Свой стиль

Чем известен в истории мартин лютер кинг. Кто такой мартин лютер кинг

Элдер Камара Абрахам Кёйпер Даниель Берриган Филип Берриган Мартин Лютер Кинг Вальтер Раушенбуш Томми Дуглас Организации Конфедерация христианских профсоюзов Католическое рабочее движение Ключевые концепции Христианский анархизм Христианский гуманизм Христианский социализм Христианский коммунизм Марксизм Школа праксиса Теология освобождения Субсидиарность Человеческое достоинство Социально-ориентированная рыночная экономика Коммунитаризм Дистрибутизм Католическое социальное учение Неокальвинизм Неотомизм Коммунализм Закон посвящения Объединённый Орден Еноха Хранилище епископа Ключевые документы Rerum Novarum (1891) Princeton Stone Lectures (1898) Populorum Progressio (1967) Centesimus Annus (1991) Caritas in Veritate (2009) Портал:Христианство

Биография

Детство и юность

Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в городе Атланта (Джорджия) в семье пастора баптистской церкви. Дом Кингов располагался на Оберн-авеню - районе Атланты, где жили темнокожие, принадлежавшие к среднему классу. В 13 лет он поступил в лицей при университете Атланты. В 15 лет он победил на конкурсе ораторов, проводившемся афроамериканской организацией Джорджии.

Супружеская чета Кингов имела четырёх детей:

  • Йоланда Кинг (англ. ) - дочь (17 ноября , Монтгомери, Алабама - 15 мая , Санта-Моника , Калифорния)
  • Мартин Лютер Кинг III - сын (род. 23 октября в г. Монтгомери, Алабама)
  • Декстер Скотт Кинг (англ. ) - сын (род. 30 января , Атланта , Джорджия)
  • Бернис Альбертин Кинг (англ. ) - дочь (род. 28 марта , Атланта, Джорджия)

Деятельность

Своими выступлениями (некоторые из них сейчас считаются классикой ораторского искусства) он призывал добиваться равенства мирными способами. Его речи дали энергию движению за гражданские права в обществе - начались марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее.

Широкую известность получила речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта » («англ. I have a dream »), которую во время марша на Вашингтон в 1963 году у подножья монумента Линкольну слушали около 300 тысяч американцев. В этой речи он восславил расовое примирение. Кинг заново определил суть американской демократической мечты и разжёг в ней новый духовный огонь. Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, запрещающего расовую дискриминацию , была отмечена Нобелевской премией мира .

Как политик, Кинг являлся поистине уникальной фигурой. Излагая сущность своего лидерства, он оперировал главным образом религиозными терминами. Он определял руководство движением в защиту гражданских прав как продолжение прежней пастырской службы и использовал в большинстве посланий афроамериканский религиозный опыт. Согласно традиционному стандарту американских политических взглядов, он являлся лидером, верящим в христианскую любовь.

Подобно множеству других ярких личностей американской истории, Кинг прибегал к религиозной фразеологии, тем самым вызывая восторженный духовный отклик у своей аудитории.

Убийство

Это убийство вызвало общенациональное возмущение, сопровождавшееся бунтами чернокожего населения более чем в ста городах. В федеральной столице дома горели в шести кварталах от Белого дома, а на балконах Капитолия и лужайках вокруг Белого дома разместились пулемётчики. По всей стране 46 человек были убиты, 2,5 тысячи ранены, а на подавление беспорядков были брошены 70 тысяч солдат. В глазах активистов убийство Кинга символизировало неисправимость системы и убедило тысячи людей в том, что ненасильственное сопротивление ведёт в тупик. Всё больше чернокожих обращали свои взоры к организациям, подобным «Чёрным пантерам »

Убийца, Джеймс Эрл Рей , получил 99 лет тюремного заключения. Официально было признано, что Рей был убийцей-одиночкой, но многие считают, что Кинг пал жертвой заговора. Епископальная церковь США признала Кинга мучеником , отдавшим жизнь за христианскую веру , его статуя размещена в Вестминстерском аббатстве (Англия) в ряду мучеников XX века . Кинг был выдвинут в помазанники Божьи, [ ] и считалось, что он стоял у истоков демократических достижений движения в защиту гражданских прав.

Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне . Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником.

Речи и выступления

  • «Пастырь, ведущий свою паству»

Взгляды

Религия

Будучи христианским священником, Кинг в первую очередь находился под влиянием религиозных идей и практически всегда цитировал те или иные тексты соответствующего рода или ссылался на них не только в церковных проповедях , но и в светских речах. Он, в частности, был убежден в необходимости следовать завету о необходимости любить ближнего, как самого себя, причем не только применительно к Богу , но и к своим врагам или оппонентам - благословлять их и молиться о них. Его идеи о мирном сопротивлении восходят также к идеям, изложенным в Нагорной проповеди , согласно которым, получив удар по одной щеке, необходимо подставить другую, и в Евангелии от Матфея , где приведены слова Христа о возвращении меча в ножны . В своем письме из тюрьмы Бирмингема Кинг искал вдохновение во всеобъемлющей любви Христа к людям, а также по своему обыкновению цитировал многих христианских идеологов пацифизма . В своей речи «Я побывал на вершине горы…» он говорил, что желал лишь исполнить божественную волю.

Отказ от насилия

Кинг также был воодушевлен теми результатами, которых добился Махатма Ганди , следуя идеям отказа от насилия. По его собственным словам, он в течение продолжительного периода времени желал совершить путешествие в Индию , и в апреле 1959 года с помощью квакерского Американского комитета Друзей на службе обществу он смог отправиться в эту поездку. Этот опыт оказал на него существенное влияние и углубил его понимание идей мирного сопротивления, равно как и его желание посвятить себя борьбе за гражданские права в Америке. В своем выступлении на радио в последний день пребывания в Индии Кинг говорил, что теперь, после визита в эту страну, он в ещё большей степени, нежели прежде, убежден в могуществе ненасильственного протеста как способа борьбы угнетенных людей за справедливость и человеческое достоинство. В каком-то смысле можно сказать, что на него оказали влияние именно моральные принципы Махатмы Ганди, хотя последний, в свою очередь, сам усвоил их из произведения Л. Н. Толстого «Царство Божие внутри вас», где был изложен принцип непротивления злу насилием. Впрочем, Кинг, как и Ганди, тоже был знаком с творчеством Толстого и прибегал к цитатам из «Войны и мира » .

В некоторой степени на Кинга оказал влияние другой темнокожий правозащитник Байард Растин , который также был знаком с идеями Ганди и, по некоторым данным, был тем, кто изначально рекомендовал Кингу посвятить себя принципам отказа от насилия , выступая впоследствии в роли основного советника и наставника в ранние годы его общественно-политической деятельности . Растин также был главным организатором «Марша на Вашингтон » 1963 года . Затем, ввиду открытой гомосексуальности Растина, а также его прежних связей с Коммунистической партией США , Кингу начали активно советовать дистанцироваться от него, на что Кинг в конце концов согласился .

Кроме того, влияние на метод мирного сопротивления Кинга оказали идеи Генри Торо , представленные в его эссе «О гражданском неповиновении», с которым правозащитник ознакомился в студенческие годы. Его внимание, в частности, привлекли положения об отказе сотрудничать со злонамеренной общественной системой . Определенный эффект имело для Кинга также и знакомство с работами протестантских теологов Рейнгольда Нибура и Пауля Тиллиха , равно как и с трудом Вальтера Раушенбуша «Христианство и общественный кризис». Сам Кинг писал в письме Нибуру, что того с Тиллихом идеи повлияли на его идеологию мирного сопротивления даже в большей степени, нежели принципы Махатмы Ганди. Кроме того, на заключительных этапах своей общественно-политической карьеры Кинг использовал концепцию «агапэ » (христианской братской любви), что могло быть обусловлено усвоением воззрений Пола Рэмси .

Политика

Кинг придерживался представлений о том, что ему не следует публично поддерживать какую-либо политическую партию США или определенного кандидата и надлежит оставаться на позиции неприсоединения, чтобы иметь возможность непредвзято судить об обеих основных партиях государства и служить их совестью, а не рабом или хозяином одной из них . В 1958 году в интервью он заявил, что ни одна из партий не идеальна, ни республиканцы , ни демократы не располагают божественным всемогуществом и имеют свои недостатки и слабости, и ни с одной из них он неотрывно не связан .

Кинг также критиковал деятельность обеих партий в области расового равноправия, говоря, что американских негров предали и представители Республиканской партии, и сторонники Демократической: как те, так и другие уступили реакционерам того или иного свойства и позволили им успешно блокировать всякие либеральные инициативы в области гражданских прав населения .

Несмотря на отсутствие публичной поддержки какой-либо партии или какого-либо кандидата, в письме одному из борцов за гражданские права в октябре 1958 года Кинг писал, что не был уверен, голосовать ли за Стивенсона или Эйзенхауэра , но в прошлом всегда отдавал свой голос за демократов . В автобиографии Кинг писал, что в 1960 году он частным порядком голосовал за Дж. Кеннеди , кандидата от демократов, поскольку чувствовал, что тот станет лучшим президентом из возможных; кроме того, он отмечал, что, вполне вероятно, сделал бы исключение из своих правил неприсоединения, если бы Кеннеди баллотировался на второй срок .

«Самый эффективный метод борьбы с бедностью - её прямая отмена введением гарантированного дохода». (1967)

Оригинальный текст (англ.)

I am now convinced that the simplest approach will prove to be the most effective - the solution to poverty is to abolish it directly by a now widely discussed measure: the guaranteed income.

- Martin Luther King jr. Where do we go from here: Chaos or community? - New York: Harper & Row, 1967. (последняя книга Кинга)

По утверждениям Кинга, значительное влияние на его взгляды и мышление оказал преподаватель Бостонского университета Эдгар Шеффилд Брайтмен .

Память

  • Площадь Мартина Лютера Кинга в Москве .

Кинематограф

  • Телесериал Кинг (англ.) русск. (King , NBC , )
  • Фильм режиссёра Авы Дюверней «Сельма »

Мартин Лютер Кинг носил золотые часы Rolex Datejust на фирменном браслете Jubilee .

См. также

Напишите отзыв о статье "Кинг, Мартин Лютер"

Примечания

  1. Paul R. Krugman. . - W. W. Norton & Company, 2009. - С. 84. - ISBN 978-0-393-33313-8 .
  2. Боровик Г. А. часть 2 «Расследование» // Пролог. - М .: Правда, 1985.
  3. King, Jr. Martin Luther. . - University of California Press, 2005. - P. 231. - ISBN 0-520-24239-4 .
  4. King, Jr. Martin Luther. . - University of California Press, 2005. - P. 149, 269, 248. - ISBN 0-520-24239-4 .
  5. Kahlenberg, Richard D. . , Washington Monthly . из первоисточника 8 июля 2012. Проверено 12 июня 2008.
  6. Bennett Scott H. Radical Pacifism: The War Resisters League and Gandhian Nonviolence in America, 1915–1963. - Syracuse University Press, 2003. - P. 217. - ISBN 0-8156-3003-4 .
  7. Farrell James J. The Spirit of the Sixties: Making Postwar Radicalism. - Routledge, 1997. - P. 90. - ISBN 0-415-91385-3 .
  8. De Leon David. Leaders from the 1960s: a biographical sourcebook of American activism. - Greenwood Publishing, 1994. - P. 138. - ISBN 0-313-27414-2 .
  9. Arsenault Raymond. Freedom Riders: 1961 and the Struggle for Racial Justice. - Oxford University Press, 2006. - P. 62. - ISBN 0-19-513674-8 .
  10. King, M. L. Morehouse College (Chapter 2 of The Autobiography of Martin Luther King, Jr.)
  11. Oates Stephen B. . - HarperCollins. - P. 159. - ISBN 978-0-06-092473-7 .
  12. King, Jr. Martin Luther. . - University of California Press, 2000. - P. 364. - ISBN 978-0-520-22231-1 .
  13. King, Jr. Martin Luther. . - University of California Press, 2000. - P. 84. - ISBN 978-0-520-22231-1 .
  14. King, Jr. Martin Luther. . - University of California Press, 1992. - P. 384. - ISBN 978-0-520-07951-9 .
  15. King, Jr. Martin Luther. . - Hachette Digital, 1998. - P. 187. - ISBN 978-0-446-52412-4 .
  16. на stanford.edu (англ.)

Литература

  • Миллер У. Р. Мартин Лютер Кинг: Жизнь, страдания и величие / Пер. с англ. В. Т. Олейника. - М .: Рудомино ; Текст , 2004.

Ссылки

  • Кинг М. Л. - статья из Большой советской энциклопедии .
  • Кинг М. Л. // Энциклопедия «Кругосвет ».
  • Кинг М. Л. // Реформация и протестантизм
  • на IMDB
  • Кинг М. Л. . - М .: Наука, 1970.
  • Кинг М. Л.
  • Киселёв В. // Опыт ненасилия в XX столетии / Под ред. Р. Г. Апресяна. - М .: Аслан, 1996.

В 1964 году Мартину Лютеру Кингу была присвоена Нобелевская премия мира за успехи в деле демократизации американского общества. Он очень хотел полностью уничтожить расовые предрассудки, чтобы черные и белые люди могли наконец-то сосуществовать в Америке совершенно на равных.


Его отец Майкл Кинг был пастором баптистской церкви в Атланте, штат Джорджия. Однажды в 1934 году отец Майкл поехал путешествовать по Европе, побывал в Германии. Там он познакомился с учением немецкого реформатора Мартина Лютера и настолько был впечатлен его работой, что решил взять его имя себе и своему пятилетнему сыну. С этих пор их звали Мартин Лютер Кинг Старший и Мартин Лютер Кинг Младший. Этим актом Кинг Старший обязал своего сына и себя следовать учению выдающегося немецкого священника и богослова.


Позже преподаватели колледжей и школ отметили, что по способностям Мартин Младший значительно превосходил остальных сверстников. Он сдавал все экзамены на «отлично», хорошо учился, пел в церковном хоре.


В 10 лет он был приглашен на премьеру фильма «Унесенные ветром» и исполнил там песню. В 13 Мартину удалось поступить в лицей при университете Атланты, спустя 2 года стал победителем ораторов, проводимый Афроамериканской организацией Джорджии. Свои выдающиеся способности он в очередной раз доказал, поступив в колледж Морхауз, сдав экзамены средней школы экстерном.


В 1947 году Мартин стал служителем и помощником в баптистской церкви отца Мартина Лютера Кинга Старшего. Учебу он при этом решил не оставлять и на следующий год поступил в теологическую семинарию в Честере, в штате Пенсильвания. Там ему в 1951 году была присуждена степень бакалавра богословия. В Бостонском университете он в июне 1955 года защитил степень доктора философии.

Жизнь после учебы и начало активной деятельности

После окончания учебы, Мартин Лютер принялся . В баптистской церкви в Монтгомери он стал лидером протеста чернокожего населения, выступавшего против расовой сегрегации. Первопричиной стал инцидент, который произошел с чернокожей Розой Паке, когда ее попросили покинуть автобус. Она отказалась это сделать, обратив внимание оппонентов на то, что же равноправная гражданка Америки. Эту женщину поддержало все чернокожее население города. На год был объявлен бойкот всем автобусам. Кинг Младший довел это дело до Верховного суда. Судом сегрегация была признана неконституционной и тогда власти сдались.


Вышеописанная ситуация - это бескровного и ненасильственного сопротивления властям. Далее Мартин Лютер решил бороться за равные права негров, касающихся получения образования. В Верховный суд США был подан иск против властей тех штатов, где черным не давали учиться наравне с белыми. Суд признал правоту этого иска, так как раздельное обучение белых и черных противоречило конституции Америки.

Первые серьезные проблемы и опасность для жизни

Противники объединения черных и белых стали охотиться на Кинга Младшего, так как его выступления собирали тысячи черных и белых людей вместе и были очень эффективны. Он стал для многих влиятельных людей словно кость в горле.


В 1958 году, на одном из многочисленных выступлений его ударили в грудь ножом. Мартина тут же увезли в больницу, спасли его жизнь и после лечения он продолжил агитацию. Его часто показывали по телевидению, писали о нем в газетах. Мартин Лютер стал очень популярным политическим деятелем и лидером, гордостью чернокожего населения совершенно всех штатов.


В 1963 году он арестован и обвинен в нарушении общественного порядка. Попав в тюрьму Бирмингема, его вскоре отпустили, так как не нашли никакого криминала. В этом же году Мартин Младший был принят президентом США Джоном Кеннеди. После встречи с ним, он поднялся на ступени Капитолия и произнес многотысячной толпе свою знаменитую речь, которую все сегодня знают под названием «У меня есть мечта».

Последнее выступление

В 1968 году, во время выступления перед участниками демонстрации в Мемфисе, в него выстрелили и выстрел этот оказался смертельным. В этот момент темнокожая Америка потеряла своего самого верного защитника, мечтавшего о равноправии в стране и отдавшего за это собственную жизнь. С тех пор третий понедельник января отмечается в США как День Мартина Лютера Кинга и является национальным праздником.


Дело Мартина Лютера Младшего продолжила его жена Коретта Скот Кинг. Она продолжила ненасильственное сопротивление сегрегации, дискриминации, колониализму, расизму и т.п.

Мартин Лютер Кинг Мартин Лютер Кинг (англ. Martin Luther King; 15 января 1929, Атланта (штат Джорджия, США) 4 апреля 1968, Мемфис, Теннесси, США) самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер ненасил … Википедия

Кинг Мартин Лютер - (King) (1929 1968), один из руководителей борьбы за гражданские права афроамериканцев в США, инициатор тактики ненасильственных действий. Баптистский пастор (с 1954). Основатель афроамериканской организации «Южная конференция христианского… … Энциклопедический словарь

Кинг, Мартин Лютер - (Martin Luther King, Jr.) (15 января 1929, Атланта, Джорджия 4 апреля 1968, Мемфис, Теннесси) американский общественный деятель, лидер борьбы за гражданские права негров. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский… … Политология. Словарь.

Кинг Мартин Лютер - (King, Martin Luther, Jr.) (1929 68), амер. священник и лидер движения за гражд. права. Будучи баптистским пастором в негритянских церквах в Алабаме и Джорджии, К. прославился на всю страну тем, что возглавил (1955 56) бойкот обществ, транспорта… … Всемирная история

КИНГ Мартин Лютер - (King, Martin Luther) МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ (1929 1968), американский священник и общественный деятель, лидер движения за гражданские права черного населения в 1950 1960 х годах. Родился 15 января 1929 в Атланте (шт. Джорджия), в семье баптистского… … Энциклопедия Кольера

Кинг Мартин Лютер - Кинг (King) Мартин Лютер (15.1.1929, Атланта, штат Джорджия, ‒ 4.4.1968, Мемфис, штат Теннесси), деятель негритянского движения США, один из руководителей борьбы за гражданские права негров. В 1955 окончил Бостонский университет со степенью… … Большая советская энциклопедия

Кинг, Мартин Лютер (старший) - Мартин Лютер Кинг старший Martin Luther King, Senior … Википедия

КИНГ МАРТИН ЛЮТЕР-МЛАДШИЙ - (King, Martin Luther, Jr.) (1929–1968) Баптистский пастор, получивший известность как лидер американского Движения за гражданские права. Кинг, изучавший теологию в Крозьерской семинарии и Бостонском университете, в 1955 г. стал пастором в… … Политология. Словарь.

Кинг, Мартин Лютер III - Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

Мартин Лютер Кинг - (англ. Martin Luther King; 15 января 1929, Атланта (штат Джорджия, США) 4 апреля 1968, Мемфис, Теннесси, США) самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер ненасил … Википедия

Книги

  • Речи, изменившие мир Купить за 2375 руб
  • Речи, изменившие мир , . Могут ли слова изменить историю человечества? Безусловно, могут, если они произнесены великим человеком. Эта книга расскажет про 55 речей, изменивших мир, про обстоятельства их произнесения и…

Мартин Лютер Кинг жил во времена, когда, несмотря на то, что в США уже не было рабовладения, чернокожие граждане считались людьми второго сорта и подвергались различным формам унижения. Несколько сотен лет назад африканцы массово привозились в Америку, они были закованы в цепи и продавались, как рабы.

Мартин Лютер Кинг-младший родился в Атланте в штате Джорджия в 1929 году. Его дед и отец были священниками, а мать учительницей. В семье кроме Мартина было ещё двое детей. При рождении мальчика назвали Майкл Кинг, как и его отца, но после путешествия в Германию, было решено дать ему имя Мартин, в честь религиозного реформатора Мартина Лютера.

Мартин Лютер был профессором теологии и протестантским реформатором в Германии. Он не соглашался с идеей, что свободу от Божьего наказания можно купить с помощью денег.

(Мартин Лютер)

В детстве Кингу нравилось участвовать в спортивных играх, петь в церкви отца и изучать Жития известных чернокожих лидеров. Мартин Лютер Кинг получил высшее теологическое образование, и признан самым выдающимся оратором в истории Америки. Он также был красноречивым поэтом. Всю свою не столь долгую жизнь он посвятил мирной борьбе против расизма и за расовое равноправие. В 1964 году его заслуги были отмечены Нобелевской премией. В 1968 году, во время подготовки «Кампании бедных людей» и оккупации Вашингтона, он был убит, но впоследствии награждён множеством медалей, как это принято у людей (убить и наградить).

В то время афро-американцы были отгорожены от белого населения. Чернокожие часто подвергались унижениям, они должны были учиться в школах для чёрных, уступать место в транспорте белым, не были вхожи в различные учреждения, были ограничены в выборе работы и т.п. Во многих штатах повсюду красовались таблички «Только для белых».

Когда Кинг был маленьким, он дружил с двумя белыми мальчиками, однако впоследствии родители этих детей запретили им общаться с Кингом из-за того, что он был темнокожим.

Однажды он ехал в автобусе со своей учительницей, и водитель приказал им встать, чтобы, согласно законам того времени, уступить место белым пассажирам. Кинг очень сильно разозлился, но по просьбе своей учительницы смирился и не стал нарушать закон. Позднее он говорил, что никогда в жизни не испытывал такого чувства гнева, как во время этого инцидента.

Мартин Лютер был отличным учеником и «перепрыгнул» 9 и 12 класс. В 15 лет он уже учился в колледже Морехаус. Однажды он упрекнул студента за хранение пива в их комнате, так как, по его словам, они вместе «разделяли ответственность как афро-американцы за «тяготы негроидной расы».

В колледже Мартин Лютер влюбился в иммигрантку из Германии, которая работала поваром в столовой, но его отговорили жениться на ней, так как это вызвало бы сильное волнение и шум, как в белом, так и в чёрном сообществе, тем более, в этом случае ему бы уж точно «не светило» стать священником. Позднее он женился на Коретте Скотт, которая получила музыкальное образование в колледже, в их семье родилось четверо детей.

В своих речах Мартин Лютер Кинг говорил, что никогда не намеревался стать политиком. В душе - он пастырь, и как пастырь заботится обо всём человечестве. Он, как и другие активисты, был вдохновлён идеями Махатмы Ганди о ненасилии, и даже отправился в Индию, где в конце своего путешествия сказал: «С тех пор как я нахожусь в Индии, я больше, чем когда-либо прежде, убеждаюсь, что метод ненасильственного сопротивления является самым мощным оружием, доступным угнетенным народам в борьбе за справедливость и человеческое достоинство». Кинг столь уважал Ганди, что даже во время своей речи при вручении Нобелевской премии упомянул его, сказав: «Он боролся только с помощью оружия правды, силы духа, ненасилия и мужества». Считается, что сам Ганди черпал своё вдохновение в труде Льва Толстого «Царство Божье внутри вас».

Кинг также руководствовался эссе «О долге гражданского неповиновения» Генри Дэйвида Торо, американского общественного деятеля, писателя и мыслителя. В 1846 году, выступая против войны, которую США вели в Мексике, Генри Торо демонстративно отказался платить налоги, за что на короткое время был заключён в тюрьму. Будучи сторонником аболиционизма, Торо отстаивал права негров.

(Генри Дэйвид Торо. Википедия)

Кинг, как и Ганди, считал, что применение оружия при высказывании протеста - это всегда признак слабости. Он говорил, что насилие создаёт множество социальных проблем. Однако Кинг считал, что потакание злу и смиренность со злом является не меньшим грехом, чем применение физической силы в знак протеста. «Мирное противостояние не приравнивается к пассивному противостоянию; оно не агрессивно физически, но динамично духовно», - сказал Кинг в одном интервью. Он также утверждал, что, будучи пацифистом, он не является анархистом, как некоторые последователи Толстого. По его словам, так как человечество находится на различных уровнях зла, то разумное применение силы, например, полицейскими, может иметь место.

Автобусные протесты

Мартин Лютер Кинг устраивал многочисленные мирные марши и акции протеста, чтобы добиться равноправия перед законом для всех американцев. В 1955 году была арестована чернокожая женщина по имени Роза Паркс, не желавшая уступать своё законное место в автобусе. Она сидела в секции автобуса сразу за местами «Только для белых», но когда все места для белых были заняты, водитель попросил её встать и уступить место белому пассажиру, но она отказалась. Начались протесты, чернокожие отказывались ездить в автобусах.

Однажды, когда Мартин Лютер Кинг был на очередной встрече, кто-то повредил его дом. Последователи Кинга хотели отомстить, но Мартин убедил их, говоря, что ненависть нужно встречать с добротой. «Автобусный протест» длился почти год. Темнокожие граждане отстояли своё право, и в автобусах отменили секции «Только для белых».

В 1963 году Мартин руководил самым большим маршем в Вашингтоне, за ним следовали более 200,000 человек разных рас. Там он произнёс свою знаменитую речь под названием «У меня есть мечта». «...У меня есть мечта, что настанет день, когда четверо моих детей будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету их кожи, а по тому, что они собой представляют», - произнёс в своём выступлении Мартин Лютер Кинг.

Слова его последней трогательной речи с названием «Я видел Землю обетованную» звучат особенно пророчески в свете того, что на следующий день он был убит. Убит, но не забыт, потому что его невероятная смелость, порядочность и чувство справедливости остались навеки в сердцах будущих поколений.

Вот отрывок этой речи:

«...А потом я приехал в Мемфис. И кто-то начал угрожать или повторять чьи-то угрозы. Но что может мне сделать кучка наших сумасшедших белых братьев?

Что ж, я не знаю, что сейчас произойдет. У нас впереди трудные дни. Но меня это не тревожит. Ведь я достиг вершины горы. Поэтому меня не волнуют угрозы. Как и все мы, я хотел бы жить долго.

У долгой жизни есть свои преимущества. Но сейчас меня это не волнует. Я просто хочу исполнить волю Господа. Это Он разрешил мне достичь вершины горы. И я посмотрел вокруг. И увидел Землю обетованную. Возможно, мне не суждено дойти до неё вместе с вами.

Хочу, чтобы вы знали сегодня, что наш народ достигнет этой земли. И я счастлив сегодня. Меня ничто не тревожит. Я никого не боюсь. Мои глаза уже видели величие Господа».

Впоследствии Америка изменилась. Таблички «Только для белых» стали незаконными, и люди всех рас могут посещать те же школы, рестораны, магазины.

Некоторые из афоризмов Мартина Лютера Кинга:

Древний закон «око за око» приведет к тому, что все останутся слепыми. Он аморален, потому что пытается усмирить противника, а не добиться его понимания; он стремится уничтожить, а не привлечь на свою сторону. Насилие аморально, ибо оно наживается на ненависти. Оно разрушает единение и делает невозможным братство между людьми.

Трусость спрашивает - безопасно ли это? Целесообразность спрашивает - благоразумно ли это? Тщеславие спрашивает - популярно ли это? Но совесть спрашивает - правильно ли это? И приходит время, когда нужно занять позицию, которая не является ни безопасной, ни благоразумной, ни популярной, но ее нужно занять, потому что она правильная.

Нация, которая продолжает из года в год тратить больше денег на военную оборону, чем на социальные программы по поддержке населения, приближается к духовной смерти.

Угнетатель никогда не дарует свободу добровольно; угнетаемый должен ее потребовать.

Исследования науки обогнали духовное развитие. У нас есть управляемые ракеты и неуправляемые люди.

Беспорядки - это язык не выслушанных.

Если бы мне сказали, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево.

Философский взгляд на гражданское неповиновение

Автор попытается рассмотреть принцип гражданского неповиновения с точки зрения своего ограниченного понимания духовного учения Фалунь Дафа. С одной стороны, в отличие от прежних духовных учений, которые основывались в большей степени на идее смирения перед лицом преследования, Фалунь Дафа учит, что практикующие Фалунь Дафа не должны принимать преследование со стороны злых сил, а должны полностью его отрицать. Возможно, как я это вижу, это одно из проявлений «неповиновения» на более высоком уровне, зло не должно быть оправдано и не стоит того, чтобы перед ним смирялись. С другой стороны, практикующие также должны быть законопослушными гражданами, однако, законопослушание, в понимании автора, не обязательно означает полное и беспрекословное смирение и послушание во всём.

Например, после 1945 года был принят всемирный закон о том, что страны не должны нападать друг на друга и начинать войны (имеется ввиду Устав ООН 1945 года и его положение о мирном разрешении международных споров). Это действующий закон, но сколько стран ему следуют? К примеру, если я гражданка какой-то страны, платящая государственные налоги, пользуясь которыми моё правительство нарушает всемирный закон о ненападении на другие страны, то я должна повиноваться законам своей страны и платить налоги, или же должна применить принцип «гражданского неповиновения», осознавая, что мои деньги с налогов пойдут на уничтожение мирного населения других стран? С духовной точки зрения, с одной стороны, войны являются проявлением на Земле изменений небесных знамений, но, с другой стороны, каждый человек ответствен за то, на что он использует свои деньги и ресурсы. Если я дам пожертвование бездомному на улице, а он на эти деньги купит алкоголь или наркотики, но вина за его грехопадение переходит и на меня, потому что это означает, что своим денежным вкладом я помогла ему в его грехопадении.

Пример из личной жизни. Несмотря на давление некоторых людей, я отказалась иметь мобильный телефон, и ни разу в жизни не пользовалась им. Для меня лично, мобильный телефон - это посягательство на моё личное пространство и свободу, уже не говоря о доказанных негативных влияниях на здоровье микроволновых технологий. Другой пример, не так давно мы с мужем оказались в ситуации, когда муж стал безработным, и в нашей семье не было другого источника дохода. Мужу предложили работу, но на ней нужно каждый день, в целях так называемой безопасности, проводить пальцем по аппарату, считывающему отпечаток пальца. Муж посчитал такую тактику негуманной и противоестественной и отказался от этой работы. Это также можно посчитать примером гражданского неповиновения.

В последнее время законы в странах только ужесточаются и всё более посягают на свободу человека. Например, в России на днях принят закон об обязательной вакцинации (прививки) всех детей, без которой они не будут допускаться в школы и детские сады. Это, несмотря на то, что существует уже много доказанных случаев смертей от прививок. Я считаю, что граждане в этом случае могут использовать принцип «гражданского неповиновения» и отказаться от прививок, если посчитают такую медицинскую тактику негуманной или опасной для здоровья своих детей.

Кончено, это лишь примеры личного мнения, и не обязательно все должны им следовать. Экстремальные взгляды на гражданское неповиновение могут привести к революциям, хаосу и беспорядкам. Если совесть подсказывает человеку, как делать правильно или неправильно, то нужно ей следовать, но делать это мирным, ненасильственным путём.

(Скульптура Мартина Лютера Кинга, установленная в 1998 году у входа в Вестминстерское аббатство)

Мартин Лютер Кинг: воин слова, сделавший Америку свободнее

Писать об этом человеке одновременно и сложно, и просто. Его короткая жизнь баптистского проповедника была лишена внешне ярких событий и внезапных перемен, что бывает характерным для биографий великих реформаторов, меняющих жизнь страны. Будучи непревзойдённым оратором, он дал жизнь многим ярким и цепляющим фразам, ставшими крылатыми ещё при его жизни. Но одна из них, без сомнения, может дать характеристику всей личности этого человека. «Принимающий зло без сопротивления - становится его пособником». Так сказал удивительный американец, Мартин Лютер Кинг .

Мартин Лютер Кинг - сухие строчки биографии, или маленькая тень большой личности

У Мартина Лютера Кинга есть ещё одна выразительная и мудрая фраза: «Все, что мы видим, является тенью, брошенной тем, что мы не видим». Эту фразу в полной мере можно отнести к биографии проповедника, на первый взгляд, достаточно спокойной и даже заурядной. Но какая жизнь и какие страсти скрываются за этой биографией!

Он появился на свет 15 января 1929 года, в городе Атланта, штат Джорджия . Отец трудился на ниве пасторства в местной церкви, и назвал сына в честь великого немецкого реформатора XVI века, Мартина Лютера. Семья жила в районе, где обитали только чернокожие жители, а для Америки тех времён это значило очень много, если не всё. Расовая сегрегация была для страны привычным явлением.

В 13 лет мальчик, экстерном закончив начальную школу, оказался в лицее при университете Атланты, а уже через пару лет стал победителем конкурса ораторов в штате Джорджия. С тех пор слово стало его главным оружием, которым он владел совершенно виртуозно.

В 1947 году юный Кинг возвратился домой в чине церковного служителя, и стал работать вместе с отцом в знакомом с детства храме. Параллельно учился в колледже на специальности «социология»: здесь в 1948 году стал бакалавром. Немного позже стал бакалавром по богословию, получив его в штате Пенсильвания . Его образование завершилось получением степени доктора теологии в Бостонском университете.

В 1954 году Кинг с женой, с которой познакомился ещё в Бостоне , перебрались в Алабаму . Здесь он получил приход в местной церкви, здесь же, в Монтгомери, у них с супругой родилось 4-ро детей.

В этом городе проповедник всерьёз занялся политической деятельностью, стал видным общественным деятелем.

В 1958 году его ударили ножом, когда Кинг раздавал автографы на улице. Через шесть лет, будучи уже политиком общенационального масштаба, получил Нобелевскую премию мира как человек, внёсший весомый вклад в движение к расовому примирению.

8 марта 1968 года в Мемфисе, во время многотысячного марша, был застрелен снайпером, нанятым его политическими оппонентами.

Вот так можно описать то малое, что видимо всем. А как же выглядит большое невидимое?

Мартин Лютер Кинг - проповедник, политик, борец

Уникальность Мартина Лютера Кинга, как политика и общественного борца, заключается в том, что он был религиозным проповедником. Его непревзойдённые речи, считающиеся вершиной ораторского искусства XX века, были текстами религиозного деятеля, построенными на Библии и других священных писаниях.

Мартин Лютер с детских лет крайне остро и отрицательно воспринимал существующее в США расовое неравенство. Он считал его антихристианским, несправедливым, чуждым настоящей человеческой природе. При этом Кинг выступал исключительно за мирные способы борьбы, будучи сторонником теории ненасилия Махатмы Ганди. Есть неопровержимые сведения, что ему были известны и близки также многие труды и взгляды Льва Толстого, которого сам Ганди считал одним из своих учителей.

В 1960 году проповедник даже специально ездил в Индию, чтобы поближе познакомиться с учением и взглядами Ганди. Речи Кинга были наполнены невероятной энергией и мощью, они покоряли и буквально гипнотизировали людей. Под их влиянием создавались общественные движения, собирались многотысячные протестные демонстрации.

Свою звёздную речь - «У меня есть мечта» - ставшую ораторским бестселлером, разошедшимся на цитаты, Кинг произнёс тёплым августовским днём 1963 года возле мемориала Линкольна в столице США . В Америке она признана лучшей ораторской речью XX века! Во многом благодаря ей проповедник получил премию «Грэмми» в жанре разговорного альбома.

Мартин Лютер Кинг многим людям казался чудаком, наивным человеком, верящим в то, что любовь к ближнему способна превозмочь всё. Он отрицал силу и призывал, в случае надобности, подставить левую щёку, если тебя ударили по правой. Несмотря на кажущуюся слабость, его позиция и несгибаемая вера сумели коренным образом изменить Америку, а сам он завоевал непререкаемый авторитет.

Стоит только упомянуть, что на похороны этого неординарного человека пришло более ста тысяч людей! В честь его Дня рождения - 15 января - третий понедельник этого месяца является сейчас общенациональным праздником США, а епископальная церковь официально признала его мучеником.

Кинг ещё при жизни успел увидеть, как в разных штатах страны один за другим начали отменять законы о расовой сегрегации, являющиеся, по сути, отзвуками той эпохи рабства, которая, казалось бы, давно закончилась в Америке.

Мемориалы Кингу существуют в нескольких странах мира, а в Большой ротонде Капитолия установлен его бюст. Так человечество, и Америка в первую очередь, подчёркивает своё уважение человеку, который, наследуя учение Христа, смог любовью к ближнему сделать окружающий мир лучше и справедливее.