия уходит из Молдавии, возвращает Азов, уничтожает Азовский флот, крепость Таганрог и другие.1724- Константинопольский договор с Турцией. Россия признала завоевания Турции в Закавказье, а Турция- завоевания России в Прикаспии.
Северное направление.Цель: добиться выхода к Балтийскому морю, присоединить территории. 1699-Северный союз (Россия, Дания, Саксония)1700-1721- Северная война со Швецией.Ноябрь 1700- поражение под Нарвой.1702-Взятие Миренбурга и Нотебурга(Шлиссельбурга)1703-взятие Ниеншанца1704-взятие Навры и Дерпта1706- Альтранштадтский мир между Швецией и Польшей, по которой Польша разрывала отношения с Россией и обязалась помогать Швеции.28 сентября 1708 — сражение у деревни Лесной, крупная победа России.27 июня 1709- Полтавская битва . Победа России.1710-взятие Риги, Выборга, Ревеля.1710- первая морская победа — Гангутский бой.

1718-1719-Аландский конгресс, по которому Швеция и Россия хотели завершить войну. Однако смерть Карла 12 и приход к власти новых лиц не позволили подписать мирный договор, хотя он был значительно мягче для шведов, чем Ништадский мир.

1720-Гренгамский бой, победа России.

1721- Ништадский мир со Швецией. По нему Россия закрепилась на Балтийском море от Выборга до Риги(это часть Карелии, Ингрия, Эстляндия — Эстония, Лифляндия- Латвия, за западные территории Россия выплатила 1.5 млн. рублей. Финляндия возвращалась в состав Швеции.

Южное направление.Цель — закрепление на берегах Каспийского моря. 1722-1723 – русско-персидская война. Персия признала право России на западное и южное побережье Каспийского моря.1722- каспийский (персидский) поход Петра 1. Взят Дербент.1723- поход возобновлён, завоёваны южное и западное побережье Каспийского моря(Баку, Решт, Сальян)1723-Петербургский договор с Персией, по которому Россия закрепляет за собой завоёванные территории.
Восточное направление: стремление обеспечить торговый путь с Индией, 1716-1717- экспедиция князя А.Бековича- Черкасского в Среднюю Азию(Хивинский поход ). Неудачный, гибель князя. Завершение похода. Восточное направление не очень интересовало Петра, так как главное для него было — добиться выхода к Балтийскому и Чёрному морям.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Продолжала укрепляться абсолютная власть царя, он стал именоваться императором.
  • Многочисленные реформы усилили аппарат государственной власти и местного самоуправления, что привело к значительному усилению всех сфер жизни общества.
  • Создана сильная армия и флот, мощное промышленно производство, что позволило добиться выхода к морю, превратиться в мировую державу, сократив отставание от стран Запада.
  • Россия стала одной из сильных цивилизованных стран мира, чему способствовали многочисленные преобразования и реформы в социальной, культурной сфере.
  • Удачная политика на западе и юге: Россия получила выход к Балтийскому морю, завоевала территории около него, завоевала и присоединила западные и южные территории Каспийского моря.
  • Значительно повысился международный авторитет России, которая стала именоваться империей.

Однако были и негативные результаты деятельности.

  • Значительно усилилось закабаление крестьян, ухудшилось их положение. Итогом чего стали многочисленные народные выступления.
  • Реформы проводились часто насильственно, без учёта традиций, веками сложившихся в стране.
  • Неудачная политика на юге и востоке: не был открыт выход к Чёрному морю и путь в Индию для торговли.

Хронология жизни и деятельности Петра I

1682-1696 Совместное правление Петра I и Ивана V.
1682-1889 Регентство Софьи
1701 Построена в Москве Сухарева башня
1695, март-октябрь Первый Азовский поход Петра I, неудачный.
1696, май-июль Второй Азовский поход Петра I.Взят Азов.
1697-1698 Великое посольство в Европу.
1697-1699 Экспедиция В.Атласова на Камчатку.
1 января 1700 Начло нового летосчисления.
1700 Константиновский мир с Турцией.
1700-1725 Северная война со Швецией .
СОБЫТИЯ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ:
1700, ноябрь Поражение под Нарвой
1702 Взят Нотебург
1703 Взята крепость Ниеншанц
1708 Битва у Лесной , победа России
1709 Полтавская битва
1714 Победа русского флота при мысе Гангут
1720 Победа русского флота у острова Гренгам.
1701 В Москве открыта школа «математицких и навигацких» наук.
1702-1704 Начало создания Балтийского флота
1703 Выход первого номера газеты « Ведомости»
1703 Основание Санкт-Петербурга
1705 Введение рекрутской повинности , то есть начало создания регулярной армии.
1705-1706 Восстание стрельцов в Астрахани
1707 Учреждение 8 губерний
1707-1708 Восстание казаков на Дону под предводительством К.Булавина.
1710 Перепись населения.
1710-1713 Русско-турецкая война
1711 Учреждение Правительствующего Сената
1711 Прутский поход Петра
1711 Денежная реформа. Чеканка золотых, серебряных и медных монет.
1713 Петербург — столица России.
1714 Указ о единонаследии , уравнивание поместий с вотчинами.
1714 Устав воинский
1716-1718 Хивинский неудачный поход А.Бековича- Черкасского.
1718-1721 Создание коллегий (вместо приказов).
1718 Начало налоговой реформы, переход на подушную подать .
1719 Разделение губерний на провинции . Генеральный регламент.
1721 Ликвидация патриаршества, учреждение Синода.
1721 Ништадский мир со Швецией(Россия + Лифляндия, Ингерманландия, Эстландия, часть Карелии с Выборгом, часть Южной Финляндии)
1722 Табель о рангах.
1722 Указ о престолонаследии.
1722 Учреждение купеческих гильдий и ремесленных цехов.
1722-1723 Русско-персидская война . Персия признала право России на западное и южное побережье Каспийского моря.
1724 Указ об учреждении Академии наук(открыта в 1725, после смерти Петра 1).
  • Пётр I был высокого роста- 2м, всегда выделялся в толпе.
  • Царь за свою жизнь освоил много ремёсел. Он научился навигации, кораблестроению, изготовлению часов, брал уроки рисования и гравёрного дела, учился изготавливать бумагу, был каменщиком, плотником, садовником, посещал анатомический театр, где изучал основы анатомии и практиковался в хирургии. Одному делу так и не смог научиться Пётр I- плетению лаптей. Он говорил: « Нет ремесла мудрёнее лапотного».
  • В результате военных побед Пётр 1 стал императором Всероссийским, князем Курляндским, Эстляндским, Карельским. В военной карьере от тоже достиг больших успехов- от сержанта до капитана, полковника и адмирала флота.
  • Пётр I отличался прилежностью в обучении, усидчивостью, хотя в детстве и отрочестве мог играть сутки, причём без еды- так увлекался игрой.
  • Здоровье у царя было прямо богатырское. Кроме того, несколько раз ему приходилось избегать смерти от рук заговорщиков.
  • Пётр I очень любил кататься на коньках. Раньше коньки накрепко привязывали к обуви шнурками. Привычные нам коньки – прикреплённые полозьями к подошве- он изобрёл сам, находясь в Голландии и увлёкшись там катанием на коньках.
  • Многие сподвижники Петра I, например, его правая рука Меншиков, были полуграмотными людьми.
  • Пётр I издал множество указов за свою жизнь. Были среди них и необычные. Например, указ о том, каким должен быть подчинённый, гласил: «Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим начальника не смущать». Кто знает, может с этого указа пошло желание начальников видеть в своём окружении людей, значительно ниже их по уровню образования и умений?)))
  • А чего только стоит медаль « За пьянство», выпускаемая по указу Петра I! Она весила 7 кг., и носящий её волей-неволей задумывался: а не стоит ли перестать пить. Так что в каждую эпоху были свои методы борьбы с пьянством!)
  • Пётр I всеми силами стремился повысить уровень образованности в стране. Так по его указу священникам было запрещено благословлять на брак дворян, не имеющих образования.(Помните Митрофанушку из комедии Д.Фонвизина « Недоросль», слова героя: « Не хочу учиться, а хочу жениться»!- это отголосок петровских преобразований!)

При Петре I впервые

  • 1698- первый орден Андрея Первозванного. Им награждались за воинские заслуги и гражданскую службу. Первым орден получил в 1699 генерал-адмирал Ф.Головин.
  • В 1702 году в Москве на Красной площади немецкая театральная труппа дала первые общедоступные спектакли. Для этого был специально построен театр.
  • Первая газета — « Ведомости» , она стала выходить в 1702 г.
  • Именно при Петре I Россия становится морской державой. Первая морская победа одержана в устье Невы против шведов в 1703., в честь чего была выпущена медаль, на которой было написано: « Небываемое- бывает!»
  • Первый учебник математики Магницкого выпущен в 1703
  • Первая в России обсерватория на Сухаревской башне в 1702г,
  • В 1707- в Москве открыт первый военный госпиталь.
  • В 1708 выпущена первая книга, написанная облегчённым гражданским шрифтом, это была геометрия.
  • Первая публичная библиотека открыта в 1714г.
  • Знаменитая Кунсткамера — это первый музей в России, начал музей действовать с 1719г.
  • С 1 января 1700г – переход на новое летоисчисление.
  • Впервые вместо приказов стали действовать коллегии.
  • Во главе церкви впервые поставлен светский человек — во главе Синода в 1721 стоял обер-прокурор.
  • Впервые появились губернии и провинции.

Таким образом, при Петре I Великом было очень много нововведений, чего раньше не было в стране. Поистине император был ПЕРВЫМ!Не случайно в 1721 году Сенат присваивает Петру I титулы «Отца Отечества», «Великого» и Императора Всероссийского.

На сайте poznaemvmeste.ru можно найти материал по личностям, которые жили в этот период, были сподвижниками императора (см. раздел «Личности» )

На данном сайте есть материал о сподвижнике Петра 1- который можно использовать в историческом сочинении.

При описании в историческом сочинении начального периода деятельности Петра 1 можно использовать материал о его сподвижнике- первом генералиссимусе

Москва. Памятник « В ознаменование 300-летия российского флота», Зураб Церетели, 1997
Высота 98 м. Самый высокий в России и один из самых высоких в мире.

Этьен Фальконе
Памятник Петру 1 в Петербурге, Сенатская площадь.
Медный всадник. 1768-1770

Задания по «трудному» вопросу «Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований» в формате ЕГЭ.

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Северная война

2) учреждение Академии наук

3) указ о единонаследии

Ответ:

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ

Б) учреждение губерний 2) 1697-1698

В учреждение коллегий 3) 1722

Г) основание С-Петербурга 4) 1708-1710

5) 1718-1721

6) 1721 г.

3.Ниже приведён список терминов . Все они , за исключением одного , относятся к реформам Петра I.

1) подушная подать; 2) Сенат ; 3) коллегии;4) рекрут; 5) мировые судьи; 6) Синод; .

Найдите и запишите порядковый номер термина , относящегося к другому историческому периоду .

Ответ:

4.Запишите термин , о котором идёт речь .

Политика активного вмешательство государства в хозяйственную жизнь, основанное на преобладании вывоза товаров над ввозом

Ответ : ___________________________.

5.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ

А) совершенствование аппарата управления 1) высокие ввозные пошлины

Б) реформы в области культуры

В) проведение политики 2) провозглашение Петра I императором

Протекционизма

Г) усиление власти царя 3) Правительствующий Сенат

4) первая печатная газета «Ведомости»

5) «потешные полки»

6) Великое посольство

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ответ:

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

В 27 день (июля 1714 года) по утру господин наш адмирал со всем при нем бывшим флотом с полуночи пошёл и того же утра приближался к неприятелю и указ дал пробиваться сквозь оного, не огребая кругом, что с помощью Божиею и учинено. И так безвредно, что только одна скампавея (весельное судно.) стала на мель, которую неприятель взял, а прочие все суда, как и люди, без вреда прошли, хотя со всего флота шведского стреляли по нашим жестоко, от которой стрельбы у одного капитана только ногу отбили. Когда господин адмирал в то место прибыл, то, учредя флот к бою, послал генерала адьютанта Ягужинского к командующиму той шведскую эксвадрою Эреншельду, чтобы оный сдался. На что оный сказал, что того учинить не может. Тогда, видя их упорство, господин адмирал дал сигнал авангардии нашей оного атоковать. Которая атака началась в третьем часу пополудни и продолжалась даже до пятого часа.

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру и Церковь…

А о Петре ведайте. Что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего»

1) Данный речь была произнесена перед битвой.

2) Описание морского сражения в ходе Северной войны

3) Данная битва состоялась в 1709году

4) Современником подписания данной битвы был А.В. Суворов

5) Этим сражением командовал Ф.М Апраксин

6) После этого сражения война закончилась

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

7. Что из перечисленного относится к причинам реформ Петра I. Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

1) Усиливающееся отставание России от стран Запада

2) отсутствие реформ в правление Софьи

3) стремление боярской аристократии к переменам

4) устаревшая и громоздкая система управления страной

5) начавшаяся Северная война

6) наличие четкой программы реформ разработанных Боярской Думой

Ответ:

8.Заполните пропуски в данных предложениях , используя приведённый ниже список пропущенных элементов : для каждого предложения , обозначенного буквой и содержащего пропуск , выберите номер нужного элемента

А) ______________ была основана в 1687г

Б) Любимцем царя из «птенцов гнезда Петрова» был_____________________

В) Первая общероссийская газета называлась _____________________

Пропущенные элементы :

1) «Куранты»

2) Б.П. Шереметев

3) Славяно- греко –латинская академия

4) «Ведомости»

5) А.Д. Меншиков

6). Ассамблея

Запишитевтаблицувыбранныецифрыподсоответствующимибуквами.

Ответ:

9.Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ

А) строительство Петропавловского 1) А. Нартов

собора

Б) изобретение токарного станка 2) Д. Трезини

В) основание русской светской живописи 3) Ф.Я. Лефорт.

Г) создание Навигацкой школы 4) А.Д. Меншиков

5) Я.В. Брюс.

6) И. Н. Никитин. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора .

«Кому ж я героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дохнет дух его - и потекут воды, прикоснется горам - и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божества постигнуть не могут! Обыкновенно представляют Его в человеческом виде. Итак, ».

Ответ____________

11. Заполните пустые ячейки таблицы , используя представленные в приведённом

ниже списке данные : для каждой ячейки , обозначенной буквой , выберите номер нужного элемента .

Событие

Месяц, год

Участник(-и)

Первая в России обсерватория

____________ ( А )

Я.В.Брюс

Учебник «Арифметика»

____________ ( Б )

____________ ( В )

____________ ( Г )

Петр1, А.Д.Меншиков

о. Гренгам

____________ ( Д )

____________ ( Е )

Пропущенные элементы:

1) Л.Ф.Магницкий

2) 1702

3) Ф.М.Апраксин

4) 1703

5) битва у деревни Лесной

6) 1721

7) М.М.Голицын

9) «Юности честное зерцало»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

12. Прочтите отрывок из Указа Петра I.

«…Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое… тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воле, кроме онаго одного, который в недвижимых наследниках будет…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

2) .Этот указ давал возможность служебного роста

3) Этот указ ликвидировал различие между поместьями и вотчинами

4) Этот указ вызвал восстание К. Булавина

5) Этот указ запрещал дробить дворянские имения, т.к. это приводило к их разорению

6) Исполнением указа занималась Тайная канцелярия

Ответ:

13. Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

13.Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.

Ответ____________

14. Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме.

Ответ____________

15. Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».

Ответ______________

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.

2) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».

3) Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».

4) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы.

5) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

6) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.

Ответ_____________

17.Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А ) картина «Петр I на смертном одре» 1) Автор -Феофан Прокопович

Б) «Песнь победная на преславную

победу Полтавскую». 2) И.Н.Никитин

В) «Гистория о российском матросе

Василии Кориотском…» 3 ) Андреас Шлютер

Г) Кикины палаты 4 ) проза эпохи Петра

5) Произведение о восстании

Кондратия Булавина

6) Сюжет и ллюстрирует путешествие

Афанасия Никитина

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

18. Рассмотрите изображение выполните задания 18-19

Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Скульптура была создана в правление Александра I.

2) В настоящее время скульптура находится в г.Москве.

3) Эта скульптура называется еще Медным всадником

5) Скульптура символизирует величие и мощь царя преобразователя

19. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же

государственного деятеля, который изображен на скульптуре? В ответе запишите цифру, под

которой указано это здание


1) 2)

3) 4)

Ответ:

Ответы.

132

2

3451

3

5

4

меркантилизм

5

3412

6

А-25 Б-13

7

145

8

354

9

2165

10

М. Ломоносов

11

241583

12

135

13

Северная

14

Петр I

15

Нарва

16

135

17

2143

18

345

19

1