Пaльтo

Какие транспортные средства чаще всего захватывают террористы. Самые страшные теракты в россии

Виды террористических актов

Непосредственно терроризм воплощается в виде террористического акта - совершения преступления террористического характера, являющегося завершающим этапом террористической операции. Террористическая операция продолжается длительное время, включает подготовку и совершение террористического акта. В проведении операции могут принимать участие боевая группа, группы разведки, материального, пропагандистского обеспечения и обеспечения безопасности. Террористическая группа - подразделение террористической организации, в обязанность которой входит деятельность, непосредственно связанная с подготовкой и проведением террористического акта. Террористическая группа характеризуется тесным взаимодействием между собой членов, объединенных конкретными целями деятельности, и состоит из террористов, принимающих участие в террористической деятельности. Террористическая организация специализируется на террористической деятельности в полном составе или одним из своих структурных подразделений. Отличается многочисленностью рядов, сравнительно длительным временем существования, наличием руководящей иерархии, разделением функций управления, проведения террористических акций, разведки, пропаганды и финансирования. Возможно наличие филиалов в различных регионах страны и на территории нескольких государств. Террористическая деятельность организованного характера связана с постоянной опасностью, подготовка операций длительна. Как правило, деятельность террористических организаций идеологически обоснована, подчинена разработанной доктрине и включена в политический процесс.

Террористические акты могут быть следующих видов.

    Диверсия (взрыв, распыление отравляющих веществ и т. п.). Производятся взрывы транспортных средств или в зданиях с целью нанести ущерб и вызвать человеческие жертвы, а также на открытом пространстве для уничтожения людей. В результате взрывов страдает большое количество случайных людей, поэтому именно такая тактика приводит к наиболее сильному психологическому эффекту и имеет место в случаях, когда террористы абсолютно все потенциальные жертвы рассматривают в качестве политических противников. В XIX в. взрывы активно применяли анархисты под лозунгом: "Никто не свободен от вины". Для нападений, как правило, использовались ручные бомбы, устраивались подкопы, производились минирования популярных среди населения мест. Основным объектом покушения был человек. В XX в. очень часто диверсионная тактика принимается на вооружение террористами национальных движений (ИРА), левацкими организациями крайнего сектантского характера (РАФ), религиозными экстремистами. В 1990-х гг. диверсионную тактику проводили такие организации, как ХАМАС, Хезболлах, Аль-Кайда, Аум Синрикё. В XX в. по-прежнему применяются ручные гранаты, но меньшей мощности, позволяющие террористу невредимым скрыться с места преступления. Самые кровавые террористические акции совершены с помощью заминированных автомобилей, или "автомобильных бомб". К числу таких операций принадлежат диверсии против американских военных казарм и посольств на Ближнем Востоке и в Африке в 1982-83 и во 2-й пол. 1990-х гг. Другой вид взрывной деятельности - использование шахидов-самоубийц исламскими террористами (ХАМАС, Хезболлах и др.). В результате подобных операций также гибнут десятки людей, но по степени психологического эффекта преступления этого рода представляются более мощными. Также террористы минируют различные объекты: жилые здания, магазины, банки, гостиницы, аэропорты, транспортные магистрали, производственные сооружения. В зависимости от намерений террористов взрыв даже значительной силы может не повлечь за собой жертв, так как преступники часто предупреждают заранее полицию, прессу и жертвы о проводимой операции. В таких случаях террористы довольствуются психологическим эффектом. Особенно многочисленны жертвы в результате взрывов самолетов.

    Похищение. Как правило, похищениям подвергаются значительные фигуры, способные привлечь внимание общественности: известные политики, чиновники, журналисты, дипломаты. Совершаются для того, чтобы добиться исполнения политических требований, для устрашения господствующих слоев, получения средств на деятельность организации. Более гуманный, чем диверсионный способ осуществления террористической деятельности, но более сложный в исполнении, так как требует слаженной, дисциплинированной работы в течение длительного времени. В Европе активно используют похищения баскские террористы. Ведению подобного рода террористической деятельности способствует ситуация политической нестабильности. Особенно часто похищения предпринимаются партизанами Латинской Америки; в Ливане в нач. 1980-х гг. были совершены десятки похищений гражданских и военных представителей иностранных государств.

    Покушение и убийство. Один из основных методов ведения терроризма. Осуществляется вооруженными группами. Отличается демонстративной адресностью, поэтому эффективен для целенаправленного психологического воздействия на узкую аудиторию. Активно используется революционными террористами. При совершении покушений используется холодное и легкое стрелковое оружие, ручные гранаты, миномёты и гранатомёты. При проведении боевой операции этого типа жизнь террориста подвергается опасности, поэтому осуществляется высокопрофессиональными террористами в государствах с ослабленной правоохранительной структурой, а также в случаях, когда террористы имеют возможность создать численный перевес над полицейскими подразделениями.

    Ограбление (экспроприация). Одно из основных средств ведения террористической деятельности экстремистов "красной" ориентации. Осуществляется как с целью получения необходимых для ведения борьбы средств, так и в целях пропаганды. Наибольший размах приобретает в периоды революционной дестабилизации.

    Хайджекинг - захват транспортного средства: самолета, железнодорожного поезда, автомобиля, корабля. Наиболее часты в мире захваты самолетов, также обозначаемые как "скайджекинг". Первый случай авиапиратства произошел в 1930. По 6 нападений совершено в 1946, 1960, 1961, 1967. В США в нач. 1960-х гг. был распространен авиатерроризм кубинских эмигрантов и левых экстремистов, которые захватывали самолеты с целью пропаганды и получения выкупа. С 1968 начинается осуществляемая палестинцами кампания авиапиратства в Европе и на Ближнем Востоке. Большинство акций предпринимались для привлечения внимания к ведущейся арабами борьбе, при этом выдвигались требования освобождения из тюрем арестованных арабских боевиков и выплаты выкупа. В 1969 совершен 91 захват гражданских самолетов (при этом 5 человек убиты и 32 ранены), в 1972 произведено 59 попыток угона, из которых 30 - удачные (141 человек убит, 99 - ранены). Пик авиатерроризма приходится на сент. 1971, когда за 11 дней были захвачены 300 пассажиров и уничтожены 4 самолета различных западных авиакомпаний. Масштабы авиатерроризма заставили правительства и авиакомпании предпринять меры по борьбе с пиратами. Наиболее часто подвергавшиеся нападениям палестинцев израильские, а также европейские авиакомпании разместили в самолетах обученных борьбе с террористами агентов. В 1973 американские и европейские авиаслужбы приступили к систематической проверке багажа пассажиров, что несколько снизило террористическую активность, но уровень ее оставался по-прежнему высоким: в 1976 совершены 25 угонов аэробусов (218 человек погибло и 215 ранены). В 1980-90-х гг. акты воздушного пиратства продолжаются, но в значительно меньшем количестве. В последние три десятилетия популярность авиатерроризма, достигнув пика в 1960-х гг., когда 38% всех террористических актов приходилось на нападения на авиалинии, сократилась к концу века до 12% нападений. Скайджекинг наиболее эффективен среди других видов хайджекинга, так как, во-первых, удерживает спецслужбы от проведения атак на террористов из-за высокого риска поражения заложников, во-вторых, авиатранспорт представляется более удобным средством для того, чтобы скрыться от преследования. Захват кораблей, поездов, автобусов и т. п. менее привлекателен для террористов. Так, например, над кораблем преступникам сложнее установить контроль. Против захвативших поезд, автобус и другие наземные средства транспорта провести антитеррористическую операцию гораздо проще, чем освободить от террористов самолет.

    Захват зданий. Активно применялся левыми террористами в Европе, а также латиноамериканскими партизанами и палестинскими организациями, использующими тактику международного терроризма. Чаще всего налетам подвергаются здания посольств, правительственные учреждения, партийные офисы. Чеченский терроризм дал примеры нападений на больницы. Как правило, захватом здания террористическая операция не ограничивается. В случае удачного для террористов хода дел им предоставляется возможность покинуть захваченное строение под прикрытием заложников.

    Вооруженное нападение без смертельного исхода и причинение незначительного ущерба имуществу. Осуществляется террористическими организациями на стадии становления, когда еще не накоплен опыт проведения крупномасштабных операций, а также активно действующими организациями, которым необходимо только продемонстрировать способность к проведению вооруженных операций.

8. Кибертерроризм (кибервойна) - нападения на компьютерные сети. Первые примеры "компьютерного терроризма" появились в конце 1990-х гг., что связано как с развитием сетей, так и с увеличившейся ролью компьютеров во всех сферах жизни. Обратная сторона этого явления - зависимость нормальной жизнедеятельности общества от сохранности компьютеров, и как следствие - увеличившееся внимание к ним различных "киберпартизан" и "киберхулиганов". Нападения на компьютеры посредством несанкционированного доступа производятся в целях саботировать работу соответствующих учреждений. Так, Отдел защиты Пентагона свидетельствует, что еженедельно информационные узлы министерства подвергаются более чем 60 нападениям. Большинство из них совершают хулиганствующие хакеры, но во время бомбардировок Югославии в 1999 группы хакеров в России, Сербии и других странах целенаправленно атаковали принадлежащие американским государственным структурам серверы. В авг. 1997 зафиксирован случай нападения тамильской кибергруппы "Черные тигры интернет" на электронную почту правительства Шри-Ланки. В мае и июне 1998 протестующие против индийских ядерных испытаний хакеры уничтожили домашнюю страничку и электронную почту Индийского атомного исследовательского центра в Вадхе. В сент. 1998 в Швеции одной из левых группировок был уничтожен сервер шведских правых радикалов. До сегодняшнего дня кибертерроризм не нанес какого-либо существенного ущерба правительственным или коммерческим сетям и представлялся тревожащим фактором. Вместе с тем многие специалисты отмечают недостаточный уровень защиты жизненно, важных информационных узлов.

Политический терроризм - не единственный вид насильственной деятельности в сфере политики. Отдельно от террористической деятельности стоят политические убийства и партизанская война: В то же время особо опасные формы преступности не являются монополией террористов, к террористическим методам часто обращаются обычные бандиты.

    Наиболее близко к террористической деятельности находится партизанская война , которая локализуется в сельской местности. Партизанская война характерна для стран третьего мира с отсталой социальной структурой. Партизанские отряды отличаются, прежде всего, специфическим составом боевиков (крестьяне, малообразованные рабочие и ремесленники, деклассированные элементы). Их деятельность носит характер массовых вооруженных столкновений, продолжается десятилетиями, то затухая, то активизируясь. Нередко партизаны используют террористические методы борьбы: диверсии на железных дорогах, трубопроводах и других коммуникациях, покушения на известных политиков, чиновников, судей. Для проведения антиправительственной диверсионно-террористической деятельности создаются специальные боевые структуры. Партизанские формирования ограничиваются установлением контроля над местом постоянного жительства боевиков (мексиканские партизаны штата Чьяпас), в случае попытки выйти за пределы природных территорий либо терпят поражение (Сендеро Луминосо), либо захватывают государственную власть ("Красные кхмеры"), последнее практически недостижимо для террористов. Как правило, партизанская война является реакцией на разложение привычного уклада жизни или формой национально-освободительного движения.

    Политические убийства , в осуществлении которых как заказчик, так и убийца заинтересованы корыстно. Такие преступления не обусловлены социальной борьбой. Часто в отношении конкретных преступлений невозможно однозначно утверждать, что перед нами - террористический акт или политическое убийство. Примерами подобных случаев являются убийства П. А. Столыпина и братьев Кеннеди. В иных случаях политическое убийство и террористический акт сливаются (убийство А. Линкольна).

11. Уголовные преступления , эпизодически или случайно использующие террористические методы: захват заложников при угрозе ареста и т. п. Такая преступность не является политическим терроризмом, так как носит корыстный характер (за исключением аспектов, рассмотренных выше).

Терроризм даже в тех немногочисленных случаях, когда он может быть оправдан существующими обстоятельствами, представляется симптомом нездоровья общества (общины, народа, человечества). Террорист абсолютизирует роль насилия, которое считает инструментом социальной хирургии. Для террориста насилие - это и способ влиять на общество в необходимом направлении, и форма демонстрации несогласия с устоявшимися нормами и стереотипами.

Официально в нашей стране зафиксированы 42 случая захвата воздушных судов террористами, но известно, что большое число захватов самолетов до сих пор засекречено спецслужбами.

25 октября 1958 года два пассажира, угрожая взорвать самолет Ан-2, на борту которого находились 14 человек, потребовали направить самолет в США. Летчикам удалось связаться со службами аэропорта и после нескольких часов переговоров силами КГБ и милиции самолет был освобожден.

В октябре 1970 года отец и сын Бразинскасы захватили Ан-34, следовавший по маршруту Батуми-Сухуми, и направили его в Турцию. С тех пор по служебной инструкции металлическая дверь в кабину пилотов запирается еще перед взлетом и открывается только по сигналу бортпроводников. Чтобы обезопасить пассажиров, предпринимались попытки использовать вооруженных агентов для сопровождения рейсов и вооружать пилотов. Однако эта практика показала свою неэффективность.

17 мая 1973 года террористом Рзаевым был захвачен самолет Ту-104, следовавший рейсом Москва-Челябинск-Новосибирск-Иркутск-Чита. Милиционер Ежиков, сопровождавший самолет, выстрелом из пистолета попытался обезвредить террориста, но тут сработало взрывное устройство. Все пассажиры и экипаж погибли. С тех пор российские самолеты никто не сопровождает.

Сотрудник антитеррористического центра ФСБ России на условиях анонимности разъяснил "Столичной", что дело в тренировке. "Да, в качестве примера всегда вспоминают тот случай 1973 года, когда сотрудник неграмотно использовал оружие. Но хорошо тренированный специалист не промахнется даже в такой обстановке. Кроме того, не обязательно использовать огнестрельное оружие. Есть различные спецсредства, и мы способны уничтожить террориста, не повредив самолет. В принципе, для России было бы неплохо ввести практику вооруженных спецов для сопровождения авиарейсов. Но повторяю, это должны быть спецы, а не сотрудники транспортной милиции".

Сергей Быхал, директор по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро":

Российские авиаперевозчики являются весьма безопасными даже по международным стандартам. Для безопасности пассажиров наша авиакомпания принимает ряд мер, направленных прежде всего на профилактику терроризма и проникновения на борт нежелательных пассажиров. Люди из департамента безопасности наблюдают за пассажирами на всех стадиях, начиная с входа в аэропорт и вплоть до посадки в самолет. Проводятся специальные опросы пассажиров с целью выявления потенциальных нелегалов и террористов. Кроме того, экипаж пассажирской команды специально обучен поведению во время критических ситуаций. Поэтому мы считаем, что оружия на борту быть не должно. Равно как и вооруженных людей. Выстрел на большой высоте может привести к катастрофе.

К сожалению, многие транспортные средства являются для преступников почти идеальным местом для проведения террористических акций. Достаточно часто террористы захватывают автобусы, самолёты, суда. Например, в Израиле основным объектом для них служат пассажирские автобусы - главное средство передвижения по стране.

Как себя вести человеку, который оказался в захваченном транспортном средстве в качестве заложника? Как помочь выжить себе и своим товарищам?

В первые минуты захвата надо действовать так, чтобы как можно меньше подвергать себя опасности. Пригнуться, лечь на пол, закрыть голову руками. Не проявлять любопытства и без команды не вставать.

После захвата вести себя спокойно и по возможности незаметно. Не привлекать к себе внимание какими-либо действиями и словами. Не смотреть в глаза террористам, не задавать им вопросов и не жаловаться.

Часто преступники ведут себя грубо и даже жестоко. Не следует пытаться урезонить их. Унижения и оскорбления надо переносить стойко и спокойно. Неразумно вести себя заискивающе. Обычно захватчикам не нравятся те, кто перед ними унижается.

Надо смириться с неудобствами. Летом в транспортном средстве может быть душно и жарко, а зимой - холодно.

Если нужны медикаменты, медицинская помощь, вода, пища или ещё что-нибудь, надо сказать об этом террористам.

Постоянно надо быть готовым к тому, что заложников будут освобождать и предстоит быстро покинуть транспортное средство.

С началом операции по освобождению необходимо пригнуться или лечь на пол, закрыть голову руками и не двигаться. Если применён какой-либо газ, защитить нос и рот платком, шарфом, рукавом. По команде быстро покинуть транспортное средство, оставив свои вещи (схема 23).

Схема 23
Как правильно действовать во время операции по освобождению заложников

    Запомните: во время операции по освобождению нельзя подбирать брошенное оружие и бежать навстречу сотрудникам спецслужб.

Вопросы и задания

  1. Какие транспортные средства чаще всего захватывают террористы?
  2. Как должен действовать пассажир в момент захвата преступниками транспортного средства?
  3. Назовите основные правила поведения заложников, захваченных террористами в транспортном средстве.
  4. Как должны вести себя заложники во время операции по их освобождению?

Захват транспортных средств и зданий.

В качестве мишеней для захвата террористы выбирают аэропорты, крупные магазины, школы, транспортные средства, места проведения массовых мероприятий. Посещая такие места, будьте внимательны, осторожны и подозрительны. Возможность скрыться с места захвата у вас есть только в первые минуты. Не стойте на месте, как можно скорее убегайте, если конечно, с вами рядом не маячат бандиты.

Если скрыться невозможно, верьте — вас обязательно спасут и освободят. Конечно, это произойдет не сразу... А пока вы ожидайте спасения, не стоит корчить из себя героя, вы просто ребенок по сравнению со злыми террористами, не используйте против них электрошок и газовый баллончик, навредите только себе. Помните, что время на вашей стороне, а пассивное подчинение притупляет бдительность бандитов и сводит риск повышенного травматизма к минимуму. Не нужно кричать, высказывать свое возмущение, громко плакать, это только еще больше раздражает и озлобляет террористов.

Основные правила поведения при захвате:

Выполняйте все указания террористов, отдайте все вещи, которые они требуют. Не смотрите им прямо в глаза — это расценивается как вызов. Глазами поищите укромное место, в котором можно будет укрыться при стрельбе. Если с вами ребенок, будьте все время с ним рядом. Не повышайте голос, не делайте резких движений.

Даже если вы предвидите 100% успех вашей повстанческой деятельности, не сопротивляйтесь. Возможно, среди заложников находится сообщник террористов, который может взорвать бомбу. Как можно меньше привлекайте к себе внимания. Не реагируйте на провокационное и вызывающее поведение. Прежде, чем совершить какое-либо действие (открыть сумку, передвинуться, встать) спросите разрешения.

Старайтесь занять себя: читать, играть или разговаривать с соседями. При стрельбе лягте на пол и укройтесь за каким-либо предметом, никуда не бегите. Держите под рукой фотографии родных и детей — возможно, это поможет растрогать бандитов.

Во время штурма:

Постарайтесь успокоиться, не разводите панику, помните, что все уже почти закончилось. Оставайтесь лежать на полу до окончания операции. Подчиняйтесь приказам освободителей. Не покидайте транспортное средство или здание, пока не дадут специальный приказ. При освобождении выходите как можно быстрее (всегда имеется опасность взрыва или пожара).

Чтобы не стать заложником захваченного самолета:

Тщательно выбирайте авиакомпанию, услугами которой собирайтесь воспользоваться. Более безопасно лететь эконом классом, поскольку захват происходит с салона первого класса. Пассажиры первого класса, вас могут использовать в качестве щитов при штурме или в виде первых жертв, в доказательство того, что бандиты готовы на все. Лучше выбрать место у окна, а не у прохода: другие кресла обеспечат вам защиту при штурме или в случае стрельбы, а места в проходе легко простреливаются.

Путешествуйте прямыми рейсами, без промежуточных посадок. Промежуточные посадки чаще используются террористами для захватов самолета. Поэтому, если такие посадки предвидятся, всегда выходите из самолета. Одевайтесь нейтрально, неброско, избегайте военных цветов одежды и формы. Не разговаривайте на политические темы, не читайте порнографических, политических или религиозных публикаций, чтобы не стать оправданной мишенью для террористов. Надевайте на себя как можно меньше ювелирных украшений. Не употребляйте алкоголь.

Чтобы не стать заложником захваченного наземного транспорта:

Внимательно осмотрите салон, чтобы убедиться в отсутствии подозрительных предметов и личностей. Запоминайте, где находятся экстренные выходы, огнетушитель. Выбирайте сиденье таким образом, чтобы уменьшить вероятность поражения в случае взрыва или стрельбы. Имейте при себе мобильный телефон.

Штурм наземного транспорта происходит намного быстрее, чем штурм самолета. Во время штурма держитесь подальше от окон. При штурме лучше лечь на пол и не шевелиться до завершения операции. Подчиняйтесь приказам штурмовой группы, не отвлекайте ее вопросами. Не бросайтесь навстречу вашим спасителям, вы же не хотите, чтобы вас пристрелили, приняв за террориста.

При освобождении выходите из салона транспортного средства после соответствующего приказа и как можно скорее. Помогите детям, женщинам, больным, раненым, но не теряйте времени на поиски своих вещей и одежды — салон может быть заминирован.

Текущая страница: 6 (всего у книги 12 страниц)

§ 16. Сигналы бедствия

Находясь в экстремальной ситуации, никогда нельзя терять надежду на помощь. Человека непременно будут искать любыми доступными средствами: прочёсывая лес пешком, на вездеходах, с воздуха – на самолётах и вертолётах. Поэтому нужно постоянно быть готовым к подаче сигналов спасателям. Это относится и к варианту ожидания помощи в лагере, и к варианту выхода самостоятельно. Можно воспользоваться сотовым телефоном (если он есть). Позвонить в службу спасения и точно отвечать на вопросы оператора. Это значительно облегчит поиск. В походе не надо вести лишних разговоров по телефону, нужно беречь батарейку для передачи сообщений в экстремальной ситуации.


Сигнальные костры


Мы уже говорили о том, что лагерь надо располагать на просторной поляне или возле неё. Открытое пространство понадобится для обозначения своего местоположения, для подачи сигналов бедствия.

Самый простой способ подать сигнал – развести большой сигнальный костёр. Не дожидаясь появления самолёта, вертолёта, необходимо заранее приготовить для него дрова и хорошую растопку. Для надёжности накрыть их чем-нибудь от дождя. Заготовить побольше сырых веток, травы всего, что даст много дыма, который хорошо виден издалека.

Услышав звуки вертолёта или самолёта, надо разжигать костёр. Лучше использовать три костра, расположив их, как показано на рисунке.

Можно жечь костёр и для того, чтобы его увидели спасатели, идущие пешком: густой дым виден издалека.

Внимание спасателей с воздуха можно привлечь не только костром. Для этого следует использовать яркую одежду, палатку, всё, что резко контрастирует с поверхностью земли. На траве хорошо будут заметны вещи белого, красного, ярко-жёлтого цвета. На снегу хорошо видны все цвета, кроме, естественно, белого. Можно выложить какой-то знак ветками ели, сосны, кустарников или вытоптать его в снегу. Это может быть всем известный международный сигнал бедствия «SOS».

Для передачи информации спасателям можно использовать и специальные знаки международной кодовой таблицы символов:



При совершении походов в удалённой от населённых пунктов местности всем участникам группы лучше раздать яркие ленты (0,3 x 1,5 м), из которых можно легко и быстро составить знаки.

В дневное время в солнечную погоду эффективно сигнальное зеркало, которое можно изготовить самостоятельно. Для этого металлическую пластинку, жестянку надо зачистить с двух сторон песком или золой. От степени полировки будет зависеть яркость солнечного зайчика. В центре пластины следует пробить отверстие.


Сигнальное зеркало: а) – одинарное; б) – двойное


Зеркало надо держать, как показано на рисунке. Через отверстие наблюдать за самолётом или за судном. Не теряя объект наблюдения, надо поворачивать зеркало к солнцу. Найдя световой блик (проходящий через отверстие солнечный луч) на лице или одежде, совместить зеркальное отражение блика с отверстием в зеркале. При совпадении отверстия с отражённым бликом световой сигнал окажется направленным на самолёт или судно.

Двойное сигнальное зеркало более удобно в применении. Оно состоит из одинарного зеркала и прикреплённой к нему при помощи петель, кронштейнов или проволоки матовой пластины, изготовленной из фанеры, пластмассы, неотполированного металла. Створки надо развести под углом 60–70°. Через отверстие наблюдать за самолётом. Зеркальное отражение солнечного блика стараться совместить с отверстием.

Вопросы и задания

1. Какими способами можно подать сигналы бедствия днём и ночью?

2. Почему туристы и спасатели стараются одеваться в яркую одежду и иметь рюкзаки и палатки ярких расцветок?

3. Вместе с родителями выберите полянку в лесу и разложите на ней из ярких лент несколько специальных знаков из кодовой таблицы символов.

4. Изготовьте вместе со взрослыми сигнальное зеркало, как показано на рисунке. Попробуйте его использовать в дневное время в солнечную погоду.

Глава 2
Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме
§ 17. Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме

Туризм становится всё более популярным в мире. Он является одним из наиболее распространённых видов активного отдыха. Граждане нашей страны тоже всё больший интерес проявляют к дальнему (внутреннему) и международному (выездному) туризму.

Дальний (внутренний) туризм это путешествия в пределах России, в районах, находящихся достаточно далеко от места жительства.

Международный (выездной) туризм это путешествия в другие страны.

Главным требованием к любому виду туризма является его безопасность. Под ней понимают личную безопасность туристов, сохранность их имущества и бережное отношение к окружающей природной среде при совершении путешествий.


Схема 16. Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме


На эту безопасность влияют следующие факторы (схема 16):

Опасные заболевания, которые можно получить на отдыхе (особенно в «экзотических» странах);

Травматизм и даже гибель людей во время занятий экстремальными, экзотическими и спортивными видами туризма (прежде всего альпинизм, скалолазание, горные лыжи, сноубординг, дайвинг);

Состояние преступности и меры, принимаемые для защиты туристов (террористическая деятельность, убийства, ограбления, кражи, мошенничества); в ряде стран (Бразилия, Кипр, Таиланд) принимаются дополнительные меры по защите иностранных граждан;

Состояние транспорта (наземного, воздушного, морского и речного); в некоторых странах аварии и катастрофы транспортных средств, перевозящих туристов, происходят достаточно часто;

Стихийные бедствия (землетрясения, извержения вулканов, ураганы, цунами, пожары, наводнения, сели, оползни, снежные лавины);

Осложнение внутриполитической ситуации в стране пребывания или в отдельном регионе;

Человеческий фактор (недостаточная правовая культура туристов, слабое знание ими правил личной безопасности).

Туристы должны учитывать серьёзное различие между внутренним и международным туризмом. Находясь за рубежом, они являются иностранными гражданами. Поэтому они обязаны соблюдать законы страны пребывания, уважать её традиции и обычаи.

Вопросы и задания

1. Каково главное требование к любому виду туризма?

2. Что такое безопасность туризма?

3. Назовите основные факторы, которые влияют на безопасность туризма.

4. Какое важное различие между внутренним и международным туризмом необходимо учитывать?

5. Из газет, телепрограмм и личных впечатлений приведите случаи с туристами, которые иллюстрируют содержание параграфа.

§ 18. Акклиматизация в различных природно-климатических условиях

Вылетев из Санкт-Петербурга в Петропавловск-Камчатский, за короткий промежуток времени (около 9 часов) человек пересечёт 9 часовых зон. Если вылететь из Мурманска, то через каких-то 3–4 часа можно приземлиться в Сочи, из сурового Заполярья попасть в жаркие субтропики.

Такие смены мест в наше время не редкость. Кто-то переезжает на новое место жительства, кто-то едет в отпуск, спортсмены летят на соревнования, геологи – в экспедицию, туристы – в поход…

Как правило, сменив место жительства, мы чувствуем некоторый дискомфорт. Дело в том, что мы попадаем в непривычные условия, организм вынужден перестраиваться, привыкать (адаптироваться) к ним. И мы должны ему в этом помочь!

Смена часовых поясов

В такой ситуации основной действующий на человека фактор смена времени. Человек привыкает к определённому ритму. Например, вставать и ложиться спать в определённое время. Попадая, допустим, из европейской части страны в Иркутск (т. е. перемещаясь с запада на восток), надо это делать на несколько часов раньше. Значит, надо перестраивать режим. Лучшее средство при этом сон. После сна надо входить в новый режим по местному времени. В первые дни будет чувствоваться усталость, быстрое утомление, возможны головные боли. Не следует расстраиваться, всё это пройдёт. Необходимо снизить на это время физические нагрузки и организовать полноценный отдых.


Схема 17. Как адаптироваться к местному времени


Сложнее проходит адаптация при переезде с востока на запад. Но правила поведения при этом остаются те же.

Смена климата

При смене широты местности, т. е. при перемещении с севера на юг или наоборот, меняются все действующие на человека природные факторы: температура и влажность воздуха, атмосферное давление, солнечная активность.

Лучше заблаговременно поинтересоваться особенностями климата той местности, куда предстоит перемещаться.

Неплохо проконсультироваться у врача, позволяет ли состояние здоровья такое перемещение. Зачастую «болячки» у здорового человека проявляются при смене климата. Поэтому обычно врачи рекомендуют отдыхать в местности, где климат не сильно отличается от того, в котором человек живёт постоянно.


Схема 18. Как адаптироваться к смене климата


Надо подумать и об одежде. Она должна соответствовать новым климатическим условиям.

Особо следует сказать о солнце. Наверное, многие из нас испытали на себе его ласковое тепло, а потом постанывали всю ночь напролёт, мечтая о том, чтобы поскорее слезла обгоревшая кожа.

Не только живущие на севере, но и жители средних широт непривычны к южному солнцу. Чрезмерное пребывание на пляже губительно для непривычной кожи: она быстро перегревается, на ней образуются порой незаметные для глаза ожоги. Солнечные ванны надо принимать в меру, начиная с сеансов по 10–20 минут, постепенно увеличивая их продолжительность. В остальное время надо находиться в тени. В этом поможет просторная хлопчатобумажная одежда с длинными рукавами, шляпа или панама.

Необходимо позаботиться и о глазах. Южное солнышко, особенно возле морской глади, сильно слепит глаза, может стать причиной их заболеваний. Для защиты глаз надо носить тёмные очки.

При смене местожительства неизбежна и смена продуктов питания. Следует щадить свой организм, пробуя новую пищу понемногу, не есть сразу несколько непривычных для желудка блюд. Не спешить переходить на острую пищу, которой обычно питаются жители южных и горных районов.

Совершая путешествия и переезды, надо учитывать основные принципы адаптации при смене климатогеографических условий.

В первые дни не подвергать себя излишним нагрузкам, больше спать.

Носить удобную, просторную одежду из натуральных материалов и головной убор.

Осторожно относиться к экзотической местной пище.

Способность организма к привыканию можно тренировать. Путешественники, туристы, военные лучше переносят переезды, изменение внешних условий. Поэтому занятие туризмом не только полезно для здоровья, но и является тренировкой, помогающей приспособить организм к различным условиям и облегчающей выживание в экстремальных ситуациях.

Акклиматизация в горах

Сложнее проходит акклиматизация в горах: там с увеличением высоты понижается атмосферное давление. При этом наблюдается так называемое кислородное голодание. Оно выражается в том, что хотя содержание кислорода в воздухе с увеличением высоты не меняется, но при пониженном атмосферном давлении он меньше всасывается в кровь. Поэтому даже при незначительных физических нагрузках начинаются головокружение и учащённое сердцебиение, человек ощущает сильное утомление. Как правило, это проявляется начиная с высоты 1500 м.

На значительных высотах даже хорошо подготовленные альпинисты работают в кислородных масках.

В горах часто бывает пониженная влажность воздуха, что приводит к потере влаги из организма через лёгкие при дыхании.

К тому же вода горных рек и ручьёв, питающихся от ледников и снежников, бедна минеральными солями.

В горах можно получить сильные солнечные ожоги даже при облачности или тумане. Дело в том, что на равнине ультрафиолетовое излучение солнца гораздо слабее, так как рассеивается нижними слоями атмосферы. При подъёме в горы это рассеивание уменьшается, излучение становится сильнее (как говорят, жёстче). Поэтому и ожог получить в горах можно значительно быстрее. Дело может осложниться ещё и наличием в горах снега. В этом случае к прямому солнечному излучению добавляется ещё излучение, отражённое от снега. Тут без специального защитного крема не обойтись.

Особенно интенсивно солнечный свет в зоне снега действует на глаза. Ещё более, чем на юге, здесь нужны солнцезащитные очки, причём со стеклянными линзами.

Первые 1–2 дня надо отвести на акклиматизацию с минимумом физических нагрузок. Действие недостатка кислорода, пониженного давления за этот срок обычно проходит.


Схема 19. Как адаптироваться в горах


Если постоянно чувствуется жажда, сухость во рту надо пить больше жидкости, лучше минеральную воду или чай. Воду желательно немного подсаливать. Стараться не есть снег и не пить воду из ручьёв (в ней мало солей).

В горах резко и быстро меняется температура воздуха. Нередко дуют сильные ветры. Существует большая разница между дневной и вечерней температурой. Поэтому собираясь в горы даже жарким летом, надо захватить тёплые вещи.

Позаботиться о тёплых вещах надо и при путешествии с юга на север. Нижнее бельё в этом случае лучше иметь из чистой шерсти или хлопчатобумажное. Стараться не использовать синтетику.

Обувь должна быть просторной, с тёплой стелькой. Неплохо иметь тёплые шерстяные носки.

Тесная одежда или обувь – главная причина обморожений.

Следует учитывать и такой факт: в горах вследствие пониженного давления температура кипения воды ниже 100 °C. Поэтому пища здесь варится по-иному. Чай может иметь не такой вкус, как дома, продукты варятся несколько дольше, чем на равнине.


Схема 20. При адаптировании в горах нельзя

Вопросы и задания

1. Как влияет на организм человека смена часовых поясов?

2. Как лучше привыкнуть к новым условиям (адаптироваться) в этом случае?

3. Какие природные факторы изменяются при переезде с севера на юг или наоборот?

4. Назовите основные принципы адаптации при смене климатогеографических условий.

5. На какие особенности необходимо обратить внимание при адаптации в горах?

6. Почему в горах на высоте более 1500 м возможно кислородное голодание?

7. Как вы считаете, мясо в горах лучше варить или жарить? Почему?

8. Где лучше заваривается чай – в горах или на равнине? Назовите причины этого.

9. Можно ли обгореть, когда вокруг снег?

10. Что вы будете делать, чтобы облегчить акклиматизацию в горах; в южной степи?

Глава 3
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
§ 19. Коллективные и индивидуальные средства защиты
Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нём

Убежища (защитные сооружения) предназначены для защиты людей от последствий аварий (катастроф) и стихийных бедствий в мирное время, а также являются надёжным средством защиты от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в военное время.

Убежища могут быть отдельно стоящими или оборудованными в подвалах жилых домов и других зданий.


Убежище в подвале дома


Встроенное (подвальное) убежище надёжно, потому что заглублено в землю, его стены и перекрытия сделаны из прочных материалов. В нём имеются вход и аварийный выход. Чтобы заражённый воздух не проник внутрь убежища, оно герметизируется. Подача воздуха в него в этом случае производится через фильтровентиляционную систему.

На случай длительного пребывания людей в убежище создают запас продовольствия, питьевой воды и предметов первой необходимости; оборудуют системы освещения, отопления, водопровод, канализацию; устанавливают скамьи и нары.

Необходимо знать, где расположены ближайшие от дома и места учёбы убежища.

Заполнять убежища нужно организованно и без паники. В них есть специальные отсеки, где размещают людей.

Сразу же после заполнения убежища все его двери и другие отверстия, а также отключающие устройства на сетях водопровода и отопления закрывают.

В убежище запрещено курить, шуметь, зажигать без разрешения керосиновые лампы, свечи. Нельзя приносить в них легковоспламеняющиеся или имеющие запах вещества, а также громоздкие вещи и приводить животных. Не нужно ходить по помещениям убежища без особой необходимости.

Укрываемые люди должны содержать в готовности имеющиеся в убежище средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы), медицинские средства, а также выполнять все указания ответственных лиц и оказывать им необходимую помощь.

Как пользоваться повреждённым противогазом в непригодной для дыхания среде

Иногда человек вынужден на заражённой местности применять для защиты органов дыхания повреждённый противогаз.

При незначительном разрыве шлема-маски (лицевой части) противогаза нужно плотно зажать пальцами или ладонью разорванное место.

Если на лицевой части имеются значительные повреждения (большой разрыв, проколы, повреждения стёкол очков или клапана выдоха), то необходимо задержать дыхание, закрыть глаза, снять шлем-маску, отсоединить противогазовую коробку от лицевой части, взять горловину противогазовой коробки в рот, зажать нос и, не открывая глаз, продолжать дышать через коробку (схема 21). При первой возможности повреждённую шлем-маску нужно заменить.


Схема 21. Что делать, если лицевая часть противогаза сильно повреждена


Если обнаружены прокол или пробоины в противогазовой коробке, то повреждённое место нужно замазать глиной, землёй, хлебным мякишем, мылом, заклеить лейкопластырем или любой липкой лентой.

При замене повреждённого противогаза в условиях заражённого воздуха надо постараться надеть исправный противогаз как можно быстрее. Порядок действий такой: снять головной убор и поместить его между колен, закрыть глаза, задержать дыхание, снять шлем-маску повреждённого противогаза, сделать резкий выдох, надеть другую шлем-маску, возобновить дыхание, открыть глаза, шлем-маску повреждённого противогаза уложить в сумку (схема 22).


Схема 22. Как заменить повреждённый противогаз на исправный в условиях заражения

Вопросы и задания

1. Для чего предназначены убежища (защитные сооружения)?

2. Какие бывают убежища?

3. Что не разрешается делать при нахождении в убежище?

4. Где находится убежище (защитное сооружение), ближайшее к вашему дому? Если вы этого не знаете, спросите у родителей.

5. Как пользоваться противогазом, если произошёл разрыв шлема-маски, повреждены стёкла очков или клапан выдоха?

6. Что следует предпринять, если пробита противогазовая коробка?

7. Как правильно заменить повреждённый противогаз в условиях заражённого воздуха?

§ 20. Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств

К сожалению, многие транспортные средства являются для преступников почти идеальным местом для проведения террористических акций. Достаточно часто террористы захватывают автобусы, самолёты, суда. Например, в Израиле основным объектом для них служат пассажирские автобусы главное средство передвижения по стране.

Как себя вести человеку, который оказался в захваченном транспортном средстве в качестве заложника? Как помочь выжить себе и своим товарищам?

В первые минуты захвата надо действовать так, чтобы как можно меньше подвергать себя опасности. Пригнуться, лечь на пол, закрыть голову руками. Не проявлять любопытства и без команды не вставать.

После захвата вести себя спокойно и по возможности незаметно. Не привлекать к себе внимание какими-либо действиями и словами. Не смотреть в глаза террористам, не задавать им вопросов и не жаловаться.

Часто преступники ведут себя грубо и даже жестоко. Не следует пытаться урезонить их. Унижения и оскорбления надо переносить стойко и спокойно. Неразумно вести себя заискивающе. Обычно захватчикам не нравятся те, кто перед ними унижается.

Надо смириться с неудобствами. Летом в транспортном средстве может быть душно и жарко, а зимой холодно.

Если нужны медикаменты, медицинская помощь, вода, пища или ещё что-нибудь, надо сказать об этом террористам.

Постоянно надо быть готовым к тому, что заложников будут освобождать и предстоит быстро покинуть транспортное средство.

С началом операции по освобождению необходимо пригнуться или лечь на пол, закрыть голову руками и не двигаться. Если применён какой-либо газ, защитить нос и рот платком, шарфом, рукавом. По команде быстро покинуть транспортное средство, оставив свои вещи (схема 23).


Схема 23. Как правильно действовать во время операции по освобождению заложников

ЗАПОМНИТЕ: во время операции по освобождению нельзя подбирать брошенное оружие и бежать навстречу сотрудникам спецслужб.

Вопросы и задания

1. Какие транспортные средства чаще всего захватывают террористы?

2. Как должен действовать пассажир в момент захвата преступниками транспортного средства?

3. Назовите основные правила поведения заложников, захваченных террористами в транспортном средстве.

4. Как должны вести себя заложники во время операции по их освобождению?