Теплые вещи

Международные организации, их классификация и правовой статус. Международные организации и их роль в современном мире Какие международные организации действуют в настоящее время

I. Введение…………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика международных организаций…………...3

2. Цели и функции международных организаций…………………..4

II. Роль ООН в решении современных глобальных проблем……………..6

1. Понятие проблемы и глобальной проблемы ……………………..6

2. Глобальные проблемы современности………………………........7

2.1 Борьба с терроризмом………………………………………..7

2.2 Демографическая проблема ……………………………..….7

2.3 Мировая продовольственная проблема…………………......9

2.4 Экологическая проблема ……………………………….......10

3. Роль ООН в решении современных глобальных проблем…........12

3.1 Цели, принципы, структура ООН………………………......12

3.2 Действия ООН по решению заявленных проблем…………13

III. Принцип регионализма в Уставе ООН и региональные международные

Организации…………………………………………………………….……19

1. Принцип регионализма в Уставе ООН……………………………19

2. Региональные организации…………………………………...…....19

2.1 Требования предъявляемые к региональной организации..19

2.2 Совет Европы ………………………………………………...21

2.2.1 Цели Совета Европы………………………………...21

2.2.2 Структуру Совета Европы………………………….23

IV. Заключение………………………………………………………………..25

Список использованной литературы………………………………………..26

    ВВЕДЕНИЕ

1. Общая характеристика международных организаций

Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития. В настоящее время в период быстрого развития научно-технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Их взаимодействие может осуществляться как через экономические, так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растёт. Международные организации, как правило, разделяют на две основные группы.

Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.

Международные неправительственные организации возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств. К международным неправительственным организациям не относятся структуры, ставящие своей целью извлечение прибыли (транснациональные корпорации). 1 Согласно данным Союза международных ассоциаций, в 1998г. существовало 6020 международных организаций; за последние два десятилетия их общее число возросло более чем вдвое.

2. Цели и функции международных организаций

Цель создания любой международной организации – объединение усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами-членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.

В ситуации, когда возрастает роль регулирования международных отношений на многостороннем уровне, участие международных организаций в таком регулировании становится все более многообразным.

На современном этапе международные организации стали центрами объединения усилий государств по развитию новых форм сотрудничества в экономической сфере. Кроме того, они являются институциональной основой многостороннего регулирования международных экономических отношений, и выполняют важные функции, направленные на обеспечение свободного оборота товаров, услуг, капиталов, на разрешение международных экономических споров, на принятие решений в различных формах и с разной степенью обязательности для государств-участников. В условиях глобализации государства вынуждены передавать значительную часть полномочий по регулированию внешнеэкономической деятельности, ранее осуществлявшихся самими государствами, международным организациям.

Международные организации выполняют определённые функции: нормотворческие, консультативные, посреднические, операционные. Хотя, например, В.Моравецкий выделял три основных вида функций международных организаций: регулирующие, контрольные и оперативные. 2

Сегодня одной из основных функций любой международной организации признается информационная функция. Она осуществляется в двух аспектах: во-первых, каждая организация публикует серию документов, непосредственно касающихся ее структуры, целей и основных направлений деятельности; во-вторых, организация публикует специальные материалы: доклады, обзоры, рефераты по актуальным вопросам международных отношений, подготовка которых служит одним из видов деятельности организации по руководству международным сотрудничеством государств в конкретных областях. 3

Целью данной работы является не только рассмотреть понятия и цели международных организаций, а поподробнее рассмотреть такие международные организацию как ООН. На анализе Устава данной организации её целей и принципов попробуем показать, каким образом ООН содействует решению глобальных проблем, рассмотрим понятие глобальной проблемы и поподробнее некоторые из них. Дадим понятие региональной организации, рассмотрим принципы их деятельности, требования предъявляемые к ним. Поподробнее затронем деятельность Совета Европы.

II.Роль ООН в решении современных глобальных проблем

1. Понятие проблемы и глобальной проблемы

Проблема - это сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, характеризующиеся невозможностью в данных условиях решить поставленную задачу и получить желательный результат. Путем принятия управленческого решения это несоответствие преодолевается.

Проблемы всегда имеют определенное содержание (что?); связаны с каким-то конкретным местом (где?); временем возникновения, частотой повторяемости (когда?); количественными параметрами (сколько"?); кругом лиц. так или иначе причастных к ним (кто"?). Последние могут быть виновниками возникновения проблемы, инициаторами или участниками разрешения, проявить заинтересованность в ее сохранении.

Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств. Особенность их состоит в том, что каждая из этих проблем носит комплексный характер, что обусловлено растущей целостностью мира.

Группа глобальных проблем включает в себя в качестве главных:

Нахождение путей устойчивого экономического развития в связи с тем, что современные технологические структуры достигли предела

Проблемы войны и мира, обеспечения международной безопасности, разоружения и конверсии, укрепления доверия к сотрудничеству между народами

Экологические проблемы, поставившие человечество перед угрозой экологического коллапса, сравнимого с последствиями ракетно-ядерной катастрофы

Проблема человека, включая измерение общественного прогресса и соблюдения социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод личности, борьбу с международной преступностью и терроризмом, гуманизацию международных отношений.

Демографическая проблема, проблемы бедности и безработицы.

2. Глобальные проблемы современности

Рассмотрим поподробнее некоторые глобальные проблемы.

Одной из самых глобальных проблем на сегодняшний день, по моему мнению, является терроризм.

2.1 Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносит жизней ни в чем не повинных людей. Терроризм уже приобрел международный, глобальный характер. Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении. В 80-90 гг. ХХ столетия он уже стал универсальным феноменом.

Только за последнее время людские и материальные потери в связи с террористическими актами зафиксированы в Северной Ирландии, США, России, Кении, Танзании, Японии, Аргентине, Индии, Пакистане, Алжире, Израиле, Египте, Турции, Албании, Югославии, Колумбии, Иране и в ряде других стран.

2.2. Демографическая проблема имеет следующие основные составляющие. Прежде всего, речь идет об уровне рождаемости и во многом зависящей от него динамике численности населения как мира в целом, так отдельных стран и регионов.

Численность населения планеты на протяжении существования человечества постоянно возрастает. К началу нашей эры на Земле проживало 256 млн. человек, в 1000 г. - 280; к 1500 г. -427 млн. , в 1820 г. - 1 млрд. ; в 1927 г. - 2 млрд. человек.

Современный демографический взрыв начался в 1950--1960-е гг. В 1959 г. население планеты составило 3 млрд; в 1974 г. - 4 млрд; в 1987 г. 5 млрд человек, на 1999 г. человечество преодолело шестимиллиардный рубеж численности.

Ожидается, что к 2050 г. Произойдет стабилизация численности населения планеты на уровне 10,5-12 млрд, что является пределом биологической популяции человечества как вида.

Таким образом, в области рождаемости и роста численности населения в современном мире сложились две противоположные тенденции:

    стабилизация или снижение их в развитых странах;Международные организации в сфере международного частного права: общая характеристика . Международные организации - объединения межгосударственного или негосударственного...

  • Общая характеристика и условия возникновения гуманистической историографии в Италии

    Реферат >> История

    Народного суверенитета. Основоположник международного права Произведения Боден... педагогической теории М. Монтеня. Общая характеристика просветительской историографии и социальных... справедливые законы и надлежащая организация государственности. О четырех...

  • Общая характеристика транспортного комплекса России

    Реферат >> География

    Оказываемые предприятиями и организациями инфраструктуры железнодорожного транспорта; ... с проблемой формирования международных транспортных коридоров в качестве... План. Общая характеристика транспортного комплекса России. 1 Характеристика железнодорожного...

  • Общая характеристика финансовой деятельности Сберегательного банка России

    Закон >> Финансы

    Общая характеристика финансовой... в деятельности ряда авторитетных международных организаций , представляющих интересы мирового банковского... 2 Привлеченные средства 1.2. Понятие и характеристика банковских продуктов и услуг, предоставляемых коммерческими...

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, их классификация и правовой статус.

Организация Объединенных Наций как пример международной межправительственной организации.

1.Понятие, признаки и классификация международных организаций.

2.Порядок создания и прекращения деятельности международных организаций.

3.Правовой статус.

4.Органы международных организаций.

5.Организация Объединенных Наций как пример международной межправительственной организации:

История создания;

Цели и задачи;

Правовой статус;

Организации под крышей ООН.

6.Значение международных организаций в современном мире.

1.В современных международных отношениях международным организациям отводится значительная роль. Начиная с 19 века, стремление к интернационализации многих сторон жизни общества вызвало необходимость создания новой формы международного сотрудничества. Новым этапом в развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и
Всемирного почтового союза в 1874 г. В настоящее время насчитывается более
4 тысяч международных организаций, имеющих различный правовой статус. Это позволяет говорить о системе международных организаций, центром которой является ООН (Организация Объединенных Наций).

Следует отметить, что термин “международные организации” употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным
(межправительственным), и к неправительственным организациям. Их юридическая природа различна.

Международная межправительственная организация (ММПО) - объединение государств, учрежденное на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств
-членов при уважении их суверенитета. ММПО можно классифицировать: а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.; б) по кругу участников - универсальные (т.е. для всех государств
-ООН) и региональные (Организация Африканского Единства); в) по порядку приема новых членов - открытые или закрытые; г) по сфере деятельности - с общей (ООН) или специальной компетенцией (ВПС); д) по целям и принципам деятельности - правомерные или противоправные; е) по количеству членов - всемирные (ООН) или групповые (ВОЗ).

Признаки ММПО:

1.Членство не менее 3-х государств;

2.Постоянные органы и штаб-квартира;

3.Наличие учредительного договора;

4.Уважение суверенитета членов-государств;

5.Невмешательство во внутренние дела;

6.Установленный порядок принятия решений.

Например, Организация североатлантического договора (НАТО), основанная в 1949 году, обладает следующими признаками ММПО:

1.Членами НАТО являются на сегодня Бельгия, Великобритания, Греция,
Голландия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Норвегия,
Португалия, США, Турция, Франция и ФРГ.

2. Штаб-квартира - Брюссель. Орган НАТО - Совет НАТО, глава -
Генеральный секретарь.

Международные неправительственные организации (МНПО) создаются не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц. МНПО бывают: а) политическими, идеологическими, социально-экономическими, профсоюзными; б) женские организации, по охране семьи и детства; в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские; г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.

В качестве примера можно привести Ассоциацию международного права,
Лигу обществ Красного Креста.

Международные организации являются вторичными или производными субъектами международного права и создаются (учреждаются) государствами.
Процесс создания МО включает три стадии:

1.Принятие учредительных документов организации;

2.Создание ее материальной структуры;

3.Созыв главных органов - начало функционирования.

Наиболее распространенным способом создания МР является заключение международного договора. Наименования этого документа могут быть различными:

Статут (Лига Наций);

Устав (ООН или Организация Американских Государств);

Конвенция (Всемирный почтовый союз) и др.

Международные организации могут быть созданы и в упрощенном виде - решением другой международной организации. К такой практике чаще всего прибегает ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи.

Согласованное волеиъявление государств-членов МО также является прекращением ее существования. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Например, 28 июня
1991 г. в Будапеште был ликвидирован Совет Экономической Взаимопомощи.
Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и
Чехословакия подписали Протокол о расформировании организации. Для урегулирования споров и претензий был создан ликвидационный комитет.

В настоящее время признано, что государства, учреждая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, чем создают новый субъект права, осуществляющий правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества. Однако это не означает, что правовой статус международной организации идентичен статусу государства, основному субъекту международного права. Отличие правоспособности организаций - меньший и преимущественно целевой (функциональный) характер полномочий.

Одной из составляющих правового статуса МО - договорная правоспособность, т.е. право заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. Закрепляется оно в общем положении (любые договоры) либо в специальном положении (определенные категории соглашений и определенные стороны).

МО обладают способностью участвовать в дипломатических сношениях.
Они могут иметь представительства в государствах (например, информационные центры ООН) либо при них аккредитируются представительства государств.

МО и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами.

Как субъекты международного права МО несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности.

Каждая МО располагает финансовыми средствами, которые обычно складываются из взносов государств-членов и расходуются в общих интересах организации.

И, наконец, МО действуют со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств, в частности, право заключать договора, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, набирать персонал на контрактной основе.

Органы МО - составная часть МО, ее структурное звено, которое создается на основании учредительного или иных актов МО. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органам МО является орган межправительственный, в которые государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени. Совсем не обязательно, чтобы представитель был дипломатом, иногда нужно чтобы он был специалистом в области деятельности организации.

По характеру членства можно классифицировать органы следующим образом:

Межправительственные;

Межпарламентские (характерно для Европейского союза. Состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения);

Административные (из международных должностных лиц, находящихся на службе в МО);

Состоящие из лиц в личном качестве и др.

В последнее время в деятельности ряда МО наблюдается тенденция к повышению роли органов ограниченного членства, важное значение для которых имеет состав (особенно это касается ООН). Органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы принимаемые ими решения отражали интересы всех государств.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ.

14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер- министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствие название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство,
СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН.

ООН - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН обязателен для всех государств и его преамбула гласит: “Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, обеспечить, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, решили объединить наши усилия для достижения этих целей”.

Принципами ООН являются:

Суверенное равенство всех ее членов;

Добросовестное выполнение обязательств по Уставу;

Разрешение международных споров мирными средствами;

Отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства;

Обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддержания международного мира и безопасности;

Невмешательство во внутренние дела государств;

Уважения основных прав и свобод человека;

Равноправия и самоопределения народов;

Сотрудничества и разоружения.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет
Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и Международный
Суд.

Прием в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя обязательства по Уставу и которые могут и желают эти обязательства выполнять. Прием осуществляется постановлением Генеральной
Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

Генеральная Ассамблея - совещательный представительный орган, в котором представлены все государства - члены ООН.

Структура Генеральной Ассамблеи:

1.Председатель;

2.Заместители председателя (17);

3.Главные комитеты: -по политическим вопросам и вопросам безопасности; по экономическим и финансовым вопросам; по социальным, гуманитарным и культурным вопросам; по опеке и несамоуправляющимся территориям; по правовым вопросам.

4.Комитеты: по административным и бюджетным вопросам; по взносам; по деколонизации; по вопросу о политике апартеида; по атомной энергии; по использованию космического пространства; по разоружению и проч.

5.Сессионные органы: Генеральный комитет и комитет по проверке полномочий.

6.Комиссии: ревизионная; международного права; по правам человека и др.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые открываются в третий вторник сентября, а также специальные (созываются по любому вопросу, если требования поступают от Совета Безопасности) и чрезвычайные, которые созываются в течение 24 часов с момента получения
Генеральным Секретарем требования от Совета Безопасности и поддержанного голосами любых членов Совета в случаях:

1) если существует угроза миру;

2) произошло нарушение мира или акт агрессии и члены Совета
Безопасности не пришли к решению вопроса.

В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея играет существенную роль в деятельности ООН. Она вносит значительный вклад в разработку и подготовку ряда важных международных документов и кодификации принципов и норм международного права.

Генеральная Ассамблея - демократический орган. Каждый член независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет 1 голос. Решения по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов
Ассамблеи. В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН
(Ватикан, Швейцария) и не имеющие их.

Возглавляет Генеральную Ассамблею Генеральный Секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5- ний срок, по истечении которого может быть назначен вновь. Первым
Генеральным Секретарем ООН стал в 1946 г. норвежец Трюгве Ли. В настоящее время (с 1997 г.) этот пост занимает Кофи Аннан. Генеральный Секретарь предпринимает усилия по урегулированию конфликтов между государствами и имеет право доводить до Совета Безопасности сведения о спорах, угрожающих, по его мнению, международному миру и безопасности. Также он дает директивные указания департаментам, управлениям и др.организационным подразделениям Секретариата ООН и координирует всю деятельность системы
ООН. Как главное должностное лицо Секретарь участвует во всех заседаниях
Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, а также выполняет другие функции, возлагаемые на него этими органами.

Совет Безопасности.

Компетенцию СБ составляет рассмотрение вопросов поддержания международного мира и безопасности, мирное разрешение споров, принятие принудительных мер, рекомендации о приеме в ООН и исключение из ООН, а также о назначении Генерального секретаря, выборы членов Международного
Суда.

СБ состоит из 15 членов. Пять - постоянные (Россия, США,
Великобритания, Франция и Китай), а остальные 10 мест распределяются следующим образом:

3 места - Африка;

2- Латинская Америка;

2- Зап.Европа, Канада, Австралия, Новая Зеландия

1- Восточная Европа.

Решения по процедурным вопросам считаются принятыми, если за них поданы голоса любых 9-ти членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам требует не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно 1-му или нескольким постоянным членам СБ проголосовать против какого-либо решения - и оно считается отклоненным. В этом случае говорят о наложении вето постоянным членом. Воздержание постоянного члена или неучастие его в голосовании по общепринятому правилу как вето не рассматривается.

В соответствии с Уставом ООН СБ обладает исключительно большими полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотрудничества государств. За последнее время не было практически ни одного важного международного события (исключение составляет бомбардировка американскими военными силами Ирака без санкции ООН в декабре
1998 г.), поставившего под угрозу мир и вызвавшего споры между государствами, на которое не обращалось бы внимание СБ.

СБ может принимать юридические акты двоякого рода: рекомендации, т.е. акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми государству предлагается сообразовывать свои действия, и юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Основной формой принимаемых СБ рекомендаций и обязательных решений являются резолюции, которых принято более 700. Все более заметную роль в последнее время стали играть заявления председателя Совета (их число превысило 100).

1.2. Осуществляет контроль за управлением стратегическими территориями;

1.3. Определяет условия участия государств - не членов ООН в
Статуте Международного Суда ООН;

2.В случае спора между государствами:

2.1. Заявляет требования о мирном урегулировании спора;

2.2. Рекомедует процедуры или способы мирного урегулирования;

3.При нарушении мира, агрессии:

3.1. Принимает решение о квалификации деяний как агрессии;

3.2. Подписывает соглашения с государствами - членами ООН о предоставлении ими вооруженных сил;

3.3. Применяет сформированные вооруженные силы для разъединения, наблюдения и обеспечения безопасности;

4.В ситуациях, представляющих угрозу миру:

4.1. Разрывает дипломатические отношения;

4.2. Прекращает экономические связи;

4.3. Прекращает воздушные сообщения;

4.4. Прекращает железнодорожные сообщения;

4.5. Прекращает почтовую и телеграфную связь;

4.6. Блокирует порты;

4.7. Демонстрирует вооруженную силу и др.

Для примера, можно назвать несколько текущих операций ООН по поддержанию мира.

Ирако-кувейтская миссия ООН по наблюдению: действует с апреля
1991 г.по настоящее время; текущая численность - 1149 человек; примерная сумма ежегодных расходов: 70 млн.дол.США.

Временные силы ООН в Ливане - действуют с марта 1978 г. текущая численность - 5219 человек; примерная сумма за год: 138 млн.дол.США.

Миссия ООН по наблюдению в Грузии - с августа 1993 г. примерная сумма: 5 млн.дол.США текущая численность: 55 человек.

Расходы ООН по поддержанию мира финансируются из ее собственных отдельных счетов на основе юридически обязательных для выплаты взносов, начисляемых всем государствам-членам.

Специализированные учреждения ООН.

Это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН.
Связь устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается
Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) и утверждается Генеральной
Ассамблеей ООН. В настоящее время существует 16 таких организаций. Их можно разделить на следующие группы:

Социального характера (Международная Организация Труда МОТ и
Всемирная Организация Здравоохранения ВОЗ);

Культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО - по вопросам образования, науки и культуры, ВОИС - Всемирная Организация
Интеллектуальной Собственности);

Экономические (ЮНИДО - по промышленному развитию);

Финансовые (МБРР, МВФ, МАР - Международная Ассоциация Развития,
МФК - Международная Финансовая Корпорация);

В области сельского хозяйства (ФАО - продовольственная и сельскохозяйственная организация, ИФАД - Фонд сельскохозяйственного развития);

В области транспорта и связи (ИКАО - гражданской авиации, ИМО - морская, ВПС, МСЭ - союз электросвязи);

В области метеорологии (ВМО).

МОТ - старейшая международная организация. Создана в Париже в 1919 г. как автономная организация Лиги Наций. Ее Устав в 1946 г. был пересмотрен и приведен в соответствие с учредительными документами ООН.
Штаб-квартира ООН находится в Женеве (Швейцария).

Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда и жизненного уровня трудящихся. МОТ имеет представительства в столицах ряда государств- членов, в том числе в Москве.

ВОЗ - создана в 1946 г. на Международной конференции по здравоохранению в Нью-Йорке. Ее цель - достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Основные направления деятельности ВОЗ:

Борьба с инфекционными болезнями;

Разработка карантинных и санитарных правил;

Проблемы социального характера.

В 1977 г. ВОЗ поставила задачу достижения к 2000 г.всеми жителями
Земли такого уровня здоровья, который бы позволил вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Для реализации этой программы разработана глобальная стратегия, требующая объединенных усилий правительств и народов.

В рамках ВОЗ действуют 6 региональных организаций: стран Европы,
Восточного Средиземноморья, Африки, Северной и Южной Америки, Юго-Восточной
Азии, западной части Тихого океана.

ЮНЕСКО - учреждена в 1945 г. на Лондонской конференции. Штаб- квартира находится в Париже.

Задачи ЮНЕСКО - содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации.

ЮНИДО - организация ООН по промышленному развитию. Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1966 г. С 1985 г. является специализированным учреждением ООН. Местонахождение - Вена (Австрия). Цели
- содействие промышленному развитию развивающихся стран и оказание помощи в установлении нового международного экономического порядка.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - учреждена в
1944 г. на конференции в Чикаго. Создана в целях развития принципов и методов международной аэронавигации, обеспечения безопасности полетов на международных авиалиниях, содействия планированию и развитию международного воздушного транспорта.

ВПС - первая международная организация (с 1874 г.) Текст учредительной конвенции впоследствии многократно пересматривался. Штаб- квартира - Берн (Швейцария). ВПС ставит своей целью обеспечение и совершенствование почтовых отношений. Все страны - члены ВПС образуют единую почтовую территорию, на которой действуют три основные принципа:

1. Единство территории;

2.Свобода транзита;

3.Единообразный тариф.

МАГАТЭ - международное агенство по атомной энергии. Создана по решению ООН в 1956 г. в Нью-Йорке. Штаб-квартира - Вена.

Не имеет статуса специализированного учреждения ООН. В соответствии с Уставом должно представлять ежегодные доклады о своей деятельности
Генеральной Ассамблее. Организация ставит своей целью способствовать развитию международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Одна из главный функций Агенства состоит в применении системы контроля (гарантий) в целях обеспечения того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не были употреблены для военных целей. Контроль осуществляется на месте инспекторами МАГАТЭ. В добровольном порядке под гарантии Агенства поставили некоторые свои мирные ядерные установки Россия, США,
Великобритания, Франция и Китай. В связи с санкциями по решению Совета
Безопасности против Ирака МАГАТЭ, начиная с 1992 г. проводило инспекции военных объектов Ирака на предмет недопущения изготовления ядерного оружия.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Международная организация - постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем. Международные организации характеризуются:

— наличием учредительного документа;

— постоянным или регулярным характером деятельности;

— использованием в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем;

Различают межправительственные, неправительственные, всемирные и региональные международные организации.

Организация Объединенных Наций - международная организация государств, созданная в 1945г. в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития международного сотрудничества.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет ООН, Совет по Опеке ООН, Международный суд ООН и Секретариат ООН.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, англ: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) - созданное в 1946г. специализированное учреждение ООН, содействующее осуществлению целей всеобщего образования, развитию культуры, сохранению всемирного природного и культурного наследия, международному научному сотрудничеству, обеспечению свободы прессы и коммуникации.

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - наименование Европейского союза до 1994г. Европейское сообщество основано по Римскому Договору 1957г. как общий рынок шести европейских государств.

Европейский Союз - экономическая ассоциация 15-ти . В ЕС создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно-кредитным учреждением.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, англ: Organisation of the Petroleum Exporting Countries) - картель (объединение предпринимателей), образованная в 1960г. некоторыми странами-производителями нефти с целью координации политики нефтедобычи и контроля за мировыми ценами на сырую . ОПЕК устанавливает квоты на объемы производства нефти.

Всемирная торговая организация (ВТО) - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ.

Ассоциация Государств Юго-Восточной () - созданная в 1967г. региональная организация, в состав которой вошли , и . Цели АСЕАН - ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития стран, установление мира в регионе.

Организация Североатлантического Договора (НАТО, англ: North Atlantic Treaty Organization) - военный политический союз, созданный по инициативе на основе Североатлантического договора, подписанного в апреле 1949 года в США,

Право международных организаций регулирует правовые вопросы созда­ния и деятельности межгосударственных организаций.

Существуют различные определения международных организаций. Ни один международный акт не закрепляет понятия международной органи­зации.

Как правило, определение дается через раскрытие признаков меж­дународной организации.

В теории международного права выделяют следующие характерные признаки:

Это объединение государств (или иных субъектов международного пра­ва), созданное на основе международного договора для выполнения опреде­ленных целей;

Международная организация должна иметь систему постоянно дейст­вующих органов;

Она должна обладать международной правосубъектностью;

Международная организация должна обладать собственной волей;

Должна быть создана в соответствии с нормами международного права, а также ее цели и задачи должны соответствовать принципам международно­го права.

Основой создания любой международной организации является учреди­тельный акт, который имеет юридическую природу международного догово­ра. Но в то же время такие договоры имеют определенные особенности. Так, согласно конституционной теории уставы современных международных ор­ганизаций, прежде всего Устав ООН, являются конституциями или в основ­ном конституциями и лишь частично международными договорами, и поэто­му к ним неприменимы или почти неприменимы положения права договоров. Основная идея этой теории, ориентирующейся на американскую и англий-

скую конституционную практику, состоит в том, что уставы международных организаций как конституции - это «гибкие» документы, от постановлений которых практика может отходить, и этот отход будет не нарушением, а из­менением этих уставов.

Применение права международных договоров к уставам международных ор­ганизаций выявляет целую серию существенных отклонений, в частности:

Вступление в организацию по сравнению с присоединением к договору;

Оговорки к уставу в тех случаях, когда устав не содержит постановления об оговорках;

Приостановление членства в международной организации,

Исключение из организации,

Выход из нее;

Изменение уставов; толкование уставов.

В теории международного права высказывается мнение о том, что уставы международных организаций являются международными договорами особого рода, договорами sui generis. Статут международной организации, в отличие от обычного многостороннего международного договора, создает постоянное международное образование, которое действует на его основе. Он определяет не только права и обязанности государств-участников договора, но также це­ли и задачи организации, функции и компетенцию органов организации, взаимоотношения между организацией и государствами-членами и т. д. Дру­гими словами, статут международной организации - более сложное явление, чем обычный многосторонний договор.

Как правило, учредительный акт организации устанавливает:

Цели межгосударственного объединения,

Функции и полномочия,

Условия членства,

Организационную структуру организации,

Компетенцию главных ее органов и основные условия осуществления этой компетенции, в частности порядок принятия входящих в их полномочия актов (рекомендаций, решений, деклараций и др.).

На основе учредительного акта компетентные органы принимают правила процедуры и иные правила организации, образуют вспомогательные органы. Все это и обеспечивает организационно-правовое единство межгосударственно­го объединения, превращающее его в международную организацию.

Одним из основных признаков международной организации служит обла­дание международной правосубъектностью. Объем прав и обязанностей, в которых проявляется качество международной правосубъектности, у разных организаций различен. Он зависит от целей и задач организаций и определя­ется рядом политических, экономических, социальных и других факторов международной жизни.

Правосубъектность международных организаций отличается от право­субъектности государств:

а) по источнику (происхождению) правосубъектности;

б) по характеру и содержанию (объему) правосубъектности;

в) по способу прекращения правосубъектности.

Международная правосубъектность международных организаций вытека­ет также из самой их сущности, из тех основных признаков, которыми харак­теризуется любая международная организация. Если первоначально компе­тенция организации понималась узко - функционально, то в настоящее время наряду с таким пониманием утвердились и другие подходы.

Концепция «имманентной компетенции». Предполагается, что госу­дарства - создатели организации заключают соглашение не только о ха­рактере ее цели, но также о средствах для достижения этой цели. Концеп­ция имманентной компетенции, предлагающая руководствоваться исклю­чительно или в основном целями, провозглашенными в уставе междуна­родной организации, в корне противоречит юридической природе совре­менных общих международных организаций как межгосударственных об­разований мирного сосуществования.

Концепция «подразумеваемой компетенции». По международному праву должно предполагаться, что организация имеет такие полномочия, которые, хотя они прямо и не предусмотрены уставом, предоставлены ей в силу логики вещей как существенно необходимые для выполнения ее обязанностей.

Формулируя широко концепцию «подразумеваемой компетенции», ут­верждается, что существует норма международного права, согласно которой должно подразумеваться, что государства-члены международной организа­ции предоставляют такую компетенцию, которая необходима для осуществ­ления целей и функций организации. То есть «подразумеваемая компетен­ция» предполагает такие полномочия, которые могут быть разумно выведены из целей и функций организации, о которой идет речь.

В целом можно говорить о следующих составляющих международной правосубъектности организаций:

1. Участие в международных отношениях в соответствии с функциями, компетенцией и целями, установленными их учредительными актами.

2. Участие в международном нормотворчестве. Виды, направления и объ­ем нормотворческих полномочий любой международной организации фикси­руются в договоре о ее создании либо в иных дополняющих его документах. Наиболее типичные формы закрепления:

а) прямое упоминание конкретных видов и форм нормотворческой дея­тельности в учредительном акте (уставы ООН, ФАО и др.);

б) такое изложение функций и полномочий, интерпретация которого по­зволяет говорить о наличии нормотворческой компетенции (такая интерпре­тация присутствует в постановлениях главных органов организации);

в) указание на виды и формы правотворчества в соглашениях, заключае­мых государствами-членами между собой и организацией, что можно рас­сматривать как дополнение учредительного акта;

г) общая констатация многосторонних договоров универсального типа той или иной нормотворческой способности той или иной организации (на­пример, Венская конвенция 1986 г.).

Международные организации принимают активное участие в междуна­родном нормотворческом процессе. Они обладают договорной правоспо­собностью. Органами, реализующими договорную правоспособность меж­дународной организации, являются пленарный орган; общее собрание и исполнительный орган; генеральный секретарь. Как правило, орган, пол­номочный заключать соглашения, определяется на основе учредительного акта и дополняющих его документов. Кроме того, международная органи­зация может оказывать содействие при осуществлении нормотворчества государствами.

Международная организация обладает определенным комплексом приви­легий и иммунитетов, необходимых для выполнения возложенных на них за­дач. Они закреплены в учредительных актах и специальных соглашениях об иммунитетах (Устав ООН, Устав ЮНЕСКО, Конвенция о привилегиях и им­мунитетах ООН 1946 г., Генеральная конвенция о привилегиях и иммуните­тах специализированных учреждений 1947 г., соглашение международных организаций с теми государствами, в которых расположены их центральные учреждения, - ООН заключила такие соглашения с США, Швейцарией, Ни­дерландами). Привилегиями и иммунитетами обладают сами организации и ее должностные лица. Объем предоставляемых организацией привилегий и иммунитетов таков, что бесспорно свидетельствует о независимом ее сущест­вовании, в том числе и от суверенных субъектов.

В рамках международных организаций могут функционировать судебные органы (международный суд, специальные суды для разрешения конкретного спора и др.). Некоторые организации могут испрашивать консультативные заключения у Международного Суда ООН. Помимо этого организации пред­лагают такие средства, как примирение и посредничество, консультации и добрые услуги, арбитраж.

Международные организации могут применять к государствам междуна­родно-правовые санкции, например:

Приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в органи­зации (лишение права голоса в органах, права на представительство в орга­нах, права на получение помощи и обслуживания);

Исключение из организации;

Отказ в членстве;

Исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества.

Кроме того, некоторые организации вправе применять такие санкции, как:

Принудительные меры, вплоть до применения вооруженных сил (ООН);

- «коррективные меры», включающие представления государствам о при­остановлении работы ядерных объектов (МАГАТЭ).

Существуют различные виды международных организаций. Можно при­вести следующую классификацию международных организаций:

1. По критерию членства: межгосударственные (межправительственные), неправительственные и смешанные (Международный совет научных союзов).

2. Постоянные и временные (конференции, совещания, конгрессы и т. д.). В настоящее время подавляющее большинство конференций проводится либо той или иной международной организацией непосредственно либо под ее эгидой.

3. По кругу ведения (объектам деятельности): организации общего харак­тера, в компетенцию которых входит широкий круг вопросов политического, экономического, социального сотрудничества (ООН), организации, имеющие специальную компетенцию, ограниченную сравнительно узким кругом во­просов или даже одним вопросом сотрудничества (специализированные уч­реждения ООН).

4. По географическим рамкам деятельности (по кругу участников) выде­ляют всемирные (универсальные) организации, которые охватывают все или подавляющее большинство государств и региональные организации, членами которых состоят государства, принадлежащие к определенному географиче­скому району.

5. По особенностям оформления членства: открытые и закрытые.

Юридическая природа международных организаций

Основанием функционирования международных организаций служит су­веренное волеизъявление государств, учреждающих их. Такое волеизъявле­ние воплощается в заключаемом этими государствами международном дого­воре, который становится как регулятором одновременно прав и обязанно­стей государств, так и учредительным актом организации.

Обычно международные договоры, образующие международные органи­зации, именуются уставами. В таких актах четко формулируется мысль об их учредительном характере, и они служат юридической основой международ­ных организаций, провозглашая цели и принципы организации, критерием правомерности их решений и действий.

Учредительные акты закрепляют положения о правосубъектности органи­зации, включая такие аспекты, как функциональное назначение правосубъ­ектности, формы и методы ее реализации.

Кроме того, учредительные акты организации характеризуют ее статус, то есть осуществление в качестве юридического лица функций субъекта права.

Под международной организацией понимается объединение государств-членов этого содружества, заключивших между собой договор, который соответствует всем нормам международного права, с целью экономического, политического, культурного, военного и других видов сотрудничества между ее участниками.

Основные признаки

Обязательным атрибутом этого явления в жизни общества является наличие:

Черты, которыми обладают подобные содружества

Очень часто возникает вопрос о том, какие именно характеристики должны иметь международные организации. Список основных признаков таких содружеств:

    Участие в объединении трех и более государств.

    Соответствие положений о создании альянса международному праву.

    Уважительное отношение к суверенитету каждого члена и невмешательство в его внутренние дела.

    Принцип международного договора в основе объединения.

    Целенаправленное сотрудничество в конкретных сферах.

    Четкая структура со специальными органами, каждый из которых выполняет определенные функции.

Классификация

Бывают двух основных типов: межправительственные и неправительственные. Отличаются они между собой тем, что первые основаны на объединении государств или уполномоченных органов, а вторые (их еще называют общественные) - на союзе субъектов из разных стран, не имеющих цели политического сотрудничества.

Кроме того, международные организации, список которых будет приведен ниже, могут также быть:

    Универсальными (задействованы участники со всех уголков планеты) и региональными (только для государств определенной местности).

    Общими (сферы сотрудничества обширны) и специальными, посвященными только одному аспекту отношений (здравоохранению, образованию, трудовым вопросам и т. д.).

    в) смешанные союзы.

Итак, как видим, существует достаточно развитая система классификации подобных учреждений, что связано с их распространенностью и большим влиянием на глобальные политические, экономические и культурные процессы.

Международные организации мира. Список наиболее влиятельных учреждений

На сегодняшний день существует огромное количество таких объединений, которые ведут активную деятельность на всей планете. Это как глобальные организации с большим количеством участников наподобие ООН, так и менее многочисленные: Союз для Средиземноморья, Южноамериканское сообщество наций и другие. Все они имеют абсолютно разные направления деятельности, начиная от культуры и заканчивая правоохранительной отраслью, однако наиболее популярны политические и Список и их задачи, как правило, многочисленны. Далее приведем названия и характеристики самых влиятельных учреждений.

ООН и ее подразделения

Одной из наиболее развитых и известных среди всех содружеств является Она была основана еще в далеком 1945 году для урегулирования послевоенных вопросов, которые тогда стояли на повестке дня. Сферами ее деятельности являются: сохранение мира; отстаивание прав человека; в По состоянию на середину 2015 года членами этой организации являются 193 государства из разных регионов планеты.

В связи с тем, что потребности мировой общественности возрастали с течением времени и не ограничивались только чисто гуманитарными вопросами как сразу после создания ООН, так и на протяжении второй половины XX века, в качестве ее составных частей появлялись и другие, более специализированные международные организации. Список их не ограничивается всем известными ЮНЕСКО, МАГАТЭ и МВФ. Существуют и такие подразделения, как Почтовый союз и многие другие. Всего их насчитывается 14 штук.

Международные неправительственные организации: список, сферы деятельности, актуальность

Среди таковых мощнейшими по масштабам распространения и своей активности является, например, некоммерческая благотворительная организация Wikimedia Foundation, или International Rescue Committee, которая занимается проблемами беженцев. Вообще таких союзов насчитается более 100, и сферы их деятельности крайне разнообразны. Наука, образование, противодействие расовой или гендерной дискриминации, здравоохранение, отдельные отрасли промышленности и многое другое — всем этим занимаются специализированные международные неправительственные организации. Список ПЯТИ лучших из них также содержит такие сообщества, как Partners in Health, Oxfam и BRAC.

Участие нашей страны в жизни мирового сообщества

Российская Федерация состоит примерно в двадцати союзах разного типа (ООН, СНГ, БРИКС, ОДКБ и др.). Во внешней политике страны приоритетно сотрудничество и вступление в различные международные организации. Список в России тех учреждений, с которыми государство хотело бы работать, постоянно растет. В трех содружествах она является наблюдателем (IOM, OAS и OIC), ведет с ними активный диалог и участвует в обсуждении важных вопросов. Особенно перспективным видится вступление в международные экономические организации. Список их велик (ОЭСР, ВТО, ЮНКТАД и т. д.).