Нижнее белье

Минута час бережет значение пословицы. Минута час бережет смысл пословицы

Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел.
Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям:
- Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба.
Старика этого схоронили. Приходит ночь, надо большему брату идти на могилу, а ему не то лень, не то боится, - он и говорит младшему брату:
- Ваня, замени меня в эту ночь, сходи к отцу на могилу. Я тебе пряник куплю.
Иван согласился, взял хлеба, пошел к отцу на могилу. Сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается из могилы и говорит:
- Кто тут? Ты ли, мой больший сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?
Иван отвечает:
- Это я, твой сын. А на Руси все спокойно. Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван направился домой, дорогой набрал грибов. Приходит старший брат его спрашивает:
- Видел отца?
- Видел.
- Ел он хлеб?
- Ел. Досыта наелся. Настала вторая ночь. Надо идти среднему брату, а ему не то лень, не то боится, - он и говорит:
- Ваня, сходи за меня к отцу. Я тебе лапти сплету.
- Ладно.
Взял Иван хлеба, пошел к отцу на могилу, сел, дожидается.
В полночь земля расступилась, отец поднялся и спрашивает:
- Кто тут? Ты ли, мой средний сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?
Иван отвечает:
- Это я, твой сын. А на Руси все спокойно. Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван направился домой, дорогой опять набрал грибов. Средний брат его спрашивает:
- Отец ел хлеб?
- Ел. Досыта наелся.
На третью ночь настала очередь идти Ивану. Он говорит братьям:
- Я две ночи ходил. Ступайте теперь вы к нему на могилу, а я отдохну.
Братья ему отвечают:
- Что ты, Ваня, тебе стало там знакомо, иди лучше ты.
- Ну ладно. Иван взял хлеба, пошел.
В полночь земля расступается, отец поднялся из могилы:
- Кто тут? Ты ли, мой младший сын Ваня? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?
Иван отвечает:
- Здесь твой сын Ваня. А на Руси все спокойно. Отец наелся хлеба и говорит ему:
- Один ты исполнил мой наказ, не побоялся три ночи ходить ко мне на могилу. Выдь в чистое поле и крикни: "Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!" Конь к тебе прибежит, ты залезь ему в правое ухо, а вылезь в левое. Станешь куда какой молодец. Садись на коня и поезжай. Иван взял узду, поблагодарил отца и пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Дома братья его спрашивают:
- Видел отца?
- Видел.
- Ел он хлеб?
- Отец наелся досыта и больше не велел приходить.
В это время царь кликнул клич: всем добрым молодцам, холостым, неженатым, съезжаться на царский двор. Дочь его, Несравненная Красота, велела построить себе терем о двенадцати столбах, о двенадцати венцах. В этом тереме она сядет на самый верх и будет ждать, кто бы с одного лошадиного скока доскочил до нее и поцеловал в губы. За такого наездника, какого бы роду он ни был, царь отдаст в жены свою дочь, Несравненную Красоту, и полцарства в придачу. Услышали об этом Ивановы братья и говорят между собой:
- Давай попытаем счастья. Вот они добрых коней овсом накормили, выводили, сами оделись чисто, кудри расчесали. А Иван сидит на печи за трубой и говорит им:
- Братья, возьмите меня с собой счастья попытать!
- Дурак, запечина! Ступай лучше в лес за грибами, нечего людей смешить.
Братья сели на добрых коней, шапки заломили, свистнули, гикнули - только пыль столбом. А Иван взял узду и пошел в чистое поле и крикнул, как отец его учил:

Откуда ни возьмись, конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Стал как вкопанный и спрашивает:
- Чего велишь?
Иван коня погладил, взнуздал, влез ему в правое ухо, а в левое вылез и сделался таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Сел на коня и поехал на царский двор. Сивка-бурка бежит, земля дрожит, горы-долы хвостом застилает, пни-колоды промеж ног пускает. Приезжает Иван на царский двор, а там народу видимо-невидимо. В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна Несравненная Красота.
Царь вышел на крыльцо и говорит:
- Кто из вас, молодцы, с разлету на коне доскочит до оконца да поцелует мою дочь в губы, за того отдам ее замуж и полцарства в придачу.
Тогда добрые молодцы начали скакать. Куда там - высоко, не достать! Попытались Ивановы братья, до середины не доскочили. Дошла очередь до Ивана. Он разогнал Сивку-бурку, гикнул, ахнул, скакнул - двух венцов только не достал. Взвился опять, разлетелся в другой раз - одного венца не достал. Еще завертелся, закружился, разгорячил коня и дал рыскача - как огонь, пролетел мимо окошка, поцеловал царевну Несравненную Красоту в сахарные уста, а царевна ударила его кольцом в лоб, приложила печать. Тут весь народ закричал:
- Держи, держи его!
А его и след простыл. Прискакал Иван в чистое поле, влез Сивке-бурке в левое ухо, а из правого вылез и сделался опять Иваном-дураком. Коня пустил, а сам пошел домой, по дороге набрал грибов. Обвязал лоб тряпицей, залез на печь и полеживает.
Приезжают его братья, рассказывают, где были, и что видели.
- Были хороши молодцы, а один лучше всех - с разлету на коне царевну в уста поцеловал. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал.
Иван сидит за трубой и говорит:
- Да не я ли это был?
Братья на него рассердились:
- Дурак - дурацкое и орет! Сиди на печи да ешь свои грибы.
Иван потихоньку развязал тряпицу на лбу, где его царевна кольцом ударила, - избу огнем осветило. Братья испугались, закричали:
- Что ты, дурак, делаешь? Избу сожжешь!
На другой день царь зовет к себе на пир всех бояр и князей, и простых людей, и богатых и нищих, и старых и малых.
Ивановы братья стали собираться к царю на пир. Иван им говорит:
- Возьмите меня с собой!
- Куда тебе, дураку, людей смешить! Сиди на печи да ешь свои грибы.
Братья сели на добрых коней и поехали, а Иван пошел пешком. Приходит к царю на пир и сел в дальний угол. Царевна Несравненная Красота начала гостей обходить. Подносит чашу с медом и смотрит, у кого на лбу печать.
Обошла она всех гостей, подходит к Ивану, и у самой сердце так и защемило. Взглянула на него - он весь в саже, волосы дыбом.
Царевна Несравненная Красота стала его спрашивать:
- Чей ты? Откуда? Для чего лоб завязал?
- Ушибся. Царевна ему лоб развязала - вдруг свет по всему дворцу. Она и вскрикнула:
- Это моя печать! Вот где мой суженый!
Царь подходит и говорит:
- Какой это суженый! Он дурной, весь в саже. Иван говорит царю:
- Дозволь мне умыться. Царь дозволил. Иван вышел на двор и крикнул, как его отец учил:
- Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Откуда ни возьмись, конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул. Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку. Вот и

Оксана Петровна Курмель
Внеклассное занятие «Минута время бережёт»

Тема : Минута – час бережет .

Цели : Показать детям как важно уметь правильно распределять и употреблять свое время .

Задачи : Расширять кругозор и словарный запас детей.

Развивать логику, мышление, умение анализировать.

Воспитывать бережное отношение к времени своему и других .

Оборудование : плакаты, песочные часы.

Ход занятия.

I Орг. момент

1 Вводная беседа

Сколько лет должен жить человек?

Ученые утверждают, что в среднем не менее 100 лет. Мы должны помнить высказывание мудреца : «Время – это ткань , из которой соткана жизнь» .

Почему же продолжительность жизни в 2-3 раза меньше?

Причин много. Одна из них- неумение правильно выбрать профессию, отсюда неудовлетворенность своим трудом, различные заболевания. Многие попусту тратят свое время , живут как получится, плывя по течению, не используют свои возможности, способности. Римский философ Селека заметил «Пока мы собираемся жить, жизнь проходит» .

2 Сообщение темы, цели.

I I Устный журнал

1-я страница «Цена минуты » .

Ценность времени сейчас значительно возросла, т. к. увеличивается поток информации. Американцы говорят «Время дороже денег » .

Как вы понимаете это выражение?

Утраченное можно заработать вновь, а вот впустую ушедшее время не вернуть .

1чтец Ведут часы секундам счет,

Ведут минутам счет ,

Часы того не подведут

Кто время бережет

Кто ж ить умеет по часам

И ценит каждый час

Того не надо по утрам будить по 10 раз.

2 чтец И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок

Умыться и поесть

И раньше, чем звенит звонок

За парту в школе сесть.

1 чт с часами дружба хороша,

Работай, отдыхай

Уроки делай не спеша и книг не забывай.

2чт Чтоб вечером, ложась в кровать

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать :

«Хороший был денек» .

Людям дорого время , и они определяют его по часам. Говорят «Много воды утекло с тех пор» .

Как понимаете это выражение?

Говорят так потому что в древности были водяные часы. Они были устроены в виде сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому , сколько воды вытекло из одного сосуда в другой. Похоже устроены песочные часы. В старину на морских судах использовались часы, которые назывались склянками. Матрос, дежуривший у часов, через каждые полчаса ударом в колокол извещал о времени- «отбивая склянки» .Позднее появились механические, а затем электронные часы.

Важно выработать у себя чувство времени , научиться его разумно использовать.

Сколько стоит 1 минута ? Послушайте

За 1 минуту производится продукции на 1,4 млн рублей

За 1 минуту- выплавляют 290 т . стали, а из нее можно приготовить 10 тыс. стиральных машин

За 1минуту изготавливают 22тыс . м2 ткани, из нее можно сшить 15714 брюк.

Вывод : Человек, умеющий ценить даже секунду, многого может достичь.

2-я страница «Упустишь минуту – потеряешь час » .

Мы знаем, время растяжимо ,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет,

Ненагруженное, пустое.

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки, но

Положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

В сутках 24 ч. 8ч. - сон, еще 8ч. на школу, остается еще 8 часов. Много, за 480 мин., вы успеете выучить уроки, почитать книгу, сходить на секцию, кружок. Вы успеете все, если захотите.

Познакомимся со способами экономии времени . (Прокомментируйте их.)

1. Вставайте сразу, не жалейте себя.

2. Готовьтесь к утру с вечера.

Привыкайте накануне готовить все, что понадобится утром. Масса времени уходит на поиски вещей. Привыкнув соблюдать порядок в своих вещах, вы удивитесь, сколько лишнего времени у вас появится .

3. Не теряйте времени на продолжительные разговоры по телефону.

4. Возьмите на вооружение слова : «Точность- вежливость королей.» . Это означает, что вы должны вовремя приходить в школу , в гости.

5. Не убивайте время у телевизора .

Вывод : Способов сэкономить время много , но даже те, которые я вам предложила помогут сберечь 1- 1 ,5 ч. времени . Вот вам свободное время для прогулок , рукоделия.

Учитесь экономить время .

3-я страница «Мудрые мысли» .

А вот о том, как ценили время наши предки , говорят пословицы и поговорки.

Упустишь минуту – потеряешь час .

Делу время – потехе час .

Потерянную вещь можно найти, потерянное время – никогда .

Время ушло – счастье ушло .

Порядок – время бережет .

Минута – час бережет .

О времени говорили известные люди.

«Всегда можно найти достаточно времени , если употреблять его хорошо». И. Гете

«Небрежный человек все делает вдвойне» . А. Суворов.

«Кто не умеет с толком употреблять свое время , тот первым жалуется на его нехватку». Ж. Ж. Руссо

4-я страница «Развлекательная» .

Кто больше даст верных ответов за минуту (блиц вопросы)

(2 команды)

III Подведение итогов

Назовите главную причину, по которой теряется время .

Какие правила экономии времени вы запомнили ?

Наш устный журнал закончен, но часы идут, жизнь продолжается. Желаю вам научиться ценить и экономить время , правильно его употреблять.Внеклассное мероприятие для школьников «Зарница» Военно- спортивная игра «Зарница» Воспитание патриотических чувств у детей школьного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Внеклассное занятие по английскому языку «Общие черты и различия в русском и английском языках» Видео Цель: В результате исследования найти общие черты и различия двух языков, которые помогут обучающимся легче усваивать языки Задачи: Сравнить.

Внеклассное занятие

1. Вступительное слово.

Загадки о времени.

Что возвратить нельзя?

Что быстрее мысли?

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

2. Практическая работа с часами.

Что нам помогает узнавать время? (часы)

Какие вы знаете часы? (карманные, настенныеи т. д.)

Определите, сколько времени на модели часов?

Упражнение в определении времени .

Какие промежутки времени вы знаете?

(Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век)

Умеете ли вы правильно рассчитывать время?

Сколько минут занимает дорога от дома до школы?

От чего зависит это время?(от скорости и расстояния)

Сколько минут потребуется, чтобы сложить вещи в портфель? Приготовиться к уроку математики?

(соревнование на время)

Какой ряд быстрее построится в линейку?

Прочитайте пословицу: « Время не деньги, потеряешь – не найдёшь» Когда так говорят?

3.Работа по составлению режима дня

Отгадываем загадки и записываем первую букву

из отгадки:

1) Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (Расчёска.)

2) Исполнитель песни «Улыбка». (Енот)

3) Завязал глаза я Юрке –

Мы играем с братом в (жмурки.)

4) Птичка - невеличка носиком нырнёт,

Хвостиком вильнёт, дорожку проведёт. (Игла.)

5) Гладко. Душисто. Моет чисто. (Мыло.)

6) Поселилась в ванной туча.

Дождик льётся с потолка мне на спину и бока.(Душ.)

7) Всю жизнь ходят рядом, а обогнать друг

друга не могут. (Ноги.)

8) Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.)

Что получилось? РЕЖИМ ДНЯ

А что это такое? Распорядок жизни на день.

Как вы понимаете эту пословицу?

ПОРЯДОК ВРЕМЯ БЕРЕЖЁТ

Когда особенно важно соблюдать порядок?

Особенно важно соблюдение порядка для спортсменов, космонавтов, школьников, чтобы расти

здоровыми.

Как вы выполняете режим дня?

Стихи о человеке и его часах

С. Баруздин

Ведут часы секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по 10 раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

Успеет встать он за станок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денёк!

Физкультминутка

Бьют часы на старой башне:

Тик – так, тик – так.

А стенные побыстрее:

Тики – таки, тики – таки.

А карманные стучат:

Тик – так, тик – так, тик –так.

Представьте, что на земле исчезли все часы.

Что тогда произойдёт?

А как мы бережём время?

Сколько минут продолжается урок? Перемена?

Сколько минут мы практически используем для работы?

Примеры потери времени и причины этого.

Коллективное обсуждение(опоздания, разговоры на уроке,которые отвлекают других, долго готовимся к уроку

и т. д.)

А что мы должны успеть сделать в перемену?

Стихотворение Б. Заходера « Перемена»

Читают дети.

«Перемена, перемена!»-

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог-

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

5 минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним большая перемена.

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовый!

Он за 5 минут успел

Переделать кучу дел:

Он поставил 3 подножки

(Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом.

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому –то сдачи;

Попросил списать задачи-

Словом, сделал всё, что мог!

Ну а тут опять звонок.

Вова в класс плетётся снова.

Бедный! Нет лица на нём.

«- Ничего, - вздыхает Вова,-

На уроке отдохнём…»

Что можно успеть сделать за 1 минуту?

Повернитесь к часам и проговорите скороговорку:

На пригорке возле горки

Стоят 33 Егорки:

1 Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка …

Физкультминутка (релаксация)

За 1 минуту мы можем отправиться на берег реки загорать.

Положили голову на руки, закрыли глаза, Наслаждаемся

тёплым солнышком; слушаем, как жужжат пчёлы, стрекочут

кузнечики. Тебе на ладошку села бабочка. Рассмотри её.

Потом у неё затрепетали крылышки, чтобы помочь ей взлететь,

подуй на неё.

Реши задачи за 1 минуту.

1. 2 сардельки варятся 6 минут. Сколько минут варится 1 сарделька?

Как вы понимаете пословицу: Упустишь минуту-

Потеряешь час?

Наказ:

  1. Время идёт только вперёд.
  2. Выполняй режим дня.
  3. Вовремя ложись спать и вставай, в одни и те же часы садись за уроки.
  4. Никуда и никогда не опаздывай, береги время других.
  5. Нельзя опаздывать на уроки, чтобы не отвлекать от работы учителя и учеников.
  6. Приходите в гости в назначенное время.
  7. Учись ценить своё время и время родителей.
  8. Время необходимо людям. Его не вернуть, поэтому и надо его ценить.

Как понимаете пословицу: Время дороже золота?

Л.Н. Толстой писал: «Имей цель для жизни, цель для известного времени, цель для года,

для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.»

Вопрос: Есть ли у вас цель? Чего вам не хватает для ее достижения?

Предоставляется слово всем учащимся. Все чего не хватает для достижения цели, выписывается на доске

Терпения Времени Знаний Усидчивости Силы воли

Учитель: Да, чаще всего, почему-то нам не хватает времени. Именно поэтому мы и поговорим сегодня о времени и о том, как оно дорого для любого человека.

Один мудрец сказал: «Время – это ткань, из которой соткана жизнь».

Вопрос: Сколько же лет должен жить человек?

Все учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель: Ученые утверждают, что в среднем продолжительность жизни человека составляет не менее 100 лет.

Вопрос: Почему же продолжительность жизни человека в 2 – 3 раза меньше?

Все учащиеся высказывают свое мнение. Причины, перечисленные учащимися, фиксируются на доске

Здоровье Неудачи Выбор профессии, связанный с риском для здоровья Разочарования

Вредные привычки

Учитель: Действительно, причин очень много. Одна из них – неумение правильно выбрать профессию, определить жизненный путь с учетом своих склонностей и способностей. В результате медленно и поздно осваивается профессия, далеко не все достигают в ней мастерства. Отсюда неудовлетворенность трудом, различные заболевания.

Возможности человека велики. В результате систематического, целенаправленного, организованного труда можно достичь многого. Однако даже талантливые люди зачастую мало чего добиваются, если не умеют ценить время. И наоборот, многим людям, даже не имеющим выдающихся способностей, удается добиться больших успехов в жизни, если они бережно относятся ко времени, правильно организуют свой труд, свою жизнь. Примером умения мобилизовать свои внутренние резервы является жизнь профессора А.А.Любищева. Он за свои 56 лет совершил много открытий в сфере зоологии, генетики, философии.

Однако немало людей попусту растрачивают свое драгоценное время. Они живут, как получится, плывя по течению, ведут беспорядочный образ жизни, не используют свои возможности и способности, откладывают на будущее многие важные дела. Не случайно римский философ Сенека заметил: «Пока мы собираемся жить; жизнь проходит».

Задание: Назовите главную причину, по которой теряется драгоценное время.

Выписываются на доску причины потери времени:

Неорганизованность Излишняя суета Неумение планировать свой труд Неправильное построение своей жизни

Учитель: Научиться беречь свое и чужое время надо уже сейчас, учась в школе. Это годы не только учения, но и становления личности, подготовки к дальнейшей жизни. Ценность времени сейчас значительно возросла, т.к. увеличился поток информации. И скорее уже нужно говорить: время дороже денег, а не американское «время – деньги». Впустую утекшее, впустую потраченное время уже не воротишь, а потерянные деньги можно заработать.


























Потеряны 5 минут учебного времени. А если и на других уроках вы тратите столько же минут впустую, то за день у вас пропадает 20 минут, это почти полурока, за неделю – 150минут, за месяц – 600 минут. За учебный год – 4800 минут это106 с половиной уроков или 21 учебный день. А сколько новых знаний смогли бы получить за это время! Оказывается, 1 минута – это очень много, дорого стоит время и надо ценить его.








Примерный режим дня школьника: 7:00 – Подъем 7:05 – 7:30 – Утренняя зарядка, умывание, уборка постели 7:30-7:50 – Завтрак 7:50 – 8:20 – Дорога в школу 8:30 – 14:00 – Занятия в школе 14:00 – 14:30 – Дорога из школы 14: 30 – 15:00 – Обед 15:00 – 17:00 – Послеобеденный отдых, прогулка, подвижные игры на улице – – Приготовление уроков 19:30 – 21:30 – Прогулка, ужин и свободное время 21:30 – 22:00 – Приготовление ко сну, ванна, уход за одеждой и обувью. 22:00 – Спокойной ночи!


Подведем итог. Что значит экономить время: не залеживайтесь утром в постели; с вечера готовьте все, что понадобится утром; отведите каждой вещи определенное место; не ведите бесконечных разговоров по телефону и отдыхайте активно, не увлекайтесь компьютерными играми.




А теперь некоторые советы: Надо уметь ценить свое время и время других – взрослых и товарищей. Начиная любое дело, научись рассчитывать время: сколько уйдет на приготовление уроков, на занятия в кружках, на прогулку, на игры, на чтение и на просмотр телевизора.






Если вы хотите многое успеть, выполняйте следующие правила: 1.Настраивайте себя на работу. 2.Подготовьте свое рабочее место. 3.Установите определенный распорядок работы. 4.К работе приступайте сразу. 5.Относитесь к ней с большой ответственностью. 6.Работайте интенсивно, но не допускайте переутомления. 7.Чередуйте различные виды деятельности. 8.Предупредите или устраните в работе возможные помехи. 9.Не делайте частых перерывов в умственной работе. 10.Работайте ежедневно, систематически, но не до переутомления. 11.Умело организуйте отдых.

  • Воспитать у учащихся ответственное отношение к своему и чужому времени.
  • Вооружить учащихся рациональными методами учебного труда, расчета своего времени.
  • Оборудование:

    • плакат с названием темы классного часа; стенд "Рабочая минута" (цифры, факты, показывающие цену одной минуты страны, плакаты с высказываниями знаменитых людей, например:
      • "Счастье будущего человечества только в знании" (А. П. Чехов); "Жизнь заключается в вечном усилии- больше познать" (Э. Золя);
      • "Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают" (Н. Е. Введенский, известный физиолог); "Небрежный человек все делает вдвойне" (А. В. Суворов);
      • "Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку" (Жан де Лабрюйер);
      • "Нет силы более могучей, чем знание" (А. М. Горький) и др.;
    • стенгазета "Как мы организуем свой учебный труд" с примерными рубриками:
      • "Как сберечь минуту" (итоги хронометража уроков),
      • "Как мы готовим уроки" (итоги рейда по квартирам школьников),
      • "Мой режим дня",
      • "Сотвори себя сам" (о роли самовоспитания, некоторых приемах воспитания воли, развития внимания и т. д.),
      • "Что мы читаем" (анализ читательских формуляров учащихся),
      • "Советы учителей-предметников по вопросам НОТ",
      • "Советы врача",
      • "Прочти эти книги" (рекомендательный список литературы по вопросам самоорганизации) и др.;
    • выставка книг, плакат "Условия разумного труда и отдыха".

    Подготовка классного часа.

    1. Оповестить учащихся о теме классного часа.
    2. Помочь группе ребят подготовить небольшие сообщения по темам: "Мой режим дня", "Как я готовлю домашние задания", "Как я использую каждую минуту урока", "Одна минута моей Родины", "Мое свободное время. Как я его использую", "Как я воспитываю волю", "Как я развиваю память" и др.
    3. Членам учебной комиссии поручить провести хронометраж отдельных уроков, рейды по квартирам школьников.
    4. Библиотечному активу предложить проанализировать читательские формуляры учащихся и оформить выставку книг.
    5. Классной редколлегии поручить подготовить специальный выпуск стенгазеты.
    6. Группе ребят предложить подобрать высказывания знаменитых людей, пословицы, поговорки о роли знаний, о правильной организации труда.
    7. Пригласить на классный час родителей, врача и др.
    8. Предложить школьникам круг вопросов и заданий по теме классного часа:

    Пословицы и поговорки.

    • Порядок бережет время.
    • Наладь порядок - дальше он сам пойдет.
    • Упустишь минуту - потеряешь час.
    • Береги секунду - с нее начинается выигрыш времени.
    • Делу - время, потехе - час.
    • Ученье - свет, а неученье - тьма.
    • Ученье лучше богатства.
    • Корень ученья горек, да плод сладок.
    • Грамоте учиться - всегда пригодится.
    • Без наук - как без рук.
    • Начиная дело, о конце помышляй.

    Почему мы говорим "время - наше богатство"? Проанализируйте свой режим дня: помогает ли он вам рационально расходовать время?

    Проведите хронометраж своего рабочего дня и поищите в нем потерянные минуты.

    Подберите материалы из газет и журналов о НОТ в различных отраслях народного хозяйства.

    Возьмите интервью у родителей, знакомых, друзей о рациональном использовании ими рабочего и свободного времени.

    Примерное содержание классного часа.

    Учитель объявляет тему классного часа, кратко говорит о том, что такое время, почему его надо беречь.

    Время - это счет, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека. Ценность времени сейчас значительно возросла, потому что время людей наполнено большими и значительными делами. Счет времени мы ведем часто не на годы, часы, а на минуты.

    Часто драгоценное время теряется из-за неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально. Научиться беречь свое и чужое время надо уже в школе, так как юношеские годы - это не только годы учения, но и время становления личности, подготовки к труду, это период наибольшей гибкости и восприимчивости. Проанализируем: умеем ли мы рассчитывать свое время, правильно чередовать труд и отдых, осознаем ли цену минуты? Попытаемся научиться верно распределять время, научиться учиться.

    Умение ценить каждую минуту особенно важно в наши дни, когда ускоряются темпы жизни, труда, увеличивается объем информации и знаний.

    Учиться учиться - вот в чем важнейшая задача сегодняшнего школьника.

    Народная мудрость гласит: "Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь".

    Для того чтобы выработать у себя навыки продуманной работы, необходимо многому научиться (правильно составлять планы, конспекты, работать с книгами, газетами, писать сочинения, правильно говорить и т. д.), серьезно заниматься самовоспитанием (воспитывать волю, внимание, развивать память, воображение и т. п.).

    Рациональному распределению времени способствует периодический хронометраж своего рабочего дня: определить, сколько времени уходит на выполнение домашнего задания, на обед, чтение газет, на разговоры по телефону, на разыскивание нужного учебника, тетради и т. д., сколько времени было потеряно на уроке.

    По окончании рабочего дня необходимо проанализировать, нельзя ли было поступить более рационально, т. е. где и за счет чего можно было сократить потери времени, на что его лучше было бы использовать. Впоследствии эти выводы следует учесть в своей работе.

    Далее предоставляется слово учащимся, которые проводили хронометраж своего дня с подробным анализом. Члены учебной комиссии, проводившие хронометраж работы классного коллектива на уроке, высказывают свои соображения о потере драгоценных минут учащимися класса на занятиях, о резервах времени.

    Мы знаем: время растяжимо,
    Оно зависит от того,
    Какого рода содержимым
    Вы наполняете его.
    Бывают у него застои,
    А иногда оно течет
    Незагруженное, пустое,
    Часов и дней ненужный счет.
    Пусть равномерны промежутки,
    Что разделяют наши сутки,
    Но, положив их на весы,
    Находим долгие минутки
    И очень краткие часы.
    (С.Я. Маршак)

    Что такое время, как оно измеряется? Как называется прибор, с помощью которого мы узнаем время? Зачем людям нужно знать время?

    Стучит,
    Бренчит,
    Вертится,
    Никого не боится,
    Считает свой век,
    А все не человек. (Часы)

    Умеете ли вы определять время? Назовите сколько сейчас времени? Почему так говорят: "Делу - время, потехе - час"?

    Перечислите все единицы времени, которые вы знаете (век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда).

    Бежит стремглав минута.
    Минута коротка,
    Но за минуту можно
    Найти звезду, жука,
    Решение задачи и редкий минерал,
    Который до сих пор ещё
    Никто не открывал.
    (С.Я. Маршак)

    Учащиеся заранее выполняют творческую работу: 1 мин. Что я успел? Приложение1.

    За 1 мин. я прочитал(а) : слов

    За 1 мин. я присел(а) : раз

    За 1 мин. я:

    Дана лишь минута любому из нас,
    Но если минутой кончается час -
    Двенадцатый час, открывающий год,
    Который в другое столетье ведет, -
    Пусть эта минута, как все, коротка,
    Она, пробегая, смыкает века.
    (С.Я. Маршак)

    Можно ли обойтись без измерения времени?

    Приходилось ли вам самим рассчитывать время, чтобы не опоздать в школу?

    Выполните творческую работу по расчету личного времени "Я собираюсь в школу". Заполните таблицу: день недели, начал собираться в школу, готов к уроку. Вычислите, за какое время (в среднем) вы можете собраться и дойти до школы, чтобы не опоздать на уроки.

    Сколько раз пытался я ускорить
    Время, что несло меня вперед,
    Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
    Чтобы слышать, как оно идет.
    (С.Я. Маршак)

    Сколько времени тратят на то, чтобы умыться, убрать за собой, дойти до школы, магазина и т.д.

    Очень эффективная мера борьбы с потерями времени - установление четкого режима дня.

    Классный руководитель предоставляет слово учащимся, которые выработали для себя оптимальный режим дня, с учетом способностей, домашних условий, занятости в музыкальной школе, спортивной секции и т. д. В своих выступлениях ребята рассказывают, как помогает им соблюдение режима дня в учебе, спорте, отдыхе. Члены учебной комиссии докладывают результаты рейда по квартирам школьников, обращают при этом внимание на то, есть ли у одноклассников постоянное рабочее место, где хранятся тетради, учебники, есть ли домашняя библиотека, выполняется ли режим дня, выделено ли специальное время для приготовления уроков, помощи своей семье по дому и т. д.

    Классный руководитель обращает внимание школьников на стенгазету, где помещены разные варианты режима дня, и предлагает им по окончании классного часа выбрать для себя один из наиболее приемлемых.

    Далее учитель отмечает, что четкая организация дела, планирование работы всех видов, особенно тех, которые требуют дополнительных усилий (сочинения, доклады, рефераты и т. д.), позволяют экономить силы и время. Лучше всего записывать свой план работы в блокноте, тетради или личном дневнике.

    Классный руководитель обращает внимание школьников на то, что труд и отдых - верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем. Учащимся предлагается рассказать о том, как они отдыхают.

    Многие из них отдыхают неправильно: читают запоем детективную литературу лежа на кровати, просматривают все подряд передачи по телевизору, ведут бесконечные разговоры с друзьями по телефону и т. д.

    Как же отдыхать по-настоящему? Об этом вы можете узнать, познакомившись подробнее с принципами НОТ.

    Вывешивается плакат "Условия разумного труда и отдыха".. Учитель читает и комментирует. В более подготовленном классе это делают сами учащиеся.

    Условия разумного труда и отдыха.

    • Первое условие отдыха - хорошая работа. Когда вы сделали что-то полезное, остались довольны своим трудом, вы чувствуете потребность в отдыхе, который честно заслужили.
    • Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда (математики, физики, химии) на другой (историю, литературу, географию).
    • Начинайте с простого дела или с того учебного предмета, который вам дается легко. Помните, что переход от отдыха к труду требует перестройки всего организма, а для этого необходимо время.
    • Не допускайте переутомления. Это достигается с помощью рациональной организации труда, а именно: при ясном понимании цели труда, точном расчете сил и времени, при строгой дозировке работы, применении рациональных приемов чтения, письма, счета, работы с книгой и т. д.
    • Помните, что одинаково вредно в любой работе как торопиться, так и медленно раскачиваться.
    • В основе отдыха должна лежать активная деятельность - движение, ускоряющее обмен веществ, повышающее жизненный тонус и быстро снижающее усталость.

    Литература.

    1. Бизнес-блокнот 80 листов. - М.: ООО "Хатбер- М". - 2004 г.
    2. Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -127 с.