Теплые вещи

Понятие, предмет и функции международного права. Понятие, особенности, функции международного права Понятие и предмет регулирования современного международного права

Тема 1. Понятие, предмет регулирования, система международного права.

Введение.


  1. Понятие международного права.


  2. Понятие системы и структуры международного права.

  3. Предмет регулирования международного права.

  4. Функции международного права.

  5. Международное право и идеология.
Заключение.

Введение . Внутреннее развитие любого государства невозможно без международного сотрудничества. Международные отношения- это весьма разнообразная и широкая область, включающая в себя самые различные аспекты деятельности государств, правительств, различных государственных органов, а также общественных и других организаций всех типов (политических, экономических, культурных, научных, профессиональных и т. д.). Для регулирования этого комплекса взаимоотношений применяются различные формы и методы, разный арсенал средств, действующих как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом. В число социальных форм и методов входят политические, правовые, моральные, организационные (в тех случаях, когда они имеют социальный характер) средства регулирования, а также так называемая международная вежливость.

Таким образом, правовая регламентация международных отношений представляет собой одну из форм возможного регулирования этого вида организационной человеческой деятельности, основанного на правовых средствах обеспечения их проведения в жизнь и известного главным образом своей системной совокупностью как международное право.

1 вопрос . .

Международное право - это система права, отличная от систем права конкретных государств. Международное право функционирует в межгосударственной системе и является ее подсистемой. Основными ее компонентами являются государства, народы и нации, борющиеся за свою независимость, межгосударственные международные организации, международные конференции, объединения государств, не являющихся международными организациями, различные международные органы (международные суды, международные комиссии, международные арбитражи), международное право и другие социальные нормы, действующие в этой системе, отношения и взаимодействия между перечисленными компонентами.

Главными компонентами межгосударственной системы являются государства- суверенные образования. Все остальные компоненты в межгосударственной системе (за исключением наций и народов, борющихся за независимость) представляют собой образования так или иначе созданные государствами.

В межгосударственной системе нет верховной власти, нет законодательных, исполнительных и судебных органов, какие существуют в государствах. Поэтому, именно от государств, а также международных организаций и их деятельности прежде всего зависит стабильное функционирование данной системы в целом, состояние международных отношений и эффективность международного права, поскольку государства обладают реальной силой и возможностями, действуя в рамках международно-прававовых норм, обеспечить соблюдение и выполнение международных обязательств.

Согласно традиционной точке зрения, государства свободны предпринимать любые действия за исключением тех, которые ограничены их собственным согласием. В соответствии с этим подходом, нормы международного права связывают государство только в том случае, если оно согласилось с ними.

Таким образом, международное право - это совокупность юридических норм, договорных и обычных, выработанных в результате соглашения между государствами и регулирующих отношения между участниками международного сообщества . Это особая система права, отличающаяся от внутригосударственного по предмету регулирования, субъектам, объектам права, по его источникам, методам нормообразования и по способам обеспечения норм.

2

^ Возникновение международного права.

2.1. Проблема возникновения международного права должна рассматриваться в зависимости от того, как подходить к пониманию этой дисциплины. Если понимать международное право как «право между народами» в узком смысле, то следует признать, что оно возникло еще до появления государств. Если же подходить к нему как «праву между государствами», то возникновение его мы должны связывать с появлением первых государств. В то же время, в научной литературе также нет единства мнений по поводу последнего утверждения, поскольку одни ученые связывают возникновение международного права с появлением первых рабовладельческих государств (например, советские ученые), другие – с возникновением христианства (Шарль де Вишер) или формированием крупных централизованных государств (Л.Оппенгейм).

Советская наука международного права связывала вопрос о периодизации его истории с учением об общественно-экономических формациях и исторических эпохах, на основе чего различала международное право рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического периода. В западной науке существуют попытки определить периодизацию истории международного права на основе развития идеологии или чисто юридических явлений. Например, предлагается такая периодизация: 1) от древности до 1-й мировой войны; 2) между двумя мировыми войнами; 3) период после 2-й мировой войны.

На сегодняшний день в российской науке международного права также есть тенденция отхода от прежней (советской) периодизации истории международного права (например, Лукашук И.И.). Следует учитывать, что этот вопрос требует очень осторожного подхода и должен быть связан с периодизацией всемирно-исторического процесса, поскольку он является неотъемлемой частью последнего.

Характер возникновения и этапы развития международного права отражают основные закономерности социальных процессов, закономерности возникновения и развития государства и права.

Становление первых норм и институтов международного права относится ко времени разложения первобытнообщинного строя и формирования рабовладельческих отношений.

До возникновения государства международного права не существовало, как и не существовало и права. Это, однако, не означало, что не было вообще социальных норм, которые регулировали отношения не только в рамках отдельного рода или племени, но и между ними. Такие нормы существовали повсеместно, они касались вопросов ведения переговоров между племенами и союзами племен, приема послов, заключения межплеменных соглашений, ведения войны.

Основной признак международного права античности – регионализм (т.е. его развитие в пределах отдельных регионов – Месопотамия, Египет, Индия, Китай, Греция и Рим), который сохранялся до конца 1-го тысячелетия нашей эры. В каждом регионе развивались свои специфические институты, но в то же время им были присущи и общие черты (превалирование обычаев, развитие права войны, посольского, договорного права, института разрешения споров и т.д.).

О систематических международных отношениях рабовладельческих государств можно говорить применительно к концу 3 - началу 2 тысячелетия до н.э. Особенностью этих отношений был их очаговый характер, т.е. первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь, долины Тигра и Евфрата. Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей. Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер.

Древнейшие из дошедших до нас договоров международного характера связаны с взаимоотношениями государств Двуречья (23 век до н.э.), а затем с взаимоотношениями Древнего Египта с Хеттской державой. К 1278 г до н.э. относится мирный и союзный договор между египетским фараоном Рамзесом вторым и царем хеттов, предусматривающий не только прекращение военных действий, но и предоставление друг другу помощи против внешнего врага и в случае восстания рабов; оговаривались и выдача беглых рабов.

Примерно к этому времени относятся и сведения о правовых нормах, складывавшихся между отдельными княжествами и государственными образованьями в Индии. Многие из них получили потом закрепление в «Законах Ману», в которых говорилось о способах ведения войны, дипломатических переговорах и некоторых видах союзных договоров; в частности, запрещалось убивать безоружных, пленных и раненых, употреблять отравленное оружие.

В Китае на рубеже 2 и 1 тысячелетия до н.э. сложился институт «путешествующих послов», которые осуществляли сношения между отдельными князями и пользовались неприкосновенностью. В 546 г до н.э был заключен один из первых договоров о разрешении международных споров посредством третейского суда.

Несколько позже начали формироваться международно-правовые нормы в древней Греции. Здесь в силу более быстрого развития межплеменных, а затем межгосударственных политических и экономических отношений они получили большую детализацию и многообразие.

История сохранила до наших дней многие договоры, заключенные греческими государствами. Они предусматривали обмен военнопленными и захваченной территорией, оказание помощи в случае нападения третьих государств. Развитие обмена привело к заключению и специальных торговых договоров, в которые позднее стали включатся положения о режиме иностранцев (право поселения, личная свобода, право приобретения недвижимости). С целью покровительства иностранцам в Греции сложился специальный институт проксении. А в Римской империи появился специальный инструмент покровительства, которое осуществлялось уже не частными лицами, а государственными чиновниками – т.н. «преторами перегринус». Сложившееся на основе их деятельности обычное право в дальнейшем образовало самостоятельную и довольно обширную отрасль римского права.

Уже в ранние периоды греческой истории между отдельными городами-государствами поддерживались довольно регулярные отношения через вестников и глашатаев. в дальнейшем из этого обычая выкристаллизовался институт посольств. Послы получали специальное удостоверение на ведение переговоров (сложенную вдвое дощечку – диплом).

Дальнейшее развитие нормы рабовладельческого международного права получили в практике внешних сношений Рима, особенно в последние три-четыре столетия его существования.

Первоначально сношения с иностранными государствами осуществляла специальная коллегия жрецов-фециалов. Позже в 3-2 веке до н.э. главенствующую роль начинают играть послы-легаты, которых избирал Сенат, а также вестники (нунции). В период империи дипломатические агенты назначались главой государства и отчитывались уже только перед ним, а не перед Сенатом. С усилением военного и политического могущества Римской империи стал разрабатываться весьма сложный и торжественный церемониал приема иностранных послов.

Нормы, регулирующие ведение войны, которая рассматривалась как законное средство разрешения споров, формировались под влиянием ничем не ограниченного произвола сильного: считалось, что проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Последний обращал в рабство побежденных, захватывал их имущество, убивал тех, кого не хотел уводить в плен, накладывал на мирное население дань или контрибуцию. обычной нормой у хеттов и ассирийцев было насильственное переселение побежденных народов, массовое убийство мирного населения, разграбление покоренных населенных пунктов. Обычными были и нормы о нейтралитете во время войны, например, в Древней Греции. права войны носило в древнем мире религиозную окраску, например в Риме ведение войны считалось справедливым делом, т.к. служило на пользу Риму и поэтому было угодно богам. В связи с этим тщательно разработанная в Риме процедура объявления войны основывалась на обращении к богам в качестве свидетелей открытия военных действий.

Религиозный характер имел зарождавшийся институт права международных договоров. Его важным элементом была религиозная клятва. она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вмешаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, и это должно было содействовать выполнению соглашения.

Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже; торговле; о праве вступать в брак с иностранцами; о нейтралитете и др. Договорная практика древних государств способствовала формированию правила "pacta sunt servanda" – договоры должны соблюдаться.

После того как Римское государство овладело всем Средиземноморьем и распространило свое политическое господство далеко за пределы Апеннинского полуострова сложилась система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также подвластными ей провинциями. Эта система получила название "jus gentium" – "право народов" и представляла сочетание норм гражданско-правового характера и международно-правовых норм.
2.2. В эпоху средневековья главными регионами развития международного права становятся Западная Европа и Византия. Основным событием, оказавшим влияние на развитие международного права в этот период являются Вестфальский конгресс 1648г. Получают дальнейшее развитие договорное, посольское право и право войны.

Формирование норм нового, феодального международного права ввиду различия исторических условий не было одинаковым в Западной и Восточной Европе, в Китае, Индии и в государственных образованьях Американского континента. Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. Наиболее активное развитие феодальных отношений протекало на Европейском континенте, а также среди расположенных в бассейне Средиземного моря странах Северной Африки, на Ближнем и Среднем Востоке.

В период ранних феодальных государств (5-9 в.в. н.э.) нормы международного права представляли своеобразный конгломерат древнейших родоплеменных обычаев и норм, сложившихся до этого в практике рабовладельческих государств, главным образом императорского Рима. Вместе с тем эти нормы под влиянием государственности новой формации обогащались и получали дальнейшее развитие. Прежде всего это касалось характера норм международного права и их религиозной окраски.

Существенным образом международное право начинает меняться в 10-11 вв. н.э., когда складываются самостоятельные феодальные государства. Отношения меду ними на протяжении 3-4 веков характеризуются тем, что каждый феодал, во-первых, обладал в пределах своей территории всей полнотой как политической власти, так и власти имущественной (земля и все на ней находящиеся и живущие считались его собственностью); во-вторых существовала сложная иерархия, т.е. подчинение одних феодалов другим (отношение вассалитета). Вследствие этого международно-правовые отношения не только фактически, но и формально не были отношениями равных субъектов, а само международное право оказывалось в значительной мере как бы растворенным среди норм права гражданского (частного).

Эти отношения формально освящались силой и авторитетом церкви. В условиях феодальной раздробленности международный авторитет и влияние церкви (особенно католической в западной Европе, мусульманской среди арабских стран, православной в Византии и на Руси) были весьма высоки. Римский папа Григорий 7 в 11 в. первым сделал попытку создать «мировое государство» под своей властью. Римские папы в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов.

С образованием сословных монархий роль церкви начала падать, на развитие международного права все большее влияние оказывают внутригосударственное законодательство и обычное право, а также рецепция норм римского права. Наибольшее распространение в этот период получают нормы посольского и договорного права. Дипломатические представительства довольно быстро приобретают постоянный характер. Постепенно складываются положения о ранге дипломатических представителей, о международных языках, церемониале. порядке председательства и голосования на международных конференциях. Возникают специальные ведомства иностранных дел (первое появилось в Японии в 7в. в Европе они начинают создаваться в 15в.) Нормы о неприкосновенности послов распространяются на их имущество и занимаемые помещения.

Вслед за развитием посольского права начинают и формироваться нормы консульского права. Консулы назначались из числа купцов, первоначально в государства Северной Африки и Ближнего Востока. Они имели право юрисдикции в отношении своих сограждан, а также осуществляли некоторые дипломатические функции.

Начинают развиваться и нормы морского права. они были кодифицированы в ряде сводов, из которых наибольшей известностью пользовались т.н. Олеронские свитки 12в., «Консолато дель маре» (морской сборник) конец 13 века, Висбийский морской кодекс, регулировавший мореплавание в Северном и Балтийском морях между Ганзейским союзом, Скандинавией и Русью в начале 15в. В 16-18 вв. нормы морского права претерпевают сильные изменения, претензии феодальных государств (главным образом Испании и Португалии) на собственность в отношении открытого моря решительно отвергались, провозглашается принцип открытого моря, который с 17в. получает всеобщее признание. Нидерландская революция Х в., Английская революция ХVIIв. и Великая Французская революция ХVIIIв. означали переход к новой истории.

2.3. Новые период в истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств, закрепленного в Вестфальском трактате 1648 г.. а также утверждение новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественной школы права. Большое значение для развития международного права в этот период имели решения конгрессов и конференций, прошедших в XIX в. – Венского 1815г., Парижского 1856г., Берлинского 1878г. конгрессов, а также Берлинской 1884-1885гг. и Гаагских 1899г. и 1907г. конференций. Некоторые нормы международного права, принятые на этих форумах, действуют до сегодняшнего дня.

Побудительным мотивом для утверждения новых международно-правовых норм послужило закрепление естественно-правовых идей Декларации прав человека и гражданина 1789г. в конституциях Франции 1791 1793 гг., в Декларации международного права представленной в 1793 г. французскому Конвенту аббатом Грегуаром. Вместо суверенитета монарха выдвигается принцип суверенитета народов.

Гуманизация правил ведения войны основывается на ряде новых положений. По инициативе России в 1868 году в Петербурге подписывается Декларация о запрещении разрывных пуль. В 1864 году принимается Женевская конвенция о больных и раненых. В Утрехтском трактате 1713 года регулируется вопрос о защите имущества мирного населения.

Начиная с первой четверти ХХ в. формируются основы современного международного права. Начало этого периода ученые связывают с началом (1914г.) или окончанием (1919г.) 1-й мировой войны. Есть мнение, что этот период начинается с Октябрьской революции 1917г. Этот период длится до 1945г., когда был принят Устав ООН и характеризуется отменой некоторых старых и появлением ряда новых принципов международного права. Кроме того, некоторые из этих принципов претерпевают значительную трансформацию. Развитие международного права в это время мы можем связать и с деятельностью Лиги Наций.

2.4 Ни рабовладельческое общество, ни раннее средневековье не выделяло науки международного права. Международно-правовые вопросы рассматривались в контексте философских и социально-политических проблем, нередко облекались в морально-религиозные нормы (Конфуций и Лао Цзы, Платон и Аристотель, Сенека и Марк Аврелий). Лишь с конца XII в. происходит отделение международного права от богословия. В Западной Европе в острой борьбе сложилось богословское и каноническое направления, которыми был подготовлен начавшийся в XVI в. расцвет испанской школы международного права. Представители этой школы Ф.Витториа и А.Джентили обосновали идею суверенного равенства субъектов международного права. И все же лишь Гуго Гроций может быть назван творцом науки международного права. В его книге «О праве войны и мира», являвшейся первым систематическим изложением международного права того периода, наука международного права приобрела вполне самостоятельный характер. Так, он делит право на божественное и человеческое, а человеческое, в свою очередь, на внутригосударственное и международное.

В других регионах развитие международно-правового знания было примерно аналогичным.

В XVIII-XIX вв. многие выдающиеся философы (Спиноза и Гоббс, Монтескье и Руссо, Кант и Гегель) обращались к выяснению сущности и природы международного права, его роли в обществе. Первоначально господствующими были идеи естественного права, сторонники которых выступали в защиту прогрессивных идеалов. Им противостояла позитивная школа (И.Я.Мозер), считавшая, что задачей этой науки является лишь собирание, изучение и комментирование действующих норм.

Вместе с тем, продолжало развиваться и т.н. гроцианское направление (Э. де Ваттель, Г.Ф.Мартенс), сторонники которого считали, что международное право основывается и на законах природы, и на соглашении народов – молчаливом (обычае) или явно выраженном (договоре). К концу XVIII в. все большую роль начинает играть наука истории международного права. В начале XIX в. международное право считалось одной из главных отраслей юриспруденции. Важную роль в ее формировании сыграл Гегель, труды которого имели большое методологическое значение. Своим учением об историческом прогрессе как движении человечества к свободе, основанном на внутренних диалектических противоречиях общественного развития, он преодолел абстрактный характер школы естественного права. Наиболее авторитетным и широко распространенным направлением на протяжении XIX в. было позитивное (историко-позитивное). Среди других направлений заслуживает внимания «национальная» школа, основанная П.Манчи-ни. Она сосредоточила свои усилия на обосновании права наций как объединении свободных людей с единой общностью языка, территории и правления на самостоятельное государственное существование и международную правосубъектность. Кроме того, в XIX в. получило широкое развитие учение о равенстве участников международно-правового общения. Но оно ограничивалось лишь «цивилизованными» странами.

3 вопрос . Система и структура международного права.

Межгосударственная система представлена в юридической литературе как гораздо широкое, объемное понятие чем система межгосударственных отношений.

Межгосударственная система – это глобальное сочетание и объединение таких основных международных общественно-политических категорий (элементов или компонентов) как государств (с любым политическим режимом и формой правления), народов и наций, межгосударственных международных организаций, международных конференций государств, не являющихся международными организациями (Движение неприсоединения, «Группа 77» и др.), различных международных органов (международные комиссии, международных судов, международных арбитражей и др.), международного права и иных социальных норм связей и отношений между субъектами регулируемых общепризнанными принципами, нормами международного права. Следовательно, это определение межгосударственной системы – весьма условно, оно не претендует на доминирующее или приоритетное (оно субъективное суждение и понятие). В юридической литературе более позднего советского периода понятие «межгосударственной системы» трактуется как «система межгосударственных отношений», или как «международное сообщество государств». Это понятие некоторыми учеными-юристами признается и сегодня, однако, мне оно кажется довольно узким и неполным. Многие современные авторы придерживаются аналогичного мнения.

Международными отношениями в юридической литературе общепринято считать – отношения между государствами (например, экономические, культурные связи, торговые и т.д.); между государствами и межгосударственными организациями (например, вступление какого-либо государства в международную организацию «НАТО», «ООН»); между партиями различных государств; компаниями (например, совместные предприятия, авиакомпании, строительные компании); между частными лицами различных государств (например, о вступлении граждан из стран ближнего зарубежья в гражданство России, или граждан России в гражданство США и других стран).

Таким образом, понятие межгосударственной системы представляется более широким, чем понятие международные отношения.

В юридической литературе вопросу, касающегося понятия межгосударственной системы, большое внимание уделяется важному ее признаку или свойству – интеграции, характеризующийся тесным международным сотрудничеством субъектов международного права (государств, наций и народов, международных, межгосударственных организаций) в различных сферах международных отношений, включая права человека, а также взаимосвязью и взаимозависимостью всех иных элементов межгосударственной системы. Примером интегративных свойств может служить воздействие Организации Объединенных Наций в рамках межгосударственной системы на процесс деколонизации. Благодаря международному сотрудничеству и поддержке государств, в рамках ООН многие государства Африки, Латинской Америки и др. обрели в процессе национально-освободительных воин свою независимость. Отдельное какое-либо государство вряд ли смогло достичь определенных успехов в этом процессе, и колониальные державы никогда бы добровольно не дали своим колониям обрести независимость без вооруженного сопротивления освободительным силам. Роль ООН и состоит в решении подобных вопросов путем организации и проведения миротворческих операций, эффективного сотрудничества государств в различных сферах международных отношений, включая права человека, наций и народов в борьбе за свою национальную независимость. Следует заметить, что интегративные свойства межгосударственной системы являются результатом взаимодействия всех ее компонентов, а не только государств.

Важное значение в этом процессе интеграции имеют межгосударственные международные организации (универсальные и региональные).

Сама, межгосударственная система является сравнительно слабо интегрированной целостной системой. Ее субъекты - государства лишь частично интегрированы в межгосударственной системе, существуя как самостоятельные суверенные образования, как часть общества.

В современный период степень интеграции государств в межгосударственной системе возрастает.

Средой по масштабу гораздо большей, чем межгосударственная система, является общество в целом, как более широкая система. Между этой средой и межгосударственной системой происходит постоянное взаимодействие, в котором влияние среды доминирует (т.е. сильное влияние).

Некоторые события, например, (событие в Чечне, в Таджикистане неправительственные организации, оппозиция) рассматриваются как часть среды. Эти события оказывают влияние на межгосударственную систему (часто вводят войска ООН в горячие точки).

Огромные изменения продолжают происходить как в обществе в целом, так и в межгосударственной системе. В настоящее время наблюдается значительное влияние международного права и международных организаций в межгосударственной системе, тем самым, способствуя интеграционным процессам в межгосударственной системе.

Происходят изменения и во взаимодействии самой среды и межгосударственной системы. Так, например, возрастает влияние отдельных общественных организаций, в том числе и неправительственных (партия «Зеленых»), сторонников борьбы за мир. Однако, существует и обратное влияние, например, усиливается влияние межгосударственной системы на внутренние события в государствах. Характеризуя межгосударственную систему юристы-международники основной акцент делают на государства, которые являются суверенными образованиями. Государства являются основными субъектами международного права (участниками международных правоотношений).

Таки образом, следует сделать вывод: межгосударственная система – это глобальное сочетание и объединение таких основных международных общественно-политических категорий (элементов или компонентов) как государств (с любым политическим режимом и формой правления), народов и наций, межгосударственных международных организаций, международных конференций государств, не являющихся международными организациями (Движение неприсоединения, «Группа 77» и др.), различных международных органов (международные комиссии, международных судов, международных арбитражей и др.), международного права и иных социальных норм связей и отношений между субъектами регулируемых общепризнанными принципами, нормами международного права.

Межгосударственная система состоит:


  1. из суверенных государств;

  2. народов и наций;

  3. межгосударственных международных организаций;

  4. международных конференций;

  5. объединений государств, не являющихся международными организациями (самостоятельные);

  6. международных органов;

  7. международного права;

  8. социальные нормы (мораль, религия).
Другой особенностью межгосударственной системы является то, что взаимоотношение субъектов международного права в ее рамках характеризуется определенной степенью сложности. Это объясняется тем, что

Во-первых, различием проводимой ими внутренней и внешней политики, которая не всегда увязывается с принципами и нормами международного права и соответствует им;

Во-вторых, различием политических режимов существующих внутри конкретных государств, а также форм правления;

В-третьих, различным уровнем социально-экономического развития государств, а также иными обстоятельствами или факторами (приверженность принципам и нормам международного права в решении международных конфликтов и споров).

Не мало важной особенностью межгосударственной системы является отсутствие в ней верховной власти, способной регулировать правомерные и неправомерные действия (бездействия) субъектов международного права. Отсутствие верховной власти имеет принципиально важное значение для обеспечения суверенитета государств, их независимой внутренней и внешней политики. В мире не существует государства, которое выступало бы в качестве верховной власти регулирующее различные международные отношения, складывающиеся как между государствами так и между другими субъектами международного права. Однако, это не означает, что субъекты международного права должны нарушать принципы и нормы международного права как, на пример, это происходит в Югославии, когда государства- члены НАТО грубейшим образом нарушают общепризнанные принципы и нормы международного права путем применения вооруженной агрессии против этого государства. В этой связи следует заметить, что международное сообщество располагает определенными механизмами воздействия на государство-агрессора с целью оказания на него мер международного воздействия и прекращение агрессии (к числу вышеназванных средств и способов относятся: переговоры, различные международно-правовые метода, включая заключение международных соглашений, содержащих взаимные обязательства сторон, осуществление миротворческих операций и т.д.).

В тоже время международной практике известны случаи когда конкретное государство, имеющее достаточно высокий уровень социально-экономического развития и обладающее сильным военным потенциалом пытается диктовать свои условия конкретному государству или даже нескольким государствам. Это сопровождается за частую серьезными нарушениями принципами и нормами международного права (акты вооруженной агрессии), что приводит к обострению международной обстановки в мире в целом. Такого рода конфликты должны разрешаться цивилизованными способами в рамках Устава ООН и при непосредственном участии Совета безопасности ООН, а также противоборствующих сторон.

Таким образом, все вышеперечисленные особенности современной межгосударственной системы выражают ее специфику, применительно к нынешним международно-правовым реалиям.

Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права (института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.).

Все упомянутые элементы системы составляют отрасли международного права (морское, дипломатическое, право международных договоров и т. д.). Каждая отрасль представляет собой самостоятельную систему, которая может считаться подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права.

Следует отметить, что перечень отраслей не во всем базируется на объективных критериях. Как за рубежом, так и в отечественной науке международного права продолжаются дискуссии по поводу общепризнанных отраслей международного права, затрагивая и основания конституирования отраслей и их конкретные характеристики, их наименования и внутренне построение отдельных отраслей.

В настоящее время к общепризнанным отраслям международного права можно отнести (не затрагивая вопроса о наименовании) такие отрасли: право международных договоров, право внешних сношений (дипломатические и консульское право), право международных организаций, право международной безопасности, международное гуманитарное право (“право прав человека”), международное морское право и другие.

4 вопрос

Предметом международно-правового регулирования являются политические, экономические и другие отношения между государствами:

А) между государствами- двусторонние и многосторонние;

Б) между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях;

В) между государствами и государствоподобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;

Г) между международными межправительственными организациями.

В предшествующие периоды имели распространение отношения между государствами и национальными политическими организациями, возглавлявшими борьбу народов (наций) за независимость, а также отношения таких национальных политических организаций с международными организациями.

Все названные виды отношений можно в конечном счете квалифицировать как межгосударственные отношения , поскольку каждая международная межправительственная организация – это форма объединения государств, политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство, а государствоподобное образование обладает рядом признаков государства.

Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера – между юридическими и физическими лицами различных государств, а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.

В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.

При рассмотрении международных, межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом.

Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характеристика международного права как составной части формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом правовые системы государств, т.е. внутригосударственные, национальные правовые системы. Имеется в виду согласование, взаимодействие, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании и внутригосударственных отношений , непосредственно применяются в сфере правовой системы государства.

5 вопрос

Функции международного права:

координирующая - нормы международного права устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;

регулирующая- проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможно их совместное существование и общение;

обеспечительная- международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения;

охранительная- заключается в механизмах, сложившихся в международном праве, которые защищают законные права и интересы государств.

В международном праве и доктрине вместо термина “обязанности” используется термин “обязательства”, поскольку соответствующие обязанности становятся таковыми лишь при наличии согласия с ними потенциального участника урегулированного международно-правовыми нормами общественного отношения.

Объекты международного права - материальные и нематериальные блага, действия субъектов или воздержание от действий, то есть все то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения между собой.

6 вопрос

Международное право и идеология суть явления взаимосвязанные. Они оба относятся к нормативным явлениям. Политика и право служат важнейшими средствами реализации идеологических концепций. В свою очередь, политика и право нуждаются в идеологии для обеспечения себе социальной поддержки, а также теоретического осмысливания стоящих перед ними задач. Идеология воз-действует на международное право как через политику, так и непосредственно. Она включает в себя политические, правовые, моральные философские идеи, принципы, установки. В состав идеологии входят и международно-правовое со-знание, которому принадлежит важная роль в функционировании международ-ного права. Так, например, в период “холодной войны” у определенной части западных юристов-международников существовала устойчивая точка зрения, согласно которой в силу коренных различий в идеологии соглашения между со-циалистическими и капиталистическими государствами невозможны. Достаточно вспомнить весьма показательный идеологический постулат президента США Р.Рейгана относительно того, что СССР - это “империя зла”. “Взаимностью”, впрочем, платили и советские правоведы. Крайней точкой зрения, пожалуй, яв-ляются утверждения А.Гитлера: “...Договоры могут заключаться лишь между контрагентами, стоящими на одной и той же мировоззренческой платформе”.

В свою очередь МПП оказывает влияние на идеологию своими целями, принципами, нормами, а также практикой их реализации. Кроме того, МПП рег-ламентирует и содержание идеологической деятельности на международной арене. Запрещена пропаганда, способная создать или усилить угрозу миру или нарушение мира. Поставлена вне закона нацистская идеология, расизм и т.п. В настоящее время звучат слова о “деидеологизации” международных отношений и права. Под этим следует понимать устранение из международных споров о преимуществе той или иной социальной системы, а также приемов идеологи-ческой войны. Что касается борьбы идей, то она остается и служит фактором дальнейшего развития мирового развития.

Постоянное взаимодействие существует также между международной об-щечеловеческой моралью и международным правом . Нередко моральные нормы превращаются в нормы МПП, или, точнее, в МПП возникают нормы, соответ-ствующие нормам общечеловеческой морали. Так, например, преступления про-тив мира и человечности длительное время осуждались лишь моральными нор-мами. Однако после первой мировой войны они постепенно превратились в принципы МПП, окончательно оформившись после второй мировой войны. “В сущности, весь Устав ООН, этот важнейший документ международного права, основан на некоторых простых законах нравственности и справедливости... Нельзя недооценивать того факта, что дух современного международного права выражает вековые чаяния народов”. 1 Показательным является также тот факт, что фундаментальный принцип международного права - принцип добросо-вестного соблюдения обязательств - является одновременно ключевым принци-пом международной морали, международного “кодекса джентльменского пове-дения” государства.

В настоящее время роль международного права возрастает, так как миро-вое сообщество находится в состоянии очередной трансформации после ликви-дации послевоенной биполярной модели международного развития . С одной стороны, усиливаются процессы регионализации межгосударственных отноше-ний; с другой стороны, развивается общемировое информационное простран-ство, которое все больше объединяет мировое сообщество; с третьей стороны, нарастают новые противоречия в отношениях между крупнейшими державами, которые приводят к возникновению новых форм сотрудничества и переделу по-литического влияния; с четвертой стороны, постепенно ослабляется роль между-народных механизмов по поддержанию, которые в целом успешно работали в период “холодной войны” (ООН, КБСЕ и т.д.) и так далее. В этих условиях меж-дународное право может выступить инструментом поддержания порядка в миро-вом сообществе, обеспечить преемственность между позитивными достижениями в международном сотрудничестве XX века и грядущей моделью международных отношений века XXI. Именно поэтому Генеральная Ассамблея ООН на 60-м пле-нарном заседании 17 ноября 1989 г. приняла резолюцию 44/23 о провозглашении 90-х гг. XX в. Десятилетием международного права.

Заключение. Международное право является системой, а не просто совокупностью норм. Система основана на общепризнанных принципах и нормах, обладающих высшей юридической силой. Главная юридическая функция международного права- регулировать межгосударственные отношения.

Характерные черты этого права, его особенности порождаются именно объектом регулирования, особым видом общественных отношений с участием суверенных государств. Этим определяется как содержание норм, так и весь механизм действия права.

1 Шишкин А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества.- М.,1968.- С.231-232.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 16. Международное экономическое право.

Понятие и источники международного экономического права. Принципы международного экономического права.

Характеристика международно-правового регулирования сотрудничества в отдельных областях: торговые отношения, валютно-финансовые, платежно-расчетные отношения, отношения в области капиталовложений и инвестиционной деятельности.

Международно-правовая защита капиталовложений. Международные налоговые соглашения. Международные таможен­ные соглашения. Международные транспортные соглашения.

Международные экономические организации. Роль ООН и ее специализированных учреждений. ЭКОСОС, ЮНКТАД, Группа Всемирного банка (МБРР, МФК, МАР, МАИГ), Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация.

Международно-правовое регулирование регионального экономического сотрудничества.

План:

1. Понятие и особенности международного права, его функции.

2. Взаимодействие международного и внутригосударственного права.

3. Соотношение международного публичного и международного частного права.

4. История развития международного права.

При изучении данной темы необходимо уяснить значение ряда фундаментальных понятий, к которым следует отнести международную систему, международные отношения, а также средства для регулирования этих отношений.

Важно учитывать, что международное право – это система юридических норм, договорных и обычных, выработанных в результате соглашения между государствами и регулирующих отношения между государствами и другими субъектами. Необходимо уяснить, что это особая система права, отличающаяся от внутригосударственного права по предмету регулирования, субъектам и объектам, по его источникам, по методам нормообразования и способам обеспечения этих норм.

Предметом международно-правового регулирования являются политические, экономические и другие отношения между государствами и иными субъектами.

Система международного права – объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находится место и резолюциям международных организаций, и решениям арбитражных и судебных международных органов. Как всякая правовая система, международное право состоит из отраслей (морское, экономическое, гуманитарное и др.).

Отрасль международного права – совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретней области правоотношений.



Международно-правовой институт – это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт признания государств, институт международной ответственности и т.д.) И отрасли, и институты международного права являются неотъемлемыми составными частями его системы.

Функции международного права – это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением. Международное право выполняет в международных отношениях координирующую (отражает общеприемлемые для государств стандарты поведения), регулирующую (установление четких правил поведения в соответствующих областях), обеспечительную (нормы, побуждающие государства соблюдать международные обязательства) и охранительную (защита законных прав и интересов) функции.

Влияние международного права на политику имеет два основных аспекта: с одной стороны, оно ограничивает политику общеприемлемыми рамками; с другой – открывает перед политикой дополнительные возможности, предоставляя в ее распоряжение арсенал юридических средств. И то и другое необходимо для обеспечения национальных интересов государств.

Соотношение международного и внутригосударственного права характеризуется тесной взаимосвязью и взаимным влиянием этих правовых систем. В плане научного исследования соотношения международного и внутригосударственного права существуют две теории. Монистическая теория исходит из единства двух правовых систем. Дуалистическая теория признает наличие двух самостоятельных правовых систем, которые развиваются параллельными курсами, не пересекаясь. Очевидно, что с точки зрения нормообразования внутригосударственное и международное право являются самостоятельными системами, но с точки зрения правоприменения они неразрывно взаимосвязаны. В современной международно-правовой практике процесс реализации предписаний международной системы права во внутригосударственном праве принято обозначать термином «имплементация», означающим воплощение норм международного права в жизнь или «правоосуществление». Для этой цели используются механизмы инкорпорации (точного текстуального воспроизведения международно-правовой нормы во внутригосударственном законодательном акте) либо рецепции (восприятие договорной нормы законом в общей форме).

От международного публичного права следует отличать тесно связанную, но обособленную самостоятельную правовую систему – международное частное право, принципы и нормы которого призваны регулировать гражданско-правовые отношения с «иностранным элементом», выходящие за рамки внутригосударственного регулирования, но не подпадающие под действие норм международного публичного права.

Понимание природы международного права невозможно без понимания истории его развития. Хронологический подход базируется на делении истории на основные периоды: Древний мир, Средние века, Новое время («Классический период») и Новейшее время (современное международное право), каждый из которых характеризуется своими особенностями. Так, характеризуя первый и второй периоды истории развития международного права (4000 г. до н.э. – 476 г.н.э.; 476 – 1648 гг.), можно выделить такие черты существовавших тогда межгосударственных норм и институтов как их обычный характер и регионализм (объясняется влиянием географических факторов). Несмотря на это, поразительным сходством обладали формировавшиеся в разных частях мира правила поведения в области внешних сношений (неприкосновенность послов, покровительство иностранным купцам, дипломатический этикет), правила заключения межгосударственных соглашений (становление порядка выработки договоров и их структуры, установление гарантий выполнения, принцип неукоснительного соблюдения – «pacta sunt servanda»), заключения межгосударственных союзов, ведения торговых сношений, порядка оформления начала и окончания войны и др. В период средневековья центральная власть в государствах не была достаточно сильной, постоянным явлением стали частые войны между феодалами, одновременно шли войны между государствами, войны религиозные, гражданские. В основе как внутренних, так и внешних связей лежало кулачное право. Международные связи развивались главным образом внутри регионов (Западная Европа, Византия, Русь, арабский мир, Индия, Китай). Во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгосударственных отношений, однако именно в Европе сложился комплекс государств с близкими социально-политическими, религиозными и культурными системами. Заключалось много договоров, в том числе и династические. Улучшилось положение иностранцев; военные обычаи оставались жестокими. Мировоззрение в Средние века было преимущественно теологическим, следовательно, важную роль в развитии нормативного регулирования международных отношений играла церковь («каноническое право»).

Серьезные изменения международное право претерпевает в течение третьего периода (1648 – 1917гг.), начавшегося с заключения Вестфальского трактата после завершения Тридцатилетней войны. Фактически впервые в истории с участием всех государств региона, выступавших как равноправные партнеры, в официальном документе получили закрепление принципы политического равновесия, независимости светской власти от церкви, суверенного равенства государств; была сформулирована декларативная теория признания вновь возникающих государств, предусмотрено применение коллективных санкций против агрессора, зафиксировано прохождение границ между государствами Европы. Здесь же следует отметить Венский конгресс 1814 – 1815гг., который не только оформил результаты антинаполеоновского сотрудничества и подтвердил сложившиеся к окончанию войны государственные границы, но и содействовал установлению статуса постоянного нейтралитета отдельных государств, положил начало установлению юридического статуса некоторых международных рек (напр., Рейн, Маас), на которые распространен принцип свободы торгового судоходства, дал импульс становлению права международных организаций (напр., Рейнская комиссия) и т.д.

При оценке развития международного права в Новое время следует учесть вклад, внесенный Парижским и Берлинским мирными конгрессами (1856г., 1878г.), а также Гаагскими конференциями мира (1899г. и 1907г.). Здесь должны быть освещены нейтрализация Черного моря и установление режима проливов Дарданеллы и Босфор, распространение принципа свободы торгового судоходства на реку Дунай, демилитаризация Аландских островов, декларирование недопустимости дискриминации индивидов в отношении пользования гражданскими и политическими правами по признаку различия религиозных верований (Сербия); регулирование (ограничение) использования негуманных средств и способов ведения войны, кодификация правил мирного урегулирования международных споров, регламентирование порядка открытия военных действий, других аспектов ведения войны.

При характеристике современного международного права следует для начала оценить Статут Лиги Наций как учредительный документ первой всеобщей политической организации, призванной обеспечить мир и сотрудничество между государствами, а также предпосылки, приведшие ко второй мировой войне, и сотрудничество государств антигитлеровской коалиции (Московская конференция 1943г., Ялтинская конференция 1945г., Потсдамская конференция 1945г., Парижская мирная конференция 1946г.). Следует помнить, что фундамент современного миропорядка был заложен Уставом ООН 1945г. В основу международного права был положен принцип сотрудничества, а также окончательно утвержден принцип мирного разрешения международных споров. Современный период также отмечен созданием развитой системы международных организаций, появлением новых областей сотрудничества и соответственно новых отраслей международного права, формированием института прав человека, активным процессом кодификации отдельных отраслей и т.д.

Существует и другой подход к периодизации международного права, который основывается на точке зрения, что международное право находит признание в практике государств лишь в конце Средних веков, хотя почва для этого явления готовилась на протяжении предшествующей истории (Лукашук И.И.). С учетом этого предлагается следующая периодизация:

Предыстория международного права (с Древних веков до конца Средних);

Классическое международное право (с конца Средних веков до принятия Статута Лиги Наций);

Переход от классического к современному международному праву (от принятия Статута Лиги Наций до принятия Устава ООН);

Современное международное право (право Устава ООН).

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение международного права и назовите его основные функции.

2. Каковы особенности системы международного права?

3. Как соотносятся международное и внутригосударственное право, международное публичное и международное частное право?

4. Дайте периодизацию истории международного права.

5. Охарактеризуйте основные черты международного права Древнего мира.

6. Дайте краткую характеристику международного права Средних веков.

7. Охарактеризуйте классическое международное право.

8. Определите основные черты современного международного права.

  • 6. Роль актов международных конференций и международных организаций в мп регулировании.
  • 8. Субъекты мп: понятие и виды. Международная правосубъектность фл.
  • Классификация в зависимости от статуса
  • В зависимости от участия в создании норм международного права
  • Международная правосубъектность индивидов
  • 9. Государство – как субъект международного права
  • Аномальные субъекты - Ватикан и Мальтийский Орден.
  • 10. Участие субъекта рф в международных отношениях.
  • 11. Признание государств и правительств.
  • Акты регулирующие правопреемство:
  • Объекты правопреемства:
  • 13.Правопреемство в отношении международных договоров.
  • 14. Правопреемство в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов.
  • 15. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср.
  • 16) Ответственность в мп: основание, виды.
  • 17) Международные судебные органы: общая характеристика.
  • 18) Международное право в деятельности российских судов.
  • 20) Международный договор: понятие, структура, виды.
  • 21) Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.
  • 22) Согласие на обязательность мд. Ратификация мд. Депозитарий и его функции.
  • 23) Ратификация международных договоров рф: основания, процедура.
  • 24) Оговорки к мд.
  • 25) Вступление в силу мд.
  • 26) Регистрация и опубликование мд.
  • 27) Недействительность мд.
  • 28) Прекращение действия мд.
  • 29) Обсе (организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
  • 30) Оон: история, устав, цели, принципы, членство.
  • 31) Генеральная Ассамблея оон.
  • 32) Совет безопасности оон.
  • 33) Операции оон по поддержанию мира.
  • 34) Международный суд оон.
  • 35) Содружество независимых государств.
  • 36) Совет Европы.
  • 37) Европейский Союз.
  • 39) Система органов внешних сношений.
  • 40) Дипломатическое представительство: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 41) Консульское учреждение: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 42) Привилегии и иммунитеты диппредставительств и консульских учреждений.
  • 43) Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов и консульских дл.
  • 44) Понятие территории в мп. Классификация территорий по правовому режиму.
  • 45) Государственная территория: понятие, состав, правовой режим.
  • 46) Государственная граница: понятие, виды, прохождение, порядок установления.
  • 47) Режим границ. Пограничный режим.
  • 48) Внутренние морские воды: состав, правовой режим.
  • 49) Территориальное море: порядок отсчета, правовой режим.
  • 50) Исключительная экономическая зона: понятие, правовой режим.
  • 51) Континентальный шельф: понятие, правовой режим.
  • 52) Открытое море: понятие, правовой режим.
  • 53) Район дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции: понятие, правовой режим.
  • 54) Правовой режим космического пространства и небесных тел.
  • 55) Правовой статус космических объектов. Ответственность за ущерб, причинённый ко.
  • 56) Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией в международном воздушном пространстве.
  • 58) Международные стандарты прав и свобод человека. Правовое регулирование ограничений п. И с. Ч.
  • 59) Международные механизмы обеспечения и защиты п. И с. Ч: общая характеристика. Международные органы по защите п. И с. Ч.
  • 60) Европейский суд по правам человека: цель, компетенция, структура, характер принимаемых решений.
  • 61) Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб в еспч.
  • 62) Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус иг: мп регулирование.
  • 64) Преступления против мира и безопасности человечества (международные преступления).
  • 65) Преступления международного характера.
  • 66) Международный организационно-правовой механизм борьбы с преступностью. Интерпол.
  • 68) Правовая помощь по уголовным делам: общая характеристика.
  • 79-80) Выдача лиц для привлечения к ответственности или для приведения приговора в действие и передача осужденных для отбывания наказания.
  • 71) Система коллективной безопасности.
  • 82) Применение силы по современному международному праву: правовые основания и порядок.
  • 83) Разоружение и меры укрепления доверия.
  • 84) Вооруженные конфликты: понятие, виды.
  • 74) Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
  • 75) Защита жертв войны.
  • 76) Окончание войны и её правовые последствия.
  • 1.Международное прав: понятие и предмет регулирования. Система международного права.

    Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

    Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

    Между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

    Между государствами и международными межправительственными организациями;

    Между государствами и государствоподобными образованиями;

    Между международными межправительственными организациями.

    2. Применение международного права в сфере внутригосударственных

    отношений.

    3. Нормы международного права: понятие, особенности, порядок создания, виды.

    Нормы - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных субъектов МП, рассчитанные на неоднократное применение.

    У международно-правовых норм есть свои особенности:

      В предмете регулирования. Регулирует межгосударственные отношения и иные.

      В порядке её создания. Норма создается не в результате повелевания, а в результате согласования интересов.

      По форме закрепления. Выделяют:

      1. Нормы, закрепленные в договоре

        Обычные нормы

    В МП нет специальных нормотворческих органов, нормы МП создаются самими субъектами МП, преимущественно государством.

    В процессе создания норм – 2 стадии:

    1.достижение соглашения относительно содержания правила поведения

    2.выражение согласия на обязательность данного правила поведения.

    Классификация норм международного права:

      По юридической силе

      • Императивные

        Диспозитивные

      По сфере действия

      • Универсальные нормы (не ограничены не территориально, ни числом участников)

        Локальные нормы (ограниченные; например, устав СНГ)

        • Региональные

          Нерегиональные

      По числу участников

      • Многосторонние нормы

        Двусторонние нормы

      По методу регулирования

      • Обязывающие нормы

        Запрещающие нормы

        Управомочивающие нормы

      По форме закрепления

      • Документально-закрепленные нормы

        Обычные нормы

    4. Принципы международного права: понятие и акты их закрепляющие и конкретизирующие.

    Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

    Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года

    В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

      Принцип неприменения силы и угрозы силой

    Впервые этот принцип был закреплен в п. 4 ст. 2 Устава ОНН, впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

      Принцип разрешения международных споров мирными средствами

    Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН. Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года. Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров.

      Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств

    Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в декларации о принципах международного права 1970 года. Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.

      Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

    В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства.

      Принцип равноправия и самоопределения народов

    Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов

      Принцип суверенного равенства государств

    Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

      Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

    Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, Сог1ласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

      Принцип нерушимости государственных границ

    Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. А далее в декларациях ООН 1970 о принципах и СБСЕ 1975 года.

      Принцип тер11риториальной целостности государств

    Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.

      Принцип уважения прав человека и основных свобод

    Обозначен в преамбуле Устава ОНН и в различных декларациях. Являются внутренним делом государства.

    "

    В современный период в связи с глобализацией международных отношений, усилением экономической и хозяйственной интеграции между государствами повышается роль и значение международного публичного права. На развитие международного права в ХXI веке значительное влияние оказывает научно-техническая революция, в том числе информационная, открывающая огромные возможности для деятельности в самых различных, в том числе и новых сферах, и порождающая новые сложные проблемы в отношениях между государствами.

    На развитие международного права в Х XI значительное влияние оказывает научно-техническая революция, в том числе информационная, открывающая огромные возможности для деятельности в самых различных, в том числе и новых сферах, и порождающих новые сложные проблемы в отношениях между государствами.

    Все эти факторы требуют создания новых норм международного права, а также модернизации старых, поскольку международное право развивалось на протяжении всей истории человечества с тем, чтобы приспособить их к новым условиям.

    Международное право развивалось на протяжении всей истории человечества и будет совершенствоваться и далее, оно напрямую связано с развитием цивилизации.

    Международное право - особая система права, обладающая большой спецификой. Оно является единым, всеобщим и неделимым для всех государств и других его субъектов. Его цель - обеспечить международный правопорядок и сохранить международную законность.

    Международное право является единственным регулятором отношений на межгосударственном уровне, а сейчас и в перспективе можно говорить уже о планетарном уровне, поскольку появляются и будут возникать новые объекты регулирования (например, новые небесные тела, пока урегулирован только правовой статус Луны)

    Можно сформулировать следующее определение международного права: это самостоятельная правовая система, состоящая из отраслей, подотраслей и институтов, содержащих принципы и нормы, комплексно регулирующие очень многообразные международные отношения на высшем уровне, т.е. на уровне государств и иных субъектов международного публичного права на основе межгосударственных договоров и иных его источников.

    Международное право носит координационный, а не соподчиненный характер, поскольку регулирует в первую очередь правоотношения между государствами, обладающими уникальным свойством суверенитета, т.е. независимостью во внешних отношениях и полным территориальным верховенством над своей территорией и в значительной степени отличается от внутригосударственного права. Оно представляет собой общечеловеческую ценность, потому что обеспечивает юридическими средствами всестороннее сотрудничество между всеми его субъектами.

    Международное право носит демократический характер, поскольку его нормы защищают не только права государств, но и народов и индивидов (физических лиц).

    В современный период, по мнению профессора Лукашука И.И., идет процесс становления права международного сообщества - отличительной чертой которого является повышенное внимание к обеспечению интересов международного сообщества в целом.

    Международное право в значительной степени отличается от внутригосударственного права. Ему присущи особый предмет правового регулирования, специфические субъекты, объекты, методы правового регулирования, функции, источники. Механизм правотворчества, в сфере международного права отличается спецификой.

    Предметом правового регулирования международного права являются разнообразные отношения: политические, экономические, культурные, научно - технические и иные, возникающие между государствами и иными его субъектами, такие как: правоотношения по вопросам обеспечения безопасности государств, правоотношения по поводу заключения международных договоров; порядку организации международных конференций; процедуре создания и функционирования международных организаций; правоотношения, касающиеся правового режима государственной территории, государственных границ, территориальных пространств; правоотношения относительно правового статуса внутригосударственных и зарубежных органов внешних сношений; правоотношения по международной защите прав и свобод человека; правоотношения, касающиеся правил и обычаев ведения вооружённых действий и защиты мирного населения в период вооружённых конфликтов; правоотношения по международному сотрудничеству государств в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; а также правоотношения по охране окружающей среды. Первоначально международное право возникло как право, регулирующее преимущественно политические отношения, но в дальнейшем оно всё больше и больше развивалось в сторону регулирования международных экономических отношений, при этом эти экономические отношения становились всё более многообразными. Вначале такие отношения были главным образом торговыми, затем государства стали разрабатывать нормы права, регулирующие международные инвестиционные отношения, международные финансовые отношения, международные валютные отношения, международные налоговые отношения, международные таможенные отношения и т.д. В последние годы предмет правового регулирования международного права ещё более расширился, поскольку оно стало регулировать и различные международно-процессуальные отношения, например, правоотношения по созданию и функционированию органов международной уголовной юстиции: Международного уголовного суда и трибуналов «ad hoc».

    Объектом международного права является все то, по поводу чего его субъекты вступают и могут вступать во взаимные отношения и что урегулировано нормами международного права.

    Нормы международного права создаются самими субъектами на основе согласования их воль, т.е. в результате достижения соглашения, между ними.

    Нарушение норм международного права даёт основание для применения мер международно-правовой ответственности. Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений.

    Норма международного права - это правило поведения, признанное государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

    Методы правового регулирования: в международном праве используются три метода правового регулирования: прямой - материально -правовой, императивный и диспозитивный.

    Главным методом является прямой - материально -правовой. Это такой способ воздействия на правоотношение, при котором нормы права регулируют правоотношение, содержат правило поведения субъектов и дают ответ, как поступить субъекту в конкретной правовой ситуации.

    Императивный метод - такой способ воздействия на правоотношение, при котором нормы права устанавливают четкие конкретные пределы поведения субъектов.

    Диспозитивный метод - такой способ воздействия на правоотношение, при котором в рамках нормы субъекты международного права могут сами определять модель поведения в конкретных отношениях.

    Функциями международного права являются: координирующая, регулирующая, обеспечительная и охранительная.

    Координирующая функция состоит в том, что государства в результате взаимодействия устанавливают для себя определенные стандарты поведения в различных областях межгосударственных отношений.

    Регулирующая функция проявляется в правотворчестве, то есть в принятии и соблюдении государствами международно-правовых норм, устанавливающих правила поведения.

    Охранительная функция состоит в направленности международно-правовых норм на защиту безопасности государств, их территориальной целостности, государственных интересов, прав и свобод граждан.

    Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, связанных единством и относительной самостоятельностью отдельных его частей (отраслей, подотраслей, институтов). Связующими факторами элементов системы являются единые принципы и цели международного права. Системе международного права свойственна характерная для неё структура. Система международного права объединяет различные группы норм, обязательных для его субъектов. Ядро системы образует общее международное право, обязательное для всех государств. Кроме этого, выделяются региональные международные правовые комплексы, регулирующие отношения между государствами определенных географических районов. Значительное количество норм регулирует двусторонние отношения. Система международного права - сложное явление, находящееся в процессе постоянного развития.

    Система международного права отличается тем, что в её состав входят старейшие, новые и новейшие институты, подотрасли и отрасли, причем больше всего составных элементов представляют отрасли. Одни отрасли и институты возникли в древности (например, институт международного договора, институт неприкосновенности посла; международное морское право); другие появились в ХХв. (отрасль международного космического права, отрасль международного экономического права и другие); отдельные отрасли и подотрасли находятся в стадии становления (отрасль международного процессуального права, подотрасль международного налогового права, подотрасль международного таможенного права и другие).

    В системе международного права выделяются общая и особенная части. Общая часть - это общие фундаментальные теоретические положения, категории и институты, которые лежат в основе конкретных отраслей, подотраслей и институтов особенной части международного права.

    Общая часть: а) институты:

    1) Понятие, сущность, система международного права; 2) источники международного права; 3) субъекты международного права; 4) Соотношение международного и национального права; 5) Основные принципы международного права; 6) Ответственность в международном праве.

    б) отрасли общей части:

    1) Право международных договоров (перенесен из особенной части в общую, т.к. договор - главный источник международного права).Договоры регулируют отношения в каждой отрасли, подотрасли, институте международного права.

    2) Право внешних сношений (это название отрасли ввел Сандровский К.К.). Раньше было название «Дипломатическое и консульское право», но оно составляет лишь часть более общего «Права внешних сношений».

    Особенная часть:

    а) институты:

    1) Международное право прав человека (некоторые учебники именуют международным гуманитарным правом. 2)Территория и другие пространства; 3) Мирные средства разрешения международных споров.

    б)отрасли: 1) Право международной безопасности; 2) Международное морское право; 3) Международное воздушное право; 4) Международное космическое право; 5) Международное экономическое право.

    В её рамках выделяют подотрасли международного экономического права: а)Международное торговое право; б) Международное инвестиционное право; в)Международное финансовое право.

    Разные ученые называют по иному, например, международное валютное право. Представляется необходимым различать международное финансовое право от международного валютного права. Можно выделить подотрасли, находящиеся в стадии становления: а) Международное таможенное; б) Международное налоговое; в) Международное миграционное право г) Международное право взаимопомощи; д) Международное туристское право; е) Международное транспортное право;

    Очень важным остаётся вопрос о соотношении международного и национального права. Западная наука международного права в вопросе соотношения международного и национального права выработала две основные концепции: дуалистическую и монистическую. Представители дуалистического подхода (немецкий юрист Трипель, итальянский юрист Д. Анцилотти, английский юрист Л.Оппенгейм) рассматривали международное и национальное право как самостоятельные правовые системы, относящиеся к различным правопорядкам и не находящиеся в соподчиненности. Сторонники дуалистической концепции подчеркивали их различие и независимость друг от друга. Подход советской и постсоветской доктрины международного права был и остается, по существу, дуалистическим, так как международное и внутригосударственное право рассматриваются как самостоятельные правовые системы. Суть монистической концепции состоит в признании единства этих двух правовых систем. Международное и внутригосударственное право квалифицируются как части единой правовой системы. Сторонники монистической концепции также не отличались единством взглядов. Одни исходили из примата внутригосударственного права над международным, другие - из верховенства международного права над национальным. Сторонники концепции примата внутригосударственного права над международным находились главным образом под влиянием теории Гегеля, который считал что «государство есть абсолютная власть на земле» и эта власть дает право изменять по своей воле не только внутригосударственное, но и международное право. Представители этого подхода (А.Цорн, В.Даневский, В.Кауфман и другие) рассматривали международное право как -сумму внешнегосударственных прав различных государства. На сегодняшний день эта теория не имеет широкой поддержки. В настоящее время подавляющее большинство сторонников монистической теории придерживается мнения о верховенстве международного права над внутригосударственным. Причем сторонники радикального монизма (немецкий ученый Г.Кельзен) исходят из существования одной системы права с «высшим правопорядком» (международное право) и «подчиненными» национальными правопорядками. Г.Кельзен полагал, что нормы этой единой системы права находятся в иерархии зависимости. Нижние ступеньки этой иерархической лестницы - решения суда и административных органов - зависят от всех вышестоящих норм права, верхние ступеньки - международно-правовые нормы - не зависят ни от какой юридической нормы. Как сторонники примата внутригосударственного права над международным, так и приверженцы верховенства международного права над национальным противопоставляют международное право такой объективной реальности, как принцип государственного суверенитета. Если у сторонников примата внутригосударственного права такое противопоставление ведет к отрицанию международного права, то у радикальных приверженцев монистической теории оно ведет к отрицанию суверенитета. Но государственный суверенитет и международное право предполагают взаимодействие. Отрицание одного означает и отрицание другого. Сторонники примата международного права, отрицая суверенитет, на самом деле пытаются заменить международное право правом мирового государства, т.е., по существу, отрицают реально существующее международное право как право, прежде всего, межгосударственное. В современных международных отношениях (начиная с конца Второй мировой войны) признание рядом ученых верховенства международного права над внутригосударственным связано с выдвижением ими идеи полного отказа от государственного суверенитета и создания мирового государства и мирового правительства. Если влияние норм внутригосударственного права на международное можно назвать первичным, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может признавать принцип преимущественного значения норм международного права. Этот принцип получил выражение в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., согласно которой участник договора «не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Под соотношением международного и внутригосударственного права в теории международного права обычно понимают, во-первых, соотношение силы, применяемой в отношении других государств, и внутригосударственных норм и, во-вторых, взаимодействие международного и национального права в процессе создания норм международного права и норм национального законодательства. Можно выделить три главных аспекта проблемы соотношения международного и внутригосударственного права.

    Первый аспект - влияние внутригосударственного права отдельных государств на образование и развитие принципов и норм международного права и влияние международного права на образование и развитие принципов и норм внутригосударственного права отдельных государств, иначе говоря, фактическое взаимодействие международного и национального права.

    Второй аспект - юридическая сила норм международного права, когда речь идет о правовом регулировании отношений, совершающихся внутри государства, и юридическая сила внутригосударственного права, когда речь идет о правовом регулировании международных отношений, т.е. о вопросах формально юридических способов применения норм международного права на территории государства и норм внутригосударственного права за пределами разработавшего их государства, в частности, вопросов рецепции норм одной правовой системы в другую правовую систему, трансформации норм одной правовой системы в другую и т.д.

    Наконец, третий, главный аспект общей проблемы соотношения международного и внутригосударственного права - коллизии норм внутригосударственного и норм международного права и пути предупреждения и разрешения таких коллизий. С этим аспектом неразрывно связан анализ выдвигаемых как в теории, так и на практике положений о примате международного права над внутригосударственным, или о примате национального права над международным, или, наконец, о юридическом равенстве международного и национального права.

    В международном праве используются 3 модели систематизации норм права:

    I . Простая систематизация, т.е. расположение норм по какому-либо признаку. Она проводилась, главным образом, в прошлые века.

    II Кодификация - (более усложненная юридическая техника чем просто систематизация). В ходе её устраняются устаревшие нормы, обогащается содержание действующих норм, они наполняются более прогрессивным и демократическим содержанием, происходит разработка новых норм, отвечающих объективным реалиям современного периода. Пример успешной кодификации: кодификация «Права международных договоров» (2 Конвенции 1969 и 1985 гг.) кодификация «Международного морского права» (Конвенция ООН по международному морскому праву 1982 года.)

    III . Прогрессивное развитие - это разработка новых институтов, отраслей и подотраслей международного права (международное экономическое право, международное инвестиционное право и т.д.). Так, в рамках Международного экономического права были выделены новые подотрасли - Международное торговое право, Международное финансовое право и другие).

      Понятие международного права. Предмет регулирования международного права.

      Основные черты современного международного права.

      Система международного права. Международное публичное право и международное частное право.

    1. Понятие международного права

    Международное право - это комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем заключения соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

    Прообразом международного права является сложившийся в римском праве термин jus gentium («право народов»). Но реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным образом государствами как суверенными политическими организациями, и ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств.

    Монистическая теория, дуалистическая теория.

    Международное право как особая правовая система

    В отечественной науке сложилась характеристика международного права как особой правовой системы. Имеется в виду реальное сосуществование двух правовых систем: правовой системы государства (внутригосударственной правовой системы) и правовой системы межгосударственного общения (международно-правовой системы).

    В основе разграничения лежит, прежде всего, метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства, международное право - в процессе согласования интересов различных государств.

    Существенное значение имеет и предмет правового регулирования : у внутригосударственного права это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права это преимущественно межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо международного сообщества государств в целом.

    Итак, в принятом понимании международное право - это самостоятельная правовая система. Согласно же ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Таким образом, в конституционной трактовке принятые Российской Федерацией международно-правовые нормы - это составная часть правовой системы государства.

    Как разрешить это разноречие? Дело в том, очевидно, что формулировка Конституции исходит из широкой трактовки правовой системы, не ограничивая ее совокупностью юридических норм, т. е. правом, если иметь в виду сложившуюся терминологию.

    В юридической литературе есть попытки усеченного восприятия и ограничительного толкования ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» применительно; к отдельным отраслям, которые будто бы в силу своей специфики не допускают прямого действия международно-правовых норм и их приоритетного применения в случаях расхождения с нормами соответствующих законов. Наиболее распространенным стал такой подход к уголовному законодательству, что обусловлено тем, что Уголовный кодекс РФ, как сказано в ч. 2 ст. 1, лишь «основывается» на нормах международного; права, и тем, что в нем отсутствует положение о применении правил международного договора в случаях иного, чем в УК РФ, регулирования.

    Не согласуется такой подход с проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. В этом документе, одобренном Комиссией международного права ООН и ожидающем конвенционного воплощения, принцип уголовной ответственности выражен достаточно четко: «Преступления против мира и безопасности человечества являются преступлениями по международному праву и наказываются как таковые, вне зависимости от того, наказуемы ли они по внутригосударственному праву» (п. 2 ст. 1).

    Такое положения исходит из того, что Комиссия по международному праву ООН признала общий принцип прямой применимости международного права в отношении личной ответственности и наказания за преступления по международному праву.

    В теории разработаны аргументы в пользу концепции разграничения создаваемого государством права, т.е. внутригосударственного, национального права, и применяемого государством и в государстве права. Второй комплекс значительно шире и сложнее первого, ибо наряду с собственным правом государства он охватывает те находящиеся за рамками национального права нормы, которые подлежат применению или же могут быть применены в сфере внутригосударственной юрисдикции. Имеются в виду нормы межгосударственного права, принятые государством и предназначенные для внутреннего регулирования, и нормы иностранного права, применение которых в предусмотренных ситуациях допускается отдельными законами и международными договорами.

    Предмет регулирования международного права

    Отношения, регулируемые международным правом, определяют международные правоотношения, которые включают отношения :

    а) между государствами - двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;

    б) между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях;

    в) между государствами и государствоподобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;

    г) между международными межправительственными организациями.

    Все названные виды отношений можно в конечном счете квалифицировать как межгосударственные отношения, поскольку каждая международная межправительственная организация - это форма объединения государств. Политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство, а государствоподобное образование обладает рядом признаков государства.

    Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера - между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения «с иностранным элементом» или «с международным элементом»), а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.

    В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.

    При рассмотрении международных межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом.

    Утверждается, что нормы международного права обязывают государство в целом, а не отдельные его органы и должностные лица, а компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответственных за обеспечение выполнения международных обязательств, регулируются нормами внутригосударственного права. Здесь необходимо уточнение: нормы международного права не только обязывают, но и предоставляют правомочия, т. е. управомочивают. Что же касается существа проблемы, то в реальной международно-правовой практике адресатом этих норм становится не только само государство. Многие международные договоры напрямую формулируют права и обязанности вполне определенных государственных органов и даже должностных лиц, указывают вполне конкретных исполнителей договорных норм, именно на них непосредственно возлагая ответственность за реализацию обязательств. Более того, существуют международные договоры, отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам и различным учреждениям (юридическим лицам) как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых договорными нормами.

    Международное право существует как бы в двух измерениях и поэтому может быть охарактеризовано в двух аспектах .(1) Оно сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества. Соответственно такой подход предопределяет понимание международного права как регулятора международных отношений, внешнеполитических действий государств как правового комплекса, существующего в межгосударственной системе и только в ней.

    (2) Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характеристика международного права как составной части формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом правовые системы государств, т. е. внутригосударственные, национальные правовые системы. Имеется в виду согласование, взаимодействие, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании и внутригосударственных отношений, непосредственно применяются в сфере правовой системы государства.

    Исторически сложилось разграничение двух категорий - международного публичного права и международного частного права. Международное публичное право – это регулятор межгосударственных отношений. К международному частному праву традиционно относят правила поведения и взаимоотношений участников международных отношений негосударственного характера, имея в виду прежде всего частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Такие правила содержатся как во внутреннем праве государств, под юрисдикцией которых находятся соответствующие физические и юридические лица, так и в международных договорах и международных обычаях.