Юбки

Какой танк считается лучшим в мире. Самый лучший в мире танк

Нет нужды говорить о значении танков в защите государственного суверенитета, гарантии безопасности тех или иных стран. Развитое танкостроение, кроме того, служит хорошим источником экспортных доходов, его технические достижения повышают престиж государства. И невольно у многих людей возникает вопрос: "Какой самый мощный танк в мире?". Очень часто в различных зарубежных и отечественных изданиях, на страницах интернета, в популярных телепередачах делаются попытки обобщённого сравнения основных танков различных государств. То и дело встречаются статьи под названием "Топ самых мощных танков мира", широко известен фильм телеканала "Дискавери" на эту тему. Но практика показала неэффективность подобного подхода. Каждая модель танка создаётся в рамках конкретной доктрины, под решение специфических задач в соответствующих природно-климатических условиях. Характерный пример - израильский танк "Меркава". Имея отличную комплексную защиту и могущественное орудие, эта современная колесница (так переводится название модели "Меркава") является одним из главнейших претендентов на звание "самый мощный танк мира". Но только Израиль и Сингапур поставили его на вооружение, больше никто не выбрал его для своей армии. Будучи очень хорош для ограниченных пространств отдельных географических регионов, этот танк оказался слишком тяжёл и малоподвижен, непригоден для манёвренной войны. Кроме того, рейтинги типа "10 самых мощных танков мира" носят откровенный рекламно-пропагандистский характер. Так, по высказываниям китайских специалистов, лучший в мире танк, естественно, китайский тип 99. По американской версии, модели "Абрамс" и "Леопард 2" достойны звания "самый мощный танк в мире". Российские и многие зарубежные специалисты высоко ставят показатели модели Т-90 (модификации "Тагил" и "Владимир"). Украина же заявляет, что Т-84 "Оплот" в бою превзойдёт любой серийный танк мира. Как же разобраться в этом, если простые сравнения технических характеристик, компьютерные моделирования боёв и реальные боевые действия не позволяют однозначно выбрать бесспорного фаворита? Далее в статье делается попытка очередного краткого обзора большинства современных танков мира. Следует учесть, что приводимые здесь технические характеристики являются усреднёнными, так как могут меняться в зависимости от появления очередной модификации танка.

Россия и Украина

Отечественная школа танкостроения является одной из самых заслуженных в мире. Российский танк Т-90, безусловно, является лидером по критерию «стоимость-эффективность». Ранее советские, а ныне российские танки ценят многие страны за простоту в обслуживании, отличное вооружение и хорошую защиту, манёвренность и подвижность. Эти танки хорошо осваивались массовыми крестьянскими армиями с невысоким уровнем образования. Кроме того, российские, как и ранее советские, танки прошли проверку в условиях сибирских морозов, афганских и кавказских гор, пустынях Средней Азии и Ближнего Востока, влажных джунглях Венесуэлы и Вьетнама. Итак, Т-90. Танк имеет комбинированную броню, мощное 125-мм орудие, в боекомплекте которого есть и управляемые боеприпасы, что является несомненным плюсом отечественных танков. Размеры танка невелики, что, впрочем, в современных условиях уже не имеет решающего значения. Небольшой заброневой объём, благодаря уменьшению численности экипажа вследствие применения автомата заряжания пушки, встроенная динамическая защита в дополнение к комбинированной броне, пассивные ("Штора") и активные ("Арена" и "Дрозд") системы защиты тоже относятся к достижениям отечественного танкопрома. Как результат - вес танка Т-90 относительно невелик, намного меньше зарубежных моделей. Так что же, вот он, самый мощный танк в мире? Фото показывает его красивый стремительный силуэт, танк имеет высокий экспортный потенциал - Индия, Алжир, Венесуэла выбрали его для своих армий.

Но нет, Т-90 всё-таки имеет и серьёзные минусы. Его пушка до недавнего времени уже не могла с большой дистанции поражать в лоб современные танки, хотя сейчас здесь наблюдаются положительные изменения. Малый заброневой объём, кроме преимуществ, имеет и свой недостаток - экипаж размещён среди боеприпасов, что отрицательно сказывается на его безопасности в бою. Были нарекания и к двигателю, приборам наблюдения, системе управления огнём. Эти проблемы решены или решаются в последних модификациях (Т-90А, АМ, МС, АМ). Но, опять-таки, это пресловутое «но» - танки линейки Т-90 не закупаются российской армией, в ожидании перспективной модели идёт модернизация стареньких Т-72.

Украине по наследству достался один из самых заслуженных центров бывшего советского танкопрома - Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева. Достаточно сказать, что самый знаковый танк Второй мировой войны, Т-34, родился именно здесь. За годы независимости украинские танкостроители добились больших успехов, модернизируя модели Т-64 и Т-84 УД (дизельные вариант Т-80). Созданы и постоянно модернизируются "Оплот-М" и Т-84 "Оплот" (это разные танки!). Во многом эти модели не уступают, а кое в чём и превосходят западные аналоги, имеют некоторые экспортные успехи (поставлялись в Пакистан, Таиланд). Больших успехов достигла Украина и в разработке собственных управляемых боеприпасов для танковых пушек. Но, всё же, это не прорывные проекты, по сути, это линия развития старых моделей и решающих преимуществ они не имеют.

На фото - Т-90:

США

Умелая реклама привела к тому, что американский танк "Абрамс М1" целым рядом специалистов был поставлен на первое-второе места многих танковых рейтингов. Он является несомненным успехом американских разработчиков, имеет мощную, очевидно, одну из лучших систем бронезащиты среди серийных танков мира. Мощный газотурбинный двигатель позволяет получить высокую удельную мощность. И всё же, у этого танка тоже немало минусов, часть из них обусловлена именно наличием газовой турбины. Повышенный расход топлива и воздуха для двигателя приводят к уменьшению запаса хода и необходимости очень часто менять фильтры воздуховодов, особенно, в запылённой атмосфере. Неожиданно выяснилась высокая уязвимость "Абрамсов" против российских и бывших советских противотанковых средств в Афганистане и Ираке. Даже старичок РПГ-7, отметивший своё шестидесятилетие, с новыми боеприпасами стал грозой "Абрамсов". Да и незначительный объём экспорта, несмотря на усиленную рекламу, говорит сам за себя. Кроме того, американцам, несмотря на усилия, не удаётся создать приемлемые образцы танковых управляемых снарядов и комплексов активной защиты (КАЗ). Нет, М1А2 один из сильнейших бойцов, но не самый мощный танк в мире.

На фото - танк M1A2 "Абрамс":

Германия

Если Т-90 является наследником традиций советского танкостроения, то "Леопард 2" - несомненное достижение другой сильной школы конструкторов бронетанковой техники, немецкой. Если кто скажет, что это - самый сильный танк в мире, то, пожалуй, и возразить будет нечего. Разве что сослаться на толпу конкурентов из стран - новичков в танкостроении, неожиданно создавших большое количество прекрасных образцов танков. Да и что можно поставить в упрёк "Леопарду" с его могучей 120 мм пушкой, недавно прошедшей модернизацию и получившей удлинённый с 44-х до 55-ти калибров ствол? На его значительно усилившийся уровень бронезащиты по сравнению с предыдущими модификациями? Разве что, большие размеры и массу, это отрицательно сказывается на возможностях переброски танков транспортными средствами, ограничения по грузоподъёмности мостов. Нет у "Леопарда" и управляемых снарядов, и комплексов активной защиты. Зато есть отличный, если не лучший, дизельный двигатель и прекрасная СУО (система управления оружием).

На фото - "Леопард 2":

Англия и Франция

А что же можно сказать о достижениях держав, где когда-то зародилось танкостроение? Английский "Челленджер 2", имея очень мощный уровень защиты, сильную пушку, отличную систему управления огнём (во время операции "Буря в пустыне" один из британских "Челленджеров" с первого выстрела уничтожил иракский Т-55 на дистанции в 5000 метров!), тем не менее, вызывал нарекание у английских специалистов, планировалось перевооружение британской армии на "Абрамсы". Главная претензия - невысокая скорость хода. Но иракская кампания поставила всё по своим местам - "Челленджер" оказался превосходным бойцом. Британский танкопром был спасён правительственными заказами. Вообще, после не очень удачных танков Второй мировой войны англичане сделали правильные выводы и их послевоенные танки были неплохи, хотя и тихоходны. Но танкисты любили их за надёжность, мощные пушки и отличную бронезащиту. Благодаря этому, их экипажи шли в бой, думая о выполнении боевой задачи, а не занимались поиском ближайшего укрытия. Кстати, "Челленджер 2" считается самым защищённым от кумулятивных снарядов танком в мире (в плане пассивной брони, активной защиты у него, увы, нет).

Французский АМХ-30, как и советский Т-55, и немецкий "Леопард-1", - детище концепции танка, которому не нужна сверхмощная защита, броня должна больше беречь от огня стрелкового оружия уцелевших после атомного удара опорных пунктов противника, ослаблять радиационное излучение. Такие танки должны были на высокой скорости пересекать очаги поражения атомными зарядами, выдерживать ударную волну и световое излучение от ядерных взрывов. Время шло, и концепция применения танков менялась. Так, во Франции на смену АМХ-30 пришла модель АМХ-56. После устранения ряда проблем танк вышел по большинству позиций на передовые (но не первые!) рубежи мирового танкостроения. Несмотря на это, никто, кроме Франции и ОАЭ, финансировавшей его разработку, не польстился на него. В настоящее время он серийно не производится, французы мечтают о новых танках, но реальных действий в этом направлении пока не отмечено.

Резюме: несмотря на успехи, ни английские образцы, ни тем более, французские не могут претендовать на титул "самый мощный танк в мире".

На снимке - "Челленджер 2" из Великобритании:

Израиль

Израильская концепция танков напоминает английскую - мощная пушка должна сломить сопротивление врага, пока мощная броня будет выдерживать обстрел со стороны вражеских орудий. И относительно невысокая скорость - на поле боя надо метко стрелять, а не лихо выписывать зигзаги и восьмёрки. Когда Великобритания наложила эмбарго на поставку "Чифтенов" в Израиль, эта страна была вынуждена создать свой танк. И он получился оригинальным! Переднее расположение двигателя позволило увеличить степень защиты экипажа - людские ресурсы в Израиле не безграничны, обученные специалисты ценятся вдвойне. Рациональная форма корпуса и башни увеличили стойкость к обстрелу. Сзади в корпусе появился свободный объём и сделан люк с дверцей. В образовавшемся отсеке можно поместить дополнительный боезапас или вывезти раненых с поля боя. Можно ли там возить десант - вопрос спорный. Применённая на первой модификации 105 мм пушка позже была заменена на 120 мм орудие.

Явные успехи израильтян наметились и в применении систем КАЗ и управляемых танковых боеприпасах. Тут, пожалуй, они не только наступают на пятки российским разработчикам, но и кое-где начинают их обходить. Впрочем, эта гонка далеко не закончена, и в рукавах конструкторов разных стран припрятано немало козырных тузов.

А где ложка дёгтя? Она - в огромной массе "Меркавы", это не критично для ливанских гор, городских застроек Сектора Газы, лагерей палестинских боевиков, но во многих случаях от танковых войск ждут стремительного манёвра. А, значит, будучи несколько специфическим танком, "Меркава" не может претендовать на титул наимощнейшего оружия. Хотя он и один из самых серьёзных аргументов на современном поле боя.

Япония

Основной танк этой страны носит название "Тип 90". Высокая защищённость, большая огневая мощь и хорошая подвижность омрачаются большой массой и высокой ценой, танк намного дороже американского "Абрамса". Применение его за пределами острова Хоккайдо проблематично. Но японцы создали и сейчас развёртывают более дешёвый и лёгкий вариант, получивший название "Тип 10". По массе он близок российским образцам, по боевым и техническим характеристикам напоминает западные танки. Будучи хорошими моделями, эти танки, несомненно, входят в топ самых мощных танков в мире, но не имеют распространения за пределами Японии. И не проверены в боевых действиях.

На фото - японский танк "Тип 10"

Китай

Китай разработал множество образцов бронетанковой техники. Последние модели - "Тип 96" , "Тип 98" и "Тип 99" вполне отвечают современным требованиям. Китайцы даже объявили о превосходстве "Типа 99" над любым танком мира, но это чистейшей воды пиар. Все модели являются развитием ещё советских моделей из линейки, ведущей своё начало от легендарного Т-34. И всё же, на поле боя это сильные оппоненты многим армиям мира.

На фото - гордость китайского танкопрома, "Тип 99"

Другие страны

Немало государств мира стали претендовать на членство в клубе танкостроителей. Здесь пока не видно экстраординарных образцов, хотя многие модели очень удачны и имеют много новшеств. Итак, краткий обзор. Бразилия разработала "Тамойо", оказавшийся неудачным, и "Озорио". Последний активно продвигался на экспорт, но успеха не имел. В настоящее время "Озорио" - точно не самый мощный танк в мире, хотя и имеет неплохие характеристики. Италия разработала в своё время модель "Ариэте" со 120 мм пушкой. Произведено около 200 машин, характеристики на уровне требований, но не самые выдающиеся. Не имея в боекомплекте управляемых боеприпасов, этот танк вскоре может получить оригинальный гаджет - выстреливаемый из ствола пушки беспилотный мини-самолёт, способный провести разведку в интересах танкового подразделения и подсветить цели лазером. В Южной Корее разворачивается производство танка K2 "Чёрная пантера", попавшего в книгу рекордов Гиннеса благодаря своей цене. Особенности танка: наличие управляемых боеприпасов (они не имеют ракетного двигателя, но поражают цели по навесной траектории сверху, в незащищённую зону). Танк может сбивать низколетящие самолёты. Имеется автомат заряжания, благодаря чему этот танк имеет рекордную скорострельность пушки среди всех современных танков - порядка 15 выстрелов в минуту. Индия долгое время пыталась реализовать проект "Арджун", по характеристикам он должен был соответствовать некоторым модификациям машины "Леопард 2". Да он и внешне похож на него, не говоря о том, что обе модели оснащены одним и тем же двигателем. Но пока у индийских разработчиков дела идут не очень хорошо, и Индия производит по лицензии российские Т-90. Поговаривают об "Арджун 2". И, наконец, самая неожиданная разработка - турецкий "Алтай". Создаётся при технической поддержке Кореи на базе танка "Чёрная пантера", главное отличие от прототипа - отсутствие автомата заряжания. Так что, собрать в коллекцию 10 самых мощных танков в мире несложно, только вариантов такой коллекции будет много, уж очень тесной и ровной толпой бегут по дистанции многочисленные участники забега на звание создателей самаого лучшего танка.

На фото - индийский "Арджун":

А что же в перспективе?

Разговоры о появлении в 2020 году танков с лазерными пушками, видимо, преждевременные, хотя давно ведутся работы над орудиями на новых принципах работы - с применением жидких метательных зарядов, рельсотронов (электромагнитных пушек). Но это, видимо, достаточно отдалённая перспектива, хотя прогнозы в этом деле - вещь неблагодарная. Появились образцы 140 мм пушек, в том числе, "Багира" на Украине. В России давно готова к серийному производству 152-мм гладкоствольная пушка, в принципе превосходящее всё, что можно ей противопоставить. Видимо, вскоре, по мере необходимости, всё это найдёт применение, когда нынешние пушки исчерпают свой потенциал.

А что же с танками новых образцов в ведущих странах мира? Пока немцы экспериментировали то ли с "Леопардом 2 А8", то ли с "Леопардом 3", американцы разрабатывали свою платформу будущей линейки бронетехники, французы мечтали о том, что они будут производить на своих заводах дальше, Россия эффектным показом перспективного танка Т-14 на празднике 70-летия победы взволновала весь мир. Украина заявила, что это её украденные Россией разработки, Германия сообщила, что "Армата" имеет немецкий след и т.д. Весь мир и до показа знал об этом танке, но когда его увидели своими глазами, то стало понятно - прорыв танкостроении возможен. Новый принцип защищённости экипажа, помещённого в бронированную капсулу, дистанционно управляемое оружие в необитаемой башне, новое орудие с повышенной эффективностью, геометрия корпуса, обеспечивающая новый уровень защиты. Можно многое перечислять, но ведь необитаемые башни и вынесенное вооружение - не новинка в теории, только до сих пор она не могла пробиться на реальные машины. И в Германии, и в Англии, и в СССР (в том числе и в Харькове) велись разработки с новыми компоновками. В России к 2011 году был подготовлен к серии более мощный, чем "Армата", танк Т95. Но по ряду объективных причин руководством было решено упростить и удешевить его, обновить устаревшие за долгие годы разработки решения. Так появился танк на платформе "Армата". Кажется, вот он, самый мощный современный танк в мире. Но что-то удерживает от излишнего оптимизма. Танк дорогой, проходит войсковые испытания, имеются проблемы с надёжностью, и ещё не факт, что он пойдёт в большую серию. И даже если планы в отношении этого танка будут реализованы, сохранит ли он нынешнюю конфигурацию или от некоторых наворотов придётся отказаться? Самое главное - оправдает ли себя система наблюдения и управления оружием в рамках концепции необитаемой башни?

На фотографии - "Армата" Т14:

Заключение

Представьте себе такую картину: на противоположных краях гипотетического поля боя стоят два танка-соперника в рейтингах боевых машин. Экипажи обучены абсолютно одинаково, оба видят друг друга, машины исправны, заправлены, боеприпасы загружены. По сигналу невидимого судьи люки машин захлопываются, двигатели запускаются. Оба танка, словно закованные в броню рыцари, устремляются навстречу друг другу и каждый с оптимальной для него дистанции открывает огонь по противнику. Так можно выявить чистое превосходство одного танка над другим. - "Абсурд! - скажете вы - так не бывает!". А разве не абсурд абстрактные танковые рейтинги? Боевые машины сильны взаимодействием между собой, обученностью экипажей и грамотностью командиров, тесным взаимодействием с другими родами войск и даже видами вооружённых сил, мощным боевым, тыловым и техническим обеспечением, слаженной работой штабов. Разведка, маскировка, инженерное оборудование местности и переправ, радиоэлектронное обеспечение - вот далеко не полный перечень условий, в которых воюют, побеждают или погибают танки. Конечно, и их техническое совершенство тоже играет роль, но как видно из приведенного обзора, лучшие современные танки находятся примерно на одном уровне, намечающиеся лидеры рискуют через некоторое время обзавестись равными себе конкурентами.

Таким образом, разработка и модернизация танков является постоянным процессом, интенсивность появления новинок то возрастает, то падает, но никогда не замирает на нулевой точке. В настоящее время намечается технический прорыв, и вывод соревнования танкостроителей на новый виток бесконечной спирали. И вот уже германский разработчик поглощает французскую государственную компанию, создавая базу для разработки будущей европейской "Арматы". Много ли им понадобиться времени, чтобы догнать Россию? Решение о разработке принято, технические находки уже известны, потенциал Европы не исчерпан. В то же время, нынешние танки ещё не изжили себя и долго будут модернизироваться, стоять на вооружении армий мира и на складах мобилизационного резерва. И вопрос том, какой танк самый мощный в мире, видимо, никогда не получит окончательного ответа.



Все танки, упомянутые здесь, являются невероятно мощными и разрушительными, однако ни один из них не участвовал в боях друг против друга. Этот рейтинг основан на спецификациях и имеющихся данных. Список не включает прототипы или танки, которые в настоящее время находятся в стадии разработки. Итак, ниже представлены десять лучших современных танков мира.

10 Леклерк

AMX-56 «Леклерк» - французский современный танк, серийно производимый компанией GIAT Industries (ныне Nexter) с 1992 года. Был назван в честь генерала времён Второй мировой войны - Жака Филиппа Леклерка. По состоянию на 2012 год является основным боевым танком (ОБТ), находящимся на вооружении армий Франции (406 единиц) и Объединённых Арабских эмиратов (388 машин). На 2011 год цена «Леклерка» составила 9,3 млн евро и до появления K2 «Чёрная пантера» и «Тип 10» он считался самым дорогостоящим ОБТ в мире.

Данный танк оснащён 120-мм гладкоствольной пушкой с автоматической зарядкой и скорострельностью до 12 выстрелов в минуту. Его система управления огнём может отслеживать одновременно до пяти движущихся целей, а для повышения эффективности стрельбы используется лазер, тепловизор и бортовой компьютер. Официальная максимальная скорость танка по дороге составляет 72 км/ч, по пересечённой местности - 55 км/ч. Вес - 56 тонн. «Леклерк» является одним из самых лёгких основных боевых танков в мире.

9 Меркава Mk.4

На девятом месте в списке лучших современных танков мира находится «Меркава», а точнее, его модификация «Mk.4». «Меркава» - израильский боевой танк, состоящий исключительно на вооружении армии Израиля. Серийно выпускается с 1979 года. Имеет четыре модификации - «Mk.1», «Mk.2», «Mk.3», «Mk.4».

Модификация «Mk.4» состоящая на вооружении израильской армии с 2004 года, является одним из самых защищённых танков в мире. Эта боевая машина оснащена 120-мм орудием MG253. Масса пустого танка - 65 т. Расчётная цена - $ 3,7 млн. Максимальная скорость по шоссе составляет приблизительно 60 км/ч, по пересечённой местности - 40 км/ч.

8 Al-Khalid

Al-Khalid или MBT-2000 - китайско-пакистанский боевой танк, выпускаемый с 1999 года компанией Heavy Industries Taxila совместно с Norinco. На вооружение в пакистанскую армию поступил в 2000 году. Был назван в честь одного из сподвижников пророка Мухаммада - Халида ибн аль-Валида. Себестоимость единицы в 2011 году составляла $ 4,7-$ 5,8 млн. Всего было выпущено около 750 экземпляров.

«Аль-Халид» управляется экипажем из трёх человек и вооружён 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматической зарядкой. Среди прочего, танк оснащён современной системой управления огнём схожей с системой «Леклерка». Максимальная скорость - 72 км/ч. Вес - 46 тонн. Способен преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров.

7 K1A1

K1A1 - основной боевой танк Южной Кореи, серийно производимый с 1985 по 2010 года. Является вариантом американского танка M1 «Абрамс», приспособленным для ведения боевых действий в горной и болотистой местности на Корейском полуострове. Был принят на вооружение в 2001 году. Всего построено 484 экземпляра.

K1A1 управляется экипажем из четырёх человек. Он оснащён 120-мм гладкоствольной пушкой, термическим прицелом, лазерным дальномером, современной электроникой и системой управления огнём, разработанной компанией Samsung Electronics. Вес танка - 53,2 тонны. Максимальная скорость по дороге составляет 65 км/ч, по пересечённой местности - 40 км/ч.

6 Челленджер 2

Челленджер 2 - основной боевой танк, с 1998 года состоящий на вооружении армий Великобритании и Омана. Был разработан и построен британской компанией «Виккерс Дефенс Системс» (ныне BAE Systems Land & Armaments). Всего выпущено 446 единиц. Стоимость одного экземпляра составляет около $ 5,8 млн.

«Челленджер 2» управляется экипажем из четырёх человек и оснащён 120-мм нарезной пушкой максимальная прицельная дальность, которой составляет более 5 км. Он считается одним из самых тяжело бронированных и хорошо защищённых танков в мире. Его башня и корпус покрыты бронёй «Чобхэм» (также известной как «Дорчестер»). Вес танка - 62,5 тонны. Максимальная скорость по шоссе 59 км/ч, по пересечённой местности - 40 км/ч.

5 PT-91

PT-91 Twardy («Твёрдый») - польский основной боевой танк, разработанный на базе танка Т-72М1. Первые прототипы PT-91 были изготовлены в 1993 году, а в 1995 танк поступил на вооружение. Всего же для вооружённых сил Польши было произведено 232 единицы. На его базе разработано несколько боевых машин. Он также имеет большое количество модификаций.

Управляется «Твёрдый» экипажем из трёх человек. Данный танк оснащён 125-мм гладкоствольным орудием с автоматической зарядкой. Боевая масса - 47,3 тонны. Максимальная скорость по шоссе составляет 60 км/ч.

4 Т-90

Четвёртое место в рейтинге лучших современных танков занимает Т-90 («Владимир») - российский основной боевой танк, созданный в начале 1990-х годов как модернизация Т-72Б. 5 октября 1992 года был официально принят на вооружение. В период с 2001 по 2010 год Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке ОБТ. По состоянию на 2011 год стоимость одной единицы Т-90 равняется 118 млн рублей ($ 4,2 млн). Всего было произведено около 3,200 экземпляров. В настоящее время находится на вооружении России (около 700), Алжира (305), Азербайджана (20), Индии (620), Туркменистана (40) и Венесуэлы (50-100).

Экипаж Т-90 состоит из трёх человек (командира, водителя-механика и наводчика). Боевая машина оснащена 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46М-5. Масса танка - 46,5 тонны. Максимальная скорость по шоссе 60 км/ч, по пересечённой местности - около 50 км/ч.

3 Тип 99

Тип 99 также известный как ZTZ-99 и WZ-123 - китайский основной боевой танк, созданный на базе прототипа «Тип 98». Был введён в эксплуатацию в 2001 году. Стоит на вооружении армии Китая. Всего было выпущено около 600 единиц. Стоимость одного «Тип 99» примерно равна $ 2 000 000.

Экипаж танка «Тип 99» состоит из трёх человек. Основным его вооружением является 125-мм гладкоствольная пушка. Система управления огнём включает в себя комбинированные прицелы, лазерный дальномер, тепловизор, цифровой баллистический вычислитель, 2-плоскостной стабилизатор вооружения, набор датчиков (атмосферных условий, износа канала ствола и т. д.), многофункциональную панель командира и систему автосопровождения цели. Установленный на танке дизельный двигатель водяного охлаждения с турбонаддувом мощностью 1500 л. с. даёт максимальную скорость передвижения по шоссе - 80 км/ч, по пересечённой местности - до 60 км/ч. С места до 32 км/ч танк разгоняется за 12 секунд. Его боевая масса равняется 54 тоннам.

2 K2 Чёрная Пантера

K2 «Чёрная Пантера» - южнокорейский основной боевой танк нового поколения, который заменил большинство M48 «Паттон» и дополнил серию «K1». Был разработан южнокорейским Агентством по оборонным разработкам (Agency for Defense Development, ADD) и компанией Rotem (подразделение Hyundai Motors). Серийное его производство началось в 2013 году. При стоимости в $ 8 500 000 за единицу этот танк является самым дорогостоящим в мире.

«Чёрная Пантера» управляется экипажем из трёх человек и вооружена 120-мм гладкоствольной пушкой позволяющей вести стрельбу до 20 выстрелов в минуту. Эта боевая машина способна передвигаться с максимальной скоростью 70 км /ч на дорожных покрытиях, по пересечённой местности - до 52 км/ч и ускоряться от 0 до 32 км/ч в течение 8,7 секунды. Вес танка - 55 тонн.

1 M1A2 «Абрамс»

M1 «Абрамс» - американский основной боевой танк последнего поколения, разработанный корпорацией Chrysler. Серийно выпускается с 1980 года. Танк был назван в честь генерала, принимавшего активное участие в войне во Вьетнаме - Крейтона Уильямса Абрамса. Стоит на вооружении армии США, Египта, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака и Австралии. Цена одного «Абрамса» достигает $ 6.21 млн. Количество построенных - 15 221 единиц. Существует три основные его модификации - «M1», «M1A1» и «M1A2», производство двух последних продолжается, по сей день.

Лучшим современным танком мира считается модификация «M1A2 Abrams» оснащённая 120-мм гладкоствольной пушкой M256. Танк имеет, высокопрочную композитную броню и мощный газотурбинный двигатель способный разогнать боевую машину по шоссе до 67 км/ч, по пересечённой местности - до 40 км/ч. Вес танка - 62,1 тонны.

Россия делает ставку на создание совершенно новых бронированных машин, а ее оппоненты до последнего модернизируют модели тридцатилетней давности

Представленный широкой публике на Параде Победы в Москве новый российский танк Т-14 на гусеничной платформе «Армата» произвел фурор среди танкистов всего мира. Российская новинка заставила всех вновь и вновь сравнивать боевые возможности бронированных машин, стоящих сегодня на вооружении по всему свету. Хотя, по сути, сравнивать приходится не так уж и много танков. Законодателями мод в танкостроении и основными экспортерами были и остаются всего четыре страны: Россия, Великобритания, Германия и США. Кроме них, собственные танки выпускают или ставят на конвейер Израиль, Индия, Иран, Италия, Китай, обе Кореи, Пакистан, Польша, Франция и Япония. Подавляющее же большинство стран довольствуется тем, что приобретает более или менее новые разработки у крупных танкостроительных держав или заказывает модернизацию уже имеющихся бронированных машин.

Всерьез сравнивать между собой танки, никогда не встречавшиеся друг с другом в реальном бою, невозможно и бессмысленно. Да и если бы в действительности, скажем, израильская «Меркава» Mk.4 встретилась в единоборстве с, например, китайским Тип 99, то в немалой степени исход схватки зависел бы и от особенностей театра военных действий, и от выучки и опыта экипажа, и от множества других факторов, учесть которые не всегда могут заранее даже танкисты-ветераны. Простое же сопоставление тактико-технических характеристик не дает возможности всерьез говорить о преимуществах одного танка перед другими и наоборот.

Наш нынешний рейтинг учитывает единственный объективный показатель: год принятия того или иного танка на вооружение. И, конечно, учтено простое требование: танки, вошедшие в этот топ-10, должны быть оригинальными разработками. С учетом всех этих показателей мы и выбрали десять самых современных и мощных танков в мире.

Неудивительно, что первое место в этом списке получил отечественный Т-14 «Армата». С одной стороны, в мире просто нет на сегодняшний день более современного танка, уже представленного публике и вышедшего на войсковые испытания. С другой стороны, по многим формальным показателям «Армата» опережает или как минимум поднимается на один уровень с большинством других современных танков, а в совокупности с полным основанием претендует на звание самой современной и мощной бронированной машины.

Т-14 «Армата» (Россия)

Год принятия на вооружение: 2016 (планы)

Боевая масса, т: до 55

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 125 (возможна установка 152-миллиметровой пушки)

Тип пушки: гладкоствольная +пусковая установка ПТУР

Боекомплект, выстрелов: 40

Скорострельность, выстр./мин.: 10–12

Калибр пулемета, мм: 12,7

Динамическая защита: есть

Мощность двигателя, л.с.: до 1500

Максимальная скорость, км/ч: до 75

Запас хода по шоссе, км: до 600


Танк Т-14 «Армата». Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС


Самое кардинальное отличие «Арматы» от всех других современных танков - так называемая капсульная схема: все три бойца экипажа Т-14 располагаются в специальной бронированной капсуле внутри корпуса, то есть фактически за двумя разнесенными слоями брони. При этом башня, что тоже является уникальным для современных танков, остается необитаемой - все управление огнем ведется с помощью боевой информационно-управляющей системы. Кроме того, серийные Т-14 получат возможность оснащения 152-миллиметровой гладкоствольной пушкой - пусковой установкой ракет, что сделает огневое преимущество «Арматы» бесспорным: ни один современный танк не обладает орудием такого калибра, мощности и дальности действия.

K2 «Черная пантера» (Южная Корея)

Год принятия на вооружение: 2015 (планы)

Боевая масса, т: 55

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 40

Скорострельность, выстр./мин.: до 10

Динамическая защита: есть

Удельная мощность, л.с./т: 27,3

Запас хода по шоссе, км: 450


Танк K2 «Черная пантера». Фото: wikipedia.org


Танк К2 «Черная пантера» эксперты называют первым самостоятельно разработанным южнокорейским танком. Его предшественник - К1 - представлял собой фактически адаптированный к условиям Корейского полуострова американский танк «Абрамс». Корейская новинка, судя по формальным тактико-техническим характеристикам и демонстрационным стрельбам, претендует на звание одного из самых современных танков. «Черная пантера», как и большинство нынешних танков стран - членов НАТО и их союзников, вооружена хорошо зарекомендовавшей себя, но уже устаревающей 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой типа Rheinmetall Rh-120. Правда, она дополнена современным и быстрым автоматом заряжания, обеспечивающим высокий темп стрельбы. Однако этому же танку принадлежит и весьма сомнительный рекорд самой высокой стоимости боевой машины: 8,5 млн долларов за штуку. Неудивительно, что при такой цене армия Южной Кореи отказалась от полной замены парка К1 на К2 и заказала всего 297 новых машин.

Тип 10 (Япония)

Год принятия на вооружение: 2012

Боевая масса, т: 44

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 28

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: нет

Удельная мощность, л.с./т: 27,3

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 450


Танк Тип 10 . Фото: Shizuo Kambayashi / АР


Замыкающий тройку лидеров нашего обзора новый японский танк Тип 10 - третий и последний из современных танков, обладающих самой высокой удельной мощностью двигателя. Как у «Арматы» и «Черной пантеры», она достигает показателя 27,3 лошадиные силы на тонну веса бронированной машины. Правда, такую тяговооруженность японский танк получил не за счет мощности двигателя, а за счет меньшей массы: 44 тонны против 55 у российского и южнокорейского соперников. «Армате» Тип 10 уступает и за счет своего основного - все той же 120-миллиметровой немецкой пушки, серийное производство которой началось аж в 1979 году.

«Арджун» Mk.I (Индия)

Боевая масса, т: 58,5

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: нарезная + пусковая установка ПТУР

Боекомплект, выстрелов: 39

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: нет

Мощность двигателя, л.с.: 1400

Удельная мощность, л.с./т: 23,9

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 450


Танк «Арджун» Mk.I . Фото: M. Lakshman / АР


Подобно южнокорейскому К2, индийский «Арджун» можно считать первым самостоятельно разработанным танком Индии. Правда, на то, чтобы создать новинку, у индийских инженеров и технологов ушло ни много ни мало 37 лет! За это время многие решения, заложенные в индийском танке, устарели или вплотную приблизились к рубежу морального устаревания, а необходимость постоянно менять архитектуру и номенклатуру бортового оборудования привела к проблемам с унификацией. В итоге Индия приняла на вооружение всего 124 танка этой модификации.

Тип 99А2 (Китай)

Год принятия на вооружение: 2011

Боевая масса, т: 58

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 125

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 41

Скорострельность, выстр./мин.: 7

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 450


Танк Тип 99А2. Фото: сайт


Китайский Тип 99А2 (самая современная модификация танка Тип 99, принятого на вооружение в 2001 году) - один из двух танков в этом обзоре, который полностью самостоятельной национальной разработкой назвать можно с некоторой натяжкой. В основе этой машины лежит хорошо зарекомендовавший себя во всем мире советский средний танк Т-72, правда, получивший совершенно новую сварную башню, усиленную защиту - как броневую, так и активную, а также гораздо более современную начинку. В частности, на Тип 99А2 устанавливается автомат заряжания, благодаря чему экипаж уменьшился до трех человек, а скорострельность возросла до семи выстрелов в минуту. Кроме того, уникальным для танков - участников этого рейтинга оборудованием является установленный на китайской машине лазерный комплекс активного противодействия, способный буквально ослеплять технику и солдат противника.

БМ «Оплот» (Украина)

Боевая масса, т: 51

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 125

Боекомплект, выстрелов: 40

Скорострельность, выстр./мин.: 8

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1200

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 500


Танк БМ «Оплот». Фото: сайт


Украинская боевая машина (именно так расшифровывается аббревиатура «БМ») «Оплот» - второй «условно самостоятельный» участник нынешнего рейтинга. Условность его самостоятельности придает то обстоятельство, что по сути БМ «Оплот» - четвертая производная от модификации советского танка Т-80У, точнее, его дизельного варианта, выпускавшегося на Харьковском заводе имени Малышева. Неудивительно, что этот вариант был спроектирован и воплощен в металле всего за три месяца и уже через полгода принят на вооружение армии Украины. Правда, до настоящего времени украинская армия так и не получила все заказанные 50 БМ «Оплот». Зато гораздо успешнее идет выполнение контракта с Таиландом, который должен получить 49 «Оплотов», 10 из которых уже доставлены в эту страну. Таким образом, на сегодняшний день вооруженные силы Королевства Таиланд являются единственной в мире армией, где БМ «Оплот» реально стоит на вооружении.

«Меркава» Mk.4М (Израиль)

Год принятия на вооружение: 2009

Боевая масса, т: 65

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная + пусковая установка ПТУР

Боекомплект, выстрелов: 48

Скорострельность, выстр./мин.: 8–10

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62, 1 х 12,7, возможна установка 60-миллиметрового миномета

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Удельная мощность, л.с./т: 23,5

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 500


Танк «Меркава» Mk.4М Фото: Tsafrir Abayov / АР


По совокупности боевых возможностей и опыта боевого применения, которым могут похвастаться лишь три из десяти участников нынешнего рейтинга, израильский танк «Меркава» не раз признавался одним из лучших, а то и лучшим танком в мире за последние два-три десятка лет. Действительно, по соотношению боевой мощи, защищенности экипажа и самой машины, а также вооружению «Меркава» четвертого поколения имеет одни из лучших показателей, но только для израильского театра военных действий. «Меркава» никогда не поставлялась на экспорт, и, как считают многие военные эксперты, не только потому, что Армия обороны Израиля наложила запрет на продажу этих машин за рубеж, а еще и потому, что разработанный специально для израильских условий танк существенно потеряет в эффективности вне ближневосточного театра. В частности, он имеет слишком большую массу, чтобы свободно передвигаться в лесистой или болотистой местности, и совершенно не предназначен для преодоления водных преград.

«Челленджер 2» (Великобритания)

Год принятия на вооружение: 2008 (начало масштабной модернизации стоящих на вооружении машин)

Боевая масса, т: 62,5

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: нарезная

Боекомплект, выстрелов: 52

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1200

Удельная мощность, л.с./т: 19,2

Максимальная скорость, км/ч: 56

Запас хода по шоссе, км: 400


Танк «Челленджер 2». Фото: Joerg Sarbach / AP


Британский танк «Челленджер 2» - вторая бронированная машина в этом рейтинге, имеющая реальный боевой опыт. Правда, весьма специфический: английские машины участвовали в так называемой миротворческой операции в Косово и воевали на стороне антииракской коалиции во время вторжения сил НАТО в Ирак в 2003 году. По утверждению экспертов, британские танки неплохо показали себя в боях; правда, мало кто из этих экспертов уточняет, что сражаться «Челленджерам 2» пришлось с морально и физически устаревшими иракскими Т-55 - танками, созданными в середине 50-х! Неудивительно, что в этом противостоянии британцы вышли победителями. Правда, иракский опыт все равно показал, что первоначально принятый на вооружение в 1991 году «Челленджер 2» нуждается в серьезной модернизации, которую и провели в 2008-м в отношении трех четвертей стоящих на вооружении танков: они получили новые пушки, новые двигатели и трансмиссию (немецкие вместо британских), а также новую систему управления огнем. Но и с этими новшествами британские танки все равно существенно уступают созданным в последнее десятилетие иностранным конкурентам.

«Леопард» 2A6М (Германия)

Год принятия на вооружение: 2004

Боевая масса, т: 59,9

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 44

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Удельная мощность, л.с./т: 25

Максимальная скорость, км/ч: 72

Запас хода по шоссе, км: 550


Танк «Леопард» 2A6М. Фото: сайт


Первые танки модели «Леопард» поступили на вооружение бундесвера в августе 1963 года. Попавший в нынешний рейтинг танк «Леопард» 2А6М - шестая модификация второго поколения легендарной бронированной машины. Легендарной потому, что на сегодняшний день она стоит на вооружении почти двух десятков стран, а многие ее узлы, прежде всего 120-миллиметровую гладкоствольную пушку, в более или менее переработанных вариантах можно встретить на многих зарубежных современных танках. При всем том, поскольку платформа танка не изменялась на протяжении нескольких десятилетий, каждая следующая модификация все ближе подходит к пределу модернизационных возможностей машины. А некоторые неизменные особенности «Леопарда» - как, например, отсутствие автомата заряжания, существенно снижают его боевые возможности.

«Абрамс» M1A2 SEP (США)

Год принятия на вооружение: 2000

Боевая масса, т: 63

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 42

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Удельная мощность, л.с./т: 23,8

Максимальная скорость, км/ч: 67

Запас хода по шоссе, км: 425



Наряду с немецким «Леопардом», британским «Челленджером» и израильской «Меркавой» американский «Абрамс» можно смело назвать одним из самых знаменитых танков в мире. Что и неудивительно: первая модификация этой модели регулярно модернизировалась, получая все новые и новые бортовые системы, системы вооружения и управления огнем, а также активной и пассивной защиты. Поводом для каждой новой модернизации становилось участие этих танков в тех или иных боевых действиях, но всегда - за пределами самих Соединенных Штатов. Модель, которая вошла в нынешний рейтинг, получила прежде всего новую броню в лобовой части башни с урановым наполнителем, а также новые цифровые системы управления огнем и… кондиционер. В настоящее время в США ведутся работы над очередной реинкарнацией «Абрамса» - М1А3, который должен стать легче и быстрее своих предшественников. Вес новой модели составит 55 тонн, орудие станет высокоточным и дальнобойным - американские танкостроители явно встают в кильватер своим российским коллегам.

Все танки, упомянутые здесь, являются невероятно мощными и разрушительными, однако ни один из них не участвовал в боях друг против друга. Этот рейтинг основан на спецификациях и имеющихся данных. Список не включает прототипы или танки, которые в настоящее время находятся в стадии разработки. Итак, ниже представлены десять лучших современных танков мира.

Леклерк

AMX-56 «Леклерк» - французский современный танк, серийно производимый компанией GIAT Industries (ныне Nexter) с 1992 года. Был назван в честь генерала времён Второй мировой войны - Жака Филиппа Леклерка. По состоянию на 2012 год является основным боевым танком (ОБТ), находящимся на вооружении армий Франции (406 единиц) и Объединённых Арабских эмиратов (388 машин). На 2011 год цена «Леклерка» составила 9,3 млн евро и до появления K2 «Чёрная пантера» и «Тип 10» он считался самым дорогостоящим ОБТ в мире.
Данный танк оснащён 120-мм гладкоствольной пушкой с автоматической зарядкой и скорострельностью до 12 выстрелов в минуту. Его система управления огнём может отслеживать одновременно до пяти движущихся целей, а для повышения эффективности стрельбы используется лазер, тепловизор и бортовой компьютер. Официальная максимальная скорость танка по дороге составляет 72 км/ч, по пересечённой местности - 55 км/ч. Вес - 56 тонн. «Леклерк» является одним из самых лёгких основных боевых танков в мире.


На девятом месте в списке лучших современных танков мира находится «Меркава», а точнее, его модификация «Mk.4». «Меркава» - израильский боевой танк, состоящий исключительно на вооружении армии Израиля. Серийно выпускается с 1979 года. Имеет четыре модификации - «Mk.1», «Mk.2», «Mk.3», «Mk.4».
Модификация «Mk.4» состоящая на вооружении израильской армии с 2004 года, является одним из самых защищённых танков в мире. Эта боевая машина оснащена 120-мм орудием MG253. Масса пустого танка - 65 т. Расчётная цена - $ 3,7 млн. Максимальная скорость по шоссе составляет приблизительно 60 км/ч, по пересечённой местности - 40 км/ч.

Al-Khalid


Al-Khalid или MBT-2000 - китайско-пакистанский боевой танк, выпускаемый с 1999 года компанией Heavy Industries Taxila совместно с Norinco. На вооружение в пакистанскую армию поступил в 2000 году. Был назван в честь одного из сподвижников пророка Мухаммада - Халида ибн аль-Валида. Себестоимость единицы в 2011 году составляла $ 4,7-$ 5,8 млн. Всего было выпущено около 750 экземпляров.
«Аль-Халид» управляется экипажем из трёх человек и вооружён 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматической зарядкой. Среди прочего, танк оснащён современной системой управления огнём схожей с системой «Леклерка». Максимальная скорость - 72 км/ч. Вес - 46 тонн. Способен преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров.

K1A1


K1A1 - основной боевой танк Южной Кореи, серийно производимый с 1985 по 2010 года. Является вариантом американского танка M1 «Абрамс», приспособленным для ведения боевых действий в горной и болотистой местности на Корейском полуострове. Был принят на вооружение в 2001 году. Всего построено 484 экземпляра.
K1A1 управляется экипажем из четырёх человек. Он оснащён 120-мм гладкоствольной пушкой, термическим прицелом, лазерным дальномером, современной электроникой и системой управления огнём, разработанной компанией Samsung Electronics. Вес танка - 53,2 тонны. Максимальная скорость по дороге составляет 65 км/ч, по пересечённой местности - 40 км/ч.


Челленджер 2 - основной боевой танк, с 1998 года состоящий на вооружении армий Великобритании и Омана. Был разработан и построен британской компанией «Виккерс Дефенс Системс» (ныне BAE Systems Land & Armaments). Всего выпущено 446 единиц. Стоимость одного экземпляра составляет около $ 5,8 млн.
«Челленджер 2» управляется экипажем из четырёх человек и оснащён 120-мм нарезной пушкой максимальная прицельная дальность, которой составляет более 5 км. Он считается одним из самых тяжело бронированных и хорошо защищённых танков в мире. Его башня и корпус покрыты бронёй «Чобхэм» (также известной как «Дорчестер»). Вес танка - 62,5 тонны. Максимальная скорость по шоссе 59 км/ч, по пересечённой местности - 40 км/ч.

PT-91


PT-91 Twardy («Твёрдый») - польский основной боевой танк, разработанный на базе танка Т-72М1. Первые прототипы PT-91 были изготовлены в 1993 году, а в 1995 танк поступил на вооружение. Всего же для вооружённых сил Польши было произведено 232 единицы. На его базе разработано несколько боевых машин. Он также имеет большое количество модификаций.
Управляется «Твёрдый» экипажем из трёх человек. Данный танк оснащён 125-мм гладкоствольным орудием с автоматической зарядкой. Боевая масса - 47,3 тонны. Максимальная скорость по шоссе составляет 60 км/ч.

Т-90


Четвёртое место в рейтинге лучших современных танков занимает Т-90 («Владимир») - российский основной боевой танк, созданный в начале 1990-х годов как модернизация Т-72Б. 5 октября 1992 года был официально принят на вооружение. В период с 2001 по 2010 год Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке ОБТ. По состоянию на 2011 год стоимость одной единицы Т-90 равняется 118 млн рублей ($ 4,2 млн). Всего было произведено около 3,200 экземпляров. В настоящее время находится на вооружении России (около 700), Алжира (305), Азербайджана (20), Индии (620), Туркменистана (40) и Венесуэлы (50-100).
Экипаж Т-90 состоит из трёх человек (командира, водителя-механика и наводчика). Боевая машина оснащена 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46М-5. Масса танка - 46,5 тонны. Максимальная скорость по шоссе 60 км/ч, по пересечённой местности - около 50 км/ч.

Тип 99


Тип 99 также известный как ZTZ-99 и WZ-123 - китайский основной боевой танк, созданный на базе прототипа «Тип 98». Был введён в эксплуатацию в 2001 году. Стоит на вооружении армии Китая. Всего было выпущено около 600 единиц. Стоимость одного «Тип 99» примерно равна $ 2 000 000.
Экипаж танка «Тип 99» состоит из трёх человек. Основным его вооружением является 125-мм гладкоствольная пушка. Система управления огнём включает в себя комбинированные прицелы, лазерный дальномер, тепловизор, цифровой баллистический вычислитель, 2-плоскостной стабилизатор вооружения, набор датчиков (атмосферных условий, износа канала ствола и т. д.), многофункциональную панель командира и систему автосопровождения цели. Установленный на танке дизельный двигатель водяного охлаждения с турбонаддувом мощностью 1500 л. с. даёт максимальную скорость передвижения по шоссе - 80 км/ч, по пересечённой местности - до 60 км/ч. С места до 32 км/ч танк разгоняется за 12 секунд. Его боевая масса равняется 54 тоннам.


K2 «Чёрная Пантера» - южнокорейский основной боевой танк нового поколения, который заменил большинство M48 «Паттон» и дополнил серию «K1». Был разработан южнокорейским Агентством по оборонным разработкам (Agency for Defense Development, ADD) и компанией Rotem (подразделение Hyundai Motors). Серийное его производство началось в 2013 году. При стоимости в $ 8 500 000 за единицу этот танк является самым дорогостоящим в мире.
«Чёрная Пантера» управляется экипажем из трёх человек и вооружена 120-мм гладкоствольной пушкой позволяющей вести стрельбу до 20 выстрелов в минуту. Эта боевая машина способна передвигаться с максимальной скоростью 70 км /ч на дорожных покрытиях, по пересечённой местности - до 52 км/ч и ускоряться от 0 до 32 км/ч в течение 8,7 секунды. Вес танка - 55 тонн.


M1 «Абрамс» - американский основной боевой танк последнего поколения, разработанный корпорацией Chrysler. Серийно выпускается с 1980 года. Танк был назван в честь генерала, принимавшего активное участие в войне во Вьетнаме - Крейтона Уильямса Абрамса. Стоит на вооружении армии США, Египта, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака и Австралии. Цена одного «Абрамса» достигает $ 6.21 млн. Количество построенных - 15 221 единиц. Существует три основные его модификации - «M1», «M1A1» и «M1A2», производство двух последних продолжается, по сей день.
Лучшим современным танком мира считается модификация «M1A2 Abrams» оснащённая 120-мм гладкоствольной пушкой M256. Танк имеет, высокопрочную композитную броню и мощный газотурбинный двигатель способный разогнать боевую машину по шоссе до 67 км/ч, по пересечённой местности - до 40 км/ч. Вес танка - 62,1 тонны.

Многие игроки World of Tanks считают, что главное для танка не скорость и мощная пушка, а надежная броня . Что ж, этот обзор — специально для вас. Ниже мы рассмотрим самых крепких представителей танкопарка игры на каждом уровне. К тому же, после обновления 0.8.6 количество артиллерии — главного врага таких машин — резко упало. Кроме того, порезана эффективность многих «золотых» снарядов, и сегодня бронированные динозавры вновь появились на полях сражений.

Прежде чем приступить к обзору, скажем, что мы отдаем себе отчет в, так сказать, дискуссионности поднимаемой темы. Однозначных ответов тут будет мало. Ведь, помимо номинальной толщины брони, еще надо учитывать много других факторов — от пресловутой «рикошетности» до количества «болевых точек» и удобства их поражения.

1 уровень

Искать самый бронированный танк на 1 уровне, конечно, немного смешно — при некотором усилии любого из них можно проткнуть пальцем, причем в любую проекцию. Но правила есть правила, и одного представителя мы все же должны выбрать. По ТТХ получается, что это советский МС-1 с показателями 18\16\16 на корпусе и башне. Это аж на 2мм больше, чем у ближайшего преследователя. Мы затрудняемся сказать, от какой пушки может защитить такая броня, но, наверное, иногда может. Если очень уж повезет.

2 уровень

А вот тут уже есть достаточно серьезные игрушки. Главным претендентом на победу является американская ПТ Т18 со своими 53мм лобовой и 32мм бортовой брони. Это действительно серьезно для 2 уровня. Добрая половина противников без использования «голды» просто не в состоянии пробить Т18 в лоб. При этом машинка весьма шустрая и обладает серьезным вооружением. А вот маневренность подкачала — такое ощущение, что экипаж крутит танк вручную.

Кроме Т18 отметим еще французский Hotchkiss H35 — 40мм по кругу. Для этого танка даже не очень критичны противники, которые зашли с фланга или тыла. На нем можно с большим успехом использовать «обратный ромб» и в одиночку сдерживать целую толпу не слишком умных противников. Однако «Гоша» медлителен, неповоротлив и даже с горки скатывается весьма неохотно. Вдобавок, вас постоянно будет бесить его вооружение — слабое и очень неточное.

Так что, отдадим пальму первенства американцу.

3 уровень

«Легкий» танк AMX 38 типичен для довоенной французской техники — очень бронированный и очень медленный. Несмотря на свою классификацию, по тактике боя это типичный ТТ с 60/40/40 мм брони на корпусе и башне. Казалось бы, заметно больше, чем на «Гоше», но 3-й уровень уже не попадает в «песочницу», а это значит, что ему регулярно будут противостоять серьезные оппоненты. Например, у большинства ПТ3 бронепробитие около 100. Понятно, что на броню AMX 38 они чихать хотели. Однако легкие одноклассники вполне могут найти ее весьма серьезной. Как и всем подобным машинам, AMX 38 очень трудно будет при попадании в подвал таблицы — скорости нет, броня уже не спасает, пушка напоминает противотанковое ружье…

Еще на третьем уровне есть британская Valentine AT , которая по паспорту имеет круговое бронирование в 60мм. Однако это пример бессовестного обмана игроков. Толщину 60 мм там имеет только корпус, а огромный щит орудия сделан из картона — 14мм.

4 уровень

На четвертом уровне у нас впервые начинается серьезная борьба. Есть сразу несколько неплохо защищенных танков. Это британские ЛТ Valentine и СТ Matilda , французский ЛТ AMX 40 и немецкая ПТ Hetzer . Разберемся со всем этим хозяйством.

Сначала о Hetzer, благо, с ним все просто — 60 мм лобовой брони, включая НЛД, под прекрасным наклоном и маленькая щель мехвода на ней (и то там считается 40 мм). Кроме того, в наличии отличная маскировка, приемлемая подвижность и грозное фугасное орудие. А вот борта из бумаги, что, впрочем, для ПТ не критично.

Сравнивая бронирование Valentine и Matilda, приходим к выводу, что на «Моте» оно все-таки лучше — 75 мм против 65 мм на большинстве деталей. И пусть никого не смущают номинальные классы ЛТ и СТ. Типичные тяжи. Медленные и неповоротливые. Особенно Matilda — по своей динамике она готова поспорить с такими корифеями жанра, как Т28 и Maus.

Про еще один «легкий» танк AMX 40 можно сказать то, что он самый «рикошетный» из всех вышеперечисленных и действительно имеет от 80 до 60 мм брони по кругу, кроме задней части и узкой полоски борта под самой башней — там 45 мм. И да, он тоже очень-очень медленный.

Таким образом, победителем на 4-м уровне признается британская Matilda. Однако необходимо сказать, что если злой ВБР засунет любой из этих танков к 6 уровням, то ему будет очень грустно и очень больно. Исключение — Hetzer, который умеет относительно шустро бегать, ловко прятаться и больно кусаться.

Спецприз получает советский премиумный вариант Valentine — за крайне комфортный уровень боев. Его балансит только к танкам 4 уровня.

5 уровень

На 5 уровне в игре появляются первые серьезные ТТ (довоенный Б1 все же не тянет на эту роль). В рамках сравнения брони нас будут интересовать КВ-1 , Т1 и Churсhill I .

Первым отваливается британец. Несмотря на достойное лобовое бронирование, пробивается он достаточно легко — сказываются квадратные формы и слабая защита бортов.

У T1 хорошее лобовое бронирование и экраны на ходовой. Однако борта высокие и тонкие, а выше гусениц они ничем не прикрыты. Кроме того, Т1 легко пробивается через гусеницы, если снаряд идет мимо экрана.

У КВ-1 подобных проблем нет. Его толстые (75 мм), практически полностью прикрытые гусеницами борта, весьма скверно пробиваются одноклассниками даже под небольшими углами. Лоб тоже хорош, правда, на нем есть несколько уязвимых мест в виде щели мехвода и пулеметного гнезда. Кто знает, будет стрелять туда, но не факт, что сможет уверенно попадать. Впрочем, на 5 уровне грамотеев мало, а для неопытных игроков КВ-1 может стать непреодолимой преградой.

Снова отдельно отметим советский премиумный ТТ Churchill III . У него очень толстая лобовая броня, огромные гусеницы, которые под удачным углом съедают снаряды, летящие в борт, но все портит относительно тонкостенная башня без рациональных углов наклона. Ее-то, в отличие от корпуса, не спрячешь.

Однако самой бронированной машиной 5-го уровня КВ-1 назвать все равно не получится. Ибо в игре есть британская ПТ AT 2 . Фронтальные лобовые детали, расположенные под прямым углом, имеют запредельную толщину в 203 мм и фактически ничем на этом уровне не пробиваются. Самое слабое место — командирская башенка, там «всего» 103 мм. Столько же на борту рубки. За гусеницами брони гораздо меньше, всего 25 мм, но 76 мм экраны нивелируют этот недостаток. Впрочем, снаряды, летящие мимо них (например, через передний каток), могут доставить много головной боли.

Ну и, наверное, даже не стоит говорить, что ездит это чудо техники крайне неторопливо.

6 уровень

На 6 уровне есть уже довольно много машин с солидной броней. Среди них особенно выделяются Т-150 , Sherman Jumbo , ARL 44 и Churchill IV .

Формально самой толстой броней лба обладает Churchill IV — 139-152 мм на разных деталях. Но идиллию портят все те же прямые углы. А у КВ-1С , например, 175 мм бронепробиваемости.

У французского ARL 44 есть 120 мм на ВЛД с хорошим углом, и это дает прекрасную защиту. Лоб башни мало уступает по толщине бронелистов (110мм), а вот наклона у них нет. В итоге танк довольно легко пробивается, но, во всяком случае, он узкий, и в него не очень просто попасть. Однако окончательно все портят щечки башни, сделанные из традиционного французского картона.

У советского Т-150 всего 90 мм на НЛД и ВЛД, да и наклонов особых нет. С другой стороны, ту же толщину имеют борта, которые почти полностью прикрыты гусеницами, а это позволяет с успехом использовать «обратный ромб». Башня тоже крепкая.

На AT 8 установили мощнейшую лобовую плиту толщиной 203 мм. Но на левую сторону рубки, где виден пулемет, стали, похоже, не хватило. В итоге на лбу АТ 8 красуется самая настоящая «дыра» — всего 76 мм. Под прямым углом. А еще эту машину украшает целая коллекция легко пробиваемых башенок. Вдобавок, она традиционно медленная даже на фоне не особо шустрых конкурентов.

Американский М4А3Е2 , или иначе Sherman Jumbo, формально относится к средним танкам, но, по сути, является ТТ — медленным и очень прочным. Большой НЛД скруглен и имеет толщину 139 мм, ВЛД гораздо тоньше — 101 мм, но расположен под большим углом. 177 мм на маске орудия, лоб башни плавно переходит в щечки, там всего 76 мм, но под солидным наклоном. Правда, под маской никаких наклонов нет, и эти 76 мм пробиваются очень легко. А еще есть командирская башенка с тем же бронированием. Тем не менее, уязвимости Jumbo все-таки менее очевидны, чем у остальных. Он и становится нашим победителем на этом уровне.

7 уровень

Когда мы говорим про броню 7 уровня, первым приходит на ум Tiger Porsche . Но не все так просто. Да, некоторые лобовые детали этого танка защищены 210 мм настоящей тевтонской стали. Но танк украшает высокая командирская башенка с толщиной всего 80 мм, такой же толщины НЛД и надгусеничные полки, которые при малейшем довороте корпуса окажутся почти под прямым углом к противнику. Плюс — очень слабые и высокие борта.

Очень хорошо защищены две британские ПТ, имеющие практически одинаковую схему бронирования — AT 7 и премиумная AT 15A . Практически весь лоб у них прикрыт 203 мм броней. Самые серьезные уязвимости — пулеметное гнездо и традиционные башенки. 100 мм брони на бортах могут защитить от слабых пушек, но особо на это рассчитывать не стоит.

А победу, пожалуй, мы присудим другому британцу — Black Prince , 152 мм ВЛД, 139 мм НЛД и практически непробиваемая башня. «Шишка» на ней имеется, но реальные шансы туда попасть противник получает только в упор. Борта достаточно слабые, но они прикрыты экранами. В целом, «негр» оставляет впечатление самого удачного танка 7 уровня в плане бронирования.

8 уровень

Сразу огорчим любителей немецкой техники — Tiger II , несмотря на его очень крепкий корпус, среди претендентов на победу нет. Тонкие щечки башни и огромная НЛД являются слишком очевидными и критичными слабыми местами.

АТ 15 — первая британская ПТ без заметных уязвимостей в лобовой проекции. Даже всеми любимая башенка стала заметно ниже. 225 мм стали на прямых плоскостях дают прекрасную защиту. Но вот с ВЛД все несколько неоднозначно. Там всего 128 мм, а этого уже маловато, даже несмотря на то, что броня распложена под хорошим углом. Поэтому все зависит от расположения противника. Чем выше его ствол по отношению к ВЛД АТ 15, тем прямее будет угол встречи снаряда с броней и, соответственно, выше шансы ее пробить. С другой стороны, немногие знают, что наиболее уязвимое место британца — именно ВЛД. Так что, стрелять туда будут либо профи, либо новички с автоприцелом.

В описании Т28 сказано, что лобовая броня этой ПТ равна 254 мм. Это, конечно, не так. Такая толщина у нее только в «клюве», а вся остальная поверхность морды — 203 мм. Вроде бы, это очень неплохо, но против пушек с 250 и более бронепробиваемости помогает через раз. Кроме того, есть небольшие, но уязвимые башенки.

Советский КВ-4 — один из самых тяжелобронированных танков в игре. 160-180 мм защита НЛД/ВЛД номинально слабее, чем у Т28 и АТ 15, но, как говорится, есть нюанс. Наличие башни позволяет доворачивать корпус, заставляя противника стрелять под серьезными углами, а это увеличивает живучесть танка на порядок. Кроме того, борта КВ-4 тоже очень толстые (130-150 мм), да и еще почти полностью прикрыты ходовой. Большинство противников, увидев стоящий ромбом КВ-4, радостно решают, что он подставил бок. И жестоко обманываются. Скажете, что у КВ-4 есть большая «кепка» на башне? Это тоже обманка — там все те же 180 мм, и пробивается она очень неохотно, особенно если КВ-4 активно вертит башней, сбивая прицел.

Таким образом, самым защищенным танком 8 уровня мы называем именно советский броненосец КВ-4. Кстати, он не такой уж и медленный.

9 уровень

Тут все просто, потому что именно на этом уровне обитает Т95 — самая медленная и самая бронированная машина в игре. Просто и без затей: сплошные 305 мм брони во фронтальной проекции. НЛД очень маленькая и расположена под большим углом. Если ее специально не подставлять, то попытки пробить ее будут пустой тратой времени. А командирские башенки чертовски «рикошетны» и имеют толщину 152 мм. Борта защищены слабее лба, но наполовину прикрыты экранами. Однако если вы уже радостно потираете ладошки и готовитесь качать этого монстра, учтите, что быстрее 13 км/ч вы его не разгоните даже с горки. Как правило, Т95 вообще редко уезжает со своей базы.

Для порядка все-таки добавим сюда еще одного конкурента — Е-75 . Прекрасное лобовое бронирование, включая НЛД, отсутствие серьезных уязвимостей, отличная маневренность, достойная динамика — все это придется по душе любителям толстой брони, но не желающих при этом изображать из себя ДОТ.

10 уровень.

Ну, что тут можно сказать… Выбирать самый бронированный танк на 10 уровне так же увлекательно, как и на 1, ибо до хрипоты можно спорить, например, кто крепче — Е-100 или ИС-7 ? Причем, этой парочкой достойные претенденты на трон не ограничиваются. Однако что-то решать надо, поэтому будем действовать методом исключения.

Главная беда Е-100 (как и JagdPz E-100 ) — это огромная и слабая НЛД. Кроме того, есть маленькая, но, в принципе, доступная, планка приборов наблюдения на башне. У Maus подобных проблем нет — его НЛД имеет толщину аж 200 мм и гораздо более скромные размеры. Кроме того, у «мышки» прочнее борта башни. А вот выгнутые дугой «щечки» при попадании в среднюю часть, где угол встречи снаряда с броней поменьше, удар держат слабо. Именно в них и бьют этих исполинов, хотя для этого и нужна серьезная пушка или «голдовый» боезапас.

При первом взгляде на бронирование ИС-7 и ИС-4 мы приходим к выводу, что «семерка» лучше бронирована спереди, а «четверка» — по бокам. Но не все так просто, верхняя часть борта ИС-7 прикрыта экранами-обманками, а внутренняя броня установлена с огромными рациональными углами наклона и пробивается очень плохо. Надежнее всего стрелять сквозь среднюю часть ходовой, но если у вас не очень точная пушка, снаряд может уйти под брюхо. Еще у ИС-7 непробиваемая спереди башня — в отличие от ИС-4, которого, как и ИС-3, нередко губит бронирование крыши. Там всего 30 мм, и попасть туда не так уж и тяжело. Особенно высоким немцам.

Еще есть американская ПТ Т110Е3 со своими 305 мм лобовой брони. Мало того, командирская башенка этого чудовища прикрыта 228 мм стали и снабжена хорошими наклонами. Эту ПТ практически невозможно пробить в башенку, что вызывает море негодования у тех игроков, которые не знают о таком сюрпризе. Остается только 152 мм НЛД, но она хорошо наклонена и имеет небольшие размеры.

Таким образом, у нас остаются Maus, ИС-7 и T110E3. Выбрать лучшего затруднительно, все зависит от ситуации и ВБР. Но кого-то назвать все-таки надо, и пусть им будет Maus. Формально его броня самая толстая и при постановке ромбом он может танковать половину вражеской команды. Но берегите щечки башни!