Стильный верх

Волшебный город Хайдарабад – Индия. Открыть левое меню хайдарабад Хайдарабад индия

Хайдарабад

(Hyderabad, 1671 км к югу от Дели, 1597 км к юго-западу от Калькутты, 739 км к юго-востоку от Мумбаи, 704 км к северу от Ченнаи, 574 км к северу от Бангалора)

Телефонный код (STD) – 40

1. Пурана Хавели, Музей низама Хайдарабада

2. Музей Саларджунга

3. Бадшахи Ашуркхана

4. Чар-Минар

5. Мечеть Мекка Масджид

6. Лад Базар

7. Чар-Каман

8. Дворцовый комплекс Чаумахалла

9. Дворец Фалакнума

10. Резиденция британского наместника

11. Археологический музей штата Андхра-Прадеш

12. Храм Венкатешвара/Бирла

13. Искусственное озеро Хусейн Сагар

14. Секундарабад

Городские ориентиры

Хайдарабад условно можно разделить на три части: Старый город, через который протекает река Муси; новый город Секундарабад (Secunderabad) к северу от Старого города, и форт Голконда к западу от Хайдарабада. Первые две части составляют единое целое, разделенное искусственным озером Хусейн Сагар. Деловой центр города и киностудия расположены в юго-западной части Хайдарабада. К западу от Хусейн Сагара находится Хайтек-сити (Hitec City), где сосредоточены офисы компаний, работающих в сфере информационных технологий. Основные достопримечательности сконцентрированы в той части Старого города, которая расположена на южном берегу реки Муси.

Туристические офисы Департамента туризма штата Андхра-Прадеш

(Andhra Pradesh Tourism Offices)

тел. 23 45 30 36,

ежедн. 7.00–19.00.

Yatri Nivas Hotel, Sardar Patel Road

тел. 27 81 63 75,

ежедн. 7.00–19.00.

Туристический офис Министерства туризма Правительства Индии

(Government of India Tourist Office)

2nd Floor, Netaji Bhavan, Liberty Road, Himayatnagar,

тел. 23 26 13 60, пн-пт 9.30–18.00.

Туристический офис Корпорации развития туризма штата Андхра-Прадеш

(Andhra Pradesh Tourism Development Corporation (APTDC) Central Reservation Office)

Shankar Bhavan, Basheerbagh, Hyderabad,

тел. 23 29 84 56, 7,

Как добраться

Самолет

Аэропорт Н.Т. Рамарао (N.T. Ramarao Airport)

в пределах города (такси до центра – Rs 250).

Регулярные рейсы в Дели, Мумбаи, Калькутту, Бангалор, Ченнаи, Тирупати, Абу-Даби, Сингапур, Шарджу, Дубай.

Автомобиль

Бангалор: по автостраде NH7; Ченнаи: по NH5; Мумбаи: по NH4 до Пуне (Pune), затем по NH9 до Хайдарабада.

Из истории

Хайдарабад (высота – 600 м над ур.м.) основал в 1591 г. султан Голконды Мухаммад Кули Кутб-шах (правил 1580–1612) на берегу реки Муси (Musi), в 8 км к западу от Голконды. Он перенес сюда столицу, так как к тому времени город Голконда был перенаселен и страдал от нехватки питьевой воды.

Хайдарабад строили как столичный город с дворцами, парками и мечетями. Первоначально он назывался Багхнагар (букв. «Город садов»). Существует предположение, что название Хайдарабад происходит от имени любимой жены султана Мухаммада Кули – Хайдар Махал (Hyder Mahal или Бхагмати/Bhagmati).

Крепостные стены вокруг Хайдарабада возвели только в 1724–1740 гг. для защиты от маратхов. Прежде в крепости было 14 ворот. Существует легенда, что с крепостью Голконда город связывал секретный туннель, вдоль которого на определенном расстоянии друг от друга были расположены куполообразные строения, где посыльные могли подышать свежим воздухом. Большая часть крепостных стен разрушилась во время наводнения 1908 г.

С 1724 по 1950 г. Хайдарабад был столицей одноименного княжества и резиденцией его правителей – низамов, затем административным центром штата Хайдарабад, а с 1956 г. – столицей штата Андхра-Прадеш.

Благодаря добыче драгоценных камней Хайдарабад стал богатейшим княжеством Индии. Добывали в первую очередь алмазы в долине реки Кистна вблизи Голконды. Уже в начале XVII в. Голконда была крупным алмазным центром. Здесь обнаружили знаменитые алмазы «Кох-и-нор», «Хоуп» («Надежда»), «Орлов» и другие.

В последние десятилетия в Хайдарабаде получило развитие производство программного обеспечения. Он соперничает с Бангалором за звание столицы высоких технологий. Жители Хайдарабада с гордостью называют свой город Киберабадом (Cyberabad).

Достопримечательности

Старый город Пурана Хавели, Музей низама Хайдарабада

(Purana Haveli/Nizam’s Museum)

Patthargatti Road, сб-чт 10.00–17.00, Rs 50, фотокамера – Rs 50, видеокамера – Rs 1000.

Музей располагается в комплексе зданий, построенных в XVIII–XIX вв. Здесь размещалась резиденция низама Махбуба Али-хана (правил 1869–1911). Туристам обычно показывают гигантский деревянный гардероб (72 м2) низама в восточном крыле главного здания – Массарат Махал (Massarat Mahal). Некогда в нем висели 75 твидовых костюмов, которые низам любил носить.

Также представлена коллекция китайского фарфора, изделия из серебра, подборка исторических фотографий, рассказывающая о жизни низама.

Музей Саларджунга

(Salarjung Museum)

Salar Jung Marg,

сб-чт зима 10.00–17.00, лето 10.00–19.00,

Rs 150, фотографировать запрещено.

В музее хранится около 35 тыс. предметов из огромной коллекции Саларджунга III (1899–1949), главного министра (визиря) низама Хайдарабада в 1-й пол. XX в. Будучи чрезвычайно богатым человеком, он много путешествовал на Западе и Востоке, где приобретал предметы искусства. Среди них были как настоящие произведения искусства, так и откровенный китч. Коллекция включает индийские изделия из нефрита, миниатюры, мебель, изделия из матового стекла эпохи Моголов, ткани, бронзу, буддистскую и индуистскую скульптуру, манускрипты и оружие. Представлены также образцы бидри – богато украшенные изделия из сплава цинка, меди и олова, сделанные в Бидаре, северной части штата Карнатака. Техника бидри принесена в Индию из Персии в XVI в.

Бадшахи Ашуркхана

(Badshahi Ashurkhana)

Afzal Ganj, около моста Naya Pul,

ежедн., необходимо получить разрешение попечителей.

Бадшахи Ашуркхана – букв. «Зал скорби». Здание (1592–1596) построено по приказу султана Мухаммада Кули Кутб-шаха, чтобы члены его семьи собирались здесь во время проведения ежегодного шиитского фестиваля Мухаррам (март-апр.) в память о мученичестве имама Хусейна и двух его сыновей (см. о мусульманах-шиитах штат Уттар-Прадеш). Это самая старая имамбара в Индии. Реконструирована в период правления низама Али-хана (1762–1802).

Мозаика из эмалевой плитки в персидском стиле (1611) – один из лучших образцов подобного вида искусства в Индии.

Чар-Минар

в центре Старого города,

ежедн. 9.00–17.30, Rs 100, фотокамера – беспл., видеокамера – Rs 25.

Чар-Минар (букв. «Четыре башни») построил Мухаммад Кули Кутб-шах в 1591 г. По одной версии, строительство было затеяно во славу бога, прекратившего эпидемию чумы, по другой – здание возведено на месте, где султан впервые увидел свою возлюбленную – исполнительницу индийских танцев Бхагмати.

Памятник представляет в плане квадрат, каждая сторона – 30,5 м. По углам пристроены четыре грациозных минарета (высота – 56,7 м) с внутренними винтовыми лестницами. Если повезет, найдите служащего с ключом: за умеренную плату он позволит подняться на один из минаретов.

В верхней части здания размещается ныне закрытая мечеть, старейшая в Хайдарабаде. Считается, что ее построили для детей султанов. Желтоватый цвет здания объясняется особой штукатуркой, сделанной из мраморной пудры, гороха и яичного желтка.

Мечеть Мекка Масджид

к юго-западу от Чар-Минара.

Внимание! Немусульмане не могут входить внутрь.

Мечеть возвели в 1617–1693 гг. Строительство завершилось при могольском императоре Аурангзебе, который к тому времени аннексировал султанат. Небольшие красные кирпичи из Мекки, вставленные в центральную арку, дали название мечети. Она может вместить до 3 тыс. верующих, еще 10 тыс. могут молиться во дворе. Слева во внутреннем дворике находятся могилы нескольких низамов Хайдарабада.

Напротив мечети, на другой стороне Shah Ali Danda Road, расположен госпиталь Унани (Unani Hospital), построенный в 1920-х гг. при низаме Османе Али-хане (правил 1911–1948).

Лад Базар

Lad Bazaar Road, к западу от Чар-Минара.

Лад Базар – одно из старейших мест в городе. На базарной площади Махбуб Чоук (Mahbub Chowk) располагаются мечеть (1818, расширена в 1904) и викторианская башня с часами (1892). Часовую башню построил Асман Джах, главный визирь низама в 1887–1892 гг.

В районе базара находится множество мастерских, где делают разнообразные браслеты, лавки, в которых можно купить розовую воду, травы и пряности, дорогие ткани и традиционную одежду, серебряные украшения, предметы антиквариата, изделия бидри, а также коробочки, блюда, кальяны и трубки для курения (хукка), тонко украшенные серебром и медью.

Хайдарабад – известный центр торговли жемчугом. Низамы так любили жемчуг, что не только носили его, но и, как говорят, в измельченном виде добавляли в пищу. Магазины, торгующие жемчугом, расположены на Gulzar Hauz Road около арки Чар-Минар Каман (Char Minar Kamaan).

Чар-Каман

к северу от Чар-Минара.

Чар-Каман – букв. «Четыре арки». Четыре церемониальные арки (каман) возведены в 1594 г. и когда-то вели к площади перед дворцом султана. Дворец разрушила в 1687 г. армия могольского императора Аурангзеба.

Северная арка, Мачхли Каман (Machhli Kaman, букв. «Рябья арка», или Первая арка), символизировала благосостояние династии Кутб-шахов. Восточная арка называлась Наккар Кхана-е-Шахи (Nakkar Khana-e-Shahi, букв. «Дом придворных барабанщиков» или Черная арка). Западная арка, Доулат Хан-е-Али (Doulat-Khan-e-Ali или «Ворота в резиденцию султана»), была прежде украшена драгоценными золототкаными коврами. Южная арка, Чар-Минар Каман (Char Minar Kamaan), служила входом в мечеть, расположенную в Чар-Минаре. Рядом с этой аркой располагается Пятничная мечеть (Jami Masjid, 1597–1598), реконструированная в начале XIX в.

На небольших улочках вокруг арок в наши дни расположились многочисленные торговые ряды.

Дворцовый комплекс Чаумахалла

(Chaumahalla, к юго-востоку от Лад Базара)

Внимание! Дворцы закрыты для туристов.

Комплекс Чаумахалла (букв. «Четыре дворца») построен в период правления низама Салабата Джунга (1751–1762). При этом низаме Хайдарабад попал (1759) под протекторат Британии. Внутри комплекса находятся залы приемов, в том числе британских генерал-губернаторов и вице-королей Индии.

Дворец Фалакнума

(Falaknuma Palace, 1,6 км к югу от Чар-Минара, Kohi-Tur Hill)

Дворец построен в 1872 г. по проекту европейского архитектора как частная резиденция богатого придворного низама – наваба Викар-уль-Умара из клана Пайгарх. В 1897 г. дворец приобрел низам Махбуб Али-хан (правил 1869–1911), решив использовать его в качестве гостевого дома. В 1906 г. здесь останавливался будущий британский король Георг V. Дворец использовался до 1911 г.

В настоящее время планируется открыть здесь дорогой отель.

Резиденция британского наместника

(British Residency, Koti, на северном берегу р. Муси)

Резиденция британского наместника, в которой ныне располагается женский колледж (Osmania UniveRs ity College for Women), построена в 1803–1806 гг. по проекту лейтенанта С. Рассела. Низам Сикандар Джах пожаловал ее британскому резиденту при его дворе Дж. Киркпатрику.

На фронтоне здания можно увидеть эмблему Британской Восточно-Индийской компании со львом и единорогом. В саду находятся развалины дворца, напоминающего уменьшенную копию резиденции. Его построил Кирпатрик для своей хайдарабадской возлюбленной – Хайр-ун-Ниссы Бегум. В свое время эта любовная связь вызывала большое количество сплетен в городе.

В 1857 г., после того как резиденцию атаковал отряд афганского клана рохиллов, вокруг нее возвели крепостные стены с бастионами.

В юго-западном углу комплекса есть небольшое британское кладбище, на котором, среди прочих, похоронены четверо англичан, служивших при дворе низама.

Археологический музей штата Андхра-Прадеш

(State Archaeological Museum, 1 км к северу от ж/д станции, Assembly Road)

вт-вс 10.30–17.00.

Музей расположен в городском парке Нампалли (Nampally Public Gardens). В нем представлены доисторические орудия труда, большая коллекция буддистского искусства, чольская бронза из Танджавура (штат Тамилнаду), дарственные грамоты на медных таблицах, оружие, домашняя утварь, римские монеты и даже египетская мумия. В новой пристройке разместилась галерея современного искусства.

В парке располагается ряд исторических зданий, включая комплекс Законодательного собрания штата (State Legislative Assembly, 1913), построенный в раджастанском стиле для городского муниципалитета.

Храм Венкатешвара/Бирла

(Birla Venkateshvara Mandir, к югу от озера Хусейн Сагар, на холме Калабахад (Kalabahad, букв. «Черная гора»))

ежедн. 7.00–12.00 и 14.00–19.00.

Индуистский храм, посвященный богу Вишну, открыт для всех, независимо от касты, вероисповедания и национальности. Он построен из раджастанского белого мрамора в 1976 г. богатой семьей индийских промышленников Бирла.

На соседнем холме, Барабанной скале (Nabat Pahar), находится построенный ими же планетарий (Birla Planetarium & Science Museum, ежедн. 10.30–20.15, Rs 10, сеансы на англ. яз., пн-сб 11.30, 16.00 и 18.00).

Вишну – одно из трех верховных божеств (тримурти) в индуизме наряду с Брахмой (создателем) и Шивой (разрушителем мироздания). Вишну принадлежит роль спасителя людей в бедствии и охранителя мироздания. Имя Вишну толкуется как «проникающий во всё», «всеобъемлющий» (от корня виш – букв. «входить, проникать»).

Вишну обычно изображают в виде человека с кожей темно-синего цвета, в венке, четырехруким, сидящим на троне и держащим в руках символические атрибуты – раковину, диск, жезл и лотос. На шее у него священный драгоценный камень (каустубха), а на груди – пучок вьющихся волос (шриватса). Часто вместе с Вишну изображают его супругу Шри-Лакшми, воплощающую красоту и преуспеяние. Он восседает на лотосе, его средства передвижения (вахана) – Гаруда, исполинский орел с получеловеческим лицом, и тысячеглавый змей Шеша. Повторение тысячи имен Вишну – одна из важнейших вишнуитских молитв.

Последователи Вишну считают его верховным божеством, основой и сутью бытия. В одном из вариантов мифа о потопе спасенный Вишну мудрец-риши Маркандея проникает в чрево божества и видит там всю Вселенную: землю, небеса, людей, богов. Мир предстает как форма существования Вишну. Согласно другому варианту мифа о потопе, Вишну в конце каждого мирового цикла вбирает в себя всю Вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающем по первозданному океану. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и создает мир.

У Вишну много имен, связанных с его свойствами или подвигами. Наиболее важные: Хари («Рыжевато-Коричневый», но толкуется как «Избавитель»), Говинда («Пастух»), Кешава («Благоволосый»), Мадхусудана («Убийца демона Мадху»), Мурари («Враг демона Муры») Пурушоттама («Лучший из людей» или «Высшая душа»).

Мифы о многочисленных воплощениях (аватарах) Вишну излагаются в древнеиндийских эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна», а также в сказаниях-пуранах. Аватара в индуистской мифологии – это нисхождение божества на землю, его воплощение в смертное существо ради спасения мира, восстановления закона (дхармы) или защиты своих приверженцев. Божества и герои, в образе которых предстает Вишну, к XI в. были объединены в учение о его аватарах. Ученые полагают, что вишнуитская идея о воплощениях возникла под влиянием буддистского учения о прежде существовавших буддах и джайнского учения о тиртханкарах.

Аватары (воплощения) Вишну

Матсья

(букв. «рыба»). Согласно «Махабхарате», воплотившись в рыбу, Вишну предупреждает предка людей Ману о надвигающемся потопе, а затем на корабле, привязанном к рогу на голове рыбы, выносит Ману, его семью и семерых мудрецов-риши из воды.

Курма

(букв. «черепаха»). Во время потопа утрачены многие божественные сокровища. Вишну в виде огромной черепахи погружается на дно космического океана, чтобы спасти их. Боги и демоны-асуры устанавливают на черепахе гору Мандару, обматывают их змеем Васуки (Шеша) и, используя их в качестве мутовки, начинают пахтать океан. Из пены появляются сосуд (кумбха) с напитком бессмертия амритой, богиня Лакшми, исполняющая желания корова Камадхену, слон Айравата, райское дерево Париджата, солнечный конь Уччайхшравас.

Вараха

(букв. «вепрь»). Чтобы спасти землю, которую демон Хираньякша вновь погрузил в глубины космического океана, Вишну воплощается в гигантского вепря, убивает демона в поединке, длящемся 1000 лет, и поднимает землю на своем клыке.

Нарасимха

(букв. «человек-лев»). В этой аватаре Вишну избавляет землю от тирании демона Хираньякашипу, который получил от Брахмы чудесный дар – способность становиться неуязвимым. Ни зверь, ни человек, ни бог не могли убить его ни днем, ни ночью. Демон стал преследовать людей, богов и даже своего благочестивого сына Прахладу. На закате (не днем и не ночью) Вишну возникает из колонны во дворце демона в облике полульва-получеловека и убивает Хираньякашипу.

Вамана

(букв. «карлик»). Царь Бали благодаря аскетическим подвигам получил власть над трилокой – тремя мирами (небом, землей, подземным миром) и подчинил богов. Мать богов Адити воззвала к Вишну о помощи. Он в облике карлика предстал перед Бали и попросил у него столько земли, сколько сможет отмерить тремя шагами. Получив согласие, Вишну первыми двумя шагами покрыл небо и землю, но от третьего шага воздержался, оставив Бали подземный мир – паталу.

Парашурама

(букв. «Рама с топором»). Вишну принял человеческий облик, родившись сыном брахмана Джамадагни, Парашурамой. Он никогда не расстается со своим боевым топором. В это время тысячерукий царь хайхайев Арджуна Картавирья, захвативший власть над миром, жестоко притесняет брахманов. Мстя за смерть отца, убитого кшатриями – родичами Картавирьи, Парашурама 21 раз истребляет заново нарождающиеся поколения кшатриев, кровью которых наполняет 5 озер на Курукшетре. Передав затем власть над землей брахманам, он забрасывает свой железный топор в реку Брахмапутру и удаляется навеки в пещеры горы Махендра.

Рама.

Вишну воплотился в образе царевича Айодхьи (герой поэмы «Рамаяна»), чтобы спасти мир от притеснений правителя Ланки, демона Раваны (см. штат Уттар-Прадеш).

Кришна. Самое значительное из воплощений Вишну (см. штат Уттар-Прадеш).

Будда.

Вишну воплотился в образе Будды, чтобы ввести в заблуждение грешников, побудить их к отрицанию вед и тем самым уготовить им проклятие и гибель. Согласно санскритской поэме «Гитаговинда» Джаядэвы (кон. XII – нач. XIII в.), Вишну стал Буддой из сострадания к животным, чтобы положить конец кровавым жертвоприношениям.

Калкин

(букв. «Тот, кто на белом коне»). Будущее воплощение Вишну в образе человека верхом на белом коне, с пылающим мечом в руке. Родившись в брахманской семье, Калкин становится свидетелем деградации человечества в период Кали-юги. Он видит порочность людей, нарушение вековых традиций, установлений и обрядов, миграцию населения под угрозой голода и притеснений, наступление смуты, возбуждаемой «низкими» пришельцами (дасью) и шудрами. Калкин восстает против этого и уничтожает варваров и «низких». С помощью царских обрядов (ашвамедха и дигвиджая) восстанавливает пределы власти чакравартина (правителя мира) и возрождает общественное устройство, предписывающее каждому сословию (варне) на соответствующей стадии жизни (ашрама) исполнять определенные обязанности. Многие люди воспринимают предсказание о Калкине серьезно и ждут его появления.

Легенда о происхождении святилища Вишну на холме Тирумала

Однажды божественный мудрец-риши Нарада пришел на берег священной реки Ганги, где другие мудрецы собрались совершить жертвоприношение. Нарада спросил, кому из трех верховных богов – Брахме, Вишну и Шиве – они собираются совершить приношение. Затруднившиеся с ответом мудрецы поручили Бхригу, наставнику богов и асуров (демонов), решить эту задачу. Бхригу сначала отправился в «мир Брахмы» (Брахмалока, высшее из шести небес, поднимающихся над землей), но Брахма не обратил на него внимания. Тогда Бхригу посетил обитель Шивы на горе Кайласа, но тот был так увлечен своей супругой Парвати, что также проигнорировал появление божественного мудреца.

Наконец Бхригу отправился в обитель Вишну – Вайкунтху. Вишну был также поглощен общением со своей супругой Лакшми и не заметил появления мудреца. Разозленный Бхригу ударил Вишну в грудь, где сидела Лакшми, но Вишну остался спокойным и даже спросил мудреца, не повредил ли он что-нибудь себе. Удивленный благодушием Вишну Бхригу возвратился к остальным мудрецам и сказал, что Вишну больше всех заслуживает того, чтобы ему совершили жертвоприношение.

Лакшми же не простила Вишну великодушия к мудрецу и в гневе покинула бога, отправившись в Колхапур (Kolhapur, штат Махараштра). Вишну, для которого разлука с Лакшми была невыносима, долго искал ее. В конце концов он оказался на горе Венката (Venkatadri Hill) у реки Свамипушкарни (Swamipushkarni), где, расположившись на муравейнике, погрузился в медитацию. Постепенно над Вишну вырос целый холм, получивший название Тирумала.

По прошествии многих лет Вишну женился на Падмавати, дочери местного царя Акашаи. Поскольку Лакшми, богиня богатства и процветания, покинула его, у Вишну не было средств на собственную свадьбу, и он занял их у Куберы, божества богатства. С тех пор паломники со всей Индии стали приходить на гору Тирумала, чтобы, подобно мудрецам, совершить приношение Вишну. Они верят, что этим помогают Вишну расплатиться с долгами и надеются, что бог также поможет им.

Искусственное озеро Хусейн Сагар

(Hussain Sagar/Tankbund, между Хайдарабадом и Секундерабадом)

часовая прогулка на катерах APTDC Bhageerathi и Bhagmati

11.00–15.00, Rs 50, 18.00–20.00, Rs 75.

Озеро создано в XVI в. и названо в честь Хусейна Шах Вали, который помог султану Голконды Ибрахиму (правил 1550–1580) излечиться от серьезной болезни. По другой версии, Хусейн Шах был зятем султана и отвечал за земляные работы.

Посреди озера на скале возвышается огромная 17,5-метровая статуя (350 т) Будды Пурнима, или Будды Полной Луны. Статуя изготовлена в Раигире (Raigir, 50 км от Хайдарабада) в начале 1990 г. Баржа, перевозившая идола к месту установки, затонула, и 2 года Будда пролежал на дне озера. В 1992 г. гоанская компания подняла статую со дна и установила ее на пьедестале.

Лодки регулярно курсируют к статуе от парка Лумбини (Lumbini Park, вт-вс 9.00–21.00, Rs 5), расположенного вблизи Secretariat Road. 30-минутная поездка туда и обратно (ежедн. 9.00–21.00) стоит Rs 25 с чел.


Индия, без преувеличения, загадочная и непостижимая страна для жителей западной цивилизации. Она, как магнит, притягивает к себе путешественников своей непредсказуемостью, контрастами, потрясающими памятниками древности , необычным укладом жизни, безбрежным позитивом и веселой мудростью. Если вы еще не были в Индии, рекомендуем с Хайдарабада начать знакомство с этой удивительной страной.

Почему именно с этого города? Причин тому несколько. Во-первых, экспрессивная индийская культура уравновешивается здесь мусульманской (для новичков меньше стрессовых ситуаций). Во-вторых, современный город Хайдарабад – очень прогрессивный город с развитой промышленностью, инфраструктурой, наукой, самобытной культурой. В-третьих, в городе и его окрестностях отлично сохранились архитектурные памятники старины, красочные, масштабные, самобытные. В – четвертых, здесь и только здесь можно купить дешевые и, при этом, очень красивые украшения из жемчуга. Аргументов – не счесть, но и перечисленных достаточно, чтобы открывать для себя Индию с Хайдарабада.

Об истории Хайдарабада

История города, как впрочем, и все истории в Индии, сложна, запутанна, остросюжетна. Чтобы изложить ее, потребуется не одна страница печатного текста. Думаем, не стоит перечислять дворцовые интриги низамов, борьбу династий за власть, войны и предательства, завоевания и потери – все это было в истории города. И если вы предпримите путешествие «Хайдарабад Индия », вы услышите все подробности на экскурсиях.

Отметим только основные моменты. Принято считать, что Хайдарабаду более 400 лет, и начинал он свое существование, как столица Голконды (мусульманский султанат, образовавшийся после распада в 1518 году государства Бахмани). Хотя древние поселения, обнаруженные на этом месте, ученые датируют 500 годами до нашей эры. Время мусульманского султаната было отмечено интенсивным развитием, строительством помпезных религиозных сооружений, дорог, общественных зданий, дворцов и пр. Высокий экономический статус города был обусловлен богатыми залежами и добычей алмазов. Но алмазный период — это отдельная восхитительная история (алмазы с мировой известностью – Кохинур – 105 карат, Регента – 140,64 карата, Орлов 189,64 карата, Хоупа – 45,54 карата вышли из индийских алмазных копей). С 1724 по 1956 годы Хайдарабад был столицей Хайдарабадского княжества. Впоследствии, с 1956 года город является столицей штата Андхра-Прадеш.

Период Хайдарабадского княжества оставил после себя много красивых исторических памятников – мечетей, дворцов, гробниц и пр.

Достопримечательности Хайдарабада

Легендарная мечеть Чарминар – великолепное и величественное строение, своего рода, символ города. Построена она в 1591 году, в ознаменование окончания в городе эпидемии чумы. Как гласят предания, Кули Кутб Шах, правитель княжества, молился в этом месте об избавлении города от проклятия чумы, и поклялся построить мечеть. Четыре башни (высотой 48,7 м каждая), расположенные по углам мечети, устремляются ввысь своими остроконечными башнями. Башни соединены высокими, украшенными резьбой и мозаикой, арками. Особенно красива мечеть вечером, когда включается подсветка.

Город-крепость Голконда с несколькими мавзолеями, построенный в 13-м веке, ныне лежит в руинах. В свое время, а точнее в 16-м веке, это был центр мусульманских правителей в регионе, центр добычи и торговли алмазами. Известна крепость своими световыми шоу, проводящимися по вечерам для жителей города и туристов.

Отели в г. Хайдарабад : Популярные

Отель Звездность Скидка Цена за ночь, от Выбрать даты

Mercure Hyderabad KCP Banjara Hills- An AccorHotels brand

★★★★★

3 225 2 951

Park Hyatt Hyderabad

★★★★★

6 624 5 902

Taj Falaknuma Palace

★★★★★

31 338 22 320

★★★★★

4 605 4 349

Мечеть Мекка-Масджид – одно из древнейших культовых зданий мусульман. Арки и колоны мечети выполнены из цельного гранита, который был завезен из Мекки (откуда и название мечети). Примечательно, что во дворе мечети, прямо перед входом, расположен большой бассейн.

Пурани Хавели – резиденция 6-го низама Махбуба Али-паши. Комплекс зданий выполнен в неоклассическом стиле, что непривычно для Индии. В резиденции в настоящее время размещен Музей низама, где экспонируются различные произведения искусства, предметы быта властителя, уникальный фарфор и пр.

Музей Саларджанг также стоит посетить, чтобы увидеть экспозицию из 40 тысяч предметов, среди которых такие редкие сокровища, как ширма из слоновой кости, монгольский нефрит и Коран, датированный 13-м веком.

Ашуркхана (Здание Царского утреннего дома) хранит богатейшую коллекцию алмазов и уникальных украшений из драгоценных металлов.

Киностудия Рамоджи – самый большой съемочный комплекс в мировой киноиндустии. Он занимает площадь 800 га, на которой обустроены пейзажные, городские, горные, деревенские, речные и пр. съемочные павлильоны, бесчисленные склады реквизита и одежды, мастерские, студии и пр. Киностудия Рамоджи так велика и грандиозна, что на ее территории можно снимать одновременно около 500 фильмов. Киностудия открыта для туристов и у всех желающих есть возможность посмотреть павильоны, поприсутствовать на съемках фильмов, а иногда даже и поучаствовать в массовках.

Дворец Чоумахалла – официальная резиденция правителей династии Асаф Джах, дворец Фалакнума, построенный в форме скорпиона и принадлежавший шестому низаму Хайдарабада, гробницы султанов Кутб Шахи – все это хорошо сохранившиеся и охраняемые правительством Индии великолепные примеры зодчества 18 века. В городе также много красивых муниципальных зданий – больницы Османия и Унани, Высшая школа мальчиков, здание Верховного суда и др. Многие из них выполнены из красного песчаника или розового гранита.

В Хайдарабаде и окрестностях отведены огромные территории под парки и заповедники, о которых можно долго рассказывать, но лучше один раз увидеть.

Одним словом, Хайдарабад – истинная жемчужина Индии и постарайтесь убедиться в этом лично.

Самые дешевые билеты из Москвы в Хайдерабад и обратно

2 пересадки

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Хайдарабад располагается в южной части , на берегах реки Муси, являясь административным центром штата Андхра-Прадеш. Этот внушительный мегаполис входит в число самых крупных городов страны. Он обладает множеством исторических и культурных достопримечательностей, а также играет важную роль в экономической и политической жизни государства.

Особенности

В Хайдарабаде хорошо развиты промышленность и торговля, работают текстильные, кожевенные, пищевые, стекольные, бумажные, фармацевтические и машиностроительные производства. Кроме того, здесь широко распространены ремёсла и кустарные промыслы, плоды которых можно увидеть на рынках, в магазинах и на прилавках многочисленных сувенирных лавочек. Не чужды мегаполису и высокие технологии, которые наряду с компьютерной индустрией, являются важной составляющей в жизни города. В отличие от многих других крупных центров страны, Хайдарабад отличается довольно приличным для Индии уровнем развития инфраструктуры, а проблемы низкой экологии и преступности, хоть здесь и присутствуют, но не в таких значительных масштабах.

В столице штата много парков и зелёных зон, есть музеи, уникальные архитектурные сооружения, храмы и другие интересные объекты. Гостиничный комплекс формируется из комфортабельных отелей на любой вкус, расположенных в разных районах города. Уровень грамотности населения в целом составляет 83%, хотя разница в образовании между населением проживающим в трущобах и более обеспеченными горожанами, очень заметна. В качестве основных религий тут выступают индуизм и мусульманство, а среди языков наиболее распространены местные наречия и английский.

Общая информация

Территория Хайдарабада занимает площадь, выраженную в нескольких сотнях кв. км, при численности населения свыше 3,5 миллионов человек. Местное время опережает московское на 2,5 часа. Часовой пояс UTC+5:30. Переход на летнее и зимнее время не осуществляется. Телефонный код (+91) 40. Официальный сайт www.ghmc.gov.in .

Краткий экскурс в историю

Согласно данным историков, город был основан в начале XVI – начале XVII веков, став столицей одного из мусульманских султанатов на юге Индии – Голконды. В период с 1724 по 1956 года, он преобразовался в центр Хайдарабадского княжества, а затем принял статус столицы штата Андхра-Прадеш. Своё название Хайдарабад получил в честь халифа Али ибн Абу Талиба, прозванного Хайдаром, что на арабском наречии означает «лев». Сегодня, город часто упоминается как «жемчужный», поскольку имеет репутацию важного центра по продаже жемчуга.

Климат

В столице штата преобладает саванный тропический климат. Сезон дождей приходится здесь на период с июня по сентябрь, а средняя температура воздуха даже зимой редко опускается ниже +15 градусов. Самое жаркое время наступает в промежутке с марта по октябрь, когда столбик термометра преодолевает отметку +35 и выше. Приезжать сюда лучше в зимние месяцы с декабря по февраль, когда нет изнуряющей жары, но в то же время стоит сухая и солнечная погода.

Как добраться

Хайдарабадский международный аэропорт имени Раджива Ганди (Hyderabad International Airport, IATA: HYD) находится в 22 км от центра города, в пригороде Шамшабад, принимая внутренние и международные рейсы. Также, Хайдарабад связан с другими городами страны при помощи междугороднего железнодорожного и автобусного сообщения.

Транспорт

В пределах городской черты наиболее популярны автобусы и мото-рикши. В самое ближайшее время местными властями планируется открытие метрополитена.

Достопримечательности

Одним из самых интересных архитектурных объектов Хайдарабада является уникальный комплекс середины XIX века - Пурани Хавели, созданный в неоклассическом стиле в качестве резиденции для Махбуба Али-паши. В восточном крыле здания сохранились интерьеры, рассказывающие о быте его хозяев, включая грандиозный гардероб площадью более 70 кв. м, с двухъярусными шкафами, оборудованными механическими подъёмниками и завешанными однотипными твидовыми костюмами, сшитыми на одной и той же фабрике. Также, тут можно полюбоваться на коллекции фарфора и всевозможные серебряные изделия. Среди многочисленных религиозных сооружений особое внимание стоит обратить на мечеть Чарминар, построенную ещё в средние века. С её смотровой площадки, взобраться на которую можно преодолев 149 ступеней, открывается потрясающий вид на город. Примерно в 11 км от городской черты размещается легендарная крепость Голконда, овеянная мифами и легендами. Согласно поверью, в её недрах по сей день покоятся богатейшие залежи драгоценных сокровищ, собранные индийскими князями в разные годы.

Любителям индийского кино непременно стоит посетить киностудию Рамоджи, считающуюся крупнейшим кино-производственным комплексом на планете и ежегодно посещаемую сотнями тысяч туристов в год. Ценителям музейных экспозиций нужно обязательно побывать в музее Саларджанг, чтобы увидеть эклектичное собрание из нескольких десятков тысяч предметов, относящихся к началу прошлого века и принадлежавших премьер-министру Хайдарабада. Также, достоин внимания здешний Археологический музей. Тем, кто неравнодушен к сиянию драгоценных камней, прямая дорога в здание царского утреннего дома – Ашуркхан, с его удивительной коллекцией украшений из золота и серебра. Отличным поводом полюбоваться на красоты природного мира Индии служат экскурсии в городской зоопарк и Национальный парк Махавир Харина Ванастхали, что в 15 км от городской черты. Желающие весело провести вечернее время суток, могут отправиться в поход по магазинам, а также посетить местные кинотеатры, бары и развлекательные заведения.

Кухня

В кулинарных заведениях Хайдарабада посетители имеют возможность опробовать самые разнообразные блюда на любой вкус, от морепродуктов, до овощных салатов и мяса, а также продегустировать местные напитки.

Шопинг

На рынках и в магазинах столицы штата, самым ходовым товаром считается жемчуг. Благодаря редкому мастерству изготовления и низкой стоимости ювелирных изделий, город имеет репутацию самого крупного центра торговли предметов из жемчуга на территории и одного из авторитетнейших в мире. Наиболее популярными местами для покупок здесь считаются улица Patther Gatti и базар Лад.

Хайдарабад уже давно пользуется повышенным туристическим вниманием и любители путешествий из многих стран мира, путешествуя по стране, как правило, считают этот крупный мегаполис неотъемлемой частью своего маршрута. Город в изрядной степени обладает традиционным восточным антуражем и располагает массой достоинств, позволяя своим гостям проникнуться здешней атмосферой и поближе познакомиться со столицей индийского штата Андхра-Прадеш.

February 17th, 2014 , 12:03 pm


Хайдарабад бытовой. Об укладе жизни

Хайдарабад (Hyderabad) - город в южной части страны, столица штата Андхра-Прадеш и шестой по величине город в Индии. А Индия - это страна, где все очень разнообразно и совершенно не как у нас.

Впервые индийская пестрота напрыгнула на меня, еще когда я заполняла анкету на визу. В ней есть пункт про вероисповедание. Читая его, я узнала три новых слова: бахай, парси и сикх. Все три - названия религий. Я даже не слышала о таких - а для индусов они настолько актуальны, что они включили их в анкету наравне с исламом и христианством.

Собираясь в поездку, я полдня провела в Википедии, стараясь разобраться во всех этих индуистских дхармах, кармах, сансарах и нирванах, и так толком не разобралась. Зато узнала, что население Индии говорит на огромном множестве языков, и хинди и английский - официальные языки государства - в ходу далеко не везде. В Андхра-Прадеш официальный язык - телугу, совершенно не родственный хинди. Индия - пестрый ковер, сшитый из самых разнообразных кусочков. Глядя на него, невольно думаешь, что Европа очень маленькая и одинаковая.

До Хайдарабада мы добирались рейсом авиакомпании Emirates, из Москвы с пересадкой в Дубае. Лететь из Москвы в Дубай 5 часов, из Дубая в Хайдарабад 3,5 часа. Пересадка была 9 часов на пути туда и 5,5 - на пути обратно. Аэропорт Дубая очень комфортный в плане длительных пересадок: там есть полулежачие кресла, на которых можно вздремнуть. По пути туда мы получили от авиакомпании талоны на бесплатный обед.

В Хайдарабад мы прилетели поздно вечером; нас сразу встретили и повезли на автобусе в отель. Автобус ехал по районам, показавшимся нам тогда окраиной города: странные одно-двухэтажные здания, этакие бетонные коробки из-под обуви, которые служили одновременно жильем и вместилищем разного рода заведений. Фонарей почти не было; окружающая темень разбавлялась иногда лампами над вывесками кафе и фарами автомобилей. Воздух, проникавший в автобус с улицы, имел вязкий сладковато-кислый запах. Этот запах преследовал нас всю неделю.

Мы поселились в отеле под названием Justa the Residence (между нами мы звали его Хуста). Номер люкс в этом чудесном месте стоит 7500 рупий за ночь (тогда - около 4500 р) при размещении троих взрослых, один из которых - на дополнительной кровати. Отель этот трехзвездочный - по европейским меркам средне-комфортно, но не шикарно. Тем не менее, когда мы попытались войти в отель, услужливый индус с поклоном открыл перед нами дверь. Стоило нам получить ключ от номера, как другой индус, не менее услужливый, схватил наши вещи и уволок их к нам в комнату. Такого приема мне не оказывали еще нигде.

Белых людей здесь принято всячески опекать и защищать от суровой окружающей действительности. Их держат в своего рода резервациях - дорогих отелях, обнесенных трехметровым забором и периметром под электричеством (я не шучу: пятизвездочный отель Mariott, где нам довелось бывать по работе, обладал именно таким забором). При попытке выбраться за территорию резервации белого человека тут же начинают активно отговаривать (я снова не шучу: именно так было с одним коллегой, который заикнулся индусам о своем намерении погулять по окрестностям). Если же белый человек настаивает, его сажают в такси и возят в нем, выпуская только в магазины и к достопримечательностям (и опять я не шучу: когда мы собрались за покупками, дама на ресепшене, заказывая нам такси, имела в виду именно такой вариант, и была искренне удивлена, что мы хотим другого). За всю неделю мы не видели на улицах ни одного белого человека, кроме нас, хотя в городе проходили две крупные международные конференции.


Отель Мариотт среди деревьев


А это периметр вокруг его территории. Под проводами - забор

Но мы были бы не мы, если бы не попытались немедленно из резервации улизнуть. Первая попытка закончилась провалом. Стоило нам выйти за дверь гостиницы и перейти дорогу, как припустил дождь. Настоящий такой тропический ливень. Сделав ручкой перспективе погулять, мы скрылись в отеле, откуда еще какое-то время наблюдали стену воды за стеклом.

А начиная со второй вылазки местный колорит предстал перед нами во всей красе.

Наш отель располагался в десяти минутах ходьбы от Мариотта. Трехзвездочный и пятизвездочный отели умудрились находиться в бедном квартале, и это зрелище для неподготовленного белого человека совершенно потрясающее. Люди там живут в этаких бетонных будочках - у нас так выглядят общественные сортиры из тех, что поприличнее. Вход в будочку завешен тканью, покрытой толстым слоем пыли с автомагистрали. Если улучить момент, когда ткань отдернется ветром, и краем глаза заглянуть в жилище, можно заметить несколько перегородок и электроплитку в дальнем углу. Бельё сушится здесь же. То есть прямо здесь - на тротуаре перед входом в дом. Или на заборе. Или на отбойнике дороги. Ковры, простыни, трусы, детские вещи. Сами дети тоже здесь - бегают босиком среди развешенного белья и праздношатающихся коз.


Вот так, например, можно сушить белье


Или так


А коврики - даже вот так

И все это погружено в кисло-сладкий смрад. На дорогах и газонах валяется разномастный мусор, тухнущие фрукты, человеческие и животные отходы жизнедеятельности. Общественные туалеты здесь как-то не в традиции - а у мужчин и вовсе считается непозволительным расточительством идти в туалет за деньги, когда за углом такая замечательная бесплатная стеночка. (О масштабах явления красноречиво свидетельствует надпись на глухом заборе напротив Мариотта: «Стена кладбища! Просьба не мочиться!») Естественно, в сырости и жаре +30 всё это великолепие легко и быстро тухнет, и никуда от него не денешься.

Зато там по улицам ходят настоящие коровы! Мы видели двух. Они костлявые и меланхоличные. А на рынке можно купить специальные овощи, чтобы их угостить.

Еще одна необычная деталь пейзажа - рикши. Современные рикши не бегают пешком, а ездят на трехколесных тарантайках, напоминающих переделанные мотоциклы. На переднем сиденье сидит водитель, на заднем располагается скамейка, куда влазят трое некрупных взрослых. Конструкция покоится на трех колесах, снабжена лобовым стеклом и кожаной крышей. Повозка желтого цвета, а сам рикша обычно одет в костюм цвета хаки.


Так выглядит повозка рикши

Вместе с рикшами и коровами проезжую часть дороги заполняют мотоциклы (во множестве), автобусы (редко, но метко), пешеходы (меланхоличные, как коровы) и автомобили (в подавляющем меньшинстве). Двери автобусов приоткрыты, и из них гроздьями свисают пассажиры. Все это движется по дороге единой гудящей и шевелящейся массой, игнорируя всякие правила дорожного движения. Двойная сплошная, маневрирование по встречке - никаких проблем. При этом за всю неделю мы не видели ни одной аварии: все едут медленно и каким-то непостижимым образом умудряются предсказать поведение друг друга. На крупных перекрестках стоят регулировщики (что помогает довольно неплохо) или светофоры и инструкции к их использованию (что не помогает почти совсем).

Район, где располагались наши отели, находился на берегу озера Хуссейн Сагар (Hussain Sagar) - огромного водного массива с большой статуей Будды на середине. По его берегам цветут чудесные цветы и останавливаются грациозные цапли. Мы приехали под занавес сезона дождей, и в солнечную погоду озеро было погружено во влажную дымку.


Статуя Будды на озере

Озеро могло бы быть очень живописным, если бы не свалка по его берегам и миазмы от сточных вод, которые в него в изобилии сливают.

Островок условной цивилизации среди трущоб - парк Санджевейа (Sanjeevaiah Park) у северного берега озера. Туда минут пятнадцать идти пешком от нашего отеля, там платный вход (10 рупий с человека, около 6 рублей по тогдашнему курсу) и внутри убираются. Вид от этого сразу становится гораздо приличнее. В парке - буйство зелени: вот где можно в подробностях изучить тропическую флору, которая совершенно не похожа ни на что из того, что есть в Европе. На деревьях висят таблички с их названиями. По всему парку развешаны плакаты с информацией о местной фауне и призывами беречь природу. По кустам прячутся забавные бурундуки и влюбленные парочки. Есть детские площадки и даже общественный туалет.


Такого рода плакаты висят по всему парку


А эти конструкции представляют собой детскую площадку. Динозавры с фото ниже тоже к ней относятся.


Зверь пальмовая белка похож на бурундука

И все было бы совсем чудесно, если бы не миазмы от озера и горы мусора по его берегам. Доходило до смешного. С одной стороны тропинки - плакат о том, как важна нам природа и как мы ее бережем. С другой стороны - свалка. По ней пытаются ходить цапли, перешагивая крупный мусор и наступая на мелкий.


Справа от дорожки


Слева от дорожки

На фоне всего этого удивляешься пестрому и жизнерадостному внешнему виду жителей. Мужчины в большинстве своем одеты в европейскую одежду - брюки и рубашки. Джинсы и футболки не в ходу. А вот женский гардероб гораздо разнообразнее. Во-первых, это сари. Самых разных расцветок, но неизменно яркие и красочные, расшитые бисером и камешками. Они продаются в виде рулонов ткани, и женщина может отмотать себе кусок нужной длины. Во-вторых, это сальвар-камиз - длинная туника, под которую надевают шаровары или бриджи. Тоже ярких цветов, с бисером и витиеватой вышивкой. Мусульманки носят свои традиционные одежды - черные, скрывающие всё, кроме кистей рук, стоп и лица. Но и их расшивают камнями и украшают золотом. Мы сходили в магазин национальной одежды: глаза разбегаются от буйства красок и изысканности украшений. Вся одежда в магазине была в единственном экземпляре; к магазину прилагался портной, который подгонял выбранную одежду по фигуре. Он сидел на чердаке магазина, под коробом вентиляционной трубы; у него была старинная ручная швейная машинка, к которой был приделан моторчик от автоматической точилки, чтобы крутить колесо.

Окружающий мир они тоже отмечают следами своего творчества. На заборах в городе, в целом невзрачных, есть чудесное граффити.

Кое-где посреди улицы попадаются маленькие алтарики, посвященные каким-нибудь божествам.


Не спрашивайте меня, что это за божество. Может, сведущие люди подскажут?


Совсем маленький алтарик под забором

Рядом с Мариоттом - чьи-то изваяния. Они довлели над нами, пока мы бродили мимо, изучая окружающий мир.

Изваяния - индийские политические деятели разных времен. Свидетели богатой истории этого края.


Хайдарабад культурно-исторический. Достопримечательности

Среди всей этой тропической эклектики призраками стоят мечети, минареты и форты - свидетели ушедших эпох.

Вот, например, Чарминар - конструкция из четырех высоченных минаретов. В переходах между минаретами, над арками, - мечеть. Огромная конструкция возвышается над плотным кольцом из хаотично движущейся массы индийского дорожного движения. Я хотела подойти и рассмотреть его поближе, но пересекать эту массу не решилась.


Вид на Чарминар от соседней мечети

Чарминар построили в 1591 году. О его происхождении есть несколько легенд. Одни говорят, что местный султан построил его там, где впервые встретил любимую жену. Другие - что его построили в честь избавления от чумы. На самом деле султаны построили его на перекрестье торговых путей. Именно с Чарминара началось строительство Хайдарабада - новой столицы султаната. Тогда же выкопали и озеро Хуссейн Сагар.

Рядом с Чарминаром - построенная примерно тогда же мечеть Мекка, самая большая и одна из самых старых в городе.

Вокруг Чарминара - квартал куда приличней нашего. Относительно чисто, публика опрятна и снабжена айфонами, по дороге попались несколько школ (и школьников в очаровательной форме, которые улыбались и махали нам из окон). Обнаружилась даже кошка - а кошки, как известно, животные чистоплотные и в грязи не живут. Хотя все равно отдельные личности мочились на стены и спали на крыльце магазина, завернувшись в пыльный плед.


Особняк в паре кварталов от Чарминара выглядит вполне прилично

А это форт Голконда: именно здесь располагалась столица султаната до постройки Хайдарабада. Сейчас от форта остались только живописные руины, расположенные на высоком холме. Руины утопают в зелени, а с вершины холма открывается чудесный вид на город.

Первая крепость на этом холме появилась в X веке. Последние и самые знаменитые ее хозяева - султаны династии Кутб-Шахи, правившие этими местами в XVI-XVII веках. Тогда Голкондский султанат был одним из самых сильных исламских султанатов региона. Экономическая мощь правителей Голконды держалась на торговле алмазами: в окрестностях было много богатых алмазных копей, а в Голконде был главный рынок, где все эти алмазы сбывались. Именно из копей Голконды происходят многие самые крупные и знаменитые алмазы - в том числе Кохинур, принадлежащий Британской короне. В XVI веке Индия была единственной страной в известном европейцам мире, где добывали алмазы; тогдашние путешественники считали, что больше в мире их нигде нет. Голкондский султанат пал в 1687 году под натиском империи Великих Моголов - мусульманских правителей, владевших практически всей Индией с XVII века и до пришествия англичан.


Каменная резьба на Вратах Победы - одном из входов в крепость

В сохранившихся частях комплекса можно наблюдать фокусы с акустикой, устроенные султанами Кутб-Шахи. Врата Победы - одни из ворот, через которые можно проникнуть в форт. Хлопок в ладони, издаваемый в воротах, слышен на вершине холма, на расстоянии почти в километр - это для защиты от нападений (правда, мы слышали звук еле-еле). Шепот стражников в других воротах был слышен правителю в спальне - чтобы предотвратить заговор.

Рядом с Голкондой нам удалось наблюдать еще два колоритных явления. Первое - это повозка, запряженная зебу - белым горбатым быком с изогнутыми рогами, совсем как в мультфильмах по Киплингу. Вторая - это сок сахарного тростника. Его выжимал уличный торговец при помощи агрегата, больше напоминавшего печатный станок: воронка и несколько громоздких шестеренок, измазанных мазутом. Стебли сахарного тростника лежали тут же, на тумбе чуть в сторонке от тротуара.

В нас долго боролись любопытство и инстинкт самосохранения, пока коллеги-индусы не уверили нас, что это совершенно безопасно (выпив аналогичное на наших глазах). И тогда любопытство победило. Жижа оказалась мягкого сладкого вкуса и неплохо освежила в жару. Было очень страшно, но вроде обошлось.

В 1 км к северу от Голконды расположены гробницы правителей династии Кутб-Шахи. Огромная территория с несколькими десятками усыпальниц; к ним прилагался комплекс бань, построенный специально для омовения усопших. Усыпальницы - огромные каменные шары на кубах-основаниях, с тонкой резьбой по камню. Вокруг них прогуливаются туристы и бездомные собаки, в гробницах гнездятся голуби, сквозь отверстия в потолке банного комплекса свисают корни растений. Кое-где сохранилась изразцовая облицовка, и она чудесна.


Гробница одного из принцев - размером гораздо меньше, чем у султанов

Гробницы было принято строить еще при жизни султана. Кроме самих правителей, в усыпальницах хоронили членов их семей и даже некоторых приближенных нецарского происхождения: известны могилы двух придворных лекарей, военачальника и куртизанки. При Кутб-Шахи вокруг комплекса гробниц были разбиты сады, в которых давали бесплатные представления для развлечения бедноты: танцы, песни, иногда даже спектакли. После свержения Кутб-Шахи комплекс был в запустении, пока его не отреставрировали в конце XIX века.


Резьба по камню на одной из гробниц


Зверь белка скачет по руинам


Дерево баньян рядом с входом в комплекс гробниц. От веток вниз отрастают воздушные корни

А потом были Великие Моголы, а после них - англичане. Англичане убили государства, что были до них, и принесли свои порядки. Эти новые порядки с англичанами же и ушли - оставив лишь отдельные островки там, где их научились поддерживать.

А от бедных кварталов, как и от памятников древней цивилизации, остается ощущение покинутости и разрухи. Былые дворцы - прибежища птиц, собак и бездомных. Люди - деревенские жители, которых привезли в город, но так и не научили в нем жить. Они все еще держат скотину во дворе и сушат белье на заборе. Даром что двор - это тротуар, а забор выходит прямо на проезжую часть оживленной трассы.

Девятнадцатый век был совсем недавно. Мысль эта впервые пришла ко мне в Лондоне, столице метрополии - и вернулась здесь, в ее колонии.

Прадеш, имеет одну из самых богатых и самых ярких историй. Город известен своей великолепной архитектурой и богатой культурой. Множество влияний сформировало характер города за прошлые 400 лет.

Древняя История

Перед фактическим историческим подъемом города территория, на которой Хайдарабад был в итоге основан, находилась под властью нескольких королевств, включая буддистские и индуистские.

Этой территорией управляла индийская династия , чьи феодальные вожди Какатийя объявили и установили свое королевство вокруг Варангала. Падение Варангала силами Мухаммеда бен Туглука из Султаната в 1321 году н.э. принесла анархию в регион.
В течение следующих нескольких десятилетий Султанат Бахмани Декана боролся с Масунури Ниякасом на севере и Раясом на юге. Это противостояние к середине 15-го века закончи лось переходом контроля над территорией Султанату Бах мани.

История Хайдарабада в средние века

Династия Кутуб Шахи История Хайдарабада как города началась в 1518 году, когда Султан Кули "КутульМульк" провозгласил независимость от Султаната Бахмани и основал город Голконда, объявив себя султаном Кули Кутуб Шах. За десятилетия до этого, Султан Мухаммад Шах Бахмани поручил Кули Кутуль Мульк подавлять повстанцев и бес порядки в регионе, с чем будущий правитель справлялся очень хорошо. К тому времени он основал Султанат Голконды в титуле Султан Кули Кутуб Шах. С этого момента началось правление династии Шахи Кутуб, а Султанат Бах мани полностью распался, расколовшись на пять раз личных королевств.
В 1589 году город Хайдарабад наконец был построен на реке Муси пятым султаном династии в пяти милях к востоку от Голконды. Мухам мед Кули Кутуб Шах посвятил его своей жене Бхагяматхи, а также в 1591 году он приказал построить в городе памятник, который со временем стал его символом – мечеть Чарминар. Говорят, таким образом он ре шил, поблагодарить Всевышнего за подавление чумы, прежде чем она уничтожила бы его недавно построенный город.
Начиная с этого времени и до 17 века богатство и процветание Хайдарабада основывалось на успешной торговли алмазами. Все Султанаты Кутуба, будучи великими мыслителями и строителями, внесли огромный вклад в куль туру и богатство Хайдараба да, привлекая бесчисленные потоки туристов из других стран, которые сравнивали его с красивейшим городом Ирана – Исфаханом.

Могольская Империя

Слава Хайдарабада при влекла внимание императора великих Моголов Аурангзеба, который взял штурмом Голконду в 1686 году Аурангзеб большую часть своего времени проводил в Декане, установив там превосходство и суверенитет великих Моголов. В 1666 году, когда Шах Джахан умер, Аурангзеб укрепил свою власть как императора и пытался расширить свою им перию ещё дальше, чем его предшественник – великий Акбар. Его цель был Хайдара бад, в то время считавшимся одним из самых богатых го родов в регионе, и, как сообщается, являвшийся неприступным из-за защиты форта Голконды. Первоначальные походы Аурангзеба не увенчались успехом, и он впал в отчаяние. Однако в 1687 году крепость выдержала девятимесячную осаду императора Великих Моголов Аурангзеба, но пала через предательство.
гласит, что если бы подкуп ленный диверсант Аурангзеба не открыл ночью , город не был бы захвачен. Султан Абул Хасан Тана Шах, седьмой и последний царь из династии Кутуб Шахи был заключен в тюрьму вскоре после того, как Голконда был взят штурмом. Значимость Хайдарабада снизилась, его процветающая алмазами была разрушена, и город превратился в руины. Внимание Аурангзеба было сосредоточено на других частях Декана, особенно вследствие того, что Маратхи, хотя и медленно, но неуклонно набирали силу в противостоянии правителю Моголов.

Теперь Хайдарабад является столицей индийского штата Телангана и формально столицей штата Андхра Прадеш. Город занимает площадь в 625 км2 (241 кв. мили) вдоль берегов Муси, население его составляет около 6,8 млн, а население аггломерации около 7,75 млн, что делает Хайдарабад четвертым по численности населения городом и шестой самой густонаселен ной городской агломерацией в Индии. При средней высоте в 542 метров (1778 футов) большая часть Хайдарабада расположена на холмистом ландшафте вокруг искусственных озер, включая Хуссейн – предшествовавшее основанию города – к северу от центра.

Достопримечательности Хайдерабада

Чарминар

Чарминар – символ Хайдарабада, как в Агре или Эйфелева башня в Париже. Мухаммед Кули Кутб Шах, основатель Хайдараба да, построил Чарминар в 1591 году в центре оригинальной планировки города. Говорят, что здание было построено, чтобы предотвратить смертельную эпидемию чумы, бушующую в то время. Четыре изящных минарета поднимаются на высоту в 48,7 м над землей. Чарминар имеет 45 молитвенных помещений и мечеть на верхнем этаже. Посетители могут осмотреть архитектурное великолепие внутри мечети Чарминар. Особенно красиво Чарминар выглядит ночью. Он расположен по центру дороги с интенсивным движением автотранспорта, но уже полным ходом идет проект о превращении прилегающей территории в пешеходную зону.


Голконда является одним из самых известных фортов Индии. Название форта произошло от телугского сочетания ГоллаКонда, что означает "Пастуший Холм". Происхождение форта можно быть прослежено до династии Ядава Деогири и Какатияс Варангал. Голконда изначально был глиняным фортом, который перешел к династии Бахмани и позже ею управляли КутбШахи с 1518 до 1687 годов н.э. Первые три правителя КутбШахи перестраивали Голконду на протяжении 62 лет. Форт славится своей акустикой, дворцами, гениальной системой водоснабжения и знаменитым оружием Фатех Рахбен, одним из орудий, использованных в последней осаде Голконды Аурангзебом, в результате которой в конечном итоге форт пал.

Монолитная статуя Будды


Самая большая в мире монолитная статуя Будды в центре озера Хуссейн Сагар В 1992 году тогдашний главный министр штата АндхраПрадеш Н.Т. Рам Рао сделал это реальностью. Монолитная фигура Будды высотой 18 м и весом 450 тонн, над созданием которой трудились около двухсот скульпторов в течение двух лет, стоит на небольшом острове в центре озера Хуссейн Сагар и является главной его достопримечательности для туристов и большинства посетителей города.

Дворец Чоумахалла

Этот роскошный дворец 18го и 19го века служил официальной резиденцией нескольких низамов (титул правителей Хайдарабада), включает в себя четыре внутренних двора с садами, расположившимися в линию с севера на юг. Самый великолепный зал для торжественных приемов "Хилват Мубарак" находится в конце первого внутреннего двора, где низамы проводили церемонии под 19 огромными люстрами из бельгийского хрусталя. Сегодня его боковые комнаты хранят и исторические экспонаты, превозносящие добродетели низамов. Его балкон когда-то служил королевской гостиной для женщин, которые принимали участие в коллективных собраниях в парандже. В несколько других залах хранятся интересные экспонаты низамов: личные вещи, предметы искусства и ремесел, костюмы, а в южном дворе вы найдете 1911 желтых Роллс Ройса, которые были сохранены для особых случаев и прошедшие только 356 миль более чем за столетие.

Индийский вестник