Мoдный низ

Как происходит самопознание. Процесс самопознания — это способ познакомиться с собой

Билет №18: Сознание как высшая форма психического отражения. Структура сознания. Самосознание и его формы.

Сознание как высшая форма психического отражения.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Свойства сознания

С.Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:

  • построение отношений;
  • познание;
  • переживание.

Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий. См.: Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

При анализе механизмов сознания важно преодоление так называемой мозговой метафоры. Сознание является продуктом и результатом деятельности систем, к которым относится и индивид, и общество, а не только мозг. Важнейшим свойством таких систем является возможность создания недостающих им функциональных органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно редуцировать к тем или иным компонентам исходной системы. Сознание должно выступать в качестве «суперпозиции функциональных органов».

Свойства сознания как функционального органа:

  • реактивность;
  • чувствительность;
  • диалогизм;
  • полифоничность;
  • спонтанность развития;
  • рефлексивность.

Функции сознания

К основным функциям сознания относятся следующие:

  • отражательная;
  • порождающая (творческая, или креативная);
  • регулятивно-оценочная;
  • рефлексивная;
  • духовная.

Основными характеристиками сознания являются:

  • отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;
  • различение субъекта и объекта (т.е. того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек - единственное живое существо, способное к самопознанию;
  • самооценки своих поступков и себя в целом. По выражению Гегеля, "человек есть животное, но он уже не животное, потому что знает, что он животное.
  • обеспечение целеустремлённой деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью он активно влияет на окружающий мир;
  • наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным стимулом для активизации сознания.

Структура сознания



В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание . Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли . Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

О низком уровне сознания говорят тогда, когда человек недостаточно осознает обстоятельства, при которых он действует, и свое отношение к ним. Известно, что по правилам воспитанности нужно уступать место в транспорте пожилым женщинам, детям. Но не все так делают.

Высокий уровень сознания характеризуется тем, что человек раскрывает существенно необходимые связи, руководствуясь удаленной и общественно значимой целью и определенными мотивами, и соответственно планирует, организует и регулирует свои действия. Сознательный человек действует определенным образом потому, что иначе не может. Чем сложнее и ответственнее задача, тем выше должен быть уровень сознания.

Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного . Осознаются цель деятельности, пути достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто автоматизированы.

Самосознание и его формы.

Главная функция самосознания – сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Самосознание проявляется в: познавательной (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ, самокритика), эмоциональной (самочувствие, самолюбие, скромность, гордость, чувство собственного достоинства) и волевой (сдержанность, самоконтроль, самообладание, дисциплина) формах.

Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, то есть некоторый вид самосознания. Психологи говорят о том, что осознание действительности на уровне восприятия предполагает определенную, включенную в этот процесс "схему мира". Но последняя, в свою очередь, в качестве своего необходимого компонента предполагает определенную "схему тела".

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень развития этого процесса - возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Однако самосознание - это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом Я, вынесение некоторой самооценки и - как следствие - возникновение чувства удовлетворения или же недовольства собой.

Самосознание - настолько очевидное свойство каждого человека, что факт его существования не может вызвать никаких сомнений. Более того, значительная и весьма влиятельная ветвь идеалистической философии утверждала, начиная с Декарта, что самосознание - это как раз единственное, в чем никак нельзя усомниться. Ведь если я вижу какой-то предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией. Однако же я никоим образом не могу сомневаться в том, что существую и существует процесс моего восприятия чего-то (пусть даже это будет галлюцинация). И вместе с тем самое небольшое размышление над фактом самосознания вскрывает его глубокую парадоксальность. Ведь для того, чтобы осознавать самого себя, нужно видеть себя как бы со стороны. Но со стороны меня может видеть только другой человек, а не я. Даже свое тело я лишь отчасти могу видеть так, как его видит другой. Глаз может видеть все, кроме самого себя. Для того чтобы человек мог видеть самого себя, осознавать самого себя, ему необходимо иметь зеркало. Увидев свой образ в зеркале и запомнив его, человек получает возможность уже без зеркала, в своем сознании видеть себя как бы "со стороны", как "другого", то есть в самом сознании выходить за его пределы. Но для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен осознать, что в зеркале отражен именно он, а не какое-то другое существо. Восприятие зеркального отображения как своего подобия кажется абсолютно очевидным. Между тем в действительности это вовсе не так. Недаром животные не узнают себя в зеркале. Оказывается, для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен уже обладать определенными формами самосознания. Формы эти не даны изначально. Человек их усваивает и конструирует. Он усваивает эти формы с помощью другого зеркала, уже не реального, а метафорического.

Уровни самосознания:

Природный: выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности собственных действий: то, что я переживаю – конкретно я (филогенетические предпосылки самосознания возникают сразу с предпосылками сознания).

Социальный: сравнение себя с другими. Критерий – появление речи, возникновение продуктивного диалога дитя со взрослым, у дитя возникает возможность децентрации. Возможность говорить не значит способности вести продуктивный разговор, мешает эгоцентризм (пока он не преодолен, нет осознания себя, понимания что это – моя точка зрения).

Личностный: рефлексия собственных переживаний; осознание собственных мотивов.

Уровни развития самосознания

Уровни Самопознание (познавательная часть) Самоотношение (эмоциональная и волевая составляющие)
Природный Когнитивное представление о себе, схема тела, связана с доречевым сенсомоторным интеллектом – чувственная, двигательная и сенсорная стороны Смутное либо мышечное чувство – общее переживание удобства либо дискомфорта
Социальный Я-образ (восприятие себя), формируется при сравнении себя с другими. Перцептивное представление о себе, адаптация перцепции и поведения Самоуважение (Маслоу) – аффективная, эмоциональная саморегуляция – волевая часть
Личность Я-концепция (интеллектуальное, мыслительное представление о себе), понимание обстоятельств собственного поведения Самооценка (Роджерс) – понимание, переживание собственного настоящего Я; понимание ближайших возможностей собственного развития.

Самопознание — это уникальный процесс, связанный с изучением и развитием себя как личности. Это способ гармоничного и целостного формирования индивида. Процесс самопознания начинается еще в раннем детстве и длится на протяжении всей жизни человека.

Значение и общая характеристика

Определение «самосознание» включает изучение личностных характеристик, осознание своей глубинной сути, а также психических и физических способностей.

Самопознание — это серьезная потребность, которую испытывает только человек. Это процесс познания своих потенциальных и актуальных возможностей, личностных, интеллектуальных качеств, черт характера, своих взаимоотношений с другими людьми.

У одних самосознание не занимает много времени: оно происходит в один момент. А у других на определение себя в этом мире уходят годы, десятилетия, а иногда вся жизнь.

В науке данное определение лучше всего объясняется в психологии. Она помогает обозначить смысловые функции самопознания. Например, в психологии выделяются следующие грани самосознания:

  • критерий психологически здоровой ;
  • способ обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;
  • и самореализации индивида.

Все эти функции связаны между собой и помогают составить целостный портрет зрелого и здорового человека.

Самопознание помогает разрешать конфликты и понимать мотивы собственных поступков. Через познание самого себя человек учиться управлять своей жизнью.

Лишь через познание человек , обретает счастье и делится им с окружающими людьми.

В процессе самосознания развиваются творческие способности, индивид находит новые способы решения проблем, которые основаны на взаимопонимании, сопереживании и взаимопомощи.

Определение «самосознание» имеет несколько значений:

  1. Религиозное. Здесь это средство, которое помогает достичь единства с Богом, осознать в себе Божественное начало.
  2. Повседневное. Здесь это способ наиболее широкого применения своих способностей, это метод, с помощью которого можно управлять другими людьми.
  3. Психологическое. Здесь это средство, которое помогает обрести психологическое здоровье, внутреннюю гармонию и зрелость.

Психологи и философы сходятся во мнении, что первоначально самосознание — это инстинктивный процесс, а осознанное восприятие — это продукт жизненного опыта.

Виды самосознания

В психологии обозначены следующие виды самопознания:

  • опосредованное;
  • естественное;
  • самоисповедь;
  • рефлексия;
  • познание себя через познание других, в ходе общения, игры, труда, развивающей активности.

На практике существуют такие способы самопознания, как:

  • анализ;
  • наблюдение за собой, применяются следующие формы: дневник, анкета, тесты;
  • правдивый внутренний самоотчет;
  • размышления о происходящем в сознании.

Человек посвящает знакомству с самим собой всю жизнь, иногда это происходит неосознанно. Процесс начинается с рождения, заканчивается смертью. Формирование складывается поэтапно по мере отображения внешнего и внутреннего мира личности.

Познать себя можно через постепенное, осознанное узнавание других. Младенец не отделяет себя от окружающего пространства. В возрасте 3-8 месяцев ребенок учится идентифицировать себя, свои органы, тело в целом от окружающей обстановки. Это называется самоузнаванием — первая ступень на пути к самосознанию. Для малыша родители, окружающие взрослые — главный ресурс сведений о самом себе. Именно родители дают имя, приучают отзываться на него и т.д.

С того момента, как в лексиконе ребенка начинают появляться такое выражение, как «хочу сам», наступает новый этап самопознания. Ребенок начинает словами обозначать себя, давать себе характеристику.

Изучение собственных качеств происходит с помощью деятельности, контакта с окружающим миром. В процессе коммуникации , дают оценку окружающим. Данные показатели непосредственно влияют на самооценку личности.

— эмоционально-субъективная позиция по отношению к своему образу.

Факторы, которые оказывают влияние на самооценку:

  • сравнение своего Эго с выдуманным эталоном;
  • оценивание окружающих людей и сравнение себя с ними;
  • собственное отношение к успехам, неудачам.

Эго-концепция — это более или менее устойчивое, осознанное понятие личности о самой себе. Это представление, как правило, зафиксировано словесно. Концепция может быть как адекватной, так и неадекватной. Человек способен придумать себе такой образ, который не соотносится с реальностью, вступает с ней в конфликт. Правильная оценка самого себя помогает успешной адаптации к миру, окружающими людям.

Структура самосознания

Самопознание человека включает в себя следующие элементы:

  1. Образ Эго. Это структура знаний о самом себе. То, как человек относится к себе, показывает его путь построения отношений с другими людьми.
  2. Самоконтроль. Это регулирование собственных действий, психического состояния в зависимости от требований и норм поведения, общения.
  3. Самооценка. Процедура оценки себя по принципу принятия или непринятия.

Особенности самопознания выражаются во взаимодействии трех выражений собственного Эго:


Психология самопознания — это единая система, компоненты которой неразрывно связаны между собой. Осознав эту структуру, человек проще реализуется в будущем.

Процесс самопознания

В психологии определение «самосознание» включает в себя такие этапы, как:

  1. Первичное самосознание. Человек начинает знакомство с самим собой через окружающих людей. Этот этап относится к пассивной, конструирующей ступени самопознания. Это наивное принятие мнения других людей и создание Эго-концепции, которая сформулирована окружением человека. На данном этапе существует вероятность возникновения проблемы несоответствия, она может быть вызвана как самим индивидом, так и обществом.
  2. Кризис первичного самопознания. Он возникает в результате столкновения мнений о личности. Некоторые мнения не вписываются в привычную систему взглядов человека на самого себя, что приводит к когнитивному диссонансу. Механизмы самопознания на данном этапе приводят к изменению роли «другого». Личность уже не может опираться на эту роль, ее определения, а переходит к самоопределению.
  3. Вторичное самопознание. Это эволюция представлений человека о себе. Это уже активные действия на пути познания самого себя, так как здесь ключевая роль отводится самому индивиду и его собственным ощущениям. «Другой» теперь может выступать только в роли пассивного идеала. Происходит переопределение Эго-концепции за счет того, что индивид начинает сомневаться в истинности своей привычной конструкции. Запускается процесс изменения себя в соответствии со своими планами. Изменяются цели, планы, которые часто касаются и внешнего облика личности.

По активности этапы самопознания можно разделить на:


Весь процесс самопознания проходит мучительно в тех случаях, когда человек не удовлетворен какой-либо частью своей жизни, например, нет семьи или любимого дела. Сложнее всех кризисные периоды самосознания переживают творческие личности.

Упражнения на самопознание

Самопознание в психологии — это сложный, но интересный, полезный процесс. Многих волнует вопрос о том, с чего начать этот нелегкий путь. Существуют различные методы самопознания, которые можно использовать дома самостоятельно, некоторые из них представлены в игровой форме.

Самопознание и самовоспитание характера можно натренировать с помощью определенных упражнений.

Упражнение «4 квадрата психологии сознания»

Оно направлено на осознание своей сущности, поиск положительных и негативных качеств личности.

Начните упражнение с того, что разделите лист бумаги на 4 части в виде квадрата, каждый из которых пронумеруйте от 1 до 4. В первой части необходимо написать 5 своих положительных качеств. В третьей части нужно прописать свои негативные стороны.

Главное требование этого упражнения — это честность, нужно искренне ответить на эти вопросы для самого себя.

Положительные качества из первого квадрата тоже нужно переделать в отрицательные и записать результат в 4 квадрат.

Затем следует закрыть качества из 3,4 части и прочитать качества из 1 и 2 квадрата.

Суть упражнения заключается в том, чтобы человек понял, что любую характеристику можно описать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Что для кого-то является хорошим, для другого может оказаться плохим. Не следует тратить время на мнение окружающих, лучше сконцентрироваться на развитии качеств, которые нравятся самому человеку и могут помочь ему в будущем.

Упражнение «Мои желания, мечты и цели»

На выполнение этого упражнения понадобится 30-40 минут. В спокойной обстановке нужно записать свои мечты, желания на бумаге. Масштаб желаемого не имеет значения. Все мечты рекомендуется прописать в мельчайших подробностях. Лучше всего сделать не менее 100 записей. Должна быть полная уверенность в том, что это именно то, чего хочется. Важно ответить себе на вопрос о том, а зачем это нужно.

Если все сделать правильно, то появится понимание своих намерений, истинных потребностей. Это поможет прожить более осознанную, энергичную жизнь.

Результаты самопознания

Самопознание и самовоспитание характера помогают получить полноценные данные о себе самих. Полученные сведения объединяются по принципу близости, например, свойства характера, эмоциональные характеристики и т.д. Все это в дальнейшем образует концепцию Эго. Всецело осознать, понять эту теорию невозможно, так как внушительная ее часть находится в сфере бессознательного. Поэтому путь самопознания — незавершенный процесс.

Степень осознания полноты данной системы во многом зависит от желания, намерения индивида к познанию самого себя.

Все представления, которые человек получил о себе, могут оказаться как истинными, так и ложными. Все зависит от адекватной оценки себя.

К общим результатам самопознания с эмоциональной точки зрения относятся:

  1. Чувство идентичности. Оно рождается благодаря пониманию непрерывности своего существования, чувству полноценности и вовлеченности в окружающий мир. Это чувство может усиливаться с возрастом. Если человеку так и не удалось обрести это осознание, то наступает отчаяние, жизнь теряет всякий смысл.
  2. Принятие себя таким, какой есть. Оно неразрывно связано с чувством идентичности. Индивид принимает все свои положительные и отрицательные стороны. Это не значит, что человек не ставит перед собой целей к самосовершенствованию, это лишь создает основу для саморазвития, работы над собой. Если личность не принимает себя или принимает лишь частично, то возникает борьба с самим собой, которую далеко не каждому удается выиграть.
  3. Уважение к своей личности. Это уровень благожелательного отношения к самому себе. Человек в целом принимает себя положительно, ценит и гордится своими успехами. Уважение должно быть основано на реальных результатах. При низком уровне уважения к себе у личности начинаются внутренние конфликты. При развивается и пренебрежительное отношение к окружающим. Самоуважение должно складываться по формуле успех / притязания.
  4. Чувство личностной компетентности. Оно складывается на основе данных о себе, своих способностях, осознанности и понимании того, что человек сам способен строить жизнь в соответствии с желаниями, уверенности в своих силах.

Результаты познания самого себя, своей сути достаточно обширны. Это система из сведений о личности и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Самопознание и саморазвитие — это путь, проходя который индивид постигает самого себя. Через этот процесс человек может осмыслить и осознать свое внутреннее Эго, лучше узнать свои психологические и физические возможности. Самопознание — это развитие целостности и единства личности.

Самопознание – это процесс постижения личностью самой себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способности. Самопознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие личности. Зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности.

Чтобы понять, что такое самопознание, следует проследить основные аспекты его формирования. Процесс самопознания формируется поэтапно по мере отображения внешнего мира и постепенного познания самого себя, как уникальной персоны.

Самопознание личности включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида. На биологическом уровне совершается познание себя, как отдельного, автономного организма. Социальный уровень выражает способность к изучению, овладению умениями и освоению норм поведения в обществе. Личностный уровень представляет способность осуществлять выбор, принимать решения, согласовывать свое поведение, организовывать свою жизнь.

Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности – это категории, которыми обеспечивается успешность и результативность самореализации человека.

Самопознание личности – это оценивание человеком самого себя, способность объективно взглянуть на себя и умение отнестись к себе, как объекту познания.

Развитие обозначает умение совершенствовать свои потенциальные возможности собственными силами, чтобы достигнуть наивысшего уровня развития.

В психологии существует научная концепция, согласно которой процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики, представленные определенными аспектами: здоровье человека (психологическое и психическое); личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Все эти аспекты взаимодействуют и работают целостно, обусловливая высокую эффективность самопознания личности.

Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно продолжительные во времени процессы. Они осуществляются в течение целой сознательной жизни .

Начинается самопознание с раннего возраста. Дети развиваются, познают, на что они способны, учатся отличать себя от других объектов внешнего мира, знакомятся с окружающим миром с помощью механизмов подражания. Психика малыша раннего возраста настолько восприимчива, что он, как губка впитывает буквально все, что происходит вокруг него, всю информацию о предметах и процессах, при этом, не делая различия в содержании (нужна ли ему подобного рода информация, что плохое, что хорошее и что именно ему необходимо). Ребёнок начинает осознавать смысл предметов и разделять воспринятую информацию, когда саморазвитие личности становится еще более сформированным, примерно после трехлетнего возраста.

Существует много различных теоретических подходов и концепций саморазвития человека. Например, самоконцепция, она предполагает способность и готовность человека к процессу саморазвития.

В процессе возрастного формирования человек создает ряд собственных убеждений относительно себя самого и находит такой личностный мотив, который становится основным побуждением к саморазвитию и определяет поведение человека. Относительно этого мотива создается определенное содержание размышлений и чувств человека, вырабатывается специфика его поведения, личностное отношение к окружающему миру и мировоззрение. Из данной теории следует, что каждый индивид создает собственный жизненный сценарий и может его совершенствовать через изменение сознания и способа мышления.

Теория самоконцепции закладывает структуру личности, заключающуюся в тройственности образа человеческого «Я».

«Я» — идеальное – составляет четкое представление человека о его уникальности, его личных особенностях, мечтах, идеалах и надеждах. «Я» — идеальное является интегрированным образом идеального человека для конкретной личности. Такой идеал совмещает в себе самые лучшие качества, желаемые черты характера, оптимальные поведенческие паттерны и жизненные ценности.

«Я» — реальное – это собственный образ человека, то, как он видит себя, каким он есть на самом деле в действительности. Это своего рода внутреннее зеркало, отражающее настоящую личность, ее поведение, мировоззрение и прочее.

Как сам человек оценивает себя, отображает уровень его , дает ощущение себя привлекательным или выражает неудовлетворенность собой. Зависимо от уровня самооценки, она или поддерживает индивидуальность или загоняет человека в рамки, чем причиняет большой личностный дискомфорт.

Саморазвитие человека в представленной концепции происходит, как процесс взаимодействия и интеграции всех компонентов «Я».

Начальный этап предусматривает создание собственного идеального образа совершенного человека по определенным характеристикам, что дает возможность максимально точно увидеть задания саморазвития и подобрать для этого необходимые оптимальные методики. Мышление саморазвивающегося человека направлено на то, чтобы хотя бы в пределах 15 минут каждый день анализировать собственное мнение. Таким образом, постепенно развивается представление о способах, пользуясь которыми можно приблизиться к желаемому идеалу (как нужно вести себя, с кем общаться, что делать). Если человек соблюдает все эти правила и задачи, то он все больше близится к своему идеалу, и понемногу уменьшается расстояние между «Я» — идеальное и «Я» — реальное. Компонент «Я, как оцениваю себя сам» поможет увидеть в правильном ли направлении движется человек.

Самопознание и развитие человека – это два неразрывных между собой процесса, происходящих в личности. Когда человек не понимает и не воспринимает себя, как уникальную личность, он не сможет конструктивным образом саморазвиваться, не будет знать, в каком направлении ему двигаться и соответственной у него тоже не будет.

Самопознание возникает и развивается по мере того, как человек созревает и взрослеет, также под воздействием того, как развиваются психические функции и расширяются контакты с окружающим миром.

Самопознание и самооценка также имеют тесную связь и вместе влияют на процесс саморазвития. Существуют три главные мотивы, через которые человек обращается к самооценке: понимание себя; рост собственной значимости; . Уровень самооценки также имеет связь со степенью удовлетворенности человека самим собой и тем, чем он занимается.

Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.

Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.

Чтобы понять, что такое самопознание, нужно рассмотреть этот процесс поэтапно.

Процесс самопознания имеет несколько этапов. На этапе первичного самопознания происходит самопознание человека с помощью других людей. Такое самопознание рецептивное и конструирующее. Здесь человек доверчиво воспринимает мнение окружающих, создается его «Я-концепция», которая формируется под влиянием оценок и суждений окружающих. На этом этапе могут произойти проблемы несоответствия взглядов окружающих людей и самого человека.

После первичного самопознания, вторым этапом является кризис первичного самопознания. На этом этапе появляются несогласованные суждения о личности, которые исходят от окружающих людей, возникают внутренние изменения, не вписывающиеся в привычный образ личностного «Я» – все это обуславливает возникновение когнитивного диссонанса, который также требует разрешения. Возможно, самопознание, как познание самого себя, а не другими возникает именно от встречи с опытом, который не входит в привычную «Я-концепцию». Также кризис приводит к тому, что изменяется роль мнения других в самопознании. Личность больше не ориентируется на суждения других и человек переходит к самоопределению.

Третьим этапом самопознания является вторичное самопознание. Этот этап представлен изменением представлений личности о себе. Здесь процесс самопознания достаточно активен, поскольку человек научился полностью определять себя сам. Мнение других теперь играет пассивную роль, поскольку человек отдает предпочтение собственным представлениям. Такое познание реконструирующее, поскольку «Я-концепция» переопределяется на базе существующего представления, и человек ставит под сомнение истинность привычной конструкции, он переделывает себя соответственно собственного плана.

Виды самопознания

Процесс самопознания можно представить в виде очередности следующих действий: выявление в себе какого-то личностного качества, фиксация этого качества в сознании, анализ, оценивание и принятие качества. Если человеку свойственна высокая эмоциональность и непринятие себя, у него могут развиться комплексы, а сам процесс превратится в «самокопание». Поэтому важно, чтобы в самопознании, также как и в других процессах, соблюдались определенные рамки.

Процессы самопознания и саморазвития становятся еще более эффективными, если человек обладает знаниями об основах психологии личности и психологии чувств.

Существуют такие способы самопознания личности: самонаблюдение (наблюдение за своим поведением и мыслями, внутренними процессами); самоанализ (анализируются те вещи, которые обнаружились в результате самонаблюдения, определяются причинно-следственные связи, человек анализирует те характеристики, которые ему открылись); сравнение (сопоставление себя с другими людьми, с идеалами, образцами); моделирование личности (человек моделирует собственную личность, через отображения своих отдельных характеристик и отношений с другими, используя знаки и символы); осознание противоположностей (человек осознаёт наличие противоположностей какого-нибудь качества или поведенческой характеристики).

Последний способ (осознание противоположностей) используется на поздних этапах самопознания, когда личностная характеристика выделенная и анализированная. Отдельные личностные качества человека одновременно могут иметь положительную и негативную стороны. Если человек научился находить положительную сторону характеристики, в которой ранее видел только негатив, то болезненность ее принятия будет меньшей, а человек будет чувствовать себя сильнее. Этот последний момент очень важен, потому что самопринятие имеет очень большое значение в самопознании, саморазвитии и .

Способы самопознания способствуют не только лучшему пониманию человеком себя самого, но и познавать других людей. Если человек осознает себя, как личность, наделяет себя определенными характеристиками, он также сможет сравнить себя с другими, чтобы хорошо понимать, в чем заключается его отличие от других.

Выделяют следующие средства самопознания человека: самоотчёт (например, в виде дневника); просмотр фильмов, чтение литературы с обращением внимания на психологические образы героев, сопоставление себя с этими героями; изучение психологии личности, социальной психологии; прохождение психологических тестов.

Существуют также специальные средства самопознания, которые составляют различные формы деятельности психолога: индивидуальное консультирование, где психолог грамотно составляет индивидуальный план работы с клиентом, в результате применения которого, клиент способен максимально раскрыться, понять проблемы и найти внутренние ресурсы для разрешения этих проблем; групповая работа в рамках социально-психологического тренинга, в котором отношения строятся таким образом, что в группе происходит интенсификация процессов самопознания и познания других.

На сегодняшний день самым популярным и востребованным словом среди здоровых людей является «совершенствование». В каждой сфере человек должен двигаться, расти, развиваться. Однако мало кто понимает, как это делать, отчего и не достигают в итоге. Все люди рады бы развиваться как личности, однако они делают все, что не способствует этому. Одним из важных этапов развития является самопознание, которого существует несколько видов.

Какую роль самопознание выделяется интернет-журналом сайт в развитии самого себя? Человек способен развиваться лишь тогда, когда знает, какими недостатками он обладает, чтобы их изменить и усовершенствовать. А чем обычно занимаются люди? Они меняют окружающих и мир в целом, забывая о том, что развитие и достижение счастья, успеха, любви начинается с развития самих себя. Люди меняют и воздействуют на что угодно, только не на самих себя. И здесь психологи выделяют две самые главные причины этого:

  1. Человеку сложно познать самого себя, поскольку его все время приучали познавать окружающий мир. Более того, познание самого себя заставит человека увидеть себя не таким, каким он привык себя видеть, а наконец-то убедиться в собственном несовершенстве и наличии у себя множества недостатков.
  2. Развитие требует изменений, а человеку трудно себя менять, поскольку это требует усилий, времени и стараний. Легче заставить кого-то другого измениться и обидеться, если этого не произошло, нежели заняться своим развитием.

Человек «тормозит» себя в своем развитии, самосовершенствовании, пока не замечает своих слабых сторон, шаблонного поведения, неправильных поступков и не определяется с действиями, которые ему нужно совершить, чтобы их исправить. Пока человек глух к советам других людей, винит в своих бедах окружающих (а ведь беды – это ответ мира на поступки человека) и не решает изменить самого себя, он продолжает попадать в те же беды и получать те же несчастья, что и раньше. Чтобы измениться, нужно увидеть собственные слабые стороны, неправильные поступки и шаблонное поведение, которое и приводит к проблемам.

Самый важный этап – начать менять себя. Видеть за собой недостатки люди уже научились. Но это еще не все. Нужно поработать над тем, чтобы убрать эти недостатки и развить в себе достоинства. А это куда более сложный и тяжелый процесс, требующий силы воли и полного контроля над самим собой.

Чтобы развиваться, нужно менять себя. Вроде звучит вполне закономерно, понятно. Но многие люди почему-то до сих пор верят в иллюзию о том, что можно как-то развиваться, не меняя при этом своих привычек, поступков, образа жизни. Как можно сделать себя другим, не меняя? Звучит вполне естественно, но когда речь касается непосредственных действий, то человек начинает надеяться на то, что, не меняя себя, он сможет обмануть судьбу и стать совершенным.

Не обманывайте самих себя. Развитие возможно только тогда, когда вы сами видите свои слабые стороны, шаблонное поведение и неправильные поступки, которые дают вам ту жизнь, которой вы в итоге живете. Вам нужно не всего себя менять, а лишь часть. Но даже это тяжело сделать, когда вы не хотите, обманываете себя и пытаетесь надурить весь мир.

Чтобы развиваться, нужно менять себя. И это желание должно быть лично вашим. Именно вы должны хотеть измениться. Именно вы должны заниматься и контролировать самих себя. Жизнь не изменится без ваших изменений. Вы не обманете судьбу. И вы это можете понять, если проанализируете свое прошлое, где ваши попытки обмана потерпели крах.

Что такое самопознание?

Самопознание является важным этапом в развитии и совершенствовании Данный термин подразумевает познание человеком своей личности в любом ее ракурсе:

  1. Биологическая сфера – познание своего тела, своих физических возможностей, функции организма, его изменений.
  2. Социальная – умение получать знания, нарабатывать навыки, контактировать с людьми.
  3. Личностная – умение принимать решения, мечтать, делать выводы и пр.

Человек – это целая система, которая состоит из тела, души и разума. Если человек начинает познавать себя, тогда он рассматривает конкретно свое тело, свою жизнь, качества характера и манеры поведения, комплексы и страхи, достоинства и недостатки и пр.

Самопознание современному человеку дается очень трудно, поскольку его никто не учит этому. Более того, каждый индивид сталкивается с тем, что думать о себе, заботиться и любить себя считается эгоистичными проявлениями, которые не принимаются и порицаются обществом. Если человек не должен о себе заботиться и думать, тогда ему не нужно себя познавать. А какое здесь может быть развитие, если человек даже не знает, что менять?

С детства людей обучают думать о других, помогать и заботиться о ближних. Вот и получается, что люди познают друг друга, но не самих себя. А воздействовать на собственную жизнь они стараются путем изменения окружающих или внешнего мира. Возьмем пример, который предлагается всем, кто желает что-то изменить в своей жизни: рекомендуется изменить место жительства, работу, сменить круг знакомых и даже любимого человека, если индивида что-то не устраивает. Но, как говорят мудрецы, куда бы человек ни пошел и ни убежал, он всегда берет с собой самого себя.

Как свинья везде и повсюду найдет грязь, так и человек не изменит своей жизни, пока продолжает обладать теми же качествами и совершать привычные поступки, которыми он и раньше довел себя до беды.

Любому человеку легче всего оставаться самим собой. Кстати, люди, которые приемлют данный образ жизни, часто используют выражение: «Принимайте меня таким, каков я есть». Но что происходит, когда вы совершаете одни и те же действия? Вы получаете один и тот же результат. И поэтому только вам решать, будете ли вы оставаться прежними, чтобы натыкаться на «одни и те же грабли», или начнете развиваться, чтобы достичь новых результатов.

Вы можете быть такими, какими только захотите быть, и достигнуть всего, чего только пожелаете. Для этого нужно всего лишь организоваться свою жизнь так, чтобы она приносила вам то, чего вы хотите. Другими словами, выработайте в себе такие привычки, образ мыслей, жизни, мировоззрения, чтобы все это приводило вас к тому, чего вы хотите достичь.

Многие люди привыкли жить по типу игры «Тетрис»: опыт остается тем же, а количество ошибок нарастает. То есть время идет, но человек проходит через жизненные трудности с повторением своего опыта, накопляя ошибки. А ведь жизненные проблемы даны для того, чтобы человек развивался, эволюционировал, менялся, становился лучше.

Зачем сохранять в себе то, что не приводит вас к желаемому результату? Вы понимаете, к примеру, что алкоголь не приносит вам пользы, а лишь вредит вашему здоровью. Тогда почему вы продолжаете развиваться в себе привычку пить пиво или водку по окончанию рабочего дня, если хотите при этом быть здоровыми и успешными людьми? Перестаньте лелеять в себе те привычки, которые не приводят вас к поставленным целям. Лучше потратьте некоторое время на выработку новых пристрастий и привычных действий, которые будут приносить вам пользу и даже выгоду.

Многое можно изменить в этой жизни, особенно в своей. И только вам решать, оставаться прежними или развиваться, чтобы в итоге получать то, что вы заслужили.

Самопознание и развитие личности

Наблюдается тесная взаимосвязь между самопознанием и развитием личности. С самого детства человек обладает стремлением к самопознанию, чтобы совершенствовать свои умения и возможности. Самопознание – узнавание своих возможностей и качеств. Развитие – это совершенствование своих возможностей и качеств.

Поскольку каждый ребенок проходит процесс воспитания, на каком-то этапе он сталкивается с тем, что должен думать об окружающих людях и мире, а не о самом себе. На этом процесс самопознания останавливается, что приводит к отсутствию развития.

Чтобы развиваться, нужно познавать себя. Здесь наблюдается удивительный процесс: когда человек начинает наконец-то видеть себя в реальном свете, у него возникает энергия, заставляющая его развиваться. Он начинает понимать, почему сталкивается с теми бедами, которые постоянно его преследуют. Он понимает, почему совершал те или иные ошибки. Теперь становится ясным, что нужно сделать для достижения успеха в тех областях, где человек ставит цели и не достигает их.

Самопознание уже дает энергию человеку, чтобы он начал свое развитие, поскольку он начинает понимать, а не витать в собственных иллюзиях.

Иллюзии присущи всем людям, которые вынуждены были забыть о себе и начать думать обо всех остальных. У каждого человека есть личное представление о самом себе. И здесь возникает некоторый диссонанс:

  1. «Я»-идеальное – это то, каким человек хочет быть.
  2. «Я»-реальное – это то, каким человек на самом деле является, но таким он себя не знает.
  3. «Я»-социальное – это то, каким человека видят окружающие люди. Зачастую они тоже плохо знают человека в реальном свете, поскольку познают его лишь до той поры, пока им это интересно и выгодно.

Самооценка как раз и строится на том, как человек на себя смотрит и с какой позиции оценивает. Часто самооценка человека строится на том мнении, которое он слышит в свой адрес со стороны других людей. У некоторых людей самооценка строится на том идеальном образе, которыми они хотели бы быть, из-за чего она каждый раз падает, когда они замечают, что не соответствуют своим идеалам. И лишь малая часть людей обладают здоровой самооценкой, когда они реально смотрят на самих себя, не выдумывая ничего и не подвергаясь влиянию окружающего мнения.

Когда человек познает самого себя, у него появляется шанс повысить свою и сделать ее адекватной. Адекватная самооценка зависит от того, насколько реально человек себя оценивает и не требует от себя невозможного. При понижении самооценки личность старается быть идеальной, что у нее не получается, а также окружающие люди постоянно подавляют ее своей критикой. Завышенная самооценка является результатом того, что человек уже считает себя идеальным, конечно же, на самом деле таким не являясь.

Самопознание помогает сформировать стабильную и адекватную самооценку. Это не значит, что у вас не будет недостатков. Наоборот, вы будете знать о своих слабых сторонах, но не будете из-за них огорчаться. Теперь перед вами встанет выбор: менять свои недостатки на достоинства или оставлять их в себе, не критикуя себя за их наличие?

Виды самопознания

Видами самопознания являются:

  1. Самонаблюдение – наблюдение за внутренними процессами, мыслями и своим поведением.
  2. Самоанализ – открытие причинно-следственных связей в происходящих событиях, мотивы собственного поведения, выделение черт на основе выявленных связей.
  3. Сравнение – сопоставление себя с другими людьми или образами.
  4. Моделирование – создание своего нового образа на основе имеющихся характеристик.
  5. Осознание противоположностей – видение имеющихся качеств и тех, которыми он хотел бы обладать. Если человек научится видеть в своих качествах, которые ранее воспринимал исключительно негативно, еще и позитивные явления, тогда он будет относиться к ним менее критично, что сделает его сильнее.

Для самопознания можно воспользоваться услугами психолога, который станет объективным наблюдателем.

Итог

Чтобы что-либо изменить в своей жизни, нужно знать, что именно менять. А пока человек боится взглянуть на себя, он будет направлять силы, чтобы изменить окружающих людей или мир в целом, что абсолютно невозможно и даже бессмысленно.

Обществознание, профильный уровень

Урок 67-69

САМОПОЗНАНИЕ И САМООЦЕНКА

Д.З: § 27, ?? (с.286), задания (с.286-287),

повторить § 21-27 по?? (с.288-290)

© ред. А.И. Колмаков


  • содействовать пониманию соотношения самопознания и самооценки;
  • продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать: характеризовать процесс самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности, определить трудности познания человеком самого себя.
  • Уметь: работать с документами, выступать публично, участвовать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  • самосознание;
  • самопознание;
  • самооценка;
  • Я-образ;
  • Я-концеция;
  • идентичность .

Изучение нового материала

  • Самосознание и его роль в развитии личности.
  • Трудности познания человеком самого себя.

Вспомните. Каковы ступени познания человеком мира? Что такое субъект и объект познавательной деятельности?


Один человек проснулся ночью, так как замёрз.

Он пошёл к дому соседа и начал стучать в дверь.

Ему открыли дверь и спросили, что нужно.

Человек сказал:

- Я замёрз. Не могли бы вы дать мне огня?

Сосед ответил:

- Что такое с вами? Вы встаёте ночью, идёте сюда, будите всех нас – а в руках у вас зажжённый факел.


Закончите стихотворение:

Я знаю, как на мёд садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, всё губя.

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не ……..

СЕБЯ


Докажите эту фразу:

Каждый из нас уникален,

неповторим?


Внутренний мир человека

Что это такое?

Как вы понимаете?


Развитие взглядов на самопознание

Человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами.

Самосознание – необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.

Выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.


Определите и соотнесите понятия (см. учебник)

  • Самосознание
  • Самопознание
  • Самореализация

Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем.

Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самооценка - отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей.


«Я» и окружающий мир

  • Жизнь – непрерывный, зачастую неосознанный процесс самопознания.
  • Ребенок выделяет себя из окружающего мира с 7-8 месяцев.

Процесс самопознания

(эмоциональное отношение к собственному Я)

Процесс самопознания –это путь от «Я - неизвестного» к «Я - открытому»

(целостный образ)

(человек отличает себя от внешнего мира)


Фазы самопознания и самооценки

Пассивная фаза

Активная фаза

3-8 мес.

12-15 лет,

«рассвет»

познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я эпизодическое

Фаза падения

активности

20-30 лет (творчество)

большее внимание уделяется внешнему образу, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке

60-70 лет, … конец жизни

внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации

мудрец - считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное

35-55 лет – рождение опыта, обретение смысла жизни,

осмысление




1. Осознайте, что высокая самооценка и уверенность в себе – это жизненное преимущество.

2. Ведите дневник успеха! Каждый день записывайте хотя бы 5 вещей, которые удались вам «на отлично».

3. Сделайте над собой усилие и начните заниматься чем-нибудь, что полезно и требует твердой воли.

4. Никогда не оправдывайтесь, особенно – перед собой. Скажите просто: ну да, может, тут и есть моя вина, ну что теперь, расстреляйте меня;)))

5. Не откладывайте дела!!! Задумали что-то – приступайте к делу сразу.

6. Не ищите подтверждений своей «крутости» искусственно. Не придумывайте себе испытаний. Делайте дело! Просто делайте то, что нужно и полезно.

7. Не заставляйте себя быть идеальным во всем. Что-то можно сделать не на отлично. Расслабьтесь!




Отличия самопознания от других видов познания:

  • направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;
  • в отличие от научного познания, как и в социальном познании присутствует субъективность;
  • большое значение в познании собственного Я имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.
  • в отличие от других видов познания присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию);
  • сложность проблемы состоит в том, что субъект и объект совпадают, поэтому сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе

  • Система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».
  • Я» - концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Когнитивная (осознанная) составляющая - это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.

Оценочная - это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.

Поведенческая - это то, как человек в действительности поступает.


Я личностное

Я умственное

Я физическое

Я социальное

Я перспективное

«Я» - концепция

Человек


«Я» - концепция

По временной отнесенности можно выделить:

  • «Я»-настоящее
  • «Я»-прошлое
  • «Я»-будущее.

«Я» - концепция

«Я»-физическое

  • «Я»-умственное
  • «Я»-эмоциональное
  • «Я»-социальное.

«Я» - концепция

По источнику информации: разные зеркальные «Я» –

«Я» глазами родителей, друзей и т.п.


Идентичность (англ. i dentity ) - свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе - политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.


  • осознание временной протяженности собственного существования;
  • идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе;
  • определение степени своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности.(пол, национальность, социальный строй и т. д.)

Три измерения подростковой идентичности:

  • описание себя через принадлежность к определенной категории людей и через предпочитаемые виды деятельности и вкусы (я ученик, я любитель современной музыки и т. п.);
  • описание, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой - личностных черт (я россиянин, я смелый, я решительный);
  • характеристики личности, социально одобряемые и не одобряемые (я не люблю подлецов, я стараюсь быть честным).

Четыре варианта обретения идентичности у подростков

  • Диффузная идентичность - отсутствие у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора;
  • Предрешенная идентичность - подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих;
  • Отложенная -подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее;
  • Реализованная идентичность - подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно


Проверь себя

(см. документ, с.184)

1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы.

2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность?

3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви?

4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.


Проверь себя

1) Какие этапы самопознания можно выделить? Чем они различаются между собой?

3) Какие факторы влияют на самооценку личности? Как повысить самооценку?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Источники

  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
  • Хамитова Гульнара Равильевна