Пaльтo

Комитет гд по экологии выйдет на субботник и минприроды привлечет, чтоб показать пример как не мусор - лев московкин.

Комитет ГД по экологии выйдет на субботник и Минприроды привлечет, чтоб показать пример как не мусорить – комитет взял на себя отходы многолетних обстрелов науки экологии и вообще здравого смысла
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел реализацию поручений Президента России Владимира Путина, данные им по итогам Госсовета 27 декабря 2016 года. В центре внимания будут поручения, требующие изменений природоохранного законодательства. В заседании примут участие представители Минприроды России.
Провела заедание в к.940а председатель комитета Ольга Тимофеева.
Конспект
1. О реализации поручений Президента России но итогам заседания Государственного совета на тему «Об экологическом развитии РФ в интересах будущих поколений» в части изменения природоохранного законодательства (Пр-140ГС от 24.01.2017 г.)
Тимофеева. Директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Андрей Колодкин и замдиректора Виктория Венчикова, замминистра Мурад Керимов у нас сбежали. Учитывая регламентные сроки, поручение президента м.б. не исполнено.
Директор департамента Андрей Вячеславович Колодкин. Мы будем решать поручение президента не только в рамках закона но и подзаконных актов. Отход будет квалифицирован как вторичный продукт.
Кирилл Черкасов. У нас есть таблица. Там стояли сроки.
Колодкин. Мы подготовим соответствующую таблицу.
Черкасов. Когда?
Колодкин. На следующей наделе.
Тимофеева. В Год экологии говорить есть поручение президента мы не делаем.
Колодкин. Законопроект о привлечении малого и среднего бизнеса в переработку отходов будет внесен. По транспортированию отходов если найдем понимание. Что касается сводных расчетов законодательство такого понятия не содержит. Про государственную экологическую экспертизу предложения до Госсовета по гармонизации с законодательством ОЭСР.
Черкасов. Мы не с точки зрения контроля, а взаимодействия с Минэком. Мы здесь ваши союзники как можно быстрее выполнить поручение президента.
Тимофеева. Год экологии начали с переноса закона. То же назревает с новыми технологиями переработки отходов. В Думе меняются регламенты, сегодня мы не имеем права выходить за рамки закона и рассматривать без подзаконных актов.
Владимир Панов. С точки зрения смысла я не слушал ничего содержательно. О чем все переживают рост тарифов на переработку отходов. Регионы запаздывают. Что значит сортировка. Говорят давайте нам бумагу или пластик и готовы за это снизить тарифы. Могли бы вы рассказать о ваших планах?
Колодкин. Не все министерство отвечает за малый бизнес. Одно из замечаний Минэк, мы группу товаров выбираем, там может появиться оборот. Создание еще какого-либо механизма сортировки.
Панов. У вас есть что-то для снижения тарифов населению?
Колодкин. Нет. Это не компетенция Минприроды. Кстати перенос сроков, это по рекомендации ФАС будет рост тарифов. Кстати, роста не наблюдаем. По отменам конкурсов ни один регион не подтвердил отмену.
Панов. Предварительные расчеты показывают разброс до 15 раз.
Тимофеева. У кого-то есть предложения, как ускорить выполнение поручения президента?
Клыканов. Несоответствие тарифов санитарных и экологических. Со здравоохранением, переводят часть отходов в ТКО делая нагрузку. Медицинский отходы и IV V класс.
Колодкин. По САНПИНам это отходы V класса опасности.
Николай Валуев. Когда законопроект будет внесен?
Колодкин. Законопроект у нас разработан. Мы эту ситуацию контролируем надеемся в максимально короткий срок
Тимофеева. Важнее поручения президента нет. Должны быть выполнены в Год экологии. Предложить Минприроды представить предложения до 17 марта. Как вы видите роль комитета?
Колодкин. Коллеги тоже должны свою часть выполнить.
Тимофеева. Очень корректное перекладывание с ведомства на ведомство.
Панов. Я как одномандатник вижу отношение населения.

2. О проекте федерального закона № 1180375-6 «О запрете контроля качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов на животных»
Внесен С.А.Дорониным в период исполнения полномочий депутата ГД 29 сентября 2016 г. Первое чтение
Член Комитета Александр Клыканов. Это входит в противоречие с нормами международного права. Роспотребнадзор альтернативные методы не могут обеспечить весь спектр. 17 компаний заявили отказ от тестирования на животных. Правительство законопроект не поддерживает. Не готовы подвергать жизнь опасности.
Тимофеева. Разумное зерно закона, м.б. используем в законе о животных?
Клыканов. Я не вижу что мы сможем в рамках закона об ответственном отношении к животным.
Сергей Боярский. Будут картинки страшные показывать а мы будем дружно голосовать против. Нам надо с опережением заявить что мы учтем в законе о животных. Иначе получим негативное общественное мнение.
Клыканов. Именно это и хотел сказать. Мы вынуждены выбирать между жизнью животных и человека.
Панов. Мы все сторонники альтернативных методов. Для этого необходимо время проработка технологии. Оставить вопрос в поле зрения комитета и заниматься.
Клыканов. В этой дискуссии Минприроды высказывался в поддержку законопроекта.
Тимофеева. У нас есть отрицательное заключение Правового управления, Роспотребнадзор считает не решит проблему.
Колодкин. Отрицательное заключение правительства готовил инее Минприроды.
Тимофеева. Тогда предложение отклонить по ускоренной процедуре.

3. О проекте федерального закона № 105336-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части уточнения перечня объектов государственной экологической экспертизы при строительстве, реконструкции хозяйственных объектов на Байкальской природной территории) Внесен депутатом Государственной Думы М.В.Щаповым 17 февраля 2017 г.
Зампред комитета Владимир Панов. Считают объективно избыточное требование. Никакой статистики не было предложено. Сейчас сама проблема Байкальской экологической зоны стала системной, количество туристов будет расти. Необходимо сделать ревизию. Законопроект направить в рассылку. С точки зрения самой проблемы озера Байкал, наметить законодательные изменения для развития и сохранения. Поскольку поток туристов будет увеличиваться, продумать инфраструктуру.
Тимофеева. В рассылку на месяц до 16 апреля, чтобы рассмотреть в июне. Рассмотреть параллельно с другими законопроектами, их много. Рабочая группа по Байкалу нас пригласили к работе а потом оказалось представителей Думы нет.

4. О проекте федерального закона № 113578-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований»
Внесен Правительством РФ 2 марта 2017 г.
Член комитета Александр Василенко. Объекты возводятся на млрд руб. Комитет предлагает сделать рассылку. Срок рассылки до 21 апреля.
Тимофеева. В пояснительной записке написано что во исполнение поручения президента по итогам Госсовета 2011 года. Надеюсь таких поручений больше не будет. Самый приятный пункт о составе рабочей группы по ТКО. Министерство предложило референта.
Панов. У нас примерно 20 марта должен пройти круглый стол. Есть результаты проверки СП.
Тимофеева. Идет Год экологии. Мы видим неготовность регионов. Посмотрим что у нас с законопроектом о наилучших доступных технологиях. Бизнес говорит это невозможно. Валуев проводит большой экологический форум. Экология и экономика рядом, мы за зеленую экономику. Мы отправимся комитетом на субботник когда сойдет снег министерство тоже пригласим.
Александр Фокин. Уход от углеродной экономики. РЖД 45% перевозок это уголь. Акции резко упали после Парижской конференции
5. Об утверждении состава рабочей группы по обращению с отходами (создана решением Комитета от 24.01.2017 г. № 4.1)
15:03

СОСТАВ
рабочей группы Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды по обращению с отходами
Государственная Дума
1. ПАНОВ Владимир Александрович Председатель рабочей группы – заместитель Председателя Комитета ГД по экологии и охране окружающей среды
2. КЛЫКАНОВ Александр Борисович член Комитета ГД по экологии и охране окружающей среды
3. ХОВАНСКАЯ Галина Петровна Председатель Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
4. СЕМИЛЕТОВА Елена Викторовна Ответственный секретарь рабочей группы – замести гель руководителя аппарата Комитета ГД по экологии и охране окружающей среды
5. ВОРОБЬЕВ Вячеслав Викторович Советник аппарата Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
Федеральные органы исполнительной власти
6. ТАГИЛОВА Ольга Анатольевна Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России
7. ПОСПЕЛОВА Маргарита Александровна Заместитель директора Департамента городской среды Минстроя России
8. ФЕДЯКОВ Александр Сергеевич Заместитель начальника Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС России
9. ФЕДОРОВ Юрий Николаевич Заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России
10. СЕРВАТИНСКИИ Павел Вадимович И.о.директора Департамента металлургии и материалов Минпромторга России
Представители научных, общественных и иных организаций
11. БУРЦЕВА Наталья Николаевна Генеральный директор Центра экологического проектирования и консалтинга, к.э.и.
12. ВЕСЕЛОВ
Александр Калинович Председатель Союза экологов Республики Башкортостан, к.ю.н.
13. ОБУХОВА Диана Михайловна Заместитель генерального директора Юридического центра промышленной экологии
14. КУШНИР
Константин Яковлевич Заместитель технического директора по охране окружающей среды ООО «Сибирская генерирующая компания», к.т.н.
15. КУЧКАРОВ Захирджан Анварович Заведующий кафедрой концептуального анализа и проектирования МФТИ, директор НП Центр инноваций и высоких технологий «Концепт», д.э.н, к.т.н.
16. НЕФЕДЬЕВ Николай Борисович Руководитель направления Центра экологической промышленной политики Минпромторга России

Документы к заседанию комитета
Перечень поручений президента РФ по итогам заседания Государственного совета РФ 27.12.16
1. Правительству РФ:
а) предусмотреть при разработке документов стратегического планирования и комплексного плана действий Правительства РФ на 2017-2025 годы в качестве одной из основных целей переход России к модели экологически устойчивого развития, позволяющей обеспечить в долгосрочной перспективе эффективное использование природного капитала страны при одновременном устранении влияния экологических угроз на здоровье человека, обратив особое внимание:
на использование системы индикаторов устойчивого развития, определение механизмов достижения целей и поэтапное решение задач экологически устойчивого развития территорий регионов на период до 2030 года и на перспективу до 2050 года;
на установление целевых показателей энергоэффективности экономики в целом и по основным ее секторам, а также на реализацию комплекса мер по повышению такой энергоэффективности, включая создание и использование возобновляемых источников энергии, развитие микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии;
на учет влияния введения механизмов, обеспечивающих экологически устойчивое развитие, на деятельность хозяйствующих субъектов.
Доклад – до 1 июля 2017 г.;
б) внести в законодательство РФ изменения, направленные на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предусматривающие в том числе:
разработку и утверждение порядка выполнения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и их применения при нормировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ, включая использование системы квотирования таких выбросов;
разработку и утверждение критериев формирования предприятиями плана мероприятий по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий;
особенности проведения проверок природоиользователей в период неблагоприятных метеорологических условий.
Срок – 1 октября 2017 г.;
в) внести в законодательство РФ изменения, предусматривающие;
проведение государственной экологической экспертизы материалов обоснования инвестиционных проектов, в том числе в части, касающейся определения мест размещения объектов планируемой хозяйственной деятельности;
уточнение порядка выдачи комплексных экологических разрешений, в частности исключение из перечня объектов государственной экологической экспертизы материалов обоснования комплексного экологического разрешения;
установление уполномоченным органом срока проведения государственной экологической экспертизы в зависимости от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
получение комплексных экологических разрешений с учетом программ оснащения предприятий автоматическими и техническими средствами контроля выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ, а также предоставление предприятиям времени на разработку соответствующих проектов и закупку необходимого оборудования;
определение понятия «экологическая информация», порядка доступа к ней и отнесение такой информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных.
Срок – 1 ноября 2017 г.;
г) внести в законодательство РФ изменения, направленные на стимулирование деятельности по переработке отходов производства и потребления и предусматривающие:
участие малого бизнеса и населения в деятельности по сортировке, переработке отходов, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде;
гармонизацию законодательства в области охраны окружающей «среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях выработки единых подходов к классификации отходов;
гармонизацию законодательства в области обращения с отходами и законодательства, регулирующего перевозки грузов, в части, касающейся транспортирования отходов.
Срок – 1 июня 2017 г.;
д) разработать план действий, направленных на усиление позиций России при формировании международной природоохранной повестки, а также при обсуждении вопросов, касающихся формирования системы компенсаций (платежей) за экосистемные услуги, исходя из понимания роли России как экологического донора.
Срок – 1 мая 2017 г.;
е) разработать и утвердить национальную методику оценки способности всех типов лесов, водно-болотных угодий и степей, находящихся на территории РФ, к поглощению диоксида углерода, провести расчеты способности экосистем регионов к его поглощению;
ж) принять меры по обеспечению безопасного обращения с отходами производства и потребления, в первую очередь с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами (I и II класс опасности), предусматривающие в том числе:
использование Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в целях получения, обработки и передачи навигационной информации при транспортировании отходов и опасных грузов, а также систем контроля приема отходов на объектах, используемых для их обработки, обезвреживания, утилизации, размещения;
повышение требований к обращению с отходами I и II класса опасности, обратив особое внимание на отходы животноводства;
«организацию вывоза отходов из труднодоступных районов;
«содействие строительству объектов, необходимых для обработки, обезвреживания, утилизации отходов и использующих наилучшие доступные технологии.
Доклад – до 1 декабря 2017 г;
з) разработать при участии ведущих предпринимательских объединений и представить предложения:
о применении «зеленых» финансовых инструментов российскими институтами развития и публичными компаниями;
о стимулировании внедрения российскими институтами развития и организациями практики экологически устойчивого развития, о применении публичными компаниями, государственными организациями, корпорациями и компаниями с государственным участием добровольных механизмов экологической ответственности;
о раскрытии публичными компаниями, государственными организациями, корпорациями и компаниями с государственным участием предусмотренной международными стандартами нефинансовой отчетности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Срок – 1 мая 2017 г.;
и) представить предложения:
о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, в том числе с учетом современных приоритетов мирового сообщества, прежде всего Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г., и обязательств РФ в области противодействия изменению климата и сохранения благоприятной окружающей среды;
о целесообразности исключения обязательного регулирования процессов обращения со вскрышными и вмещающими горными породами, а также с хвостами обогащения, относящимися к отходам V класса опасности, предусмотрев обязанность недропользователя по их рекультивации или вовлечению в хозяйственный оборот.
Срок – 1 сентября 2017 г. Ответственный: Медведев Д.А.
2. Правительству РФ подготовить совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ и представить предложения:
а) по разработке нормативов качества окружающей среды с учетом оценки рисков причинения вреда здоровью человека на основе санитарных норм и правил, а также с учетом качества отдельных компонентов природной среды исходя из природного фонового состояния территорий и акваторий;
б) по разработке порядка определения и установления нормативов качества почв и земель в зависимости от их природных особенностей, целевого назначения и величины предельных остаточных концентраций загрязняющих веществ в целях восстановления свойств почв исходя из географических, геологических, гидрогеологических особенностей их формирования и природного фонового состояния территорий и акваторий;
в) по организации обучения сотрудников органов исполнительной власти субъектов РФ и взаимодействия по вопросам перехода на использование наилучших доступных технологий.
Срок – 1 мая 2017 г.
Ответственные: Медведев Д.А., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.
3. Генеральной прокуратуре РФ провести проверку соблюдения положений законодательства РФ в части, касающейся безопасного обращения с отходами I и II класса опасности.
Срок – 1 июля 2017 г. Ответственный: Чайка ЮЛ.
4. Предложить Верховному Суду РФ провести работу по обобщению судебной практики в части, касающейся применения норм законодательства в области охраны окружающей среды, и выработать рекомендации для нижестоящих судов относительно унификации применения норм в этой области.
Срок – 1 июня 2017 г. Ответственный: Лебедев В-М.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ:
а) реализовать меры по стимулированию использования экологически чистого транспорта в целях снижения выбросов вредных веществ при эксплуатации транспортных средств в населенных пунктах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, включая создание необходимой инфраструктуры, обеспечение приоритетного движения и парковки экологически чистого транспорта, внедрение современных систем управления пассажирским транспортом.
Доклад – до 1 июля 2017 г.;
б) оказывать поддержку волонтерской деятельности и реализации других гражданских инициатив, направленных на решение экологических проблем регионов.
Доклад – до 1 декабря 2017 г.
Ответственные: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект федерального закона № 1180375-6 «О запрете контроля качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов на животных», внесенный С.А.Дорониным, в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Комитет по экологии и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона № 1180375-6 «О запрете контроля качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов на животных» (далее -законопроект), внесенный С.А.Дорониным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (далее – автор), и отмечает следующее.
Законопроект направлен на правовое регулирование отношений в области контроля качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов.
Вносимые изменения, по мнению автора, необходимы в целях повышения безопасности парфюмерно-косметической продукции, а также предотвращения жестокого обращения с животными. В этой связи автор предлагает конкретизировать условия, при которых можно использовать контроль качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор), в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза принимаются технические регламенты Евразийского экономического союза.
В технических регламентах Евразийского экономического союза устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также схемы и процедуры оценки соответствия.
Так, техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (TP ТС 009/2011) устанавливаются правила обращения на внутреннем рынке Таможенного союза Евразийского экономического союза парфюмерно-косметической продукции, требования, предъявляемые к ней, в том числе к составу и производству, оценке соответствия, а также другие правила и требования.
Автор предлагает дополнить правовое регулирование отношений в области контроля качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов дополнительными национальными требованиями.
Согласно статье 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) требования к продукции, не включенные в технические регламенты, не могут носить обязательный характер.
Кроме того, государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия (статья 53 Договора).
Также, законопроектом установлен приоритет норм международных договоров РФ над нормами проектируемого федерального закона. В этой связи, предусмотренные законопроектом требования не будут иметь силу обязательных требований к применению на территории РФ и других союзных стран, и более того могут привести к нарушению международных обязательств.
Следует отметить, что содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, включая формы оценки соответствия парфюмерно-косметической продукции могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Технический регламент, принятый международным актом разрабатывается, принимается, изменяется и отменяется в порядке, принятом в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ (статья 9 Закона о техническом регулировании).
В соответствии со статьей 52 Договора о Евразийском экономическом союзе порядок разработки и принятия технических регламентов Союза, а также порядок внесения в них изменений и отмены определяются постоянно действующим регулирующим органом Союза – Евразийской экономической комиссией.
В этой связи, законопроект не соответствует нормам международного права и нормам Договора. Реализация законопроекта не будет способствовать достижению целей, ради которых он разрабатывался.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды не поддерживает принятие проекта федерального закона № 1180375-6 «О запрете контроля качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов на животных», внесенного С.А.Дорониным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении.

Заключение
по проекту федерального закона № 1180375-6 «О запрете контроля качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов на животных», внесенному С.А.Дорониным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (первое чтение)
Проектом федерального закона установлен приоритет норм международного договора РФ над нормами проектируемого федерального закона (статья 3 проекта). В соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (далее – Договор) цели, изложенные в части 3 статьи 1 проекта, соответствуют целям принятия Технических регламентов Евразийского экономического союза (статья 52 Договора), которые в настоящее время не содержат устанавливаемого проектируемым федеральным законом запрета (см. также Технический регламент Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»). Кроме того, следует учесть, что государства-члены Евразийского экономического союза (далее – Союз) обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия (статья 53 Договора).
Проектом федерального закона предусматриваются полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере запрета на контроль качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов на животных (статья 7 проекта). Однако Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» не содержит норм, позволяющих отнести данную сферу к вопросам ведения субъектов РФ по предметам совместного ведения, соответственно, проектом не могут быть установлены соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ. Кроме того, с учетом изложенного в качестве составляющей законодательства в сфере запрета на контроль качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов на животных не могут быть указаны законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (статья 3 проекта).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» федеральными законами могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В перечне данных вопросов, предусмотренном статьями 14, 15 и 16 указанного Федерального закона, контроль качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов на животных отсутствует. Следовательно, полномочия органов местного самоуправления в этой сфере не могут быть установлены (статья 8 проекта).
Указанные замечания относятся к ряду иных положений проекта, в частности, об ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления (статья 5 проекта), о праве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц получать в органах государственной власти и органах местного самоуправления информацию о мероприятиях, направленных на реализацию запрета на контроль качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов на животных (статья 10 проекта).
Обращаем внимание на неопределенность правового содержания используемого в статье 16 проекта термина «законодательство государства». Кроме того, проектируемое в указанной статье положение о том, что Правительство РФ должно подать в Государственную Думу предложения по внесению изменений в законы РФ, вытекающие из проекта противоречит Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ», который не предусматривает внесение «предложений».
Противоречит указанному Федеральному конституционному закону также возложение на Правительство РФ обязанности по обеспечению приведения субъектами РФ их нормативных правовых актов в соответствие с проектом.
Таким образом, проект федерального закона требует существенной доработки.

В Государственно-правовом управлении Президента РФ рассмотрен проект федерального закона № 1180375-6 «О запрете контроля качества парфюмерно-косметической продукции и се ингредиентов на животных», внесенный Дорониным С.А. в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, направленный Президенту РФ в соответствии с решением Совета Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 октября 2016 г. (далее – законопроект).
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что он направлен на повышение безопасности парфюмерно-косметической продукции и конкретизирует условия, при которых можно использовать предусмотренный техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (TP ТС 009/2011) контроль качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов без использования живых животных.
В законопроекте не учитывается то, что указанные вопросы должны регулироваться с учетом требований законодательства Евразийского экономического союза, а также законодательства РФ о техническом регулировании.
Следует учитывать, что не включенные в технические регламенты требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам не могут носить обязательный характер (пункт 3 статьи 7 Федерального закона «О техническом регулировании»).
В свою очередь, пунктом 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. установлено, что государства-члены Союза обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
В связи с этим для установления дополнительных требований к парфюмерно-косметической продукции, а также к процессам ее производства соответствующие изменения следует вносить в технический регламент Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (TP ТС 009/2011).
Законопроект также не поддерживается Правительством РФ (заключение Правительства РФ от 12 сентября 2016 г. № 6731п-П12).
Учитывая изложенное, представляется нецелесообразным рекомендовать законопроект к принятию Государственной Думой в первом чтении.

О проекте федерального закона №1180375-6
РОСПОТРЕБНАДЗОР
Вадковский пер., д. 18, стр. 5 и 7, г. Москва, 127994
E-mail: depart@gsen ш http://www.rospotrebnadzor.ru
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с письмом Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды от 08.02.2017 № 3.11-6/56 о возможных последствиях реализации законопроекта № 1180375-6 «О запрете контроля качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов на животных» (далее – законопроект) и сообщает следующее.
Законопроектом предусматривается наделение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления дополнительными полномочиями в сфере запрета на контроль качества парфюмерно-косметической продукции и ее ингредиентов на животных, в том числе полномочиями по осуществлению государственного контроля (статьи 6,7,8,13,14).
Данные предложения повлекут необходимость увеличения штатной численности работников соответственно федеральных органов исполнительной власти, а также приобретения дополнительных материально-технических средств.
Приложением 8 «Требования к токсикологическим показателям парфюмерно-косметической продукции» Технического регламента Таможенного союза TP ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» устанавливается, что токсикологические исследования (испытания) проводятся либо на животных, либо на альтернативных биологических моделях, проведенных в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).
Методики, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, изложены в ГОСТ 32893-2014 и ГОСТ 33506-2015. В соответствии с областью применения методов, описанных в ГОСТ 32893-2014 и ГОСТ 33506-2015, для таких видов продукции, как например, краски для волос, некоторые средства для ухода за кожей лица и тела, солнцезащитные средства, средства для автозагара, пилинги, скрабы, средства для моделирования фигуры предусмотрена токсикологическая оценка исключительно путем определения кожно-раздражающего действия на животных.
С учетом этого, в случае принятия законопроекта и отказа РФ от исследований на животных в РФ возникнут трудности с осуществлением контроля за показателями безопасности, нормируемыми техническим регламентом Таможенного союза TP ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».
Альтернативные методы исследования предлагаемые в законопроекте не могут обеспечить оценку всего спектра токсических эффектов. Это касается общетоксического действия при однократном и многократном воздействии при различных путях поступления в организм, кожно-резорбтивного эффекта, воздействия на репродуктивную функцию организма, канцерогенной активности и т.д. Методы по оценке токсических эффектов, предлагаемые законопроектом, носят скрининговый характер, что свидетельствует о невозможности соблюдения пунктов 1 и 2 статьи 5 законопроекта. Таким образом, в рассматриваемом законопроекте содержатся внутренние противоречия.
Роспотребнадзором не поддерживается утверждение о том, что запрет косметической продукции и ее ингредиентов (пункт 2 статьи 5 законопроекта), поскольку в настоящее время в качестве ингредиентов парфюмерно-косметической продукции используются новые малоизученные виды сырья природного и промышленного происхождения, такие как высокоактивные пептиды животного происхождения, вытяжки из различных растений, нановещества и наноматериалы, природные минералы, продукция биотехнологий. Так например, наноразмерные вещества, как правило, являются более токсичными, чем само вещество в макроразмерной форме, что не всегда обнаруживается альтернативными методами исследования.
Вместе с тем, основным потребителем нанопродукции является парфюмерно-косметическая промышленность (73% от всей выпускаемой нанопродукции). Во всем мире новые вещества требуют оценки безопасности по всем видам воздействия, и это является основным постулатом Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (SAICM).
Предусмотренные пунктом 2 статьи 11 законопроекта альтернативные исследования, которые должны проводиться в лабораториях, аккредитованных по стандартам надлежащей лабораторной практики (GLP) требуют дополнительной аналитической оценки и финансово-экономического обоснования затрат, необходимых для соответствующего оснащения лабораторий.

Продолжение на сайте

Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Андрей Колодкин ответил на вопросы РИА Новости

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минприроды России)

Информационное сообщение

Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Андрей Колодкин ответил на вопросы РИА Новости

Андрей Колодкин: Россия будет быстро обновлять Красную книгу

Минприроды России утвердило в конце декабря 2017 года новую редакцию Красной книги, куда вошли виды животного мира, которые при обсуждении экспертами на заседаниях соответствующей комиссии по редким видам получили практически единогласную оценку. В то же время 16 видов, вызвавших жаркие споры ученых и общественников, пока решили не трогать. О том, как виды становятся краснокнижными, а также об охотничьем лобби в интервью РИА Новости рассказал директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды Андрей Колодкин. Беседовал Игорь Ермаченков.

В конце прошлого года была принята новая редакция Красной книги, при этом виды, вызвавшие споры ученых и общественников, решили пока не трогать до появления более точных сведений об их численности. Можно ли говорить, что меняется порядок ведения Красной книги?

Порядок ведения Красной книги России, утвержденный приказом Минприроды в 2016 году, меняться не будет. Но изменится подход к реализации положения этого приказа. То есть мы не будем теперь формировать объемный список всех видов животных, которые подлежат включению в Красную книгу или исключению из нее. Будем подходить к этому повидово: изучать динамику численности вида, места обитания, состояние популяции - и в дальнейшем каждый вид рассматривать отдельно. То есть мы не будем ждать, когда наберется какое-то количество видов, чтобы рассмотреть весь этот список и принять решение о включении либо исключении. Теперь мы будем работать точечно по каждому виду. По нашему мнению, это ускорит принятие мер по охране редких видов.

- Когда будет принято решение по спорным видам, которые было решено пока не трогать?

Здесь ситуация следующая: в соответствии с порядком ведения Красной книги и исходя из критериев для включения или исключения видов должны быть предоставлены научно обоснованные данные. По данным спорным видам поступали предложения от ряда ученых по включению или исключению, но научно обоснованных данных, например, динамики численности за пять-десять лет, информации о раздробленности или сокращении ареала обитания, ухудшения состояния популяции мы не получили. Эти виды требуют более детального изучения, проработки и в последующем будут снова вынесены на рассмотрение комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам при Минприроды России.

- Когда состоится следующее заседание комиссии?

Комиссия должна собираться не реже одного раза в год. Однако по мере поступления материалов по спорным видам комиссия будет сразу собираться и их рассматривать. Тут медлить нельзя, но решение по ним должно приниматься взвешенно и объективно. Ничто не мешает нам делать это чаще, будем собираться.

Общественные организации жалуются, что существует некое охотничье лобби, которое пытается продавливать исключение видов из Красной книги. Вам что-то известно о людях, которые пытаются оказывать влияние на Минприроды и комиссию?

Комиссия, прежде всего, состоит из ученых различных организаций: сотрудников Российской академии наук, других научных организаций, представителей Минприроды. Она разносторонняя. Говорить о том, что на комиссию имеют влияние какие-то люди, которые лоббируют охотничьи ресурсы, нельзя. В качестве предложенных комиссии видов животных для включения в Красную книгу есть те, которые в настоящее время относятся к охотничьим ресурсам. Поэтому считаем обоснованным, что в состав комиссии входят помимо научных работников представители охотоведческого сообщества, которые вправе давать полную и объективную информацию по животным, исходя из их учетов, планов воспроизводства животных. Отдельно хотелось бы отметить, что предыдущий состав в структуре новой комиссии сохранился полностью, все члены научного сообщества продолжают свою работу в ней.

- Когда пройдут полевые исследования, на основании которых принимаются решения по животным?

Существуют различные виды учета животных, в том числе зимний маршрутный учет видов, которые зимой не ложатся в спячку. А вот спящих зимой медведей можно учитывать на кормовых овсяных полях, на кедровниках. Учеты проводятся ежегодно научными организациями в форме экспедиций, также в охотничьей отрасли проводится государственный мониторинг, региональные власти представляют данные о численности животных на территориях. На основании таких учетов мы и получаем данные о численности. К сожалению, такие данные есть не по всем видам. Некоторые животные требуют дополнительного изучения, для чего следует формировать и проводить целые экспедиции.

- О каких видах идет речь?

Список мы неоднократно публиковали. В него входят гималайский медведь, северный олень, подвиды благородного оленя и серны, сибирский горный козел, серый гусь, другие виды - всего 16 видов*.

Рассмотрим ситуацию на примере гималайского медведя. Ученые предложили включить его в Красную книгу. Однако по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов состояние популяции данного вида стабильно, на протяжении последних лет наблюдается явное увеличение его численности. Позиция ученых немного другая, но объективных данных мы не получили. Ученым стоило заявить, что они провели экспедицию, понаблюдали вид в течение двух-трех лет и получили следующую картину, но на сегодняшний день никаких объективных научных данных о численности гималайского медведя и его актуальном состоянии представлено не было. В связи с этим комиссия решила отложить рассмотрение этого вида до появления более полной информационной базы.

- Когда можно ожидать экспедиции по изучению численности гималайского медведя?

Экспедиции планируются представителями научного сообщества. Думаю, в ближайшее время они смогут сформировать группу, которая будет изучать численность гималайских медведей и ареал его обитания. Провести такой учет можно начиная с весенних месяцев и летом.

- Какой из научных институтов мог бы заняться такими учетами?

Считаем, что стоит опереться на региональные научные организации. Люди уже знают климатические условия, места обитания. Поэтому целесообразнее именно их привлекать.

Книга не обновлялась с 1998 года, почти двадцать лет. В то же время есть рекомендация обновлять ее раз в десятилетие. В будущем будет ли выдерживаться этот срок?

Действительно, в порядке ведения Красной книги рекомендовано издавать ее не реже одного раза в десять лет. Но Красная книга ведь живой документ. Численность животных характеризуется колебаниями: есть цикличность развития каждой популяции, в каком-то случае надо рассматривать вопрос о включении в Красную книгу, в каком-то - об исключении. То есть численность видов, занесенных в Красную книгу, ареалы их обитания изменяются, и поэтому работа над книгой должна проходить в постоянном непрерывном режиме, а не один раз в десять лет. В дальнейшем мы свою работу будем планировать таким образом, чтобы изменения вносились регулярно. Но в настоящее время, думаю, вне всякого сомнения, необходимо обеспечить выход новой книги. Все мы этого очень хотим. Нужно срочно начинать работу, чтобы сохранить исчезающего сайгака, серну и целый ряд других видов, находящихся под реальной угрозой.

* Список спорных видов: гималайский медведь, северный олень (европейский подвид (мурманская западная, карельская, коми-архангельская, вятско-камская популяции), сибирский лесной подвид (ангарская популяция), баргузинский подвид (забайкальская популяция), охотский подвид (камчатская, сахалинская популяции), благородный олень (кавказский подвид), кавказская серна, сибирский горный козел (западно-саянская и восточно-саянская популяции), косатка (плотоядная популяция), серый гусь (за исключением Астраханской и Калининградской областей, Краснодарского края и Адыгеи), лесной гуменник, восточный тундровый гуменник (за исключением Приморского и Хабаровского краев, Магаданской области, Нижнеколымского и Среднеколымского улусов Якутии, Билибинского и Чаунского районов Чукотки), таежный гуменник, серая утка, касатка, большой веретенник, восточносибирский малый веретенник, анадырский малый веретенник, обыкновенная горлица.

Начало заседания в 10.00, комн. 701

Протокол заседания №23 Комитета

Присутствовали:

члены Комитета:

М.П. Щетинин, С.Ф. Лисовский, И.А. Гехт, С.М. Жиряков, В.А. Лебедев, С.Г. Митин, В.В. Гаевский, Т.А. Гигель, И.Д. Зубарев, А.Н. Кондратенко. И.Н. Кулабухов, В.И. Николаев, Г.И. Орденов, Л.З. Талабаева, А.С. Фадзаев, Б.Б. Хамчиев

аппарат Комитета:

М.О. Орлов, Д.А. Абакумов, В.И. Савинков, М.В. Розовенко, В.Б. Маньков, С.В. Пряжникова, Н.Г. Кузьмина, Е.И. Марченко, И.В. Салтыкова, Д.Н. Касимов, И.В. Назаров, О.Ю. Персиянцева

помощники членов Совета Федерации:

И.В. Батракова, Ф.В. Пономарев, Д.Д. Пимахов, В.И. Дейнеко, И.А. Балаев, В.А. Корсун

председатель Экспертного совета при Комитете:

В.К. Гусев

Аналитическое управление

А.Н. Лукьянова

Правовое управление:

С.Ф. Вознесенский

Список приглашенных:
Вопрос 6.

Чибис Андрей Владимирович - заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
Поспелова Маргарита Александровна - заместитель директора Департамента городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Вопрос 10.
Федяков Александр Сергеевич – заместитель начальника Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Федеральной антимонопольной службы.
Вопрос 12.
Елин Алексей Анатольевич – вр. и. о. директора Департамента планирования территориального развития Министерства экономического развития Российской Федерации.
Вопрос 14.
Тимофеева Ольга Викторовна – заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Николаев Николай Петрович – председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям;
Бурматов Владимир Владимирович – председатель Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды;
Кузина Марина Георгиевна – начальник отдела охотничьего собаководства;
Кирьякулов Вячеслав Михайлович – председатель Московского общества охотников и рыболовов;
Домогацкая Екатерина Григорьевна – президент Общероссийской общественной организации «Федерация охотничьего собаководства»;
Броневицкая Илона Александровна – представитель зоозащитных организаций;
Иванова Елена Ивановна – представитель зоозащитных организаций.
Делегация Минсельхоза России:
Кац Евгений Семенович
– директор Департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
Штундюк Дмитрий Александрович - заместитель директора Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
Русаков Юрий Валентинович - заместитель директора Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
Шуранов Роман Вячеславович - начальник отдела Департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Делегация Минприроды России:
Валентик Иван Владимирович – заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства;
Колодкин Андрей Вячеславович – директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Грибенников Андрей Николаевич – директор Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Филатов Андрей Александрович – директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

1. О Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О карантине растений» (в части продления срока введения в действие отдельных положений Федерального закона «О карантине растений»), внесен депутатами Государственной Думы В.И. Кашиным, А.Ж. Бифовым, принят Государственной Думой 15 декабря 2017 года (проект № 272688–7)

Решили:

2. О Федеральном законе «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (в части государственной поддержки научных и образовательных организаций, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции), внесен депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, В.И. Кашиным, В.Н. Плотниковым и другими, принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года (проект № 180670–7)
(М.П. Щетинин)
Решили: рекомендовать Совету Федерации одобрить принятый Государственной Думой Федеральный закон

3. О Федеральном законе «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях обеспечения эффективности внедрения и эксплуатации системы электронной ветеринарной сертификации), внесен депутатами Государственной Думы В.И. Кашиным, А.Ж. Бифовым, О.А. Лебедевым, В.В. Белоусовым, принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года (проект № 275075–7)
(М.П. Щетинин, С.Ф. Лисовский, В.И. Николаев)
Решили: рекомендовать Совету Федерации одобрить принятый Государственной Думой Федеральный закон

4. О Федеральном законе «О внесении изменений в статьи 1 и 14 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в части уточнения положений об общем собрании участников общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения), внесен депутатами Государственной Думы О.В. Тимофеевой; В.В. Климовым (в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы) и другими, принят Государственной Думой 21 декабря 2017 года (проект № 1069701–6)
(М.П. Щетинин, А.Н. Кондратенко)
Решили: рекомендовать Совету Федерации одобрить принятый Государственной Думой Федеральный закон

5. О Федеральном законе «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части устранения внутренних противоречий), внесен Законодательным собранием Ленинградской области, принят Государственной Думой 22 декабря (проект № 150872–7)
(М.П. Щетинин, С.М. Жиряков, И.А. Гехт, А.В. Колодкин)
Решили:
рекомендовать Совету Федерации одобрить принятый Государственной Думой Федеральный закон;
в период весенней сессии заслушать информацию Минприроды России о подготовке нормативных правовых актов Правительства РФ, направленных на реализацию Федерального закона № 219 «Овнесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части оснащения источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ объектов I категории системами автоматического контроля.

6. О Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесен Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой 22 декабря 2017 года (проект № 22886–7)
(М.П. Щетинин, А.В. Чибис)
Решили: рекомендовать Совету Федерации одобрить принятый Государственной Думой Федеральный закон

7. О Федеральном законе «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков», внесен Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой 21 декабря 2017 года (проект № 40092–7)
(М.П. Щетинин, В.А. Лебедев)
Решили: рекомендовать Совету Федерации одобрить принятый Государственной Думой Федеральный закон

8. О Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» (в части жилищного обеспечения прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации), внесен Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года (проект № 231423–7)
(М.П. Щетинин, И.Н. Кулабухов)
Решили: рекомендовать Совету Федерации одобрить принятый Государственной Думой Федеральный закон

9. О Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях совершенствования правового регулирования деятельности единого института развития в жилищной сфере и развития жилищно-строительных кооперативов), внесен Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой 21 декабря (проект № 185240–7)
(М.П. Щетинин, В.И. Николаев)
Решили: рекомендовать Совету Федерации одобрить принятый Государственной Думой Федеральный закон
(М.П. Щетинин, С.М. Жиряков)
Решили: рекомендовать Совету Федерации одобрить принятый Государственной Думой Федеральный закон

11. О Федеральном законе «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (о порядке распоряжения изъятыми животными, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания и которые признаны вещественными доказательствами по уголовному делу), внесен членом Совета Федерации А.А. Клишасом; депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, В.В. Пинским, Р.Ш. Хайровым и другими, принят Государственной Думой 21 декабря 2017 года (проект № 193995–7)
(М.П. Щетинин, В.А. Лебедев)
Решили

12. О Федеральном законе «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесен Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой 22 декабря 2017 года (проект № 524696–6)
(М.П. Щетинин, А.А. Елин)
Решили : рекомендовать Совету Федерации одобрить принятый Государственной Думой Федеральный закон

13.О Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части устранения ограничений на производство пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров, предназначенной для поставки за пределы Российской Федерации), внесен депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, З.А. Аскендеровым, Р.К. Хуснулиным и другими, принят Государственной Думой 22 декабря 2017 года (проект № 195567–7)
(М.П. Щетинин, И.А. Гехт, С.Ф. Лисовский, А.Н. Кондратенко, Л.З. Талабаева)
Решили : не поддерживать принятый Государственной Думой Федеральный закон

14. О Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части предотвращения жестокого обращения с животными», внесен депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, И.И. Мельниковым, С.М. Мироновым и другими, принят Государственной Думой 21 декабря 2017 года (проект № 333436–7)
(М.П. Щетинин, И.А. Гехт, О.В. Тимофеева, Н.П. Николаев, В.В. Бурматов, В.И. Николаев, В.А. Лебедев, С.Г. Митин, Л.З. Талабаева, И.Н. Кулабухов, С.Ф. Лисовский, А.Н. Кондратенко, А.С. Фадзаев, И.Д. Зубарев)
Решили : рекомендовать Совету Федерации одобрить принятый Государственной Думой Федеральный закон
Голосовали: 12 – «за»; 2 – «против»; 2 – «воздержались».

15. О проекте федерального закона № 314370–7 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части закрепления права сельскохозяйственных потребительских кооперативов на распределение доходов), внесен депутатами Государственной Думы В.Н. Плотниковым, А.Ф. Лавриненко, А.Н. Хайруллиным и другими, рассмотрен Советом Государственной Думы 13 декабря 2017 года
(М.П. Щетинин, А.Н. Кондратенко)
Решили: поддержать проект федерального закона с замечаниями

16. О проекте законодательной инициативы № 7–341 «О внесении изменений в статьи 6 и 42 Федерального закона «О животном мире», подготовленной Верховным Советом Республики Хакасия
(М.П. Щетинин, И.Д. Зубарев)
Решили: не поддерживать проект законодательной инициативы

17. О проекте законодательной инициативы № 7–346 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленной Законодательным Собранием Иркутской области
(М.П. Щетинин, Г.И. Орденов)
Решили: поддержать проект законодательной инициативы с замечанием

18. О проекте законодательной инициативы № 7–348 «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О недрах», подготовленной Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
(М.П. Щетинин, С.М. Жиряков)
Решили: поддержать проект законодательной инициативы с замечаниями

19. Разное
19.1. Об утверждении рекомендаций парламентских слушаний «Переход субъектов Российской Федерации на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами: первые итоги правоприменительной практики»
(М.П. Щетинин, С.М. Жиряков)
Решили:
1. Утвердить рекомендации парламентских слушаний «Переход субъектов Российской Федерации на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами: первые итоги правоприменительной практики».
2. Направить указанные рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную антимонопольную службу, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

19.2. Об утверждении рекомендаций «круглого стола» «Об органическом сельском хозяйстве в Российской Федерации»
(М.П. Щетинин, С.М. Жиряков)
Решили:
1. Утвердить рекомендации «круглого стола» на тему «Об органическом сельском хозяйстве в Российской Федерации» от 5 декабря 2017 года.
2. Направить данные рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральную службу по аккредитации, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство научных организаций, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

19.3. О реализации рекомендаций Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по проекту Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года
(М.П. Щетинин, С.Г. Митин, С.Ф. Лисовский)
Решили: утвердить решение о реализации рекомендаций Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по проекту Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года

19.4. О реализации рекомендаций совещания «О повышении плодородия почв в Российской Федерации»
(М.П. Щетинин, В.И. Николаев)
Решили: утвердить решение о реализации рекомендаций совещания «О повышении плодородия почв в Российской Федерации»

19.5. О реализации рекомендаций совещания «Создание благоприятных условий для увеличения поставок российской рыбной продукции на внутренний рынок»
(М.П. Щетинин, Л.З. Талабаева)
Решили: утвердить решение о реализации рекомендаций совещания «Создание благоприятных условий для увеличения поставок российской рыбной продукции на внутренний рынок»

19.6. Об утверждении отчета межкомитетской временной рабочей группы по мониторингу мер Правительства Российской Федерации по обеспечению безопасного обращения с отходами производства и потребления (в первую очередь с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами I и II классов опасности)
(М.П. Щетинин, С.М. Жиряков)
Решили:
1. Утвердить отчет рабочей группы.
2. Одобрить предложение рабочей группы продолжить работу в 2018 году, с учетом проведения ежеквартальных плановых заседаний.

Андрей Колодкин: Россия будет быстро обновлять Красную книгу

Минприроды России утвердило в конце декабря 2017 года новую редакцию Красной книги, куда вошли виды животного мира, которые при обсуждении экспертами на заседаниях соответствующей комиссии по редким видам получили практически единогласную оценку. В то же время 16 видов, вызвавших жаркие споры ученых и общественников, пока решили не трогать. О том, как виды становятся краснокнижными, а также об охотничьем лобби в интервью РИА Новости рассказал директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды Андрей Колодкин. Беседовал Игорь Ермаченков.

— В конце прошлого года была принята новая редакция Красной книги, при этом виды, вызвавшие споры ученых и общественников, решили пока не трогать до появления более точных сведений об их численности. Можно ли говорить, что меняется порядок ведения Красной книги?

— Порядок ведения Красной книги России, утвержденный приказом Минприроды в 2016 году, меняться не будет. Но изменится подход к реализации положения этого приказа. То есть мы не будем теперь формировать объемный список всех видов животных, которые подлежат включению в Красную книгу или исключению из нее. Будем подходить к этому повидово: изучать динамику численности вида, места обитания, состояние популяции — и в дальнейшем каждый вид рассматривать отдельно. То есть мы не будем ждать, когда наберется какое-то количество видов, чтобы рассмотреть весь этот список и принять решение о включении либо исключении. Теперь мы будем работать точечно по каждому виду. По нашему мнению, это ускорит принятие мер по охране редких видов.

Когда будет принято решение по спорным видам, которые было решено пока не трогать?

— Здесь ситуация следующая: в соответствии с порядком ведения Красной книги и исходя из критериев для включения или исключения видов должны быть предоставлены научно обоснованные данные. По данным спорным видам поступали предложения от ряда ученых по включению или исключению, но научно обоснованных данных, например, динамики численности за пять-десять лет, информации о раздробленности или сокращении ареала обитания, ухудшения состояния популяции мы не получили. Эти виды требуют более детального изучения, проработки и в последующем будут снова вынесены на рассмотрение комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам при Минприроды России.

Когда состоится следующее заседание комиссии?

— Комиссия должна собираться не реже одного раза в год. Однако по мере поступления материалов по спорным видам комиссия будет сразу собираться и их рассматривать. Тут медлить нельзя, но решение по ним должно приниматься взвешенно и объективно. Ничто не мешает нам делать это чаще, будем собираться.

— Общественные организации жалуются, что существует некое охотничье лобби, которое пытается продавливать исключение видов из Красной книги. Вам что-то известно о людях, которые пытаются оказывать влияние на Минприроды и комиссию?

— Комиссия, прежде всего, состоит из ученых различных организаций: сотрудников Российской академии наук, других научных организаций, представителей Минприроды. Она разносторонняя. Говорить о том, что на комиссию имеют влияние какие-то люди, которые лоббируют охотничьи ресурсы, нельзя. В качестве предложенных комиссии видов животных для включения в Красную книгу есть те, которые в настоящее время относятся к охотничьим ресурсам. Поэтому считаем обоснованным, что в состав комиссии входят помимо научных работников представители охотоведческого сообщества, которые вправе давать полную и объективную информацию по животным, исходя из их учетов, планов воспроизводства животных. Отдельно хотелось бы отметить, что предыдущий состав в структуре новой комиссии сохранился полностью, все члены научного сообщества продолжают свою работу в ней.

Когда пройдут полевые исследования, на основании которых принимаются решения по животным?

— Существуют различные виды учета животных, в том числе зимний маршрутный учет видов, которые зимой не ложатся в спячку. А вот спящих зимой медведей можно учитывать на кормовых овсяных полях, на кедровниках. Учеты проводятся ежегодно научными организациями в форме экспедиций, также в охотничьей отрасли проводится государственный мониторинг, региональные власти представляют данные о численности животных на территориях. На основании таких учетов мы и получаем данные о численности. К сожалению, такие данные есть не по всем видам. Некоторые животные требуют дополнительного изучения, для чего следует формировать и проводить целые экспедиции.

О каких видах идет речь?

— Список мы неоднократно публиковали. В него входят гималайский медведь, северный олень, подвиды благородного оленя и серны, сибирский горный козел, серый гусь, другие виды — всего 16 видов*.

Рассмотрим ситуацию на примере гималайского медведя. Ученые предложили включить его в Красную книгу. Однако по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов состояние популяции данного вида стабильно, на протяжении последних лет наблюдается явное увеличение его численности. Позиция ученых немного другая, но объективных данных мы не получили. Ученым стоило заявить, что они провели экспедицию, понаблюдали вид в течение двух-трех лет и получили следующую картину, но на сегодняшний день никаких объективных научных данных о численности гималайского медведя и его актуальном состоянии представлено не было. В связи с этим комиссия решила отложить рассмотрение этого вида до появления более полной информационной базы.

Когда можно ожидать экспедиции по изучению численности гималайского медведя?

— Экспедиции планируются представителями научного сообщества. Думаю, в ближайшее время они смогут сформировать группу, которая будет изучать численность гималайских медведей и ареал его обитания. Провести такой учет можно начиная с весенних месяцев и летом.

Какой из научных институтов мог бы заняться такими учетами?

— Считаем, что стоит опереться на региональные научные организации. Люди уже знают климатические условия, места обитания. Поэтому целесообразнее именно их привлекать.

— Книга не обновлялась с 1998 года, почти двадцать лет. В то же время есть рекомендация обновлять ее раз в десятилетие. В будущем будет ли выдерживаться этот срок?

— Действительно, в порядке ведения Красной книги рекомендовано издавать ее не реже одного раза в десять лет. Но Красная книга ведь живой документ. Численность животных характеризуется колебаниями: есть цикличность развития каждой популяции, в каком-то случае надо рассматривать вопрос о включении в Красную книгу, в каком-то — об исключении. То есть численность видов, занесенных в Красную книгу, ареалы их обитания изменяются, и поэтому работа над книгой должна проходить в постоянном непрерывном режиме, а не один раз в десять лет. В дальнейшем мы свою работу будем планировать таким образом, чтобы изменения вносились регулярно. Но в настоящее время, думаю, вне всякого сомнения, необходимо обеспечить выход новой книги. Все мы этого очень хотим. Нужно срочно начинать работу, чтобы сохранить исчезающего сайгака, серну и целый ряд других видов, находящихся под реальной угрозой.

* Список спорных видов: гималайский медведь, северный олень (европейский подвид (мурманская западная, карельская, коми-архангельская, вятско-камская популяции), сибирский лесной подвид (ангарская популяция), баргузинский подвид (забайкальская популяция), охотский подвид (камчатская, сахалинская популяции), благородный олень (кавказский подвид), кавказская серна, сибирский горный козел (западно-саянская и восточно-саянская популяции), косатка (плотоядная популяция), серый гусь (за исключением Астраханской и Калининградской областей, Краснодарского края и Адыгеи), лесной гуменник, восточный тундровый гуменник (за исключением Приморского и Хабаровского краев, Магаданской области, Нижнеколымского и Среднеколымского улусов Якутии, Билибинского и Чаунского районов Чукотки), таежный гуменник, серая утка, касатка, большой веретенник, восточносибирский малый веретенник, анадырский малый веретенник, обыкновенная горлица.