Юбки

По каким критериям оцениваются иконы в ломбарде. Как определить век иконы

Подавляющее количество сохранившихся старинных образов составляют иконы на дереве – святыни православия. Они отличаются по возрасту, степени сохранности, размеру и другим параметрам, влияющим на их стоимость.

Существует два вида старых икон на дереве:

  • Написанные специальными красками. Для их изготовления использовали разную древесину: липу, иву, тополь (в южных районах), сосну, лиственницу, кедр (в северных населенных пунктах). Уже в XI-XII веках создавали изделия большого размера. Так, для Софийского собора в Новгороде была написана икона образ Петра и Павла размерами 236*147 см.
  • Резные иконы из дерева. Создание этих изделий требовало от человека большого мастерства, ведь нужно было высечь на древесины образы святых, Богородицы, Спасителя, не нарушая канонов иконописи. Пик создания резной церковной утвари приходится на XV век.

Оба вида пользуются популярностью у антикваров и коллекционеров. За некоторые из них они готовы отдать целое состояние, так как уверены, что со временем цена деревянных образов будет только расти.

Кроме рассмотренных видов, можно назвать еще и венчальные пары, мерные, обетные, семейные, именные. Они различаются по назначению: например, мерные – писались ко дню Крещения ребенка, а обетные – в память о значимом событии или по особому обещанию.

Как устанавливается стоимость икон на дереве?

Рыночная стоимость церковной утвари устанавливается только оценщиками – профессионалами в этой сфере. Прежде чем назвать цены на старинные иконы на дереве , им необходимо определить:

  1. Возраст. Деревянные изделия создавались позднее, чем образы на жести, холсте, бумаге, поэтому и стоят дороже. Их возраст определяют по способу обработки древесины.
  2. Состояние и сохранность изображения. Мастера писали образы с помощью темперы – краски, разведенные с помощью смеси воды с яичным желтком. Оценивается состояние краски, левкаса (грунтовки), масляного лака.
  3. Наличие оклада (позолоченного, серебряного, тканевого), принадлежность к иконописной школе, редкость.

Иконы ручной работы из натурального дерева оцениваются по более чем 15 критериям.

Образы, которые ценятся у коллекционеров

У православных людей, коллекционеров очень ценятся старинные деревянные иконы с образами Господа Вседержителя, Богородицы, Георгия Победоносца и Николя Угодника. Приведем примерный список популярных образов с ценами:

  • Святитель Николай Угодник, написанный в Мстере в XIX веке на древесине плодового дерева – около 35 000 рублей.
  • Казанская Богородица, созданная на Урале в XIX столетии, с золотым фоном – около 223 000 рублей.
  • Николай Чудотворец с латунным окладом, XIX век, центральные районы Российской Империи – около 78 000.

Если у вас есть старинная икона на дереве, то дорого оценить и купить ее могут специалисты салона «Дом Антиквара ». Чтобы установить стоимость изделия, достаточно загрузить фото. Оценка будет проведена в режиме онлайн.

Как определить возраст иконы: небольшой ликбез от специалистов

Примерную стоимость и возраст антикварной церковной утвари можно самостоятельно узнать, обратив внимание на ряд критериев:

  1. Период создания иконы. Он обязательно учитывается при определении ценности. Так, утвари XIX и начала XX века сохранилось в большом количестве, поэтому они ценятся меньше, чем более редкие варианты XV, XVI, XVII века.
  2. Материал изделия. Иконописцы в качестве основы брали дерево или жесть. Владельцы могут определить возраст иконы по доске, так как такая основа очень «красноречиво» рассказывает об периоде и месте написания:
  • На Руси и России самой распространенной была древесина липы, но в северных районах использовали ель, кедр, сосну и лиственницу.
  • По следам инструментов, которыми обрабатывалось деревянная основа, можно узнать возраст изделия. Для обработки использовались топор, скобель, рубанок. Важно оценивать лицевую сторону, если на ней есть обнаженные участки, так как тыльная сторона могла дополнительно обрабатываться в более поздний период. Небольшой пример: доска для изделий XI-XII веков вытесывалась топором, а потом обрабатывались вдоль волокон скобелем.
  • Возраст и примерную стоимость иконы можно узнать и по шпонкам – рейкам, с помощью которых скреплялись доски на торце и тыльной стороне. Так, в изделиях XI-XII веков эти элементы крепились коваными гвоздями или деревянными шипами. В более поздние периоды уже использовали врезные шпонки.
  1. Оклад: по этому критерию тоже можно установить возраст иконы и ее стоимость. Утварь может иметь оклад из латуни или серебра. Его ценность меняется в зависимости от толщины, степени детализации и состояния. Более высокую цену имеют варианты с серебряным окладом и особенно с эмалированными деталями. Отметим, что тонкие фольгированные оклады из серебра стоимость утвари увеличивают незначительно.

Определение возраста старинной иконы требует профессионального подхода

Чтобы определить возраст и ценность иконы, необходимо учитывать множество специфических критериев. Важны не только технические моменты и атрибуты, перечисленные выше, но и художественные особенности. Мастера разных веков, школ, стилей отличались разной техникой нанесения краски и манерой изображения святых.

Человеку, далекому от искусствоведения и иконописи, не получится самостоятельно определить, сколько лет антиквариату. Сделать это помогут только профессионалы, много лет работающие в этой сфере. Одна из таких экспертных компаний – «Дом Антиквара » в Москве. Обратившись к ее специалистам, можно определить период создания, стоимость изделия в режиме онлайн и получить консультацию по быстрой и выгодной продаже.

Инструкция

Если вы хотите получить подробный анализ по иконе - возраст, состояние, кем написана и т.д. - тогда вам лучше отдать ее в иконописную мастерскую. Там мастера, которые специально обучены и знают все тонкости, смогут максимально приближенно рассказать вам про вашу реликвию все.

Если же вы хотите сами определить, к какому примерно периоду относится ваша , о посмотрите на основу, на которой она нарисована. Очень старинные всегда изображались на дереве. Но с этим пунктом нужно быть очень внимательным. Ведь в некоторых случаях современные иконописцы могут рисовать ее «под ». И человеку, несведущему в основах и религиозной культуры, будет достаточно сложно определить, насколько древняя перед ним икона.

А вот на жести иконы изготавливали в 19-начале 20 вв. Обычно на торце указывалось название фабрики. Если оно есть и хорошо сохранилось, то можно по нему попытаться восстановить возраст иконы. Единственный минус такой иконы - она не представляет никакой художественной ценности. Интересна только с точки зрения историко-культурного наследия.

В том случае, если вы хорошо разбираетесь в тонкостях работы разных мастеров- , возраст иконы можно определить именно по стилю их работы. Некоторые прошлых веков на оборотной стороне религиозной картины оставляли определенные зарубки. Делали они это для того, чтобы оставить себе своеобразное напоминание о том, кто заказчик, какой должен быть у будущего образа и сколько времени у него есть для выполнения этой работы.

Не менее важное для определения возраста иконы имеет и техника нанесения краски. В разные века она регулярно менялась. Также обратите внимание и на грунтовку основания. Это тоже немаловажный показатель образа. Ну, и конечно же, собственно изображение. Каждому веку присуща своя манера ликов святых. Для того чтобы разобраться во всех тонкостях, вооружитесь словарем искусствоведа и начинайте изучать имеющееся у вас искусства.

Полезный совет

Лучше всего заранее выяснить возраст имеющейся у вас реликвии. Потому что если в один прекрасный день вы захотите вывезти вашу икону за границу, но не будете знать, сколько ей лет, вас легко могут затормозить на границе. Произведения искусства старше 100 лет нельзя вывозить из страны без определенного сопроводительного пакета документов.

Икона – от греческого «образ», «изображение» - художественное изображение святого человека, ангела, воплощенного Бога (Иисуса Христа). Иногда на иконах изображаются люди, не признанные святыми или вообще не имеющими прямого отношения к христианству: друзья и родственники, сопровождавшие жизненный путь святого, мучители, императоры, и так далее. Обычные люди отличаются от святых отсутствием нимба – золотистого круга над головой.

Инструкция

Определить икону помогают некоторые каноны, используемые в традиционной иконописи. Первый канон – отсутствие авторской подписи на иконе. Эта традиция берет основы из первых веков христианства, когда уклонялись от указания авторства из страха смерти. Позже, когда христианство стало государственной Византии, авторство тоже не указывалось: создавал икону для Бога и императора, а не ради собственной славы. Поэтому сохранились только единичные упоминания о некоторых иконописцах.

Имя автора замалчивается, но имя святого обязательно указывается. Этот канон не так стар, как анонимность икон, но по надписи рядом с ликом (силуэтом святого) вы можете определить его имя. Как правило, имя на церковно-славянском, древнегреческом или ином языке, близком специфике той или иной страны, в которой живет и работает иконописец.

В иконописи развита цвета. Пурпурный, багряный, - символ царской власти: Бога на небе и императора на . Император подписывался пурпурными чернилами и восседал на пурпурном троне, носил пурпурные одежды и сапоги. Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этим цветом пишут одежду Девы Марии. Красный – цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии, крови, воскресения. Красным цветом одежды мучеников и крылья серафимов.
Белый цвет – символ Божественного света, чистоты, святости и простоты. В одеждах этого цвета изображали святых и праведников, пелены младенцев, души людей и ангелов.
Синий и голубой цвета символищируют небо и Богородицу, совместивушую в себе небесное и земное начала.
Зеленый цвет – трава, листья, молодость, надежда, цветение. Часто использовался в сценах Рождества, в одеждах монахов и юношей (великомученика Пантелеимона, погибшего , изображали в одеждах красного и зеленого цвета).

Видео по теме

Ценность иконы зависит от ее возраста. Чтобы прекрасно разбираться в особенностях предметов старины, необходимо хорошо разбираться в живописи и наизусть знать работы известных художников, причем не только современности.

Многие верующие люди хотели бы иметь в себя дома несколько самых важных и необходимых икон. На сегодняшний день выбор образов так же широк, как велико количество месте, где их можно купить. В этой статье хотелось бы дать актуальный ответы на вопрос о том, где купить православные иконы , можно ли приобретать образы в Интернете, можно ли приобрести чудотворные православные иконы и так далее.

Иконописное искусство существует с незапамятных времен. Мастера разных времен постигли множество техник, отчасти благодаря чему сегодня иконописное искусство привлекает внимание не только верующих, но и коллекционеров антиквариата.

Не будем увиливать от вопроса и скажем напрямую, что цена иконы , как ее определить – именно это часто интересует владельцев таких древностей. Это достаточно сложный процесс, в котором иногда участвует целая команда профессионалов. Первая задача, которая стоит перед ними – это определение подлинности иконы, а затем сравнение ее с другими образцами на рынке и оценивание.

Иногда стоимость такой древности достигает фантастических значений, поэтому людей интересует – зачем оценивают иконы? Это можно сделать с такой целью:

  • Для продажи или приобретения. Очевидно, что чтобы совершить акт купли-продажи такого объекта, как икона, необходимо сначала установить стоимость;
  • Страхование. Икона цена которой имеет в своем значении много нолей может быть не только ценной реликвией, но и привлекательным предметом для воров;
  • Подготовка для продажи на аукционе;
  • Использование иконы в качестве залога. Если речь идет о чем-то серьезном, а икона дорого стоит, ее могут использовать как залог.

Определение стоимости образа – дорогостоящая процедура и далее Вы узнаете, почему.

Цена иконы: как ее определяют

Оценивание образа происходит в несколько этапов. Первый из них – это определение подлинности. Вероятно, это одна из наиболее дорогостоящих частей оценивания.

Дело в том, что подделки высокого качества бывает определить очень трудно. Какая-то часть иконы может быть написана в древности, а некоторые недостающие фрагменты доделаны гораздо позже. Искусные шарлатаны-художники применяют десятки разнообразных методов для того, чтобы нарисованный ими образ казался более древним.

Помочь разобраться в этом вопросе может только физико-химический лабораторный анализ, который стоит немало и необходим для определения точного возраста иконы.

Перед его проведением мастер по оценке осматривает образ, изучает под микроскопом, исследует саму краску, основу, грунт. Такое изучение образа абсолютно безопасно и неинвазивно.

Когда все исследования проведены, оценщик или группа могут предоставить Вам исчерпывающую информацию в отношении стоимости образа.

Отметим, что получить полный и точный ответ на вопрос о ценности образа можно только в том случае, когда икона представлена вживую. Никакой профессионал не сможет ничего сказать, глядя только на фото образа. Такое возможно лишь в том случае, когда есть много списков одной и той же иконы и перед оценщиком один из них – тогда действительно можно сделать предварительное заключение по фотографии.

Заказывая оценку иконы, люди интересуются тем, что входит в ее стоимость и какие ответы будут получены после проведения.

  1. Возраст иконы. Это самая важная часть, которая играет значительную роль в определении стоимости.
  2. Автор образа и происхождение его.
  3. Наличие на образе каких-либо опознавательных символов, например, даты или автографа автора.
  4. Применялись ли при создании драгоценные и полудрагоценные материалы.
  5. В каком состоянии образ, «переживет» ли он реставрацию и есть ли в ней необходимость.
  6. Комплексность и размер образа.

Все эти факторы вместе влияют на стоимость образа. А если у образа имеется еще и оклад, то он будет оцениваться дополнительно, отдельно от самого образа. Он может быть выполнен из золота или серебра.

Немаловажным, но не включенным в список выше, является сюжет. Есть образа, которые пишут довольно часто, а есть редкие сюжеты, за что могут докинуть стоимости образу.

Побольше денег может получить владелец чудодейственной или миротворящей иконы , которая владеет чрезвычайными способностями.

Ценность образа с художественной и рыночной стороны

Есть две точки зрения при определении стоимости образа. Это его художественная и рыночная стоимость. Вас интересует только вторая. То есть, Вы оцениваете для того, чтобы узнать, за какие деньги можно ее продать (застраховать, заложить и т.д.).

Оценка художественной ценности образа не даст объективной информации о стоимости образа, поэтому не имеет значения.

Лучше всего доверить оценивание образа людям, которые занимаются антиквариатом и понимают все тонкости этого дела.

Как продать образ?

Чтобы законно продать икону и при этом не напороться на мошенников, можно сделать это через магазин антиквариата, который возьмет процент или установленную плату за посреднические услуги.

Также можно продать образ через реальный или онлайн-аукцион.

Если Вы не собираетесь продавать, а покупать икону, то оценка необходима. Также нужно выяснить, в каких условиях хранился образ, насколько он ветхий, транспортабельный.

Год за годом популярность старинных икон растет и все больше людей стремится стать владельцами такой древности.

Владельцы старинных икон задаются рядом вопросов: как определить ее стоимость и возраст, не написаны ли они «под старину» и имеют ли ценность? Самостоятельно найти ответы почти невозможно, так как оценка церковной утвари (так же, как и другого антиквариата) требует глубоких знаний и большого опыта в этой сфере.

Экспертиза иконы позволит установить ее возраст, подлинность и ценность …

Когда эксперты определяют возраст иконы, они учитывают множество факторов:

  1. 1. Материал, на которое нанесение изображение. Старинные шедевры иконописи имели основу из дерева, а в XIX-XX веках начали использовать тонкие жестяные листы. Самой популярной породой была липа. На заметку! На возраст указывают даже характерные следы от орудий. Так, в XI- XII веках основы вытесывали из дерева топором. С XVIII века обрабатывать доски стали тщательнее.
  2. 2. Материал для живописи. Древнерусские шедевры иконописи писались темперой – краской, в которой в качестве связующего элемента служит яичный желток. А можно ли отличить изображения, написанные темперой самостоятельно? Можно. Они более схематичны, строги и аскетичны, если сравнивать их с изображениями, написанными маслом и которые отличаются большей живописностью. Самые древние шедевры иконописи, дошедшие до нашего времени, относятся к VI веку. Написаны они были красками на основе пчелиного воска.
  3. 3. Наличие оклада. Возраст и ценность иконы определяется и по наличию накладного украшения. На Руси и в России иконописцы могли создавать полноценные (полнопрописанные) и подокладные варианты. В последних выразительно прописываются только те участки, которые видны в проемах накладного украшения. На старинных иконках изображения было написано столь мастерски, что сразу определить вид (полнопрописанный и подокладный) очень сложно. Сделать это смогут только профессиональные эксперты.
  4. 4. Сюжет. Он может напрямую указывать на возраст. Так, некоторых святых начинают изображать после канонизации. Зная период, когда личность была канонизированы, устанавливают период и век церковной утвари. Хотите узнать возраст иконы Стефана Пермского? Будьте точно уверены, что она написана не позже второй половины XVI века, ведь Стефан Пермский был причислен к лику святых в 1549 году. Таким образом приблизительно определяют период написания любого шедевра.

Важно! Нужно помнить, что встречаются не только старинные иконы, но и те, что писаны под старину. Иногда манера письма, особенности краски и обработки дерева передается так искусно, что определить истинный возраст и подлинность может только специалист.

Профессиональная помощь от «Дома Антиквара»

У вас есть икона и вам важно определить ее подлинность и ценность? Обращайтесь в антикварный салон «Дом Антиквара ». Специалисты компании помогут определить икону по фото. Чтобы результат был максимально достоверным, необходимо отправить фотографии со всех ракурсов, чтобы специалисты смогли объективно оценить старинный предмет.