Лето

Руслан Байсаров: Путь в бизнесе и личной жизни миллиардера. Руслан Байсаров: биография без звездной мишуры Угольные перспективные проекты и не только

Строитель, нефтяник, промышленник, меценат, да к тому же красивый, умный и богатый мужчина в самом расцвете сил. Мог ли мальчик из чечено-ингушского села Пригородное Руслан Байсаров, приносивший в семью свои первые деньги от продажи садовых яблок, представить, что попадет в список Forbes? Вряд ли.

Но если ты человек с непомерными амбициями, предпринимательской жилкой и огромным желанием пахать днем и ночью, рано или поздно обязательно окажешься в «золотом рейтинге».


Сегодня 51-летний Руслан Сулимович Байсаров (родился 9 августа 1968 года) - гендиректор АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК) и председатель совета директоров ГК СК Мост, а начинал он свою трудовую деятельность с бизнеса развлекательного. В 1997 году вместе с Федором Бондарчуком и сыном Никиты Михалкова Степаном потомок древнего чеченского рода открыл почти в самом центре Москвы

Салон красоты,
- один из первых в стране японский ресторан,
- игорное заведение
- и ночной клуб.


Деньги на этот проект начинающий бизнесмен заработал, еще учась в Московском инженерно-строительном институте, куда поступил сразу после школы в 1985 году. Серьезный по тем временам капитал студент-первокурсник сколотил, продавая компьютеры, адаптированные под русскоговорящих пользователей.

Прежде чем реализовать в конце 90-х салонно-развлекательный, как сейчас сказали бы стартап, будущий бизнесмен отслужил два года в армии. После срочной службы в столичный вуз Байсаров решил не возвращаться - перевелся из него в Грозненский нефтяной институт им. академика М.Д. Миллионщикова. Спустя пять лет дипломированный инженер-экономист увлекся наукой об обществе и на кафедре социологии МГУ получил степень магистра. А в 2018 году Байсаров защитил диссертацию в Московском институте стали и сплавов. Теперь долларовый миллионер - кандидат технических наук.

С начала 2000-х годов Руслан Байсаров пробует себя в «нефтянке» - сначала создает нефтеперерабатывающую компанию «Инфант», которая ежегодно перерабатывала порядка 1,5 миллионов тонн нефти, проставляя бензин на отечественные АЗС и обеспечивая топливом государственные компании, а позже, уже имея солидный предпринимательский бэкграунд, активно участвует в нескольких проектах топливного и нефтегазового секторов.

В разные годы он занимает руководящие должности на:
- Московской топливной ассоциации,
- Московской нефтегазовой компании,
- Московской нефтяной и Центральной топливной компаниях.

В конце «двухтысячных» Руслан Сулимович покупает часть активов компании Sibir Energу, а затем за 740миллионов долларов продает их компании «Газпром нефть».

Семья - залог успеха

Прежде чем перейти к подробностям о том, на чем сосредоточен предприниматель сегодня, стоит сказать, что бизнес для Руслана Байсарова - важная часть его жизни, но он никогда не забывает о своей семье и детях.

У 51-летнего Руслана Сулимовича шестеро детей. Правда, от разных жен.

Первым ребенком в 1993 году стала дочка Камилла. Спустя время молодой человек знакомится с Кристиной Орбакайте, и в 1998 году на свет появляется Дени - старший сын бизнесмена. Позднее пара разошлась. Также предприниматель имеет сына Илмана (родился в 2003 году). Мальчик, как и дочь Камила, воспитываются в семье Байсарова. Вторая дочь - Дали - родилась в 2005 году. В нынешнем браке, со своей землячкой Мадиной Гайтаевой, на которой бизнесмен женился в 2009 году, подрастают сыновья Амир и Амин.

Несмотря на занятость, Байсаров, сам выросший в многодетной семье, заботится обо всех своих детях, старается как можно больше времени проводить с ними и особое внимание уделяет их культурному воспитанию в национальном духе.

Угольные перспективные проекты и не только

Основная сфера интересов российского бизнесмена сегодня - развитие топливно-энергетического комплекса России и формирование на Дальнем Востоке и в Западной Сибири современной инфраструктуры, без которой, по словам Руслана Байсарова, невозможно налаживать экономические связи между регионами, увеличивать внешнеторговый оборот и расширять инвестиционное сотрудничество.

В 2011 году предприниматель создает собственный проект в Туве, учреждает компанию и сам становится во главе нее, а спустя два года ТЭПК приобретает лицензию на разработку крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения.

О громадных перспективах разработки Элегеста, как и всего Улуг-Хемского угольного бассейна, частью которого месторождение является, говорили уже давно. Строительство здесь горно-обогатительных предприятий - это прежде всего подъем экономики Тывы и развитие угольной промышленности в республике. А объемы промышленных запасов только одного месторождения предпринимателя огромные - почти 860 миллионов тонн. Кроме того, компания Руслана Байсарова строит не только ГОК, но и в рамках проекта создает инфраструктуру - это терминал для отгрузки угля в одном из российских портов, который планируется построить к 2024 году, а также железнодорожная ветка «Элегест-Кызыл-Курагино» - между прочим, это первая железная дорога в истории региона. В советское время местные жители не могли об этом и мечтать - было не понятно, как вообще такой проект осуществить в столь сложных условиях. Да и теперь все осознают, насколько трудоемкая предстоит работа. Шутка ли: на 400-километровой магистрали будет проложено восемь тоннелей сквозь горы и построено более сотни мостов. Но главное - богатый ресурсами регион получит доступ к общефедеральной магистрали.

Перспективы от реализации всего угольного проекта для региона огромные: как рассказал Руслан Байсаров, помимо налогов, а они обещают быть весьма внушительными, строительство только железной дороги поможет создать около пяти тысяч рабочих мест. Еще в два раза больше россиян (и это как минимум) будут трудоустроены после возведения горно-обогатительного комбината и выхода предприятия на полную мощность. Связи между регионами укрепятся с появлением дороги.

Чтобы ускорить реализацию проекта, весной 2018 года правительство РФ распорядилось строить дорогу в рамках концессионного соглашения. Его участники - АО «ТЭПК «Кызыл - Курагино», дочерняя структура Байсарова, он же возглавляет компанию - и Федеральное агентство железнодорожного транспорта, как представитель государства. Через год структура предпринимателя подписала договор с Российскими железными дорогами, которые выступили генподрядчиком строительства ветки. Контролировать процесс назначили министра экономического развития Максима Орешкина, который также отвечает за развитие тувинского региона в целом. По словам инвестора, появление куратора такого уровня и привлечение к проекту РЖД позволит ускорить темпы реализации проекта.

В августе 2019 года стало известно, что на часть документации уже получено экспертное заключение, и компания Байсарова может приступать к непосредственной реализации проекта. Основные работы запланированы на 2020 год. При этом в РЖД предложили рассмотреть возможность увеличения мощности будущей дороги до 27 миллионов тонн и больше. В первоначальном варианте проекта этот показатель составляет примерно вполовину меньше. Тогда же глава Минфина Антон Силуанов заявил, что строительство комбината на Элегесте, а также портового терминала в Ванино в перспективе может получить гарантийную поддержку со стороны государства.

Есть вероятность, что как только перспективный Элегестский проект начнет действовать, финансовые активы Байсарова пойдут вверх, и в престижном рейтинге авторитетного экономического издания он поднимается выше нынешней 187-й строчки. Напомним, благодаря удачным инвестициям в различные отрасли промышленности, последние четыре года успешный предприниматель - неизменный участник списка двухсот самых богатых бизнесменов России по версии журнала «Форбс». Первый раз он попал в престижный рейтинг в 2014-м. Тогда с состоянием в 900 миллионов долларов один из самых богатых представителей чеченской диаспоры в России занимал 116 место.

Развитие Великого сибирского пути

В середине 2010-х Руслан Сулимович вошел в состав акционеров ГК СК Мост. Тогда бизнесмен стал владельцем блокпакета акций компании, а уже в 2016 году он довел долю до 56%, став контролирующим собственником предприятия. Специализируясь на строительстве и реконструкции мостов, тоннелей и метро, группа компаний сдала в эксплуатацию за 27 лет более двух с половиной тысяч объектов. Лидер в области строительной индустрии успешно реализовала десятки значимых для экономики страны инфраструктурных проектов. Ставший уже знаменитым Русский мост, тоннели в Сочи, проложенные к Зимней Олимпиаде - одни из самых ярких.

Пожалуй, в стране не найдется региона, где хотя бы один мост, транспортная развязка, тоннель или путепровод не были построены компанией Байсарова. Можно сколь угодно долго перечислять реки, чьи берега соединены руками специалистов из ГК СК Мост, железнодорожные и автодорожные тоннели на магистралях по всей стране. С помощью щита-гиганта «Виктория» прокладывали новый участок Московского метрополитена: «Окская» - «Стахановская», а сегодня компания закончила проходческие работы и вышла на «Нижегородской» на Некрасовской линии метро.

Активную деятельность в последнее время компании Руслана Байсарова проводят и в арктическом регионе. Бизнесмен уверен: реализация масштабных «северных» проектов придаст импульс развитию не только приграничных зон в районе Северного полюса, но и всей страны. Так, в конце 2018 года его компания, еще со строительства БАМа имеющая огромный опыт возведения сложных объектов в тяжелых природных условиях, сдала один из своих «арктических» объектов - морской порт Сабетта, через который уже бесперебойно идут отгрузки сжиженного газа, добываемого на Ямале. Через новые терминалы также будет круглогодично проходить существенный объем грузов Северного морского пути.

В настоящее время возглавляемая Байсаровым компания, объединяющая более десятка мостостроительных предприятий и три тоннельных подразделения, возводит на Дальнем Востоке через реку Амур два трансграничных мостовых перехода с КНР. Автодорожный мост длиной 1080 метров соединит страны в районе Благовещенска (Амурская область) в декабре 2019 года, железнодорожный - в районе села Нижнеленинское (Еврейская автономная область) также в конце 2019-го. Протяженность российской части железнодорожного перехода сама по себе небольшая, но вместе с прилегающими подъездными путями ее протяженность составит более пяти километров. Планировалось, что мост будет отрыт для проезда уже в 2019 году. Он обеспечит пропускную способность в 21 миллион тонн грузов в год.

Руслан Байсаров неоднократно отмечал важность совместных с Китаем проектов, которые позволят навести мосты с соседом как в буквальном, так и в переносном смысле. Поскольку это поможет интегрировать экономику, прежде всего, Дальнего Востока в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Еще больше укрепятся и торгово-экономические связи двух стран - участников проекта, а путь до потребителей российской продукции в Юго-Восточной Азии сократиться более чем на 1700 километров. Говоря об особенностях возведения переходов, инвестор отметил, что, к примеру, железнодорожный мост предусматривает прохождение поездов по колеям с разной шириной - 1520 мм для российских и 1435 мм для китайских поездов.

Это не единственные грандиозные проекты ГК СК Мост. С января 2018 года на Сахалине идет модернизация Дальневосточной железной дороги с колеи 1067 мм на общесетевую колею шириной 1520 мм. В ходе этого беспрецедентного по своей географической протяженности проекта компания Байсарова реконструирует 53 объекта инфраструктуры, включая несколько десятков мостов. Специалисты отмечают сильную изношенность островной инфраструктуры, и поэтому им приходится возводить мосты, по сути, заново. Темпы модернизации во многом зависят от слаженности их действий, ведь задача компании - подготовить мостовые переходы к прокладке железной дороги с новой колеей. Впрочем, сдавать объекты точно в срок - всегда было конкурентным преимуществом ГК СК Мост. На том же Сахалине компания одновременно строит три десятка мостов. Причем структура Руслана Байсарова подключилась к проекту только в 2018 году - за два года до завершения всех работ. При этом надо было доставить на остров с материка (и это в отсутствии моста) технику, оборудование, материалы. Да к тому же работали только во время технологических перерывов, чтобы не лишать местных жителей привычного для них средства передвижения.

По сути, аналогичная ситуация с проектом прокладки второго Байкальского тоннеля, которая ведется параллельно первой ветке. Строительство в рамках модернизации БАМа и Транссиба для увеличения пропускной способности обеих магистралей также осуществляют структуры Руслана Байсарова. После того, как предприниматель стал основным собственником группы компаний, проходка тоннеля, который уже приобрел статус одного из крупнейших искусственных сооружений в стране, ускорилась, что определенно говорит о бизнесмене, как об эффективном стратегическом инвесторе, способном оперативно решать вопросы с финансированием. Ведь строительство тоннеля - тот еще трудоемкий и потому чрезвычайно затратный процесс - нужно учесть массу нюансов при прохождении скальной породы. Приходится работать в сложных горно-геологических условиях, в сейсмоопасных районах, заботиться об оборудовании, которое часто требует ремонта, потому что постоянное трение о твердую горную породу приводит к износу.

Причем на строительстве специалисты компании Байсарова используют специальный тоннелепроходческий комплекс, прошедший все испытания на ура еще в Сочи при подготовке инфраструктуры к Олимпиаде 2014 года. Его в компании любовно называют «ветеран», и он даст фору многим молодым, особенно в умелых руках. По словам профессионалов СК Мост, им пришлось пойти на хитрость, чтобы сократить время остановок на ремонт: в проекте предусмотрели через каждые триста метров сбойки между тоннелем и штольней, из-за чего комплекс не приходилось откатывать назад для замены лезвий.

К слову, строительство второй ветки тоннеля на БАМе - можно уже считать историей. Основные работы завершены, по плану, к концу 2019 года по нему должны пройти первые поезда. По сравнению с первым Байкальским тоннелем - это образец современной инфраструктуры: объект оборудован всевозможными датчиками, которые ведут контроль за бесперебойным электроснабжением, безопасностью, вентиляцией. Следить за порядком помогает система видеонаблюдения. После завершения всех работ пропускная способность новых и реконструированных магистралей увеличится в разы. Когда стало понятно, какая важная и необходимая работа проделана, задумались о реконструкции первой ветки.


Благие дела Руслана Байсарова

В декабре 2009 года Руслан Байсаров перечислил серьезную сумму на лечение детей с онкологическими заболеваниями. Это были двести тысяч евро, которые бизнесмен заплатил за лот, выставленный на одном из благотворительных мероприятий - право на трехминутное появление начинающей актрисы в фильме Бондарчука «Сталинград». Но это лишь малая часть всех благотворительных проектов бизнесмена, попавшая в СМИ. Деятельность в этом направлении предприниматель не афиширует.

Биография предпринимателя-промышленника и мецената, генерального директора АО «ТЭПК» и главы совета директоров АО «УСК Мост».

Человек известный, хотя его нельзя назвать публичной фигурой. Он успешный бизнесмен и экономист. Руслан Байсаров - основатель, владелец и генеральный директор «Тувинской энергетической промышленной корпорации» (АО «ТЭПК»), а также владелец блокирующего пакета акций и председатель совета директоров АО «УСК Мост». Эти крупнейшие бизнес-структуры занимаются важнейшими инфраструктурными проектами, которые меняют жизнь целых регионов.

Кроме того, 50-летний бизнесмен чеченского происхождения активно занимается благотворительностью, в частности, помогает детям с онкологическими заболеваниями. Женат, отец шестерых детей.

Кто такой Руслан Байсаров

Уроженец Чечено-Ингушской АССР Руслан Байсаров родился 9 августа 1968 в селе Пригородное Чеченской республики в многодетной семье представителей чеченского тейпа Хачарой. Семья была небогата, поэтому Руслан с детства работал, стараясь внести свою лепту в семейный бюджет.

После окончания школы в 1985 году он поступил в Московский инженерно-строительный институт, где не без успеха попробовал себя в новом тогда компьютерном бизнесе.

Обучение прервала армия. Прослужив два года и демобилизовавшись, будущий фигурант списка Forbes сменил профиль обучения и перевелся в Грозненский государственный нефтяной технический университет им.академика М. Д. Миллионщикова, который закончил в 1996-м. В 2001 году Руслан Байсаров получил степень магистра по социологии в столичном МГУ, а в 2018-м защитил кандидатскую диссертацию в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС».

От владельца салона красоты до «начальника» московской нефти

Бизнесом Руслан Байсаров всерьез занялся в Москве, для начала открыв в престижном месте - Центре международной торговали на Краснопресненской набережной - салон красоты, один из первых в России японских ресторанов, небольшое казино и расположенную по соседству парковку.

В 1997 году Руслан Байсаров вместе с режиссером Федором Бондарчуком и актером Степаном Михалковым создал компанию «Инфант силвер», а затем предприниматель решил вернуться к выбранной в вузе специальности и всерьез заняться нефтяным бизнесом.

Розничная сеть Руслана Байсарова «Инфант» перерабатывала около 1,5 млн тонн нефти на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Структура Байсарова обслуживала не только около 2 тыс. заправок в России, но и различные бюджетные организации, а также госструктуры. Вскоре он стал вице-президентом Московской топливной ассоциации, в которую входило более полусотни организаций, реализующих 75% объема продаж на московском топливном рынке.

С 2001 по 2004 годы Руслан Байсаров - вице-президент ОАО «Московская нефтяная компания»; в 2004–2005 годах - он вице-президент ОАО «Центральная топливная компания», в состав которого входил Московский нефтеперерабатывающий завод, в то время - основной поставщик нефтепродуктов в московском регионе.

В 2005 году Руслан Байсаров - председатель совета директоров ЗАО «МНК-АВТОКАРД», тогда же он становится вице-президентом ОАО «Московская нефтегазовая компания» (МНГК). С 2007 года он первый вице-президент компании, под его управлением Московский нефтеперерабатывающий завод, Московская топливная компания и ОАО «Моснефтепродукт».

Согласно Википедии, в 2008 году Руслан Байсаров купил часть активов нефтяной компании Sibir Energy. В 2010 году этот пакет выкупила «Газпром нефть», оценив стоимость активов более чем в 740 млн долларов.

В 2010–2011 годах Руслан Байсаров занимает пост первого вице-президента Центральной топливной компании, с 2011-го - он гендиректор АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК).

Первая железная дорога в Туве

В 2013 году компания Руслана Байсарова ТЭПК приобрела лицензию на разработку крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения в Республике Тыва.

Совсем недавно - в мае прошлого года - АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» (дочерняя структура ТЭПК) и государственное Федеральное агентство железнодорожного транспорта заключили концессионное соглашение на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино. Это будет первая в Туве железная дорога, которая свяжет республику с Красноярским краем.

Всего несколько недель назад - в апреле 2019-го - компания АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» подписала договор генерального подряда с ОАО «РЖД» на проектирование и строительство железнодорожной линии «Элегест - Кызыл - Курагино». В правительстве рассчитывают, что реализация столь мощного инфраструктурного проекта улучшит экономическую и транспортную ситуацию в Восточной Сибири, а также создаст новые рабочие места.

Занимаясь железной дорогой, Руслан Байсаров не забывает об угледобыче: в рамках комплексной разработки Элегестского угольного месторождения уже готов проект создания угольного портового терминала в Хабаровском крае.

Инфраструктурные проекты Группы компаний «Мост»

Группа компаний СК «Мост» - также сфера серьезных бизнес-интересов Руслана Байсарова. В 2015 году бизнесмен приобрел 25% акций компании, а спустя год довел свою долю до контрольных 56% и возглавил совет директоров.

«Мост» занимается важнейшими для РФ дальневосточными инфраструктурными проектами - строительством первого железнодорожного моста через реку Амур «Нижнеленинск - Тунцзян» и первого автодорожного моста «Благовещенск - Хэйхэ», которые должны соединить российский Дальний Восток с Китаем.

Общая протяженность железнодорожного моста вместе с подъездными путями превысит 5 км, планируемая пропускная способность - около 21 млн тонн в год. Длина с подъездными путями автодорожного моста - почти 20 км, его пропускная способность, по данным СМИ, - 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса, 68 легковых автомобилей и около 5,5 тыс. человек в год.

Кроме того, СК «Мост» участвует в проекте модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, а также в строительстве второго 6,7-километрового Байкальского тоннеля, который позволит в 2,5 раза увеличить объем перевозок на этом участке.Также Руслан Байсаров с 2018 года реализует масштабный проект переустройства железнодорожной сети Сахалина под общероссийский стандарт ширины колеи - 1520 мм, что позволит значительно повысить объемы перевозимых по ней грузов.

В декабре 2018 года компания Руслана Байсарова завершила работы в морском порту «Сабетта» на арктическом побережье в рамках масштабного проекта «Ямал СПГ». Обновленный порт обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов.

СК «Мост» реализует проекты и в Москве. В конце 2018 года мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что строительная корпорация Руслана Байсарова завершила прокладку первого в столице двухпутного тоннеля, построенного по испанской технологии в рамках строительства новой Некрасовской линии метро. Как отметил заммэра столицы по строительству Марат Хуснуллин, проект тоннеля от станции «Окская» до станции «Стахановская» был сдан в срок, несмотря на тяжелейшие геологические условия и плотную жилую застройку в этом районе.

Благотворительность

Руслан Байсаров не забывает о социальной роли и ответственности большого бизнеса, он активно занимается благотворительностью. Впрочем, о своих благотворительных проектах бизнесмен особо не распространяется.

Но кое-что просачивается в СМИ: так, в 2009 году Руслан Байсаров участвовал в благотворительном аукционе, в ходе которого выложил 200 тысяч евро за небольшую роль для начинающей актрисы в фильме Федора Бондарчука «Сталинград». Деньги пошли на лечение детей с онкологическими заболеваниями.

Отец шестерых детей

Руслан Байсаров женат, он отец шестерых детей. Первой женой бизнесмена была фотомодель Татьяна Ковтунова, в 1993 году у пары родилась дочь Камила.

Второй супругой Байсарова стала певица Кристина Орбакайте, в 1998 году у них родился сын Дени. Также у бизнесмена есть 16-летний сын Илман и 14-летняя дочь Дали.

В 2009 году Байсаров женился на своей односельчанке Мадине Гайтаевой, выпускнице факультета экономики и финансов Чеченского государственного университета, у пары в браке родились два сына - Амир и Амин.

Владелец и генеральный директор АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК).
Председатель совета директоров группы компаний СК «Мост».

Руслан Байсаров родился 9 августа 1968 года в небольшом селении Пригородное Чечено-Ингушской Автономной Социалистической Советской Республики. Их большая семья жила небогато и едва ли кто-то мог предположить тогда, что один из сыновей Сулима и Касират - будущий известный предприниматель с мировым именем, руководитель стратегически важных проектов государственного масштаба, частый участник престижных рейтингов Forbes. Правда, талант умелого коммерсанта у него проявлялся уже тогда - с раннего детства предприимчивый юноша находил самые разные способы заработка - перепродавал скупленные у сотрудников государственных фруктовых садов яблоки или, например, собирал бутылки из-под кефира. Так, уже в школьные годы у него водились собственные деньги, а ещё - большая мечта стать успешным человеком.

Руслан Сулимович Байсаров – один из самых успешных бизнесменов России, постоянный участник рейтинга «Форбс». Создатель и хозяин «Тувинской Энергетической Промышленной Корпорации», глава совета директоров ГК СК «Мост» – компаний-гигантов, которые сегодня занимаются крупнейшими инфраструктурными проектами, преобразующими жизнь целых регионов России. Компании Байсарова строят автомобильные и железные дороги, мосты, тоннели, порты, причалы и многое другое по всей стране. Благотворитель и меценат.

Детство и юность

Образ успешного российского бизнесмена, как правило, представляется большинству однозначно – парень из хорошей, влиятельной семьи, с «путевкой в жизнь», западным образованием и серьезным начальным капиталом. Однако история Руслана Байсарова совершенно другая. Он родился 9 августа 1968 года в селе Пригородное Грозненского района Чеченской республики в небогатой многодетной семье, где лишних денег не водилось. Мама будущего бизнесмена Касират и папа Сулим давали детям необходимое, а вот зарабатывать карманные деньги парню пришлось научиться самому, причем с самого раннего детства. Мальчик собирал бутылки из-под кефира и сдавал их. А первым бизнесом Руслана стала продажа яблок, которые он покупал у мужчин, стороживших государственные сады, а потом перепродавал желающим.

Позже, во время учебы в Московском инженерно-строительном институте, куда парень поступил сразу после школы, он продолжил эту линию, продавая уже иностранные продукты, печенье и конфеты, а затем – и первые в стране привезенные из-за границы компьютеры, которые сами студенты перепрограммировали для русских пользователей. Однако в 1986 году бизнес пришлось прервать – Руслана призвали в армию, в которой он отслужил два года.

Образование

После армии будущий бизнесмен продолжил получать образование. Причем, его «роман с науками» растянулся на долгие годы. Для начала Руслан перевелся в нефтяной институт имени академика Миллионщикова в Грозном, в котором, как вспоминает, мечтал учиться всегда, и окончил его в 1996 году. Спустя пять лет получил степень магистра по социологии в МГУ имени Ломоносова. Еще через 13 лет в одном из столичных университетов защитил созданную на основе своей бизнес-деятельности диссертацию по теме, связанной с угольной промышленностью и освоением Элегестского месторождения, получив ученую степень кандидат технических наук.

Первые успехи в бизнесе

Первым серьезным бизнес-проектом предпринимателя стал салон красоты в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной в Москве. А позже вместе с режиссером Федором Бондарчуком и актером Степаном Михалковым создал компанию «Инфант силвер». Для 1990-х годов этот проект стал настоящим прорывом – японский ресторан, один из первых в Москве, стильный ночной клуб с внешней парковкой вернули хороший имидж ЦМТ, заброшенному в предыдущие годы. Однако, этот бизнес вскоре пришлось оставить – причиной стала всем известная печальная особенность того времени – хаос и бандитизм. «Я понял, что лучше уйти из этого ЦМТ, иначе под удар попадет моя семья», - в одном из интервью вспоминал Байсаров. И действительно ушел, забрав с собой только рабочий стол и решение следующий бизнес-проект создавать с учетом своей специальности.

Руслан Сулимович Байсаров (в центре)

Развитие карьеры Руслана Байсарова

Это решение стало судьбоносным и в дальнейшем определило развитие карьеры Руслана Байсарова. В конце девяностых с головой ушел в нефтяной бизнес. Созданная им ранее розничная структура «Инфант» в сотрудничестве с Московским нефтеперерабатывающим заводом перерабатывала порядка полутора миллионов тонн нефти в год, обслуживая около 2000 АЗС по всей России, бюджетные организации, госструктуры. Когда Руслан стал вице-президентом Московской топливной ассоциации, объемы увеличились еще больше.

Далее карьера бизнесмена пошла в гору еще стремительней: с начала двухтысячных и вплоть до 2011 года он был топ-менеджером ряда профильных предприятий – ведущих на топливном рынке столицы. Уже к 2010-м бизнес достиг такого развития, что у предпринимателя появились средства для серьезных инвестиций. В частности, он приобрел права на часть активов нефтяной компании «Sibir Energy». Затем пакет был выгодно продан. А уже в 2011 году сразу с поста первого вице-президента «Центральной топливной компании» бизнесмен переместился в кресло гендиректора АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК) – компании, которую сам же учредил. Еще через четыре года в портфеле инвестора появился стратегический актив – он приобрел сначала 25%, а через год еще 31% группы компаний СК «Мост», совет директоров которой возглавляет.

Дороги будущего

В настоящее время капитал Руслана Байсарова оценивается экспертами приблизительно в 900 миллионов долларов, что позволяет ему ежегодно входить в рейтинг Forbes «200 богатейших бизнесменов России». Что важно, далеко не все предприниматели, попадающие в этот список, могут похвастаться тем, что заработали свои средства, занимаясь преобразованием страны, но деятельность Байсарова именно об этом. Компании, принадлежащие бизнесмену, сегодня активно занимаются строительством российских дорог, следствием чего является улучшение качества жизни людей, живущих в России. У компаний, принадлежащих бизнесмену, большой опыт в строительстве мостовых сооружений, прокладки дорог и тоннелей. Они строили:

  • в преддверии Олимпиады - автомобильную и железную дороги в Сочи от Адлера до Красной Поляны;
  • перед саммитом АТЭС - мост на остров Русский (кстати, именно его можно увидеть на 2000-рублевой купюре);
  • морской арктический порт Сабетта на полуострове Ямал, обеспечивающий круглогодичную навигацию по Северному морскому пути;
  • кроме того, компании Байсарова участвуют в сооружении Московского метрополитена и занимаются модернизацией многокилометровой железнодорожной магистрали на Сахалине.


Руслан Байсаров

Настоящее время

Сегодняшние проекты бизнесмена – это продвижение на Дальний Восток и модернизация БАМа и Транссиба. Будучи реализованными, они помогут активней развивать угольные месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока, укрепят позиции государства на мировых рынках, создадут десятки тысяч рабочих мест. Только некоторые из проектов, поражающих своими масштабами, уникальностью исполнения, применяемых технологий, а главное имеющих огромное значение для экономики (два первых планируются к завершению в 2019 году, а третий в том же году стартовал):

  • второй Байкальский тоннель на границе Иркутской области и Бурятии, который почти вдвое увеличит пропускную способность на участке Лена – Северобайкальск;
  • под занавес года завершится строительство первого железнодорожного и первого автомобильного мостов через реку Амур, которые соединят Россию с Китаем;
  • прокладка ветки от тувинского Элегеста до красноярского Курагино, генподрядчиком строительства выступают Российские железные дороги (договор подписан лично главой перевозчика и Русланом Байсаровым).

Строительство ветки – событие поистине историческое для Республики Тыва, поскольку это будет самая первая в регионе железная дорога. Она не просто обеспечит вывоз угля с месторождения ТЭПК, а в целом послужит развитию экономики региона. И что немаловажно – обеспечит местному населению транспортную доступность, связав дорогу с федеральной сетью.

Семья и личная жизнь

Обычно личная жизнь таких крупных предпринимателей, каким является Байсаров, общественности не известна. Однако с предпринимателем вышло иначе, в силу того, что у него с 1997-го по 2003-й год были отношения с известной певицей Кристиной Орбакайте. В этом браке родился старший сын предпринимателя.


Гендиректор АО "ТЭПК" Руслан Байсаров

Сегодня Руслан Сулимович Байсаров богат и еще в одном смысле – он является примерным папой шестерых детей, воспитанию и развитию каждого из которых посвящает все свободное время. Это: дочь Камилла от первого брака; сын Дени от Кристины Орбакайте; сын Илман, дочь Дали; сыновья Амир и Амин, которых он воспитывает с нынешней женой Мадиной.

Увлечения

Во многом дети и жена разделяют и увлечения отца, которым он посвящает свободное время, а это конный спорт, горные лыжи и многое другое. Также в семье бизнесмена очень ценятся традиции, праздники принято отмечать всем вместе. И кто бы где ни находился, все многочисленные родственники на важные даты обязательно съезжаются в большой дом бизнесмена в Подмосковье.

Не забывает бизнесмен и о науке. Так, например, когда в 2013 году компания предпринимателя получила лицензию на разработку месторождения в Улуг-Хемском угольном бассейне, на месте будущего строительства, где могли находиться ценные исторические артефакты, по инициативе инвестора вместе с Русским географическим обществом были проведены раскопки. Для этого специально создавалась научная экспедиция с составом более 700 участников.

Благотворительность

Об этой стороне своей деятельности сам бизнесмен распространяться не любит. Однако, достоверно известно, что он помогает детям с онкологическими заболеваниями – так, например, в 2009 году в рамках благотворительного вечера, организованного Федором Бондарчуком, предприниматель перечислил 200 тысяч евро на лечение детей с онкологией. А еще Руслан Байсаров помогает жителям Чечни, регулярно доставляя продукты питания в сельские поселения Чеченской республики накануне памятных и значимых дат, за что жители выражают ему искреннюю благодарность.

Отметивший 21-летие Дени Байсаров, сын известного отечественного бизнесмена Руслана Байсарова и певицы Кристины Орбакайте, подтверждает истину - родители продолжаются в детях.

Парень не только на редкость красив, но и явно с предпринимательскими задатками: имеет диплом по программе международного бакалавриата (International Baccalaureate), окончил курсы Oxford Study Courses в Кембридже, теперь в одном из ведущих вузов Великобритании изучает бизнес-основы.

Неудивительно, что на Дени - старшего из четырех сыновей Руслана Байсарова -рассчитывает отец как на главного помощника и делового партнера. А бизнес этого российского предпринимателя чеченского происхождения весьма обширен. Его составляют две крупные структуры - группа компаний СК Мост, занимающаяся строительством масштабных чрезвычайно важных для страны инфраструктурных объектов и «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК), деятельность которой связана с освоением богатого залежами угля Элегестского угольного месторождения в Республике Тыва.

НА БЛАГО СТРАНЫ

Тувинский проект Руслана Байсарова — это три проекта в одном:

  • возведение горно-обогатительного комплекса;
  • прокладка железнодорожной ветки «Элегест-Кызыл-Курагино» ;
  • строительство угольного портового терминала в Хабаровском крае.

И железная дорога, и угольный терминал имеют огромную важность для развития регионов, где они будут находиться.

В одном из интервью Руслан Сулимович напомнил, что министр экономического развития Максим Орешкин, назначенный куратором Республики Тыва, и глава Минтранса Евгений Дитрих отметили «безусловную важность и значимость» железной дороги для тувинского региона. Это первый подобный объект в республике, который увеличит масштабы грузового сообщения до 15 миллионов тонн в год.

Кроме того, по словам Байсарова, ветка протяженностью 410 километров будет интегрирована в структуры БАМа и Транссиба и свяжет Туву со всей Россией. Надо ли объяснять, что стройка даст серьезный толчок к развитию местной промышленности, создаст новые рабочие места, поднимет региональную экономику. Поступления в бюджеты разных уровней планируются в существенных размерах.

ТУВИНСКАЯ «ДОРОГА ЖИЗНИ»

При этом по самой Туве пройдет только 120 километров, оставшиеся - по Красноярскому краю, но в республике уже сравнили ветку «Элегест-Кызыл-Курагино» с Великим шелковым путем - настолько долгожданное это строительство.

Руслан Байсаров проявил свой интерес к Элегесткому угольному месторождению несколько лет назад. В мае прошлого года между АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» Руслана Байсарова и Росжелдором было заключено концессионное соглашение на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино.

В апреле текущего года структура предпринимателя и ОАО «РЖД» подписали договор генерального подряда на проектирование и строительство железной дороги «Элегест-Кызыл-Курагино». А правительство РФ включило проект по строительству дороги в состав комплексного инвестпроекта «Енисейская Сибирь». Теперь можно не сомневаться, что тувинский проект, официально получивший высокий статус, будет точно реализован. Что же касается качества реализации, в нем можно не сомневаться, ведь Байсаров уже неоднократно своим личным опытом доказывал состоятельность всех своих начинаний.

Специалисты ТЭПК заблаговременно и до мелочей продумали, как должна строиться железнодорожная линия. В частности, учли, с какими трудностями они могут столкнуться при проведении работ в сложных геологических условиях. К примеру, уже ясно, что будет проложено восемь тоннелей через горы и построено около 127 мостов - вместе почти 27 километров. Поэтому привлечение РЖД к реализации проекта обусловлено накопленным опытом данной компании в области строительства аналогичных объектов.

В обозримом будущем первый элегестский уголь начнет свой путь по железной дороге из Тувы по стране и за рубеж, где востребованность твердого топлива растет с каждым годом. Ради удовлетворения этих потребностей Руслан Байсаров инвестирует средства в строительство морского угольного терминала в Хабаровском крае. Через него будет осуществляться транспортировка груза в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

СТАРТОВЫЙ РЫВОК

Сегодня Руслан Байсаров - успешный бизнесмен, размах бизнес-интересов которого ощущался еще с юности. Так, долгое время приоритетным направлением деятельности Руслана Сулимовича была нефтехимическая отрасль. До этого, как и многие известные сегодня предприниматели, начинавшие свой путь в 90-х, он занимался клубной и ресторанной сферами деятельности, что, безусловно, принесло Байсарову бесценный опыт.

Занятие же нефтяным бизнесом было предопределено: и специальностью - окончил Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, и местом рождения - экономику Республики Чечня преимущественно представляет нефтегазовый сектор. Вот и Руслан Байсаров, по его же признанию, «нефтью мечтал заниматься с детства».

Он родился 9 августа 1968 года в селе Пригородное, что под Грозным, в тогда еще Чечено-Ингушской АССР. Байсаров - из многодетной и небогатой семьи, поэтому рано возникшее у мальчишки желание зарабатывать понятно. Руслан Сулимович вспоминал, как в детстве собирал бутылки из-под кефира и продавал на базаре яблоки. Так что еще в школе у него водились собственные деньги. В студенческие годы, после получения аттестата о среднем образовании в 1985 году Байсаров сначала поступил в Московский инженерно-строительный институт (в Нефтяной институт перевелся уже после службы в армии), торговал разными товарами вплоть до компьютеров. Тогда же заработал свои первые серьезные деньги - 50 тысяч рублей - достаточно существенные по тем временам, на которые купил первый свой автомобиль - «шестерку».

Получение диплома о высшем образовании и специальности «инженер-экономист» в 1996 году определило его дальнейший путь в «нефтянке». Позднее была и магистратура в МГУ по социологии, и защита кандидатской в «МИСиС». Перед Байсаровым буквально сразу начали открываться двери крупных столичных топливных компаний, в которых предприниматель неизменно занимал руководящие посты, а также состоял в совете директоров Российского топливного союза. Одним из первых заметных приобретений бизнесмена стали активы Sibir Energy, которые он купил в 2008 году. В 2011 году Руслан Байсаров заявил об уходе из нефтяной сферы, объяснив свое решение желанием реализовать собственные проекты.

НАДЕЖНЫЙ ПАРТНЕР ГОСУДАРСТВА

В 2015 году Руслан Сулимович приобрел четверть акционерного капитала Группы компаний СК «Мост», годом позже он приобрел контрольный пакет акций (56%) и возглавил совет директоров. История Группы компаний, старейшей на строительном рынке, началась около тридцати лет назад на БАМе. До сих пор костяк коллектива составляют бамовцы, что среди профессионалов считается неофициальным знаком качества.

Визитной карточкой предприятия стали больше 335 новых мостов и больше 2,3 тысяч реконструированных мостовых сооружений через Волгу, Дон, Каму, Оку, Самару, Яузу и другие реки. Среди значимых автодорожных объектов - транспортные развязки, мосты и путепроводы в Москве, Санкт-Петербурге, Кисловодске, Тюмени, Пензе, Хабаровске и в других городах. В общей сложности по всей России специалисты ГК СК «Мост» построили более 2,5 тысяч объектов.

Государство неоднократно доверяло компании стратегически важные объекты. Например, к зимней Олимпиаде в Сочи «Мост» строил главную транспортную артерию - скоростную совмещенную автомобильную и железную дорогу, соединившую Адлер и Красную поляну. В рекордные сроки были проложены 30 километров тоннелей и 21 километр мостовых сооружений и эстакад, в том числе единственный на Юге России 810-метровый вантовый мост, возведенный в горах.

Кроме того, к саммиту АТЭС в 2012 году компания построила мостовой переход через пролив Босфор Восточный во Владивостоке на остров Русский. Этот уникальный объект, кстати, изображен на купюре номиналом в 2 тысячи рублей.

Компания также:

  • прокладывала Рокский автомобильный тоннель на 93-м километре Транскавказской магистрали;
  • пробивала новый Кузнецовский тоннель на Дальневосточной железной дороге;
  • участвовала в возведении инфраструктурных объектов морского арктического порта «Сабетта»;
  • строила тоннели на Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линиях столичного метро.

«МОСТ» БАЙСАРОВА - НА ПЕРЕДОВЫХ РУБЕЖАХ

В настоящее время ГК СК Мост Руслана Байсарова, объединяющая 12 мостостроительных предприятий и три тоннельных подразделения, также на передовых рубежах. Высокая мобильность, современное оборудование и накопленный опыт позволяют строителям начать работу в любой точке России в течение одного месяца. Сейчас компания Руслана Байсарова возводит два международных моста через Амур между РФ и КНР. По словам Байсарова, строящиеся объекты придадут «новый импульс к развитию взаимовыгодного сотрудничества с Китаем и укрепят позиции России на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона».

Один из мостов возводится между Благовещенском и Хэйхэ , его протяженность вместе подходами составляет 19,9 километров, а еще один важный инфраструктурный объект строительства - первый железнодорожный мостовой переход через Амур в районе села Нижнеленинское (Еврейская автономная область). В марте 2019 года российские и китайские специалисты состыковали обе части сооружения. Уникальность мостового перехода в том, что он рассчитан на поочередное прохождение поездов с различной колеей: 1520 миллиметров - для российских поездов и 1435 миллиметров - для китайских.

«Безусловно, это очень важный проект, который укрепит торгово-экономические связи двух стран, сократит существующие маршруты до потребителей в КНР и Юго-Восточной Азии более чем на 1700 километров», - отметил Руслан Байсаров.

Кроме того, ГК СК Мост проводит переустройство железнодорожных путей Сахалинского региона (Дальневосточная железная дорога) с колеи 1067 миллиметров на общесетевую ширину колеи - 1520 миллиметров. Еще один стратегический объект компании Байсарова на Дальнем Востоке - строительство Второго Байкальского тоннеля, расположенного на границе Иркутской области и Бурятии. После ввода в строй, казалось бы, небольшого участка протяженностью 6,7 километров пропускная способность участка, по мнению экспертов, может увеличиться в 2,5 раза.

ВОСПИТАНИЕ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Руслан Байсаров верит в будущее своей страны и сам работает на ее перспективу и на перспективу собственной семьи, такой же большой, как и та, в которой он родился. У Руслана Сулимовича шесть детей: четыре сына и две дочери. Несмотря на занятость, бизнесмен старается проводить время со своими детьми и уделяет большое внимание их воспитанию. На праздники по традиции вся семья Байсарова собирается вместе.