Аксессуары

Приспособленность рыб к жизни в воде во внешнем и внутреннем строении, размножении. Как человек использует знания о жизнедеятельности рыб для их искусственного разведения? О жизни рыб

Поразительное разнообразие форм и размеров рыб объясняется долгой историей их развития и высокой приспособляемостью к условиям существования.

Первые рыбы появились несколько сот миллионов лет назад. Ныне существующие рыбы мало похожи на своих предков, но в форме тела и плавников есть определенное сходство, хотя тело многих первобытных рыб было покрыто крепким костным панцирем, а сильно развитые грудные плавники напоминали крылья.

Древнейшие рыбы вымерли, оставив свои следы лишь в виде окаменелостей. По этим окаменелостям мы и строим догадки, предположения о предках наших рыб.

Еще труднее говорить о предках рыб, не оставивших никаких следов. Были и такие рыбы, которые не имели ни костей, ни чешуи, ни панцирей. Подобные рыбы и сейчас есть. Это миноги. Их называют рыбами, хотя они, по выражению знаменитого ученого Л. С. Берга, отличаются от рыб, как ящерицы от птиц. Миноги не имеют костей, носовое отверстие у них одно, кишечник похож на простую прямую трубку, рот в виде круглой присоски. В прошлые тысячелетия миног и родственных им рыб было много, но они постепенно вымирают, уступая место более приспособленным.

Акулы - также рыбы древнейшего происхождения. Предки их жили более 360 миллионов лет назад. Внутренний скелет акул хрящевой, но на теле есть твердые образования в виде шипов (зубов). У осетровых строение тела более совершенно- на теле пять рядов костяных жучек, в головном отделе есть кости.

По многочисленным окаменелостям древних рыб можно проследить, как развивалось и изменялось строение их тела. Однако нельзя считать, что одна группа рыб непосредственно обращалась в другую. Было бы грубейшей ошибкой утверждать, что от акул произошли осетровые, от осетровых - костистые. Нельзя забывать, что, кроме названных рыб, существовало громадное множество других, которые, не сумев приспособиться к условиям окружавшей их природы, вымерли.

Современные рыбы тоже приспосабливаются к природным условиям, и в процессе этого медленно, подчас незаметно, изменяется их образ жизни и строение тела.

Удивительный пример высокой приспособляемости к окружающим условиям представляют двоякодышащие рыбы. Обычные рыбы дышат жабрами, состоящими из жаберных дужек с прикрепленными к ним жаберными тычинками и жаберными лепестками. Двоякодышащие же рыбы могут дышать и жабрами, и «легкими» - своеобразно устроенными плавательными и впадает в спячку. В таком сухом гнезде удавалось перевозить протоптерусов из Африки в Европу.

Лепидосирен населяет заболоченные водоемы Южной Америки. Когда водоемы в засуху, длящуюся с августа по сентябрь, остаются без воды, лепидосирен, подобно протоптерусу, зарывается в ил, впадает в оцепенение, и его жизнь поддерживается пузырями. Пузырь-легкое двоякодышащих изобилует складками и перегородками с множеством кровеносных сосудов. Он напоминает легкое земноводных.

Чем объяснить такое строение дыхательного аппарата у двоякодышащих? Эти рыбы живут в мелких водоемах, которые на довольно длительное время высыхают и настолько беднеют кислородом, что дыхание жабрами становится невозможным. Тогда обитатели этих водоемов - двоякодышащие рыбы - переключаются на дыхание легкими, заглатывая наружный воздух. При полном высыхании водоема они зарываются в ил и там переживают засуху.

Двоякодышащих осталось очень мало: один род в Африке (протоптерус), другой - в Америке (лепидосирен) и третий - в Австралии (неоцератод, или чешуйчатник).

Протоптерус населяет пресные водоемы Центральной Африки и имеют длину до 2 метров. В засушливый период он зарывается в ил, образуя вокруг себя камеру («кокон») из глины, довольствуясь ничтожным количеством проникающего сюда воздуха. Лепидосирен- крупная рыба, достигающая 1 метра длины.

Австралийский чешуйчатник несколько больше лепидосирена, обитает в тиховодных речках, сильно заросших водной растительностью. При низком уровне воды (в засушливое в ремя) в речке начинает гнить трава, кислород в воде почти исчезает, тогда чешуйчатник переходит на дыхание атмосферным воздухом.

Все перечисленные двоякодышащие рыбы употребляются местным населением в пищу.

Каждая биологическая особенность имеет какое-то значение в жизни рыбы. Каких только придатков и приспособлений нет у рыб для защиты, запугивания, нападения! Замечательное приспособление имеет маленькая рыбка горчак. Ко времени размножения у самки горчака вырастает длинная трубка, через которую она откладывает икру в полость двустворчатой ракушки, где икра и будет развиваться. Это похоже на повадки кукушки, подкидывающей свои яйца в чужие гнезда. Не так легко достать икру горчака из твердых и острых створок ракушки. А горчак, свалив заботу на других, торопится убрать свое хитрое приспособление и снова гуляет на вольном просторе.

У рыб летучек, способных подниматься над водой и совершать полеты на довольно большие расстояния, иногда до 100 метров, грудные плавники стали похожи на крылья. Напуганные рыбы выскакивают из воды, расправляют свои плавники-крылья и несутся над морем. Но воздушная прогулка может окончиться весьма печально: на летучек часто нападают хищные птицы.

Водятся летучки в умеренных и тропических частях Атлантического океана и в Средиземном море. Величина их до 50 сантиметро в.

Еще более приспособлены к полетам долгоперы, живущие в тропических морях; один вид встречается и в Средиземном море. Долгоперы похожи на сельдей: голова острая, тело продолговатое, размер 25-30 сантиметров. Грудные плавники очень длинные. Долгоперы имеют огромные плавательные пузыри (длина пузыря составляет более половины длины тела). Это приспособление помогает рыбе держаться в воздухе. Долгоперы могут летать на расстояния, превышающие 250 метров. При полете плавники долгоперов, по-видимому, не делают взмахов, а выполняют роль парашюта. Полет рыбы похож на полет бумажного голубя, которого часто запускают дети.

Замечательны и рыбки прыгуны. Если у летучих рыб грудные плавники приспособлены к летанию, то у прыгунов они приспособлены к прыганию. Маленькие рыбки прыгуны (их длина не более 15 сантиметров), обитающие в прибрежных водах главным образом Индийского океана, могут на довольно продолжительное время оставлять воду и добывать себе пищу (преимущественно насекомых), прыгая по суше и даже забираясь на деревья.

Грудные плавники у прыгунов, как крепкие лапы. Кроме того, у прыгунов есть и другая особенность: глаза, помещенные на головных выростах, обладают подвижностью и могут видеть в воде и в воздухе. Во время сухопутного путешествия рыбе плотно прикрывает жаберные крышки и этим защищает жабры от высыхания.

Не менее интересен ползун, или анабас. Это небольшая (до 20 сантиметров) рыбка, обитающая в пресных водах Индии. Главная особенность ее состоит в том, что она может уползать по суше на далекое расстояние от воды.

У ползунов имеется особый наджаберный аппарат, которым рыба пользуется при дыхании воздухом в тех случаях, когда в воде недостаточно кислорода или когда она перебирается по суше из одного водоема в другой.

Аквариумные рыбки макроподы, бойцовые рыбки и другие также имеют подобный наджаберный аппарат.

У некоторых рыб есть светящиеся органы, позволяющие им быстрей находить пищу в темных глубинах морей. Светящиеся органы, своего рода фары, у одних рыб расположены около глаз, у других - на кончиках длинных отростков головы а у третьих сами глаза излучают свет. Изумительное свойство - глаза и освещают и видят! Есть рыбы, излучающие свет всем телом.

В тропических морях, а изредка и в водах дальневосточного Приморья можно встретить занятную рыбу прилипало. Почему такое название? Потому что эта рыба способна присасываться, прилипать к другим предметам. На голове большая присоска, при помощи которой прилипало присасывается к рыбам.

Мало того, что прилипало пользуется даровым транспортом, рыба к тому же получает и «бесплатный» обед, питаясь остатками стола своих возниц. Вознице, конечно, не очень приятно путешествовать с таким «седоком» (длина прилипала достигает 60 сантиметров), но и освободиться от него не так просто: рыба присасывается накрепко.

Береговые жители используют эту способность прилипала для ловли черепах. К хвосту прилипала привязывают шнур и пускают рыбу на черепаху. Прилипало быстро присасывается к черепахе, и рыбак поднимает прилипало вместе с добычей в лодку.

В пресных водах бассейнов тропической части Индийского и Тихого океанов живут небольшие рыбы брызгуны. Немцы называют еще удачнее - «шютценфиш», что значит стрелок-рыба. Брызгун, плавая у берега, замечает сидящее на прибрежной или водной траве насекомое, набирает в рот воды и пускает струю в свое «промысловое» животное. Как же не назвать брызгуна стрелком?

Некоторые рыбы обладают электрическими органами. Известен американский электрический сом. В тропических частях океанов живет электрический скат. Электрические удары eго могут сбить с ног взрослого человека; мелкие же водные животные часто погибают от ударов этого ската. Электрический скат - Iдовольно крупное животное: до 1,5 метра в длину и до 1 метров ширину.

Сильные электрические удары способен наносить и электрический угорь, достигающий 2 метров в длину. В одной немецкой книге изображены взбесившиеся лошади, которые подвергли»!в воде нападению электрических угрей, хотя здесь ь немалejдоля фантазии художника.

Все перечисленные и многие другие особенности рыб выработаны в течение тысячелетий как необходимые средства приспособления к жизни в водной среде.

Не всегда так просто объяснить, для чего нужно то или иное приспособление. Зачем, например, сазану крепкий пильчатый луч плавника, если он способствует запутыванию рыбы в сети! Для чего нужны такие длинные хвосты широкороту и свистульке? Несомненно, что это имеет свой биологический смысл, но не все загадки природы нами разгаданы. Мы привели очень малое количество любопытных примеров, но все они убеждают в целесообразности различных приспособлений животных.

У камбалы оба глаза находятся на одной стороне плоского тела - на той, которая противоположна дну водоема. Но родятся, выходят из икринок, камбалы с иным расположением глаз - по одному на каждой стороне. У личинок и мальков камбалы тело еще цилиндрическое, а не плоское, как у взрослой рыбы. Рыбка ложится на дно, там растет, и ее глаз с придонной стороны постепенно переходит на верхнюю сторону, на которой в конце концов оказываются оба глаза. Удивительно, но понятно.

Развитие и превращение угря тоже удивительно, но менее понятно. Угорь, прежде чем приобрести свойственную ему змееобразную форму, претерпевает несколько превращений. Сначала он имеет вид червячка, потом приобретает форму древесного листика и, наконец, обычную форму цилиндра.

У взрослого угря жаберные щели очень малы и плотно прикрываются. Целесообразность этого приспособления в том, что плотно прикрытые. жабры обсыхают значительно медленнее а с увлажненными жабрами угорь долго может оставаться живым и без воды. В народе даже существует довольно правдоподобное поверье, что угорь ползает по полям.

На наших глазах происходят изменения многих рыб. Потомство крупных карасей (весом до 3-4 килограммов), пересаженное из озера в небольшой малокормный пруд, плохо растет, и взрослые рыбы имеют вид «карликов». Значит, приспособляемость рыб тесно связана с высокой изменчивостью.

И,Правдин "Рассказ о жизни рыб"

Открытый урок по биологии в 7 классе

Тема: «Надкласс Рыбы. Приспособления рыб к водной среде обитания»

Цель: Раскрыть особенности внутреннего и внешнего строения рыб в связи со средой обитания, показать многообразие рыб, определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, указать необходимые меры по охране рыбных богатств.

Методическая цель: использование ИКТ - как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Цели урока:

    Обучающие: сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.

    Развивающие: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.

    Воспитательные: воспитание трудолюбия, самостоятельности и уважения при работе в парах и группах.

Задачи: 1) Познакомить учащихся с чертами строения рыб.

2) Продолжить формирование умений наблюдать за живыми

Организмами, работать с текстом учебника, воспринимать

Учебную информацию с помощью мультимедийной презентации и видео.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,

План урока:

    Организационный момент

    Вызов интереса

    Постановка целей.

    Изучение новой темы

Операционно-познавательный

    Рефлексия

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный.

2 мин

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места к занятию, создает благоприятную непринужденную обстановку.

Делит на группы

Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов

для работы на занятие.

Делятся на группы

2. Вызов интереса

3 мин

Игра “Черный ящик”

1. Существуют сведения, что разведением этих животных занимались еще в Древнем Египте более четырех тысяч лет назад. В Месопотамии содержали их в прудах.

Держали в Древнем Риме и Греции.

В Европе впервые появились только в XVII в.

В Россию впервые попали из Китая в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь велел посадить их в хрустальные чащи.

В хороших условиях содержания может дожить до 50 лет.

Сказочный персонаж, исполняющий желания.

2. Есть такой знак зодиака

Учитель: -Так с кем мы познакомимся сегодня на уроке?

Ученики после каждого вопроса предлагают ответы.

Ученики: - золотая рыбка.

И постанавливают тему урока.

3.Постановка целей

Цель: активизировать познавательный интерес к изучаемой теме.

1) Познакомимся с чертами строения рыб.

2) Продолжим формирование умений наблюдать за живыми организмами, работать с текстом учебника, воспринимать

1) Изучат черты строения рыб.

2) Будут работать с текстом учебника, воспринимать

учебную информацию с помощью мультимедийной презентации.

4. Изучение новой темы.

Операционно-познавательный.

Цель: используя различные формы и приемы работы сформировать знание о внешнем и внутреннем строении рыб

15 мин

Ребята сегодня мы с вами познакомимся с самыми древними позвоночными животными. Надкласс рыбы. Это самый многочисленный класс Хордовых. Насчитывается около 20 тыс. видов. Раздел Зоологии, изучающий рыб, называется ИХТИОЛОГИЯ.

I стадия – Вызов (мотивация).

Учитель: Иногда о человеке говорят: «Чувствует себя как рыба в воде». Как вы понимаете это выражение?

Учитель: А почему рыбе хорошо в воде?

Учитель: В чем выражается приспособленность рыб к водной среде обитания? Это мы узнаем в течение сегодняшнего урока.

II стадия – содержание.

Какие Особенности водной среды обитания мы можем назвать:

1 задание. Посмотреть видео фрагмент.

С Помощью учебника и дополнительного текста, применив прием «Фишбоун» опишите приспособление рыб к обитанию в водной среде.

Слушают

Предполагаемые ответы учащихся (значит ему хорошо, комфортно, у него все получается).

(Она приспособлена к жизни в воде).

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

Большая плотность воды затрудняет активное передвижение.

Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину.

Ограниченное количество кислорода.

Вода – растворитель (соли, газы).

Тепловодность (температурный режим более мягкий чем на суше).

Прозрачность.Текучесть.

Вывод : приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, плавно переходящих органах тела, покровительственной окраске, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (боковая линия), органов передвижения (плавников).

- Какова форма тела рыбы и как она приспособлена к среде обитания?

Дополнение учителя. Человек устраивает для своего передвижения в воде, заостряя носы своих лодок и кораблей, а при постройке подводных лодок придает им веретеновидную, обтекаемую форму рыбьего тела). Форма тела может быть различной шаровидной (рыба-еж), плоской (скат, камбала), змеевидной (угри, мурены).

В чем особенности покровов тела рыбы?

Каково значение слизистой пленки на поверхности рыбы?

Дополнение учителя. Эта слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ (гормон страха)

ЧТО ТАКОЕ «ВЕЩЕСТВО СТРАХА»
В 1941 году Нобелевский лауреат Карл фон Фриш (Karl von Frisch), изучая поведение рыб, обнаружил, что когда щука хватает гольяна, то из ран на его коже в воду попадает какое-то вещество, которое у других гольянов вызывает реакцию испуга: они сначала бросаются врассыпную, а потом сбиваются в плотную стайку и на какое-то время прекращают кормиться.

В современной научной литературе вместо словосочетания «вещество страха» чаще можно встретить термин «феромон тревоги». Вообще, феромоны - это такие вещества, которые, будучи выделенными во внешнюю среду одной особью, вызывают у других особей какую-то определенную поведенческую реакцию.

У рыб хранилищем феромона тревоги служат специальные клетки, расположенные в самом верхнем слое кожи. Они очень многочисленны и у некоторых рыб могут занимать больше 25% всего объема кожи. Клетки эти не имеют никаких связей с внешней средой, так что их содержимое может попасть в воду только в одном случае - если кожа рыбы получает какое-то повреждение.
В наибольшем количестве клетки феромона тревоги сосредоточены на передней части тела рыбы, в том числе и на голове. Чем дальше назад, к хвостовой части тела, тем клеток с феромоном меньше.

Каковы особенности окраски рыбы?

Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата.

Что такое боковая линия и каково ее значение?

Составление общего Фишбоуна у доски .

Рыба плавает в воде быстро и проворно; она легко разрезает воду благодаря тому, что тело ее имеет обтекаемую форму (в виде веретена), более или менее сжатого с боков.

Снижение трения воды

Тело рыб большей частью покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи (как у нас ногти) , а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть концентрические линии, напоминающие годичные кольца на срезах дерева. По наростам концентрических полос можно определить возраст чешуи, а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью.

Окраска тела. У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу.

Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.

Боковая линия. С помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями.

ФИЗ. МИНУТКА

Цель: сохранения здоровья.

3 мин

Делают упражнения.

12 мин

Какие еще приспособления есть у рыбы для жизни в воде?

Для этого вы будете работать в малых группах. У вас на столах есть дополнительный материал. Вы должны прочитать текстовый материал, ответить на вопросы и указать на рисунке особенности строения рыбы.

Раздает задание каждой группе:

«1. Прочитайте текст.

2. Рассмотрите рисунок.

3. Ответьте на вопросы.

4. Укажите на рисунке особенности строения рыбы».

Группа 1. Органы передвижения рыбы.

2. Как они работают?

Группа 2. Дыхательная система рыбы.

Группа 3. Органы чувств рыбы.

1. Какие органы чувств есть у рыбы?

2. Зачем нужны органы чувств?

Ученики организуют поиск и обмен идеями через диалог. Организуется работа по заполнению рисунка.

4. Рефлексивно-оценочный.

Цель: определение уровня знаний полученных на уроке.

7 мин

Задание «Рыбалка»

1. Из каких отделов состоит тело рыбы?

2. С помощью какого органа рыба воспринимает течение воды?

3. Какие черты строения рыбы помогают ей преодолеть сопротивление воды?

4. Есть ли у рыбы паспорт?

5. Где у рыбы находится вещество страха?

6. Почему у многих рыб светлое брюхо и темная спина?

7. Как называется раздел зоологии, который изучает рыб?

8. Почему камбала и скат имеют плоскую форму тела?

9. Почему рыбы не могут дышать на суше?

10. Какие органы чувств есть у рыб?

11. Какие плавники рыб парные? Какие плавники рыб не парные?

12. Какие плавники рыба использует как весла?

Каждая команда выбирает рыбку и отвечает на вопросы.

3 мин

На доске вывешивается рисунок рыбы. Учитель предлагает оценить сегодняшний урок, что нового узнал и т.п.

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я научился…

5. Меня удивило…

6. Мне захотелось…

На разноцветных стикерах дети пишут то, что им больше всего понравилось на уроке, что нового они узнали и приклеивают их на рыбку в виде чешуи.

5. Домашнее задание.

Описать внутреннее строение рыбы.

Составить кроссворд.

Записывают домашнее задание в дневник.

Группа 1. Опорно-двигательная система рыбы.

1. Какие органы являются органами передвижения рыбы?

2. Как они работают?

3. На какие группы их можно разделить?

Плавник - это особый орган, необходимый для координации и управления процессом движения рыб в воде. Каждый плавник состоит из тонкой кожистой перепонки, которая при расправлении плавника натягивается между костными плавниковыми лучами и увеличивает тем самым саму поверхность плавника.

Число плавников у различных видов может быть разным, а сами плавники могут быть парными и непарными.

У речного окуня непарные плавники расположены на спине (их 2 - большой и малый), на хвосте (большой двухлопастный хвостовой плавник) и на нижней стороне тела (так называемый анальный плавник).

Парными являются грудные плавники (это передняя пара конечностей), а также брюшные плавники (задняя пара конечностей).

Хвостовой плавник играет важную роль в процессе движения вперед, парные необходимы для поворотов, остановки и сохранении равновесия, спинной и анальный помогают окуню сохранять равновесие во время движения и при резких поворотах.

Группа 2. Дыхательная система рыбы.

Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.

Укажите на рисунке особенности строения рыбы.

1. Какие органы составляют дыхательную систему рыбы?

2. Какое строение имеют жабры?

3. Как происходит дыхание у рыбы? Почему рыбы не могут дышать на суше?


Основным органом дыхания рыбы являются жабры. Косная основа жабры - жаберная дуга.

Газообмен происходит в жаберных лепестках, имеющих множество капилляров.

Жаберные тычинки «процеживают» поступающую воду.

Жабры имеют 3- 4жаберные дуги. На каждой дуге имеются с одной стороны ярко-красные жаберные лепестки , а с другой - жаберные тычинки . Снаружи жабры прикрыты жаберными крышками . Между дугами видны жаберные щели, которые ведут к глотке. Из глотки, захваченная ртом, вода омывает жабры. Когда рыба прижимает жаберные крышки, вода через рот поступает к жаберным щелям. Растворенный в воде кислород поступает в кровь. Когда рыба поднимает жаберные крышки, вода выталкивается через жаберные щели. Из крови в воду выходит углекислый газ.

Рыбы не могут находиться на суше, потому что жаберные пластинки слипаются между собой и воздух не поступает в жаберные щели.

Группа 3. Органы чувств рыбы.

Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.

Укажите на рисунке особенности строения рыбы.

1. Какие органы составляют нервную систему рыбы?

2. Какие органы чувств есть у рыбы?

3. Зачем нужны органы чувств?

У рыбы есть органы чувств, которые позволяют рыбам хорошо ориентироваться в окружающей среде.

1. Зрение – глаза - различает форму и цвет предметов

2. Слух – внутреннее ухо – слышит шаги человека, идущего по берегу, звон колокольчика, выстрел.

3. Обоняние – ноздри

4. Осязания – усики.

5. Вкус – чувствительные клетки – по всей поверхности тела.

6. Боковая линия – линия вдоль всего тела - воспринимает направление и силу тока воды. Благодаря боковой линии даже ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу.

По бокам тела в чешуе видна боковая линия – своеобразный орган чувств у рыб. Он представляет собой канал, лежащий в коже и имеющий множество рецепторов, воспринимающих давление и силу течения воды, электромагнитные поля живых организмов, а также неподвижные предметы за счет волн отходящих от них. Поэтому в мутной воде и даже в полной темноте рыбы прекрасно ориентируются и не натыкаются на подводные объекты. Кроме органа боковой линии у рыб имеются органы чувств, расположенные на голове. В передней части головы находится рот, которым рыба захватывает пищу и втягивает воду, необходимую для дыхания. Выше рта расположены ноздри – орган обоняния, с помощью которого рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. По бокам головы находятся глаза, довольно большие с плоской поверхностью – роговицей. За ней скрыт хрусталик. Рыбы видят на близком расстоянии и хорошо различают цвета. На поверхности головы рыбы не видно ушей, но это не значит, что рыбы не слышат. У них есть внутреннее ухо в черепе, что позволяет им слышать звуки. Рядом расположен орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела и не переворачивается.

Глубоководные рыбы считаются одними из самых удивительных существ на планете. Их уникальность объясняется в первую очередь суровыми условиями существования. Именно поэтому глубины мирового океана, а особенно глубоководные впадины и желоба, заселены совсем не густо.

и их приспособления к условиям существования

Как уже упоминалось, глубины океанов заселены не так густо, как, скажем верхние слои воды. И на это есть свои причины. Дело в том, что с глубиной изменяются условия существования, а, значит, организмы должны иметь некоторые приспособления.

  1. Жизнь в темноте. С глубиной количество света резко уменьшается. Считается, что максимальное расстояние, которое проходит солнечный луч в воде, составляет 1000 метров. Ниже этого уровня никаких следов света не обнаружено. Поэтому глубоководные рыбы приспособлены к жизни в полнейшем мраке. Некоторые виды рыб вообще не имеют функционирующих глаз. Глаза других представителей, наоборот, развиты очень сильно, что дает возможность улавливать даже самые слабые световые волны. Еще одно интересное приспособление — это люминесцентные органы, которые могут светиться, используя энергию химических реакций. Такой свет не только облегчает передвижение, но и приманивает потенциальную добычу.
  2. Высокое давление. Еще одна особенность глубоководного существования. Именно поэтому внутреннее давление у таких рыб намного выше, чем у их мелководных родственников.
  3. Низкая температура. С глубиной температура воды значительно снижается, поэтому рыбы приспособлены к жизни в такой среде.
  4. Отсутствие пищи. Поскольку разнообразие видов и количество организмов с глубиной уменьшается, то и пищи, соответственно, остается очень мало. Поэтому глубоководные рыбы имеют сверхчувствительные органы слуха и осязания. Это дает им возможность обнаруживать потенциальную добычу на большом расстоянии, которое в некоторых случаях измеряется километрами. Кстати, такое приспособление дает возможность быстро скрыться от более крупного хищника.

Можно увидеть, что рыбы, живущие в глубинах океана, - действительно уникальные организмы. На самом деле огромная площадь мирового океана все еще остается неисследованной. Именно поэтому точное количество видов глубоководных рыб неизвестно.

Разнообразие рыб, живущих в водных глубинах

Хотя современным ученым известна только малая часть населения глубин, есть сведения о некоторых весьма экзотических жителях океана.

Батизаурусы — самые глубоководные рыбы-хищники, обитающие на глубине от 600 до 3500 м. Живут они на территории тропических и субтропических водных просторов. Эта рыба имеет почти прозрачную кожу, большие, хорошо развитые сенсорные органы, а ее ротовая полость усеяна острыми зубами (даже ткани неба и языка). Представители этого вида являются гермафродитами.

Рыба-гадюка — еще один уникальный представитель подводных глубин. Обитает она на глубине 2800 метров. Именно этими видами заселена глубина Основная особенность животного — это огромные клыки, которые чем-то напоминают ядовитые зубы змей. Этот вид приспособлен к существованию без постоянного питания — желудки рыб так растягиваются, что они могут целиком проглотить живое существо намного крупнее их самих. А на хвосте у рыб имеется специфических светящийся орган, с помощью которого они и выманивают добычу.

Морской черт — довольно неприятное на вид существо с огромными челюстями, небольшим телом и слабо развитой мускулатурой. Обитает на Поскольку активно охотиться эта рыба не может, у нее выработались специальные приспособления. имеет специальный светящийся орган, которые выделяет определенные химические вещества. Потенциальная добыча реагирует на свет, подплывает, после чего хищник проглатывает ее полностью.

На самом деле глубин гораздо больше, но об их образе жизни известно не так уж много. Дело в том, что большинство из них может существовать только при определенных условиях, в частности, при высоком давлении. Поэтому извлечь и изучить их не представляется возможным — при подъеме в верхние слои воды они попросту гибнут.

Условия жизни в различных областях пресных вод, в особенности же в море, накладывают резкую печать на обитающих в этих областях рыб.
Рыбы могут быть разделены на рыб морских, проходных, полупроходных, или приустьевых, рыб солоноватой воды и пресноводных. Уже значительные различия в солености имеют значение для распространения отдельных видов. То же самое и различия в остальных свойствах воды: температура, освещение, глубина и т. д. Форель требует иной воды, нежели усач или сазан; линь и карась держатся и в таких водоемах, где окунь жить не может из-за слишком теплой и мутной воды; жерех требует чистой текучей воды с быстрыми перекатами, а щука может держаться и в заросшей травой стоячей воде. Наши озера в зависимости от условий существования в них могут быть различаемы как судаковые, лещевые, карасевые и т. д. Внутри более или менее больших озер и рек мы можем отметить различные зоны: береговую, открытой воды и придонную, характеризуемые разными рыбами. Рыбы одной зоны могут заходить в другую зону, по в каждой зоне преобладает тот или иной видовой состав. Более всего богата прибрежная зона. Обилие растительности, следовательно, пищи, делает эту зону благоприятной для многих рыб; здесь они кормятся, здесь мечут акру. Распределение рыб по зонам играет большую роль в рыболовстве. Например, налим (Lota lota) является придонной рыбой, и его ловят со дна вентерями, но не плавными сетями, которыми ловят жереха и т. д. Большинство сигов (Coregonus) питается мелкими планктонными организмами, главным образом ракообразными. Поэтому их местообитание зависит от передвижения планктона. Зимой они уходят вслед за последним па глубину, весной же поднимаются па поверхность. В Швейцарии биологами были указаны места, где зимой держатся планктонные ракообразные, и здесь возник после этого сиговый промысел; на Байкале омуля (Coregonus migratorius) ловят сетями зимой па глубине 400-600 м.
Более резко выражено разграничение па зоны в море. Море по условиям жизни, которые оно предоставляет для организмов может быть разделено па три зоны: 1) литоральную, или береговую; 2) пелагическую, или зону открытого моря; 3) абиссальную, или глубинную. Так называемая сублиторальная зона, составляющая переход от береговой к глубинной, обнаруживает уже все признаки последней. Границей их служит глубина в 360 м. Береговая зона начинается от берега и простирается до вертикальной плоскости, ограничивающей область глубже 350 м. Зона открытого моря будет кнаружи от этой плоскости и кверху от другой плоскости, лежащей горизонтально на глубине 350 м Глубинная зона будет находиться внизу от этой последней (рис. 186).


Для всякой жизни имеет огромное значение свет. Так как вода пропускает лучи солнца слабо, то в воде на известной глубине создаются условия существования, неблагоприятные для жизни. По силе освещения различают, как указано выше, три световых зоны: эйфотическую, дисфотическую и афотическую.
У берегов тесно перемешаны свободно плавающие и придонные формы. Здесь находится колыбель морских животных, отсюда возникают неуклюжие обитатели дна и проворные пловцы открытого моря. Таким образом, у берегов мы встретим довольно разнообратную смесь типов. Зато условия жизни в открытом море и на глубинах очень различны, и типы животных, в частности, рыб, в этих зонах весьма не похожи друг на друга. Всех животных, которые живут па дне моря, мы называем одним именем: бентос. Сюда относятся ползающие но дну, лежащие на дне, роющиеся формы (подвижный бентос) и сидячие формы (сидячий бентос: кораллы, актинии, трубчатые черви и т. д.).
Te организмы, которые могут свободно плавать, мы называем пектоном. Третья группа организмов, лишенная или почти лишенная способности передвигаться активно, цепляющаяся за водоросли или беспомощно носимая по ветру или течениями, называется планктолом. Среди рыб мы имеем формы, относящиеся ко всем трем группам организмов.
Нелагические ры6ы - нектон и планктон. Организмы, живущие в воде независимо от дна, не связанные с ним, называются нелагическими. К этой группе относятся организмы как живущие на поверхности моря, так и в более глубоких слоях его; организмы, активно плавающие (нектон), и организмы, носимые ветром и течениями (планктон). Глубоко живущие пелагические животные носят название батинелагических.
Условия жизни в открытом море характеризуются прежде всего тем, что здесь нет прибоя, и животным нет необходимости вырабатывать приспособления для удержания на дне. Хищнику здесь негде прятаться, подстерегая добычу, последней негде укрыться от хищников. И те и другие должны полагаться главным образом на собственную быстроту. Большинство рыб открытого моря являются поэтому отличными пловцами. Это - во-первых; во-вторых, окраска морской воды, синяя и в проходящем и в падающем свете оказывает влияние и на окраску пелагических организмов вообще и рыб в частности.
Приспособления рыб нектона к передвижению бывают различны. Мы можем различить несколько типов нектонных рыб.
Во всех этих типах способность к быстрому плаванию достигается различными способами.
Тип веретенообразный, или торпедообразный. Орган движения - хвостовой отдел тела. Примером этого типа могут служить: сельдевая акула (Lamna cornubica), макрель (Scomber scomber), лосось (Salmo salar), сельдь (Clupea harengus), треска (Gadus morrhua).
Тип лентообразный. Движения происходят при помощи змеевидных движений сжатого с боков, длинного лентообразного тела. Большей частью - обитатели довольно больших глубин. Пример: сельдяной король, или ремень-рыба (Regalecus banksii).
Тип стрелообразный. Тело вытянуто, рыло заострено, крепкие непарные плавники отнесены назад и расположены в виде оперения стрелы, составляя одно целое с хвостовым плавником. Пример: сарган обыкновенный (Belone belone).
Тип парусообразный. Рыло вытянуто, непарные плавники и общий вид как у предыдущего, передний спинной плавник сильно увеличен и может служить парусом. Пример: парусник (Histiophorus gladius, рис. 187). Сюда же принадлежит и меч-рыба (Xiphias gladius).


Рыба по существу своему - животное, активно плавающее, Поэтому настоящих планктонных форм среди yих нет. Ми можем различить следующие типы приближающихся к планктону рыб.
Тип игловидный. Активные движения ослаблены, совершаются при помощи быстрых изгибов тела или же - ундулирующих движений спинного и анального плавников. Пример: пелагическая игла-рыба (Syngnathus pelagicus) Саргассова моря.
Тип сдавленно-симметричный. Тело высокое. Спинной и анальный плавники расположены друг против друга, высоки. Брюшных плавников большей частью нет. Движения очень ограничены. Пример: луна-рыба (Mola mola). У этой рыбы отсутствует и хвостовой плавник.
Активных движений он не производит, мускулатура в значительной мере атрофирована.
Тип шаровидный. Тело шаровидно. Тело может у некоторых рыб надуваться благодаря заглатыванию воздуха. Пример: еж-рыба (Diodon) или глубоководный меланоцет (Melanocetus) (рис. 188).


Среди взрослых рыб настоящих планктонных форм нет. Ho они встречаются среди планктонных яиц и личинок рыб, ведущих планктонный образ жизни. Способность организма держаться на воде зависит от ряда причин. Прежде всего важен удельный вес воды. Организм держится на воде, согласно закону Архимеда в том случае, если его удельный вес не больше удельного веса воды. Если же удельный вес больше, то организм тонет со скоростью, пропорциональной разнице удельного веса. Скорость погружения однако не всегда будет одинакова. (Мелкие песчинки тонут медленнее крупных камней одного и того же удельного веса.)
Это явление зависит, с одной стороны, от так называемой вязкости воды, или, внутреннего трения, с другой - от того, что называется поверхностным трением тел. Чем больше поверхность какого-либо предмета в сравнении с его объемом, том поверхностное сопротивление его больше, и он тонет медленнее. Малый удельный вес и большая вязкость воды противодействуют погружению. Прекрасные примеры такого изменения представляют, как известно, веслоногие рачки и радиолярии. В яйцах и у личинок рыб мы наблюдаем то же самое явление.
Пелагические яйца большей частью мелки. Яйца многих пелагических рыб снабжены нитевидными выростами, которые мешают им погружаться, например, яйца макрелещуки (Scombresox) (рис. 189). Личинки некоторых рыб, ведущих пелагический образ жизни, имеют приспособление для удержания на поверхности воды в виде длинных нитей, выростов и т. д. Таковы пелагические личинки глубоководной рыбки Trachypterus. Кроме того, эпителий этих личинок изменен весьма своеобразно: клетки его почти лишены протоплазмы и растянуты до огромных размеров жидкостью, что, конечно, уменьшая удельный вес, способствует также удержанию личинок на воде.


Еще одно условие влияет на способность организмов держаться на воде: осмотическое давление, зависящее от температуры и солености. При большом содержании солей в клетке последняя впитывает воду, и, хотя она становится тяжелее, удельный вес ее уменьшается. Попав в более соленую воду, клетка, наоборот, уменьшившись в объеме, станет более тяжелой. Пелагические яйца многих рыб содержат до 90% воды. Химический анализ показал, что в яйцах многих рыб количество воды уменьшается с развитием личинки. По мере обеднения водой развивающиеся личинки опускаются все глубже и, наконец, садятся на дно. Прозрачность и легкость личинок трески (Gadus) обусловливаются наличием обширного подкожного пространства, наполненного водянистой жидкостью и тянущегося от головы и желточного мешка до заднего конца тела. Такое же обширное пространство имеется у личинки угря (Anguilla) между кожей и мускулами. Все эти приспособления, несомненно, уменьшают вес и препятствуют погружению. Ho и с большим удельным весом организм будет держаться па воде, если он представляет достаточное поверхностное сопротивление. Это достигается, как сказано, увеличением объема и изменением формы.
Отложения жира и масла в организме, служа запасом пищи, в то же время уменьшают его удельный вес. Яйца и молодь многих рыб обнаруживают это приспособление, Пелагические яйца не прилипают к предметам, они плавают свободно; многие из них заключают в себе большую жировую каплю на поверхности желтка. Таковы яйца многих тресковых рыб: обыкновенного менька (Brosmius brosme), часто попадающегося на Мурмане; мольвы (Molva molva), которая ловится там нее; таковы яйца макрелей (Scomber scomber) и других рыб.
Всякого рода воздушные пузыри служат той же цели - уменьшению удельного веса. Сюда относится, конечно, и плавательный пузырь.
Совершенно по иному типу построены яйца, погружающиеся - демерсальные, развивающиеся на дне. Они крупнее, тяжелее, темны, тогда как пелагические яйца прозрачны. Их оболочка часто является липкой, так что такие яйца прилипают к камням, водорослям и другим предметам или же друг к другу. У некоторых рыб, как у саргана (Belone belonе), яйца также снабжены многочисленными нитевидными выростами, служащими для прикрепления к водорослям и друг к другу. У корюшки (Osmerus eperlanus) яйца прикрепляются к камням и скалам при помощи нapyжной оболочки яйца, которая отделяется, но не вполне, от внутренней мембраны. Прилипают и крупные яйца акул и скатов. Яйца же некоторых рыб, как, например, лосося (Salmo salar), крупны, отдельны и ни к чему не прилипают.
Придонные рыбы, или рыбы бентоса. Рыбы, живущие у дна по близости берегов, так же как и пелагические, представляют несколько типов приспособления к условиям их жизни. Главные условия их таковы: во-первых, постоянная опасность быть выброшенными прибоем или в бурю на берег. Отсюда возникает необходимость в выработке способности держаться за дно. Во-вторых, опасность быть разбитым о камни; отсюда необходимость приобрести панцырь. Рыбы, живущие на илистом дне и роющиеся в нем, вырабатывают различные приспособления: одни для рытья и для движения в илу, а другие - для ловли добычи, зарывшись в ил. У некоторых рыб существуют приспособления для того, чтобы прятаться среди водорослей и кораллов, растущих среди берегов и на дне, у других - для зарывания в песок во время отлива.
Мы различаем следующие типы донных рыб.
Тип уплощенный дорзовентрально. Тело сжато от спинной стороны к брюшной. Глаза перемещены па верхнюю сторону. Рыба может тесно прижиматься к дну. Пример: скаты (Raja, Trygon и др.), а из костистых рыб - морской чорт (Lophius piscatorius).
Тип длиннохвоста. Тело сильно вытянуто, наиболее высокая часть тела - позади головы, постепенно становится тоньше и оканчивается заострением. Апальный и спинной плавники образуют длинную плавниковую оторочку. Тип распространен среди глубоководных рыб. Пример: длиннохвост (Macrurus norvegicus) (рис. 190).
Тип сдавленно-aсимметрический. Тело сдавлено с боков, окаймлено длинными спинным и анальным плавниками. Глаза на одной стороне тела. В молодости имеют тело сдавленно-симметричное. Плавательного пузыря нет, держатся на дне. Сюда принадлежит семейство камбаловых (Pleuronectidae). Пример: тюрбо (Rhombus maximus).


Тип угреобразный. Тело очень длинное, змеевидное; парные плавники зачаточны или отсутствуют. Рыбы донные. Движение по дну создало ту же форму, какую среди рептилий мы видим у змей. Примерами могут служить угорь (Anguilla anguilla), минога (Petromyzon fluviatilis).
Тип астеролепиформный. Передняя половина тела заключена в костный панцырь, сводящий активные движения до минимума. Тело в разрезе треугольно. Пример: кузовок (Ostracion cornutus).
Особые условия господствуют па больших глубинах: огромное давление, абсолютное отсутствие света,пизкая температура (до 2°), полное спокойствие и отсутствие движений в воде (если не считать очень медленного движения всей массы воды из арктических морей к экватору), отсутствие растений. Эти условия накладывают резкую печать па организацию рыб, создавая особый характер глубинной фауны. Мускульная система развита у них слабо, кость мягка. Глаза редуцируются иногда до полного исчезновения. У тех глубинных рыб, у которых глаза сохраняются, сетчатка по отсутствию колбочек и положению пигмента сходна с глазом ночных животных. Далее, глубинные рыбы отличаются большой головой и тонким туловищем, утончающимся к концу (тип длиннохвоста), большим растяжимым желудком и очень большими зубами во рту (рис. 191).

Глубинные рыбы могут быть разделены на бентосных и батипелагических рыб. К донным рыбам глубин относятся представители скатов (сом. Turpedinidae), камбал (сем. Pleuronectidae), рукоперых (сем. Pediculati), панцырнощеких (Cataphracti), долгохвостой (сем. Macruridae), бельдюг (сем. Zoarcidae), тресковых (сем. Gadidae) и др. Ho и среди батипелагических, и среди береговых рыб встречаются представители названных семейств. Провести резкую отчетливую границу между глубинными формами и береговыми не всегда легко. Многие формы встречаются и тут и там. Также и глубина, на которой попадаются батипелагические формы, вариирует в широких пределах. Из батипелагических рыб следует упомянуть светящихся анчоусов (Scopelidae).
Донные рыбы питаются малоподвижными животными и их остатками; это не требует затраты сил, и донные рыбы обычно держатся большими стаями. Наоборот, рыбы батипелагические отыскивают с трудом свою пищу и держатся поодиночке.
Большая часть промысловых рыб принадлежит или к литоральной, или к пелагической фауне. Некоторые тресковые (Gadidae), кефалевые (Mugilidae), камбалы (Pleuronectidae) принадлежат береговой зоне; тунцы (Thynnus), макрели (Scombridae) и главные промысловые рыбы - сельдевые (Clupeidae) - принадлежат к фауне пелагической.
Конечно, не все рыбы принадлежат непременно к, одному из указанных типов. Многие рыбы лишь приближаются к тому или иному из них. Яркo выраженный тип строения - результат приспособления к определенным, строго обособленным условиям местообитания и движения. А подобные условия не всегда бывают хорошо выражены. С другой стороны, для того чтобы выработался тот или иной тип, нужно долгое время. Рыба, недавно переменившая свое местообитание, может утерять отчасти свой прежний приспособительный тип, но еще не выработать нового.
В пресной воде нет того разнообразия условий жизни, которое наблюдается в море, однако и среди пресноводных рыб встречается несколько типов. Например, елец (Leuciscus leuciscus), предпочитающий держаться па более или менее сильном течении, Имеет тип, приближающийся к веретенообразному. Наоборот, относящийся к тому же семейству карповых (Cyprinidac) лещ (Abramis brаmа) или карась (Carassius carassius) - рыбы малоподвижные, живущие среди водных растений, кореньев и под крутоярами,- имеют тело неуклюжее, сдавленное с боков, как у рифовых рыб. Щука (Esox lucius), стремительно кидающийся на добычу хищник, напоминает стреловидный тип нектонной рыбы; живущий в типе и иле, пресмыкающийся у дна вьюн (Misgurnus fossilis) имеет более или менее угревидную форму. Постоянно пресмыкающаяся по дну стерлядь (Acipenser ruthenus) напоминает тип долгохвоста.

В холодных и темных глубинах океанов давление воды так велико, что его не выдержала бы ни одно наземное животное. Несмотря на это, здесь обитают существа, которые смогли приспособиться к таким условиям.
В море можно встретить разнообразные биотопы. В морских глубинах тропического пояса температура воды достигает 1,5-5 ° С, в полярных районах она может упасть ниже нуля.
Большое разнообразие жизненных форм представлено под поверхностью на глубине, куда еще способно получить солнечный свет обеспечивает возможность фотосинтеза, а, значит, дает жизнь растениям, которые и в море начальный элементом трофической цепи.
В тропических морях обитает несравненно больше животных, чем в арктических водах. Чем глубже, то беднее становится видовое разнообразие, меньше света, холоднее вода, а давление выше. На глубине от двухсот до тысячи метров живет около 1000 видов рыб, а на глубине от тысячи до четырех тысяч метров - уже только сто пятьдесят видов.
Пояс вод глубиной от трехсот до тысячи метров, где царит - полумрак, называется мезопелагиаллю. На глубине более тысячи метров уже наступает темнота, волнение воды здесь очень слабое, а давление достигает 1 тонны 265 килограммов на один квадратный сантиметр. На такой глубине живут глубоководные креветки рода МоИОБиотиз, каракатицы, акулы и другие рыбы, а также многочисленные беспозвоночные.

ИЛИ ТЕБЕ ИЗВЕСТНО, ЧТО...

Рекорд в погружении принадлежит хрящевой рыбе басогигасу, которая была замечена на глубине 7965 метров.
Большинство беспозвоночных, живущих на большой глубине, имеют черную окраску, а большая часть глубоководных рыб есть коричневого или черного цвета. Благодаря такой защитной окраске они поглощают голубоватое - зеленый свет глубинных вод.
У многих глубоководных рыб есть наполненный воздухом плавательный пузырь. И до сих пор исследователям непонятно, как эти животные выдерживают огромное давление воды.
Самцы некоторых видов глубоководных удильщиков прикрепляются ртом к животу более крупных самок и прирастают к ним. В результате мужчина на всю жизнь остается прикрепленным к самке, питается за ее счет, у них становится общей даже кровеносная система. А самке, благодаря этому, не приходится искать самца в период нереста.
Один глаз глубоководного кальмара, который живет неподалеку от Британских островов, значительно больше второго. С помощью большого глаза он ориентируется на глубине, а вторым глазом он пользуется, когда поднимается к поверхности.

В морских глубинах царят вечные сумерки, однако в воде разными цветами светятся многочисленные жители этих биотопов. Свечение помогает им привлечь партнера, добычу, а также отпугивать врагов. Свечение живых организмов называют биолюминесценцией.
БИОЛЮМИНЕСИИЕНЦИЯ

Многие виды животных , населяющих темные морские глубины, могут излучать собственный свет. Это явление называется видимым свечением живых организмов, или биолюминесценцией. Его вызывает энзим люциферазы, который является катализатором окисления веществ, производимых в результате реакции свет - люциферина. Это так называемое " холодный свет " животные могут создавать двумя способами. Вещества, необходимые для биолюминесценции, находящихся в их теле или в теле светящихся бактерий. У европейского удильщика бактерии, излучающие свет, содержащиеся в пузырьки на конце вырасту спинного плавника перед пастью. Для свечения бактериям необходим кислород. Когда рыба не намерена излучать свет, она закрывает кровеносные сосуды, которые ведут к тому месту в теле, где находятся бактерии. Рыба скалпелус пятнистый (РИгоиоЬИерНатп раиреЬгаиш) в специальных сумках под глазами носит миллиарды бактерий, с помощью специальных кожаных складок рыба полностью или частично закрывает эти сумки, регулируя интенсивность излучаемого света. Для усиления свечения много ракообразных, рыб и кальмаров имеют специальные линзы или слой клеток, отражающих свет. Жители глубин по разному используют биолюминесценцию. Глубоководные рыбы светятся разными цветами. Например, фотофоры рибсокирок излучаются зеленоватый, а фотофоры астронеста - фиолетово - синий цвет.
ПОИСКИ ПАРТНЕРА
Обитатели морских глубин прибегают к различным способам привлечения партнера в темноте. Важную роль при этом играют свет, запах и звук. Для того, чтобы не потерять самку, самцы используют даже специальные приемы. Интересны отношения между самцами и самками вудильниковых. Лучше изучен жизни европейского удильщика. Самцы этого вида обычно без проблем находят большую самку. С помощью больших глаз они замечают ее типичные световые сигналы. Найдя самку, самец прочно прикрепляется к ней и прирастает к ее телу. С этого времени он ведет прикрепленный образ жизни, даже питается через систему кровообращения самки. Когда самка удильщика откладывает икру, самец всегда готов к ее оплодотворению. Самцы других глубоководных рыб, например, гоностомових, также мельче самок, в некоторых из них хорошо развито обоняние. Исследователи полагают, что в таком случае самка оставляет за собой пахучий след, который находит самец. Иногда по запаху самок находят также и самцы европейского удильщика. В воде звуки разносятся на большое расстояние. Именно поэтому самцы трехголовых и жабообразных особым образом двигают плавниками и издают звук, который должен привлечь внимание самки. Рыбы- жабы выдают гудки, которые передаются как "бууп ".

На такой глубине нет света, и здесь не растут растения. Животные, которые живут в морских глубинах, могут только охотиться на таких же глубоководных обитателей или питаться падалью и органическими остатками, разлагающимися. Многие из них, например, голотурии, морские звезды и двустворчатые моллюски, питаются микроорганизмами, которых они отфильтровывают из воды. Каракатицы обычно охотятся на ракообразных.
Многие виды глубоководных рыб съедают друг друга или охотятся на мелкую за себя добычу. Рыбы, питающиеся моллюсками и ракообразными, должны иметь крепкие зубы, чтобы раздавливать ними раковины, защищающие мягкие тела их добычи. У многих рыб является расположенная непосредственно перед пастью приманка, светится и привлекает добычу. Кстати если Вас интересует интернет магазин для животных . обращайтесь.