Мoдный низ

Рейтинг лучших вузов полный список. Ставка на интернационализацию

Успеха может достичь любой, вне зависимости от наличия высшего образования. Но оно может стать неплохим стартом для карьеры. Да и список специальностей, требующих для трудоустройства диплом, весьма велик. Бесшабашные студенческие годы для многих становятся лучшими воспоминаниями за всю жизнь. Чтобы это веселое время не прошло зря, а при устройстве на работу не пришлось услышать: «А теперь забудьте все, чему вас учили!» выбирать ВУЗ следует тщательно. Предлагаем вашему вниманию рейтинг Топ 10 Самых лучших университетов России 2016 года . Он составлен на основе рейтинга агентства «Эксперт РА».

10. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Это самый крупный вуз Урала, обучающий более 50 000 студентов. Это один из самых лучших ВУЗ’ов России 2016 года. В его состав входят 17 институтов и других подразделений, предлагающих подготовку по большому числу специальностей. Он сотрудничает с крупными предприятиями, проводя на их базе практики для студентов. Этот университет имеет свою обсерваторию, ботанический сад и множество лабораторий. В нем постоянно проводится научная работа в различных направлениях: физика, энергетика, связь, философия, биология и т. д. По востребованности выпускников среди работодателей по версии агентства Эксперт РА в 2016 году он занимает четвертое место.

9.

Развитие этого учебного заведения неразрывно связано с Новосибирским научным центром, а главной его целью является подготовка хороших специалистов. В университете созданы все условия для обучения людей с ограниченными возможностями, вдобавок он предлагает огромное количество материалов всем желающим в глобальной сети. Большая часть его преподавателей – члены Российской академии наук, а студенты с самого начала обучения занимаются в настоящих лабораториях. Девизом НГУ служит фраза: «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать!»

8.

Люди, обученные здесь, сыграли решающую роль в освоение Азиатской части России. ТПУ долгое время был единственным техническим вузом за Уралом. Сам Менделеев активно участвовал в его создании. Этот университет сегодня не почивает на лаврах прошлого, а продолжает готовить квалифицированных специалистов различных направлений. Более 90 % выпускников этого участника рейтинга Топ 10 самые лучшие университеты России 2016 года находят работу по профилю в первый год после его окончания.

7.

Изначально МГИМО создавался для обучения дипломатов, но сегодня он предлагает 16 направлений подготовки: экономика, политология, журналистика, торговое дело и т. д. В нем обучается много иностранных граждан. Он даже занесен в книгу рекордов Гинесса как вуз с преподаванием самого большого количества иностранных языков, изучение двух из которых обязательно для любого студента. Известен он и высокой стоимостью платного образования. Годовое обучение на некоторых специальностях стоит более 500 000 рублей.

6.

Он не может похвастаться богатой историей, но уже успел подготовить более 20 000 человек и стать одним из самых востребованных в России. В основном здесь преподают социально-экономические и гуманитарные науки, но есть и специальности, связные с математикой, механикой и информатикой. Широкой общественности он известен акцией «Университет, открытый городу», которая заключается в чтении общедоступных лекций в парке Горького. Качество получаемого здесь образования отмечается многими международными рейтингами. Конкурс для самых популярных специальностей в нем составляет более 7 человек на место.

5.

Это старейший вуз в стране и конечно, один из лучших институтов России 2016 года, его история насчитывает более 290 лет. Работая здесь в качестве главы кафедры общей химии, Менделеев создал периодическую таблицу элементов. Этому университету присвоен статус, позволяющий выдавать дипломы собственного образца и иметь собственные образовательные стандарты. Он занимает места среди многих мировых рейтингов, как вуз с качественным образованием. От других университетов его отличает наличие ресурсных центров, оборудование которых доступно всем студентам и представителям других учебных заведений. Он активно сотрудничает с мировыми образовательными учреждениями, являясь единственным участником Коимбрской группы от России.

4.

«Бауманка», как его обычно называют, готовит студентов по многим образовательным программам. В основном они технические, но есть среди них и гуманитарные. Качество получаемого здесь образования ценится по всему миру. МГТУ активно сотрудничает с более чем 70 образовательными учреждениями, проводя совместные научные исследования, семинары и конференции. Его диплом можно использовать в 11 европейских странах. Помимо Москвы он имеет филиалы, расположенные в Калуге и Дмитрове. Там студенты имеют возможность проходить практику на заводах фирм Samsung и Volkswagen. Все это позволяет называть его одним из самых лучших университетов России в 2016 году.

3.

«Мифи» интересен наличием на территории учебного ядерного реактора и недавним открытием кафедры теологии. Это событие заставило многих говорить о возможном падении качества образования, но опасения не оправдались. «МИФИ» по-прежнему занимает высокие позиции в международных и российских рейтингах, продолжая традиции передачи качественного обучения, заложенные в 1942 году Московским механическим институтом боеприпасов. Этот университет выкладывает большое количество учебных материалов и даже организовал собственную «Сетевую школу». Среди российских вузов он занимает 6 место по востребованности выпускников среди работодателей. Такое учебное заведение, безусловно, достойно находиться в рейтинге с самыми лучшими российскими университетами 2016 года.

2.

Физтех выделяется на фоне остальных вузов необычной системой образования, при которой студенты проходят тщательный отбор и активно участвуют в научной работе. Победители некоторых конкурсов и олимпиад получают льготы при поступлении в него. Основными направлениями подготовки Физтеха является экономика, физика и компьютерные технологии. В 2009 году ему присвоен статус «Национальный исследовательский институт». О Физтехе ходят легенды, часто не соответствующие действительности. Это касается утверждений о том, что 65% занятий здесь заканчиваются после захода солнца, а количество отчисляемых студентов в нем выше, чем в других университетах.

1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

МГУ им. М.В. Ломоносова – самый лучший университет России 2016 года .
Этот ВУЗ имеет право выдавать дипломы собственного образца и пользоваться своими учебными стандартами, как обладатель особого статуса. Его ректора назначает президент РФ. Агентство «Эксперт РА» в 2014 году присвоило МГУ уникальный для русских вузов статус «исключительно высокий» уровень подготовки выпускников. Выделяется он и подходом к обучению, здесь сохранился специалитет. В нем обучается более 35 000 человек, а помимо России он имеет филиалы в пяти странах СНГ. Именно его агентство «Эксперт РА» считает лучшим институтом в России на 2016 год по сочетанию всех показателей.

Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) при поддержке фонда Олега Дерипаски "Вольное Дело" составило пятый ежегодный рейтинг вузов России. При подготовке рейтинга использовались статистические показатели, а также результаты опросов среди 28 тысяч респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников.

Тройка лидеров рейтинга не претерпела изменений по сравнению с прошлым годом: первое место традиционно занял МГУ им. М.В. Ломоносова, следом расположились МФТИ и НИЯУ МИФИ. Победители рейтинга обеспечивают высокий уровень образования и являются сильнейшими в области научно-исследовательской деятельности, что подтверждается статистикой и данными репутационных замеров.

Устойчивый рост в рейтинге несколько лет подряд демонстрирует Университет МГИМО: в текущем году вуз укрепил свои позиции в десятке лучших и переместился с восьмого на седьмое место. МГИМО удается сохранять большое количество преподавателей в расчете на 100 студентов (13,58, что в полтора раза превышает среднее значение по сотне лучших), тогда как у большинства конкурентов обеспеченность студентов преподавателями снизилась. МГИМО является одним из самых привлекательных вузов для абитуриентов - здесь самый высокий проходной балл ЕГЭ (94,7) и наиболее дорогое платное обучение (418 тыс. руб.).

Инфографика "РГ": Владимир Кузнецов/ RAEX

Из пятнадцати первых участников программы повышения конкурентоспособности "5-100" наилучшую динамику продемонстрировали Университет ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики) и Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Университет ИТМО впервые вошел в Топ-20, поднявшись с 22-го на 19-е место, а ННГУ им. Н.И. Лобачевского переместился с 32-го на 28-е место. Ключевые драйверы роста у этих вузов совпадают: улучшение ресурсной обеспеченности и усиление международной интеграции. В ИТМО, к примеру, выросла доля студентов, прошедших практику или стажировку за рубежом: сейчас она вдвое выше среднего значения по всем участникам рейтинга (1,2% против 0,6%). ННГУ им. Н.И. Лобачевского заметно увеличил долю иностранных студентов (с 6% до 8,4%) и укрепился в кадровом отношении: соотношение количества ППС на 100 студентов выросло с 8,19 до 8,59.

Абитуриенты выбирают экономику и медицину

Лучшие вузы из рейтинга RAEX активно сотрудничают с работодателями, причем в наиболее тесной связке с ними находятся технические и медицинские вузы. Будущие технари и медики, как правило, имеют широкие возможности получения в процессе учебы практических навыков и умений, что важно для успешного трудоустройства по окончании вуза. В МФТИ, к примеру, свыше 60% студентов в течение учебного года проходили подготовку на базовых кафедрах, организованных вузом совместно с работодателями.

Кроме того, о высокой востребованности выпускников технических и медицинских вузов свидетельствуют и высокие цифры целевого приема абитуриентов - у "целевиков" по окончании вуза есть твердые гарантии трудоустройства в организации, которая предоставила направление на обучение.

И если в экономических вузах целевой прием - это скорее редкость (в среднем 2% от зачисленных), то в технических и тем более в медицинских вузах эта практика широко распространена (9% и 29% соответственно).

Несмотря на то что выпускники-технари больше востребованы рынком, чем экономисты, абитуриенты совершенно явно предпочитают экономические и управленческие направления. Наиболее ярко это проявляется в случае с платежеспособным спросом на платное обучение в соответствующих вузах. Если в технических вузах средняя стоимость обучения студентов, зачисленных в 2015 году на первый курс, составляет 119 тыс. рублей в год, то за обучение в экономических вузах придется заплатить в два раза больше - 243 тыс. рублей. При этом динамика изменения стоимости явно не в пользу технарей: за 5 лет платное обучение в ведущих технических вузах подорожало на 37 тыс. рублей, а в экономических - на 70 тыс. рублей.

В списке Топ-10 самых дорогих вузов всего два технических университета - Национальный минерально-сырьевой университет "Горный" и РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, однако они уступают по стоимости обучения ведущим вузам гуманитарного и экономического профиля. Лидерами по стоимости платного обучения второй год подряд являются МГИМО (418 тыс. рублей), НИУ ВШЭ (380 тыс. рублей), МГЮА им. О.Е. Кутафина (302 тыс. рублей), а также МГУ им. М.В. Ломоносова (335 тыс. рублей).

Если рассматривать конкуренцию абитуриентов через призму балла ЕГЭ, требуемого для зачисления, то она наиболее высока в ведущих экономических вузах (83,6 балла в расчете на 1 предмет) и медицинских университетах (80,1 балла). В технические вузы поступить проще: средняя "планка", которую необходимо преодолеть абитуриенту, составляет 70,2 балла.

Кадры: сокращения продолжаются

Тенденция к сокращению численности преподавателей в расчете на студента, отмечаемая на протяжении последних лет, сбавила обороты. Если в рейтингах 2012-2015 годов численность профессорско-преподавательского состава в расчете на 100 студентов стабильно падала, снижаясь с 9,43 в 2012 году до 8,05 в 2015 году, то в 2016 году по этому показателю впервые был зафиксирован рост - среднее соотношение ППС на 100 студентов выросло у участников рейтинга 100 лучших вузов России до уровня 8,17. На незначительном улучшении среднего показателя сказалось главным образом повышение обеспеченности студентов штатными преподавателями в вузах - участниках проекта "5-100" с 8,35 до 8,78. Подспорьем этому стали средства государственной поддержки, направляемые на привлечение преподавателей из-за рубежа. Для справки: объем финансирования вузов проекта "5-100" в расчете на студента за год вырос на 17,7%, тогда как у остальных вузов из Топ-100 - всего на 5,6%, что заметно ниже уровня инфляции (12,9%). На этом фоне неудивительно, что участники рейтинга, не являющиеся получателями субсидий на повышение конкурентоспособности на мировой арене, за год уменьшили свой кадровый капитал: средний показатель ППС на 100 студентов снизился с 8,22 до 8,17 в основном из-за негативной динамики в группах "медицинские вузы" (-5%) и "классические университеты" (-1%). Учитывая то, что финансирование большинства вузов с поправкой на инфляцию имеет тенденцию к снижению, для реализации "майских указов" по повышению зарплат преподавателям у руководства многих вузов велик соблазн кадровой оптимизации. Иными словами, есть предпосылки того, что обеспеченность студентов преподавателями в дальнейшем будет снижаться.

Ставка на интернационализацию

Интернационализация научной и образовательной деятельности стала одним из главных приоритетов для ведущих российских вузов. Наиболее заметными тенденциями в этой области стали резкое наращивание научных публикаций, индексируемых в наукометрических базах Scopus и Web Of Science, а также существенный рост доли иностранных студентов. Так, если год назад в среднем на одного научно-педагогического работника вузов из Топ-100 рейтинга RAEX приходилось 0,14 публикации в год, то сейчас - уже 0,20 (прирост составил 43%). У вузов, являющихся первыми участниками проекта

"5-100", динамика еще более стремительная: если по итогам составления прошлого рейтинга на 1 НПР приходилось 0,43 публикации, индексируемой в Scopus, то сегодня эта цифра на 44% выше - на одного сотрудника приходится уже 0,62 публикации.

Что же касается увеличения доли иностранцев, обучающихся в российских вузах, то наиболее динамично она растет в вузах - участниках проекта по повышению глобальной конкурентоспособности: у участников проекта "5-100" доля студентов из-за рубежа выросла за два года на 3 процентных пункта (с 9,1% до 12,1% от общего количества обучающихся очной формы). Однако самыми привлекательными для иностранных абитуриентов по-прежнему остаются медицинские вузы, опережающие по доле иностранных студентов даже участников проекта "5-100": сегодня эта доля в медицинских вузах составляет 12,7%.


Увеличить

Увеличение иностранного контингента учащихся и усиление публикационной активности произошли по причине подстраивания многих российских вузов под существующие критерии глобальных рейтингов университетов. Данной тенденции нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, увеличение международной компоненты, безусловно, важно для обмена опытом и повышения престижа российской высшей школы за рубежом. Но с другой стороны, ограниченность критериев, по которым сейчас принято измерять степень интернационализации, таит в себе немалые риски для российских вузов. Так, в мае 2016 года на международном форуме IREG, самой влиятельной ассоциации составителей и потребителей рейтингов университетов, подходы к составлению глобальных рейтингов подверглись масштабной критике. В частности, в них учитывается мобильность студентов и преподавателей, но при этом не оцениваются ни качество образовательных программ, ни прочность международных связей с научными организациями и работодателями, ни карьерные перспективы студентов. А наиболее жесткая оценка, данная представителем European Association for International Education Маркусом Лайтиненом, сводилась к тому, что в наиболее известных рейтингах применяется "узкий и механистический подход" и что составители рейтингов "опираются на ограниченный и вводящий в заблуждение спектр данных". На фоне резкой критики нет никаких гарантий того, что критерии международных рейтингов будут оставаться неизменными. Кроме того, неизбежно появятся и новые глобальные рейтинги, в фокусе которых будут не уровень интернационализации, а результаты, свидетельствующие о высоком качестве образования.

Требования к качеству образовательных рейтингов растут, что обоснованно, учитывая то, что сегодня рейтинги университетов стали главным фактором, который влияет на выбор абитуриентов. Это выяснилось в ходе исследования среди 2,5 тыс. студентов первого курса МФТИ, РАНХиГС и НИУ МЭИ, проведенного весной 2016 года. Отвечая на вопрос: "Какие источники информации оказали влияние на вас при выборе учебного заведения для поступления", 63% респондентов указали вариант "рейтинги". Менее значимыми оказались варианты "знакомство с вузом при личном визите" (важно для 55% опрошенных), "информация от друзей и знакомых" (55%) и "информация от родственников" (54%). Наибольшим авторитетом для будущих студентов обладают национальные рейтинги - в первую очередь рейтинг вузов RAEX (Эксперт РА), за который проголосовали 39% респондентов, и национальный рейтинг университетов ИА "Интерфакс" (29%). Глобальные рейтинги имеют гораздо меньшую практическую ценность для абитуриентов: к примеру, THE и QS набрали по 12% голосов.

Рейтинги вузов RAEX (Эксперт РА) публикуются ежегодно, начиная с 2012 года. Цель составления - оценка способности вузов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений исходя из условий для их получения и результатов применения. Рейтинг учитывает как статистические показатели, так и результаты репутационных опросов работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников.

Определение итогового балла происходит на базе анализа следующих факторов:

1. Условия для получения качественного образования в вузе (вес = 0,5).

2. Уровень востребованности работодателями выпускников вуза (вес = 0,3).

3. Уровень научно-исследовательской деятельности вуза (вес = 0,2).

Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) стало первой в России и четвертой в мире организацией, чьи рейтинги вузов успешно прошли международный аудит IREG Observatory - крупнейшей ассоциации составителей и потребителей образовательных рейтингов более чем из 20 стран. В 2016 году агентство получило право использовать знак "Одобрено IREG" (IREG Approved), подтверждающий, что методология рейтинга вузов России RAEX (Эксперт РА), процедуры его подготовки и представление результатов отвечают стандартам высокого качества.

Отечественные и зарубежные агентства публикуют рейтинги вузов России, помогающие абитуриенту сориентироваться, куда поступать, как выбрать университет не только по душе, но и обеспечить себе перспективу на будущее. Опрос 2500 первокурсников показал, что именно рейтинг - главный фактор для 63% респондентов.

Большинство доверяет отечественным агентствам

Опрошенная группа учащихся выразила максимальное доверие данным национальных рейтинговых агентств RAEX («Эксперт РА») и ИА «Интерфакс», получивших 39% и 29% голосов, а на долю международных THE и QS досталось лишь 12%.

RAEX («Эксперт РА») делает выбор оптимальным

Рассмотрим результаты анализа работы ста лучших университетов страны национальным агентством RAEX. Как и в прошлом году, первую тройку составили МГУ, МФТИ, МИФИ. Но начиная с топ-5 наблюдается упорная борьба университетов за каждое более престижное место. Причем если для первой десятки это обмен соседними местами, то в своей нижней части рейтинг вузов России год от года демонстрирует более крутые взлеты и падения.

Материалы RAEX содержат подробное изложение методики формирования рейтингов, сравнительный анализ работы вузов за предыдущие годы, рейтинги университетов по основным критериям (табл. 1, табл. 2, табл. 3).

Таблица 1

Топ-20 вузов по условиям для получения качественного образования

Название вуза

МГТУ им. Н.Э. Баумана

НИТУ «МИСиС»

Финансовый университет

Университет ИТМО

Первый СПбГМУ им. академика И.П. Павлова

НИУ «МЭИ»

Таблица 2

Топ-20 вузов по востребованности выпускников

Название вуза

МГТУ им. Н.Э. Баумана

МГУ им. М.В. Ломоносова

РГУНГ им. И.М. Губкина

НИЯУ «МИФИ»

Финансовый университет

РЭУ им. Г.В. Плеханова

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

НИУ «МЭИ»

Таблица 3

Топ-20 вузов по уровню научно-исследовательской деятельности

Название вуза

МГУ им. М.В. Ломоносова

Университет ИТМО

МГТУ им. Н.Э. Баумана

ННГУ им. Н.И. Лобачевского

НИТУ «МИСиС»

СГАУ им. академика С.П. Королева

Какие университеты предпочитают абитуриенты, несмотря на максимальную стоимость обучения, показывает табл. 4 .

Таблица 4

Стоимость платного обучения в десяти наиболее дорогих вузах России

Номер п/п

Название вуза

Стоимость,

тыс. руб./год

МГУ им. М.В. Ломоносова

МГЮУ им. О.Е. Кутафина

Горный университет

Финансовый университет

РЭУ им. Г.В. Плеханова

РГУНГ им. И.М. Губкина

Заключение RAEX относительно проблем высшего образования в России

1. Тогда как рыночная востребованность «технарей» гораздо выше, чем экономистов, абитуриенты упорно выбирают экономическое или управленческое образование, о чем свидетельствуют:

  • высокая стоимость оплаты за обучение, которую они готовы платить;
  • высокие баллы ЕГЭ, необходимые для поступления.

2. Повышенная востребованность характерна для выпускников не только технических, но и медицинских вузов. Университеты этого профиля производят целевой прием абитуриентов, направленных на обучение различными организациями. По окончании обучения «целевикам» гарантирована работа по специальности, что практически недоступно экономистам.

3. Плохими последствиями чревато относительное сокращение численности профессорско-преподавательского состава (ППС), ставшее характерным для большинства вузов. Особенно устойчивую тенденцию к этому демонстрируют медицинские и классические университеты, что со временем может стать причиной ухудшения качества высшего образования в стране. Рост этого показателя в экономических вузах и МГИМО мало меняет общий негативный результат, имеющий предпосылки к дальнейшему сохранению.

4. Как позитивное явление отмечен рост:

  • количества научных публикаций, зарегистрированных в международных базах Scopus и Web Of Science;
  • доли иностранных студентов, что является свидетельством популярности российских университетов, особенно медицинских.

К выводам RAEX уместно добавить, что пять лучших российских вузов - МГУ, МФТИ, СПбГУ, МИФИ и НГУ - включены в рейтинг CWUR-2016 , где отранжировано 1000 университетов мира. Причем первые три университета из представленных пяти вошли в группу топ-50 по такому показателю, как качество образования.