Свой стиль

Виды деятельности человека и их формы. Тема

Физический труд – выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую истатическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в сутки и более.Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

Деятельность понимается как проявление активности человека, в какой либо сфере его существования.В процессе деятельности про­исходит взаимодействие с окружающей средой. В отличие от жи­вотных человек не только приспосабливается к окружающей сре­де, но и стремится преобразовать ее. Действия животных, связан­ные с добыванием пищи, витьем гнезд, воспитанием детенышей и т.д., основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт предшественников, обдумывает свои поступки, прогнозирует их последствия. Таким образом, человеческая деятельность основана на предварительном осмыслении всех ее этапов. В связи с этим вы­деляют такую разновидность деятельности, как мыслительную.

Субъектом деятельности , т.е. тем, кто се осуществляет, явля­ются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект , в качестве которого могут выступать различные предметы как ес­тественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми. Так, из руды производят металл, из глины - посуду, из кирпичей - дом. Фермер обраба­тывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культу­ры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.

Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители инфор­мации (книги, телевидение, компьютеры и др.). Причем многие орудия приспособлены только к определенному виду человече­ской деятельности.

Субъект, объект и орудие деятельности представляют и сово­купности ее структуру . Деятельность не может быть полноценной без какого-либо элемента ее структуры. Отсутствие объекта делает любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев нельзя добиться ожидаемого результата «голыми руками» - необходимо использовать те или иные орудия. А без субъекта деятельность вообще невозможна.

Деятельность имеет целенаправленный характер. Постановка цели деятельности активизирует стремление человека добиться желаемого результата. Цель - это мысленная модель будущего ре­зультата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности. Цель может быть сформулирована в устной или письменной фор­ме, выражаться графически, содержаться в сознании человека, но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет добиться. В то же время, цель должна быть реальной. Можно поста­вить цель изобрести вечный двигатель, слетать на луну, найти клад, стать президентом и т.д., но такие желания могут не совпа­дать с реальными условиями окружающею мира и возможностя­ми самого человека. Несомненно, желание добиться чего-либо имеет огромное значение для достижения цели деятельности. Од­нако часто бывает, что одною желания оказывается недостаточно. Успех в достижении цели во многом зависит от средств. Средства­ми могут быть орудия труда, материалы, знания, опыт, конкрет­ные действия человека на пути к поставленной цели. Причем сред­ства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого доста­точно лопаты, то для рытья котлована надо использовать экскава­тор. Можно идти несколько часов до места назначения пешком, а можно за несколько минут доехать на машине.

Если в качестве средств выступают действия человека, то они не должны ущемлять интересы других людей. Допустим, человек поставил перед собой цель приобрести автомобиль. Он может вы­брать два пути. Первый - купить автомобиль, второй - его ук­расть. В обоих случаях цель приобретения автомобиля будет дос­тигнута. Но кража автомобиля нарушает права его законного владельца и, кроме тою, является уголовным преступлением. Добиться служебного повышения можно упорным трудом, а можно путем устранения соперников с помощью интриг и клеветы. Но даже если интриги вам помогут, и вы займете высокую должность, в пазах сослуживцев вы будете нечестным человеком, с которым не стоит иметь дела. Таким образом, действуя по принципу «цель оправдывает средства», субъект наносит вред окружающим и создает проблемы для себя.

Деятельность не представляет собой однородного процесса. Чтобы подготовить домашнее задание, ученик читает учебник, отвечает на вопросы к параграфу, выполняет задание в тетради и I. д. Таким образом, он совершает ряд последовательных действий , которые в конечном итоге приводят его к достижению поставлен­ном цели - выполнению домашнего задания.

Одинаковые виды деятельности разные люди выполняют по­ра тому. Внешние проявления деятельности называются поведе­нием . В поведении отражается отношение человека к окружающим людям. Один человек уважителен с людьми, другой - надменен. Кто-то ответственно относятся к выполнению работы, а кто-то отлынивает. От чего же зависит поведение человека? Как определить, плохое оно или хорошее? Критерием оценки поведения слу­жат правила, установленные в обществе. Если повеление не соот­ветствует этим нормам, оно осуждается членами общества.

Важную роль в осуществлении деятельности играет ее мотива­ция, т. е. то, что побуждает человека действовать. Мотивом называ­ют осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия. Побудительными причина­ми могут быть как материальные, так и нематериальные условия жизни человека. Ощущение недостатка в чем-либо, материальный и духовный дискомфорт активизируют деятельность человека. Мо­тивом в этом случае выступают потребности - осознаваемая и пе­реживаемая человеком зависимость от условий его существования . Появлениеощущения неудовлетворенности вынуждает человека проявлять активность с целью вернуться в состояние равновесия, что и происходит после удовлетворения потребности.

Классификацию потребностей предложил американский пси­холог Абрахам Маслоу (1908-1970). Он расположил потребности в иерархическом порядке от низших к высшим. К низшим (или первичным, врожденным) Маслоу отнес физиологические по­требности и потребности в безопасности, а к высшим (или вто­ричным, приобретенным) - социальные, престижные и духов­ные потребности.

Физиологические (витальные, т.е. связанные с сохранением че­ловеческой жизни) потребности возникают у человека с рожде­ния. Он нуждается в еде, сне, тепле. Потребность в воспроизвод­стве человека, рождении детей тоже относят к физиологическим, а точнее, к сексуальным потребностям.

Потребности в безопасности (экзистенциональные) выражаются в стремлении человека защитить свою жизнь и жизнь своих близ­ких от каких-либо посягательств, избежать насилия, сохранить здоровье, быть уверенным в завтрашнем дне. Последнее касается не только физической безопасности, но и экономических основ существования - достойного уровня жизни, социальных гаран­тий и т.д.

Социальные потребности реализуются в процессе общения лю­дей. Человек не может жить вне социума. Он взаимодействует с другими людьми дома, в школе, на работе и т.д. Он нуждается в любви, дружбе, заботе со стороны окружающих и сам готов отве­чать им тем же.

Престижные потребности выражаются в желании человека выделиться среди окружающих. Он стремится лучше учиться, по­лучить престижную работу, продвинуться по служебной лестнице. В удовлетворении престижных потребностей большую роль игра­ют самооценка человека, стремление к достижению успеха, со­поставление целей и реальных возможностей их достижения. По­этому такие потребности называют еще эгоистическими.

Духовные потребности связаны с творческой активностью че­ловека, стремлением его к самореализации. Они многогранны и зависят от ряда факторов. Одни люди удовлетворяют свои духов­ные потребности путем просмотра телевизионных программ, другие ходят в кино, театры, музеи, третьи создают произведения лите­ратуры и искусства.

Первичные потребности уравнивают человека с животными. Потребности в пище, сне, безопасности часто проявляются у людей на уровне инстинктов. Но в отличие от животных первичные по­требности человека социальны. Он может отдать последний кусок хлеба нуждающемуся, не сомкнуть глаз у постели больного. Исто­рия знает немало случаев самопожертвования, когда люди шли па смерть ради жизни близких, свободы своего народа. Потреб­ность в еде мы можем удовлетворить, проглотив бутерброд, а можем накрыть хорошо сервированный стол, зажечь свечи, вклю­чить приятную музыку.

Первичные потребности присуши в той или иной степени всем людям. Вторичные же проявляются не у всех. Кто-то любит шум­ные компании, всегда готов поддержать беседу, кто-то замкнут и общается только по необходимости в школе или на работе, потому, что этого общения ему просто не избежать. Одни люди рвутся вперед, стремятся стать лидерами в компании, руководителями на работе. Другие, заняв определенное положение в обществе, останавливаются на достигнутом, оставив намерения продолжать карьеру.

Социологи доказали, что человека к действию побуждают только неудовлетворенные потребности . Если мы хотим есть, мы будем искать возможность удовлетворить чувство голода. Если мы захо-1им пообщаться с друзьями, мы встретимся с ними. Если мы хотим подняться по служебной лестнице, мы стремимся получить новые знания, перенять опыт, ответственно выполнять поруче­ния начальника.

В то же время мы не можем приступить к удовлетворению пре­стижных потребностей, если не удовлетворены социальные, а социальные не будут актуальны без удовлетворения первичных Потребностей. Ведь голодный человек больше будет думать о поис­ке пищи, чем об общении и карьере. В этом в полной мере проявляется принцип иерархии потребностей.

Исключение из этого правила составляют в некоторых случаях духовные потребности. Испытывая недостаток в пище, тепле, общении, человек, тем не менее, тянется к прекрасному. Он читает книги, слушает музыку, следит за происходящими в стране и мире событиями. В истории встречается немало примеров, когда творческие личности, живя в бедности, создавали бессмертные произведения литературы и искусства. С другой стороны, среди матсриально обеспеченных людей встречаются такие, которые не заботятся о своем духовном развитии, тратя свои силы в погоне за карьерным успехом и деньгами. Таким образом, духовная сфера развивается независимо от материального благосостояния человека.

В удовлетворении потребностей, так же как и в процессе всей своей деятельности, человек ориентируется на систему ценностей и идеалов , принятых в обществе. Это могут быть представления о счастье и смысле жизни, понятия чести, долга, добра и справед­ливости (ценности межличностного общения), вопросы престиж­ности материального и служебного положения, демократические права и свободы, ценности морального характера. Система цен­ностей формируется в обществе постепенно. Общество отбрасы­вает чуждые ему отношения и встает на защиту положительных явлений, превращая их в ценности и идеалы, закрепленные в раз­ного рода нормах (правилах поведения) - моральных, этичес­ких, корпоративных, правовых и т.д.

Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества. В связи с этим выделяют несколько видов деятельности . Прежде всего деятельность можно разделить на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразо­вание окружающего мира. В зависимости от объекта воздействия практическую деятельность делят на материально-производствен­ную , изменяющую природу, и социальную, влияющую на обще­ство. Духовная деятельность связана с сознанием человека. Она состоит из познавательной деятельности, проявляющейся в осо­знании всех элементов окружающего мира, оценочной деятель­ности, в ходе которой определяются приоритеты, все явления рассматриваются с положительной или отрицательной стороны, и прогностической деятельности, связанной с рассмотрением возможных вариантов развития и планированием своих действий. В зависимости от результатов деятельность можно разделить на созидательную и разрушительную . Большинство достижений че­ловечества есть результат его созидательной деятельности. Но мно­гие из этих достижений погибли во время войн и революций, которые были проявлениями разрушительной деятельности. В то же время возникает вопрос, с какой позиции следует рассматри­вать создание новых видов военной техники. С точки зрения науч­но-технического развития это, несомненно, проявление созида­тельной деятельности, в ходе которой создается что-то новое. Но военная техника изначально нацелена на разрушение. И поэтому возникает противоречие в оценке этого вида человеческой дея­тельности,

В зависимости от форм деятельности выделяют трудовую, досуговую, образовательную, творческую, научную, политическую, препо­давательскую и другую деятельность.

Высшей формой деятельности человека выступает творчество , напрямую связанное с духовными потребностями. В результате творческой деятельности создаются новые, ранее не существо­вавшие культурные ценности. Элементы творчества встречаются почти в каждом виде человеческой деятельности. Однако наибо­лее ярко они проявляются в науке и искусстве. Основу творче­ства составляет замысел, т.е. постановка проблемы, обозначение этапов работы. Осознанная творцом идея аккумулируется в его воображении, побуждая к конкретным шагам для ее реализации. По достижении результата автор оценивает новизну своего про­изведения и его практическую значимость. Причем результат твор­ческой деятельности должен быть признан обществом. На практи­ке бывали случаи, когда признание достижений затягивалось на долгие годы и даже столетия. Вспомним хотя бы Коперника и Бруно.

Не только процесс создания человеком нового, но и принятие обществом его работы дает ему стимул к новым достижениям и открытиям. Таким образом, творчество позволяет наиболее полно раскрыть способности человека, обеспечить его самореализацию.

Вопросы и задания

1. В чем заключается деятельность человека? Чем она отличается от действий животных?

2. Охарактеризуйте субъект, объект, орудия деятельности. Приведите их примеры из реальной жизни,

3. Как взаимосвязаны цель и средства деятельности?

4. Что такое поведение? Каковы его критерии?

5. Какую роль в деятельности играет мотив?

6. Какие потребности бывают у человека? Что такое иерархия потреб­ностей?

7. Определите соотношение первичных и вторичных потребностей.
Почему побуждающей к действию силой обладают только неудовлетво­ренные потребности?

8. В чем особенность духовных потребностей? Почему они часто не зависят от других видов потребностей?

9. Какие ценности и идеалы существуют и современном обществе? И чем состоят ваши ценности и идеалы?

10. Какие вилы деятельности вы знаете? В чем состоит особенность творческой деятельности?

11. Прочтите приведенные ниже высказывания. Что говорят авторы о соотношении целей и средств деятельности?Выскажите свое мнение.

А. И. Герцен: «Животное полагает, что все его дело - жить, а человек лишь принимает только за возможность что-нибудь делать».

Л.Дидро: «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна».

И.Гете: «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, в силу чего из всей деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремятся».

Светоний: «Тех, кто домогался малых выгод ценою больших опасно­стей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крю­чок: оторвись крючок - и никакой улов не возместит потери».

И.Гёте: «Поведение - это зеркало, н котором каждый показывает свой лик».

М. Вебер: «Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достиже­ние "хороших" целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или, по мень­шей мере, опасных средств и с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий; и ни одна этика в мире не может сказать, когда и в каком объеме этически положительная цель "освящает" эти­чески опасные средства и побочные следствия».


В зависимости от цели, содержания и форм различают три основных вида деятельности: игру, обучение и труд. Человеку независимо от возраста присущи все три разновидности деятельности, однако в разные периоды жизни они проявляются по-разному за целью, содержанием, формой и значением. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в школьном - обучение, а в зрелом - труд.

Игра и обучение присущи и людям, и животным. Однако у животных основой этих видов деятельности является инстинкты, а у человека они обусловлены социальными условиями жизни, отличаются качественно, значительно сложнее и богаче по содержанию и форме.

Труд за природой и содержанием - общественно-историческое явление. В процессе работы возникла и развилась человек как сознательная социальное существо. Характерная особенность всех разновидностей человеческой деятельности в том, что чаще всего они связаны с речевой деятельностью. Последняя способствует развитию содержания и форм всех видов деятельности, их целеустремленности и мотивации.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это такой вид деятельности, продуктом которой является сам ее процесс.

Основная форма проявления активности ребенка дошкольного возраста - игровая деятельность - является одновременно основным средством познания ней внешнего мира, отражение его в форме ощущений, восприятий, представлений и т.д. Но она отличается от учебы и труда. В игре ребенок увлекается в основном процессом, который вызывает у нее удовольствие. Как только интерес к игре пропадает, ребенок прекращает ее.

В играх маленьких детей цели не бывают устойчивыми. Это проявляется в том, что маленькие дети теряют цели в игре и легко переходят от одной игры к другой. Но в процессе развития и воспитания целеустремленность игровой деятельности детей растет, цели в играх приобретают более устойчивого характера. Справедливо отмечают, что игра - это школа мысли, чувств и воли. В играх не только проявляются, но и формируются все психические процессы и свойства детей, наблюдательность, внимательность, вдумчивость, настойчивость, смелость, решительность, умение, навыки, способности. В игровой деятельности происходит не только психическое, но и физическое развитие детей, развиваются физическая сила, ловкость, скорость и точность движений. В играх формируются все качества личности ребенка, в частности такие моральные качества, как коллективизм, дружба, товарищество, правдивость, честность и тому подобное. Поэтому игры дошкольников играют важную роль в подготовке их к школьному обучению.

В школьном возрасте игра имеет более сложный и цілеспрямованіший характер. У школьников преобладают дидактические игры, в которых ярко проявляется цель: успешно провести игру, победить партнера, развить в себе соответствующие физические и умственные свойства. В подростковом и юношеском возрасте могут возникнуть вредные привычки, например, к азартным играм. Привлечение детей к занятиям спортом, к интересных дел станет важным средством предотвращения захвата вредными играми.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это такой вид деятельности, продуктом которой являются знания, навыки и умения.

Обучение - основной вид деятельности детей школьного возраста; активная, сознательная и целенаправленная деятельность, которая заключается в усвоении знаний, выработанных человечеством, с целью подготовки детей к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Обучение не ограничивается школьным возрастом. Человек учится всю жизнь. До этого ее побуждают развитие науки, техники, общественной жизни. Научно-технический и социальный прогресс, который присущ XX веку, требует значительного пополнения и перестройки систем общеобразовательных и специальных профессиональных знаний, полученных в средней школе и профессионально-технических учебных заведениях.

  • воздействие, направленное на повышение учебной активности людей, стимулирование ответственного, заинтересованного отношения к выполнению учебных заданий, а также ориентация учебной работы на достижение конкретных целей (постановка учебных задач);
  • передачи сообщения информации (рассказ, разъяснения, показ, демонстрация);
  • контроль и оценка результатов деятельности - знаний, навыков и умений.
  • Учебная деятельность является одним из аспектов педагогического взаимодействия, своеобразным показателем целесообразности педагогических приемов руководителя. Учебная деятельность имеет тот же предмет, что и педагогическая деятельность, личность, которая учится, ту же цель - приобретение знаний, навыков, умений и достижения других полезных результатов.
  • Учебная деятельность состоит из учебных действий, каждая из которых представляет собой определенную форму познавательно-практической активности, решения определенной части учебного задания. Все учебные действия делятся на четыре основные группы:
  • сенсорно-перцептивные, связанные с получением учебной информации (зрительное наблюдения в процессе показа, слушания рассказы и лекции, стремление выделить и зафиксировать признаки исследуемого объекта и т.п.);
  • умственные учебные действия, которые необходимы для самостоятельного решения учебных задач и получения такой учебной информации, которая является результатом умственного проработки, осмысления уже имеющихся знаний;
  • комплексные практические действия, которые заключаются в том, что вместе с внутренней познавательной (умственной) активностью одновременно выполняют практические действия (движения): отрабатывают тот или иной прием, выполняют ремонт, разборка и сборка механизмов, радиотехнических средств и т.п.;
  • мнемонические учебные действия, которые обеспечивают закрепление и длительное сохранение полученного различными способами учебной информации. Они обычно не являются самостоятельными, а органично сочетаются с предыдущими.

В процессе обучения его цели постепенно усложняются, но в то же время дифференцируются. Наряду с общеобразовательными целями появляются практические - подготовка детей к жизни, усвоение практических знаний, навыков и умений. На почве общеобразовательных знаний осуществляются политехническое обучение и профессиональное образование. Общее образование (знание языка, математики, физики, химии, биологии, истории) становится все более востребованной для профессионального образования, подготовки творческих специалистов.

Успешное обучение детей в школе в большой степени зависит от осознания цели обучения и мотивов, которыми они руководствуются. В обучении заметно актуализируется социальная и познавательная мотивация: первая - через осознание роли и необходимости знаний для жизни и труда, вторая - в отношении к содержанию знаний, в заинтересованы ними. Мотивы обучения тесно связаны с работой. Труд обуславливает потребность в знаниях, в ней формируются общие и специальные способности человека. Общественная мотивация учеником своего обучения в наибольшей степени способствует глубокому усвоению знаний.

Важным условием успеха в овладении знаниями является готовность и подготовленности ученика к обучению. Готовность ученика к обучению - в его психологической готовности к этому, в желании и умении учиться, в наличии у него необходимого для этого развития. Умение учиться проявляется в том, что ребенок понимает объяснения учителя и руководствуется ими, выполняя задания, самостоятельно выполняет эти задачи, контролирует себя в соответствии с указаниями учителя и правил, а не за тем, как выполнил задание некто другой. Ученики, которые проявляют самостоятельность в обучении, лучше усваивают знания и успешнее развиваются.

Подготовленность ученика к обучению проявляется в конкретных знаниях, навыках и умениях, необходимых для усвоения учебного материала. Поэтому важно готовить детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе не только психологически, но и из конкретных разновидностей знаков счета, языка, представлений о природе и обществе.

Обучение в школе требует от ученика организованности и дисциплины, ежедневной систематической работы. Этим учебная деятельность школьника отличается от игровой деятельности дошкольника и приближается к трудовой деятельности.

Усвоение учащимися знаний зависит от их активности в обучении. Обучение связано с развитием личности. Учась, ребенок развивается, а развиваясь, приобретает новые возможности - понимать и усваивать сложные знания. Успешнее ребенок развивается тогда, когда в процессе обучения активизируется ее учебная самостоятельность, когда ребенок становится субъектом, а не объектом обучения, то есть умеет ставить перед собой учебные задачи и пытается успешно решать их. В развитии личности чрезвычайно важную роль играет активизация мыслительной деятельности, а не только внимания, восприятия, памяти, воображения. Как показали исследования проблемы обучения, еврична и программируемая построение процесса обучения, комментирование содержания учебных задач, решение учебных задач по каждому предмету, доведение способствуют преодолению конкретизму в мыслительной деятельности и успешному умственном развитии.

ТРУД - сознательная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ. Она является необходимым условием существования и развития человека.

Приводя в движение имеющиеся у нее естественные органы и силы, человек изготавливает орудия труда и с их помощью видоизменяет материал природы, придает ему форму, пригодную для собственной жизни, удовлетворения их разнообразных потребностей.

От поколения к поколению работа становилась все более разнообразной, более совершенной, різнобічнішою. К охоты и скотоводства добавились земледелие, потом прядение, ткачество, обработка металлов, гончарный ремесло, судоходство.

Труд - это живое единство физического и психического. В процессе труда активизируются и оказываются различные физические и психические свойства человека. В зависимости от содержания труда ее психические компоненты приобретают определенных особенностей. Деятельность слесаря, тракториста, учителя или композитора требует специфических психических качеств. Но есть психические качества личности, общие для всех видов трудовой деятельности, хотя они и оказываются в каждом ее разнообразии по-разному.

Первое и необходимое условие любой труда - наличие цели: создать определенный продукт.

Характерная особенность работы в том, что человек предполагает ее результаты, представляет себе материал, который при этом будет использовано, определяет способы и последовательность своих действий. Этим ее трудовые действия отличаются от працеподібних действий животных. Прежде чем строить нечто, человек создает в своем воображении образ того, что будет делать. В конце процесса труда получается результат, который еще до начала существовал в воображении человека. Что сложнее трудовое задание, тем выше требования ставит его выполнения к психики человека.

Труд требует соответствующей подготовки. Знаний, навыков и умений работать приобретают на протяжении обучения и предварительного обучения. Чтобы освоить определенные специальности, необходимо после окончания средней школы учиться в высшей школе. Много времени требуется также для овладение производственными специальностям высокой квалификации.

В труде человека оказываются ее внимательность, наблюдательность, воображение и мышление. Особенно важны эти качества тогда, когда перед человеком встает новое для нее трудовое задание, когда она ищет новых, более совершенных способов его выполнения.

Труд требует напряжения физических и умственных сил, преодоления трудностей, самообладание и других волевых качеств. Целенаправленная воля нужна и в физическом, и в умственном труде на протяжении всего времени ее выполнения. Особенно она необходима тогда, когда труд не увлекает за содержанием или способами выполнения. Труд является источником разнообразных эмоций человека. В процессе работы человек переживает успехи и неудачи. В случае положительного отношения к труду эти переживания побуждают ее к еще большего напряжения.

Успех труда человека зависит от ясности цели, которую он ставит перед собой, от зрелости мотивов, побуждающих ее работать, и связанного с ними отношения к трудовых обязанностей, от соответствия ее способностей, общей и специальной подготовки требованиям труда. Очень важную роль в работе играют такие индивидуально-психологические качества человека, как аккуратность и дисциплинированность.

В процессе общественно-исторического развития человеческой жизни возникла огромное количество видов труда.

Разнообразие видов человеческого труда разделяют на труд физическую и умственную. К физического труда относятся различные виды производственной и технической деятельности. Предметом ее является материал, который дает природа и который обрабатывают с помощью разнообразных орудий. Физический труд требует определенного использования физических сил человека, напряжение ее мышечной системы. Результатом такой работы являются материальные продукты, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Результат умственного труда - это образы, мысли, идеи, проекты, знания, воплощенные в материальные формы существования (литературные и музыкальные произведения, рисунки, резьбы и т.д.).

Физическая и умственная работа охватывает огромное количество различных профессий и специальностей.

Творческая деятельность. Будь-яка физическая и умственная работа при определенных общественных условиях может стать творческой деятельностью.

В различных видах труда творчество имеет определенные особенности, обусловленные содержанием и характером деятельности, ее обстоятельствами и индивидуальными чертами работника. В то же время всем видам творческой деятельности присущи общие черты.

Творческая деятельность обусловлена потребностями общества. Осознание этих потребностей является источником различных замыслов, идей, проектов. Начинается творческая деятельность с возникновения определенного замысла, в частности: изменить методы, приемы работы в той или иной отрасли, создать новое орудие, сконструировать новую машину, осуществить определенный научный эксперимент, написать художественное произведение, создать музыкальную пьесу, нарисовать картину.

Для осуществления творческого замысла нужна подготовительная работа - учет его содержания, выяснение деталей, путей его реализации и сбор необходимых материалов. Такая подготовительная работа свойственна творчества конструктора-изобретателя, ученого, писателя, художника. Она часто бывает продолжительной. Известно, что Ч. Дарвин более 30 лет собирал научные материалы для написания своего труда «Происхождение видов».

После подготовительной работы происходит реализация творческого замысла, которая так же может занять разное время в зависимости от содержания задания, его сложности, подготовки личности и условий творческого труда.

Осуществление творческого замысла - большая и напряженная работа, которая требует участия и подъема всех сил человека, максимальной сосредоточенности ее сознания на предмете творчества. Эта сосредоточенность бывает настолько высокой, что работник, захваченный задачей, не замечает, что происходит вокруг него. Сосредоточенность требует участия познавательных и волевых сил человека.

Систематическая упорная и напряженная работа является определяющим условием успеха творчества. По этой условия зачастую возникают такие моменты творческого подъема, которые называют вдохновением и при наличии которых особенно успешно находят новые способы решения задач, возникают новые и продуктивные идеи, создают центральные образы художественных произведений и т.д. Для вдохновения характерно напряжения всех сил работника и эмоциональное увлечение предметом творчества и продуктивной работой над ним. Вдохновение не возникает до начала работы, а во время нее как определенный ее следствие. Отсюда следует, что для успешного достижения цели нужно систематически и регулярно работать, а не ждать, когда придет вдохновение. По словам П. Чайковского, вдохновение - это такой гость, который не любит посещать лінькуватих. Оно возникает в процессе упорной работы.

На творческой деятельности сказываются ощущение новизны дела, потребности в ней современности. Происходят мобилизация духовных сил и неосознанная, интуитивная появление новых образов, способов действий в решении проблемы.

Успешность творческого труда зависит от того, в какой мере человек владеет приемами и техникой работы, как она относится к результатам работы. Творческим работникам свойственно критическое, требовательное отношение к своим произведениям. Оно, в частности, характерно для выдающихся поэтов, писателей. О. де Бальзак двенадцать и более раз переделывал свои произведения, часто до неузнаваемости менял, корректируя их. То же самое можно сказать о инженеров, ученых.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.

2. Абульханова-Славская К.А. В субъекте психической деятельности. - М.: Наука, 1973

3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

4. Белоусов В.В. Темперамент и деятельность: Учеб. пособие. - Пятигорск, 1990.

5. Беспалов Б.И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

6. Брушлинский А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс / / Вопр. Психологи. - 1984. - №5.

7. Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

8. Волков А.М., Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

9. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

10. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников / / Вопр. психологии. - 1981. - №6.

11. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. - М.: Наука, 1986.

12. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

13. Общая психология: Підруч. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

14. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988.

15. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Наука, 1980.

16. Леонтьев А.П. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

17. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н, Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980.

18. Подольский А.И. Формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения / / Вопр. психологии. - 1985. - №5.

19. Психология: Учебник. / Под ред. Ю.Л. Трофимова, 3-тэ вид., стереотипное. - К.: Лыбидь, 2001.

20. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т.: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1986.

21. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

Безопасность деятельности человека определяется характером труда, его организацией, взаимоотношением в трудовых коллективах, организацией рабочих мест, наличием опасных и вредных факторов в среде обитания. Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влия ние на функциональное состояние организма человека и определяются: статическими и динамическими физическими перегрузками (подъём и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы); физиологи чески недостаточной двигательной активностью и нервно-психологическими перегрузками (умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов). Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это его социальная неэффективность, связанная с низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50 % рабочего времени) отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требующие напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. снижение двигательной активности, что является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии. Дли тельная умственная нагрузка угнетающе влияет на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия.

В соответствии с существую щей физиологической классификацией трудовой деятельности различают формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; конвейерные формы труда; формы труда, связанные с дистанционным управлением и формы интеллектуального труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности , имеют место при отсутствии механизации. Особенностями механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. При этом уменьшается объём мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда, снижению скорости реакции и быстрому утомлению. Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, строгой последовательностью их выполнения, заданным ритмом, автоматической подачей деталей к рабочему месту. Это приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. При полу автоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда. Задача человека ограничивается обслуживанием станка. Для этих работ характерны монотонность, повышенный темп, утрата творческого начала. При формах труда, связанных с дистанционным управлением процессами и механизмами, человек включён в систему управления как необходимое оперативное звено. Формы интеллектуального (умственного) труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объёма памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Он приводит к значительному повышению степени нервно-эмоционального напряжения, что может вызывать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение лёгочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций организма.

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности, степени эмоционального напряжения и других условий (температура, влажность, движение воздуха и др.).

Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеры, врачи, педагоги) составляют 10,5…11,7 МДж; для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестры, продавцы) – 11,3…12,5 МДж; для работников, выполняю щих работу средней тяжести (станочники, хирурги, сельскохозяйственные рабочие), – 12,5…15,5 МДж; для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (метал лурги, грузчики), - 16,3…18 МДж.

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. К свободным позам относят удобные позы сидя, которые дают возможность изменения рабочего положения тела или его частей (откинуться на спинку стула, изменить положение ног, рук). Фиксированная рабочая поза - невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга. Подобные позы встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе деятельности различать мелкие объекты. Наиболее жестко фиксированы рабочие позы у представителей тех профессий, которым приходится выполнять свои основные производственные операции с использованием оптических увеличительных приборов - луп и микроскопов. К неудобным рабочим позам относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. К вынужденным позам относятся рабочие позы лежа, на коленях, на корточках и т.д. Если по характеру работы рабочие позы разные, то оценку следует проводить по наиболее типичной позе для данной работы.

При рабочей позе сидя затраты энергии на 5…10 % выше уровня основного обмена; при рабочей позе стоя – на 10…25 %; при вынужденной неудобной позе - на 40…50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15…20 % от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет 2 % от массы тела. Повышение энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряжённости. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 % , при выступлении с публичной лекцией на 94 %, у операторов ПЭВМ - на 60…100 %.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряжённости выполняемой работы. Тяжесть труда – это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – это характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Конспект по безопасности жизнедеятельности