Мoдныe детки

В каких предложениях сказуемые выражены. Сказуемое в русском языке

Всем известно, что сказуемое - один из главных (по мнению многих ученых, даже самый главный) член предложения. Мы можем встретить сказуемые трех разных видов. Поговорим сейчас о простом глагольном сказуемом.

Особенности простого глагольного сказуемого

В русском синтаксисе выделяют обычно три вида сказуемых; этот материал школьники изучают в 8 классе. Чтобы сравнить их, посмотрите образцы в таблице.

Как видно по образцам, простое глагольное сказуемое и в самом деле простое - оно состоит из одного глагола.

Необходимо помнить, что в системе русского глагола имеется составная форма будущего времени от глагола несовершенного вида - буду учить, буду говорить и т.п. Это один глагол, просто в составной форме. Сказуемое - простое глагольное.

В простом глагольном сказуемом и смысловую, и грамматическую роли выполняет одно слово - глагол в любой личной форме.

Сказуемое этого типа можно встретить как в двусоставном, так и в односоставном предложении любого вида, кроме назывного.

Чем может быть выражено простое глагольное сказуемое

В предложении простое глагольное сказуемое может быть выражено любым глаголом в любой форме, то есть в форме любого наклонения, любого времени, любого лица и числа.

Но только не инфинитив! Инфинитив (неопределенная форма глагола) НЕ МОЖЕТ быть простым глагольным сказуемым.

Инфинитив не может выражать грамматический смысл, на то он и неопределенная форма, поэтому самостоятельно, без вспомогательных слов, сыграть роль сказуемого ему не под силу. Но надо быть внимательным: ведь составное будущее время тоже состоит из глагола «быть» в нужной форме и инфинитива, и это целиком одно простое глагольное сказуемое. Но противоречия здесь нет, ведь два слова составного будущего - это по смыслу один глагол, его можно заменить одним синонимом совершенного вида: буду читать - прочитаю, буду говорить - скажу и т.п.

Итак, простое глагольное сказуемое может быть выражено разными формами одного глагола:

  • Изъявительным наклонением в любом времени, любом лице, числе и роде;
  • Повелительным наклонением в любой форме, в том числе составным (пусть расскажут и т.п.) ;
  • Уловным наклонением также в любой форме.

По идее, формообразующие частицы являются частью глагольной формы, поэтому их чаще всего подчеркивают вместе со сказуемым; вот и в этом случае может оказаться подчеркнуто два слова, а сказуемое - простое глагольное. Просто форма глагола составная.

Примеры простого глагольного сказуемого

В изъявительном наклонении:

Я спою . Я буду петь арию. Я пел на школьном вечере.

В повелительном наклонении:

Прочитай! Пусть он прочитает ! Прочитайте-ка вот это! Давайте прочитаем текст.

В условном наклонении:

Мы бы съездили в Казань. Я съездил бы в Коломну.

Сказуемое - главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.

Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении - и времени).

Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное .

Простое глагольное сказуемое, способы его выражения


Простое глагольное сказуемое
(ПГС) может выражаться однословно и неоднословно .

ПГС - одно слово :

1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим: Он читал/ читает/ будет читать/ читал бы / пусть читает/ эту книгу.

2) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует: А шапка бац прямо на пол. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать .

ПГС - словосочетание :

1. ПГС - фразеологически свободное , но синтаксически связанное словосочетание - может иметь следующее строение и типовое значение:

1) повторение глагольной формы для указания на длительность действия:
Я иду , иду , а до леса еще далеко.

2) повторение глагольной формы с частицей так для указания на интенсивное или полностью осуществленное действие:
Вот уж сказал так сказал .

3) повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого:
Сам спать не спит и другим не даёт.
Жду не дождусь весны.

4) смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой, утратившей или ослабившей свое лексическое значение и вносящей в предложение дополнительные смысловые оттенки:
А он возьми да и скажи / знай себе распевает.

5) два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели:
пойду погуляю в саду.

6) глагол с частицей было, вносящей значение несостоявшегося действия:
Я собрался было в кино, но не пошел.

7) конструкция со значением интенсивности действия:
Он только и делает , что спит.

2. ПГС-фразеологизм обозначает единое действие, нерасчленимое по смыслу на действие и его материальный объект, в большинстве случаев этот фразеологизм можно заменить на один глагол: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь честь, иметь право; изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, почитать себя вправе, счесть необходимым и т.п.:

Он принял участие в конференции (=участвовал ).


Составное глагольное сказуемое
(СГС) имеет следующую структуру:
приинфинитивная часть + инфинитив.

Инфинитив выражает основное лексическое значение сказуемого - называет действие.

Приинфинитивная часть выражает грамматическое значение сказуемого, а также дополнительную характеристику действия - указание на его начало, середину или конец (фазисное значение) или возможность, желательность, степень обычности и другие характеристики, описывающие отношение субъекта действия к этому действию (модальное значение).

Фазисное значение выражается глаголами стать, начать (начинать), приняться (приниматься), продолжить (продолжать), перестать (переставать), прекратить (прекращать) и некоторыми другими (чаще всего это синонимы к приведенным словам, характерные для разговорного стиля речи):

Я начал / продолжил / закончил читать эту книгу.

Модальное значение может выражаться

1) глаголами уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться и т.п.

2) глаголом-связкой быть (в наст. времени в нулевой форме) + краткими прилагательными рад, готов, обязан, должен, намерен, способен, а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов / не прочь / в состоянии подождать .

Как в приинфинитивной части, так и в позиции инфинитива может быть употреблен фразеологизм:

Он горит нетерпением участвовать в конференции (= хочет участвовать )
Он хочет принять участие в конференции (= хочет участвовать ).
Он горит нетерпением принять участие в конференции (= хочет участвовать ).

Осложнение СГС происходит за счет дополнительного употребления в его составе модального или фазисного глагола:

Я начал хотеть есть .
Я почувствовал, что скоро могу начать хотеть есть .

Особый тип СГС представлен в предложениях, главные члены которых выражены глаголами в неопределенной форме: Волков бояться - в лес не ходить. Вспомогательная часть таких сказуемых нетипична для составных глагольных: она представлена глаголом-связкой быть, который встречается в составных именных сказуемых. Кроме быть, вспомогательная часть может быть представлена также глаголом значить, например:


Не прийти - значит обидеть .

Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:

1) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида в изъявительном наклонении: Я завтра буду работать ;
2) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: Все просили ее.underline { border-bottom: 1px dashed blue; } спеть (все просили, а спеть должна она) ;
3) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: Он вышел на улицу погулять .

Нетрудно заметить, что во всех этих случаях спрягаемая форма глагола, стоящая перед инфинитивом, не имеет ни фазисного, ни модального значения.

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое (СИС) имеет следующую структуру:
приименная часть (связка) + именная часть.

Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

Приименная часть выражает грамматическое или грамматическое и часть лексического значения сказуемого.


Приименная часть
бывает:

1) отвлеченная: глагол быть (в значении "являться", а не "находиться" или "иметься"), который выражает только грамматическое значение сказуемого - наклонение, время, лицо / род, число; в настоящем времени отвлеченная связка выступает в нулевой форме: Он студент / был студентом .

2) полузнаменательная (полуотвлеченная): глаголы явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться), сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др., которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части.

Например: Он оказался студентом . Она казалась усталой .

3) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.

Например: Мы вернулись домой усталые . Он работал дворником . Он жил отшельником .

Знаменательная и полузнаменательная связка при определении типа сказуемого может быть заменена на отвлеченную.

Именная часть может быть выражена однословно и неоднословно.

Однословное выражение именной части :

1) существительное в падежной форме, чаще в именительном падеже. / творительном падеже.

Например: Он учитель / был учителем . Юбка была в клетку .

2) прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения.

Например: Слова его были умны . Он стал выше отца. Он самый высокий в классе.

3) полное или краткое причастие: Письмо не было распечатано .

4) местоимение: Этот карандаш мой !

5) числительное: Он был восьмым в очереди.

6) наречие: Разговор будет начистоту . Мне было жаль старика.

Неоднословное выражение именной части:

1) фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание может иметь следующее строение:

а) слово с количественным значением + существительное в родительном падеже.

Например: Мальчик был пяти лет .

б) существительное с зависимыми от него словами, если само существительное малоинформативно, а смысловой центр высказывания находится именно в зависимых от имени словах (само существительное в этом случае может быть выброшено из предложения почти без потери смысла).

Например: Он лучший ученик в классе .

2) фразеологизм: Он был притчей во языцех .

Связочная часть также может быть выражена фразеологизмом:


Он имел вид смурной и рассеянный
- фразеологизм в связочной части;

Составное именное сказуемое, как и составное глагольное, может быть осложненным за счет введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола.

Например: Она хотела казаться усталой . Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области.

2. Чтобы правильно выделить сказуемое в предложении, надо помнить о том, что

Сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что с ним происходит? кто такой предмет? что такое предмет?

- сказуемые бывают простыми и составными.

- фразеологизмом: Он принял участие в конференции (=участвовал).

Примечание:

- Простое глагольное сказуемое чаще всего выражается одним словом (глаголом), но может состоять из двух слов, если глагол употреблен в форме будущего сложного времени (будут читать) или в форме повелительного наклонения (пусть читают).

- Следует избегать распространенных ошибок при выделении простого глагольного сказуемого:

нередко ученики забывают включить в состав сказуемого частицы ПУСТЬ, ДА­ВАЙ, БЫ, образующие формы повелительного и условного (сослагательного) на­клонения: Пусть всегда светит солнце (Сказуемое ПУСТЬ СВЕТИТ.) Давай по­говорим об этом завтра. (Сказуемое ДАВАЙ ПОГОВОРИМ.) Я бы не пошел. (Сказуемое НЕ ПОШЕЛ БЫ.)

ошибочно включают в состав сказуемого второстепенные члены: Семена созре­вают в плодах. (В этом предложении нельзя в качестве сказуемого выделить соче­тание слов «созревают в плодах», так как «в плодах» - обстоятельство места.)

2) Составное глагольное сказуемое:

- вспомогательный глагол + инфинитив: Он стал говорить взволнованно.

A) начала, конца или продолжения действия + инфинитив: Он начал кашлять. Она продолжает смеяться. Мы закончили выпол­нять упражнение. Я перестал бегать по утрам.

Б) вспомогательный глагол со значением склонности, привычности к действию + ин­финитив: Я хочу много путешествовать. Ты мог бы говорить не так громко? Мы стараемся хорошо учиться. Она стремится много тренироваться.

B) вспомогательный глагол со значением мысли, чувства + инфинитив: Он боялся опоздать на экзамен. Мы не любим много путешествовать. Они думали прийти вовремя.

- краткое имя прилагательное (РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НА­МЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН) + инфинитив: Я рад побывать на конференции. Мы готовы подежурить в столовой. Она согласна выйти за него замуж. Они вы­нуждены жить далеко от Родины. Вы должны немедленно уехать.

- НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитив: Надо мыть руки перед едой. Мне нужно срочно уехать. Вам необходимо сдать работу к сроку. Правила не надо учить, достаточно практиковаться.

Примечание: Следует избегать распространенных ошибок при выделении составного глагольного сказуемого:

- нередко ученики неверно определяют границы составного глагольного сказуемого и вместо всего сказуемого подчеркивают только одну его часть: Они начнут готовить­ся к соревнованиям. (В этом предложении нельзя выделить в качестве сказуемого только одно слово «начнут», так как оно не называет то главное действие, которое совершает подлежащее «они», а только указывает на фазу его протекания (начало выполнения). Сказуемым будет являться сочетание слов «начнут готовиться» : вспомогательный глагол «начнут» выражает грамматическое значение (указывает на то, что действие будет происходить в скором времени), а инфинитив «готовиться» - лексическое, то есть непосредственно называет действие.)


- инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом , если

A) инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц: Все проси­ли ее спеть что-нибудь. (Подлежащее «они» совершает только действие, названное глаголом «просили» (все просили, а спеть должна она). Инфинитив «спеть» в этом случае будет являться дополнением .)

Инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определенным значением - значением волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять: умоляет о чем? приехать в гости; предложил что? пойти на дискотеку.

1) Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

- глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Она поет. Она будет петь. Она споет. Пусть она споет! Давай спой! Спела бы ты.

- инфинитивом: Жить - Родине служить. Как заиграет музыка, мальчонка сразу пля­сать.

Б) инфинитив зависит от глагола движения: Он пришел узнать информацию о пред­стоящих переводных экзаменах. (Инфинитив «узнать», употребленный при глаголе движения «пришел», является обстоятельством цели.

к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ? Охота странствовать напала на не­го. (Охота (какая?) странствовать. Перед нами инфинитив в роли несогласованного определения.)

Итак, инфинитив в предложении может быть частью составного глагольного сказуемого, а может выступать в роли второстепенного члена предложения. Чтобы определить синтаксиче­скую роль инфинитива, необходимо задать к нему смысловой вопрос. Если это удастся сделать, перед нами - второстепенный член предложения (обстоятельство, дополнение, определение), если же нет - часть составного глагольного сказуемого.

3) Составное именное сказуемое

Глагол-связка + именная часть (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, причастие, наречие): Задача оказалась сложной. Мой папа - врач.

Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.

Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

2. глагол-связка БЫТЬ в форме одного из наклонений (БЫЛ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ) + именная часть: Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.

Примечание: в настоящем времени глагол-связка БЫТЬ выступает в нулевой форме: Он студент. Он был студентом. Он скоро будет студентом.

Б) Глагол-связка ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ + именная часть: Сюжет романа оказался оригинальным. Она является хозяйкой этой машины. На улице становится холод­но. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным.

3. глагол-связка со значением движения, положения в пространстве + именная часть: Осень пришла дождливая. Он ушел успокоенный.

Способы выражения именной части

Чем выражена именная часть составного именного сказуемого

Примеры

Имя существительное

Мой брат стал экономистом. Снег как сахар.

Имя прилагательное (полное, краткое, в фор­ме сравнительной степени)

Иллюминация во время карнавала была ве­ликолепной. Этот процесс интенсивен. Одно обдуманное слово дороже тысячи легковес­ных.

Имя числительное

Дважды два - четыре. Их изба была третья с краю. Идея «Ревизора» была подсказана Пушкину Гоголем. Воздух сегодня опьяняющий.

Наречие

Как некстати было это воспоминание!

Примечание: Следует избегать распространенных ошибок при выделении составного именного сказуемого: нередко ученики неверно определяют границы составного именного ска­зуемого и вместо всего сказуемого подчеркивают только одну его часть: Сюжет комедии оказался оригинальным.

В этом предложении нельзя выделять в качестве сказуемого только одно слово «оказал­ся», так как оно не дает исчерпывающей характеристики подлежащему «сюжет». Важно, что сюжет был нов, необычен. Сказуемым будет сочетание слов «оказался оригинальным»: глагол- связка «оказался» выражает грамматическое значение (указывает на то, что событие было в прошлом), а имя прилагательное «оригинальным» - лексическое, то есть непосредственно ха­рактеризует подлежащее.

6 класс Русская речь

Тема урока: Сказуемое, выраженное именем существительным.

Цели урока: 1.совершенствовать знания учащихся о сказуемом, выраженном именем существительным;

2. способствовать развитию умений самостоятельно сформулировать правило; развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь.

3. воспитывать интерес к происхождению слова.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Опрос домашнего задания

стр 136 упр 276 выполнить задания к тексту

3. Повторение пройденного материала

1. Разобрать по составу слова: ЗАСНЕЖЕННЫЙ, СНЕЖОК, ЗИМУШКА,

2. Образовать при помощи суффиксов сущ-ные от слов: ЛЕС, МОРОЗ, СНЕГ, ДЫМ, СТОЛБ, КАМЕНЬ, ДОКЛАД, БАРАБАН, ГРИБ, ОГОНЬ, ДВОР, ЛОШАДЬ, ОКНО.

3. Глаголы в скобках поставьте в прошедшем времени. Соедините с каждым существительным

(Наступить) зима, новый год, холодные дни. Снегом (покрыться) двор, земля, поле, деревья. Равнину (освещать) солнце, луна

4. Разобрать по членам предложения: Во дворе повсюду лежит белый снег.

5 Измените глаголы узнать (1 спр), услышать (2спр) по лицам.

Единственное число Множественное число

Я..... Мы....

Ты.... Вы...

Он... Они...

4. Изучение нового материала

Слово учителя: Обычно сказуемое выражается глаголом, но может быть выражено именем существительным в именительном падеже. В этом случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Природа- наш друг. Он лесник. Это лес.

Запомните!

Если подлежащее выражено местоимением, а сказуемое- существительным, то тире между ними не ставится. Например: Это стройка. Это лес.

стр. 121 упр. 247 Подберите к подлежащему сказуемое

Школьники наше богатство

Лес небесное тело

Луна друзья природы

Лето краса природы

Вода пора туризма

стр. 121 упр. 248 Допишите профессии и занятия людей. Подчеркните главные члены предложения. Чем выражено сказуемое?

Образец: Это лес. Он лесник

6. Домашнее задание

знать теорию, придумать 4 предложения, где сказуемое выражено именем существительным

7. Подведение итогов урока

6 класс Русская речь

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель урока . дать общее понятие по теме;

Задачи: 1. уметь применять теоретические знания в практической работе;

2. развитие самостоятельной деятельности, устной и письменной речи учащихся.

3. воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

стр.121 правило, упр 248

3. Повторение изученного материала

Допишите личные окончания глаголов настоящего и будущего времени

Я смотрю

Ты смотр...

Он смотр..

Мы смотр...

Вы смотр..

Они смотр...

Посмотрю

посмотр...

посмотр...

посмотр...

посмотр..

посмотр...

буду смотреть

буд... смотреть

буд... смотреть

буд... смотреть

буд... смотреть

буд... смотреть

- Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Я буду учителем. Я буду учить детей. Миша будет машинистом. Он будет водить поезда. Я стану спортсменом. Я буду плавать. Айгуль будет врачом. Она будет лечит детей.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правильность выбора.

Д..кабрь, к..лендарь, л..сток, н...ступит, ч...сы, м...нута, ц..фра, ч..ловек, з...лотые, с..годня.

4. Изучение нового материала

Слово учителя:

Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если:

* оба главных члена (подлежащее и сказуемое) выражены именем существительным в именительном падеже: Наша дружба - яркий свет

* если подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола (инфинитив). О хранять природу - значит охранять родину.

* если один главный член выражен существительным в именительном падеже, а другой- неопределенной формой глагола: Наша задача - хорошо учиться.

5. Закрепление изученного материала

стр . 121 упр 246 . Спишите, подчеркните главные члены предложения. Чем они выражены? Между подлежащем и сказуемым поставьте тире.

стр 121 упр 249 Скажите по- русски (устно)

стр 122 упр 250 Прочитайте и озаглавьте текст

6. Домашнее задание

стр 140 упр 286 задания к тексту

7. Подведение итога

1. Понятие о сказуемом.

2. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

3. Составное глагольное сказуемое, виды вспомогательных глаголов, субъектный и объектный инфинитив.

4. Составное именное сказуемое, виды связок, способы выражения именной части.

5. Осложненное сказуемое.

Сказуемое – это главный член предложения, который обладает следующими свойствами: входит в структурную схему предложения, структурно подчиняется подлежащему, характеризует предмет речи, выражается спрягаемой формой глагола (морфологизованное) и именами, занимает позицию после подлежащего.

Сказуемое выражает предикативный признак, то есть отнесенный к модально-временному плану. Сравните: новый дом//Дом новый (в настоящем времени) Дом был новый (в прошедшем времени). Поэтому в любом сказуемом содержится грамматическая и вещественная часть. Вещественное значение опирается на лексическое значение слова, выступающего в роли сказуемого. Грамматическое значение представляет собой модально-временную оценку признака. Если грамматическое и вещественное значение заключены в одном слове, то такое сказуемое называется простым. Если вещественное и грамматическое значение выражаются раздельно, в двух компонентах, то сказуемое называется составным. Сравните:

Если сказуемое выражено глаголом, то оно называется глагольным. Оно обозначает действие предмета. Если сказуемое выражается именем, то оно называется составным именным сказуемым и называет признак предмета речи. Сравните: Море смеялось. Море задумчиво.

Глагольное сказуемое может быть простым и составным, именное – только составным. Выделяют еще сложное, или осложненное сказуемое. В этом сказуемом осложняется всегда грамматическая часть. Например: Я учусь (простое глагольное сказуемое). Я начал учиться (составное глагольное сказуемое). Я буду учителем (составное именное сказуемое). Я решил быть учителем (осложненное сказуемое).



Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме какого-либо наклонения. Я помню чудное мгновенье. Я встретил вас . Это наиболее продуктивный способ выражения простого глагольного сказуемого (ПГС). Все эти предложения имеют полную парадигму. ПГС может быть выражено аналитической формой: Я буду вспоминать всем существом поэта … Сказуемое выражено глаголом в форме будущего времени, которая представляет собой одну словоформу, поэтому сказуемое является простым. Еще одни пример: Во многом он бы изменился, расстался б с музами. Женился. В данном случае сказуемое выражено глаголом в сослагательном наклонении. Пускай умру, но пусть умру любя. ПГС выражено глаголом в повелительном наклонении.

В состав ПГС могут входить не только формообразующие, но и словообразующие частицы. Они вносят дополнительные оттенки в семантику глагола. Он пошел было к двери. Все тяжелое словно отступило. Я бывало скажу. Вы не понимаете меня .

ПГС может быть выражено фразеологическим оборотом или описательным глагольно-именным оборотом типа иметь мнение, поднять вопрос, оказывать поддержку. Глагольно-именные обороты можно заменить одним словом, они представляют семантическое единство. Например: Первые недели принесли разочарование (разочаровали). Изменники точно в воду канули. Такие сказуемые имеют экспрессивно-стилистическую окраску.

ПГС может быть выражено неспрягаемыми глаголами междометного характера, типа хвать, бряк, шварк, хлоп, стук. Он придет с мешком да девчонку шварк в мешок.

Простым глагольным является сказуемое, выраженное глаголом быть со значением ‘существование, бытие’. На рассвете был туман .

Составное глагольное сказуемое (СГС) – это сочетание вспомогательного глагола и инфинитива. Инфинитив передает основную семантическую информацию. Вспомогательный глагол выражает модально-временное значение и дополняет основное значение следующими оттенками:

1. Фазовое значение – значение начала, конца, длительности действия Оно представлено фазовыми глаголами: начать, закончить, перестать, бросить, прекратить, продолжать, прервать, стать. Я стал заниматься лучше. Сегодня я бросил писать стихи.

2. Модальные глаголы со значением долженствования, возможности, волеизъявления: мочь. Хотеть, намереваться, рассчитывать. Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать. Хотел писать, но труд упорный ему был тошен. В составе модельной части выступают не только глаголы, но и краткие прилагательные: должен, рад, горазд, принужден, вынужден. Я должен был уехать. Народ гуляет, а я принужден маяться. Вспомогательная часть может быть выражена при помощи фразеологического оборота или глагольно-описательного оборота: гореть желанием (хотеть), сделать усилие, не иметь права (не мочь). Он не имел права рисковать.

3. Глаголы со значением эмоциональной оценки: любить. Бояться, страшиться. Она любила на балконе предупреждать зари восход.

4. Обычности действия: научиться, приспособиться.

Инфинитив может не входить в состав сказуемого, а выполнять функцию дополнения или обстоятельства. Выделят следующие критерии разграничения: (1) При глаголе движения примыкающий к нему инфинитив имеет значение цели и выполняет функцию обстоятельства цели. Я приехал (с какой целью?) учиться. Я пошел (с какой целью?) посмотреть. (2) Инфинитив обозначает действие, которое выполняет не подлежащее, а другое лицо. Такой инфинитив называется объектным и выполняет функцию дополнения. Обычно он употребляется при глаголах речи. Я вас прошу меня оставить. Командир приказал бойцам отступать. Декан попросил студентов убрать аудиторию.

Составное именное сказуемое включает в свой состав вспомогательный компонент, который называют связкой, и основную часть, иначе именную часть. Связка указывает на модально-временной план, связывает подлежащее со сказуемым и выражает формальную соотнесенность сказуемого с подлежащим. Выделяют следующие типы связок:

1. Связка быть . Она выражает только модально-временное значение. Говорят, что ее лексическое значение выветрено. А счастье было так возможно, так близко. В настоящем времени связка обычно отсутствует. Это нулевая связка. Нулевая связка – это значимое отсутствие. Оно свидетельствует о реальности события и отнесенности его к настоящему времени. Но судьба моя уж решена. В русском языке есть конструкции, в которых употребляются связки есть, суть, выражающие значение настоящего времени. Они используются в предложениях тождества: Суббота есть суббота. Студент есть студент. И в предложениях научного стиля: Язык есть средство общения. В предложениях со связкой быть часто употребляются слова это, вот, значит. Квалифицируются они по-разному. Иногда их называют связками, но отождествлять глагол-связку и эти слова не стоит. Так как именно глагол-связка указывает на модальность и время высказывания. Сравните: Я - это я. Он был озлоблен. Эти слова приобретают значение частиц. Их еще называют фиктивными связками. Можно встретить термин «связки-частицы, которые сочетаются с глагольной связкой».

2. Полузнаменательные связки: стать, становиться, делаться, казаться, являться, представляться, называться. Два дня ему казались новы уединенные поля. Эти глаголы частично сохранили лексическое значение. Они могут употребляться как ПГС, реализуя его полностью. Сравните:

3. Знаменательные связки: приехать, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать. Погода стояла теплая. Знаменательная связка выделяется тогда. Когда большая смысловая нагрузка падает на зависимое слово, что обусловлено коммуникативным заданием. Письмо лежало раскрытым . Но это членение не структурное, а семантическое. В таких конструкциях можно видеть ПГС и полупредикативное определение. Мать вернулась усталая.

Именная часть имеет следующие способы выражения:

1. Имя прилагательное, краткое и полное. Воздух чист и свеж. День теплый, но ветреный. В таких конструкциях краткие формы вытесняют полные. Полное прилагательное может употребляться в Т.п. Т.п. – это показатель сказуемого. День был ветреным. В роли сказуемого может употребляться сравнительная степень прилагательного. Дни становились длиннее.

2. Причастие, полное и краткое. Работа сделана. Книга прочитана. Морозный воздух опьяняющий. Дама казалась рассерженной.

3. Имя существительное в Т.п. и И.п. Я слуга царя, царя грозного. Конечно, это большое искусство – ждать. (Связки-частицы указывают на сказуемое). Луна словно репа. Частицы входят в состав сказуемого. Ты всему виной.

4. Местоимение. Вишневый сад теперь мой. Что ты был? И что стал? Я не я, и лошадь не моя.

5. Именем числительным. Он был, казалось, лет шести. Наш дом – в пять этажей. Дважды шесть – двенадцать.

6. Наречие. Бойцы были наготове. Но умирать и вам будет страшно. В безличных предложениях в роли сказуемого употребляются слова категории состояния. Было холодно.

7. Междометия. Характер у студентов – ой-ой-ой! Ушица – ей-же-ей, на слову сварена!

Выделять сказуемое в предложении не всегда можно однозначно. Вопрос о границах сказуемого является спорным и сложным. Например: Он был человек долга // – структурное членение. Он был человек долга // – семантическое членение. Не всеми учеными признается существование сложного, или осложненного, сказуемого. Хотя методически осложненные формы следует выделять. Надо помнить, что осложняется всегда грамматическая часть. Примеры осложненного сказуемого:

1. Осложненное ПГС. Пойду почитаю (как единое целое). Знай себе учи (одинаковые формы). Еду, еду (повтор).

2. Осложненное СГС. Он хотел продолжать работать. Ты не имеешь права продолжать настаивать. Он готов был отправиться путешествовать. В грамматической части одновременно используются модальные, фазовые или эмоциональные глаголы.

3. Осложненное СИС. Он был рад стать учителем. Он боялся быть смешным. Однако в данном случае возможно иное членение предложения.

О характере сказуемого вывод делается по способу выражения вещественного значения.

Методика изучения синтаксиса в средней школе..Связь изучения синтаксиса с работой по развитию речи.

Синтаксис – высший уровень языка. Завершает изучение всех языковых разделов, формирует представление о системе языка, об уровне их взаимосвязей, формирование языковых умений.

Совершенствуются лингвистическая и коммуникативная компетенции.

*На основе усвоения синтаксических понятий обогатить синт.строй речи

*Расширить и систематизировать линвистические знания

*формировать речевые умения и навыки

* познакомить школьников с синт.единицами, с их взаимосвязями и т.о. сформировать представление о строе РЯ

* совершенствовать речь на основе усвоения синт.связей

* формировать умение использовать синт.единицы в речи в соответствии с коммуникативной ситуацией

* обогащать грамматический строй, обучая использованию синтаксических синонимов

* формировать основы развития пунктационных умений

Основные понятия.

Синтаксические единицы: словосочетание.

Словосочетание используется в предложении как «строевой материал», внутри предложения. Но внутри оно важно.

Хорошо видны связи между словами. В предложении словосочетание помогает усвоить грамматические нормы. Словосочетание может быть названием.

Словосочетание изучается в 5 классе, а потом в 8. В большинстве только подчинительные (СУП). Дети находят главное слово и задают вопрос к этому слову. В 8омм классе добавляется материал об именных, глагольных, наречных СС. Некоторые СС – в сравнении с грамматической нормой (благодаря чему?). Распространенные словосочетания.

Предложение.

Простые (двусост./односост., полн./неполн., распр./нераспр., осложн./неосложн.)

Сложные (ССП,СПП,БСП)

Предложения с разными видами связи.

Сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство.

Самостоятельно высказывание, фрагмент целого текста.

Способы передачи чужой речи: прямая, косвенная речь, цитаты, диалог

Интонация, высказывание, предикативность

Изучается характеристика П по интонации, по цели высказывания.

СС, общая характеристика простого предложения, главные и второстепенные члены П, схема синтаксического разбора. Характеристика интонации.

ССП и СПП

связь интонации и знаков препинания

способы передачи чужой речи

случаи осложнения простого П

Способы выражения подлежащего и сказуемого

вводные конструкции

8-9 классы – основной курс

углубленное изучение словосочетания

виды простого П с осложненными вариантами

способы передачи чужой речи

все сложное П, с различными видами связи

Обращение к тексту. Теория актуального членения предложения. 2 способа связи – последовательная и параллельная. Абзац.

* правильно строить СС

* находить СС в П

* использовать в речи СС – синонимы

* соблюдать при построении СС речевые нормы

* производить синтаксич. разбор

* распознавать простые и сложные П

* использовать разные виды П при построении текста

* разбирать П (синт.разбор)

* соблюдать нормы РЯ при построении П

* употреблять разные типа синт.конструкций в соответствии с коммуникативной ситуацией

* умение находить средства синт.выразительности

* обосновывать выбор знаков препинания на основе синтаксических знаний

* устанавливать способы и средства связи П в тексте.

Синтаксический разбор – это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы:

*словосочетания

*простого предложения

*сложного предложения

Билет 17. Классификация односоставных предложений.Полные и неполные предложения. Содержание и принципы построения современных школьных учебников по русс яз. Характеристика одного из учебных комплексов.