Юбки

Статьи по фгос овз дошкольники. Инклюзивное обучение детей с овз в доу комбинированного вида в условиях реализации фгос

При инклюзивном обучении в процесс получения знаний вовлечены все дети, независимо от их психических, интеллектуальных и физических особенностей. Такие дети имеют возможность посещать по месту жительства общеобразовательные школы вместе со своими здоровыми сверстниками. При этом, учитывая их особые потребности в образовании, им оказывается специальная поддержка. Все участники процесса придерживаются равного отношения ко всем детям, поэтому исключается любая дискриминация, но с обязательным обеспечением особых условий для детей с ОВЗ.

Предназначение ФГОС для детей с ОВЗ

Введение детей с ОВЗ в сообщество - главная задача системы коррекционной помощи. Программно-методическое пособие, сопровождающее внедрение инклюзивного обучения в общеобразовательные организации призвано решать вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей, которые имеют иные, особые потребности совместно с обычными. Во ФГОСе общего образования сделана пометка в программе коррекционной работы: она разрабатывается при наличии в учебной организации детей с ОВЗ.

Таким образом, ФГОС ОВЗ с исправлениями последняя версия 2016 направлена, прежде всего, на коррекцию отрицательных моментов в психологическом или физическом развитии детей и указывает на пути решения проблем в освоении основной учебной программы. В ней содержатся рекомендации для оказания помощи и поддержки детей данной категории.

Предназначение программы:

  • Выявить и удовлетворить все потребности учеников с ОВЗ при усваивании ими ООП.
  • Интегрировать их в образовательный процесс.
  • Реализовать комплексное и индивидуально-ориентированное психолого-педагогическое сопровождение обучения, учитывая состояние здоровья детей с ОВЗ.
  • Создать специальные условия воспитания и развития.
  • Создать благоприятные условия общения и учебной деятельности.

Трудности при внедрении инклюзивного образования, описанные в стандарте ФГОС ОВЗ

В нашем обществе абсолютное большинство по-прежнему воспринимает людей с ОВЗ как нечто нестандартное, инородное, и дети с ОВЗ часто признаются как необучаемые. Руководство школ и преподаватели недостаточно осведомлены о проблемах таких детей и не подготовлены к их включению в процесс освоения знаний в обычных классах. Родители не знают и не отстаивают права своих детей-инвалидов, обозначенные во ФГОС для детей с ОВЗ 2016, скачать изучить которые можно на специальных сайтах.

Ведь инклюзивное обучение - это не только физическое присутствие детей с ОВЗ на занятиях с другими детьми, но и изменение самой школы, изменение отношений между преподавателями и учениками, участвующими в образовательном процессе. Должно быть налажено тесное сотрудничество между родителями и преподавателями, вовлечение родителей в процесс обучения.

Стандарт ФГОС для детей с ОВЗ

В Федеральном законе (п. 6, ст. 11) обеспечиваются права на получение в обязательном порядке образования детей с ОВЗ и в специальные образовательные стандарты включены требования к процессу обучения.

Предложены такие варианты образовательных программ:

  1. Программа предполагается для детей с диагностированными нарушениями слуха, зрения и без нарушений в работе интеллекта, которые полностью включены в образовательный поток. Основная образовательная программа учащимися с ОВЗ осваивается в рамках коррекционной работы (инклюзия). Возможен индивидуальный учебный план.
  2. Программа предназначена для детей с задержкой в психическом развитии, нарушениями зрения, слуха, или с нарушениями речи разной степени тяжести. Дети с ОВЗ получают образование совместно со здоровыми сверстниками. Осуществляется процесс в иные календарные сроки, определённые стандартом ФГОС для детей с ОВЗ в 2016 г. Обучение может проходить также в отдельных классах или организациях.
  3. Программа предназначена для детей, у которых диагностирована умственная отсталость. Образование, получаемое такими детьми, не сопоставимо с образованием сверстников. Рекомендуется создание нескольких учебных планов и индивидуализация положений программы.
  4. Программа предназначена для детей с ОВЗ, у которых имеются сложные или многочисленные отклонения в развитии. Обучение происходит по адаптированной программе, в основу которой положен индивидуальный учебный план.

В процессе обучения по стандарту ФГОС ОВЗ должны быть использованы специальные образовательные программы, специальные учебные программы, специальные учебные и дидактические пособия. Должны быть соблюдены допустимые уровни нагрузок, которые определяются с помощью медицинских работников.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Краткий обзор работы дошкольного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с федеральными образовательными государственными стандартами, работа психолого-медико-педагогического консилиума учреждения, методы и принципы коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФГОС дошкольного образования

– детям с ограниченными возможностями здоровья»

Наше дошкольное учреждение вот уже много лет открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас функционируют три специализированные группы для детей с нарушением зрения. Основной контингент составляют дети с амблиопией и косоглазием, близоруким и дальнозорким астигматизмом. Есть опыт работы со слабовидящими и слепыми детьми. Характерная особенность детей со зрительной неполноценностью – вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Многообразие форм аномалий зрения и вызванных ими вторичных отклонений требует индивидуального подхода к каждому ребенку, специфики необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушения их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

  1. обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  2. освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется организацией самостоятельно».

Изучив Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, опираясь на теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения Л.Н. Плаксиной, на концепцию сопровождения Е.И. Козаковой, нашим педагогическим коллективом выработана адаптированная система медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями к условиям нашего дошкольного учреждения.

Функционирование системы включает ряд этапов.

1этап . Сбор сведений о ребенке.

Для того чтобы составить «Рабочую программу ребенка с особыми образовательными потребностями» необходимо его комплексное обследование, которое дает возможность получить данные о характере и динамике нарушений зрительных функций, психофизического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья, социального благополучия, уровня знаний, умений и навыков. Это обследование проводят врач офтальмолог, педагог психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, учитель рисования, воспитатель группы. Результаты обследования фиксируются в разработанных педагогами картах обследования.

2этап. Анализ полученной информации о ребенке.

Каждый педагог, работающий с ребенком с особыми образовательными возможностями, обрабатывает полученные данные в ходе обследования ребенка, определяет, с какими трудностями может столкнуться ребенок в процессе овладения программным материалом. Данные обобщаются в «Аналитической справке».

3этап. Определение образовательного маршрута.

На медико-психолого-педагогическом консилиуме каждый специалист докладывает о результатах обследования. В процессе обсуждения определяется образовательный маршрут, подразделяющийся на три вида:

1 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам, реализуемым ДОУ на общеобразовательных и коррекционных занятиях.

2 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам, реализуемым ДОУ, на общеобразовательных, коррекционных занятиях, в индивидуальной работе.

3 вида: построение коррекционно-образовательного процесса по индивидуальной программе развития индивидуально с ребенком.

На мини совете составляется проект индивидуальной коррекционной программы на ребенка, который обсуждается на медико-психолого-педагогическом консилиуме.

Индивидуальная коррекционная программа содержит следующие разделы:

1.Пояснительная записка, в которой раскрываются: цели работы по построению образовательного маршрута, направления работы с ребенком с особыми образовательными потребностями, задачи работы с ребенком, указывается программа, по которой ведется работа с ребенком.

2.Планирование работы с ребенком с особыми образовательными потребностями по направлениям. Указывается педагог, который проводит работу с ребенком.

3.Планируемые результаты работы с ребенком с особыми образовательными потребностями.

4.Мониторинг. Карты обследования каждого специалиста выносятся в приложение к программе.

4 этап . Реализация рабочей программы.

В коррекционно-педагогическую и лечебно-восстановительную работу привлекаются и родители. До них доводятся сведения о результатах комплексного обследования, план развития ребенка, педагоги дают рекомендации с целью преемственности в воспитании и обучении ребенка в ДОУ и семье.

5этап. Анализ реализации образовательного маршрута.

На МППК педагоги, работающие с ребенком с особыми образовательными потребностями, обсуждают результаты коррекционной работы с ребенком и определяют дальнейшее развитие ребенка.

Все этапы условны, так как у каждого ребенка наблюдаются свои трудности в обучении, и в их решении требуется индивидуально-дифференцированный подход.

Для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников коррекционно-образовательного процесса: ребенка, родителей, педагогов, медицинских работников.

В нашем детском саду организована специальная развивающая среда, и в процесс воспитания включены современные инновационные образовательные технологии, которые направлены на формирование у дошкольников интеллектуально-творческой и познавательной деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования.

В группах ДОУ и кабинетах специалистов в развивающие зоны включены игры и пособия по системе В.Воскобовича, которые помогают развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, математические представления.

Развивать процесс познания и формировать когнетивные способности детей педагогам помогают приобретенные и созданные своими руками пособия по инновационной системе ТРИЗ.

Несколько лет наш детский сад сотрудничает с Региональным Благотворительным Общественным фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей», в лице господина Дегена Александра Герасимовича. Это книги с оригинальной техникой исполнения доставляют не только эстетическое удовольствие, но и способствуют развитию познавательного интереса, тактильных ощущений, слухового восприятия детей с ОВЗ.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Нормативно-правовая база сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ Педагог-психолог МАОУ СОШ № 9 им. Дьякова П.М. Сахарова Е.В. 28.03.2017

2 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) от 18.10.2013 года №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

3 слайд

Описание слайда:

Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 "О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому" и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому" (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому) Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

4 слайд

Описание слайда:

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) от 24.07.2015 г. №514н «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.) Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

5 слайд

Описание слайда:

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)". Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".

6 слайд

Описание слайда:

Письмо Минобрнауки России от 27.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11.03.2016 г. № ВК – 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 11.11.2016 № ВК – 1788/07 Письмо Минобрнауки России от 31.08.2015 № ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования детьми, нуждающимися в длительном лечении»

7 слайд

Описание слайда:

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций». Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей Письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций Минобрнауки России органам государственной власти субъектов РФ в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей» Письмо Минобрнауки России от 02.02.2016 № ВК-163/07 «О направлении методических рекомендаций». Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах

8 слайд

Описание слайда:

Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования» Письмо Департамента гос. политики в сфере зашиты прав детей от 19.02.2016 № 07/719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ» Письмо Департамента гос. политики в сфере зашиты прав детей от 13.11.2015 № 07/3735 « О направлении методических рекомендаций по выявлению и распространению наиболее эффективных практик образования детей с ОВЗ» Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерства образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год

9 слайд

Описание слайда:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26) – введены с 01.09.2016 Приказ Министерства образования Калининградской области от 01.04.2016 года №329/1 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся инклюзивно в образовательных организациях Калининградской области»

10 слайд

Описание слайда:

Комплектование классов по СанПиН 2.4.2.3286-15 N п/п Вид ОВЗ 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант максимальное количество обучающихся 1. Глухие обучающиеся Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом - не более 20 обучающихся, при 2 глухих - не более 15 обучающихся 6 5 5 2. Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем - не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших - не более 20 обучающихся I отделение: 8 II отделение: 6 5 Вариант не предусмотрен 3. Слепые обучающиеся Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся, при 2 слепых - не более 15 обучающихся 9 7 5 4. Слабовидящие обучающиеся Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем - не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих - не более 20 обучающихся 12 9 Вариант не предусмотрен 5. Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся. 12 Вариант не предусмотрен Вариант не предусмотрен

11 слайд

Описание слайда:

Комплектование классов по СанПиН 2.4.2.3286-15 № п/п Вид ОВЗ 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант максимальное количество обучающихся 6. Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НОДА - не более 20 обучающихся, при 2 - не более 15 обучающихся. 5 5 5 7. Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся 12 Вариант не предусмотрен Вариант не предусмотрен 8. Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с РАС - не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС - не более 15 обучающихся Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 обучающихся Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 обучающихся Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 обучающихся (не более 2-х обучающихся с РАС в классе с обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) 9. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - - 12 5

12 слайд

Описание слайда:

Документы образовательной организации При разработке перечня локальных актов образовательной организации должны быть учтены соответствующие статьи ФЗ № 273, прежде всего ст. 30, где указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. В числе таких актов могут быть акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися или их родителями (законными представителями). При их разработке необходимо учитывать мнение совещательных органов учащихся, родителей, попечителей, работников.

13 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 27 инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 28 адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

14 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья: - по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности (приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования«), регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ; - по дополнительным общеобразовательным программам - приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

15 слайд

Описание слайда:

№ 273-ФЗ выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по адаптированным программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

16 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".

17 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья АОП Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. АООП 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

18 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

19 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 11. При получении образования обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

20 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. 2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: 1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. 3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

21 слайд

Описание слайда:

Основные термины ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ООП НОО - основная образовательная программа начального общего образования ОО - общеобразовательная организация АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа ПАООП НОО - примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования ПАООП - примерная адаптированная основная общеобразовательная программа СИПР- специальная индивидуальная программа развития ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11.03.2016 г. № ВК – 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

22 слайд

Описание слайда:

Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru

Федеральный государственный стандарт образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

Малофеев Н.Н. ИКП РАО

В феврале Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Её цель - модернизация и развитие системы общего образования страны. Национальная образовательная инициатива предусматривает и модернизацию образования детей с ОВЗ.

«Новая школа - это школа для всех . В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Поставленная задача не может быть решена вне нормативно-правового поля. Обязанности и права участников образовательного процесса – педагога, ученика с ОВЗ и его родителей должны быть законодательно закреплены. В противном случае мы столкнемся как с административным и учительским волюнтаризмом, так и с безосновательными амбициозными претензиями родителей. В обоих случаях страдающей стороной окажется ребенок с ОВЗ. Не случайно, к числу приоритетных направлений модернизации системы образования лиц с ОВЗ Минобрнауки России относит «совершенствование нормативно-правовой базы, в целях гарантии ребенку с ОВЗ возможности посещать специальные или обычные дошкольные учреждения».

Правительство столицы в апреле сего года приняло закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Свершилось то, чего и дети с ОВЗ, и их родители, и специалисты ждали много лет. Закон становится гарантией права лиц с ОВЗ и инвалидов на получение образования. Хочу надеяться, что и на федеральном уровне вопрос о законодательном оформлении права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование в ближайшее время будет снят.

Чтобы «новая школа» стала «школой для всех» дети с ОВЗ должны иметь возможность добираться до неё без особого труда. Очевидное требование рождает ещё одно направление модернизации - создание условий для получения детьми с ОВЗ психолого-педагогической помощи в образовательных учреждениях, максимально приближённых к месту их проживании. Только при наличие в зоне «шаговой доступности» ДОУ или школы, приспособленных к особым потребностям ребенка-инвалида, можно всерьез говорить о реальной долгосрочной перспективе развития интегрированных форм образования, инклюзии.

Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ОВЗ требование сегодняшнего дня. Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ОВЗ, в т.ч. степень его интеграции должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка. Приоритет интеграции не означает отказа от достижений сложившейся в России системы специального образования! Согласно решению Коллегия Минобрнауки РФ (декабрь 2009): «Развитие интегрированных форм обучения лиц с ОВЗ должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности».

Образовательная интеграция – закономерный этап развития системы образования лиц с ОВЗ. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства. Это не частное мнение, это один из результатов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности Института, осуществляемой на протяжении двадцати лет. Разработаны и экспериментально проверены: концепция интегрированного воспитания и обучения (одобрена Минобрнауки РФ); вариативные формы организации образовательной и социальной интеграции детей дошкольного и школьного возраста; новая модель - образовательное учреждение комбинированного типа.

Наш курс – интегрированное обучение, инклюзия. Но двигаясь намеченным курсом, не следует забывать о необходимости сохранить за интегрированными детьми всю полноту коррекционной помощи, гарантируемой законодательством; сохранить и модернизировать специальные (коррекционные) образовательные учреждения, наделив их дополнительными функциями; внедрять модели интеграции, обеспечивающие доступную и полезную «долю» интеграции для каждого ребенка.

За последние 15-20 лет смыслы и цели обучения лиц с особыми образовательными потребностями в странах благоденствия кардинально изменились. Вести дискуссию в системе ценностей предшествующего периода неперспективно. Вызов времени не в решительной смене принципов, методов и методик обучения, наша страна обладает уникальным научным дефектологическим наследием, которое продуктивно разрабатывается и сегодня. Проблема в ином: необходимо понять не как, а чему и для чего учить ребенка с ОВЗ. В условиях резко изменившегося рынка труда, мы обязаны дать выпускнику с ОВЗ, набор знаний и умений, которые помогут ему во взрослой жизни жить достойно, максимально самостоятельно и независимо.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» потребовала разработки ФГОС, одно из основных направлений развития общего образования - переход на новые образовательные стандарты.

В секторе специального образования стандарта не существовало никогда.

Многие десятилетия мы жили по канонам и программам общеобразовательной школы. Три года назад Институт приступил к разработке проекта СФГОС для детей с ОВЗ, на широкое обсуждение представлены: концепция СФГОС начального школьного образования детей с ОВЗ; проекты СФГОС для детей с нарушениями слуха, речи, аутистического спектра, ЗПР.

Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Такой диапазон характерен для каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ.

Неоднородность состава группы требует предусмотреть соответствующий диапазон различий в уровне, содержании и результатах начального школьного образования детей с ОВЗ. СФГОС дифференцируется за счет наличия вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей адекватным образованием, преодоления существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования. Дифференцированные варианты специального стандарта характеризуются:

    уровнем результата (цензовый – нецензовый);

    структурой основной образовательной программы;

    планируемыми результатами обучения, условиями, необходимыми ребенку с ОВЗ для их освоения.

Предлагается четыре варианта стандарта, которые представляют собой системные характеристики:

    требований к уровню конечного результата школьного образования,

    структуре образовательной программы,

    условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.

Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой его ступени должна обеспечить сохранение возможности перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей ребенка с ОВЗ и реализации его права на получение образования, адекватного его возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.

Кардинальное отличие от ФГОС состоит в том, что стандарт образования детей с ОВЗ может быть представлен только в описании вариантов, прямо соответствующих различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования.

Каждый вариант СФГОС определяет:

    требования к структуре основной образовательной программы (соотношение академического компонента и жизненной компетенции);

    требования к результатам школьного образования на каждой его ступени (цензовый, нецензовый, индивидуальный)

    требования к условиям, необходимым для освоения детьми с ОВЗ планируемых результатов образования

Первый вариант СФГОС (цензовый уровень). Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Полноценное освоение первого варианта СФГОС возможно при создании условий для реализации особых образовательных потребностей, включая специальную систематическую помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить первый вариант СФГОС. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта СФГОС.

Второй вариант СФГОС (цензовый уровень). Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1-2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования в данных условиях. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса. Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к особенностям детей, ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду - поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Обязательной является организованная интеграция, выбор ее формы должен отвечать индивидуальным потребностям каждого учащегося.

Третий вариант СФГОС (не цензовый) предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними. Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания. В структуре основной образовательной программы при неизбежном значительном редуцировании «академического» компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. В связи с вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально адаптированной к особенностям таких детей, но ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции.

Четвертый вариант СФГОС (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования) предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми». Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. В структуре индивидуальной основной образовательной программы при неизбежном и существенном редуцировании «академического» компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. Предусматривается специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Программой предусматривается специальная работа по включению ребенка в детский коллектив, введение в более сложную предметную и социальную среду. Поэтапно и планомерно расширяется жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты.

Варианты СФГОС, предусмотренные для детей с ОВЗ

Варианты СФГОС

Глухие дети

Слабослышащие дети

Слепые дети

Слабовидящие

Дети с речевыми нарушениями

Дети с двигательными нарушениями

Дети с ЗПР

Умственно отсталые дети

Дети с расстройствами аутистического спектра

«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Данное положение абсолютно точно корреспондируется с целями образования детей с ОВЗ. Не важен статус учреждения, которое посещает такой ребенок, специальное оно или общеобразовательное. Принципиально другое, оно обязано обеспечить раскрытие способностей особого ученика. В нашем случае вопрос о необходимости воспитания ребенка с ОВЗ «порядочным человеком, готовым к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», стоит ещё острее. Ответ на этот вопрос мы попытались дать в концепции проекта СФГОС для детей с ОВЗ. «Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

Вне всякого сомнения, предстоит длительная целенаправленная работа по формированию в педагогическом сообществе принципиально иных ценностных установок.

«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми». Дабы изменить профессиональное сознание дефектологов, выученных работать в старой системе специального образования, формировать нового учителя, принимающего ценности гражданского общества, понимающего цели модернизации образования лиц с ОВЗ мы воспользовались электронными СМИ. Десять лет в сети Интернет публикуется бесплатный научно-методический журнал «Альманах Института коррекционной педагогики». Заинтересованный пользователь - дефектолог, родитель, студент или преподаватель вуза, администратор системы управления образованием, социальный работник - может оперативно знакомиться с последними разработками Института по приоритетным направлениям модернизации образования детей с ОВЗ.

Новые технологии кардинально меняют и образовательное и информационное пространство. 12 лет тому назад запустив институтский сайт - первый в обсуждаемом проблемном поле - мы гордились обретенными возможностями внедрения. Однако за минувшие годы уровень работы в сети Интернет наших потенциальных пользователей заметно повысился. На протяжении текущего года мы разрабатывали портал ИКП РАО. «Новая школа - это современная инфраструктура c медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями». Портал отвечает запросам «новой школы».

Национальная образовательная инициатива не случайно включает положение о «грамотных учебниках и интерактивных учебных пособиях». На протяжении трёх лет Институт участвует в работе ФЭС, рецензируя рукописи учебников для специальной школы. За минувшие три года из 146 представленных рукописей учебников на доработку было отправлено 38, отрицательные рецензии получили 23 учебника. Наш ученик нуждается в «интерактивных учебных пособиях». Курс на интеграцию и инклюзию делает ситуацию крайне острой, каждый интегрированный ученик входит в общеобразовательный класс со своим оригинальным учебником. Инклюзивный ученик нуждается в интегрированном учебнике, в интерактивном учебном пособии.

Модернизации образования детей с ОВЗ требует:

    вести целенаправленную подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогов для работы с детьми раннего возраста (0-3) с ОВЗ;

    формировать в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей нормально развивающихся детей толерантное отношение к детям с ОВЗ, пропагандировать идеи интеграции и инклюзии детей с ОВЗ

    учить родителей детей с ОВЗ, методам их воспитания, обучения и реабилитации.

Основная задача ИКП РАО на современном этапе: интеграция науки и образования; разработка научных основ модернизации системы обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии.

http :// www . ikprao . ru
ikp @ ikprao . ru

стандарта общего образования (федерального государственного образовательного стандарта общего образования ); ...
  • Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью. Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

    Образовательная программа

    ... стандартом результаты освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта образования . ... выбор средств и условий образования для детей с ограниченными возможностями здоровья ; 3. обеспечивать вариативность образовательных...

  • Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья

    Документ

    Необходимости разработки специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 1.1. Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и его реализация на...

  • Об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов по итогам 2015-2016 учебного года

    Документ

    Апробация проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья . Приказом комитета образования области от...

  • Людмила Толстик
    Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в ДОУ комбинированного вида в условиях реализации ФГОС

    Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации» .

    Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий .

    Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ. Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии.

    Как в практике нашего ДОУ реализуется данный этап ?

    4.7. В ДОУ функционирует Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк, в состав которого входят учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, старший воспитатель – председатель консилиума. Согласно Положению о ПМПк одной из задач является своевременное выявление и комплексное обследование детей , имеющих отклонения в адаптации, обучении и поведении . Одна из основных функций - проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на протяжении всего периода его нахождения в дошкольном образовательном учреждении. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями воспитанников. Во всех случаях согласие на обследование и (или) коррекционную работу должно быть оформлено в письменном виде. На основании полученных данных, их коллегиального обсуждения и анализа на заседании ПМПк составляются заключение и рекомендации для последующей углубленной диагностики детей в присутствии родителей (законных представителей) на заседание Муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии (МПМПК) .

    Следует отметить, что психолого-медико-педагогическая комиссия работает в двух направлениях : обследует детей , даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях. Сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия , которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу , где осуществляется инклюзивное образование . Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.

    Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья :

    Термин «инклюзивное образование » , имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.

    В законе «Об образовании» вводится следующее определение : «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях реализуется , и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании. В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять :

    в группу компенсирующей направленности,

    в группу комбинированной направленности .

    В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?

    В нашем ДОУ вот уже на протяжении 14 лет инклюзивное обучение детей с ОВЗ , осуществляется в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    1. Инклюзивное образование в группах компенсирующей направленности

    Группы компенсирующей направленности - это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. Например, группы для детей с нарушениями слуха , или группы для детей с нарушениями зрения, или группы для детей с нарушениями речи , и так далее. Закон «Об образовании» впервые ввёл в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении. Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей с ранним детским аутизмом действительно стало много, в новом тысячелетии медики стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых условиях получения образования, и именно поэтому они также подпадают под определение детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Исходя из особенностей воспитанников, группы компенсирующей направленности могут иметь 10 направленностей - в зависимости от категории детей .

    К сожалению, число детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи катастрофически растет год от года. Если в начале 2000 годов, таких детей в нашем ДОУ было приблизительно 35-45% от общего количества детей в возрасте 4 ,5-5 лет, то результаты последней диагностики, проведенной мной в течение феврали 2017 года просто шокирующие 88% от общего количества детей в возрасте от 4 до 5 лет имеют нарушения устной речи, в ПАООП НОО обозначенными как «Тяжелые нарушения речи» .

    Согласно ФЗ «Об образовании» , как только в образовательной организации появляются дети, предоставившие заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья» , создаются специальные условия , определенные ПМПК для организации образования обучающихся с ОВЗ . А специальные образовательные условия - это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. К специальным образовательным условиям следует отнести : повышение квалификации педагогов, обучение педагогов , их подготовка к работе с детьми c ОВЗ методическую составляющую; изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование » ; кадровое обеспечение в соответствии с действующим законодательством : организация образовательного процесса обучающихся с ОВЗ предусматривает введение в штатное расписание образовательной организации дополнительных ставок педагогических работников (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, учителя-дефектолога, тьютора, ассистента) при предоставлении документов, подтверждающих необходимость в данных специалистах.

    Удовлетворяя требования к специальным образовательным условиям и потребностям детей с ОВЗ , необходимо обеспечить :

    Выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;

    Организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе ; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития…»

    Имеющиеся в настоящее время в нашем ДОУ возможности инклюзивного образования закроют лишь 35% от потребностей детей с ОВЗ . И эта большая проблема должна быть решена администрацией ДОУ безотлагательно.

    Согласно приложению к письму Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 09.01.2017 № 47-26/17-11

    обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    в муниципальных образовательных организациях Краснодарского края»:

    5.1. В образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как в отдельных классах (группах, так и совместно с другими обучающимися .

    5.2. Образование обучающихся с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях может осуществляться :

    в группах компенсирующей направленности;

    в группах комбинированной направленности ;

    через предоставление услуг дошкольного образования в вариативных формах (группы кратковременного пребывания; Центры игровой поддержки ребенка; консультационные пункты и т. д.).

    Приводятся модели инклюзивного образования : постоянная полная инклюзия , постоянная неполная инклюзия , частичная, временная, эпизодическая инклюзия .

    Считаю, что для удовлетворить особые образовательные потребности нашего контингента детей может такая модель , как

    «5.4.2 постоянная неполная инклюзия : неполное включение обучающихся с ОВЗ в совместную с обучающимися без ограничений здоровья учебную (групповую) и внеурочную образовательную деятельность. Уровень психического развития таких обучающихся с ОВЗ несколько ниже возрастной нормы, они нуждаются в систематической коррекционной помощи, но при этом способны в целом ряде предметных областей обучаться наравне со здоровыми сверстниками. В этом случае часть учебных предметов (образовательной деятельности) обучающиеся с ОВЗ осваивают совместно с обучающимися без ограничений по здоровья, а другие предметы (образовательные области) – отдельно с учителем-дефектологом. Большую часть внеурочной деятельности обучающиеся с ОВЗ осуществляют совместно со сверстниками без ограничений здоровья».

    То есть необходимо введение групп комбинированной направленности .

    2. Инклюзивное образование в ДОУ в группах комбинированной направленности

    Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети , у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе. Как правило, программы, которые используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс, однако методы обучения детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою.

    Используемая литература и интернет-ресурсы :

    1. http://www.resobr.ru/deti-s-ovz-v-dou

    2. ФГОС НОО для детей с ОВЗ

    3. ПАООП НОО обучающихся с ТНР

    4. Приложение к письму министерства образования, науки и молодежной политики

    Краснодарского края от 09.01.2017 № 47-26/17-11 «Методические рекомендации

    по организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях Краснодарского края