Мoдный низ

Кто такая море мортир у славян. Символы великой богини марены



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Марена (польск. Marzan(n)a, Śmiertka, словацк. Morena, Marmuriena, чеш. Morana, Smrtka, укр. Марена) – в западно- и в меньшей степени восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Имя Марены или Мары носит чучело, кукла или деревце в ритуалах проводов зимы и встречи весны.

Функции и происхождение

Имя Марена упоминается в найденных в Великом Новгороде в 1997–2005 годах берестяных грамотах № 794, 798, 849, 955, датированных второй–третьей четвертью XII века. До открытия этих берестяных грамот наиболее ранним упоминанием Марены была «Польская история» Яна Длугоша (1455 год).

Образ Марены, по первоначальному этимологическому родству или по вторичному звуковому уподоблению, связывается со смертью и сезонными аграрными обрядами умирания и воскресания природы. Польский хронист XV века Я. Длугош отождествляет Маржану (Marzyana) с римской Церерой. Чешская Морана (старочеш. Morana) в подложных глоссах из «Mater Verborum» отождествляется с Гекатой и Прозерпиной-Персефоной («Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina»). Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров связывают имя Марены с именем римского бога войны Марса, первоначально также имевшего аграрные функции, восстанавливая общую праформу *Mǒr- (допуская при этом, что позже, возможно, произошло смешение – в духе народной этимологии, – корней *Mǒr- и *mer-, «смерть», в результате чего божество плодородия стало ассоциироваться ещё и со смертью). В популярных публикациях Марена часто описывается исключительно как богиня смерти; именно так зачастую трактуется её образ в неоязыческой сфере.

Как выглядит?

Изображают славянскую богиню смерти Морану по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами, которые разбросаны по плечам, в бархатном платье, вышитом драгоценностями. Это может быть величественная королева в белом одеянии (Снежная королева). Иногда её изображают в виде седой старухи, которая одета в чёрные нищенские одеяния. Такие разные изображения связаны со сменой времён года. Поздней осенью или в начале зимы, когда тёмная богиня приходит в мир и зовёт с собой зиму, она ещё молода и полна сил, а вот на Масленицу (Комоедицы) Мара уже старая и беспомощная, и уступает своё место молодому Яриле, который приводит в мир весну. В её руках часто изображается серп или коса. Она даёт жизнь в явьем мире и забирает, по прошествии времени, душу в навь, поэтому кумир (идол) Маре ставили возле поминальных курганов и на капищах с крадой (жертвенником).

С ликом Марены или её идолом славяне-язычники обходили селение, когда заболевал скот или люди. Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны. В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам.

Место в пантеоне

Леля, Жива и Марена – три дочери Сварога и Лады. И было у них также по три брата-близнеца, одного из которых мы хорошо знаем – это Перун, а об остальных приходится только догадываться (хотя бы по аналогиям с египетскими мифами).

Марена вначале была женой Даждьбога, сына Перуна и русалки Рось, но впоследствии стала известна под именем Василисы Прекрасной, жены Кощея (аналога бога-трикстера Локки в ирландских и скандинавских мифах). А женой Даждьбога стала Жива (Тара). Именно Даждьбог чаще всего ассоциируется в сказках как Иванушка Царевич. Вот, что пишется в древнеславянском мифе о союзе Даждьбога и Мары:

Первая жена Даждьбога Майя Златогорка после смерти ушла в Навь , где дух ее слился с духом богини Смерти – Марены, после чего, видимо и приглянулся Марене Даждьбог. Тогда Марена приворожила Даждьбога и в его сердце поселилась любовная тоска.

В то время к Марене сватался Кащей, но Дажьбог так распалился страстью, что решил отбить у соперника прелестницу. Однако Марена не собиралась становиться женой Дажьбога. Замуж она хотела только за Кащея, ибо он был знатного рода – шутка ли, сын Вия и Матери Сырой Земли, внук самого Черного Змея. А Тарх Дажьбог всего-то сын русалки. Когда Тарх стал слишком уж ее донимать, она предложила ему выпить заговоренный мед. Только Дажьбог его выпил, у него на голове заветвились рога – и Дажьбог обратился в Златорогого Оленя (об этом событии люди вспоминают в середине лета, в день Медового Спаса).

Вновь обратила Марена Златорогого Оленя в Тарха Дажьбога только после того, как Перун пригрозил испепелить ее молнией. Не смогла устоять перед влюбленным Дажьбогом Марена и вышла за него замуж. Но после свадьбы Марену похитил у Дажьбога оскорбленный соперник Кащей. Дажьбог пустился в погоню за похитителем, но Марена и Кащей всякий раз обманывали его – сбрасывали в Пекло, обращали в Камень, и в конце концов распяли на Алатырской горе (Эльбрус), Алатырь, «всем камням отец», «пуп земли» в славянской Традиции, стоит на Буяне-острове. Под Алатырем сокрыты истоки всех рек и начала всех дорог. Алтарем и троном служит Алатырь верховным богам, и потому любой трон и любой алтарь в Среднем Мире – лишь отражение Алатырь-камня. Магический алтарь – камень, на котором совершается жертвоприношение, – суть отражение Мировой Горы, или камня-Алатыря.

Народные верования

Символами богини Мораны являются: Чёрная Луна, разбитые черепа, серп, чёрный лебедь, гриф, ворон. При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает. Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. Её сакральные вещи – это коза, можжевельник, осина, ель и сосна. Её владения находятся за Рекой Смородиной, чтобы достичь их, нужно пересечь Калинов Мост, который соединяет Явь и Навь (мир живых и мёртвых).

Марь – это Мёртвая Вода, то есть противоположность живительному свету или Солнечной Яри. Однако без Мары, как и без Чернобога, невозможна была бы жизнь на земле, и она также участвует в поддержании равновесия. Древние славяне считали, что без смерти не может быть жизни, а смерть – это не конец всему, а лишь только начало, переход к другой жизни. Забирая души из Яви, Мара даёт душе новое существование. Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире Яви, и богиней вечной молодости в мире Нави.

В день весеннего равноденствия (современное название – Масленица, языческое название праздника – Комоедицы) славяне традиционно сжигают на костре чучело Мораны, соломенную бабу. На время весны и лета Марена уходит, но с людьми всегда остаются её верные слуги – Мары. Мары – это духи болезней и смерти. По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов, если кто отзовётся – тот непременно заболеет и может даже умереть. Самый известный дух из мар – это Кикимора. Мары есть во многих верованиях разных народов. Германцы верили, что это маруты – духи злых воинов, шведы и датчане – души умерших, болгары – души умерших младенцев. Мара в образе девки Маринки искушала богатыря Добрыню в русских сказках. Мара существует в Буддийских верованиях, как злое божество. В легендах о короле Артуре есть упоминание о фее Моргане. Древние кельты верили, что души воинов с места брани забирает Морриган.

В Украине сохранился обряд-оберег против этой злой силы. Накануне Иванова дня делают соломенного идола Купальг – иногда величиною с ребенка, а иногда в настоящий рост человека. На него надевают женскую сорочку, мониста и венки из цветов. Тогда же срубают дерево, обвешивают его лентами и венками и устанавливают на избранном для игрища месте. Дерево это называют Мореною; под ним ставят наряженную куклу, а подле нее стол с разными закусками и напитками. Затем зажигают большой костер и начинают прыгать через него попарно (молодцы с девицами), держа в руках купальскую куклу. Игры и песни продолжаются до рассвета.На другой день куклу и Морену приносят к реке, срывают с них украшения и бросают ту и другую в воду, в надежде избавить себя на ближайшую пору и от болезней, и от смерти, и, конечно, от других житейских неприятностей

В неоязычестве

Марену снабдили множествами детей, которые отвечают за бедствия, эпидемии и прочие беды – навии. Её наделяют такими символами – Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Марена воплощает собой торжество Мари – «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а – лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна… Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги – мары.

По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет. Германцы уверены, что маруты – духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают их душами умерших, болгары уверены, что мары- души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых. На санскрите слово «ahi» означает змей, змея.

Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть. И чтобы как-то оградить себя от Марены и показать ей, что её не боятся, припугнуть, прогнать подальше, славяне собирались всем миром и шли в самое гибельное место – на лесное болото. Ведь так же считалось, что именно в лесных болотах гнездится всякая нечисть (Мора- Кикимора), принадлежащая к свите тёмного божества.

Капище Марены

На это болото приносили пылающие головни и тушили их в елани (незамёрзшей трясине), чтобы символически «дать отпор» богине зимней стужи и смерти. Ведь впереди были длинные ночи и короткие дни без солнца, с самых незапамятных времён считавшегося противником всех тёмных сил и другом людей.

День Марены

День Марены – 1 марта. Замещён днем святой Мариамны праведной. В народном календаре она была названа Маремьяной-Кикиморой «одноглазой», равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре-Кикиморе. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму на вилы» (зиму, т.е. Морену).

Древние славяне не боялись смерти, и зима не страшила их холодами и умиранием природы. Напротив, они знали и верили в то, что после сна, в который погружается Природа на время зимы, придёт весна, которая принесёт цветение, плодородие и обновление. Недаром, в праздник Прощального Воскресенья, люди просят друг у друга прощения, оставляя обиды и ошибки в прошлом году.

Смерть также означала приход новой жизни. Хотя это и печальное событие, но неизбежное и, по сути, особенно горевать по этому поводу не стоит, ибо, по древним преданиям, смерть – это не конец, а переход в другой мир. И бояться этого нет причин.

Русский народ всегда был очень тесно связан с природой и верой, и чувствовал, что он оберегаем высшими силами. В чистоте души, несомненно, сила славянского народа.

Славянский гороскоп: Морана 16 октября – 1 ноября

Люди, появившиеся на свет в это время года, обретают покровительство Мораны. В имени этой славянской богини прослеживается четкая связь со словом «мор», которое означает внезапную смерть, настигающую почти всех поголовно. Мор мог погубить и крохотную деревушку, и огромное государство. Морена является богиней болезненной, бесплодной дряхлости, увядания жизненных процессов, смерти. И жертвы этому созданию приносили соответствующие – увядшие цветы, опавшую листву, испорченные, гнилые плоды. А еще считалось, что ей нравится принимать угасшие человеческие жизни.

Людям, находящимся под ее покровительством, суждено родиться в унылое, пугающее время, когда можно рассчитывать и надеяться исключительно на себя. Из всех остальных знаков именно этот считается самым сильным, причем эта сила имеет свойства, граничащие с магическими. Терпеливые и упорные дети Морены неуклонно продвигаются к поставленной цели и при этом ни капли не нервничают: они и так знают, что все получится. Когда они попадают в самые сложные, безвыходные житейские ситуации, даже и не думают опускать руки, а наоборот, собирают в кулак всю свою волю. Кроме того, в сложных положениях они находятся под защитой самой Судьбы.

Представители этого знака не избегают и не боятся борьбы. Более того, они всегда настроены на победу и не боятся смотреть в лицо самой смерти. Неслучайно люди-Морены могут становиться прекрасными врачами, в частности, работающими в реанимации и хирургии: уж они-то способны практически любого вытащить с того света. Без противоборства, без конкуренции им не кажутся интересными ни любовь, ни дружба. Родившимся в этот период присуща не только стойкость, но и необычайно развитая самодисциплина. Они не умеют идти на компромиссы и нередко могут быть мстительными.

В то же время часто этим людям приходится колебаться между двумя привязанностями. Они не дают своим чувствам взять над собой полную волю. Не любят ответственности и поэтому стараются ее избежать, хотя работу выполняют неизменно на высоком уровне. Детям Мораны одновременно присущи доброжелательность, нежность, мечтательность, благоразумие, элегантность, тонкий эротизм – и агрессивность, угрюмость, мрачность, вспыльчивость, упрямство, неистовство, ревнивость. Большинство представительниц прекрасного пола, родившихся под покровительством Мораны, являются пресловутыми роковыми женщинами. Впрочем, чаще всего энергетика и мощь детей этой богини направлена на оборону и гораздо реже – на нападение.

Люди-Морены чрезвычайно сильны, но даже они нуждаются в дополнительной энергии. Для них ее источником является мертвая вода. Ее можно набрать в каком-либо водоеме, когда вода в нем наполовину замерзает. Подобно сказочной, она выступает для представителей этого знака защитой от всевозможных проблем и воскрешает к жизни, придавая новые силы. Люди, родившиеся в это время, сохраняют великолепную физическую форму до глубокой старости и являются долгожителями.

Дети Морены, обладающие поистине демонической натурой, отличаются отрешенным взглядом на мир, тягой, ярко выраженным интересом ко всему потустороннему. Им присуща способность держать под контролем чувства людей, поэтому они иногда решаются на то, что для остальных является табу.

Кроме того, покровителем людей, родившихся в эту пору, считался еще и Велес, отвечавший за взаимосвязь между двумя мирами – живых и мертвых, за непрерывность круговорота рождений и смертей. Его подопечные люди хорошо понимают, что новое рождение просто невозможно без смерти, равно как и приобретение чего-либо – без жертвы. Лучшие представители этого знака умеют отрекаться от того, что принадлежит им. Часто получается так, что дети Велеса, не обладая ничем, по сути, обретают многое, если не все. Люди, рожденные в это время, становятся достойными представителями власти, умелыми распорядителями.

Заключение

  • Имя Морана родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
  • Образ Мары в русских поверьях в соответствии с ее значением — призрачен. Это туман и марево, влияние на судьбы людей, появление только в определенное время – в полдень дня или в полночь дня или года. Временные переломы, таким образом, олицетворяют переломы в судьбах людей. В образе Мары отразился древний архетип, связанный с морем и смертью. В образе Морены видят сочетание рождения, плодородия и смерти. Мара также душа и доля, источник и конец бытия.
  • Её символы: черная Луна символизирует тьму, умирание и тоску. Однако Луна также имеет свойство перерождаться, так и Зима в лице Мары со временем уступает место новой Весне.
  • Груды разбитых черепов – мрачный и угрожающий символ смерти и бренности бытия, вызывающий невольный трепет. Кажется, что в глубоких провалах пустых глазниц, в мертвенной желтизне, в жутком неподвижном оскале затаилась сама Смерть.
  • Серп, которым Морена подрезает Нити Жизни, символизирует смертность. Вместе с тем, серп несёт в себе значение плодородия и урожайности.
  • Женщина в чёрных рваных одеждах олицетворяют собой тоску, болезнь и траур, девушка же в светлых одеждах – молодость, красоту, жизнь и радость.



Мара, Морена, Морана- Божество Смерти, Ночи и Зимы у Славян- Русичей. Данная Богиня почиталась как "Навья". То есть относящася к Нави (Загробному Миру). Слава о Ней до нашего времени дошла тоже в разных ипостасях, отображащихся в народном фольклоре и Оккультизме. Образы Её: "Кума Смерть", "Матушка Смерть", "Чёрная Вдова", именно сама "Смерть" собственной персоной. Сами имена Её изначальные на Древнеславянском языке происходят из корней слов: "Марь" и "Мор". Что в прямом значении само за себя говорит прямо: Смерть, Мор. Всё это свидетельствует о Её прямых основных функциях: Принесении Смерти всему живому, прерывание жизнетворящих явлений, остановка на целое полугодие, а то и более того многих Природных жизненно важных действий. Соответственно с Ней и было связано наступление самого сурового и "на более чем полугодовалый период усыпляющего Природу" времени года. Именно зимы. Конечно же это без труда увязывается с мировоззрением и миропониманием людей, живших в те времена- на Руси Дохристианской. Вот например: Осеннее Равноденствие- когда день становился меньше и увеличивалось в продолжительности Навье время (Ночь). Также и само "присечение" всех процессов флоры и уничтожение всего, что из почвы весной и летом выросло. Ещё и сам покров земной поверхности словно белым холодным "саваном". Ну и сами более чем полгода длящиеся суровые климатические условия. И неудивительно, что данный период считался Её временем "воцарения". И окончание его и по сей день традиционно связано с наступлением весны, и празднованием Масленницы- Комоедицы. И ещё с тех традиций празднуется уход зимы, времени Мары, публичным сжиганием её куклы, изготовленной из соломы в виде фигуры женщины. Ещё немало важно стоит отметить: Считалось, что когда кто то умирает- значит Богиня Мара пришла за ним, чтобы забрать в Навий Мир (На Землю Ушедших Предков). То есть так и говорилось прямо - "Мара забрала с собой его". И однозначно подтверждается, что с Данной Богиней контактировали во времена Руси Изначальной "Навьи Волхователи", Колдуны, Ведьмаки и т.п. И тем не менее, во все времена, даже во время и после тотальной христианизации Руси и усиленной борьбы с Язычеством, и вплоть до нашего времени с Ней- Марой в своих Оккультных обрядах контактировали и контактируют прежние и современные Оккультные Практики. И конечно же информация по Данному Божеству Славянскому попадала и попадает под исследования Учёных. Процитирую ниже результаты Их Научных Трудов:


==================================================

Материал из Википедии - свободной энциклопедии


У этого термина существуют и другие значения, см. Мара (значения), Марена (значения), Морена (значения)


Воплощение Смерти, зимы

Мифология:Славянская

В иных культурах:Марс


Марена (польск. Marzan(n)a, Smiertka, словацк. Morena, Marmuriena, чеш. Morana, Smrtka, укр. Марена) - в западно- и восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Имя Марены или Мары носит чучело, кукла или деревце в ритуалах проводов зимы и встречи весны.


ФУНКЦИИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ:


Образ Марены, по первоначальному этимологическому родству или по вторичному звуковому уподоблению, связывается со смертью и сезонными аграрными обрядами умирания и воскресания природы. Польский хронист XV века Я. Длугош отождествляет Маржану с римской Церерой. Чешская Морана (старочеш. Morana) в подложных глоссах из «Mater Verborum» отождествляется с Гекатой и Прозерпиной-Персефоной («Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina»). Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров связывают имя Марены с именем римского бога войны Марса, первоначально также имевшего аграрные функции, восстанавливая общую праформу *Mor- (допуская при этом, что позже, возможно, произошло смешение - в духе народной этимологии, - корней *Mor- и *mer-, «смерть», в результате чего божество плодородия стало ассоциироваться ещё и со смертью). В популярных публикациях Марена часто описывается исключительно как богиня смерти; именно так зачастую трактуется её образ в неоязыческой сфере.


У словенцев Помурья во время встречи весны в Юрьев день, когда водили «Зелёного Юрия» или «Весника», зиму называли Бабой Ягой:


Оригинал

Zelenega Jurja vodimo,

Maslo in jajca prosimo,

Jezi-babo zganjamo,

Mladoletje trosimo!


Перевод

Зелёного Юрия водим,

Масло и яйца просим,

Бабу-ягу прогоняем,

Весну рассыпаем!


32 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 335.


Четко обозначенная женская сущность ритуального "пожара" заставляет вспомнить этнографические данные о ежегодном обряде сожжения соломенного чучела Мары, Морены, Костромы, Купалы, широко распространенного в славянских землях. Однако между костром в форме женской фигуры и женским чучелом, бросаемым в бесформенный костер, есть существенное различие в самой идее обряда: чучело Мары бросают в огонь (или в воду), символизируя человеческое жертвоприношение; в нашем же случае изображено некое хтоническое божество принимающее какие-то жертвы.


Главным возражением против этой гипотезы является несомненная однократность весьма торжественного обряда, произведенного в древнем Шумске. И "пожары", оставившие зольники, и костры, в которых сгорали небольшие соломенные куклы Купалы или Костромы, были ежегодными, обычными. Здесь же перед нами уникальный обряд, аналогии которому не находятся.


2. Вторым, и более естественным, является предположение о жертвоприношении по какому-либо особому, исключительному случаю: стихийное бедствие, засуха, эпидемия.


Эпидемия, мор, вполне объясняет и сочетание чучела-жертвенника с кладбищем и крадой возле него.


Женское божество, поглощающее посвященные ей приносы, могло быть Макошью (в случае угрозы урожаю), а в случае мора и угрозы жизни людей это могло быть олицетворением того враждебного и злобного божества вроде Мары, Морены, (от "мор", "морить"), которое впоследствии приняло общеизвестный облик сказочной Бабы-Яги. Сказки часто подчеркивают огромность этого существа: Баба-Яга лежит в избе из угла в угол: "в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в потолок уткнула"; "Баба-Яга, костяная нога морда глиняная, грудью печку затыкает" (иногда -- "титьки её на грядке висят").

====================================================


Это были Научные показания, во многом совпадающие с логической интуицией по данному вопросу и Оккультными выводами. Какую же информацию по Данной Богине получает и имеет Оккультная Практика? В этой части своего опуса я и постараюсь разъяснить предельно кратко и наиболее ясно. Имеются также и совпадающие с Научными сведения, что Божество Мара ещё и символизировала "Чёрную Луну"- или же современным языком выражаясь: "Новолуние". В Оккультизме такой день называется "День Мары". В традициях Элинов такие дни именовали: "Дни Гекаты". Точно также Богиня Морена нередко применяет Силы Марса. Основная планета- представитель Её Сил является Марс первостепенно, второстепенно - Луна. В Астрологии дни недели, присущие Маре есть вторник и понедельник. Как и было сказано выше, Морена является Божеством Смерти и Мира Нави- Загробного Мира. При контактировании с Ней вершатся в основном Ритуалы деструктивной направленности: На поражение врагов, на разрушения в основном. Иной раз иногда Её Сила и Энергия применяются в приворотах. Но в целом всё же в порчах и проклятиях, и в защитных обрядах- вершащих именно Её Жрецам и Волхователям. Также имеет свои образы - ипостаси в других Древних Язычествах: Она же нарекалась Геката у Древних Элинов, Она же Эрешкигаль в Шумеро- Аккадской традиции, Она же Кали в Индуизме. В традициях Вуду Она имеет тоже свой образ, именуемый Маман Бригитта. У Славян всегда описывалась и представлялась женщиной, облачённой полностью в чёрные одежды, с косой (С/Х орудием) и с невидимым лицом. Становится ясно и понятно ещё одно явление, почему в Деревенском Чернокнижии Её нарекают именно САМОЙ Смертью, приходящей за любым живым, кого захочет забрать в Мир Навий- на Землю Предков. И в отличии от заявлений нынешнего современного "неоязычества", самоназывающегося "родноверием" ныне, и базирующегося на крайне нелепых и фантастических измышлениях, Божество Морена 100% никогда не имела никаких сходств с некой "доброй феей". Которая попеременно и в зависимости от ситуаций якобы меняла свои образы: То якобы лютая- свирепая во всём чёрном и рваном одетая старуха, то либо в белом платьице добрая красивая девушка с косичкой. Данная информация от неоязычества- "родноверия" является не более чем нелепыми измышлениями. Интересующимся советую изучать информацию, подаваемую Исторической Наукой и Народной Литературой. И представленную строго от Первоисточников, нежели чем копаться в белиберде от всяких лжеучёных и новоявленных псевдоволхвов с подпольным компартийным истинным настоящим. Будьте внимательны и разборчивы! УДАЧИ!

При желании вы можете оставить отзывы о Маге Танатосе.

МАРЕНА (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество. Мара-Морена — древняя богиня, связанная с воплощением смерти, с темнотой, болезнями, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, иногда с ритуалами вызывания дождя. Богиня Зимы. Мара относится к .

ИМЯ: Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть». Имена разные, суть — одна.

ДРУГОЕ ИМЯ: Ледяная Богиня, Темная Божиня

  • Тихий голос волхва разорвал цепи наваждения. Олег встряхнулся, как пес, и проворно отскочил от Ледяной Богини… Болит сердечно, Темная Божиня, слезами кровавыми плачет, тоской лютой исходит. Зачем тогда обошла меня, а его забрала? Позволь мне пригубить питье из чаши. А.Прозоров, О.Янковский, Ключ времен (Ведун-5)

ВЛАДЕНИЯ: Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной , разделяющей и , через которую перекинут охраняемый Трехглавым Змеем…

В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. Уморить, замараться

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь. Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования.

Есть очень интересный взгляд на то, что делает Мара:

  • Прекрасная Мара не приносит смерти, – поднял глаза на богиню Середин. – Мара ее забирает. Впитывает, испивает, принимает в себя, дабы даровать умершим возможность существовать в ином, лучшем мире. В Золотом царстве Мары. Забирает из небытия и отводит куда-то за ледяную стену. А.Прозоров, Воин Мрака (Ведун-18)

Правда, надо учитывать, что так считает человек, по уши в эту Мару влюбленный.

МЕСТА ПОКЛОНЕНИЯ: В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку.

ПОДНОШЕНИЯ И ТРЕБЫ: в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.

СПОСОБНОСТИ: Мара способна прекращать течение времени, как в глобальных масштабах, так и локально. Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь даже у бессмертных существ, в том числе и у богов. С другой стороны она так же способна даровать жизнь и бессмертие. Говорят, именно так она и продлевала долгую жизнь своему сыну , посылая ему с маленькими живыми .

Как и большинство богов Мара - превосходная волшебница, способная полностью изменить окружающий мир, но лишь на время.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Большую часть времени Мара обитает в , но, в отличие от , она не является пленницей этого мира, и может свободно пересекать границу – , хотя чаще предпочитает отправлять своих посланниц. Влияние Мары распространяется на все три мира, но особенно богиня сильна именно в Нави.

Говорят, что у мира Мары есть два входа — один — через , а другие ворота — в горах великан стережет.

СИМВОЛЫ МАРЫ: Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Но самый известный символ Мары — это ее чаша из черепа человеческого. И тот, кто пригубит из этой чаши, навсегда в ее царстве останется.

  • Я ведь тогда почти дала испить тебе из моей чаши, протянула… Но ты невежлив оказался, вывернулся. - Она снова доброжелательно засмеялась. - Что за чаша такая? Смех оборвался, губы Мары скривились недобро. - Я покажу тебе, - шепнула она и подняла руку. Над ладонью Мары взвился вихрь, вспыхнул и сложился в легкоразличимые очертания человеческого черепа. Видение наполнялось красками, обретало объем. Олег удивленно моргнул. Нет, он не ошибся. Женщина действительно держала на ладони настоящий человеческий череп, окованный серебристым металлом. Серебро? Хотя почему бы и нет. Она ведь богиня, а не нежить. Однако череп продолжал меняться. Его очертания снова поплыли, как воск под лучами солнца. Верхняя часть провалилась, оставив пустоту, стенки покрылись рельефным узором. И снова Олег не уловил момента, когда трансформация закончилась. Мара держала перед ним небольшую серебряную чашу на короткой ножке. А внутри, вспыхивая рубиновыми искрами, плескалась тягучая жидкость. - Попробуй, ведун. Только пригуби. А.Прозоров, О.Янковский, Ключ времен (Ведун-5)

ВНЕШНИЙ ВИД — высокая черноволосая женщина

  • Вдоль стен огненной змеей струилось пламя, ярко освещая высокий камень в центре и хрупкую женскую фигурку…Платье женщины с тихим шорохом колыхнулось, и она обернулась к вошедшему. Высокая, невероятно красивая, с копной пышных смолисто‑черных волос… Олег невольно улыбнулся и сам. - Извини, красавица, но мы не встречались с тобой. - Нет, не смог бы он забыть такую даму, доведись повстречаться им раньше. - Как тебя зовут? Она удивленно изогнула черную бровь. - Люди по‑разному кличут. Кто Марой, кто Мареной, а кто и Погибелью Ледяной. Вот уж не знала, что есть те, которые Мару не узнают. А ведь наши пути уже пересекались. Ах, ведун, сколько раз ты был на краю! Сколько раз я подходила к тебе с чашей. А.Прозоров, О.Янковский, Ключ времен (Ведун-5)

КАК КОШМАР. У белорусов существует поверье, что по ночам Мара превращается в злой дух, который является воплощением ночных кошмаров.

В ЛИТЕРАТУРЕ. Старики говорили, когда-то — очень давно — Морана едва не вокняжилась навек. Не по нраву, вишь, стало ей тёплое лето, весь год игравшее тогда на земле. М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

В МИФОЛОГИИ ДРУГИХ НАРОДОВ есть богини смерти — Кали и Яма — у индусов, Аид у греков, Хель у скандиновов и Анубис у египтян.

(41)Подборка выполнена специально для сайта

- 16782

Великая Богиня Зимы, Ночи и Вечного Сна и Вечной Жизни.

Богиня Марена, или Марена Свароговна , одна из трех нареченных сестер Многомудрого Бога Перуна.

Очень часто ее называют Богиней Смерти, прекращающей земную жизнь человека в Явном Мире, но это не совсем верно.

Богиня Марена не прекращает человеческую жизнь, а дает людям Расы Вечную Жизнь в Мире Слави.

Считается, что Великая Богиня Марена имеет на крайнем севере Мидгард-Земли Ледяные Чертоги, в которых Она любит отдыхать после странствий по Сварге Пречистой.

Когда Богиня Марена приходит на Мидгард-Землю, вся Природа засыпает, уходит на покой, погружаясь в долгий трехмесячный сон, ибо сказано в Саньтиях Веды Перуна: »Великое Похолодание принесет ветер да"Арийский па землю сию, и Марена на треть Лета укрывать будет ее своим Белым Плащем» (Саньтия 5, шлока 3).

А когда Марена Свароговна уходит в свои Ледяные Чертоги, на второй день после дня Весеннего равноденствия происходит пробуждение Природы и разнообразной жизни. В честь проводов Богини Марены на Север ежегодно отмечается праздник Красногор, День Масленицы-Марены, называемый также Проводами Богини Зимы (современное название - Проводы Русской Зимы).

В этот день сжигается кукла, изготовленная из соломы, символизирующая не Богиню Марену, как многие думают, а снежную Зиму. После ритуала сжигания соломенной куклы горсть петла развеивали над полем, садом или огородом-, чтобы вырос хороший, богатый урожай. Ибо, как говорили наши Предки: «Богиня Веста на Мидгард-Землю пришла, на Красногор новую жизнь принесла, огонь запалила и зимние снега растопила, всю землю живой силой напоила и от сна Марены разбудила. Будет Мать Сыра Земля полям нашим жизньродящую силу давать, будет отборное зерно в полях наших прорастать,чтобы всем Родам нашим - хороший урожай дать».

Но Богиня Марена, кроме наблюдения за отдыхом Природы на Мидгард-Земле, когда Мать Природа набирает живительные силы для весеннего пробуждения и жизни растений и животного мира, наблюдает еще и за жизнью людей. А когда приходит время людям из Родов Расы Великой отправляться в долгую дорогу по Золотому Пути, Богиня Марена дает наставления каждому умершему человеку в соответствии с его земной Духовной и мирской жизнью, а также в соответствии с полученным созидательным опытом, в каком направлении ему продолжать свой посмертный Путь, в Мир Нави или в Мир Слави.

Богиня Марена является Покровительницей Чертога Лисы во Сварожьем Круге.

Гимн-Правьславление:

Марена-Матушкл, Славна и Триславна буди!
Мы, Тя, извечно величаем,
безкровны Требы и Дары для, Тя, все-Родно возжигаем!
Даруй нам достаток во всех деяньях наших,
и сохрани от мора скотину нашу,
и не давай опустеть житницам нашим,
ибо велика есть щедрость Твоя,
ныне и присно и от Кругл до Кругл!
Тако высть, тако еси, тако буди!

Информация от ВЕРцев:

ЗВЕЗДА МАРА

То что не дает самость признать в себе – сейчас всё усиливаться будет... Мара разшевеливает крепко... Душа как будто стучит «вот оно – вот оно смотри трудись над собой»… по восприятию «мутняк» внутри от своего поведения от событийности что сотворяется вокруг тебя... «косяк» «косяк» – Душу стучит потому что Мара шевелит а мозг глушит... а Боги смотрят...

Слёзы Марёны

«Предки глаголят что Марёна Хозяйка смерти и видели собирательный образъ Мары как «Плачущая» Марёна. Если научиться смотреть из этого Мира в сторону Марены, в лицо Марене, (основная масса из нас стоит в этом Мире спиною к Марене) то оказывается что Марена Свароговна действительно есть хозяйка Жизни, которую Марена проливает в этот Миръ боли и смерти, в Явный Миръ в Ночи Сварога. Получаем,что проливая ЖИЗНЬ, Марена плачет по Тем кто решил воплотиться в Миръ Смерти - в Явный Миръ Ночи Сварога. Потому Марена Исток и хозяйка ЖИЗНИ Нашей в Ночи, а при переходе в Славь мы рождаемся в жизнь и Марена ведёт Нас за руку через Коло Стрибога. Предки знали, что живя и сотворяя деяния во имя ЖИЗНИ на грани «смерти» Чада получают огромный мощный прилив ЖИЗНИ от Марены. Для смотрящих не в сторону Марены а в сторону явлений Мира Яви Марена хозяйка «смерти», для внявших, понявших и смотрящих в сторону Марены на встречу потока ЖИЗНИ проливаемого Мареной, Она Марена Свароговна хозяйка ЖИЗНИ и проливает Она околоплодные Воды для Тех кто Рождается в ЖИЗНЬ Слави, это и есть «слёзы» Марены…
… Мы ведаем что Марена проливаетъ в этот Миръ Боли Жизненность Нашу Слезою своею, что бы не сразу померли после рождения и имели шансъ пройти по Року Своему. А Д*Жива Матушка проливаетъ водицу от сурьи для жизни Душь наша…» © #ЛЕГ

« ..МАРА-МАРЕНА- ПЛАЧЕТ!! когда плачет -тогда и то что тебя интересует…вот даже сейчас(и вчера) попалкала трохи…Перемены!,а перед ними- то что ты пишешь…Слезы МАРЫ- Жизнь в Яви…
…МАРЕНА СВАРОГОВНА..с Ейа слез-жызнь маем…» …)» © #БЕОГОРЦЪ (#AWDW)

P.S. Текст приведен «как отдавалось в свое время на форумах». Любителям поговорить о грамматике, а не о Сути, просьба оставить сие при себе.

Славянская богиня Марена или Мара – олицетворение Зимы и Смерти, владычицы Ночи, ее боялись и просили о милости. Но не всех умерших забирала с собой эта хозяйка жизни, а только тех, кто был достоин вечности в мире Слави. Наши предки славили Марену дважды в течение года, соединяя с именами великих языческих божеств Купала и Даждьбога, и тому имелись причины.

Марена - мифология

Сказания о Марене возникли из древних арийских мифов, откуда она перешла в сказания германских, скандинавских и кельтских племен. Ее называют дочерью великих Сварога и Лады, сестрой Живы и Лели. По давним верованиям, Марена-богиня имеет несколько титулов:

  • владычица Зимы;
  • хозяйка ночи;
  • хранительница вечной жизни;
  • воплощение судьбы;
  • повелительница Смерти.

Ее имя походит от слова «мор», что связывали с гибелью, но бытует версия, что эта богиня не прерывала жизнь человека, а вводила его в мир вечности, указывала душе ее дальнейший путь: в свет Нави или Слави, в зависимости от того, что заслужил. Наши предки верили: неискренних и нечистых душой Марена - богиня славян отделяет от чистого мира и отправляет к таким людям стаю пороков и мороков, потому представляли эту владычицу в разных образах:

  • женщины высокого роста, в темных одеждах;
  • горбатой длинноволосой старухи;
  • прекрасной девушки в белых нарядах.

День богини Марены

Предки верили, что у Марены 2 владения:

  • ледовый дворец на северных землях;
  • за рекой Смородиной, которая разделяет мир Яви и Нави.

Потому у Мары имелось 2 праздника в году:

  1. Первый праздник Марены отмечали весной, 1 марта, и назывался он Навий День или Вьюницы. Навиями именовали души умерших, суть этого празднества – празднование воскрешения мертвых, почитание духов предков и Владычицы их мира Мары. Язычники хоронили своих покойников в курганах, совершали требы – приношения еды и питья, чтобы предкам богато жилось в другом мире.
  2. Второй праздник припадал на осень – 25 ноября, когда все жертвы приносились только Марене, которая вступала в свои права Владычицы Зимы. Чтобы защититься от нее, люди в этот день шли на болота и тушили в топи пылающие головешки. Этим как бы показывали грозной богине свою силу с помощью огня.

Символ Марены у славян

Самый известный символ Марены – соломенная кукла, которую окружали особыми обрядами в весенний праздник богини, когда провожали богиню Зимы в северные владения. Вокруг этой куклы водили хороводы, а потом проводили церемонию сожжения, уничтожая вместе с ней холода и морозы для своей земли. Пепел потом развеивали над полем, чтобы был богатый урожай и хороший год.

Исследователи называют еще 2 личных символа Марены:

  1. Поток замерзшей воды – «вода Мары», который олицетворяет застывшую силу, временно пребывающую в покое.
  2. Знак Зимы – 2 треугольника, называемый «Мара-Вий», наши предки считали его гибельным и опасным.

Велес и Марена

Имена языческих богов Велеса и Мары связывали только их владения. считался владыкой мира мертвых. Со временем его стали считать славяне еще и покровителем земледелия, поскольку предки, похороненные в земле, тоже были для наших предков подателями хорошего урожая. Марена у славян тоже почиталась, как богиня мира умерших, но принимала она только доблестных людей, а героев, погибших за род, награждала бессмертным поцелуем и провожала в Ирий.


Марена и Даждьбог

Даждьбога славяне почитали, как бога великой мудрости и благополучия, а Марена - богиня Зимы и Смерти именовалась в легендах его женой. В некоторых сказаниях ее называют супругой бога злой смерти Кащея. Сохранилось 2 версии:

  1. Мара вышла замуж за Даждьбога, но после свадьбы ее похитил Кащей.
  2. Свадьба состоялась, но молодая жена сбежала сразу после церемонии, потому что любила Кащея. А уступила Даждьбогу, боясь гнева Перуна.

Перед наступлением холодов язычники праздновали свадьбу Даждьбога и Мары особыми ритуалами. Из соломы делали кукол, с ними прыгали через костер молодые пары. Потом кукол с почетом несли домой, и хранили, как обереги от болезней и смерти. Возле огня накрывали столы, за которыми обязательно должны были помириться враждующие семьи, поскольку Марена и Даждьбог считались покровителями благости рода.

Марена и Купало

Ивана Купала славяне почитали, как бога земных плодов, это единственный языческий праздник, который сохранился и в наши дни. Молодежь устраивает пышные гуляния, девушки плетут венки, чтобы пустить по воде и узнать свою судьбу. В честь Купала украшают цветами ветки деревьев, а рядом ставят соломенное чучело Мары. Ночью его сжигают, чтобы с огнем ушли все холода и болезни, ведь славянская богиня Марена считалась олицетворением холодов и смерти.

Влюбленные пары обязательно прыгают через костер, чтобы очиститься в пламени. Сожжение Марены было особым ритуалом, который сопровождался особыми заговорами на счастливую будущую жизнь. В некоторых регионах сохранился ритуал утопления Мары, как олицетворения смерти и болезней, ведь вода тоже считалась живительной силой, смывающей многие грехи.