Мoдныe детки

Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции. Способы обращения с отходами Обращение с отходами производства

Современное законодательство России обязывает предприятия ежегодно отчитываться об образуемых ими производственных отходах. Такой строгий контроль, да еще и на уровне государства, не случаен: производственный «мусор» зачастую отнюдь не безвреден для природы и здоровья человека. Сегодня его утилизация должна проходить на высоком уровне экологической безопасности.

К отходам относятся мусор и всевозможные отбросы, неизбежно скапливающиеся на фабриках, заводах, в мастерских и т.п. Это, например, остатки сырья и исходников, продукция, потерявшая товарные качества, брак, некондиционные составные части изделий, остатки механической обработки, а также весь обычный ежедневный мусор человеческой жизнедеятельности.

Во избежание нанесения вреда природе и человеку в России действуют как федеральные, так и региональные законы, регулирующие охрану окружающей среды и необходимый порядок действий с отходами производства и потребления.

Обратите внимание! Контроль любых видов мусора на самом высоком уровне сегодня является необходимостью для любого цивилизованного государства. Такая практика распространена, например, и среди ближайших стран-соседей России: в РБ действует Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами», в Украине – Закон Украины «Об отходах» и т.д.

С учетом всех требований закона, предприятие должно разработать «Порядок осуществления контроля в области обращения с отходами». Его необходимо согласовать в региональном Управлении Росприроднадзора РФ. И только после проверки и утверждения он приобретает статус нормативного регламента организации.

Такое внимание к остаткам производственной деятельности необходимо по многим причинам:

  • во исполнение требований законов по охране биосреды;
  • чтобы не превышались установленные допустимые нормы негативного воздействия на экосистемы, а также были соблюдены допустимые лимиты размещения остатков производственной деятельности;
  • во избежание нерационального использования природных ресурсов;
  • для обеспечения полной и точной информации, поступающей от предприятий в органы госконтроля.

В качестве единой базы утильсырья создан ФККО – Федеральный классификационный каталог отходов. Этот документ служит отправной точкой для классификации производственного утиля и установлению комплекса мер по работе с ним.

Инструкция по обращению с отходами производства

Основные разделы инструкции по обращению с отходами обычно следующие:


Мероприятия по технике безопасности при работе с производственным утилем должны включать:

  • организацию профподготовки с последующими экзаменами, ежегодных инструктажей работников, взаимодействующих с остатками производственной деятельности;

  • инвентаризацию отходов и их накопителей на предприятии;
  • первичный учет их образования и движения;
  • контроль наличия договоров на транспортировку отходов с лицензированными организациями;
  • своевременную передачу накопленного утиля;
  • контрольные осмотры мест накопления, использования остатков производственной деятельности;
  • их паспортизацию по классу опасности, включая заказ лабораторных исследований и испытаний при оформлении паспортов , отнесении к и т.д.

Дополнительная информация в видеоматериале: что такое паспорта отходов, для чего и каким образом они разрабатываются и утверждаются.

Ежегодно предприятия сдают отчет по остаткам производственной деятельности (сколько образовано, как использовано и размещено и т.д.) в региональные представительства Росприроднадзора и вносят плату за наносимый природе ущерб.

Особенности создания Инструкций в зависимости от вида отходов

Порядок обращения с отходами предполагает конкретные сведения, необходимые в работе именно с тем видом утильсырья, который образуется на предприятии:

  1. Например, ртутные лампы или люминесцентные ртутьсодержащие трубки запрещено хранить в открытом доступе, а также мягкой таре или совсем без нее. Это необходимо указать в инструкции. Для накопителей можно использовать закрывающуюся твердую тару (контейнеры или фанерные коробки), и складироваться они должны в специальном закрытом помещении. При хранении такие лампы подвергают ежемесячному визуальному осмотру, чтобы убедиться, что они не повреждены.
  2. Отработанные масла (моторные, дизельные, трансмиссионные) можно хранить в металлических емкостях на специально отведенных площадках в гаражах. Контрольный осмотр должен подтверждать целостность тары и отсутствие разлива масел.
  3. Для хранения остатков древесины часто достаточно площадки под навесом и отсутствие вблизи источников возможного возгорания.
  4. Отработанные покрышки допустимо хранить просто на открытой бетонированной площадке у гаража.
  5. Обтирки с остатками масел или нефтепродуктов складируют в специальные металлические контейнеры для промасленных отходов и т.д.

Необходимо указывать и должный уровень профессиональной подготовки сотрудников, требующийся для выполнения работ с определенным видом утиля: например, наличие специального образования, сертификата, свидетельства о прохождении инструктажа.

Дополнительная информация на видео: как разработать и согласовать инструкцию по обращению с отходами производства, типичные ошибки предприятий в работе с утильсырьем, как их избежать и исправить.

Разработка инструкции на предприятии

Инструкцию, как правильно поступать с остатками производственной деятельности на вашем предприятии, можно вполне разработать самостоятельно. Но важно учесть все требования действующего законодательства, как на государственном, так и на местном уровнях.

Доступный выход – заказать разработку нормативного документа на коммерческой основе у специалистов. Плюсом заказа «Порядка обращения с отходами» за плату является и то, что изготовитель берет на себя функцию согласовать и утвердить разработанный им регламент в Росприроднадзоре.

Создание и утверждение инструкции является обязательным. В КоАП РФ указаны штрафы за отсутствие «Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами на предприятии». Сумма взыскания для юрлиц может достигать 250 тысяч рублей.

Все операции с отходами – сбор, хранение, перевозка для последующей вторичной переработки или утилизации — не должны наносить вред природной среде, а значит, и здоровью людей. Конечно, создание полностью безопасных с точки зрения экологии производств — это часто утопия. Но минимизация вреда от производственной деятельности благодаря систематизации сведений и контролю – вполне реальная задача сегодняшнего дня.

  • 8. Экологическое право как отрасль науки, отрасль права и учебная дисциплина.
  • 10. Конституционные основы экологического права.
  • 11. Характеристика фз «об охране окружающей среды».
  • 12. Понятие и функции объектов экологического права.
  • 12. Понятие, содержание и формы собственности на природные ресурсы и объекты.
  • 14. Экологические права и обязанности граждан.
  • 15. Права и обязанности юридических лиц в области охраны окружающей среды.
  • 16. Право природопользования.
  • 17. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 18. Виды органов общей компетенции с сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 19. Специальные органы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 20. Правовой механизм охраны окружающей среды.
  • 21. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм).
  • 22. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 23. Экономическое стимулирование.
  • 24. Экологическое страхование.
  • 25. Экологическая сертификация.
  • 26. Экологический аудит.
  • 27. Понятие, значение и классификация экологических нормативов.
  • 28. Нормативы качества окружающей среды.
  • 29. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
  • 30. Экологическое лицензирование.
  • 31. Понятие, задачи и система экологического контроля (надзора).
  • 32. Государственный экологический контроль.
  • 33. Производственный экологический контроль.
  • 34. Общественный экологический контроль.
  • 35. Государственная экологическая экспертиза.
  • 36. Общественная экологическая экспертиза.
  • 37. Экологический мониторинг.
  • 38. Понятие экологической информации.
  • 40. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 41. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 42. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
  • 43. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за экологические правонарушения.
  • 44. Понятие и значение экологических требований к различным видам хозяйственной и иной деятельности.
  • 45. Экологические требования при мелиорации земель, использовании мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.
  • 46. Экологические требования в области химизации с/х.
  • 47. Экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности.
  • 48. Экологические требования к обращения с опасными веществами.
  • 49. Обращение с отходами производства и потребления.
  • 2. Запрещаются:
  • 50. Экологические требования в энергетике.
  • 51. Понятие и правовая охрана земель.
  • 1.Рациональная организация земель включает:
  • 52. Правовая охрана недр.
  • 53. Охрана недр континентального шельфа и захоронение отходов в нём.
  • 54. Правовая охрана и защита лесов.
  • 55. Правовое регулирование водных отношений.
  • 56. Цели, виды и способы водопользования. Ограничения использования водных объектов. Природоохранные требования при водопользовании. Водоохранные зоны.
  • 57. Понятие и принципы правовой охраны животного мира.
  • 58. Право пользования животным миром.
  • 59. Охрана животного мира. (см. Текст в предыдущей редакции)
  • 59. Правовые меры защиты атмосферного воздуха.
  • 60. Особенности мониторинга атмосферного воздуха.
  • 61. Охрана озонового слоя Земли.
  • 62. Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов.
  • 64. Государственные природные заповедники и национальные парки.
  • 65. Природные парки и государственные заказники.
  • 66. Памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
  • 67. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
  • 68. Красная книга.
  • 69. Чрезвычайные ситуации и зоны экологического бедствия.
  • 72. Принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды.
  • 73. Международные орг-ии, участвующие в охране окружающей среды.
  • 49. Обращение с отходами производства и потребления.

    ФЗ «Об охране окружающей среды» Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

    1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

    2. Запрещаются:

    сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

    размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

    захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

    ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;

    ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

    захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

    Отходы производства - это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Например: металлическая стружка, древесные опилки, бумажные обрезки и пр. К отходам производства также относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве. Например: твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов или сточных вод. Наряду с отходами производства на промышленных предприятиях образуются и отходы потребления, к которым относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в результате жизнедеятельности работников предприятия.

    Отходы производства и потребления требуют для складирования не только значительных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. В связи с этим, деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со статьей 11 федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:

      соблюдать экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

      разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

      внедрять малоотходные технологии на основе научно-технических достижений;

      проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

      проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

      предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

      соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

      в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических и юридических лиц, немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

    В соответствии со статьей 14 федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт, который является документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, а также содержащим сведения об их составе.

    Статья 9 федерального закона «Об отходах производства и потребления» предписывает, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 19 федерального закона «Об охране окружающей среды» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. С татистический учет в области обращения с отходами осуществляется по форме 2тп - (токсичные отходы) (пояснение см. ниже).

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    При отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасность для окружающей природной среды и здоровья человека, деятельность по обращению с опасными отходами может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке.

    Сбор и удаление твердых и жидких бытовых отходов в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями осуществляют по планово-регулярной системе согласно утвержденным графикам.

    Периодичность удаления бытовых отходов устанавливает санэпидстанция, исходя из местных условий, в соответствии с правилами содержания территорий населенных мест.

    На объектах, подлежащих обслуживанию, должны быть созданы необходимые условия для сбора отходов и работы спецавтотранспорта. Режим работы спецмашин устанавливают из условий ежедневной эксплуатации машин.

    Бытовые отходы вывозят по маршрутным графикам, предусматривающим последовательный порядок передвижения спецмашин.

    Порядок сбора и удаления твердых бытовых отходов (ТБО) определяется местными условиями. Основные системы сбора и удаления ТБО:

    Система сменяемых мусоросборников (контейнерная), ТБО вывозят с территорий домовладений в места обезвреживания в стационарных металлических контейнерах емкостью 0,75 м 3 мусоровозом М-30, а взамен оставляют порожние чистые контейнеры. При контейнерной системе контейнеры моют в местах разгрузки, не снимая с машины;

    Система несменяемых мусоросборников, ТБО из контейнеров перегружают в мусоровоз, а сами контейнеры остаются на месте. Для работы по этой системе применяют мусоровозы, специальное оборудование которых обеспечивает механизированную погрузку ТБО из станционарных контейнеров в кузов мусоровоза.

    Накопление же металлолома и крупногабаритного мусора (старая мебель, строительный мусор, образующийся при текущем ремонте и т. д.) производится в съемных бункерах-накопителях.

    Бункера-накопители расстанавливают в местах складирования мусора или металлолома, и по мере накопления (складирование мусора производится непосредственно в бункер) специальные организации по заявкам жилищных организаций производят замену бункеров на пустые, а полные вывозят на свалку, где производится их самосвальная разгрузка.

    Обезвреживание и переработка твердых бытовых отходов производятся путем их складирования на свалках (полигонах) и промышленными методами на мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводах. Обезвреживание бытовых отходов на свалках является в настоящее время основным методом переработки. Это наиболее простой и дешевый способ, но для него требуются ежегодно новые земельные площади размером не менее 0,5 га на 100 тыс.

    жителей. При наличии свободных территорий, благоприятных гидрогеологических условиях и соблюдении правил устройства и эксплуатации свалки длительное время останутся основным методом обезвреживания твердых бытовых отходов для многих городов.

    Для сокращения потребности в земельных участках и улучшения санитарного состояния пригородных территорий предложены новые конструкции высоконагружаемых свалок, позволяющие увеличить нагрузку на единицу площади до 10 -12 т/м 2 и высоту складирования до 25 - 35 м.

    Отходы на таких полигонах складируют слоями 0,2 - 0,3 м с уплотнением каждого слоя бульдозерами или специальными катками-уплотнителями.

    При достижении общей высоты слоя отходов до 2 м их покрывают промежуточным изолирующим слоем грунта толщиной 0,25 м.

    Складирование ведут картовым методом, т. е. отходы из мусоровозов выгружают одновременно не на всю площадь свалки, а только в пределах карты, отведенной на данные сутки. Уплотненный слой укладывают высотой 2 м и покрывают изолирующим слоем. Угол откосов принимается равным 1:4. Благодаря такой организации работ вся площадь полигона, за исключением одной карты, изолирована, что создает хорошие санитарные условия на полигоне. Под действием вышележащих слоев отходы дополнительно уплотняются до 0,9 т/м 3 . Верхний изолирующий слой должен быть толщиной не менее 1 м, из которого 0,2 м приходится на растительный грунт.

    В последние годы в нашей стране применяются промышленные методы обезвоживания и переработки отходов на специальных предприятиях.


    В ряде стран политика обращения с отходами сегодня базируется на вторичном использовании отходов. К сожалению, в России это не развито, т.к. наша полна ресурсами. Не используя вторичное сырье, мы накапливаем большое количество мусора, которое никуда при этом не девается.

    Как вы помните , существуют три способа избавиться от отходов: захоронить, сжечь и переработать.

    Захоронение отходов

    В большинстве случаев происходит захоронение значительной части отходов, которые можно было бы при достигнутом уровне технологии переработать с большой пользой для общества. Такой подход чрезвычайно опасен для окружающей среды и здоровья человека.

    Мусор обычно сваливается в карьерах или других местах. Толщина мусорного слоя (а правильнее - «свалочного тела») может достигать 80 метров и более. В процессе разложения данной смеси, поливаемой дождями, образуется фильтрат – жидкость, насыщенная продуктами отходов, которая проникает в почву и загрязняет подземные воды ядовитыми веществами и соединениями тяжелых металлов.
    Поскольку в составе бытовых отходов присутствует много горючих веществ, в летнее время регулярно происходят самовозгорания свалочного тела, которые практически невозможно потушить. В результате горения в атмосферу попадают не только пожарные газы (углекислый и угарный газы, оксиды серы и фураны), но и такие чрезвычайно опасные суперэкотоксиканты как дибензофураны и диоксины. В общей сложности любая свалка выделяет в окружающую среду более ста токсичных веществ, обладающих мутагенными и канцерогенными свойствами. Также, не стоит забывать, что помимо токсичных газов в результате разложения органических отходов свалки в огромных объемах продуцируют парниковый газ метан. Он является одним из основных газов, накопление которого в атмосфере ведет к усилению парникового эффекта.

    Диоксины
    Действие диоксинов в 67 000 раз сильнее цианида. Вмешиваясь в процесс образования в теле новых клеток, они провоцируют развитие онкологических заболеваний; влияют на тонкую работу эндокринных желез, что в свою очередь приводит к полной разбалансировке всех жизненно важных функций организма; сильно влияют на репродуктивную функцию, часто затормаживая половое созревание или вообще приводя к бесплодию. Величина летальной дозы настолько микроскопична, что делает диоксины более опасными, чем боевые отравляющие вещества. И еще одна страшная характеристика – они слабо расщепляются и способны накапливаться как в теле человека, так и в окружающей среде, переходя из одного природного цикла в другой.

    Ежегодно на полигоны и стихийные свалки России поступает более 300 млн тонн отходов. Точных данных о том, какая площадь сейчас занята мусором, нет, но даже приблизительные цифры впечатляют. Так, под мусорными полигонами страны находятся порядка 1 млн га, что составляет примерно 10 площадей Москвы! А если к этому добавить еще «неучтенные» незаконные объекты размещения отходов? Возможно, эту цифру придется увеличить в разы.
    На сегодняшний день в России эксплуатируются полигоны, открытые в 30-50 гг. 20-го столетия. В подавляющем большинстве свалки располагаются в отработанных карьерах и не соответствуют природоохранным стандартам. Какой ущерб данные объекты наносят экологическим системам даже сложно вообразить. А вот касательно выбросов газообразного метана в атмосферу Земли известно, что полигоны и свалки России ежегодно выбрасывают в атмосферу до 1 млн тонн метана (около 90 млрд м3), что составляет примерно 3 % от планетарного потока.

    А что же в других странах? Во всех развитых странах уже давно реализуются механизмы, уменьшающие негативное влияние полигонов на окружающую среду. Так, современные полигоны оборудуются в соответствии с жесткими требованиями, исключающими контакт мусора с почвой, предполагающими системы сбора и отведения фильтрата и биогаза.
    Современный полигон должен выглядеть примерно так. Подготовленный под засыпку котлован выкладывается инертной и непроницаемой пленкой, позволяющей надежно отделить тело свалки и фильтрат от земли. Вокруг полигона создается обваловка, защищающая от ветрового уноса. Отходы при высыпании уплотняются и пересыпаются слоями инертного грунта. И наконец, еще при проектировании закладывается система контроля и сбора образующихся стоков и биогаза. В ряде стран на полигонах применяют специальные установки для сбора и утилизации выделяемого метана. Собранный газ используется для производства тепла и электроэнергии.

    Сжигание


    Сжигание - еще один способ утилизации отходов, который, более того, позволяет значительно уменьшить объемы отходов и даже получить выгоду – образующуюся при сжигании энергию можно использовать
    .
    Однако, важно отметить несколько моментов.

    Технология относительно безопасного мусоросжигания, во-первых , всегда предполагает предварительную сортировку отходов. Смешанный мусор имеет низкие горючие свойства, так как может содержать большую долю негорючих фракций, в результате чего возникает необходимость поддержания процесса горения дополнительным топливом. Также предварительная сортировка позволяет исключить возможность сжигания опасных отходов. Во-вторых , сам процесс горения должен проходить при строго определенных характеристиках (температура сжигания должна составлять не менее 1000°С), что позволяет максимально снизить образование опасных для окружающей среды продуктов (в частности,диоксинов). В-третьих , завод необходимо оборудовать дорогостоящей системой вентиляции, которую необходимо правильно обслуживать на всем протяжении эксплуатации. А в-четвертых, завод должен обеспечить переработку и безопасное размещение золы, образующейся в результате сгорания отходов и составляющей около 1/5 первоначального объема отходов.
    Суммируя опыт многих стран, можно подытожить, что путь сжигания отходов самый дорогой. Полностью отказаться от сжигания отходов невозможно. Однако применение данной технологии может быть оправдано только после отбора и переработки полезных фракций.
    В России направление мусоросжигания развито слабо. Существует около десятка заводов по всей стране.

    Понятие и классификация отходов

    Отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

    Опасные отходы – это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

    Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. № 786, выделяет их виды по совокупности приоритетных признаков:по происхождению, агрегатному состоянию, химическому составу, экологической опасности . Каталог имеет пять уровней классификации, расположенных по иерархическому принципу: блоки, группы, подгруппы, позиции, субпозиции.

    По происхождению выделяют :

    – отходы органического природного (животного и растительного) происхождения;

    – минерального происхождения;

    – химического происхождения;

    – коммунального (включая бытовые) происхождения.

    Основная часть отходов образуется на предприятиях горнодобывающего комплекса, включающего в себя топливно-энергетический комплекс, черную и цветную металлургию, химическое производство и стройиндустрию. К таким отходам относятся образовавшиеся в процессе добычи и переработки минеральных руд неиспользуемые отвалы вскрышных и вмещающих пород, забалансовых руд, золошлаковые отходы, шлаки черной и цветной металлургии, отходы химической и нефтехимической промышленности.

    Наибольшую экологическую опасность представляют органоминеральные отходы, которые могут самовозгораться: вскрышные и шахтные породы. Наиболее вредным для экологии является производство алюминия: в результате в отвалах и хранилищах скапливаются многотонные залежи шламов глиноземного цикла, бокситовых нефелиновых шламов.

    В особую группу экологически опасных крупнотоннажных отходов производственного и бытового потребления отнесены мышьякосодержащие отходы.

    В Государственном докладе о состоянии и об охране окружающей среды в РФ в 2002–2003 гг. приведены данные по новой классификации классов экологической опасности отходов:

    – I класс характеризуется необратимым нарушением экосистем, т. е. их восстановление невозможно;



    – II класс требует не менее 30 лет восстановления, при условии, что воздействие источника прекращено;

    – III класс опасности предполагает десятилетний срок восстановления экосистем;

    – IV класс – не менее трех лет.

    Токсичные отходы делятся на четыре класса опасности (I–IV) по Временному классификатору токсичных промышленных отходов и Методическим рекомендациям по определению класса токсичности промышленных отходов.

    В отношении отходов ведется Государственный кадастр, включающий федеральный классификационный каталог, государственный реестр объектов размещения отходов и банк данных об отходах.

    Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» для обозначения действий, объектом которых являются отходы, введены следующие термины:

    – обращение;

    – образование;

    – использование;

    – обезвреживание;

    – транспортирование;

    – размещение;

    – хранение;

    – захоронение;

    – трансграничное перемещение.

    Обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит обязательному лицензированию. Лица, допущенные к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

    Использование – это применение отходов для производства товаров (продукции, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии).

    Обезвреживание – обработка отходов, в том числе сжигание и обезвреживание их на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.

    Захоронение – это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, а хранение осуществляется в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

    Размещение отходов делится на два этапа обращения с ними – хранение и захоронение и осуществляется на специально оборудованных сооружениях (полигонах, хвостохранилищах, отвалах горных пород и пр.).

    Трансграничное перемещение отходов – их перевозка с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на (через) территорию, находящуюся под юрисдикцией другого государства, при условии, что такое перемещение затрагивает интересы не менее двух государств. Трансграничное перемещение отходов через (на) территорию Российской Федерации осуществляется только для их использования на основании разрешения.

    Ввоз отходов в целях их захоронения и обезвреживания запрещался, но Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в ст. 50 Закона РСФСР “Об охране окружающей среды”» разрешен, что подтверждено Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

    Транспортирование опасных отходов – их перевозка при наличии паспорта опасных отходов специально оборудованными и снабженными специальными знаками транспортными средствами, соблюдении требований безопасности при собственно перевозке, погрузочно-разгрузочных работах, упаковке, маркировке и при наличии документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием их количества, цели и места назначения и т. д.

    Иные термины, встречающиеся в ряде актов:

    утилизация – обезвреживание отходов, при котором одновременно извлекаются полезные продукты, необходимые для дальнейшего производства;

    переработка ;

    складирование отходов – временное их размещение;

    сбор отходов – их накопление в месте образования (производства);

    удаление отходов , охватывающее их сбор, сортировку, перевозку, обработку, хранение и захоронение на поверхности или под землей;

    переработка, рекуперация, рециркуляция и т. п.