Мoдныe детки

Окружающий мир. Проверочная работа Эта удивительная природа

Тема: «Обобщение по разделу «Эта удивительная природа

Цели урока:

1.Образовательная:

Формирование целостного взгляда на мир,

Обобщение и повторение знаний детей по разделу «Эта удивительная природа».

2.Развивающая:

Развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ и синтез;

Развивать логическое мышление, умение рассуждать.

Воспитывающая:

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней,

Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению к друг другу.

Задачи:

- расширение представления детей об окружающем мире;

- организация учебного процесса через методы и приемы, формы и подходы, соответствующие основным требованиям организации учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся.

- развитие разнообразных устных и письменных речевых умений;

Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Постановка темы и цели урока.

Доскажите словечко и узнаете тему нашего урока.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг … (Природа)

Какой раздел мы с вами изучили? (Эта удивительная природа!) (Слайд 1)

Сегодня на уроке мы с вами обобщим и повторим все то, что мы изучили и проведем наш урок в виде конференции. У меня будут помощники - экспертная группа. Они подготовили сообщения. Вы должны внимательно слушать их выступления, потом отвечать на вопросы. Каждый задаст по 2 вопроса. Вы запишите ответы в листы.

3. Работа по теме

Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология)

Как называется наука, которая изучает связи между живыми существами и окружающей их средой? (Экология)

Экспертная группа(по2 вопроса)

1.Разнообразие животных.(Корнеева В.)

2. Разнообразие растений. (Симакова П)

3. Про грибы (Чернышёв В.)

4. Животные Красной книги.(Прокопчук Н.)

5. Растения Красной книги (Хачиев Т)

4. Задания по группам.

А теперь отгадайте загадки.

1.Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

2.В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Без чего мы не можем жить? (Без воды и воздуха) слайд 2.

Сейчас каждая команда получит свое задание.

1) Свойства воды и воздуха.(голубой конверт)

1. Перечислите свойства воздуха. (Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.)

2. Перечислите свойства воды. (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха. При нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Вода растворяет многие вещества.)

- Представитель группы зачитывает ответы.

2) Исключение лишнего. (жёлтый конверт)

    Яблоня, подсолнечник, морская капуста , астра, роза.

    Сосна, ель, пихта, лиственница, липа , кедр.

3) Исключение лишнего (зелёный конверт)

Прочитайте слова:

Слон, собака, паук, ананас, аист. (Слайд 3)

Найдите лишнее слово. (Ананас)

4)Дополни текст. Вставь пропущенные слова. (розовый конверт)

Все животные размножаются и развиваются. Но в каждой группе это происходит по-своему. Сейчас каждая команда получит карточку, на которой вам нужно будет дописать нужное слово. Это связано с развитием животных.

1.У насекомых из яиц появляются _____________, а у птиц - _______________.

2.У рыб из икринок выводятся _______________, а у лягушек и жаб - ________________. 3.Звери рождают ____________ и выкармливают их _______________.

5. Итог урок.

- Какой главный вывод вы можете сделать? О чём должен помнить человек всегда?

Послушайте обращение к вам. И ко всем людям

1.Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

2.Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То все равно б взмывали ввысь.

Ведь небо - это их стихия!

Ведь небо - это их свобода!

Ведь небо - это вся их жизнь!

3.А в небе - стая журавлей.

Так грустно над землей кружится.

Земля... Скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

4.Тогда бы мертвым стало небо.

И - тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи черной саранчи.

5.Я не хочу такого мира,

Где все так серо, все уныло...

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

6.Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздьями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав...

IV .Итог урока.

- Что мы повторяли и обобщали сегодня на уроке?

Какие темы мы повторили?

Вручение грамот «Знатоков природы».

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИИЯ ДЕКАДЫ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

3 «А» класс

Подготовила и провела

Янковская О. Г.

Слайд 1

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

«Эта удивительная природа.»

Слайд 2

Разделите животных на группы.

рыбы птицы звери

Слайд 3

К каким группам можно отнести животных по особенностям питания? ЖИВОТНЫЕ

хищные растительноядные насекомоядные всеядные

Слайд 4

2. Соотнесите животных к своей группе по типу питания

СКВОРЕЦ ЯЩЕРИЦА ЛЕВ ЛИСА ЗАЯЦ

Слайд 5

Поставьте звенья цепей питания в нужном порядке Козы – Деревья – Волки Шелкопряд – Птицы – Дубы Мыши – Деревца – Ежи, барсуки.

Слайд 6

Охрана животных.

Жители нашей реки – кто они?

Слайд 7

Речная красавица.

Выдра – из рода хищных, из семейства куньих. Длина тела 55-95см, масса тела 6кг. Тело удлинённое, грациозное. Конечности короткие, между пальцами имеются плавательные перепонки. Питается рыбой. Съедает до одного кг в сутки. Живёт почти по одиночке, продолжительность жизни до 15 лет. У выдры рождаются 2-3 слепых щенка, покрытых серым мехом. Вход в жилище из воды.

Слайд 8

ХОЗЯИН РЕКИ.

Бобр – из рода грызунов. Длина тела 80-100см, вес до 10 кг. Коренные зубы высокие, не имеют корней и растут постоянно. Тело приземистое, с укороченными конечностями, между пальцами плавательные перепонки. На втором пальце задних конечностей коготь раздвоен, им бобр расчёсывает свою шерсть. Хвост веслообразный уплощённый. Бобр ценный пушной зверь. Из бобрового пуха изготавливали особо ценный фетр для шляп. Детёныши рождаются зрячими, покрытыми шерстью и даже на третий день могут плавать. В семействе у бобра бывает до 3-5 бобрят. В природе живут 20-23 года. Бобр – строитель. Постройка плотин его главное занятие.

Слайд 9

ХОЗЯЮШКА – ОНДАТРА.

Полуводный грызун. Длина тела до 35 см, хвост до 28см. Окраска меха от коричневого до рыжего с оттенком. Живёт только по берегам водоёмов, среди зарослей камыша и рогозы. Укрывается в норах, вырытых так, что бы вход открывался в толщину воды ниже её уровня. Ондатры строят хатки из прутьев и травянистых растений. Высота хатки до 1м. Зимой зверьки двигаются и кормятся подо льдом, превосходно ныряют и плавают. В воде могут задерживать дыхание до 12 мин. Размножаются почти круглый год и приносят до 3-4 приплодов. В каждом выводке до 3-4 детёнышей.

Слайд 10

ОБЫКНОВЕННАЯ ЦАПЛЯ.

Длина цапли от 28 до 140см, масса от 100г до 4 кг. Размах крыльев 180 см. Основу питания составляют водные животные.Крупные цапли бродят в воде или стоят подстерегая добычу, которую оглушают клювом. Справляются с молодыми водяными черепахами, ужами, водяными полёвками. Гнёзда делают самцы на деревьях из веток. В кладке 4-7 голубых или зелёных яйца. Птенцы разновозрастные.

Слайд 11

ДИКИЕ УТКИ.

Птитцы средних размеров с короткой шеей. Окраска оперенья разнообразная. Живёт в воде, хорошо плавает, так как на лапах пальцы соединены плавательной перепонкой. Корм процежевает через клюв цедилку. По земле ходит немножко вразвалочку.

Слайд 12

ЧЕРЕПАХА _ ПРЕСНОВОДНАЯ.

Черепаха – медленно двигающееся на коротких конечностях пресмыкающееся. Особенность строения черепахи – костный панцирь. Пресноводные черепахи едят рыбу, земноводных. Могут месяцами находиться без еды. Яйца откладывают на суше.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме

«Эта удивительная природа»

Учащийся ____________________________________________
1.Что называют телом?

  • всё то, что сделано руками человека;
  • любой предмет, любое живое существо;
  • любое растение, насекомое, птицу или животное.
2.В какой строчке указаны только тела?
  • кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;
  • парта, доска, стол, стул, лампа;
  • карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.
3.В какой строчке указаны только вещества?
  • алюминий, железо, медь;
  • алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;
  • кусок сахара, капля росы, кристалл соли.
4.В какой строчке указаны только газообразные вещества?
  • вода, крахмал, соль, перец;
  • кефир, ряженка, хлор, фтор;
  • азот, кислород, углекислый газ.
5.В каких телах промежутки между частицами наибольшие?
  • в твёрдых;
  • в жидких;
  • в газообразных.
6.Какие вещества входят в состав воздуха?
  • водород, медь, цинк;
  • кислород, азот, углекислый газ;
  • хлор, фтор, йод.
7.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?
  • азот;
  • кислород;
  • углекислый газ.
8.Какими свойствами обладает воздух?
  • голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха;
  • прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;
  • с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.
9.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?
  • при нагревании воздух расширяется;
  • при охлаждении воздух сжимается;
  • воздух плохо проводит тепло.
10.Как нужно охранять воздух от загрязнения?
  • остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться транспортом, превратить Землю в один огромный заповедник;
  • фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
11.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
  • вода, превращаясь в лёд, расширяется;
  • вода, превращаясь в лёд, сжимается;
  • повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
12.Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
  • вода с поверхности пола испарилась;
  • вода впиталась в поверхность пола;
  • вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
13.Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна? испарение воды водяной пар облако; водяной пар облако;

14.Из чего состоит почва?

    из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

    из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

    из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так же микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.

15.Что растения получают из почвы?

    перегной, песок, глину;

    воздух, воду, соли;

    остатки растений и животных.

16.Как называется наука о растениях?

    ботаника;

    зоология;

    астрономия.

17.Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых - двумя чертами:

Яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

18.Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар и крахмал?

    наличие воды и углекислого газа;

    наличие почвы и воздуха;

    наличие света, воды и углекислого газа.

19.Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

    углекислый газ;

    кислород.

20.Как называется наука о животных?

    ботаника;

    зоология;

    астрономия.

21.Какое из указанных животных относится к рыбам?

22.Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

    коровы, бегемоты, жирафы;

    волки, лисы, кабаны;

    лоси, тюлени, киты.

23.Какая из цепей питания указана правильно?

24.Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

25.Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба?

  • головастик.

26.Какое слово пропущено: яйцо - личинка - … - бабочка?

27.Кузнечик - насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?

    у всех насекомых бывает куколки;

    у кузнечиков нет стадии куколки;

    из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое.

28.В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

29.Какие растения применяются в медицине?

    красивые;

    лекарственные;

30.Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся:

    в заповедниках;

    на приусадебном участке;

    на бульварах и в скверах.

31.Где выращивают редкие растения, привезённые со всего мира?

    в парках;

    в скверах;

    в ботанических садах.

32.Какие животные занесены в Красную книгу?

    тигр, морж, фламинго, орёл-беркут;

    корова, лошадь, гусь, петух;

    свинья, овца, утка, индюк.

33.Некоторые виды животных уже спасены. Назовите их.

    белка, заяц, кабан;

    бобр, соболь, куница;

    лось, лиса, волк.

34.Дополни цепи питания:

35. Напишите из каких частей состоит гриб?

36. В круговороте веществ участвуют производители, …, …, …

37. Организмами - разрушителями учёные называют …

38. Без чего могут развиваться грибы?

39.Приведите по два примера из каждого царства природы.

Тест по разделу: Эта удивительная природа

Ф.И. ученика___________________________

1. Соедини название животного и подходящее по смыслу слово.

Волк всеядный

Медведь зерноядный

Хомяк травоядный

Заяц хищный.

2. Напиши название группы животных:

Шесть ног, летают или ползают - …………………………………

Тело покрыто чешуёй, живут в воде, плавают - …………………….

Тело покрыто перьями, две ноги, большинство летают - ………………………….

Тело покрыто шерстью, четыре ноги - ……………………………………………….

3. Напиши название группы животных по названию пищи, которую они употребляют.

Питаются только растениями - …………………………………………

Питаются только другими животными - ………………………………

Питаются животной и растительной пищей - …………………………….

В питании преобладают семена растений - ……………………………….

Слова для справок : всеядные, зерноядный, травоядный, хищный.

4. Перечисли названия частей гриба:

………………………………

………………………………

………………………………

5. Отметь правильный ответ:

Все бактерии вредные

Бактерии бывают полезные и вредные для человека.

Грибы - это растения, потому что они не похожи на животных

Грибы – особое царство природы/

6. Подчеркни «лишнее» слово.

Заяц, ёж, лиса, шмель.

Трясогузка, паук, скворец, сорока.

Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.

Пчела, стрекоза, пеликан, оса.

Кузнечик, божья коровка, синица, комар.

Таракан, муха, пчела, майский жук.

Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

7. Животные - это

и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и черви.

и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и растения, и грибы, и микробы

и человек, и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и растения, и грибы, и микробы

8. Распредели животных по группам в таблице:

Стрекоза, муха, журавль, крот, заяц, рысь, орёл, муравей, бабочка, лось, синица, осетр, сом, щука, медведь, бобр, страус, карась.

9. Найди вещество.

1) Чашка

2) Ложка

3) Сахар

4) Сахарница

10. Какое свойство воды названо неверно?

1) Вода прозрачна.

2) Вода имеет белый цвет.

3) Вода не имеет запаха.

4)Вода растворяет многие вещества.

11. Водяной пар - это …

1) Вода в газообразном состоянии.

2) Белый туман.

3) Сиреневый туман.

4)Облака и тучи.

12. Что способствует разрушению горных пород в природе?

1) Солнце, ветер, человек.

2) Изменения температуры, действия воды и ветра, растения.

3) Птицы, дожди, снег.

4)Растения, ветер, животные.

13. Что такое почва?

1) Почва – это верхний плодородный слой земли.

2) Почва – это земля.

3) Почва – это то, что у нас под ногами.

4)Почва – это часть земли.

14. Что не входит в состав почвы?

1) Воздух.

2) Песок.

3) Минеральные соли.

4)Гранит.

15. Вода превращается в лед при температуре…

1) +5°

2) – 5°

3) 0°

4) -10°

16. Какие животные не живут в почве?

1) Крот и медведка.

2) Дождевой червь и мышь.

3) Многоножка и крот.

4) Муравей и таракан.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

какие бывают растения?

Задачи:

познакомить с основной классификацией растений, дать понятие о «видах растений»; научить определять растения с помощью атласа-определителя; воспитывать бережное отношение к растениям.

Предметные результаты

Научатся классифицировать растения по группам, приводить примеры различных видов растений

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов растений.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решении.

Личностные результаты

Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы, эстетических потребностей и чувств. Развитие мотивов учебной деятельности.

Основные понятия и определения

Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника-наука о растениях.

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни, чем отличаются друг от друга де-ревья, кустарники и травы. Назови несколько лиственных и хвойных деревьев. Какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными?

На какие группы учёные делят царство растений. Будем учиться классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя.

Наверное, тебе приходилось слышать выра-жение: «Растения — зелёная одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивитель-но красивой!

Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что растения очень разнообразны.

Изучение нового материала

Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии.

Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп. Познакомимся с группами рас-тений и найдём их представителей на рисунках.

Водоросли — жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в мик-роскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи (например, морская капуста) похожи на длинные бурые ленты.

Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

Папоротники легко узнать по красивым листь-ям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

Хвойные растения — это сосна, ель, можже-вельник и др. Хвоинки — это их листья! У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.

Цветковые растения — такие растения, у ко-торых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти расте-ния наиболее разнообразны.

1.К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр?

2.В каждой группе растений много видов. Что же такое виды растений?

Учёным сейчас известно около 500 тысяч ви-дов растений. Из них почти 250 тысяч — цветко-вые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, па-поротников — более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.

Осмысление и понимание полученных знаний

Рассмотрите рисунок. На нём показаны расте-ния следующих видов: одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. Обратите внимание на то, что каждый вид имеет назва-ние, состоящее из двух слов. Такие названия им дают учёные, а мы обычно называем расте-ния просто: одуванчик, подорожник, клевер. Растения разных видов непохожи друг на друга. Зато все растения одного вида очень сходны.

Посчитайте, сколько на рисунке растений каж-дого вида. А сколько всего растений показа-но? Проверьте себя на «Страничках для само-проверки».

Определите с помощью атласа-определи-теля 2—3 растения в классе, в других поме-щениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.

Вывод

Царство растений очень разнообразно. Учё-ные делят его на несколько групп. Среди них водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. В каждой группе расте-ний много видов.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя 1. Перечисли группы растений, изученные на уроке. 2. Приведи примеры различных видов растений.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: ботаника.

2.С помощью атласа-определителя опреде-ли несколько комнатных растений у себя дома, а также несколько растений во дворе. Запиши их названия в рабочую тетрадь.

Царство Растений

Высшие и нисшие растения